Международное гуманитарное право (мгп)

Что такое международное гуманитарное право?

Международное гуманитарное право – это совокупность международно-правовых норм и принципов, направленных, по гуманитарным соображениям, на ограничение негативных последствий вооруженных конфликтов.

Оно защищает лиц, которые не участвуют или прекратили свое участие в военных действиях, и ограничивает средства и методы ведения военных действий.

Международное гуманитарное право известно также как право войны или право вооруженных конфликтов.

Обратите внимание

Международное гуманитарное право является частью международного права, представляющего собой совокупность норм, регулирующих отношения между государствами.

Международное право, основанное на общепризнанных принципах, содержится как в соглашениях между государствами – договорах или конвенциях, так и в исторически сложившийся нормах обычного права и практики поведения государств (правового обычая), которые рассматриваются как юридически обязательные правила поведения.

Международное гуманитарное право применяется в период вооруженных конфликтов. Оно не определяет правомерность использования силы государствами в том или ином случае, что регулируется другими, не менее важными, отраслями международного права, а также Уставом Организации Объединенных Наций.

История международного гуманитарного права

История международного гуманитарного права уходит глубоко корнями в устои древних цивилизаций и религиозные традиции народов – военные действия во все времена велись с соблюдением определенных обычаев и принципов.

Универсальная кодификация международного гуманитарного права началась в девятнадцатом веке. С тех пор государства согласовали ряд практических правил, основанных на горьком опыте современных войн. Соблюдение этих правил позволяет найти тонкий баланс между гуманитарными заботами и военными нуждами государств.

С ростом международного сообщества, все большее число государств принимают участие в развитии данных правил. В настоящее время международное гуманитарное право представляет собой свод правовых норм универсального характера.

Источники международного гуманитарного права

Основные нормы международного гуманитарного права содержатся в четырех Женевских конвенциях 1949 года. Почти каждое государство в мире согласились принять на себя обязательства по их соблюдению. Конвенции были развиты и дополнены двумя последующими соглашениями: Дополнительными Протоколами 1977 года, касающимися защиты жертв вооруженных конфликтов.

Существуют и другие договоры, запрещающие использование конкретных видов оружия и способов ведения военных действий и защищающие определенные категории населения и имущества. К этим соглашениям относятся:

  • Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 года и два протокола к ней от 1954 года и 1999 года;
  • Конвенция о запрещении биологического и токсического оружия 1972 года;
  • Конвенция об обычном оружии 1980 года и пять протоколов к ней;
  • Конвенция о запрещении химического оружия 1993 года;
  • Оттавская конвенция о запрещении противопехотных минах 1997 года;
  • Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах;
  • Дублинская конвенция о запрете кассетных бомб 2008 года.

Многие положения международного гуманитарного права в настоящее время содержатся составе международного обычного права – общих норм, в соответствии с которыми ведутся все отношения между государствами.

Когда применяется международное гуманитарное право?

Нормы международного гуманитарного права применяются только в период вооруженных конфликтов; они не регулируют вопросы, касающиеся внутригосударственных противоречий или преступлений, таких как отдельные акты насилия. Данные нормы вступают в действие при наступлении состояния войны и распространяются в равной степени на все стороны конфликта, вне зависимости от того, кто начал боевые действия.

Нормами международного гуманитарного права проводится разграничение между вооруженными конфликтами международного и немеждународного характера.

Вооруженные конфликты международного характера – это конфликты в которых участвует по крайней мере два государства.

Они регулируются широким диапазоном правил, в том числе изложенных в четырех Женевских Конвенциях и дополнительном протоколе I.

Вооруженные конфликты немеждународного характера ведутся на территории только одного государства официальными регулярными вооруженными силами, противостоящими группам вооруженных диссидентов, либо между вооруженными группировками, воюющими друг против друга. К внутренним вооруженным конфликтам применяется менее широкий набор правовых положений, закрепленных в статье 3, общей для четырех Женевских Конвенций, а также в дополнительном протоколе II.

Важно понимать различие между международным гуманитарным правом и правами человека.

Хотя некоторые из их положений схожи, это две самостоятельные отрасли права, разработанные независимо и содержащиеся в разных договорах.

В частности, нормы прав человека, в отличие от норм международного гуманитарного права, применяются в мирное время, а некоторые из его положений могут приостановить свое действие в периоды вооруженных конфликтов.

Функции международного гуманитарного права

Приоритетными направлениями международного гуманитарного права являются две важнейшие задачи:

  • защищать лиц, не принимающих участие, или прекративших свое участие в боевых действиях;
  • ограничивать способы ведения войны – в частности, запрещение отдельных видов оружия и методов ведения боя.

Что означает «защищать»?

Международное гуманитарное право защищает некомбатантов, например, гражданское население или военно-медицинский и военно-религиозный персонал, журналистов. Оно также защищает тех, кто по каким-либо причинам перестает принимать участие в сражениях, таких как раненых, потерпевших кораблекрушение, больных военнослужащих и военнопленных.

Эти лица имеют право на уважительное отношение к их жизни, их физическому и психическому состоянию. Они получают определенные гарантии по защите жизни и гуманному обращению при любых обстоятельствах, без каких-либо исключений.

Конкретнее: запрещено убивать или калечить врага, который готов сдаться в плен или не в состоянии оказывать сопротивление; больные и раненые должны быть эвакуированы, получить первую помощь и уход от той из воюющих сторон, под чьей властью в данный момент они находятся. Медицинский персонал, расходные материалы, госпитали и машины скорой помощи не должны подвергаться нападению.

