Договор об ограничении систем пво 1972 года

1972. 26 мая. Подписан Советско-американский договор Об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО)

Советско-американский договор 1972 об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) — подписан 26 мая в Москве Генеральным секретарем ЦК КПСС Л. И. БрежневымЛеонид ИльичБРЕЖНЕВ(1906 — 1982)

выдающийся советский государственный деятель, Председатель Президиума Верховного Совета СССР в 1960—1964 и 1977—1982, Первый (Генеральный) секретарь ЦК КПСС в 1964—1982. (См.: Биографию)

и президентом США . Вступил в силу 3 октября 1972.

Договор содержит конкретные ограничения систем ПРО СССР и США.

В соответствии с договором разрешается размещать системы ПРО только в двух р-нах: а) в пределах одного р-на радиусом 150 км с центром, находящимся в столице данной страны; б) в пределах одного р-на радиусом 150 км, в к-ром расположены шахтные пусковые установки МБР.

Для каждого из этих р-нов предусматривается ограничение отдельных компонентов систем ПРО (числа пусковых установок противоракет и самих противоракет, числа и потенциала радиолокационных станций) (ст. III).

Обратите внимание

Стороны обязуются не создавать, не испытывать и не развертывать системы или компоненты ПРО морского, воздушного, космического или мобильно-наземного базирования, а также пусковые установки для пуска более одной противоракеты одновременно и устройства для автоматического перезаряжания пусковых установок (ст. V).

Системы ПРО или их компоненты сверх количеств или вне зон, определенных договором, а также системы, запрещаемые нм, должны быть уничтожены либо демонтированы в течение возможно короткого согласованного периода времени (ст. VIII).

Стороны обязуются не передавать др. государствам и не размещать вне своей национальной территории системы ПРО или их компоненты, ограниченные договором (ст. IX)

Контроль за выполнением обязательств по договору производится с помощью национальных технических средств с соблюдением общепризнанных норм международного права (ст. XII). Одновременно запрещается чинить помехи национальным техническим средствам контроля др стороны.

Для содействия осуществлению договора создается Постоянная консультативная комиссия (ст. XII). В соответствии со ст. XI договора СССР и США обязуются «продолжить активные переговоры об ограничении стратегических вооружений».

Договор носит бессрочный характер, однако содержит положение о праве каждого государства-участника выйти из настоящего договора, если оно решит, что связанные с содержанием договора исключительные обстоятельства поставили под угрозу его высшие интересы.

Дипломатический словарь. В 3-х томах. Том 3 — М.: Политиздат, 1973, стр. 236

Советско-американский Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) 1972 подписан 26 мая в Москве Л. И. БрежневымЛеонид ИльичБРЕЖНЕВ(1906 — 1982)

выдающийся советский государственный деятель, Председатель Президиума Верховного Совета СССР в 1960—1964 и 1977—1982, Первый (Генеральный) секретарь ЦК КПСС в 1964—1982. (См.: Биографию)

и ; заключен на неограниченный срок с правом каждой из сторон выйти из Д., если она решит, что исключительные обстоятельства, связанные с содержанием Д., поставили под угрозу высшие интересы страны. Уведомление об этом решении должно быть совершено за 6 месяцев до выхода из Д. Вступил в силу 3 октября 1972.

СССР и США обязались не развертывать системы ПРО территории своей страны и не создавать основу для такой обороны.

Важно

Каждой из сторон предоставлялось право иметь по 2 комплекса ПРО: вокруг столицы и в р-не расположения шахтных пусковых установок (ПУ) межконтинентальных баллистических ракет (МБР).

Радиус каждого из этих р-нов не должен превышать 150 км, в его пределах может быть развернуто не более 100 ПУ противоракет.

Д. разрешает модернизацию и замену систем ПРО или их компонентов, но обязывает стороны не создавать, не испытывать и не развертывать системы или компоненты ПРО морского, воздушного, космического или мобильно-наземного базирования. Д.

запрещено создание и испытание противоракет для пуска с каждой установки более 1 противоракеты одновременно и создание систем скоростного перезаряжания ПУ противоракет. Др. ограничения качественного характера, содержащиеся в Д., связаны, в частности, с использованием радиолокационных станций.

Контроль за соблюдением Д. осуществляется с помощью нац. технических средств, находящихся в распоряжении сторон. При этом стороны обязались не чинить помех таким средствам и не применять преднамеренные меры маскировки. Для содействия осуществлению Д.

создана Советско-американская постоянная консультативная комиссия. Д. подлежит совместному рассмотрению сторонами каждые 5 лет после вступления его в силу.

Протокол к Договору (подписан 3 июля 1974 в Москве; вступил в силу 24 мая 1976) установил, что каждая из сторон вместо 2 р-нов размещения систем ПРО будет иметь лишь 1 — либо в р-не размещения шахтных ПУ МБР, либо вокруг своей столицы.

Дипломатический словарь. В 3-х томах. Изд. 4-е. Том 2 — М.: Наука, 1985, стр. 295-296

Совет

13 декабря 2001 — президент США Джордж Буш официально объявил об одностороннем выходе Соединенных Штатов Америки из Договора по ПРО от 1972 года. Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) между СССР и США подписан в Москве 26 мая 1972 года Генеральным секретарем ЦК КПСС Л.И.Брежневым и президентом США Р.Никсоном. Вступил в силу 3 октября 1972 года.

Договор был заключен на неограниченный срок с правом каждой из сторон выйти из него, если она решит, что исключительные обстоятельства, связанные с содержанием Договора, поставили под угрозу высшие интересы страны. Уведомление об этом решении должно быть совершено за шесть месяцев до выхода из Договора.

Благодаря Договору по ПРО было положено начало ограничению и сокращению стратегических наступательных вооружений двух стран, процессу реального ядерного разоружения. Тем самым была укреплена и международная безопасность в целом, что имело особое значение в условиях военно-политического противостояния между СССР и США в годы «холодной войны».

СССР и США обязались не развертывать системы ПРО на территории своей страны и не создавать основу для такой обороны. Каждой из сторон предоставлялось право иметь по два комплекса ПРО: вокруг столицы и в районе расположения шахтных пусковых установок (ПУ) межконтинентальных баллистических ракет (МБР).

