Социально значимый объект

Что значит социально значимые объекты? :

Попробуем разобраться с формулировкой: что значит «социально значимые объекты»? В настоящее время они являются подлинными артериями для общества. Без их возведения не может обойтись ни один населенный пункт нашей страны.

Перечень

На самом деле социально значимые объекты представлены в большом количестве. Появились они сразу после возникновения человеческой цивилизации, за историю своего существования модернизировались и расширились по количеству. На сегодня социально значимые объекты — это:

  • школы;
  • больницы;
  • театры;
  • библиотеки;
  • цирки;
  • суды;
  • храмы;
  • музеи;
  • мемориалы;
  • дворцы детского творчества и спорта

Также к ним можно отнести и здание администрации конкретного населенного пункта.

Значимость медицины для общества

На настоящий момент социально значимые объекты представляют собой в первую очередь учреждения здравоохранения.

Именно они имеют огромное значение для сохранения здоровья населения, то есть являются основой существования всего человеческого общества.

Независимо от того, будет ли это областная больница, либо небольшой фельдшерский пункт, со стороны населения к такому объекту приковано пристальное внимание.

Образование

Анализируя социально значимые объекты, нельзя оставить без должного внимания учреждения образования. С их помощью люди приобретают знания, умения, навыки, которые необходимы им для успешной социализации.

Строительство социально значимых объектов: детских садов, школ, учреждений дополнительного и последипломного образования — это важная задача государства. Без выделения денег на подобное строительство невозможно будет формировать гармонически развитых, духовно богатых людей, следовательно, у государства не будет шансов на развитие и процветание.

Строительство храмов

Рассуждая над тем, какие социально значимые объекты необходимо возводить в наши дни, нельзя обойти стороной строительство и восстановление церквей. В последние годы в России наблюдается тенденция восстановления храмов.

Люди, понимающие, что важна не только материальная, но и духовная составляющая, все чаще приходят в храмы.

Обратите внимание

Люди готовы вкладывать деньги в строительство, реставрацию церквей, так как они осознают, что духовная гармония — это необходимое условие для саморазвития и самосовершенствования.

Безопасность социально значимых объектов — это важная задача, для решения которой необходимо привлечение помощи государства.

Дворцы спорта

В России в наши дни повышается интерес к здоровому образу жизни. Сегодня модно быть спортивным, успешным человеком, не имеющим вредных привычек.

В реестр социально-значимых объектов входят не только учреждения образования и здравоохранения, сюда же относятся и спортивные центры.

В них может прийти любой гражданин, проживающий на территории РФ, записаться в одну из многочисленных спортивных секций. Социальная значимость подобных объектов состоит в том, что они помогают людям сохранять здоровье.

Здоровый человек будет приносить обществу пользу, следовательно, государству не придется тратить деньги на его лечение.

Музей

Что представляет собой этот социально значимый объект? Закон РФ охраняет различные раритеты, имеющие историческую и общественную ценность. Именно они представлены в экспозициях музеев, являются достоянием народа.

Исторические ценности выполняют социальную функцию, повествуя об укладе быта предков. Знакомство подрастающего поколения с музейными экспонатами имеет существенное воспитательное значение.

Среди частых гостей музея — ученики начальной школы и средних классов.

Цирки и театры

Такие социально значимые объекты являются не только местом для развлечения населения. Театральные постановки выполняют воспитательную роль, пробуждают в человеке высокие чувства.

Юные зрители, пришедшие на представление, улавливают причинно-следственные связи между определенными событиями, получают собственный опыт от чужих ошибок.

Безусловно, государство должно изыскивать меры материальной поддержки «храмам культуры», а не оставлять их без пристального внимания и финансирования.

Социальная инфраструктура

Она представляет собой совокупность предприятий и объектов, обеспечивающих функциональную жизнь и деятельность населения, способствует формированию интеллектуального развития каждого человека.

Именно объекты социальной инфраструктуры способствуют созданию условий, необходимых для нормального функционирования разных сфер жизни.

Принято подразделять социальную инфраструктуру на «точечную» и «линейную».

Первый вариант — это непосредственно сами объекты: средние и высшие учебные заведения, больницы и поликлиники, школы, развлекательные центры, дворцы творчества. Линейной социальной инфраструктурой именуют сети железных дорог, связи, линии электропередач.

В производственных организациях в большей степени используется точечная инфраструктура, а для экономики необходимы обе разновидности.

Основные объекты социальной инфраструктуры

К ним принято относить следующие элементы:

  • предприятия торговли;
  • культурно-массовые комплексы;
  • водообеспечение и канализацию;
  • различные виды пассажирского транспорта;
  • объекты здравоохранения;
  • финансовые организации;
  • стадионы, плавательные бассейны, дома отдыха

В паспорта социально значимых объектов включают всю основную информацию, касающуюся строительства, обслуживания, источников финансирования.

Рассматривать социальную инфраструктуру можно по уровням социальной организации человеческого общества.

В управлении применяют и общие показатели, и расчетные параметры, характеризующие обеспеченность конкретных объектов инфраструктуры. Ее разработка позволяет изучать связь материальной базы с содержательными процессами в развитии социального общества.