Важно

Существуют подробные правила регулирующие условия содержания под стражей военнопленных и дозволенные способы обращения с гражданскими лицами, находящимися под властью неприятеля. Они включают в себя обязанность предоставления продовольствия, жилья и медицинского обслуживания, а также право на обмен сообщениями с членами семьи.

Устанавливается ряд четко узнаваемых эмблем, которые могут быть использованы для идентификации защищаемых людей, мест и объектов. Важнейшие из них – красный крест, красный полумесяц и отличительные знаки обозначающие культурную ценность и средство гражданской обороны.

Какие ограничения на оружие и методы ведения боя существуют?

Международное гуманитарное право запрещает все средства и методы ведения боя, которые:

  • не делают различия между теми, кто принимает непосредственное участие в боевых действиях и теми, кто не принимает такого участия, например, гражданского персонала, оказывающего помощь по эвакуации местного населения и защите гражданских объектов;
  • причиняют чрезмерные повреждения или излишние страдания;
  • ведут к серьезному и долговременному ущербу для окружающей среды.

Гуманитарным правом поэтому вводится запрет на использование многих типов оружия, включая разрывные пули, химическое и биологическое оружие, ослепляющее лазерное оружие и противопехотные мины.

Действительно ли международное гуманитарное право выполняет свои функции?

К сожалению, существует бесчисленное количество примеров нарушения международного гуманитарного права. Все чаще жертвами войны становятся гражданские лица. Однако, остается неоспоримым тот факт, что международное гуманитарное право внесло существенный вклад дело защиты гражданского населения, заключенных, больных и раненых, и в ограничение применения оружия неизбирательного действия.

С учетом того, что в настоящее время существует достаточное количество различных причин для крайней нетерпимости и агрессивного поведения, реализация норм данного свода правил всякий раз сопровождается большими трудностями и проблемами. Все больше приходит понимание, что актуальность вопроса об их эффективном соблюдении обострилась как никогда.

Что необходимо предпринять для реализации гуманитарного права?

Необходимо принять определенные меры для обеспечения соблюдения международного гуманитарного права. Государства должны взять на себя обязательства по обучению утвержденным правилам своих вооруженных сил, а также всех слоев населения. Требуется предупреждать преднамеренное совершение противоправных действий или наказывать виновных, если нарушения все-таки имели место.

В частности, государства должны предусмотреть соответствующие законы для наказания за наиболее тяжкие нарушения Женевских конвенций и дополнительных протоколов к ним, которые следует рассматривать как военные преступления.

На международном уровне принимаются особые меры: создаются трибуналы, рассматривающие дела, связанные с преступлениями в период военных конфликтов. В соответствии с Римским статутом 1998 года был создан Международный Уголовный суд, обладающий правом судебного преследования, в том числе, военных преступлений.

Каждый человек, правительства государства и различные организации, должны предпринимать посильное участие в таком важном и нужном деле, как соблюдение и развитие норм международного гуманитарного права.

Источник: http://interlaws.ru/chto-takoe-mezhdunarodnoe-gumanitarnoe-pravo/

Международное гуманитарное право (МГП)

Международное гуманитарное право – это совокупность обязательных для субъектов международного права (государств, народов и наций, межправительственных организаций и др.

) норм поведения, определяющих их права, обязанности и ответственность в сфере защиты человека как личности в экстремальных и обычных ситуациях.

Данная дефиниция Международного гуманитарного права по своему содержанию близка к толкованию термина «гражданская защита» в той части, в которой она выражает обязанности указанных субъектов права и их деятельность по защите человека и гражданина в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

В настоящее время Международное гуманитарное право квалифицируется как новейшая отрасль общего международного права, как категория международно-правовой науки, признающей три характерных подхода.

В соответствии с первым подходом к  Международному гуманитарному право относятся принципы, положения и нормы, направленные на регулирование международного сотрудничества субъектов права в области культуры, науки, образования, обмена информацией, контактов между людьми, но главное – на обеспечение гражданских, социально-экономических, политических, культурных прав человека, на защиту человека, его прав и имущества в условиях вооруженных конфликтов.

Совет

Второй, традиционный, подход ограничивает Международное гуманитарное право функциями регулирования защиты жертв войны, вооруженных конфликтов, гуманизации средств и методов ведения войны (Женевское право).

Читайте также:  Гласность информации в области гражданской защиты. определение.

Наконец, третий (системный) подход объединяет все юридические нормы и положения в единый правовой комплекс, направленный на обеспечение прав человека как в экстремальных (в условиях вооруженных конфликтов, стихийных бедствий, техногенных катастроф, террористических актов и др.), так и в обычных ситуациях. Этот правовой комплекс и считается Международным гуманитарным правом.

С позиций Международного гуманитарного права,права человека – это права, существенные для характеристики статуса лица (положения по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической, культурной сферах, сфере безопасности).

Термин «права человека» появился в международной политической лексике после американской войны за независимость и Великой французской революции (конец XVIII века). В то время в документах говорилось о правах человека и гражданина. В Уставе ООН (1945 год) о правах гражданина уже не говорится.

Однако некоторые права человека, например, право на участие в управлении государством, неотъемлемы от гражданства. В Конституции РФ (гл. 2) фигурирует термин «права человека и гражданина», говорящий о преемственности в толковании этих прав в России по истечении почти двухсотлетнего временного периода.

Существует универсальная концепция межгосударственного сотрудничества в области прав человека на основе общепризнанных принципов международного права.

