Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (рсчс)

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

Для прогнозирования, предотвращения и ликвидации различных ситуаций, обеспечения постоянной готовности к ним органов государственного управления, быстрых и эффективных действий в нашей стране в 1995 г. создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС и ликвидации их последствий.

Основными задачами РСЧС являются:

— разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению населения и территорий от ЧС;



— организация и контроль за осуществлением мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, а также по обеспечению надежности работы потенциально опасных объектов (ПОО) в условиях чрезвычайной ситуации;

— организация наблюдения и контроля за состоянием природной среды и ПОО, прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

— осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования (ПУФ) организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайной ситуации;

— обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации;

— идентификация негативных воздействий среды обитания (распознавание и количественная оценка, сбор, обработка, обмен и выдача информации по ЧС);

— подготовка населения к действиям в чрезвычайной ситуации;

— прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайной ситуации;

— создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайной ситуации;

— осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля;

— осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;

— реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

— международное сотрудничество;

— ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;

— создание комфортного состояния среды обитания человека.

Функционирование РСЧС осуществляется в зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации по трем режимам.

1. В режиме повседневной деятельности при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке осуществляются следующие мероприятия:

— наблюдение и контроль за состоянием ОПС (окружающая природная среда), обстановкой на ПОО (потенциально опасный объект) и на прилегающих к ним территориях;

— планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по ПУФ ОЭ (повышение устойчивости функционирования объектов экономики) и отраслей экономики в чрезвычайной ситуации;

— совершенствование органов управления РСЧС, сил и средств к действиям при чрезвычайной ситуации, организация обучения населения способам защиты и действиям при ЧС;

— создание и пополнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации;

— осуществление целевых видов страхования.

В режиме повышенной готовности при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайной ситуации осуществляются следующие мероприятия:

— принятие на себя КЧС (комиссия по чрезвычайным ситуациям) непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработки предложения по ее нормализации;

— усиление дежурно-диспетчерской службы;

— усиление наблюдения и контроля за состоянием ОПС, обстановкой на ПОО и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций и их масштабов;

— принятие мер по защите населения и ОПС, обеспечения устойчивости функционирования ОЭ;

— приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение в предполагаемый район чрезвычайной ситуации.

В режиме ЧС при возникновении и во время ликвидации последствий:

— выдвижение оперативных групп в район чрезвычайной ситуации;

— определение границ зоны чрезвычайной ситуации;

— организация защиты населения;

— организация работ по ПУФ ОЭ и отраслей экономики, обеспечение жизнедеятельности пострадавшего населения;

— осуществление непрерывного контроля за состоянием ОПС в районе чрезвычайной ситуации, за обстановкой на аварийных объектах и прилегающих территориях.

Структура РСЧС.

Пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, муниципальный (местный) и объектовый.

Две подсистемы: территориальная (звенья, соответствующие административно-территориальному делению субъектов Федерации; предназначена для предупреждения и ликвидации ЧС данных субъектов) и функциональная (организационные структуры, создаваемые федеральными органами исполнительной власти для выполнения работ по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслей экономики).

На каждом уровне РСЧС имеются координирующие органы и постоянно действующие органы управления.

Обратите внимание

Важнейшей составной частью РСЧС являются силы и средства, которые подразделяются на силы и средства наблюдения и контроля и средства ликвидации ЧС.

Силы и средства наблюдения и контроля включают в себя органы, службы и учреждения, осуществляющие государственный надзор, инспектирование, мониторинг, контроль, анализ состояния ОПС, ПОО, веществ, материалов, здоровья людей и т.д.

Силы и средства ликвидации ЧС состоят:

— из военизированных и невоенизированных противопожарных, поисково-спасательных и аварийно-восстановительных формирований федеральных органов исполнительной власти и организаций РФ;

— учреждений и формирований службы экстренной медицинской помощи Минздрава России;

— формирований службы защиты животных и растений Минсельхоза России;

— военизированных противоградовых служб Росгидромета;

— бассейновых аварийно-спасательных специализированных управлений Минтранса России;

— подразделений Государственной пожарной службы;

— соединений и частей войск ГО РФ;

— подразделений поисково-спасательной службы МЧС России;

— соединений и частей радиационной, химической и биологической защиты инженерных войск Минобороны России;

— военизированных горно-спасательных, противофонтанных и газоспасательных частей Минэнерго России;

— подразделений органов внутренних войск и муниципальной милиции;

— специализированных отрядов Минатома России;

— восстановительных и пожарных поездов МПС России;

— Центрального аэромобильного спасательного отряда МЧС России;

— территориальных и объектовых нештатных аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных формирований;

— отрядов и специалистов добровольных общественных объединений.