Но Протоколом к Договору, который был подписан 3 июля 1974 года и вступил в силу 24 мая 1976 года, было установлено, что каждая из сторон вместо двух районов размещения систем ПРО может иметь лишь одну. Другие ограничения качественного характера, содержащиеся в Договоре, были связаны, в частности, с использованием радиолокационных станций.

Контроль за соблюдением договора осуществлялся с помощью национальных технических средств, находящихся в распоряжении сторон. Для содействия осуществлению Договора была создана советско-американская постоянная консультативная комиссия (переговоры осуществлялись с 1993 года). Договор подлежал совместному рассмотрению каждые пять лет после вступления его в силу.

13 декабря 2001 года президент США Джордж Буш официально объявил об одностороннем выходе США из Договора по ПРО от 1972 года. Он официально уведомил правительство России о выходе США из Договора, который просуществовал почти 30 лет.

В своем выступлении в Белом Доме 13 декабря 2001 года в связи с выходом из Договора по ПРО президент США Джордж Буш, в частности, заявил: «Договор по ПРО 1972 года был подписан Соединенными Штатами и Советским Союзом совершенно в другое время, когда мир был совершенно другим. Одно из государств, подписавших этот договор, — Советский Союз больше не существует.

Обратите внимание

И ни одно из государств не испытывает враждебности, которая когда-то вынуждала обе наши страны держать тысячи единиц ядерного оружия в состоянии боевой готовности, нацеленными на друг друга. Теоретически считалось, что ни одна из сторон не начнет ядерной атаки потому, что знает, что другая ответит, а это приведет к взаимному уничтожению.

Сегодня — и события 11 сентября продемонстрировали это с яркой очевидностью — самые большие угрозы по отношению к обеим нашим странам исходят не от друг друга или каких-либо других больших государств в мире, но от террористов, которые нападают без предупреждения, или государств-изгоев, которые пытаются завладеть оружием массового уничтожения. …

Уже сейчас мы работаем в тесном содружестве в то время, как мир объединяется в борьбе против терроризма. Я высоко ценю советы и сотрудничество президента Путина в то время, когда мы боремся с террористической сетью «Аль-Кайда» в Афганистане. Я высоко ценю его обязательство сократить российские наступательные ядерные силы.

Я вновь выражаю обещание сократить наш собственный ядерный арсенал до уровня 1700-2000 развернутых единиц стратегических ядерных вооружений». В тот же день, 13 декабря 2001 года, по федеральным каналам российского телевидения с заявлением в связи с односторонним выходом США из Договора по ПРО выступил президент России Владимир Путин.

Президент России отметил, что заявление руководства США об одностороннем выходе из Договора по ПРО от 1972 года не стало неожиданностью для России. По его словам, «руководство США говорило об этом неоднократно, и такой шаг не явился для нас неожиданностью».

При этом президент напомнил, что «Договор действительно дает каждой из сторон право выйти из него при наличии исключительных обстоятельств». «Однако, — заявил глава государства, — мы считаем данное решение ошибочным». По словам Владимира Путина, Россия «не пошла на настойчиво предлагавшийся США совместный выход из Договора по ПРО и сделала все от нее зависящее, чтобы этот Договор сохранить». Глава российского государства заявил, что принятое президентом США решение (об одностороннем выходе из Договора по ПРО) не создает угрозы национальной безопасности Российской Федерации». Позиция России получила широкую поддержку со стороны мирового сообщества.

РИА Новости

Источник: http://virezkipress.ru/load/1972/maj_1972/1972_05_26_podpisan_sovetsko_amerikanskij_dogovor_ob_ogranichenii_sistem_protivoraketnoj_oborony_pro/343-1-0-390

Исторические предпосылки Договора об ограничении систем противоракетной обороны 1972 года

Политика и правовое государство

И.М. ЛЕВКИН, В.И. ШАЦКАЯ I.M. LEVKIN, V.I. SHATSKAYA

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ДОГОВОРА ОБ ОГРАНИЧЕНИИ СИСТЕМ ПРОТИВОРАКЕТНОЙ ОБОРОНЫ 1972 ГОДА

HISTORICAL BACKGROUND OF THE TREATY ON THE LIMITATION OF ANTI-BALLISTIC MISSILE IN 1972

Ключевые слова:

противоракетная оборона, баллистическая ракета, Карибский кризис, «Найк-Зевс», система «А»

Важно

В статье рассматриваются основные предпосылки, которые привели СССР и США к заключению Договора об ограничении противоракетной обороны. Авторы указывают на взаимосвязь развития баллистических носителей ядерного оружия и систем противоракетной обороны. Приводится краткая история первого ракетного кризиса, поставившего мир на грань ядерной войны.

О /^мая 1972 г. между СССР А*)и США был подписан Договор об ограничении систем противоракетной обороны. В условиях холодной войны это было беспрецедентное решение.

Вместе с тем, военно-политическое руководство двух стран не сразу смогло прийти к пониманию необходимости заключения такого договора.

В истории пути к достижению этими двумя странами обоюдного понимания опасности неконтролируемой гонки вооружений следует выделить два аспекта: военно-технический и военно-политический. Первый

Key words:

missile defense, ballistic missile,

Cuban missile crisis, «Nike Zeus», system «A»

The paper considers the basic premises that led the Soviet Union and the United States to the conclusion of the Anti-Ballistic Missile Treaty. The authors point out the relationship of ballistic carriers of nuclear weapons and missile defense systems. The paper provides a brief history of the first missile crisis, which brought the world to the brink of nuclear war.

аспект связан с появлением принципиально нового вида оружия — баллистических ракет и системы защиты от него — системы противоракетной обороны (ПРО), а второй — с реальной угрозой их применения в отношении друг друга.

Баллистическая ракета — это летательный аппарат без крыльев и пилота, с ракетным двигателем. Он работает только на начальном этапе полета, а дальше ракета летит по баллистической кривой. В зависимости от дальности действия баллистические ракеты подразделяются на ракеты ближнего дей-

ствия (цели на расстоянии до

1 000 км), среднего действия (1 000—5 000 км) и дальнего действия или межконтинентальные баллистические ракеты, которые поражают цели на расстоянии более 5000 км [2, с. 10].

Совет

Первые баллистические ракеты СССР и США были созданы на основе ракеты ФАУ-2, которую Германия применила для обстрела Лондона в ходе Второй мировой войны. Уже 18 октября 1947 г.