Наибольшее признание получили следующие принципы этой концепции:

  • все права человека неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны, тем не менее, приоритет отдается праву на жизнь, без которого бессмысленно соблюдение остальных прав и свобод;
  • принцип уважения прав человека как один из основных современного международного права не только не противопоставляется др. принципам, но гармонично с ними взаимодействует (этот принцип исключает использование прав и свобод человека в качестве повода для посягательства на безопасность и мир, на независимость и равноправие государств – на те основы, на которых базируется идея международного сотрудничества);
  • вся сфера взаимоотношений государства с его населением, как следует из толкования суверенитета государства, представляет собой сферу внутренних отношений, регулируемых на национальном уровне (но это не означает право государства совершать произвол, оно должно учитывать международные обязательства и прежде всего принцип уважения прав человека);
  • область межгосударственного сотрудничества по гуманитарным вопросам, прежде всего по вопросам прав человека, должна быть деидеологизирована и деполитизирована, что означает исключение политизации межгосударственного гуманитарного сотрудничества;
  • индивиды и их группы непосредственно от международного сообщества никаких прав не получают;
  • государства–участники сообщества должны предоставлять лицам, находящимся под их юрисдикцией, не только определенные права и свободы, но и не посягать на такие права и свободы (например, не допускать расовой, национальной и др. дискриминации, применения пыток и т.п.);
  • допускаются определенные ограничения прав и свобод, установленных национальными законами, которые необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения (это реализуется обычно в условиях чрезвычайного положения, но даже в условиях этого режима управления не допускается дискриминация личности на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения, а также права на жизнь и др.

Перечисленные принципы изложены в декларациях, пактах и конвенциях, разработанных и принятых на международных конференциях государств, впоследствии на конференциях, проводимых под эгидой ООН и ее специализированных учреждений, прежде всего Международной организации труда (МОТ), Организации ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и др.

Современное Международное гуманитарное право составляют:

  • многосторонние договоры 1868, 1888, 1925, 1972, 1980 годов, ограничивающие или запрещающие некоторые антигуманные средства и методы ведения военных действий;
  • Гаагские конвенции 1899 и 1907 годов;
  • Женевские конвенции 1949 года и Дополнительные Протоколы I и II к ним 1977 года;
  • Всеобщая декларация прав человека (1948 год), принятая Генеральной Ассамблеей ООН;
  • Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948 год);
  • Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 год);
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 год);
  • Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него (1973 год);
  • Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 год);
  • Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (1981 год);
  • Конвенция против пыток и других жестоких бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 год);
  • Венская декларация и Программа действий, принятые Всемирной конференцией по правам человека (1993 год).

К указанной группе документов следует отнести акты, разработанные в рассматриваемой нормативно-правовой сфере МОТ, Международной организацией здравоохранения (МОЗ), и др.

Некоторые из приведенных выше документов имеют обязывающий характер (Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенция против пыток и др. жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и др.), остальные – рекомендательный характер (Всеобщая декларация прав человека, Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений и др.).

Документы Совета по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ, ныне – ОБСЕ) носят политический характер и поэтому в соответствии с вышеупомянутым принципом деидеологизированности и деполитизированности межгосударственного сотрудничества по гуманитарным вопросам не относятся к источникам Международного гуманитарного права. Положения этих документов называются обычно договоренностями, рассматриваемыми как односторонние обязательства международно-правового характера государств, или региональными стандартами в области прав человека.

Международное гуманитарное право использовано российским законодателем в качестве основы при разработке национальной нормативной правовой базы, регулирующей отношения российских граждан и государства, отношения Российской Федерации с другими государствами и негосударственными организациями.

Конституция Российской Федерации 1993 года (Гл. 1, ст. 2) декларирует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Обратите внимание

Глава 2 Конституции Российской Федерации во всем своем объеме определяет права и свободы человека и гражданина. В части осуществления и регулирования прав и свобод человека и гражданина Конституция Российской Федерации не противоречит Международному гуманитарному праву Согласно п. 4 ст.

15 Конституции гласит, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Таким образом, принципам и положениям Международного гуманитарного права в Российской Федерации придана высшая юридическая сила.

В развитие данных конституционных установлений в Российской Федерации приняты и действуют федеральные законы:

Их нормы и положения направлены на осуществление международной гуманитарной деятельности Российской Федерации. Большую практическую роль в этой деятельности играет МЧС России, другие федеральные органы исполнительной власти, а также общественные организации.

Следует признать, что расширяющаяся сфера международного гуманитарного сотрудничества в области гражданской защиты обусловливает необходимость развития общего Международного гуманитарного права и его ветвей – национальных и региональных гуманитарных правовых институтов.

Источник: Международное право в документах. –М., 1982; Международное право // Международные отношения / Ответственный редактор Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. –М., 1998; Гуманитарные операции МЧС России / Под общей редакцией Ю.Л. Воробьева. –М., 2002.

Источник: https://fireman.club/inseklodepia/mezhdunarodnoe-gumanitarnoe-pravo/

Международное гуманитарное право

Международное гуманитарное право — система принципов и норм, регулирующих отношения между субъектами международного права, возникающие в связи с международными вооруженными конфликтами и вооруженными конфликтами немеждународного характера.

С древ­них вре­мён су­ще­ст­во­ва­ли за­ко­ны и обы­чаи вой­ны. Они сви­де­тель­ст­во­ва­ли о не­об­хо­ди­мо­сти со­блю­дать да­же во вре­мя вой­ны не­кие пра­ви­ла, ог­ра­ни­чи­вав­шие ли­бо за­пре­щав­шие оп­ре­де­лён­ные сред­ст­ва и ме­то­ды ве­де­ния вой­ны (например, за­пре­ща­лось во вре­мя вой­ны от­рав­лять ко­лод­цы, уби­вать во­ен­но­плен­ных).

