Вопрос 3: Развитие огневого страхования в России
Преобразовательная деятельность Петра 1 коснулась и пожарного дела на Руси. Появились указы о строении домов с соблюдением правил пожарной безопасности.
Правительство приходило на помощь пострадавшим от огня и выдавало ссуды и пособия на различных условиях. В 1775 г.
были созданы Приказы общественного призрения, которые определяли отношения в сфере имущественного страхования при огневых рисках.
Первый этап начинается с создания в 1786 г. при Государственном Банке была создана Страховая Экспедиция с функцией страхования имущества и строений от огня.
С этого момента можно рассматривать страхование в России как организованный экономический институт — установилась государственная страховая монополия, носившая явно выраженный фискальный характер.
Страхованию подлежали «каменные дома и фабрики» в пределах 75% их оценки. Страховые взносы составляли 1,5% страховой суммы в год.
В дальнейшем, в 1827г. Страховая Экспедиция трансформировалась в «Первое Российское от огня страховое общество», которое получило исключительное право на страхование в Москве, Петербурге, Одессе и прибалтийских губерниях.
Появление такого страхового общества, как и огневого страхования в целом, было обусловлено тем, что подавляющее большинство строений в городах были деревянными. Пожары жестоко разоряли собственников торговых лавок, складов, домов.
Для банкиров собственники такого имущества, в качестве заемщиков ссуд, были ненадежными клиентами. Эта ситуация создавала благоприятную перспективу для страхового предпринимательства.
В 1835 г. было создано «Второе российское от огня страховое общество», проводившее аналогичные операции. В том же году положено начало частному страхованию — было организовано частное акционерное страховое общество «Жизнь», занимавшееся личным страхованием. Развитие производственных сил и отмена крепостного права в 1861 г.
, замена натурального хозяйства денежным, послужило новым стимулом к активизации страхового предпринимательства. В короткое время были образованы новые страховые общества и товарищества: «Cаламандра», «Надежда», «Русское», «Россия», «Коммерческое», «Варшавское», «Русский Ллойд», «Якорь», «Волга», «Русское транспортное и страховое общество» и другие.
Активно работали и представители крупнейших иностранных страховых компаний. Одновременно развивалось и земское взаимное страхование (после принятия Положения о взаимном земском страховании). К концу ХIХ века им было охвачено 34 губернии. Государственный надзор осуществлялся министерством внутренних дел.
Была введена обязательная публичная отчетность страховых обществ.
К концу ХIХ века кроме русских и иностранных акционерных обществ, городских и земских обществ, в стране действовало государственное страхование (пенсионные кассы) для горнорабочих, железнодорожников и сельских хозяйств в неземских губерниях. Первое место по сбору платежей имело взаимное страхование от огня. Второе — транспортное страхование судов и грузов.
Перестрахованием занимались «Общество русского перестрахования» и общество «Помощь». В 1913 г. русские акционерные общества собрали 129 млн. руб. страховых платежей, иностранные — 12 млн. руб. , городские взаимные около 14 млн. руб., губернское страхование и государственные кассы — 15,5 млн. руб. Всего по всем видам страхования было собрано 204,9 млн. руб.
, совокупные активы страховых обществ составляли 374 млн. руб.
Страхование представляло весьма сложное дело. Для успешного его ведения необходим был, прежде всего, опыт в такого рода деятельности, отработанный страховой механизм, учет местных особенностей, гибкость в руководстве и отлаженная согласованная работа центра и специальных органов. Поэтому, начав страховое дело земства столкнулись с рядом трудностей.
Степень пожарности губерний, уездов и отдельных местностей была различной. Очень различно горели и строения (в зависимости от материала построек и, в особенности, крыш).
Предстояла громадная, очень сложная работа, чтобы при таких разнообразных условиях учесть: насколько можно понизить платеж, повысить вознаграждение и сделать справедливую раскладку так, чтобы не заставить владельцев менее опасных имуществ платить столько же, сколько владельцев опасных.
Только путем опыта здесь можно было достигнуть справедливости. Постепенно она достигается и земства все более и более выравнивают плательщиков.
Не менее важно было установить размеры выдачи пожарного вознаграждения – соответственно действительной стоимости сгоревшего имущества. Для этого земствами производилась постоянная оценка и переоценка страхуемых строений.
Если крестьяне считали сумму «нормальной» страховки, назначаемую для всех, недостаточной, они могли страховать свои строения дополнительно — по особой оценке и за особый страховой платеж.
Чтобы страховой капитал выдержал пожарные вознаграждения, чтобы дело страхования стояло твердо, надо было, чтобы все платежи окупали возможные от пожаров убытки и чтобы сумма пожарного вознаграждения (обыкновенного и дополнительного) никак не была выше действительной стоимости имущества и даже несколько ниже ее.
Как правило, пожарное вознаграждение устанавливалось в две трети или в три четверти действительной стоимости. При таких условиях хозяин все-таки терпел в случае пожара некоторые убытки и поэтому в его интересах было охранять имущество от огня.
Итак, задача земства ведущего страхование, состояла в том, чтобы учесть все внешние, объективные факторы, влияющие на пожарную ситуацию губернии; отработать и детализировать системы страховых премий, норм страховых вознаграждений и другие механизмы страхового дела с учетом этих факторов, с тем, чтобы, с одной стороны, избежать лишних расходов и, с другой — создать стимулы населению к улучшению пожарного состояния как отдельных строений, так и целых местностей.
Выход из создавшейся ситуации был найден в лице института страховой агентуры. В начале 90-х годов XIX века повсеместно учреждаются должности страховых агентов-специалистов, непосредственно занимавшихся страховым делом и всеми операциями, с ним связанными и требующими специальной подготовки.
Это нововведение самым благотворным образом сказалось на судьбе всего страхования. В течение нескольких лет страховые агенты во всех губерниях провели огромную работу по переоценке строений, перестрахованию, составлению необходимой документации и т.д. I Страхование, освободившись от сдерживавших его ранее факторов, стало развиваться колоссальными темпами.
Резко возросло число дополнительных страхователей, увеличиваются финансовые обороты страховых операций.
Соответственно, с ростом страховых капиталов укрепляется и экономическая устойчивость страхования, что позволяет понижать тарифы страховых премий и одновременно увеличивать суммы страхового вознаграждения/} (Нижний его предел только за 10 лет, с 1890 по 1900 гг., увеличился в среднем с 30 — 50 руб. до 100 — 120 руб.).
Добровольное страхование можно рассматривать, как альтернативу обязательному, рассчитанную на более состоятельную часть населения. Оценочная стоимость строения, страхуемого в добровольном страховании, должна была быть не ниже 1000 руб.
Соответственно, весьма высокими были и нормы страхового вознаграждения, а весь механизм страхования четко отлажен. И хотя число страхователей в этом виде страхования не могло исчисляться сотнями тысяч, как в обязательном, суммы оборотов в нем были очень большими.
Д 1914 году земства превратили страхование от огня в мощную и эффективную организацию, охватывающую практически все население земских губерний. Так, в 1871 г. земства брали с крестьян страховых платежей 1,5 копейки с рубля страховой суммы (около 26 коп. в среднем со строения), в 1890 г. — 1 1/3 коп.
с рубля страховой суммы (около 29 коп. со строения), в 1893 г. — 1 копейку с рубля страховой суммы (около 50 коп. со строения). За 1912 г. в земства поступило страховых платежей 34 млн. 90 тыс. руб., из них по окладному (обязательному) страхованию — 14 млн. 46 тыс. руб., по дополнительному страхованию — 12 млн.
