Аварии общественного транспорта: причины и правила поведения

Аварии общественного транспорта: причины и правила поведения

Общественный транспорт плотно вошел в жизнь современного человека и стал восприниматься как обыденное явление. Многие начали забывать, что транспорт, особенно общественный имеет повышенный уровень опасности. Он предназначен для перевозки большого количества людей на различные расстояния. Городской транспорт функционирует в пределах городской черты.

Это автобусы, троллейбусы, маршрутные такси, метро и трамваи. Большая часть пассажирского потока перекладывается именно на них. Техническим средствам свойственны поломки, замыкания проводов, возгорания. Кроме того, не исключены аварии из-за чрезвычайных происшествий на дороге.

Различные опасные ситуации, в которых могут пострадать не только пассажиры в салоне, но и пешеходы, зависят от вида транспорта.

Наиболее распространенные причины аварий на общественном транспорте:

  • Столкновения с другими участниками на дороге;
  • Технические поломки, включая утечки газа, бензина;
  • Резкое торможение;
  • Террористические акты;
  • Затопление транспорта водой при падении в водоем;
  • Удары электрическим током;
  • Возгорания;
  • Схождение с рельсов.

В метрополитене опасность также представляет эскалатор, на котором люди могут получать травмы, из-за не соблюдения рекомендуемых правил безопасного использования, а также столпотворения и баловства.

Как обезопасить себя

Не получить травму в процессе поездки поможет соблюдение профилактических действий. К сожалению, не во всех маршрутных средствах и местах остановки общественного транспорта можно ознакомиться с тем, как необходимо себя вести, чтобы избежать увечий.

Правила довольно просты. Для того чтобы не стать жертвой нападения или грабежа следует избегать остановок, на которых никого нет. Особенно, если время позднее и само место плохо освещено. Если вы заходите в безлюдный пассажирский салон, то старайтесь расположиться рядом с водителем или кондуктором. Выбор останавливайте на одиночных сиденьях, чтобы к вам не мог подсесть посторонний человек.

Втискиваться в сильно переполненный транспорт крайне опасно. Лучше опоздать в пункт назначения, чем получить травму и провести пару недель на больничном, а так же не забывайте о карманных воришках. Не стойте рядом с входными дверьми, на подножке или ступеньках. Ели вашу одежду зажало, сообщите водителю.

На эту тему

Правила безопасности в общественном транспорте

Обратите внимание

Следите за детьми. Часто малыши играют во время поездки с дверьми, и при внезапном их открытии оказываются придавленными или получают травмы. Особенно часто прижимаются руки детей из-за того, что ребенок находится без контроля.

Сумка не должна находиться за спиной. Пользуясь электричкой, выбирайте вагон с большим количеством людей. Стоять в тамбуре опасно. При наличии в салоне агрессивной или пьяной группы людей, лучше пересесть от них подальше или поменять вагон.

Выходите из транспорта только, когда он полностью остановился. Не запрыгивайте в салон при движении. Если вы стоите, держитесь за поручни или спинки сидений. Не надейтесь на то, что сможете удержать равновесие при резком торможении. Старайтесь не располагаться на близком расстоянии с острыми или режущими предметами (трости, зонты).

Ходить по салону во время движения также опасно. Как бы вам не хотелось немного поспать во время дороги, лучше этого делать. Человек во сне или сразу после него не сможет быстро включиться в изменившуюся ситуацию. Его движения будут замедленными и своевременно среагировать правильно на опасность не сможет.

Как обезопасить себя в общественном транспорте

Действия при аварии

На эту тему

Аварийные (запасные) пути и выходы

Общими рекомендациями для пассажиров являются:

  • При столкновении следует сгруппироваться. Крепче возьмитесь за поручни. Встаньте удобнее и противодействуйте возможному падению.
  • Если Вы сидите, то используйте пол в качестве опоры для ног. Скрестите руки над головой и наклоните ее к груди.
  • Если автобус падает на бок, а вы сидите у окна, то как можно скорее положите на стекло сумку или пакет. Это ослабит удар, и предохранит лицо от возможных осколков.
  • Покидайте транспорт, используя аварийные выходы (они указаны в салоне).

По-возможности помогайте раненным пассажирам, а также детям и пожилым людям покинуть аварийное транспортное средство. В электротранспорте при повреждении проводов безопаснее всего находится сидя.

К поручням и корпусу в этой ситуации прикасаться запрещается. Выходить следует прыжком, используя обе ноги одновременно.

Это необходимо, чтобы не попасть под воздействие электрического тока в результате шагового напряжение.

Как спастись из горящего и тонущего транспорта

На эту тему

Что делать, если горит автомобиль

Основные причины возгорания

Заметив первые признаки возможного пожара в салоне движущегося транспорта – немедленно сообщите кондуктору. При его отсутствии свяжитесь с водителем.

Если возгорание небольшое, то справиться с ним можно с помощью любых подручных средств. Это может быть земля, песок, сок, молоко, вода. Сохраняйте спокойствие. Эмоции в таких ситуациях мало помогают. В большинстве видов общественного транспорта под сиденьями есть огнетушитель. Используйте его.

 Важно: убедитесь, что огнетушитель не порошкового типа, так как использование в замкнутом пространстве может иметь негативные последствия. 

При сильном задымлении первоочередной задачей должна стать защита органов дыхания. Здесь используйте части верхней одежды (воротник, ворот свитера, шарф) либо увлажните любую ткань.

Если двери не открылись автоматически, используйте специальные кнопки. Выбивайте окна, предназначенные для выхода из транспорта в таких случаях. Покидать транспорт необходимо без паники. Не толкайте других людей, не хватайте их за руки, не ставьте подножки. По правилам сначала следует дать выйти из горящего салона детям, пострадавшим и людям пожилого возраста.

На эту тему

Аварии на автомобильном транспорте

Причины и порядок действий

Больше всего пугают людей аварии общественного транспорта, связанные с его падением в воду и последующим затоплением. Здесь также нужно придерживаться лишь определенной схемы действий.

  • Пока транспорт находится на поверхности воды, следует выбираться через окна.
  • Если вы не успели выбраться из салона до полного затопления, то освободитесь от тяжелой верхней одежды. Сделайте несколько глубоких вдохов и выплывайте через окно, так как дверь из-за разницы давления открыть будет очень тяжело, и вы потеряете много сил, которые вам понадобятся для всплытия.
  • Быстрее достичь поверхности поможет толчок от корпуса, поэтому постарайтесь оттолкнуться ногами от транспорта.
  • Окажите помочь людям, которые не умеют плавать или с трудом держатся на воде.

Оказавшись на берегу, дождитесь врачей и пройдите медицинский осмотр.

Правила поведения в метрополитене

К зонам наибольшей опасности в метро относят:

  1. Турникет. Это специальное устройство, которое ограничивает проход людей для проверки оплаты проезда. По правилам пользования запрещается проходить турникет толпой. К травмам может привести, если вы предпримете попытку перепрыгнуть его.
  2. Эскалатор. Запрещается самостоятельно останавливать или блокировать его движение. Садиться на ступени, также не рекомендуется ставить тяжелые вещи. Не бегите по эскалатору, не толкайте людей, не перепрыгивайте через ступени – это зачастую приводит к телесным повреждениям.
  3. Перрон. Нельзя стоять у края платформы. Обычно зона опасности обозначена ограничительной желтой линией.
  4. Вагоны состава.

На эту тему

Правила безопасности в метро

Аварии в метрополитене могут быть вызваны различными причинами.

Это могут быть:

  • Столкновения поездов из-за ошибки машиниста или диспетчера;
  • технические поломки;
  • перебои в подаче электричества;
  • съезд с рельсов;
  • взрывы в случаи перевозки опасных веществ;
  • противозаконных действий пассажиров.