Координационными органами РСЧС являются:

на федеральном уровне, — Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности ФОИВ и ведомственные комиссии по чрезвычайным ситуациям в федеральным органах исполнительной власти (министерствах и ведомствах Российской Федерации);

на региональномфункции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе.

на территориальном (в пределах территории субъекта Российской Федерации) — комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

на муниципальном (местном) (в пределах территории муниципального образования, города, района в городе) — комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;

на объектовом уровне — комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.

Основной задачей данных органов управления является координация деятельности органов управления, сил и средств РСЧС соответствующего уровня и общее руководство ими при выполнении мероприятий по защите населения и территорий от ЧС. В повседневных условиях они собираются с определенной периодичностью, при угрозе или возникновении ЧС – немедленно.

Правительственная комиссия является общегосударственным координационным органом управления в области и предупреждения и ликвидации ЧС, создаваемым Правительством России в целях формирования и проведения единой государственной политики по предупреждению и ликвидации ЧС.

Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций возглавляются соответственно руководителями указанных органов и организаций или их заместителями.

Образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются соответственно Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

Компетенция комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании

Основными задачами комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в соответствии с их  компетенцией являются:

а) разработка предложений по реализации единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

б) координация деятельности органов управления и сил единой системы;

в) обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций.

Иные задачи могут быть возложены на соответствующие комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности решениями Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Постоянно действующие органы управления единой системы создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления

Эти органы управления предназначены для непосредственной организации ежедневного планирования и руководства выполнением мероприятий по ПЛЧС.

Источник: http://bgdstud.ru/podborka-lekczij-po-bzhd/22-organizaciya-zashhity-naseleniya-ot-chrezvychajnyx/1109-edinaya-gosudarstvennaya-sistema-preduprezhdeniya-5.html

Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

Конспект по безопасности жизнедеятельности

Основными задачами РСЧС (см. 2.4) являются:

• разработка проектов законов и других документов, регулирующих вопросы защиты населения и территории от ЧС, и содействие их последующей реализации;

• обеспечение постоянной готовности органов управления, а также сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;

• сбор, обработка поступающей оперативной информации и выдача рекомендаций в области защиты населения и территорий от ЧС;

• постоянная подготовка населения к действиям в условиях ЧС;

• прогнозирование и оценка последствий ЧС;

• создание финансовых и материальных резервов для ликвидации ЧС;

• осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в сфере защиты населения и территорий от ЧС;

• ликвидация последствий ЧС;

• осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;

• содействие в реализации прав и обязанностей граждан в области защиты от ЧС;

• международное сотрудничество по вопросам защиты населения и территорий от ЧС.

Для современного этапа развития РСЧС, в том числе ее территориальных звеньев, характерна смена приоритетов от задач экстренного реагирования и ликвидации происшедших ЧС к задачам предупреждения, снижения рисков и смягчения их последствий.

РСЧС на федеральном уровне объединяет силы постоянной готовности различных министерств и ведомств. Ее основой, управляющим и организующим центром является Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем.

Территориальные подсистемы создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах соответствующей территории. Функциональные подсистемы организуются для проведения аналогичных работ в наиболее опасных с точки зрения ЧС отраслях экономики (теплоэнергетической, химической и т.д.).

Важно

Уровни РСЧС фактически соответствуют ныне принятой классификации ЧС (см. 5.1). К таковым относятся федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый уровни.

Каждый уровень РСЧС имеет: 1) координирующие органы; 2) постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные для решения задач по защите населения и территорий от ЧС; 3) органы повседневного управления; 4) силы и средства, финансовые и материальные резервы; 5) системы связи и оповещения.

Координирующими органами РСЧС являются:

• на федеральном уровне — Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС (КЧС) в федеральных органах исполнительной власти;

• на региональном уровне, охватывающем территории нескольких субъектов РФ, — региональные центры по делам ГО и ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России;

Читайте также:  Защита древесины от огня: пропитка и огнезащитные составы

• на территориальном уровне, включающем территорию субъекта РФ, — комиссии по ЧС органов исполнительной власти соответствующих субъектов РФ;

• на местном уровне — комиссии по ЧС органов местного самоуправления, действующих на территории района, города (района в городе);

• на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта, — объектовые комиссии по ЧС.

Постоянным органом повседневного управления РСЧС является Центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) МЧС России. Центр планирует, организует и осуществляет мероприятия по управлению силами и средствами при ликвидации последствий ЧС, проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ федерального и регионального уровня и при ЧС, возникших за рубежом.

ЦУКС осуществляет свою деятельность во взаимодействии со структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России, с региональными центрами по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий, с органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации ЧС, с органами управления систем мониторинга, прогнозирования ЧС, специально подготовленными силами министерств и ведомств, а также с соответствующими органами управления зарубежных стран.

РСЧС может функционировать в различных режимах, которые вводятся в зависимости от обстановки и масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС.

