Взрыв на транспорте

История терактов на транспорте. От народовольцев до наших дней

Впервые мишенью террористов пассажиры международных аэропортов стали 15 июля 1983 года, когда начиненный взрывчаткой большой чемодан взорвался перед стойкой турецкой авиакомпании в международном аэропорту Орли в Париже. Бомба взорвалась раньше времени, она должна была взорваться в самолете во время полета из Парижа в Стамбул.

Взрыв в Орли организовали члены армянской террористической организации ASALA. Семь человек погибло, 60 получили ранения. Бомба состояла всего лишь из полкило пластиковой взрывчатки Semtex, однако она была соединена с четырьмя портативными газовыми баллонами, что объясняет серьезные ожоги у многих раненых, из которых четверо позднее скончались.

Аэропорты на некоторое время стали одной из наиболее привлекательных мишеней для бомбистов. Статистика, однако, свидетельствует, что в последние десятилетия террористы все реже закладывают бомбы в международных аэропортах, а также в правительственных зданиях, офисах, гостиницах, местах проведения крупных международных мероприятий, на международных курортах и т.д.

Обратите внимание

Причиной этого стало повсеместное усиление мер безопасности на этих объектах. Поэтому большинство взрывов бомб, в том числе и с участием террористов-самоубийц, в последние два десятилетия происходило в общественных местах, на улицах, магазинах, в автобусах.

Кроме самого взрыва бомбы, серьезную опасность также представляет возникающая паника — спасающиеся люди способны нанести друг другу тяжелые травмы.

Террористы за эти годы не только унесли жизни сотен людей — они также значительно осложнили работу авиакомпаний и аэропортов, сделали менее комфортной жизнь пассажиров, стали причиной роста цен на билеты.

В 2006 году исследовательская корпорация RAND опубликовала доклад, авторы которого исследовали причины, по которым террористические структуры часто выбирают в качестве целей атак объекты транспортной инфраструктуры.

По мнению авторов, это объясняется тем, что в результате таких терактов, как правило, погибает большое число жертв, они вызывают повышенный интерес СМИ и порождают беспокойство большого количества людей, опасающихся, что следующей жертвой могут стать они или их близкие.

Эксперты на основании изучения многолетней статистики также склоняются к выводу, что для организации взрывов бомб террористы не должны обладать особыми организационными способностями и значительными ресурсами.

До 80% всех бомб, применявшихся террористами на протяжении последних десятилетий, были изготовлены в домашних условиях или в примитивных лабораториях. Относительно редко террористы используют армейское вооружение — гранаты, мины, авиабомбы и пр.

Сложность устройства бомб и их смертоносность зависят, прежде всего, от уровня воображения изготовителей и от материалов, которыми они обладают. К числу наиболее часто используемых террористами взрывчатых веществ относятся Semtex, RDX («циклонит» или «гексоген»), C4 («пластид»), тринитротолуол и динамит.

Важно

Для повышения убойной силы бомбы дополнительно снабжают гвоздями, стальными болтами и пр. Одна из серьезных проблем заключается в том, что из ряда химикатов, используемых, например, при производстве удобрений, возможно изготовить взрывчатку.

По оценкам экспертов, заблаговременно обнаружить взрывное устройство невероятно сложно, поскольку бомбы могут быть замаскированы практически под любой предмет, который может быть доставлен на место взрыва самым неординарным образом.

Все бомбы, которые использовали и используют террористические и криминальные структуры, имеют лишь одну схожу черту — они изначально разрабатываются для того, чтобы быть взорванными.

Наиболее опасны бомбы, которые закладываются в автомобилях, поскольку они имеют наибольшую убойную силу и их взрыв приводит к значительным жертвам и разрушениям. Противостоять подобным угрозам крайне сложно, потому что досмотр всех без исключения автомобилей невозможен.

Небольшие взрывные устройства особо опасны в том случае, если они взрываются в вблизи газовых и электрических коммуникаций внутри зданий, а также в торговых помещениях, заполненных людьми. В последние годы возросла вероятность того, что взрывное устройство на место взрыва доставит человек, не желающий сохранения собственной жизни.

Из истории терактов на транспорте

1881 год. Россия, Санкт-Петербург. Боевики организации «Народная Воля» убили царя Александра Третьего, взорвав его карету. Ранее народовольцам удалось взорвать царский поезд. Народовольцы использовали «бомбовую» тактику, которую несколько десятилетий активно применяли европейские анархисты и революционеры.

1933 год. Бельгия. Впервые в истории гражданский авиалайнер компании Imperial AW был уничтожен в результате взрыва бомбы, пронесенной на борт. Виновников преступления так и не нашли: в его организации обвиняли коммунистов, нацистов, националистов и анархистов. С 1950-х годов взрывы бомб на борту пассажирских самолетов стали настоящим проклятием авиакомпаний.

Взрывы самолетов. В 1955 году в США авиалайнер был впервые взорван преступником-одиночкой. Преступление совершил американец, желавший получить страховку после гибели матери, находившейся на борту самолета.

Начиная с 1960-х годов попытки пронести взрывчатку на борт самолетов стали постоянными.

Вероятно первым самолетом, уничтоженным «классическими» террористами с помощью бомбы, был лайнер компании Cubana Airlines, в 1976 году совершавший рейс из Барбадоса в Гавану. Погибло 73 человека.

В организации этого преступления был обвинен кубинец, бежавший из Кубы в Венесуэлу, член одной из экстремистских организаций кубинских эмигрантов-антикоммунистов.

Совет

В 1983 году сикхские националисты заложили бомбу в самолет авиакомпании Air India. В результате взрыва погибли 329 пассажиров и членов экипажа лайнера. Это крупнейшая катастрофа такого рода.

До 11 сентября 2001 года этот теракт считался наиболее кровавым преступлением террористов. Несмотря на то, что в середине 1980-х годов меры безопасности в аэропортах были существенно ужесточены, террористам периодически удавалось достичь успеха. Наибольшее число удавшихся терактов на счету палестинских террористических группировок и «Аль-Каиды».

Террористы из Народного Фронта Освобождения Палестины впервые начали использовать новую тактику доставки взрывных устройств на борт пассажирских самолетов: они передали заминированный багаж ни о чем не подозревавшим пассажирам (в обоих случаях это были юные девушки). Ныне всех пассажиров предупреждают о том, что перед полетом они не должны брать пакеты и чемоданы у незнакомых им людей.

