Гласность информации в области гражданской защиты. определение.

Обязанности государства при чс | наше время

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Настоящий Федеральный закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее — население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды (далее — территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее — чрезвычайные ситуации).

Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее — организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций…

Какой шикарный документ мне кинули в комментарии.

Обратите внимание

Итак, читаем обязанности государства при ЧС — там не много, не бойтесь, я выбрал самое главное — а потом пробуем назвать хоть одну статью этого закона, которая не была бы нарушена:<\p>

Статья 4.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.

Основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются: разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах; осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях; обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, в том числе организация разъяснительной и профилактической работы среди населения в целях предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций на водных объектах; организация своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях в местах массового пребывания людей;

прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

ликвидация чрезвычайных ситуаций; осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;

Важно

реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах.

Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются законодательством Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.

Комментарий ГАРАНТа

Состав сил и средств наблюдения и контроля, ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также перечень сил постоянной готовности федерального уровня единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций утверждены постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N 924 Статья 4.1.

Функционирование органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

1. Органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме: …

б) повышенной готовности — при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;

Статья 6.

Гласность и информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляют сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях, а также сведения о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в этой области является гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и администрация организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них.!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Совет

Сокрытие, несвоевременное представление либо представление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Комментарий ГАРАНТа

См.

Требования по установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, утвержденные приказом МЧС РФ, МВД РФ и ФСБ РФ от 28 октября 2008 г. N 646/919/526

См.

Положение о порядке размещения современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о чрезвычайных ситуациях, угрозе террористических акций и распространения соответствующей информации, утвержденное приказом МЧС РФ, МВД РФ и ФСБ РФ от 31 мая 2005 г. N 428/432/321

Статья 7.

Основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.

Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны.

Комментарий ГАРАНТа

См.

Положение об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденное приказом МЧС РФ от 21 декабря 2005 г. N 993

Как мы видим, законодатель особое внимание уделяет именно предупреждению и прогнозированию чрезвычайных ситуаций.

Закон прямо обязывает власти:

разрабатывать программы по защите;

осуществлять научно-технические программы по предупреждению ЧС;

Обратите внимание

обеспечивать готовность к действию; обрабатывать и выдавать информацию; подготавливать население; организовывать своевременное оповещение и информирование.

Касательно оповещения законодатель прямо обязывает власть «оперативно и достоверно информировать население … в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения»

Законодатель прямо говорит об учете природных характеристик и особенностей территории.

Законодатель прямо говорит о повышенной готовности при угрозе возникновения ЧС.

Законодатель пряо обязывает использовать технические средства для оповещения граждан, в том числе: наружные светодиодные панели, а также «иные современные технические средства» (См. Положение о порядке размещения современных технических средств массовой информации в целях … своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о чрезвычайных ситуациях)

Ну и так далее.

Можно пройтись по каждому пункту каждой статьи этого закона. По-моему, они были нарушены все.

Зато у Ткачева с Гундяевым и Путиным по дворцу на побережье.

Далее.

ъ

Обязанности государства в режиме повышенной готовности регулирует ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 30 декабря 2003 г. N 794 О ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ:

28. Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы, являются:

б) в режиме повышенной готовности: — усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий; — введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил единой системы на стационарных пунктах управления; — непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о приемах и способах защиты от них;

— принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях;

— уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов; — приведение при необходимости сил и средств единой системы в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;

— восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций; — проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;

Где?

Важно

Где усиление контроля за состоянием окружающей среды, введение круглосуточного дежурства руководителей, непрерывный сбор данных, принятие мер по предупреждению, приведение сил и средств в готовность к реагированию и проведение эвакуационных мероприятий?

Вы ж говорите, там неделю лило?

Что, времени вытащить свою задницу с дачи в заповеднике — не хватило?

Где это все?

Далее.

Там же. Обязанности Минприроды:

Минприроды России (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 N 219)

Функциональные подсистемы: — наблюдения, оценки и прогноза опасных гидрометеорологических и гелиогеофизических явлений и загрязнения окружающей среды (Росгидромет);

Читайте также:  Пожарные мотопомпы: назначение, виды, характеристики, требования

Где прогноз опасных гидрометеорологических явлений?ъ

Ну и так далее.

Тут можно продолжать до бесконечности.

В общем, как я и сказал — государства в России нет.

