Воздушный пункт управления

Разорванное воздушное «Звено»

В современном мире стратегические воздушные командные пункты (ВКП) есть только в ВВС США и России. Но из-за неоправданного решения бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова российские Ил-80 и Ил-82 оказались в незавидном положении.

В октябре 2013 года в отечественных средствах массовой информации впервые появились данные о фактическом состоянии Военно-воздушных сил России.

Согласно опубликованным цифрам только 49 процентов самолетов боевого состава находится в исправном состоянии, а во всем авиационном парке их не более 42 процентов.

Обратите внимание

Воздушных пунктов управления Ил-80 и Ил-82 вообще 20–25 процентов, то есть парк этих специальных машин фактически прикован к земле.

Ил-80 создан на базе пассажирского лайнера Ил-86 в качестве летающего командного пункта, предназначен для управления вооруженными силами в ходе конфликта с применением ядерного оружия.

О секретном Ил-82 точных сведений нет, вероятно, спецмашина построена на базе военно-транспортного Ил-76.

По другим предположениям, это самолет-ретранслятор, поддерживающий устойчивую работу линий связи и управления Ил-80.

Согласно тендеру, объявленному Минобороны в ноябре 2013-го, на страхование ответственности владельца воздушных судов на 2014 год в составе ВВС России числится четыре Ил-80 и три Ил-82. Достоверно известно только о двух машинах этого типа, ныне базирующихся в подмосковном Чкаловске.

Примечательно, что по условиям, указанным в приложении к документу, оба типа машин отнесены к так называемому третьему риску, то есть страхуются на период выполнения международных полетов.

Суммируя эти цифры, можно сделать вывод, что из шести-семи самолетов фактически боеспособны только 1,5 машины.

Система «Звено», в которую входят Ил-80 и Ил-82, является наиболее закрытой во всех ВВС России.

Важно

Будучи аналогом американских «самолетов судного дня» Е-4В на базе «Боинг-747-200», российские летающие командные пункты должны обеспечить Верховному главнокомандующему и руководству Генштаба возможность управления стратегическими ядерными силами в случае полномасштабной войны.

Поэтому названная цифра 1,5 вызывает обоснованное опасение специалистов, ведь Ил-80 и Ил-82 должны нести круглосуточное боевое дежурство и по первой команде не просто подниматься в воздух, а обеспечивать устойчивую работу всех систем.

Попробуем разобраться, что происходит с парком уникальных самолетов системы «Звено» и как проблемы с их техническим состоянием влияют на боеготовность стратегических ядерных сил (СЯС) России.

От воздушного лайнера к пункту управления

Выдающийся советский и российский авиаконструктор Генрих Новожилов, возглавлявший с июля 1970 по декабрь 2005 года Конструкторское бюро имени С. В. Ильюшина, в своих мемуарах «О себе и самолетах» описывает создание «Звена» и указывает, что инициатором проекта Ил-80 выступил маршал связи Андрей Белов.

По замыслу военных у каждого рода войск должен иметься свой командный пункт, еще один – у Генерального штаба. ВКП Генштаба был главным в этой системе. Если сам самолет разрабатывало КБ имени С. В. Ильюшина, то бортовое оборудование создавалось Научно-исследовательским институтом автоматической аппаратуры под личным руководством академика Владимира Семенихина.

Для обеспечения устойчивого электропитания бортового оборудования на Ил-80 дополнительно установили два двигателя НК-24.

По словам Новожилова, так как в час Х эти самолеты должны находиться в воздухе до 24 часов, пришлось разработать и установить систему дозаправки топливом. Первоначально такую систему получил только воздушный пункт управления (ВзПУ) Генерального штаба. В хвостовом отсеке Ил-80 устанавливалась выпускаемая антенна длиной несколько метров.

Ил-80 «Звено» – уникальное изделие, не уступающее американским аналогам Е-4В. Но выбор Ил-86 в качестве носителя оказался не совсем удачным, а работы по Ил-96 на момент создания «Звена» только начинались.

«Ил-86 – это среднемагистральный самолет с дальностью полета до четырех тысяч километров. Он изначально создавался для перевозки пассажиров по маршрутам из Москвы в Новосибирск, Алма-Ату, Адлер. А вот «Боинг-747» летал на трансконтинентальных линиях.

Поэтому он по определению висел в воздухе дольше», – рассказал газете «Военно-промышленный курьер» инженер-авиастроитель, участвующий в проектировании перспективных образцов авиационной техники.

