Взаимодействие россии и евросоюза в области гражданской защиты

Взаимодействие МЧС России с европейским союзом и НАТО по вопросам предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УДК 614.8

В.О. Микрюков

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЧС РОССИИ С ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ И НАТО ПО ВОПРОСАМ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

В статье рассматривается опыт взаимодействия МЧС России, Европейского союза и НАТО по предупреждению чрезвычайных ситуаций и реагированию на них.

Ключевые слова: взаимодействие, Европейский Союз, катастрофы, МЧС России, НАТО, предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, учения.

V. Mikryukov

Обратите внимание

INTERACTION THE EMERCOM OF RUSSIA AND THE EUROPEAN UNION AND NATO IN PREVENTION AND ELIMINATION CONSEQUENCES OF EMERGENCY SITUATIONS

The article deals with the experience of interaction between EMERCOM of Russia, European Union and NATO in prevention of emergency situation and response.

Keywords: EMERCOM of Russia, European Union, NATO, experience, prevention and elimination consequences of emergency situations.

МЧС России, являясь одним из самых эффективных федеральных органов исполнительной власти, постоянно совершенствует технологии и методы своей деятельности. И хотя это одно из самых молодых министерств, многое уже наработано. Однако в ведомстве по-прежнему изучают зарубежный опыт предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее по тексту — ПЛЧС).

В современном мире трудно представить ситуацию, при которой одна страна самостоятельно развивает технологии ПЛЧС, повсеместно налаживаются контакты, позволяющие адекватно оценивать силы и средства, привлекаемые на борьбу с катастрофами, сотрудничество министерств и ведомств перестаёт быть пустой формальностью, поскольку за ним стоит не только политика, но и жизни простых граждан различных государств.

Катастрофы всегда сопровождали человеческое сообщество, но в настоящее время люди поняли, что для эффективной борьбы с чрезвычайными ситуациями (далее по тексту — ЧС) необходимы механизмы взаимопомощи и сотрудничества. Уместно рассмотреть некоторые аспекты проблемы, изложенной в названии данной статьи.

Во-первых, всё чаще приходится констатировать факт усложнения ЧС различного уровня, а значит более активные действия как международных политических акторов, так и национальных министерств.

Во-вторых, на ПЛЧС всё больше привлекаются силы (отдельные страны, группы стран, блоки) с кардинально разными подходами и принципами предупреждения и ликвидации ЧС. К тому же у данных субъектов разный уровень подготовленности и оснащённости. Поэтому активное взаимодействие на международной арене по вопросам ПЛЧС является необходимым условием развития социума.

Важно

В очередной раз заметим, что ЧС последних лет имеют тенденцию к усложнению, реагировать на них становится всё сложнее (здесь можно привести примеры аварий на японской АЭС «Фукусима-1» в марте 2011 года или катастрофическое наводнение в Крымском районе Краснодарского края в июле 2012 года). Именно поэтому проблема изучения опыта взаимодействия с зарубежными странами-партнёрами по ПЛЧС приобрела особую актуальность.

В этой связи наиболее интересным представляется опыт Европейского союза, обладающего на сегодняшний день наиболее продвинутыми технологиями в этой области. Кроме того, Европейский союз (далее по тексту — ЕС) также накопил значительный опыт борьбы с катастрофами, поэтому сотрудничество России и ЕС в области ПЛЧС видится весьма перспективным.

Сотрудничество России и ЕС в области борьбы с катастрофами осуществляется через МЧС России. Начиная с 1990-х гг., между Россией и отдельными странами Европейского союза подписан ряд договоров о взаимном сотрудничестве в области борьбы с катастрофами.

На сегодняшний день Россия и ЕС активно обмениваются опытом и технологиями в этой области: проводятся совместные учения [1], организованы курсы повышения квалификации спасателей, конференции для обмена опытом. В качестве примера можно привести опыт тушения пожаров в Греции в 2009 г. и Израиле в 2010 г.

, когда использовались российские пожарные самолёты БЕ-200 и Ил-76, которые по своим характеристикам не имеют аналогов во всём мире.

Говоря о борьбе с катастрофами, специалисты, как правило, имеют в виду разработку научных методик анализа предупреждения катастроф в различных сферах, разработку комплекса мер по эффективному реагированию, восстановление объектов, необходимых для жизнедеятельности человека, а также оказание чрезвычайной гуманитарной помощи.

Международный авторитет ЕС в области гражданской защиты постоянно возрастает.

Эффективность его деятельности в этой области можно проиллюстрировать на примере участия соответствующих структур ЕС в борьбе с последствиями цунами в странах Юго-Восточной Азии в 2004 г., оказания помощи США после урагана «Катрина» в 2005 г.

и урагана «Сенди» в 2012 г., мероприятий по борьбе с лесными пожарами на юге Европы в 2007 г., во время ликвидации ЧС в результате уже упомянутой выше аварии в Японии.

Надо отметить, что ЕС уделяет пристальное внимание работе комиссий по оказанию чрезвычайной помощи, обращая внимание, в частности, на то, чтобы при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера гражданам ЕС была оказана своевременная и действенная помощь. Эта деятельность направлена на повышение эффективности и качества совместных мероприятий ЕС, которые позволяют объединять силы гражданской защиты стран Евросоюза и максимально сосредоточивать коллективные усилия сообщества при реагировании на катастрофы.

Важнейшей задачей гражданской защиты ЕС является организация управления катастрофами природного и техногенного характера.

На уровне ЕС она осуществляется Центром мониторинга и информации Комиссии Европейского союза (далее по тексту — КЕС), когда действия отдельных стран ЕС по борьбе с чрезвычайными ситуациями недостаточны и требуют применения коллективных усилий сообщества для оказания помощи запрашивающей стране.