1973 год. Испания, Мадрид. Члены баскской сепаратистской организации ЭТА взорвали автомобиль, в котором находился премьер-министр Испании. Премьер-министр погиб. Первая успешная бомбовая атака такого рода в современной истории.

1977 год. СССР, Москва. Первый взрыв бомбы в метро. Армянские националисты из партии «Дашнакцютюн» взорвали на станции метро «Бауманская» бомбу, заложенную в чугунную гусятницу. Погибло 6 человек. Впоследствии террористы организовывали взрывы в метро в Баку (Азербайджан), Париже (Франция) и Нью-Йорке (США).

1979 год. Великобритания. Боевики Ирландской Республиканской Армии доставили бомбу на борт яхты, где находился видный британский политик — лорд Маунтбаттен. В результате взрыва лорд и еще три человека погибли. Вероятно, это первый случай, когда террористы организовали взрыв бомбы на борту тщательно охраняемого судна.

1983 год. Франция, Париж. Впервые мишенью террористов стали пассажиры международных аэропортов. Взрыв в международном аэропорту Орли организовали члены армянской террористической организации ASALA. Семь человек погибло, 60 получили ранения. Аэропорты на некоторое время стали одной из наиболее привлекательных мишеней для бомбистов.

1985 год. Болгария, Бургос. Первая террористическая атака в пассажирском поезде. Число жертв неизвестно. Атаку организовали этнические турки — жители Болгарии.

1987 год. Пакистан, Пешавар. Террористы, вероятно связанные с одной из враждующих афганских фракций, взорвали бомбу в рейсовом автобусе, убив несколько человек. В 1990-е годы пассажирские автобусы стали одной из излюбленных мишеней террористов. В последние годы особенно часто подобного рода теракты происходят в Израиле.

2000 год. Йемен, Аден. Впервые террористы использовали катер-бомбу. Катер, нагруженный взрывчаткой и управляемый смертником из «Аль Каеды», взорвался вблизи американского эсминца Cole. Погибло 17 моряков, 37 получили ранения. В 2000 году провалилась аналогичная атака против американского военного корабля Sullivan.

2001 год. США. Впервые террористы захватили четыре самолета и использовали их в качестве управляемых бомб, протаранив Всемирный Торговый Центр в Нью-Йорке и в здание Пентагона.

В результате теракта погибли 2 973 человека и 19 угонщиков.

Результатом этой атаки стало кардинальное изменение политики США и многих других стран мира, вторжение в Афганистан и Ирак, экономический кризис и т.п.

В декабре 2001 ода впервые бомба на борт самолета была доставлена в ботинке. Террорист Ричард Рейд (англичанин, принявший ислам) пытался взорвать лайнер авиакомпании American Airlines. Его обезвредили пассажиры и члены экипажа. С тех пор в аэропортах США ведется досмотр обуви пассажиров.

2004 год. Испания, Мадрид. Взрыв на железнодорожном вокзале, в результате которого погибли 191 человек, получили ранения 1.4 тыс. Взрыв организовала исламистская организация, связанная с «Аль-Каидой».

После этой атаки Испания вывела свои войска из Ирака — впервые террористы смогли добиться выполнения политических требований в результате взрыва бомбы.

Ранее террористы часто проводили взрывы бомб на железнодорожных вокзалах: наиболее известен теракт в Болонье (Италия) 1980 года, который организовали неонацисты. Тогда погибло более 80-ти человек).

2005 год. Великобритания. Лондон. Впервые проведена крупномасштабная атака на объекты городского транспорта.

В час пик исламисты практически одновременно взорвали три бомбы в трех поездах метро, часом позже был взорван автобус с пассажирами. В результате, погибли четверо террористов и 52 пассажира.

Обратите внимание

Работа лондонской подземки и многих иных служб была парализована на несколько дней.

2006 год. Великобритания. Лондон. Спецслужбы Великобритании объявили о раскрытии заговора по взрыву трансатлантических авиалайнеров. Террористы впервые в истории намеревались использовать «жидкую взрывчатку». Ныне большинство авиакомпаний запрещают проносить в ручной клади любого рода жидкости.

30 декабря 2006 года Мадрид. Испания. Произошел взрыв на автомобильной стоянке четвертого терминала аэропорта Barajas. Взрывчатое вещество было заложено в мини-фургон Renault Traffic. В результате взрыва два человека погибли и более 30 человек получили легкие ранения.

Незадолго до взрыва неизвестный, представившийся членом ЭТА, трижды звонил по телефону в различные службы, предупреждая о взрыве, что позволило полиции заранее оцепить стоянку.

Источник: http://www.gazetaprotestant.ru/2011/01/istoriya-teraktov-na-transporte-ot-narodovolcev-do-nashih-dney/

Действия населения при взрывах (в доме, на улице, в транспорте, в метро)

Главная » 2013 » Февраль » 20 » Действия населения при взрывах (в доме, на улице, в транспорте, в метро)