Современное гу­ма­ни­тар­ное пра­во на­ча­ло фор­ми­ро­вать­ся в XIX веке с при­ня­ти­ем Же­нев­ской кон­вен­ции об улуч­ше­нии уча­сти ра­не­ных и боль­ных вои­нов во вре­мя су­хо­пут­ной вой­ны 1864 года.

В 1868  году при­ня­та Санкт-Пе­тер­бург­ская дек­ла­ра­ция об от­ме­не упот­реб­ле­ния взрыв­ча­тых и за­жи­га­тель­ных пуль, в 1880  году — Окс­форд­ское ру­ко­во­дство по за­ко­нам су­хо­пут­ной вой­ны. В 1899  году и 1907  годук со­стоя­лись Га­аг­ские мир­ные кон­фе­рен­ции, ко­то­рые одоб­ри­ли около 20 кон­вен­ций.

Важно

В 1913  году при­ня­то Окс­форд­ское ру­ко­во­дство по мор­ской вой­не, в 1925  году — Же­нев­ский про­то­кол о за­пре­ще­нии при­ме­не­ния на вой­не удуш­ли­вых, ядо­ви­тых и др. по­доб­ных га­зов и бак­те­рио­ло­гических средств, в 1929  году — пер­вая Же­нев­ская кон­вен­ция о во­ен­но­плен­ных.

В 1949  году на Ди­пло­ма­тической кон­фе­рен­ции ко­ди­фи­ци­ро­ва­но «Пра­во Же­не­вы». В 1954  году при­ня­та Кон­вен­ция о за­щи­те куль­тур­ных цен­но­стей в слу­чае воо­руженного кон­флик­та.

В 1980  году Ге­не­раль­ная Ас­самб­лея ООН одоб­ри­ла Кон­вен­цию ООН о за­пре­ще­нии или ог­ра­ни­че­нии при­ме­не­ния кон­крет­ных ви­дов обыч­но­го ору­жия, ко­то­рые мо­гут счи­тать­ся на­но­ся­щи­ми чрез­мер­ные по­вре­ж­де­ния или имею­щи­ми не­из­би­ра­тель­ное дей­ст­вие, в 1993  году одоб­ре­на Па­риж­ская кон­вен­ция о за­пре­ще­нии раз­ра­бот­ки, про­из­вод­ст­ва, на­ко­п­ле­ния и при­ме­не­ния хи­мического ору­жия и о его унич­то­же­нии, в 1997  году при­ня­та От­тав­ская кон­вен­ция о за­пре­ще­нии при­ме­не­ния, на­ко­п­ле­ния за­па­сов, про­из­вод­ст­ва и пе­ре­да­чи про­ти­во­пе­хот­ных мин и об их унич­то­же­нии, в 2008  году — Кон­вен­ция по кас­сет­ным бо­е­при­па­сам.

В 1993-1994  годах уч­ре­ж­де­ны ме­ж­ду­на­родные уго­лов­ные три­бу­на­лы по бывшей Юго­сла­вии (в Гаа­ге) и по Ру­ан­де (в Ару­ше), а в 1998  году одоб­рен Ста­тут Ме­ж­ду­на­родного уго­лов­но­го су­да.

Международное гуманитарное право — од­на из наи­бо­лее ко­ди­фи­ци­ро­ван­ных от­рас­лей ме­ж­ду­на­род­но­го пра­ва. Все его до­ку­мен­ты со­гла­со­ва­ны друг с дру­гом.

На­ря­ду с ме­ж­ду­народными до­го­во­ра­ми дей­ст­ву­ют обыч­ные нор­мы (обыч­ное международное гуманитарное право).

По дан­ным Ме­ж­ду­народного комитета Крас­но­го Кре­ста, в пе­ри­од воо­руженных кон­флик­тов дей­ст­ву­ет 161 обы­чай.

Читайте также:  Практическая работа на пожарном насосе.

Нор­мы международного гуманитарного права на­чи­на­ют при­ме­нять­ся, как толь­ко воз­ни­ка­ет воо­руженный кон­фликт, как толь­ко пер­вое (по­кро­ви­тель­ст­вуе­мое) ли­цо по­стра­да­ло из-за кон­флик­та, как толь­ко ок­ку­пи­ро­ва­на часть тер­ри­то­рии, про­изош­ло пер­вое на­па­де­ние и т. п. Международное гуманитарное право ре­гу­ли­ру­ет при­ме­не­ние со­от­вет­ст­вую­щих ме­то­дов и средств ве­де­ния во­енных дей­ст­вий, оп­ре­де­ля­ет пра­во­вой ста­тус уча­ст­ни­ков воо­руженных кон­флик­тов.

Совет

Основная часть норм международного гуманитарного права ка­са­ет­ся за­щи­ты жертв воо­руженных кон­флик­тов (по­ря­док за­щи­ты во­ен­но­плен­ных, ра­не­ных, боль­ных и лиц, по­тер­пев­ших ко­раб­ле­кру­ше­ние, а так­же гражданского на­се­ле­ния, в т. ч. лиц, ну­ж­даю­щих­ся в спе­циальной за­щи­те, — жен­щин, де­тей, ин­ва­ли­дов и др.).

