Эвакуация материальных и культурных ценностей

Эвакуация населения материальных и культурных ценностей в

Эвакуация материальных и культурных ценностей

Безопасные районы в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени

(Четвертая лекция)

Эвакуация населения – комплекс мероприятий по организованному вывозу или выводу различных категорий населения с территории городов и других населенных пунктов, отнесенных к группам по ГО, а также имеющих объекты особой важности, расположенные в зонах катастрофического затопления. Варианты проведения эвакуации населения приведены в таблице 9.

Рассредоточение гражданского персонала – комплекс мероприятий по организованному вывозу или выводу с территории городов и иных населенных пунктов, отнесенных к группам по ГО и размещению в загородной зоне гражданского персонала организаций, продолжающих работу в этих городах и населенных пунктах в военное время.

По способу организации эвакуация проводится:

— пешим порядком;

— железнодорожным транспортом;

— автомобильным транспортом;

— речным транспортом;

— морским транспортом;

— воздушным транспортом;

— комбинированно.

Эвакуация материальных и культурных ценностей – комплекс мероприятий по их вывозу в безопасные районы с территории городов и других населенных пунктов, являющихся вероятными объектами поражения для потенциального противника, а также из зон возможного катастрофического затопления.

Эвакуации подлежат следующие культурные ценности:

· культурные ценности мирового значения;

· Российский страховой фонд документов библиотек;

· культурные ценности федерального (общероссийского) значения;

· носители, содержащие электронные информационные ресурсы;

· культурные ценности, имеющие исключительное значение для культуры народов Российской Федерации.

Материальные ценности, подлежащие эвакуации, подразделяются на следующие группы:

· государственные ценности: золотовалютные резервы, банковские активы, ценные бумаги, эталоны измерения, запасы драгоценных металлов и минералов, документы и архивы, уникальные базы данных;

· производственные и научные ценности: особо ценное и уникальное научное и производственное оборудование, страховой фонд технической документации, особо ценная научная документация, уникальные собрания и фонды организаций;

· средства первоочередного жизнеобеспечения населения: запасы продовольствия, оборудование объектов водоснабжения, семенные и фуражные запасы, запасы лекарственных средств, запасы материальных средств.

Эвакуация – это один из основных способов защиты населения.

Дата добавления: 2016-06-22; просмотров: 4737;

Источник: https://poznayka.org/s22283t1.html

Методические рекомендации по выполнению мероприятий по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы (стр. 2 из 28)

а) в федеральных органах исполнительной власти — на руководителей гражданской обороны — руководителей федеральных органов исполнительной власти;

б) в субъекте и входящих в его состав муниципальных образованиях — на руководителей гражданской обороны — руководителя органа исполнительной власти субъекта и руководителей органов местного самоуправления муниципальных образований;

в) в организациях — на руководителей гражданской обороны — руководителей организаций.

Эвакуации на военное время подлежат:

Обратите внимание

а) работники расположенных в населенных пунктах организаций, переносящих производственную деятельность в военное время в загородную зону

(далее — работники организаций, переносящих производственную деятельность в загородную зону), а также неработающие члены семей указанных работников;

б) нетрудоспособное и не занятое в производстве население, в том числе персонал организаций, прекращающих свою деятельность на период войны;

в) материальные и культурные ценности.

В зависимости от масштабов, особенностей возникновения и развития военных действий проводится частичная и общая эвакуация.

Частичная эвакуация проводится без нарушения действующих графиков работы транспорта.

При этом, эвакуируются нетрудоспособное и не занятое в производстве население (лица, обучающиеся в школах-интернатах и образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, совместно с преподавателями, обслуживающим персоналом и членами их семей, воспитанники детских домов, ведомственных детских садов, пенсионеры, содержащиеся в домах инвалидов и ветеранов, совместно с обслуживающим персоналом и членами их семей), материальные и культурные ценности, подлежащие первоочередной эвакуации.

Общая эвакуация проводится в отношении всех категорий населения, за исключением нетранспортабельных больных, обслуживающего их персонала, а также граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации.

К материальным ценностям, подлежащим эвакуации, относятся:

а) государственные ценности (золотовалютные резервы, банковские активы, ценные бумаги, эталоны измерения, запасы драгоценных камней и металлов, документы текущего делопроизводства и ведомственные архивы государственных органов и организаций, электронно-вычислительные системы и базы данных);

б) производственные и научные ценности (особо ценное научное и производственное оборудование, страховой фонд технической документации, особо ценная научная документация, базы данных на электронных носителях, научные собрания и фонды организаций);

в) запасы продовольствия, медицинское оборудование объектов здравоохранения, оборудование объектов водоснабжения, запасы медицинского имущества и запасы материальных средств, необходимые для первоочередного жизнеобеспечения населения;

Важно

г) сельскохозяйственные животные, запасы зерновых культур, семенные и фуражные запасы;

д) запасы материальных средств для обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

11. К культурным ценностям, подлежащим эвакуации, относятся:

а) культурные ценности мирового значения;

б) российский страховой фонд документов библиотечных фондов;

в) культурные ценности федерального (общероссийского) значения;

г) электронные информационные ресурсы на жестких носителях;

д) культурные ценности, имеющие исключительное значение для культуры народов Российской Федерации.

