Насосы центробежные пожарные нового поколения

Пожарные насосы для тушения возгорания

Пожарные насосы – специальные агрегаты для подачи воды или других средств тушения пожара к очагам возгорания. Устанавливаются на пожарной специализированной технике. Делятся на три категории — комбинированные, высокого давления (2-5 МПа) или низкого давления (не более 2 МПа).

Применение пожарных насосов для тушения пожара

Пожарный насос представляет собой гидравлический агрегат, используемый с целью подачи воды высокого давления, как средство для пожаротушения. Особой характеристикой данного пожарного агрегата, отличающей его от других, является возможный объем воды, подаваемый за 1 секунду (от 40 литров в секунду).

Пожарный насос установлен на пожарную машину на базе ГАЗ «Газель»

Допускается использование пожарных насосов автономно в качестве самостоятельных машин, а также они могут быть интегрированы в насосные станции (ПНС) с гидравлической аппаратурой регулирования и контроля. ПНС чаще всего используются на крупных промышленных объектах (угледобывающих шахтах, масштабных индустриальных сооружениях и пр.). Критичным для пожаротушения является показатель давления в водопроводной сети.

Виды пожарных насосов

Пожарная техника оснащается насосами разных видов, при классификации пожарных насосов используется деление на два типа – по принципу действия: объемные и динамические.

В объемных насосах движение жидкой среды осуществляется за счет поочередного уменьшения и увеличения объема камеры. Жидкость перемещается из одного объема в другой и выталкивается. В качестве наглядного примера можно привести поршневой насос. Также к этой категории относятся пластинчатые, роторные шестеренные, водокольцевые агрегаты.

Динамические насосы работают по иному принципу: жидкая среда всасывается внутрь за счет сил инерции. К данному типу относятся центробежные, водоструйные, вихревые, диагональные и осевые насосы.

Обратите внимание

Принципиальное отличие от объемных насосов заключается в возможности перекачивать очень загрязненную воду.

Преимущества пожарной мотопомпы данного типа выражаются в непрерывности процесса забора жидкости, малошумности и высоком КПД.

Мотопомпы классифицируют по показателям давления на выходном патрубке и выделяют три вида:

  • до 2 Мпа (нормальное);
  • от 2 до 5 МПа (высокое);
  • комбинация возможностей – нормальное и высокое давление.

Плавающий пожарный насос предназначен для забора воды из водоемов

Все пожарные мотопомпы обладают специфическими свойствами:

  • способность создавать большой напор, что необходимо для обеспечения интенсивного воздействия струи на очаг возгорания);
  • отличные всасывающие показатели;
  • их можно использовать как навесной агрегат, который подключается к валу отбора мощности транспортного средства;
  • простота и надежность в эксплуатации и высокая работоспособность.

Объемный пожарный насос

В объемных насосах – поршневых, пластинчатых, шестеренчатых, водокольцевых – перемещение жидкой или газовой среды происходит за счет периодического изменения объема камеры:

  • В поршневых поршень является рабочим органом, который, совершая возвратно-поступательные движения в цилиндре, передает жидкости энергию. К достоинствам этого вида агрегатов относятся: способность перекачивать разные жидкие среды и создавать значительный напор. К недостаткам можно отнести тихоходность, невозможность осуществлять равномерную подачу жидкости. Поскольку насосы создают вакуум, они используются при заполнении различных видов огнетушителей, газовых баллонов, в автономных системах пожаротушения.
  • Поршневые насосы двойного действия устанавливаются на ряде пожарных агрегатов в качестве дополнительных вакуумных устройств. В основном такие конструкции встречаются на оборудовании иностранного производства.
  • Конструкция шестеренчатого насоса предусматривает наличие зубчатых колес, одно из которых приводится в движение усилием извне, а второе, зацепляясь за зубья первого, свободно вращается на оси. Вращение шестерен перемещает жидкость по окружности корпуса. К преимуществам этой разновидности относят возможность постоянной подачи жидкой среды, достаточно высокий КПД (до 85%) и способность обеспечивать напор до 10 МПа.
  • Пластинчатый (или шиберный) насос конструктивно устроен следующим образом: корпус с запрессованной гильзой, ротор со стальными пластинами (лопасти) и закрепленным на нем приводным шкивом. При вращении ротора лопасти под действием центробежной силы прижимаются к внутренней поверхности гильзы, образуя полости, изменяющие объем по мере вращения. В полости при изменении давления поступает жидкость, такой насос способен создавать напор 16–18 Мпа.
  • Водокольцевой насос также оснащен ротором, при вращении которого создается центробежная сила, под влиянием которой жидкая среда прижимается к внутренней стенке корпуса. Рабочее пространство последовательно увеличивается и уменьшается при вращательном движении ротора. Жидкость поступает при увеличении объема и выталкивается при его уменьшении. Имеет очень низкий КПД (до 27%), чтобы он заработал, в него предварительно необходимо залить воду.

Поршневый пожарный насос двойного действия ПН-40УВ

Струйный пожарный насос

В технике для тушения пожаров струйные насосы используются довольно активно. Конструктивно они просты: отсутствуют движущиеся и трущиеся детали, подверженные износу, потому надежны, просты в эксплуатации и полностью ремонтопригодны.

Струйный агрегат работает по следующему принципу:

  • жидкая среда под большим давлением подается по патрубку с соплом в подводящую камеру;
  • поскольку сопло сужается, жидкость обретает большую скорость и значительную кинетическую энергию;
  • в подводящей камере давление снижается до уровня ниже атмосферного, поэтому происходит всасывание жидкости;
  • жидкость попадает в следующую камеру, затем – в диффузор, где давление падает, потом в таком состоянии перемещается в напорный трубопровод, откуда выплескивается через патрубок.

Схема внутреннего строения струйных пожарных насосов с интенсифицирующей камерой

В основном их используют для контроля создаваемого вакуума в пожарных насосах в пределах номинальных показателей, а также для предварительного заполнения центробежного насоса водой.

Центробежный пожарный насос

Наиболее эффективный и распространенный вид – центробежный пожарный насос. Конструктивно состоит из корпуса, рабочих органов (рабочее колесо, подводы и отводы на входе и выходе из насоса), опоры вала и уплотнений. Под воздействием гидродинамической осевой силы на рабочее колесо происходит перемещение жидкости и обеспечивается напор на насосе.

