Практическая работа на пожарном насосе.

Практическая работа на пожарном насосе

Практическая работа на пожарном насосе.

Подготовка пожарного автомобиля по прибытию к месту работы

Установить автомобиль по возможности в безопасном, удобном для работы и ровном месте, не загромождая проезд:

  • Закрепить ручным тормозом.
  • Выжать педаль сцепления и включить коробку отбора мощности (К.О.М.) на насос.
  • Плавно отпустить сцепления.
  • Убавить газ, так как работа насоса без воды на больших оборотах приводит к порче сальников.
  • Выжать сцепление дублирующим рычагом из насосного отделения на период проверки и подготовки рукавов и насоса.
  • При необходимости, под заднее колесо положить дополнительный упор. Дальнейшие действия водителя зависят от вида работы.

Дополнения и пояснения по прибытию

  1. Поскольку изложенные выше вопросы общей подготовки автомобиля остаются неизменными, при описании приемов работы они повторяться не будут, но должны выполняться обязательно.

  2. При начальном обучении подготовительные работы по проверке насоса и всасывающей линии занимают много времени, поэтому для уменьшения износа выжимного подшипника сцепления К.О.М.

    включается после проведения этих работ.

Работа с пожарным насосом. Подача воды из цистерны

  • Присоединить выкидной рукав со стволом.
  • Проверить закрытие заглушки всасывающего штуцера (13), сливного краника (12), а также других вентилей и кранов.
  • Открыть вентиль (3) из цистерны.
  • Открыт вакуум-клапан (на себя) для выпуска воздуха из насоса.
  • После появления воды в смотровом глазке закрыть вакуум-клапан.
  • Плавно включить сцепление.
  • Открыть задвижку (1) к стволу.
  • Плавно прибавить газ и довести давление до необходимой величины.

Наиболее характерные ошибки допускаемые водителями при работе подачи воды из цистерны

  1. Подача воды в линию без предварительного заполнения насоса водой.
  2. Выпуск воздуха через вакуум-клапан при включенном насосе.
  3. Резкое включение сцепления.
  4. Включение и выключение насоса при больших оборотах двигателя.

Дополнения и пояснения к работе от цистерны

  1. Выпуск воздуха необходим для создания устойчивого давления, поэтому для более полного удаления его воду желательно подавать через вентиль от нижнего патрубка.

Забор воды из водоема при помощи газоструйного вакуумного аппарата и подача ее в линию

  • Присоединить выкидные и всасывающие рукава, проверить плотность соединений и опустить сетку в воду на глубину не менее 300 мм.
  • Закрыть все вентили и сливной краник.
  • Открыть вакуум-клапан (на себя).
  • Включить газоструйный вакуум-аппарат.
  • Увеличить обороты двигателя до устойчивой работы вакуум-аппарата.
  • При появлении воды в смотровом глазке сделать небольшую выдержку до прекращения пузырьков воздуха и закрыть вакуум-клапан.
  • Убавить газ.
  • Плавно включить сцепление.
  • Выключить вакуум-аппарат.
  • Прибавить обороты до 2:4 атм. по манометру.
  • Плавно открыть задвижку выкидного штуцера.
  • Прибавить газ и довести давление до необходимой величины.
  • При необходимости открыть вентиль теплообменника.

Наиболее характерные ошибки допускаемые водителями при подачи воды из водоема

  1. Недостаточные обороты двигателя при работе вакуум-аппарата.
  2. Снижение оборотов до закрытия вакуум-клапана.
  3. Большие обороты и давление при открывании выкидного штуцера.

  4. Преждевременное закрытие вакуум-клапана.
  5. Резкое открытие выкидного штуцера.
  6. Включение и отключение вакуум-аппарата при больших оборотах двигателя.
  7. Резкое включение сцепления.

  8. Включение и выключение сцепления при больших оборотах.

Дополнения и пояснения при подачи воды из водоема

  1. В зимний период, в целях предупреждения образования ледяной пробки в вакуумной системе, сразу после появления воды в смотровом глазке, рукоятку вакуум-клапана необходимо на несколько секунд перевести в крайнее положение от себя. Так как вакуум аппарат в это время продолжает работать, то из вакуумной системы будет принудительно отсасываться оставшаяся вода.

    Произойдет продувка системы атмосферным воздухом через верхний вакуум-клапан и отверстие в его корпусе.

  2. При заполнении насоса водой в нижнем патрубке остается небольшое количество воздуха (см. рис. 3).

Если при подаче воды в линию сначала открыть этот патрубок и выпустить оставшийся воздух, то вероятность обрыва водяного столба уменьшится.

Особенно при большой высоте всасывания.

  1. Конусные соединения всасывающих рукавов должны содержаться в сухом и чистом состоянии. Однако при большой высоте всасывания два сухих конуса не всегда обеспечивают достаточную герметичность. Учитывая это, перед соединением их желательно смазать. Конус всасывающего штуцера насоса должен быть смазан всегда.
  2. При работе перекрывными стволами необходимо помнить, что прекращение расхода вызывает нагрев насоса и вследствие этого, обрыв водяного столба. В зимнее время, при сильных морозах может промерзать всасывающая линия. В обоих случаях необходимо предусмотреть дополнительный сброс воды на слив в водоем.

Забор воды из водоема при прокладке всасывающей линии через перила моста парапеты и т.п. препятствия

При перегибах всасывающего рукава через перила и другие препятствия, в верхней точке рукава остается воздушная пробка.

При открывании выкидного штуцера скорость движения воды увеличивается и воздушная пробка проталкивается в насос.

Поскольку перегиб рукава видно сразу, обрыв водяного столба надо предвидеть заранее и прибегнуть к одному из способов, преследующих одну цель — удалить воздушную пробку после попадания ее в насос.

1-й способ

После появления воды в смотровом глазке вакуум-клапан и вакуум-аппарат не отключать.

  • Сбавить газ.
  • Включить сцепление.
  • Открыть выкидной штуцер.
  • Прибавить газ, чтобы одновременно с насосом работал вакуум-аппарат.
  • Когда установится нормальный режим работы, закрыть вакуум-клапан.
  • Убавить газ.
  • Выключить вакуум-аппарат.
  • Прибавить газ и установить нужное давление.

Примечание: Выкидную линию присоединять только к верхнему патрубку насоса.

2-й способ

После появления воды в смотровом глазке:

  • Закрыть вакуум-клапан.
  • Сбавить газ.
  • Отключить вакуум-аппарат.
  • Открыть вентили из цистерны и в цистерну и прибавить обороты, т.е. закольцевать цистерну для удаления воздуха.

Когда установится нормальный режим:

  • Закрыть вентили из цистерны и в цистерну.
  • Открыть воду в линию.
  • Отрегулировать напор.

3-й способ

Заключается в том, что забор воды можно от начала до конца провести кольцеванием цистерны.

Наиболее характерные ошибки допускаемые водителями при работе

  1. Те же, что и при работе с водоема.
  2. Дополнительно — отключение насоса при попадании в него воздушной пробки.

Заполнение цистерны водой от насоса

Данное упражнение отличается от обычной подачи воды лишь тем, что вместо выкидного штуцера открывается вентиль в цистерну 2 (см. рис. 1).

Вместе с тем необходимо помнить, что внутренняя площадь стенок цистерны ЗИЛ составляет более 10 кв. м (100000 кв. см).

При такой площади даже небольшое избыточное давление 0,5 кг/см создает разрывающее усилие 50 000 кг.

Обратите внимание

Чтобы не порвать цистерну, заполнение не должно проводиться под небольшим давлением 1,5—2 атм. В этом случае контрольная трубка успевает пропускать избыток воды в момент переполнения цистерны.

При появления воды из контрольной трубки сразу убавляется газ и включается сцепление. После этого закрывается вентиль в цистерну.

Если заполнение цистерны необходимо ускорить, надо обязательно открыть крышку верхнего люка цистерны и только тогда увеличить давление.

Источник: https://fireman.club/statyi-polzovateley/prakticheskaya-rabota-na-pozharnom-nasose-zapolnenie-cisterny-vodoj-ot-nasosa-podacha-vody-iz-cisterny-zabor-vody-iz-vodoema-pri-prokladke-vsasyvayushhej-linii-cherez-perila-mosta-parapety-i-t-p/

Своевременное прибытие к месту пожара и включение в работу пожарных насосов, механизмов и агрегатов основных и специальных пожарных машин зависит от многих факторов: дорожной обстановки при следовании на пожар, наличия водоисточников и удобства подъезда к ним, квалификации водителя пожарного автомобиля.

Быстрое и качественное выполнение боевой задачи во многом зависит от профессионального мастерства водителя, его умения ориентироваться в дорожной обстановке, знания расположения водоисточников, от знания и практических навыков управления специальными агрегатами.

Практический опыт работы лучших водителей пожарной охраны свидетельствует, что соблюдение строго определенной последовательности при управлении специальными агрегатами пожарных автомобилей делает эту работу более целесообразной и надежной.

Наиболее распространенными видами работ на пожарных автомобилях являются: установка пожарных автоцистерн и на-сосно-рукавных автомобилей к месту тушения пожара или на водоисточник, подача воды от цистерны, из открытого водоема, от водопроводной сети, работа автоцистерн и насосно-рукавных автомобилей для перекачки воды на большие расстояния, подача воздушно-механической пены и воды лафетными стволами, забор воды из открытых водоемов при помощи гидроэлеватора.

По прибытию к месту пожара пожарные автоцистерны, как правило, устанавливают как можно ближе к очагу горения, но так, чтобы тепловой поток не оказал воздействие на автомобиль.

Подача огнетушащих средств в стволы в этом случае осуществляется за счет вывозимых в цистернах и пенобаках воды и пенообразователя. Подача воды или пены может осуществляться с помощью лафетного стационарного ствола или ручного ствола, чаще всего перекрывного. Применение перекрывного ствола дает возможность более рационально использовать запас огнетушащих средств.

Насосно-рукавные автомобили по прибытию к месту пожара устанавливаются па водоисточники — пожарный гидрант или открытый водоем.

Установка пожарного автомобиля на открытый водоем зависит от места расположения пожарного центробежного насоса. При переднем расположении пожарного насоса и среднем расположении его с выводом всасывающих патрубков в переднюю часть автомобиля подъезд к водоисточнику осуществляется передним ходом. При заднем расположении насоса —задним ходом.

Во всех случаях при подъезде к водоисточнику необходимо выбирать удобное и безопасное для подъезда место. В случае установки пожарного автомобиля на пирс контроль положения автомобиля на нем и маневрирование должно контролироваться и корректироваться командиром отделения или опытным пожарным.

Очень важное значение для надежной работы пожарного насоса имеет высота всасывания и условия прокладки всасывающих рукавов. Необходимо выбрать такое место установки пожарной автоцистерны или насосно-рукавного автомобиля, чтобы высота всасывания не превышала 7 м, а условия прокладки всасывающих рукавов исключали их резкие перегибы.

Это дает возможность уменьшить вероятность появления кавитации и быстро заполнить водой центробежный насос.

Во всех случаях установки пожарного автомобиля для работы следует: убедиться, что рычаг коробки передач находится в нейтральном положении; установить пожарный автомобиль с работающим двигателем на ручной тормоз; выключить сцепление; включить коробку отбора мощности.

Такая последовательность действий должна быть при работе на пожарных автомобилях, изготовляемых на базовых шасси ЗИЛ-130, ЗИЛ-131, «Урал-375», ЗИЛ-133Г1.

На пожарных автомобилях, устанавливаемых на базовых шасси марки ГАЗ-53А и ГАЗ-66, после включения коробки отбора мощности необходимо включить четвертую передачу коробки передач основной трансмиссии.

На пожарных автомобилях повышенной проходимости АЦ-30(66)-146 и АЦ-30(66)-184 перед включением коробки отбора мощности рычаг раздаточной коробки необходимо поставить в нейтральное положение и тем самым отключить передний и задний мосты автомобиля от двигателя.

После включения коробки отбора мощности следует плавно включить сцепление. При этом крутящий момент от двигателя будет передаваться на вал пожарного центробежного насоса.

Важно

Так как пожарные центробежные насосы не рассчитаны на длительную работу без воды, работу двигателя необходимо перевести на режим «холостого хода» с частотой вращения вала двигателя 800—1000 об/мин и быстро выключить сцепление рычагом в насосном отсеке.

Длительная работа выжимного подшипника сцепления в выключенном положении сцепления недопустима, поэтому необходимо быстро заполнить насос водой и включить сцепление. Заполнение насоса водой может быть произведено различными способами: из цистерны, от водопровода, вакуумным насосом.

Чаще всего первый ствол при тушении пожара подается от автоцистерны. Это дает возможность сократить время боевого развертывания, обеспечить быстрое тушение пожара и уменьшить ущерб от него. Основной задачей водителя при подаче воды от цистерны является обеспечение быстрого заполнения насоса водой и подача ее в пожарную напорную линию со стволом.

При работе по подаче воды из цистерны или бака первой помощи необходимо произвести следующее: – присоединить напорную рукавную линию к напорному патрубку пожарного насоса; – проверить, плотно ли завернута заглушка на всасывающем патрубке пожарного насоса; – проверить, закрыты ли вентили, задвижки и сливной кран пожарного насоса, и при необходимости закрыть их; – открыть вакуумный клапан для обеспечения выхода воздуха из полости пожарного центробежного насоса при его заполнении водой; – открыть задвижку на трубопроводе, соединяющем цистерну (бак) со всасывающей полостью пожарного насоса для заполнения его водой.

Контроль заполнения насоса водой осуществляется через смотровой глазок вакуумного клапана, при этом подсвет вакум-ного клапана должен быть включен. После заполнения насоса водой вакуумный клапан закрыть.

После заполнения насоса водой следует: включить сцепление рычагом из насосного отделения, а у автоцистерн со средним расположением насоса, например АЦ-40(375)-Ц1 А, педалью сцепления, расположенной в кабине водителя; создав пожарным насосом заданный напор, плавно открыть задвижку на напорном трубопроводе насоса, к которому присоединен пожарный напорный рукав; поддерживать заданный напор изменением положения дроссельной заслонки карбюратора, рычагом газа в насосном отсеке или педалью в кабине водителя.

Подача воды пожарным насосом из открытого водоема

Работа по подаче воды пожарными автоцистернами и насосно-рукавными автомобилями из открытых водоемов чаще всего производится в сельской местности, в населенных пунктах со слаборазвитым водоснабжением, а также в тех случаях, когда по условиям тушения пожара требуется большое количество воды. Например, при тушении пожара нефти и нефтепродуктов в резервуарах или пожаров газовых и нефтяных фонтанов воду чаще всего подают из открытых естественных или искусственных водоемов.

При работе по подаче воды из водоема необходимо произвести следующие операции: – извлечь из каналов всасывающие пожарные рукава и соединить их друг с другом, присоединить всасывающую сетку; при этом особое внимание следует обратить на чистоту соединительных головок (конусные соединения всасывающих головок должны быть чистыми и смазанными тонким слоем смазки); – снять заглушку насоса и присоединить к всасывающему патрубку насоса всасывающий рукав; – опустить всасывающий рукав в сборе с сеткой в водоем; присоединить напорные рукава к напорным патрубкам пожарного насоса; – проверить плотность закрытия всех вентилей и сливных кранов пожарного насоса, а также крана системы дополнительного охлаждения двигателя; открыть вакуумный клапан; включить газоструйный вакуум-аппарат; плавно увеличить частоту вращения вала двигателя; при появлении в вакуумном клапане воды, которая видна через смотровой глазок, закрыть вакуумный клапан и выключить газоструйный вакуум-аппарат; – включить сцепление и плавно увеличить частоту вращения вала насоса; – после того как насос создаст необходимый напор, плавно открыть задвижку напорных патрубков насоса и установить заданный напор; – в летнее время открыть вентиль системы дополнительного охлаждения.

При заборе воды всасывающая сетка должна быть погружена в воду не менее чем на 300 мм ниже уровня водоема. Опускать ее на дно водоема не следует, так как это может вызвать попадание песка и ила в полость насоса. Стараться не допускать резких перегибов всасывающего рукава, так как это может повести к образованию воздушной пробки или возникновению явления кавитации при работе насоса.

Наиболее характерными ошибками, допускаемыми водителями при работе пожарных насосов с открытых водоемов, являются: недостаточная частота вращения вала двигателя при работе газоструйного вакуум-аппарата; преждевременное, до закрытия вакуум-клапана, снижение частоты вращения вала двигателя; преждевременное закрытие вакуум-клапана; большая частота вращения вала насоса и развиваемый напор при открытии напорных вентилей; резкое включение сцепления при большой частоте вращения вала двигателя.

При работе на пожарной автоцистерне АЦ-40(375)-Ц1 с выключением сцепления отключается привод масляного насоса системы гидравлического привода водопенных коммуникаций. Это может привести к падению давления в гидросистеме и нарушению герметичности насоса, а следовательно, к срыву работы насоса. Поэтому включение пожарного насоса следует производить быстро и четко в течение нескольких секунд.

Совет

При отказе в работе вакуум-аппарата заполнение водой пожарного центробежного насоса можно осуществить двумя способами: заливкой пожарного центробежного насоса и всасывающих рукавов водой из цистерны и кольцеванием цистерны с пожарным насосом.

При первом способе необходимо: проверить герметичность пожарного насоса, всасывающих рукавов и плотность посадки обратного клапана всасывающей сетки (опустить всасывающие рукава с сеткой в воду); присоединить к насосу напорные рукава; закрыть все вентили, сливной краник пожарного насоса и краны водопенных коммуникаций; открыть вакуумный клапан и вентиль из цистерны, и после заполнения насоса и всасывающих рукавов водой, что контролируется через глазок вакуумного крана, закрыть вакуумный клапан.

В дальнейшем работу выполнять в такой последовательности: плавно включить сцепление и закрыть вентиль из цистерны; увеличивая частоту вращения вала насоса, создать напор 200 — 400 кПа; плавно открыть задвижку на напорном патрубке насоса и установить заданный напор по манометру. При необходимости включается система дополнительного охлаждения двигателя.

При втором способе необходимо: – соединить всасывающие и напорные рукава с насосом; закрыть все вентили водопенных коммуникаций и сливной краник пожарного насоса; – включить сцепление; – открыть полностью вентили в цистерну и из цистерны; – установить частоту вращения вала насоса 2000—2500 об/мин и, плавно закрывая вентиль из цистерны, установить необходимое разрежение по вакуумметру.

После заполнения всасывающего рукава и пожарного насоса водой и отклонения стрелки манометра закрыть вентили из цистерны и в цистерну и установить заданное давление на насосе.

Подача воды от водопроводной сети

Самым распространенным способом подачи воды автоцистернами и насосно-рукавными автомобилями в городских условиях является работа насосов от водопроводной сети. В этом случае пожарный автомобиль устанавливается всасывающим патрубком как можно ближе к колодцу гидранта водопроводной сети.

Последовательность работы при этом следующая: – открыть крюком крышку колодца пожарного гидранта и его крышку; – установить пожарную колонку на пожарный гидрант; снять заглушку, навернуть на всасывающий патрубок пожарного насоса рукавный водосборник для работы от пожарной колонки; – соединить рукавный водосборник с пожарной колонкой с помощью напорно-всасывающих пожарных рукавов; – присоединить к напорным патрубкам пожарного насоса напорные пожарные рукава; – проверить, закрыты ли вентили и задвижки водопенных коммуникаций и сливной краник пожарного насоса; – открыть клапан пожарного гидранта и вентили пожарной колонки и заполнить пожарный насос водой, предварительно открыв вакуумный клапан для выпуска воздуха при заполнении насоса водой (после выпуска воздуха закрыть вакуумный клапан); – включить пожарный насос и, следя за режимом его работы, плавно открыть задвижки напорных патрубков.

Работа пожарных автоцистерн и насосно-рукавных автомобилей по перекачке воды

При тушении пожаров в безводных районах возникает необходимость подавать воду на большие расстояния по рукавным системам.

Обратите внимание

Потери напора рукавных систем в этом случае часто превышают энергетические возможности двигателя и пожарного насоса автоцистерны или насосно-рукавного автомобиля.

Для перекачки воды на большие расстояния от водоема до места пожара пожарные автоцистерны и насосно-рукавные автомобили используются как насосные станции.

Перекачка воды может осуществляться двумя способами: непосредственно из насоса в насос (последовательная работа насосов), как показано на рис. 8.1, а и б, и через бак автоцистерны, используемый как промежуточная емкость (рис. 8.1, в).

В первом случае необходимо согласовать работу головного, и последующих насосов и поддерживать избыточное давление перед последующим насосом не менее 100 кПа. Это создает трудность при регулировании работы насосами и не исключает возможности срыва работы насосно-рукавных систем.

Второй способ более простой, он не требует точного согласования работы насосов. Контроль за работой осуществляется по уровню воды в цистерне (промежуточной емкости). Кроме того, второй способ более экономичен, так как не требуется поддерживать избыточное давление перед насосом. Поэтому во втором случае расстояние между пожарными насосами может быть больше, чем в первом.

При работе на перекачку по первому способу существует следующая последовательность операций.

1. Проложить напорные рукава между пожарными автомобилями, как показано на рис. 8.1. Для этого используют прорезиненные рукава возможно большего диаметра. Это позволяет уменьшить гидравлические потери подлине рукавной линии.

Прокладку рукавов можно осуществлять по одной или по двум параллельным линиям.

Расстояние между соседними пожарными автомобилями в случае перекачки по двум параллельным рукавным линиям может быть в четыре раза большим, чем при прокладке рукавов в одну линию.

2. Напорные пожарные рукава от пожарного автомобиля, установленного на водоисточнике, присоединяют к всасывающему патрубку второго пожарного автомобиля через рукавный водосборник, используемый для работы от пожарной колонки.

3. От напорных патрубков второго пожарного автомобиля прокладывают напорные рукава к месту пожара или к следующему пожарному автомобилю, если в перекачке участвуют более двух пожарных автомобилей.

Рис. 8.1. Схемы работы пожарных автомобилей по перекачке воды:
а — по одной рукавной напорной линии из насоса в насос; б — по двум напорным рукавным линиям из насоса в насос; в — из насоса в цистерну

Выполнив эту работу, следует: – включить пожарный насос пожарного автомобиля, стоящего у водоисточника, и дать воду во второй пожарный насос; второй пожарный насос должен быть подготовлен к работе, но сцепление выключено; все вентили и задвижки водопенных коммуникаций в нем должны быть закрыты; – при поступлении воды в пожарный насос второго пожарного автомобиля включить пожарный насос сцеплением и плавно открыть задвижки напорных патрубков.

В процессе работы насоса по перекачке воды необходимо следить за напором и регулировать его изменением частоты вращения вала центробежного насоса, поддерживая напор у второго насоса 100 кПа.

Важно

При перекачке воды по второму способу напорные пожарные рукава от первого насоса присоединяют не ко всасывающему патрубку второго насоса, а прокладывают в цистерну второго пожарного автомобиля. После заполнения цистерны водой включают в работу пожарный насос второго пожарного автомобиля н подают воду к месту пожара из цистерны.

Во время работы в этом случае необходимо следить за уровнем воды в цистерне. Если уровень воды в цистерне начнет падать, необходимо увеличить подачу первого насоса или убавить подачу второго насоса, что легко осуществляется изменением частоты вращения вала насоса.

Реклама:

Читать далее: Подача воздушно-механической пены

— Пожарные автомобили

Главная → Справочник → Статьи → Форум

Источник: http://stroy-technics.ru/article/rabota-na-pozharnykh-avtomobilyakh

Устройство и принцип работы пожарного насоса ПН-40УВ

Насос ПН-40УВ предназначен для подачи воды или водных растворов при тушении пожаров и устанавливается на пожарных автомобилях.

Пожарный насос ПН-40УВ (Рисунок 35, Рисунок 36) состоит из следующих основных узлов: центробежного насоса, коллектора с задвижками, пеносмесителя ПС-5; в верхней части коллектора устанавливается вакуумный клапан системы водозаполнения (вакуумной системы).

Рабочее колесо 16 укрепляется на валу 29 с помощью конического соединения, шпонки, гайки, шайбы и шплинта.

Крепление крышки к корпусу насоса осуществляется шпильками; для обеспечения герметизации соединения устанавливается резиновое кольцо 18.

Вал насоса уплотняется манжетами 22, установленными в стакан 21.

Стакан уплотнен резиновым кольцом 23 и крепится к корпусу болтами, законтренными проволокой.

Фланец привода 28 соединяется с карданным валом привода насоса.

Направление вращения вала по часовой стрелке, если смотреть со стороны привода.

Для смазки подшипников и червячной пары привода тахометра полость в корпусе между уплотнительным стаканом 21 и манжетой 22 заполняется трансмиссионным маслом ТАп-15В. Для слива масла в нижней части корпуса предусмотрено отверстие 24 с пробкой. Для слива воды служит краник 19.

На конце вала 29 при помощи гайки закреплены червяк привода тахометра 32 и фланец 28. Корпус привода тахометра 27 уплотнен манжетой 31.

Совет

Рисунок 35. Пожарный насос ПН-40УВ (общий вид): 1 — левая напорная задвижка; 2- маховичок дозатора пеносмесителя ПС-5; 3 – кран пеносмесителя; 4 – вакуумный клапан; 5 – задвижка в цистерну; 6 – правая напорная задвижка; 7 –корпус насоса.

На отводе насоса расположен коллектор 8, к которому крепятся пеносмеситель и две напорные задвижки (Рисунок 37).

Конструкция напорной задвижки представлена на Рисунок 37.

Особенностью конструкции задвижки является отсутствие связи между шпинделем 4 и клапаном 1, что позволяет задвижке выполнять функции обратного клапана и препятствовать обратному току воды через насос.

Рисунок 36. Насос ПН-40УВ (продольный разрез):

8 – коллектор; 9 – пробка крана пеносмесителя; 10 – корпус крана пеносмесителя; 11 – сопло пеносмесителя; 12 – дозатор пеносмесителя; 13 – корпус (диффузор) пеносмесителя; 14, 15 – кольца торцового уплотнения; 16 – рабочее колесо; 17 – крышка насоса; 18 – уплотнительное кольцо крышки насоса; 19 – сливной кран насоса; 20 – кольцо стопорное; 21 – корпус стакана уплотнительного; 22 – манжета резинокаркасная (сальник); 23 – кольцо уплотнительное; 24 – отверстие сливное; 25 – щуп маслоуказательный; 26 – корпус масляной ванны; 27 – корпус привода тахометра; 28 – фланец привода; 29 – вал рабочего колеса; 30 – пыльник; 31 – манжета резинокаркасная (сальник); 32 – червяк привода тахометра; 33 – подшипник; 34 – подшипник; 35 – шланг смазки уплотнительного стакана.

Рисунок 37. Задвижка насоса ПН-40УВ: 1-клапан; 2-корпус; 3 — втулка; 4-винт (шпиндель); 5-уплотнение; 6 — гайка; 7 – маховик; 8 – ось клапана; 9 – подушка клапана; 10 – накладка; 11 — винт.

Внутри коллектора (Рисунок 38) смонтирована задвижка для подачи воды в цистерну и лафетный ствол. В корпусе коллектора 8 (Рисунок 36) имеются отверстия для подсоединения вакуумной системы, системы дополнительного

охлаждения и мановакуумметра.

Рисунок 38. Коллектор (продольный разрез по оси задвижки «В цистерну»): 1 – корпус задвижки; 2 – коллектор; 3 – клапан; 4 – шпиндель; 5 – втулка; 6 – уплотнение; 7 — маховик.

Для уплотнения вала рабочего колеса насоса применены резинокаркасные манжеты,помещенные в уплотнительном стакане (Рисунок 39).

Рисунок 39. Уплотнительный стакан:

1 — манжета резинокаркасная; 2 — кольцо; 3-стакан; 4 — упорное кольцо; 5 — стопорное кольцо; 6 — резиновое кольцо; 7 – кольцо упорное. Стакан прикреплен к корпусу насоса через резиновую прокладку болтами. Во избежание самопроизвольного выкручивания болты через

специальные отверстия зафиксированы проволокой Во время разборки и сборки насоса следует соблюдать осторожность при снятии и установке манжет, чтобы исключить повреждение уплотняющей поверхности манжеты.

Обратите внимание

Если уплотняющие поверхности манжеты по каким-либо причинам получили значительное повреждение, то узел уплотнения следует собирать в определенном порядке: установить в стакан 3 манжету 1, кольцо 4, кольцо 2, упорное кольцо 7, две манжеты 1, упорное кольцо 7, стопорное кольцо 5, надеть на стакан прокладку и резиновое кольцо 6. После сборки закрепить

стакан болтами в корпус насоса, зафиксировав их проволокой.

Подготовка пожарного насоса ПН-40УВ к работе и порядок работы с ним

При подготовке насоса к работе необходимо провести профилактический

осмотр и проверить герметичность на сухой вакуум.

Порядок проверки герметичности на сухой вакуум:

1) закрыть все задвижки, вентили и сливной краник насоса;

2) закрыть заглушкой всасывающий патрубок;

3) открыть вакуумный кран;

4) включить вакуумный насос и, не включая привод пожарного насоса,

довести разрежение до 0,73 — 0,76 кгс/см2м(0,073-0,076 МПа) по мановакуумметру;

5) закрыть вакуумный кран, после чего выключить вакуумный насос.

Указанное разрежение при исправной вакуумной системе должно создаваться не более чем за 20 с.

При нормальной герметичности насоса и его коммуникаций разрежение должно уменьшаться не более 0,13 кгс/см2 (0,013 МПа) за 2,5 мин.

При большем значении падения разрежения обнаружить места нарушения герметичности путем опрессовки насоса водой давлением 12… 13 кгс/см2

(1,2-1,3 МПа). Опрессовка водой производится при работающем насосе и закрытых напорных задвижках. Обнаруженную негерметичность необходимо устранить. Насос опрессовывается только через всасывающий патрубок от водопровода или другой автоцистерны.

Пожарный насос ПН-60

Пожарный насос ПН-60 — это центробежный насос нормального давления, одноступенчатый, консольный, без направляющего аппарата. Насос ПН-60 является геометрически подобной моделью насоса ПН-40УВ, поэтому принципиально от него не отличается.

Корпус насоса, крышка насоса и рабочее колесо отлиты из чугуна. Отвод жидкости от колеса происходит по спиральной однозавитковой камере, заканчивающейся диффузором.

Рабочее колесо диаметром 360 мм закреплено на валу при помощи двух диаметрально расположенных шпонок, шайбы и гайки.

Уплотнение вала насоса осуществляется каркасными манжетами.

Сальники размещены в специальном стакане. Смазка сальников производится через масленку.

Для подачи воды из открытого водоисточника на всасывающий патрубок насоса навинчивают водосборник с двумя патрубками для всасывающих рукавов диаметром 125 мм.

Сливной краник насоса расположен в нижней части насоса и направлен

вертикально вниз (в насосе ПН-40УВ в сторону).

Важно

Пожарный насос ПН-110

Пожарный насос ПН-110 – центробежный насос нормального давления, одноступенчатый, консольный, без направляющего аппарата с двумя спиральными отводами и напорными задвижками на них.

Основные рабочие детали и узлы насоса ПН-110 также подобны деталям и узлам насоса ПН-40УВ. В насосе ПН-110 имеются лишь некоторые непринципиальные конструктивные отличия. Корпус насоса, крышка, рабочее колесо, всасывающий патрубок изготовлены из чугуна.

Диаметр всасывающего патрубка 200 мм, напорных патрубков — 100 мм.

19. Особенности конструкции комбинированных насосов ПНК-40/2 и ПНК-40/3.

Насосы пожарные комбинированные – насосы, состоящие из последовательно соединённых насосов нормального и высокого давления и имеющих общий привод.

К комбиниро­ванным пожарным насосам относятся такие, которые могут подавать воду под нормальным (напор до 100) и высоким давлением (напор до 300 м и более).



Источник: https://infopedia.su/3x29f2.html

Пожарные насосы (насосные установки): виды, классификация

Насосы для пожаротушения являются наиболее важными и сложными устройствами для ликвидации очага возгорания. Они перекачивают воду из цистерны или водоема прямо к горящему объекту.

Существует много видов противопожарных насосов, что отличаются конструкцией, принципом действия и давлением, что они создают. Большое разнообразие связано с тем, что их производством занимались многие инженеры с разных стран на протяжении многих лет. Данное оборудование постоянно усовершенствуется.

Основные характеристики

Пожарные центробежные насосы всасывают воду с помощью инерционной силы. Они незаменимы в тушении огня. Назначение центробежных агрегатов- подача жидкости или пены для тушения, создание вакуума и прокачка воды в трубопроводах.

Не смотря на разное устройство таких насосов, все они имеют общие характеристики, а именно:

  1. Объем жидкости, что подается, или других веществ для тушения огня за единицу времени (подача измеряется в литрах за секунду или кубических метрах за секунду).
  2. Высота подъема струи или напор, измеряется в метрах. Определяется по показаниям манометра или вакууметра.
  3. Высота всасывания- расстояние между поверхностью воды и горизонтальной осью, м.
  4. Частота вращения вала, об/мин.
  5. Коэффициент полезного действия.

Пожарный насос НЦПН-100/100М

Пожарные насосы высокого давления по нормам должны создавать напор 200 или 400 метров. КПД с нормальным давлением достигает более 60%, при высоком- не меньше 40%.
к меню ↑

Устройство центробежных агрегатов

Основным рабочим элементом данного оборудования является колесо с лопастями, что загребают воду. Жидкость движется по кругу, ускоряется с помощью центробежной силы, далее прижимается к стенкам и засасывается. Поток движется по спирали к конусному диффузору, что расширяет и замедляет его.

Центробежные повысители имеют ряд достоинств: равномерность, подача без пульсаций средств для тушения, простое управление, обслуживание, эксплуатация.

К тому же, если пожарный ствол перекрывается, засоряется или заломливается рукав, давление в системе чрезмерно не повышается.

Оборудование не нуждается в сложном приводе от двигателя, имеет небольшую массу, компактные габариты, что важно для пожарных автомобилей.

Есть недостатки – всасывающую линию и насос необходимо предварительно заполнять водой. Для компенсации такого недостатка существуют устройства, что заполняют полости агрегата жидкостью из цистерн. На машинах устанавливаются также вспомогательные насосы, что работают кратковременно для заполнения рукава и насоса.

Если забор воды происходит из водоема, сначала включается вакуумный аппарат для откачивания воздуха. После заполнения системы водой и достижения избыточного давления, открываются клапаны, происходит пуск воды в рукав.

Вакуумный пожарный насос

Совет

На пожарный насос устанавливаются водопенные коммуникации. Смешивая воду и пенообразователь, они создают пену. На автоцистернах водопенные коммуникации управляются с помощью вентилей. Более распространена воздушно-механическая пена, поскольку водопенные коммуникации более компактны и удобнее хранение илидоставка пенообразователя к смесителям.

Повысительный агрегат, что устанавливается на пожарном автомобиле, состоит из насоса, коллектора, затворной арматуры, приборов для создания вакуума и подачи вещества для образования пены.
к меню ↑

Проверка герметичности

Все агрегаты, повышающие давление, проходят проверку на сухой вакуум. Для этого краны и задвижки закрываются и включается мотор. С помощью вакуумной системы давление 75-80 кПа создается за 15 секунд. В норме воздух в насосе должен разрядиться до 13 кПа или меньше на протяжении 2,5 секунд. Места протечки воздуха проверяются мыльным раствором при опрессовке водой с давлением до 0,6 Мпа.

Категорически запрещается самопроизвольно отвенчивать или ослаблять соединения в процессе работы.

Существует 6 видов периодических и типовых испытаний пожарных насосов, которые проводятся на предприятиях с наличием нужного оборудования.
к меню ↑

Виды и классификация пожарных насосов

С целью тушения пожара используются разные виды насосов. В зависимости от принципа действия, пожарный насос ПН может быть:

Объемным:

  • поршневой;
  • шестеренный;
  • пластинчатый;
  • водокольцевой.

Динамическим:

  • Струйный:
  • газоструйный;
  • водоструйный.
  • Тангенциально-дисковый:
  • вихревой;
  • жидкостного трения;
  • инерционный;
  • клапанно-вибрационный.
  • Лопастный:
  • осевой;
  • центробежно-осевой;
  • центробежный.Пожарная насосная станция в работе

Насос объемного гидравлического действия перемещает жидкость путем поочередного уменьшения и увеличения объема камеры. Из одного в другой объем жидкость перетекает и выталкивается.

Самым известным подвидом объемного насоса является поршневой. Для ликвидации небольшого очага возгорания применяется ручной пожарный агрегат с поршневым принципом работы.

Динамические устройства всасывают жидкость с помощью сил инерции. Динамический насос может перекачивать грязную воду. Поскольку происходит непрерывное всасывание жидкости, шума создается меньше, чем при использовании объемных механизмов.

По давлению противопожарный насос бывает трех видов:

  • нормального давления (давление на выходе равно или меньше 2 Мпа);
  • высокого давления (2-5 Мпа);
  • комбинированные устройства (два предыдущих типа соединены).

к меню ↑

Пожарный насос ПН-40 У и НЦПН-40/100

Самым распространенным типом пожарных насосных установок еще с времен СССР считается пожарный насос ПН-40 У. Такие насосы для систем пожаротушения были практически на всех пожарных машинах. В обозначении указано, что данные агрегаты выдают 40 литров за секунду жидкости, а буква У обозначает «универсальный».

Емкость для масла и корпус выполняются единой деталью. В конструкции есть задвижки, коллектор, два напорных патрубка, водопенные коммуникации со смесителем пены. Рабочее колесо размещено на прочном стальном валу. Детали корпуса и колесо изготавливается из нержавеющего алюминиевого сплава.

Тестирование пожарного насоса

Аэродромный пожарный автотранспорт комплектируется моделями ПН-60. Насосные станции оборудуют моделями ПН-110. Они похожи по устройству и принципу действия, но больше по размеру и массе, поскольку корпус делается из чугуна.

Усовершенствовав проточную часть ПН-40, производители создали более продуктивные насосы пожарные НЦПН-40/100. Такие устройства создают распыляющие тонкие струи. Этим они экономят тушащее средство, при чем имеют повышенный уровень тушащих характеристик.

Современный пожарный насос НЦПН и его модификации устанавливаются на противопожарном транспорте.
к меню ↑

Судовые пожарные насосные установки

Пожарная насосная система на судне проектируется с учетом всех потенциальных угроз возгорания. Основные системы пожаротушения:

  • водопожарные;
  • автоматические и ручные спринклерные;
  • водораспылительные;
  • водяные завесы;
  • водяное орошение;
  • пенотушение (водопенные коммуникации);
  • углекислотные;
  • системы инертных газов;
  • порошковые.

к меню ↑

Повысители для пожарного водопровода

Насосы повысители применяются в системах пожарного водопровода многоэтажных зданий, а также для обеспечения водоснабжения или повышения давления в централизованной сети. Повысители бывают одноступенчатыми или многоступенчатыми.

Пожарный насос ESTERI 10-6000

Производительность одноступенчатых помп 6-200 кубических метров в час, напор 14-98 метров. Многоступенчатые агрегаты имеют производительность 34 – 290 м3/час, напор до 600 м, это идеально для обеспечения противопожарного водопровода высотного здания.
к меню ↑

Пожарная насосная станция

Самым эффективным и традиционным методом ликвидации очагов возгорания является тушение водой. Станция пожаротушения — это установка, что состоит из:

  • смонтированной на опоре группы центробежных насосов;
  • запорной арматуры;
  • напорного и всасывающего коллектора;
  • контрольно-измерительных приборов (тахометр ТС);
  • шкафа управления.

Большим спросом пользуются насосные станции Иртыш, что выпускаются в России. Серия ЦНК Иртыш работает с морской водой. Электрический шкаф управления станцией Иртыш компактный, имеет надежные приборы для контроля, а также автоматику. Любая емкость с водой или водопровод, а также открытые водоемы могут служить источником для станций Иртыш.
к меню ↑

УПРАВЛЕНИЕ НАСОСНОЙ УСТАНОВКОЙ, ОСНАЩЕННОЙ ПОЖАРНЫМ НАСОСОМ НЦПН-40/100 М-П3 (ВИДЕО)

 Главная страница » Насосы

Источник: http://ByreniePro.ru/nasosy/pozharnye.html

Совместная работа насосов пожарных автомобилей (работа по перекачке воды). Подвоз воды. Схема развертывания

Qп – средняя подача воды насосом, которым заправляют цистерну, л/с.

, мин.

где Nпр – число приборов подачи огнетушащих веществ, шт.;

Qпр – расход прибора, л/с.

3. Перекачка воды к месту пожара

Подачу воды в перекачку применяют при значительном расстоянии от водоисточника до места пожара, когда напор, развиваемый одним автонасосом, недостаточен для преодоления потерь напора в рукавных линиях и для создания рабочих пожарных струй.

Кроме того, перекачка может быть применена и в тех случаях, когда, несмотря на близость водоисточника, подъезд к нему отсутствует, например при крутых или обрывистых берегах, в заболоченных местах и т. д.

В этих случаях можно применять переносные мотопомпы.

Как показывают практика и экспериментальные работы, перекачивать воду можно на любые расстояния, по любой пересеченной местности. Все зависит от технических и тактических возможностей подразделений. Однако не всегда целесообразно организовывать подачу воды вперекачку.

Исходя из основной задачи подразделений на пожаре предельным следует считать такое расстояние, на котором боевое развертывание с подачей воды вперекачку обеспечивают в минимально короткие сроки, когда к моменту подачи огнетушащего средства пожар не достигнет стадии интенсивного развития.

Учитывая  техническую оснащенность крупных гарнизонов, предельное расстояние для подачи воды вперекачку можно считать до 5 км. Для гарнизонов, где имеется только один рукавный автомобиль, такое расстояние можно принять 2 км, а при двух рукавных автомобилях — до 3 км.

Способами перекачки  воды принято считать:

из насоса в насос (рис.4, а), через емкость цистерны пожарной машины (рис. 4,6), через промежуточную емкость (рис. 4, в).

Кроме того, можно использовать сочетание этих способов в одной  системе перекачки.

Обратите внимание

При перекачке  воды по способу из насоса в насос осуществляют последовательную (по одной рукавной линии) или параллельную (по двум рукавным линиям) подачу воды от одного насоса во всасывающий патрубок другого насоса.

При организации  перекачки воды следует соблюдать определенные условия:

наибольший по подаче и мощности насос устанавливают на водоисточнике;

при перекачке  воды способом из насоса в насос  для предотвращения сплющивания рукавов у всасывающего патрубка последующего насоса поддерживают напор в линии не менее 0,1 МПа (10 м вод. ст.), при перекачке воды через цистерну пожарной машины — 0,035— 0,04 МПа (3,5—4 м вод. ст.), при перекачке воды через промежуточную емкость — не менее ее высоты, м;

на насосах необходимо поддерживать напор в пределах 90 м, обеспечивающий наиболее длительный и устойчивый режим работы насосов;

необходимо иметь радиосвязь между автомобилями и постами контроля за состоянием и контролем рукавных систем;

резерв рукавов создавать  из расчета один рукав на 100 м длины  магистральной линии.

При организации  подачи воды вперекачку необходимо учитывать следующие рекомендации:

во всех случаях должны быть выдержаны расстояния между автомобилями с учетом превышения геодезических отметок. Отсутствие расчета может привести к перегрузке отдельных машин и срыву работы всей системы перекачки;

прокладывать  рукавные линии необходимо с помощью рукавного автомобиля и другими способами, способствующими ускорению боевого развертывания;

Важно

при больших расходах воды и ограниченном количестве машин перекачку производить по двум магистральным линиям, на участках которых выставлять контрольные посты с резервом рукавов для быстрой замены вышедших из строя;

успешное  тушение пожаров с перекачкой воды обеспечивается достаточным количеством основных пожарных, рукавных автомобилей, надежной связью и высокой боевой   готовностью   подразделений   пожарной   охраны.

Для сокращения ступеней перекачки необходимо применять автонасосные пожарные станции.

Перекачка воды может  осуществляться различными способами. Однако во всех случаях выбирается такой, который в конкретных условиях является более выгодным

Подача воды в перекачку  осуществляется на расстояние:

  • до 1 км, если в гарнизоне отсутствуют рукавные автомобили;
  • до 2 км, если в гарнизоне имеется 1 рукавный автомобиль;
  • до 3 км, если в гарнизоне имеется  2 рукавных автомобиля.

В практике используются три основных способа перекачки:

  • из насоса в насос, где основное условие работы насосно-рукавной системы является напор не менее 10 м на конце магистральной линии (при входе во всасывающую полость следующего насоса);
  • из насоса в цистерну, где основное условие работы насосно-рукавной системы является напор 3,5-4 м на конце магистральной линии, опущенной в емкость цистерны;
  • с использованием промежуточной емкости, где вода подается на излив с небольшим напором (с учетом высоты емкости).

Требуемое количество пожарных машин для перекачки воды определяется в следующей последовательности:

а) определяется предельное расстояние до головного пожарного  автомобиля

,

где Lгол – предельное расстояние от места пожара до головного пожарного автомобиля, м;

Нн – напор на насосе пожарного автомобиля, м;

Zм – высота подъема (+) или спуска (-) местности, м;

Zст – высота подъема (+) или спуска (-) прибора тушения, м;

Нр – напор у разветвления, м;

S – сопротивление одного рукава магистральной линии;

Q – расход огнетушащего  вещества на одной наиболее 

       нагруженной  линии, л/с;

            20 – длина одного рукава рукавной  линии, м;

б) определяется длина  магистральной линии от водоисточника до места пожара

Lм = L×1,2 ,

где Lм – длина магистральной линии от водоисточника до места

               пожара, м;

         L – расстояние от водоисточника  до места пожара, м;

       1,2 –  коэффициент, учитывающий неровность  прокладки 

                рукавной линии;

в) определяется предельное расстояние ступени перекачки

,

где Lст – длина ступени, м;

       Нн – напор на насосе пожарной машины, м;

      Нвх – напор на конце магистральной линии ступени перекачки

               (применяется в зависимости от  способа перекачки), м;

       Zм – подъем или спуск местности, м;

         S – сопротивление одного рукава;

        Q – расход огнетушащего вещества  на одной магистральной 

               линии, л/с;

       20 – длина одного рукава, м;

г) определяется количество ступеней перекачки

,

где Nст – количество ступеней перекачки, шт.;

       Lм – длина магистральной линии от водоисточника до места

               пожара, м;

     Lгол – предельное расстояние от места пожара до головного

               пожарного автомобиля, м;

      Lст – длина ступени перекачки, м.;

д) определяется общее  количество пожарных машин для перекачки

Nм = Nст + 1,

где Nм – количество пожарных машин для перекачки воды, шт.;

      Nст – количество ступеней перекачки, шт.;

         1 – головной автомобиль. 

Заключение

В данной работе мы рассмотрели основные способы  доставки воды к месту пожара при  неудовлетворительном водоснабжении, формулы для расчета необходимых  для этого сил и средств, а также наиболее эффективные схемы развертывания сил и средств пожарных подразделений.

При определении количества автоцистерн, необходимых для подвоза воды, следует помнить, что при работе большого количества стволов на месте пожара нужно организовать работу нескольких пунктов расхода, что приведет к увеличению расчетного количества автоцистерн во столько раз, сколько будет организовано пунктов расхода. Перекачка воды может осуществляться различными способами. Однако во всех случаях выбирается такой, который в конкретных условиях является более выгодным.

Список литературы

  1. «Программа подготовки личного состава подразделений ГПС МЧС РФ», 2003.
  2. Я.С.Повзик, «Пожарная тактика» , М; 2004;
  3. В.В. Теребнев «Справочник РТП», М; 2004;
  4. «Начальнику караула о противопожарном водоснабжении», М; 1986 г.

6. «Особенности тушения пожаров и проведения связанных с ними  аварийно-спасательных работ на различных объектах» М, 2005.

7. Приказ №156 от 31.03.2011 г. «Об утверждении порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны»

8. В.В. Теребнев «Управление силами и средствами на пожаре», М; 2003;

Источник: http://yaneuch.ru/cat_86/sovmestnaya-rabota-nasosov-pozharnyh-avtomobilej/266849.2250494.page2.html

Ссылка на основную публикацию