Особо ценные документы Федерального архивного агентства подлежат укрытию в установленном порядке.

Основанием для отнесения к материальным и культурным ценностям, подлежащим эвакуации, является экспертная оценка, проводимая соответствующими специалистами государственных органов власти, органов местного самоуправления муниципальных образований и организаций.

Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы планируется заблаговременно, в мирное время, и осуществляется по территориально-производственному принципу в соответствии с разработанными планами:

эвакуация и рассредоточение работников организаций, переносящих производственную деятельность в загородную зону, а также эвакуация неработающих членов семей указанных работников организуются и проводятся соответствующими должностными лицами организаций;

эвакуация остального нетрудоспособного и не занятого в производстве населения осуществляется по месту жительства должностными лицами соответствующих органов местного самоуправления.

Совет

Ответственность за организацию, планирование, обеспечение и проведение эвакуации (рассредоточения) населения (персонала организаций), материальных и культурных ценностей и их размещение в загородной зоне, а также за подготовку районов размещения эвакуированного населения в загородной зоне и его жизнеобеспечение, хранение материальных и культурных ценностей возлагается:

в федеральных органах исполнительной власти и организациях — на соответствующих руководителей гражданской обороны — руководителей федеральных органов исполнительной власти и организаций;

на территории субъекта и входящих в его состав административно-территориальных образований — на соответствующих руководителей гражданской обороны – Губернатора области и руководителей органов местного самоуправления муниципальных образований.

При планировании эвакуации населения и рассредоточения учитываются производственные планы, мобилизационные планы на расчетный год и порядок работы организаций в военное время, прогнозы демографической ситуации, миграции населения, решения, принятые в схемах расселения и размещения производительных сил, схемах (проектах) районной планировки, генеральных планах городов, других градостроительных документах на ближайшую и отдаленную перспективу.

К подготовительным эвакомероприятиям относятся:

приведение в готовность эвакоорганов и уточнение порядка их работы;

уточнение численности работников организаций, подлежащих рассредоточению;

уточнение численности населения, подлежащего эвакуации пешим порядком и транспортом;

уточнение планов и времени поставки транспортных средств для эвакуируемых по станциям (пунктам) посадки, расчетов пеших колонн и маршрутов их движения;

уточнение сроков прибытия эвакуируемых на сборные эвакуационные пункты (СЭП);

согласование планов с органами местного самоуправления, осуществляющими прием эвакуируемых.

После завершения подготовительных мероприятий эвакуационные и эвакоприемные комиссии организуют взаимодействие с государственными органами власти субъекта, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и помогают органам местного самоуправления муниципальных образований в работе по организации учета, жизнеобеспечения и трудоустройства эвакуированного населения, а также по учету, размещению и обеспечению сохранности эвакуированных материальных и культурных ценностей.

Заблаговременно (в мирное время) формируются (создаются) следующие эвакоорганы:

— эвакуационные комиссии окружные, городские, районные в городах и других населенных пунктов и объектовые;

— эвакуационные комиссии министерств (ведомств) и организаций;

— сборные эвакуационные пункты — городские и объектовые;

— эвакоприемные комиссии — при органах местного самоуправления муници-пальных образований;

— промежуточные пункты эвакуации (ППЭ);

— приемные эвакуационные пункты (ПЭП);

— оперативные группы (ОГ) — по организации вывоза эвакуируемого населе-ния;

— группы управления на маршрутах пешей эвакуации;

— администрации пунктов посадки (высадки) населения на транспорт (с транспорта). Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения из зон ЧС осуществляется, как правило, без развертывания СЭП. Их задачи в этом случае возлагаются на оперативные группы, за которыми закрепляются соответствующие административно-территориальные единицы.

Задачи оперативных групп:

оповещение, сбор, учет и организация посадки населения на транспорт по месту нахождения (по месту жительства или работы);

распределение населения по транспортным средствам, формирование эвакоколонн (эшелонов) и сопровождение их по маршрутам эвакуации;

осуществление контроля за проведением эвакуации и информирования вышестоящих эвакоорганов;

организация и поддержание общественного порядка в зоне их ответственности.

Обратите внимание

При рассредоточении работники организаций, а также неработающие члены их семей размещаются в ближайших к границам населенных пунктов районах загородной зоны, расположенных вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей.

При невозможности совместного размещения члены семей указанных работников размещаются в ближайших к этим районам населенных пунктах загородной зоны.

В исключительных случаях по решению руководителя гражданской обороны – Губернатора автономного округа разрешается размещать рассредоточиваемых работников организаций в населенных пунктах, расположенных в зонах возможных слабых разрушений.

Районы размещения работников организаций, переносящих производственную деятельность в загородную зону, а также неработающих членов их семей выделяются за районами размещения рассредоточиваемых работников организаций.