По его словам, большую роль играет и аэродинамическое сопротивление.

«В аэродинамических характеристиках 747-й и наш 86-й во многом равноценны как машины одного поколения.

Совет

Но на Ил-80 визуально хорошо просматривается в носовой части продолговатая конструкция, увеличивающая аэродинамическое сопротивление, что в свою очередь ведет к повышенному расходу топлива.

Машина секретная, поэтому я не знаю массогабаритные характеристики бортового оборудования. Судя по всему, это довольно тяжелая нагрузка», – продолжил представитель авиационной отрасли.

В некоторых средствах массовой информации утверждается, что время полета Ил-80 без дозаправки в воздухе может составлять пять-шесть часов, что явно уступает восьми – одиннадцати часам Е-4В.

Наделавший много шума в мире перелет американского «самолета судного дня» на турецкую авиабазу «Инджирлик» осенью прошлого года, по сообщению пресс-службы командования ВВС США, прошел без дополнительной дозаправки топливом в воздухе.

В то же время парк самолетов-топливозаправщиков Военно-воздушных сил России не идет ни в какое сравнение с американским.

«Двигатели НК-86 все-таки маловаты по своим характеристикам для такой большой машины, как Ил-86. Это не вина КБ Ильюшина, создавшего прекрасный самолет из того, что имелось. За всю историю эксплуатации лайнера произошло всего два летных происшествия – уникальный показатель для авиационной промышленности. Но более мощного движка ему явно не хватало», – считает собеседник «ВПК».

Имеющиеся проблемы были известны еще и в советских ВВС, которые в 1991-м заказали научно-производственному предприятию «Полет» опытно-конструкторскую работу по модернизации бортового комплекса Ил-80, получившую название «Звено-2».

Но распад СССР и постепенный отказ авиакомпаний от Ил-86 с выведением их авиапарков сказались и на эксплуатации Ил-80 в ВВС России.

Только в 1997 году начались работы по модернизации Ил-82, продолжавшиеся до 2010-го, а Ил-80 вернулись в небо в 2005 году.

Скорее мертвый, чем живой

В 2012-м стало известно, что Минобороны рассматривает возможность отказа от эксплуатации самолетов Ил-80 и Ил-82 без их дальнейшей замены. По некоторым данным, за этим решением стояли тогдашний министр Анатолий Сердюков и начальник Генерального штаба генерал армии Макаров.

Разъяснения этого решения так и не появилось. В том же году начались испытания первого модернизированного по проекту «Звено-2» Ил-80 с новым унифицированным бортовым комплексом технических средств. В процессе модернизации Ил-80 «Звено-2» получил систему дозаправки топливом в воздухе.

Если вернуться к мемуарам Генриха Новожилова, то можно предположить, что из-за особенностей подчиненности ВзПУ родам войск все машины имели индивидуальные различия в составе бортового оборудования. Но вероятнее всего, Генштаб и ВВС России решили унифицировать все четыре Ил-80.

Обратите внимание

Также стоит отметить, что в конце 90-х годов Ил-80 и Ил-82 сменили подчиненность, перейдя из состава отдельной авиационной эскадрильи управления и ретрансляции 8-й авиационной дивизии особого назначения в 3-ю авиационную эскадрилью 929-го ГЛИЦа ВВС России, базирующуюся на подмосковном аэродроме Чкаловский.

Планы нынешнего руководства Минобороны по эксплуатации Ил-80 пока не обнародованы.

В прошлом году, судя по частным фотографиям любителей авиации, Ил-80 с бортовым номером RA-86148 прошел ремонт и перекраску на авиационно-технической базе аэропорта «Домодедово».

Тем не менее парк ВКП России остается не в лучшем состоянии. Неизвестно, прошли ли модернизацию по проекту «Звено-2» другие машины, помимо борта RA-86148.

У американцев с Е-4В тоже не все гладко. Минобороны США считает, что в современных условиях ВКП представляют собой рудимент холодной войны.

В 2004 году администрация Джорджа Буша сняла с режима 24-часовой готовности Е-4В и они стали использоваться для международных визитов, а также как временные штабы в случае возникновения стихийных бедствий национального масштаба. В 2006-м министр обороны Дональд Рамсфелд сообщил, что «самолеты судного дня» будут списаны до 2009 года.

Правда, сейчас срок продлен до 2015-го. Все возложенные на них задачи передадут обоим лайнерам специальной серии «Боинг» VC-25, которые перевозят президента страны, а потому известны как «Борт номер один».