Главным условием надежности и производительности является обеспечение абсолютной герметичности, что достигается за счет уплотнений, обеспечивающих вакуум в камерах. Уплотнительные элементы нуждаются в периодической замене, в противном случае возникают протечки, что снижает эффективность работы агрегата.

Центробежный пожарный насос является наиболее надежным из всех видов ПН

Преимуществами являются их высокая надежность, производительность, а также возможность оснащения дополнительными приспособлениями (пеносмесителями) для повышения эффективности тушения пожаров (очага возгорания).

Современные центробежные насосы, кроме номинальных модификаций, выпускаются с автоматическими системами управления, а также с дублирующим ручным приводом для регулирования забора воды, дозирования подачи пенообразователя. Дополнительно устанавливаются счетчики продолжительности работы.

Порядок работы с пожарными насосами

В целях грамотной эксплуатации пожарных насосов руководствуются «Наставлением по эксплуатации пожарной техники», инструкциями изготовителей, техническими паспортами и прочими документами. Общими правилами являются следующие:

  • Насосы предварительно обкатывают на открытых водных источниках в автономном режиме с соблюдением следующих нормативов: высота всасывания должна быть менее 1,5 м; напор не должен превышать 50 м/с; время испытания — 10 часов.
  • Требуется тщательно следить за показаниями тахометра, манометра, вакуумметра, температурой корпуса, частотой вращения вала, а также смазывать сальники.

Обкатка необходима для того, чтобы все детали и элементы приработались, а также для выявления скрытых неисправностей и дефектов (недостаточность вращения вала, снижение способности всасывать воду из водного источника или способности обеспечивать соответствующее давление для напора). После завершения десятичасовой обкатки устройство проверяется под напором (должна быть установлена согласно паспорту номинальная частота вращения вала насоса).

Поддерживать работоспособность оборудования позволяют ежедневные проверки:

  • чистоты и комплектности узлов и агрегатов;
  • отсутствия реагентов на корпусе насоса;
  • работы задвижек на напорном коллекторе,
  • наличия смазки в сальниковой масленке и масла;
  • герметичности вакуумной системы;
  • работоспособности компонентов (всасывающий патрубок, камеры, валы)
  • отсутствия воды в камере;
  • точности показаний контрольных приборов (в соответствии с номинальными показателями производителя);
  • подсветки.

Неисправности пожарных насосов и способы их устранения

Дефекты работы проявляются в виде отказов, которые возникают в насосном оборудовании. Это приводит к снижению эффективности тушения очагов пожаров и увеличению убытков от них. Причинами возникновения дефектов могут быть:

  • неправильные действия техников, обслуживающих механизмы;
  • износ деталей;
  • усталость соединений, герметизирующих материалов;
  • высокая частота эксплуатации оборудования без должного техобслуживания.

Наиболее распространенными дефектами работы оборудования для пожаротушения являются:

  • При пуске помпа не качает воду. Решение: следует произвести дополнительно операцию по забору воды с использованием вакуумной системы.
  • Сначала помпа качает воду, но затем падает частота оборотов и напор уменьшается. Решение: проверить уплотнения и заменить износившиеся; прочистить засорившуюся всасывающую сетку; проверить положение всасывающей сетки и установить ее в требуемое положение.
  • Вакуумметр не фиксирует показатели давления. Решение: замена прибора.
  • Стуки и вибрации во время запуска и работы. Решение: 1) проверить крепления корпуса и деталей, подтянуть болты; проверить подшипники, изношенные заменить; 2) осмотреть шейки вала рабочего колеса на предмет износа – заменить, если таковой имеется; осмотреть рабочее колесо, при обнаружении следов деформации, выкрашивания, дефектов в виде трещин, коррозии, заменить на новое.

Своевременное и регулярное техническое обслуживание в соответствии с правилами пожарной безопасности, грамотная эксплуатация оборудования являются залогом его эффективной работы.

Источник: http://stopogon.ru/pozharotushenie/pozharnye-nasosy-dlya-tusheniya-vozgoraniya.html

Пожарные насосы (насосные установки): виды, классификация

Насосы для пожаротушения являются наиболее важными и сложными устройствами для ликвидации очага возгорания. Они перекачивают воду из цистерны или водоема прямо к горящему объекту.

Существует много видов противопожарных насосов, что отличаются конструкцией, принципом действия и давлением, что они создают. Большое разнообразие связано с тем, что их производством занимались многие инженеры с разных стран на протяжении многих лет. Данное оборудование постоянно усовершенствуется.

Основные характеристики

Пожарные центробежные насосы всасывают воду с помощью инерционной силы. Они незаменимы в тушении огня. Назначение центробежных агрегатов- подача жидкости или пены для тушения, создание вакуума и прокачка воды в трубопроводах.

Не смотря на разное устройство таких насосов, все они имеют общие характеристики, а именно:

  1. Объем жидкости, что подается, или других веществ для тушения огня за единицу времени (подача измеряется в литрах за секунду или кубических метрах за секунду).
  2. Высота подъема струи или напор, измеряется в метрах. Определяется по показаниям манометра или вакууметра.
  3. Высота всасывания- расстояние между поверхностью воды и горизонтальной осью, м.
  4. Частота вращения вала, об/мин.
  5. Коэффициент полезного действия.

Пожарный насос НЦПН-100/100М

Пожарные насосы высокого давления по нормам должны создавать напор 200 или 400 метров. КПД с нормальным давлением достигает более 60%, при высоком- не меньше 40%.
к меню ↑

Читайте также:  Решение задач по тактической подготовке

Устройство центробежных агрегатов

Основным рабочим элементом данного оборудования является колесо с лопастями, что загребают воду. Жидкость движется по кругу, ускоряется с помощью центробежной силы, далее прижимается к стенкам и засасывается. Поток движется по спирали к конусному диффузору, что расширяет и замедляет его.

Центробежные повысители имеют ряд достоинств: равномерность, подача без пульсаций средств для тушения, простое управление, обслуживание, эксплуатация.

К тому же, если пожарный ствол перекрывается, засоряется или заломливается рукав, давление в системе чрезмерно не повышается.