Режим повседневной деятельности устанавливается при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, бактериологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке.

Режим повышенной готовности вводится при ухудшении обстановки, получении прогноза о возможности возникновения ЧС.

Режим чрезвычайной ситуации устанавливается при возникновении и во время ликвидации ЧС.

В случае введения этого режима осуществляются следующие мероприятия: 1) организация защиты населения; 2) выдвижение оперативных групп в район ЧС; 3) определение границ зоны ЧС; 4) организация работ по ликвидации последствий ЧС; 5) организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов жизнеобеспечения населения; 6) непрерывный контроль состояния среды в районе ЧС и обстановки на аварийных объектах.

Совет

Решение о введении соответствующих режимов в зависимости от масштабов ЧС принимают Правительство РФ, МЧС России или соответствующие комиссии по ЧС.

Конспект по безопасности жизнедеятельности

Источник: http://rgrtu-640.ru/bezopasnost-zhiznedeyatelnosti/52.html

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

Инфоурок › ОБЖ ›Презентации›Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) Учебные вопросы: РСЧС, ее предназначение и задачи. Структура РСЧС. Силы и средства РСЧС. преподаватель-организатор ОБЖ МАОУ СОШ №2 г. Калининграда Подопригора Максим Валерьевич

2 слайд Описание слайда:

На протяжении всей истории человечество подвергается воздействию стихийных бедствий, аварий и катастроф, которые уносят тысячи жизней, причиняют колоссальный экономический ущерб, за короткое время разрушают все, что создавалось годами, десятилетиями и даже веками.

3 слайд Описание слайда:

До начала 90-х годов ХХ века устранение последствий крупных аварий и катастроф поручалось, как правило, силам гражданской обороны (ГО), ориентированным на чрезвычайные ситуации (ЧС) и защиту населения в военное время, в частности, от оружия массового поражения.

4 слайд Описание слайда:

Авария на Чернобыльской АЭС, землетрясение в Армении, печально известная авария на газопроводе в Башкортостане, взрыв в Арзамасе, увеличение числа железнодорожных и авиационных катастроф, показали, что на фоне мирной обстановки боевыми выглядели потери.

5 слайд Описание слайда:

С учетом этого Правительство Российской Федерации своим Постановлением от 27 декабря 1990 г. образует Российский корпус спасателей, в последствии МЧС РФ.

6 слайд Описание слайда:

Основные задачи РСЧС1 разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС; осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и обеспечение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций в таких ситуациях; обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС; сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС; прогнозирование и оценка социально — экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

7 слайд Описание слайда:

Обратите внимание

Основные задачи РСЧС2 создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; подготовка населения к действиям при ЧС; осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в сфере защиты населения и территорий от ЧС; ликвидация ЧС; осуществление мер по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций; реализация прав и обязанностей граждан в области защиты от ЧС; международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.

8 слайд Описание слайда:

Организационная структура РСЧС РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней: федеральный, охватывающий всю территорию РФ; региональный, территорию нескольких субъектов РФ; территориальный, территорию субъектов РФ; местный, территорию района (города, населенного пункта); объектовый, территорию объекта производственного или социального назначения. Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ в пределах их территорий и состоят из звеньев соответствующих административно-территориальному делению. Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти.

9 слайд Описание слайда:

Органы управления системы РСЧС Координирующие органы: на федеральном уровне — Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС в федеральных органах исполнительной власти; на региональном уровне — комиссии не создаются; на территориальном уровне — комиссии по ЧС органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; на местном уровне — комиссии по ЧС органов местного самоуправления; на объектовом уровне — объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям.

10 слайд Описание слайда:

Органы управления системы РСЧС Постоянно действующие органы: на федеральном уровне — Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подразделений федеральных органов исполнительной власти для решения задач в области защиты населения и территорий от ЧС и ГО; на межрегиональном уровне — территориальные органы МЧС, региональные центры; на территориальном уровне — главные управления по делам ГО и ЧС по субъектам Российской Федерации; на местном уровне — органы, специально уполномоченные на решение задач; на объектовом уровне — структурные подразделения организаций.

11 слайд Описание слайда:

Федеральное казенное учреждение «Национальный центр управления в кризисных ситуациях»  является органом повседневного управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

12 слайд 13 слайд 14 слайд 15 слайд Описание слайда:

Режимы функционирования РСЧС В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из режимов функционирования: режим повседневной деятельности — при обычной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмологической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий; режим повышенной готовности — при ухудшении указанной обстановки, получении прогноза о возможности возникновения ЧС; режим ЧС — при возникновении и во время ликвидации ЧС.

16 слайд Описание слайда:

Силы и средства РСЧС

17 слайд Описание слайда:

Силы и средства наблюдения и контроля включают органы, службы и учреждения, которые осуществляют государственный надзор, инспектирование, мониторинг, контроль, анализ состояния природной среды, хода природных процессов и явлений, потенциально опасных объектов, продуктов питания, веществ, материалов, здоровья людей и т. д.