Здесь ничего не работает.

Источник: http://maxpark.com/community/1805/content/1407735

Гласность как политико-правовой феномен

Гласность — это сложная политико-юридическая, нравственно-гуманистическая и социально-психологическая категория, отражающая отношение людей к реальной жизни, друг другу, обществу, государству, происходящим в стране и в мире фактам, процессам, событиям [1, с. 24].

Исследователи неоднократно обращались к вопросу о понятии и содержании гласности. В политике и науке пик популярности этой проблемы пришелся на период перестройки.

Подавляющая часть исследований, посвященных гласности, рассматривает ее лишь с точки зрения политико-правового содержания.

В этимологическом значении гласность определяется:

1) как доступность общественному ознакомлению и обсуждению, контролю;

2) публичность;

3) общеизвестность чего-либо, оглашение.

Как нравственная категория гласность покоится на таких моральных устоях общества, как гуманизм, коллективизм, справедливость.

Политико-правовая категория гласности понимается как принцип деятельности государственных органов, должностных лиц, общественных организаций, как принцип взаимодействия государства и гражданского общества.

Этот элемент представляет наибольшую важность, поскольку вопросы гласности как принципа взаимодействия структур гражданского общества затрагивают интересы лишь части общества. Например, взаимодействие населения и политических партий.

Тогда как осуществление государственной власти всегда связано с интересами общества в целом. И уже в силу такого всеобщего характера деятельность государства обладает особым статусом.

Более того, гласность применительно к государству — это не просто принцип деятельности, это механизм ответственности перед населением, наряду с такими общепризнанными элементами народовластия, как выборы, свободная пресса и т.п. Гласность как принцип взаимодействия государства с гражданским обществом представляет собой сердцевину гласности как общесоциального явления.

Единого подхода к определению содержания гласности как принципа взаимодействия государства и общества в российской науке пока нет. Как справедливо отметил Н.И. Матузов, в современной науке «есть политика, логика и диалектика гласности.

Политика — общий курс на гласность, логика — последовательность ее развертывания и функционирования, а диалектика -сложность, относительность и противоречивость данного явления, столкновение в нем противоборствующих начал.

Но целостной теории гласности пока нет» [1, с. 22].

Как правило, в науке используется два понятия этого явления. Широкое, когда гласность трактуется как конституционный, общеправовой принцип, характеризующий взаимодействие государственных и негосударственных структур общества.

Узкое, когда гласность сводится к принципу деятельности органов государственной власти, понимается как открытость деятельности государственных органов по вопросам, представляющим личный, групповой, классовый, национальный, общенародный интерес.

Совет

Такое сужение содержания гласности представляется неоправданным, поскольку в этом случае характеризуется только государство и совершенно не отражаются особенности информационных процессов в сфере гражданского общества. Эти стороны гласности нельзя рассматривать отдельно.

Провозглашение открытости деятельности государственных структур, не подкрепленное гарантиями свободного обращения такой информации внутри гражданского общества, превращается в формальность, декларацию. Более того, как следует из этимологии слова «гласность», важнейшее значение имеет именно степень свободы информации, ее известность в обществе.

Полагаем, можно выделить несколько основных компонентов содержания гласности:

Право граждан обсуждать деятельность органов государственной власти, критиковать, высказывать замечания и предложения по вопросам государственной и общественной жизни, в том числе через средства массовой информации, а также использовать полученную информацию любым другим, не противоречащим закону способом.

Наибольшую важность в данном случае имеет деятельность средств массовой информации по освещению работы государственных органов. Причем в данный компонент включается деятельность средств массовой информации по распространению информации о деятельности органов государственной власти, осуществляемая только по собственной инициативе.

Основополагающее, всеобщее значение этого компонента порождает иллюзию его отсутствия в гласности, как принципе взаимодействия государства и гражданского общества. Дело в том, что свободное распространение информации о деятельности государства в полной мере охватывается комплексом основных прав человека. Как справедливо отмечаетB.C.

Хижняк, информационные права человека охватывают получение и распространение не только официальной, но и неофициальной информации [2, с. 22].

Эти правомочия исследуются учеными самостоятельно, в отрыве от иных элементов гласности. И таким образом данный компонент как бы исключается из состава гласности, что представляет неверным.

Распространение в обществе информации, поступающей от государственных органов, имеет важнейшее значение, поскольку без него участие граждан в управлении делами государства будет носить лишь формальный характер.

Режим распространения такой информации в гражданском обществе имеет ряд существенных особенностей по сравнению со сведениями о других элементах общества (например, информацией о деятельности политических партий, религиозных организаций, коммерческих структур и т.п.).

Обратите внимание

Это обусловлено публичным характером деятельности государства, поскольку любое решение государственного органа затрагивает интересы общества в целом. Соответственно эти сведения должны быть наиболее доступны для общества, его контроля. С другой стороны такая информация может быть наиболее опасна и подлежит наибольшей защите со стороны государства.

Именно в этой связи, провозглашая режим максимальной открытости информации о деятельности государственных структур, законодатель одновременно вводит его ограничения в виде государственной, служебной и иной тайны.

Открытость (публичность) деятельности органов государственной власти, т.е. режим деятельности, при котором посещение и наблюдение за ходом работы какого-либо государственного органа возможно любыми желающими субъектами.

В целях избежания терминологической путаницы для характеристики  режима работы  государственных  органов,  при  котором  все желающие допускаются присутствовать и наблюдать за работой органов государственной власти, предпочтительней использовать термин «открытость».

Информирование населения о функционировании государственной власти и принятых ею решениях, т.е. деятельность органов государства по распространению такой информации.

Этот элемент гласности характеризует активную работу органов государственной власти по предоставлению различным субъектам гражданского общества информации о своей деятельности.

Причем такие активные действия могут осуществляться органами и по собственной инициативе, и по запросам заинтересованных лиц.

В данном компоненте реализуется право граждан и их объединений искать и получать любую информацию, находящуюся в распоряжении государственных органов и не отнесенную к информации с ограниченным доступом.

В зависимости от характера информирование можно поделить на следующие виды:

  • информирование о текущей деятельности;
  • оглашение статистических данных и итоговых отчетов;
  • оглашение принятых решений. Эта информация имеет особую важность, поскольку решение представляет собой акт управления и изначально требует известности.

Из рассмотренных элементов гласности лишь первый характеризует процессы внутри гражданского общества, остальные два относятся к деятельности органов государства и представляют собой важнейшие принципы деятельности государственных органов.

Причем открытость и информирование нецелесообразно рассматривать в качестве самостоятельных принципов, т.к. их раздельная реализация не дает полной гласности.

Открытость характеризует статическое состояние гласности, является решающей, необходимой ее предпосылкой информирование же населения переносит акцент на динамический аспект гласности, свидетельствует о ее реализации на практике.

Сочетание этих двух компонентов представляет собой гласность как принцип, характеризующий деятельность государственных органов. Данный компонент корреспондирует с конституционным правом граждан искать и получать информацию.

Спорным представляется суждение о включении в содержание гласности такого компонента, как учет общественного мнения в осуществлении государственной деятельности.

Общественное мнение вообще — это определенная реакция общества в целом или партий, социальных групп, отдельных коллективов на те или иные события, факты, явления социальной жизни, затрагивающие интересы многих людей, вызывающие желание осознать их природу и дать им политическую, этическую, а в ряде случаев и правовую оценку.

Оно возникает на основе определенной идеологической позиции личности, ее нравственных начал, правосознания, ценностных ориентаций. Общественное мнение может быть неоднородным, наряду с истинным может существовать ложное общественное мнение.

С точки зрения содержания общественное мнение является продуктом обсуждения информации о деятельности, осуществляемой государственной властью, и одним из важнейших видов социальной информации, поскольку именно в соответствии с мнением населения государственные органы строят свою политику.

Важно

С одной стороны, общественное мнение является первичной, исходной информацией, сообщает данные об общественных потребностях, суждениях и воле, с другой — сигнализирует об эффективности осуществляемой государственной деятельности, имеющихся и возможных противоречиях.

В случаях игнорирования общественного мнения нарушается равновесие между государственными органами и социальной средой. Ситуация становится конфликтной, когда между ними не достигается согласия.

Вместе с тем учет общественного мнения является не столько компонентом гласности, сколько самостоятельным требованием демократического государственного режима.

Данное явление характеризует степень влияния населения на властные структуры, участие населения в управлении делами государства, но не режим свободного распространения информации о деятельности государства в обществе.

Кроме того, учет общественного мнения в работе государственных органов не составляет правового требования, зафиксированного в каких-либо обязанностях государственных органов. Это политическое пожелание, рекомендация, но не нормативное правило.

Резюмируя изложенное, политико-правовое содержание гласности можно определить как форму взаимодействия государства и гражданского общества, характеризующуюся:

  • открытостью (транспарентностью) деятельности государственных органов;
  • возможностью общественности свободно оценивать и использовать информацию о деятельности органов государственной власти.

Основываясь на такой структуре, гласность можно представить в виде совокупности информационных процессов, можно поделить на два основных вида:

  • движение информации о деятельности органов государственной власти этих органов (производителей информации) к субъектам гражданского общества (открытость);
  • распространение такой информации внутри гражданского общества, от одного субъекта к другому. Выработка производной информации, оценка поступивших сведений (возможность общественности свободно оценивать и использовать информацию о деятельности органов государственной власти).

Деятельность государства — это, прежде всего, процесс социального управления, но это также и информационный процесс. Информационный и управленческий процесс неразрывно связаны. В процессе управления субъект оказывает на объект информационное воздействие.

И в этом смысле любое управление есть процесс обработки информации, причем информация представляет собой не какой-то второстепенный, дополнительный компонент управления, а его внутреннюю, имманентную черту, основное условие его реализации.

Гласность можно поделить на два вида:

  • непосредственная, к которой относится восприятие субъектами гражданского общества информации, непосредственно исходящей от государственных органов и отражающей их деятельность (транспарентность);
  • опосредованная, к которой относится восприятие информации, производной от судебной, т. е. прошедшей отражение через субъективное мнение участников гражданского общества. К такой опосредованной гласности следует относить информационные потоки второго и третьего этапа.

Проанализировав соотношение информационных и управленческих процессов, представляется возможным скорректировать определение гласности следующим образом: с точки зрения информационно-кибернетического подхода гласность представляет собой метаинформационный процесс — совокупность процессов передачи информации, отражающей процесс государственного управления (взаимодействия государства и гражданского общества как управляющей и управляемой систем), но не входящих при этом в такой процесс управления; получателем информации, в котором может быть неограниченный круг субъектов. Основой обособления разнообразных информационных потоков в процесс гласности является семантический аспект информации — отражение управленческой деятельности государства.

Читайте также:  Единая система подготовки населения в области го и защиты от чс

Таким образом, для определения особенностей гласности правосудия, ее отличия от гласности как общесоциального явления необходимо исходить из предмета такой гласности, правосудие.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующие выводы.

В качестве политико-правовой категории гласность следует понимать в двух аспектах:

  • узком, как синоним открытости (транспарентности), т. е. принцип, в соответствии с которым органы государственной власти действуют открыто для общества, причем общество получает о такой деятельности систематическую и всестороннюю информацию;
  • широком, как принцип взаимодействия государства и гражданского общества, который включает в себя а) открытость (транспарентность) деятельности органов государственной власти; б) возможность общественности свободно оценивать и использовать информацию о деятельности органов государственной власти.

С точки зрения информационного аспекта гласность представляет собой потоки информации, отличающиеся от иных информационных процессов семантическим аспектом сообщения: такая информация должна отражать осуществление государственного управления.

Причем она может отражать как собственно деятельность органов государственной власти (субъекта управления), так и реакцию гражданского общества (объекта управления) на осуществление такой деятельности. Также информационные процессы гласности представляют собой массовую коммуникацию, т.е.

субъектом в таких процессах является неограниченный круг субъектов.

Гласность характеризует операции с информацией о государственном управлении, а не само государственное управление.

При этом специфика информации выражается в ее семантическом аспекте: отображении того или иного управленческого процесса.

Совет

Соответственно, для характеристики гласности в сфере судебной власти необходимо исходить из особенностей судебной деятельности (предмета гласности), отражением которой и является судебная информация (сообщение).

Литература

  1. Матузов Н. И. Правовая система и гласность / Н.И. Матузов // Вопросы теории государства и права: Перестройка и актуальные проблемы теории социалистического государства и права: Межвузовский сборник научных трудов. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1991. — Вып. 9. — С. 21-27.
  2. ХижнякB.C. Конституционное право человека и гражданина на информацию в Российской Федерации: дисс… к.ю.н. — Саратов, 1998. — 152 с.

Фамилия автора: Г. С. Ахметжанова

Источник: https://articlekz.com/article/9784

Законодательный уровень информационной безопасности

Основным законом Российской Федерации является Конституция, принятая 12 декабря 1993 года.

В соответствии со статьей 24 Конституции, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Статья 41 гарантирует право на знание фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, статья 42 — право на знание достоверной информации о состоянии окружающей среды.

В принципе, право на информацию может реализовываться средствами бумажных технологий, но в современных условиях наиболее практичным и удобным для граждан является создание соответствующими законодательными, исполнительными и судебными органами информационных серверов и поддержание доступности и целостности представленных на них сведений, то есть обеспечение их (серверов) информационной безопасности.

Статья 23 Конституции гарантирует право на личную и семейную тайну, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, статья 29 — право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Современная интерпретация этих положений включает обеспечение конфиденциальности данных, в том числе в процессе их передачи по компьютерным сетям, а также доступ к средствам защиты информации.

В Гражданском кодексе Российской Федерации (в своем изложении мы опираемся на редакцию от 15 мая 2001 года) фигурируют такие понятия, как банковская, коммерческая и служебная тайна.

Согласно статье 139, информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Обратите внимание

Это подразумевает, как минимум, компетентность в вопросах ИБ и наличие доступных (и законных) средств обеспечения конфиденциальности. (Примечание:Утратила силу с 1 января 2008 года. — Федеральный закон от 18.12.2006 N 231-ФЗ.)

Весьма продвинутым в плане информационной безопасности является Уголовный кодекс Российской Федерации (редакция от 14 марта 2002 года). Глава 28 — «Преступления в сфере компьютерной информации» — содержит три статьи:

  • статья 272. Неправомерный доступ к компьютерной информации;
  • статья 273. Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ;
  • статья 274. Нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей.

Первая имеет дело с посягательствами на конфиденциальность, вторая — с вредоносным ПО, третья — с нарушениями доступности и целостности, повлекшими за собой уничтожение, блокирование или модификацию охраняемой законом информации ЭВМ. Включение в сферу действия УК РФ вопросов доступности информационных сервисов представляется нам очень своевременным.

Статья 138 УК РФ, защищая конфиденциальность персональных данных, предусматривает наказание за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений. Аналогичную роль для банковской и коммерческой тайны играет статья 183 УК РФ.

Интересы государства в плане обеспечения конфиденциальности информации нашли наиболее полное выражение в Законе «О государственной тайне» (с изменениями и дополнениями на 22 августа 2004 года).

В нем гостайна определена как защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Там же дается определение средств защиты информации.

Согласно данному Закону, это технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну ; средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации. Подчеркнем важность последней части определения.

Основополагающим среди российских законов, посвященных вопросам информационной безопасности, следует считать закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 года номер 149-ФЗ (принят Государственной Думой 8 июля 2006 года). В нем даются основные определения, намечаются направления, в которых должно развиваться законодательство в данной области, регулируются отношения, возникающие при:

  1. осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;
  2. применении информационных технологий;
  3. обеспечении защиты информации.

Процитируем основные определения:

  1. информация — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;
  2. информационные технологии — процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов;
  3. информационная система — совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств;
  4. информационно-телекоммуникационная сеть — технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники;
  5. обладатель информации — лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам;
  6. доступ к информации — возможность получения информации и ее использования;
  7. конфиденциальность информации — обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя;
  8. предоставление информации — действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц;
  9. распространение информации — действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц;
  10. электронное сообщение — информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети;
  11. документированная информация — зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель;
  12. оператор информационной системы — гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.

Мы, разумеется, не будем обсуждать качество данных в Законе определений. Обратим лишь внимание на нетрадиционность определения конфиденциальности информации, приравнивающего конфиденциальность к неразглашению.

В статье 3 Закона сформулированы принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации:

  1. свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;
  2. установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;
  3. открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;
  4. равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации;
  5. обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;
  6. достоверность информации и своевременность ее предоставления;
  7. неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;
  8. недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.

Отметим, что в этих принципах явным образом фигурируют целостность (достоверность) и доступность (своевременность предоставления) информации.

В статье 9 Закона содержатся следующие положения:

  1. Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
  2. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.
  3. Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.
  4. Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.

Отметим, что в этой статье упор делается на конфиденциальность информации.

Статья 11 «Документирование информации» содержит следующие важные положения:

3.

Электронное сообщение, подписанное электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи, признается электронным документом, равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью, в случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается или не подразумевается требование о составлении такого документа на бумажном носителе.

Читайте также:  Метил хлористый (хлорметан)

4.

В целях заключения гражданско-правовых договоров или оформления иных правоотношений, в которых участвуют лица, обменивающиеся электронными сообщениями, обмен электронными сообщениями, каждое из которых подписано электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи отправителя такого сообщения, в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или соглашением сторон, рассматривается как обмен документами.

Статья 16 целиком посвящена вопросам защиты информации. Процитируем ее полностью.

  1. Защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на:
    1. обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;
    2. соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа;
    3. реализацию права на доступ к информации.
  2. Государственное регулирование отношений в сфере защиты информации осуществляется путем установления требований о защите информации, а также ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
  3. Требования о защите общедоступной информации могут устанавливаться только для достижения целей, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 настоящей статьи.
  4. Обладатель информации, оператор информационной системы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязаны обеспечить:
    1. предотвращение несанкционированного доступа к информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права на доступ к информации;
    2. своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации;
    3. предупреждение возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации;
    4. недопущение воздействия на технические средства обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование;
    5. возможность незамедлительного восстановления информации, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней;
    6. постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации.
  5. Требования о защите информации, содержащейся в государственных информационных системах, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий. При создании и эксплуатации государственных информационных систем используемые в целях защиты информации методы и способы ее защиты должны соответствовать указанным требованиям.
  6. Федеральными законами могут быть установлены ограничения использования определенных средств защиты информации и осуществления отдельных видов деятельности в области защиты информации.

В процитированной статье Закона фигурируют все три основных аспекта информационной безопасности: доступность, целостность и конфиденциальность. Кроме того, обязательным является отслеживание нарушений безопасности и постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации.

Явным образом не упомянуты такие меры, как аккредитация, сертификация и лицензирование, но в пунктах 5 и 6 они, конечно, подразумеваются.

Таковы важнейшие, на наш взгляд, положения Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». На следующей странице будут рассмотрены другие законы РФ в области информационной безопасности.

Источник: http://www.intuit.ru/studies/courses/10/10/lecture/302?page=2

Закон Украины «О правовых основах гражданской защиты»

от 24 июня 2004 года №1859-IV

О правовых основах гражданской защиты

Настоящий Закон определяет правовые и организационные основы в сфере гражданской защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и военного характера, полномочия органов исполнительной власти и других органов управления, порядок создания и применения сил, их комплектования, прохождения службы, а также гарантии социальной и правовой защиты личного состава органов и подразделений гражданской защиты.

Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Определение терминов

В настоящем Законе приведенные ниже термины употребляются в следующем значении:

гражданская защита — система организационных, инженернотехнических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и других мер, осуществляемых центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, подчиненными им силами и средствами, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от формы собственности, добровольными спасательными формированиями, обеспечивающими выполнение этих мер с целью предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, причиняющих материальные убытки в мирное время и в особый период;

единая государственная система гражданской защиты населения и территорий (далее — единая система гражданской защиты) — совокупность органов управления, сил и средств центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, на которые возлагается реализация государственной политики в сфере гражданской защиты;

подсистемы единой системы гражданской защиты — совокупность подчиненных специально уполномоченному центральному органу исполнительной власти функциональных и территориальных органов управления, на которые возлагаются определенные законом задачи в конкретных сферах гражданской защиты;

Важно

служба гражданской защиты — государственная служба особого характера, связанная с обеспечением пожарной безопасности, предотвращением и реагированием на иные чрезвычайные ситуации техногенного, природного и военного характера, ликвидацией их последствий, защитой населения и территорий от их негативного воздействия;

Оперативно-спасательная служба гражданской защиты — специальное военизированное формирование, на которое возлагается защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и военного характера, участие в мероприятиях территориальной обороны, а также международных спасательных и иных гуманитарных операциях;

силы и средства гражданской защиты — личный состав и работники органов и подразделений гражданской защиты, добровольные спасательные формирования, пожарная и аварийно-спасательная техника, пожарно-техническое и аварийно-спасательное оборудование, средства пожаротушения и индивидуальной защиты, иное имущество, предназначенное для тушения пожаров, ликвидации последствий аварий, наводнений, землетрясений и других катастроф техногенного, биологического, радиационного, химического или экологического и военного характера, минимизации последствий Чернобыльской катастрофы;

зона возможного поражения — отдельная территория или объект, на которых в результате чрезвычайной ситуации техногенного, природного или военного характера возникает угроза жизни или здоровью людей либо причинения материальных потерь;

ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций — проведение комплекса мер, включающих аварийно-спасательные и иные неотложные работы, осуществляемые в случае возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и военного характера (далее — чрезвычайные ситуации), и направленных на прекращение действия опасных факторов, спасание жизни и сохранение здоровья людей, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций;

аварийно-спасательные работы — работы, направленные на поиск, спасание и защиту людей (включая оказание им неотложной медицинской помощи), защиту материальных и культурных ценностей и окружающей среды при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, с привлечением работников, имеющих специальную подготовку, средства индивидуальной защиты и оборудование;

первоочередные меры по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации — оперативное осуществление организационно-технических и других неотложных мер, направленных на обеспечение минимальных потребностей жизнеобеспечения населения, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации;

Совет

техногенная безопасность — состояние защищенности населения, территории, объектов от негативных последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

неблагоприятные бытовые или нестандартные ситуации — ситуации, возникающие в быту, непроизводственной сфере, которые не приобрели масштаб чрезвычайной ситуации, но представляют собой угрозу жизни и здоровью людей либо причинения материальных убытков.

Статья 2. Правовая основа гражданской защиты

Правовой основой гражданской защиты являются Конституция Украины, настоящий Закон, законы Украины «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера», «О Гражданской обороне Украины», «О правовом режиме чрезвычайного положения», «О правовом режиме военного положения», «Об аварийно-спасательных службах», «О пожарной безопасности», «Об объектах повышенной опасности», «Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности», «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения», «О правовом режиме территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате Чернобыльской катастрофы», международные договоры Украины, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, и другие акты законодательства.

Статья 3. Цель гражданской защиты

Гражданская защита осуществляется в целях:

реализации государственной политики, направленной на обеспечение безопасности и защиты населения и территорий, материальных и культурных ценностей и окружающей среды от негативных последствий чрезвычайных ситуаций в мирное время и в особый период;

преодоления последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе последствий чрезвычайных ситуаций на территориях иностранных государств в соответствии с международными договорами Украины, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины.

Статья 4. Принципы гражданской защиты

Гражданская защита осуществляется на принципах:

гарантирования государством гражданам конституционного права на защиту жизни, здоровья и их имущества, а юридическим лицам — права на безопасное функционирование;

добровольности при привлечении людей к осуществлению мер в сфере гражданской защиты, связанных с риском для жизни и здоровья;

комплексного подхода к решению задач гражданской защиты;

создания системы рациональной превентивной безопасности с целью максимально возможного, экономически обоснованного уменьшения вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций и минимизации их последствий;

территориальности и функциональности единой системы гражданской защиты;

минимизации причинения вреда окружающей среде;

гласности, свободного доступа населения к информации в сфере гражданской защиты в соответствии с законодательством.

Статья 5. Задачи гражданской защиты

Основными задачами гражданской защиты являются:

сбор и аналитическая обработка информации о чрезвычайных ситуациях;

прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

осуществление надзора и контроля в сфере гражданской защиты;

разработка и исполнение законодательных и иных нормативно-правовых актов, соблюдение норм и стандартов в сфере гражданской защиты;

разработка и осуществление предупредительных мер в сфере гражданской защиты;

создание, сохранение и рациональное использование материальных ресурсов, необходимых для предотвращения чрезвычайных ситуаций;

Обратите внимание

разработка и выполнение научно-технических программ, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций;

обеспечение функционирования системы экстренной помощи населению по единому телефонному номеру 112;

оперативное оповещение населения о возникновении или угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, своевременное достоверное информирование о складывающейся обстановке и мерах, принимаемых для предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий;

организация защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, оказание неотложной психологической, медицинской и иной помощи пострадавшим;

проведение неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и организация жизнеобеспечения пострадавшего населения;

обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской защиты к предотвращению чрезвычайных ситуаций и ликвидация их последствий;

оказание с использованием средств гражданской защиты оперативной помощи населению в случае возникновения неблагоприятных бытовых или нестандартных ситуаций;

обучение населения способам защиты в случае возникновения чрезвычайных, неблагоприятных бытовых или нестандартных ситуаций и организация тренировок;

международное сотрудничество в сфере гражданской защиты.

Раздел II ОСНОВНЫЕ МЕРЫ В СФЕРЕ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ

бесплатный документ

Полный текст доступен после авторизации.

Источник: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=16933

Ссылка на основную публикацию