Оборудование не нуждается в сложном приводе от двигателя, имеет небольшую массу, компактные габариты, что важно для пожарных автомобилей.

Есть недостатки – всасывающую линию и насос необходимо предварительно заполнять водой. Для компенсации такого недостатка существуют устройства, что заполняют полости агрегата жидкостью из цистерн. На машинах устанавливаются также вспомогательные насосы, что работают кратковременно для заполнения рукава и насоса.

Если забор воды происходит из водоема, сначала включается вакуумный аппарат для откачивания воздуха. После заполнения системы водой и достижения избыточного давления, открываются клапаны, происходит пуск воды в рукав.

Вакуумный пожарный насос

Важно

На пожарный насос устанавливаются водопенные коммуникации. Смешивая воду и пенообразователь, они создают пену. На автоцистернах водопенные коммуникации управляются с помощью вентилей. Более распространена воздушно-механическая пена, поскольку водопенные коммуникации более компактны и удобнее хранение илидоставка пенообразователя к смесителям.

Повысительный агрегат, что устанавливается на пожарном автомобиле, состоит из насоса, коллектора, затворной арматуры, приборов для создания вакуума и подачи вещества для образования пены.
к меню ↑

Проверка герметичности

Все агрегаты, повышающие давление, проходят проверку на сухой вакуум. Для этого краны и задвижки закрываются и включается мотор. С помощью вакуумной системы давление 75-80 кПа создается за 15 секунд. В норме воздух в насосе должен разрядиться до 13 кПа или меньше на протяжении 2,5 секунд. Места протечки воздуха проверяются мыльным раствором при опрессовке водой с давлением до 0,6 Мпа.

Категорически запрещается самопроизвольно отвенчивать или ослаблять соединения в процессе работы.

Существует 6 видов периодических и типовых испытаний пожарных насосов, которые проводятся на предприятиях с наличием нужного оборудования.
к меню ↑

Виды и классификация пожарных насосов

С целью тушения пожара используются разные виды насосов. В зависимости от принципа действия, пожарный насос ПН может быть:

Объемным:

  • поршневой;
  • шестеренный;
  • пластинчатый;
  • водокольцевой.

Динамическим:

  • Струйный:
  • газоструйный;
  • водоструйный.
  • Тангенциально-дисковый:
  • вихревой;
  • жидкостного трения;
  • инерционный;
  • клапанно-вибрационный.
  • Лопастный:
  • осевой;
  • центробежно-осевой;
  • центробежный.Пожарная насосная станция в работе

Насос объемного гидравлического действия перемещает жидкость путем поочередного уменьшения и увеличения объема камеры. Из одного в другой объем жидкость перетекает и выталкивается.

Самым известным подвидом объемного насоса является поршневой. Для ликвидации небольшого очага возгорания применяется ручной пожарный агрегат с поршневым принципом работы.

Динамические устройства всасывают жидкость с помощью сил инерции. Динамический насос может перекачивать грязную воду. Поскольку происходит непрерывное всасывание жидкости, шума создается меньше, чем при использовании объемных механизмов.

По давлению противопожарный насос бывает трех видов:

  • нормального давления (давление на выходе равно или меньше 2 Мпа);
  • высокого давления (2-5 Мпа);
  • комбинированные устройства (два предыдущих типа соединены).

к меню ↑

Пожарный насос ПН-40 У и НЦПН-40/100

Самым распространенным типом пожарных насосных установок еще с времен СССР считается пожарный насос ПН-40 У. Такие насосы для систем пожаротушения были практически на всех пожарных машинах. В обозначении указано, что данные агрегаты выдают 40 литров за секунду жидкости, а буква У обозначает «универсальный».

Емкость для масла и корпус выполняются единой деталью. В конструкции есть задвижки, коллектор, два напорных патрубка, водопенные коммуникации со смесителем пены. Рабочее колесо размещено на прочном стальном валу. Детали корпуса и колесо изготавливается из нержавеющего алюминиевого сплава.

Совет

Тестирование пожарного насоса

Аэродромный пожарный автотранспорт комплектируется моделями ПН-60. Насосные станции оборудуют моделями ПН-110. Они похожи по устройству и принципу действия, но больше по размеру и массе, поскольку корпус делается из чугуна.

Усовершенствовав проточную часть ПН-40, производители создали более продуктивные насосы пожарные НЦПН-40/100. Такие устройства создают распыляющие тонкие струи. Этим они экономят тушащее средство, при чем имеют повышенный уровень тушащих характеристик.

Современный пожарный насос НЦПН и его модификации устанавливаются на противопожарном транспорте.
к меню ↑

Судовые пожарные насосные установки

Пожарная насосная система на судне проектируется с учетом всех потенциальных угроз возгорания. Основные системы пожаротушения:

  • водопожарные;
  • автоматические и ручные спринклерные;
  • водораспылительные;
  • водяные завесы;
  • водяное орошение;
  • пенотушение (водопенные коммуникации);
  • углекислотные;
  • системы инертных газов;
  • порошковые.

к меню ↑

Повысители для пожарного водопровода

Насосы повысители применяются в системах пожарного водопровода многоэтажных зданий, а также для обеспечения водоснабжения или повышения давления в централизованной сети. Повысители бывают одноступенчатыми или многоступенчатыми.

Пожарный насос ESTERI 10-6000

Производительность одноступенчатых помп 6-200 кубических метров в час, напор 14-98 метров. Многоступенчатые агрегаты имеют производительность 34 – 290 м3/час, напор до 600 м, это идеально для обеспечения противопожарного водопровода высотного здания.
к меню ↑

Пожарная насосная станция

Самым эффективным и традиционным методом ликвидации очагов возгорания является тушение водой. Станция пожаротушения — это установка, что состоит из:

  • смонтированной на опоре группы центробежных насосов;
  • запорной арматуры;
  • напорного и всасывающего коллектора;
  • контрольно-измерительных приборов (тахометр ТС);
  • шкафа управления.

Большим спросом пользуются насосные станции Иртыш, что выпускаются в России. Серия ЦНК Иртыш работает с морской водой. Электрический шкаф управления станцией Иртыш компактный, имеет надежные приборы для контроля, а также автоматику. Любая емкость с водой или водопровод, а также открытые водоемы могут служить источником для станций Иртыш.
к меню ↑

УПРАВЛЕНИЕ НАСОСНОЙ УСТАНОВКОЙ, ОСНАЩЕННОЙ ПОЖАРНЫМ НАСОСОМ НЦПН-40/100 М-П3 (ВИДЕО)

 Главная страница » Насосы

Источник: http://ByreniePro.ru/nasosy/pozharnye.html

Пожарные насосы: виды, классификация, расчет

Название насоса само говорит о предназначении. Такие агрегаты являются основным элементом систем пожаротушения любых сооружений. Пожарными насосами оснащаются все виды современной техники, которую применяют для тушения пожаров: насосные станции, автомобили, трактора, мотопомпы, суда и прочие устройства.

Первые помпы для тушения пожаров стали применять в 19 веке. Ручной пожарный насос имел поршневой механизм возвратно-поступательного действия, который устанавливался на конную подводу. Современные пожарные насосы конструктивно отличаются и, в зависимости от того, где они устанавливаются, используют тот или иной тип оборудования.

Пожарные центробежные насосы

Центробежные консольные агрегаты с правым вращением получили наибольшее распространение. Классификация центробежных агрегатов происходит по давлению:

  • помпы нормального давления имеют давление на выходе до 2,0 МПа или 20 кгс/см²;
  • пожарные насосы высокого давления создают давление на выходе от 2,0 МПа (20 кгс/см²) до 5,0 МПа (50 кгс/см²);
  • комбинированные помпы состоят из, имеющих общий привод, последовательно соединенных помп с высоким и нормальным давлением.

Основными рабочими характеристиками пожарных агрегатов являются:

Пожарный насос НЦПН-100/100М

  • напор помпы H, метр;
  • расход (подача) Q, л/сек;
  • мощность агрегата N, кВт;
  • максимальная геометрическая высота всасывания hвс, метр;
  • номинальное количество оборотов вращения n, об/мин.

Самые распространенные марки пожарных центробежных насосов ПН 40 и более современные НЦПН 40 100, а также все их модификации обладают такими техническими показателями:

  • напор – 100 м;
  • расход – 40 л/с;
  • максимальная высота всасывания – 7,5 м;
  • количество оборотов – 2700 об/мин.

к меню ↑

Управление насосной установкой, оснащенной пожарным насосом НЦПН-40/100 М-П3 (видео)

к меню ↑

Конструкция центробежных пожарных насосов

Устройство агрегата центробежного типа представляет собой такой комплект:

  • спиральный корпус с выходным дмффузором;
  • корпус опор подшипников (иногда совмещен с корпусом помпы);
  • крышка корпуса;
  • рабочее колесо;
  • коллектор напорный;
  • пеносмеситель для смешивания и дозирования пенообразователя;
  • вентили запорные, в том числе вентиль пневматический для подсоединения лафетного ствола;
  • вал приводной с уплотняющими устройствами;
  • устройство, определяющее частоту вращения помпы;
  • панель управления с приборами и элементами управления (кнопки, рычаги, вакуумный манометр и др.);
  • насос вакуумный (устанавливается не всегда).

Герметичность внутреннего рабочего пространства играет определяющую роль в стабильной работе агрегата. В процессе работы производится периодическая проверка герметичности вакуумом. Падение вакуума недолжно превышать за 1 минуту 0,1 кгс/см².
к меню ↑

Оборудование пожарных насосных установок вакуумными насосами

Пожарные автомобили, в основном комплектуются центробежными агрегатами ПН 30, ПН 40, где 30 или 40 подача в л/с. Пожарный насос серии ПН разработан в середине прошлого века, благодаря своей надежности используется по сей день. В наше время пожарные помпы ПН 40У агрегатируются со всеми автоцистернами и автонасосами, выпускаемыми на шасси ГАЗ 66, ЗИЛ 130 и 131, Урал 375.

Современные пожарные установки на базе насосов ПН 40У (унифицированный) дополняют вакуумным насосом АВС 02 Э, заменяя струйные (газоструйные) насосы, которые работают от выхлопных газов пожарного автомобиля  по принципу эжектора. Вакуумный аппарат АВС является автономной системой, разработанной для заполнения водой пожарных насосов.

Вакуумный пожарный насос

Он имеет ряд преимуществ перед струйными аппаратами:

  1. Вакуумный насос АВС 02 Э способен работать автономно без привода пожарного насоса.
  2. Проверка на герметичность проводится без пуска двигателя, что упрощает проверки, экономит топливо и увеличивает ресурс двигателя. Вакуумирование насосной установки при проверке длится не более 7 секунд.
  3. Имеет высокую производительность. Водозаполнение происходит даже при не 100%-ой герметичности всасывающих рукавов и насосной установки с высоты всасывания 7,5 м за 20-35 секунд.
  4. Аппарат легко устанавливается в любом пожарном автомобиле без привлечения сторонних специалистов.
  5. АВС 02 Э прост в управлении (одной кнопкой) и обслуживании. 1раз в месяц следует проверить/долить масло.
  6. АВС 02 Э рассчитан на присоединение не только к агрегатам типа ПН 40У, но и с обычными вакуумными затворами.
  7. Аппарат обладает повышенной надежностью и устойчивостью к всевозможным нестандартным ситуациям в работе.

Логическим продолжением идей, лежащих в линейке агрегатов ПН 40, являются помпы марки НЦПН 40 100. В сравнении с предшественниками агрегаты имеют некоторые преимущества:

  • лучшие гидравлические показатели: запас по напору, подача с высоты всасывания 3,5 м до 50 м/с, от гидрантов до 60 м;
  • увеличенный КПД обеспечивает экономию топлива и снижает нагрузки на двигатель;
  • применен более мощный пеносмеситель, позволяющий пенным установкам работать с производительностью до 50 л/с;
  • модернизированный дозатор за счет точной, плавной регулировки экономит пенообразователь;
  • обладает вакуумной системой АВС;
  • сальник уплотнительный новой конструкции износоустойчив, не требует текущего обслуживания.
Читайте также:  Ручные пожарные лестницы: назначение, порядок испытания, применение

к меню ↑

Погружные пожарные насосы

Помпы этого вида применяют в системах пожаротушения:

  • в качестве резервных и основных агрегатов в системах гидратного и спринклерного пожаротушения;
  • для забора воды из открытого водоема (река, озеро) или из резервуара путем погружения помпы;

Многие модели современных пожарных насосов этого вида способны работать с морской водой.
к меню ↑

Насосы повысители для пожарного водопровода

Для обеспечения водоснабжения и систем пожарного водопровода высотных  зданий, а также при недостаточном давлении в централизованной сети применяют насосы повысители. Как повысители  используются одноступенчатые или многоступенчатые консольные центробежные агрегаты.

Такие одноступенчатые помпы рассчитаны на производительность  6 – 200 м3/час и выдают напор 14- 98 м. Многоступенчатые конструкции, в зависимости от количества секций, рассчитаны на производительность 34 – 290 м3/час при величине напора до 600 м.
к меню ↑

Пожарная насосная станция

Тушение пожаров водой является традиционным и эффективным. До 90% возгораний тушатся водой. Насосные пожарные станции применяются в системах спринклерного и гидратного водяного пожаротушения. Стандартная станция пожаротушения представляет собой установку, состоящую из:

Пожарная насосная станция в работе

  • группы центробежных насосов смонтированных на опоре;
  • комплекта запорной арматуры;
  • всасывающего и напорного коллекторов;
  • КИП (контрольно измерительных приборов);
  • шкафа управления (ШУ).

На рынке пожарного оборудования в пределах стран СНГ пользуются спросом насосные станции Иртыш, выпускаемые в России. Насосы для пожаротушения Иртыш серии ЦНК способны работать с морской водой.

Электрические шкафы управления насосными станциями серии Иртыш имеют компактные размеры и оснащены надежными контрольно измерительными приборами и автоматикой.

Источником воды для станций могут быть открытые водоемы, пожарные емкости и водопроводы различного назначения.
к меню ↑

Водопенные коммуникации

Пожарные автоцистерны составляют 90% парка пожарных автомобилей. Для более эффективной борьбы с огнем посредством пены автоцистерны оборудуются баком для пенообразователя.

Водопенные коммуникации – это стационарные и переносные технические средства для подачи воздушно-механической пены, выработка которой менее затратна и трудоемка, чем выработка химической пены. Воздушно-механическая пена вырабатывается механическим смешиванием воды, воздуха и пенообразователя в специальных воздушно-пенных стволах. Дозирование пеннобразователя происходит в смесителях.

В систему водопенной коммуникации при тушении пожаров в замкнутых пространствах включен генератор обильной пены вентиляторного типа. Генератор состоит из осевого вентилятора, распределителя, корпуса с сеткой, которые формируют пену. Привод генератора работает от двигателя шасси через КОМ.

Совет

Тестирование пожарного насоса

За рубежом водопенные коммуникации автомобилей для пенного тушения пожаров выполняются в виде переносных генераторов высокократной пены. Привод у них производится водяной турбиной под напором, который создает пожарный насос.
к меню ↑

Проверочные испытания пожарных насосов

Помпы пожарных автомобилей, мотопомпы, судовые пожарные насосы проходят проверочные испытания на работоспособность не реже чем один раз в год. Обычно их проводят при плановом ТО после прохождения 5000 км. Выработку ресурса осуществляют посредством тахометра ТС 1.

В ходе испытаний проверяются:

  • исправность системы смазки насосных уплотнителей насосов;
  • отсутствие течи в местах соединений и органах управления;
  • частота вращения вала должна соответствовать номинальным показателям;
  • подпор и напор помпы;
  • герметичность под гидравлическим давлением;
  • работоспособность вакуумной системы.

При обнаружении неполадок во время проведения проверочных испытаний насос немедленно выключается. Последующие испытания проводят только после устранения неисправностей.

Источник: https://nasosovnet.ru/station/pozharnye-nasosy.html

Реферат по дисциплине «Пожарно-спасательная техника» на тему: Центробежные насосы

Реферат по дисциплине «Пожарно-спасательная техника» на тему:

Центробежные насосы

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………..…3

  1. Определение………………………………………………………………………………….3

  2. Принцип работы………………………………………………………………………….…4

  3. Достоинства и недостатки………………………………………………………………….5

  4. Характеристики…………………………………………………………………………..….6

  5. Особенности работы в зимнее время………………………………………………………8

Заключение…………………………………………………………………………………………..9

Список литературы…………………………………………………………………………………..9

Введение

Из всего многообразия пожарно-технического вооружения насосы представляют наиболее важный и сложный их вид. В пожарных автомобилях различного назначения используется разнообразная номенклатура насосов, работающих по различным принципам.

Насосы, прежде всего, обеспечивают подачу воды на тушение пожаров, работу таких сложных механизмов, как автолестницы и коленчатые подъемники. Насосы применяются во многих вспомогательных системах, таких, как вакуумные системы, гидроэлеваторы и др.

Широкое применение насосов обусловлено не только их устройством, но и рабочими характеристиками, особенностями режимов их работы, это обеспечивает эффективное применение их для тушения пожаров.

Пожарные центробежные насосы (ПЦН) – насосы нового поколения. Основные конструктивные элементы и системы, обеспечивающие их функционирование, аналогичны элементам и системам насосов ПН. Однако в конструкции насосов ПЦН имеется ряд принципиальных особенностей, отличающих их от насосов ПН.

В этих насосах герметизация внутренних полостей осуществляется уплотнениями торцового типа. Элементы этих уплотнений изготовлены из силицированного графита. Этот материал характеризуется высокой износостойкостью и, следовательно, обеспечивает долговечность уплотнений.

Уплотнения рабочих колес пожарных насосов могут быть и комбинированными. Так, по желанию заказчика изготавливаются насосы, в которых уплотнения рабочих колес и межступенчатые уплотнения выполняются щелевыми, а концевые уплотнения вала – торцовыми.

Существенным является также и то, что струйные насосы в вакуумных системах заменены пластинчатыми насосами с механическим приводом.

Важным является то, что в конструкции насосов реализованы автоматические системы управления забором воды из естественных водоисточников. Ручной привод является дублирующим.

Внесены изменения и в систему подачи пенообразователя. Так, предусматривается автоматическое выключение подачи пенообразователя при выключении пенных стволов или ГПС. На некоторых ПЦН предусмотрен автоматический контроль и поддержание концентрации пенообразователя в воде.

На насосах предусмотрена установка счетчиков продолжительности их работы.

Пожарные центробежные насосы серии ПН устанавливают на автоцистернах и автонасосах. Они обозначаются так: ПН-40УВ. В этом обозначении ПН – пожарный насос; 40 – максимальная подача насоса 40 л/с; У – универсальный и В – особенности выпускаемой серии.

Геометрически подобны этой серии пожарные насосы ПН-60 и ПН-110. Они применяются на пожарных аэродромных автомобилях и пожарных насосных станциях, соответственно.

Обратите внимание

Все эти насосы имеют одинаковую номенклатуру основных деталей, идентичны по конструкции, но имеют различные габариты и массу.

Работоспособность центробежных насосов определяется совершенством его герметизации. Герметизация внутренней полости насоса от внешней среды осуществлена двумя способами. Все стенки соединяемых корпусных деталей герметизируют резиновыми прокладками.

Пожарный насос ПН-60 является геометрически подобной моделью насоса ПН-40У. Основные детали и колесо насоса отлиты из чугуна (СЧ-24-44).

Рабочее колесо (диаметр 360 мм) насажено на вал диаметром 38 мм по месту посадки. Крепится оно двумя шпонками и закрепляется шайбой и гайкой.

Уплотнение вала насоса осуществляется манжетами АСК-50 (50 – диаметр вала, мм).

Для работы от открытого водоисточника на всасывающий патрубок насоса навинчивается водосборник с двумя патрубками для всасывающих рукавов диаметром 125 мм.

Пожарный насос ПН-110. Этот насос также геометрически подобен насосу ПН-40У. Его основные корпусные детали и рабочее колесо изготовлены из серого чугуна. Диаметр рабочего колеса 630 мм, диаметр вала в месте установки сальников 80 мм (манжеты АСК-80). Диаметр всасывающего патрубка 200 мм, напорных патрубков – 100 мм. [1]

Внутри корпуса насоса, который имеет, как правило, спиральную форму, на валу жестко закреплено рабочее колесо.

Оно, как правило, состоит из заднего и переднего дисков, между которыми установлены лопасти. Они отогнуты от радиального направления в противоположную сторону, направления вращения рабочего колеса.

С помощью патрубков корпус насоса соединяется с всасывающим и напорным трубопроводами.

Важно

Если корпус насоса полностью наполнен жидкостью из всасывающего трубопровода, то при придании вращения рабочему колесу жидкость, которая находится в каналах рабочего колеса, под действием центробежной силы будет отбрасываться от центра колеса к периферии. Это приведёт к тому, что в центральной части колеса создастся разрежение, а на периферии повысится давление.

А если повышаться давление, то жидкость из насоса начнёт поступать в напорный трубопровод. Вследствие этого внутри корпуса насоса образуется разряжение, под действием которого жидкость одновременно начнёт поступать в насос из всасывающего трубопровода. Таким образом, происходит непрерывная подача жидкости центробежным насосом из всасывающего в напорный трубопровод.

Центробежные насосы бывают не только одноступенчатыми, но и многоступенчатыми. При этом принцип их действия во всех случаях остается таким же, как и всегда. Жидкость будет перемещаться под действием центробежной силы, которая развивается за счёт вращающегося рабочего колеса.[1]

Центробежные насосы получили широкое распространение во всех отраслях промышленности, а во многих химических производствах полностью вытеснили поршневые насосы. Это объясняется их большими достоинствами, к которым относятся:

  • Высокая производительность и равномерная подача.
  • Простота конструкции, компактность, легкость соединения с приводом (отсутствие передаточных механизмов – редукторов, вариаторов и т.д.)
  • Простота регулирования и обслуживания.
  • Возможность работы на загрязнённых жидкостях (отсутствие клапанов, достаточно большие зазоры между рабочим колесом и корпусом).
  • Отсутствие инерционных сил при работе насоса (рабочее колесо вращается равномерно), поэтому не требуются тяжёлые фундаменты.
  • Высокая надёжность в работе и долговечность.

Недостатками центробежных насосов являются:

  • Малый создаваемый напор (в одноступенчатой конструкции обычно не превышает 50м). Для создания наиболее высоких напоров применяют многоступенчатые насосы, имеющие несколько одинаковых колёс, вращающихся на общем валу. Жидкость, последовательно проходя через все колёса, получает напор, теоретически равный сумме напоров, создаваемых каждым рабочим колесом. Однако, при переходе из одной ступени в другую, жидкость многократно изменяет направление скорости, поэтому происходят потери энергии на местные сопротивления и, как следствие, снижение КПД. Кроме того, конструкции многоступенчатых насосов намного сложнее одноступенчатых.
  • Насосы не обладают свойством самовсасываемости (требуют заливки перекачиваемой жидкостью перед пуском).
  • Подача насоса зависит от сопротивления сети и в случае подключения дополнительного потребителя жидкости и(или) увеличения общего сопротивления сети подача насоса уменьшается.[1]

На пожарных автомобилях устанавливают центробежные насосы. Это обусловлено тем, что эти насосы обладают рядом достоинств: равномерностью, подачей без пульсаций, огнетушащих средств; способностью работать «на себя», т. е.

при перекрытии пожарного ствола, засорении или заломе пожарного рукава в системе подачи воды не повышается чрезмерно давление, этим гарантируется надежная работа насосной установки; простотой управления насосом и его обслуживания в эксплуатации на пожарах.

На пожарных автомобилях используются центробежные одноступенчатые консольные насосы. Максимальная геометрическая высота всасывания 7 м, число рабочих колес — одно. Обозначение насосов ПН-ЗОК, ПН-40У, где ПН — пожарный насос; 30 или 40 — подача в л/с; К — консольный; У — унифицированный.

Некоторые насосы имеют обозначение ПН-30КФ, где буква «Ф» указывает, что этот насос форсированный. На нем установлено колесо большего диаметра, чем на основной модели.

Насосы могут иметь и обозначение ПН-40УА, где буква «А» указывает на непринципиальные конструктивные особенности.

Все пожарные насосы создают напор 100 м вод. ст. и рассчитаны на максимальную геометрическую высоту всасывания 7 м.

Различаются они по значению подачи. Лучшими характеристиками обладает насос Г1Н-40УА. Этот насос легче других насосов по массе, потребляет меньшую мощность, чем, например, насос ПН-40К с такой же подачей.

Насос ПН-40УА является наиболее совершенным в настоящее время. Тщательно отработанная конструкция колеса и корпуса обеспечивает минимальные потери в этом насосе.

Его коэффициент полезного действия превышает 0,58.

Пожарный насос ПН-40УА устанавливается на всех современных пожарных автоцистернах и насосах, создаваемых на шасси ЗИЛ-130, ЗИЛ-131, ГАЗ-66, «Урал-375», ЗИЛ-133Г1.

Совет

Пожарные насосы 1ТН-40К, а также ПН-ЗОК и ПН-30КФ устанавливались на ранее выпускавшихся пожарных автомобилях. В настоящее время они сняты с производства.

Однако в гарнизонах пожарной охраны эксплуатируются пожарные автомобили с этими насосами. Так, пожарные насосы ПН-ЗОКФ эксплуатируются на пожарных автоцистернах АЦ-30(130)-63А и пожарных автонасосах АН-30(130)-64А.

Пожарный насос ПН-ЗОК устанавливался на более ранних моделях пожарных автомобилей.

Универсальные характеристики насосов показывают зависимость развиваемого ими напора, потребляемой мощности и изменение коэффициента полезного действия от подачи насоса.

Универсальная характеристика насоса ПН-40У при частотах вращения рабочего колеса, равных 2700 и 2600 об/мин, представлена на рис. 5 (кривые 1 и 2).

Наивыгоднейшим режимом работы насоса при 2700 об/мин рабочего колеса является режим с подачами от 36 до 44 л/с. При уменьшении частоты вращения рабочего колеса будет уменьшаться развиваемый насосом напор и коэффициент полезного действия.

При снижении мощности двигателя вследствие его износа или при низкой температуре охлаждающей жидкости в системе охлаждения насос может не обеспечить необходимых значений подачи воды и напора. Поэтому необходимо предпринимать все меры для содержания двигателей в надлежащем техническом состоянии.

Необходимо также обеспечивать работу на пожарах при оптимальных температурных режимах охлаждающей жидкости.

Обратите внимание

Универсальные характеристики насосов изменяются в процессе эксплуатации. Так, при изнашивании уплотнительных. колец увеличиваются щелевые зазоры. На насосах, отработавших большой срок, зазоры увеличиваются от 0,3 до 1,5 мм. Это приводит к увеличению циркуляции воды в насосе, и работа насоса ухудшается.

Интенсивность изнашивания уплотнительных колец сильно увеличивается при работе насосов на загрязненной воде, особенно при заборе ее с открытых водоемов. Правильный забор воды с открытых водоемов способствует продлению сроков службы насоса и его эффективной работе.

В эксплуатации универсальные характеристики насосов ухудшаются вследствие забивания полостей насоса твердыми предметами, например, мелкими камешками.

В насосах при неправильном заборе воды или несоблюдении правил установки пожарного автомобиля на водоисточник мелкими камешками могут забиваться несколько полостей рабочего колеса.

Это уменьшает проходимые сечения полостей и, следовательно, подачу насоса и развиваемый им напор.[1]

  1. Особенности работы в зимнее время

Особенности использования пожарных насосов зимой.

  • При использовании насосов зимой необходимо предусмотреть меры против замерзания воды в насосе и в напорных пожарных рукавах;
  • При температуре ниже 0 С включить систему отопления насосного отсека и выключить дополнительную систему охлаждения двигателя;
  • При кратковременном прекращении подачи воды не выключать привод насоса, держать малые обороты на насосе;
  • При работе насоса закрыть дверцу насосного отсека и следить за контрольными приборами через окно;
  • Для предотвращения замерзания воды в рукавах не перекрывать полностью стволы;
  • Разбирать рукавные линии от ствола к насосу, не прекращая подачу воды (в малом количестве);
  • При длительной остановке насоса слить из него воду;
  • Перед использованием насоса зимой после длительной стоянки провернуть заводной рукояткой вал двигателя и трансмиссию на насос, убедившись в том, что рабочее колесо не примерзло;
  • Замерзшую в насосе, в соединениях рукавных линий воду отогревать горячей водой, паром (от специальной техники) или выхлопными газами от двигателя.[1]

Заключение

Таким образом, основным агрегатом, предназначенным для подачи воды и раствора пенообразователя на пожар, является центробежный насос, устанавливаемый на большинство пожарных автоцистерн.

Применение центробежных насосов объясняется следующими достоинствами:

  • относительно небольшие габариты и масса;
  • удобство привода;
  • сравнительная простота конструкции и надежность в эксплуатации;
  • равномерная подача жидкости и простота регулирования её в широких пределах;
  • возможность работы «на себя» – т.е. при временном прекращении отбора воды из напорной линии;
  • высокий КПД;
  • возможность перекачивания загрязненных жидкостей.

Список литературы

  1. Пожарная техника: Учебник / Под ред. М.Д. Безбородько. М.: Академия ГПС МЧС России, 2004. 550 с.

Источник: https://infourok.ru/referat-po-discipline-pozharnospasatelnaya-tehnika-na-temu-centrobezhnie-nasosi-3085228.html

Мотопомпы и насосы пожарные

Насос центробежный пожарный ПН — 40УВ
Предназначен для подачи воды или водных растворов пенообразователя при тушении пожаров. Применяется в составе пожарного автомобиля.
Производительность, м3/с (л/с) 0,04 (40) Напор, м 100+5 Мощность, кВт (л.с.) 62,2 (84,9) Габариты, мм 700 х 900 х 700

Вес, кг 65

МОТОПОМПА пожарная «Гейзер» с автоматическим забором воды
Мотопомпа удобна

  • для тушения лесных и торфяных пожаров;

  • на предприятиях — для аварийной подачи воды и тушения пожаров;

  • для откачки воды из колодцев, подвалов;

  • для осушения водоёмов, бассейнов;

  • при аварийных затоплениях котлованов, подвалов, зданий;

  • для ирригации;

  • для орошения и полива;

  • для сельских населённых пунктов, 

  • садоводческих товариществ и дачно-строительных кооперативов;

  • для оздоровительных (бывших пионерских) лагерей;

  • для соревнований по пожарно-прикладному спорту;

  • для комплектования добровольных пожарных дружин (команд);

  • для машин быстрого реагироввания.

