Библиотека
Наша главная задача — обеспечение безопасности жизни каждого человека, и ради этого мы постоянно тренируемся и совершенствуем свое мастерство, модернизируем парк спасательной техники и оборудования, повышаем эффективность системы управления.Генерал армии С.К.
ШойгуТыл — это половина победы и даже немножечко больше, чем половина.Маршал Советского Союза И.Х.
БаграмянАварии, природные и техногенные катастрофы, террористические акты и другие чрезвычайные происшествия ежегодно уносят тысячи человеческих жизней и наносят значительный материальный ущерб государству и гражданам.
Сотрудники министерства хорошо знают, насколько важны в тяжелых условиях чрезвычайных ситуаций качество и надежность специальной техники, снаряжения и защитной экипировкиН.Н. ГречушкинДиректор департамента тыла
и вооружения МЧС России
В системе МЧС России с момента ее создания деятельность по организации материально-технического обеспечения осуществлял отдел тыла и материальных ресурсов. В 1999 г.
эта задача была возложена на департамент войск и спасательных формирований. Впоследствии в 2003 г.
материально-техническое обеспечение организовывал департамент материально-технического обеспечения и вооружения МЧС России, который в 2004 г. был переименован в департамент тыла и вооружения.
Тыловое и техническое обеспечение подразделений МЧС России в современных условиях требует умения прогнозировать их потребности в снаряжении и экипировке, что, в свою очередь, предполагает наличие большого практического опыта у сотрудников департамента.
Цели и задачи департамента
Деятельность департамента тыла и вооружения ориентирована на развитие и совершенствование материально-технической базы МЧС России в целях наиболее эффективного функционирования подразделений министерства. Структурные подразделения департамента ведут каждодневную работу по следующим важнейшим направлениям:
- формирование и реализация политики в области материально-технического обеспечения;
- организация системы нормативно-правовой базы по использованию материальных ресурсов, их своевременному пополнению и обновлению, по вопросам эксплуатации, качественного ремонта и замены техники и вооружения;
- организация и руководство техническим и материальным обеспечением системы МЧС России;
- организация размещения заказов на поставку материально-технических средств по закрепленной номенклатуре;
- координация деятельности и взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти.
Департамент занимается оснащением подразделений МЧС России оборудованием и техникой для:
- мониторинга и прогнозирования ЧС;
- предупреждения ЧС;
- ликвидации последствий ЧС и пожаров;
- поиска и спасания людей;
- гражданской обороны;
- обеспечения безопасности людей на водных объектах.
Политика департамента направлена на увеличение и поддержание на требуемом уровне обеспеченности подразделений МЧС России современными образцами техники, экипировки и оборудования. Особое внимание уделяется развитию специальной техники, так как именно она определяет современный облик министерства.
Важным направлением в деятельности департамента является стандартизация и унификация эксплуатируемой техники с целью сокращения числа базовых моделей специальных автомобилей (типажа изделий) и обеспечения их многофункциональности.
В целях обеспечения мероприятий по оснащению подразделений министерства проведена большая работа по включению МЧС России в различные государственные программы.
Так, министерство с 2001 г. вошло в состав государственной программы вооружения (госпрограммы на 2001-2010, 2007-2015, 2011-2020 гг.).
Кроме того, вопросы оснащения министерства решаются в рамках федеральных целевых программ и иных мероприятий (переоснащение подразделений МЧС России современными образцами техники и оборудования, поддержка отечественной автопромышленности, реформирование войск гражданской обороны, ликвидация лесоторфяных пожаров, проведение XXII Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр в г. Сочи и саммита АТЭС и т.д.).
Обеспечение подразделений МЧС России
В последние годы достигнуто значительное увеличение поставок современных многофункциональных образцов техники, оборудования, вещевого имущества, продовольствия и горюче-смазочных материалов (в десятки раз по сравнению с начальным периодом работы министерства).