18 слайд Описание слайда:

Силы и средства ликвидации ЧС1 учреждения и формирования Всероссийской службы медицины катастроф; формирования службы защиты животных и растений Минсельхозпрода России; военизированные противоградовые и противолавинные службы Росгидромета; территориальные аварийно-спасательные формирования Государственной инспекции по маломерным судам Минприроды России; военизированные и невоенизированные противопожарные, аварийно-спасательные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;

19 слайд Описание слайда:

Важно

Силы и средства ликвидации ЧС2 соединения (части) войск ГО и подразделения поисково-спасательной службы МЧС России; соединения (части) радиационной, химической и биологической зашиты и инженерных войск Минобороны России; аварийно-технические центры, специализированные отряды атомных электростанций Минатома России; территориальные и объектовые нештатные аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные формирования; отряды и специалисты-добровольцы общественных объединений.

20 слайд Описание слайда:

Вопросы для самоконтроля Система РСЧС – что это? Основные задачи РСЧС. Организационная структура РСЧС. Органы управления системы РСЧС. Режимы функционирования системы. Силы и средства наблюдения и контроля. Силы и средства ликвидации ЧС.

21 слайд Описание слайда:

http://www.arspas.ru/mchs/spravochnik/2/ou.php http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%D1%D7%D1 http://www.mchs.gov.ru/ministry/?SECTION_ID=2340 http://www.74.mchs.gov.ru/ http://www.mchs.gov.ru/rc/about/index.php?rc_id=ural http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_40671.html Используемые интернет-ресурсы:

Курс повышения квалификации

Оказание первой помощи детям и взрослым

Краткое описание документа:

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/edinaya-gosudarstvennaya-sistema-preduprezhdeniya-i-likvidacii-chrezvichaynih-situaciy-rschs-2395336.html

Гражданская оборона. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

Гражданская оборона (ГО) Российской Федерации и ее структура.

Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при стихийных бедствиях, ведении военных действий или вследствии этих действий.

Гражданская оборона организуется по территориальному и производственному принципам на всей территории Российской Федерации с учетом особенностей регионов, районов, населенных пунктов, предприятий, учреждений и организаций.

Территориальный принцип заключается в организации ГО на территориях республик в составе РФ, краев, областей, городов, районов, поселков согласно административному делению России. Производственный принцип заключается в организации ГО в каждом министерстве, ведомстве, учреждении, на объекте. Общее руководство ГО РФ осуществляет Председатель Правительства РФ.

Он является начальником гражданской обороны Российской Федерации, а Министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) – первым заместителем начальника ГО РФ.

Руководство гражданской обороной в субъектах Российской Федерации и городах возлагается на соответствующих руководителей органов исполнительной власти, а в городах Москва и Санкт-Петербург – на органы самоуправления. Указанные руководители являются по должности начальниками гражданской обороны.

Руководство гражданской обороной в министерстве, ведомстве, учреждении (вузе), предприятии (объекте) независимо от форм собственности осуществляют их руководители, которые по должности являются начальниками гражданской обороны.

Начальники гражданской обороны всех степеней несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий гражданской обороны, создание и обеспечение сохранности накопленных фондов средств индивидуальной и коллективной защиты и имущества ГО, а также за подготовку и обучение населения и персонала объектов экономики (ОЭ) действиям в ЧС на подведомственных территориях и объектах.

Совет

В Российской Федерации непосредственное руководство гражданской обороной осуществляет Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Принятые Министерством в пределах своих полномочий решения обязательны для органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от принадлежности и форм собственности, а также для должностных лиц и граждан.

В субъектах Российской Федерации, районах и городах, на предприятиях, в учреждениях и организациях непосредственное руководство гражданской обороной осуществляют министерства, комитеты, управления и отделы, а на объектах экономики – штабы, отделы, управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, в министерствах и ведомствах – отделы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Начальники штабов (отделов) по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям являются первыми заместителями соответствующих начальников гражданской обороны. Для координации деятельности территориальных органов ГО в пределах нескольких субъектов Российской Федерации используются региональные центры. Для организации и проведения специальных мероприятий гражданской обороны создаются службы ГО: медицинская, противопожарная, радиационной и химической защиты, убежищ и укрытий, охраны общественного порядка, материально-технического снабжения и др.

Основными задачами в области ГО являются:1) обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; 2) оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; 3) эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; 4) предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты (СИЗ); 5) проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки; 6) проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий; 7) первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер; 8) борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий; 9) обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению; 10) обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий; 11) восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;12) срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;13) разработка и осуществление мероприятий, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;14) обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО.

Читайте также:  Газовые установки пожаротушения: типы, устройство, требования, применение

Основные мероприятия ГО

В обязательном порядке разрабатываются План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации, планы гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти, планы взаимодействия региональных центров МЧС России с военным округом, региональными организациями федеральных органов исполнительной власти, субъектами Российской Федерации, расположенными на территории региона, планы гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций.

Руководство ГО

Руководителем ГО России является Председатель Правительства Российской Федерации.

Силы гражданской обороны — спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, подразделения Государственной противопожарной службы, аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, а также создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны специальные формирования.

2. Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования выполняют задачи в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для решения задач в области гражданской обороны воинские части и подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются в порядке, определенном Президентом Российской Федерации.

3. Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г.

№ 794, основными задачами РСЧС являются:разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в чрезвычайных ситуациях;обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях;прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;ликвидация чрезвычайных ситуаций;осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Организационная структура РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней:федеральный, охватывающий всю территорию РФ;межрегиональный, территорию нескольких субъектов РФ;региональный, территорию субъекта РФ;муниципальный, территорию муниципального образования;объектовый, территорию объекта производственного или социального назначения.

Обратите внимание

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ в пределах их территорий и состоят из звеньев соответствующих административно-территориальному делению. Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов.

Подразделения постоянной готовности

1. Тщательная разработка планов приведения частей и подразделений в боевую готовность, согласование их по срокам выполнения и своевременное уточнение.2. Практическая отработка и постоянное совершенствование перевода частей и подразделений с мирного на военное положение.3.

Высокая степень и качество укомплектованности подразделений личным составом и обеспеченность их вооружением, техникой и другими материальными средствами по штатам, табелям и нормам военного времени.4.

Правильная организация хранения и эшелонирования материальных средств и поддержание вооружения и техники в постоянной готовности к боевому применению.5. Устойчивость и надежность системы оповещения.6.

Целенаправленное и непрерывное ведение воспитательной работы по обеспечению своевременного и качественного выполнения мероприятий боевой готовности.

Таким образом, основы боевой готовности частей и подразделений закладываются в мирное время. При этом важно все задачи боевой готовности решать комплексно и качественно.

От тщательно продуманной и спланированной работы командиров по содержанию вооружения и техники в боеготовном состоянии, прочных знаний личным составом порядка действий по сигналам оповещения и умения его практически действовать будет зависеть успех выполнения боевой задачи.

Система управления РСЧС строится по территориально-производственному принципу и имеет 5 уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный, объектовый.

Важно

Общее руководство функционированием РСЧС осуществляется Правительством Российской Федерации.

Обеспечение функционирования РСЧС возложено на МЧС России, которое в пределах своих полномочий осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера. Каждый уровень управления РСЧС имеет координирующие органы, органы повседневного управления, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Координирующие органы — комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) создаются для координации деятельности органов управления и сил РСЧС на соответствующем уровне. Они объединяют в своем составе ответственных представителей различных ведомств этого уровня, в компетенцию которых входит решение вопросов, связанных с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, координирующими органами СЧС являются:на федеральном уровне — Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ведомственные комиссии по чрезвычайным ситуациям в федеральных органах исполнительной власти;на территориальном уровне — комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;на местном уровне — комиссии по чрезвычайным ситуациям органовместного самоуправления;на объектовом уровне (в организациях, на объектах) — объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям.На региональном уровне комиссии по чрезвычайным ситуациям не создаются.

Режимы функционирования

Решением руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, могут устанавливаться следующие режимы функционирования:

режим повышенной готовности — при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;

режим чрезвычайной ситуации — при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

При введении соответствующего режима функционирования РСЧС определяются: обстоятельства, послужившие основанием для введения режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации; границы территории, на которой может возникнуть чрезвычайная ситуация, или границы зоны чрезвычайной ситуации; силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации; перечень мер по обеспечению защиты населения от чрезвычайной ситуации или организации работ по ее ликвидации; должностные лица, ответственные за осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайной ситуации, или руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.

Основными задачами РСЧС являются: организация оповещения и информирование населения;проведение мероприятий по защите населения и территорий;ликвидация чрезвычайных ситуаций;оказание гуманитарной помощи;подготовка руководящего состава, специалистов и обучение населения;пропаганда среди населения роли РСЧС в общей системе безопасности страны.

Совет

Федеральные органы исполнительной власти располагают специально подготовленными и аттестованными силами и средствами, предназначенными для предупреждения и ликвидации ЧС. Используя их в рамках единой государственной системы, можно до минимума свести людские и материальные потери.

Силы и средства РСЧС подразделяются: на силы и средства наблюдения и контроля;силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Источник: https://cyberpedia.su/1x8db9.html

Урок 6. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Слайд 2-3. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) создана с целью объединения усилий органов государственного управления всех уровней, подчиненных им сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (постановление правительства РФ от 05. 11. 95 № 1113).

РСЧС строится по территориально-производственному принципу, состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней управления (федеральный, региональный, территориальный, местный, объектовый).

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий. Звенья (местный уровень) создаются в муниципальных образованиях (район, населенный пункт) для предупреждения ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий.

Слайд 4-5. На каждом уровне РСЧС включает органы управления (координирующие, постоянного управления и повседневного управления), силы и средства, системы связи и оповещения, резервы финансовых и материальных ресурсов

Общее руководство функционированием РСЧС осуществляется Правительством Российской Федерации, непосредственное руководство функционированием РСЧС возложено на МЧС России. В целях координации деятельности органов управления, сил и средств на всех уровнях управления РСЧС создаются координирующие органы — комиссии по чрезвычайным ситуациям.

Координирующими органами на разных уровнях являются: межведомственная комиссия по чрезвычайным ситуациям (КЧС), региональный центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС), территориальная (областная, краевая, республиканская) КЧС, местная (районная, городская) КЧС, объектовая КЧС.

Слайд 6. Основными задачами объектовых комиссий по чрезвычайным ситуациям (руководителей организаций) являются:

· организация разработки и проведения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, повышению надежности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости функционирования объектов при возникновении чрезвычайных ситуаций;

· организация работ по созданию и поддержанию в готовности локальных систем оповещения и контроля на потенциально опасных объектах;

· координация действий сил при ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах и эвакуации персонала объектов;

· создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций и руководство их использованием;

· организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также персонала объектов к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Слайд 7-8. Рабочими органами комиссий по чрезвычайным ситуациям являются соответствующие постоянно действующие органы управления РСЧС, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (органы управления ГОЧС).

Органами постоянного управления на разных уровнях являются: Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС), ЦУКС, Управление ГОЧС, Отдел ГОЧС, уполномоченный по ГОЧС.

Органы повседневного управления включают: оперативно-диспетчерскую службу МЧС, оперативно-диспетчерскую службу ЦУКС, территориальную оперативно-дежурную службу, местную дежурно-диспетчерскую службу, объектовую дежурную службу.

Обратите внимание

Слайд 9. Силы и средства РСЧС включают силы наблюдения и контроля, силы по ликвидации ЧС, финансовые и материальные резервы для ликвидации последствий ЧС.

Силы и средства наблюдения и контроля включают: органы, службы, учреждения, осуществляющие государственный надзор, инспекцию, мониторинг, контроль состояния природной среды, опасных объектов, здоровья людей.

Силы и средства ликвидации последствий ЧС состоят из: военизированных и невоенизированных противопожарных, поисково-спасательных и аварийно-восстановительных формирований федеральных и других организаций; формирования служб защиты животных и растений Минсельхозпрома; военизированных противоградовых и противолавинных служб Росгидромета; территориальных аварийно-спасательных формирований госинспекции по маломерным судам Минприроды; соединений гражданской обороны; подразделений поисково-спасательной службы МЧС России; соединений и частей радиационной, химической и биологической защиты и инженерных войск Минобороны; военизированных горноспасательных, противофонтанных и газоспасательных частей Минтопэнерго; аварийно-технических центров, спецотрядов атомных станций Минатома; восстановительных и пожарных поездов МПС; подразделений ОВД и муниципальной милиции; центрального аэромобильного спасательного отряда МЧС; аварийно-спасательных служб ВМФ России.

Слайд 10-13. Территория РФ разделена на 6 регионов, в которых созданы региональные центры РЦ РСЧС в городах: Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Красноярск, Хабаровск.

Для РСЧС предусмотрены три режима функционирования, которые вводятся решением КЧС в зависимости от складывающейся обстановки:

· Режим повседневной деятельности устанавливается при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий. При данном режиме проводятся мероприятия:

— планирование и выполнение программ по предупреждению ЧС, обеспечению безопасности и защиты населения;

— мероприятия по совершенствованию системы РСЧС, обучению личного состава органов управления, сил и средств РСЧС;

— накоплению средств для ликвидации ЧС;

— создание благоприятных условий для увеличения устойчивости функционирования предприятий, организаций и учреждений;

— обучение населения действиям в ЧС.

· Режим повышенной готовности устанавливается при ухудшении обстановки или получении прогноза о возможности возникновения ЧС. Проводятся мероприятия:

— КЧС принимает на себя управление силами и средствами функциональных подсистем РСЧС;

Читайте также:  Токсичность вод и пород

— усиливается дежурно-диспетчерская служба;

— усиливается наблюдение и контроль за обстановкой;

— принимаются меры по защите населения и окружающей среды (производится частичная эвакуация, защитные сооружения подготавливаются к приему населения), обеспечению устойчивого функционирования объектов;

— силы и средства РСЧС приводятся в готовность к действию.

· Режим ЧС водится при возникновении или в ходе ЧС. Проводятся мероприятия:

— защита населения;

— выдвижение оперативных групп в район ЧС;

— определение границ зоны ЧС;

— организация ликвидации ЧС;

— организация работ по обеспечению устойчивого функционирования объектов экономики, жизнеобеспечению пострадавшего населения;

— контроль окружающей среды.

Слайд 14. Основными задачами РСЧС являются:

— разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС;

— осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций;

— обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;

— сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;

— подготовка населения к действиям при ЧС;

— прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;

— создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

— ликвидация ЧС;

— осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС;

— реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, в том числе, непосредственно участвующих в их ликвидации;

— международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.

Источник: https://megaobuchalka.ru/3/32359.html

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Решение задач по защите населения и территории от ЧС достигается осуществлением комплекса различных мероприятий органами исполнительной власти на федеральном и территориальных уровнях, а также органами местного самоуправления. Усилия всех этих органов в мирное время сосредоточены в рамках «Российской системы предупреждения и действий в ЧС, а в военное время — в рамках системы «Гражданская оборона РФ».

Во исполнение Федерального закона «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» РСЧС Постановлением Правительства РФ № 1113 от 5.11.1995 г. была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЕГСЧС). Ее аббревиатура осталась прежней — РСЧС.

Основная цель создания этой системы — объединение усилий центральных органов федеральной исполнительной власти, органов представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, городов и районов, а также организаций, учреждений и предприятий, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Создание системы базировалось на ряде принципов и предпосылок с учетом сложившейся реальной обстановки.

Важно

Во-первых, это необходимость соблюдения комплексного подхода при формировании системы, т. е. учета всех возможных видов чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, всех стадий их развития, всего разнообразия последствий, а также всех возможных мер по противодействию им, и всего требуемого для этого состава участников.

Во-вторых, это признание «ненулевого риска», т. е. факта невозможности исключить риск возникновения чрезвычайных ситуаций во всех случаях потенциальных угроз.

В-третьих, это базирование на принципе превентивной безопасности, предусматривающей максимально возможное снижение вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций, отдание предпочтения профилактической работе.

Кроме того, формирование системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ее роль были определены, исходя из обоснованной системы приоритетов, поскольку только с их учетом мог быть достигнут оптимальный результат в условиях ограниченных ресурсов.

Также при формировании РСЧС, выборе путей, форм и методов ее деятельности учитывались сложившиеся реалии текущего момента, такие, как государственное переустройство, экономическая реформа, повышение самостоятельности субъектов Российской Федерации.

Государство, реализуя свои функции в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, организует и осуществляет следующие основные мероприятия:

—        разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

—        создание специальной системы, предназначенной для реагирования на чрезвычайные ситуации;

—        осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

—        обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

—        сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

—        подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях;

—        прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

—        создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

—        осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

—        ликвидация чрезвычайных ситуаций;

—        осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;

—        реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

—        международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

РСЧС состоит из функциональных и территориальных подсистем. Данная система действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях. Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 (с изменениями от 27 мая 2005 г.).

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов.

Организация, состав сил и средств функциональных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями федеральных органов исполнительной власти по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Совет

Организация, состав сил и средств территориальных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Территориальные подсистемы единой системы созданы в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

Каждый уровень РСЧС имеет:

—        координирующие органы;

—        постоянно действующие органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;

—        органы повседневного управления;

—        силы и средства;

—        резервы финансовых и материальных ресурсов;

—        системы связи, оповещения, информационного обеспечения.

Координирующие органы РСЧС:

—        на федеральном уровне — Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ведомственные комиссии по чрезвычайных ситуациям в федеральных органах исполнительной власти;

—        на региональном уровне — региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России. Территория России разделена на девять регионов, в которых созданы региональные центры РЦ РСЧС в городах: Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Самара, Красноярск, Хабаровск, Новосибирск, Чита.

—        на территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта Российской Федерации, комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

—        на местном уровне, охватывающем территорию района, города (района в городе), — комиссии по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления;

—        на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта, — объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям.

В состав Межведомственной комиссии включены представители федеральных министерств и ведомств в ранге заместителей министров, в компетенцию которых входит решение вопросов, связанных с защитой населения и территорий от катастроф природного и техногенного характера.

Органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям

Органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям:

—        на федеральном уровне — министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС);

—        на региональном уровне — региональные центры;

—        на территориальном и местном уровнях — органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления;

—        на объектовом уровне — отделы (секторы и специально назначенные лица) по делам ГО и ЧС.

Органы повседневного управления РСЧС:

—        пункты управления в кризисных ситуациях, оперативные дежурные службы органов управления по делам ГО и ЧС всех уровней;

—        дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти и организаций.

Размещение органов повседневного управления РСЧС осуществляется на пунктах управления, оснащенных соответствующими средствами оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.

Информационное обеспечение функционирования РСЧС реализуется информационно-управляющей системой, в состав которой входят:

—        Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России (ЦУКС МЧС России);

—        информационные центры федеральных органов исполнительной власти;

—        региональные информационно-управляющие центры;

—        информационно-управляющие центры органов управления по делам ГО и ЧС субъектов РФ;

—        абонентские пункты городских и районных органов управления по делам ГО и ЧС;

—        информационные центры организаций;

—        средства связи и передачи данных.

Порядок сбора информации и обмена этой информацией между органами государственной власти, органами управления по делам ГО и ЧС определяется Правительством РФ.

Функциональные подсистемы РСЧС (министерства и ведомства) определены Указом Президента РФ от 30.04.98г. № 483 «О структуре федеральных органов исполнительной власти». Они создаются для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.

Территориальная подсистема РСЧС является составной частью единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, действует на региональном, муниципальном и объектовом уровнях в пределах субъекта РФ состоит из звеньев территориальной подсистемы РСЧС соответствующих административно-территориальному делению его территории.

Организация, состав сил и средств звеньев территориальной подсистемы РСЧС, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми в установленном порядке органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований в субъекте РФ.

На каждом уровне территориальной подсистемы РСЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Координационными органами единой системы являются:

—        на региональном уровне (в пределах субъекта РФ) — комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в субъекте РФ;

—        на муниципальном уровне (в пределах территории муниципальных образований) — комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов местного самоуправления;

Создание, реорганизация и ликвидация комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, назначение руководителей, утверждение персонального состава и определение их компетенции осуществляются решениями Губернатора субъекта РФ, руководителями органов местного самоуправления и организаций соответственно.

Органами повседневного управления территориальной подсистемы РСЧС являются:

—        единая дежурно-диспетчерская служба «01» («112») субъекта РФ;

—        единые дежурно-диспетчерские службы «01» муниципальных образований;

—        дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов). Указанные органы создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Размещение органов управления территориальной подсистемы РСЧС в зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащаемых техническими средствами управления, средствами связи, оповещения и жизнеобеспечения, поддерживаемыми в состоянии постоянной готовности к использованию.

Заключение

Обратите внимание

Ни один народ и государство не может считать себя защищенным от всевозможных катаклизмов, стихийных бедствий и последствий недуманных действий или решений людей.

Любая чрезвычайная ситуация — это всегда нарушение нормальных условий жизнедеятельности людей на определенной территории, вызванное аварией, катастрофой, стихийным или экологическим бедствием, или массовым инфекционным заболеванием, которые могут приводить к людским или материальным потерям. Каждая ЧС имеет присущие только ей причины, особенности и характер развития.

В основе большинства ЧС лежат дисбаланс между деятельностью человека и окружающей средой, дестабилизация специальных контролирующих систем, нарушение общественных отношений. Самое тревожное — динамика роста ЧС, особенно техногенного характера.

Переход в ЧС принципиально меняет приоритеты задач обеспечения жизнедеятельности: вместо задач, обеспечивающих не превышение допустимых уровней негативного воздействия и задач снижения риска воздействия опасностей, на первое место выходят задачи защиты от чрезвычайно высоких уровней негативного воздействия, ликвидации последствий ЧС, реабилитации пострадавших в ЧС и восстановлении повседневной жизнедеятельности.

Особенность техногенных ЧС на современном этапе развития заключается в увеличении зон и интенсивности действия негативных факторов, последствия ЧС сравнимы с последствиями применения современных видов вооружений.

Неблагоприятные последствия стихийных бедствий могут быть значительно уменьшены с помощью их прогнозирования, предотвращения, а также своевременного оповещения населения о приближении стихийного бедствия и принятия, соответствующих мер защиты.

Приоритетным направлением деятельности МЧС России являются, в первую очередь, дальнейшее снижение гибели людей при пожарах, в чрезвычайных ситуациях и на водных объектах. Для достижения этой цели планируется совершенствовать взаимодействие на всех уровнях, развивать территориальную политику, в том числе в рамках соглашений между МЧС России и субъектами Федерации.

Второе важное направление — повышение культуры безопасности жизнедеятельности, совершенствование работы с населением на всех уровнях.

Важно

Серьезное внимание уделяется профилактике правонарушений в сфере надзорно — контрольной деятельности, внедрению страховых механизмов снижения рисков возникновения различных чрезвычайных ситуаций, повышению ответственности в работе инспекторского состава отдела надзорной деятельности и сотрудников МЧС России.

Литература:

1.                  Конституция Российской Федерации. Москва, издательство «Известие», 1993 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.garant.ru.

2.                  Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.garant.ru.

Источник: https://moluch.ru/archive/86/16138/

Ссылка на основную публикацию