Среди основных требований, которые к ним предъявляются, — доступность инфраструктуры. Процесс разработки доступной среды предполагает продумывание малейших деталей, чтобы человек был окружен средствами связи: транспортом, досуговыми организациями, необходимой информацией.

Важно

В настоящее время в РФ реализуется программа «Доступная среда», направленная не только на формирование толерантного отношения к инвалидам среди здоровых членов общества, но и на доступ инвалидов к социально-значимым объектам, вовлечение таких людей в общественную и культурную жизнь.

В сферах физической культуры, образования, социальной защиты, информатизации, здравоохранения реализуются специальные государственные программы.

Существует два варианта адаптации объектов социальной инфраструктуры для жизни и деятельности инвалидов:

  • ремонтно-строительные работы;
  • предоставление социально значимых услуг

К примеру, теперь с помощью планировочных и инженерных средств детский сад, школа, поликлиника стали доступными для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Оценка доступности

На базе строительных нормативных документов была создана технология оценки организаций и объектов, имеющих право на оказание населению определенных социальных услуг.

Объект паспортизации — это организация, которая поставляет конкретный пакет социальных услуг, располагается в объекте недвижимости либо в какой-то его части. Если у организации есть сразу несколько сооружений, все они описываются с позиции доступности для инвалидов как отдельные объекты социальной инфраструктуры.

В настоящее время выделяют шесть частей такого объекта:

  • участок, который прилегает к сооружению;
  • одни либо несколько входов в здание;
  • пути эвакуации, маршруты передвижения по зданию;
  • санитарно-гигиенические помещения;
  • участки целевого посещения сооружения;
  • система средств связи на объекте

Все требования указаны в СНиП в 2001 г., утверждены Министерством регионального развития РФ. Территория, которая непосредственно прилегает к участку, состоит из нескольких элементов: входов, лестниц, пандуса, путей передвижения; автостоянки и парковки.

Существуют определенные требования к данной зоне. В частности на участок с социально значимым объектом должно быть несколько входов, чтобы инвалиды могли спокойно передвигаться по нему.

Также предполагается наличие пешеходных и транспортных путей, места для отдыха, расположения транспорта.

Социально значимые объекты являются показателем стабильности общества. Именно они являются демонстрацией заботы со стороны государства о своих гражданах.

Государство должно выступать гарантом доступности всех социально значимых объектов: детских садов, школ, техникумов, поликлиник, театров, музеев, спортивных школ для обычного человека.

Всеобщность и доступность — это основные столпы жизни любого развитого государства. Сложно представить себе развитую страну, в которой нет достаточного количества учреждений культуры, здравоохранения.

В европейских государствах особое внимание уделяют именно социальным объектам, создают комфортные условия для жизни и работы населения. Подобный подход оправдывает себя. Население, которое имеет возможность саморазвиваться, следить за своим здоровьем, имеет высокую трудоспособность, приносит государству существенную пользу.

Источник: https://BusinessMan.ru/chto-znachit-sotsialno-znachimyie-obyektyi.html

Как признать объекту статус социальной значимости?

здравствуйте.

К социально-значимым объектам относятся: — объекты здравоохранения;  — высшие учебные заведения;  — общеобразовательные учебные заведения;  — детские дошкольные учреждения;  — объекты санаторно-курортного комплекса;  — объекты социальной защиты и социального обслуживания населения.

  Социальная инфраструктура – комплекс объектов и предприятий, которые обеспечивают функциональную жизнедеятельность населения, формирование интеллектуально развитого индивида.  Объекты социальной инфраструктуры – это те объекты, которые обеспечивают потребности населения в жизненно важных товарах, услугах, и продуктах.

  Объекты социальной инфраструктуры предоставляют существующую реальность, которая характеризуется совокупностью объектов, которые создают условия для продуктивной деятельности человека во всех сферах жизни. Однако существуют различные подходы классификации объектов социальной инфраструктуры, что представляют серьезное значение.  Социальная инфраструктура может быть «линейная» и «точечная».

Совет

Линейная социальная инфраструктура — это наличие сети железных дорог, автомагистралей, линий электропередач, связи и т.д. Точечная инфраструктура – это сами объекты: ВУЗы, школы, театры, поликлиники, развлекательные центры и т.д. Применять такую классификацию можно на разных уровнях организации общества.

В производственной организации будет большее применение точечной инфраструктуры (но есть элементы и линейной). В экономической сфере присутствует и линейная, и точечная, а также их взаимодействие.

  Объектами социальной инфраструктуры могут быть: • Культурные комплексы;  • Предприятия торговли;  • Пассажирский транспорт;  • Образовательные комплексы;  • Учреждения здравоохранения;  • Канализация и водообеспечение;  • Финансовые учреждения;  • Спортивные сооружения (стадионы, дома отдыха, плавательные бассейны).

  Недостатком такой характеристики социальной инфраструктуры является перечисление ряда организаций, институтов, учреждений.  Социальную инфраструктуру вполне можно рассматривать по уровням соц. организации общества.  В управлении используются как общие показатели, так и расчётные, которые характеризуют обеспеченность отдельных объектов инфраструктуры. Ее состояние интересует как показатель общественных изменений. Разработка социальной инфраструктуры дает возможность изучения взаимосвязи материальной базы и содержательных процессов в развитии общества. 

Важен также уровень большого экономического района, когда инфраструктура исследуется в рамках замкнутой системы.

Можно сравнить показатели одной инфраструктуры с показателями других единиц и на основе сравнения получить информацию о достижениях анализируемого объекта и принятие действенных мер.

Читайте также:  Огневая полоса психологической подготовки пожарных

Далее, на этом уровне, вводятся необходимые поправки в ее развитие в зависимости от культурной особенности региона и природно – климатических показателей.

Объект социальной работы

Социальное сосуществование и взаимодействие должно строиться на началах социального равенства и партнерства, справедливого распределения материальных благ, надежных гарантий для творческого самоутверждения всех субъектов общества. Такое понимание социальности является важнейшим критерием осуществления социальной работы.

  Объект социальной работы, с одной стороны, обусловлен целями и задачами практической социальной работы, а с другой – определяет границы и содержание теории и практики социальной работы.

Существует множество определений объекта социальной работы, они во многом сходны в том, что в современных условиях социальная работа выходит за границы практической социальной помощи и все более становится фундаментальным теоретическим знанием о человеке в системе социальных отношений и взаимодействий, о способах улучшения его социального бытия и социального самочувствия.

Обратите внимание

Объект социальной работы – это, прежде всего человек в системе социальных связей и отношений, на которого направлено социальное действие. Это клиент социальной помощи, социальной адаптации и реабилитации, социальной диагностики и профилактики, социальной экспертизы и социальной терапии.  Также, можно сказать, что объектом социальной работы (в широком понимании) являются все люди.

Это объясняется тем, что жизнедеятельность всех слоев и групп населения зависит от тех условий, которые в значительной мере предопределяются уровнем развития общества, состоянием социальной сферы, содержанием социальной политики, возможностями ее реализации.

  На каком бы уровне – индивидуальном или групповом – ни возникали человеческие проблемы, объектом помощи со стороны социальных работников (или просто объектом социальной работы) являются люди, которые ставят перед собой определенные цели, но не в состоянии сами их реализовать, испытывая в силу этого чувство неудовлетворенности жизнью.

За каждой человеческой проблемой кроется множество личных, т.е. неудовлетворенных потребностей целой группы людей. Какими бы специфическими ни были, например, личные проблемы тех или иных безработных, различающихся по полу, возрасту, семейному положению, уровню образования или специальности, каждая из них является проявлением социальной проблемы, называемой безработицей.

Поэтому можно сказать, что объектами социальной работы являются различные группы людей, испытывающих трудности при решении проблем, которые возникают в их жизни.  Следует сказать, что объектом исследования теории социальной работы являются социальные отношения, и в связи с его многогранностью в нем можно выделить целый ряд направлений: 1.

Индивидуальные, семейные, организационные проблемы. Начиная с индивида (одиночество, социальная изоляция) и заканчивая различными организационными проблемами (рост беженцев, бездомных).  2. Социально – экологические проблемы – охрана окружающей среды.  3. Социально – экономические проблемы. В ходе новых экономических реформ в России 90% населения оказалось за чертой бедности.  4.

Проблемы социальной стратификации. Социальное расслоение, неравенство в обществе, ведущее к разделению общества на «высшие» и «низшие» классы, экономической эксплуатации.  5. Проблемы поведенческого функционирования индивидов, групп, общностей – аспекты дивиантного поведения, социальных отношений; наркомании, алкоголя и т.д.  6. Проблемы символизации и моделирования мира и людей в нем.

Они могут выражаться в неадекватных образах, невысоком самоуважении, недостатке чести и морали, а отсюда – в отчуждении, социальных предрассудках, в античеловеческих ценностях.  7. Проблемы структур власти, от их действия, программ зависит социальная напряженность и стабильность в обществе, от их режима: тотальности, демократии или авторитарности зависит социальная активность населения.

Важно

  Объектов достаточно много, и можно классифицировать их с учетом приоритетности основании для этой классификации: – состояние здоровья, которое не позволяет самостоятельно решать жизненные проблемы;  – служба и труд в экстремальных социальных условиях;  – пожилой, пенсионный возраст людей;  – девиантное поведение в его различных формах и видах;  – трудное, неблагополучное положение различных категорий семей;  – особое положение детей (сиротство, бродяжничество и т.д.);  – бродяжничество, бездомность;  – предродовое и послеродовое состояние; 

– правовое (и в связи с этим социальное) положение лиц, подвергшихся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированных.

Объекты социального обеспечения

Всеобщность и доступность социального обеспечения — один из столпов жизни любого государства. В любой стране всегда есть тот пласт людей, которые работают и самостоятельно обеспечивают свое существование, и те, кто нуждается в социальной поддержке.  Как правило, эту функцию по поддержке осуществляет государственный сектор.

Но только ли он может и должен этим заниматься?  Право человека на социальное обеспечение в случаях, когда он не может заботиться о себе в должной мере, совершенно оправдано.

Должен ли пенсионер, всю жизнь отдавший службе, к примеру, шахтером или даже педагогом, страдать только потому, что у него нет здоровья для дальнейшего труда? Или молодая мама, сидящая в декрете, должна идти работать по ночам? Это риторические вопросы, на которые мы все знаем ответы.

  Закон четко регулирует, кому, когда и сколько нужно выделять денег и иных благ на достойную жизнь.  Именно так и появились следующие понятия, которые можно расшифровать очень просто: • Субъекты социального обеспечения.

Это те лица, которые нуждаются в поддержке: инвалиды, пенсионеры, временно и постоянно нетрудоспособные, к примеру, после трудовой травмы или декретницы (и декретники, сейчас очень много пап, смотрящих дома за малышами);  • Объекты социального обеспечения.

Это те самые блага и ресурсы, людям выделяемые: пособия по уходу за ребенком, пенсии по возрасту и инвалидности.  Не стоит путаться в данном понятии: это именно средства, а не те, кто их выделяет. Но, скорее, многих волнует вопрос о достаточности и своевременности выплат этих средств.

Ведь 70-летние женщины, убирающие супермаркеты, и инвалиды, которым не хватает на лекарства, до сих пор не редкость. А ведь этот круг лиц подлежащих социальному обеспечению, не может сам «постоять» за себя, самостоятельно назначить себе, скажем, размеры пенсий.

Совет

Хотя и то, что делается, уже хорошо: сказать спасибо обществу, которое поддерживает таких людей, стоит.  Социальное обеспечение граждан: альтернативные способы Открыв любой учебник по гражданскому праву или просто книжку про устройство государства, можно понять, что же такое всеобщность социального обеспечения.

Считается, что в рыночном обществе именно общество (в лице властей) должно брать на себя обеспечение некоторых категорий людей. Но, естественно, добиться полноценной адресности и достаточности невозможно.  Государство — машина, пусть и хорошо отлаженная, в ней преобладает подход по категориям. Пенсии приравниваются к средней по стране потребительской корзинке. Выплаты матерям — примерно так же, только прибавляем туда стоимость подгузников. А ведь условия людей даже с одной болезнью, одного возраста и социального слоя разные. Кому-то внук лекарства купит, а от кого-то и отказались, пусть формально родственники есть. Потому частичным выходом является адресное социальное обеспечение населения. 

Но и оно проблему не решит: слишком много бюрократизма и собирания бумаг, чтобы доказать, что именно тебе нужно именно столько средств. Возможно, наступила новая эпоха организации социального обеспечения.

Теперь многие организации, состоящие из многих людей, могут помогать друг другу, когда это требуется.

Речь идет не благотворительных фондах, а о сообществах, в которых членство принимают обычные, просто целеустремленные и прогрессивные люди.

Источник: https://imeupravo.ru/vopros/kak-priznat-obektu-status-socialnoy-znachimosti-50990

Социально значимые объекты

На здании средней школы в честьМаксима Пассара – Героя Российской Федерации
На здании администрации в честь снайпераМаксима Пассара, героя Сталинградской битвы,именем которого названа центральная  улица в селе Найхин
На здании средней школы в честь Акима Самара- первого нанайского поэта, погибшего под Сталинградом.
На здании Центра детского творчества в честь первогонанайского учёного фронтовика Сулунгу Николаевича Оненко

Учреждения образования Найхинского сельского поселения представлены следующими объектами:

Муниципальное казенное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени Героя Российской Федерации Максима Пассара Найхинского сельского поселения. Школа представляет собой деревянное одноэтажное этажное здание, 1962 года постройки, проектной вместимостью на 209 учащихся. 

Краевое государственное казенное образовательное учреждение для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей школа – интернат №15, расположено на ул. Школьной,  рассчитано на 101 место. Здание каменное, 1965 года постройки.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад Найхинского сельского поселения. Здание выполнено из камня, оборудовано отоплением. Проектная вместимость  детского сада рассчитана на 90 детей.

Муниципальное казенное  образовательное учреждение школа — детский сад с. Даерга Найхинского сельского поселения Нанайского муниципального района Хабаровского края, расположено в селе Даерга. Здание выполнено из дерева, оборудовано отоплением. Проектная вместимость  детского сада рассчитана на 80 детей.

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей Центр детского творчества расположено по ул. Школьной в с. Найхин. Здесь дети занимаются хореографией, национальной вышивкой, резьбой по дереву, туризмом, краеведением, изобразительным искусством.

Учреждения здравоохранения:

В селе Найхин по улице Медицинская   расположена врачебная амбулатория Найхинского сельского поселения, в составе которой имеется дневной стационар на 2 койки. Врачебная амбулатория обслуживает оба населенных пункта поселения.  При амбулатории имеется  автомобиль скорой медицинской помощи.
Здание выполнено из дерева.

Учреждения культуры:

К учреждениям культуры в Найхинском сельском поселении относится сельский дом культуры и библиотека, расположенные в здании библиотеки села Найхин.  На существующую численность населения вместимость дома культуры должна составлять 265 мест, таким образом, дефицит клубных  мест составляет 215 мест. Здание одноэтажное, деревянное, без кинозала.

Читайте также:  Межгосударственная система предупреждения и ликвидации чс

Учреждения жилищно-коммунального и бытового обслуживания:

Снабжает теплом здания школы, детского сада, 16 квартирного жилого дома участок ООО МЖКХ с. Троицкое. Предприятий бытового обслуживания на территории сельского поселения нет

Услуги в сфере торговли и общественного питания предоставляют  частные предприятия.

В селе Найхин  функционируют следующие торговые предприятия:

  • Найхинское ПО «Олима» — магазин;
  • ИП Краблев С.И. — магазин«Ника»;
  • ИП Бармина Е.А.  — магазин «Аралия»;
  • ИП Гейкер О.А. – магазин «Саша»;

В селе Даерга  функционируют следующие торговые предприятия:

  • ИП Григорян Г.В. – магазин «Ван»;
  • ИП Желтышева Е.Б. — магазин;
  • ИП Киле Е.Б. – пекарня.

Организации и учреждения управления, проектные организации, кредитно-финансовые учреждения и предприятия связи:

Администрация Найхинского сельского поселения находится в селе Найхин по адресу улица М. Пассара, 26в.

К предприятиям связи, существующим на территории поселения, относятся:

Отделение почтовой связи Найхинского  сельского поселения расположенное в селе Найхин.

АТС ОАО Ростелеком – в с. Даерга

Отдел милиции – 2 участковых уполномоченных. Кабинет участковых расположен  в здании администрации сельского поселения.

Источник: http://najhin.ru/home-html/social.html

Социально значимые объекты, не соответствующие требованиям безопасности, подлежат расселению

Глава МЧС России Владимир Пучков провел тематическое селекторное совещание, посвященное обеспечению безопасности социально значимых объектов с круглосуточным пребыванием маломобильных граждан.

На учете надзорных органов МЧС России находятся порядка 10 тыс. объектов социальной защиты населения, здравоохранения и образования с круглосуточным пребыванием людей. С начала текущего года проведены проверки свыше 2,5 тысячи объектов, в ходе которых выявлено, что около половины из проинспектированных объектов эксплуатируются с нарушениями требований безопасности.

Наибольшее количество таких объектов в Челябинской  и Иркутской областях, в г. Санкт-Петербурге, а также в Приморском  и Красноярском краях, на территории Республик Саха (Якутия) и Коми, в Ростовской, Самарской и Нижегородской областях.

Обратите внимание

Свыше 800 учреждений, несоответствующих предъявляемым требованиям с точки зрения их противопожарной устойчивости – это старые деревянные постройки 4 и 5 степени огнестойкости.

Проверки показали, что 334 объекта (3,4%) эксплуатируются с недостатками по обеспечению пожарной безопасности — неудовлетворительное состояние путей эвакуации, неисправность системы автоматической пожарной сигнализации, отсутствие систем оповещения людей о пожаре, неисправность электросетей.

Порядка 1,5 тыс. объектов не оборудованы системой, обеспечивающей дублирование сигнала о срабатывании систем противопожарной защиты в ближайшее пожарно-спасательное подразделение. Наибольшее количество таких учреждений отмечается в республиках Крым, Хакассия, Тыва и Дагестан, Псковской, Самарской, Новгородской, Челябинской и Архангельской областях.

Глава МЧС России Владимир Пучков дал поручение в недельный срок устранить нарушения безопасности в социально значимых учреждениях с круглосуточным пребыванием людей; в противном случае – потребовал опубликовать «черный список» учреждений, не отвечающих правилам безопасности.

«За неделю устранить все недостатки в социально значимых учреждениях с круглосуточным пребыванием людей. Кто не устранит — в «черный список» на сайт МЧС России. Необходимо довести до общественности и до родственников людей, которые находятся в этих учреждениях, имена не добросовестных руководителей», — распорядился Владимир Пучков в ходе селекторного совещания.

Чтобы избежать возможных пожаров, необходимо расселить граждан, проживающих или находящихся на излечении в учреждениях социальной сферы с круглосуточным пребыванием людей, из существующих зданий с низким уровнем защищенности в объекты, отвечающие всем требованиям комплексной безопасности. Сотрудникам МЧС России дано поручение в кратчайшие сроки инициировать рассмотрение этого вопроса на заседаниях региональных комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.

По-прежнему одной из форм борьбы с пожарами на таких объектах остается профилактическая работа с пациентами и персоналом – беседы и практические тренировки.

Министр отметил, что необходимо организовать непрерывную работу с руководителями и персоналом социально значимых объектов, проводить дополнительное обучение по правилам безопасности и действиям при возникновении чрезвычайной ситуации, а так же ужесточить контроль выполнения этих мероприятий.

«Поставьте задачи всему инспекторскому составу, чтобы они ежемесячно проводили тренировки с персоналом всех таких объектов. Привлекайте подразделения добровольной пожарной охраны», — сказал министр.

Кроме того, глава чрезвычайного ведомства отметил, что необходимо проработать вопрос с местными властями о создании пожарно-спасательных подразделений на объектах, находящихся вне нормативного радиуса выезда профессиональных пожарных и не допускать эксплуатации социально значимых объектов без соответствующего оперативного прикрытия. 

Источник: http://www.mchs.gov.ru/dop/info/smi/news/item/26488555

Классификация объектов социальной инфраструктуры

Особую значимость имеет деление социальной инфраструктуры при исследовании уровня развития муниципального образования и региона в целом.

В данном случае, инфраструктура муниципального образования изучается как отдельная социально-экономическая система, для нее рассчитываются показатели, которые впоследствии сравниваются с показателями других регионов для дифференциации социально-экономического развития каждого из них. В фокусе данного исследования будет анализироваться социальная инфраструктура регионального уровня.

Социальная политика муниципальных органов власти направлена на развитие социальной инфраструктуры, так как она формирует ключевые факторы социально-экономического развития в вопросах обеспечения жизнедеятельности общества, повышения качества жизни и в экономическом развитии отдельных ее отраслей.

Важно

Вопрос повышения качества жизни российских граждан является стратегической целью в политике государства.

Указом Президента Росийской Федерации «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» повышение качества жизни гарантируется «за счет обеспечения продовольственной безопасности, большей доступности комфортного жилья, высококачественных и безопасных товаров и услуг, современного образования и здравоохранения, спортивных сооружений, создания высокоэффективных рабочих мест, а также благоприятных условий для повышения социальной мобильности, качества труда, его достойной оплаты, поддержки социально значимой трудовой занятости, обеспечения доступности объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур»[4].

Объекты социальной инфраструктуры – это те объекты, которые обеспечивают потребности населения в жизненно важных товарах, услугах, и продуктах.

Объекты социальной инфраструктуры предоставляют существующую реальность, которая характеризуется совокупностью объектов, которые создают условия для продуктивной деятельности человека во всех сферах жизни. Однако существуют различные подходы классификации объектов социальной инфраструктуры, что представляют серьезное значение.

Социальная инфраструктура может быть «линейная» и «точечная». Линейная социальная инфраструктура — это наличие сети железных дорог, автомагистралей, линий электропередач, связи и т.д.

Точечная инфраструктура – это сами объекты: ВУЗы, школы, театры, поликлиники, развлекательные центры и т.д. Применять такую классификацию можно на разных уровнях организации общества.

В производственной организации будет большее применение точечной инфраструктуры (но есть элементы и линейной). В экономической сфере присутствует и линейная, и точечная, а также их взаимодействие.

Объектами социальной инфраструктуры могут быть:

▪ Культурные комплексы;

▪ Предприятия торговли;

▪ Пассажирский транспорт;

▪ Образовательные комплексы;

▪ Учреждения здравоохранения;

▪ Канализация и водообеспечение;

▪ Финансовые учреждения;

▪ Спортивные сооружения (стадионы, дома отдыха, плавательные бассейны).

Недостатком такой характеристики социальной инфраструктуры является перечисление ряда организаций, институтов, учреждений.

Совет

Социальную инфраструктуру вполне можно рассматривать по уровням соц. организации общества.

В управлении используются как общие показатели, так и расчётные, которые характеризуют обеспеченность отдельных объектов инфраструктуры. Ее состояние интересует как показатель общественных изменений. Разработка социальной инфраструктуры дает возможность изучения взаимосвязи материальной базы и содержательных процессов в развитии общества.

Важен также уровень большого района, когда инфраструктура исследуется в рамках замкнутой системы.

Можно сравнить показатели одной инфраструктуры с показателями других единиц и на основе сравнения получить информацию о достижениях анализируемого объекта и принятие действенных мер.

Далее, на этом уровне, вводятся необходимые поправки в ее развитие в зависимости от культурной особенности региона и природно – климатических показателей.

Социальную инфраструктуру региона классифицируют по нескольким признакам (рис.1.2).

Рис. 1.2 Классификация социальной инфраструктуры с точки зрения структурирования ее элементов[5]

Основные функциональные вопросы, возложенные на объекты социальной инфраструктуры, включают:

— Охрану здоровья населения и улучшение численных показателей

здорового населения, то есть лечение различных заболеваний;

— Создание необходимых условий для воспроизводства населения;

— Активизацию демографических процессов;

— Доступность услуг социальной инфраструктуры широким слоям населения;

— Предоставление комплекса услуг, способствующего всестороннему развитию личности.

Корпоративный уровень направлен на деятельность компании и обеспечение качества жизни сотрудников. При взаимодействии с государством идет развитие более широкого территориального уровня социальной инфраструктуры.

Обратите внимание

Тип услуг в совместных проектах государства и бизнеса может быть любым: универсальные, целевые услуги, услуги для лиц с особыми потребностями и ограниченными возможностями. Выбор типа услуг зависит от формы взаимодействия и определяется социальными задачами, которые планируют решить региональные органы власти.

Состав «жесткой» инфраструктуры включает комплекс зданий, оборудований и сооружений, «мягкая» – это нефинансовые, организационно-управленческие ресурсы, используемые при оказании услуг населению.

На примере данной классификации выделяют четыре основные отрасли социальной инфраструктуры: образование, здравоохранение, культура и искусство, физкультура и спорт.

Развитие социальной инфраструктуры на всех этапах долгое время было функцией государства. В настоящее время все чаще в процесс инвестирования вовлекается частный бизнес.

В послании Федеральному собранию Президент РФ подчеркивает «важность привлечения частных инвестиций для реализации производственных и социальных проектов»[6].

В стране идет становление законодательной базы и институциональной среды в сфере государственно-частного партнерства: прорабатываются формы взаимодействия с частным бизнесом, учреждаются инвестиционные фонды, создаются кластеры и особые экономические зоны.

Прежде чем подробно описывать формы взаимодействия государства и бизнеса, рассмотрим основные понятия, необходимые для анализа инвестиционной деятельности в социальной сфере. Во-первых, уточним понятие «социальные инвестиции».

Читайте также:  Выпадение радиоактивных аэрозолей. определение и их виды.

Термин «инвестиции» определяют в зависимости от направления вложений, содержания, целевой установки, субъектов и объектов инвестиционной деятельности в соответствии с той сферой, где оно употребляется, общепринятого определения нет.

Важно

В общем виде инвестиции – это «вложение капитала в денежной, материальной и нематериальной формах в объекты предпринимательской деятельности с целью получения текущего дохода или обеспечения возрастания его стоимости в будущем периоде»[7].

Данное определение не является полным, но подчеркивает ряд ключевых признаков процесса инвестирования: целевая установка, долгосрочность, направление и содержание вложений.

Применительно к социальным инвестициям целевая установка будет отличаться, так как получение дохода рассматривается как благо, выраженное в материальной форме, а эффект от вложений в социальную сферу не всегда подается в материальной оценке.

Наиболее приближенным к социальной сфере можно назвать законодательно закрепленное определение, которое под инвестициями подразумевает «денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и иной деятельности в целях получения прибыли или иного полезного эффекта»[8].

В отличие от общего определения, рассматривающего инвестиции как экономическую категорию и получение дохода как основную цель инвестирования, данное определение закрепляет иные полезные эффекты в качестве цели. В случае с социальными инвестициями значимой является социальная эффективность и повышение качества человеческого капитала.

Социальные инвестиции тесно связаны с уровнем человеческого капитала. Развитие социальной инфраструктуры напрямую влияет на воспроизводство и качественное повышение уровня человеческого капитала, что повышает совокупную производительность труда, являющуюся ключевым фактором в повышении экономической эффективности в стране.

Главное отличие социального инвестирования от инвестирования — это вложение финансовых и других ресурсов в проекты, которые повышают социальную эффективность.

https://www.youtube.com/watch?v=5dGTIXCFYYQ

Под социальной эффективностью, в данном случае, подразумевается степень удовлетворения потребностей общества в услугах образования, здравоохранения, культуры и искусства, физической культуры и спорта[9].

Также как с определением инвестиций нет общепринятого определения для социальных инвестиций, существуют несколько подходов, которые рассматривают социальные инвестиции только с финансовой точки зрения, либо тесно связывают его с решением социально-значимых задач.

В зарубежной практике выделяют два подхода к определению социальных инвестиций.

Первый подход рассматривает социальные инвестиции, нацеленные на получение прибыли, где важное значение имеет финансовый результат.

Совет

Второй подход оценивает эффективность социальных инвестиций по результатам выполнения социальных либо экологических задач[10].

Определение, предлагаемое Ю.

Багировой, относится больше ко второму подходу: «Социальные инвестиции – это вложения материальных, информационных, управленческих, технологических ресурсов, а также финансовых средств в расширенное воспроизводство человеческого капитала с целью повышения качества жизни и роста социально-экономической эффективности национальной экономики»[11].

Данное определение не учитывает интересы бизнеса, как одного из главных субъектов инвестиционной деятельности, преследующего в первую очередь получение прибыли. В данном случае единственным субъектом инвестирования будет являться государство, вкладывающее бюджетные средства для повышения социального уровня развития страны.

Другое определение, которое под социальными инвестициями подразумевает «вложения в объекты социальной сферы с целью получения дохода и повышения уровня и качества жизни людей посредством удовлетворения их материальных, духовных или социальных потребностей»[12], учитывает и финансовый, и социальный характер инвестиций. Предлагается также определение социальных инвестиций, где бизнес является субъектом инвестиционной деятельности – это «материальные, технологические, управленческие, добровольческие или иные ресурсы, а также финансовые средства, используемые, как правило, из части финансовой прибыли компаний, и направляемые по решению руководства на реализацию социальных программ, разработанных с учетом интересов основных внутренних и внешних заинтересованных сторон в предположении, что в стратегическом отношении компанией будет получен определенный социальный и экономический эффект»[13].

При рассмотрении данных определений можно сделать разграничение по субъекту социального инвестирования. Если субъектом является государство, то главная цель инвестирования может ограничиваться решением социальных задач.

В случае с бизнесом эта цель будет выполняться наиболее эффективно только при условии получения дохода, выраженного в материальной форме, а не в единицах социального блага. Данное утверждение действительно только в рамках первого подхода, в котором социальное инвестирование оценивают по финансовым результатам.

В рамках исследования не будет рассматриваться инвестиционная деятельность компаний, направленная на решение социальных задач, а также улучшение имиджа, социальной значимости ведения бизнеса и пр.

Иной подход к определению социальных инвестиций представлен в работе С. Ященко[14]. Он в составе социальных инвестиций выделяет более узкую категорию инвестиций в социальную инфраструктуру, для которых обязательным условием является получение дохода.

Обратите внимание

Данный подход точнее соответствует достижению цели исследовательской работы в определении выгоды частного бизнеса от социального инвестирования.

Соответственно, ограничим изучение широкой темы социальных инвестиций до инвестиций в социальную инфраструктуру, которая позволяет привлечь больший объем внебюджетных средств, за счет возможности для бизнеса получить прибыль от вложенных ресурсов.

Рассмотрим ключевые признаки социальных инвестиций.

Во-первых, это решение определенной социальной задачи, что актуально для всех субъектов социального инвестирования. Во-вторых, важным является измеримость социального эффекта. В-третьих, системный подход к привлечению ресурсов.

Также процесс социального инвестирования отличает участие в программах партнерских организаций, таких как партнеры по отрасли, некоммерческие организации, средства массовой информации, органы власти и местного самоуправления. Для бизнеса – это, прежде всего, выгода или рост эффективности деятельности.

И последним признаком является прозрачность реализации моделей инвестирования.

Классификация социальных инвестиций происходит по нескольким критериям (рис. 1.3).

Рис. 1.3 Классификация социальных инвестиций[15]

Применительно к первой классификации инвестиции в социальную инфраструктуру являются добровольными, частные компании сами принимают решение об участии в процессе инвестирования, оценивая прибыльность проекта и возможные финансовые риски.

По второй классификации — естественными, так как они возникают планомерно по мере развития компании, а искусственные используются для улучшения имиджа при негативном влиянии на общественную среду.

По уровню реализации социальные инвестиции являются внешними, направленными вовне основной деятельности компании.

Существует также деление внешних инвестиций на уровне территории, в которой располагается компания, на межрегиональном уровне и международном уровне.

Важно

В данном случае рассматриваются все виды внешних инвестиций, так как территориальная принадлежность привлекаемых инвесторов является довольно широкой.

По степени активности бизнеса реактивные, инициатором проектов чаще выступают региональные органы власти. По направленности – косвенные, инвестиции осуществляются не в основную деятельность компании, а в объекты социальной инфраструктуры.

По результатам классификации выделим ключевые признаки процесса инвестирования в социальную инфраструктуру: добровольное участие бизнеса в решении социальных задач, соответствие целей инвестирования стратегии развития региона и страны в целом, единые стандарты заключения соглашений и оценки инвестиционной деятельности, долгосрочность инвестиционных проектов.

В то же время в сфере бизнеса сосредоточена высокая доля финансовых ресурсов, которая не участвует в инвестиционном процессе. Она представлена в виде прибыли компаний, личных сбережений физических лиц, накоплений различных фондов и других средств, не участвующих в экономическом процессе.

Аккумулирование всей этой денежной массы может значительно увеличить интенсивность процессов инвестирования. Привлечение данного типа ресурсов в социальные проекты, как дополнительного источника финансирования, способствует более быстрому и эффективному развитию социальной сферы.

В связи с этим процесс вливания внебюджетных средств на развитие социальной сферы становится значимым, и перед государством встает вопрос о создании действенного механизма привлечения частных инвесторов.

Главным инструментом в создании подобного механизма в России стало государственно-частное партнерство (ГЧП). ГЧП представляет собой союз между государством и бизнесом на институциональном и организационном уровнях в целях реализации общественно-значимых проектов.

Официальный сайт ГЧП в России определяет его как «привлечение органами государственного и (или) муниципального управления частного бизнеса для выполнения работ по техническому обслуживанию, эксплуатации, реконструкции, модернизации или новому строительству объектов общественной инфраструктуры и предоставлению публичных услуг с использованием таких объектов на условиях разделения рисков, компетенций и ответственности, определяемых контрактом и совокупностью нормативных актов, действующих на момент его подписания»[16]. Главная цель данного инструмента – это аккумуляция бюджетных и внебюджетных ресурсов, преимущественно денежных, для реализации проектов, имеющих общественную значимость во всех сферах экономики.

Практика применения механизма ГЧП является довольно распространенной в зарубежных странах. ГЧП активно используется при строительстве автомобильных и железных дорог, мостов, в сфере здравоохранения, образования, ЖКХ и др.

Совет

Наиболее успешный опыт реализации проектов в сфере ГЧП демонстрирует Великобритания.

В этой стране каждый год заключается около 80 соглашений по сотрудничеству государства и бизнеса, а количество реализуемых проектов в сфере ГЧП перешло за тысячу[17].

Механизм реализации ГЧП носит название Частной финансовой инициативы (PrivateFinanceInitiative).

Форма взаимодействия четко прописывает ответственность каждой из сторон при заключении соглашения: государство несет ответственность за предоставление социальных услуг, а бизнес берет на себя функцию строительства или модернизации объекта и организации необходимых условий для его эксплуатации. Большая часть проектов реализуется в сфере здравоохранения и образования, а реализация проектов обеспечивает значительную экономию бюджета страны.

В России на начальных этапах развития ГЧП возникает ряд сложностей с применением данного инструмента. В настоящее время в Минэкономразвития РФ действует Департамент инвестиционной политики и развития государственно-частного партнерства, созданы консультативные советы, также учреждена некоммерческая организация «Центр развития ГЧП».

Источник: https://cyberpedia.su/6xc4f3.html

Ссылка на основную публикацию