Совет

Заметим, что Европейский союз создал эффективный механизм чрезвычайного реагирования за довольно краткое время. При этом одно из главных мест в нём занимает работа отдела гражданской защиты КЕС с информацией, которая является ключевым элементом успешного сотрудничества в области гражданской защиты.

Точной и своевременной информацией пользуются не только специализированные службы гражданской защиты, но к ней имеют доступ все граждане Евросоюза через огромную развитую сеть интернет-ресурсов. Эта информация абсолютно открыта для каждого члена ЕС.

Кроме того, существует связь не только между департаментами ЕС, но и между департамен-

тами и населением, и в результате любой гражданин ЕС в случае необходимости может обратиться к ним за помощью.

Важным направлением деятельности отдела гражданской защиты КЕС является сбор, анализ и распространение информации о природных и техногенных катастрофах. Кроме этого, он уделяет значительное внимание пропагандистской, просветительской работе с населением, и эту работу он проводит в тесном контакте со СМИ [7]. Автор считает, что МЧС России в этом аспекте есть чему поучиться у западных коллег.

Отдел гражданской защиты КЕС также проводит работу по анализу и дальнейшему обмену информацией и опытом со странами ЕС уже после завершения мероприятий по ликвидации катастрофы.

Обмен информацией и опытом между многонациональными силами гражданской защиты ЕС способствуют постоянному улучшению координации их деятельности.

Сотрудничество в области гражданской защиты ЕС требует от национальных сил гражданской защиты как квалифицированных подготовленных кадров (технических экспертов), так и специализированные технические средства высокой мобильности, готовые реагировать на катастрофы в кратчайшие сроки.

Обратите внимание

Поэтому в отделе гражданской защиты КЕС отслеживается техническое обеспечение стран ЕС и оказывается техническая помощь странам в этой области, а также проводятся мероприятия по обеспечению необходимой оперативности на уровне ЕС, включая получение космических снимков, оказание транспортной и финансовой поддержки.

В ходе восстановительных мероприятий по ликвидации природных или техногенных катастроф отдел гражданской защиты КЕС совместно с другими структурами ЕС, включая Фонд солидарности ЕС, проводят мероприятия по оказанию финансовой помощи пострадавшим странам Евросоюза [7].

Имеющаяся законодательная база в области гражданской защиты ЕС даёт возможность отделу гражданской защиты КЕС организовывать эффективное и оперативное сотрудничество Европейского союза с национальными службами гражданской защиты. Можно отметить, что основными инструментами отдела гражданской защиты КЕС в области гражданской защиты являются:

— программа действий сообщества, которая поддерживает основные проекты, рабочие встречи и подготовку специалистов в области предупреждения катастроф и реагирования на них;

— механизм гражданской защиты сообщества, в котором участвует 31 страна Европы.

На международном уровне КЕС проводит политику, нацеленную на расширение сотрудничества в области гражданской защиты со странами-кандидатами в ЕС (Турция, Исландия, Македония, Сербия), странами Средиземноморья и другими странами, в список которых входит и Россия.

Важным направлением деятельности КЕС является борьба с химическими авариями и морскими загрязнениями. Аварии на предприятиях, производящих химическую продукцию, происходят во всём мире.

Они наносят огромный экологический ущерб и являются причиной гибели большого количества людей. Такая серьёзная авария произошла в Европе на химическом предприятии по производству пестицидов и гербицидов в г. Севезо (Италия) в 1976 г.

Однако оперативные меры по ликвидации аварии производителем и структурами гражданской защиты сразу не были приняты [7].

В июле 1982 г. была принята первая директива Совета ЕС «Об опасных авариях при некоторых видах производства» 82/501/ЕЕС — так называемая Директива Севезо [2].

Важно

Эта директива стала первым руководящим документом ЕС по организации работ на некоторых потенциально опасных предприятиях и объектах. 9 декабря 1996 г.

Директива Севезо была заменена директивой Совета ЕС «О контроле за авариями с опасными веществами» 96/82/ЕС — Директивой Севезо II [3].

В рамках ЕС постоянно проводятся исследования, направленные на обеспечение стран-членов ЕС ключевой информацией о новейших технологиях предупреждения химических аварий, развитии

систем безопасности производства и внутренних планах оказания чрезвычайной помощи на период техногенных аварий.

В настоящее время такой комплексный подход к борьбе с химическими авариями позволяет ЕС своевременно, эффективно и качественно проводить мониторинг деятельности предприятий, работающих с потенциально опасными веществами и производящих их, а также оперативно реагировать на возникновение техногенных аварий [8].

Вместе с тем проблеме борьбы с техногенными авариями на потенциально опасных производствах в ЕС будут продолжать уделять самое серьёзное внимание. Это связано с ростом промышленного производства, в результате чего вероятность возникновения техногенных аварий на территории ЕС не уменьшается, а увеличивается.

С другой стороны, при такой большой плотности населения Европы их последствия пока остаются мало предсказуемыми, а нанесённый экономический и экологический ущерб может быть катастрофическим [7].

Кроме этих основных направлений деятельности в области гражданской защиты, отдел гражданской защиты КЕС оказывает содействие различным структурам Европейского союза по вопросам гражданской защиты [7].

Данные направления являются составной частью политики ЕС в таких важнейших областях, как борьба с климатическими изменениями, защита водных ресурсов, земли и лесов, мониторинг ядерных отходов, здравоохранение, образование и телекоммуникации.

Далее раскроем опыт взаимодействия МЧС России и НАТО. Заметим, что здесь уже сделано множество встречных шагов для преодоления опасностей на весьма значительной территории.

Совет

Как заметил представитель МЧС России в постоянном представительстве Российской Федерации при НАТО В.

Какуша, именно Россия предложила создать новый институт по реагированию на чрезвычайные ситуации в Евроатлантическом регионе, который был создан в 1998 г. [4].

