Огневая полоса психологической подготовки пожарных

Подготовка пожарных: «Огневая полоса»

Работа пожарных осуществляется в разных условиях: аномально высокие температуры, задымленность, токсичность горящих веществ. К тушению огня допускаются только профессионалы, которые имеют не только теоретические, но и практические познания.

Развитие у сотрудников МЧС морально-психологических качеств помогает в дальнейшем определить степень готовности пожарного к экстремальным ситуациям. Тактические тренировки — неотъемлемая часть обучения. Для этого была придумана полоса препятствий психологической подготовки, больше известная, как огневая.

Так на днях на территории полигона Московского учебного центра подготовки пожарных и спасателей прошли занятия с личным составом 22 пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы по г. Москве по преодолению огневой полосы психологической подготовки. При прохождении полосы пожарные в боевой одежде и снаряжении выполняли ряд упражнений на снарядах.

Обратите внимание

Для прохождения огневой полосы психологической подготовки применяется набор специальных снарядов, расположенных на определенной территории и предназначенных для развития у пожарных морально-психологических и волевых качеств, способности оперативно мыслить, умения контролировать свои действия и управлять ими в сложной обстановке пожара или ЧС.

При прохождении первого снаряда огневой полосы, представляющего собой фрагмент трехэтажного дома, необходимо было отработать приемы и способы подъема с пожарным оборудованием на высоту 8 м.

Затем пожарным предстояло преодолеть сложный лабиринт в условиях задымления и ограниченной видимости, после чего в задачу отделения входило: прокладка рукавной линии, подача огнетушащих средств и ликвидация горения жидкости в приямке.

При выполнении упражнений на четвертом снаряде требовалось подняться на фрагмент эстакады и, преодолев зону высокой температуры и задымления, ликвидировать горение в емкости путем герметизации горловины асбестовым покрывалом и продолжить прокладку рукавной линии.

В ходе прохождения следующих снарядов, после присоединения магистральной линии к одной из соединительных головок сухотруба, пожарным предстояло преодоление кабельного коллектора в стесненных и задымленных условиях.

Проходя последний этап огневой полосы в условиях, приближенных к аварийной ситуации в технологических установках, сотрудники отработали приемы и способы работы на наклонных плоскостях на высоте, а также подачу огнетушащих средств в имитируемый очаг пожара, т.е. мишень.

— Подобные тренировки максимально приближены к реальным условиям и необходимы сотрудникам федеральной противопожарной службы для отработки быстрой реакции и психологической устойчивости в случае экстремальных ситуаций», – пояснил заместитель начальника 22 пожарно-спасательного отряда ФПС по г. Москве Андрей Комиссаров. – Занятия проводятся регулярно, что помогает бойцам психологически адаптироваться к работе с огнем, на высоте, а также обучаться слаженности и взаимопомощи.

Пресс-служба Управления по СВАО ГУ МЧС России по г. Москве

Валентина Жукова

Источник: https://kriminal77.ru/podgotovka-pojarnyh-ognevaya-polosa-7950

открытая библиотека учебной информации

Вопрос № 1 (время 10 минут). Назначение, виды, устройство, оснащение учебно-тренировочного комплекса ГДЗС.

Пр.630:

Учебно-тренировочный комплекс — система отдельно стоящих объектов, предназначенных для совершенствования навыков работы личного состава подразделœений ГПС в сложных условиях и психологической подготовки к действиям по тушению пожаров.

В состав УТК входят: спортивный зал с подсобными помещениями, площадка для 100-метровой полосы с препятствиями, подземный резервуар емкостью 50 м3 и пожарный гидрант с площадкой для стоянки пожарных автомобилей, площадка с учебной башней, баскетбольная и волейбольная площадка.

Уч. ГДЗС:

Для осуществления подготовки газодымозащитников в гарнизонах пожарной охраны создаются тренировочные комплексы ГДЗС.