412 тыс. руб., по добровольному страхованию недвижимых имуществ — 6 млн. 145 тыс. руб., по добровольному страхованию движимых имуществ — 1 млн. 487 тыс. руб.
В 1871 г. земства платили в среднем за сгоревшее строение 17 руб., в 1890 г. — 23 руб., в 1903 г. — 45 руб. В 1909 — 1913 гг. в среднем ежегодно выдавалось земствами 3 млн. 851 тыс. руб. пожарного вознаграждения. %% премий в 1895-1907 гг.
в земском добровольном страховании составляли 1,51 (для сравнения: страховые акционерные общества — 1,18), а %% страхового вознаграждения — 1,29 (для страховых акционерных обществ — 1,16). К 1 марта 1910 г.
на земской службе находилось 887 страховых агентов, 38 инструкторов по страхованию и 59 делопроизводителей. К 1917 г. земский страховой персонал приближался к 4 тыс. чел.
Каждое земство в организации пожарного дела имело свои особенности. Образцовой считалась организация противопожарных мер в Вятском земстве. Вятское земство начало с изучения причин высокой сгораемости — провело ряд статистических исследований.
Затем оно приступило к распланированию селений, которое, правда, затянулось и было завершено к 1910 г.
Одновременно земство интенсивно занималось выдачей населению ссуд и безвозвратных денежных пособий на различные противопожарные цели: на перенос построек на плановые места, на приобретение пожарного инвентаря и техники, на возведение построек из несгораемых материалов и т.д.
Эти мероприятия были настолько хорошо организованы, что позволили уже в 70-е годы выделить их в отдельную форму противопожарной работы земства. Одних только ссуд к 1902 г. было выдано населению на сумму 410 883 руб. Уже в 1871 г. земство начало закупать пожарные машины крупными партиями для последующей раздачи их сельским обществам.
Закупка велась у оптовых торговцев и фабрикантов, выбирался наиболее пригодный тип машин. Ежегодно губернское земство выделяло на эти цели сотни тысяч рублей. Вятское земство первым в России организовало изготовление пожарных машин на месте, в мастерской земского сельскохозяйственного и технического училища.
В дальнейшем эта мастерская была преобразована в самостоятельное земское предприятие, а губернское земство ежегодно размещало в нем крупные заказы на производство различной пожарной техники. Починка пожарных машин также была организована на высоком уровне. В земской мастерской в 1892 г. работало 22 высококвалифицированных мастера. Пожарные машины распределялись губернским земством по уездам пропорционально суммам вносимых страховых платежей.
Таким образом, развитие пожарно-страхового дела в сельской местности почти всецело обязано было земским учреждениям. Земствам удалось обуздать большие всплески пожарности в 80-90-е гг. XIX века, сделать селения своих губерний намного безопаснее от огня (благодаря проведению распланирования).
Однако окончательно сбить волну пожаров было невозможно, они полыхали в деревне довольно часто. Это был естественный процесс, неизбежный при бурном расширении хозяйственной деятельности, которая происходила в России в то время. Он был вызван также и обширным дроблением крестьянских хозяйств, увеличением количества дворов и построек.
Так, в 1905 — 1909 гг. в России был 375 тыс. пожаров, сгорело 1 млн. 5 тыс. дворов, был нанесен ущерб на 452 млн. руб. Только за август-сентябрь 1914 г. в земских губерниях произошло 7436 пожаров, а в среднем за пятилетие 1909-1913 гг. было 13916 пожаров в год. Тем не менее, деятельность земств по борьбе с пожарами имела огромное значение.
Только земства, как органы самоуправления на местах, призванные решать местные проблемы, могли с максимальной эффективностью вести эту работу.
Бесспорная заслуга земств состоит в том, что они, благодаря налаженной системе страхования, значительно смягчили для крестьян последствия пожаров и организованной широкой сетью противопожарных мероприятий снизили число пожаров и их опустошительность.
Источник: https://infopedia.su/7x4fca.html
Земское страхование
История страхования
Страхование имущества в дореволюционной России проводилось органами местного CdMOvтїpaвлetшя, большей частью в сельской местности По положению о земском страховании 1864 г каждое губернское земство могло проводить операции только в пределах своей губернии Земское страхование находилось п ведении пбернского земского собрания которое утверждало страховые тарифы, нормы обеспечения и инструкции по страхованию Руководство осуществлялось губернскими земскими управами, Pie посредственно его проводили уездные земские управы, волостные правления и страховые агенты Главным видом страхования было страхование строений от огня Некоторые земства отпускали на организацию противопожарной охраны до 10% собранных платежей
Земское страхование разделялось на три вила окладное (обязательное), дополнительное и добровольное Окладное страхование было обязательным для крестьянского населения Владспьцам строений, подлежа — тих окладному страхованию, разрешалось на тех же условиях страховать их дополнительно (сверх окладных норм) Для тех местностей (городов, поселков, усадеб, дачных поселений и т п.), на которые не распространялось окладное страхование, вводилось добровольное страхование строений от огня Земства также проводили добровольное страхование движимого имущества от огня (сельскохозяйственных продуктов, инвентаря, домашнего имущества), практиковали добровольное страхование скота, страхование поселков от градобития Чтобы упрочить финансовую базу земского страхования, земства в соответствии с законом 1902 г получили право заключать между собой договоры перестрахования В мае 1917 г возник Земский страховой союз. После Октябрьской революции 1917 г этот союз, объединив 27 губернских страховых организаций, проводил национализацию страхового дела Деятельность союза была подчинена Совету по делам страхования. Вскоре земское страхование получило название советско-народного страхования, постепенно приобретая черты индустриального страхования В конце 1918 г земское страхование полностью национализировано и после 1921 г. приобрело форму государственного страхования
К началу XX в земские страховые общества ежегодно собирали около 15 млн руб страховой премии И хотя объем страхования в целом был не слишком велик, земское и взаимное страхование принесло пользу России, развивало страховое дело и распространяло среди населения культуру страхования
Адвокат по уголовным делам может потребоваться не только в том случае, когда клиент совершил преступление. Обратиться за помощью к хорошему уголовному адвокату рекомендуется всем, кто только лишь приглашен на беседу …
Выбор страховки для выезда за границу: на что стоит обратить внимание
Перед поездкой в другую страну, вам обязательно нужно застраховать свое здоровье и здоровье членов вашей семьи. Обычно отказ от страховки, прикрытый оправданием «я ведь никогда не болею»,
Перестрахование в России
В начальный период возрождения страхового рынка в России молодые страховые компании столкнулись с необходимостью обезопасить себя при принятии крупных рисков и прибегнуть к системе перестрахования. Поскольку в то время емкость …
Источник: https://msd.com.ua/istoriya-straxovaniya/zemskoe-straxovanie/
История страхования (4)
Сохрани ссылку в одной из сетей:
2. Акционерные страховые общества
В начале XIX в. в России стали зарождаться капиталистические производственные отношения. Это — второй период в истории страхования в России после упразднения страховой экспедиции в 1822 г.
Он характеризовался зарождением частного акционерного страхования, основанного на объединении индивидуальных капиталов путем выпуска и продажи акций.
Акционерное страховое общество признавалось юридическим лицом и отвечало по обязательствам, предусмотренным заключенными договорами страхования с клиентурой в пределах принадлежащего ему имущества.
В состоятельных кругах населения постепенно поняли значение страхования, равно как и вред от его государственной монополии, которая была нарушена проникновением в Россию примерно в 1800 г. английского страхового общества «Феникс».
Страховые агенты «Феникса» довольно активно действовали в Петербурге, предлагая оформить договоры страхования строений от огня. Британское страховое общество «Феникс», являясь акционерной страховой компанией, демонстрировало довольно эффективные результаты работы. В 1822 г.
объявили о проекте основания отечественного акционерного страхового общества «Петроградский Феникс», однако этот проект не осуществился.
Примерно в это же время министр финансов России Д.А.Гурьев, а затем и его преемник Е.Ф. Канкрин разработали проект учреждения государственной страховой конторы, но царь Николай I, после отклонения проекта на Государственном Совете 4 января 1826 г., поручил Е.Ф.
Канкрину обсудить с частными лицами возможность учреждения частной страховой компании. Поскольку русский банковский капитал искал новые формы приложения средств, он и обратил внимание на организацию акционерных страховых обществ. В 1827 г.
путем размещения акций по подписке было создано Российское страховое от огня общество. Идеологом организации первой российской акционерной страховой компании выступил крупный государственный деятель и экономист граф Николай Семенович Мордвинов.
Его стараниями была создана необходимая правовая база функционирования страхового дела в новых условиях, зафиксированная в уставе страхового общества, собственноручно утвержденного императором Николаем I.
Было решено также обратиться к барону Л.И. Штиглицу, известному петербургскому коммерсанту, игравшему значительную роль в экономической жизни страны до середины XIX в., который выработал устав акционерной страховой компании.
Он же обеспечил и финансовую сторону нового акционерного страхового предприятия23. Проект Штиглица после рассмотрения в Государственном Совете получил одобрение, и 27 июня 1827 г.
был обнародован указ Правительственному Сенату об учреждении Российского страхового от огня общества, которому предоставлялось исключительное право производства страховых операций на 20 лет.
Оно освобождалось на тот же период от всяких налогов, за исключением пошлины в казну в размере 25 коп. с 1000 руб. страховой суммы, и было разрешено принимать в залог застрахованное в нем имущество во всех казенных и кредитных учреждениях.
Первое Страховое Российское Общество использовало тариф премий иностранных компаний, несколько повысив его в соответствии с большей огневой опасностью в России. Ставка премии колебалась от 3 руб. 12,5 коп. до 30 руб. с 1000 руб. страховой суммы в зависимости от степени риска.
Первенец отечественного акционерного страхового дела ступил на поприще предпринимательства в благоприятных условиях. Страна остро нуждалась в страховании рисков потерь от пожаров, которые были весьма распространенным явлением. Такое положение гарантировало Российскому страховому от огня обществу обширную клиентуру.
Среди учредителей первого Страхового Российского Общества были граф Н.С. Мордвинов и граф В. Потоцкий.
Коммерческий успех, сопровождавший деятельность Российского страхового от огня общества в течение первых десяти лет, побудил ряд государственных чиновников выступить с новой инициативой. В 1834 г. начальник Собственной Его Императорского Величества канцелярии, граф А.Х. Бенкендорф, действительные тайные советники Н.М. Логинов и А.З.
Хитрово выступили с предложением об организации новой компании по страхованию имущества от огня для работы в 40 губерниях, не вошедших в сферу деятельности первого общества. 6 марта 1835 г. указ об учреждении Второго Российского страхового от огня общества был подписан императором, и через несколько месяцев оно приступило к работе.
Согласно уставу основной капитал новой компании составил 1,5 млн. руб., поделенных на 150-рублевые акции (всего 10 тыс. ед.). В подписке на них приняли участие 170 человек. По 200 акций — максимум, дозволенный уставом, — приобрели Л.И.
Штиглиц, а также «иностранные гости», занимавшиеся торговлей в России: Д. Лодер, Д. Андерсен, Р. Риттер и М. Карр.
Общество получило те же привилегии, что и первое, — монополию и налоговые послабления сроком на 12 лет в остальных 40 губерниях европейской России (до 1847 г.).
Однако дела второго общества шли менее успешно, чем у первого. В центральных губерниях Российской империи, с обилием в них деревянных строений, пожары были частым явлением. Особенно тяжелым оказался для общества 1848 год из-за массовых пожаров в Казани, Могилеве и Орле. Однако начиная со второй половины XIX в.
его деятельность стабилизировалась, и вплоть до 1917 г. оно успешно справлялось со своими функциями, занимая средние позиции в первой десятке акционерных страховых компаний страны. В 1845 г., в связи с приближающимся окончанием монополии обоих огневых обществ, генерал-адьютант В.А. Перовский вместе с петербургскими купцами 1-й гильдии Ф. Классеном и И.
Плитом обратились к правительству с просьбой об открытии очередного общества страхования от огня. Хлопоты по проведению решения через Государственный совет взял на себя министр внутренних дел Л.А. Перовский, брат одного из учредителей. Так возникло новое общество, получившее название «Саламандра»; 29 января 1846 г. его устав был утвержден Николаем I.
Товариществу «Саламандра» было дозволено действовать на более жестких условиях, чем первым двум обществам. Оно обязано было снабжать себя купеческим свидетельством по первой гильдии и уплачивать, помимо пошлины в 25 копеек, также налог в 75 копеек с каждой тысячи рублей застрахованного имущества.
«Саламандра» получила монополию на 25 лет в Бессарабской губернии, области войска Донского, в Закавказье и Сибири.
Поначалу планировалось собрать основной капитал в размере 3 млн. рублей путем распространения 6000 именных паев по 500 руб., однако такого количества покупателей не нашлось, и в 1848 г. капитал «Саламандры» был уменьшен до двух миллионов рублей. Владельцами паев стали около 400 юридических и физических лиц.
Уставы трех указанных обществ предусматривали требование, которое запрещало отдавать на страхование имущество другим лицам вне государства или внутри него под угрозой штрафов в пользу общества (до 3% от застрахованной суммы), но требование не распространялось на те города, где существовали общества взаимного страхования (Рига, Либава).
Акционерные общества, возникавшие позже, уже не получали привилегий. Для того чтобы избежать конкуренции со стороны взаимного и земского страхования, акционерные общества на съезде в 1874 г. установили общий тариф премий, обязательный для всех участников съезда, также было решено вести сводную статистику.
После освобождения крестьян в 1861 г. и замены натурального хозяйства денежным и в связи с интенсивным развитием производительных сил во второй половине XIX в. происходило и быстрое развитие страхового дела в России.
Возник ряд новых страховых акционерных обществ: без привилегий Петербургское и Московское — в 1858 г., Русское — в 1867 г,, Коммерческое — в 1870 г., Варшавское — в 1870 г., Северное — в 1871 г., Якорь — в 1872 г.
, начало действовать земское страхование, появилось городское взаимное страхование.
3. Земское страхование
Страхование имущества в дореволюционной России проводилось органами местного самоуправления, большей частью в сельской местности. По положению о земском страховании 1864 г. каждое губернское земство могло проводить операции только в пределах своей губернии.
Земское страхование находилось в ведении губернского земского собрания, которое утверждало страховые тарифы, нормы обеспечения и инструкции по страхованию. Руководство осуществлялось губернскими земскими управами, непосредственно его проводили уездные земские управы, волостные правления и страховые агенты.
Главным видом страхования было страхование строений от огня. Некоторые земства отпускали на организацию противопожарной охраны до 10% собранных платежей.
Земское страхование разделялось на три вида: окладное (обязательное), дополнительное и добровольное. Окладное страхование было обязательным для крестьянского населения. Владельцам строений, подлежащих окладному страхованию, разрешалось на тех же условиях страховать их дополнительно (сверх окладных норм).
Для тех местностей (городов, поселков, усадеб, дачных поселений и т.п.), на которые не распространялось окладное страхование, вводилось добровольное страхование строений от огня.
Земства также проводили добровольное страхование движимого имущества от огня (сельскохозяйственных продуктов, инвентаря, домашнего имущества), практиковали добровольное страхование скота, страхование поселков от градобития. Чтобы упрочить финансовую базу земского страхования, земства в соответствии с законом 1902 г.
Важнополучили право заключать между собой договоры перестрахования. В мае 1917 г. возник Земский страховой союз. После Октябрьской революции 1917 г. этот союз, объединив 27 губернских страховых организаций, проводил национализацию страхового дела. Деятельность союза была подчинена Совету по делам страхования.
Вскоре земское страхование получило название советско-народного страхования, постепенно приобретая черты индустриального страхования. В конце 1918 г. земское страхование полностью национализировано и после 1921 г. приобрело форму государственного страхования.
К началу XX в. земские страховые общества ежегодно собирали около 15 млн. руб. страховой премии. И хотя объем страхования в целом был не слишком велик, земское и взаимное страхование принесло пользу России, развивало страховое дело и распространяло среди населения культуру страхования.
Источник: https://works.doklad.ru/view/MW3yj4WroGw/7.html
Земское и взаимное страхование
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 20Следующая ⇒
Страхование имущества в дореволюционной России проводилось органами местного самоуправления, большей частью в сельской местности. По положению о земском страховании 1864 г. каждое губернское земство могло проводить операции только в пределах своей губернии.
Земское страхование находилось в ведении губернского земского собрания, которое утверждало страховые тарифы, нормы обеспечения и инструкции по страхованию. Руководство осуществлялось губернскими земскими управами, непосредственно его проводили уездные земские управы, волостные правления и страховые агенты. Главным видом страхования было страхование строений от огня.
Некоторые земства отпускали на организацию противопожарной охраны до 10% собранных платежей.
Земское страхование разделялось на три вида: окладное (обязательное), дополнительное и добровольное. Окладное страхование было обязательным для крестьянского населения. Владельцам строений, подлежащих окладному страхованию, разрешалось на тех же условиях страховать их дополнительно (сверх окладных норм).
Для тех местностей (городов, поселков, усадеб, дачных поселений и т.п.), на которые не распространялось окладное страхование, вводилось добровольное страхование строений от огня.
Земства также проводили добровольное страхование движимого имущества от огня (сельскохозяйственных продуктов, инвентаря, домашнего имущества), практиковали добровольное страхование скота, страхование поселков от градобития. Чтобы упрочить финансовую базу земского страхования, земства в соответствии с законом 1902 г.
Важнополучили право заключать между собой договоры перестрахования. В мае 1917 г. возник Земский страховой союз. После Октябрьской революции 1917 г. этот союз, объединив 27 губернских страховых организаций, проводил национализацию страхового дела. Деятельность союза была подчинена Совету по делам страхования.
Вскоре земское страхование получило название советско-народного страхования, постепенно приобретая черты индустриального страхования. В конце 1918 г. земское страхование полностью национализировано и после 1921 г. приобрело форму государственного страхования.
К началу XX в. земские страховые общества ежегодно собирали около 15 млн. руб. страховой премии. И хотя объем страхования в целом был не слишком велик, земское и взаимное страхование принесло пользу России, развивало страховое дело и распространяло среди населения культуру страхования.
Общества взаимного страхования, которые начали открываться в начале 60-х гг. XIX в. в разных городах России, получили развитие и в последующие годы, когда акционерные общества стали поднимать тарифы премий.
Взаимное страхование — форма страхования, при которой страхователь одновременно является участником специальной организации — общества взаимного страхования (ОВС). Члены ОВС договариваются между собой об условиях и размерах возмещения убытков. Взаимное страхование имеет глубокие исторические корни. В Вавилонии (1792 — 1750 гг. до н.э.
) участники торговых караванов заключали между собой договор, по которому они сообща несли убытки, возникшие в пути вследствие ограбления, кражи или других причин. Аналогичные договоры заключались в Палестине и Сирии.
Соглашения о взаимном распределении убытков от кораблекрушения и других морских опасностей заключались купцами на берегах Персидского залива, в Финикии и в Древней Греции. В Древнем Риме во 2-й половине I в. н.э.
появляется взаимное страхование в виде взаимопомощи членов различных профессиональных союзов (коллегий) на случай смерти, болезни и других несчастий регулярными взносами. Гильдейская, цеховая взаимопомощь, как вид взаимного страхования наибольшее распространение получила в X — XII вв. в Англии, Германии, Франции, Дании и других странах Западной Европы.
Постепенно в результате развития взаимного страхования стали создаваться общества взаимного страхования, которые обладали денежными страховыми фондами, образуемыми за счет взносов, уплачиваемых членами этих обществ.
И в современных условиях взаимное страхование осуществляется созданием некоммерческих организаций — обществ взаимного страхования (ОВС), а в морском страховании типичной формой взаимного страхования судовладельцев стали Клубы взаимного страхования (КВС)24.
Они принимают меры к предотвращению ареста застрахованных судов и оформляют в этих целях банковские гарантии. КВС обычно подразделяются на два отделения: взаимная страховая защита (protection) и компенсация убытков (indemnity). КВС учреждает руководящий орган — совет директоров, избираемый из представителей судовладельцев членов клуба.
Совет собирается периодически для решения принципиальных вопросов финансовой и страховой политики. Руководят повседневной деятельностью клуба управляющие. Для защиты интересов своих членов клуб имеет представителей в крупнейших портах мира, которые принимают необходимые меры при возникновении претензий к судовладельцу. КВС формирует свою финансовую базу из страховых взносов, образующих фонды, необходимые для содержания клуба и расчетов по претензиям. Размер страховых взносов зависит от типа судна, его регистрового тоннажа, объема страховых рисков, а также требований национального законодательства в отношении ответственности судовладельца за действия экипажа судна и его агентов.
https://www.youtube.com/watch?v=so_anN9RpyI
Чтобы вступить в члены КВС, судовладелец подает заявление на имя совета директоров, в котором по установленному образцу указываются основные данные о судне (тип, тоннаж, год постройки, стоимость, класс), характер его работы (линейная, трамповая) и желательный срок действия страхования.
После принятия заявителя в члены клуба ему выдают сертификат о приеме, которым удостоверяется: вступление в члены клуба, перечень принятых на себя клубом страховых рисков, порядок оплаты страховых взносов, размер франшизы по каждому рейсу, период страхования.
Кроме своих судов, судовладелец может застраховать в КВС суда, арендуемые им на условиях тайм-чартера и димайз-чартера.
Стремясь укрепить свои позиции и объединиться, ОВС собираются на съезды представителей (в 1883 г. — 1-й съезд, в 1912 г. — 7-й съезд), где обсуждаются вопросы объединения городских страховых обществ и организаций перестрахования. В 1890 г. возникает Пензенский Союз городских страховых обществ.
Первоначально 3 общества: Пензенское, Иркутское, Тверское условились приходить друг другу на помощь при крупных убытках, превышающих годовой сбор премии, а в 1909 г. в состав союза входили 83 общества. В основном сюда входили небольшие общества, которые надеялись на взаимную помощь.
Впоследствии Пензенский союз превратился в Российский союз обществ взаимного от огня страхования (устав был утвержден 16 декабря 1909 г.). В 1913 г. в состав союза входило 124 общества.
Кроме того, в 1903 г. возник отдельный Российский взаимный страховой союз, который обслуживал интересы фабрикантов, а также союзы горнопромышленников, землевладельцев, представителей рафинадных заводов.
В то же время частные общества также объединялись, и в 1900 г. был создан Комитет акционерных обществ в Петербурге. Получили правительственное утверждение съезды представителей акционерных страховых от огня обществ. Право на участие в съездах принадлежало всем акционерным страховым обществам, ставшим ведущими страховщиками от огня в России (всего было 13 обществ).
Страхование от огня занимало главное место в России как по объему, так и по времени возникновения. Только в 1835 г. купцом Ф. Шведериным, графом А.Г. Строгановым и графом А.Х.
Бенкендорфом было учреждено Российское общество застрахования капиталов и доходов, которое не имело конкурентов до 1863 г.
Это общество обладало исключительным правом осуществления в течение 20 лет операций по страхованию жизни в России.
Данный вид страхования развивался очень медленно: в среднем за 20 первых лет (с 1835 г. по 1855 г.) ежегодный прирост страхователей составил всего 86 лиц на сумму страховых премий около 290 тыс. руб. В 70-е гг. страхованием жизни начинает заниматься Петербургское общество, в 80-е гг. — страховое общество «Россия».
Операции по этому важнейшему виду страхования начинают развиваться. Так, в конце XX в. на рынке страхования жизни появляются 5 новых обществ, среди которых 3 иностранных общества. В 1885 г.
в Петербурге начало свою деятельность агентство североамериканского страхового общества «Нью-Йорк», чуть позже французское страховое общество «Урбен» и североамериканское страховое общество «Эквитэбль». Этим обществам было разрешено проводить операции по страхованию жизни.
Для получения концессии от государства иностранные общества должны были вносить депозит в один из российских банков в размере полмиллиона рублей золотом.
Иностранные общества также были обязаны ежегодно оставлять в резерве на своих счетах в российских банках не менее 30% поступлений от страхования на случай крупных убытков страхователей. Они были подотчетны страховому надзору при Министерстве внутренних дел России. Доля иностранного капитала в страховом деле России к началу XX в. составляла примерно 25%.
Страхование жизни находилось почти всецело в руках акционерных обществ (было всего 2 ОВС по страхованию жизни).
Существовало значительное число мелких обществ, проводивших в том или ином виде страхования жизни, например пенсионные и похоронные кассы.
На практике в большинстве случаев использовались английские и французские таблицы смертности27, и только страховое общество «Жизнь» имело свои таблицы.
Из других видов страхования, которые развивались в России, следует отметить морское страхование (грузы и каско судов). Первые постановления о морском страховании содержатся в Уставе купеческого водоходства (1781г.
), но тогда еще не было российских обществ для морского страхования. Первые отечественные компании, проводившие морское страхование, появляются в начале XIX в.; причем центром морского страхования была Одесса. В 70 — 80-е гг. XIX в.
за дело взялись крупные акционерные компании по страхованию от огня.
В 1846 г. был издан специальный закон по морскому страхованию «Правила для морского страхования». Однако эти правила оказались устаревшими, и торговый устав разрешал использовать иностранные законы и полисные условия, чаще всего это были «Гамбургские правила».
Валовой сбор премии по морскому страхованию каско в 1912 г, был равен 20,3 млн. руб., а по страхованию товаров — 13 млн. руб. (результаты по 10 крупнейшим страховым обществам). Из других видов развивались страхования: от кражи, от несчастных случаев, скота от падежа, от боя стекол, от градобития, виноградников от филоксеры.
К началу XX в. страховое дело в России достигло значительного развития. К этому времени действовали следующие формы организации страховых обществ: 1) правительственные учреждения; 2) земские общества; 3) частные предприятия на основе взаимности; 4) акционерные компании.
Правительственные учреждения занимались страхованием жизни и от несчастных случаев лиц, состоящих на службе в некоторых государственных учреждениях, а также страхованием от огня недвижимого имущества в губерниях, в которых не введено земское страхование и страхованием морских судов от опасностей, связанных с плаванием.
Земские общества проводили страхование пенсий лиц, состоявших на общественной службе (в нескольких губерниях), страхование от огня движимого или недвижимого имущества, страхование крупного рогатого скота и лошадей от падежа, полей от градобития, виноградников от филоксеры.
Частные взаимные общества занимались страхованием пенсий служащих частных предприятий, рабочих от несчастных случаев, пособий на погребение, недвижимости и движимого имущества от огня, скота от падежа, полей от градобития.
Акционерные общества проводили страхование от огня движимого и недвижимого имущества, жизни, отдельных лиц и рабочих от несчастных случаев, транспортное страхование.
К концу XIX в. добровольным огневым страхованием занимались 15 акционерных обществ и 85 обществ взаимного страхования.
Обязательным страхованием от огня построек в крестьянских усадьбах занимались земские страховые учреждения (впервые обязательное страхование строений было введено в 1804 г. в Царстве Польском).
Транспортным страхованием занимались 10 акционерных обществ, страхованием жизни — 6 обществ.
Перестрахованием занимались практически все общества, но профессиональными перестраховщиками были 2 компании: «Общество Русского перестрахования» и «Помощь». В прошлом акционерные общества передавали часть принятых рисков в перестрахование, как правило, иностранным страховым компаниям. Также практиковалось взаимное перестрахование между российскими компаниями.
Правительственный надзор за деятельностью страховых компаний был учрежден постановлением Государственного Совета от 6 июня 1894 г.
При Министерстве внутренних дел был образован Страховой комитет, состоящий из 2 представителей указанного министерства и 2 представителей Министерства финансов под председательством директора хозяйственного департамента Министерства внутренних дел.
При комитете была образована канцелярия (страховой отдел). В обязанности комитета входила ревизия страховых учреждений и разработка всех вопросов по страховой проблематике.
В 1913 г. в России действовало 20 акционерных страховых обществ, из которых 12 зарегистрировано в Санкт-Петербурге, 4 — в Москве, 2 — в Варшаве, 1 — в Нижнем Новгороде. В страховых учреждениях России было застраховано имущество на сумму 21 млрд. руб. Из общего сбора премии в 1913 г. в сумме 204 млн. руб.
на долю акционерных страховых обществ приходилось 129 млн. руб., на долю земского страхования — 34 млн. руб., на долю взаимных страховых обществ — 14 млн. руб., на долю иностранных обществ — 12 млн. руб., на долю прочих обществ — 15 млн. руб. Совокупная прибыль страховых обществ составила более 7 млн. рублей.
Страхованием было охвачено примерно 30% стоимости всего имущества в России (в Германии — 80%).
Страховые операции акционерных обществ состояли из прямого дела (страховые договоры с юридическими и физическими лицами), косвенного дела (принятие в перестрахование рисков от других обществ), перестрахования (передача рисков в перестрахование).
Прямое дело ограничивалось почти исключительно Россией, хотя страховое общество «Россия» имело прямое дело в Болгарии, Сербии, Монтенегро (Черногории), Персии, Египте, Турции, оно также имело перестраховочные бюро в Берлине, Лондоне, Хартфорде (США). Большинство обществ проводили операции по принятию рисков в перестрахование от иностранных страховых обществ.
В результате, примерное соотношение прямого и косвенного дела российских акционерных страховых обществ в 1910 г. было следующим:
• русское прямое дело — 49,94%;
• иностранное прямое дело — 0,12%;
• косвенное дело — 49,94%.
Сбор премии крупнейших российских акционерных страховых обществ в 1913 г. составил:
• Россия — 34 млн. руб.
• Якорь — 19,2 млн. руб.
• Саламандра — 16,9 млн. руб.
• Первое Русское — 14,7 млн. руб.
• Московское — 9, 8 млн. руб.
• С.-Петербургское — 9,7 млн. руб.
• Общество Русского перестрахования — 9,5 млн. руб.
В начале XX в. страховые общества в России стали важной составной частью финансово-монополистического капитала. Они не только владели доходными домами и недвижимостью, но и являлись совладельцами капитала крупнейших банков и промышленных предприятий. В свою очередь в капитале страховых обществ большую долю участия имели крупнейшие банки страны.
Самое крупное страховое общество «Россия» имело в 1913 г. активы в сумме 109,1 млн. руб. Сбор премии по 8 видам страхования за 30 лет (1881 — 1910 гг.) составил 393,5 млн. руб., т.е. в среднем более 13 млн. руб. ежегодно.
Как уже указывалось, общество проводило операции и в России, и за границей, имело 11 представительств в России, причем аквизицией занимались 1100 агентов, оно имело отделения и агентства во многих странах мира.
Многие дома в центре Москвы принадлежали обществу, в том числе 2 дома на Лубянке, в одном из которых после революции 1917 г. расположился КГБ СССР (Комитет государственной безопасности СССР), а ныне — ФСБ России.
⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒
Рекомендуемые страницы:
Источник: https://lektsia.com/2×6409.html
Роль губернскаго и уѣзднаго земства. Законъ о взаимномъ земскомъ страхованіи
Written by adminkordi. Posted in Что сделало земство в Херсонском уезде
Роль губернскаго и уѣзднаго земства.
По закону о взаимномъ земскомъ страхованіи отъ огня завѣдываніе дѣлами страхованія и страховыми капиталами возложено на губернское земство.
Уѣздное земство, въ лицѣ управы, въ дѣлѣ страхованія отъ огня является уполномоченнымъ губернскаго земства только по наблюденію за правильнымъ веденіемъ страхового дѣла въ уѣздѣ лицами, назначенными губернскимъ земствомъ.
Но на практикѣ уѣздное земство однимъ наблюденіемъ не ограничивалось и нерѣдко, какъ по своему почину такъ и по порученію губернскаго земства, принимало самое дѣятельное участіе въ разрѣшеніи разныхъ вопросовъ, касавшихся существа страхованія и противопожарныхъ мѣропріятій.
Положеніе дѣла до введенія земства.
Въ прежнее время, когда страхованія еще не существовало, если возникалъ пожаръ и уничтожалъ имущество, то тѣ изъ жителей, кого пожаръ не захватилъ, и жители ближайшихъ селъ помогали погорѣльцамъ чѣмъ кто могъ: кто давалъ лѣсъ на постройку, кто одежду, а кто хлѣбъ. Помощь эта была добровольная, а потому случайная и въ общемъ недостаточная; потерпѣвшій получалъ лишь незначительную долю того, что было утрачено.
Чтобы упорядочить оказаніе помощи погорѣльцамъ, сдѣлать помощь эту болѣе соотвѣтствующей размѣрамъ понесенныхъ погорѣльцемъ убытковъ, по распоряженію правительства въ 1844 г. были переписаны и оцѣнены постройки крестьянъ, и каждый владѣлецъ долженъ былъ ежегодно вносить въ казну отъ ½ коп., за каменныя строенія, до 1 коп.
, за деревянныя строенія, со ста рублей оцѣнки его строеній. Отъ этого сбора образовался капиталъ, изъ котораго въ случаѣ пожара погорѣльцу выдавалось вознагражденіе. Такъ возникло страхованіе построекъ отъ огня. По началу страхованіе введено было только въ казенныхъ поселеніяхъ.
Въ помѣщичьихъ селахъ забота о тушеніи пожаровъ и о помощи погорѣльцамъ возлагалась на помѣщиковъ. Въ такомъ положеніи дѣло страхованія находилось до отмѣны крѣпостной зависимости.
Являясь обязательнымъ только для крестьянъ казенныхъ поселеній, оно и этихъ крестьянъ обезпечивало слишкомъ мало: оцѣнка строеній при застрахованіи не соотвѣтствовала ихъ стоимости, оцѣнивались всѣ постройки двора огуломъ, причемъ не по стоимости, а по опредѣленнымъ нормамъ; такъ, весь дворъ съ каменными по- стройками оцѣнивался не свыше 400 руб., а дворъ съ деревянными постройками не свыше 250 руб. При такихъ низкихъ. оцѣнкахъ убытки погорѣльцевъ далеко не покрывались, они получали только небольшія пособія.
Съ отмѣной крѣпостной зависимости страховой капиталъ казенныхъ поселеній былъ причисленъ къ продовольственному капиталу, и погорѣльцамъ всѣхъ разрядовъ крестьянъ вознагражденіе стали выдавать изъ этого капитала.
Законъ о взаимномъ земскомъ страхованіи
Съ введеніемъ земства, дѣло оказанія пожарной помощи населенію было возложено на губернское земство. До 1867 г. земство продолжало вознаграждать. погорѣльцевъ изъ продовольственнаго капитала. Въ 1867 году былъ изданъ законъ ,,о взаимномъ земскомъ страхованіи отъ.
огня“, и съ этого времени дѣло пожарной помощи населенію» становится на опредѣленныя основанія. По „Положенію о страхованіи“, дѣйствующему съ небольшими измѣненіями и теперь, обязательному земскому страхованію подлежат во всѣхъ селеніяхъ всѣ строенія, находящіяся въ чертѣ крестьянской осѣдлости.
Для жителей, строенія которыхъ находятся на внѣ надѣльной землѣ, а также въ городахъ и посадахъ введено другое страхованіе — добровольное, въ которомъ по желанію могутъ страховать, свои строенія и крестьяне: тогда изъ обязательнаго страхованія строенія такихъ крестьянъ исключаются.
Обязательное страхованіе раздѣлено на два вида страхованія: страхованіе по нормальной оцѣнкѣ -окладное, и по особой оцѣнкѣ — дополнительное.
Обязательной является только нормальная, пониженная оцѣнка. Размѣры нормъ для разныхъ строеній устанавливаетъ земство.
Причитающіеся по этой оцѣнкѣ платежи должны уплачиваться также обязательно, какъ и другіе окладные сборы, и съ неуплатившихъ могутъ быть взысканы принудительнымъ порядкомъ; за то, — независимо отъ того, уплачены платежи или нѣтъ, — страхователю, въ случаѣ пожара, вознагражденіе по нормальной оцѣнкѣ должно быть выдано. Что касается дополнительнаго страхованія по особой оцѣнкѣ, при которомъ принимается на страхъ остальная сверхъ нормы цѣнность до ¾ дѣйствительной стоимости строенія, то желающій получить пожарное вознагражденіе по этой оцѣнкѣ долженъ уплатить премію (страховку) при заключеніи страхованія за годъ впередъ. Земствомъ устанавливается одинъ общій для всѣхъ страхователей срокъ уплаты платежей по дополнительному страхованію.
Первые шаги земства по обязательному страхованію.
Получивъ 50 лѣтъ тому назадъ въ свое вѣдѣніе страхованіе отъ огня, земство на первыхъ порахъ въ дѣлѣ постановки страхованія держалось прежняго, такъ сказать, казеннаго порядка.
Самое важное въ дѣлѣ страхованія — оцѣнку строеній не только по обязательному, но и по добровольному страхованію, а также оцѣнку пожарныхъ убытковъ и учетъ страховыхъ сборовъ земство поручало производить сельскимъ и волостнымъ управленіямъ.
Съ теченіемъ времени стало обнаруживаться, что эти управленія, какъ при принятіи имуществъ на страхъ, такъ и въ случаяхъ пожаровъ, сильно преувеличивали оцѣнки.
Нерѣдко въ числѣ сгорѣвшихъ до основанія показывали строенія, у которыхъ при тушеніи пожара съ крыши было сорвано нѣсколько кулей соломы; открылись случаи, что отъ нѣкоторыхъ сельскихъ управленій поступали свѣдѣнія съ оцѣнкою пожарныхъ убытковъ на дворы, вовсе не горѣвшіе; пожарное вознагражденіе, посланное погорѣльцу черезъ волостное управленіе, не всегда все попадало въ его руки, часть удерживалась сельскими должностными лицами; собранные со страхователей платежи сплошь да рядомъ сельскими должностными лицами растрачивались; накоплялись недоимки страхового сбора. Наступили годы, когда собраннаго страхового сбора не хватало на покрытіе пожарныхъ убытковъ; приходилось заимствовать изъ запаснаго капитала, который отъ этого сталъ быстро уменьшаться. Въ такомъ положеніи находилось дѣло взаимнаго земскаго страхованія, когда въ 1885 году уѣздныя земства выступили съ ходатайствами передъ губернскимъ земствомъ объ учрежденіи правильно организованнаго фактическаго надзора за дѣйствіями по страхованію волостныхъ и сельскихъ управленій. Изыскивая способы надзора за страхованіемъ, губернское земство въ 1885 г. постановило учредить въ каждомъ уѣздѣ по одной должности страхового агента. Однако вмѣсто того, чтобы сразу поставить агентовъ въ условія, при которыхъ они смогли бы всецѣло отдаться страховому дѣлу, губернское земство обязанности страховыхъ агентовъ и то только въ части, касающейся оцѣнки крупныхъ пожарныхъ убытковъ, возложило на уѣздныхъ статистиковъ. Статистики, получая цѣликомъ жалованье изъ страхового капитала, не могли однако удѣлять достаточно времени страховому дѣлу, такъ какъ заняты были своимъ прямымъ статистическимъ дѣломъ. Въ страхованіи почти все оставалось по прежнему: поступленіе сборовъ уменьшалось, а пожарность въ селеніяхъ все увеличивалась. Нѣкоторыя селенія выдѣлялись особой горимостью; напримѣръ, въ Ново-Александровкѣ Засельской волости, гдѣ всего насчитывается до 500 дворовъ, въ 1899 г. было 22 пожара. Не проходило года, чтобы въ какомъ- нибудь селеніи не выгорало сразу десятка другого дворовъ. Все возрастающая опасность растерять запасный капиталъ побудила земство измѣнить постановку страхового дѣла.
Источник: http://mycity.kherson.ua/avtory-ag/zemstvo/rol-gubernskago-zemstva.html
Земское страхование — Энциклопедия по экономике
Земское страхование
В апр. 1864 г. было утверждено Положение о взаимном земском страховании (см.). Каждое губернское земство осуществляло страховые операции в пределах своей губернии. [c.383]К Г. с.
относятся не только страховые организации, создаваемые центральными органами власти буржуазного гос-ва, но и местные страховые учреждения, к-рые имеют довольно большое распространение, хотя их роль в страховом деле незначительна.
Учредителями таких организаций обычно являются местные органы власти штагов, земель, провинций, городов, общин. Иногда они возникают при кредитных учреждениях (сберегательных кассах), различных союзах и т. д.
Подобные страховые учреждения, именуемые в буржуазной литературе публично-правовыми, стали возникать еще в XIX в. в Германии, Англии, США и др. странах. В царской России к этому типу относилось земское страхование, а в отдельных губерниях, где не было земств, — так наз.
губернское страхование строений, обязательное страхование строений на территориях казачьих войск и т. п. В ходе развития капитализма сфера деятельности таких организаций сократилась, большинство их или ликвидируется, или превращается в обычные капиталистич. организации. [c.289]
ЗЕМЕЛЬНЫЙ КРЕДИТ — ЗЕМСКОЕ СТРАХОВАНИЕ [c.437]
Большую роль в истории российского страхования сыграли земства — выборные органы местного самоуправления, введенные законом 1864 г.
В ведении земств кроме вопросов народного просвещения, здравоохранения, строительства дорог находились и вопросы организации земского страхования. Земства контролировались Министерством внутренних дел и губернаторами. Император 13 апреля 1864 г.
утвердил Устав земств, на основании которого действовали и все общества взаимного страхования, учреждаемые при земствах. Согласно этому уставу капитал обществ складывался из взносов и мог быть использован исключительно на цели страхования.
В обязательном порядке страховались все сельские строения, находившиеся в черте крестьянской усадебной оседлости. На добровольной основе осуществлялось страхование зданий в городах и уездах. [c.98]
Работа акционерных страховых обществ в Российской империи до начала 90-х гг. XIX в. строилась на основе Положения об акционерных торговых и промышленных компаниях, принятого Государственным советом. В 1894 г.
вышло в свет Положение о надзоре за деятельностью страховых учреждений и обществ, установившее правительственный надзор за страховым делом, а при Хозяйственном департаменте Министерства внутренних дел были созданы Страховой комитет и Страховой отдел.
Под этот надзор автоматически подпадало и земское страхование. Все эти меры укрепили страховую систему страны, дали импульс к ее дальнейшему развитию. [c.99]
Учитывая, что с национализацией крупной частной собственности акционерное страхование само собой отомрет, а земское и взаимное страхование затрагивает интересы крестьянства, партия и правительство подходили к введению государственной страховой монополии с большой осторожностью [c.31]
В течение последующих б—7 месяцев па местах осуществлялась перестройка страхования яа новых началах земское и взаимное городское страхование переходило в ведение страховых органов исполнительных комитетов местных Советов и совнархозов и преобразовывалось в советско-народное, упразднялось акционерное страхование путем объединения его с. советско-народным, личное страхование концентрировалось в сберегательных кассах. Было организовано кооперативное страхование — в форме Страхового бюро Центросоюза для обслуживания потребитель- [c.31]
Земское и взаимное страхование было преобразовано в советско-народное и перешло в ведение страховых органов исполнительных комитетов местных Советов и совнархозов.
Личным страхованием граждан, в частности долгосрочным страхованием жизни, стали заниматься сберегательные кассы Народного банка РСФСР, а имущественное страхование проводил пожарно-страховой отдел при Высшем совете народного хозяйства. [c.100]
Страхование в нашей стране прошло несколько этапов в дореволюционный и послереволюционный периоды.
Основной формой страхования в дореволюционном периоде было добровольное страхование,, которое осуществлялось акционерными обществами, обществами взаимного страхования и земскими обществами.
В послереволюционном периоде страхование прошло два этапа в условиях социализма (при государственной монополии на этот вид деятельности) и в условиях становления рыночной экономики. [c.25]
В 1863 г. в городах организуются об-ва взаимного страхования от огня, а в 1890 г. был создан Пензенский союз об-в взаимного страхования от огня, преобразованный в 1905 г. в Российский союз с правлением в Петербурге. Деятельность большинства этих об-в ограничивалась пределами одного города во главе их стояли крупные домовладельцы.
Существовали также об-ва взаимного страхования промышленников и землевладельцев. В 1872 г. учреждается Киевское об-во взаимного страхования от огня свеклосахарных и рафинадных заводов. Взаимное страхование фабрик и заводов сулило предпринимателям большие выгоды. В 1903 г.
141 крупнейшая фирма центрального промышленного р-на организовала в Москве Российский взаимный страховой союз, производивший операции по страхованию от огня движимого и недвижимого имущества к 1913 г. его активы составляли 5,2 млн. руб. Функционировали, кроме того, взаимные об-ва землевладельцев по страхованию посевов от градобития Московское (с 1877 г.
), Церера (с 1901 г.) и др. Однако в целом взаимное страхование значительно уступало по своим размерам акционерному. Так, в 1913 г. вся сумма застрахованного имущества составляла 21 млрд. руб., из к-рых на долю акционерных об-в приходилось 63%, земского страхования— 15%, городских взаимных об-в —8%.
В том же году из общей суммы страховых взносов в 204,5 млн. руб. на долю акционерных об-в падало 63,1%, земств — 16,8%, взаимного страхования — 6,7%. [c.384]
ЗЕМСКОЕ СТРАХОВАНИЕ —страхование имущества в дореволюционной России, осуществлявшееся органами местного самоуправления— земствами. По Положению о 3. с. 1864г. каждое губернское земство должно было вести операции только в пределах своей губернии. 3. с.
находилось в ведении губернского земского собрания, к-рое утверждало тарифы страховых платежей, нормы обеспечения и инструкции по страхованию для земских управ, волостных правлений и агентов, распоряжалось страховыми средствами, рассматривало отчеты губернских земских управ и т. д.
Руководство страховым делом осуществлялось губернскими земскими управами непосредственно 3. с. проводили уездные земские управы, волостные правления и страховые агенты. [c.437]
Важную роль сыграли земства и в страховании жизни при организации в 1890 г. пенсионных касс. Последние принимали на себя обязательства по выплате ренты своим участникам и членам их семей лишь при поступлении в кассу денежных взносов. В 1894г. объем страховой ответственности земств составил 991 млн руб.
, а поступление страховых платежей — 13 млн руб. В целом в 1913 г. на долю земского страхования приходилось 16,8% общей суммы страховых платежей общероссийского страхового рынка. Доля иностранного капитала в страховом деле в 1890 г. составляла 24,4%.
Иностранные страховые общества контролировались Министерством внутренних дел, а подчинялись общей системе государственного страхового надзора. Прежде чем начать свою деятельность, они должны были внести в государственное казначейство денежный залог 500 тыс. руб.
золотом и резервировать на счетах государственного банка 30% поступлений страховых платежей. [c.99]
ГОССТРАХ СССР — сокращенное наименование существовавшего до 1958 г. Главного управления государственного страхования СССР совместно с его органами в республиках, краях, областях, городах и районах. Система Г. СССР создавалась постепенно. В 1918 г.
в стране продолжали действовать акционерные страховые об-ва земское, взаимное страхование было передано местным органам власти. Для контроля за работой всех страховых организаций в 1918 г.
при Совнаркоме РСФСР был организован Совет по делам страхования, к-рым руководил Главный комиссар по делам страхования, назначенный Совнаркомом и входивший в его состав с правом совещательного голоса. Декретом от 28 ноября 1918 г.
Об организации страхового дела в Российской Республике страхование во всех его видах и формах объявлено государственной монополией руководство страхованием возлагается на ВСНХ, в составе к-рого организуется Пожарно-страховой отдел с местными органами в виде страховых отделов губернских и уездных совнархозов.
Однако продолжать страхование в условиях военного коммунизма не представилось возможным и в 1920 г. имущественное страхование было отменено. Переход к нэпу и необходимость быстрого подъема с. х-ва обусловили восстановление страхования в 1921 г. на основе ленинского декрета от 6 окт.
О государственном имущественном страховании в составе Наркомфина РСФСР организуется Главное управление государственного страхования и страховые подотделы губернских финансовых отделов. В 1922 г.
в целях усиления самостоятельности Главное управление Госстраха преобразуется в Главное правление государственного страхования, а страховые подотделы — в самостоятельные губернские конторы, подчиненные Главному правлению Госстраха в уездах и городах организуются отделения и агентства Госстраха. В 1930 г. было признано целесообразным упразднить самостоятельную страховую систему страхование внутри страны перешло непосредственно к Наркомфину СССР и его местным органам (налоговому аппарату). После постановления ЦК ВКП(б) от 8 марта 1933 г. о государственном страховании вновь создается самостоятельная страховая система во главе с Главным управлением государственного страхования СССР [c.286]
Декретом Совета Народных Комиссаров от 28 ноября 1918 г, Об организация страхового дела в Российской Республике » страхование во всех его видах и формах было объявлено государственной монополией. Все частные страховые общества ликвидировались, бывшие земские, советско-народные и взаимно-городские страховые организации объявлялись достоянием РСФСР.
Проведение государственного имущественного страхования и противопожарных мероприятий возлагалось на ВСНХ и его местные органы, государственного личного страхования — на сберегательные кассы. Страхование государственных, предприятий и их имуществ было прекращено.
Кооперативным организациям разрешалось, в изъятие из государственной страховой монополии, проводить взаимное страхование движимости и товаров. [c.32]
ЛЕЖАВА Андрей Матвеевич (19.2.1870—8.10.1937), советский парт, и гос. деятель. Чл. Коммунистки, партии с 1904. Окончил Тбилисский учительский ин-т. В кон. 80-х гг. примкнул к народшгч. движению. В 1893 арестован и сослан в Якутию. В ссылке стал марксистом и с кон. 90-х гг. начал революц. деятельность.
Вёл парт, работу в Тбилиси, Воронеже, Н. Новгороде (ныне Горький), Саратове, Москве. 15 лет сотрудничал в гор. и земских учреждениях и страховых обществах. После Окт. революции 1917 — на руководящей хоз. и сов. работе. В 1917—18 работал в комиссии но страхованию в Петрограде. В 1919 чл.
центр, правления рабочей кооперации, в 1919—20 пред. Центросоюза. В 1921—22 зам. наркома внеш. торговли. В 1922—24 нарком внутр. торговли в 1924—30 зам. пред. СНК РСФСР, одновременно пред. Госплана РСФСР в 1930 — 1937 начальник Гл. управления субтроиич. культур СССР.
Делегат 10-го, 13 —17-го съездов партии на 15-м съезде избирался чл. ЦКК. [c.337]
Таким образом, к концу XIX в. в Российской империи существовала система страхования в российских и иностранных акционерных страховых обществах, городских взаимных и земских страховых обществах, а также государственное страхование (пенсионные кассы) для горнорабочих, железнодорожников и сельских хозяйств в неземских губерниях. Страховое дело развивалось. [c.99]
Источник: https://economy-ru.info/info/40239/