Читайте также:  Деформация сооружений: виды, измерение, наблюдение

Основным в данной сфере является Евроатлантический координационный центр реагирования при катастрофах (далее по тексту — ЕКЦРК), который стал главным элементом политики НАТО по укреплению практического сотрудничества в период оказания помощи при стихийных бедствиях и катастрофах на международном уровне.

Также в НАТО эффективно действуют нерегулярные многонациональные подразделения реагирования на стихийные бедствия и катастрофы, направляемые странами-членами НАТО и партнёрами на помощь пострадавшему государству. Особо отметим использование множества экспертных методов по предотвращению и ликвидации ЧС в странах-участницах НАТО.

Национальные эксперты в случае необходимости всегда могут усилить немногочисленный штат ЕКЦРК.

Данный подход стоит взять на вооружение и руководству МЧС России, поскольку, как показывает практика, экспертное сообщество на ПЛЧС привлекается не всегда или не в полной мере используется его потенциал (здесь можно привести пример с аварией на Саяно-Шушенской ГЭС, произошедшей 17 августа 2009 года).

Отметим, что за время своего становления и развития ЕКЦРК превратился в региональный координационный механизм, который поддерживает и дополняет усилия ООН при крупных бедствиях и катастрофах.

Взаимодействие МЧС России и НАТО развивается продуктивно, подтверждением этому стали 14 полномасштабных полевых учений, в том числе и на территории Российской Федерации.

Обратите внимание

Последние операции ЕКЦРК заключались в координации международных усилий по оказанию помощи Турции и Иордании в деле приёма и обеспечения сирийских беженцев (2012), Албании и Черногории в период сильных снегопадов (2012), Турции после землетрясения (2011), Украине и Пакистану после наводнений (2011) [4].

В работе ЕКЦРК также сложилась полезная практика подготовки национальных кадров чрезвычайных служб. Центр отрыт для работы в нём представителей стран-членов Совета евроатлантиче-ского партнёрства. За последние годы в Центре прошли стажировку специалисты Австрии, Германии, Румынии, Словении, Италии, Казахстана, Азербайджана и других стран.

Заметим, что МЧС России и НАТО планируют развивать сотрудничество в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе проводить совместные учения и обмениваться опытом в применении беспилотных летательных аппаратов. Подтверждением этому стала встреча главы МЧС РФ В.

Пучкова с первым заместителем генерального секретаря НАТО А. Вершбоу, которая состоялась 31 мая 2013 года в Брюсселе. По итогам данного мероприятия был подписан протокол, первый за последние 17 лет [5].

В 2014 году планируется провести масштабные учения МЧС России и НАТО по отработке вопросов ПЛЧС.

Россия намерена начать сотрудничество с НАТО по оказанию медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях и во время миротворческих миссий. 22 апреля 2013 г.

на встрече российских врачей с делегацией военно-медицинских ведомств вооружённых сил из США, Канады, Франции, Бельгии, Италии, Нидерландов, Германии, Великобритании, Норвегии и Дании было принято решение, что военные врачи будут обмениваться опытом оказания медицинской помощи во время катастроф, стихийных бедствий, миротворческих миссий [6].

Важно

Таким образом, МЧС России проводит огромную работу по налаживанию и наращиванию взаимодействия со странами ЕС и НАТО.

Мероприятия, проводимые в рамках данного взаимодействия, позволяют констатировать тот факт, что Европейский союз и НАТО обладают уникальным опытом в области предупреждения и ликвидации ЧС, которым надо делиться, поскольку такие контакты никогда не бывают лишними во время ликвидации ЧС. А, как показывает статистика, количество и ущерб от ЧС в будущем будут только возрастать.

Сегодня становится ясно, что существующий уровень взаимодействия МЧС России, ЕС и НАТО пока не достиг максимума. По-прежнему имеются противоречия, которые во многом усложняют работу по ПЛЧС (анализ этих противоречий — задача сложная, но необходимая, поэтому такая задача будет раскрыта в отдельной статье).

Но у политиков есть уверенность (и это отрицать бесполезно), что необходимо наращивать потенциал данного взаимодействия или даже переходить на новый уровень. Поэтому вопрос о развитии взаимодействия — это вопрос о том, как обезопасить граждан, превратить общество риска в общество безопасности.

По нашему мнению, всё же решение всех этих вопросов зависит от политического руководства стран и государств, активности общественных организаций, всего мирового сообщества.

Литература

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-mchs-rossii-s-evropeyskim-soyuzom-i-nato-po-voprosam-preduprezhdeniya-i-likvidatsii-posledstviy-chrezvychaynyh-situatsiy

Договор о сотрудничестве МЧС и ЕС

О взаимодействии МЧС России и Евросоюза

Главным партнером структур ЕС, занимающихся вопросами гражданской защиты, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и оказания гуманитарной помощи, является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Одной из основных функций МЧС России является осуществление международного сотрудничества в области гражданской защиты, проведения поисково-спасательных операций, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, проведения подводных работ особого назначения, а также поддержка международных гуманитарных проектов, программ и операций.

Сотрудничество в области гражданской защиты осуществляется на основе Административной договоренности между МЧС России и Гендиректоратом Еврокомиссии по окружающей среде о сотрудничестве, взаимной помощи и авиационной поддержке при реагировании на чрезвычайные ситуации от 25 июня 2008 г. В настоящий момент идет работа над проектом обновленной Административной договоренности между МЧС России и Гендиректоратом Еврокомиссии по гуманитарной помощи и гражданской защите («ЕСНО») о сотрудничестве в области гражданской защиты.

Ежегодно проводится обмен визитами делегаций Гендиректората «ЕСНО» и МЧС России для ознакомления с деятельностью партнеров в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Постоянно взаимодействуют российский Национальный центр управления кризисными ситуациями (НЦУКС) и Центр мониторинга и информации (ЦМИ) ЕС, обмениваясь оперативной информацией в области борьбы с катастрофами.