Если от ВКП отказываются практичные американцы, то и в России возникает вопрос о необходимости системы «Звено». Так называемые самолеты президента Ил-96ПУ, исходя из открытых сведений, могут взять на себя функции, аналогичные Е-4В и VC-25. Анатолий Сердюков и Николай Макаров уже высказывались на эту тему.

Главный редактор интернет-проекта Militaryrussia Дмитрий Корнев заявил газете «ВПК»: «Сейчас стратегические ядерные силы России активно обновляются.

Важно

Речь идет не только о новых межконтинентальных баллистических ракетах «Ярс», «Булава» и т. д., но и о новейших автоматизированных системах управления.

В частности, АСУ «Воззвание» позволяет осуществлять пуск ракет и в случае необходимости перенацеливать их на активном участке траектории полета».

По словам эксперта, стационарные пункты управления уязвимы для средств поражения, разрабатываемых Пентагоном в рамках концепции неядерного глобального удара. А ВКП сложно отследить и поразить.

«Современная атомная война – это уже не просто обмен ударами, как представлялось в 70–80-е годы. У сторон появилась возможность менять сценарии нанесения ударов, ведутся работы по созданию систем противоракетной обороны. Ил-96ПУ может обеспечить запуск СЯС, но осуществлять руководство операцией должны подготовленные офицеры-операторы Генерального штаба и ВзПУ», – уверен Корнев.

По мнению авиационных специалистов, если работы по «Звену» продолжатся, то рациональнее использовать для размещения новой перспективной аппаратуры самолет Ил-96.

«Пока из всех машин, предложенных российским авиапромом, Ил-96 летает дальше всех. Конечно, по сравнению с «восемьдесят шестым» он перевозит меньше груза и пассажиров, а значит, теоретически могут возникнуть проблемы с размещением специальной аппаратуры.

В то же время современная элементная база позволяет значительно снизить массогабаритные характеристики оборудования. В этом случае есть вероятность, что ВзПУ на базе Ил-96 не потеряет значительно в дальности и времени полета. Возможно, даже получится обойтись и без самолетов-ретрансляторов Ил-82.

Стоящие на Ил-96 двигатели ПС-90 достаточно экономичны и надежны», – говорит инженер-авиастроитель, участвующий в разработке перспективных образцов авиационной техники.

Генеральный директор – генеральный конструктор Авиационного комплекса имени С. В.

Ильюшина Виктор Ливанов в интервью газете «Военно-промышленный курьер» ранее сказал, что четыре грузовых Ил-96-400Т, стоящих на территории авиационного завода в городе Воронеже и от которых отказалась авиакомпания «Полет», сейчас переоборудуются в специальные самолеты. Уточнять, в какие именно, Ливанов не стал.

Воздушные пункты управления Ил-80 и Ил-82 необходимы для успешного функционирования СЯС России, поэтому будем надеяться, что нынешнее руководство Минобороны откажется от планов Анатолия Сердюкова и не последует опыту Пентагона, а совместно с АК Ильюшина не только вернет в воздух «Звено», но и начнет разработку новых ВзПУ с современным специальным оборудованием на борту.

Источник: https://vpk-news.ru/articles/19725

Авиация России

Минобороны РФ начинает модернизацию пяти самолётов Ил-22М-11 (изделие 40 «Зебра» ), в 2019 году первый самолёт поступит в войска, об этом сообщает газета «Известия».

Читайте также:  Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (асднр)

Воздушные командные пункты управления войсками во время ядерной войны самолёты Ил-22М-11 были приняты на вооружение в начале 1980-х годов. В ходе модернизации на самолёты будут установлены новейшие системы связи и управления, что сделает его многофункциональным летающим командным пунктом для управления наземными, воздушными и космическими группировками войск в режиме реального времени.

По информации из Минобороны, самолёты оснастят узлом ретрансляции, который будет интегрирован с наземными и воздушными автоматизированными системами управления. Работы планируется выполнить до 2021 года. Общая сумма затрат превысит 1,6 млрд рублей.

Совет

Первым будет модернизирован Ил-22М-11 с бортовым номером RF-9441. Этот самолёт совершил свой первый полёт в 1982 году. Ему практически полностью заменят электронную начинку, оборудуют радиоретранслирующей станцией, передающей и принимающей информацию по защищённым каналам связи в цифровом формате. На борту появятся новая аппаратура связи и высокотехнологичные пункты управления.