Важно

Тренировочные комплексы ГДЗС рассчитаны на подготовку газодымозащитников в условиях, максимально приближенных к реальным условиям на пожаре Их количество определяется, исходя из численности газодымозащитников пожарной охраны и местных особенностей, но во всœех случаях должно быть не менее одного тренировочного комплекса на гарнизон.

Тренировочный комплекс должен включать в себя теплодымокамеру, огневую полосу психологической подготовки пожарных, огневой полигон, учебную башню, спортивную площадку.

Теплодымокамера (далее — ТДК) предназначена для тренировки газодымозащитников в изолирующих дыхательных аппаратах в зоне с непригодной для дыхания средой.

ТДК должна обеспечивать проведение занятий в зоне с непригодной для дыхания средой с имитацией условий, близких к реальному пожару или аварийной ситуации и позволяющих применять средства тушения, формировать психологическую готовность к действиям в различных условиях обстановки с включением элементов риска и проявления максимальных физических и эмоциональных нагрузок.

ОПППП представляют собой комплексы, состоящие из различных объектов, препятствий и учебно-служебных ситуаций, связанных в единую цепь и ставящих обучаемых перед крайне важностью практически решать сложные задачи в процессе выполнения отдельных профессиональных действий. В ходе регулярных занятий на ОПППП у обучаемых формируются следующие качества:

— эмоционально-волевая устойчивость, самообладание, решительность, настойчивость, смелость, ловкость, готовность к неожиданностям, выносливость, находчивость, расчетливость;

— устойчивость к риску, опасностям, неожиданностям, огню, дыму, различным помехам;

— быстрота мышления, ориентировки и реакции на изменения обстановки на боевых позициях и участках тушения пожара;

— профессиональные навыки и умения по спасанию людей в особо опасных ситуациях и т.д.

При создании ОПППП крайне важно учитывать некоторые правила их сооружения:

— воспроизведение наиболее специфических и вероятных экстремальных ситуаций оперативно-служебной деятельности;

— обеспечение максимальной психологической эффективности, психологической «закалки»;

— возможное варьирование последовательности преодоления препятствий и решения конкретных ситуаций, устранение их стандартности и сохранение фактора неожиданности при повторных прохождениях полосы;

— возможность последующего качественного разбора действий обучаемых на полосœе, максимальная дешевизна изготовления и многократное использование психологических полос, их унификация.

Вышеперечисленные требования к ОПППП не затрагивают конкретные стороны планировочных и инженерно-строительных решений.

Анализ имеющихся ОПППП показывает, что в отдельных случаях допускаются ошибки при их создании:

— попытка неограниченно увеличивать число позиций полосы;

— включение в ее структуру объектов и препятствий, предназначенных преимущественно для повышения физической, а не психологической подготовленности обучаемых;

— увеличение внешних эффектов и недостаточная забота о создании внутренних трудностей для обучаемых.

Огневой полигон (далее — полигон) предназначен для практической подготовки личного состава дежурных караулов, имеющих квалификацию «газодымозащитник» и «спасатель», к действиям в зоне с непригодной для дыхания средой при огневых воздействиях, повышенной влажности и непредвиденных обстоятельствах, связанных с пожаром и техногенной аварией.

Оснащение полигона обеспечивает проведение следующих видов тренировок:

— одновременная тренировка газодымозащитников (спасателœей) в составе звена (отделœения);

— создание условий, приближенных к условиям работы на пожаре или при ликвидации аварий;

Читайте также:  Пожарные гидранты: надземный, подземный пг. классификация. ттх. схемы

— тушение условного пожара с подачей огнетушащего вещества от автоцистерны, внутреннего пожарного крана или иного источника

При проведении занятий на свежем воздухе на учебной башне, спортивной площадке, 100 метровой полосœе руководствуемся приложением 1, 2.