Действия населения при взрывах (в доме, на улице, в транспорте, в метро)
       Причинами взрывов в доме могут быть: взрыв телевизора, газа, легкогорючих и легковоспламеняющихся веществ, хранящихся в доме или на балконе        Причинами взрыва на улице может быть столкновение транспортных средств, когда сначала происходит пожар, а потом взрыв бензобаков. Причиной взрыва на транспорте и метро могут быть: взрыв взрывных устройств в ходе или при подготовке террористических актов. Недавно средства массовой информации сообщили о взрыве на Каширском шоссе в автомобиле «Ока» самодельного взрывного устройства, сработавшего от звонка телефона сотовой связи.   Признаки, свидетельствующие об опасности взрыва        На опасность взрыва в доме может указывать запах газа и возникшее задымление. Около квартиры — следы ремонтных работ, участки стены с нарушенной окраской, отличающейся от общего фона.        В транспорте и метро признаками, свидетельствующими об опасности взрыва, могут быть косвенные признаки использования самодельных или промышленных взрывных устройств, нетипичных для данного места: неизвестный сверток, остатки различных материалов (проводов, изоляционной ленты). В общественных местах и транспорте должны обращать на себя внимание оставленные сумка, портфель, коробка.         Иногда террористы используют почтовый канал. Для писем с пластиковой миной характерна небольшая толщина ( не более 3 мм), упругость, схожая с резиной, вес не менее 50 г и тщательная упаковка. На конверте могут быть пятна, проколы, возможен специфический запах.  Основные поражающие факторы взрываПожаро-взрывные явления характеризуются следующими факторами: • воздушной ударной волной, возникающей при разного рода взрывах газо-воздушных смесей, резервуаров с перегретой жидкостью и резервуаров под давлением; • тепловым излучением и разлетающимися осколками; • действием токсичных веществ, которые применялись в технологическом процессе или образовались в ходе пожара или других аварийных ситуациях.  Вторичные последствия от взрывов        Действие воздушной ударной волны может вызывать вторичные последствия, так как при взрыве взрывчатого вещества в атмосфере возникают ударные волны, распространяющиеся с большой скоростью в виде областей сжатия.Ударная волна достигает земной поверхности и отражается от нее на некотором расстоянии от эпицентра взрыва, фронт отраженной волны сливается с фронтом падающей волны, вследствие чего образуется так называемая головная волна с вертикальным фронтом.         При наземном взрыве воздушная ударная волна, как и при воздушном взрыве, распространяется от эпицентра с вертикальным фронтом.         При подземном взрыве воздушная ударная волна ослабляется грунтовой средой. При взрывах на малых глубинах имеет место только волна от выхода газов. А на больших глубинах при наличии камуфлетов (разрывов без образования воронки) проявляется только «наведенная» волна. Основными параметрами, определяющими интенсивность ударной волны, являются: избыточное давление во фронте и длительность фазы сжатия. Эти параметры зависят от массы заряда ВВ определенного типа (т.е. энергии взрыва), высоты, условий взрыва и расстояния от эпицентра.   Термические и механические повреждения людей         В последние годы в связи с широким и постоянным использованием химических веществ в промышленности, сельском хозяйстве и быту участились случаи ожогов химическими веществами. Некоторые химические соединения на воздухе при соприкосновении с влагой и другими химическими веществами взрываются, вызывая термохимические ожоги.        Наиболее характерными видами травм при авариях и катастрофах, вызванных взрывами, бывают: ранения, ушибы, переломы костей, разрывы и раздавливание тканей, поражение электрическим током, ожоги, отравления. 
Читайте также:  Пожары в деревянных зданиях и домах: тактические приемы

Действия населения при взрывах • При взрыве на предприятии прежде всего необходимо предупредить рабочих и служащих, а также оповестить проживающее вблизи население. • Необходимо воспользоваться индивидуальными средствами защиты, а при их отсутствии для защиты органов дыхания — использовать ватно-марлевую повязку.

• При повреждении здания взрывом входить в него следует с чрезвычайной осторожностью. Необходимо убедиться в отсутствии значительных повреждений перекрытий, стен, линий электро-, газо- и водоснабжения, а также утечек газа, очагов пожара. • Если взрыв вызвал возгорание, необходимо использовать первичные средства (огнетушители).

Для недопущения распространения огня надо задействовать пожарные краны и гидранты. • Необходимо оказать помощь тем , кто оказался придавлен обломками конструкций. Помочь извлечь людей из завалов.

• При спасении пострадавших следует соблюдать меры предосторожности от возможного обвала, пожара и других опасностей, осторожно вывести и оказать им первую медицинскую помощь, потушить горящую одежду, прекратить действие электрического тока, остановить кровотечение, перевязать раны, наложить шины при переломе конечностей.  

Если взорвалась бомба

       При угрозе взрыва главное правило: никогда не трогайте подозрительные предметы или оставленные кем-то вещи. Если вы увидели оставленную кем-то сумку, портфель игрушку, мобильный телефон или другой предмет – даже не приближайтесь к нему, а сообщите о находке взрослым.        При взрыве обязательно надо упасть на пол.        Если в здании или в помещении, где вы находитесь, произошел взрыв, главное – сохранять спокойствие. Будьте уверены, что сможете выбраться. После того, как взрыв произошел, надо как можно скорее покинуть это здание и помещение. Ни в коем случае не задерживайтесь для того, чтобы собрать свои книги, игрушки, другие вещи или для того, чтобы позвонить. Если вокруг вас падают вещи, мебель, обломки, срочно спрячьтесь под партой или столом, пока не прекратится падение вещей, затем быстро бегите из помещения. Ни в коем случае не пользуйтесь лифтом!        В случае возникновения пожара после взрыва необходимо пригнуться как можно ниже или даже ползти, при этом стараясь выбраться из здания как можно быстрее.        Обмотайте лицо влажными тряпками или одеждой, чтобы дышать через них.        Если в здании пожар, а перед вами закрытая дверь, прежде чем открывать ее, потрогайте ручку тыльной стороной ладони. Если ручка не горячая, медленно откройте дверь и проверьте, есть ли в соседнем помещении дым или огонь, и не мешает ли вам что-либо выбраться. В случае, если в соседней комнате нет серьезной задымленности или огня, выбирайтесь, низко пригибаясь к полу. Если дым и огонь не дают вам пройти, обязательно закройте дверь и ищите другой выход из здания.        Если ручка двери или сама дверь горячая, никогда не открывайте ее. В крайнем случае, выбираясь из здания можно воспользоваться окнами. Если вы не можете выбраться из здания, необходимо подать сигнал спасателям, что вам нужна помощь. Для этого можно размахивать из окна каким-либо предметом или одеждой.  

Если вас завалило

      Не старайтесь самостоятельно выбраться. Осмотритесь, есть ли вокруг вас свободное место, в которое вы могли бы проползти. Если под рукой есть обломки стола или парты, надо постараться укрепить то, что над вами находится. Отодвиньте от себя острые предметы.        Если у вас есть мобильный телефон – позвоните спасателям по телефону «112». После этого надо ждать. Закройте нос и рот носовым платком и одеждой. Стучите по трубе или стене, чтобы спасатели могли услышать, где вы находитесь. Кричите только тогда, когда услышали голоса спасателей и думаете, что они могут вас услышать.

       Помните, что когда вы кричите, вы можете наглотаться пыли и даже задохнуться. Дышите глубоко и ровно; осмотрите и осторожно ощупайте себя. Если у вас есть жидкость – пейте как можно больше. Ни в коем случае не разжигайте огонь. Старайтесь сохранять спокойствие, думайте о чем-то хорошем и верьте, что спасатели помогут вам.