По­это­му специальными прин­ци­па­ми международного гуманитарного права яв­ля­ют­ся: про­ве­де­ние раз­ли­чия ме­ж­ду гражданскими ли­ца­ми и ком­ба­тан­та­ми, ме­ж­ду гражданскими и во­енными объ­ек­та­ми (за­кре­п­лён в Про­то­ко­ле I к Же­нев­ским кон­вен­ци­ям 1949 года); гу­ман­ность (впер­вые при­знан в ре­ше­нии Нюрн­берг­ско­го три­бу­на­ла и оз­на­ча­ет за­прет убий­ст­ва, пы­ток и жес­то­ко­го об­ра­ще­ния в от­но­ше­нии лиц, на­хо­дя­щих­ся во вла­сти сто­ро­ны кон­флик­та или ока­зав­ших­ся во вла­сти не­при­яте­ля); за­пре­ще­ние при­чи­не­ния из­лиш­них стра­да­ний (от­ра­жён в т. н. ого­вор­ке Мар­тен­са, ко­то­рая пред­пи­сы­ва­ет, что в слу­ча­ях, не пре­ду­смот­рен­ных до­го­во­ра­ми и обыч­ны­ми нор­ма­ми, «гражданские ли­ца и ком­ба­тан­ты ос­та­ют­ся под за­щи­той и дей­ст­ви­ем прин­ци­пов ме­ж­ду­на­род­но­го пра­ва, про­ис­те­каю­щих из уста­но­вив­ших­ся обы­ча­ев, из прин­ци­пов гу­ман­но­сти и из тре­бо­ва­ний об­ще­ст­вен­но­го соз­на­ния» (Про­то­кол I к Же­нев­ским кон­вен­ци­ям 1949 года); не­за­ви­си­мость jus in bello (гу­ма­ни­тар­ные нор­мы, ко­то­рые сле­ду­ет со­блю­дать при ве­де­нии вой­ны) от jus ad bellum (нор­мы о за­кон­но­сти ис­поль­зо­ва­ния си­лы); со­раз­мер­ность (за­пре­ще­ние на­не­се­ния ущер­ба здо­ро­вью или иму­ще­ст­ву, не вы­зы­вае­мо­го во­енной не­об­хо­ди­мо­стью, учи­ты­вая все ме­ры пре­дос­то­рож­но­сти).

При лю­бых об­стоя­тель­ст­вах ува­же­ни­ем и за­щи­той поль­зу­ют­ся медицинский пер­со­нал, свя­щен­но­слу­жи­те­ли, медицинские и ре­лигиозные объ­ек­ты.

Воюю­щие сто­ро­ны долж­ны на­прав­лять свои дей­ст­вия толь­ко про­тив во­енных объ­ек­тов, при лю­бых воо­руженных кон­флик­тах долж­на осу­ще­ст­в­лять­ся за­щи­та куль­тур­ных цен­но­стей и за­щи­та при­род­ной сре­ды от об­шир­но­го, дол­го­вре­мен­но­го и серь­ёз­но­го ущер­ба, при­чи­не­ние ко­то­ро­го тем са­мым мо­жет на­нес­ти ущерб здо­ро­вью или вы­жи­ва­нию на­се­ле­ния.

Международное гуманитарное право не при­ме­ня­ет­ся к си­туа­ции на­си­лия или на­пря­жён­но­сти внут­ри стра­ны.

Во II До­пол­нительном про­то­ко­ле к Же­нев­ским кон­вен­ци­ям 1949 года от­ме­ча­ет­ся, что «Про­то­кол не при­ме­ня­ет­ся к слу­ча­ям на­ру­ше­ния внут­рен­не­го по­ряд­ка и воз­ник­но­ве­ния об­ста­нов­ки внут­рен­ней на­пря­жён­но­сти, та­ким как бес­по­ряд­ки, от­дель­ные и спо­ра­ди­че­ские ак­ты на­си­лия и иные ак­ты ана­ло­гич­но­го ха­рак­те­ра, по­сколь­ку та­ко­вые не яв­ля­ют­ся воо­руженными кон­флик­та­ми». Кон­троль за вы­пол­не­ни­ем норм международного гуманитарного права осу­ще­ст­в­ля­ют го­су­дар­ст­ва — уча­ст­ни­ки кон­вен­ций и Ме­ж­ду­народный комитет Крас­но­го Кре­ста.

Основным субъ­ек­том от­вет­ст­вен­но­сти за на­ру­ше­ние норм международного гуманитарного права яв­ля­ет­ся го­су­дар­ст­во. Оно долж­но пол­но­стью воз­мес­тить при­чи­нён­ный ущерб.

Отдельные ли­ца не­сут уго­лов­ную от­вет­ст­вен­ность за во­енные пре­сту­п­ле­ния по национальному за­ко­но­да­тель­ст­ву; по ме­ж­ду­народному пра­ву — на ос­но­ва­нии ре­ше­ний Ме­ж­ду­народного уго­лов­но­го су­да или ме­ж­ду­народных уго­лов­ных три­бу­на­лов.

Исторические источники: 

Обратите внимание

Ве­де­ние во­ен­ных дей­ст­вий: Сб. Га­аг­ских кон­вен­ций и иных ме­ж­ду­на­род­ных до­ку­мен­тов. 4-е изд. М., 2004;

Же­нев­ские кон­вен­ции от 12 ав­гу­ста 1949 г. и до­пол­ни­тель­ные про­то­ко­лы к ним. 4-е изд. М., 2005.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература

  • Пик­те Ж. Раз­ви­тие и прин­ци­пы ме­ж­ду­на­род­но­го гу­ма­ни­тар­но­го пра­ва. 2-е изд. М., 2001
  • Хен­кертс Ж. М., Дос­вальд-Бек Л. Обыч­ное ме­ж­ду­на­род­ное гу­ма­ни­тар­ное пра­во. М., 2006. Т. 1
  • Сас­со­ли М., Бу­вье А. Пра­во­вая за­щи­та во вре­мя вой­ны. М., 2008–2009. Т. 1–4
  • Beard J. Law and war in the virtual era // American Journal of International Law. 2009. Vol. 103. № 3
  • Да­вид Э. Прин­ци­пы пра­ва во­ору­жен­ных кон­флик­тов. 2-е изд. М., 2011; Ме­ж­ду­на­род­ное пуб­лич­ное пра­во / Отв. ред. К. А. Бе­кя­шев. М., 2011

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/miezhdunarodnoie_gumanitarnoie_pravo

Международное гуманитарное право (МГП)

Выше уже отмечалась близость права нрав человека и МГП.