Вывод по первому вопросу: Современная материальная база для качественной подготовки газодымозащитников является гарантией выполнения задач поставленных перед звеньями ГДЗС при работе в непригодной для дыхания среде

Источник: http://oplib.ru/psihologiya/view/829265_ognevaya_polosa_psihologicheskoy_podgotovki_pozharnyh_dalee_opppp

Периодичность занятий на огневой полосе психологической подготовки

а) не менее одного раза в квартал

б) не менее одного раза в полугодие

в) не менее 1 раза в год

   5.  Перед входом звена ГДЗС в непригодную для дыхания среду давление воздуха в баллонах объемом 6.8 л. составляло 300, 270 и 290 кгс/см2 . За время продвижения к месту работы оно снизилось соответственно до 270, 265, 280. Определить Рвых , Траб , Тобщ .                  

а) 55 кгс/см2 , 42 мин,56 мин

б) 55 кгс/см2 , 32 мин,46 мин

в) 55 кгс/см2 , 32 мин,40 мин

         г) нет правильного ответа

Билет №13

1. С какой периодичностью проводятся семинарские занятия

а) раз в год

 б) раз в квартал

в) раз в полугодие

Пожар в 12 этажном доме, работают 4 звена ГДЗС. Какое количество резервных звеньев ГДЗС необходимо?

а) 1 звено

б) 3 звена

в) 4 звена

3. Когда создается КПП на пожаре:
а) При работе 2-х звеньев;
б) При работе 4-х звеньев.
в) При необходимости;
г) При работе 3-х звеньев;

Периодичность проведения занятий на свежем воздухе при проведении пожарно-тактических учений и занятий по решению пожарно-тактических задач

а) один раз в месяц

б) два раза в месяц

       в) три раза в месяц

5. Перед входом зв. ГДЗС в подвал сложной планировки давление воздуха в баллонах состав объемом 6.8 л. составляло 300,290,280,295,290 атм. За время продвижения к месту работы оно снизилось соответственно до 280, 280, 250,265,270 атм. Определить Рвых , Траб , Тобщ

а) 70 кгс/см2 , 27 мин,44 мин

б) 70 кгс/см2 , 42 мин,48мин

в) 55 кгс/см2 , 39 мин,54 мин

г) 70 кгс/см2 , 27 мин,41мин

Билет №14

1. Обязанности постового на посту безопасности регламентируются требованиями:
а) Приказом МЧС России № 630-02г.
б) Приказом МВД России № 1100н –14 г.;
в) Приказом МЧС России № 3-13 г., Приказом МЧС России № 1100н-14г.;
г) Приказом МЧС России № 3 –13 г.;

2. По окончании рабочей проверки, газодымозащитник докладывает командиру звена ГДЗС (руководителю занятий) о готовности к включению, значении рабочего давления в баллоне (баллонах) :

а) Газодымозащитник Петров к включению готов, давление 280 атмосфер

б) Газодымозащитник Петров к включению готов, давление воздуха 280 атмосфер

в) Газодымозащитник Петров к включению готов, давление воздуха 280

Пожар в 5 этажном доме, работают 6 звеньев ГДЗС. Сколько необходимо резервных звеньев ГДЗС

а) 6 звеньев

б) 1 звено

в) 2 звена

    4. Необходимый минимум оснащения звена ГДЗС:

а) СИЗОД, спасательное устройство, прибор контроля местонахождения пожарных (при его наличии), приборы освещения: групповой и индивидуальные фонари, лом легкий, пожарная спасательная веревка, путевой трос (по решению ком. звена), средства тушения, инструмент для проведения спец. работ (при необходимости их выполнения).

б) СИЗОД, спасательное устройство, прибор контроля местонахождения пожарных (при его наличии), средства связи, приборы освещения: групповой и индивидуальные фонари, лом легкий, пожарная спасательная веревка, путевой трос (по решению ком. звена), средства тушения, инструмент для проведения спец. работ (при необходимости их выполнения).

в) СИЗОД, спасательное устройство, прибор контроля местонахождения пожарных (при его наличии), средства связи, лом легкий, пожарная спасательная веревка, путевой трос (по решению ком. звена), средства тушения, инструмент для проведения спец. работ (при необходимости их выполнения

5.Перед входом звена ГДЗС в непригодную для дыхания среду в подвал сложной планировки давление воздуха в баллонах объемом 6.8 л.составляло                    300, 270,275,280 и 290 кгс/см2 .

