Решение задач по тактической подготовке

Вопрос:Что такое занятия по решению пожарно-тактических задач?

Занятия по решению пожарно-тактических задач – это основная форма обучения личного состава подразделений пожарной охраны ведению боевых действий на конкретных объектах.

Вопрос:Вопросы отрабатываемые при проведении групповых упражнений по тактической подготовке.

На занятиях отрабатываются следующие вопросы теории и практики тушения пожаров:

— организация и ведение разведки пожара;

— оценка обстановки пожара и определение решающего направления боевых действий;

— принятия решений на боевые действия по тушению пожара;

— организация работы штаба, тыла и связи на пожаре;

— организация взаимодействия с инженерно-техническими работниками объекта, специальными службами; между подразделениями и боевыми участками;

— расчет сил и средств для тушения пожара.

Вопрос:Цель проведения разбора пожара.

Разбор пожара организуется, и проводиться с целью:

— анализа противопожарного состояния объекта, где произошел пожар, и его оперативно-тактических особенностей, причин возникновения и особенностей развития пожара;

— анализа боевых действий подразделений пожарной охраны, ДПД и граждан по борьбе с пожаром, уровня службы и профессиональной подготовки пожарных частей гарнизона;

— анализа положительных сторон и недостатков в профилактической работе и руководстве тушения пожара, новых приемов и способов тушения пожаров, использования огнетушащих веществ, пожарной техники и средств связи;

— анализа случайных явлений и событий, происшедших при развитии и пушении пожара, причин происшедших случайностей, решения вопросов техники безопасности;

— разработки мероприятий, направленных на предупреждение подобных пожаров и устранения недостатков, имевших место при их тушении, обобщение и распространение положительного опыта.

Вопрос:С кем проводится разбор пожара.

Разбор пожара проводиться:

— после его исследования отдельно с нач. составом гарнизона (части, отряда) и с личным составом, участвовавшим в тушении пожара;

— с нач. составом гарнизона (части, отряда) по описаниям пожаров, обзорам, информационным сборникам и т.п.

Вопрос:Периодичность проведения разбора пожаров в масштабе гарнизона.

В масштабе гарнизона разборы пожаров должны проводиться не менее одного раза в полугодие, а по особо сложным , характерным пожарам в течении 15 дней, после окончания исследования.

Вопрос:Периодичность проведения разбора пожаров с начальствующим составом дежурных служб пожаротушения и аппаратов

Разбор пожаров с начальствующим составом дежурных служб пожаротушения и аппаратов УПО проводиться ежеквартально по описаниям крупных, характерных пожаров, происшедших в республике, крае, области, а также по информативным письмам и обзорам ГУ.

Вопрос:Периодичность проведения разбора пожаров произошедших в районе выезда пожарной части.

Обратите внимание

Все пожары произошедшие в районе выезда пожарной части должны быть разобраны со всем личным составом дежурных караулов в течении 5 дней.

38. Вопрос: Что необходимо для разбора пожара.

Для разбора пожара необходимо:

— определить основную цель, содержание, время и разработать план проведения разбора;

— подготовить наглядные пособия (плакаты, рисунки, фото, киноматериалы, схемы чертежи, таблицы, диаграммы и т.п.), характеризующие процесс развития и тушения пожаров.

Вопрос:Цель стажировки начальствующего состава

Целью стажировки является:

— повышения уровня тактических знаний;

— приобретение и закрепление нач. составом практических навыков, необходимых для успешного тушения пожаров;

— отработка практических навыков принятия управленческих решений при тушении пожаров;

— более глубокое усвоение нормативных документов, регламентирующих организацию службы, пожаротушения и подготовки личного состава;

— изучение передового опыта организации службы, подготовки и боевой работы пожарных подразделений.

Раздел 8. «Техническая служба»

Какой документ определяет назначение, основы организации и порядок деятельности технической службы в системе ГПС МВД РФ?

· Приказ МВД РФ №34 от 24.12.96 г.

Источник: https://studopedia.net/1_65990_voproschto-takoe-zanyatiya-po-resheniyu-pozharno-takticheskih-zadach.html

Цель, задачи и организация занятий по решению пожарно-тактических задач на местности

Решение пожарно-тактических задач на местности — это основная форма обучения пожарных подразделений ведению боевых действий на пожаре, а начсостава умелому управлению силами и средствами пожарной охраны.

Основной целью решения пожарно-тактических задач является комплексное обучение личного состава отделений и караулов тактически грамотным действиям по тушению пожаров, а также совершенствование управленческих навыков командиров отделений и начальников караулов, позволяющее эффективно управлять силами и средствами в конкретной боевой обстановке на пожаре. Основной принцип обучения личного состава на занятиях по решению пожарно-тактических задач — учить подчиненных тому, что необходимо при ведении боевых действий на пожарах, переходя от простого к сложному, от решения частных задач к решению их в комплексе.

Занятиями по решению пожарно-тактических задач могут преследоваться и частные цели.

Например, если ставится цель тренировать РТП, то ему предлагается: оценить обстановку по внешним признакам пожара, спрогнозировать ее изменение; провести разведку пожара; определить решающее направление боевых действий; выбрать средства тушения, способы и приемы ведения боевых действий; организовать встречу и расстановку сил и средств при повышенных номерах вызова; рационально использовать тактические возможности подразделений; обеспечить взаимодействие подразделений, прибывших на основных и специальных пожарных машинах; организовать тушение пожара при удаленных водоисточниках. Кроме этого, на занятиях могут быть поставлены следующие цели: проверить (определить) боевую готовность подразделений и гарнизонов пожарной охраны в целом к тушению пожаров в различных условиях; отработать взаимодействие между подразделениями пожарной охраны и службами города и объектов в процессе ликвидации пожара или последствий аварии; повысить тактическую выучку командиров отделений и начальников караулов, чтобы обеспечить более эффективную организацию боевых действий отделений и караулов, лучшее управление их боевыми действиями; совершенствовать знания, навыки и умения личного состава при спасании людей, эвакуации имущества, ликвидации горения и соблюдении мер правил охраны труда; научить начсостав умению быстро ориентироваться в сложной и постоянно меняющейся обстановке, принимать наилучшие решения, быстро доводить их до исполнителей и добиваться их выполнения; изучить тактические возможности и отработать действия по применению новых видов пожарной техники, пожарно-технического вооружения и огнетушащих средств при соблюдении правил охраны труда; воспитать у личного состава высокие морально-боевые качества и психологическую устойчивость в условиях взрывов, отравлений, обрушения конструкций и в других сложных оперативных условиях на пожаре.

Необходимо помнить, что основная задача каждого занятия по ПТП — совершенствование тактического мышления в соответствии с обязанностями каждого должностного лица при ведении боевых действий в разнообразной обстановке на пожаре на основе правильного понимания и применения требований Боевого устава пожарной охраны и других руководящих документов по пожаротушению, а также рациональное использование пожарной техники и огнетушащих средств.

Занятия по решению пожарно-тактических задач на местности в пожарных частях предусматривают в плане-графике проведения плановых и проверочных пожарно-тактических занятий в дневное и ночное время и других мероприятий. Последовательность проведения занятий по решению пожарно-тактических задач определяет начальник части, исходя из конкретных условий.

Занятия по решению пожарно-тактических задач с караулами на местности проводят только начальники частей и их заместители. В роли РТП на этих занятиях выступает начальник караула.

Ответственность за организацию и качество проведения занятий по решению пожарно-тактических задач с дежурными караулами пожарных частей на местности несут персонально начальники частей, отрядов и гарнизонов пожарной охраны, а также дежурные службы пожаротушения.

4.2. Порядок подготовки руководителя занятий

Весь процесс подготовки к практическим занятиям по решению пожарно-тактических задач на местности состоит: из подготовки руководителя занятий, подготовки отделений, караулов и материально-технического обеспечения занятий. Качество занятий в решающей степени зависит от всего комплекса подготовки к решению пожарно-тактических задач.

Подготовка руководителя занятий включает в себя: уяснение темы и цели занятий; подбор и изучение руководящих документов и литературы, касающихся данных занятий; выбор и изучение объекта; разработку тактического замысла для решения задачи и проведение расчетов; определение и изготовление необходимых средств имитации пожарной обстановки и материально-техническое обеспечение занятий; составление плана-конспекта для проведения занятий и представление его на утверждение старшему начальнику; проведение инструктажа с начальниками караулов и командирами отделений; организация подготовки всего личного состава к занятиям.

Важно

Уяснение темы, как и при подготовке к теоретическим занятиям,— это определение ее содержания, объема и сущности вопросов, вытекающих из данной темы. Руководитель занятий должен оценить, главным образом, практическую полезность и содержание отрабатываемых на занятиях вопросов, осознать их важность для всего личного состава при боевой работе на пожаре.

Определяя цель практических занятий по решению пожарно-тактической задачи на конкретном объекте, руководитель занятий должен учитывать: уровень знаний, навыков и умений обучаемых; знание ими оперативно-тактической характеристики данного объекта; время, отведенное на занятия.

Читайте также:  Пожар в барнауле в 1917 году

Исходя из задач ПТП, конкретных условий и обстоятельств, руководитель на занятиях по решению пожарно-тактических задач может ставить следующие цели: показать (ознакомить), научить, тренировать, проверить и совершенствовать. Цель “показать (ознакомить)” ставят, если занятия по решению пожарно-тактической задачи по данной теме проводятся впервые.

Например, ознакомительный характер носят: применение на занятиях новой пожарной техники или более эффективных огнетушащих средств; рассмотрение оперативно-тактической характеристики объекта, которую личный состав ранее не изучал.

Цель “научить” ставят тогда, когда надо привить обучаемым знания оперативно-тактической характеристики конкретного объекта и выработать у них необходимые навыки и умения по ведению боевых действий на этом объекте.

Цель “тренировать” ставят при закреплении теоретических знаний, практических навыков и умений, полученных на предыдущих занятиях, а также при изучении и отработке планов и карточек тушения пожаров, оперативно-тактическом изучении района выезда, объектов, зданий и сооружений и районных планов (расписаний) привлечения сил и средств.

При проверке боеготовности и боеспособности дежурных караулов, их умения вести оперативно-тактические действия на объектах различного назначения в разнообразных сложных условиях, как днем, так и ночью, путем решения пожарно-тактических задач ставят цель “проверить”. Цель “совершенствовать” в большей степени относится к начсоставу при внедрении на занятиях передового опыта работы. Например, можно совершенствовать умения управлять силами и средствами на пожарах, а также развивать тактическое мышление, производя оценку и прогнозирование обстановки на пожарах.

При решении пожарно-тактических задач с караулами чаще всего многие вопросы организации и ведения боевых действий в условиях возможных пожаров решают в комплексе, а следовательно, перечисленные цели могут совместно ставиться на одном и том же занятии, одновременно для начальствующего и всего личного состава.

После уяснения темы и цели занятий руководитель должен изучить руководящие документы и литературу, касающуюся данного занятия.

В частности, необходимо изучить Указания по тактической подготовке начальствующего состава пожарной охраны МЧС, соответствующие обзоры по боевой подготовке личного состава, Боевой устав пожарной охраны, Правила охраны труда, а также специальную и методическую литературу, касающуюся проведения занятий. При этом руководителю занятий целесообразно ознакомиться с материалами о пожарах на аналогичных объектах.

Совет

Важным в подготовке руководителя к решению пожарно-тактической задачи является подбор и изучение объекта. Чаще подбор объекта осуществляется заранее старшим начальником и включается в расписание занятий.

При определении темы занятий учитывают: дату проведения последних занятий по решению пожарно-тактических задач на данном объекте и проводились ли занятия вообще; изменения, происшедшие на объекте за последнее время; возможность имитировать на нем поучительную и сложную обстановку пожара для отработки боевых действий пожарных подразделений.

При подборе объекта для проведения занятий также учитывают: пожарную опасность процесса производства; наиболее вероятные места возникновения пожаров, пути и скорости распространения огня; возможность задымления, создания других опасностей для жизни людей, в том числе взрывов, обрушения конструкций, вскипания, выброса и растекания ГЖ, движения расплавленных масс горящих веществ и материалов; другие условия и явления, которыми могут сопровождаться пожары на данном объекте; необходимость спасания людей, защиты оборудования, сырья и готовой продукции.

После выбора объекта руководитель занятий согласовывает возможность и сроки проведения занятий, привлечения объектовых пожарных подразделений и ДПФ, осуществления боевых действий в обстановке, максимально приближенной к реальной, и изучения оперативно-тактических особенностей (изменений) на объекте личным составом.

Согласовав организационные вопросы с администрацией объекта, руководитель занятий должен лично изучить оперативно-тактические особенности объекта или, если он это сделал ранее, ознакомиться с изменениями, происшедшими на нем за последнее время.

В процессе изучения объекта руководитель занятий должен определить: наиболее вероятное место возникновения пожара; зону, где может создаться самая сложная пожарная обстановка; возможную обстановку к моменту обнаружения пожара и прибытия подразделений пожарной охраны.

Необходимо проанализировать возможность применения первичных и стационарных средств пожаротушения и выбрать наиболее эффективные огнетушащие средства. При этом выясняют, какие источники противопожарного водоснабжения, расположенные на территории объекта и за его пределами, целесообразно использовать.

На объекте руководитель занятий должен также определить: обстановку дальнейшего развития пожара с учетом введения сил и средств ДПФ и прибывающих пожарных подразделений на различных направлениях; необходимость вызова дополнительной помощи; очередность и порядок проведения спасательных работ, а также работ по эвакуации и защите имущества от огня, дыма и воды; места и способы вскрытия и разборки конструкций и особенности регулирования газового обмена в условиях пожара; меры по обеспечению техники безопасности при проведении занятий; способы, средства и порядок имитации обстановки пожара в ходе проведения занятий и др. Анализируя эти вопросы, руководитель мысленно прогнозирует оперативно-тактические действия своих подчиненных. В процессе оперативно-тактического изучения объекта и уяснения перечисленных вопросов руководитель занятий должен составить: план здания или той его части, где предполагается решение пожарно-тактической задачи, с использованием принятого масштаба; схему расположения источников противопожарного водоснабжения, в которой следует указать расстояния от них до места условного пожара, пути прокладки магистральных рукавных линий и дать их краткую характеристику. Для этой цели могут быть использованы и уточнены на месте планы и карточки тушения пожаров, планшеты и справочники водоисточников и другие оперативные документы, а также планы и проектные документы, находящиеся на объекте.



Источник: https://infopedia.su/1x643c.html

Решение пожарно-тактических задач в аудитории

Основы ПТП среднего и старшего начсостава закладывают в средних и высших учебных заведениях пожарной охраны. Ее совершенствуют в процессе практической деятельности, в системе служебной подготовки, на курсах повышения квалификации, в учебных подразделениях, в школах оперативного мастерства, на учебных сборах и семинарах.

Основной задачей учебных заведений и подразделений в области ПТП является научить курсантов и слушателей исполнять обязанности РТП в разнообразных условиях, при любой обстановке. Решение данной задачи достигается проведением комплекса теоретических и практических занятий по пожарной тактике, ПСП, противопожарному водоснабжению и другим смежным предметам.

Ведущую роль в этой системе играют практические занятия по решению пожарно-тактических задач на различных объектах.

Обратите внимание

Вместе с тем, чтобы приступить к проведению таких занятий, курсанты и слушатели должны получить необходимый запас теоретических знаний …
и практических навыков для исполнения обязанностей начальника караула (РТП), командиров отделений и пожарных при решении пожарно-тактических задач на объектах с применением пожарной техники.

Для этой цели используют занятия по решению пожарно-тактических задач в классе, на которых прививают обучаемым необходимые навыки в оценке пожарной обстановки, принятии правильных решений, отдаче четких распоряжений подразделениям, а также в управлении силами и средствами на занятиях и в условиях пожаров.

Занятия по решению пожарно-тактических задач на объектах с курсантами и слушателями учебных заведений отличаются тем, что весь боевой расчет учебного караула, в том числе его начальник и командиры отделений, комплектуется из состава учебной группы, который имеет примерно одинаковые теоретические знания и практические навыки. Это обстоятельство не позволяет на одних занятиях всем обучаемым исполнять обязанности РТП или хотя бы от начала до конца проследить за его действиями в ходе занятий. Поэтому в начальный период ПТП, а также перед практическими занятиями на объектах со сложной оперативно-тактической характеристикой или перед показательными занятиями целесообразно проводить занятия по решению пожарно-тактических задач в классе. Это позволяет тренировать всех обучаемых на каждых занятиях и прививать им необходимые практические навыки в исполнении обязанностей РТП в конкретных условиях.

Решение пожарно-тактических задач в классе целесообразно проводить и с личным составом караула (отделения) пожарной части, если в обслуживаемом районе (городе) отсутствуют объекты, соответствующие изучаемой теме, или по каким-либо причинам невозможно провести занятия на объекте с развертыванием пожарной техники.

Занятия по решению пожарно-тактических задач в классе проводятся в целях: закрепления и углубления знаний по тактике тушения пожаров на различных объектах; привития умений и навыков в оценке пожарной обстановки, принятии решений и отдаче распоряжений подразделениям о боевых действиях, управлении силами и средствами в процессе тушения пожаров; проверки уровня знаний и практических навыков у обучаемых и умения применять теоретические знания на практике.

Тактические задачи в классе решают применительно к конкретным объектам, строго соответствующим изучаемой теме. Поэтому объект, применительно к которому решают задачу, должен быть характерным и содержать максимум особенностей.

Исходя из условий данного объекта, руководитель занятий разрабатывает тактический замысел для решения задачи.

Читайте также:  Экспонометр. справочника постового на посту безопасности.

В основу такой разработки могут быть положены данные о развитии и тушении реального пожара, происшедшего на изучаемом объекте.

Порядок и методика подготовки руководителя занятий (преподавателя) к решению пожарно-тактических задач в классе могут быть различны, исходя из опыта руководителя занятий (преподавателя).

Важным этапом подготовки к занятиям является обеспечение наглядности.

Важно

Для объекта, применительно к которому решается пожарно-тактическая задача, надо составить: ситуационный план со всеми зданиями, сооружениями, водопроводными и энергетическими сетями, план здания (сооружения), на котором решается задача, а также, при необходимости, разрезы и схемы различных систем и коммуникаций, находящихся в зоне условного пожара.

На планах и схемах необходимо отразить все требуемые для решения задачи данные оперативно-тактической характеристики объекта, особенности (с точки зрения пожарной опасности) технологического процесса и другие сведения, используемые для полной оценки обстановки.

На планах и схемах целесообразно указывать не только основные данные оперативно-тактической характеристики, но и дополнительные, чтобы курсанты и слушатели учились выделять наиболее важные и существенные из них для оценки обстановки условного пожара. Вместе с тем не следует перегружать планы и схемы второстепенными и ненужными сведениями.

На планах и схемах целесообразно отражать с помощью условных обозначений аппараты и электроустановки под высоким напряжением, емкости с сильнодействующими ядовитыми и радиоактивными веществами, взрывоопасные установки, места нахождения взрывоопасных веществ и материалов и другие особенности, которые могут способствовать возникновению опасных ситуаций на реальных пожарах.

Обстановку условного пожара на планы и схемы наносят поэтапно. Для этой цели на плане и схеме данного объекта определяют место, из которого РТП должна быть видна часть обстановки условного пожара на данный момент так же, как при реальном пожаре. Для рассматриваемой части обстановки условного пожара должна быть сформулирована вводная для РТП.

Ее объявляют обучаемым, условно расположенным на указанном месте данного объекта. Количество мест обзора на схеме и плане данного объекта должно соответствовать количеству вводных, которые в строгой последовательности и поэтапно раскрывают обстановку условного пожара при решении задачи.

Обычно на схемах и планах отмечают место объявления вводной по внешним признакам пожара и места объявления вводных, раскрывающих поэтапно обстановку условного пожара в процессе проведения разведки до полного ее раскрытия обучаемым.

Места объявления вводных, связанных с локализацией и ликвидацией пожара, по усмотрению руководителя занятии могут не определяться. После этого руководитель занятий должен поэтапно нанести на схему и план объекта обстановку условного пожара с постоянным наращиванием объема данных об обстановке после принятия окончательного решения по объявленной вводной.

Совет

Руководитель занятий по своему усмотрению может заранее составить несколько схем и планов объекта, чтобы отразить постоянное наращивание объема данных об обстановке условного пожара после принятия окончательного решения по очередной вводной, или прямо на занятиях наносить обстановку на план и схему объекта после принятия решения по очередной вводной.

Для оперативного отражения изменений можно также прикреплять к плану и схеме заранее изготовленные фрагменты с новыми данными или новые условные обозначения, выполненные из плотной бумаги, картона, пластмассы и т.п.

Чтобы обеспечить максимально возможную наглядность, в процессе решения задачи целесообразно использовать проекционные технические средства.

Слайды и фотографии должны поэтапно раскрывать оперативно-тактическую характеристику объекта и последующую часть обстановки условного пожара.

Для этой цели можно также использовать фрагменты кинофильма, макеты зданий и сооружений, классные учебные полигоны и др.

В настоящее время еще нет полностью разработанных и научно обоснованных методов решения пожарно-тактических задач и упражнений с помощью ЭВМ, поэтому применение компьютерных систем для подготовки начсостава является одним из основных путей поиска и внедрения новейших методов управления силами и средствами в процессе тушения пожаров, особенно при подготовке курсантов и слушателей в учебных заведениях пожарной охраны.

Для решения пожарно-тактических задач в классе должны быть подготовлены в достаточном количестве справочные таблицы, графики, диаграммы, экспонометры и справочные пособия для проведения необходимых расчетов сил и средств, а также комплекты Боевого устава пожарной охраны и других руководящих документов по организации и тактики тушения пожаров.

В начале занятий руководитель путем опроса обучаемых проверяют подготовленность их к решению задачи или приступает непосредственно к изложению оперативно-тактической характеристики объекта, применительно к которому решается задача, или же сами обучаемые изучают её.

В процессе уяснения обучаемыми характеристики объекта руководитель занятий использует все заранее подготовленные наглядные пособия и технические средства, чтобы добиться от обучаемых всестороннего, глубокого и единого понимания особенностей характеристики.

Обратите внимание

После этого руководитель отвечает на все вопросы обучаемых, которые касаются данного объекта, и только тогда, когда он убежден, что все курсанты или слушатели правильно понимают оперативно-тактическую характеристику объекта, можно приступать к решению задачи.

Руководитель объявляет всем обучаемым, функции какого должностного лица (начальник караула, РТП) они выполняют при решении задач, какие пожарные подразделения им придаются, указывает на схеме или плане, где они условно находятся в данный момент, объявляет вводную, раскрывающую обстановку по внешним признакам пожара, и отражает ее на схеме с помощью условных обозначений, а также использует для этого другие наглядные средства. Затем, не раскрывая решения по данной вводной, отвечает на вопросы, возникшие у обучаемых. После этого руководитель занятий отводит время для самостоятельной оценки обстановки условного пожара обучаемыми, обоснования и формулирования распоряжений подразделениям, условно участвующим в решении задачи. Важно организовать занятия так, чтобы каждый курсант или слушатель всю эту работу выполнил самостоятельно и закончил ее полностью до истечения отведенного времени. После паузы руководитель занятий вызывает обучаемых (по своему усмотрению) для ответов по объявленной вводной.

В тех случаях, когда обучаемые не имеют навыков в решении пожарно-тактических задач, целесообразно начинать решение со словесной оценки обстановки условного пожара.

Это необходимо для того, чтобы привить курсантам и слушателям навыки всестороннего анализа и оценки факторов, способствующих или препятствующих развитию пожара и боевым действиям по его тушению, научить их делать правильные и обоснованные выводы исходя из оценки обстановки.

Все выводы нужно тщательно обосновывать тактическими возможностями пожарных подразделений, элементами расчета сил и средств, а также требованиями Боевого устава пожарной охраны и другими руководящими документами по пожаротушению, справочными данными.

Научить обучаемых методике анализа и оценки обстановки, формулированию и обоснованию выводов из оценки — одна из главных целей при решении пожарно-тактических задач. Такие навыки являются необходимым условием для принятия правильных решений о боевых действиях подразделений по тушению пожара.

После того как в процессе обсуждения пожарной обстановки все обучаемые пришли к единой ее оценке и сделали обоснованные выводы, руководитель занятий приступает к формулированию распоряжений о боевых действиях.

Вначале он может дать обучаемым некоторое время для самостоятельного формулирования распоряжений, затем — временно назначить из состава учебной группы командиров отделений и приступить к отработке отдачи распоряжений о боевых действиях.

Важно

Вызвав несколько обучаемых для отдачи распоряжений подразделениям, руководитель занятий указывает окончательные, наиболее правильные решения. Важно добиться, чтобы обучаемые научились формулировать и отдавать краткие, четкие и ясные распоряжения.

После этого обучаемые фиксируют окончательные распоряжения подразделениям и согласно принятым решениям составляют часть схемы расстановки сил и средств на заранее подготовленных планах объекта.

Затем руководитель занятий сообщает обучаемым о месте их условного нахождения на данный момент и объявляет очередную вводную, раскрывающую следующую часть обстановки условного пожара по ходу проведения разведки.

Он демонстрирует очередную схему, отражающую новую обстановку, или дополняет предыдущую обстановку пожара новыми данными с помощью условных обозначений на схеме или плане объекта, отработанном по первой вводной. Ответив на вопросы, возникшие у обучаемых, он объявляет следующее задание и отведенное для него время.

Таким образом производится поэтапное решение пожарно-тактической задачи до его полного завершения.

Предлагая вводные, раскрывающие обстановку условного пожара в процессе проведения разведки, руководитель занятий должен нацеливать обучаемых на то, чтобы добывать и уточнять сведения об обстановке пожара у очевидцев, обслуживающего и инженерно-технического персонала, дополняя эти сведения информацией из оперативных и других документов, справочных таблиц, пособий и других источников. Очень важным элементом при оценке обстановки пожара является выработка и совершенствование у обучаемых навыков правильного определения решающего направления боевых действий подразделений в данный момент, а также его возможной корректировки в процессе тушения. При этом следует добиваться от обучаемых единого понимания принципов определения решающего направления боевых действий. В процессе оценки обстановки условного пожара надо требовать от обучаемых оценивать необходимый объем работы, боевых действий по тушению пожара, сравнивать их с тактическими возможностями приданных пожарных подразделений и при необходимости своевременно вызывать в достаточном количестве дополнительные силы и средства гарнизона пожарной охраны, а также привлекать для тушения пожарные подразделения и формирования объекта, рабочих и обслуживающий персонал. При этом целесообразно прививать навыки выбора и применения эффективных огнетушащих средств, экономного их расходования и экологической защиты. В процессе решения тактической задачи закрепляют также навыки составления схем расстановки сил и средств с помощью условных обозначений.

Читайте также:  Государственная противопожарная служба (гпс) мчс россии

После того как обучаемым привиты основные навыки оценки обстановки, обоснования и формулирования распоряжений подразделениям о боевых действиях, руководитель занятий при решении пожарно-тактических задач не требует от обучаемых словесной оценки и обоснования распоряжений.

В этих случаях при решении задач руководитель объявляет вводную и указывает время, по истечении которого обучаемые должны сообщить свои варианты распоряжений о боевых действиях подразделений.

И только тогда, когда обучаемые затрудняются принять правильные решения по отдельным вводным, руководитель занятий может использовать словесную оценку обстановки и обоснование выводов для принятия правильного решения.

Совет

Решение тактической задачи надо осуществлять поэтапно, объявляя последовательно вводные, раскрывающие отдельные элементы обстановки условного пожара. Поэтому не следует требовать от обучаемых окончательного решения о боевых действиях подразделений до полного уяснения ими обстановки условного пожара.

После отработки всех вводных, принятия по ним решений и составления схемы расстановки сил и средств решение задачи заканчивают и приступают к ее разбору.

руководитель занятий, при необходимости, после решения задачи может запланировать закрепление и углубление изученного материала путем постановки ряда вопросов обучаемым, а также проверить их теоретические знания и практические навыки путем проведения устного, письменного либо программированного опроса или путем решения небольших тактических задач с последующей; проверкой и оценкой знаний.

При разборе руководитель занятий должен дать анализ ответов всех обучаемых, участвующих в решении тактической задачи, обобщить и выделить положительные стороны и вопросы, недостаточно ими усвоенные, выдать задание для самостоятельного изучения темы, а при необходимости выдать в учебную группу перечень соответствующей учебной литературы и перечень вопросов, по которым обучаемые должны подготовиться к следующим занятиям.

Источник: http://refac.ru/reshenie-pozharno-takticheskix-zadach-v-auditorii/

Основы безопасности жизнедеятельности10 класс

Главная | Основы безопасности жизнедеятельности | Материалы к урокам | Материалы к урокам ОБЖ для 10 класса | Материал к разделу «Основы военной службы» для подготовки к практическим занятиям на базе воинской части | Тактическая подготовка

Тактическая подготовка — один из важнейших предметов боевой подготовки.

Она включает в себя: изучение теории боя, организации, вооружения, боевых возможностей, приемов и способов действий в бою своих войск (сил) и вероятного противника; обучение личного состава умелому применению оружия, военной техники в сложной обстановке на разнообразной местности днем и ночью; воспитание у военнослужащих высоких морально-боевых качеств и другие вопросы.

Бой — это основная форма тактических действий войск. Под ним понимают согласованные по цели, месту и времени удары, огонь и маневр соединений, частей (кораблей), подразделений в целях уничтожения (разгрома) противника, овладения важными районами (рубежами) или удержания их и выполнения других тактических задач в ограниченном районе в течение короткого времени.

Бой может быть общевойсковым, противовоздушным, воздушным и морским. Основные черты современного боя (наряду с маневренностью и динамичностью) — быстрые и резкие изменения обстановки, неравномерность развития боя по фронту и в глубину, разнообразие способов ведения, повышенное морально-психологическое и физическое напряжение личного состава.

Основные виды боя — наступательный и оборонительный.

Наступательный бой имеет решающее значение для достижения победы. Его применяют в целях разгрома противника и овладения важным районом. Успеха в наступательном бою достигают огневым поражением противника, решительной атакой, уничтожением (пленением) живой силы, захватом оружия, военной техники и территории противника, стремительным развитием продвижения войск.

Оборонительный бой применяют с целью сорвать или отразить наступление противника путем нанесения ему значительных потерь, удержать важные районы и создать условия для перехода в наступление.

В бою военнослужащий обязан проявлять стойкость, инициативу, дисциплинированность, выдержку, решительность и упорство. Он должен действовать активно и внезапно, смело и дерзко, умело владеть личным оружием. Большое значение имеют находчивость и взаимная выручка.

Каждый воин обязан знать боевую задачу отделения и взвода. В ходе боя он должен вести наблюдение, а обнаружив противника, немедленно доложить о нем командиру. В наступлении солдат должен действовать смело и решительно, в обороне — стойко и упорно.

Во всех случаях он должен уничтожать противника всеми способами и средствами, проявлять храбрость, инициативу и находчивость.

Он должен также умело использовать местность, индивидуальные средства защиты и защитные свойства машин, уметь быстро оборудовать окопы и укрытия, преодолевать заграждения, естественные препятствия и зараженные участки местности, производить санитарную обработку, дезактивацию, дегазацию и дезинфекцию.

Он обязан охранять и защищать в бою командира, а в случае его выхода из строя смело брать командование на себя. При ранении или поражении радиоактивными или боевыми токсичными химическими веществами он должен принять необходимые меры самопомощи и продолжать выполнять боевую задачу.

Обратите внимание

В современном бою обстановка меняется быстро, воинам приходится применять различные способы и приемы действий. Солдат должен уметь сноровисто передвигаться на поле боя по любой местности, под огнем противника и в то же время применять свое оружие.

При действиях в пешем порядке в зависимости от местности и огня противника солдат может передвигаться различными способами: ускоренным шагом, бегом (в полный рост или пригнувшись), перебежками или переползанием. В ходе атаки солдат передвигается бегом или ускоренным шагом, а после броска гранаты — обычно бегом.

При бое в глубине обороны противника применяют все способы в зависимости от обстановки (табл. 8).

При отражении контратак или при переходе к обороне каждый солдат выбирает выгодное место для стрельбы и оборудует его.

Это место надо выбирать с таким расчетом, чтобы можно было наблюдать за противником и вести огонь, оставаясь скрытым от его наблюдения и защищенным от его огня.

На открытой ровной местности нужно быстро выбрать или занять указанное командиром место, отрыть и замаскировать окоп.

Одиночный окоп для стрельбы состоит из выемки в грунте длиной 170 см, шириной 60 см, глубиной 30 см и бруствера высотой до 30 см. Для удобства стрельбы в передней части оставляют ступеньку шириной 25—30 см.

В секторе обстрела в бруствере делают продольную конусную выемку (высота бруствера уменьшается до 10 см). Между бруствером и краем выемки оставляют площадку шириной 30—40 см (рис. 59).

На устройство такого окопа обученный солдат затрачивает около 30 мин.

Чтобы отрыть одиночный окоп для стрельбы лежа под огнем противника, надо положить автомат (пулемет, гранатомет) вправо от себя на расстоянии вытянутой руки дульной частью к противнику, повернуться на левый бок, вынуть лопату (рис.

Важно

60) из чехла и, взяв ее за черенок обеими руками, ударами на себя подрезать дерн или верхний уплотненный слой земли, обозначая спереди и с боков границы выемки. После этого ударами от себя снять его спереди и приступить к отрывке окопа.

Лопату нужно врезать в землю не отвесно, а наискось, тонкие корни перерубать острым краем лопаты, землю выбрасывать сначала вперед, а потом в стороны, чтобы получился бруствер, который послужит укрытием от огня противника и упором для оружия.

Достигнув необходимой глубины в передней части окопа, надо отодвинуться назад и продолжать отрывку, чтобы можно было укрыть все туловище и ноги.

Бруствер надо разровнять и замаскировать, чтобы противник не смог обнаружить окоп. Если позволяет обстановка, солдат может углубить окоп, приспособить его для стрельбы с колена, а затем и стоя. Во время отрывки окопа надо продолжать наблюдать за противником, находясь в готовности в любой момент открыть огонь.

Источник: http://xn—-7sbbfb7a7aej.xn--p1ai/obzh_10/obzh_materialy_zanytii_10_35_6.html

Ссылка на основную публикацию