Нетрудоспособное и не занятое в производстве население и лица, не являющиеся членами семей работников организаций, продолжающих производственную деятельность в военное время, размещаются в более отдаленных безопасных районах по сравнению с районами, в которых размещаются работники указанных организаций.

Перевозки населения на расстояние до 100 км выполняются, как правило, автотранспортом, местными и пригородными поездами, воздушными, морскими и речными судами. Перевозки населения на расстояние свыше 100 км — железнодорожным транспортом, воздушными, морскими и речными судами.

Читайте также:  Токсичность вод и пород

Источник: http://MirZnanii.com/a/279163-2/metodicheskie-rekomendatsii-po-vypolneniyu-meropriyatiy-po-evakuatsii-naseleniya-materialnykh-i-kulturnykh-tsennostey-v-bezopasnye-rayony-2

К) эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы

Меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения, введенного при наличии обстоятельств, указанных в пункте «а» (попытки насильственного изменения конституционного строя и т.д.), указом Президента о введении чрезвычайного положения могут быть предусмотрены следующие дополнительные меры и временные ограничения:

а) введение комендантского часа;

б) ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка ее осуществления;

в) приостановление деятельности политических партий и иных общественных объединений;

г) проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств;

д) ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств, ядовитых веществ. В исключительных случаях допускается временное изъятие у граждан оружия и боеприпасов, ядовитых веществ;

е) выдворение в установленном порядке лиц, нарушающих режим чрезвычайного положения;

Ж) продление срока содержания под стражей лиц, задержанных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

Меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения, введенного при наличии обстоятельств, указанных в пункте «б» (катастрофы и стихийные бедствия и т.д.), указом Президента могут быть предусмотрены следующие дополнительные меры и временные ограничения:

а) временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений;

б) введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других мероприятий;

в) привлечение государственного материального резерва, переориентация организаций на производство необходимой продукции и иные необходимые изменения производственно-хозяйственной деятельности;

г) отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей государственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением указанными руководителями своих обязанностей и назначение других лиц временно исполняющими обязанности руководителей;

д) отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей негосударственных организаций в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими мер, предусмотренных пунктом «ж» основных ограничений и пунктом «в» данных ограничений;

Е) в исключительных случаях, мобилизация трудоспособного населения и привлечение транспортных средств граждан для проведения аварийно-спасательных работ.

Вопрос № 8. Силы и средства для обеспечения режима чрезвычайного положения. Комендант территории чрезвычайного положения. Гарантии имущественных и социальных прав граждан и организаций в период действия чрезвычайного положения.

Для обеспечения режима чрезвычайного положения используются силы и средства органов внутренних дел,уголовно-исполнительной системы,федеральных органов безопасности,внутренних войск, а также силы и средства органов по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В исключительных случаях на основании указа Президента в дополнение к силам и средствам выше указанным, для обеспечения режима чрезвычайного положения могут привлекаться Вооруженные Силы, другие войска, воинские формирования и органы. Они привлекаются для выполнения следующих задач:

а) поддержание особого режима въезда на территорию, на которой введено чрезвычайное положение, и выезда с нее;

б) охрана объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, и объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей;

в) разъединение противоборствующих сторон, участвующих в конфликтах, сопровождающихся насильственными действиями с применением оружия, боевой и специальной техники;

г) участие в пресечении деятельности незаконных вооруженных формирований;

д) участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций и спасении жизни людей в составе сил РСЧС.

Задачи, указанные в пунктах «а»-«г», военнослужащие Вооруженных Сил выполняют совместно с сотрудниками органов внутренних дел.

При этом на военнослужащих Вооруженных Сил распространяются положения федерального законодательства о внутренних войсках в части, касающейся условий, порядка и пределов применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники.

Для осуществления единого управления силами и средствами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения, указом Президента назначается комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение.

Комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение:

а) издает в пределах своих полномочий приказы и распоряжения по вопросам обеспечения режима чрезвычайного положения, обязательные для исполнения на соответствующей территории всеми организациями независимо, гражданами, а также начальниками (командирами) органов внутренних дел;

б) устанавливает время и срок действия комендантского часа;

в) определяет особый режим въезда на территорию чрезвычайного положения, и выезда с нее;

г) устанавливает особый режим продажи оружия, боеприпасов, лекарственных средств, этилового спирта, спиртных напитков и спиртосодержащей продукции;

д) определяет порядок и места хранения изъятых оружия, боеприпасов, веществ и военной техники;

е) выдворяет в установленном порядке за пределы территории, лиц, нарушающих режим чрезвычайного положения;

ж) обращается к Президенту с предложениями о необходимости применения на территории, дополнительных мер и временных ограничений;

з) оповещает через средства массовой информации население о порядке выполнения отдельных мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения;



Источник: https://infopedia.su/13xb74b.html

Эвакуация

Главная → Статьи → Эвакуация и спасение

Эвакуация – комплекс мероприятий по организованному вывозу всеми видами имеющегося транспорта и выводу пешим порядком населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы из городов и других населенных пунктов, отнесенных к группам по гражданской обороне, из населенных пунктов, имеющих организации, отнесенные к категории особой важности по гражданской обороне, и железнодорожные станции первой категории, и населенных пунктов, расположенных в зонах возможного катастрофического затопления в пределах 4-часового добегания волны прорыва при разрушениях гидротехнических сооружений.

Эвакуации подлежат:

А) работники расположенных в населенных пунктах организаций, переносящих производственную деятельность в военное время в загородную зону, а также неработающие члены семей этих работников;

Б) нетрудоспособное и незанятое в производстве население, в том числе персонал организаций, прекращающих свою деятельность на период войны;

В) материальные и культурные ценности.

Рассредоточение — это комплекс мероприятий по организо­ванному вывозу (выводу) из категорированных городов и размещение в загородной зоне для проживания и отдыха рабочих и служащих объ­ектов экономики,  производственная деятельность которых в военное время будет продолжаться в этих городах.

Рассредоточению подлежат рабочие и служащие:

—   уникальных (специализированных) объектов экономики,  для продолжения  работы которых соответствующие производственные базы в загородной зоне отсутствуют или располагаются в  категорирован­ных городах;

—   организаций,  обеспечивающих производство и  жизнедеятель­ность  объектов  категорированных городов (городских энергосетей, объектов коммунального хозяйства, общественного питания, здраво­охранения,  транспорта  и  связи,  органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления).

Важно

Рассредоточиваемые  рабочие  и  служащие  размещаются в ближайших к границам категорированных городов районах загородной зоны вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей сообще­ния.

В целях обеспечения организованной доставки рабочих смен в категорированный город на работу и обратно в загородную  зону  на отдых в срок, не превышающий суммарно 4-х часов, в исключительных случаях по решению Руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации разрешается размещать  их  в  зонах возможных слабых разрушений.

Районы размещения рассредоточиваемых рабочих и  служащих  в загородной  зоне  оборудуются  противорадиационными и простейшими укрытиями.

Наибольшая работающая смена (НРС) объектов, продолжаю­щих работу в военное время  в  категорированных  городах,  должна быть обеспечена защитными сооружениями, отвечающих нормам проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны.

Одновременно с рассредоточением рабочих и служащих в те же населенные пункты загородной зоны эвакуируются неработающие  и не занятые в производстве в военное время члены их семей.

При невозможности их совместного размещения из-за ограничен­ной емкости жилого фонда и фонда общественных и административных зданий соответствующих населенных пунктов члены семей рассредото­чиваемых рабочих и служащих размещаются в ближайших населенных пунк­тах загородной зоны.

Загородная зона — это территория в пределах  администра­тивных  границ  субъектов Российской Федерации,  расположенная вне зон возможных разрушений,  возможного опасного радиоактивного заг­рязнения,  возможного  опасного химического заражения,  возможного катастрофического затопления,  вне приграничных районов, заблагов­ременно  подготовленная  для размещения эвакуируемого населения по условиям его первоочередного жизнеобеспечения.

Безопасный район – территория в пределах загородной зоны, подготовленная для жизнеобеспечения местного  эвакуированного населения, а также для размещения и хранения материальных и культурных ценностей.

К материальным ценностям, подлежащим эвакуации относятся:

а) государственные ценности (золотовалютные резервы, банковские активы, ценные бумаги, эталоны измерения, запасы драгоценных камней и металлов, документы текущего делопроизводства и ведомственные архивы государственных органов и организаций, электронно-вычислительные системы и базы данных);

б) производственные и научные ценности (особо ценное научное и производственное оборудование, страховой фонд технической документации, особо ценная научная документация, базы данных на электронных носителях, научные собрания и фонды организаций);

в) запасы продовольствия, медицинское оборудование объектов здравоохранения, оборудование объектов водоснабжения, запасы медицинского имущества и запасы материальных средств, необходимые для первоочередного жизнеобеспечения населения;

Важно

г) сельскохозяйственные животные, запасы зерновых культур, семенные и фуражные запасы;

д) запасы материальных средств для обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

К культурным ценностям, подлежащим эвакуации относятся:

а) культурные ценности мирового значения;

б) российский страховой фонд документов библиотечных фондов;

в) культурные ценности федерального (общероссийского) значения;

г) электронные информационные ресурсы на жестких носителях;

д) культурные ценности, имеющие исключительное значение для культуры народов Российской Федерации.

Совет

Основание для отнесения к материальным и культурным ценностям, подлежащим эвакуации, является экспертная оценка, проводимая соответствующими специалистами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций.

Читайте также:  Пожары в деревянных зданиях и домах: тактические приемы

В зависимости от масштабов, особенностей возникновения и развития военных действий (вооруженного конфликта), конкретных условий обстановки возможно проведение следующих видов эвакуации населения:

общая  эвакуация  — проводится  на территории страны или на территории нескольких субъектов Российской Федерации и  предпола­гает вывоз (вывод) всех категорий населения, за исключением нетранспортабельных больных, обслуживающего их персонала и лиц, имеющих мобилизационные предписания;

частичная эвакуация — проводится до начала общей эвакуации при угрозе воздействия современными средствами поражения потенци­ального противника без нарушения  действующих  графиков  работы транспорта.

  При частичной эвакуации вывозится нетрудоспособное и не занятое в производстве и в сфере обслуживания население  (сту­денты,  учащиеся  школ-интернатов  и  профессионально-технических училищ, воспитанники детских домов, ведомственных детских садов и других детских учреждений, пенсионеры, содержащиеся в домах инвалидов и престарелых, совместно с преподавателями, обслуживающим персоналом и членами их семей);

эвакуация населения  из районов приграничной зоны — планиру­ется и осуществляется органами  исполнительной  власти  субъектов Российской Федерации в соответствии с оперативными планами коман­дования приграничных военных округов и пограничных войск;

эвакуация населения  из населенных пунктов,  расположенных в зоне возможного катастрофического затопления в пределах 4-х часо­вого добегания волны прорыва плотины гидротехнического сооружения — проводится заблаговременно при объявлении общей  эвакуации  или эвакуации из приграничной зоны.  Из населенных пунктов,  располо­женных в зоне возможного катастрофического затопления за предела­ми 4-х часового добегания волны прорыва, эвакуация проводится при непосредственной угрозе затопления.

Эвакуационные  мероприятия  осуществляются  по  решению Президента Российской Федерации или Председателя  Правительства  Российской Федерации и в отдельных случаях,  требующих принятия немедленного решения,  по решению руководителя  субъекта Российской Федерации с последующим докладом по подчиненности.

Ответственность за организацию, планирование, обеспече­ние и проведение эвакуации (рассредоточения) населения (персонала организаций), материальных и культурных ценностей и их размещение в загородной зоне, а также за подготовку районов размещения эвакуированного населения в загородной зоне и его жизнеобеспечение, осуществление хранения материальных и культурных ценностей возлагается:

— в федеральных органах исполнительной власти и организациях на соответствующих руководителей федеральных органов исполнительной власти и организаций;

— на территориях субъектов Российской Федерации и входящих в их состав административно-территориальных образований — на соответс­твующих руководителей  органов  исполнительной  власти  субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Всестороннее обеспечение эвакуационных мероприятий организу­ют соответствующие  министерства (ве­домства),  объекты экономики независимо от форм собственности  во взаимодействии  с  органами  исполнительной власти субъектов Рос­сийской Федерации, органами местного самоуправления.

Планирование, обеспечение и проведение эвакомероприятий осуществляется исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся собственных сил и средств.

При недостаточности собственных сил и средств предусматрива­ется привлечение сил и средств вышестоящих органов исполнительной власти в установленном порядке.

Эвакуационные мероприятия планируются и осуществляются по производственно-территориальному принципу в соответствии с разработанными планами:

— рассредоточение и эвакуация работников организаций, переносящих производственную деятельность в загородную зону, а также эвакуация неработающих членов семей указанных работников организуются и проводятся соответствующими должностными лицами организаций;

— эвакуация остального нетрудоспособного и незанятого в производстве населения осуществляется по месту жительства должностными лицами соответствующих органов местного самоуправления.

Эвакуация населения планируется и осуществляется  ком­бинированным  способом,  обеспечивающим в сжатые (короткие) сроки вывоз в загородную зону части эваконаселения всеми видами имеюще­гося транспорта независимо от форм собственности, не занятого во­инскими и другими особо важными  перевозками  по  мобилизационным планам,  с одновременным выводом остальной его части пешим поряд­ком.

При этом  предусматривается  максимальное использование всех возможностей транспорта.

Обратите внимание

Численность населения,  вывозимого транспортом, определяется эвакокомиссиями в зависимости от  наличия  транспорта, состояния дорожной сети, ее пропускной способности и других местных усло­вий.

В первую очередь транспортом вывозятся:

—   медицинские учреждения;

—   население, которое не  может  передвигаться  пешим  порядком (беременные женщины, женщины с детьми до 14 лет, больные, находя­щиеся на амбулаторном лечении,  мужчины старше 65 лет  и  женщины старше 60 лет);

—   рабочие и служащие свободных смен объектов, продолжающих ра­боту в военное время в категорированных городах;

—   сотрудники органов  государственного  управления,  важнейших научно-исследовательских  учреждений (НИУ) и конструкторских бюро (КБ).

Остальное население   планируется  выводить пешим  порядком. Работающие смены объектов, продолжающих производственную де­ятельность в категорированных городах,  с момента начала эвакомероприятий остаются на своих рабочих местах в готовности к укрытию в защитных сооружениях.

Рассредоточение их в загородную зону осуществляется после завершения эвакуации по прибытии свободных  (отдыхающих)  рабочих смен из загородной зоны.

Размещение эваконаселения в загородной зоне планирует­ся, как правило, на территории своей республики, края, области, с учетом местных условий.

Размещение на территории соседних субъектов Российской Федерации допускается только по согласованию с администрацией этих субъектов.

Каждому объекту экономики заблаговременно (в мирное время) определяется база и назначается  (выделяется) район (пункт) разме­щения в загородной зоне. Районы размещения эваконаселения в заго­родной зоне согласовываются с органами военного управления (шта­бами военных округов) и мобилизационными подразделениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Выбор районов размещения эвакуируемого населения осу­ществляется эвакуационными комиссиями и органами управления ГОЧС субъектов российской Федерации на основе сравнительной оценки:

1)    возможностей по удовлетворению потребностей населения по нормам военного времени в жилье, защитных сооружениях, воде и других ви­дах первоочередного жизнеобеспечения;

Важно

2)    условий для создания груп­пировок сил Гражданской Обороны, предназначенных для ведения спа­сательных и других неотложных работ в очагах поражения;

3)    возмож­ностей дорожно-транспортной сети;

4)     возможностей выполнения работ по форсированной подготовке простейших защитных сооружений и жилья в ходе перевода гражданской обороны с мирного на военное положение за счет местных ресурсов.

Районы размещения рабочих, служащих и неработающих членов их семей объектов экономики, переносящих свою производс­твенную деятельность в загородную зону, выделяются за районами размещения рассредоточиваемых рабочих и служащих объектов, про­должающих свою деятельность в категорированных городах и оборуду­ются в инженерном отношении (противорадиационными и простейшими укрытиями).

Население, не занятое в производственной деятельности и не являющееся членами семей рабочих и служащих, размещается в более отдаленных районах загородной зоны.

Население, эвакуируемое из зон возможного катастрофи­ческого затопления, размещается в ближайших населенных пунктах на незатапливаемой территории.

Весь  жилой  фонд  и фонд зданий общественного и адми­нистративного назначения с момента объявления эвакуации передают­ся  в распоряжение руководителей  органов  исполнительной  власти субъектов Российской Федерации.

Эвакуируемое население  размещается  в  общественных и адми­нистративных  зданиях  (санаториях,  пансионатах,  домах  отдыха, детских  оздоровительных лагерях и т.д.

),  жилых домах независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, в отапливае­мых  домах дачных кооперативов и садоводческих товариществ на ос­новании ордеров (предписаний), выдаваемых органами местного само­управления.

При переработке и корректировке планов эвакуации смена районов размещения допускается только в исключительных случаях.

Размещение эвакуируемых граждан  Российской Федерации на территориях стран-участниц Содружества Независимых Государств и других сопредельных стран производится при наличии соответству­ющих межгосударственных договоренностей.

Совет

Территория Российской Федерации также может быть использова­на для размещения эвакуируемого населения из других государств на основе норм международного права, условиях двусторонних и многос­торонних договоренностей.

Министерства (ведомства) организуют руководство плани­рованием,  обеспечением и проведением эвакуации своих центральных аппаратов,  согласовывают планы эвакуационных мероприятий крупных подведомственных объектов экономики,  организуют материально-тех­ническое обеспечение эвакомероприятий.

Статью прислал: LeninLive

Источник: https://xn--01-6kcaj2c6aih.xn--p1ai/articles/evakuacia1/evakuaciya/

Oб эвакуации материальных и культурных ценностей в мирное и военное время

ОЬ ЭВАКУАЦИИ МАТЕРИАЛЬНЫХ И КУЛЬТУ РНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В МИРНОЕ И военное ВРЕМЯ

и 1ы* А ания материальных и культурных ценностей в безопасные юны, как и эвакуация населения, является одним из основных способов их защиты Лаже современные мощные инженерные сооружения не всегда мо1у! противостоять разрушительным стихийным бедствиям землетрясениям, селям, оползням, наводнениям, пожарам и др. И ю.1ько эвакуация материальных и культурных ценное (ей может обеспечив их сохранность

Примеров, когда вывоз материальных средств был единственным способом защшы от чрезвычайных ситуаций в мирное время, множество Что же касается эвакуации материальных и культурных ценностей во время войны, го здесь пот способ также часто был и будет едина венным и наиболее эффективным. Известно, что эвакуация может быть применена при различных сшуациях, создающих в ходе военных действий у|розу гибели ценностей или их большому материальному ущербу

Решение на эвакуацию материальных и культурных ценностей в военное время может быть принято руководством в следующих случаях

— из приграничных районов, где начинаются боевые действия,

— и* зон возможною катастрофического затопления,

— при отходе своих войск,

— из юн массовых пожаров, в том числе в тыловых районах;

— в условиях слабой защищенности ценностей в крупных городах.

Во-первых, коротко рассмотрим, как же отражена в нормативных документах сама задача по эвакуации материальных т культурных ценное!ей в мирное и военное время Здесь следует отметить.

410 ре1 ламентирующих документов до 1990 года в виде отдельных руководив или наставлений но эвакуации магериальных и культурных ценностей не разраба1ывалось При этом, ни в Положении о ГО, ни в приказе 090-751 (Положение о невоенизированных формированиях ГО) и других документах вопросы эвакуации материальных и куль-|урных ценноеюй также не находили широкого и конкретного отражения Речь шла только об эвакуации населения и о формированиях, обеспечивающих эту функцию

Читайте также:  Химические аварии и план действий для населения

1ак, в приказе 090 имеет место лишь указание о формировании фаисноршых подразделений служб ГО (автомобильные колонны и оIрилы. железнодорожные эшелоны, воздушный и водный транспорт),

обеспечивающих вывоз из городов в загородную зону рассредоточиваемых рабочих, эвакуируемого населения и материальных ценностей Дана примерная организационная езруктура автомобильных ки-лонн для перевозки грузом

Обратите внимание

Рассматривая функции РСЧС по действующему Постановлению Правительства от 5 11 95 г. X? 111л можно констатировать. чю и нем задач:? защиты материальных и культурных ценностей в прямой постанов*. Iакже •••• сражена. В Федеральном законе «О защите населения. .

» (1994 I ; х ст 11 определено, что ор1аны I осу дарственной власти субъектов Российской Федерации и органы местною самоуправления (самостоятельно) «принимают решение о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и обеспечивают их проведение»

Но к сожалению, этот закон не уточняет какие эвакуационные мероприятия проводят органы управления на местах Или они касаются только населения, или включают и материальные ценности. Г.

ели судить по названию закона, то речь идет только об эвакуации населения (кстати, указанный закон не ставит задачу органам управления министерств и ведомств по эвакуации населения, а главное — для руководителей организаций, на которые 1фиходится основная часть практических работ и мероприятий тражданской обороны. в том числе и по эвакуации персонала предприятий, его семей и. естественно, материальных ценностей)

И лишь в 1998 году Федеральным законом «О гражданской обороне» была конкретно сформулирована задача гражданской обороны, как «основная», по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в беюпасные районы (статья 2) А для ортанов государственною управления субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в главе III определены полномочия я части касающейся эвакуации, в такой редакции /'которые проводят мероприятия по подготовке к эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в беюпасные районы, их размещению, раз-вертыванм.о лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшею населения»

К сожалению, данный закон не устранил недостаток, указанный выше. А именно, задача по организации эвакуации поставлена только для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, упущены предприятия, учреждения, организации, министерства и ведомства

Гели рассматривать только мероприятия по эвакуации населения, то можно согласиться с тем. что «головными и ответственными» мотуг быть территориальные органы управления, хотя предприятия и

ортанизации ДОЛЖНЫ иметь не меньший гру і оснонной оіветственно-сіи за своих людей, за свои коллективы

А если рассматриваль вопросы эвакуации материальных и куль* іурньїх ценностей, 10 роль и «вес ответственности» должны лежаїь в основном на ведомствах и организациях, владеющих этими ценностями

Во-вюрых, коро і ко о юм, как же отражены вопросы по организации самой шакуации материальных и культурных ценностей в действующих нормативных актах.

Важно

Все ранее принятые руководства по эвакуации были разработаны только в части, касающейся )вакуации населения.

И не было в них места вопросам организации эвакуации материальных ценностей Так, утвержденное в 19% году «Руководство по организации планирования, обеспечения и проведения эвакуации населения в военное время» всего лишь предусматривает в составе эвакокомиссий краев, областей, республик и кагегорированных городов группы (посты) учета эвакуируемых материальных ценностей и обеспечение эвакуируемого населения предметами первой необходимости Но оно не содержит основных положений по организации эвакуации материальных и культурных ценностей Правда, есть общее указание министерствам и ведомствам. которые «организуют руководство планированием, обеспечением и проведением эвакуации своих центральных аппаратов, согласовывают шіаньї эвакуационных мероприятий крупных производственных объектов экономики, организуют материально-техническое обеспечение»

То же самое можно сказать и о «Руководстве по эвакуации населения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера», принятою в 1996 году, где вопросы защиты материальных и культурных ценностей гак же не нашли отражения

'Іаким образом, в действующих руководствах вопросам эвакуации материальных и культурных ценностей, как в мирное, гак и военное время должного внимания не уделено И этот пробел необходимо устранить

'Эвакуационные мероприятия следует относить к одним из самых сложных во всей системе защиты, как населения, гак и материальных ценностей Особенно в военное время, когда обстановка может быть чрезвычайно сложной, скоротечной, а угроза поражения людей и уничтожения материальных ценностей будет реальной

Сложные мероприятия гребуют тщательного планирования, за-блаювременной подюювки и согласованных действий целою ряда сіркірньіх подразделений, сил и средств

Па наш вилял, нормативно-правовой пробел можно ликвидировать ну тем

• доработки существующих руководств по эвакуации пасс гения, включая дополнительные главы в действующие рчково-дства:

• разработки нового отдельного руководства, касающеюся только эвакуации материальных и культурных ценное»ей в мирное и военное время, те при чрезвычайных ситуациях различного характера.

Если ччеси- спочифику двух эвакуаций, имеется ввиду населения и ііенносіей. их особенности, привлекаемые силы, ответственных и тд, то. наверное, следует остановиться на разработке отдельною руководства.