Время включения 1640.

При каком давлении звено ГДЗС должно возвращаться из НДС и когда постовому необходимо передать командиру звена о начале выхода из помещения, если очаг пожара не будет найден ?

а) 166 кгс/см2 , 1646

б) 184 кгс/см2 , 1653

в) 104 кгс/см2 , 1653

       г) нет правильного ответа

Билет №15

1.  Контроль уровня адаптации к тепловым нагрузкам газодымозащитников проводится:

а) в течении первого квартала

б) раз в год

в) раз в полугодие

      2.  При заступлении на боевое дежурство давление воздуха в баллонах дыхательных  аппаратов с рабочим давлением 29,4 МПа (300 кгс/см2) должно быть не менее:

а) 280 кгс/см2

б) 260 кгс/см2

в) 250 кгс/см2

3.  Пожар в 16 этажном доме, работают 6 звеньев ГДЗС. Какое количество резервных звеньев ГДЗС нужно?

а) 2 звена

б) 3 звена

в) 6 звеньев

4. Время проведения рабочей проверки не должно превышать:

а) не регламентируется

б) 2 минуты

в) 1 минута

5. Перед входом звена ГДЗС в непригодную для дыхания среду давление воздуха в баллонах объемом 6.8 л. составляло 300, 270 и 290 кгс/см2 . За время продвижения к месту работы оно снизилось соответственно до 280, 265, 280. Определить Рвых , Траб , Тобщ .

а) 40 кгс/см2 , 42 мин,56 мин

б) 40 кгс/см2 , 34 мин,46 мин

в) 40 кгс/см2 , 34 мин,40 мин

       г) нет правильного ответа

Билет №16

  1. Какими документами регламентируются требования безопасности при проведении работ в непригодной для дыхания среде.
а) Приказ МЧС России от 23.12.2014 № 1100н

Источник: https://studopedia.net/7_1775_periodichnost-zanyatiy-na-ognevoy-polose-psihologicheskoy-podgotovki.html

Огневая полоса психологической подготовки

Главная → Статьи → Доступно о пожарной безопасности

На сегодняшний день возгорания происходят в таком количестве зданий различных планировок, площадей и высот, что пожарному просто необходимо уметь работать в самых экстремальных условиях и уметь противостоять огню даже в самых тяжелых ситуациях.

Тушение огня только кажется простым процессов, в ряде случаев это настоящая война, огонь и его распространение часто сложно спрогнозировать, а пожарные находятся на передовой, в вечно меняющихся условиях, тушение огня иногда переходит в настоящую борьбу за выживание.

Читайте также:  Дистимия. виды и симптомы

Усложняют ситуацию экстремальные температуры, дым, большое количество токсических веществ в воздухе, возможные обрушения и взрывы.

По этой причине очень важно изначально наработать определенные навыки в борьбе с огнем, профессиональный пожарный должен обладать не только большими теоретическими знаниями, но и серьезной практикой тушения пожаров, различной степени сложности.

Люди, занимающиеся подготовкой кадров это настоящие профессионалы своего дела, они обладают большим опытом, от их профессионализма зависит жизнь и здоровье подготавливаемых курсантов.

Одним из основных инструментов качественной подготовки курсантов является огневая полоса психологической подготовки пожарных, прохождение данного испытания является основным при подготовке новых кадров.

Для чего нужна огневая полоса психологической подготовки пожарных

Именно развитие у будущего профессионального пожарного морально-психологических качеств помогает подготовить курсанта к различным экстремальным ситуациям, а их бывает совсем немало в жизни профессионального пожарного.

Каждый профессиональный пожарный знает, человек может быть прекрасно подготовлен теоретически, быть физически развитым и обладать всеми необходимыми навыками для тушения пожара.

Однако, вся подготовка, навыки и сила, знания могут сойти на нет, стоит только проявиться страху, растерянности и панике при возникновении чрезвычайной ситуации.

Совет

Тогда уже не пожарный владеет пожаром, а наоборот, в такой ситуации человек уже не может грамотно бороться с огнем, его жизнь находиться под угрозой, любое действие и бездействие может привести к опасной ситуации.