Благодаря изменениям самолёт станет совместим со всеми автоматизированными наземными и воздушными системами управления войсками, что позволит непосредственно с самолёта руководить учениями, управлять разнородными и межвидовыми группировками при проведении специальных операций. А в случае войны — координировать войска военного округа или фронта.

Модернизация не затронет планер самолёта, который обладает большим запасом прочности благодаря клёпанным, а не сварным соединениям, что значительно снижает усталость металла и коррозию. Самолёту в очередной раз будет продлён ресурс

Комфортнее станет и в салоне летающего командного пункта. В нём оборудуют рабочее место и комнату отдыха командующего. В командном отсеке на большом мониторе можно будет в режиме реального времени следить за оперативной обстановкой и руководить войсками. Для офицеров-операторов, которые непрерывно несут службу на своих рабочих места, будет оборудован отсек со спальными местами.

Всего за годы производства был выпущен 21 самолёт Ил-22М-11. Первый самолёт прошёл модернизацию в 2013 году.

Семейство военных самолётов Ил-22 создавалось на базе гражданского турбовинтового лайнера Ил-18. Лайнер обладает уникальными лётными качествами и высокой экономичностью. Большая дальность полёта позволяет длительное время находиться в воздухе в режиме патрулирования. Современные турбореактивные лайнеры не могут превзойти эти показатели.

Фото (с) Михаила Мизикаева (https://russianplanes.net/id176188)

(4

Источник: https://aviation21.ru/vozdushnyj-punkt-upravleniya-il-22m-11-projdyot-modernizaciyu/

Воздушный командный пункт Ми-9 (Ми-8ИВ)

Воздушный командный пункт Ми-9 (Ми-8ИВ).

Разработчик: ОКБ Миля
Страна: СССР
Первый полет: 1977 г.

Первые Ми-8ВКП (именовались иногда Ми-8ВзПУ — воздушными пунктами управления) переоборудовали в начале 70-х годов сами военные, с учетом опыта эксплуатации аппаратов аналогичного назначения на базе вертолета Ми-4. С Ми-8Т было снято все транспортное оборудование и вооружение (но рама подвески оставлена) и установлен комплекс аппаратуры вертолета Ми-6ВКП с уменьшенным количеством станций.

Первая же серийная модификация, созданная на МВЗ, — командный пункт Ми-9 (Ми-8ИВ) — появилась в 1977 году.

Она оснащалась комплексом средств связи, включавшим специальную систему радиостанций и радиоретрансляторов, и предназначалась для командиров мотострелковых (танковых) и авиационных дивизий.

Модернизация Ми-8МТ послужила базой для разработки в 1987 году новых модификаций воздушных пунктов управления Ми-19 для командиров мотострелковых и танковых дивизий и Ми-19Р для командиров ракетных дивизий.

Модификации:
Ми-8ВКП (Ми-8ВзПУ) — воздушный командный пункт, оборудованный непосредственно в войсках из Ми-8Т. Переоборудовано в начале 70-х годов несколько вертолётов. Ми-9 (Ми-8ИВ) — серийный командный пункт. Выпускался в 1977-1987 годах. Ми-19 — командный пункт для командиров мотострелковых и танковых дивизий на базе Ми-8МТ. Выпускался с 1987 года.

Ми-19Р — командный пункт для командиров ракетных дивизий.

ЛТХ:

Обратите внимание

Модификация: Ми-9 Диаметр главного винта, м: 21,29 Диаметр хвостового винта, м: 3,91 Длина, м: 18,424 Высота, м: 4,755 Масса, кг -пустого: 7100 -нормальная взлетная: 11100 -максимальная взлетная: 13000 Внутренние топливо, кг: 1450 + 1420

Тип двигателя: 2 х ГТД ТВ3-117МТ

-мощность, кВт: 2 х 1454 Максимальная скорость, км/ч: 250 Крейсерская скорость, км/ч: 240 Практическая дальность, км: 950 Дальность действия, км: 495 Практический потолок, м: 5000 Статический потолок, м: 1760 Экипаж, чел: 2-3

Полезная нагрузка: до 20 пассажиров.

Ми-8ВКП (Ми-8ВзПУ) ВВС СССР на стоянке.

Ми-8ВКП (Ми-8ВзПУ) ВВС СССР на стоянке.

Ми-8ВКП (Ми-8ВзПУ) ВВС СССР на стоянке.

ВКП Ми-9 (Ми-8ИВ) ВВС СССР на стоянке.