Ознакомьтесь также с другими материалами по теме:

При этом запрещается покидать вагоны до того, как поезд достигнет ближайшего перрона и остановится. Эвакуация людей часто организуется другими поездами, а на платформе включают дополнительные эскалаторы в режиме «вверх». Необходимо следовать указаниям машиниста и других работников метро.

Если вы вынуждены перемещаться по тоннелю, то идите только в указанном направлении. Знание основных правил поведения при различных чрезвычайных ситуациях на общественном транспорте, а также причин, по которым они могут происходить, позволит выбраться из данного вида ЧС с наименьшими потерями.

Источник: https://fireman.club/statyi-polzovateley/avarii-obshhestvennogo-transporta-prichinyi-i-pravila-povedeniya/

Защита в чрезвычайных ситуациях

Как безопасно вести себя в общественном транспорте – автобусе, троллейбусе, трамвае и электричке?

Наиболее распространенные причины аварий в общественном транспорте: 

  • столкновения на дороге с другими участниками движения;
  • технические поломки, включая утечки газа или бензина;
  • резкое торможение;
  • удары электрическим током;
  • перебои в подаче электричества;
  • возгорания;
  • взрывы и пожары  в случае перевозки взрывоопасных, самовозгорающихся и токсичных веществ;
  • затопление транспорта водой при падении в водоем;
  • схождение с рельсов (трамвая, электрички);
  • столкновение электропоездов из-за ошибки машиниста или диспетчера;
  • террористические акты.

Какой общественный транспорт  вы знаете?

Автобус – один из самых распространенных видов транспорта. Он легко маневрирует на дороге, может резко менять направление и скорость движения. Но при неблагоприятных погодных условиях и плохом состоянии дороги, в случае резкого торможения и в некоторых других ситуациях с ним может произойти авария. Удар даже на небольшой скорости часто приводит к травмам пассажиров.

Троллейбус и трамвай – виды пассажирского транспорта, которые приводит в действие электричество. Из-за небольшой скорости  это  наиболее безопасные виды общественного транспорта. Но надо помнить, что электричество создает опасность поражения током. При сильных ливнях, при оттепелях в зимнее время может произойти замыкание проводов, иногда это приводит к травмам пассажиров.

Поражение током возможно и при сильном ветре, когда может оборваться  контактный провод и упасть на крышу машины. Покидать троллейбус и трамвай, находящиеся под током, можно только прыжком, чтобы исключить удар током (если пассажир, стоя на одной ногой на ступеньке, касается другой ногой земли).

Правила поведения пассажира автобуса, троллейбуса и трамвая

  1. Входить в транспортное средство и выходить из него разрешается только после его полной остановки.
  2. В салоне при наличии свободных мест сядь  и держись за поручни.
  3. При отсутствии свободных сидячих мест, пройди на свободное место и встань так, чтобы не мешать проходить другим пассажирам. 
  4. Стой лицом в сторону движения. Крепко держись за поручни.
  5. Не отвлекай водителя во время движения.
  6. Готовься к выходу заранее, уточнив у стоящих впереди пассажиров, будут ли они выходить.
  7. Уступай место пожилым людям, инвалидам и пассажирам с маленькими детьми.

Правила поведения во время аварии ( при столкновении, перевороте, опрокидывании)

1. Если ты видишь,  что столкновение на дороге  неизбежно, упрись ногами в пол, а руками – в панель или переднее сиденье. После столкновения  постарайся как можно быстрее покинуть салон автобуса.

2. Для выхода из автобуса в случае аварии можно использовать двери, окна и вентиляционные люки.

В автобусах имеются специальные окна, которые могут служить аварийными выходами. Чтобы их открыть, надо вытянуть за специальную рукоятку шнур уплотнения, а затем выдавить стекло.

Важно

Можно и просто выбить любое стекло при помощи  любого твердого предмета или ногой. При этом надо следить, чтобы не было людей, которых могут поранить острые осколки.

Нужно также отбить острые осколки по краям окна.

3. После того, как авария произошла, первым делом надо определить, где и в каком положении находится автобус, и нет ли пожара. Если начался пожар — защити рот и нос платком, шарфом, рукавом, не паникуй, не кричи. Постарайся выбраться из салона через ближайший выход  — дверь или аварийное окно. 

4. Ситуация, когда автобус падает в воду, и салон заполняется водой,  бывает редко. Однако, оказавшись в такой ситуации, не следует спешить покидать салон, надо подождать, пока автобус частично наполнится водой – выбираться будет легче.

Правила поведения при попадании транспорта в воду:

  1. При погружении в воду постарайся снять лишнюю одежду.
  2. Глубоко вдохни и выбирайся наружу через дверь или окно.
  3. При необходимости выбей стекло.

Электропоезд (электричка) – транспортное средство повышенной опасности. Чтобы избежать неприятностей, надо соблюдать правила пользования.

Первая зона опасности – турникеты на входе.

Попытка пройти бесплатно, создать давку и прорваться группой, перепрыгнуть через турникет чаще всего заканчивается ударом его створок. Для взрослых такой удар практически безопасен, но ребенку он может нанести серьезную травму.

Вторая зона опасности – перрон.

Потоки входящих и выходящих пассажиров, к тому же с сумками, чемоданами, рюкзаками могут создать опасную ситуацию. Зайдя за ограничительную линию и находясь у края платформы, можно упасть на пути. К такому же результату может привести попытка достать самостоятельно упавшую с перрона вещь.

Третья зона опасности – вагон.

Во время его движения возможны резкое торможение и остановка, отключение освещения, загорание электропроводки, задымление. В движущейся электричке эти ситуации становятся опаснее вдвойне. Надо помнить, что каждый вагон оборудован экстренной связью с машинистом. В любых опасных ситуациях надо пользоваться ею:

  1. Нажать кнопку.
  2. Сказать, что произошло.
  3. Назвать номер вагона.

Как вести себя в электричках и на станциях

  1. Не пытайся пройти через турникет бесплатно: удар створок может быть достаточно сильным.
  2. Не беги по лестницам, не ставь вещи на ступеньки, не садись и не стой по ходу движения спиной.
  3. Не создавай давки на лестницах.
  4. Не подходи к краю платформы.

  5. Не подходи к вагону до полной остановки электрички. Рюкзак или сумку сними с плеча, так как они помешают развернуться в вагоне.
  6. Не паникуй, если электричка внезапно остановилась. Жди объявлений и выполняй все распоряжения работников или машиниста.

  7. Не спеши заглянуть в оставленный кем-то чемодан или сумку, сообщи о них дежурному по станции, проводнице или машинисту.

  8. Помни! Что от твоей воспитанности зависит безопасность других пассажиров – брошенный на платформу мусор может для кого-то стать причиной травмы, а не придержанная за собой входная дверь ударит следующего за тобой человека.

Что делать при аварии в электричке (опрокидывание):

  1. Попробуй выбраться через окно.
  2. Не думай о багаже. Жизнь дороже.
  3. Не уходи далеко от места аварии. Выбравшись из опасной зоны, постарайся не отходить от взрослых.

При пожаре в вагоне электрички:

  1. Сообщи о пожаре  проводнику или машинисту.
  2. Покинь вагон, перейдя в передние или задние вагоны электрички, плотно закрывая за собой двери.

Источник: http://mchs.rutp.ru/mod/page/view.php?id=259

Аварии на транспорте. Правила поведения

Сегодня любой вид транспорта представляет потенциальную опасность. Технический прогресс одновременно с комфортом и скоростью передвижения снизил степень безопасности жизнедеятельности человека.

