Наблюдения природной среды

Организация системы наблюдений и контроля за состоянием природной среды

Основным методом исследования в метеорологии является наблюдение или мониторинг.

Полученные результаты наблюдений обрабатываются и обобщаются с помощью методов математической статистики и теории вероятностей.

Государственная система наблюдений и контроля за состоянием природной среды (ГСКП) осуществляет весь комплекс работ по производству наблюдений, сбору, обработке информации, составлению прогнозов и передаче информации потребителю.

ГСКП состоит, таким образом, из 4 систем:

  • Система получения информации (система наблюдений, мониторинга);
  • Система сбора и распространения информации в другие подсистемы (система связи);
  • Система обработки и обобщения информации (составление прогноза, предупреждений для чрезвычайных условий и др.);
  • Система передачи информации потребителю.

Основной системой является система получения информации, которая состоит из двух подсистем: наземной и космической (спутниковой).

Наземная подсистема представляет собой разветвленную гидрометеорологическую сеть, которая базируется на трех видах источников информации: гидрометеорологические обсерватории, гидрометеорологические станции, гидрометеорологические посты.

Гидрометеорологические обсерватории — это научно-исследовательский комплекс, где помимо общеметеорологических наблюдений, проводятся научно-исследовательские работы по специальным проблемам метеорологии.

Основными источниками информации служат гидрометеостанции и посты.

Таким образом, гидрометеорологическая сеть представляет собой совокупность гидрометеостанций и постов, на которых проводятся систематические наблюдения за состоянием атмосферы и водных акваторий суши, включая моря, включая уровень загрязнения природной среды, то есть с учетом экологических аспектов окружающей среды.

Гидрометеорологическая сеть подразделяется на основную (или опорную) и специальную.

Обратите внимание

Основная сеть состоит из опорных гидрометеостанций и постов, служащих для систематического получения основной информации о состоянии окружающей среды с необходимой полнотой и точностью с учетом изменения во времени.

Специальные станции и посты организуются для обеспечения информацией отдельных отраслей, поэтому носят ведомственный характер, хотя входят в общую гидрометеосеть. Например, гидрометеостанций и посты имеются в системе таких ведомств или акционерных обществ, как Министерство топлива и энергетики, путей сообщения, сельского хозяйства и др.

Все станции и посты подразделяются на метеорологические и гидрологические.

Метеорологические станции и посты являются по своему характеру материковыми и на них ведутся в качестве основных метеорологические наблюдения, а в качестве второстепенных — частично гидрологические.

Гидрологические станции и посты расположены на водных акваториях и на них ведутся в качестве основных гидрологические наблюдения, а в качестве второстепенных — частично метеорологические.

Нравится

Источник: http://yznaika.com/notes/452-organization-conrol-environment

Мониторинг окружающей природной среды

В природной среде проводится экологический мониторинг, который позволяет наблюдать динамику изменений всех процессов в экосистемах. Все данные собираются специальными службами с различных объектов, проводятся наблюдения, по которым в дальнейшем заключается анализ.

Экомониторинг по степени исследований и масштабности разделяется на:

  • биоэкологический, на котором анализируются санитарно-гигиенические нормы;
  • геосистемный, в ходе которого изучаются данные хозяйственных и природных угодий;
  • биосферный, для которого составляется общая картина в масштабах планеты.

Для мониторинга состояния окружающей среды собираются различные данные по уровню загрязнения воздуха и водоемов, показатели погоды и состояние неживой природы. Также осуществляется исследование всех климатических данных и изменений.

На уровне биологического мониторинга проводится наблюдение за живыми организмами и их состоянием при загрязнении и изменениях окружающей среды. Кроме того, в экомониторинг входит сбор данных заболеваемости и состоянию здоровья людей.

Все это позволяет прогнозировать состояние земной биосферы и выявлять экопроблемы.

В целом сбор данных проводится на различных уровнях:

  • детальный – исследования небольшого земельного участка или территории;
  • локальный – проводится в рамках района или населенного пункта;
  • региональный – изучается состояние областного уровня;
  • национальный – осуществляется экомониторинг конкретной страны;
  • глобальный – проводится в рамках программы ООН, изучается изменения в планетарном масштабе.

Экологический мониторинг проводится на постоянной основе специальными ведомствами.

Эта информация позволяет получить данные на счет состояния окружающей среды в определенное время с максимальной точностью, чтобы проводить очищение биосферы и рационально расходовать природные ресурсы.

Также это позволяет наблюдать за круговоротом веществ в среде, определять время разложение отходов различного вида, утилизировать некоторые из них и снизить антропогенное влияние на природу, чтобы преодолевать различные экологические проблемы.

Таким образом, мониторинг окружающей среды является неотъемлемой деятельностью, чтобы контролировать состояние нашей планеты. Он позволяет своевременно фиксировать все изменения, на основе которых строится прогноз. В свою очередь, он помогает определить, как нужно расходовать те или иные природные блага.

Под программой системы мониторинга понимают совокупность целей организации, конкретных стратегий поведения и механизмов реализации. Основными составляющими являются:

  • объекты, имеющие территориальную привязку, которые находятся под строгим контролем служб;
  • показатели контроля;
  • допустимые области изменения показателей;
  • временные масштабы.

Каждая программа содержит разработанные карты, таблицы, в которых указаны места и даты, а также методы отбора проб, схемы и другие важные данные. Также в программу заложены методы дистанционного анализа, позволяющие определить состояние окружающей среды.

Источник: https://ECOportal.info/monitoring-okruzhayushhej-prirodnoj-sredy/

Open Library — открытая библиотека учебной информации

Тема 4 Наблюдение, учет и контроль в области природопользования и охраны окружающей среды.

План лекции:

1.Сущность, задачи и виды мониторинга окружающей среды. Организация системы наблюдения за состоянием природной среды.

2. Основы экологического нормирования.

3. Экологический аудит, экспертиза, контроль, паспорт.