Оборудование и техника
За последние годы в подразделения министерства были поставлены современные высокотехнологичные образцы техники, в том числе разработанные в рамках научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, такие как:
- многоцелевые самолеты Бе-200ЧС;
- самолеты Ан-148-100Е;
- вертолеты Ка-32А11 ВС с медицинскими модулями;
- вертолеты Ка-226Т;
- пожарные автоцистерны с улучшенными тактико-техническими характеристиками;
- высотная пожарная техника;
- многоцелевые пожарно-спасательные средства на базе двухзвенного вездехода с различными модулями (пожарными, аварийно-спасательными, медицинскими, транспортными, а также оборудованными подъемными устройствами);
- многофункциональные пожарно-спасательные катера различных модификаций, суда на воздушной подушке;
- беспилотные летательные аппараты;
- комплексы мониторинга, обработки и беспроводной передачи данных по состоянию безопасности объектов (типа «Стрелец»);
- дистанционно управляемые мобильные установки пожаротушения;
- мобильные робототехнические комплексы для проведения площадного разминирования в комплекте с транспортными средствами доставки, оснащенными грузоподъемным оборудованием и модулем технического обеспечения;
- многофункциональные мобильные робототехнические комплексы легкого класса для ведения радиационной разведки и проведения технологических операций в условиях радиационного воздействия;
- аварийно-спасательные машины различного предназначения и модификаций;
- системы управления на основе новых средств связи и телекоммуникаций;
- системы космического мониторинга местности в районах чрезвычайных ситуаций.
Особое внимание уделяется разработке и внедрению современных средств защиты и экипировки пожарных и спасателей, гарантирующих их комплексную защиту и безопасность работы. При разработке образцов учтена специфика задач, возлагаемых на добровольную пожарную охрану при участии в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.
Кроме того, в рамках проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ научными институтами создаются новые технические средства и технологии предупреждения и спасения, которые найдут практическое применение в системе МЧС России.
Так, в 2011-2012 гг. разработаны:
- мобильные комплексы для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на объектах с конструкциями из высокопрочных материалов «Гюрза» и «Гранит»;
- универсальный насосно-рукавный комплекс высокой производительности для проведения пожарно-спасательных работ в условиях труднопроходимой местности «Шквал»;
- мобильный комплекс УМК-А для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и на критически важных объектах, расположенных в труднодоступной местности;
- универсальные многоцелевые высокоманевренные образцы пожарно-спасательной техники с улучшенными характеристиками для проведения пожарно-спасательных работ в различных условиях «Шанс» и «Улан»;
- комплексы технических средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций и тушения пожаров в условиях сельской местности;
- опытные образцы средств обеспечения безопасности и связи военизированных горноспасательных частей МЧС России;
- комплекс аппаратуры «Маяк спасателя» для обнаружения местонахождения спасателя (пожарного), попавшего в критическую ситуацию при ликвидации чрезвычайной ситуации (пожара);
- специализированные пенообразователи для тушения пожаров высокооктанового углеводородного и смесевого моторного топлива.
В 2013 г. по направлению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ спланировано завершение разработки:
- аварийно-спасательного автомобиля улучшенной проходимости для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и на критически важных объектах;
- модульного комплекса «Пневмоник» для управления воздушными потоками при тушении пожаров в закрытых пространствах больших объемов и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с утечками аварийных химически-опасных веществ;
- оперативных маневренных транспортных средств для проведения экстренных пожарно-спасательных работ в закрытых территориальных образованиях и на объектах инфраструктуры ракетно-космической отрасли «Кентавр»;
- мобильного комплекса группового управления робототехническими средствами «Атаман»;
- средств малой механизации и аварийно-спасательного инструмента в рудничном исполнении военизированных горноспасательных частей МЧС России;
- комплекса автоматизированного сбора данных о состоянии безопасности объектов различного функционального назначения для прогнозирования последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
- автоматизированной информационной системы поддержки принятия решений по обеспечению пожарной безопасности, контролю и координации мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на взрывопожароопасных объектах.
Продовольственное обеспечение
Наиболее сложными и ответственными задачами из числа решаемых специалистами тылового обеспечения были и остаются задачи по своевременному, наиболее полному и качественному питанию военнослужащих и сотрудников министерства. Исходя из характера выполняемых задач и численности подразделений, питание организовано по двум вариантам:
- приготовление пищи штатными поварами воинской части или подразделения, в стационарных столовых;
- оказание услуг по питанию сторонним организациям.
В настоящее время питание в вузах МЧС России и спасательных воинских формированиях осуществляется через аутсорсинг.
В результате проведенных мероприятий исключен отрыв курсантов и военнослужащих по призыву от профильных задач, сокращено количество работников столовых вузов и количество автотранспорта подвоза продовольствия.
При этом привлечение квалифицированного поварского состава расширило ассортимент приготовляемых блюд, улучшило качество приготовленной пищи и культуру приема пищи курсантами.
Вещевое обеспечение
Основными приоритетами при обеспечении личного состава современными средствами защиты и экипировки являются:
- достижение максимальной степени защиты пожарных и спасателей от вредных воздействий при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;
- повышение защитных характеристик;
- использование более легких, способных выдерживать более высокие температуры и обладающих высокой износостойкостью материалов, позволяющих улучшить условия работы и повысить производительность труда пожарных.
Так, при разработке боевой одежды и обуви пожарного удалось достичь более высоких показателей по сопротивлению тепловому потоку.
В состав пакета БОП введен принципиально новый по составу однослойный теплоизоляционный материал, сочетающий в себе и достаточную температуро-стойкость, и высокую степень сопротивления пониженным температурам.
За счет использования нового полимерного покрытия стало возможным обеспечить материал верха эффектом несмачиваемости, при этом показатели огнестойкости превышают нормативные значения.
Итогом работы стало изготовление образцов БОП и обуви, отвечающих самым высоким требованиям и отличающихся высокими ветровлагозащитными и влагоотводящими свойствами за счет использования мембранных тканей.
Конструктивные особенности и анатомические свойства представляемых образцов адаптированы к условиям их эксплуатации.
Структура перевозок в системе МЧС
Следует отметить особую роль структуры воинских перевозок в системе МЧС России, созданную в 2000 г.
Первоначально руководство и организация воинских перевозок находились в юрисдикции системы военных сообщений Минобороны России. В 2000 г. Минобороны России полностью прекратило обеспечение перевозок в интересах МЧС России, в результате чего и было принято решение о создании ведомственной системы.
За минувшие 12 лет самостоятельной работы система перевозок МЧС России доказала свою состоятельность. Ее специалисты в короткий срок создали необходимую структуру, обеспечивающую:
- бесперебойное функционирование транспортных перевозок гуманитарных грузов в места крупных ЧС, стихийных бедствий и катастроф;
- своевременную доставку средств материально-технического обеспечения подразделений МЧС России по всей стране;
- пассажирскую перевозку военнослужащих, сотрудников ФПС МЧС России и членов их семей к местам проведения отпусков и лечения.
Отдых и реабилитация
С 1 октября 2010 г. департамент тыла и вооружения организует деятельность оздоровительных учреждений системы МЧС России ФГБУ «Оздоровительный комплекс «Спасатель» МЧС России» и ФГБУ «Пансионат «Солнечный» МЧС России».
За прошедший период проделана значительная работа по организации реабилитации спасателей, отдыха и оздоровления работников министерства, отдыха и оздоровления детей работников МЧС России в детских оздоровительных лагерях, а также по организации проведения официальных и культурно-массовых мероприятий структурными подразделениями МЧС России на базе указанных оздоровительных учреждений.
Таким образом, личным составом служб тыла и вооружения вносится значительный вклад в повышение оперативности сил и средств министерства по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, повышение уровня пожарной безопасности в стране.
Источник: http://secuteck.ru/articles2/firesec/nadezhnyy-tyl-mchs-rossii
Учебный центр Безопасность труда
Учебные вопросы:1. Задачи, функции и структура Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — МЧС России);2. Структура центрального аппарата МЧС России.
Полномочия Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации;3. Задачи, функции и структура центрального аппарата и организаций МЧС России;4. Правовое положение центрального аппарата и организаций МЧС России.Учебный вопрос №1.