     «Гейзер»эффективно используется пожарными, коммунальными службами, подразделениями МЧС, водолазами, фермерскими хозяйствами, строителями, военными.

Мотопомпа выполнена в двух модификациях — переносная и на колёсах. При транспортировке может быть погружена на прицеп автомобиля, что сделает её прицепной пожарной мотопомпой.

«Гейзер» имеет ряд существенных преимуществ в устройстве и эксплуатации:

  • легко приводится в рабочее состояние — нажатием кнопки; 

  • обладает автоматической системой всасывания;

  • легко справляется с обрывом водяного столба в автоматическом режиме;

  • выполнена как переносная, что делает её более маневренными при выполнении работ на труднодоступных территориях;

  • имеет съёмный бензобак;

  • экономична в потреблении бензина;

  • работая на серийно выпускаемом в нашей стране двигателе от автомобиля, «Гейзер» обладает моторесурсом автомобиля (примерно 3000 часов); 

  • выполнена из отечественных комплектующих — ремонтнопригодна.

«Гейзер» — техника нового поколения! Не имеет российских аналогов!
Мотопомпа «Гейзер» выпускается в двух вариантах с различными двигателями:
Мотопомпа «Гейзер-1200» надёжная, удобная,экономичная.

Мотопомпа»Гейзер-1600″ по мощности соответствует европейским аналогам.
Мотопомпа»Гейзер» была успешно опробована на чемпионатах России по пожарно-прикладному спорту во время боевого развёртывания.

Эта мотопомпа прошла официальную пожарную аттестацию.


Технические характеристики

«Гейзер-1200» «Гейзер-1600»
Максимальная подача,  литров/минуту,

литров/секунду

1200 1600
Максимальный напор, м 130 190
Наибольшая геометрическая высота всасывания, м 7,5 8,5
Время всасывания при наибольшей геометрической высоте, с, не более  40  35
Предельное давление насоса, кгс/ , не более  12, 0  15,0
Диаметр и количество присоединительных рукавов, мм:
— напорного  2×70 
— всасывающего   1×100
Тип насоса НП 13/80 центробежный, двухступенчатый, консольный, диафрагменный
Вакуумная система   автоматическая
типа «Primatic»
Максимальная величина создаваемого вакуума в полости центробежного насоса, кгс/   -0,85
Габаритные размеры, мм  1100x640x940  1100x700x1100
Масса (сухая), кг  175  190
Тип двигателя   четырёхтактный бензиновый, карбюраторный
Модель  ВАЗ 11113  ВАЗ 21083
Система запуска   электростартёр
Система охлаждения водяная (тосол)
Ёмкость бака, л 20
Топливо   бензин АИ-92
Расход топлива при работе мотопомпы в зависимости от выбранного режима, л/ч  3:7  7:10
Внимание — полезная информация!
     Доводим до Вашего сведения то, что пожарная мотопомпа «Гейзер-1200» гораздо более мощная по сравнению с общехозяйственными мотопомпами типа МН-13/60 (МП-800). При напоре 80 м она обеспечивает подачу воды до 20 л/с.  В Европе давно отказались от обозначения характеристики мотопомпы одной рабочей точкой и приводят зависимость максимального напора от максимального расхода изделия.

Сравнение расходных характеристик мотопомп.


Длительная эксплуатация мотопомпы МП-800 (МН-13/60) и МП-1600 (МН-27/100) убедительно доказала их малую эффективность и ряд принципиальных недостатков, таких как:

  • низкая надежность агрегатов,
  • малый ресурс агрегатов,
  • неудобство эксплуатации и сложность запуска и ряд других.

Пожарные мотопомпы «Гейзер-1200» и «Гейзер-1600» могут служить аналогами морально устаревших мотопомп МП-800 (МН-13/60) и, соответственно, МП-1600 (МН-27/100) потому что полностью перекрывают технические возможности МП-800 и МП-1600, а главное, имеют ряд существенных преимуществ в устройстве и эксплуатации.
Мотопомпа «Гейзер» взята на вооружение МЧС и министерством обороны.


Насос центробежный НЦ-60/125
Предназначен для перекачивания чистой воды (кроме морской). Применяется на поливомоечных машинах. Возможно применение в комплектации с другими силовыми агрегатами для полива или орошения земель, для перекачки воды из водоемов и емкостей.
Напор, м 115 Мощность, кВт 32,4 Напор при предельной частоте вращения, м 125 Подача, м3/ч (л/с) 60 (16,7) Габариты, мм 430 х 370 х 375

Вес, кг 90

Насос центробежный НЦ-60/125

Предназначен для перекачивания чистой воды (кроме морской). Применяется на поливомоечных машинах. Возможно применение в комплектации с другими силовыми агрегатами для полива или орошения земель, для перекачки воды из водоемов и емкостей.

Тип Давление, МПа (кГс/см2) Подача, м3/ч (л/с) Частота вращения, с-1 (об/мин) Рабочий объем, см3 Габариты, мм Вес, кг
НШ-50 16 (160) 6,4 (1,8) 40(2400) 50 197 х 156 х 130 8,0
НШ-32 16 (160) 4,1 (1,1) 40(2400) 32 185 х 155 х 130

     В продаже всегда имеются: огнетушители (ОУ, ОП, самосрабатывающие), рукава пожарные (Армтекс, Гетекс, Сибтекс, Латекс, всасывающие), водопенное оборудование, соединительная арматура, рукав для пожарного крана и пожарной техники, противопожарная техника, противопожарное оборудование, противогазы, средства защиты органов дыхания, мотопомпы, насосы, головки, стволы пожарные, дыхательные аппараты.

Источник: http://rbpspb.ru/promyshlennaya_bezopasnost/fire_extinguishers/pumps_and_fire_pumps/

Ссылка на основную публикацию