С 2006 г. персонал МЧС России приглашается для обучения на курсах ЕС по гражданской защите. В настоящее время 12 специалистов МЧС России уже прошли подготовку на различных курсах, получили сертификаты ЕС, включены в специальный реестр и по запросу могут быть привлечены к участию в чрезвычайных гуманитарных операциях ЕС.

В июне 2007 г. наблюдатели МЧС России приняли участие в учениях гражданской защиты «EULUX-2007» в Люксембурге. В апреле 2008 г. противопожарная авиация МЧС России приняла участие в специальных учениях ЕС «FIRE 5» на о. Сардиния (Италия).

В ходе этих учений противопожарная авиация Португалии, Франции, Греции, Италии, Хорватии и России отрабатывала элементы практического взаимодействия по борьбе с лесными пожарами.

Совет

По завершению учений было объявлено о создании прототипа международной авиаэскадрильи для борьбы с крупномасштабными пожарами.

По запросам правительств европейских стран или ЦМИ ЕС различного рода силы и средства МЧС России могут привлекаться для поддержки Механизма гражданской защиты ЕС в борьбе с природными и техногенными катастрофами.

В ходе крупномасштабных лесных пожаров в странах южной Европы летом 2007 г. МЧС России направило в Португалию самолет-амфибию Бе-200, в Грецию два вертолета Ми-26 и вертолет Ми-8, в Болгарию — самолет Ил-76.

Российские силы дополняли усилия стран ЕС по борьбе с лесными пожарами и внесли существенный вклад в дело борьбы по их ликвидации.

В апреле 2009 г. группа экспертов МЧС России совместно с представителями Департамента гражданской защиты Италии работала в г. Аквила (Италия), осуществляя оценку устойчивости зданий и сооружений, пострадавших от разрушительного землетрясения. За время работы российские специалисты обследовали 21 административное и жилое здание общей площадью около 90 000 кв. метров.

Летом 2010 года страны-участницы Механизма гражданской защиты ЕС (Болгария, Германия, Италия, Латвия, Литва, Польша, Франция и Эстония) участвовали силами и средствами, включая противопожарные самолеты-танкеры, в международной операции по тушению природных пожаров в европейской части России, направляли необходимую гуманитарную помощь, а также приняли на реабилитацию и отдых участвовавших в борьбе с огненной стихией сотрудников МЧС России. Это в очередной раз демонстрирует солидарность и тенденцию к интеграции европейских усилий в борьбе с катастрофами.

В ноябре 2010 года впервые в истории сотрудничества с Евросоюзом МЧС России приняло участие в полевых учениях спасательных и других экстренных служб Евросоюза «TEREX-2010», которые проходили в центральной части Италии в регионе Тоскана.

Целью учений была отработка в комплексе вопросов международного реагирования на разрушительное землетрясение с последствиями, характерными для Европы.

Свои поисково-спасательные формирования на учения, помимо Италии как страны-организатора, направляли Австрия, Словения, Франция и Хорватия.

Обратите внимание

С российской стороны в учениях была задействована аэромобильная многоцелевая группировка – поисково-спасательный отряд с кинологическими расчетами, полевой госпиталь с модулем экстренной психологической помощи, а также группа специалистов по оценке устойчивости зданий и сооружений.

Сегодня сотрудничество России и ЕС в области гражданской защиты активно развивается по следующим основным направлениям:

подготовка персонала в области предупреждения и ликвидации катастроф;

обмен оперативной информацией между НЦУКС и ЦМИ ЕС о различных катастрофах природного и техногенного характера;

обмен специалистами, участие в конференциях и учениях;

оказание взаимной помощи при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

совместное реагирование на различные бедствия и катастрофы, в том числе в третьих странах;

реализация совместных программ и проектов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Постоянное совершенствование возможностей ЕС и МЧС России в сфере реагирования на чрезвычайные ситуации, гражданской защиты, динамичное развитие отношений в области предупреждения чрезвычайных ситуаций создают благоприятные условия для формирования новых подходов к сотрудничеству между Россией и ЕС в этой области, что должно найти свое отражение в разрабатываемом Новом базовом соглашении Россия-ЕС.

Информация взята с официального сайта Постоянного представительства Российской Федерации при Европейском союзе

http://www.russianmission.eu/ru/grazhdanskaya-zashchita

http://www.russianmission.eu/en/civil-protection

Источник: http://www.mchs.gov.ru/document/379276

Международное сотрудничество

Важное место в международном сотрудничестве России по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера занимают отношения:

— с Департаментом ООН по гуманитарным вопросам, на базе которого в 1998 году создано Управление ООН по координации гуманитарных вопросов (УКГВ);

— с Управлением Верховного Комиссара ООН по делам беженцев;

— с Организацией ООН по образованию, науке и культуре;



— с Международной организацией гражданской обороны, с Советом Европы по прогнозированию, предотвращению и оказанию помощи в случае стихийных бедствий и технологических катастроф;

— с Международным агентством по атомной энергии, с Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП);

— с Организацией  ООН  по продовольствию  и сельскому  хозяйству,  с  Всемирной продовольственной программой, с Программой ООН по развитию (ПРООН), с Детским фондом ООН;

— с Всемирной организацией здравоохранения, с Международной федерацией обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, с Департаментом чрезвычайного гражданского планирования НАТО и др.

Наиболее важное место в международном сотрудничестве России по вопросам защиты населения от чрезвычайных ситуаций занимают отношения с ООН — организацией, обладающей уникальными возможностями по объединению усилий стран в борьбе с катастрофами и кризисами.

В настоящее время существенную роль в координации международных усилий по вопросам оказания помощи при бедствиях играет Управление ООН по координации гуманитарных вопросов.