Она проявляется, в частности, в том, что «в современном МГП слились три направления в развитии международного права: установление правил ведения войны и применения оружия («право Гааги»), защита жертв вооруженных конфликтов («право Женевы») и защита основных прав человека («право Нью-Йорка»)» (Пустогаров. 1997. С. 16).

В то же время, как подчеркивают специалисты, МГП сохраняет свою специфику как особая отрасль международного права, имеющая своей главной целью гуманизацию вооруженных конфликтов, а идеалом – международные отношения без вооруженных конфликтов (там же. С. 18).

Речь идет о двух видах международного права, которые различаются между собой источниками, происхождением, целями, природой, текстами и методами применения.

Международное гуманитарное право тесно связано с деятельностью Международного Комитета Красного Креста, поэтому определение этого вида права данной организацией представляет большой интерес: «Под «международным гуманитарным правом, применяемым в период вооруженных конфликтов», МККК понимает международные нормы договорного характера или проистекающие из установившихся обычаев, направленные исключительно на решение гуманитарных проблем, вызванных как международными, так и внутренними вооруженными конфликтами; они ограничивают гуманитарное право сторон, находящихся в конфликте, использовать по своему выбору средства и методы ведения войны, а также защищают лиц и имущество, затронутых или которые могут быть затронуты конфликтом. «Международное гуманитарное право, применяемое во время вооруженных конфликтов» часто называют «международным гуманитарным правом», или «гуманитарным правом» (Действия Международного Комитета Красного Креста… 1994. С. 1).

Происхождение гуманитарного права связано с битвой при Соль-ферино в Ломбардии в 1859 г. После победы французских и итальянских войск над австрийцами на поле сражения осталось 36 тыс. раненых, 60% которых погибли, не получив своевременной медицинской помощи.

Швейцарский гражданин Анри Дюнан, посетив долину Соль-ферино после битвы, был потрясен видом брошенных раненых, многие ' из которых могли бы быть спасены, если бы получили медицинскую помощь. В 1862 г. он опубликовал книгу «Воспоминание о Сольферино», вызвавшую огромный общественный резонанс во многих странах. Благодаря деятельности А.

Дюнана, – а он посвятил всю свою оставшуюся жизнь поискам путей и средств помощи жертвам войны, – уже в 1864 г. была принята дипломатическая Конвенция об улучшении участи раненых в действующих армиях, создан Международный Комитет помощи раненым воинам, переименованный в последующем (1880) в Международный Комитет Красного Креста, а позднее (в 1919 г.

) – и международная неправительственная организация–Международная Федерация обществ Красного Креста. Следует подчеркнуть, что если Федерация является в точном смысле неправительственной организацией, то МККК, обладая международной компетенцией, носит характер национальной организации и ее членами могут быть только граждане Швейцарии.

Считается, что именно такой состав МККК гарантирует ему полную нейтральность, как и оперативность действий в случаях вооруженных конфликтов или беспорядков

(подробнее см.: Нахлик. 1993. С. 10–11). В дальнейшем были созданы национальные общества Красного Креста и Красного Полумесяца (в мусульманских странах).

Каждые четыре года проводятся Международные конференции Красного Креста, в работе которых принимают участие: МККК, Федерация, национальные общества, а также государства, подписавшие Женевские Конвенции. Гаагские Конвенции 1899 г. и 1907 г.

распространили сферу гуманитарного права на военнопленных и ведение военных действий на суше. В 1949 г.

Важно

в Женеве было принято уже четыре Конвенции: об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях; об улучшении участи раненых, больных и утонувших в военно-морских силах; об обращении с военнопленными; о защите гражданских лиц в период военных действий. В 1977 г. были приняты дополнительные Протоколы: о покровительстве жертвам международных вооруженных конфликтов и о покровительстве жертвам немеждународных вооруженных конфликтов (подробнее см.: Пустогаров. 1997. С. 26-31).

Очень важно, что термин «гуманитарное право» относится к тем нормам международного права, применение которых связано с защитой лиц, страдающих от бедствий, вызванных вооруженными конфликтами, а также объектов, не служащих непосредственно военным целям (см.: Нахлик. 1993. С. 7). Как показывает В.А.

Карташкин, международные соглашения, регулирующие права человека, могут быть подразделены на три группы. Первая из них содержит документы, включающие в себя принципы и нормы, касающиеся прав человека в основном в условиях мира. Вторая – международные конвенции о защите прав человека в период вооруженных конфликтов.

В третью группу входят документы об ответственности за преступления в области прав человека как в мирное, так и в немирное время.

Сюда относят Нюрнбергский устав и приговоры Международных военных трибуналов в Нюрнберге и Токио, Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества и др. (см.: Пустогаров. 1997. С. 4). Строго говоря, прямое отношение к МГП имеют вторая и третья группы указанных документов.

Однако в последние годы международное гуманитарное право приобретает качественно новое измерение.

Во-первых, была конкретизирована сфера его применения, в которую входят ситуации трех типов (наряду с ситуациями вооруженных конфликтов): природные катастрофы; массовые политические репрессии; экологические бедствия.