Источник: http://gorskino.ucoz.ru/news/dejstvija_naselenija_pri_vzryvakh_v_dome_na_ulice_v_transporte_v_metro/2013-02-20-112

Пожары, взрывы, угроза взрывов

  • при сильном задымлении выйти на балкон, плотно прикрыв за собой дверь (если нет балкона, встаньте на подоконник, выступ, карниз) и ждите спасателей.

Взрывы, угроза взрывов

Взрыв – это происходящее внезапно событие, при котором освобождается большое количество энергии в ограниченном объёме за короткий промежуток времени.Взрывы происходят по разным причинам, в том числе при утечке газа в жилых зданиях.

Основные поражающие факторы взрыва:

  • воздушная ударная волна,
  • осколочные поля.

Зоны действия взрыва:

Зона 1 – зона действия детонационной волны;

Зона 2 – зона действия продуктов взрыва;

Зона 3 (а, б, в) – зона действия воздушной ударной волны:

3 а – сильных разрушений,

3 б – средних разрушений,

3 в – слабых разрушений.

В зависимости от среды, в которой происходят взрывы, они бывают подземными, наземными, воздушными, подводными и надводными.

Масштабы последствий взрывов зависят от их мощности и среды, в которой они происходят. Радиусы зон поражения при взрывах могут доходить до нескольких километров.

Действие взрыва на здания, сооружения, оборудование

Наибольшим разрушениям от взрывов подвергаются здания и сооружения больших размеров с лёгкими несущими конструкциями, значительно возвышающиеся над поверхностью земли. Подземные и заглубленные в грунт сооружения с жёсткими конструкциями обладают значительной сопротивляемостью разрушению.

Разрушения подразделяются на полные, сильные, средние и слабые.

Последствия взрывов жилых домов

Действие взрыва на человека

Воздушная ударная волна и осколочные поля наносят человеку различные по тяжести травмы, в том числе и смертельные.

В зонах 1 и 2 действия взрыва происходит полное поражение людей: разрыв на части, обугливание под действием расширяющихся продуктов взрыва, имеющих очень высокую температуру.

В зоне 3 поражение людей вызывается воздействием ударной волны. Основной причиной появления у людей травм служит мгновенное повышение давления воздуха, что воспринимается человеком как резкий удар. При этом возможны повреждения внутренних органов, разрыв кровеносных сосудов, барабанных перепонок, сотрясение мозга, переломы и травмы.

Кроме того, ударная волна может отбросить человека на значительное расстояние и причинить ему при ударе о землю (или препятствие) различные повреждения. Наиболее тяжёлые повреждения получают люди, находящиеся в положении стоя и вне укрытий. Кроме самой ударной волны человеку могут быть нанесены травмы летящими во все стороны осколками.

Характеристика поражений людей при взрывах

Вид поражения Характеристика поражения
Лёгкое Лёгкая контузия, временная потеря слуха, ушибы и вывихи конечностей
Среднее Травмы мозга с потерей сознания, повреждение органов слуха, кровотечение из носа и ушей, сильные переломы и вывихи конечностей
Тяжёлое Сильная контузия всего организма, повреждение внутренних органов и мозга, множественные переломы конечностей. Возможны смертельные исходы
Крайне тяжёлое Травмы, обычно приводящие к смертельному исходу

Правила безопасного поведения при угрозе взрыва

При угрозе взрыва необходимо:

  1. сообщить об этом в Единую дежурную диспетчерскую службу (ЕДДС) по телефону «01»;

  2. оповестить об этом работающий персонал, вблизи проживающее население;

  3. задействовать план эвакуации, открыть запасные двери;

  4. вывести людей в безопасное место, проверить, все ли люди эвакуированы;

  5. встретить специальные подразделения.

Правила безопасного поведения после взрыва

Если взрыв всё же произошёл, необходимо:

  1. посмотреть, кому из людей, находящихся с вами, нужна помощь;

  2. отключить электричество, газ, перекрыть воду;

  3. если работает телефон, сообщить о случившемся по телефонам «01», «02» и «03»;

  4. покидать здание необходимо только в случае начавшегося пожара, угрозы обрушения конструкций здания;

  5. помните, что после взрыва лестницей пользоваться опасно, а лифтом пользоваться нельзя;

  6. если выбраться не удалось – устроиться в надёжном, безопасном месте, подавать сигналы (стучать по металлическим предметам) и ждать спасателей.

Источник: http://litn-andrei.narod.ru/p12aa1.html

Профессиональное обучение спасателей МЧС

       “Положение о порядке расследования аварий на морских судах” предусматривает следующую классификацию ЧС, возникающих на водном транспорте.
       Кораблекрушение — гибель судна или его полное конструктивное разрушение.

       Авария — повреждение судна или его нахождение на мели не менее 48 ч (пассажирского судна — 24 ч).
       Аварийное происшествие — то же самое, что и авария, но меньшей продолжительности.

        К катастрофам в широком понимании этого слова можно отнести все кораблекрушения и аварии, повлекшие за собой человеческие жертвы.

       Возрастающее из года в год значение водного транспорта определяется исключительной экономичностью перевозок морем самой широкой номенклатуры грузов. На морские перевозки приходится свыше 60% всего мирового грузооборота, так как основную часть экспортно-импортных грузов в межконтинентальной торговле можно перевезти только морем.

Воды Мирового океана бороздят около 60 тыс. крупнотоннажных судов и свыше 20 млн. мелких судов (туристских и прогулочных катеров, парусных яхт, ботов и др.). Ежесуточно в морях и океанах находится 30 тыс. судов, численность экипажей которых превышают 1 млн. человек.

При таких масштабах использования водных транспортных средств сложно избежать возникновения различных ЧС. Совершенствование и создание новых систем управления кораблями. навигационного оборудования и средств связи позволяют не превышать примерно стабильное количество ежегодных аварий и катастроф на водном транспорте.

Важно

По данным лондонского классификационного общества — Регистра судоходства Ллойда, ежегодно гибнут 300-400 судов, аварию терпит свыше 8 тыс. судов (общим тоннажем более 600 тыс. т). В кораблекрушениях ежегодно погибает порядка 200 тыс. человек.