Транспортная авария (ТА) — авария на транспорте, повлекшая за собой гибель людей, причинение пострадавшим тяжелых телесных повреждений, уничтожение и повреждение транспортных сооружений и средств или ущерб окружающей природной среде.

Обычно ТА различают по видам транспорта: — железнодорожная авария; — авиационная катастрофа; — дорожно-транспортное происшествие (ДТП); — аварии на водном транспорте; — авария на магистральном трубопроводе и др.

Поражающие факторы, сопровождающие все ТА, зависят как от вида транспорта, так и от вида транспортируемого груза. Значительное место в общем объеме грузоперевозок занимает железнодорожный транспорт. Он обеспечивает до 47% пассажирских перевозок, а также до 50% доставок грузов.

Среди последних большое количество опасных грузов. Поэтому железнодорожный транспорт является отраслью народного хозяйства с повышенным риском возникновения аварийных ситуаций.

Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются: — неисправности пути; — поломки подвижного состава; — выход из строя средств сигнализации и блокировки; — ошибки диспетчеров; — невнимательность и халатность машинистов; — сход подвижного состава с рельсов; — столкновения; — наезды на препятствия на переездах; — пожары и взрывы непосредственно в вагонах; — повреждение железнодорожных путей в результате размывов, обвалов, оползней, наводнений; — изношенность технических средств.

Благодаря внедрению комплекса профилактических и организационно-технических мероприятий число происшествий на железных дорогах в последние годы существенно сократилось.

В гражданской авиации России также случаются авиационные происшествия и катастрофы, влекущие за собой гибель людей и разрушения воздушных судов.

Среди причин авиакатастроф выделяются: — ликвидация централизованной государственной системы управления и обеспечения безопасности полетов; — распад единой государственной системы Аэрофлота; — рост числа мелких коммерческих организаций-перевозчиков; — снижение дисциплины, надзора и контроля за безопасностью полетов в целом; — ошибки пилотов; — ошибки диспетчерских служб; — неисправности авиационной техники (старение, низкие темпы замены на новые виды); — погодные условия. Одной из основных проблем современности стало обеспечение безопасности движения на автомобильном транспорте. Крупными автомобильными катастрофами считаются такие, в которых погибли 4 и более человек. Статистика показывает некоторое снижение их количества. Однако продолжает оставаться высокой тяжесть катастроф (численность потерь населения и ущерб, связанные с ними). Данное положение объясняется следующими причинами: — неудовлетворительным техническим состоянием автомобильных дорог и подвижного состава; — большим количеством пересечений дорог на одном уровне, в том числе и с железными дорогами; — многократно возросшим количеством личного автомобильного транспорта; — неконтролируемым нарастанием объемов грузовых перевозок, выполняемых большегрузными автомобилями (автопоездами) с нагрузками на ось, превышающими допустимые; — нарушением водителями Правил дорожного движения; — плохой подготовкой водителей; — превышением скорости на опасных участках дорог; -— выездами на полосу встречного движения; — управлением автотранспортом в нетрезвом состоянии. В последние годы имеют место кораблекрушения и аварийные происшествия на водном транспорте. Основными причинами этих аварий являются: — нарушения правил судовождения, пожарной безопасности, технической эксплуатации; — износ материальной части и оборудования судов, портов и других объектов морских и речных пароходств; — погодные и климатические условия (ураганы, штормы, туманы, льды и т. д.); — ошибки капитанов, лоцманов и членов экипажа; — ошибки при проектировании и строительстве судов; — столкновения и опрокидывания судов; — посадка на мель; — взрывы и пожары на борту; — неправильное размещение и плохое закрепление грузов;

— низкая обновляемость парка за счет судов нового поколения.

Источник: https://studopedya.ru/1-27718.html

Аварии на транспорте: причины, правила поведения, меры безопасности

Автомобильный транспорт

Причины ДТП:

§ незнание или нарушение правил дорожного движения;

§ превышение скорости;

§ вождение транспортного средства в нетрезвом состоянии;

§ неисправность транспортного средства;

§ плохое состояние дороги;

§ переход проезжей части дороги в неустановленном месте;

§ наезд на пешехода;

§ неумение ориентироваться в сложной дорожной обстановке;

§ неблагоприятные погодные условия: туман, гололед, дождь, снегопад.

Правила поведения
Если вы попали в аварию:

§ сохраняйте самообладание в любой ситуации;

§ пассажиры должны быстро сгруппироваться, лечь на пол или сидение, защитить голову руками, накрыть детей своим телом, напрячь мышцы;

§ покиньте автомобиль только после полной его остановки;

§ после аварии быстро оцените обстановку, положение транспортного средства, наличие факторов опасности;

§ определите степень травмирования и состояние всех участников ДТП;

§ постарайтесь самостоятельно выбраться из автомобиля и помочь всем пострадавшим покинуть его. В случае невозможности это сделать успокойтесь, не делайте резких движений, примите оптимальную позу, позовите на помощь, ждите спасателей;

§ покиньте автомобиль через двери, окна, люки;

§ отойдите на безопасное расстояние от места аварии;

§ вызовите сотрудников ГИБДД, спасателей, пожарных, медиков; окажите помощь пострадавшим;

§ при возникновении пожара постарайтесь погасить огонь под ручными средствами или вызвать специалистов;

§ сохраните все следы аварии до прибытия сотрудников ГИБДД;

§ при падении автомобиля в воду постарайтесь его покинуть, двери можно открыть после полного погружения автомобиля под воду;

§ если вас сбивает автомобиль и избежать этого уже нельзя, то необходимо прыгнуть на его капот или лобовое стекло и защитить голову руками.

Авиационный транспорт

Авиационные аварии и катастрофы возможны по многим причинам. К тяжелым последствиям приводят разрушения отдельных конструкций самолета, отказ двигателей, нарушение работы систем управления, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров.

Правила поведения
Если в самолете возникла аварийная ситуация:

§ быстро примите безопасное положение: сгруппируйтесь, сцепите руки под коленями, голову положите на колени; нельзя выпрямлять ноги и располагать их под впереди стоящим креслом — в момент удара они могут быть травмированы;

§ оставайтесь в кресле до полной остановки самолета, не поднимайте паники, действуйте быстро и умело.

Железнодорожный транспорт
Причины чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте:

§ сход подвижного состава с рельсов (крушение) в результате столкновений, нарушения целостности путей, обрушения мостов;

§ пожары, взрывы, утечки ядовитых грузов;

§ наезд поездов на автомобили, гужевой транспорт и т. д.;

§ воздействие неблагоприятных погодных условий и стихийных бедствий.

Правила поведения
Меры безопасности на железной дороге:

§ нельзя ходить по железнодорожному пути; во время движения поезда нельзя находиться на насыпи железной дороги;

§ нельзя переходить железнодорожный путь перед близко идущим составом;

§ опасно переходить железнодорожный переезд при опущенном шлагбауме, включенной звуковой и световой сигнализации;

§ нельзя передвигаться в зоне расположения стрелочных переводов (стрелок) — в случае автоматического перевода стрелок нога может быть зажата между ними; нельзя подниматься на опоры контактных электрических сетей, прикасаться к металлическим шинам (спускам), идущим от опоры к рельсам;

§ в пассажирском составе наиболее безопасными являются вагоны, которые находятся в середине состава;

§ на перроне нельзя находиться на краю платформы, прыгать с платформы на железнодорожные пути;

§ заходить в вагон и выходить из него можно только на станциях, со стороны перрона или посадочной платформы, после полной остановки поезда;

§ нельзя прислоняться во время движения поезда к дверям вагона или открывать их;

§ нельзя высовываться из окон или дверей при движении поезда;

§ запрещается ездить на крыше вагона, на подножках, переходных площадках, в грузовом вагоне.