Действующие руководства по эвакуации населения не могут обеспечить эффективного планирования, а значит организацию эвакуации материальных и культурных ценностей в случае чрезвычайных ситуаций в мирное или военное время

До 1998 года такое положение с нормативной базой по обеспечению эвакуации ценностей можно оправдать отсутствием конкрст-ной задачи по эвакуации ценностей Но после выхода Федеральної о закона «О гражданской обороне» (1998 г.

), где такая задача конкретно поставлена системе гражданской обороны России, необходимо имеющийся пробел устранить Причем разработка и принятие руководства (наставления или инструкции) по организации такуации материальных ценностей необходима не только на случай войны Такое руководство нужно и для организации эвакуации материальных ценностей при чрезвычайных ситуациях мирного времени

Конечно, можно было бы ограничиться разработкой только плана эвакуации ценностей, где учесть основные мероприятия и порядок осуществления их Однако и для разработки таких п ланов на всех уровнях управления ГО ЧС потребуются методические рекомендации или указания, іде были бы определены основные положения по эвакуации матери&тьных ценностей Поэтому, на наш взгляд, наилучшим вариантом будет — раїработка отдельного конкретного руководства, структура и наименование глав которого будут близки к структуре двух лейст ну юлцих руководств по эвакуации населения, так как они охватывают все основные вопросы, касающиеся эвакуации Например, руководство может состоять из следующих глав

1. Общие положения по эвакуации материальных и культурных ценностей

2. Эвакуационные органы

3 Планирование эвакуации материальных и культурных ценностей

4 Организация (проведение) эвакуации

5 Обеспечение эвакуационных мероприятий

6 І Іриложепия

Совет

І Іри этом специфика, на котрую было указано выше, потребует существенно німенніь солержание них глав.

Так, ;іля эвакуации материальных ценностей не требуется создания сборных, промежуточных и приемных эвакуационных пу нктов, защитных сооружений в загородной зоне, запасов воды и продовольствия, средств индивидуальной защиты И некоторых случаях не потребуется создание эвакуационных комиссий в шм составе, который необходим при эвакуации населения

К основным особенностям жакуации материальных и культурных ненносіей можно отнести

• особые меры охраны и повышенные требования к режиму в период проведения эвакуации уникальных ценностей и дорогое юяшего имущества,

— заблаговременную подгоювку тары, контейнеров и других средств, обеспечивающих сохранность ценностей при транс-пор г провис и хранении в новых условиях,

— выбор месі рассредоточения или хранения. Например, ближний район — для эвакуации в мирное время, тлубокий тыл — в случае вооруженного конфликта, район соседнего субъема РФ при чрезвычайной ситуации регионального масштаба или крупного военного конфликта, район на территории дружественного государства.

— сгроигедьство или использование существующих хранилищ материальных ценностей,

— создание сооїветствуюших погрузочно-разгрузочных формирований со средствами механизации.

— планирование транспортных средств и создание запасов ГСМ на вычо* ценностей.

— определение порядка дальнейшей охраны, хранения, выдачи, использования, учета и других вопросов движения материальных ненносі ей

В общих положениях (їлава I) нового руководства необходимо раскрьпь следующие вопросы

— іипы (вилы) эвакуации ценностей.

— кто имееі право отдавать распоряжения об >вакуации материальных и культурных ценностей в зависимости от их при-нахісжносі и,

— кто оріанизуеі и кто отвечает за своевременную эвакуацию ценностей в министерсіве, республике, области, организации. юроде, районе.

— кю разрабаїьіваеі и утверждает планы эвакуации ценностей на различных уровнях управления.

— что относится к материальным и культурным ценностям, кто определяет нот перечень на территориях, в ведомствах н т д.;

— порядок определения юн (мест) эвакуации.

— особенности эвакуации документации, цветных ценных металлов, произведений искусства и других ценностей.

Естественно, в главу об обеспечении эвакуационных мероприятий необходимо РК-мочить описание следующих вопросов

— порядок оповещения руководителей и подразделений, обеспечивающих эвакуацию.

— обеспечение связью, гране портом.

— финансовое обеспечение.

— охрана и безопасность, в том числе на маршруте,

— разведка мест хранения и маршрутов, согласование их с военным командованием и соответствующими администрациями

Ьланки распоряжений на эвакуацию, примерные схемы структур и подразделений, обеспечивающих >вакуацию, их задачи и обязанности. расчеты необходимого транспорта, его грузоподъемность, данные по нормам хранения в складских помещениях и другие вспомогательные данные можно включить в раздел Приложения

В заключении необходимо отметить, что МЧС России может и должно выполнить свою организационную и координирующую роль в создании необходимых нормативных документов, по планированию и организации эвакуации материальных и культурных ценностей России в чрезвычайных ситуациях различною характера

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-evakuatsii-materialnyh-i-kulturnyh-tsennostey-v-mirnoe-i-voennoe-vremya

Ссылка на основную публикацию