Паника и растерянность ставят под угрозу не только жизнь самого пожарного, но и его напарников, ведь звенья работают в связке, ошибка одного члена команды может привести к ужасным последствиям для других.

Именно по этой причине неотъемлемой частью любого обучения являются тактические тренировки в условиях максимально приближенных к реальным.

Для грамотной подготовки, отработки определенных навыков и действий до автоматизма, постоянного контроля и была придумана огневая полоса психологической подготовки, широко известная как огневая полоса.  

Занятие на огневой полосе психологической подготовки

Это специально подготовленная местность, условия нахождения на которой, максимально приближены к реальной ситуации пожара, причем степень возгорания, типы пожаров, горящие материалы на такой площадке различны.

Именно на такой площадке курсанты (будущие пожарные) отрабатывают и оттачивают свои навыки борьбы с огнем, проходят практическое обучение и применяют свои теоретические навыки в деле.

На сегодняшний день существует определенный список правил, которым должен соответствовать учебных полигон, к ним относятся: 

  • На учебной площадке обязательно должен присутствовать медик, отвечающий за здоровье пожарных. 
  • Перед началом самой подготовки каждый курсант проходит специальный инструктаж, по итогам которого он расписывается за инструктаж по охране труда и соглашает на участие в тренировке. 
  • Курсанты проходят такую подготовку за счет академических часов только в начале обучения (на первом курсе). 
  • На площадке в обязательно порядке располагается пункт командующего, именно из этого пункта подаются распоряжения, и только эти распоряжения выполняют курсанты. 
  • Площадка для тренировки должна быть не менее 150 по длине и 50 метров по ширине. Пожарный должен привыкнуть к этой дистанции ведь именно 150м составляет средний путь пожарного на тушение огня. Площадки могут быть и короче, в таком случае препятствия ставятся не на прямой линии, а устраиваются П-ой и Г-ой формы. 
  • Сама огневая полоса должна быть максимально удалена от жилых построек. Она никоим образом не должна повредить близлежащие промышленные и гражданские здания. 

Из чего состоит огневая психологическая полоса

В обязательный список препятствий, которые необходимо преодолеть курсанту входят: 

  • Имитация трехэтажного здания. 
  • Лабиринт с имеющимися внутри препятствиями. 
  • Специальный трап над горящими объектами (курсанту необходимо пройти над пожаром по трапу). 
  • Особая мишень, на которой отрабатывается процесс тушения пожара. 

Все курсанты, поступившие в учебные заведения МЧС, проходят такую практику, при этом сам процесс тренировок и обучения осуществляется согласно составленному ректором плану.

Количество часов такой практики наращивают плавно в течение года, такие тренировки способствуют закалке характера курсанта, подготавливают будущего пожарного к самым неожиданным ситуациям, все максимально приближено к реальной ситуации.

Именно такие мероприятия позволяют руководителю занятий на огневой полосе психологической подготовки точно определить, насколько кадры подготовлены, если курсанты недостаточно наработали навыки, плохо подготовились, им назначаются дополнительные испытания.

Огневая полоса психологической подготовки это мощный и серьезный инструмент оттачивания мастерства, укрепления характера и сплочённой работы будущих пожарных.

Статью прислал: aqua123

Источник: https://xn--01-6kcaj2c6aih.xn--p1ai/articles/dostupno_o_pozharnoj_bezopasnosti/ognevaya_polosa_psihologicheskoj_podgotovki/

Разработка огневой полосы психологической подготовки пожарных спасателей ВПО СПАСОП

Снаряд № 8 Мишень состоит  из емкости для заполнения ее водой от лафетного ствола, установленного на снаряде № 7. Мишень расположена на расстоянии 15-20 м от снаряда № 7 на высоте 5 м от нулевой отметки.

Перед началом проведения занятий личный состав отделения (караула) строится по номерам боевого расчета  у пожарного автомобиля, установленного на стартовой площадке.