Читайте также:  Глобальные проблемы человечества и экологические проблемы

Почти каждый третий корабль возвращается в порт после длительного рейса с поломками или повреждениями оборудования, механизмов или корпуса.   В России в 1995 г. только с рыболовными судами произошли 118 ЧС, из них 4 кораблекрушения, 3 крупных аварии, 87 аварийных происшествий.

       Мировой флот быстро стареет: по некоторым данным, к 2000 году примерно 80% всех судов на Земле достигнут своего физического и морального износа. За предыдущие 2 тыс.

лет мировой флот полностью обновлялся каждые 25 лет за счет гораздо более частых кораблекрушений, чем в настоящее время. По подсчетам океанографов, на дне морей и океанов покоится свыше 1 млн. судов.

На данный момент, обновление парка морских судов представляется процессом длительным и крайне дорогостоящим, а использование судов до полного износа чревато новыми морскими авариями и катастрофами.

      Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходит не под воздействием сил стихии (ураганы, штормы, туманы, льды), а по вине людей. Их ошибки делятся на допущенные при проектировании, строительстве судов и их эксплуатации. Подавляющее число ЧС возникает в последнем случае.

Использование новейшего навигационного и радиолокационного оборудования на судах не приводит к уменьшению числа столкновений между ними.

Это объясняется ростом количества кораблей торгового, рыболовного, пассажирского и военного флотов, увеличением их скорости, тоннажа и габаритов, уплотнением графиков движения.

     К столкновениям могут привести ухудшение видимости при неблагоприятных метеорологических условиях, а также влияние “человеческого фактора»: неправильная оценка курса встречного судна, очень большая скорость, пренебрежение сигналами и визуальными наблюдениями, несвоевременная остановка двигателя и т.д.

Как правило, столкновения приводят к значительным повреждениям судов, а в ряде случаев — и к затоплению. Так, 31 августа 1986 г. произошло столкновение теплохода “Адмирал Нахимов” и сухогруза “Петр Васев” вблизи г. Новороссийска, причиной которого стала несогласованность действий экипажей. В катастрофе погибли 423 человека.

— 10 апреля 1991 г. — в районе г. Ливорно (Италия) паром “Мобипринс” столкнулся с танкером “Аджин Аббуццо”. Погибли 140 человек.- 14 мая 1994 г. — в проливе Ла-Манш столкнулись тайваньский контейнеровоз и Панамское грузовое судно. Контейнеровоз получил серьезные повреждения, и с него в море упала часть груза с токсичными веществами.

Команду судна эвакуировали.

— 21 мая 1994 г. — у берегов Японии столкнулись японское торговое судно и Панамский сухогруз. Лишь благодаря счастливой случайности удалось избежать загрязнения окружающих вод ядовитой каустической содой, находившейся на японском судне.

       Особенно опасны столкновения нефтеналивных судов, вызывающие взрывы, мощные пожары и разлив десятков тысяч тонн нефти.- 15 февраля 1979 г. — в проливе Босфор греческое судно “Евриале” столкнулось с румынским танкером “Индепенденто” с 95 тыс. т нефти на борту.

Совет

Последовала серия взрывов, нефть хлынула в море, вспыхнул пожар, потушить который удалось только через 28 дней.- 23 мая 1988 г. — в Онежском озере произошло столкновение теплохода “Волго-Дон-5074″ и танкера “Волгонефть-129” в условиях ограниченной видимости вследствие тумана.

Разлившаяся нефть образовала масляное пятно диаметром 3 км. Количество взрывов на танкерах ежегодно колеблется от 13 до 26. Почти на четверти всех судов, потерпевших бедствие, катастрофа возникла в результате пожара или взрыва.- Февраль 1945 г.

— взрыв торпеды на борту подлодки “Бибер” фактически уничтожил всю немецкую флотилию подлодок, размещавшихся в порту г.Роттердама (Нидерланды).- 1955 г. — взрыв торпеды на борту подлодки “Сайдон” в порту г. Портленда (Великобритания) унес 13 человеческих жизней, 7 человек были ранены.- 29 октября 1955 г.

— в Севастопольской бухте взорвался линкор “Новороссийск”. Завалившись на борт, он перевернулся, а позднее затонул. В трагедии погибло более 600 моряков. Причина взрыва определена не была.- 12 ноября 1965 г. — вспыхнул пожар на судне для круизных рейсов “Ярмут Касл”. Через 5 ч после начала пожара корабль затонул.

Погибли 85 пассажиров и 2 члена экипажа.- 17 мая 1988 г. — пожар на борту советского пассажирского судна “Приамурье” в районе г. Осаки (Япония). Погибли и пропали без вести 12 человек, были ранены 35 человек.

       За поспедние три года на просторах мирового океана произошло, по некоторым данным, 25 катастроф с танкерами, перевозившими нефть и нефтепродукты. Английский танкер «Бритиш Трент» 3 июня 1993 г столкнулся с панамским сухогрузом.

В результате у берегов Бельгии вылилось 24 тыс т нефти. У берегов Объединенных Арабских Эмиратов 31 мая 1994 г.

панамский танкер допустил столкновение с другим танкером, став причиной экологической катастрофы — из его резервуаров вылилось около 16 тыс т. нефти.

      К тяжелым катастрофам может привести нарушение правил перевозки на судах опасных грузов.- 6 декабря 1917 г. — в порту г. Галифакса (Канада) произошел самый сильный неядерный взрыв за всю историю человечества.

При маневрировании в проливе Тэнарроус произошло столкновение французского транспортного судна “Монблан” с норвежским грузовым пароходом “Имо”. На борту “Монблана” находились 2300 т пикриновой кислоты, 200 т тринитротолуола, 35 т бензола, 10 т порохового хлопка. Над городом поднялся двухмильный гриб дыма.

Обратите внимание

Ударная волна и возникшие пожары разрушили большую часть Галифакса. Затонули или получили повреждения десятки судов, находившихся в этот момент в порту. Обломки “Монблана” разбросало в радиусе 12 миль от места взрыва. Погибли 1963 человека, более 2 тыс. человек пропало без вести, было ранено около 9 тыс.

человек, 500 человек лишились зрения от разлетевшихся в окнах стекол, 25 тыс. человек остались без крова.