Источник: https://cyberpedia.su/17×13003.html

Авария автобуса: правила выживания для пассажиров, как снизить риск травм, что делать после ДТП

Дата публикации 11.06.2011 06:33

Насколько опасна авария с участием автобуса?

Традиционно автобус считается относительно безопасным транспортом, в котором риск попасть в ДТП невелик. Действительно, большие рейсовые машины по статистике попадают в аварии значительно реже, чем любой другой автотранспорт.

И даже происходит авария с участием автобуса, то, чаще всего, крупный, тяжелый корпус хорошо защищает пассажиров от тяжелых травм.

Значительно большую опасность представляет такое ДТП для пассажиров легковых авто, оказавшихся на пути.

Тем не менее, несмотря на данные статистики или даже вопреки ним, каждый год в мире случаются автокатастрофы с автобусами, которые шокируют количеством жертв. Особенно часто это случается на туристических курортах, длительных междугородних маршрутах, в сложных дорожных условиях.

Причины ДТП, наиболее характерные в этом случае – усталость водителей, потеря концентрации. Больше половины подобных трагедий случаются, когда водитель засыпает за рулем, и тяжелая машина на большой скорости становится совершенно неуправляемой.

Очень часто, если авария с участием автобуса происходит именно по такому сценарию, специалисты впоследствии не находят следов торможения в принципе. На полном ходу транспортное средство, полное людей, врезается в опоры, дорожные ограждения или встречные автомобили.

Заканчивается все это часто опрокидыванием, которое чревато блокированием людей в салоне. Тем хуже, если авария вызывает пожар в автобусе. Страшное ДТП в Подмосковье 27.05.2011 показало, насколько губительным может быть стремительно распространяющееся по салону пламя.

Совет

Похожие трагедии в 2011 году с меньшим количеством жертв случались также в Тверской области и в Турции. И во всех эпизодах наиболее губительным для пассажиров оказывался именно огонь, а не физические повреждения, полученные в результате удара.

Таким образом, недооценивать опасность той ситуации (даже маловероятной), когда автобус попадает в ДТП, не стоит ни при каких обстоятельствах. Намного более удачной идеей может быть теоретическая подготовка к самым разным рискам вместе с сайтом «Выживание» с надеждой на то, что полученные знания никогда не придется применять на практике.

Правила безопасного поведения в автобусе: как снизить риск на случай, если автобус попадет в ДТП?

Как и в случае с любой другой чрезвычайной ситуацией, авария автобуса – это то, что лучше предусмотреть заранее. В рамках разумного, правила безопасного поведения существенно снижают риск получить повреждения в случае ДТП.

Первый простой постулат для пассажиров совпадает с любыми другими транспортными средствами: использовать ремни безопасности можно и нужно.

В случае лобового удара о неподвижное препятствие человек отправляется в увлекательный полет по салону, который часто заканчивается тяжелыми травмами или даже гибелью.

По статистике, даже при скорости 40 км/ч авария автобуса для пристегнутого пассажира оказывается в 2-3 раза менее травматичной. Впрочем, далеко не всегда кресла в таких машинах оборудованы ремнями. Именно поэтому еще более актуальным становится выбор наиболее безопасного места в салоне.

По статистике, эффективно снизить риск на случай, если автобус попадет в ДТП, позволяет посадка на правый ряд сидений, на кресла вдоль прохода, где-то в середине салона.

Изучение поведения водителя в момент опасности, типичные варианты столкновений, данные о жертвах, дают основания полагать, что при правостороннем движении именно эти места – самые безопасные. Напротив, не стоит стремиться попасть на передние кресла.

Если происходит авария автобуса с тем же лобовым ударом, людей с передних сидений часто выбрасывает через панорамное стекло со всеми вытекающими для них последствиями.

Обратите внимание

Еще один важный фактор – это готовность пассажира эффективно воспользоваться запасными и аварийными выходами.

С первого взгляда – и разговаривать-то не о чем, но ответьте для себя на вопрос: сможете ли вы в течение нескольких секунд разобраться в механизме работы аварийного люка на крыше, и открыть его? Ведь даже в спокойной обстановке иногда уходят минуты на то, чтобы просто открыть люк на проветривание.

А что, если в салоне паника? Пожар? Что, если автобус после ДТП лежит на боку? Конечно, мы не призываем разбираться в механизмах спасения максимально детально. Тем более что все они отличаются для разных моделей автобусов.

Но всегда хорошей идеей будет при посадке мысленно отметить для себя пути эвакуации, оценить их доступность, понять, для каких окон действует общеизвестный принцип «выдерни шнур – выдави стекло», потратить несколько секунд на изучения инструкции пользования аварийным люком. Все это не занимает много времени, но, когда автобус попал в аварию, раздумывать будет уже некогда. И лучше быть готовым ко всему заранее.

Как вести себя, если авария автобуса неизбежна? Что делать в первые секунды после ДТП?

Если авария автобуса неизбежна, вы видите, что машина несется в сторону препятствия или на встречную полосу, важно наклониться вперед, упереться скрещенными руками в переднее кресло, и защитить ими голову. Ноги следует вытянуть, если есть возможность, упереться ими в подножку, но не подсовывать под кресло (свое или переднее). Так риск получить переломы становится заметно ниже.

В случае если авария автобуса застала вас в вертикальном положении, не рекомендуется цепляться за поручни, сиденья, других людей.

При слабом ударе все будет нормально и без того, а при сильном такое поведение просто увеличит вероятность травм. Напротив, при угрозе удара надо сгруппироваться, защитить голову, прижаться к полу. Идеально, если сила инерции бросит вас на кресла.

В противном случае полет может закончиться серьезными последствиями от ударов о поручни, окна, от выпадения из салона.

Сразу после ДТП, в которое попал автобус, в салоне часто возникает паника, которая может быть самым главным препятствием на пути к спасению. Люди хаотично пытаются выбраться из покореженной машины все вместе, забывая, к сожалению, о многочисленных аварийных выходах.

Тем более что от удара главный выход может быть заблокирован. Лучшее решение в такой ситуации – не поддаваться стадному чувству, и, тем более, поддаваться принципу «выживает сильнейший». Трезво оценив обстановку, стоит искать возможности выбраться через окно, люк, задний выход.

Возможно, придется выбить стекло, если вам это окажется под силу. При этом важно обмотать руку курткой или полотенцем, чтоб защититься от порезов.

Наносить удары лучше локтем, ведь сильный удар кулаком о твердую поверхность для неподготовленного человека может закончиться серьезными повреждениями суставов.

Запах гари, который появляется в салоне в первые секунды после ДТП с участием автобуса, — верный признак пожара. Именно он – самый главный враг пассажиров после удара и, возможно, опрокидывания. Совершенно бессмысленно искать источник возгорания.

Им чаще всего оказывается двигатель или внутренняя проводка. Материалы, из которых сделан автобус и его салон, горят быстро и с выделением большого количества токсичного дыма.

Важно

Именно поэтому самое главное, что должен сделать пассажир после того, как авария автобуса все-таки случилась, — это выбраться наружу, помочь это сделать слабым и раненым, и отойти на безопасное расстояние.

В тот момент, как огонь достигнет бензобака и мягкой отделки салона, пожар в автобусе будет практически бесполезно тушить.

*

Напоследок, сайт «Выживание» рекомендует выбирать для путешествий только проверенных, надежных транспортных операторов, и помнить, что дешевизна билетов обычно обратно пропорционально безопасности.

Источник: https://www.vigivanie.com/vigivanie-pri-avariyah/274-avariya-avtobusa-pravila-voizhivaniya-dlya-passazhirov.html

Аварии в городском транспорте, поведение и травматические опасности в общественном транспорте

Мы боимся самолетов, меж тем в общественном городском транспорте гораздо опаснее, он чаще попадает в катастрофы, чем авиалайнеры. Много чаще. И если по одной, по две, по три собрать все жертвы общественного транспорта, они и в десять аэробусов не влезут. Так что лучше бояться. Бояться и быть готовыми к самоспасению. 

Начнем с простого, с травматической опасности в городском транспорте. Ступени большинства общественных транспортных средств, особенно для людей преклонного возраста и особенно в непогоду, опасны ничуть не меньше, чем скальная стена для штурмующих ее альпинистов.

Только эта «стенка», мало что крута и неудобна, еще и норовит уехать из под ног или сбросить восходителя ударом закрывающейся двери в лоб. Тут не зевай, нормативы — как в армии на полосе препятствий: 10 секунд на подход, 10 — на преодоление. Кто не успел — тот опоздал.

Строго говоря, безопасность общественного транспорта — это вопрос общей культуры пользующихся им пассажиров. При соблюдении общепринятых норм этикета травмослучаев просто не было бы.

Инвалиды, дети и престарелые заходили и выходили бы в первую дверь, галантные кавалеры пропускали бы дам вперед, поддерживая на ступеньках за локоток, водитель лично выходил бы на каждой остановке убедиться, что в дверях никто не торчит. Милая картинка, сродни добрым рождественским сказкам. Не так ли? В жизни все по другому.

Не подают джентльмены дамам руку, потому что не могут, потому что этой рукой, согнутой в локте, тычут этих самых дам куда придется. А как иначе — опаздывать на работу, если не хочешь быть уволенным, нельзя, а автобусов хронически не хватает?

Да и леди особо не стесняются, идя на приступ дверей. Им тоже опаздывать не резон. Совершенно согласен. Тут или ехать, или на остановке великосветских господ изображать. Мне и вам — лучше ехать. Я же говорил — вопрос общей культуры. В целом.

Совет

 Соответственно отсутствие общей культуры можно компенсировать личными навыками выживания в городском транспорте. Если вы не напоминаете габаритами Шварценеггера, старайтесь не оказываться между автобусом и поджидающей его толпой.

 Особенно это опасно в гололед, когда земля на остановках покрыта скользкой коркой льда.

Вас могут уронить и слегка затоптать, притиснуть к борту подошедшего транспорта или, что самое опасное, при подходе столкнуть с бордюра остановки под его колеса. Не впихивайте в закрывающиеся двери руки, ноги и сумки в надежде на то, что за ними можно втянуть и все прочее. Вас просто может зажать в дверях.

 Другая сторона той же «дверной» медали — это срезанные преступниками зажатые снаружи заплечные сумки, пакеты и карманы на верхней одежде. Ну как не воспользоваться такой уникальной возможностью, когда хозяин заперт в салоне автобуса, а его незащищенное имущество предлагается в качестве безопасного презента всем желающим.

Всего то дел — подошел, резанул бритвой по ремню или карману и ушел. Тут даже не только вор соблазнится.

Некоторые советы связанные с передвижением в общественном городском транспорте

— Не входите и не выходите из транспорта до его полной остановки. — Не прислоняйтесь к дверям, не высовывайте головы и руки в окна. При мне одному пассажиру зажало и изрядно помяло опущенную в окно руку открывающейся вбок дверью.

— Внутри трамвая, троллейбуса и особенно более подвижного автобуса старайтесь держаться за поручни на случай экстренного торможения или остановки. Лучшая точка опоры — поручень над головой. — Стоять лучше лицом в сторону движения, чтобы иметь возможность заранее заметить опасность и успеть на нее среагировать.

Кроме того, из этого положения при столкновении и торможении вы упадете лицом вперед, что гораздо безопаснее падения на спину.

— Определенную угрозу представляют из себя в случае резких остановок и торможений зонты, трости, предметы с острыми и выступающими краями.

Небезопасно в идущем городском транспорте ходить, вместо того чтобы стоять, удерживаясь за поручни, опасно также дремать. В этих случаях человек просто не успевает среагировать на угрозу и падает прежде, чем успевает понять, что с ним происходит.

Небесполезно знать, где в городском транспорте располагаются и как приводятся в действие аварийные выходы. Пока вы едете, вам все равно делать нечего, так почитайте вместо газеты аварийные инструкции.

 В случае столкновения и невозможности удержаться в вертикальном положении попытайтесь в падении сгруппироваться и закрыть голову руками, и в идеале — увидеть место приземления.

Любой общественный транспорт, в том числе и электрический, пожароопасен. По этой причине после дорожно транспортного происшествия желательно возможно быстрее покинуть салон и отойти на 10 — 15 метров в сторону. При заклинивании выходных дверей или образовавшемся людском заторе воспользуйтесь запасными выходами, не ждите, когда ситуация станет критической.

 Разбивайте окна, для чего используйте любые подручные тяжелые предметы: находящийся в салоне огнетушитель, тормозной башмак, вырванный из спинки сиденья металлический поручень, жесткий «дипломат». В крайнем случае вышибайте стекло сильным ударом ног в угол окна, повиснув на руках на потолочных поручнях.

Перед выходом обязательно очистите проем окна от оставшихся в нем стекол.

Из троллейбуса, лежащего на боку, можно выбраться через вентиляционные люки в крыше. При запахе гари такие меры следует признать обязательными, так как времени на выстаивание очереди, ведущей к действующему выходу, у пассажиров может не быть. При пожаре городской транспорт горит очень быстро.

Обратите внимание

Нос и рот в этом случае следует заранее защитить шарфом, платком, полой одежды, рукавом или другим материалом, по возможности смочив его любой жидкостью.

Горящие материалы, используемые в отделке автобусов и трамваев, очень токсичны, и бывает достаточно сделать всего несколько вдохов, чтобы потерять сознание.

При обнаружении небольших очагов пожара надо сообщить о них водителю и попытаться загасить огонь своими силами с помощью висящего в салоне, обычно ближе к водительскому месту, огнетушителя, песка, хранящегося в специальном ящичке или рундучке под сиденьем, или плотной ткани (вплоть до плащей, пиджаков и т.п. одежды).

 В электрическом городском транспорте во время пожара опасность представляет обгорающая электропроводка. Поэтому лучше лишний раз не касаться стен и металлических деталей корпуса. И не заливать огонь водой или иными жидкостями. При аварии, в случае, когда поврежден токонесущий провод, самые безопасные места в трамвае или троллейбусе — сидячие.

При этом ноги от пола лучше оторвать, а на стены и поручни не наваливаться.

Выходить из электротранспорта следует прыжком, одновременно двумя ногами вперед, не касаясь поручней и других частей корпуса, чтобы не замкнуть своим телом электроцепь.

Нельзя пытаться, стоя на земле, помогать другим выходящим пассажирам. Такая вежливость может быть убийственна как для вас, так и для них.

Указанный прием — выход прыжком — должен использоваться даже в случаях отсутствия видимых повреждений конструкции троллейбуса или трамвая и линии электропередачи.

При авариях, связанных с переворотом или зависанием транспорта на склонах, первым пассажирам, вылезшим наружу, надо предпринять самые энергичные меры для закрепления автобуса от дальнейшего сползания или переворота, вызванного смещением находящихся в салоне людей. Проще всего это сделать, подложив под находящийся в неустойчивом равновесии бок какие нибудь объемные предметы. Принцип железнодорожного башмака, подставленного под колесо вагона.

Чтобы не пострадать в аварии на городском транспорте, надо :

— Держаться за поручни. — Стоять лицом в сторону движения, чтобы вовремя заметить опасность. — При столкновении сгруппироваться, закрыть голову руками. — Быстро покинуть транспорт. Из электротранспорта выходить прыжком, не касаясь поручней, чтобы не получить электротравму.

— Воспользоваться аварийным выходом (люк на крыше или окно) или выбить стекло.

Нельзя :

— Ходить по салону. — Загромождать проход вещами. — Дремать.

— Находиться ближе 10 — 15 метров к аварийному транспорту.

Определенную угрозу в современном городском транспорте представляет чрезмерная скученность пассажиров в салоне. Это та же толпа со всеми присущими ей опасностями — давкой, паникой. В подобной скученности очень часто от давки, нехватки воздуха, жары и психологического стресса страдают больные люди. К сожалению, не только страдают, но зачастую даже умирают.

Если в переполненном автобусе рядом с вами кому то стало плохо, отнеситесь к этому серьезно.

Приложите все силы для освобождения человека от давки, обеспечьте к нему доступ свежего воздуха, выведите на улицу на первой же остановке. И еще постарайтесь отыскать среди пассажиров медицинского работника.

Важно

Народу в транспорте много, не может быть, чтобы среди них не нашлось ни одного способного оказать квалифицированную помощь врача.

По материалам книги «Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях».
Андрей Ильичев.

Источник: https://survival.com.ua/avarii-gorodskom-transporte-povedenie-travma-opasnosti-obshhestvennogo-transporta/

Памятка по правилам поведения пассажира при аварии в общественном транспорте

по правилам поведения пассажира при аварии в общественном транспорте.

ТРАНСПОРТНАЯ АВАРИЯ — опасное происшествие на транспорте, приведшее к гибели людей, причинению пострадавшим тяжёлых телесных повреждений, уничтожению и повреждению транспортных сооружений и средств или ущербу окружающей природной среде.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПАССАЖИРАМ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА

В СЛУЧАЕ АВАРИИ:

Сгруппируйтесь, крепче ухватитесь за поручни, старайтесь избежать падения.

Если Вы в кресле, упритесь ногами в пол, руками   в переднее сиденье, а голову наклоните вперёд.

Покиньте транспортное средство через двери, окна или аварийные выходы.

При наличии навыков, помогите пострадавшим.

ПРИ  ПОЖАРЕ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ:

Немедленно сообщите о пожаре водителю.

Защитите рот и нос платком шарфом рукавом.

При возможности, начните тушить пожар в салоне огнетушителем.

Откройте двери кнопкой аварийного открывания или разбейте стекло подручными средствами.

Покиньте транспортное средство, пропустив вперёд детей, женщин и стариков.

При наличии навыков, помогите пострадавшим.

Из правил пользования общественным транспортом:

•       в тёмное время суток ожидайте транспорт на освещённом месте рядом с другими людьми;

•       в пустом автобусе (троллейбусе, трамвае), по возможности, занимайте место в передней части недалеко от водителя;

•       садитесь и выходите только после полной остановки транспортного средства;

•       держитесь за поручни и спинки кресел;

•       следите за своими вещами, не упускайте их из виду;

•       после высадки автобус обходите сзади, а трамвай  спереди.

        Троллейбус и трамвай в случае аварии следует покидать только после отключения водителем электрических цепей или прыжком, не касаясь металлических деталей.

В общественном транспорте:

Не стремитесь первыми сесть в транспорт — Вас могут вытолкнуть под колёса.

Не становитесь около дверей и не прислоняйтесь к ним.

Не спите во время движения — при экстренном торможении можно получить травму.

Телефоны обращения за помощью

Служба спасения -01

Скорая помощь-03

ГИБДД — Круглосуточно: 112

Источник: http://gymnasium-nv.ru/publ/dorozhnaja_bezopasnost/pamjatka_po_pravilam_povedenija_passazhira_pri_avarii_v_obshhestvennom_transporte/4-1-0-88

Ваши действия при ЧС: авария на транспорте

Общественный транспорт стал неотъемлемым элементом в жизни современного человека.

Но, к сожалению, он несет потенциальную опасность как для пассажиров и водителя, так и для остальных участников дорожного движения. Автобусы, трамваи, троллейбусы могут попасть в ДТП.

Автобус, едущий по опасному участку пути, может упасть в реку или сорваться со скалы, в случае если водитель не справится с управлением.

Возможны и аварии внутри самого транспорта, в первую очередь — пожар. Также вполне реальна угроза удара током в троллейбусе или трамвае.

И, наконец, общественный транспорт, как и любой другой, представляет для вас опасность, если вы отдельный участник дорожного движения: пешеход, велосипедист, водитель автомобиля итд.

Основные правила безопасности

При ожидании общественного транспорта, старайтесь избегать пустынных и неосвещенных остановок. Стойте в месте, которое хорошо освещено, рядом с другими людьми. Будьте, однако, внимательны: многолюдные остановки являются местом деятельности карманников.

Если вы едете поздно вечером или ночью, старайтесь занять место возле водителя, чтобы постороннему человеку было неудобно к вам подсесть. Все же, если незнакомец(ка) пытается подсесть к вам, пропустите его к окну или пересядьте.

В случае повторного навязывания своего общества, попросите оставить вас в покое, настолько громко, чтобы водитель тоже вас услышал. Важно не оставлять свои вещи без внимания.

Совет

Если в общественном транспорте едет хулиган или пьяный возбужденный человек, старайтесь не встречаться с ним глазами.

При поездке на поезде, в электричке, старайтесь занять место в вагоне, где наибольшее количество пассажиров. Располагайтесь как можно ближе к пульту вызовы полиции, проследите, чтобы при необходимости вам ничего не преграждало путь. Не стойте в тамбуре и держитесь подальше от выпивающих компаний.

Пожар в общественном транспорте

Если в салоне общественного транспорта началось возгорание, немедленно сообщите водителю.

Затем обеспечьте эвакуацию: откройте двери с помощью аварийной кнопки, а если это невозможно — разбейте боковые окна или откройте аварийные люки.

Постарайтесь потушить огонь с помощью огнетушителя: он должен находиться у водителя. Если до водителя добраться затруднительно, пусть вам передадут огнетушитель.

В первую очередь спасайте детей и наиболее беспомощных людей. Старайтесь избегать давок, спасайте из них беспомощных людей. Выбивайте окна, если давки образовываются.

Постарайтесь не дышать, пока не выберетесь из транспорта, и сразу же, как покинете его, помогайте прочим пассажирам. Будьте осторожны с металлическими частями транспорта: не прикасайтесь сами и не давайте прикасаться другим, так как металл может быть под напряжением.

Правила безопасности в метро

Эскалатор. Пока вы движетесь на эскалаторе, держитесь за поручень и не касайтесь неподвижных предметов. Придерживайте свой багаж, поставленный на ступеньки. Обязательно держите за руку или на руках детей, не давайте им баловаться.

Не рекомендуется сидеть на ступеньках. Если эскалатор разогнался, но тормоза не сработали — остается лишь перескочить через балюстраду на соседнюю лестницу.

 Не ходите по неработающему эскалатору без крайней на то необходимости, так как тот может начать движение.

Перрон. За ограничительную линию на платформе не заступайте. Следует немедленно подать знак машинисту круговыми движениями руки, если вы увидели, как кто-то упал между вагонами стоящего поезда. Потом вызовите любого служащего метро.

Если вдруг вы сами оказались на путях, не вздумайте подниматься на платформу, подтягиваясь за ее край: под ней проложен 800 V контактный рельс. Если поезда не видно и не слышно, бегите к часам, к «голове» платформы. А если поезд уже показался, ложитесь между рельсами.

Обратите внимание

Закройте глаза, кричите, пойте — это поможет не сойти с ума. Главное — не шевелитесь. Затем во весь голос зовите на помощь.

Если вы забыли или по иной причине не смогли забрать свои вещи в вагоне, сообщите дежурному метро номер поезда и в каком вагоне вещи были оставлены.

Номер поезда написан на лобовом стекле последнего вагона.

Если вы заметили бесхозный багаж, чемодан, сумку или коробку — сообщите об этом работнику метро, а сами отойдите подальше от находки и постарайтесь увести других: находка может быть заминирована.

В случае, если поезд задержался в тоннеле и пассажиры начинают задыхаться и падать в обморок — откройте или разбейте окна тяжелым твердым предметом.

Источник: https://lastday.club/bezopasnost-v-obs-transporte/

Правила поведения при авариях на транспорте

АВАРИИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов. Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Тем не менее, ехать в поезде примерно в три раза безопаснее, чем лететь на самолете, и в 10 раз безопаснее, чем ехать в автомобиле.

ОСНОВНЫЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА

Знайте, что с точки зрения безопасности самые лучшие места в поезде – центральные вагоны, купе с аварийным выходом-окном или расположенное ближе к выходу из вагона, нижние полки. Как только Вы оказались в вагоне, узнайте, где расположены аварийные выходы и огнетушители.

Соблюдайте следующие правила: — при движении поезда не открывайте наружные двери, не стойте на подножках и не высовывайтесь из окон; — тщательно укладывайте багаж на верхних багажных полках; — не срывайте без крайней необходимости стоп-кран; — запомните, что даже при пожаре нельзя останавливать поезд на мосту, в тоннеле и в других местах, где осложниться эвакуация; — курите только в установленных местах; — не возите с собой горючие, химически- и взрывоопасные вещества; — не включайте в электросеть вагона бытовые приборы; — при запахе горелой резины или появлении дыма немедленно обращайтесь к проводнику.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АВАРИИ

крушении или экстренном торможении закрепитесь, чтобы не упасть. Для этого схватитесь за поручни и упритесь в стену или сиденье ногами. Безопаснее всего опуститься на пол вагона. После первого удара не расслабляйтесь и держите все мышцы напряженными до тех пор, пока не станет окончательно ясно, что движения больше не будет.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПОСЛЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АВАРИИ

Сразу после аварии быстро выбирайтесь из вагона через дверь или окна – аварийные выходы (в зависимости от обстановки), так как высока вероятность пожара. При необходимости разбивайте окно купе только тяжелыми подручными предметами.

При покидании вагона через аварийный выход выбирайтесь только на полевую сторону железнодорожного пути, взяв с собой документы, деньги, одежду или одеяла. При пожаре в вагоне закройте окна, чтобы ветер не раздувал пламя, и уходите от пожара в передние вагоны. Если не возможно – идите в конец поезда, плотно закрывая за собой все двери.

Прежде чем выйти в коридор, подготовьте защиту для дыхания: шапки, шарфы, куски ткани, смоченные водой. Помните о том, что при пожаре материал, которым облицованы стены вагонов – малминит – выделяет токсичный газ, опасный для жизни.

Оказавшись снаружи, немедленно включайтесь в спасательные работы: при необходимости помогите пассажирам других купе разбить окна, вытаскивайте пострадавших и т.д. Если при аварии разлилось топливо, отойдите от поезда на безопасное расстояние, т.к. возможен пожар и взрыв.

Важно

Если токонесущий провод оборван и касается земли, удаляйтесь от него прыжками или короткими шажками, чтобы обезопасить себя от шагового напряжения. Расстояние, на которое растекается электроток по земле, может быть от двух (сухая земля) до 30 м (влажная).

В настоящее время любой вид транспорта представляет потенциальную угрозу здоровью и жизни человека. Технический прогресс одновременно с комфортом и скоростью передвижения принес и значительную степень угрозы. В зависимости от вида транспортной аварии возможно получение множественных травм и ожогов, в том числе опасных для жизни человека.

ТРАНСПОРТНЫЕ АВАРИИ

В настоящее время любой вид транспорта представляет потенциальную угрозу здоровью и жизни человека. Технический прогресс одновременно с комфортом и скоростью передвижения принес и значительную степень угрозы. В зависимости от вида транспортной аварии возможно получение множественных травм и ожогов, в том числе опасных для жизни человека.

АВАРИИ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ

Около 75% всех аварий на автомобильном транспорте происходит из-за нарушения водителями правил дорожного движения. Наиболее опасными видами нарушений по-прежнему остаются превышение скорости, игнорирование дорожных знаков, выезд на полосу встречного движения и управление автомобилем в нетрезвом состоянии.

Очень часто приводят к авариям плохие дороги (главным образом скользкие), неисправность машин (на первом месте – тормоза, на втором – рулевое управление, на третьем – колеса и шины). Особенность автомобильных аварий состоит в том, что 80% раненых погибает в первые три часа из-за обильных кровопотерь.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ НЕИЗБЕЖНОСТИ СТОЛКНОВЕНИЯ

Сохраняйте самообладание – это позволит управлять машиной до последней возможности. До предела напрягите все мышцы, не расслабляйтесь до полной остановки. Сделайте все, чтобы уйти от встречного удара: кювет, забор, кустарник, даже дерево лучше идущего на Вас автомобиля.

Помните о том, что при столкновении с неподвижным предметом удар левым или правым крылом хуже, чем всем бампером. При неизбежности удара защитите голову. Если автомашина идет на малой скорости, вдавитесь в сиденье спиной, и, напрягая все мышцы, упритесь руками в рулевое колесо.

Если же скорость превышает 60 км/ч и Вы не пристегнуты ремнем безопасности, прижмитесь грудью к рулевой колонке. Если Вы едете на переднем месте пассажира, закройте голову руками и завалитесь на бок, распростершись на сидении. Сидя на заднем сидении, постарайтесь упасть на пол.

Если рядом с Вами ребенок – накройте его собой.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПОСЛЕ АВАРИИ

Совет

Определитесь, в каком месте автомобиля, и в каком положении Вы находитесь, не горит ли автомобиль и не подтекает ли бензин (особенно при опрокидывании).

Если двери заклинены, покиньте салон автомобиля через окна, открыв их или разбив тяжелыми подручными предметами. Выбравшись из машины, отойдите от нее как можно дальше – возможен взрыв.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ПАДЕНИИ АВТОМОБИЛЯ В ВОДУ

При падении в воду машина может держаться на плаву некоторое время, достаточное для того, чтобы покинуть ее. Выбирайтесь через открытое окно, т.к. при открывании двери машина резко начнет тонуть.

При погружении на дно с закрытыми окнами и дверьми воздух в салоне автомобиля держится несколько минут.

Включите фары (чтобы машину было легче искать), активно провентилируйте легкие (глубокие вдохи и выдохи позволяют наполнить кровь кислородом «впрок»), избавьтесь от лишней одежды, захватите документы и деньги.

Выбирайтесь из машины через дверь или окно при заполнении машины водой наполовину, иначе Вам помешает поток воды, идущей в салон. При необходимости разбейте лобовое стекло тяжелыми подручными предметами. Протиснитесь наружу, взявшись руками за крышу машины, а затем резко плывите вверх.

КАК ОБЕСПЕЧИТЬ ЛИЧНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ ДВИЖЕНИИ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ

Находясь в общественном транспорте, при отсутствии свободных сидячих мест постарайтесь встать в центре салона, держась за поручень для большей устойчивости. Обратите внимание на расположение аварийных и запасных выходов.

Электрическое питание трамваев и троллейбусов создает дополнительную угрозу поражения человека электричеством (особенно в дождливую погоду), поэтому наиболее безопасными являются сидячие места. Если обнаружилось, что салон находится под напряжением – покиньте его. При аварии у выходов возможна паника и давка.

Обратите внимание

В этом случае воспользуйтесь аварийным выходом, выдернув специальный шнур и выдавив стекло. В случае пожара в салоне сообщите об этом водителю, откройте двери (с помощью аварийного открывания), аварийные выходы или разбейте окно. При наличии в салоне огнетушителя примите меры к ликвидации очага пожара.

Защитите органы дыхания от дыма платком, шарфом или другими элементами одежды. Выбирайтесь из салона наружу пригнувшись и не касаясь металлических частей, так как в трамвае и троллейбусе возможно поражение электричеством.

При падении автобуса в воду дождитесь заполнения салона водой наполовину, задержите дыхание и выныривайте через дверь, аварийный выход или разбитое окно.

АВАРИИ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ

Авиационные аварии и катастрофы возможны по многим причинам. К тяжелым последствиям приводят разрушения отдельных конструкций самолета, отказ двигателей, нарушение работы систем управления, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ДЕКОМПРЕССИИ

ДЕКОМПРЕССИЯ – это разряжение воздуха в салоне самолета при нарушении его герметичности. Быстрая декомпрессия обычно начинается с оглушительного рева (уходит воздух). Салон наполняется пылью и туманом. Резко снижается видимость. Из легких человека быстро выходит возд3ух, и его нельзя задержать. Одновременно могут возникнуть звон в ушах и боли в кишечнике.

В этом случае, не дожидаясь команды, немедленно наденьте кислородную маску. Не пытайтесь оказать кому-либо помощь до того, как сами наденете маску, даже если это Ваш ребенок: если Вы не успеете помочь себе и потеряете сознание, вы оба окажетесь без кислорода. Сразу же после надевания маски пристигните ремни безопасности и подготовьтесь к резкому снижению.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ПОЖАРЕ НА САМОЛЕТЕ

Помните, что в случае пожара на борту самолета наибольшую опасность представляет дым, а не огонь. Дышите только через хлопчатобумажные или шерстяные элементы одежды, по возможности, смоченные водой. Пробираясь к выходу, двигайтесь пригнувшись или на четвереньках, так как внизу салона задымленность меньше.

Защитите открытые участки тела от прямого воздействия огня, используя имеющуюся одежду, пледы и т.д. После приземления и остановки самолета немедленно направляйтесь к ближайшему выходу, так как высока вероятность взрыва. Если проход завален, пробирайтесь через кресла, опуская их спинки.

Важно

При эвакуации избавьтесь от ручной клади и избегайте выхода через люки, вблизи которых имеется открытый огонь или сильная задымленность. После выхода из самолета удалитесь от него как можно дальше и лягте на землю, прижав голову руками – возможен взрыв.

В любой ситуации действуйте без паники и решительно, это способствует Вашему спасению.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ «ЖЕСТКОЙ» ПОСАДКЕ И ПОСЛЕ НЕЕ

Перед каждым взлетом и посадкой тщательно подгоняйте ремень безопасности. Он должен быть плотно закреплен как можно ниже у Ваших бедер. Проверьте, нет ли у Вас над головой тяжелых чемоданов. Аварии на взлете и посадке внезапны, поэтому обращайте внимание на дым, резкое снижение, остановку двигателей и т.д.

Освободите карманы от острых предметов, согнитесь и плотно сцепите руки под коленями (или схватитесь за лодыжки). Голову уложите на колени или наклоните ее как можно ниже. Ноги уприте в пол, выдвинув их как можно дальше, но не под переднее кресло. В момент удара максимально напрягитесь и подготовьтесь к значительной перегрузке.

Ни при каких обстоятельствах не покидайте своего места до полной остановки самолета, не поднимайте панику.

АВАРИИ НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ

Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходит под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей – капитанов, лоцманов и членов экипажа. Зачастую аварии происходят из-за промахов и ошибок при проектировании и строительстве судов.

Среди предварительных мер защиты пассажиру можно посоветовать запомнить дорогу из своей каюты к спасательным шлюпкам на верхнюю палубу, так как во время катастрофы ориентироваться очень трудно, особенно при задымлении и крене судна.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ВЫСАДКЕ С СУДНА

Помните, что решение об оставлении судна принимает только капитан.

При высадке с судна выполняйте указания членов экипажа и соблюдайте следующие правила: — в первую очередь в шлюпках предоставляются места женщинам, детям, раненым и старикам; — перед посадкой в шлюпку или на спасательный плот наденьте на себя побольше одежды, а сверху – спасательный жилет.

Совет

Если есть возможность, погрузите в шлюпку одеяла, дополнительную одежду, аварийное радио, питьевую воду и еду; — если Вы вынуждены прыгать с борта корабля в воду, то желательно с высоты не более пяти метров, закрыв рот и нос одной рукой, второй крепко держась за жилет; — так как в воде с каждым движением увеличиваются потери тепла, плывите только к спасательному средству; — после погрузки на спасательное средство необходимо отплыть на безопасное расстояние от тонущего судна (не менее 100 м).

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ОТСУТСТВИИ СПАСАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ

Находясь в воде, подавайте сигналы свистком или поднятием руки. Двигайтесь как можно меньше, чтобы сохранить тепло.

Потеря тепла в воде происходит в несколько раз быстрее, чем на воздухе, поэтому движения даже в теплой воде должны быть сведены к тому, чтобы только держаться на плаву.

В спасательном жилете для сохранения тепла сгруппируйтесь, обхватите руками с боков грудную клетку и поднимите бедра повыше, чтобы вода меньше омывала область паха. Этот способ увеличит расчетный срок выживания в холодной воде почти на 50%.

Если на Вас нет спасательного жилета, поищите глазами какой-нибудь плавающий предмет и ухватитесь за него, чтобы было легче держаться на плаву до прибытия спасателей. Отдыхайте, лежа на спине.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ НАХОЖДЕНИИ НА СПАСАТЕЛЬНОМ ПЛАВАТЕЛЬНОМ СРЕДСТВЕ

Примите таблетки от морской болезни. Чтобы сберечь тепло, на шлюпке держитесь ближе к другим пострадавшим, делайте физические упражнения. Давайте пить только больным и раненым.

В открытом море, если нет обоснованной надежды достичь берега или выйти на судовые пути, старайтесь держаться вместе с другими шлюпками вблизи места гибели судна. Держите ноги по возможности сухими. Регулярно поднимайте ноги и двигайте ими для снятия отечности. Никогда не пейте морскую воду.

Сохраняйте жидкость в организме, сокращая бесполезные движения. Для сокращения потоотделения днем увлажняйте одежду, а для снижения температуры внутри плота смачивайте водой его наружную оболочку. Употребляйте в день не более 500-600 мл воды, разделив их на многочисленные малые дозы с самой большой дозой вечером.

Обратите внимание

Питайтесь только аварийным запасом пищи. Сохраняйте дымовые шашки до момента, когда появится реальная возможность того, что их заметят. Не применяйте шашки все вместе в надежде обнаружить себя, поручите их применение одному человеку.

Не паникуйте! Помните, что без питья средний взрослый человек может оставаться в живых от 3 до 10 дней. При рационе 500-600 мл воды в сутки разумно действующий взрослый человек способен продержаться даже в тропиках не меньше 10 дней без серьезных изменений в организме. Без пищи можно прожить месяц и более.

Источник: http://naine.ru/pravila-povedeniya-pri-avariyah-na-transporte.html

Ссылка на основную публикацию