С учетом выполняемых упражнений, в зависимости  от срока службы пожарных, руководитель занятий производит необходимую подготовку соответствующих снарядов (внешний осмотр исправности снарядов, подготовка средств имитации, обеспечение необходимым количеством рукавов и т.д.).

По сигналу руководителя занятий на снарядах зажигаются средства имитации (горючая жидкость, промасленная ветошь) и подается команда отделению (караулу) на выполнение упражнения.

При преодолении отделением (караулом) всей ОПППП перед снарядом № 3 (подземная открытая емкость  с горящей жидкостью) устанавливается разветвление, создается запас рукавов и развертывание сил и средств выполняется с установкой автомобиля на водоисточник. При развертывании сил и средств в составе отделения прокладывается одна рукавная линия по всей длине ОПППП, , и со снаряда №.7 подается ствол «А». У снаряда № 3 запас рукавов должен быть не менее четырех штук.

Наряду с приведенным  вариантом возможно включение в  состав ОПППП и других учебных  объектов, но всегда необходимо стремиться, чтобы они способствовали формированию типичной ситуации тушения пожара, проявления и развития профессионального мастерства и создавали психологические нагрузки. Правомерно в разных подразделениях создавать ОПППП, отражающие их собственную специфику.

Для усложнения условий обучения, их быстрого изменения необходимо иметь  легко трансформируемые объекты: заборы, небольшие эстакады, мишени, перегородки, огневые барьеры, качающиеся мосты, трубы и т.п. Их можно устанавливать в разных местах ОПППП, между стационарными объектами, создавая участки повышенной трудности их проходимости. Целесообразно, чтобы на

ОПППП можно было тренировать  как отдельных пожарных, так и  отделение, и караул в целом.

Обратите внимание

Если ОПППП делается короткой, то можно размещать учебные объекты  в линию. Но лучше образовывать из них круг, овал, квадрат или прямоугольник  с размещением в центре водоема.

Читайте также:  Газоструйный вакуумный аппарат. устройство и принцип работы.

Превосходство такого размещения определяется удобством организации и проведения занятий, контроля за действиям обучаемых невозможностью повторного многократного прохождения ОПППП, что важно для выработки выносливости к устойчивости личного состава.

Для приближения условий  к реальным целесообразно в непосредственной близости устанавливать мощные громкоговорящие  установки, с помощью которых  воспроизводятся различные звуки, сопутствующие тушению пожара: шум  горения, треск обрушений, ветра, команды, крики о помощи, стоны пострадавших, крики собравшейся толпы, шум  уличного движения, а также специальные  звуковые помехи (неприятные звуки, бессвязные фразы, хаотические команды и  т.п.), оказывающие раздражающее действие, требующие большой концентрации внимания и воли для решения поставленной задачи. Повышению психологического эффекта способствует установка ярких прожекторов, установок, имитирующих дождь, ветер.

Глава 3 Организационно-методические указания по проведению занятий на ОПППП

3.1 Подготовка пожарных спасателей к занятиям

Практическим занятиям на ОПППП предшествует теоретическое  изучение снарядов огневой полосы, приемов и способов их преодоления, вопросов  охраны труда. Перечисленные  темы изучаются в специальных  классах, оборудованных схемами  огневой полосы психологической  подготовки личного состава.

Теоретические  занятия проводятся накануне практической тренировки на ОПППП.

Теоретическое  занятие, которым открывается курс психологической подготовки личного  состава пожарной охраны на ОПППП, следует  посвятить вопросам первоначальной теоретической подготовки пожарных в области психологии и разъяснения, значения психологической подготовки в деле совершенствования их боевого  мастерства.

В первой части занятия  необходимо акцентировать внимание обучающихся на характере условий  труда пожарных, связанных с постоянным воздействием опасных факторов пожара (температуры, дыма, токсичных газов  и т.д.

), наличием неожиданных ситуаций, взрывов, обрушений, факторов темноты  и неясности обстановки, которые  требуют постоянного психического напряжения.