Читайте также:  Водород фтористый (фтороводород)

в Советском Союзе был произведен первый пуск воссозданной советскими специалистами немецкой баллистической ракеты, а в октябре следующего года начались испытания первой советской баллистической ракеты Р-1. Последующие разработки ракет Р-2, Р-3 и Р-5 послужили основой для создания ракеты с ядерной боеголовкой.

Первой такой советской ракетой стала Р-5М, пуск которой состоялся 2 февраля 1956 г. А первой межконтинентальной баллистической ракетой СССР с ядерным боезарядом стала так называемая «семерка», или ракета Р-7 (испытания которой проводились 15 мая 1957 г.). Максимальная дальность ее полета составляла 8 000 км. Вслед за Р-7 в 1957—1963 гг.

проводились испытания ракет средней дальности Р-12 (первая ракета, принятая на вооружение ракетных войск стратегического назначения, дальность полета — 2 000 км), Р-12У, Р-14 (дальность полета увеличена

до 4 500 км). С 1958 по 1964 гг. также проводились испытания межконтинентальных баллистических ракет: Р-7А, Р-16 (первая ракета с автономной системой управления, созданная в СССР, максимальная дальность ее полета — 13 000 км), Р-9А. Наконец, с 1962 по 1969 г.

в СССР разрабатываются ракеты с улучшенными техническими характеристиками: первая советская межконтинентальная баллистическая ракета с разделяющимися головными частями Р-36 и ее модификации, ракета УР-100 и ее модификации, межконтинентальная твердотопливная ракета РТ-2 и др. В 1969 г.

СССР начал испытания первой межконтинентальной баллистической ракеты для атомных подводных лодок — РСМ-40. Эта ракета долетала до США1.

В США на основе ракеты ФАУ-2 была сконструирована экспериментальная ракета «Бампер», а в 1951 г. начались разработки ракеты «Ред-стоун». На смену ей пришли более совершенные ракеты средней дальности (до 3 200 км) «Юпитер» и «Тор», в которых США впервые применили затупленные головные части. Первыми американскими межконтинентальными баллистическими ракетами были «Атлас»

Обратите внимание

1 Первов М. Межконтинентальные баллистические ракеты СССР и России. [Электронный ресурс] // Научная библиотека. ШЗ!.: http://sci4ib.narod.ru/Mil.itary/MBR/MBR. 1^т#01 (дата обращения: 22.02.11).

Левкин И.М., Шацкая В.И. Исторические предпосылки Договора об ограничении систем противоракетной…

Политика и правовое государство

и «Титан». Испытания ракет «Атлас» начались в 1957 г. [6, с. 29]. При создании «Титана» учитывался опыт создания «Атласа». В результате, ракета «Титан» представляла собой двухступенчатую ракету с жидкостным ракетным двигателем и ядерной боеголовкой. [2, с. 39].

Его усовершенствованная версия «Титан-2», оснащенная ядерным зарядом, мощностью 10 Мт, представляла угрозу советским межконтинентальным баллистическим ракетам [2, с. 282]. В 1957 г. в Соединенных Штатах начинаются разработки твердотопливной ракеты «Минитмен-1».

Ее усовершенствованная версия «Минитмен-2» отличалась от предыдущих повышенной точностью попадания и большей дальностью полета — свыше 11 000 км [2, с. 43, 283]. В начале 1970-х гг. в стадии отработки находился и проект ракеты «Минит-мен-3», испытания которой начались в 1968 г.

Она стала первой американской ракетой с разделяющейся головной частью [5, с. 26]. Кроме того, США огромное внимание уделяли баллистическим ракетам, запускаемым с атомных подводных лодок. В связи с этим в 1956 г.

американские конструкторы приступили к разработке баллистической ракеты средней дальности «Поларис А-1», затем проводились работы по созданию ее модификаций: «Пола-рис А-2» и «Поларис А-3», дальность полета последней была увеличена до

4 600 км. Эти ракеты являлись твердотопливными [2, с. 32]. Следует отметить, что в 1965 г. начались работы и над следующей усовершенствованной версией ракет, в результате которых был создан «Посейдон», а в 1968 г. проведены испытания этой ракеты, оснащенной разделяющимися головными частями с боеголовками индивидуального наведения [5, с. 26].

Таким образом, совершенствование межконтинентальных баллистических ракет продолжалось, и ракетная гонка была в самом разгаре. И если в 1962 г.

Важно

у Советского Союза насчитывалось около 300 ядерных зарядов, обеспеченных средствами доставки до территории противника, а у Соединенных Штатов — 5 000, из которых 3 000 — межконтинентальные баллистические ракеты и 2 000 — средства передового базирования, то в конце 1969 г. был достигнут ядерный паритет между СССР и США [3].

Параллельно ракетной гонке между двумя государствами развивалась и гонка противоракетных вооружений.

В самом общем виде система ПРО представляет собой комплекс средств для отражения ракетноядерного удара возможного противника путем перехвата или уничтожения его баллистических ракет или их головных частей до момента достижения ими назначенных целей. Она состоит из двух основных частей:

— системы обнаружения ракетных носителей ядерного (или обычного) оружия (радиолокационные станции / радары наземного базирования и космические спутники раннего оповещения);

— системы поражения этих ракет (противоракеты, запускаемые из пусковых установок).

Работы по созданию систем

ПРО начались еще в 1950-е гг. Первой такой системой, разработанной в США в 1957 г., элементы которой прошли испытания, стала «Найк-Зевс». Система обнаружения ракет «Бимьюс» на среднем участке траектории обнаруживала

баллистические ракеты и определяла их дальнейшую примерную траекторию, эти данные учитывались радаром дальнего обнаружения. Эта радиолокационная станция сопровождала баллистические ракеты до того, как ее обнаружит радар распознавания.

Затем, по результатам радиолокационной станции сопровождения цели направлялись антенны радара наведения противоракет и пусковые установки в сторону угрозы. Выпускалось необходимое количество противоракет, которые наводились на баллистические ракеты [2, с.

160] (рис.1).

Рис. 1.

Схема перехвата ГЧ МБР средствами системы «Найк-Зевс» (1 — приемное устройство радара дальнего обнаружения, 2 — его передающее устройство, 3 — счетно-решающее устройство системы обнаружения, 4 — счетно-решающее устройство системы перехвата, 5 — радар распознавания цели, 6 — радар сопровождения цели, 7 — радар наведения ПР; а — обнаружение МБР, б — распознавание, в — определение параметров траектории, г — подготовка противоракеты к пуску, д — команда на пуск, е — перехват МБР, ж — уничтожение ГЧ МБР)

Левкин И.М., Шацкая В.И. Исторические предпосылки Договора об ограничении систем противоракетной…

Политика и правовое государство

Тем не менее, проект «Найк-Зевс» был отклонен ввиду его недостатков, таких как неспособность радаров следить одновременно за несколькими целями, невозможность выделить головные части баллистических ракет от других объектов за пределами атмосферы, где происходил их перехват и др.1

Наземная система раннего обнаружения ракет «Бимьюс» является основным средством предупреждения НОРАД — объединенного командования противовоздушной обороны (ПВО) Северной Америки. НОРАД было создано в 1950-е гг.

Совет

США и Канадой в целях решения задач противоракетной, противосамо-летной и противокосмической обороны [2, с. 123]. Радиолокационные посты «Бимьюс» были размещены на Аляске (1961), в Гренландии (1960) и в Великобритании (1963)2.

Это был один из первых шагов Соединенных Штатов в создании радиолокационных станций для обнаружения межконтинентальных баллистических ракет СССР.

На смену «Найк-Зевс» пришла система «Найк-Икс», к разработкам

1 Nike Zeus: The U.S. Army's First AntibaUistic missile. [Электронный ресурс] // The Missile Defense Agency. URL: http://www.mda.mil/ global/documents/pdf/zeus.pdf (дата обращения: 26.12.10).

2 См.: Мейлицев В. «Сейфгард»: новое решение. [Электронный ресурс] // Спецназ Рос-

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskie-predposylki-dogovora-ob-ogranichenii-sistem-protivoraketnoy-oborony-1972-goda

Про и осв-1 1 января 1971

ПОЛИТИКА “РАЗРЯДКИ” В ОТНОШЕНИЯХ С ЗАПАДОМ

В сфере внешней политики начало 70-х гг. было отмечено радикальным поворотом в сторону реальной «разрядки» напряженности между Востоком и Западом.

Он был вызван стабилизацией взаимоотношений Советского Союза с социалистическими странами (ранее приоритетное направление во внешней политике СССР) и наметившимися в конце 60-х гг.

изменениями в позиции западноевропейских государств, заинтересованных в развитии экономического сотрудничества.

На фоне сближения позиций СССР и западноевропейских держав в 70-е гг. происходит улучшение взаимоотношений Советского Союза и США, что позволило впоследствии назвать 70-е гг. периодом разрядки напряженности. В определенной степени это было вызвано сложившимся ядерным паритетом двух сверхдержав. Начало разрядке положил визит президента США Р. Никсона в Москву в мае 1972 г.

Во время встречи американского президента с Л. И. Брежневым была достигнута договоренность о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1). Обе стороны в договоре признали, что в «ядерный век не существует иной основы для поддержания отношений между ними, кроме мирного сосуществования».

В Москве был заключен и бессрочный договор о противоракетной обороне (ПРО), согласно которому стороны брали на себя обязательство иметь на вооружении не более 200 противоракет и по два района их базирования, включая столицы. В июне 1973 г. состоялся ответный визит Л. И. Брежнева в США, где было подписано Соглашение о предотвращении ядерной войны.

Во время Вашингтонской встречи было заключено около двадцати соглашений о сотрудничестве в различных областях, в том числе о совместной космической программе «Союз-Аполлон» (реализована в 1975 г.). Во время летней встречи 1974 г. в Крыму Р. Никсон и Л. И.

Обратите внимание

Брежнев договорились об ограничении подземных испытаний, уменьшении численности ракет ПРО, а также о снижении вдвое систем ПРО, оставляя их только вокруг столиц. Несмотря на вынужденную отставку Никсона в августе 1974 г., встречи в верхах имели продолжение уже через несколько месяцев, когда в ноябре 1974 г. во Владивостоке встретились новый президент США Дж. Форд и Л. И. Брежнев.

Прежние договоренности были подтверждены, и заявлено о дальнейшем ограничении ядерных средств. Углублению разрядки в последующий период помешали откровенная ставка США на новый тип вооружений (крылатые ракеты) и ошибочное решение Советского Союза о размещении в европейской части СССР ракет РСД-10 (СС-20 по натовской классификации) в 1977 г.

Это был серьезный просчет советского руководства, который привел к обострению отношений со странами Западной Европы. В 1979 г. все же была достигнута договоренность о подписании нового договора ОСВ-2, но ввод советских войск в Афганистан привел к срыву ратификационного процесса, к новому витку напряженности в отношениях между СССР и США.

И.С. Ратьковский, М.В. Ходяков. История Советской России

http://www.bibliotekar.ru/sovetskaya-rossiya/98.htm

ПОДПИСАНИЕ ДОГОВОРОВ ОСВ-1 И ПРО

Советско-американское сотрудничество в политико-дипломатической области развивались в начале 70-х годов непривычно плодотворно. С 1969 г.

в Хельсинки шли советско-американские переговоры о контроле над вооружениями, задачей которых было выработать компромисс в сфере ограничения стратегических наступательных вооружений.

Попутно велась подготовка целой серии двусторонних договоренностей, направленных на стабилизацию советско-американских отношений и исключение случайного военного конфликта между СССР и США. Эти переговоры стали приносить результаты.

30 сентября 1971 г. в Вашингтоне было подписано бессрочное советско-американское Соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между СССР и США.

Важно

В соответствие с ним стороны обязались обязательно информировать друг друга обо всех случаях «несанкционированного, случайного или иного необъяснимого инцидента, связанного с возможным взрывом ядерного оружия», а также принимать меры для предотвращения случайного или несанкционированного применения ядерного оружия, находящегося под контролем каждой стороны. Соглашение регламентировало ряд важных технических и организационных аспектов взаимодействия СССР и США в случае возникновения опасных ситуаций для избежания конфликта между ними. Это был первый документ после карибского кризиса 1962 г., в котором фиксировались правила поведения сторон в случае возникновения «ядерной тревоги».

В мае 1972 г. состоялся официальный визит президента США Р.Никсона в Москву. Это был первый в истории визит высшего американского руководителя в Советский Союз, если не считать пребывания президента Ф.Д.Рузвельта в Ялте в 1945 г. В результате проведенных переговоров удалось заключить ряд важных соглашений военно-стратегического и общеполитического характера.

https://www.youtube.com/watch?v=SQECvIyeD5Q

Прежде всего, были подписаны первые документы, ставшие результатом компромиссов, достигнутых в рамках переговоров по ограничению стратегических вооружений. По-русски этот процесс сокращенно назывался по первым буквам этого словосочетания – ОСВ, по-английски – SALT (Strategic Arms Limitation Talks).

Читайте также:  Выявление и оценка радиационной обстановки. определение.

В 60-70-х годах состоялось два тура таких переговоров. Первый из них получил наименование «ОСВ-1», второй – «ОСВ-2». К визиту Р.

Никсона в Москву относятся договоренности серии «ОСВ-1» – Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений 1972 г.

а) Договор ПРО (перестал действовать в 2001 г.) был призван предупредить гонку вооружений в области создания систем обороны против ракетно-ядерных ударов. Эти системы разрабатывались в Советском Союзе и Соединенных Штатах, причем считалось, что в СССР – с некоторым опережением.

Системы были дорогостоящими и, по заключениям экспертов, не достаточно надежными.

Они представляли собой оборонительные комплексы, состоящие из «противоракет», то есть ракет-перехватчиков, способных уничтожать приближающиеся ракеты противника до того, как те смогут нанести ущерб обороняющейся стороне.

СССР и США договорились о том, что каждой стороне будет разрешено создать по два комплекса «противоракет» и поставить под их защиту, соответственно, по два района (всего четыре) по выбору – вокруг столиц и в районе расположения шахтных пусковых установок, то есть баз МБР.

При этом обе стороны обязались не создавать общенациональные, то есть покрывающие всю территорию страны, системы ПРО и основы для их создания. Договором также запрещалось создавать, испытывать и развертывать системы или компоненты систем ПРО морского, воздушного, космического или мобильно-наземного базирования.

Совет

Договор был бессрочным, но из него было можно выйти, уведомив об этом за 6 месяцев до дня предполагаемого выхода (чем воспользовалась американская сторона в 2001 г.).

Во время второго визита президента Р.Никсона в Москву в июне 1974 г. специальным советско-американским протоколом число районов, разрешенных для размещения систем ПРО, было сокращено с четырех до двух – по одному для каждой стороны. Советский Союз разместил свою систему ПРО в районе Москвы, а США – в Гранд-Форкс, районе основной базы пусковых установок МБР.

б) Вторым элементом договоренностей серии «ОСВ-1» было Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений 1972 г. В литературе это соглашение часто именуется «соглашением ОСВ-1», что не вполне точно, но принято между специалистами-практиками.

Временное соглашение было заключено сроком на пять лет и содержало количественные ограничения развертывания наступательных вооружений. СССР получил право иметь 1600 единиц МБР как наземного, так и морского базирования, а США – 1054. При этом СССР, как очевидно, получил право на большее число ракет, чем США.

Но советские ракеты в тот период имели всего одну боеголовку, а американские – уже имели разделяющиеся головные части, то есть одна ракета несла несколько боеголовок, каждая из которых была способна к индивидуальному наведению на цель.

Численное преимущество Советского Союза по ракетам, поэтому, компенсировалось преимуществом США по количеству боеголовок.

Сверх этого лимита стороны обязались в течение пяти лет не увеличивать число стационарных пусковых установок МБР наземного базирования и пусковых установок баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ).

Договоренности серии «ОСВ-1» не касались таких важных видов наступательных вооружений как бомбардировщики дальнего радиуса действия, по числу которых США имели трехкратное преимущество над СССР.

Обратите внимание

Кроме того, соглашения не регламентировали численность разделяющихся головных частей (РГЧ), что позволяло увеличивать разрушающую мощность стоявших на вооружении ракет за счет размещения на них разделяющихся боеголовок вместо обычных, оставаясь формально в лимитах соглашений 1972 г.

История международных отношений (1918-2003) / под ред. А.Д. Богатурова.

http://www.diphis.ru/sovetsko_amerikan%C2%ADskoe_sblijenie-a1418.html

НИКСОН В МОСКВЕ

Первый официальный визит американского президента в СССР начался 22 мая 1972 года в четыре часа дня по московскому времени. Именно в этот момент в аэропорту Внуково-2 приземлился президентский «боинг».

У трапа самолета Ричарда Никсона встречали Подгорный и Косыгин, некоторые наши министры, причастные к предстоящим переговорам на высшем уровне, сотрудники посольства США, а также малочисленная группа «представителей трудящихся».

Так было определено сценарием встречи, утвержденным Политбюро с учетом сложных политических условий, в которых проходил этот визит. Ведь США в то время не только продолжали воевать во Вьетнаме, но и активизировали там свои военные действия.

Американцы бомбили территорию Северного Вьетнама, вели наземные боевые операции. И это не могло не отразиться на атмосфере встречи.

Высокого гостя приветствовал в аэропорту почетный караул из представителей трех родов войск, на ветру развевались государственные флаги СССР и США. Словом, весь протокольный церемониал был соблюден. Строй почетного караула вместе с Никсоном обошел Подгорный, а по окончании церемонии Подгорный, Косыгин и Никсон сели в одну машину, и длинный кортеж направился в Кремль.

Ленинский проспект и другие улицы, ведущие в сторону Кремля, были украшены советскими и американскими флагами. Не было, правда, только «восторженных» толп москвичей, которых при встречах представителей дружественных государств обычно собирали по разнарядке. Более того, даже случайных прохожих к краям тротуаров не подпускали. Это все оговорили заранее.

Никсона поселили в Кремле, в апартаментах по соседству с Оружейной палатой. Там же, в отдельном крыле, разместили его ближайших помощников, включая Киссинджера.

Важно

Над зданием впервые в его истории развевался государственный флаг Соединенных Штатов Америки.

Подгорный и Косыгин откланялись, напомнив гостю, что вечером, после того как Никсон отдохнет от утомительного перелета, они с ним вновь встретятся — на официальном банкете в Кремле.

(…)

Вечер был ясный. После грибного дождика, который встретил Никсона в аэропорту, погода наладилась. Майская яркая зелень радовала глаз.

Но вот мы и у цели. Лифт поднял нас на второй этаж, и мы оказались возле кабинета, который когда-то занимал Сталин, а позднее Хрущев. В приемной, ее называли предбанником, уже находился Александров.

Он распахнул дверь. Никсон, а за ним и я вошли в кабинет. Навстречу, широко улыбаясь, шел Брежнев. Лидеры тепло поприветствовали друг друга. Брежнев предложил гостю сесть напротив него. Официант принес чай и печенье.

Беседа началась.

Леонид Ильич выразил удовлетворение в связи с первым в истории официальным визитом президента США в СССР, а затем напомнил Никсону, что они с ним уже однажды мимолетно встречались, а именно в 1959 году, летом, когда он, Брежнев, вместе с Хрущевым и другими советскими руководителями присутствовал на открытии Национальной выставки США в Сокольниках.

Брежнев, слегка заискивая, как мне показалось, напомнил также Никсону о том, что на выставке была сделана фотография, которая потом обошла все газеты мира. На ней запечатлены Никсон и Хрущев во время своего знаменитого «кухонного спора». «Так вот, я тоже есть там, справа от вас, но вы, может быть, этого уже не помните?..» — спросил Брежнев.

Никсон с улыбкой ответил, что конечно же помнит.

(…)

В целом же создавалось впечатление, что оба лидера хорошо понимают друг друга, так сказать работают на одной волне.

Совет

В какой-то момент Брежнев начал говорить о своем желании установить особые личные отношения с президентом США, которые, завязавшись в эти дни, затем укреплялись бы в ходе последующих встреч, а в промежутках между ними поддерживались бы перепиской.

Никсон ответил в том же ключе и напомнил об особых отношениях, сложившихся между Сталиным и Рузвельтом во время войны. Он отметил, что они благодаря своим личным взаимоотношениям могли находить решения спорных вопросов даже тогда, когда это не удавалось бюрократам.

(…)

Беседа лидеров затягивалась. По времени уже должен был начаться банкет. Но Брежнев не смотрел на часы и продолжал разговор. Потом сказал, что они, видимо, заработали свой ужин, и предложил президенту отправиться в Грановитую палату. Никсон ответил, что он только заедет за женой и тотчас присоединится к Брежневу на банкете.

Источник: https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/pro-i-osv-1

Война и мир — 8. ДОГОВОР МЕЖДУ СССР И США ОБ ОГРАНИЧЕНИИ СИСТЕМ ПРОТИВОРАКЕТНОЙ ОБОРОНЫ (ДОГОВОР ПО ПРО)

ДОГОВОР МЕЖДУ СССР И США ОБ ОГРАНИЧЕНИИ СИСТЕМ ПРОТИВОРАКЕТНОЙ ОБОРОНЫ (ДОГОВОР ПО ПРО) – подписан 26 мая 1972 г. в Москве. Вступил в силу 3 октября 1972 г. Договор являлся бессрочным.

Главным в нем было обязательство СССР и США ограничить свои системы ПРО двумя районами размещения: один – вокруг столицы каждого государства и один – в одном из позиционных районов пусковых установок МБР. СССР и США обязались не развертывать системы территориальной ПРО.

Договор по ПРО в течение 30 лет являлся основой существующей системы международных договоренностей об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений. 13 декабря 2001 г. Президент Дж.Буш-младший заявил об одностороннем выходе США из Договора.

Договором определялось, что советская и американская системы ПРО будут размещаться на земле и могут быть только стационарными.

В Договоре содержалось положение, запрещающее создавать, испытывать и развертывать системы и компоненты ПРО морского, воздушного, космического, а также мобильно-наземного базирования.

Запрещалось также размещать системы ПРО вне национальных территорий СССР и США, создавать многозарядные пусковые установки (ПУ) противоракет и средства скоростного перезаряжания ПУ противоракет.

Договор запрещал развертывание в будущем РЛС предупреждения о нападении МБР, кроме как на позициях по периферии своей национальной территории с ориентацией вовне.

Впервые в многолетней истории борьбы за ограничение вооружений и разоружение оказалось возможным договориться об ограничении сложной системы новейшего оружия, способной оказывать сильное дестабилизирующее влияние на стратегическую стабильность в мире.

Протоколом к Договору в 1974 г. был сделан очередной важный шаг по пути дальнейшего ограничения стратегических вооружений.

Обратите внимание

СССР обязался не развертывать системы ПРО или ее компоненты в районе размещения шахтных пусковых установок (ШПУ) МБР, а США – не развертывать систему ПРО или ее компоненты в районе с центром, находящимся в столице. Таким образом, протоколом 1974 г.

к Договору по ПРО СССР и США ограничили свои системы ПРО только одним районом размещения: СССР – вокруг Москвы, США – в районе размещения ШПУ МБР.

Каждый район размещения системы ПРО ограничивался радиусом 150 км с центром либо в столице (для СССР), либо в районе размещения ШПУ МБР (для США). Каждая сторона могла развертывать не более 100 пусковых установок противоракет и не более ста противоракет на стартовых позициях.

Источник: http://www.voina-i-mir.ru/article/874

Договор между СССР и Соединенными Штатами Америки об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО)

(Москва, 26 мая 1972 года)

Союз Советских Социалистических Республик и Соединенные Штаты Америки, ниже именуемые Сторонами,

исходя из того, что ядерная война имела бы для всего человечества опустошительные последствия,

учитывая, что эффективные меры по ограничению систем противоракетной обороны явились бы существенным фактором в деле сдерживания гонки стратегических наступательных вооружений и привели бы к уменьшению опасности возникновения войны с применением ядерного оружия,

исходя из того, что ограничение систем противоракетной обороны, а также некоторые согласованные меры в области ограничения стратегических наступательных вооружений способствовали бы созданию более благоприятных условий для последующих переговоров по ограничению стратегических вооружений,

учитывая свои обязательства по статье VI Договора о нераспространении ядерного оружия,

заявляя о своем намерении по возможности скорее достигнуть прекращения гонки ядерных вооружений и принять эффективные меры в направлении сокращения стратегических вооружений, ядерного разоружения и всеобщего и полного разоружения,

желая содействовать смягчению международной напряженности и укреплению доверия между государствами,

Читайте также:  Отработка норматива тсп 10.2 надевание фильтрующего противогаза

согласились о нижеследующем.

Статья I

Важно

1. Каждая из Сторон обязуется ограничить системы противоракетной обороны (ПРО) и принять другие меры в соответствии с положениями настоящего Договора.

2.

Каждая из Сторон обязуется не развертывать системы ПРО территории своей страны и не создавать основу для такой обороны, а также не развертывать системы ПРО отдельного района, кроме как предусмотрено в статье III настоящего Договора.

Статья II

1. Для целей настоящего Договора системой ПРО является система для борьбы со стратегическими баллистическими ракетами или их элементами на траекториях полета, состоящая в настоящее время из:

a) противоракет, являющихся ракетами — перехватчиками, созданными и развернутыми для выполнения функций в системе ПРО, или того типа, который испытан в целях ПРО;

b) пусковых установок противоракет, являющихся пусковыми установками, созданными и развернутыми для пуска противоракет; и

c) радиолокационных станций ПРО (РЛС ПРО), являющихся РЛС, созданными и развернутыми для выполнения функций в системе ПРО, или того типа, который испытан в целях ПРО.

2.

К компонентам системы ПРО, перечисленными в пункте 1 настоящей статьи, относятся:

a) находящиеся в боевом составе;

b) находящиеся в стадии строительства;

c) находящиеся в стадии испытаний;

d) находящиеся в стадии капитального или текущего ремонта либо переоборудования; или

e) законсервированные.

Статья III

Каждая из Сторон обязуется не размещать системы ПРО или их компоненты, за исключением того, что:

Совет

a) в пределах одного района размещения системы ПРО радиусом сто пятьдесят километров с центром, находящимся в столице данной Стороны, Сторона может развертывать:

1) не более ста пусковых установок противоракет и не более ста противоракет на стартовых позициях и

2) радиолокационные станции ПРО в пределах не более шести комплексов РЛС ПРО, причем площадь каждого комплекса имеет форму круга диаметром не более трех километров; и

b) в пределах одного района размещения системы ПРО радиусом сто пятьдесят километров, в котором расположены шахтные пусковые установки МБР, Сторона может развертывать:

1) не более ста пусковых установок противоракет и не более ста противоракет на стартовых позициях,

2) две крупные РЛС ПРО с фазированной решеткой, сопоставимые по потенциалу с аналогичными РЛС ПРО, находящимися на дату подписания Договора в боевом составе или в стадии строительства в районе размещения системы ПРО, в котором расположены шахтные пусковые установки МБР, и

3) не более восемнадцати РЛС ПРО, каждая из которых имеет потенциал меньший, чем потенциал меньшей из упомянутых двух крупных РЛС ПРО с фазированной решеткой.

Статья IV

Ограничения, предусмотренные в статье III, не относятся к системам ПРО или их компонентам, используемым для разработок и испытаний и находящимся в пределах существующих или дополнительно согласованных испытательных полигонов. Каждая из Сторон может иметь на испытательных полигонах в совокупности не более пятнадцати пусковых установок противоракет.

Статья V

Обратите внимание

1. Каждая из Сторон обязуется не создавать, не испытывать и не развертывать системы или компоненты ПРО морского, воздушного, космического или мобильно-наземного базирования.

2.

Каждая из Сторон обязуется не создавать, не испытывать и не развертывать пусковые установки противоракет для пуска с каждой пусковой установки более одной противоракеты одновременно, не модифицировать развернутые пусковые установки для придания им такой способности, а также не создавать, не испытывать и не развертывать автоматические или полуавтоматические или иные аналогичные средства скоростного перезаряжания пусковых установок противоракет.

Статья VI

Для повышения уверенности в эффективности ограничений систем ПРО и их компонентов, предусмотренных настоящим Договором, каждая из Сторон обязуется:

a) не придавать ракетам, пусковым установкам и РЛС, не являющимся соответственно противоракетами, пусковыми установками противоракет и РЛС ПРО, способностей решать задачи борьбы со стратегическими баллистическими ракетами или их элементами на траекториях полета и не испытывать их в целях ПРО; и

b) не развертывать в будущем РЛС предупреждения о нападении стратегических баллистических ракет, кроме как на позициях по периферии своей национальной территории с ориентацией вовне.

Статья VII

С соблюдением положений настоящего Договора могут производиться модернизация и замена систем ПРО или их компонентов.

Статья VIII

Системы ПРО или их компоненты сверх количеств или вне районов, определенных настоящим Договором, а также системы ПРО или их компоненты, запрещенные настоящим Договором, должны быть уничтожены либо демонтированы в соответствии с согласованными процедурами в течение возможно короткого согласованного периода времени.

Статья IX

В целях обеспечения жизнеспособности и эффективности настоящего Договора каждая из Сторон обязуется не передавать другим государствам и не размещать вне своей национальной территории системы ПРО или их компоненты, ограниченные настоящим Договором.

Статья X

Важно

Каждая из Сторон обязуется не принимать никаких международных обязательств, которые противоречили бы настоящему Договору.

Статья XI

Стороны обязуются продолжить активные переговоры об ограничении стратегических наступательных вооружений.

Статья XII

1. В целях обеспечения уверенности в соблюдении положений настоящего Договора каждая из Сторон использует имеющиеся в ее распоряжении национальные технические средства контроля таким образом, чтобы это соответствовало общепризнанным принципам международного права.

2.

Каждая из Сторон обязуется не чинить помех национальным техническим средствам контроля другой Стороны, выполняющим свои функции в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

3. Каждая из Сторон обязуется не применять преднамеренные меры маскировки, затрудняющие осуществление контроля национальными техническими средствами за соблюдением положений настоящего Договора. Это обязательство не требует внесения изменений в существующий порядок строительных, монтажных и ремонтных работ и работ по переоборудованию.

Статья XIII

1. Для содействия осуществлению целей и положений настоящего Договора Стороны незамедлительно создадут Постоянную консультативную комиссию, в рамках которой они будут:

a) рассматривать вопросы, касающиеся выполнения принятых обязательств, а также связанные с этим ситуации, которые могут считаться неясными;

b) предоставлять на добровольной основе информацию, которую каждая из Сторон считает необходимой для обеспечения уверенности в выполнении принятых обязательств;

Совет

c) рассматривать вопросы, связанные с непреднамеренными помехами национальным техническим средствам контроля;

d) рассматривать возможные изменения в стратегической ситуации, затрагивающие положения настоящего Договора;

e) согласовывать процедуры и сроки уничтожения или демонтажа систем ПРО или их компонентов в случаях, предусматриваемых положениями настоящего Договора;

f) рассматривать по мере необходимости возможные предложения по дальнейшему повышению жизнеспособности настоящего Договора, в том числе о внесении в него поправок в соответствии с положениями настоящего Договора;

g) рассматривать по мере необходимости предложения о дальнейших мерах, направленных на ограничение стратегических вооружений.

2.

Стороны путем консультаций разработают и могут по мере необходимости изменять Положение о Постоянной консультативной комиссии, регулирующее процедуру, состав и другие соответствующие вопросы.

Статья XIV

1. Каждая из Сторон может предлагать поправки к настоящему Договору. Согласованные поправки вступают в силу в соответствии с процедурами, регулирующими вступление в силу настоящего Договора.

2.

Через пять лет после вступления в силу настоящего Договора и впоследствии через каждые пять лет Стороны будут совместно проводить рассмотрение настоящего Договора.

Статья XV

1. Настоящий Договор является бессрочным.

2.

Обратите внимание

Каждая из Сторон в порядке осуществления своего государственного суверенитета имеет право выйти из настоящего Договора, если она решит, что связанные с содержанием настоящего Договора исключительные обстоятельства поставили под угрозу ее высшие интересы. Она уведомляет другую Сторону о принятом ею решении за шесть месяцев до выхода из Договора.

В таком уведомлении должно содержаться заявление об исключительных обстоятельствах, которые уведомляющая Сторона рассматривает как поставившие под угрозу ее высшие интересы.

Статья XVI

1. Настоящий Договор подлежит ратификации в соответствии с конституционными процедурами каждой из Сторон. Договор вступает в силу в день обмена ратификационными грамотами.

2.

Настоящий Договор должен быть зарегистрирован в соответствии со статьей 102 Устава Организации Объединенных Наций.

Совершено 26 мая 1972 года в городе Москве в двух экземплярах, каждый на русском и английском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

(Подписи)

Источник:

Ведомости ВС СССР. 8 ноября 1972 г. № 45. Ст. 420.

Действующее международное право. Т. 2. Московский независимый институт международного права. М., 1997. С. 528 — 532.

Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXVIII. М., 1974. С. 31 — 35.

Источник: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=1642

Ссср и сша подписали договор осв-1 (1972)

Переговоры об ограничении стратегических вооружений (ОСВ) — серия двусторонних переговоров между СССР и США по вопросу о контроле вооружений. Было проведено два раунда переговоров и подписано два договора: ОСВ-I (1972) и ОСВ-II (1979).

Переговоры между СССР и США с целью ограничить ядерные запасы начались в 1969 году в Хельсинки. Договоры, подписанные лидерами стран по итогам переговоров именуются ОСВ-1 и ОСВ-2. На основе этих договоров были позже подписаны договоры СНВ (О Сокращении наступательных вооружений): СНВ-I (1991) и СНВ-II (1993).

ОСВ-1 — общепринятое название первого Договора об ограничении стратегических вооружений.

Важно

Этот договор ограничивал количество баллистических ракет и пусковых установок обеих сторон на том уровне, на котором они находились в тот момент.

Договор также предусматривал принятие на вооружение новых баллистических ракет, размещаемых на подводных лодках, строго в том количестве, в котором были ранее списаны устаревшие баллистические ракеты наземного базирования.

Стратегические ядерные силы Советского Союза и Соединенных Штатов изменились в характере в конце 60-ых. Советская программа предусматривала развертывание тяжелых баллистических ракет наземного базирования и ввод в строй новых ракетных подводных крейсеров. С 1968 СССР ежегодно развертывал до 200 новых ракет.

Количество же ракет, которыми располагали США, с 1967 оставался неизменным. Однако увеличивалось число ракет с разделяющимися головными частями (РГЧ). Одно из положений договора требовало от обеих сторон ограничить число участков, защищенных системами ПРО до одного.

Советский Союз развернул такую систему вокруг Москвы в 1966, а США — вокруг двенадцати пусковых установок в 1967.

Переговоры продолжались с 17 ноября 1969 до мая 1972. За это время было проведено несколько встреч в Хельсинки и Вене. Долгое время переговоры не давали результатов и заходили в тупик, но в мае 1971 года было подписано предварительное соглашение по ПРО.

Переговоры закончились 26 мая 1972 в Москве подписанием Договора по ПРО и Временного соглашения между Соединенными Штатами Америки и Союзом Советских Социалистических Республик об определенных мерах относительно ограничения стратегического наступательного вооружения.

Переговоры по подписанию договора ОСВ-2 с целью ограничить производство ядерного оружия продолжались с 1972 по 1979. По сути это являлось продолжением переговоров по ОСВ-1.

Совет

Соглашение по ограничению количества пусковых установок было достигнуто в Вене 18 июня 1979. Также вводилось ограничение на размещение ядерного оружия в космосе (орбитальные ракеты Р-36орб).

Договор был подписан Леонидом Брежневым и Джимми Картером. Через полгода после подписания договора СССР ввел Ограниченный воинский контингент в Афганистан, а договор так и не был ратифицирован Сенатом США.

Тем не менее его положения соблюдались обеими сторонами.

Дальнейшие переговоры привели к подписанию договора о «Сокращении наступательных вооружений» и о «Запрещении испытаний ядерного оружия».

Ядерная гонка, ставшая главным атрибутом Холодной войны, била по экономике обеих сверхдержав. Хотя ядерное оружие ни разу не было пущено в ход, наращивание ядерного арсенала затрачивало столь крупные средства, что могло в конечном счете привести к финансовому краху обеих стран. Подписание договоров, ограничивающих гонку вооружения, спасло экономики США и СССР.

Подпишись на Telegram-канал и посмотри, что будет дальше!

Источник: https://www.obozrevatel.com/tech/news/2008/5/23/239009.htm

Ссылка на основную публикацию