Часто из-за ошибок в навигационных расчетах, неправильного маневрирования, поломок в системах и механизмах управления кораблем, сложных метеоусловий суда садятся на мель, наталкиваются на подводные камни, рифы и другие препятствия и получают различные повреждения: от небольших вмятин на обшивке до обширных пробоин в корпусе, через которые внутрь поступает забортная вода.- Январь 1982 г. — китайская дизельная подлодка во время ходовых испытаний налетела на подводную скалу. Произошел взрыв гремучего газа. Погибли 17 человек, были ранены 20 человек.- 16 февраля 1985 г. — советский теплоход “Михаил Лермонтов” из-за ошибки лоцмана налетел на подводную скалу у берегов Новой Зеландии, получил обширную пробоину и затонул. Умелые действия экипажа обеспечили спасение всех пассажиров.

— 27 апреля 1994 г.-в 50 км от г. Волгограда по причине столкновения с опорой моста получил пробоину и сел на мель танкер ТН-624.

       Тяжелые последствия имеют также столкновения, происходящие с нефтеналивными судами. В результате аварий и катастроф танкеров ежегодно более 300 тыс. т нефтепродуктов попадает в воды Мирового океана. Некоторые катастрофы даже способны привести к экологическим бедствиям.

Например, до сих пор дают о себе знать последствия катастрофы в ноябре 1981 г. у берегов Литвы английского танкера “Глобе Асимили” и танкера “Экссон Валдиа”, напоровшегося на рифы в прибрежных водах Аляски в марте 1989 г.

В обоих случаях нефтяная пленка, покрывшая морское побережье, погубила в воде все живое.

       Причиной значительного количества катастроф является техническая непригодность судов к их эксплуатации на море или возникающие в них механические поломки.- Январь 1981 г. — затонуло индонезийское пассажирское судно-паром “Тампонас-2”.

Силовая установка пришла в негодность в результате многолетней эксплуатации. Взрыв и пожар привели к гибели судна и 450 человек. — Апрель 1989 г. — в Норвежском море затонула советская атомная подводная лодка ”Комсомолец” .

По техническим причинам на судне возник пожар, приведший к его гибели. Число жертв составило 42 человека.

— Ноябрь 1995 г. — в Норвежском море по причине неудовлетворительного технического состояния затонул российский траулер “Новгородец”. Погибли и пропали без вести 10 человек.

Важно

       Нередко катастрофы на воде вызываются нарушением элементарных правил эксплуатации судов.- Январь 1981 г.-на р. Жари близ г. Макони (Бразилия) из-за перегрузки перевернулся пароход-паром. На пароме, рассчитанном на 150 человек, находилось почти 500 пассажиров с различными грузами. Погибло более 300 человек.

— 28 сентября 1994 г. — в Балтийском море перевернулся и затонул автопассажирский паром “Эстония». В штормовую погоду по неустановленной причине был открыт носовой люк-визир, через который в судно хлынула вода. Погибло более 900 человек.

      Часто к трагическим последствиям приводит опрокидывание судов из-за потери ими остойчивости, то есть способности возвращаться в нормальное положение при выведении судна из состояния равновесия внешними силами. Как правило, судно в таких случаях в считанные минуты тонет.- 15 июня 1931 г. — под сильным ветром накренился, лег на борт и затонул французский пароход «Сен-Филибер». Число жертв катастрофы — 437 человек.

-26 января 1953 г. — во время тушения пожара на лайнере “Эмпресс оф Канада» в Ливерпульском порту (Великобритания) вследствие поступления большого количества забортной воды лайнер потерял остойчивость, перевернулся и затонул. Жертв не было. Материальный ущерб превысил 5 млн. фунтов стерлингов.

      К тяжелым последствиям могут привести нарушения установленных правил навигации. Так. 5 июня 1983 г. на р. Волга вблизи г. Ульяновска из-за ошибки вахтенного начальника пассажирского теплохода “Александр Суворов», направившего его в несудоходный пролет железнодорожного моста, произошла тяжелая катастрофа с человеческими жертвами.

       Суда гибнут в результате воздействия штормов, ураганов, смерчей, цунами, при столкновении со льдами.- Май 1986 г.-на р. Мегхна (Бангладеш) перевернулся во время шторма пассажирский паром. При этом погибли 600 человек.- 2 сентября 1993 г. — в Южной Атлантике в одиннадцатибалльный шторм потерпел крушение теплоход “Полесск» Балтийского морского пароходства. Погибли 29 человек.

— Классическим примером катастрофы, вызванной столкновением с айсбергом, является гибель в первом же своем рейсе 15 апреля 1912 г. трансантлантического суперлайнера “Титаник». Его плавание прервалось в 360 км от о.Ньюфаундленд. В катастрофе погибло более 1500 человек.

спаслось около 500 человек. “Титаник» был, по мнению специалистов, непотопляемым судном, так как состоял из 16 отсеков, отделенных друг от друга водонепроницаемыми переборками. Даже одновременное заполнение водой четырех из них не приводило к гибели корабля.

Айсберг при столкновении разрушил 5 отсеков.

    Чрезвычайные ситуации на судах могут происходить также во время проведения на них ремонта. — Июнь 1980 г. — неосторожное обращение рабочих с огнем вызвало взрыв в трюме судна на северной судоверфи в г. Гданьске (Польша). Погибли 8 человек, были ранены 19 человек.

— 1 февраля 1994 г. — на крейсере “Адмирал Горшков», находившимся на ремонте в г. Мурманске, произошел прорыв паропровода. В результате 6 человек погибли. 3 были госпитализированы.

       Причины некоторых морских катастроф до сих пор не разгаданы. Ежегодно в порты приписки не возвращаются 8-12 судов, бесследно исчезая в морских и океанских просторах.

       Чрезвычайные ситуации на воде происходят и с маленькими судами. — 5 мая 1994 г. — в штате Тамилнад (Индия) перевернулась и затонула лодка.

в которой совершали прогулку по озеру около 50 школьниц в возрасте от 9 до 12 лет. Удалось спасти только 6 девочек.

Читайте также:  Огнетушители: инструкция по применению и использованию

Источник: http://textarchive.ru/c-1399816-p5.html

Самые крупные теракты в России. Досье

9 мая 2002 года — террористический акт в Каспийске (Дагестан). Взрывное устройство сработало при прохождении праздничной колонны войск. Погибли 45 человек, в том числе 12 детей, более 170 ранены.

23 октября26 октября 2002 года — теракт на Дубровке.

 В здание, где шло представление популярного мюзикла «Норд-Ост», ворвалась вооруженная группа из 40 террористов и взяла в заложники 912 человек, в том числе женщин и детей.

Спустя почти трое суток произошел штурм здания, в результате которого террористы были уничтожены, а оставшиеся в живых заложники освобождены. Жертвами теракта стали 130 заложников.

Фото ИТАР-ТАСС/ Антон ДенисовФото ИТАР-ТАСС/ Антон ДенисовФото ИТАР-ТАСС/ Константин Кижель

6 февраля 2004 года на Замоскворецкой линии Московского метрополитена на перегоне между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая» в вагоне поезда произошел взрыв. В тоннеле возник сильный пожар. В результате теракта погиб 41 человек, более 130 ранены.

Фото ИТАР-ТАСС/ Виталий БелоусовФото ИТАР-ТАСС/ Федор Савинцев  

1 сентября 2004 года. В результате захвата террористами бесланской школы № 1 в заложниках оказались более 1200 человек. Погибли и позднее скончались от ранений 334 человека, 186 из них — дети. Инвалидами стали 126 бывших заложников, 70 из которых — дети.

Фото ИТАР-ТАСС/ Узаков СергейФото ИТАР-ТАСС/ Узаков СергейФото ИТАР-ТАСС/ Григорий Сысоев

13 октября 2005 года примерно в 9.

20 утра по московскому времени во время строевого смотра личного состава силовых подразделений в Нальчике (Кабардино-Балкария) было совершено нападение на здания отделов и подразделений МВД, управления ФСБ, Центра «Т» и погранчасти, 12 группами боевиков. В итоге были уничтожены 87 и задержаны 50 террористов, убиты 12 мирных жителей и 35 сотрудников милиции и силовых структур, ранены более 100 человек, из них 85 сотрудников правоохранительных органов.

Фото ИТАР-ТАСС/ Валерий МатыцинФото ИТАР-ТАСС/ Валерий МатыцинФото ИТАР-ТАСС/ Валерий Матыцин

21 августа 2006 года — взрыв на Черкизовском рынке в Москве. В результате взрыва погибли 14 человек, ранен 61 человек. 

Фото ИТАР-ТАСС/ Виталий БелоусовФото ИТАР-ТАСС/ Виталий Белоусов

27 ноября 2009 года на железнодорожных путях в районе деревни Лыкошино на 284-м километре Октябрьской железной дороги были заложены два взрывных устройства, сработавшие при прохождении скоростного поезда «Невский экспресс«. Теракт унес жизни 27 человек, пострадали более 150 пассажиров.

Фото ИТАР-ТАСС/ Вадим ЖерновФото ИТАР-ТАСС/ Вадим Жернов

29 марта 2010 года на Сокольнической линии Московского метрополитена в утренний час пик на станциях «Лубянка» и «Парк культуры» две террористки-смертницы привели в действие безоболочные взрывные устройства. В результате терактов 40 человек погибли, более 140 получили ранения различной степени тяжести.

Фото ИТАР-ТАСС/ Владимир АстапковичФото ИТАР-ТАСС/ Денис АбрамовФото ИТАР-ТАСС/ Денис Абрамов

24 января 2011 года в зале прибытия пассажиров международных авиалиний аэропорта Домодедово террорист привел в действие закрепленное на его поясе самодельное взрывное. От взрыва погибли 37 и пострадали 172 человека.

Стоп-кадр «Россия 24»
Фото EPA/ ИТАР-ТАСС

Хронология терактов на городском наземном транспорте в России в 1994-2013 гг.

Преступления, совершенные иностранцами и лицами без гражданства

Источник: https://tass.ru/proisshestviya/659987

10 крупнейших терактов на авиатранспорте

От взрыва над Локерби и атак на башни-близнецы до катастрофы над Синаем

Глава ФСБ России Александр Бортников накануне заявил, что российский лайнер А321 разбился на Синайском полуострове в результате теракта. По его словам, эксперты нашли на обломках лайнера и в багаже следы взрывчатых веществ. «Реальное время» вспомнило самые громкие произошедшие теракты на авиалайнерах.

Boeing 767 авиакомпании American Airlines выполнял регулярный рейс из Бостона в Лос-Анджелес. Через 15 минут после взлета пять членов террористической организации «Аль-Каида» выломали дверь в кабину экипажа, убили обоих пилотов и захватили управление самолетом. Один из террористов, египтянин Мухаммед Атта, являясь лицензированным коммерческим пилотом, взял на себя управление самолетом.

Совет

Спустя примерно полчаса после захвата самолет на скорости 748 км/ч врезался в северную башню Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, между 93-им и 99-ым этажами. Погибли 92 человека в самолете и 1 366 – в здании в результате столкновения, пожара и разрушения башни.

Boeing врезался в южную башню Всемирного торгового центра на скорости 950 км/ч на уровне между 77 и 85 этажами. Фото ap.org

Рейс 175 United Airlines, 11 сентября 2001 года (столкновение с южной башней ВТЦ, Нью-Йорк)

Boeing 767 авиакомпании United Airlines выполнял регулярный рейс из Бостона в Лос-Анджелес. Сценарий авиакатастрофы аналогичен рейсу 011 American Airlines: спустя полчаса после взлета пятеро террористов проникли в кабину экипажа, убили пилотов и захватили контроль над самолетом. Среди террористов был один пилот – гражданин ОАЭ Марван Аль-Шеххи, который и управлял воздушным судном.

Спустя полчаса после захвата Boeing врезался в южную башню Всемирного торгового центра на скорости 950 км/ч на уровне между 77-ым и 85-ым этажами. На борту погибли 65 человек, 637 – в здании Всемирного торгового центра.

Рейс 182 Air India, 23 июня 1985 года (взрыв над Корком)

Boeing 747 выполнял регулярный рейс по маршруту Монреаль — Лондон — Дели — Бомбей. Когда самолет пролетал над океаном в 70 км от города Корк на юго-западе Ирландии, в переднем грузовом отсеке произошел взрыв, в результате которого оторвался хвост и самолет разрушился.

В теракте были обвинены сикхские сепаратисты – Аммана и Лал Сингх, зарегистрировавшиеся на рейс, но не летевшие на нем. Террористы также подозревались в попытке покушения на премьер-министра Индии Раджива Ганди во время его визита в США.