Важно

Оно подчиняется одному из заместителей Генерального секретаря ООН, отвечающего за гуманитарные вопросы, который одновременно является председателем Межведомственного постоянного комитета, рассматривающего вопросы политики и сотрудничества между гуманитарными организациями системы ООН — ФАО, УВКБ, ЮНИСЕФ, ВОЗ, ВПП, ПРООН.

Читайте также:  Вездеход лось hagglunds bv-206: описание и ттх

Для решения практических вопросов повышения готовности, чрезвычайного реагирования, координации в ходе предупреждения и ликвидации различных чрезвычайных ситуаций при УКГВ ООН созданы Экспертная группа ООН по оценке чрезвычайной ситуации и координации деятельности, а также Международная консультативная поисково-спасательная группа (ИНСАРАГ). В сферу деятельности этого управления попадают вопросы секретариата Международного десятилетия по уменьшению опасности стихийных бедствий и действующей консультационной группы по теоретическим вопросам совершенствования структуры чрезвычайного гуманитарного реагирования — так называемый «Интерлакский процесс».

Россия в лице МЧС России тесно сотрудничает с этим специализированным органом ООН, участвуя в гуманитарных операциях ООН. Нашей стране благодаря этому сотрудничеству удается в своих интересах использовать возможности международного сообщества, получать целевую международную помощь.

Перспективным является сотрудничество с УКГВ ООН в рамках проекта 213/3 «Об использовании военных ресурсов и средств гражданской обороны при чрезвычайных ситуациях и в международных гуманитарных операциях». В настоящее время работа в рамках проекта ВРСГО идет достаточно активно.

К участию в нем привлечены УВКБ ООН, МКККП, Бюро Евросоюза по гуманитарным вопросам структуры гражданского планирования НАТО, а также национальные службы 40 стран мира.

Другим специализированным органом ООН, с которым Россия в лице МЧС России осуществляет тесное сотрудничество, является Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев.

Деятельность Управления направлена на международную защиту беженцев под покровительством ООН, поиск решения проблемы беженцев посредством оказания помощи государствам, международным и частным организациям в деле добровольной репатриации беженцев или их ассимиляции в новых национальных общинах.

УВКБ ООН принимает также меры и оказывает помощь в чрезвычайных ситуациях, участвует в гуманитарных операциях, зачастую возглавляя такие акции. Последнее объясняется тем, что это управление в отличие от других структур ООН может быстро создавать в районах бедствий и кризисов действующую полевую сеть управления. Это позволяет эффективно проводить крупномасштабные операции по оказанию помощи.

Совет

В рамках системы МЧС России были сформированы экспедиционные силы (автотранспортные отряды) для участия на условиях контрактов в международных гуманитарных операциях.

Под эгидой УВКБ ООН они успешно работали в бывшей Югославии, доставляя грузы гуманитарной помощи в осажденные города Боснии и Герцеговины.

Была оказана гуманитарная помощь Афганистану, Китаю, Колумбии, Кубе, ряду стран СНГ (всего 12 государств).

На основе опыта этой работы в системе МЧС России был создан Российский национальный корпус чрезвычайного гуманитарного реагирования России, а позже в его составе было учреждено Агентство по обеспечению и координации российского участия в международных гуманитарных операциях (Агентство «ЭМЕРКОМ»), работающие при МЧС России.

Корпус имеет в своем распоряжении авиацию, автотранспортные отряды, медицинские, инженерные подразделения и другие силы, позволяющие МЧС России при координации со стороны МИД России оперативно и квалифицированно реагировать на запросы ООН и ее спецучреждений, а также осуществлять собственные гуманитарные инициативы.

Эти силы уже в 1995 — 1996 годах приняли участие в чрезвычайной операции ООН по обеспечению выживания беженцев в Руанде и Заире.

В настоящее время одним из наиболее перспективных направлений международной деятельности под эгидой ООН является гуманитарное разминирование. Мины — наследие многочисленных военных конфликтов XX века — серьезная угроза гражданскому населению. В связи с этим предпринимаются определенные меры по выходу России на рынок гуманитарного разминирования — важный сектор гуманитарных услуг.

Сотрудничество с ООН, ее органами и организациями содействует достижению интересов России, создает возможность для получения страной международной помощи.

Обратите внимание

Так, важной сферой сотрудничества является мобилизация международного содействия в целях ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф на территории России. В результате целенаправленной работы с ООН удалось привлечь около 5 млн.

долларов для ликвидации последствий Нефтегорского землетрясения. В 1997 году для населения Якутии, Сахалина и Хабаровского края, пострадавшего от наводнений и лесных пожаров, начата реализация проектов помощи Программы развития ООН стоимостью более 1,5 млн. долларов.

Расширяя рамки международного сотрудничества в деле борьбы с различными катастрофами, Россия в 1991 — 1992 годах активно участвовала в разработке конвенции «О трансграничном воздействии промышленных аварий», а в 1993 года подписала ее (постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 4 ноября 1993 года № 118).

Организация «Частичное открытое соглашение Совета Европы по прогнозированию, предотвращению и оказанию помощи в случае стихийных бедствий и технологических катастроф» была создана в 1987 году с целью развития международного сотрудничества стран Западной и Восточной Европы и Южного Средиземноморья в области борьбы с катастрофами. В настоящее время в состав ЧОС входят 23 государства, как являющиеся членами Совета Европы, так и не являющиеся его членами, а также ряд организаций и наблюдателей. В 1991 году Россия подтвердила свое участие в ЧОС.

Практическая работа с этой организацией началась в 1992 году, когда Россия как полноправный член ЧОС не только стала активно участвовать в его заседаниях, но и оказала помощь Турции при землетрясении.

Существенным вкладом России в деятельность организации стало создание в Москве нового центра — Европейского центра новых технологий управления рисками стихийных бедствий и технологических катастроф.