Необходимо привести примеры  из практической деятельности подразделения  или части, подчеркнув при этом тот  факт, что успешное выполнение основной задачи по тушению пожара и проведению АСР зависит не только от уровня профессиональной подготовки, но и  от степени эмоциональной устойчивости субъекта по отношению к факторам пожароопасной ситуации.

В беседе с обучающимися необходимо подчеркнуть, что частые столкновения с условиями деятельности пожарных, субъективно воспринимаемыми  как экстремальные и вызывающими  состояние психической напряженности, могут привести к невротическим реакциям, соматическим расстройствам, появлению беспокойства, страха, бессонницы, развитию гипертонии, язвы и т.д.

Поэтому состояние психической  готовности к действиям в стрессовых ситуациях является не только предпосылкой успешного выполнения трудовой деятельности, но и благотворно сказывается  на здоровье субъекта.

При проведении занятия изложение  материала рекомендуется сопровождать конкретными примерами, подтверждающими  те трудности психологической подготовки, которые испытывают начинающие пожарные и на преодоление которых нацелена психологическая подготовка.

Важно

В заключительной части занятия  руководитель должен кратко осветить состояние вопроса о психологической  подготовке пожарных на ОПППП и специальных  полигонах, строительство которых  у нас в стране широко практикуется, подчеркнуть при этом важность и  значимость выполнения упражнений на отдельных снарядах с целью приобретения пожарными особых качеств «психологической  надежности». Следует также упомянуть, что те качества психики, которые  пожарные сформируют в процессе занятий  на ОПППП, будут полезны не только в деле совершенствования их мастерства, но и в любой другой сфере жизни, так как устойчивость к психотравмирующим  моментам положительно скажется в аналогичных  условиях бытовой обстановки.

Перед каждым практическим занятием приказом определяют последовательность, время проведения занятий с подразделениями, назначают руководителей занятий, ответственных за правила охраны труда.

Практические занятия  на ОПППП при воздействии на личный состав огня и дыма проводятся в  присутствии медицинского работника, способного оказать квалифицированную  помощь, а также пожарного расчета  со стволом и рукавной линией, проложенной  от пожарной автоцистерны.

Все занятия, как правило, следует начинать с проверки знаний материала, правильности выполнения упражнений, изученных на предыдущем занятии. Основным методом обучения на ОПППП должен быть практический показ с кратким  объяснением руководителя занятия, поэтому перед практической отработкой вопроса следует с помощью  опытных пожарных показать приемы и  способы преодоления каждого  снаряда.

Вначале следует остановиться на способах быстрого преодоления зоны воздействия огня и дыма и отработать преодоление полосы каждым пожарным без воздействия огня и дыма.

И  убедившись в том, что личный состав усвоил приемы и способы преодоления  всех снарядов, работает на этапах уверенно и хладнокровно, руководитель занятий  должен перейти к преодолению  полосы с воздействием огня и дыма. Во время занятий необходимо тщательно  наблюдать за самочувствием обучаемых.

При появлении у обучаемых или у одного из них во время занятий на ОПППП признаков переутомления руководитель занятий должен снизить темп движений, освободить утомившихся (утомившегося) от выполнения упражнений и при необходимости направить к врачу.

Сначала занятий ОПППП  преодолевается каждым индивидуально  по команде руководителя.

Совет

Отработку  упражнений по преодолению препятствий  надо производить в строгой последовательности, переходя от легких и простых к трудным и сложным, с постепенным увеличением нагрузки на организм.

В дальнейшем группа обучаемых разбивается на 2 подгруппы: первая выполняет упражнение, а вторая обеспечивает их (вводит в действие средства имитации, обеспечивает безопасность, ведет наблюдение за обучением), потом они меняются.

Качество выполнения действий каждым пожарным оценивается. Время  прохождения полосы фиксируется, действия подвергаются разбору, при групповом  обучении через полосу пропускается весь состав отделения.