Во-вторых, впервые в международном праве принимается принцип свободного доступа к жертвам спасателей, представителей Красного Креста, организаций и систем ООН, Верховного комиссариата по

https://www.youtube.com/watch?v=F8bvgMEEIgQ

делам беженцев, Фонда детей и других межправительственных и неправительственных (например, Врачи без границ) организаций.

Например, в связи с землетрясением в Армении 8 декабря 1988 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает Резолюцию 43/131. Подтверждая принцип суверенитета и первостепенную роль государств в организации помощи населению, Резолюция подчеркивает значение гуманитарной помощи и обязанность содействия ей со стороны государств.

5 апреля 1991 г. Совет Безопасности ООН принимает Резолюцию 688, осуждающую репрессии режима С. Хусейна против курдов и шиитов (в результате которых ежедневно погибало до 600 человек) и призывает его обеспечить немедленный доступ международных гуманитарных организаций к нуждающимся в помощи во всех уголках Ирака.

Совет

В Резолюции впервые в истории ООН было подчеркнуто, что массовые нарушения прав человека представляют собой угрозу всеобщему миру. Исходя из этого, Резолюция не только разрешает вмешательство, но и предусматривает защиту спасателей при помощи'»голубых касок». 16 декабря 1991 г.

Читайте также:  Сумка для пожарных: переноска птв и рукавов

Генеральная Ассамблея ООН принимает Резолюцию 46/182 об улучшении координации в оказании срочной гуманитарной помощи населению бывшей Югославии, страдающему от гражданской войны. Тем самым происходит институализация обязанности оказывать (в тех случаях, которые были описаны выше) гуманитарное вмешательство.

В этом тоже находит свое проявление уже отмечавшееся сближение права прав человека л МГП.

Основой сближения является то, что в вышеописанных случаях понимается под защитой фундаментальных, естественных прав людей – право На нормальные условия существования, на сохранение здоровья, на саму жизнь.

С другой стороны, в перечисленных примерах речь идет о столкновении с классическим принципом международного права, принципом государственного суверенитета, запрещающим любое вмешательство во внутренние дела государства и делающим из государственных границ настоящий оплот, который ни при каких обстоятельствах не может быть нарушен без согласия государства.



Источник: https://infopedia.su/11xb75a.html

Понятие международного гуманитарного права и его основные функции

Международное гуманитарное право в период вооруженных конфликтов существует как самостоятельная отрасль международного права. Его функции — это основные направления юридического воздействия на общественные отношения.

Возникновение современного международного гуманитарного права внесло существенные изменения в законы и обычаи войны. Уже к середине XIX в.

в отношениях между государствами складывается система правил, в соответствии с которыми военное насилие может применяться только к комбатантам; военнопленные рассматриваются в качестве временно задерживаемых лиц; государства должны заботиться о раненых и больных неприятеля, оказывать покровительство его военно-медицинскому персоналу.

Обратите внимание

Устанавливается норма, запрещающая применение вооруженной силы против мирного населения. Военная оккупация определяется как временное занятие территории противника; оккупирующее государство не приобретает суверенных прав на захваченную территорию; оно обязано уважать местные законы, традиции и обычаи.

Считается, что МГП возникло в 1864 г. после первой Женевской конференции, в ходе которой была принята «Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных воинов во время сухопутной войны».

С помощью МГП регулируются отношения между сторонами — участниками вооруженного конфликта, как международного, так и немеждународного; во-вторых, упорядочиваются отношения воюющих с нейтральными государствами; в-третьих, ограничивается возможность сторон выбирать средства и методы ведения военных действий; в-четвертых, закрепляются меры, направленные на защиту лиц, которые не принимают или прекратили принимать непосредственное участие в военных действиях, а также гражданских объектов и объектов, имеющих важное значение для выживания гражданского населения.

Международное гуманитарное право имеет двойной объект своего воздействия: с одной стороны, оно призвано облегчать людские страдания, порожденные военными действиями, а с другой — оказывать реальную помощь лицам, пострадавшим от военных действий: раненным, пленным, а также гражданскому населению.

Субъект международного права — это самостоятельное образование, которое благодаря своим возможностям и юридическим свойствам способно обладать правами и обязанностями по международному праву, участвовать в создании и реализации этих норм.

Виды субъектов МГП:

  • Государства.
  • Союзы государств.
  • Международные организации.
  • Коалиции государств.

Представителями субъектов МП являются:

Главы государств, главы правительств, министры иностранных дел, главы дипломатических представительств, министры в пределах своих полномочий, главы представительств международных организаций, делегации, уполномоченные на ведение переговоров.

Государства заключают международные договоры в лице своих высших органов государственной власти и государственного управления.

Порядок представительства государства при заключении договоров, определение соответствующих органов и их компетенции являются внутренним делом государства и регулируются внутригосударственным правом, прежде всего их конституциями. У международных организаций это определяется их уставами.

Важно

Существует система принципов, разработанная швейцарским профессором Ж. Пикте, который предложил свести принципы МГП в три группы: основополагающие принципы, общие принципы и принципы, которыми должны руководствоваться воюющие стороны в вооруженных конфликтах.

Основополагающие принципы:

  1. МГП имеет всеобщее действие и должно соблюдаться безусловно и при любых обстоятельствах.
  2. Применение МГП не означает вмешательства во внутренние дела или в конфликт и не затрагивает суверенитета или правового статуса конфликтующих сторон.
  3. Медицинский персонал, транспорт и учреждения, имеющие надлежащие опознавательные знаки, неприкосновенны и нейтральны.
  4. Необходимо строго соблюдать различие между комбатантами и гражданским населением, с тем, чтобы выполнять нормы защиты населения и гражданских объектов от военных действий.
  5. Государство обязано как на национальном, так и на международном уровне обеспечить гуманное обращение с лицами, оказавшимися в его власти.
  6. Запрещается дискриминация по любому признаку.
  7. Серьезное нарушение норм МГП — уголовное преступление, подлежащее наказанию.

Общие принципы. Общие принципы тесно связаны с основными правами человека.

  1. Каждый имеет право на уважение к жизни, физической и психологической неприкосновенности, уважение его чести, семейных прав, убеждений, обычаев.
  2. Каждый имеет право на признание его прав перед законом, на общепринятые юридические гарантии. Никто не может отказаться от прав, предоставленных ему гуманитарными конвенциями.
  3. Запрещаются пытки, унизительное или бесчеловечное наказание. Запрещаются репрессалии, коллективные наказания, захват заложников. Запрещается нападение на гражданское население, на обозначенные МГП гражданские объекты.
  4. Никто не может быть лишен собственности незаконным путем. Оккупанты не являются владельцами гражданских объектов, а лишь могут распоряжаться захваченным имуществом. Оккупационные власти обязаны принимать меры по сохранности этого имущества.

Принципы, которыми конфликтующие стороны должны руководствоваться в отношении жертв вооруженных конфликтов и ведения военных действий:

  1. Запрещаются недозволенные виды оружия и методы ведения войны. Не должны разрабатываться новые виды, если они нарушают нормы и принципы МГП или иные международные соглашения.
  2. Воюющая сторона не должна наносить противнику ущерб, несоизмеримый с целью войны, т.е. с уничтожением или ослаблением военной мощи противника.
  3. Запрещаются вероломство, т.е. симуляция стремления к переговорам, использование военной формы противника, знаков ООН, Красного Креста и другие аналогичные методы.
  4. При ведении военных действий должна проявляться забота о защите природной среды.

Примеры нарушений МГП

  1. Разрушение талибами гигантских статуй Будды в центральной афганской провинции Бамиан в 2001 году. Уничтожение памятников доисламской эпохи (буддийских, зороастрийских, индуистских), начавшееся в Афганистане после указа лидера талибов муллы Мохаммеда Омара 26 февраля 2001.

    Несмотря на то, что в 1954 году Ирак и Сирия ратифицировали Гаагскую конвенцию о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта, она не исполняется.

  2. С июня 2014 по 13 февраля 2015 ИГИЛ разграбило и уничтожило не менее 28 религиозных зданий, представляющих историческую ценность.

    «Послужной список» террористов включает множество актов вандализма: от уничтожения шиитских мечетей до подрыва центральной библиотеки и варварского разгрома музея в Мосуле, где погибли тысячи редких старинных книг и бесценных экспонатов.

    В марте этого года экстремисты бульдозерами сровняли с землей исторические руины двух древних городов Хатры и Нимруда, входивших в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

  3. И российскими, и грузинскими войсками применялось кассетное оружие, в результате чего гибли гражданские лица, и возникла угроза для значительного числа жителей, поскольку после этого остались неразорвавшиеся боевые элементы.

  4. Во время войны во Вьетнаме вьетнамцы устанавливали ловушки на лесных тропах, около американских баз, и будучи замаскированной под тонким слоем травы, листьев, грунта или воды, была трудно обнаруживаема. Размер ловушки был рассчитан точно под ногу в ботинке. Колья всегда смазывались нехорошими веществами.

    Попадание ногой в такую ловушку, пробитие кольями подошвы и ранение почти наверняка вызывало заражение крови.

  5. Война в Ливии. Когда город был сдан оппозиции, охранники бросили три гранаты в помещение, где содержались заключенные, и затем открыли огонь.

    Международная комиссия по расследованию, учрежденная Советом по правам человека, установила причастность антиправительственных сил к совершению военных преступлений и преступлений против человечности, в частности, она упомянула внесудебные казни, пытки, насильственные исчезновения, беспорядочные атаки и мародерство, Комиссия отметила, что власти не проводили расследование ни по одному из нарушений, совершенных антиправительственными силами, и «нарушения международного права в области прав человека продолжают происходить в условиях безнаказанности»

  6. В посёлке Мадайя в провинции Дамаск террористические группировки открыли огонь по автомобилям делегации Международного комитета Красного Креста и сирийского общества Красного полумесяца.
  7. Террористы из ИГИЛ стали прибегать к использованию химического оружия. Экспертами Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) было установлено, что еще в августе в городе Мареа к северу от Алеппо ​был применен иприт.

Заключение

Международное гуманитарное право в период вооруженных конфликтов существует как самостоятельная отрасль международного права. Международное гуманитарное право имеет свой, отличный от других отраслей, специальный метод правового регулирования, реализующийся в период вооруженного конфликта, состоящий:

  • во-первых, из установления факта начала, ведения, окончания войны, вооруженного конфликта;
  • во-вторых, определения круга субъектов вооруженного конфликта;
  • в-третьих, установления правового статуса комбатантов, гражданского населения и всех других участников правоотношений;
  • в-четвертых, принятия международных договоров, порождающих права и обязанности сторон;
  • в-пятых, процесса функционирования международного гуманитарного права в период вооруженных конфликтов; шестых, гарантии реализации норм международного гуманитарного права;
  • в-седьмых, ответственности государств и физических лиц за нарушение норм МГП.

Функции международного гуманитарного права — это основные направления юридического воздействия на общественные отношения. Определяются сущностью и социальным назначением права в жизни мирового сообщества, по регулированию правоотношений в период войны, вооруженного конфликта международного и немеждународного характера, борьбы с международным терроризмом.

Источник: https://novainfo.ru/article/8363

Ссылка на основную публикацию