Устройство для проверки насосов пожарных

Устройство и принцип работы пожарного насоса ПН-40УВ

Насос ПН-40УВ предназначен для подачи воды или водных растворов при тушении пожаров и устанавливается на пожарных автомобилях.

Пожарный насос ПН-40УВ (Рисунок 35, Рисунок 36) состоит из следующих основных узлов: центробежного насоса, коллектора с задвижками, пеносмесителя ПС-5; в верхней части коллектора устанавливается вакуумный клапан системы водозаполнения (вакуумной системы).

Рабочее колесо 16 укрепляется на валу 29 с помощью конического соединения, шпонки, гайки, шайбы и шплинта.

Обратите внимание

Крепление крышки к корпусу насоса осуществляется шпильками; для обеспечения герметизации соединения устанавливается резиновое кольцо 18.

Вал насоса уплотняется манжетами 22, установленными в стакан 21.

Стакан уплотнен резиновым кольцом 23 и крепится к корпусу болтами, законтренными проволокой.

Фланец привода 28 соединяется с карданным валом привода насоса.

Направление вращения вала по часовой стрелке, если смотреть со стороны привода.

Для смазки подшипников и червячной пары привода тахометра полость в корпусе между уплотнительным стаканом 21 и манжетой 22 заполняется трансмиссионным маслом ТАп-15В. Для слива масла в нижней части корпуса предусмотрено отверстие 24 с пробкой. Для слива воды служит краник 19.

На конце вала 29 при помощи гайки закреплены червяк привода тахометра 32 и фланец 28. Корпус привода тахометра 27 уплотнен манжетой 31.

Рисунок 35. Пожарный насос ПН-40УВ (общий вид): 1 — левая напорная задвижка; 2- маховичок дозатора пеносмесителя ПС-5; 3 – кран пеносмесителя; 4 – вакуумный клапан; 5 – задвижка в цистерну; 6 – правая напорная задвижка; 7 –корпус насоса.

На отводе насоса расположен коллектор 8, к которому крепятся пеносмеситель и две напорные задвижки (Рисунок 37).

Конструкция напорной задвижки представлена на Рисунок 37.

Особенностью конструкции задвижки является отсутствие связи между шпинделем 4 и клапаном 1, что позволяет задвижке выполнять функции обратного клапана и препятствовать обратному току воды через насос.

Рисунок 36. Насос ПН-40УВ (продольный разрез):

8 – коллектор; 9 – пробка крана пеносмесителя; 10 – корпус крана пеносмесителя; 11 – сопло пеносмесителя; 12 – дозатор пеносмесителя; 13 – корпус (диффузор) пеносмесителя; 14, 15 – кольца торцового уплотнения; 16 – рабочее колесо; 17 – крышка насоса; 18 – уплотнительное кольцо крышки насоса; 19 – сливной кран насоса; 20 – кольцо стопорное; 21 – корпус стакана уплотнительного; 22 – манжета резинокаркасная (сальник); 23 – кольцо уплотнительное; 24 – отверстие сливное; 25 – щуп маслоуказательный; 26 – корпус масляной ванны; 27 – корпус привода тахометра; 28 – фланец привода; 29 – вал рабочего колеса; 30 – пыльник; 31 – манжета резинокаркасная (сальник); 32 – червяк привода тахометра; 33 – подшипник; 34 – подшипник; 35 – шланг смазки уплотнительного стакана.

Важно

Рисунок 37. Задвижка насоса ПН-40УВ: 1-клапан; 2-корпус; 3 — втулка; 4-винт (шпиндель); 5-уплотнение; 6 — гайка; 7 – маховик; 8 – ось клапана; 9 – подушка клапана; 10 – накладка; 11 — винт.

Внутри коллектора (Рисунок 38) смонтирована задвижка для подачи воды в цистерну и лафетный ствол. В корпусе коллектора 8 (Рисунок 36) имеются отверстия для подсоединения вакуумной системы, системы дополнительного

охлаждения и мановакуумметра.

Рисунок 38. Коллектор (продольный разрез по оси задвижки «В цистерну»): 1 – корпус задвижки; 2 – коллектор; 3 – клапан; 4 – шпиндель; 5 – втулка; 6 – уплотнение; 7 — маховик.

Для уплотнения вала рабочего колеса насоса применены резинокаркасные манжеты,помещенные в уплотнительном стакане (Рисунок 39).

Рисунок 39. Уплотнительный стакан:

1 — манжета резинокаркасная; 2 — кольцо; 3-стакан; 4 — упорное кольцо; 5 — стопорное кольцо; 6 — резиновое кольцо; 7 – кольцо упорное. Стакан прикреплен к корпусу насоса через резиновую прокладку болтами. Во избежание самопроизвольного выкручивания болты через

специальные отверстия зафиксированы проволокой Во время разборки и сборки насоса следует соблюдать осторожность при снятии и установке манжет, чтобы исключить повреждение уплотняющей поверхности манжеты.

Если уплотняющие поверхности манжеты по каким-либо причинам получили значительное повреждение, то узел уплотнения следует собирать в определенном порядке: установить в стакан 3 манжету 1, кольцо 4, кольцо 2, упорное кольцо 7, две манжеты 1, упорное кольцо 7, стопорное кольцо 5, надеть на стакан прокладку и резиновое кольцо 6. После сборки закрепить

стакан болтами в корпус насоса, зафиксировав их проволокой.

Подготовка пожарного насоса ПН-40УВ к работе и порядок работы с ним

При подготовке насоса к работе необходимо провести профилактический

осмотр и проверить герметичность на сухой вакуум.

Порядок проверки герметичности на сухой вакуум:

1) закрыть все задвижки, вентили и сливной краник насоса;

2) закрыть заглушкой всасывающий патрубок;

3) открыть вакуумный кран;

4) включить вакуумный насос и, не включая привод пожарного насоса,

довести разрежение до 0,73 — 0,76 кгс/см2м(0,073-0,076 МПа) по мановакуумметру;

5) закрыть вакуумный кран, после чего выключить вакуумный насос.

Указанное разрежение при исправной вакуумной системе должно создаваться не более чем за 20 с.

При нормальной герметичности насоса и его коммуникаций разрежение должно уменьшаться не более 0,13 кгс/см2 (0,013 МПа) за 2,5 мин.

При большем значении падения разрежения обнаружить места нарушения герметичности путем опрессовки насоса водой давлением 12… 13 кгс/см2

(1,2-1,3 МПа). Опрессовка водой производится при работающем насосе и закрытых напорных задвижках. Обнаруженную негерметичность необходимо устранить. Насос опрессовывается только через всасывающий патрубок от водопровода или другой автоцистерны.

Пожарный насос ПН-60

Совет

Пожарный насос ПН-60 — это центробежный насос нормального давления, одноступенчатый, консольный, без направляющего аппарата. Насос ПН-60 является геометрически подобной моделью насоса ПН-40УВ, поэтому принципиально от него не отличается.

Корпус насоса, крышка насоса и рабочее колесо отлиты из чугуна. Отвод жидкости от колеса происходит по спиральной однозавитковой камере, заканчивающейся диффузором.

Рабочее колесо диаметром 360 мм закреплено на валу при помощи двух диаметрально расположенных шпонок, шайбы и гайки.

Уплотнение вала насоса осуществляется каркасными манжетами.

Сальники размещены в специальном стакане. Смазка сальников производится через масленку.

Для подачи воды из открытого водоисточника на всасывающий патрубок насоса навинчивают водосборник с двумя патрубками для всасывающих рукавов диаметром 125 мм.

Сливной краник насоса расположен в нижней части насоса и направлен

вертикально вниз (в насосе ПН-40УВ в сторону).

Пожарный насос ПН-110

Пожарный насос ПН-110 – центробежный насос нормального давления, одноступенчатый, консольный, без направляющего аппарата с двумя спиральными отводами и напорными задвижками на них.

Основные рабочие детали и узлы насоса ПН-110 также подобны деталям и узлам насоса ПН-40УВ. В насосе ПН-110 имеются лишь некоторые непринципиальные конструктивные отличия. Корпус насоса, крышка, рабочее колесо, всасывающий патрубок изготовлены из чугуна.

Диаметр всасывающего патрубка 200 мм, напорных патрубков — 100 мм.

19. Особенности конструкции комбинированных насосов ПНК-40/2 и ПНК-40/3.

Насосы пожарные комбинированные – насосы, состоящие из последовательно соединённых насосов нормального и высокого давления и имеющих общий привод.

К комбиниро­ванным пожарным насосам относятся такие, которые могут подавать воду под нормальным (напор до 100) и высоким давлением (напор до 300 м и более).



Источник: https://infopedia.su/3x29f2.html

Стенд для испытания пожарных насосов

Изобретение относится к противопожарной технике, а именно к конструкциям, обеспечивающим подачу огнетушащего вещества в зону горения по рукавной линии.

Наиболее близким техническим решением к заявляемому объекту является стенд (Рекомендации по проектированию автоматической системы подслойного пожаротушения в железобетонных резервуарах и стальных вертикальных резервуарах со стационарной и плавающей крышей на объектах АК «Транснефть», М., 1996 г., стр.20, рис.7; стр.23, рис.10), содержащий водоем, на который при помощи всасывающего рукава установлен пожарный насос (прототип).

Недостатком известного устройства является то, что он не обладает достаточной устойчивостью, необходимой в системах пожаротушения.

Технический результат — повышение эффективности пожаротушения.

Обратите внимание

Это достигается тем, что в стенде для испытания пожарных насосов, содержащем водоем, на который при помощи всасывающего рукава установлен пожарный насос, дополнительно содержится вакуумметр и манометр с демпферами, а к патрубкам на напорном коллекторе насоса при помощи напорных рукавов подсоединяют трубопровод с расходомерным устройством, которое представляет собой шайбу с конусным отверстием, установленную между двумя фланцами через прокладки, при этом перепад напора слева и справа от шайбы контролируется дифманометром мембранного типа, электрический сигнал от которого поступает к измерительному потенциометру, который оттарирован по перепаду напора на величину подачи насоса Q, л/с, при этом регулировку насоса для снятия полной напорной характеристики Q-H производят задвижками грубой и тонкой регулировки подачи.

Читайте также:  Пенообразователи и пав для тушения пожаров: свойства и виды

На чертеже представлена схема стенда для испытания пожарных насосов.

Стенд для испытания пожарных насосов состоит из водоема 6, на который при помощи всасывающего рукава 7 установлен пожарный насос 8. Вакуумметр и манометр на пожарном насосе 8 убирают, а в отверстие подсоединяют демпферы для манометра 4 и вакуумметра 5.

Этим обеспечивается точность измерений и устраняется вибрация стрелок на приборах. К патрубкам на напорном коллекторе насоса при помощи напорных рукавов 3 подсоединяют трубопровод 2 с расходомерным устройством 1.

Расходомерное устройство представляет собой шайбу с конусным отверстием, установленную между двумя фланцами через прокладки. Перепад напора слева и справа от шайбы контролируется дифманометром мембранного типа 10.

Электрический сигнал от дифманометра поступает к измерительному прибору 9 (потенциометру), который оттарирован по перепаду напора на величину подачи насоса Q, л/с. Регулировку насоса для снятия полной напорной характеристики Q-H производят задвижками грубой 11 и тонкой регулировки подачи 12.

Стенд для испытания пожарных насосов работает следующим образом.

Стенд для испытания пожарных насосов устанавливают на станции технической диагностики на посту диагностирования специальных агрегатов пожарного автомобиля.

Частоту вращения вала насоса контролируют по тахометру на насосе или при помощи приставного тахометра. Вакуумметр и манометр на пожарном насосе 8 убирают, а в отверстие подсоединяют демпферы для манометра 4 и вакуумметра 5.

Этим обеспечивается точность измерений и устраняется вибрация стрелок на приборах. К патрубкам на напорном коллекторе насоса при помощи напорных рукавов 3 подсоединяют трубопровод 2 с расходомерным устройством 1.

Важно

Электрический сигнал от дифманометра поступает к измерительному прибору 9 (потенциометру), который оттарирован по перепаду напора на величину подачи насоса Q, л/с.

Регулировку насоса для снятия полной напорной характеристики Q-H производят задвижками грубой 11 и тонкой регулировки подачи 12.

При диагностировании насоса ПН-40УА на данном стенде напор его должен быть не ниже 85 м при подаче 40 л/с и частоте вращения вала 2700 об/мин (номинальное значение напора насоса 100 м).

Для данной установки напор насоса определяется как сумма показаний манометра и вакуумметра, выраженных в метрах.

Стенд для испытания пожарных насосов, содержащий водоем, на который при помощи всасывающего рукава установлен пожарный насос, отличающийся тем, что он дополнительно содержит вакуумметр и манометр с демпферами, а к патрубкам на напорном коллекторе насоса при помощи напорных рукавов подсоединяют трубопровод с расходомерным устройством, которое представляет собой шайбу с конусным отверстием, установленную между двумя фланцами через прокладки, при этом перепад напора слева и справа от шайбы контролируется дифманометром мембранного типа, электрический сигнал от которого поступает к измерительному потенциометру, который оттарирован по перепаду напора на величину подачи насоса Q, л/с, при этом регулировку насоса для снятия полной напорной характеристики Q-H производят задвижками грубой и тонкой регулировки подачи.

Источник: http://www.FindPatent.ru/patent/243/2431061.html

Проверка специальных агрегатов ПА

Проверка вакуумной системы.

При проверке насоса на вакуум встречаются следующие признаки неисправностей:

· вакуумметр не показывает разрежение;

· разрежение есть, но меньше нормы;

· разрежение создается медленно;

· разрежение создается, но быстро падает.

Вакуумметр не показывает разрежение.

Необходимо убедиться исправен ли вакуумметр:

-заменить его заведомо исправным или проверить на другом насосе.

-опресовать насос водой от водопровода или другого насоса.

-осмотреть насос под давлением, при необходимости устранить течь.

-проверить исправность заслонки вакуумаппарата. При исправных заслонках, во время работы вакуумаппарата, газы в глушитель проходить не должны. Кроме этого, момент перекрытия заслоноки должен четко прослушиваться.

Разрежение есть, но ниже нормы.

Необходимо создать газоструйным вакуумаппаратом максимальное разрежение, закрыть вакуумный затвор и выключить вакуумаппарат.

В случае падения стрелки вакуумметра, опрессовать насос, устранить неплотности и повторить проверку на вакуум. Проверить исправность вакуумметра путем его замены.

Разрежение создается до нормы, но медленно.

Причиной этого может быть уменьшение проходного сечения вакуумной системы за счет засорения вакуумного затвора или неполного открытия клапана вследствие износа кулачка и штока.

Разрежение создается, но после выключения вакуумаппарата быстро падает.

Совет

Необходимо опрессовать насос водой и устранить течи. Если при опрессовке течи не обнаруживаются, нужно разобрать вакуумный затвор и проверить плотность посадки нижнего клапана.

Проверка насоса на вакуум:

· закрыть заглушку на всасывающем патрубке, сливной краник и другие вентили;

· включить вакуумаппарат;

· открыть вакуумный затвор;

· увеличить обороты двигателя;

· дождаться, когда стрелка вакуумметра достигнет наибольших показаний;

· закрыть вакуумный затвор;

· уменьшить обороты двигателя;

· проверить показания вакуумметра.

Разрежение должно быть не менее 0,075 МПа (550 мм рт. ст., а его падение не должно превышать 0,013 МПа (100 мм.рт.ст.) за 2,5 мин.

Примечания.

1. При проверке насоса нужно обращать внимание на время необходимое для создания вакуума. Оно должно быть не более 20сек.

Проверка пожарного насоса.

Испытание пожарных насосов проводится после каждого ТО-1 и ТО-2 по методике, описанной в Наставлении по технической службе (приказ МВД N 70 от 16.02.90 г.).

Установить ПА на водоисточник по схеме, приведенной на рис.8а. Включить насос и подать воду при полном открытии задвижек на насосе. Установить частоту вращения по тахометру на насосе в соответствии с номинальными значениями (для насосов типа ПН-40 — 2700 об/мин.)).

Определить напор насоса по показаниям манометра и мановакуумметра. Показания приборов, переведенные в м.вод.ст. при работе от открытого водоисточника складываются.

Сравнить фактическое значение напора при номинальной частоте вращения вала с нормативным значением (для насоса типа ПН-40 значение напора должно составлять 100-5 м.вод.ст.. Изменение напора (уменьшение) по сравнению с номинальным значением не должно превышать 15%.

В случае, если двигатель не развивает номинальных оборотов на насос, проверку производить при максимальных оборотах вала. Если результаты испытаний за несколько месяцев сравнить, то будет видно как происходит износ насоса и двигателя. Резкие снижения показателей помогают обнаруживать засорение или поломку.

Постепенные снижения показателей позволяют определить рабочий ресурс как для насоса, так и для двигателя. При появлении признаков засорения, рабочее колесо осматривается сначала через всасывающий патрубок. Крупные предметы остаются на входе колеса, они заметны и удаляются при помощи крючков.

Засорение колеса более мелкими предметами требует разборки насоса и его чистки.

Засоренное колесо вызывает биение и быстро выводит насос из строя. Учитывая это, при появлении признаков засорения, надо принимать срочные меры к чистке насоса даже в том случае, когда на производительность это не оказывает существенного влияния.

Проверка пеносмесителя.

По методике, описанной в Наставлении по технической службе (приказ МВД N 70 от 16.02.90 г.) необходимо выполнить следующее (рис.8б.).

Установить ПА на водоисточник. Мерную емкость наполнить водой. Включить насос. Установить перепад напора в напорной и всасывающей полости насоса по манометру и мановакуумметру 50 м.вод.ст. Включить пеносмеситель, с помощью секундомера и мерной емкости определить расход подсасываемой воды. Сравнить это значение с нормативным.

Читайте также:  Основы управления силами и средствами на пожаре.
№П/П Положение дозатора мм Диаметр отверстия, расчетный Подсос воды через шланг для пенообразователя,л/с. допустимый
7.4 0,414 0,37-0,44
11.0 0,828 0,74-0,88
14,1 1,242 1,11-1,32
18,2 1,656 1,48-1,76
27,1 2,070 1,85-2,20

Техника безопасности при работе на ПА.

ТБ при выезде и следовании на пожар.

При посадке вне здания пожарного депо выход личного состава на площадку допускается только после выезда автомобиля из гаража. Посадка считается законченной только тогда, когда личный состав боевого расчета займет свои места в автомобиле и закроет двери кабины.

Запрещается подавать команду на движение автомобиля до окончания посадки личного состава.

Во время движения автомобиля личному составу боевого расчета запрещается курить, высовываться из окон, открывать окна, открывать двери, стоять на подножках (кроме специально предусмотренных задних подножек при прокладке рукавных линий с автомобиля и т.п.)

За безопасность движения пожарного автомобиля ответственность несет водитель.

Он обязан :

· точно выполнять действующие «Правила дорожного движения».

Обратите внимание

При следовании на пожар (другие оперативные работы) водитель автомобиля, имеющего специальную окраску, оборудованного специальным звуковым и световым сигналом, при условии обеспечения безопасности движения, может при необходимости допускать определенные отклонения от действующих правил движения:

а) двигаться со скоростью, обеспечивающей своевременное выполнение задания, но не представляющей опасности для окружающих;

б) продолжать движение при любом сигнале светофора, убедившись, что другие водители уступают ему дорогу, и при условии, что жесты регулировщика движения, не обязывают его остановиться;

в) проезжать (поворачивать, останавливать автомобиль и т. п.) в местах выполнения оперативных работ независимо от установленных знаков, указателей и линий безопасности (за исключением проезда в направлении противоположном движению).

4.1.4 В ночное время стоянка пожарного автомобиля должна обозначаться приборами освещения, а также включаться аварийная световая сигнализация.

ТБ при боевом развертывании.

При проведении боевого развертывания запрещается:

а) приступать к его проведению до полной остановки пожарного автомобиля;

б) подавать воду в незакрепленные рукава до выхода ствольщиков на исходные позиции или подьема на высоту (вертикальные рукавные линии должны крепиться из расчета не менее одной рукавной задержки на каждый рукав).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: https://zdamsam.ru/a22219.html

Пожарных автомобилей и их специальных агрегатов

⇐ ПредыдущаяСтр 34 из 55Следующая ⇒

Диагностирование – это процесс определения технического состояния автомобиля, его агрегатов, узлов, механизмов, приборов и систем без их разборки.

Цель диагностирования при техническом обслуживании – это определение действительной потребности тех технических воздействий, которые выполняются не при каждом обслуживании, а также прогнозирование момента возникновения отказа или неисправности. Цель диагностирования при ремонте – это выявление причин отказа или неисправности, определение объема ремонтных воздействий, а также выбор наиболее эффективного способа устранения неисправности.

Диагностирование производится, как правило, приборным методом, однако может дополнительно (а иногда и самостоятельно) применяться экспертный метод.

Важно

Диагностика технического состояния пожарных автомобилей может быть общей (Д-1) и поэлементной (Д-2).

Общее диагностирование (Д-1) производится для определения работоспособности автомобиля, агрегатов, узла, механизма и систем в целом по обобщенным диагностическим параметрам.

Оно проводится с периодичностью ТО-1 и предназначается, главным образом, для определения технического состояния механизмов и систем, обеспечивающих безопасность движения и безопасную эксплуатацию пожарных автомобилей.

Отдельные операции Д-1 могут проводится при ежедневном техническом обслуживании пожарного автомобиля и при ТО по возращении с пожара (учения), а также для контроля качества выполненного обслуживания или ремонта.

Диагностированию Д-1 подлежат следующие системы и механизмы пожарного автомобиля:

§ тормоза;

§ элементы дополнительной трансмиссии;

§ рулевое управление;

§ передние колеса;

§ пожарный и вакуумный насосы;

§ приборы освещения и сигнализации;

§ стеклоочистители.

Диагностирование проводят на посту ТО пожарных частей, с использованием переносных диагностических средств (см. табл.7.3).

Таблица 7.3

Перечень диагностического оборудования для постов ТО пожарных частей.

Наименование оборудования Единица измерения Количество
Измерительная линейка для проверки и регулировки схождения передних колес автомобиля шт
Компрессометр для карбюраторных двигателей автомобилей шт
Компрессометр для дизельных двигателей автомобилей шт
Стетоскоп для прослушивания работы двигателя шт
Люфтомер для проверки свободного хода рулевого колеса автомобиля шт
Линейка для проверки свободного хода педалей (сцепления, тормоза) шт
Трубка стеклянная мерная для замера уровня электролита шт
Плотномер для замера плотности электролита шт
Плотномер для замеры температуры замерзания охлаждающей жидкости шт
Приспособления для проверки натяжения приводных ремней двигателя шт
Пробник аккумуляторный шт
Приспособление для проверки пожарного насоса на герметичность шт
Приспособление для проверки и затяжки гайки крепления рабочего колеса пожарного насоса шт

Перечень операции Д-1 пожарных автоцистерн, включает проверку:

§ состояние шин и давление воздуха в них;

§ свободного хода педалей сцепления и тормоза;

§ действия тормозных механизмов;

§ состояния и действия приборов освещения, световой и звуковой сигнализации, стеклоочистителей;

§ люфта рулевого колеса;

§ состояния и натяжения ремней привода вентилятора, компрессора, генератора, наоса гидроусилителя руля;

§ состояние сцепления;

§ зазоров в подшипниках ступиц колес;

§ величина схождения передних колес;

§ работоспособности вакуумной системы и герметичности пожарного насоса;

§ люфта в соединении «вал – рабочее колесо пожарного насоса», при необходимости подтяжка гайки крепления колеса насоса.

Если по результатам диагностирования выявлена неисправность, требующая проведения регулировочных и ремонтных работ, то эта неисправность должна быть немедленно устранена силами водительского состава. При более серьёзной неисправности пожарный автомобиль направляют в ПТЦ (отряд технической службы). В этом случае пожарный автомобиль выводят из расчета и заменяют резервным.

Поэлементное диагностирование (Д-2) производится для определения конкретной неисправности по частным диагностическим параметрам. Оно проводится с периодичностью ТО-2. Работы Д-2 проводят на постах (участках) технической диагностики ПТЦ (отрядов технической службы), при помощи специальных проверочных стендов и приборов, до начала и в процессе ТО-2.

Примерный перечень работ поэлементного диагностирования (Д-2) пожарных автоцистерн включает:

§ выполнение операций, проводимых при Д-1;

§ проверка двигателя на стук и шум, проверка герметичности трубопроводов;

§ проверка радиального и осевого зазоров в шкворневых соединениях управляемых колес, состояние узлов рулевого привода;

§ проверка внешнего состояния, уровня шума и герметичности коробки передач и главной передачи, проверка биения карданного вала;

§ проверка внешнего состояния и работоспособности аккумуляторной батареи, стартера, генератора, реле-регулятора;

§ проверка внешнего состояния работоспособности системы зажигания: прерывателя-распределителя, проводов высокого напряжения, свечей и катушки зажигания;

§ регулировка системы холостого хода карбюратора на минимальное содержание СО в отработавших газах на двух режимах холостого хода;

§ проверка угла опережения подачи топлива дизеля;

§ проверка внешнего состояния и работоспособности форсунок и топливного насоса высокого давления;

§ определение боковых сил в контактах управляемых колес с барабанами стенда;

§ измерение тормозных сил на колесах, времени срабатывания привода, одновременности срабатывания тормозов, усилия на тормозную педаль;

§ определение мощности на ведущих колесах автомобиля и расхода топлива под нагрузкой. При необходимости проверка состояния цилиндро-поршневой группы и газораспределительного механизма;

§ определение потери мощности в трансмиссии (после прогрева двигателя и трансмиссии работой под нагрузкой до рабочей температуры);

§ определение углового люфта элементов дополнительной трансмиссии и КОМ;

§ проверка работоспособности вакуумного насоса и оценка герметичности пожарного насоса и всасывающих рукавов;

§ проверка рабочих параметров пожарного насоса;

§ проверка герметичности водопенных коммуникаций, цистерны и бака для пенообразователя.

Диагностирование технического состояния специальных агрегатов пожарных автомобилей в пожарных частях по упрощённым методикам:

Проверка пожарного насоса ПН-40УВ (НПЦ-40/100) производится при проведении первого технического обслуживания пожарного автомобиля с целью определения по фактическим значениям параметров технических характеристик пожарного насоса и осуществляется посредством определения полного напора развиваемого пожарным насосом.

Читайте также:  Крайняя необходимость в области гражданской защиты

Для проверки необходимо установить пожарный автомобиль на водоисточник по схеме, представленной на рис. 7.4.

Забор воды производится из открытого водоисточника с помощью двух всасывающих рукавов диметром 125 мм, при геометрической высоте всасывания насоса 1,5 – 3,5 м. Подача воды осуществляется по двум напорным рукавам диаметром 66 мм (по одному от каждой напорной задвижки насоса) через два ручных ствола с диаметром насадка 24 мм.

Забрать воду в насос и подать ее при полностью открытых напорных задвижках и номинальным значением частоты вращения вала насоса (2700 мин –1).

После забора и подачи воды необходимо определить величину напора, создаваемого насосом, по показаниям штатных (установленных на насосе) приборов: манометра и мановакууметра (приборы должны быть исправны и поверены, иначе проверка теряет всякий смысл). Показания приборов, приведенные к метрам водного столба, складываются.

Фактическое значение напора при номинальной частоте вращения вала насоса сравнивается с нормативным значением – 100 м. вод. ст. Допускается уменьшение напора по сравнению с нормативным значением не более чем на 15%, т.е. минимальный напор развиваемый насосом должен составлять 85 м. вод. ст.

Пожарный насос при вышеуказанных технических условиях забора и подачи воды может не развивать требуемый напор из-за следующих причин:

— неплотности в соединениях узлов и деталей пожарного насоса и всасывающей линии;

— засорения всасывающей сетки;

— расслоения внутреннего резинового слоя всасывающих рукавов;

— поломки лопастей или разрушения рабочего колеса пожарного насоса;

— засорения каналов рабочего колеса и внутренней полости пожарного насоса;

— износа выше допустимых значений уплотнительных металлических колец пожарного насоса.

Проверка работоспособности пеносмесителя ПС-5, установленного на пожарном насосе ПН-40УВ (НПЦ-40/100) осуществляется также при проведении ТО-1, посредством определения количества эжектируемой (подсасываемой) в пеносмеситель жидкости.

Для проверки работоспособности пеносмесителя ПС-5 необходимо установить пожарный автомобиль на водоисточник по схеме, представленной на рис.7.5.

Забор воды производится из открытого водоисточника с помощью всасывающего рукава диаметром 125 мм, при геометрической высоте всасывания насоса 1,5 – 3,5 метра.

Забор пенообразователя производится из заполненной водой мерной емкости через специальный шланг, присоединенный к трубопроводу подачи пенообразователя в пеносмеситель.

Подача воды к стволу ГПС-600 осуществляется по напорному рукаву диаметром 66 мм.

Забрать в насос воду и подать ее при полностью открытой напорной задвижке к стволу ГПС-600, создав перепад напора по манометру и мановакууметру 50 м. вод. ст. Установить дозирующий кран в положение 1-го ствола ГПС-600, открыть пробковый кран пеносмесителя и включить секундомер.

Совет

С помощью мерной емкости определить расход подсасываемой в пеносмеситель воды и сравнить это значение с нормативным (смотри табл.3.2 главы 3.4).

Фактическое значение подсасываемой (эжектируемой) в пеносмеситель воды может быть менее нормативного значения по следующим наиболее характерным причинам:

— закоксовывание калиброванных отверстий во втулке дозирующего крана пеносмесителя;

— засорения сопла пеносмесителя.

В ходе проверки технического состояния пеносмесителя ПС-5 проверяется работоспособность его обратного клапана в следующей последовательности:

— заполнить пожарный насос водой (например из ёмкости цистерны пожарного автомобиля; после чего закрыть задвижку «из цистерны»);

— открыть заглушку линии подсоса пенообразователя от внешней ёмкости;

— установить дозатор пеносмесителя в положение «5»;

— включить пожарный насос и, увеличив обороты насоса, довести давление в насосе до 0,6 МПа (6 кгс/см2);

— с помощью листа бумаги проверить подсос воздуха через отверстие линии подсоса пенообразователя от внешней ёмкости (лист бумаги должен притягиваться к отверстию);

— резко и одновременно уменьшить обороты двигателя и выключить пожарный насос.

При этом обратный клапан должен перекрыть линию подсоса пенообразователя. Если из отверстия линии подсоса пенообразователя от внешней ёмкости будет вытекать вода – обратный клапан неисправен.

Проверка технического состояния комбинированного пожарного насоса НЦПК 40/100-4/400 заключается в поэтапной проверке ступеней нормального и высокого давления.

Проверка ступени нормального давления и её пеносмесителя осуществляется аналогично проверке пожарного насоса ПН-40УВ (НПЦ-40/100), рассмотренной ранее.

Проверка ступени высокого давления осуществляется при номинальной частоте вращения вала насоса (2700 об/мин), работе обеих ступеней и подаче воды от ступени высокого давления через два ствола СРВД 2/300 (расчётный расход воды ствола СРВД 2/300 составляет 2 л/с, при напоре на входе в катушку высокого давления 400 м. вод. ст.). При этом напор на выходе из ступени высокого давления должен быть не менее 400 м.

Не соответствие фактического значения напора при номинальной частоте вращения вала насоса с нормативным значением может быть следствием причин, указанных в табл.3.11 главы 3.7.

Обратите внимание

Проверка уровня дозирования пенообразователя пожарным насосом НЦПВ-4/400 производится путём измерения расхода подсасываемого пенообразователя при помощи мерного бака и секундомера.

Для проверки необходимо:

§ демонтировать (отсоединить) шланг подвода пенообразователя от патрубка 1 (см. рис. 3.35. главы 3.6);

§ присоединить к патрубку подвода пенообразователя 1 шланг, опущенный в мерную ёмкость заполненную водой;

§ подать с помощью пожарного насоса воду (от цистерны или гидранта водопроводной сети) в ствол-распылитель СРВД 2/300 под напором 300…450 м. вод. ст.;

§ перевести рукоятку крана эжектора в положение «ОТКР»;

§ установив дозатор пеносмесителя в положение «3%», включить секундомер;

§ проверить количество фактически эжектируемой из мерной ёмкости воды с расчётным количеством эжектируемого пенообразователя при положении дозатора пеносмесителя «3%» (см. главу 3.6);

§ произвести аналогичную проверку при положении дозатора пеносмесителя «6%» и «12%».

Фактическое значение подсасываемой (эжектируемой) в пеносмеситель воды может быть менее нормативного по причине засорения (закоксования) пеномагистрали, узла подвода пенообразователя к насосу, дозатора и сопла струйного насоса.

Проверка технического состояния вакуумных систем осуществляется на исправных (герметичных) пожарных насосах, путём измерения (при помощи секундомера) времени создания в насосе требуемой величины вакуума и сравнения полученной (фактической) величины с нормативным значением.

При проверке вакуумных систем с газоструйным насосом необходимо определить фактическое время создания в пожарном насосе вакуума в пределах 73…76 кПа при максимальных оборотах холостого хода двигателя пожарного автомобиля по методике проверки пожарного насоса на герметичность (см. главу 3.5). Требуемое значение вакуума в пожарных насосах типа ПН-40УВ (НПЦ 40/100) должно достигаться за время не более 20 секунд. Увеличение времени или создание недостаточного разряжения может быть вызвано неисправностями вакуумной системы, изложенными в главе 3.5.

Проверка технического состояния вакуумной системы с шиберным насосом (типа АВС-01Э) осуществляется при проверке исправного (герметичного) пожарного насоса на герметичность (см. главу 3.5).

Требуемое значение вакуума в пожарных насосах типа ПН-40УВ (НПЦ-40/100, НЦПК-40/100-4/400) 80 кПа должно достигаться за 10…15 секунд.

Кроме того, в ходе визуальной проверки необходимо убедиться в работоспособности индикации блока управления и в подаче смазки в вакуумный насос (после запуска вакуумного насоса воздух в маслоподающей трубке должен исчезнуть и масло должно подняться до упора в жиклёр).

Ненормальная работа вакуумного насоса может быть вызвана наиболее характерными неисправностями, изложенными в главе 3.5. В случае негерметичности пожарного насоса необходимо также проверить по следующей методике работоспособность блока управления:

§ открыть любой сливной кран на пожарном насосе;

§ на пульте управления вакуумным насосом установить тумблер «Питание» в положение «Вкл», а тумблер «Режим» в положение «Авт»;

§ нажатием на кнопку «Пуск», запустить вакуумный агрегат и одновременно включить секундомер;

§ через 45…55 секунд должно произойти автоматическое отключение привода вакуумного насоса и должен загореться индикатор «Не норма»;

§ нажать кнопку «Стоп», после чего индикатор «Не норма» должен погаснуть;

§ выключить тумблер «Питание».

⇐ Предыдущая27282930313233343536Следующая ⇒

Источник: https://mykonspekts.ru/1-133218.html

Ссылка на основную публикацию