Предварительное ознакомление с ОПППП проводится для вновь  прибывших пожарных. В дальнейшем же при каждом занятии ОПППП сразу  проходится целиком в максимальном темпе на время. Руководитель должен обеспечить максимальные изменения  и усложнения условий при повторных  упражнениях с помощью следующих  приемов:

-применяя средства имитации (звуки, ветер, дождь, огонь,  яркий свет, дым) изолированно  и в комплексе;

-изменяя положение и  концентрацию объектов на отдельных  участках полосы (заборы, мишени, небольшие  эстакады, качающиеся мостики, ящики,  огневые барьеры и пр.);

-ставя дополнительные  учебные задачи: на простое прохождение,  прокладку рукавных линий, оказание  помощи пострадавшему по пути  движения, вынос из огня пострадавшего  товарища, имущества (с прохождением  части или всей полосы);

-выбирая сложные погодные  условия (дождливая и ветреная  погода, метель, мороз);

-давая задание на многократное (двойное, тройное и более) прохождение  полосы без отдыха, в обратном  порядке, в различных средствах  защиты.

3.2 Подготовка руководителя к занятиям

Для обеспечения высокого уровня подготовки обучаемых руководитель занятий должен постоянно совершенствовать свои знания и методическое мастерство, тщательно готовиться и качественно  проводить занятия, воспитывать  у обучаемых чувство ответственности  за успешное овладение изучаемыми вопросами.

В ходе обучения следует вырабатывать у личного состава профессиональные качества, психологическую устойчивость, необходимые при работе на пожарах.

На каждом занятии должна создаваться обстановка, которая вызывала бы напряжение умственных и физических способностей обучаемых и приучала их к проявлению стойкости, выносливости и находчивости.

Подготовка руководителя к занятиям должна состоять из следующих  основных элементов.

Обратите внимание

1.Определение учебной  цели занятия, его содержания, последовательности и методики проведения.

2.Изучение учебной и  специальной литературы, а также  документов по вопросам, относящимся  к содержанию занятия и методике  его проведения.

3.Подбор и подготовка  наглядных пособий (схем, плана  огневой полосы, слайдов, фотографий, средств имитации), необходимых для  проведения занятий в классе  и на огневой полосе.

4. Составление методической  разработки. Методическая разработка  должна быть содержательной, конкретной  и аккуратно оформленной.

Продолжительность каждого  тренировочного занятия на ОПППП  должна быть не более двух часов. Время, отведенное на занятие, рекомендуется  распределять следующим образом:

подготовительная часть — 10-15 мин. Построение, проверка внешнего вида, постановка задачи, инструктаж по требованиям безопасности, разминка;

основная часть — 60-70 мин.

Это время отводится для правильного  выполнения упражнений на этапах, совершенствования  приемов работы с пожарным оборудованием  в условиях, приближенных к реальной обстановке, отработки взаимодействия между номерами пожарного расчета.

Физическая нагрузка в период основной части занятия дается с учетом подготовленности занимающихся. Она регулируется количеством повторений упражнений на том или ином снаряде, интенсивностью упражнений и условиями их выполнения;

Важно

заключительная часть — 10-15 мин. Это время отводится на подведение итогов занятия. Она включает в себя объявления результатов тренировки, оценок каждому пожарному и выдачу задании для самостоятельной подготовки.

3.3 Требования по охране труда при проведении занятий на ОПППП

Тренировки газодымозащитников, особенно в дымовой камере и на ОПППП, представляют собой сложный и небезопасный вид практических занятий.

Вместе с тем необходимые  меры по охране труда, исключающие несчастные случаи, не должны превращаться в перестраховку, мешающую совершенствованию мастерства личного состава ГДЗС, формированию умения правильно и решительно действовать  в нестандартной ситуации.

1. Ответственность за обеспечение требований безопасности личного состава в период занятий на ОПППП возлагается на руководителя занятий.

2. К занятиям по отработке упражнений на ОПППП при огневом воздействии допускаются лица, прошедшие курс обучения в объеме первоначальной подготовки и сдавшие зачеты.

Источник: http://referat911.ru/Bezopasnost-jiznedeyatelnosti/razrabotka-ognevoj-polosy-psihologicheskoj-podgotovki/226295-2445359-place2.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector