Перевозка опасных грузов: основные правила

Правила перевозки опасных грузов автотранспортом

Согласно международной статистике, доля опасных грузов (ОГ), перемещающихся по общественным дорогам, составляет половину от общего грузооборота.

Правильная организация перевозок такого характера – залог безопасного автодвижения.

Отправителями и получателями опасных грузов, как правило, выступают предприятия, работающие в областях химической, нефтехимической, фармацевтической и добывающей промышленности.

Их деятельность не должна мешать обычным автолюбителям свободно передвигаться по общественным дорогам, а тем более угрожать их жизни и здоровью. Именно поэтому для автотранспорта, перевозящего ОГ, разработаны специальные правила и требования.

Опасные грузы: что это?

К категории опасных относят вещества, материалы и изделия, которые при транспортировке способны причинить вред человеку и животным, окружающей среде, спровоцировать возникновение опасной ситуации.

Именно поэтому транспортировка такого груза регламентируется единым европейским документом – соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ).

В Европе данный свод правил обозначается аббревиатурой ADR. Данный документ состоит из 3 частей: самого соглашения и 2 приложений.

Обратите внимание

Соглашение ДОПОГ было одобрено и подписано множеством стран. Цель в данном случае понятна и логична — максимально повысить уровень безопасности во время транспортировки опасного груза.

Кроме того, единый формат ДОПОГ позволяет упростить предприятиям оформление документации на подобную перевозку.

Приложение № 1 содержит классификацию опасных грузов, в которую входит список веществ, изделий, материалов, которые могут представлять риски для окружающих.

Всего таких категорий — 9, и у каждой из них есть свой код, состоящий из 4 цифр:

  • 1- класс;
  • 2 — подкласс;
  • 3 — категория опасности;
  • 4 — степень опасности.

Классифицируются опасные грузы следующим образом:

  • 1 класс – взрывчатые материалы (ВМ);
  • 2 – газы;
  • 3 – легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ);
  • 4.1 – легковоспламеняющиеся твёрдые вещества (ЛВТ): самореактивные и твёрдые десенсибилизированные взрывчатые вещества;
  • 4.2 – самовозгорающиеся вещества;
  • 4.3 – вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой;
  • 5.1 – окисляющие вещества;
  • 5.2 – органические пероксиды;
  • 6 – ядовитые вещества;
  • 6.1 – токсичные;
  • 6.2 – инфекционные (ИВ);
  • 7 – радиоактивные материалы (РМ);
  • 8 – едкие (коррозионные) вещества (ЕК);
  • 9 – прочие опасные вещества.

В РФ для транспортировки вышеуказанных грузов, помимо международного соглашения, существует ещё целый ряд других нормативных документов: разрешений, допусков, лицензий.

Перевозка опасных грузов: правила и требования

Для того чтобы перевозка опасных веществ и материалов была максимально безопасной, водитель должен соблюдать предельную осторожность, а также выполнять все требования, которые содержатся в «Правилах перевозки опасных грузов автотранспортом», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 12.04.2011 г.

Этот нормативный документ должен строго соблюдаться как водителями, так и организациями, которые занимаются транспортировкой.

Данные правила разработаны в рамках реализации международного соглашения ДОПОГ, участником которого является и РФ. Многие российские компании перевозят опасные грузы за пределы своего отечества.

Чтобы автомобили с опасными грузами могли свободно пересечь границу Евросоюза, они должны соответствовать указанным в соглашении требованиям, а их водители обязаны иметь документ о прохождении специальной подготовки.

Далее рассмотрим все условия, которые поставлены перед водителем и перевозчиком подобных грузов.

Видео: Перевозка опасных грузов согласно требованиям ДОПОГ / ПОГАТ — разъяснения и комментарии специалистов

Обязательные документы

Требования ко всем участникам опасных перевозок подразумевают наличия у водителя таких документов, как:

  • лицензия на допуск транспортировки груза, относящегося к категории опасных;
  • документ о прохождении техосмотра;
  • разрешение Минтранса или ОВД (в случае перевозки особо опасных грузов);
  • маршрутный лист;
  • документ, подтверждающий прохождение водителем спецподготовки.

Подготовка автомобиля

Транспортировка опасных грузов возможна только в специальных автомобилях.

Требования к автотранспорту:

  • труба глушителя должна быть вынесена вперёд, перед радиатором;
  • бензобак отделяется от аккумулятора, кузова, электрики и двигателя непроницаемой перегородкой;
  • электропроводка изолируется специальным материалом;
  • у автомобиля обязательно должно быть заземление в виде специальной цепи;
  • сзади устанавливается противоударный бампер.

Кроме указанного оснащения, автомобиль снабжается особыми опознавательными знаками, принятыми в международном соглашении всех стран-участников ДОПОГ.

Спецавтомобиль должен быть оснащён:

  • особыми надписями;
  • определённым окрасом;
  • проблесковым маячком (мигалкой) оранжевого цвета;
  • информационными табличками СИО спереди и сзади.

Код экстренных мер должен указываться:

  • на таре груза;
  • на контейнере,
  • в информационной табличке на кузове автомобиля;
  • в аварийной и информационной карточках.

Расшифровка КЭМ содержится в информационной и аварийной карточках, которые имеются у водителя или экспедитора ТС.

Все знаки, имеющиеся на машине, должны быть хорошо видны с дальнего расстояния. Информационные таблички имеют нормативные размеры и должны соответствовать всем требованиям.

Нарушения, связанные с некорректной установкой таблиц, могут привести к ограничению или приостановлению лицензии фирмы – перевозчика.

Кроме того, автомобиль должен быть оснащён и укомплектован средствами для ликвидации последствий возможных аварийных ситуаций.

Маршрут следования

К маршруту перемещения ОГ выдвигаются строгие требования. В ряде ситуаций перевозчику потребуется обязательное согласование с автодорожной полицией. Но есть и общие требования к маршруту, которые нельзя нарушать ни в коем случае.

Итак, на пути следования автомобиля с ОГ не должны встречаться:

  • крупные населённые пункты;
  • зоны отдыха;
  • промышленные объекты;
  • охраняемые природные территории;
  • учебно-воспитательные учреждения;
  • объекты здравоохранения;
  • территории, предназначенные для проведения культурно-массовых мероприятий.

Требования к грузу

Они зависят от специфики груза. Так, например, химические вещества должны содержаться в таре, изготовленной из материала, который не вступает в реакцию и не разрушается при взаимодействии с ним.

В разряд таких материалов входят стекло, пластик, металл, картон.

Но инструкция по перевозке содержит несколько требований, которые касаются любой упаковки:

  • соответствие ГОСТу;
  • герметичность;
  • прочность и влагостойкость;
  • непроницаемость;
  • надёжное закрепление;
  • маркировка, соответствующая ГОСТу и правилам ДОПОГ.

Требования, предъявляемые водителю

Стать водителем автомобиля, перевозящего ОГ, непросто. Для этого необходимо:

  • обладать стажем вождения подобным автотранспортом не менее 3 лет;
  • проходить медосмотр перед каждым рейсом;
  • иметь документ, подтверждающий прохождение обязательного инструктажа или спецподготовки (удостоверение ДОПОГ).

Обучение водителей, выполняющих перевозку ОГ, включает освоение специальной программы, предписанной для подготовки водителей, планирующих заниматься подобным делом.

С этой целью водитель проходит специальные курсы, которые проводятся в соответствии с требованиями ДОПОГ.

Важно

Здесь будущих водителей инструктируют о рисках, связанных с перевозкой ОГ; знакомят с базовой информацией, необходимой для минимизации рисков и для принятия мер в случае возникновения критической ситуации.

Для получения лицензии на транспортировку ОГ перевозчик подаёт в органы Управления государственного автодорожного надзора заявление, в котором фиксирует:

  • характер груза;
  • маршрут следования;
  • ответственных за перевозку.

К заявлению обязательно прилагаются такие документы, как:

  • аварийная карточка;
  • утверждённый маршрут перевозки;
  • свидетельства о допуске ТС и водителя к перевозке подобных грузов.

Штраф за перевозку опасного груза без разрешения

Несоблюдение правил транспортировки грузов, относящихся к категории опасных, грозит перевозчику и водителю наказанием в виде:

  • уплаты штрафа;
  • конфискации имущества (в том числе и транспортного средства);
  • лишения водительских прав;
  • изъятия лицензии и допуска к управлению ТС.

Кроме административных мер, применяются также и уголовные наказания. Это возможно при нелегальных доставках опасных грузов. Водителя также привлекут к уголовной ответственности, если он будет управлять автомобилем в состоянии алкогольного опьянения.

Обратите внимание: Если при перевозке ОГ у водителя отсутствуют разрешительные документы, то штрафные санкции ждут не только его, но и компанию-перевозчика, а также должностное лицо, которое отвечает за отправку груза.

Размеры штрафов за перевозку груза с маркировкой «опасно!» без разрешения:

  • для водителя без свидетельства ДОПОГ — от 2000 до 2500 рублей;
  • для транспортной организации, занимающейся транспортировкой, – от 400000 до 500000 рублей;
  • для лица, ответственного за отправку и доставку груза, – от 15000 до 20000 рублей.

Подвергать опасности окружающих – недопустимо! Это должно стать главным лозунгом для всех участников перевозки. И тот свод требований и правил, который приведён выше в статье, должен быть изучен и реализован ими в обязательном порядке.

Вас заинтересует:

Источник: http://pravo-auto.com/pravila-perevozki-opasnyh-gruzov-avtomobilnym-transportom/

Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом и наказание за их нарушение

Сегодня многие бизнесмены транспортируют свои грузы при помощи автотранспорта.

Однако некоторые грузы могут представлять серьёзную опасность для окружающей среды, а также для других участников дорожного движения.

Какие существуют правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом? Какой закон регулирует эти правила? И что будет за нарушение этих правил? Ниже мы узнаем ответы на эти вопросы.

Опасный груз — это груз, представляющий собой вещества и материалы, которые могут навредить человеку или окружающей среде.

Примеры опасных веществ и материалов:

  • ядовитые газы,
  • сильные кислоты,
  • радиоактивные материалы,
  • легковоспламеняющиеся жидкости и так далее.

Чтобы перевозить такие грузы, перевозчик должен придерживаться определённых правил, которые зафиксированы в специальном соглашении, которое называется ДОПОГ.

 

ДОПОГ содержит большое количество инструкций, регулирующих правила перевозки. Рассмотрим основные из них более детально.

Требования к автотранспорту

Чтобы осуществить перевозку, автотранспорт должен удовлетворять следующим требованиям:

  • Труба глушителя должна располагаться перед радиатором.
  • Сзади на автомобиль или прицеп следует установить специальный противоударный бампер.
  • Следует подключить специальную цепь, которая заземлит электричество, а сами провода должны быть изолированы при помощи специального материала.
  • Бензобак, при помощи непроницаемой перегородки, отделяется от двигателя, аккумулятора, электрических проводов и кузова, чтобы избежать возгорания топлива в случае аварии.
  • Трубопроводы цистерн должны быть защищены от удара (чтобы в случае аварии опасное вещество не вылилось из цистерны).
  • ТС должно быть оснащено специальными опознавательными знаками — определённый цвет (в большинстве случаев это ярко-желтый), «мигалка», специальные надписи и информационные таблички.
  • Транспорт должен быть оснащен специальным оборудованием, с помощью которого можно устранить негативные последствия в случае аварии.

Правила перевозки опасных грузов автотранспортом содержатся в ДОПОГ.

На информационных табличках указывается специальный буквенно-числовой код, а располагаются они спереди и сзади на автотранспорте. Код содержит информацию о том, что нужно делать в случае аварии. Расшифровка кода должна содержаться у водителя транспортного средства или экспедитора.

Маршрут следования

Также ДОПОГ регулирует маршрут следования груза. Перед транспортировкой необходимо обратиться в Ространснадзор по месту регистрации компании и подать заявку на составление маршрута.

ДОПОГ утверждает, что транспортное средство не должно пересекать следующие территории:

  • Крупные населенные пункты.
  • Заповедники, парки и зоны отдыха.
  • Различные промышленные объекты (заводы, фабрики, некоторые инженерные сооружения и так далее).
  • Больницы, детские сады, школы, университеты, лечебно-профилактические учреждения, пансионаты и так далее.
  • Территории, которые используются для проведения культурных мероприятий.

Также соглашение регулирует порядок перевозки. Чтобы осуществить перевозку какого-либо опасного груза, компания должна получить соответствующую лицензию.

Требования к водителю транспортного средства

Также следует помнить, что управлять транспортом может только специально обученный человек. Для этого необходимо пройти курсы, составленные в соответствии с ДОПОГ, а в конце нужно успешно сдать экзамен.

На данных курсах водитель узнает основные правила перевозки, а также о том, что нужно делать в случае аварии. Например, некоторые грузы в случае возгорания нельзя тушить водой — вряд ли человек без специального обучения может знать такую информацию.

Также существует ряд специфических правил, которых следует придерживаться водителю:

  • Перед каждым рейсом водитель должен проходить медосмотр.
  • Минимальный стаж работы — 3 года.
  • Водитель должен знать все основные правила, в соответствии с которым будет перевозиться груз. Он должен знать, что нужно делать в случае аварии. Также он должен уметь оказывать первую медицинскую помощь.
  • Существуют также особые требования, которые могут применяться в зависимости от типа груза. Например, при транспортировке радиоактивных веществ водитель должен быть одет в специальный защитный костюм, при транспортировке взрывоопасных грузов запрещено курить и так далее.

Также существует ряд требований к сопровождающему персоналу:

  • Все сопровождающие лица должны пройти специальную подготовку.
  • Перед транспортировкой в Ространснадзоре необходимо получить разрешение на выполнение сопровождения.
  • Перед транспортировкой опасного груза водитель должен провести инструктаж.
  • Перед каждым рейсом весь сопровождающий персонал должен пройти медосмотр.
  • Погрузку и разгрузку могут осуществлять лица, которые занимаются подобной деятельностью не менее 3 лет.
  • Оператор должен знать, что нужно делать в случае аварии.

Для перевозки понадобятся следующие документы:

  • Стандартный пакет документов на груз: договор о транспортировке, паспорт водителя, водительское удостоверение, сопроводительные документы на груз и так далее.
  • Лицензия, которая разрешает компании транспортировать данный опасный груз.
  • Документ, подтверждающий факт прохождения техосмотра.
  • Маршрутный лист, в соответствии с которым будет двигаться транспортное средство.
  • Специальный документ, который подтверждает тот факт, что водитель прошел спецподготовку.
Читайте также:  Отогревание замершего оборудования

ДОПОГ является международным договором, поэтому международные правила перевозки совпадают с аналогичными российскими правилам.

Напомним несколько важных моментов, о которых нужно помнить при пересечении границы:

  1. В CMR-накладной необходимо указать класс опасного груза.
  2. Если водитель нарушит правила движения в другой стране, то он будет отвечать по законам этой страны.
  3. В некоторых случаях может потребоваться оформление дополнительных сертификатов. Например, перед ввозом радиоактивных материалов в некоторые страны необходимо получить дополнительное разрешение.

За нарушение правил ДОПОГ предусмотрена административная ответственность.

Следует понимать, что в большинстве случаев штраф будет наложен сразу на всех организаторов перевозки:

  • и на транспортную компанию,
  • и на должностное лицо,
  • и на водителя

Существует лишь небольшое количество случаев, когда может быть оштрафован лишь один участник перевозки.

Например, водитель подделал свидетельство ДОПОГ и нарушил правила перевозки опасных грузов — в таком случае транспортная компания и должные лица не будут штрафоваться, а вот водителя ждёт серьёзное наказание: во-первых, административное наказание за нарушение правил перевозки, во-вторых, уголовное наказание за подделку документов.

В общем случае за нарушения правил перевозки опасных грузов предусмотрено следующее наказание:

Тип нарушенияШтрафная санкция
— у водителя отсутствуют специальные документы(свидетельство об окончании обучающих курсов, свидетельство о допуске ТС к перевозке или аварийная карточка),— ТС не соответствует правилам перевозки,— отсутствуют опознавательные элементы,— отсутствуют средства, которые применяются для ликвидации последствий аварии,— произошло нарушение условий перевозки. Водитель — штраф (2.000 — 2.500 рублей), либо лишение водительских прав (4 — 6 месяцев).Должностное лицо — штраф (15.000 — 20.000 рублей).Юридическое лицо — штраф (400.000 — 500.000 рублей).
Другие нарушения правил перевозки Водитель — штраф (1.000 — 1.500 рублей).Должностное лицо — штраф (5.000 — 10.000 рублей).Юридическое лицо — штраф (150.000 — 200.000 рублей).

Дополнительную информацию о правилах автотранспортировки опасного груза можно почерпнуть из данного видео:

Подведём итоги. Во-первых, транспортировка регулируется специальным международным договором ДОПОГ. Во-вторых, при перевозке нужно учитывать множество тонкостей и нюансов. В-третьих, за нарушение правил перевозки предусмотрена административная ответственность.

О правилах заполнения CMR читайте в нашей статье здесь.

Вы можете найти дополнительную информацию по теме в разделе Перевозка опасных грузов.

Источник: https://ved.center/adr/pravila-perevozki-opasnyh-gruzov-avtomobilnym-transportom

Перевозка опасных грузов: 5 требований транспортировки в 2019 году

Согласно своему названию, опасным признается тот груз, который при его перевозке, погрузке-разгрузке, нарушении тары самого груза, может нанести вред окружающей среде, другим участникам дорожного движения или может вызвать возникновение опасных ситуаций.

Еще в середине прошлого века в Европе было принято, действующее до сих пор, международное соглашение о правилах безопасного передвижения опасных грузов в рамках международной безопасности.

А в связи с бурным развитием химической, нефтегазовой промышленности и фармакологии, меры по увеличению безопасности на дорогах, поддержали почти 50 стран, в том числе и наша страна.

Международное соглашение называется ДОПОГ на перевозку опасных грузов, в России также используется аббревиатура ПОГАП (правила перевозки опасных грузов автотранспортом).

Классификация грузов

Согласно международному соглашению, все опасные грузы делятся на классы, в зависимости от своих свойств:

  1. Кл.1: грузы взрывоопасные.
  2. Кл.2: грузы газообразные.
  3. Кл.3: грузы легковоспламеняющиеся твёрдые.
  4. Кл.4: грузы самовозгорающиеся; грузы, способные при взаимодействии с водой выделять горючие газы; грузы окисляющие.
  5. Кл.5: грузы — органические пироксиды.
  6. Кл.6: грузы ядовитые, токсичные, инфекционные.
  7. Кл.7: грузы радиоактивные.
  8. Кл.8: грузы коррозионные, едкие.
  9. Кл.9: прочие.

Чёткое понимание, к какому классу относится груз, нужно для того, чтобы быстро подобрать тару и упаковку, пройти необходимую подготовку к транспортировке, получить сопутствующую документацию и провести специальный инструктаж для водителя.

Основные правила перевозки опасных грузов автотранспортом

Единые международные правила перевозки опасных грузов — это своего рода шпаргалка, для приведения к одному формату самого процесса оформления груза, подготовки транспорта и водителя, для разработки безопасного маршрута.

ДОПОГ охватывает весь план перевозки:

  • технические требования к автотранспорту, таре, упаковке, к методам погрузки-разгрузки;
  • юридические требования к документальному взаимодействию между отправителем, получателем и перевозчиком груза;
  • специальные требования к водителю и другим лицам, задействованным в подготовке и транспортировке груза;
  • информационные требования к маркировке, знакам, описи и классификации груза.

Чтобы процесс перемещения опасных грузов был максимально безопасным, правила периодически дополняются.

Согласно правилам ДОПОГ, классификацию грузов производит сам отправитель. На территории России отправитель вынужден обратиться в Федеральное Ведомство по испытаниям и исследованиям материалов, которое выдаст соответствующую документацию.

Перечень необходимых документов

Во время перевозки ОГ у водителя или у лица, сопровождающего груз, при себе должен быть пакет документов, необходимый для такого рода деятельности. Он включает в себя:

  • маршрутный лист (1 экземпляр), по которому двигается автотранспорт с опасным грузом, согласно нормам безопасного движения;
  • лицензия ТС на осуществление данного вида перевозок;
  • аварийная карточка, как документ, содержащий всю информацию о характеристиках перевозимого опасного груза;
  • товарно-накладная документация на перемещение груза;
  • разрешительный документ на право управления данным ТС водителем и свидетельство ДОПОГ о подготовке водителя;
  • контактные данные компании отправителя, получателя и перевозчика;
  • разрешительная документация, выданная Министерством Транспорта или других уполномоченных органов на перевозку особо опасных грузов.

Маршрут

Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом происходит по строго установленному маршруту. Нередко на стационарных постах ГИБДД можно увидеть стоящие автоцистерны. Как правило, эти машины нарушили установленный путь следования. Для водителя и компании перевозчика такие нарушения становятся очень дорогостоящими – потеря времени, нарушение сроков доставки и, соответственно, штраф.

Ещё до начала поездки, перевозчик должен согласовать с Госавтоинспекцией маршрут перевозки опасного груза, практически в каждом конкретном случае. Но существуют и общие требования для всех перевозчиков ОГ.

Так на маршруте опасного груза не должны встречаться места и зоны общественного отдыха, природные заповедники и объекты культурного наследия. Запрещено прокладывать пути следования опасных грузов вблизи от учебно-воспитательных, оздоровительных учреждений и крупных промышленных предприятий, производящих опасные вещества и изделия.

Маршрутный лист должен содержать в себе всю информацию о пункте назначения, местах планируемых остановок, стоянок и заправок АЗС. Он выписывается в трёх экземплярах: один берёт с собой водитель или лицо, сопровождающее груз; второй остаётся в компании; третий предназначен для ГИБДД.

Погрузка и разгрузка

Для обеспечения максимальной безопасности сотрудников, осуществляющих погрузку-разгрузку опасных грузов и для сохранности самих грузов, во избежание возникновения опасных ситуаций, необходимо соблюдать ряд требований.

Перед началом погрузочно-разгрузочных работ необходимо проинструктировать работников, согласно имеющейся на предприятии (складе) инструкции, по вопросам мер профилактики и мер первой медицинской помощи в случае нарушения упаковки, разгерметизации тары ОГ, протечки, розлива опасных веществ.

Совет

В местах погрузки  должны присутствовать представители отправителя, в местах разгрузки – представителя получателя, а именно, специалисты, способные обезвредить возможную опасную ситуацию.

Манипуляции с опасными грузами осуществлять максимально с использованием погрузочной техники, машин и механизмов, желательно с дистанционным управлением. При ручных работах опасные грузы переносить на спине, плечах и перед собой. Бросать, волочить ОГ запрещено. Размещать рядом грузы разных классов опасности нельзя, также как и совместно размещать опасные и неопасные грузы.

Требования к автомобилю

Автомобильный транспорт, которым будет проводиться транспортировка ОГ, также должен быть соответствующим образом подготовлен и технически оборудован.

Прежде всего, у такого транспорта должна быть выпускная труба глушителя, вынесенная перед радиатором и обязательно с наклоном. Конструктивно топливный бак должен находиться вдали от аккумулятора, защищённый перегородкой. Вся электрика должна быть изолирована специальным материалом. Напряжение всего электрического оборудования автомашины не может быть больше 24 вольт.

Обязательным условием выхода на линию с опасным грузом выступает система электрического заземления и наличие, усиленного против удара бампера.

  Отдельного внимания заслуживает тормозная система, она должна быть износоустойчивой, с аварийным аналогом, а для машин массой более 16 т, с противоблокировочной системой.

В целях усиления мер безопасности, автомашины, предназначенные для перевозки ОГ, могут оборудоваться специальным устройством, которое позволяет отключать аккумулятор прямо из кабины.

Автомашина с ОГ может быть только с одним прицепом.

Кроме технических требований, для передвижения опасных грузов, автотранспорт должен быть оснащён:

  • усиленными мерами противопожарной безопасности;
  • наличием средств индивидуальной защиты для водителей;
  • установленными сигнальными средствами мигающего оранжевого цвета;
  • наличием маркировки, сигнальных табличек и наклеек, предупреждающих об опасности;
  • специфичным окрасом кузова и цистерны.

Оборудование автомобиля для перевозки опасных грузов должно быть в соответствии с нормами и требованиями ДОПОГ и не противоречить общим правилам перевозки грузов.

Как подготовить автотранспорт к перевозке?

Как правило, специализированный автотранспорт для перевозки ОГ, уже приобретается технически оснащённым для этого. Производители такого рода машин предусматривают все тонкости и нюансы конструктивных особенностей и стараются угодить своим покупателям.

Что касаемо подготовки автомобильного транспортного средства к транспортировке ОГ, то следует обратить внимание на информационные надписи, таблички, наклейки, согласно классу опасности груза. Особо важными являются коды экстренных мер.

Обратите внимание

Из комбинации цифр и букв специалисты, прибывшие на место аварии, получают информацию о мерах, необходимых для ликвидации опасных последствий.

Все надписи и маркировки должно быть хорошо видно, поэтому высота шрифта должна быть 15 см, в крайних случаях при невозможности размещения, не менее 5 см.

Требования к водителю

Помимо общего стажа вождения не менее 3 лет, будущий водитель-перевозчик ОГ должен пройти специальные курсы, так как перевозка опасных грузов может осуществляться только водителем, получившим свидетельство ДОПОГ. Перед рейсом водитель должен пройти обязательный медицинский осмотр.

Водитель должен быть дисциплинированным, организованным, соблюдающим особые меры предосторожности – не курить в транспорте и ближе, чем в 50 метрах от него, не допускать возможность открытого огня вблизи с опасным грузом.

Он должен помнить, что резко трогаться с места и резко тормозить с ОГ на борту запрещено, с горки двигаться с выключенным сцеплением и двигателем нельзя, оставлять машину без присмотра также опасно.

Обгонять и опережать другие транспортные средства, двигающиеся со скоростью более 30 км/ч, автотранспорту с опасным грузом строго запрещено.

Кроме того, водители, перевозящие опасные грузы, должны помнить и всегда соблюдать общепринятые нормы вождения и правила ПДД.

Как пройти обучение на перевозку грузов?

До 2013 года система обучения водителей для перевозки ОГ сводилась к одной лекции и экзамену в тот же день. Но данная система не показала себя эффективной. Министерством Транспорта было принято решение усложнить обучение: курсы проходят 4 дня и разбиты на классы опасности.

Программа курса:

  1. Общеобразовательный курс.
  2. Основной курс по транспортировке ОГ в цистернах.
  3. Спецкурс по 1-му классу опасности.
  4. Спецкурс по 7-му классу опасности.
  5. Допкурс по 2-му классу опасности, перевозка в цистернах.
  6. Допкурс по 3-му классу опасности.
  7. Допкурс по 5, 6, 7, 8-м классам опасности, перевозка в цистернах.

Курсанты проходят классификацию опасных грузов и изучают их характеристики, знакомятся с общепринятыми знаками маркировки, учатся оказывать первую медицинскую помощь в случаях ДТП и контакте с опасными веществами. Также в ходе занятий, водители получают базовые знания, необходимые для составления отчётной документации, а в случае экстренной ситуации, как правильно себя вести и как передать сигналы о помощи.

Обучающиеся на следующий день после прохождения курсов сдают экзамены в присутствии специальной комиссии и получают свидетельства, согласно пройдённым программам. Свидетельство, полученное после курсов, действительно для работы в течение 5 лет.

Требования к грузу

Перед началом процесса перевозки, отправитель должен самостоятельно оценить опасный груз по международной классификации. Если груз подходит под знак «опасно», то он должен получить аварийную карточку, спецдопуск и приложить все усилия для обеспечения максимально безопасного передвижению груза по автодорогам.

Перевозчик обязан также быть внимательным и не соглашаться на «сделки с совестью» в случае нарушений.

Важно

Требований по перевозке ОГ достаточно много, и некоторые перевозчики в погоне за рублём закрывают на некоторые вещи глаза

В зависимости от химического состава, для каждого вида ОГ необходимо выбирать упаковку и тару, которая обеспечит одновременно его сохранность и качество, соблюдение температурных и иных условий перевозки и безопасность доставки.

Читайте также:  Ликвидация последствий наводнений

Тара должна быть в соответствии с ГОСТом, прочной, водо- и светонепроницаемой, герметичной, хорошо закреплённой и промаркированной, согласно требованиям по перевозке опасных грузов.

Разрешение на перевозку опасных грузов

Для получения данного разрешения необходимо обратиться в Управление Государственного Автодорожного Надзора с письменным заявлением о выдаче документа.

В заявлении описывается класс груза и его характеристики, прикладывается аварийная карточка.

Обязательно докладывается маршрут самой перевозки, с указанием точки отправления и точки доставки, мест планируемых остановок, стоянок и АЗС, и  прикладывается список лиц, ответственных за транспортировку.

На основании заявления, при наличии допуска самого автотранспорта и водителя к перевозке опасных грузов и соблюдении всех требований, согласно международным стандартам и российскому законодательству, перевозчику выдаётся лицензия на транспортировку опасного груза.

Ответственность при отсутствии разрешения

Нередко бывает, что в погоне за прибылью, предприниматели и организации, занимающиеся перевозкой опасных грузов, сознательно идут на нарушения и пытаются отправить опасный груз с нарушением закона, нелегально, под видом обычного рейса. Обычно это касается твёрдых веществ в крытых машинах.

Так, например, на приёме у нашего юриста побывал водитель со стажем, который пришёл проконсультироваться по поводу сложившейся ситуации на работе по перевозке полной машины – фуры лакокрасочных изделий. Работодатель неоднократно, а именно 4 раза в течение 3 месяцев, пытался загрузить машину краской, не имея на то специального разрешения, да и у водителя нет допуска для таких перевозок.

Водитель отказывался брать такой груз.

Совет

Назрел конфликт, и водитель вынужден был уволиться, не желая нарушать правила ПДД и особые правила перевозки опасных грузов, рисковать «остаться без прав и средств к существованию».

Юрист подтвердил, что относительно краски-эмали, то её перевозка в одной машине до 1000 литров не требует специальных разрешительных документов, а полная фура краски требует допуска по всей строгости закона:

  • ответственность водителя выражается в денежном штрафе от 2 до 2,5 т. р. и лишении прав до 6 месяцев;
  • ответственность для компании-перевозчика и отправителя предусматривает штраф от 400 до 500 т. р., конфискацию груза и ТС; изъятие допуска и лицензии по перевозкам ОГ и наложение штрафа на должностное лицо, ответственное за перевозку от 15 до 20 т. р.

Недобросовестных перевозчиков немало, поэтому передвигающиеся на большие расстояния крытые фуры находятся под усиленным вниманием сотрудников ГИБДД, их чаще других машин останавливают на стационарных постах с целью проверки грузов.

Заключение

Безопасность – превыше всего! Такое убеждение должно быть у всех участников процесса по перевозке опасных грузов. Каждый из них должен знать какие грузы относятся к опасным, какие особые условия транспортировки требуются для них.

Насколько бывают опасными последствия халатного отношения к этому вопросу, мы часто узнаем из новостей по телевизору.

Несоответствие документов и содержимого автомашин, неправильные маркировки и неподходящая тара, усталость водителей от многочасовых поездок без выходных и нарушения правил дорожного движения приводят к ужасающим последствиям.

Особо важно для отправителя груза работать с надёжной и ответственной фирмой-перевозчиком, которая с особой тщательностью соблюдает все правила и нормы закона, щепетильно подбирает кадры для работы с ОГ.

Качественное обучение водителей на специальных курсах ДОПОГ — это обязательная составляющая безопасности на дорогах.

Но одного обучения мало, водитель – перевозчик должен быть серьёзным специалистом и ответственным человеком!

Пожалуйста, оцените статью!(5

Источник: https://AutoiZakon.ru/pdd/perevozka-avtomobilnym-transportom-opasnyh-gruzov

Перевозки опасных грузов морем — основные правила, требования к упаковке и документации

В отношении перевозок опасных грузов морским транспортом в Российской Федерации приняты правила национального и международного уровней. Участникам ВЭД, занимающихся внешней торговлей сырьём и товарами данного класса, необходимо знать методические рекомендации по их транспортированию.

Для начала разберёмся, какие вещества и материалы попадают под эту категорию и какова их классификация, а затем ознакомимся с основными правилами морской транспортировки в соответствии с МК МОПОГ. Коснёмся правил упаковки, маркировки и сопроводительных документов, необходимых для перевозки опасного груза.

Что такое опасный груз?

Опасные грузы – это любые объекты, характеристики и свойства могут:

  • угрожать жизни и здоровью человека;
  • нанести непоправимый вред для окружающей среды;
  • привести к порче материальных объектов.

Под это обозначение подпадают вещества:

  • могущие взорваться из-за трения или детонации, оставив масштабные разрушения;
  • могущие легко воспламеняться под действием температуры или других факторов;
  • вызывающие коррозийный процесс в обычной таре под хранение, что может повлечь выброс вещества;
  • относящиеся к категории сильных ядов, опасных для жизни и здоровья человека.

МК МОПОГ — основной документ, регламентирующий перевозки опасного груза морем.

Классификация

Согласно ГОСТ, выделяются классы опасных грузов:

  1. вещества, способные вызвать взрыв;
  2. сжатые, растворенные под давлением газовые вещества;
  3. жидкости, легко и быстро воспламеняющиеся;
  4. твёрдые вещества, отличающиеся лёгкостью воспламенения; самовозгорающиеся вещества; грузы, при воздействии воды выбрасывающие газы, подверженные воспламенению;
  5. окисляющие грузы; органические пероксиды;
  6. ядовитые грузы, а также грузы, способные вызвать инфекцию;
  7. радиоактивные грузы;
  8. едкие вещества, а также вещества, способные вызвать коррозию;
  9. другие грузы, опасные для человека и окружающей среды.

Существует 9 классов опасных грузов, выделенных на основании их характеристик и степени опасности.

За готовность судна к перевозке опасного груза отвечает капитан.

Правила транспортировки

Международный кодекс морской перевозки опасных грузов (МК МОПОГ) разработан Международной морской организацией (ИМО). Кодекс часто редактируется, дополняется. Включает в себя 4 части, исходя из них можно выделить ключевые правила транспортировки по МК МОПОГ.

  1. Опасные грузы должны быть размещены и закреплены так, чтобы не нарушались нормы безопасности. Метод закрепления груза зависит от его свойств, класса опасности.
  2. Грузы, относящиеся к взрывчатому классу, укладываются в специальные помещения. Помещения должны быть заперты во время транспортировки. Рядом с таким грузом не должно находиться детонаторов.
  3. Грузы, относящиеся к классу веществ, выделяющих опасные пары, укладываются в специальное помещение, где предусмотрена вентиляция.
  4. К грузам, относящимся к классу жидкостей или газов, подверженных воспламенению, должны применяться специальные меры, позволяющие не допустить пожара.
  5. На судне, посредством которого производятся экспортные или импортные транспортировки, должен иметься комплект МК МОПОГ.
  6. Импортная или экспортная перевозка опасных грузов не может производиться без соблюдения МК МОПОГ, однако в случае форс-мажора возможны действия, не имеющиеся в кодексе, направление на спасение людей и груза.
  7. При транспортировке грузов, для которых необходим специальный температурно-влажностный режим, перевозчику потребуется предоставить Свидетельство о характеристиках груза.
  8. В судне должно быть специальное грузовое помещение, огнетушащее средство, соответствующие данному типу груза.
  9. В том случае, если транспортируются несовместимые грузы, на судне должны иметься соответствующие условия размещения.

Помимо МК МОПОГ, морские перевозки опасного груза регламентируются международной конвенцией МАРПОЛ 73/78 (предотвращение загрязнения судов) и СОЛАС-74 (международная конвенция, направленная на охрану человеческой жизни на море).

При транспортировке грузов иностранных фрахтователей упаковка, маркировка, документация, класс груза должны соответствовать МК МОПОГ.

Требования к упаковке

В соответствии с ГОСТом (26319-84) и правилами перевозки опасных грузов грузоотправитель обязан упаковывать груз таким образом, чтобы упаковка сводила к минимуму возможные риски при транспортировке и погрузке и разгрузке. Упаковка должна соответствовать ряду характеристик.

  • Высокое качество, хорошие эксплуатационные характеристики.
  • Наличие внутренней поверхности, которая не спровоцирует риск создания форс-мажора при соприкосновении с ней груза.
  • Эксплуатационные свойства, которые позволят выдержать риск при погрузке-выгрузке и морской транспортировке.

К прокладочному материалу, необходимому при транспортировке опасных жидкостей, также предъявляется ряд требований. Он должен:

  • предотвращать опасное воздействие, которое может оказывать груз;
  • препятствовать перемещению сосуда с жидкостью, плотно прилегать к нему;
  • по возможности, объём материала должен быть таким, чтобы его хватило на поглощение жидкости при порче тары;
  • в таре для опасных жидкостей, при соответствующем жидкости температурном режиме при наполнении, должно оставаться свободное пространство. Объём свободного пространства зависит от максимальной рабочей температуры при транспортировке;
  • В случае если на судне имеется неочищенная порожняя тара, в которой ранее находилась опасная жидкость, к ней также применяются вышеизложенные правила. Исключение составляют ёмкости, в отношении которых были предприняты действия, делающие их безопасными.

Маркировка

О том, что на борту судна находится опасный груз, сообщают специальные знаки. Требования к маркировке регулируются ГОСТом (19433-88) и правилами МОПОГ.

При перевозке опасного груза морем маркируется упаковка и тара, в которой находится груз. Специальные ярлыки устанавливаются и на сам груз, и на транспортное средство, перевозящее его.

Маркировка опасных грузов должна соответствовать следующим требованиям:

  1. наличие указания верного технического названия груза. Указание только коммерческого названия противоречит правилам;
  2. знаки опасности, соответствующие классу груза, чётко указывающие на его опасные характеристики;
  3. вне зависимости от способа нанесения маркировки, она не должна стираться при нахождении в морской воде на протяжении минимум трёх месяцев. При выборе способа нанесения маркировки должна учитываться надёжность применяемых средств, особенности поверхности упаковки;
  4. на каждую упаковку должны наноситься знаки опасности и маркировка. Исключения составляют только грузы с пониженной степенью опасности и грузы, транспортируемые в малом количестве. Исключения также относятся к особым обстоятельствам, когда допускается укладка товара на грузовые места, имеющие соответствующие знаки опасности.

Сопроводительные документы

К сопроводительной документации при транспортировки опасных грузов, также применяются правила.

  1. На судне, выполняющем перевозку опасного груза, в обязательном порядке должна находится их опись, манифест или грузовой план, в котором указывается техническое наименование, характеристики, класс опасности груза, а также места его расположения. Копии этого документа должны быть представлены официальным лицам порта для отхода транспортного средства.
  2. К документам, относящимся к транспортируемому грузу, прилагается подписанное свидетельство, удостоверяющее в том, что опасный груз имеет надлежащую упаковку, маркировку, снабжён знаками опасности, может транспортироваться. Документ должно представить лицо, ответственное за упаковку.
  3. В том случае, если есть обоснованные сомнения в факте несоответствия грузовой транспортной единицы (CTU) вышеизложенным правилам контейнеров, то она не должна быть принята к отгрузке. Аналогичное правило применимо при отсутствии свидетельства о правильно произведённой укладке в контейнере/автотранспортном средстве.
  4. При наличии любых нарушений упаковки (тара деформирована, повреждена, оставляет следы, пятна) опасный груз не погружается на судно.
  5. Грузовые транспортные места размещаются и закрепляются исходя из Наставления по креплению груза, получившего одобрение Администрации.

Грузоотправители зачастую фрахтуют судна для перевозки опасного груза. Информация о том, как происходит расчёт фрахта вот здесь. Огромное значение имеют и условия поставки. Здесь может быть интересны условия поставки по ИНКОТЕРМС 2010 CFR или ИНКОТЕРМС 2010 CIF ссылка.

Документы, необходимые для перевозки опасного груза морем, оформляется в дополнение к коносаменту и другой документации, требуемой для перевозки обычных грузов. в том числе и таможенной. Некоторые компании обращаются за помощью к посредникам. Сколько стоит таможенный брокер мы уже писали в предыдущей статье.

Транспортировка опасных грузов – отдельное направление в перевозках. При таком виде транспортировки двойное внимание уделяется соблюдению всех правил. Существует ряд кодексов, регулирующих как международные морские, так и внутренние перевозки опасного груза.

Дополнительные сведения по теме вы найдёте в рубрике «Опасные грузы».

Источник: https://vedinform.com/freight/adr/morskie-perevozki-opasnyh-gruzov.html

Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом – правила + Видео

С 2013 года перевозка опасных грузов автомобильным транспортом осуществляется по новым правилам, которые адаптированы под стандарты стран Европы. За счет этого сейчас транспортировка таких грузов (обозначение – ОГ) по европейским и отечественным дорогам производится по единым требованиям.

Госстандарт 19433 делит ОГ на далее указанные классы:

  • сжиженные, сжатые и растворенные газы;
  • коррозионные и едкие соединения;
  • взрывчатые вещества;
  • радиоактивные элементы;
  • жидкости, склонные к легкому воспламенению;
  • инфекционные и ядовитые вещества;
  • пероксиды органической группы и окисляющие элементы;
  • самовозгорающиеся и твердые вещества, склонные к воспламенению.

Классы опасных грузов

Другими словами, к ОГ причисляют любые материалы, соединения, отходы промышленной деятельности и изделия, которые при транспортировке представляют собой угрозу для окружающей среды и людей. Существуют, кроме того, и особо опасные соединения. Они также перевозятся по новым правилам, но с учетом дополнительных требований, утверждаемых отдельно для разных видов таких материалов.

Читайте также:  Радиационная авария: правила поведения и действия населения

Действие стандартов транспортирования ОГ не распространяется на перевозки:

  • грузов, доставляемых автотранспортом органов внутренних дел и госбезопасности;
  • внутри территории предприятий, где производятся ОГ и перерабатываются в соответствии с имеющейся технологической схемой (если машины организации выезжают за пределы комбинатов на дороги общего пользования, они обязаны подчиняться правилам 2013 года).

Как должна организовываться перевозка опасных материалов?

Транспортировка ОГ разрешена только тем компаниям, которые располагают лицензией.

Причем к перевозкам допускаются автомобили, прошедшие в ГИБДД специальный техосмотр, подтвердивший, что машины разрешено использовать для доставки опасных материалов.

Автотранспорт для доставки легковоспламеняющихся и взрывчатых изделий оснащается выпускной трубой. Ее монтируют с определенным наклоном перед автомобильным радиатором.

Кузова машин, которые постоянно перевозят грузы повышенной опасности, окрашивают в специальные цвета. На них также наносят надписи – «Огнеопасно», «Аммиачная вода», «Яд», «Едкое вещество» и специальные знаки. Высота букв на надписях обязана быть 15 и более сантиметров.

На транспортировку грузов в сосудах, скомплектованных в батареи, контейнерах-цистернах и обычных цистернах требуется отдельное разрешение от соответствующего подразделения Министерства транспорта.

Подобное разрешение необходимо, кроме того, получать и на некоторые ОГ, относимые к 6-у и 1-у классу опасности.

Специальный знак «Огнеопасно» на кузове авто

Для доставки опасных грузов в обязательном порядке требуется договор перевозки. Отправитель ОГ составляет аварийную карточку, в которой указываются параметры опасных материалов, а также четыре экземпляра транспортной накладной. Груз упаковывается в исправную и целостную тару.

Она пломбируется и маркируется. На каждую машину, перевозящую потенциально небезопасные изделия, оформляется паспорт безопасности. Опасные грузы принимаются водителем (сопровождающим лицом) по паспорту безопасности. При этом требуется убедиться в наличии маркировки на таре.

Аналогичным образом принимает доставку и грузополучатель.

Как правило, колонны машин с ОГ сопровождает ответственный специалист автотранспортного предприятия. Его основные задачи следующие:

  • инструктаж водителей и охраны;
  • контроль погрузки и фиксирования грузов;
  • организация безопасной перевозки материалов и личной безопасности людей, занятых в работе;
  • сдача грузов их получателю.

Маршрут перевозки – как выбирается и согласовывается?

Правила перевозки опасных грузов в ряде случаев требуют согласования маршрута транспортировки небезопасных материалов с ГИБДД. Получение разрешения от сотрудников автоинспекции необходимо в следующих ситуациях:

  • грузы доставляются колонной машин в количестве более трех;
  • при транспортировке особо опасных изделий и соединений;
  • при движении автотранспорта в туманную погоду, при снегопаде и гололеде, по сложным дорогам (например, гористым).

Доставка ОГ всегда производится по спецмаршруту. Его составляют с учетом таких требований:

  • маршрут не может пролегать через природные заказники, парки, места массового отдыха людей, объекты, имеющие архитектурную ценность;
  • машины не могут ехать около крупных заводов и промпредприятий;
  • на маршруте должны быть предусмотрены места остановок для дозаправки и стоянки машин, а также отдыха сопровождающих лиц.

С 2013 года ГИБДД в очень редких случаях согласовывает маршруты движения, которые проложены через большие города. Если иного выхода нет, движение транспорта следует планировать так, чтобы в крупных населенных пунктах он не проезжал мимо больниц, учреждений образования, культурных и зрелищных заведений.

Движение транспорта с опасным грузом

В ГАИ на согласование нужно подавать далее указанные документы:

  • справка о допуске машин к транспортировке ОГ;
  • предполагаемый маршрут;
  • разрешение (отдельное) на перевозку особо опасных веществ.

Все эти бумаги подаются на согласование за 10 дней до момента отправки груза. Если предложенный маршрут одобряется сотрудниками ГАИ, выдается соответствующее разрешение. Оно действительно на протяжении полугода. В некоторых случаях время действия разрешения оговаривается отдельно (новые правила это позволяют).

При необходимости внесения изменений в маршрут перевозки, который уже прошел согласование в ГИБДД, автотранспортное предприятие обязано повторно обратиться в тот же отдел Госавтоинспекции, где оформлялось первоначальное разрешение. Добавим, что согласованный маршрут визируется в трех экземплярах. Один постоянно находится у водителя либо лица, сопровождающего колонну с ОГ. Второй хранится в офисе компании-перевозчика, третий остается в ГИБДД.

Особенности движения машин по маршруту – ограничения

Водители машин, перевозящих грузы высокой опасности, ориентируются на все знаки, установленные по маршруту движения. При этом транспортировка осуществляется чаще всего с ограниченной скоростью.

Ее конкретный показатель определяют сотрудники ГИБДД, согласовывая маршрут. Они принимают во внимание особенности дорожных условий на том или ином участке автодороги.

При движении машин с ограниченной скоростью на автомобилях обязательно ставятся знаки, указывающие на разрешенную скорость их езды.

Обратите внимание

Запас хода автотранспорта с грузами повышенной опасности составляет 500 и более километров без дозаправки.

В ситуациях, когда маршрут движения выше этой длины пути, на транспорт следует ставить запасной бак для топлива.

Его монтаж требует согласования с ГИБДД (обращаться следует в подразделение, обслуживающее территорию, на которой располагается перевозчик). Дозаправка из топливной «запаски» выполняется на стоянках транспорта.

Запасной бак для топлива

Сопровождающий колонну автомобиль с охраной и ответственным лицом всегда едет перед машинами с опасными грузами. Причем его габарит по ширине должен быть больше габарита авто в колонне.

Расстояние между транспортными средствами (ТС) колонны на ровных трассах с хорошей видимостью должно быть 50–70 метров, при плохой видимости, на спусках и подъемах сложных дорог – более 300 метров.

Если автоколонна состоит из большого числа грузовых авто (5 и больше), в нее включают резервную машину, на которую в случае необходимости можно перегрузить доставляемые материалы. Она движется с колонной порожней в самом ее конце.

Стоянки автомобилей с ОГ разрешены на специально отведенных для этих целей участках, расположенных вне населенных пунктов. При этом ближайшие здания должны быть отдалены от таких стояночных мест минимум на 200 метров. При стоянке либо длительной остановке ТС ставится на стояночный тормоз и противооткатный упор, если остановка выполняется на уклоне.

Грузы высокой опасности могут сопровождать машины ГАИ с маяками желтого и оранжевого цвета. Решение о необходимости выделения авто сопровождения принимается отдельно в каждом случае.

С желтым маячком едет и транспорт сопровождения перевозчика. Обратите внимание – этот световой сигнал не наделяет колонну какими-либо особыми правами на дороге.

Водители обязаны реагировать на все знаки и соблюдать ПДД.

Требования к водителям – допускаются только опытные и ответственные

Как правило, на транспортировку ОГ перевозчики ставят водителей с большим опытом, которые дополнительно проходят подготовку по специальным программам. Во время такого обучения сотрудники изучают:

  • характеристики материалов и веществ большой опасности;
  • спецобозначения тары для ОГ, маркировку и знаки, наносимые на ТС;
  • порядок действий при происшествиях в дороге (основы дезинфекции, тушения пожаров, дезактивации, дегазации);
  • правила оказания медпомощи пострадавшим от опасных грузов;
  • протокол передачи и самостоятельного составления докладов об инцидентах в пути.

Водители, перевозящие опасные материалы на постоянной основе, обязательно проходят медицинские осмотры каждые три года и экспресс-осмотры перед рейсом. Они также получают предрейсовый специнструктаж по особенностям конкретных видов опасных грузов, которые им предстоит транспортировать. Водители с опытом работы менее трех лет не допускаются к поездкам.

В процессе перевозки ОГ специалист, управляющий транспортным средством, не имеет права самовольно изменять маршрут поездки, превышать заданный в документах скоростной режим, не реагировать на предупреждающие и запрещающие знаки, совершать остановки в несогласованных местах. Водитель берет с собой в дорогу такие документы:

  • маршрутный лист, в левом верхнем углу которого поставлен красным цветом номер опасного материала по классификации ООН;
  • лицензию на ТС, допущенное к транспортировке ОГ;
  • аварийную карточку;
  • транспортную товарную накладную;
  • разрешение на допуск к перевозкам ядовитых веществ;
  • телефоны для связи с ответственными сотрудниками компании-перевозчика и адрес получателя груза.

Специалист транспортного средства с ОГ

Водителю запрещено перевозить посторонних лиц и любую продукцию, которая не внесена в накладную. Если в пути происходит поломка машины, ему нужно сообщить руководству о месте остановки и немедленно вызвать транспорт техобеспечения доставки опасных грузов. Место вынужденной остановки следует оградить и обозначить. Для этих целей применяется красный мигающий фонарь и знак аварийной стоянки.

Водитель, управляющий ТС с опасными материалами, не имеет права:

  • производить обгон и опережение машин, едущих со скоростью выше 30 км/ч;
  • производить дозаправку на АЗС общего пользования;
  • резко трогаться с места;
  • курить в кабине машины и при осмотре состояния перевозимых грузов;
  • оставлять без надзора свой автомобиль;
  • двигаться с выключенным двигателем и сцеплением.

При возникновении в пути транспортных инцидентов водитель сразу же передает об этом сообщение своему начальству и в ГИБДД, вызывает бригаду аварийной помощи, скорую помощь, если произошло травмирование людей, принимает меры по ликвидации последствий случившегося происшествия. Также он обязан оградить место аварии и не допускать к машине посторонних лиц.

Знаки опасности и маркировка – «опасные» авто хорошо видны

Как было отмечено, правила перевозки опасных грузов обязывают автотранспортные предприятия «выделять» свои машины из потока других ТС. Для этого используются специальные знаки, окраска кузова автомобиля в четко оговоренные цвета, нанесение на транспортные средства надписей.

Доставка едких соединений в цистернах требует покраски последних в желтый цвет. При этом по обеим частям цистерны идет полоса черного цвета с желтой надписью «Едкий материал».

При транспортировке аммиака кузов машины может иметь любую окраску, но обязательной является надпись «Огнеопасно. Аммиачная вода».

Важно

Метанол перевозят в оранжевых цистернах с подписью «Яд – метанол», которая выполняется также оранжевыми буквами.

Цистерна желтого цвета с едким соединением

Желтый цвет имеют машины, которые доставляют продукты, поддерживающие горение. На таком автотранспорте всегда присутствует двойное предупреждение «Огнеопасно». Аналогичный знак опасности наносят на авто, перевозящие:

  • легковоспламеняющиеся изделия и соединения (цвет машин – оранжевый);
  • самовозгорающиеся продукты (верхняя часть ТС – белая, нижняя – красная);
  • соединения, которые при контакте с водой выделяют в атмосферу газы, предрасположенные к легкому воспламенению (цвет кузова авто – синий).

Эти надписи (их высота – не менее 15 см) предупреждают всех участников дорожного движения о потенциальной опасности, что снижает вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций и дорожных происшествий.

Кроме надписей, на спецтранспорт и опасные грузы наносится и дополнительный знак нового образца. Выполнен он в виде квадрата (равностороннего ромба), сторона которого обязана быть не меньше 10 см для транспортных пакетов и не меньше 25 см для контейнеров.

В ситуациях, когда геометрические параметры тары для ОГ малы, разрешается использовать знак в форме квадрата со стороной 5 см.

Следующий важный момент. Условно знак опасности подразделяют на два треугольника. В одном из них (в верхнем) ставится символ, указывающий на подкласс либо класс, к которому относят груз.

В нижнем треугольнике содержится другая информация, например, группа совместимости или номер ОГ по стандартам ООН.

На знак опасности европейские (а теперь и новые российские стандарты) требуют нанесения следующих графических изображений:

  • взрывающаяся бомба черного цвета – перевозка веществ, способных взорваться;
  • газовый баллон белого либо черного цвета – невоспламеняющийся газ;
  • белое либо черное пламя – воспламеняющееся газообразное или жидкое соединение;
  • череп (черный) и две кости (скрещены между собой) – ядовитые соединения.

Знак с изображением черного круга с пламенем такого же цвета над ним наносится на транспорт, который перевозит различные окислители, органические пероксиды. Если в квадрате нарисован круг и три серповидных черных символа, значит, в машине везут инфекционные вещества, схематический черный трилистник – радиоактивные. Также существует знак с изображением пробирки, из которой вытекают капли (на руку и на пластинку из металла). Его наносят на цистерны для транспортировки коррозионных и едких веществ.

Знак опасности располагают сзади автомобиля и на его боковых сторонах (на обеих). Если перевозка ОГ осуществляется в контейнерах либо цистернах, описанные символы размещают на их торцах.

А вот на цистерны с несколькими отсеками для транспортирования разных грузов одновременно нужно ставить не один знак, а сразу несколько. Их монтируют по бокам машины на тех участках, где располагается отсек с конкретным видом ОГ.

Сзади авто при этом ставят по одному знаку с изображением всех перевозимых опасных грузов.

Источник: https://carnovato.ru/pravila-perevozki-opasnyh-gruzov-avtomobilnym-transportom/

Ссылка на основную публикацию