«Задачи, функции и структура Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — МЧС России)» Литература и ссылки:1. Указ Президента РФ от 11 июля 2004 г.
N 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»;
2. Основные задачи МЧС России (Официальный сайт МЧС России). Глава II. Основные задачи МЧС Россиип. 7.
Основными задачами МЧС России являются:1) выработка и реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах в пределах компетенции МЧС России;
2) организация подготовки и утверждения в установленном порядке проектов нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
3) осуществление управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
4) осуществление нормативного регулирования в целях предупреждения, прогнозирования и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также осуществление специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России;
5) осуществление деятельности по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также осуществление мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами Российской Федерации. Глава III. Основные функции МЧС Россиип. 8. МЧС России в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции:1) разрабатывает и представляет Президенту Российской Федерации и (или) в Правительство Российской Федерации:— предложения о введении чрезвычайного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в случае возникновения чрезвычайной ситуации;- перечень критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры страны;- проект перечня организаций, в которых создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы;- проект правил выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности договорными подразделениями федеральной противопожарной службы;2) разрабатывает и утверждает (устанавливает):— положение о территориальном органе МЧС России — региональном центре по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;- положение о системе и порядке осуществления мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;- положение о системе и порядке информационного обмена в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;показатели для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в установленном порядке;- методики оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций, классификации и учета чрезвычайных ситуаций, а также типовой паспорт безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;- положение об организации повседневной деятельности органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;- порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;- порядок организации службы в подразделениях пожарной охраны;- порядок тушения пожаров подразделениями пожарной охраны;- порядок оказания экстренной психологической помощи пострадавшему населению в зонах чрезвычайных ситуаций и при пожарах;- программы профессиональной подготовки и программы повышения квалификации добровольных пожарных;3) организует:— работу по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций межрегионального и федерального характера, спасению людей при этих чрезвычайных ситуациях;- предупреждение и тушение пожаров на объектах, критически важных для безопасности Российской Федерации, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия России, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей;- работу по участию МЧС России в разработке в установленном порядке Плана применения Вооруженных Сил Российской Федерации, Мобилизационного плана Вооруженных Сил Российской Федерации и Плана оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны, а также обеспечение осуществления мероприятий в части, касающейся гражданской обороны, оперативного оборудования территорий;- информирование населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также пропаганду в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;- официальный статистический учет и ведение государственной статистической отчетности по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России;- материально-техническое обеспечение системы МЧС России;- делопроизводство, архивное и иное хранение в установленном порядке документов и материалов по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России;- выполнение мероприятий по развитию общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей;4) осуществляет:— государственный надзор за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований по гражданской обороне и пожарной безопасности (за исключением федерального государственного пожарного надзора в лесах, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения), а также по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий;- руководство деятельностью федеральной противопожарной службы, координацию деятельности всех видов пожарной охраны;- контроль за созданием локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов;- управление в установленном порядке единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;- создание и сохранение страхового фонда документации на объекты повышенного риска и объекты систем жизнеобеспечения; Весь текст Главы III. «Основные функции МЧС России» можно прочесть здесь
Структура МЧС России
Источник: можно посмотреть здесьУчебный вопрос №2. «Структура центрального аппарата МЧС России. Полномочия Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации»
2.1. Структура центрального аппарата МЧС России
Источник: можно посмотреть здесь
2.2. Полномочия Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации
Источник: можно посмотреть здесьУчебный вопрос №3. «Задачи, функции и структура центрального аппарата и организаций МЧС России» 3.1. Задачи Центрального аппарата МЧС России3.2. Функции Центрального аппарата МЧС России Функциями ЦА МЧС России являются те же пункты изложенные в главе III. Основные функции МЧС России. 3.3. Структура Центрального аппарата МЧС России
3.4. Структура организаций МЧС России
На основании Приказа МЧС России №812 от 30.12.2011 «Об утверждении перечней федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» в МЧС России находятся следующие учреждения и организации:
— Научно-исследовательские учреждения
Источник: http://ucbtpnz.ru/tema-2-1-pravovoe-polozhenie-i-organizatsionnoe-postroenie-upravlenij-i-podrazdelenij-mchs-rossii
«Методические рекомендации по оборудованию и функционированию подвижных пунктов управления территориальных органов МЧС России»
Главная / 2013 / Июнь / 14 / «Методические рекомендации по оборудованию и функционированию подвижных пунктов управления территориальных органов МЧС России»
Документ по состоянию на август 2014 г.
Утверждаю Заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий генерал-полковник внутренней службы А.П.ЧУПРИЯН
14 июня 2013 г. N 2-4-87-7-14
1. Общие положения
Подвижный пункт управления (далее — ППУ) — это специально оборудованные и оснащенные техническими средствами транспортные средства и другие элементы (палатки, пневмокаркасные модули и т.п.
), развертываемые в районе чрезвычайной ситуации, обеспечивающие функционирование оперативной группы территориального органа МЧС России (местного гарнизона пожарной охраны) при осуществлении управления силами и средствами непосредственно в районе чрезвычайной ситуации (далее — ЧС).
ППУ территориального органа МЧС России приводится в готовность к применению по предназначению в мирное время за счет штатной численности структурных подразделений и ЦУКС территориального органа МЧС России при возникновении ЧС, а также в других случаях по решению руководителя территориального органа МЧС России.
1.1. Основные задачи ППУ
ППУ предназначен для обеспечения круглосуточной и автономной работы оперативной группы территориального органа МЧС России (далее — оперативной группы) в районе ЧС (в полевых условиях) по выполнению следующих задач:
обеспечение надежного и бесперебойного управления силами и средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (далее — РСЧС), привлекаемыми к ликвидации ЧС как мирного, так и военного времени;
обеспечение своевременной и устойчивой связи с вышестоящими органами управления, подчиненными силами (подразделениями), а также со стационарными и подвижными пунктами управления РСЧС;
обеспечение мониторинга и прогнозирования развития ЧС, оценка возможной обстановки, обеспечение оперативного планирования действий по предупреждению и ликвидации ЧС, в том числе крупных пожаров;
размещение должностных лиц оперативной группы, обеспечение выполнения ими своих функциональных обязанностей;
создание условий для работы и отдыха должностных лиц оперативной группы и технического персонала (в автономном режиме);
перемещение в район ЧС своим ходом, железнодорожным, воздушным и водным транспортом.
На ППУ также могут выполнять задачи комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (далее — КЧС и ОПБ) субъектов Российской Федерации или их рабочие группы.
1.2. Состав ППУ
ППУ должен состоять из трех основных функциональных подсистем и дополнительных элементов.
Функциональные подсистемы ППУ:
оперативно-штабная, включающая в свой состав комплекс оперативного управления и комплекс экстренного реагирования;
информационно-телекоммуникационная, включающая в свой состав комплекс средств связи, комплекс средств автоматизации, средства отображения информации;
вспомогательного обеспечения, включающая в свой состав комплекс жизнеобеспечения и комплекс электроснабжения.
Дополнительные элементы ППУ:
помещение дежурного по ППУ;
вертолетная площадка;
пост РХ контроля;
выездной пресс-центр;
пункт психологического обеспечения и медпункт.
Схема 1
Состав ППУ территориального органа МЧС России
1.3. Состав оперативной группы территориального органа МЧС России
Оперативная группа, осуществляющая свою деятельность на ППУ территориального органа МЧС России, может включать в свой состав до 25 человек и функционально подразделяется на три основных подгруппы:
управления;
связи;
обеспечения.
В целях организации непрерывного управления при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее — АСДНР), а также обеспечения функционирования всех элементов ППУ из состава подгрупп оперативной группы назначаются оперативно-дежурные расчеты, включающие в свой состав специалистов по всем направлениям деятельности.
Расчет личного состава оперативной группы осуществляется заблаговременно и должен обеспечивать круглосуточную посменную работу оперативно-дежурных расчетов на специально оборудованных автоматизированных рабочих местах.
Источник: http://lawru.info/dok/2013/06/14/n148673.htm