Антенны радиостанций, установленных на борту Ми-9.

Антенны радиостанций, установленных на борту Ми-9.

Антенны радиостанций, установленных на борту Ми-9.

Блоки выброса пассивных помех АСО-2В.

Ми-9 (Ми-8ИВ) ВВС ГДР.

Ми-9 (Ми-8ИВ) ВВС Венгрии.

ВКП Ми-19 (Ми-8ИВ) ВВС СССР в полете.

Ми-9 (Ми-8ИВ) ВВС ГДР. Рисунок.

Ми-9. Схема.

.

.

Список источников: Е.И.Ружицкий. Вертолеты. Вадим Михеев. Ми-8 — 40 лет в строю. Крылья Родины. В.Ермолаев. Вертолет Ми-8. Крылья Родины. Николай Васильев. Нестареющие «восьмерки». Крылья Родины. Вадим Михеев. Многоцелевой винтокрыл XXI века.

Сайт авиационной истории (aviahistory.ucoz.ru).

Источник: http://xn--80aafy5bs.xn--p1ai/aviamuseum/aviatsiya/sssr/samolety-spetsnaznacheniya/vozdushnye-komandnye-punkty/vozdushnyj-komandnyj-punkt-mi-9-mi-8iv/

Ответный удар гарантирован: зачем России нужен «самолет Судного дня»

Пассажирский дальнемагистральный самолет Ил-96-400 на 6-м Международном авиакосмическом салоне МАКС-2003
© РИА Новости. Александр Поляков

Минобороны России вскоре получит новый воздушный пункт управления (ВПУ) на случай глобального военного конфликта или ядерной войны, который представляет собой уже третье поколение в ряду подобных российских комплексов. ВПУ, который называют «самолетом судного дня», создан на базе самолета Ил-96-400, и строится в цехах Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО).

Второе поколение ВПУ — на базе самолета Ил-80 — было передано заказчику в 2015 году.

Экономичный и живучий

Зачем в принципе нужны воздушные пункты управления? Если начнется полномасштабная война, и противник уничтожит наземные командные пункты, ВПУ обеспечивают Верховному главнокомандующему и руководству Генштаба возможность управления стратегическими ядерными силами.

Уникальный по своим характеристикам комплекс обеспечивает управление всеми видами и родами войск.

Третье поколение отличается высокой функциональностью, живучестью, надежной защитой от поражающих факторов ядерного взрыва и экономичным энергопотреблением.

В самолете созданы комфортные условия для многочасовой работы высшего командного состава ВС РФ, оперативной группы офицеров Генштаба и специалистов технической группы, отвечающей за работу спецоборудования.

Ил-96-400 — версия широкофюзеляжного авиалайнера Ил-96 с двигателями ПС-90А1 и увеличенной грузоподъемностью.

Из всех машин российского авиапрома Ил-96 летает дальше всех, хотя перевозит меньше полезной нагрузки по сравнению с Ил-86.

Однако современная элементная база комплекса ВПУ значительно снижает массогабаритные характеристики.

Важно

Бортовой комплекс третьего поколения сможет работать со всеми существующими и перспективными автоматизированными системами боевого управления.

В начале XXI века технологии управления совершили революционный скачок, и конструкторам приходится вносить существенные изменения в совершенные еще вчера системы.

Только Россия и США могут позволить себе разработку и производство такой сложной и дорогой авиатехники. Проект ВПУ на базе дальнемагистрального Ил-96-400 стартовал в 2015 году, и обещает стать заметным событием в мире.

Для чего же создаются эти чудо-корабли?

Судный день

«Самолет Судного дня» Ил-80
© Flickr/ Dmitry Terekhov

Действующий сегодня воздушный пункт управления создан на базе самолета Ил-86 и называется Ил-80 или Ил-86ВКП. Это резервный центр управления в случае возникновения по-настоящему чрезвычайной ситуации или начала полномасштабной агрессии против России. И стремительный ввод в строй третьего поколения ВПУ свидетельствует о серьезности внешних угроз.

Обстановку широкомасштабного военного конфликта мы можем моделировать без опоры на аналогичные события (если не считать таковыми Хиросиму, Нагасаки и многочисленные испытания ядерного оружия). Как это будет в реальности, никому не известно.

Вероятно, несколько самолетов-ВПУ тихо ждут своего часа X, или команды — следовать на запасной аэродром, для рассредоточения.