Литература:

1.Управление природопользованием и природноохранной деятельностью: учебное пособие/ О.С.Шимова, А.М.Кабушко.-Мн.: Юнипак,2005-220с.

2.Природопользование:учебник/ Э.А.Арустамов-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»,2003.-312с.

3.Основы экологии и экономика природопользования6 учебное пособие/О,С,Шимова, Н,К,Соколовский – Мн.: БГЭУ,2001,-368с.

Управление природоохранной деятельностью невозможно без объективной, достоверной, своевременной информации об экологической ситуации ᴛ.ᴇ. необходимы постоянное наблюдение, контроль, оценка экологического состояния объектов любого уровня иерархии.

Для этого применяется мониторинг окружающей среды— система наблюдений, оценки и состояния окружающей природной среды, позволяющая отметить изменения состояния окружающей среды под воздействием антропогенных и природных факторов.

В Беларуси создана Национальная система мониторинга окружающейсреды (НСМОС).

Важно

Ее целью является обеспечение взаимодействия системы наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов, получения и предоставления полной, достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды и воздействия на нее.

Задачи Национальной системы мониторинга окружающей среды сле-дующее:

-получение экологической информации о состоянии окружающей среды;

-объединœение локальных информационных сетей и создание единой автомати-зированной информационной системы сбора, хранения, обработки и передачи данных о состоянии окружающей среды;

-оперативная оценка экологического состояния объекта͵ территории;

-составление прогнозов изменения окружающей среды под влиянием антропо-генных и природных факторов;

-подготовка периодических информационных материалов о состоянии окружа-ющей среды.

Национальная система мониторинга окружающей среды ориентирова­на на выполнение обязательств Республики Беларусь в соответствии с меж­дународными договорами, конвенциями, программами, соглашениями.

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Бе­ларусь от 14 июля 2003ᴦ. № 949 «О Национальной системе мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь» проведение различных видов мониторинга осуществляется на основе следующих общих принципов:

— согласованности нормативных правовых актов, устанавливающих порядок проведения видов мониторинга окружающей среды;

— совместимости технического и программного обеспечения;

— достоверности и сопоставимости данных мониторинга окружающей среды;

— согласованности размещения пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды для получения комплексной информации о состоя­нии экологических систем;

— обязанности ведения наблюдений за состоянием окружающей сре­ды и воздействием на нее природных и антропогенных факторов на пунк­тах наблюдений, включенных в установленном законодательством поряд­ке в Государственный реестр пунктов наблюдений НСМОС;

— комплексности обработки и использования информации о состоя­нии окружающей среды и воздействии на нее природных и антропогенных факторов;

— доступа государственных органов, юридических лиц и граждан к информации о состоянии окружающей среды и воздействии на нее при­ родных и антропогенных факторов;

— оперативности предоставления и обмена информацией о состоянии окружающей среды и воздействии на нее природных и антропогенных фак­торов.

Реализация общих принципов проведения мониторинга окружающей среды в составе НСМОС осуществляется посредством:

— разработки, координации и выполнения программ наблюдений за состоянием окружающей среды и воздействием на нее природных и антропогенных факторов;

— регламентации и контроля сбора и обработки, данных мониторинга окружающей среды;

— в обеспечения единства измерений при получении данных монито­ринга окружающей среды;

— анализа информации и ведения специализированных данных мони­торинга окружающей среды;

— обеспечения обмена информацией в НСМОС (далее – информационный обмен);

— оценки и разработки прогнозов состояния окружающей среды и воздействия на нее природных и антропогенных факторов;

-подготовки и предоставления информации по результатам проведения мониторинга окружающей среды государственным органам, юридическим лицам и гражданам;

-гармонизации с международными информационными системами в области мониторинга окружающей среды.

Социалъно-гигиенический мониторингосуществляют в крупных городах республики. В системе этого мониторинга выполняют работы по установлению особенностей проявления влияния изменений качества окружающей среды на состояние здоровья населœения.

При этом информация о состоянии здоровья представляет собой интегральную оценку влияния всœех, в том числе не идентифицированных загрязнителœей, их комплексного и комбинированного воздействия на организм человека.

Сбор информации об изменениях в состоянии здоровья населœения, связанных с качеством окружающей среды, осуществляют учреждения санитарно-эпидемилоги-четской службы Минздрава Республики Беларусь.

Департамент гидроологии Минприроды Республики Беларусь ведет наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, метеорологическими показателями качеством питьевой воды и уровнями шумовой нагрузки.

Сбор данных о состоянии здоровья населœения, проживающего в районах наблюдений, осуществляют специализированные группы городских центров гигиены и эпидемиологии в следующих лечебно-профилактических учреждениях, обслуживающих населœение выбранных районов наблюдений:

-родильных домах;

-родильных и гинœекологических отделœениях;

-выборочно детских и взрослых поликлиниках (включая ведомственных диспансерах (онкологических, кожно-венерологических, кардиологических и др.);

-больницах, клиниках.

Информацию о смертности городского населœения получают из городских загсов.

Выполняют также наблюдения за уровнями шума, вибрации, инфразвука, электромагнитными полями, связанными с интенсивным развитием радио-, телœевизионной сети, сетью линий электропередач, работой локационныхсистем гражданских и военных ведомств, интенсивным развитием транспортной сети.

Мониторинг атмосферного воздухавключает в себя наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха в условиях городских территорий (охватывает всœе крупные города и промышленные центры республики), а так за химическим составом атмосферных осадков (дождь, снег) и аэрозолей на сети метеостанций.

Мониторинг поверхностных и подземных вод, с его стационарной сетью охватывает всœе гидрологические районы и подрайоны бассейнов рек и включает в себя:

Читайте также:  Готовность системы связи мчс россии. определение.

-4 пункта фонового ранга и 123 пункта наблюдений регионального ранга (мониторинга поверхностных вод);

-31 пост фонового ранга и 47 постов регионального ранга (мониторинг подземных вод).

В состав контролируемых показателœей включены гидрохимические, гидро- биологические и гидрологические характеристики. Вместе с тем, в качестве дополнительной информации используются данные об уровневом и температурном режимах подземных вод и состоянии почвогрунтов.

Мониторинг земельосуществляют по трем основным направлениям: исследование земельного фонда, почв и агротехногенного загрязнения почв.

Совет

Мониторинг земельного фонда не имеет собственной сети наблюдений, а базируется на материалах статической отчетности о наличии, качественном состоянии и использовании земель. Исследование почв ведется на землях сельскохозяйственного использования и включает в себя полевые опыты по изучению изменений почвенного покрова под влиянием различных природных и антропогенных факторов.

Изучение агротехногенно загрязненных почв ведется на 36 пунктах наблюдений в зоне влияния крупных и средних городов республики, на 21 геоботаническом профиле в придорожных полосах, в хозяйствах 28 районов (за содержанием остаточных количеств пестицидов), на 100 пунктах изучения глобального загрязнения почв.

Мониторинг озонового слоя.Контролю подлежат следующие основные показатели: общее содержание озона в атмосфере, вертикальное распределœение озона и биологически активное ультрафиолетовое излучение.

В состав сопутствующей фиксируемой информации входят: оптическая плотность аэрозолей, содержание малых газовых составляющих, давление воздуха, метеорологическая дальность видимости, количество и формы облачности и т.д.

Геофизический мониторингосуществляют на стационарах «Нарочь» и «Плещеницы» (обсерватории 1 -го класса) и на сейсмостанциях. Дополнительно е трем действующим сейсмостанциям (Брест, Солигорск, Гомель) планируется открыть сейсмостанции в районе населœенных пунктов Минск, Лида, Орша, Петриков, Россоны.

В состав наблюдений входит контроль за фазами сейсмических волн, геомаг-нитным полем, К-индексом, магнитными бурями, уровнями сейсмического, транспортного, промышленного и прочего шума.

Радиационный мониторинг включает следующие основные объекты наблюдений:

-атмосферный воздух;

-поверхностные и подземные воды;

-почвы (в том числе сельскохозяйственных и лесных угодий);

-объекты жилищно-коммунального хозяйства.

Излучение радиоактивного загрязнения атмосферного воздуха включает в себя наблюдения за мощностью экспозиционной дозы гамма-излучения, уровнями радиоактивных выпадений из атмосферы и содержания радиоактивных аэрозолей в воздухе.

Исследование радиоактивного загрязнения поаерхностных вод осуществляется на 5 крупных реках (Припять, Днепр, Сож, Ипуть, Беседь) и на малых реках.

Анализ радиоактивного загрязнения подземных вод осуществляется в 85 скважинах. Изучение радиоактивного загрязнения почвы ведется на сети, которая состоит из 18 ландшафтно-геохимических полигонов и 181 площадки.

В системе Минжилкомхоза проводится контроль за радиоактивным загрязнением питьевой воды, сточных вод и их осадков, а также контроль за уровнем радиоактивного загрязнения на полигонах захоронения коммунально-бытовых отходов.

Мониторинг лесовосуществляют с целью анализа, оценки, контроля за состоянием лесов и лесного хозяйства.

Мониторинг растительного мираформируется в значительной степени из независимых блоков, соответствующих основным типам растительности республики (лесная растительность, луговая, водная и растительность специальных защитных насаждений).

Мониторинг животного мира.Сеть наблюдений за состоянием животного мира формируется в соответствии с созданием различных уровней ведения этого вида мониторинга.

Обратите внимание

При этом, учитывая тесную зависимость состояния зоокомплексов и отдельных видов животных от характера и состояния места обитания, пункты наблюдений мониторинга животного мира должны совпадать с сетью мониторинга растительности.

Мониторинг и прогнозирование ЧС природного и техногенного характера. К сфере этого вида мониторинга относят наблюдения и действия в режиме повышенной готовности и чрезвычайном режиме.

Проводимые на территориях возможного или произошедшего загрязнения окружающей среды.

Объектами наблюдения мониторинга ЧС являются: экологически опасные объекты народного хозяйства, территории, подверженные действию стихийных бедствий, пункты и районы вспышек эпидемий, эпизоотий и эпифитотий.

Локальный мониторинг окружающей среды.

Система локального мониторинга максимально приближена к источникам загрязнения окружающей среды и включает наблюдения в санитарно-защитной зоне, в зоне непосредственного влияния предприятия или иного источника загрязнения (автомагистрали, желœезные дороги). Структура сети локального мониторинга в пределах конкретных территорий определяется спецификой производственной деятельности и природных условий и предполагает двухуровневый режим ввода:

-первый уровень базируется на максимальном использовании средств и возможностей существующей сети ведомственных и заводских лабораторий аналитического контроля, пунктов локального контроля гидрометеослужбы;

-второй уровень предусматривает создание территориальных центров локального мониторинга с ориентацией на комплексное наблюдение за состоянием природной среды территорий в пределах влияния крупных источников техногенного загрязнения (санитарно-защитные зоны, промышленной зоны, городские районы, города).

Такое построение локального мониторинга позволяет создать единое информационно-диагностическое пространство и обеспечить крайне важной оперативной информацией местные административные и хозяйственные органы. Размещение пунктов локального мониторинга жестко не регламентируется.

Это бывают по­стоянные или временные сети наблюдений.

Локальный мониторинг осуществляется в целях:

-получения полной, достоверной и сопоставимой информации о влиянии источников загрязнения на окружающую среду;

-организации систематического экологического контроля и наблюдения за состоянием источников воздействия на окружающую среду;

-контроля за соблюдением нормативных параметров технологических процессов;

-обобщения данных наблюдений для оценки и прогноза уровней загрязнения окружающей среды, а также для разработки мероприятий по снижению отрицательного влияния источников антропогенного воздействия на окружающую среду;

-оперативного выявления опасных уровней загрязнения окружающей среды;

-оценки эффективности осуществляемых природоохранных мероприятий;

-обеспечения органов местного управления и самоуправления достоверной экологической информацией о влиянии источников загрязнения на окружающую среду для принятия соответствующих решений;

— предоставления объективной информации о состоянии окружающей среды средствам массовой информации, общественным объединœениям, населœению.

Объектами наблюдений в системе локального мониторинга являются:

-источники загрязнения (предприятия);

-компоненты окружающей среды (атмосферный воздух, поверхностные источники и почвенно-грунтовые (подземные) воды, почвенный покров в зонах влияния источников загрязнения (объектов хозяйствования).

Пользователями (потребителями) информации Национальной систе­мы мониторинга окружающей среды являются государственные органы, научные организации и учебные заведения, средства массовой информа­ции, общественные объединœения, физические лица.

Источник: http://oplib.ru/ekologiya/view/1197852_suschnost_zadachi_i_vidy_monitoringa_okruzhayuschey_sredy_organizaciya_sistemy_nablyudeniya_za_sostoyaniem_prirodnoy_sredy

Мониторинг окружающей природной среды

Под экологическим мониторингом понимают комплексную систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния окружающей природной среды под влиянием человека.

Мониторинг включает в себя следующие практические направления:

— наблюдение за состоянием окружающей среды и факторами, воздействующими на неё;

— оценка фактического состояния окружающей среды и уровня её загрязнения;

— прогноз изменения состояния среды.

Существует классификация систем мониторинга по территориальному признаку, по факторам, источникам и масштабам воздействия, по средствам и методам наблюдений. По территориальному признаку различают локальный (санитарно-гигиенический, биоэкологический), региональный (геосистемный) и глобальный (биосферный) (табл. 11).

Локальный мониторинг ведут применительно к отдельным объектам, например, лесным, водным, приземному слою воздуха, отдельным предприятиям и т.д.

Таблица 11

Ступени мониторинга Объекты мониторинга Характеризуемые показатели
Локальный (санитарно-гигиенический, биоэколо-гический) Приземный слой воздуха ПДК токсических веществ
Поверхностные и грунтовые воды, промышленные и бытовые стоки, различные выбросы Физические и биологические раздражители (шумы, аллергены и др.)
Радиоактивные излучения Предельная степень радиоизлучения
Региональный (экосистемный, природно-хозяйственный) Исчезающие виды растений и животных Популяционное состояние видов
Природные экосистемы Их структура и нарушения
Агроэкосистемы Урожайность сельскохозяйственных культур
Лесные экосистемы Продуктивность насаждений
Глобальный (биосферный, фоновый) Атмосфера Радиационный баланс, тепловой перегрев, состав и запыление
Гидросфера Загрязнение рек и водоёмов; водные бассейны, круговорот воды на континентах
Растительные и почвенный покровы, животное население Глобальные характеристики состояния почв, растительного покрова и животных. Глобаль-ные круговороты и баланс СО2, О2 и других веществ

В программу санитарно-гигиенического мониторинга входят наблюдения за изменением содержания в различных сферах загрязняющих веществ, обладающих мутагенными, канцерогенными и иными неблагоприятными свойствами.

Тщательно исследуют и такие вредные физические воздействия, как радиация, электромагнитные поля, уровень шумового загрязнения и др.

В программе данного вида мониторинга большое внимание уделяется наблюдениям за ростом числа врождённых дефектов у детей и динамикой генетических последствий загрязнения окружающей среды в первую очередь мутагенами.

Локальный мониторинг осуществляется с помощью стационарных или передвижных постов, которые располагаются в местах интенсивной хозяйственной деятельности и концентрации населения. Это могут быть, например, территории атомных электростанций, нефтепромыслов, агрокомплексов и др.

Региональный мониторинг – это слежение за состоянием окружающей природной среды крупных природных территориальных комплексов (природных зон, бассейнов рек, лесных экосистем и др.

), которые обычно отличаются от соседних по природным условиям и где имеются отличия параметров от базового фона ввиду антропогенных воздействий.

Изучают биологические круговороты веществ и их нарушения, контролируют состояние популяций редких и исчезающих видов животных и растений, оценивают возможность использования природных ресурсов региона в конкретных сферах деятельности.

Разновидностью локального и регионального мониторинга является импактный мониторинг, осуществляемый в особо опасных зонах и местах.

Глобальный, или биосферный, мониторинг проводится с целью получения информации о состоянии биосферы в целом или об отдельных биосферных процессах, например: состояние озонового экрана, изменение климата и т.п.

Разработка и координация глобального мониторинга окружающей природной среды осуществляется в рамках программы ЮНЕП (орган ООН) и Всемирной метеорологической организации (ВМО).

Наблюдения ведут базовые станции в различных регионах планеты.

В зависимости от используемых средств и методов наблюдения мониторинг может быть наземным, авиационным и космическим.

Наземный мониторинг проводится для уточнения данных, полученных с космических или авиационных аппаратов и для наблюдений, которые не могут быть осуществлены другими методами, например: для оценки степени загрязнения почв, вод, приземного слоя воздуха, состояния популяций растений и животных. При наземном мониторинге для определения состояния природных объектов широко используют живые организмы – биоиндикаторы, которые наиболее чувствительны к отдельным видам воздействия. Например, известно, что лишайники очень чувствительны к загрязнению атмосферы и быстро погибают под влиянием различных загрязняющих веществ. В связи с этим они широко используются в качестве биоиндикаторов. Отдельные виды лишайников используют как показатели присутствия в атмосфере определённых загрязняющих веществ.

Авиационный мониторинг ориентирован на локальные или региональные явления. Наблюдения чаще всего ведутся за отдельными объектами.

Важно

Например, он широко используется для оценки состояния лесов, при выявлении площадей, поражённых болезнями, вредителями, пожарами и т.п.

Если наблюдения ведутся с определённой периодичностью, то это даёт возможность не только фиксировать явления, но и определять их интенсивность, скорость изменения и др.

Космический мониторинг позволяет составить представление об отдельных изменениях в биосфере в целом, которые при других методах не выявляются. Для его осуществления используются спутники, оснащённые радиометрической аппаратурой, способные осуществлять активное зондирование изучаемых объектов и регистрацию полученных данных.

Читайте также:  Виды жизнеобеспечения населения в зоне чс

С помощью спутниковых данных изучают изменения границ природных зон, состояние Мирового океана, динамику и состояние лесов, атмосферы, выделяют отдельные катастрофические явления (сход снежных лавин, оползни и др.) В настоящее время в народном хозяйстве по материалам космических съёмок решается огромное количество различных задач.

В России создана Единая государственная система экологического мониторинга с целью наблюдения за происходящими в ОПС физическими, химическими, биологическими процессами, за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов, последствий его влияния на растительный и животный мир, здоровье населения. Руководит проведением государственного мониторинга Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Мониторинг загрязнения ОПС ведёт Росгидромет. Обычно выполняются три вида работ: 1) режимные наблюдения, 2) оперативные, 3) специальные работы.

Режимные наблюдения проводятся систематически на основе ежегодно составляемых программ на специально организованных пунктах наблюдений.

Оперативные работы проводятся в связи со случаями аварийного загрязнения ОПС или стихийными бедствиями.

Специальные работы проводятся в ответ на увеличение уровня воздействия того или иного антропогенного фактора на ОПС, например загрязнение почв и воды пестицидами и др.

Совет

В результате сбора, обработки, хранения и распространения информации о состоянии окружающей природной среды формируется единый государственный фонд данных, которым пользуются компетентные органы в процессе принятия решений.

Экологическая экспертиза

Экологическая экспертиза – это оценка уровня возможных негативных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и природные ресурсы. Она может быть государственная, ведомственная, научная, общественная.

Государственная экологическая экспертиза является важнейшим инструментом государственной политики в области охраны окружающей природной среды и управления природопользованием в РФ.

Правовой основой экологической экспертизы служит Федеральный закон «Об экологической экспертизе» (1995), а также постановления правительства, указы и другие природоохранные акты. Нормативной базой являются стандарты, нормы качества окружающей природной среды и т.д., обобщённые в специальных справочниках для экспертов.

Федеральным законом установлены следующие принципы государственной экологической экспертизы: обязательность её проведения, научная обоснованность выводов, независимость и вневедомственность, широкая гласность, привлечение общественности, презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности; первоочерёдность проведения государственной экологической экспертизы (только при получении её заключения принимается решение о реализации объекта хозяйственной или иной деятельности).

Объектами экологической экспертизы являются проекты и технико-экономические обоснования строительства и эксплуатации хозяйственных сооружений, нормативно-техническая документация на создание новой техники, технологий, материалов, проекты международных договоров, правовых актов РФ, а также действующие предприятия, комплексы и т.п. Определены наиболее опасные виды хозяйственной деятельности, которые требуют особого внимания и проведения специальных исследований. В их числе атомная промышленность, энергетика, металлургия, химическая промышленность, хранение, утилизация и захоронение токсичных отходов и многие другие.

Экологическая экспертиза должна начинаться с определения качества природной среды, которое имело место перед началом проектирования.

Следующий этап – оценка воздействия на окружающую среду намечаемого вида хозяйственной или иной деятельности, а также ожидаемых экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий в результате осуществления данного проекта.

Предварительное заключение экспертной комиссии доводится до сведения населения, общественных объединений, заинтересованных в проекте. Заключение экспертной комиссии утверждается руководителем компетентного органа власти РФ или её субъекта.

После утверждения выводы экологической экспертизы приобретают юридическую силу. Финансирование работ по всем проектам и программам открывается только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Ведомственная экологическая экспертиза осуществляется в соответствии с приказом руководства ведомства, министерства. Её выводы имеют силу только внутри соответствующего ведомства и при условии, что они не входят в противоречие с выводами государственнойэкологической экспертизы.

Научная экологическая экспертиза проводится по инициативе научных учреждений, вузов или отдельных групп учёных.

Общественная экологическая экспертиза осуществляется по инициативе общественных объединений и проводится негосударственными структурами. Общественная экспертиза, как правило, призвана привлечь внимание государственных органов к конкретному объекту, распространить научно обоснованную информацию о его потенциальной экологической опасности и т.д.

Законом запрещается препятствовать проведению общественной экологической экспертизы. Должностные лица, виновные в этом, а также отказывающиеся предоставить необходимую для работы общественных экспертов информацию, привлекаются к эколого-правовой ответственности.

Источник: https://cyberpedia.su/4x5caf.html

13.4. Аналитические методы наблюдений за уровнем загрязнения природной среды

Для получения объективной информации о состоянии и об уровне загрязнения различных объектов окружающей среды (атмосферного воздуха, воды, почвы) необходимо располагать надежными методами анализа. Эффективность любого метода оценивается совокупностью показателей таких, как:

· селективность и точность определения;

· воспроизводимость получаемых результатов;

· чувствительность определения;

· пределы обнаружения элемента;

· экспрессность выполнения анализа.

Методы наблюдений должны быть применимы в широком интервале концентраций элементов, включающих как следовые количества в незагрязненных объектах фоновых районов, так и высокие значения концентраций в антропогенных условиях. Это должно учитываться при выборе методов и средств наблюдений.

В настоящее время определение содержания загрязняющих веществ в объектах окружающей среды осуществляется различными методами: фотометрическим, фотоколориметрическим, спектрофотометрическим, турбидиметрическим, нефелометрическим, флуорометрическим, полярографическим, хроматографическим и др.

Фотометрический метод основан на сравнении оптических плотностей исследуемой и контрольной жидкостей. К разновидностям фотометрического метода отно

Обратите внимание

сятся фотоколориметрический, спектрофотометрический, турбидиметрический, нефелометрический и флуориметрический (люминесцентный).

Современные фотоколориметры отечественного производства ФЭК-М, ФЭК-Н-5, ФЭК-Н-57, ФЭК-56, ФК-ПО, ФК-120 и другие являются двухлучевыми приборами с двумя фотоэлементами и имеют одинаковые принципиальные схемы.

Чувствительность определения зависит от природы соединений и составляет для органических соединений 0,04 – 20 мкг/мл пробы и для органических соединений 0,02 – 10 мкг/мл пробы.

Спектрофотометрический метод основан на тех же принципах, что и фотоколориметрический, но в спектрофотометре используется поглощение монохроматического света.

Для жидких сред применяются спектрофотометры марок СФ-4, СФ-4а, СФД-2, СФ-2М, СФ-5, СФ-8, СФ-9, СФ-10, СФ-14, СФ-19, С-605 и другие.

Чувствительность определения органических и неорганических соединений находится на уровне 0,08 – 20 мкг/мл пробы.

Турбидиметрический метод применяется для определения количества веществ, которые находятся во взвешенном состоянии, посредством измерения интенсивности прохождения света через контролируемый раствор пробы.

В качестве приборов могут быть использованы спектрофотометры любых марок. Только для увеличения их чувствительности следует применять синий светофильтр.

Турбидиметрический метод пригоден для измерения концентраций порядка нескольких частей на миллион.

Нефелометрический метод отличается от турбидиметрического метода тем, что измеряется не прошедший через суспензию свет, а рассеянный, благодаря чему данный метод является более чувствительным для сильно разбавленных суспензий. Нефелометрический метод при благоприятных условиях может дать высокую точность.

Возможность использования флуориметрического (люминесцентного) метода для аналитических целей связана с тем, что некоторые вещества при возбуждении ультрафиолетовым излучением сильно флуоресцируют.

Этот метод имеет ограниченное применение. Точным и чувствительным он является для интенсивно флуоресцирующих веществ.

Полярографический метод основан на восстановлении анализируемого соединения на ртутном капающем электроде и используется, как правило, при анализах следовых количеств веществ, находящихся в разных агрегатных состояниях. Используются полярографы ППТ-1, ПУ-1, ПЛ-2, ПА-3, ПО-5122 с чувствительностью определения концентраций органических и неорганических соединений от 0,05 до 1 мкг/мл пробы.

Газохроматографический метод основан на селективном разделении соединений между двумя несмешивающимися фазами, одна из которых неподвижна (жидкость или твердое тело), а другая подвижна (инертный газ – носитель).

Данный метод позволяет определять ничтожно малые количества веществ, не обладающих специфическими реакциями, и анализировать смеси, состоящие из десятков и сотен компонентов с близкими свойствами.

Используются хроматографы ЛМ-8МД5, ЛМ-8МД7, ЛХМ-80, Газохром-1109, Газохром-1106Э, Газохром-1106Т, Газохром-3101, Цвет (модели 101-110), Сигма-1, хромато-масс-спектрометр МХ-1307М и др.

Macс-спектрометрический метод заключается в ионизации газообразной пробы электронной бомбардировкой, после чего образующиеся ионы подвергаются воздействию магнитного поля. В зависимости от массы и заряда ионы отклоняются с различной скоростью и соответствующим образом разделяются. Особенностью метода является малый объем пробы и высокая избирательность.

Спектрально-химический метод заключается в сочетании двух последовательных операций:

Важно

1) соосаждения групп элементов из растворов с помощью 2,4-динитроанилина; отделения их и соосаждения из фильтрата молибдена с помощью «окисленного» красителя Стенгауза;

1) спектрального определения соосажденных элементов в зольном остатке с использованием соответствующих искусственных стандартов.

В основе спектрально-эмиссионного метода лежит излучение световой энергии атомами, ионами, реже молекулами. Излучаемые атомами и ионами эмиссионные линейчатые спектры не зависят от вида химических соединений, из которых состоит исследуемое вещество. Поэтому этот вид анализа применяется для определения элементарного (атомного) состава проб вод и почвы.

Универсальность, высокая чувствительность, хорошая точность и экспрессность определения обусловили широкое распространение этого метода. При фотографической регистрации спектра метод дает принципиальную возможность одновременно анализировать до 30 элементов в одной пробе.

В пробах почвы и воды могут быть определены очень низкие концентрации многих элементов, 10-3 – 10-4) %.

Атомно-абсорбционный спектральный анализ основан на использовании способности свободных атомов элементов селективно поглощать резонансное излучение определенной для каждого элемента длины волны. Этот метод отличается универсальностью, простотой выполнения анализа и высокой производительностью.

Он обеспечивает обнаружение многих элементов при концентрациях 0,1 – 0,01 мкг/л и ниже, что оказывается достаточным для многих природных объектов. В настоящее время этим методом можно определить концентрации более 70 химических элементов в разных объектах.

Современные атомно-абсорбционные спектрофотометры: С-112, С-115, С-115М, С-120 (КАС-120) и др.

Источник: http://libraryno.ru/13-4-analiticheskie-metody-nablyudeniy-za-urovnem-zagryazneniya-prirodnoy-sredy-monitoring/

Контроль за качеством природной среды

В контроле за качеством окружающей среды особая роль отводится природоохранному законодательству, стандартизации (ГОСТам), экологической экспертизе и экологическому мониторингу.

Центральными органами по контролю за качеством природной среды и управлению им являются Государственный комитет РФ по охране окружающей среды и Министерство природных ресурсов РФ.

Они осуществляют такие функции на основе Конституции Российской Федерации, законов «Об охране окружающей природной среды» (2002 г.), «О недрах» (1992 г.), «Основы лесного законодательства РФ» (1993 г.) и др.

Совет

Деятельность всех природоохранных органов отражается в форме отчетности, которая тесно связана с первичным учетом экологической обстановки на предприятиях.

Экологический мониторинг.

Это комплексная система наблюдения за элементами окружающей среды, контроля и прогноза ее состояния, предполагающая оценку изменений в экосистемах, в том числе связанных с накоплением загрязняющих веществ вследствие деятельности человека.

Читайте также:  Извещатель пожарный дымовой: модели, характеристики, принцип работы

В Программе ЮНЕСКО «Человек и биосфера» дано следующее определение мониторинга: «Мониторинг рассматривается как система регулярных длительных наблюдений в пространстве и времени, дающих информацию о состоянии окружающей среды, с целью оценки прошлого, настоящего и прогноза изменения в будущем параметров окружающей среды, имеющих значение для человека.

Контроль природной среды осуществляется в соответствии не только с программами и концепциями экологического возрождения России, но и с международными программами, такими, как «Человек и биосфера» (МАБ), принятой ЮНЕСКО в 1970 г.

, а также программами Международного комитета по окружающей среде СКОПЕ, ЮНЕП, предполагающими организацию Глобальной системы мониторинга окружающей среды (ГСМОС).

Основная задача — предупреждение естественных и антропогенных изменений состояния природной среды, способных нанести экономический, моральный и социальный вред человечеству.

Экологический мониторинг включает звенья разного уровня: глобальный (биосферный); национальный, осуществляемый в пределах государства; региональный (геосистемный) — в пределах отдельных крупных районов; локальный, действующий в пределах населенных пунктов, промышленных центров, предприятий.

Глобальный мониторинг осуществляется на основе международного сотрудничества. Это система наблюдений за общепланетарными изменениями атмосферы, гидросферы, растительного и почвенного покрова, животного мира.

Характеризуемые показатели — радиационный баланс, тепловой перегрев, глобальные балансы СО2 и О2, загрязнение атмосферы, больших рек и водоемов, глобальное распространение загрязнения почв.

Национальный мониторинг — слежение за взаимодействием природы и человека в зональных биосферных заповедниках (станциях) на территории государства для получения информации об изменениях качества среды.

Необходимы постоянные исследования фоновых характеристик состояния природной среды, наблюдения за экосистемами для определения предельно допустимого воздействия деятельности человека на них.

Обратите внимание

Территорий, отвечающих требованиям, предъявляемым к созданию фоновых биостанций или заповедников, мало: Приокско-Террасный, Центрально-Черноземный, Сихотэ-Алинский, Тихоокеанский морской.

Региональный мониторинг — система наблюдений на региональном уровне за изменениями окружающей среды в процессе природопользования, особенно в интенсивно осваиваемых районах (его часто называют хозяйственным).

Региональный мониторинг осуществляют работники гидрометеорологической, гидрохимической, агрохимической, лесоустроительной, сейсмологической и других служб. Объектами мониторинга служат исчезающие виды растений и животных, агро — и природные экосистемы.

Характеризуемые показатели — функциональная структура природных экосистем и ее нарушения, популяционное состояние растений и животных, урожайность сельскохозяйственных культур.

Локальный (биоэкологический), вернее, санитарно-гигиенический мониторинг предполагает контроль за уровнем содержания в природных средах токсичных для человека загрязняющих веществ.

Он включает наблюдения за отдельными изменениями компонентов природной среды в результате воздействия конкретных загрязнителей (загрязнение воздуха, воды, почв под влиянием предприятий, строек, воздействие мелиоративных систем на почвы, растительность).

Таким образом, система мониторингов, необходимая для учета, анализа, оценки и прогноза изменения состояния природной среды на различных уровнях, позволяет принимать меры по достижению и сохранению стабильно равновесного состояния жизненной среды.

Целесообразна и эффективна методология экологического мониторинга, включающая использование данных собранных на земле (сбор образцов, анализ химическими, спектральными, хроматографическими и другими методами), с воздуха (систематические разведывательные полеты на легких самолетах) и из космоса (передача визуальных, цифровых материалов спутниковыми системами). Для контроля за состоянием природной среды используют оптическую и радиолокационную аппаратуру, с помощью которой можно определить содержание в атмосфере на разных высотах СО, СО2, СН4 и др. Для исследования содержания аэрозолей в воздухе используют и лазерные устройства дифференцированного сканирования.

Экологическая экспертиза.

Важно

Это система комплексной оценки состояния территории, охватывающая все виды хозяйственной деятельности. Ее цели — определение соответствия или несоответствия сложившейся структуры использования территории потенциальным природным возможностям, а также разработка рекомендаций по сохранению экологического равновесия.

Различают государственную и ведомственную экспертизы. Государственную экологическую экспертизу осуществляют Государственный комитет РФ по охране окружающей среды и Министерство природных ресурсов РФ, создающие специальные экспертные комиссии.

Ведомственную экологическую экспертизу проводят структурные подразделения по охране природы и санитарно-эпидемиологические учреждения министерств и ведомств.

Они проверяют предплановую, проектно-планировочную и другую документацию на предмет соответствия ее экологическим нормам и правилам, регламентирующим хозяйственную деятельность землепользователя любого предприятия и изложенным в санитарных нормативах и природоохранных законодательных документах.

От уровня экологизации хозяйствования во всех сферах производства во многом зависит эффективность природопользования.

Экологическая экспертиза не должна оставлять без внимания ни одного проекта преобразования природы (введение новых хозяйственных объектов, освоение земельных, водных, лесных и других природных ресурсов).

Реализация любого проекта должна исключать возможность проявления процессов антропогенной деградации в конкретном регионе и в стране в целом.

Одна из главных функций при проведении экспертизы — составление проекта экологического прогноза на ближайшую и отдаленную перспективы Это может быть сделано в форме научно обоснованных заключений, картографических и математических моделей, других материалов, характеризующих возможный режим использования хозяйственных систем региона при намечаемых планах его социально-экономического развития.

Экологическая экспертиза состоит из трех частей: вводной (протокольной), констатирующей (описательной), заключительной (оценочно-обобщающей).

Во вводной части содержатся данные о составе экспертной комиссии, указаны задачи и методика их решения, приведены перечень всех используемых материалов и организаций, сведения о заказчиках, сроках выполнения.

В констатирующей части рассматриваются общий уровень социально-экономического развития региона (его промышленных, лесохозяйственных, агропромышленных комплексов), инфраструктура, проблемные отрасли и предприятия, из-за которых создаются определенные экологические проблемы.

Отдельно должны быть рассмотрены технологические, санитарно-гигиенические, экономические и другие мероприятия по рациональному использованию природных ресурсов и охране их от различных загрязнений. Важно выявить все возможные негативные процессы, источники загрязнений и их распределение, оценить остроту экологических проблем и ситуаций. Все это оформляют в виде самостоятельного раздела по конфликтам.

Совет

В заключительной части должна быть отмечена степень эффективности природоохранных мероприятий, применяемых на данной территории; дана оценка с экологических позиций документации крупных хозяйственных объектов; должны быть указаны возможные неблагоприятные экологические и социально-экономические последствия при осуществлении проектируемых преобразований; должны быть приведены выводы о состоянии современного природопользования и охране среды, рекомендации по решению всех экологических проблем в регионе в объеме его комплексного хозяйственного развития.

Отсутствие комплексных научно обоснованных нормативов и методических рекомендаций по проведению экспертизы, ограниченная информация, недостаточная обеспеченность необходимыми материалами для экологической оценки территории создают большие трудности при проведении экологических экспертиз.

Все проекты, отраслевые схемы, планы, программы добывающей промышленности, энергетики, агропромышленного и лесохозяйственного комплексов, других отраслей хозяйства подлежат обязательной государственной экспертизе.

По результатам экспертизы разработчикам выдается разрешение на выбросы загрязняющих веществ стационарными источниками с указанием срока действия. При экспертизе проектов размещения крупных промышленных комплексов необходимо определить их возможное отрицательное влияние в радиусе 20.30 км.

Размер санитарно-защитной зоны должен соответствовать нормативным требованиям и руководствам по проектированию санитарно-защитных зон предприятий. Утверждение проектов, планов и программ не допускается без проведения экологической экспертизы.

Порядок проведения экспертизы регламентируется действующими нормативно-правовыми актами, от совершенства которых будет в значительной степени зависеть объективность оценки экологического состояния любой территории.

Нормативно-техническое обеспечение контроля за качеством природной среды.

Регулирование природопользования осуществляется с помощью механизма административно-правовых форм управления через систему нормативно-технических документов. Важнейшими из них являются экологические нормативы, правила и стандарты, которые разрабатываются на основе природоохранного законодательства с учетом экологических, санитарно-гигиенических, технических и экономических требований.

Стандарты качества природной среды -единые требования, правила и нормативы, отвечающие современному уровню научно-технического прогресса и предъявляемые к организациям в целях охраны природы на основе правильного соотношения экологических и экономических интересов.

Особое значение имеют стандарты для управления промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, объединениями, организации мероприятий по контролю за использованием природных ресурсов. Соблюдать стандарты обязаны все предприятия, организации и граждане.

Обратите внимание

Конечная цель управления — обеспечение всех экологических требований для человека, т.е. управление качеством среды связано с мероприятиями по здравоохранению. Выделяют основные и вспомогательные разновидности стандартов.

Основные стандарты устанавливают экологические и производственные хозяйственные нормативы.

Например, нормативы в виде предельно допустимых нагрузок на природно-территориальный комплекс (ПДН),предельно допустимых концентраций (ПДК),предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу (ПДВ),размеров санитарно-защитных зон и др.

Вспомогательные стандарты качества окружающей среды необходимы для реализации основных стандартов. Например, стандарты экологической терминологии и экологически организационные (ГОСТ17.2.2.01-86 «Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных мест» и др.).

Предельно допустимые выбросы в атмосферу и сброс в водные объекты вредных веществ регламентируются государственными стандартами. Предприятия имеют узаконенные качественные и количественные показатели выбросов (сбросов), план сокращения их. Контролирующие органы также могут проверять эффективность природоохранных мероприятий, сопоставляя фактический и предельно допустимый выбросы.

Установление предельно допустимых концентраций — мера, которая ограничивает содержание загрязняющих веществ в окружающей среде.

Наблюдение и контроль за качеством атмосферы, воды и почв в России осуществляют Государственный комитет РФ по охране окружающей среды, Министерство природных ресурсов РФ и Министерство здравоохранения РФ.

Контроль загрязненности воздуха проводят на стационарных постах наблюдений, маршрутных и подфакельных постах, контролируют содержание загрязняющих атмосферу веществ в выбросах в соответствии с ПДК. Наблюдения проводят 3.4 раза в сутки.

Важно

В пробах воздуха определяют содержание пыли, оксидов серы, углерода и азота, сульфатов, специфических веществ (фенолов, формальдегида, свинца, фтористого водорода, метилмеркаптана и др.).

Районные санитарно-эпидемиологические станции утром два раза в неделю определяют содержание основных вредных веществ, фтористого водорода, аммиака, фенолов, ацетона, хлора, свинца, хрома, марганца и др. В некоторых городах, в том числе в Москве, лаборатории отдельных предприятий осуществляют контроль в санитарных зонах предприятий за качеством выбросов в воздушный бассейн и содержанием вредных веществ.

Загрязненность воды контролируют на стационарных пунктах гидрохимических наблюдений.

Определяют температуру воды, содержание взвешенных веществ, минерализацию, цвет, мутность, содержание диоксида углерода, рН, окислительно-восстановительный потенциал, биохимическое и химическое потребление кислорода, содержание растворенного кислорода, биогенных элементов, нефтепродуктов, фенолов, пестицидов, тяжелых металлов, специфических веществ, поступающих в водоемы со сточными водами. Санитарно-эпидемиологические станции проводят общее наблюдение за санитарным состоянием водоемов в зонах водопользования.

Контроль за загрязнением почв проводят в основном в химических лабораториях специализированных инспекций аналитического контроля природоохранных органов, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, агрохимслужбы системы Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ.



Источник: http://biofile.ru/bio/36844.html

Ссылка на основную публикацию