Как вклад МЧС России в международное гуманитарное право можно оценивать инициативу в подготовке проекта Этической хартии по защите прав человека в случае чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, которая востребована процессом развития Совета Европы.

Определенное место в системе международных отношений занимает сотрудничество России с Международной организацией гражданской обороны.

Задачами МОГО являются сбор и распространение информации по вопросам гражданской обороны (гражданской защиты), подготовка кадров по гражданской обороне, оказание помощи государствам в создании и развитии национальных структур гражданской обороны.

Большинство государств — членов организации являются развивающимися странами, которые из-за ограниченных экономических возможностей наиболее уязвимы при бедствиях, военных и других конфликтах. Вместе с тем в нее постепенно вступают и европейские страны. В настоящее время в МОГО входит более 50 государств.

Одним из перспективных направлений сотрудничества с МОГО стала подготовка сотрудников МЧС России, подведомственных ему организаций, офицеров войск гражданской обороны на курсах повышения квалификации, организуемых этой организацией. За 1994 — 1999 годы прошли стажировку на таких курсах в Швейцарии и других странах более 70 специалистов МЧС России.

В 1995 году МЧС России было подписано соглашение с МОГО о создании и деятельности Регионального центра МОГО на базе Академии гражданской защиты МЧС России. С этого момента зарубежные специалисты регулярно проходили стажировку на базе этого центра.

Благодаря сотрудничеству с МОГО Россия получила прямой доступ к сотрудничеству с национальными структурами гражданской защиты (обороны) большого числа стран мира.

Важно

Авторитет МЧС России способствовал принятию в МОГО ряда государств — участников СНГ, поддержке наших инициатив в государствах Ближнего Востока.

Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий был избран президентом Генассамблеи МОГО на двухгодичный срок.

В руководящем органе МОГО — Постоянном секретариате МЧС России имеет своего представителя, что позволяет активно влиять на деятельность этой организации.

Определенное место в международном сотрудничестве России по вопросам чрезвычайных ситуаций занимает взаимодействие с НАТО.

Начиная с 1993 года, МЧС России активно сотрудничает с Департаментом чрезвычайного гражданского планирования НАТО. Это сотрудничество касается развития прямых двусторонних контактов на уровне

Международная и отчасти внутренняя гуманитарная деятельность при чрезвычайных ситуациях выступает как новая эффективная ступень международного сотрудничества и взаимопомощи всех структур российского общества и государства. Она становится неотъемлемой частью будущего миропорядка, в основе которого лежит ценность человеческой личности вне зависимости от места и условий ее обитания.

Источник: http://bgdstud.ru/podborka-lekczij-po-bzhd/23-lekcii-po-upravleniyu-bzhd/1137-mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo.html

Политика евросоюза в области безопасности

ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 6/2010, стр. 3-8

ОБЩИЕ ВОЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Политика евросоюза в области безопасности

Полковник В. ОЛЕВСКИЙ

Военно-политический курс Европейского союза в современных условиях определяется стремлением его руководства превратить организацию в мировой центр силы, сопоставимый по своему потенциалу с возможностями Соединенных Штатов Америки. Исходя из этого, приоритетными направлениями деятельности ЕС являются формирование собственного антикризисного потенциала, а также расширение участия в предотвращении и урегулировании конфликтов.

В рамках реализации данного курса важное значение имеет развитие правовых основ военно-политической деятельности организации. В частности, особое место эти вопросы занимают в так называемом Лиссабонском договоре, который вступил в силу 1 декабря прошлого года.

В этом документе раскрываются содержание и направленность общей политики безопасности и обороны стран-участниц, задачи руководящих органов Евросоюза, отвечающих за функционирование структур кризисного регулирования, принципы совместной деятельности европейских государств в этой сфере, а также общие подходы к формированию и применению военного потенциала ЕС.

Совет

Договор закрепляет принцип коллективной обороны, обязывающий членов организации оказывать всемерную помощь странам-участницам, подвергшимся вооруженному нападению.

Заинтересованным государствам — членам Евросоюза, имеющим соответствующие возможности, предоставляется право самостоятельно (без решения Совета ЕС) заключать дополнительные соглашения о коллективной обороне, создавать многонациональные воинские формирования и проводить операции в интересах Европейского союза.

В документе уточняются задачи, решаемые силами реагирования (СР) ЕС в ходе миротворческих операций, впервые закреплено положение о возможности использовать воинские контингента этих сил в интересах противодействия террористической опасности, незаконной миграции и организованной преступности, подготовки силовых структур «третьих стран», а также для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Кроме того, расширены полномочия высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности, окончательно оформлены правовые основы функционирования Европейского оборонного агентства (ЕОА).

Одним из приоритетных направлений деятельности ЕС является создание собственного военного потенциала с целью обеспечить проведение западноевропейскими странами относительно независимого от США и НАТО военно-политического курса.

В качестве важнейшего военного инструмента защиты интересов стран — участниц организации, в частности в удаленных от Европы регионах рассматриваются силы реагирования Евросоюза.

Для преодоления отставания ЕС от альянса в сфере кризисного реагирования основное внимание уделяется созданию системы управления группировками войск (сил), оснащению выделяемых в их состав частей и подразделений современными образцами вооружения и военной техники, повышению стратегической мобильности и экспедиционных возможностей СР, а также совершенствованию системы всестороннего обеспечения действий различных по составу многонациональных воинских контингентов.

К наиболее важным проектам в области обороны относятся программы создания транспортных самолетов и вертолетов нового поколения, беспилотных летательных аппаратов различного назначения, средств космической разведки и наблюдения, систем контроля надводной обстановки, средств защиты от ОМП, систем связи и передачи данных.

Читайте также:  Максимальный тепловой пожарный извещатель

Продолжается формирование многонационального европейского авиационного транспортного командования. С этой целью в июле 2009 года главами оборонных ведомств Бельгии, Германии, Нидерландов и Франции была подписана декларация, определившая основные функции создаваемой структуры.

Предполагается, что полная боеспособность командования будет достигнута к 2013 году. При этом упомянутые страны выделят в оперативное подчинение свыше 360 единиц авиационной техники из состава национальных ВВС.

Дальнейшее наращивание авиапарка будет осуществляться за счет новых членов ЕС.

Обратите внимание

Главное место в рамках европейской политики в области безопасности и обороны отводится завершению создания специальных гражданских антикризисных структур численностью до 15 000 человек, которые призваны способствовать предупреждению вооруженных конфликтов и решать задачи восстановления пострадавших территорий.

По составу антикризисные силы представляют собой военизированные и гражданские формирования стран — участниц Евросоюза и включают: подразделения полиции и жандармерии, группы специалистов административного управления, представителей юстиции и правосудия, отряды гражданской обороны, органы международного контроля.

Подготовка специалистов антикризисных структур организована в Европейском колледже безопасности и обороны (Париж), Европейском полицейском колледже (Лондон), а также на базе Центра гражданского кризисного регулирования (Куопио, Финляндия).

Из числа этих специалистов сформированы две так называемые гражданские группы быстрого реагирования (по 100 человек), которые поддерживаются в готовности к развертыванию в кризисном районе в течение 5 сут после принятия соответствующего решения.

В качестве главного направления реализации европейской политики в области безопасности и обороны руководство ЕС рассматривает расширение участия в урегулировании кризисов.

В рамках осуществления данного курса продолжается проведение миротворческой операции «Алтея» по нормализации обстановки в Боснии и Герцеговине (БиГ).

В дальнейшем, при условии достижения силовыми структурами БиГ готовности обеспечить безопасность и стабильность обстановки на всей территории страны, руководство Европейского союза намерено пойти на сокращение масштабов данной операции, а также рассмотреть возможность ее последующего завершения.

Развернутая на территории БиГ полицейская миссия Евросоюза (около 200 человек) решает задачи по содействию правительству страны в реформировании правоохранительных органов и подготовке национальных полицейских кадров (в основном руководящего состава), а также по оказанию помощи местным органам власти в борьбе с организованной преступностью и коррупцией.

Важно

Стремясь обеспечить контроль за развитием ситуации на Балканах, руководство Европейского союза 15 февраля 2008 года приняло решение о развертывании в Косово Миссии по обеспечению верховенства закона (МОВЗ). Данная миссия, мандат которой рассчитан до15 июня 2010 года, заменила полицейские силы ООН и составляет основу нового формата международного присутствия в крае.

В апреле 2009 года МОВЗ (свыше 1 850 человек) достигла полной оперативной готовности к выполнению поставленных задач и в настоящее время включает: секретариат (около 100 сотрудников), три основных компонента (полицейский, судебный, таможенный) и административные службы.

Кроме того, деятельность миссии обеспечивают до 1 100 человек технического персонала из числа местных жителей.

В соответствии с решением Совета Европейского союза в северо-западной части Индийского океана (у побережья Сомали, Кении и в районе Сейшельских о-вов) с декабря 2008 года проводится операция по борьбе с пиратством под условным названием «Аталанта», для чего в районе Африканского Рога развернута группировка ВМС «ЕВРОНАВФОР Сомали».

В ответ на обращение последнего саммита НАТО руководство Евросоюза приняло решение о расширении участия организации в стабилизации обстановки в Афганистане. С этой целью планируется увеличить (до 400 человек) численность полицейской миссии ЕС здесь за счет направления в регион подразделений из состава сил европейской жандармерии.

Страны — участницы проявляют значительный интерес к урегулированию кризисов на Африканском континенте. В связи с этим организация принимает активное участие в развертывании африканской системы коллективной безопасности. Для выполнения данной задачи ее руководством на 2009-2010 годы выделено 20 млн евро.

Продолжается участие Европейского союза в ближневосточном урегулировании. В частности, страны организации выделили национальные воинские формирования (около 6 700 человек) в состав Временных сил ООН в Ливане.

Совет

Кроме того, на территории Палестинской автономии действует полицейская миссия ЕС (около 40 человек), а в Палестине развернута наблюдательная миссия (до 70) по контролю за деятельностью международного пограничного контрольно-пропускного пункта Рафах (между сектором Газа и Египтом).

Наряду с этим активно действуют миссии Евросоюза по обеспечению верховенства закона в Гвинее-Бисау (20 человек»), Демократической Республике Конго (свыше 50), Ираке (около 40), а также наблюдательная миссия (180 человек) на украинско-молдавской границе.

В соответствии с курсом стран Запада на закрепление участия в урегулировании кризиса на Кавказе Европейский союз значительное внимание уделяет проведению наблюдательной миссии в Грузии.

В качестве ее ключевых задач определены: наблюдение за выполнением Россией и Грузией взятых на себя обязательств по неприменению силы; контроль над процессом возвращения беженцев и временно перемещенных лиц в места прежнего проживания; оказание содействия восстановлению взаимоотношений и укреплению доверия между конфликтующими сторонами; информирование руководства ЕС о развитии военно-политической обстановки в регионе. Основу миссии (около 340 наблюдателей) составляют представители Великобритании, Германии, Италии, Польши, Румынии, Франции и Швеции. Ее мандат продлевается ежегодно, а бюджет достигает около 35 млн евро.

Отношения с Российской Федерацией в сфере безопасности Европейский союз строит в интересах максимального использования российских возможностей по противодействию современным угрозам.

По оценке руководства ЕС, стратегический характер партнерства с Россией обусловлен такими факторами, как повышение взаимозависимости в поставке жизненно важных ресурсов и передовых технологий, а также важная международная роль РФ как постоянного члена Совета Безопасности ООН и участника большинства форматов межгосударственного сотрудничества при решении глобальных проблем.

Несмотря на заинтересованность Евросоюза в развитии сотрудничества с Россией, двустороннее взаимодействие в последние годы не получило должного развития. В первую очередь это проявилось в торможении процесса подготовки нового базового соглашения о стратегическом сотрудничестве Россия-ЕС.

Важное место во взаимоотношениях между Европейским союзом и РФ занимают вопросы реализации российской инициативы по подготовке нового юридически обязывающего документа — Договора о европейской безопасности (ДЕБ).

На состоявшемся в Хабаровске саммите РФ — ЕС (21-22 мая 2009 года) руководство Евросоюза выступило за обсуждение российской инициативы по будущему договору на площадке ОБСЕ с соблюдением утвержденных ранее базовых принципов обеспечения евроатлантической безопасности в рамках существующих международных военно-политических структур.

Обратите внимание

В интересах конкретного наполнения общего с РФ «пространства внешней политики и безопасности» Европейский союз опирается на стратегию в отношении России, рассчитанную на 2007-2013 годы (утверждена на заседании Совета ЕС в мае 2006 года). В качестве перспективных направлений двустороннего сотрудничества рассматриваются: развитие политического взаимодействия, совместное противодействие угрозам и вызовам безопасности, реализация военно-технических проектов.

В Брюсселе признали целесообразным проводить регулярные встречи начальников ГШ в формате «27 плюс 1», а также осуществлять прямые контакты начальника Генерального штаба ВС РФ с председателем Военного комитета ЕС.

Кроме того, органы военного управления Евросоюза выступают за налаживание эффективного взаимодействия с РФ по тем направлениям, в которых у ЕС имеется потребность.

В частности, предлагается установить более тесные контакты в сфере воздушных перевозок войск (сил) и средств материально-технического обеспечения с использованием военно-транспортных самолетов, а также вертолетов ВС РФ.

Наряду с этим выражается готовность направить на обучение в российские учебные заведения офицеров из стран — членов ЕС и организовать подготовку офицеров ВС РФ в Европейском колледже безопасности и обороны.

В области противодействия новым угрозам и вызовам безопасности, по оценке экспертов Евросоюза, основным направлением двустороннего взаимодействия является решение миротворческих задач.

Одновременно Брюссель добивается согласия Москвы на расширение своей деятельности по урегулированию так называемых замороженных конфликтов на постсоветском пространстве (Приднестровье, Закавказье) и настаивает на осуществлении своей наблюдательной миссии на территории Абхазии и Южной Осетии.

В военно-технической области ЕС продолжает уклоняться от расширения контактов с Российской Федерации на взаимовыгодной основе и препятствует выходу российских производителей на европейский рынок вооружения и военной техники.

Важно

Европейское оборонное агентство не допускает участия России в модернизации ВВТ советского производства, которыми оснащены вооруженные силы ряда стран — новых членов Евросоюза.

В то же время в ЕС не исключают возможность реализации совместных с РФ проектов в авиакосмической отрасли, в том числе программ создания глобальных навигационных систем.

Взаимодействие с Москвой в сфере «пространства свободы, внутренней безопасности и правосудия», по мнению руководства Евросоюза, должно быть направлено на расширение сотрудничества в борьбе с организованной преступностью и коррупцией, упрощение визового режима для отдельных категорий граждан ЕС и РФ, оказание помощи России в проведении правовой реформы, демократизации общества и расширении прав и свобод граждан. Отмечаются положительные результаты двусторонних контактов пограничных служб в рамках плана совместных действий на 200-2011 годы. Наряду с этим развитию сотрудничества в данной области препятствуют завышенные требования ряда стран ЕС к России относительно соблюдения гражданских прав и свобод при одновременном игнорировании положения русскоязычного населения в Латвии и Эстонии.

Европейский союз играет большую роль в урегулировании кризисов на Ближнем Востоке и в Африке (на рисунке вверху словенские военнослужащие в Ливане, внизу — итальянские в Чаде)

Взаимодействие в области борьбы с терроризмом, по мнению руководства Евросоюза, должно развиваться по следующим направлениям: недопущение распространения идеологии радикального и экстремистского характера; выявление и блокирование источников и путей финансирования террористических организаций и криминальных группировок; защита жизненно важных объектов инфраструктуры; предотвращение нелегальной миграции. Вместе с тем сотрудничество в данной области не получило должного развития вследствие неготовности Брюсселя отказаться от использования двойных стандартов в оценке деятельности экстремистов на Северном Кавказе. Предложения ЕС о расширении контактов по линии спецслужб, как правило, направлены на одностороннее изучение российского опыта проведения операций по освобождению заложников. В то же время наметились положительные тенденции в активизации антитеррористического диалога в рамках глобальной инициативы по борьбе с ядерным терроризмом и бесконтрольным распространением радиоактивных веществ.

В целом подходы руководства Евросоюза к развитию отношений с РФ подтверждают намерение Брюсселя сосредоточить основные усилия на реализации технических проектов и программ двустороннего сотрудничества, которые в наибольшей степени отвечают интересам ведущих стран Запада и предусматривают определенные уступки со стороны России.

Таким образом, политика Европейского союза в области безопасности свидетельствует о его стремлении усиливать свое влияние на решение международных проблем путем расширения сотрудничества с другими государствами и организациями, создания собственных военных структур, активизации участия в урегулировании кризисов, продвижения своих интересов в различных регионах мира, в том числе на постсоветском пространстве. Конечной целью Запада является преобразование Евросоюза в военно-политический блок и формирование на его основе нового мирового центра силы.

Источник: http://militaryarticle.ru/zarubezhnoe-voennoe-obozrenie/2010-zvo/7957-politika-evrosojuza-v-oblasti-bezopasnosti

Ссылка на основную публикацию