В результате взрыва погибли 329 человек.

В результате катастрофы над Локерби погибли 270 человек – 259 на борту и 11 на земле. Фото Greg Bos (r euters.com)

Рейс 103 Pan American, 21 декабря 1988 года (взрыв над Локерби)

Boeing 747 совершал регулярный рейс по маршруту Лондон — Нью-Йорк. Спустя час после вылета из Лондона в грузовом отсеке произошел взрыв. В результате носовая часть самолета оторвалась, а при падении воздушного судна загорелось топливо. Огонь уничтожил несколько жилых домов. В результате катастрофы погибли 270 человек – 259 на борту и 11 на земле.

По результатам расследования, взрывное устройство находилось в чемодане, следовавшем из Франкфурта без пассажира. Обвинение было выдвинуто против двух ливийцев – Али Махмеда Аль-Меграхи и Ламина Халифа Фимаха.

Аль-Меграхи являлся начальником службы безопасности национального ливийского перевозчика в аэропорту Луки на Мальте, а также сотрудником ливийских спецслужб и двоюродным братом одного из соратников Муаммара Каддафи, лидера Ливии.

Рейс 9268 Metrojet («Когалымавиа»), 31 октября 2015 года (катастрофа над Синайским полуостровом)

Airbus A321 выполнял чартерный рейс Шарм-эш-Шейх – Санкт-Петербург для туроператора Brisco. Через 23 минуты после вылета связь с экипажем была потеряна, а самолет пропал с экранов радаров.

Обломки самолета были обнаружены около египетского города Нехель. Погибли 217 человек.

17 ноября 2015 года глава ФСБ Александр Бортников заявил, что Airbus разбился в результате теракта – об этом свидетельствуют следы взрывчатых веществ на обломках лайнера и в багаже.

Самолет врезался в западное крыло Пентагона. Погибли 64 человека на борту и 125 человек в здании. Фото minnesota.publicradio.org

Рейс 77 American Airlines, 11 сентября 2001 года (падение на Пентагон в Вашингтоне)

Третий самолет, захваченный во время терактов в США 11 сентября 2001 года. Boeing 757 выполнял регулярный рейс из Вашингтона в Лос-Анджелес. Захват проходил по тому же сценарию, что и захват самолетов, столкнувшихся со зданиями Всемирного торгового центра в Нью-Йорке: пять террористов, один из которых прошел подготовку пилотов (Хени Хенджор из Саудовской Аравии).

Самолет врезался в западное крыло Пентагона. Погибли 64 человека на борту и 125 человек в здании.

Рейс 772 Union de transports aériens, 19 сентября 1989 года (взрыв над пустыней Тенере)

McDonnell Douglas DC-10-30 выполнял регулярный рейс по маршруту Браззавиль — Нджамена — Париж. Самолет совершил промежуточную посадку в Нджамене (Чад) и пропал в 14:30, на пути в Париж.

Следующим утром в пустыне Тенере, около нигерийского города Бильма, были обнаружены обломки судна. Погибли 170 человек.

Обратите внимание

Впоследствии выяснилось, что в 13:59 в грузовом отсеке взорвалась бомба, в результате чего самолет развалился на несколько частей. Бомба была заложена в аэропорту Браззавиля (Республика Конго). В ходе дальнейшего расследования было установлено, что взрыв был организован по указанию властей Ливии в связи с военной помощью Франции Чаду во время чадско-ливийского конфликта.

Ту-154 авиакомпании «Сибирь» рухнул в Каменском районе Ростовской области. Фото avia.pro

Рейс 1047 авиакомпании «Сибирь», 24 августа 2004 года (взрыв над Ростовской областью)

Самолет Ту-154 авиакомпании «Сибирь» выполнял рейс между московским аэропортом Домодедово и Сочи. Во время пролета над Ростовской областью 37-летняя террористка-смертница Сацита Джебирханова привела в действие взрывное устройство. В результате взрыва в хвостовой части образовалась дыра, и та оторвалась. Самолет рухнул в Каменском районе Ростовской области. Погибли 46 человек.

Это – второй из взрывов самолетов, произошедших в этот день в рамках одного теракта. Ответственность за теракт на себя взяла террористическая организация «Бригады Исламбули». Впоследствии ответственность также взял на себя чеченский террорист Шамиль Басаев.

Рейс 93 United Airlines, 11 сентября 2001 года (падение в Пенсильвании)

Четвертый самолет, захваченный во время терактов 11 сентября 2001 года. Boeing 757 выполнял регулярный рейс из Ньюарка (Нью-Джерси) в Сан-Франциско.

Захваченный по «стандартному» для того дня сценарию, самолет под управлением одного из террористов – Зияда Джарраха – взял курс на Вашингтон через 46 минут после взлета.

В отличие от других самолетов 11 сентября, пассажиры рейса попытались взять под свой контроль управление судном. Они предпринимали попытки ворваться в кабину пилотов, захваченную террористами. Однако Джаррах, управлявший лайнером, успел раньше ввести Boeing в штопор. Самолет врезался в поле в 20 минутах полета от столицы США.

Погибли 44 человека.

Над территорией Тульской области 30-летняя террористка-смертница Аминат Нагаева привела в действие взрывное устройство. Фото Светланы Елисеевой (tass.ru)

Рейс 1303 авиакомпании «Волга-Авиаэкспресс», 24 августа 2004 года (взрыв над Тульской областью)

Самолет Ту-134 авиакомпании «Волга-Авиаэкспресс» выполнял рейс из московского аэропорта Домодедово в волгоградский аэропорт Гумрак. Спустя 15 минут после вылета, находясь над территорией Тульской области, 30-летняя террористка-смертница Аминат Нагаева привела в действие взрывное устройство.

Самолет развалился на две части и упал около населенного пункта в Кимовском районе Тульской области. Погибли 43 человека.

Взрыв на борту рейса 1047, упавшего в Ростовской области, произошел одновременно с этим. Ответственность за оба теракта взяли на себя «Бригады Исламбули» и Шамиль Басаев.

Важно

Спустя неделю, 31 августа, произошел взрыв у станции метро «Рижская» в Москве, в результате которого погибло 10 человек и 33 получили ранения. 1 сентября начался захват заложников в школе в Беслане, в результате которого погибли 333 человека.

Источник: https://realnoevremya.ru/articles/17856

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector