Основы управления силами и средствами на пожаре.

Управление силами и средствами на пожаре: основы и принципы :

Среди общих мер обеспечения безопасности выделяются методы борьбы с пожаром.

Даже в век интенсивного технологического развития невозможно предотвратить риски возгорания на всех объектах хозяйственной эксплуатации.

Поэтому тактика управления силами и средствами на пожаре сохраняет свою высокую значимость, поскольку от нее напрямую зависит успешность спасения людских жизней и в целом снижение ущерба от огня.

Основные принципы борьбы с пожарами

Принципы тушения пожаров формируются на основе существенных и объективных законов, отражающих устойчивые связи между характеристиками процесса огнетушения.

Например, в каждом тактическом действии при борьбе с пожаром будь то развертывание, подача средств огнетушения или проведения спасательных операций работают одни и те же причинно-следственные связи.

Разумеется, имеют место и факторы воздействия, которые могут нарушать эти связи, но современные модели организации берут во внимание и внешние влияния. Итак, на первый план основы управления силами и средствами на пожаре выдвигают принцип активности действий при тушении пожаров.

Обратите внимание

Данный принцип выражается в настойчивости, интенсивности, инициативности и готовности брать на себя ответственность. Подразумевается смелое, но разумное использование оптимальных методов и средств, применимых в конкретных условиях тушения огня.

Еще один немаловажный принцип предполагает непрерывность произведения действий, направленных на ликвидацию пожара. Он связан с принципом активности и скорее дополняет его, повышая общую эффективность борьбы с огнем.

Иными словами, независимо от человеческого фактора, погодных явлений и времени суток устранение пожара должно производиться активно и без перерывов.

Это общие принципы, которые сформировались исторически и сегодня благодаря беспрецедентно высокому технологическому уровню развития можно говорить о многократном увеличении их силы.

Также, в зависимости от ситуации, основы управления силами и средствами на пожаре предписывают учитывать такие принципы, как сосредоточенность на решающем направлении и рациональность применения ресурсов.

Это условные правила, поскольку не в каждом случае возникает острая необходимость экономии расходных материалов и не всегда исполнители тушения становятся перед выбором между несколькими направлениями ликвидации очагов возгорания, в частности.

Какие действия предусматривает борьба с пожаром?

С точки зрения тактики, тушение пожара можно рассматривать именно в качестве организационного процесса, в ходе которого производится координация оперативных действий.

Что предусматривает управление силами и средствами на пожаре? Определение комплекса организационных мер в данном случае можно сформулировать как перечень действий, направленных на обеспечение безопасности людей, а также на минимизацию ущерба для материальных ценностей и в принципе устранение очагов горения. Конкретно это подразумевает выполнение широкого спектра оперативно-тактических мероприятий, которые не обязательно напрямую могут быть связанными с тушением огня. Борьба с пламенем как таковая квалифицируется как боевые действия, но управление силами и средствами предусматривает также координацию выезда, следования, разведки, развертывания и сбора данных о пожаре.

Целый ряд действий относится к постоянным, то есть выполняется при каждом сигнале о пожаре независимо от характеристик и условий ситуации. К таким действиям относится следование к месту вызова и возвращение, разведка и др. К непостоянным относятся такие действия, как вскрытие конструкций, спасение людей и животных, удаление дыма.

Важно

Также не исключено параллельное управление силами и средствами на пожаре. Это ситуации, когда одновременно могут координироваться действия разного типа – к примеру, развертывание и подача огнетушащих веществ разными подразделениями. Составление сетевых графиков дает возможность более точного управления тактическими действиями.

Параметры объективной обстановки и их прогнозирование

К основным параметрам, которые характеризуют процессы ликвидации пожаров и учитываются при организации управления силами и средствами на пожаре, можно отнести следующие:

  • Время следования пожарного подразделения к назначенному месту.
  • Время оперативных действий с момента прибытия к точке вызова до отъезда после завершения тушения пожара.
  • Продолжительность непосредственного тушения огня.

Все отмеченные временные параметры процесса пожаротушения рассматриваются как случайные непрерывные величины.

Однако, путем составления математических функций, имея конкретные данные, можно выявлять закономерности и прогнозировать примерные временные показатели по выполнению тех или иных этапов боевых задач.

Примером таких закономерностей может быть время занятости или непосредственного тушения, которое всегда будет больше, чем период общих оперативных действий.

При более детальном управлении силами и средствами на пожаре используются и дополнительные вводные параметры наподобие продолжительности подачи огнетушащих материалов, объема запасов воды, численности состава и т. д.

Эти данные позволяют точнее прогнозировать время выполнения отдельных действий, выполняемых параллельно или последовательно.

Потребность в таких прогнозах обуславливается, в частности, необходимостью оценки загруженности расчетов в контексте поступления нескольких сигналов о пожаре в городе.

Сущность управления силами и средствами на пожаре

Ключевым понятием является оперативное управление, которое обеспечивает непосредственный контроль над подразделениями в ходе пожаротушения. Это деятельность, результатом которой будет выработка решений и непосредственного командования личным составом с целью обеспечения успешного выполнения поставленных задач.

Если рассматривать контроль над подразделениями на пожаре с точки зрения классической модели управления, то на первый план выйдут два участника процесса – штаб и действующие лица, то есть участники пожаротушения.

В этом плане определение управления силами и средствами на пожаре можно представить так: система обмена информацией между командованием и подразделением, в рамках которой первые получают сведения об обстановке на пожаре, а вторые принимают приказы и команды на выполнение конкретных задач.

Причем в данной системе не фигурирует процесс выработки решения, который является важнейшим фактором пожаротушения. Как правило, решения принимаются руководством пожарной службы в два шага:

  • Оценка обстановки и прогнозирование.
  • Разработка плана пожаротушения с определением тактики действий.

Далее формулируются конкретные приказы и команды для одного или нескольких подразделений, которые будут задействоваться в ходе оперативно-тактических мероприятий.

Задачи организационных действий на пожаре

Суть принятия решений со стороны руководства пожарным подразделением заключается в необходимости определения наиболее выигрышной тактики действий исходя из условий складывающейся обстановки.

Основа данных решений раскрывается в задачах, которые будут стоять перед личным составом пожарной службы.

Командный состав, в свою очередь, определяет замысел пожаротушения, перечень боевых задач, порядок взаимодействия между отдельными подразделениями и схемы обеспечения материальными и техническими средствами.

Совет

Задача вновь созданного оперативного штаба будет заключаться в координации подразделений и доведении до них приказов от руководителя. Своевременное оповещение личного состава о новых вводных само по себе является фактором обеспечения эффективной борьбы с огнем.

В числе основных задач управления силами и средствами на пожаре можно выделить и своевременное реагирование на изменения в обстановке. Качество выявления новых тенденций позволяет формулировать более адекватные требования и задачи низшего звена для подразделений, участвующих в тушении огня.

Теперь стоит подробнее рассмотреть уровни, в которых производится контроль и координация действий личного состава пожарной службы.

Структура органов управления

При формировании организационной структуры за основу берут принцип единоначалия. Главной управляющей фигурой будет руководитель тушения пожара.

Под его начальством находится временный оперативный штаб и подразделения, участвующие в боевых действиях. Принцип единоначалия доказал свою эффективность историческим опытом пожаротушения и по сей день сохраняет свою актуальность.

Но при этом возросли и требования к высшим органам управления силами и средствами на пожаре, в числе которых следующие:

  • Знание оперативно-тактической документации.
  • Знание закономерностей развития пожаров, способов их локализации и ликвидации.
  • Знание возможностей вверенного личного состава, его тактических характеристик и навыков.
  • Умение своевременно принимать решения, определяя приоритетные направления ведения боевых действий.
  • Умение организовывать подразделения, объясняя им боевые задачи.
  • Умения правильно рассчитывать средства и силы для решения поставленных задач.

Способность принимать адекватные и обоснованные решения в короткие сроки считается основным показателем оперативно-тактической подготовленности руководителя тушением. От него напрямую будет зависеть качество управления силами и средствами на пожаре.

Структура управления на следующем уровне подразумевает создание оперативного штаба. Его организуют в тех случаях, когда одно лицо не может контролировать все процессы пожаротушения. Наличие штабы вовсе не отменяет принцип единоличного командования, а дополняет его.

Обычно такую схему управления используют на крупных пожарах, а также при подключении нескольких подразделений.

Роль оперативного штаба в управлении процессом пожаротушения

Как уже говорилось, на крупных и технологически сложных для тушения пожарах функции основного органа управления силами и средствами борьбы с огнем берет на себя оперативный штаб. В числе его основных задач можно отметить поддержание постоянной готовности подразделений и ресурсов к выполнению приказов руководства.

Для эффективного тушения пожаров при управлении силами и средствами штабу требуется постоянное информирование о текущей обстановке. Оперативные данные в штаб поставляют или подразделения разведки, или непосредственные сотрудники командования, получающие сведения по другим источникам.

Проводя своевременный анализ поступающих сведений без ожидания конкретной постановки задач от высшего начальства, штаб может самостоятельно вырабатывать тактики действия и эффективные мероприятия для подразделений пожаротушения.

Особенно это касается технологических недочетов и проблем, которые препятствуют реализации тактических возможностей личного состава.

При условии нормальной коммуникации с руководителем тушения пожара и непосредственными исполнителями штаб выполняет роль связующего.

Данная структура управления силами и средствами на пожаре предполагает, что оперативное командование будет обеспечивать доведение высших приказов до подразделений.

Читайте также:  Ликвидация последствий наводнений

Также в штабе могут решаться вопросы технико-хозяйственного обеспечения, связанные с развертыванием сил и дальнейшим снабжением личного состава в зоне огнетушения.

Принципы управления силами и средствами на пожаре

Если принципы выполнения боевых действий при пожаре в значительной степени должны поддерживаться подразделениями, участвующими в процессах тушения огня, то в данном случае речь идет о руководителях мероприятия в целом. На основе закономерностей управления ресурсной базой при пожаре выработался свой перечень принципов, которые способствуют успешному командованию при решении тактических задач:

  • Сочетание децентрализации и централизации. По сути, сбалансированное разделение функций между разными органами командования. При этом главный принцип единоначалия остается основным.
  • Сочетание гибкости и твердости. Данный принцип управления силами и средствами на пожаре возможен только в условиях постоянного получения четкой информации о текущей обстановке на месте событий. Причем независимо от условий и обстановки, в которой производится управление, решения должны транслироваться уверенно и твердо, но с опорой на достоверные сведения.
  • Принцип личной ответственности. И эффективность применения сил личного состава, и расходование технико-материальных ресурсов с результатами проведения оперативно-тактических действий определяют персональную ответственность руководителя тушением пожара.

Принцип прогноза. Пожалуй, самый неоднозначный принцип, который заключается в способности участников оперативного штаба и руководителя предусматривать изменения в ситуации пожаротушения.

Для этого начальство на разных уровнях должно иметь предельно полную картину происходящего с мельчайшими деталями и характеристиками. Зачастую проблемы информирования находятся не столько в плоскости непосредственной добычи сведений с доставкой, сколько в самом качестве этих данных.

Чем больше каналов информирования, тем выше риски получения недостаточно достоверных или откровенно ложных данных.

Контроль над процессами пожаротушения

Эффективное управление ресурсами пожаротушения может осуществляться только в условиях, когда у командования есть четкая уверенность в том, что его задачи будут выполнены точно и в срок. Для этого требуется постоянный контроль с организацией системы отслеживания действий управляемого звена.

В структуре с оперативным штабом контроль ведется сотрудниками высшего уровня, но если данный чин командования отсутствует, то контролирующая функция перекладывается на руководителя тушением пожара.

Помимо этого, руководитель всего мероприятия также должен проверять качество действий оперативного штаба (опять же, при его наличии) и других нижестоящих органов, которые относятся к начальству.

Что касается предмета проверки, то в первую очередь управление силами и средствами на пожаре предусматривает контроль своевременности получения и правильности исполнения боевых задач. Вместе с этим проверяется соответствие отправляемых решений тактическому замыслу, готовность подразделений к выполнению задач, качество технико-материального обеспечения и т. д.

Заключение

Успешность проведения мероприятия, направленных на тушение пожара, зависит от многих факторов. Немалое значение, к примеру, имеет технический инструментарий, огнетушащие материалы и подготовка личного состава.

Но если процесс управления изначально организован неправильно, то при самых благоприятных условиях едва ли можно будет рассчитывать на успех. Начинается организация с определения полномочий участников тушения.

Управление силами и средствами на пожаре исходит от руководителя, который берет на себя всю ответственность за реализуемые действия. Далее следует уровень оперативного штаба, который отвечает за непосредственное взаимодействие с подразделениями, работающими на месте пожара.

Обратите внимание

В каждом случае в рамках своих полномочий участники мероприятия должны руководствоваться принципами максимальной эффективности применения тактических возможностей, делая поправку на конкретную обстановку и обновляемые данные о ситуации.

Источник: https://BusinessMan.ru/upravlenie-silami-i-sredstvami-na-pojare-osnovyi-i-printsipyi.html

Л 1.7.1. управление силами и средствами основы управления и руководства силами и средствами руководитель тушения пожара, его права и обязанности штаб, — презентация

1 Л Управление силами и средствами Основы управления и руководства силами и средствами Руководитель тушения пожара, его права и обязанности Штаб, тыл и боевые участки на пожаре их организация<\p>

2 Вопрос 1 Основы управления и руководства силами и средствами. Боевые действия подразделений МЧС не могут быть стихийными, самопроизвольными. Прибывающие на пожар подразделения нуждаются в едином руководстве, согласовании и координировании усилий для выполнения общей задачи. Руководство боевой работой подразделений заключается в организации управления боевыми действиями подразделений и направлении усилий на выполнение поставленных задач.<\p>

3 Управление боевыми действиями на пожаре — целенаправленная деятельность РТП (штаба на пожаре) по руководству личным составом и иными участниками тушения пожара при ведении боевых действий на месте пожара. Управление боевыми действиями на пожаре предусматривает: оценку обстановки и создание соответствующей требованиям настоящего Устава нештатной структуры управления боевыми действиями на месте пожара; установление компетенции должностных лиц и их персональной ответственности при выполнении поставленных задач; планирование действий по тушению пожара, в том числе определение необходимых сил и средств, принятие решений по организации боевых действий по тушению пожара; постановку задач участникам тушения пожара, обеспечение контроля и необходимого реагирования на изменение обстановки на пожаре; осуществление в установленном порядке учета изменения обстановки на пожаре, применения сил и средств для его тушения, а также регистрацию необходимой информации; проведение других мероприятий, направленных на обеспечение эффективности боевых действий по тушению пожара.<\p>

4 Руководитель тушения пожара (далее — РТП) – старшее должностное лицо органа (подразделения) по чрезвычайным ситуациям (далее — старшее должностное лицо), прибывшее к месту пожара и осуществляющее руководство силами и средствами при тушении пожара В зависимости от числа сил и средств, привлекаемых для тушения пожара, руководить тушением могут различные должностные лица ОПЧС. Руководство тушением пожара от начала до конца должно осуществляться по возможности одним лицом.<\p>

5 Оперативность в действиях РТП, его штаба и всех командиров на пожаре должна обеспечить высокую активность боевых действий в любой складывающейся обстановке. Но оперативность не равнозначна торопливости, принятию непродуманных, поверхностных решений. Она подкрепляется трезвым расчетом, умением быстро разбираться в сложных ситуациях. В особо быстром и точном выполнений нуждаются разведка пожара, анализ данных об обстановке, принятие решения и доведение конкретных задач до исполнителей.<\p>

6 Твердость руководства выражается в смелом принятии реше­ний, высокой требовательности к полноте и точности выполнения поставленных задач, способности удержать руководство в сложной обстановке, настойчиво проводить в действие принятое решение. Для этого необходимы мужество, решительность, большая сила воли и самообладание, способность пойти на обоснованный риск, правильно и быстро реагировать на изменение обстановки, умение организовать и мобилизовать людей на выполнение поставленных задач, несмотря на трудности.<\p>

7 Колебания и нерешительность РТП и командиров подразделе­ний, поспешная отмена принятых решений неизбежно доходят до подчиненных и оказывают на них отрицательное действие, могут породить путаницу и неразбериху. Однако твердость руководства не означает, что руководитель слепо и упрямо придерживается ранее принятого решения. Он должен своевременно уточнить его и даже принять новое, если к этому вынуждает изменившаяся обстановка.<\p>

Важно

8 Гибкость руководства заключается в умении РТП и его штаба своевременно отреагировать на изменение обстановки, уточнить расстановку сил и средств, усилить отдельные боевые участки, даже перегруппировать силы и средства, поставить им новые задачи, определить наиболее выгодные способы действий подразделений и методы руководства ими.<\p>

9 Непрерывность, бесперебойность руководства — это устойчивость и живучесть управления РТП боевыми участками, тылом, штабом, постоянное влияние РТП на ход боевых действий, особенно в условиях быстро изменяющейся обстановки. Для достижения непрерывности важно организовать на пожаре радиосвязь, наладить своевременное информирование начальников боевых участков, начальника тыла, а также их доклады об обстановке и выполнении поставленных задач; активно и целеустремленно вести разведку пожара.<\p>

10 Управлению боевыми действиями подразделений МЧС присущи некоторые общие принципы, определяющие наиболее целесообразные действия РТП и его штаба на развившихся пожарах. Научность управления и предвидение возможного изменения обстановки, вероятного хода предстоящих боевых действий — это насущное требование современной практики тушения пожаров. В условиях насыщенности зданий горючими материалами, увеличения площадей, объемов, этажности зданий и сооружений пожары особенно скоротечны, распространяются на значительные площади. Все это резко усложняет деятельность РТП и его штаба, предъявляет к управлению повышенные требования, вызывает необходимость глубокой научной проработки вопросов управления подразделениями.<\p>

11 Научный подход к управлению боевыми действиями на пожарах означает использование РТП, штабом, руководителями боевых участков и всех подразделений объективных закономерностей различных наук: тактики тушения пожаров, физики, химии, теории горения, термодинамики и теплопередачи, математики, психологии и др. Для претворения в жизнь принципа научности и предвидения от РТП и всего личного состава, участвующего в тушении пожара, требуются глубокие и всесторонние знания, умение применять теоретические знания на практике, четко и творчески выполнять требования уставов и наставлений, являющихся результатом научного обобщения многолетнего опыта боевых действий.<\p>

12 Умение предвидеть — свидетельство общего тактического мастерства и зрелости начальствующего состава, способности его правильно анализировать обстановку, находить в ней главное. Предвидение немыслимо без знания оперативно-тактических особенностей объектов, научных данных о характере возможного развития пожаров на подобных объектах. Большую помощь РТП и оперативному штабу пожаротушения в предвидении возможных изменений обстановки может оказать использование оперативных планов пожаротушения, консультации со специалистами объектов, хорошо организованные на пожаре разведка и связь. Научный подход к управлению боевыми действиями не снижает важной роли личных качеств РТП, особенно его деловитости, сильной воли и решительности, интуиции, искусства руководства подразделениями в сложных ситуациях.<\p>

13 Единоначалие как принцип управления боевыми действиями подразделений МЧС состоит в единовластном руководстве РТП подчиненными на основе прав, предоставленных ему законами и регламентированных уставами, наставлениями, а также приказами вышестоящих руководителей. РТП как единоначальник принимает решения о порядке использования сил и средств, несет полную ответственность за принятые решения, за успешное выполнение боевых задач участвующими в тушении пожара подразделениями. Именно единоначалие в сложных условиях тушения пожаров обеспечивает централизацию и твердость управления, максимальную его оперативность.<\p>

14 Прибывшее на пожар старшее должностное лицо обязано: оценить обстановку и установить правильность организации тушения пожара; определить необходимость вызова дополнительных сил и средств; при необходимости принять на себя руководство тушением пожара Старший начальник, прибывший на пожар, несет ответственность за исход тушения пожара независимо от того, принял он руководство на себя или нет. Отдача приказания старшим начальником руководителю тушения пожара, или минуя его, является моментом принятия на себя руководства тушением пожара. Старшее должностное лицо должно объявить о своем решении принять руководство тушением пожара и оповестить начальника штаба, начальника тыла и начальников БУ (далее — НБУ). Принятие старшим должностным лицом руководства тушением пожара обязательно, если РТП не обеспечивает должного управления вызванными на пожар силами и средствами<\p>

15 В зависимости от обстановки на пожаре для управления силами и средствами РТП может организовать штаб и боевые участки (далее – БУ). БУ могут создаваться по этажам, лестничным клеткам, противопожарным преградам или зонам по периметру горящего объекта, а также по видам работ (тушение, защита, проведение спасательных работ и тому подобное) При внезапном изменении обстановки на пожаре и невозможности своевременного получения приказания от РТП должностные лица должны действовать самостоятельно, проявляя разумную инициативу. Отсутствие приказаний РТП не может служить оправданием бездействия РТП может передать руководство тушением пожара другому должностному лицу, участвующему в тушении пожара по решению старшего должностного лица. При этом старшее должностное лицо несет ответственность за это решение. О передаче руководства в обязательном порядке информируется центр оперативного управления гарнизона и делается запись в соответствующих документах штаба на пожаре<\p>

Совет

16 РТП является единоначальником, ему подчиняются все подразделения МЧС и приданные силы, прибывшие на пожар. Он несет ответственность за организацию работ по тушению пожара, безопасность личного состава и сохранность технических средств. Никто не вправе вмешиваться в деятельность РТП иначе, как отстранив его от исполнения обязанностей в порядке, установленном законодательством, и приняв руководство на себя или назначив вместо него другое должностное лицо При работе нескольких подразделений по чрезвычайным ситуациям (далее – подразделение МЧС) РТП является старшее должностное лицо в районе выезда (на территории района, объекте) которого возник пожар или должностное лицо, определенное в соответствии с порядком, установленным в гарнизоне.<\p>

17 Руководитель тушения пожара, его права и обязанности в соответствии с руководящими документами Закон Республики Беларусь «О пожарной безопасности» от 15 июня 1993 г XII. Статья Тушение пожаров Тушение пожаров на всей территории и объектах Республики Беларусь осуществляют органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям, а также аварийно-спасательные службы. Организация тушения пожаров, возникших при хранении и использовании взрывчатых веществ, на транспортных средствах в пути следования, а также на объектах, находящихся на территории воинских частей, в лесах, подземных выработках и шахтных сооружениях, возлагается на соответствующие республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы, иные организации, граждан, являющихся владельцами этих объектов.<\p>

18 Руководитель тушения пожара обязан: провести разведку и оценить обстановку на пожаре, немедленно организовать и лично возглавить спасание людей, используя для этого имеющиеся силы и средства, предотвратить панику, обеспечить расстановку сил и средств; определить решающее направление, необходимое количество сил и средств, способы и приемы боевых действий; поставить задачи участникам тушения пожара, организовать их взаимодействие и обеспечить выполнение поставленных задач; организовать встречу, расстановку и распределение по БУ прибывающих участников тушения пожара, а также доведение до них оперативной информации об обстановке на пожаре; непрерывно следить за изменениями обстановки на пожаре и принимать соответствующие решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан в соответствии с законодательством;<\p>

19 по прибытии на пожар по внешним его признакам передать информацию в центр оперативного управления (далее — ЦОУ) или пункт связи пожарной аварийно- спасательной части (далее — ПСЧ); после принятия решения и отдачи приказаний сообщить адрес пожара, что горит (или горело), какие силы и средства введены в действие, имеется ли опасность взрыва, обрушения, развития пожара, требуются ли дополнительные силы и средства; поддерживать в дальнейшем непрерывную связь с ЦОУ или ПСЧ, периодически сообщать о принятых решениях и об обстановке на пожаре; одновременно вызвать дополнительные силы и средства, организовать их встречу; по прибытии на пожар старшего должностного лица доложить об обстановке, о принятых решениях по тушению пожара, какие силы и средства имеются на пожаре, введены в действие, вызваны дополнительно; в зависимости от обстановки организовать штаб и определить место его расположения;<\p>

20 информировать штаб о месте своего нахождения и сообщать ему о всех принимаемых решениях; для быстрого оповещения установить единый сигнал опасности, порядок и способы его подачи, а также действия в случае его получения. Довести эту информацию до работающих на пожаре; создать резерв сил и средств, периодически подменять работающих, давая им возможность отдохнуть, обогреться и переодеться в сухую одежду (при необходимости); организовать доведение до работающих на пожаре требований охраны труда и контроль над их соблюдением; назначить ответственного за соблюдением требований охраны труда, при необходимости организовать пункт медицинской помощи;<\p>

21 организовать взаимодействие с силами и средствами других госорганов, юридических и физических лиц, привлекаемыми к тушению пожара, поддерживать постоянную связь с администрацией и инженерно- техническими работниками объекта и принимать решения о приемах и средствах тушения с учетом рекомендаций и инструкций объекта; принять меры к установлению причины возникновения пожара; при наличии явных признаков поджога или других причин пожара принять меры к сохранению первоначального места его возникновения от излишних разрушений, выявлению и сохранению предметов, послуживших причиной пожара, а также сбору сведений, необходимых для составления акта о пожаре, привлекая для этого работников государственного пожарного надзора (далее — ГПН) и других специалистов;<\p>

22 лично убедиться в ликвидации горения, определить необходимость и продолжительность наблюдения за местом ликвидированного пожара; принять меры по эвакуации, защите от проливаемой воды и охране эвакуированных материальных ценностей до прибытия сотрудников органов внутренних дел; составить акт о пожаре по форме согласно приложению 1; определить порядок убытия с места пожара подразделений МЧС, а также привлеченных сил и средств<\p>

23 РТП может принимать решения, связанные с обоснованным профессиональным риском для работников МЧС. Основными критериями необходимости принятия таких решений являются спасание людей и ликвидация причин, способных привести к травмированию и гибели людей. При выполнении боевой задачи в условиях обоснованного профессионального риска РТП обязан: определить огнетушащие и защитные средства, а также предельно допустимое время пребывания работников МЧС в опасной зоне пожара; определить наиболее безопасные пути ввода (вывода) сил и средств; определить конкретные меры по защите участников тушения пожара и техники от воздействия опасных факторов пожара; осуществлять выполнение боевой задачи в опасной зоне с использованием минимального количества работников МЧС, обеспеченных необходимым аварийно-спасательным оборудованием и снаряжением; предусматривать резервный вариант развертывания сил и средств подразделений МЧС от водоисточников, находящихся вне зоны возможных повреждений<\p>

24 САМПО Законспектировать Ст.14,15 Обязанности РЛЧС Закон Республики Беларусь от 22 июня 2001 г. N 39-З «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя» Законспектировать cт.22,23,27,28,34,37,38,40 Боевого устава Читать главу 2 Боевого устава полностью<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1319101/

Управление силами и средствами на пожаре

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3стр.

  1. Основные принципы руководства и управления силами и средствами  при тушении пожаров……………………………………………… 5стр.
  2. Общие вопросы управления силами и средствами на пожаре……7 стр.
  3. Руководитель тушения пожара……………………………………. 8 стр.
  4. Полномочия участников тушения пожара………………………… 16стр.
  5. Участки тушения  и тыл на пожаре……………………………….. 23стр.

Заключение………………………………………………………………… 36 стр.

Список литературы………………………………………………………    38 стр.

Введение

Современный этап развития нашего общества характеризуется постоянным ростом различного вида угроз, основными  из которых для крупных городов, населенных пунктов и предприятий  и поныне являются пожары.

Рост этажности  зданий и сооружений, создание супермаркетов  и крупных торговых центров с  массовым пребыванием людей, качественное и количественное развитие транспорта, рост энергонасыщенности объектов и  т.п.

с одной стороны ведут к  улучшению качества жизни, а с  другой — увеличивается число пожаров  и ЧС, и как следствие рост — числа жертв, пострадавших и увеличение материального ущерба.

Обратите внимание

Конечно, развивается и пожарная охрана и другие подразделения МЧС, призванные обеспечить людей и материальных ценностей -совершенствуется пожарная и аварийно-спасательная техника, средства связи и управления подразделениями, организационная структура ФПС.

Тем не менее, тенденции таковы, что рост опасностей пожаров и  ущерба от них несколько опережает  рост защитных возможностей пожарной охраны. Это связано со многими факторами, основными из которых являются:

— рост энергонасыщенности  объектов, этажности зданий и  плотности населения в крупных  населенных пунктах; 

— недостаточное знание  населением и сотрудниками предприятий  правил пожарной безопасности  и пренебрежение этими правилами  в быту и производственной  деятельности, продолжающий оставаться  высоким уровень криминализации  общества, чрезмерное употребление  алкоголя;

— перегруженность автомобильных  магистралей и падение водительской  дисциплины, затрудняющие оперативное  прибытие пожарных подразделений; 

— кадровые проблемы в  ФПС, выражающиеся в снижении процента укомплектованности пожарных подразделений и снижении уровня подготовленности личного состава ввиду проводимого реформирования пожарной охраны.

Указанные факторы делают исключительно актуальными вопросы  совершенствования управления оперативными подразделениями ФПС и поисково-спасательной службы МЧС при их совместных действиях по тушению пожаров и ликвидации последствий ЧС.

В свою очередь, это требует изучения существующей системы управления действиями оперативных подразделений, всех этапов действия должностных лиц, сбора и оценки статистических характеристик, моделирования действий по тушению пожаров и формированию предложений по их совершенствованию.

Имеющиеся в настоящее  время система управлением силами и средствами оперативных подразделений ФПС и аварийно-спасательных подразделений не в полной мере удовлетворяют требованиям, предъявляемым сложившейся ситуацией, поэтому совершенствование систем управления силами и средствами на пожаре и при ликвидации ЧС, повышение эффективности их применения является весьма важной задачей.

В настоящее время отсутствуют  обобщенные статистические данные о  временных характеристик принятий решений руководителем тушения  пожара при поступлении информации с боевых участков, от администрации  объектов или из других источников. В связи с этим возникают существенные трудности в обосновании путей  совершенствования систем управления силами и средствами при тушении  пожара или при ликвидации последствий  ЧС.

В реферате отображены основные характеристики оперативной деятельности, разработаны требования к системам управлением силами и средствами при тушении пожара или при  ликвидации последствий ЧС.

1. Основные принципы руководства и управления силами и средствами при тушении пожаров

 Действия пожарных подразделений не могут быть стихийными, самопроизвольными; прибывающие на пожар подразделения нуждаются в едином руководстве, согласовании и координировании усилий для выполнения общей задачи.

Важно

Непосредственное руководство  тушением пожара осуществляется руководителем  тушения пожара (РТП) — прибывшим  на пожар старшим должностным  лицом подразделений МЧС.

РТП является единоначальником, ему подчиняются все подразделения  МЧС и приданные силы, прибывшие  на пожар. Он несет ответственность  за организацию работ по тушению  пожара, безопасность личного состава  и сохранность технических средств.

Никто не вправе вмешиваться  в деятельность РТП иначе, как  отстранив его от исполнения обязанностей в порядке, установленном законодательством, и приняв руководство на себя или  назначив вместо него другое должностное  лицо.

Управлению силами и средствами пожарных подразделений присущи следующие общие принципы: научности, единоначалия, централизации управления.

Научность управления и предвидение  возможного изменения обстановки –  неотъемлемый элемент современной  практики тушения пожаров.

В условиях ежегодного увеличения объема производства товаров народного потребления, состоящих главным образом из синтетических материалов, происходит увеличение удельной пожарной нагрузки в зданиях.

Высокотоксичные продукты горения, увеличение удельной пожарной нагрузки и скорости развития пожаров  в зданиях, растущая этажность застройки  – вызывают необходимость глубокой научной проработки вопросов управления подразделениями.

Умение предвидеть – свидетельство  общего тактического мастерства и зрелости начальствующего состава, способности  его правильно анализировать  обстановку, находить в ней главное.

Это немыслимо без знания оперативно-тактических  особенностей объектов, научных данных о характере возможного развития пожаров на подобных объектах.

Большую  помощь РТП и штабу в предвидении  возможных изменений обстановки может оказать использование планов пожаротушения, консультации со специалистами объектов, хорошо организованная на пожаре разведка и связь.

Совет

Единоначалие, как принцип управления основными действиями пожарных подразделений состоит в единовластном руководстве РТП подчиненными. Реализация этого принципа в сложных условиях тушения пожаров обеспечивает централизацию и твердость управления, максимальную его оперативность.

Принцип единоначалия находится  в неразрывной связи с принципом  централизации управления. Соблюдение принципа единоначалия на пожаре не означает, что РТП не может получать указания от вышестоящих организаций и  руководителей.

Управление силами и средствами на пожаре предусматривает:

— оценку обстановки и создание соответствующей требованиям настоящего приказа нештатной структуры управления силами и средствами на месте пожара;

— установление компетенции оперативных должностных лиц и их персональной ответственности при выполнении поставленных задач;

— планирование действий по тушению пожара, в том числе определение необходимых сил и средств, принятие решений по организации основных действий по тушению пожара;

— постановку задач перед участниками тушения пожара, обеспечение контроля и необходимого реагирования на изменение обстановки на пожаре;

— осуществление в установленном порядке учета изменения обстановки на пожаре,

— применения сил и средств для его тушения, а также регистрацию необходимой информации;

— проведение других мероприятий, направленных на обеспечение эффективности боевых действий по тушению пожара.

2. Общие вопросы управления силами и средствами на пожаре

Управление силами и средствами на пожаре — целенаправленная деятельность должностных лиц по руководству личным составом и иными участниками тушения пожара при ведении основных действий на месте пожара.

Управлению боевыми действиями на пожаре присущи некоторые общие  принципы, определяющие наиболее целесообразные действия командиров, т.е. убежденность, принципиальность и дисциплинированность, чувство нового и творческий подход к делу, умение воздействовать на подчиненных  и воспитывать их.

Условия научно-технического прогресса требуют от РТП научного подхода к управлению, использованию  объективных закономерностей различных  наук, так как пожар порождает  вокруг себя множество разнообразных  и сложных проблем. Знание РТП, умение применять теорию на практике, четко  и творчески выполнять требования уставов и наставлений пожарной охраны позволяют ему предвидеть (прогнозировать) обстановку на пожаре.

Значительную помощь РТП  или штабу в предвидении возможных  изменений обстановки на пожаре оказывают  планы и карточки пожаротушения, а также планы привлечения  сил и средств. Далее рассмотрим роль руководителя тушения пожара при  выполнении боевой задачи, обратив  особое внимание на роль первого РТП.

3. Руководитель тушения пожара

Непосредственное руководство  тушения пожара осуществляется руководителем  тушения пожара прибывшим на пожар  старшим оперативным должностным  лицом пожарной охраны (если не установлено  иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны участвующим в выполнении основных действий по тушению пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.

Руководитель тушения  пожара отвечает за выполнение задачи, за безопасность личного состава пожарной охраны, участвующего в выполнении действий по тушению пожара и, привлеченных к тушению пожара сил.

Обратите внимание

Руководитель тушения  пожара устанавливает границы территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара, порядок и особенности указанных действий, а также принимает решения о спасении людей, имущества на пожаре.

При необходимости руководитель тушения пожара принимает иные решения, в том числе ограничивающие права  должностных лиц и граждан  на указанной территории. Указания руководителя тушения пожара обязательны  для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара.

Никто не вправе вмешиваться  в действия руководителя тушения  пожара или отменять его распоряжение при тушении пожара.

Руководителем тушения пожара является:

• прибывшее первым на пожар  старшее оперативное должностное лицо ФПС, допущенное в установленном порядке, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами и действующими соглашениями;

• прибывшее первым на пожар  старшее оперативное должностное  лицо ведомственной или добровольной пожарной охраны (при отсутствии должных лиц ФПС).

Отдача первого указания прибывшим на пожар старшим должностным  лицом органа управления, подразделениям пожарной охраны считается моментом принятия им на себя руководства тушения  пожара.

  Принятие старшим оперативным  должностным лицом на себя руководства  тушением пожара обязательно, если на пожаре не обеспечивается управление силами и средствами.

Подчиненность оперативных должностных лиц ФПС определяется начальником территориального гарнизона

Начальник гарнизона пожарной охраны и должностные лица нештатной  службы управления, являющиеся РТП, при  получении информации о возникновении  пожара с более высоким номером (рангом), чрезвычайных происшествиях, требующих неотложного реагирования, и других обстоятельствах,

делающих невозможным  исполнение или обязанностей РТП, могут  покинуть место пожара, назначив РТП  другое должностное лицо из числа  участников тушения пожара, о чем  обязательно сообщается диспетчеру и делается запись в соответствующих  документах.

Важно

Ответственность за последствия  этого решения возлагается на должностное лицо, его принявшее.

Функциональные обязанности  и права РТП

РТП обязан:

обеспечивать управление боевыми действиями на пожаре непосредственно  или через оперативный штаб;

устанавливать границы территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара, порядок и особенности  указанных действий;

проводить разведку пожара, определять его номер (ранг), вызывать силы и средства в количестве, достаточном  для ликвидации пожара;

принимать решения о спасании людей и имущества при пожаре и иные решения, в том числе  ограничивающие права должностных  лиц и граждан на территории пожара;

определять решающее направление  на основе данных, полученных при разведке пожара;

производить расстановку  прибывающих сил и средств  с учетом выбранного решающего направления, обеспечивать бесперебойную подачу огнетушащих веществ;

принимать решения об использовании  на пожаре ГДЗС, в том числе о  составе и порядке работы звеньев  ГДЗС, а также других специальных  служб гарнизона пожарной охраны;

организовывать связь  на пожаре;

организовывать связь  на пожаре с оперативным штабом, боевыми участками (секторами), участниками  тушения, взаимодействующими службами, поддерживать связь с диспетчером  гарнизона, периодически сообщать об изменениях обстановки, принятых решениях и отданных приказаниях;

Источник: http://referat911.ru/Bezopasnost-jiznedeyatelnosti/upravlenie-silami-i-sredstvami-na/160369-2207180-place1.html

Управление подразделениями по тушению пожаров и ликвидации последствий ЧС

PAGE   * MERGEFORMAT37

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры ОП и ПАСР

полковник внутренней службы

                                В.В. Клюй

«__»____________2013 г.

Л Е К Ц И Я

по учебной дисциплине «Пожарная тактика»

Тема 7. «Управление подразделениями по тушению пожаров и ликвидации последствий ЧС».

Занятие № 7.1 «Управление подразделениями по тушению пожаров и ликвидации последствий ЧС».

Направление подготовки (специальность) _280705.65 «Пожарная безопасность» (специализация  «Государственный пожарный надзор»)

(указывается код, наименование направления подготовки ВПО)

СМК-УМК-4.4.2-38-2013

Лекция обсуждена на заседании

кафедры ОП и ПАСР.

Протокол № __ от «__»_________ 2013 г.

Санкт-Петербург

2013 г.

Учебные:

  1.  Систематизировать особенности организации управления подразделениями по тушению пожаров.
  2.  Развить тактическое мышление у обучающихся.
  3.  Развивать у обучающихся познавательный интерес к изучаемой теме.
  1.  Воспитывать у обучающихся стремление к самообразованию и ответственности за принимаемые тактические решения.
  2.  Воспитать у обучающихся чувство ответственности за принятие тактических решений.

Содержание и порядок проведения занятий

Время, мин.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

                Учебные вопросы:

  1.  Организация управления подразделениями на пожаре.
  2.  Руководство тушением пожара.
  3.  Оперативный штаб на пожаре.
  4.  Участки тушения пожара.
  5.  Тыл на пожаре.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

5

80

10

15

15

25

15

5

Основная

  1.  Решетов А.П., Башаричев А.В., Клюй В.В. «Пожарная тактика». Учебное пособие. (Под общей редакцией Артамонова В.С.). – СПб: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2011. – 308 с., с.93-114.
  2.  Артамонов В.С. и др. «Пожарная тактика в вопросах и ответах»: Учебное пособие. СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2009.
  3.  Башаричев А.В., Решетов А.П., Ширинкин П.В. «Пожарная тактика»: Учебно-методическое пособие по решению пожарно-тактических задач. – СПб: СПбУ ГПС МЧС России, 2009, 58 с.

Дополнительная

  1.  Повзик Я.С. «Пожарная тактика». М.: Спецтехника, 2001.
  2.  Я.С. Повзик. «Справочник руководителя тушения пожара». М.: ЗАО «СПЕЦТЕХНИКА», 2004. – 361 с. (Л – 3).
  3.  Методические рекомендации по действиям подразделений федеральной противопожарной службы при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ. 26 мая 2010 г.
  4.  Методические рекомендации по составлению планов и карточек тушения пожаров, утвержденные главным военным экспертом МЧС России генерал-полковником П.В. Платом 29 сентября 2010 года.
  5.  Методические рекомендации по изучению пожаров. М.: МЧС, 2007. Утвержденные Ю.Л. Воробьёвым. 12.03.2007 г.

Нормативные правовые акты

Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=90093

Ссылка на основную публикацию