Стратегические ядерные силы России активно обновляются, появляются новейшие автоматизированные системы управления, которые позволяют осуществлять пуск ракет и перенацеливание их на активном участке траектории полета.

Даже при эшелонированной ПВО и многократном дублировании всех систем связи, каналов передачи боевой информации, стационарные пункты управления уязвимы для средств поражения Пентагона (в рамках концепции неядерного глобального удара).

Современная война — не простой обмен ударами, ведь у сторон появились возможности гибкой смены сценария. Самолеты-ВПУ изначально и на неопределенно долгий срок отодвигают сценарий «Судного дня».

Но если все же произойдет непоправимое, воздушные пункты управления разделят судьбу сограждан, какой бы она ни была. Только сначала уничтожат страну-агрессора и его союзников.

Совет

Очевидно, самолеты-ВПУ — одно из дублирующих звеньев управления. Нет гарантии, что ВПУ дадут вовремя взлететь, а держать самолет в небе на постоянном боевом дежурстве — проблематично.

В случае глобальной войны ВПУ предстоит полет с дозаправками в течение 2-3 суток. Необходимы запасные аэродромы в отдаленных уголках России и сопутствующие объекты инфраструктуры.

Разумеется, очень многое зависит не столько от ВПУ, сколько от состояния Вооруженных Сил РФ в целом, от системы планирования и связи, алгоритмов боевого применения ядерного оружия и от политической воли главы государства.

Американские аналоги

Источник: https://www.putin-today.ru/archives/29032

«Самолёт Судного дня». Каким будет крылатое возмездие?

В следующем году в России начнется разработка нового воздушного командного штаба, на базе самолета Ил-96-400. Новый самолет, должен будет заменить существующие сейчас Ил-80. Он сможет находиться в воздухе без посадки до 3-х суток, и управлять ядерной триадой страны практически из любой точки планеты.

Разбиремся с тем, что представляет из себя «Самолёт Судного дня» — именно так называют воздушные командные пункты управления войсками.

Сама по себе идея создания мобильного командного пункта на случай войны не нова.

Вопрос создания так называемого МКП, или мобильного командного пункта, начали отрабатывать практически сразу после завершения Второй мировой. Однако первые эксперименты по созданию МКП серьёзных результатов не принесли.

В основном в качестве рабочего варианта рассматривалась тема наземного комплекса обеспечения управления и связи, состоящего из нескольких грузовых автомобилей.

Позднее идею отвергли: перемещение колонны автомобилей вероятный противник мог обнаружить с помощью средств разведки и авиации. Провальная идея с желанием создать передвижные сухопутные пункты управления была подхвачена и развёрнута в нужное русло практически сразу, и в начале 60-х годов стали появляться первые образцы самолётов, переоборудованных для связи с войсками на земле.

Прелесть решения заключалась в том, что постоянное дежурство таких самолётов в небе исключало любое неожиданное нападение со стороны противника и даже самый плохой сценарий развития событий в этом случае не выглядел безнадёжным.

Если по той или иной причине все наземные коммуникации и линии связи могли выйти из строя, то несколько самолётов, переоборудованных в воздушный командный пункт, могли обеспечить передачу приказа и гарантировать ответный удар. Согласно замыслу, ВКП должны были обеспечить минимум два важных условия.

Во-первых, наладить устойчивый канал связи первых лиц государства с войсками и важнейшими государственными структурами, во-вторых, гарантировать неотвратимость удара даже в случае полномасштабной ядерной войны.

Обратите внимание

Первые советские ВКП — турбовинтовые Ил-22, построенные на базе гражданских Ил-18 — получились универсальными. Самолёт был сконструирован и оснащён так, что с его помощью можно было не только приводить в действие «ядерный маховик», но и осуществлять управление войсками на отдельных направлениях.

Читайте также:  О работе пожарного инспектора мчс

Новое поколение самолётов — Ил-86ВКП — так же создавалось с учётом длительных перелётов и дорабатывалось с целью работы в условиях полномасштабной войны. Для размещения оборудования, средств связи и личного состава был выбран вместительный пассажирский самолёт Ил-86.

Четыре двигателя, длина в две трети футбольного поля и грузоподъёмность 42 тонны гарантировали размещение нужного оборудования и комфортную работу «спецпассажирам».

Несмотря на «мирную» базу, от своего гражданского собрата переоборудованный Ил-86ВКП значительно отличался.

Отличить спецборт на стоянке от гражданских лайнеров не составит большого труда даже в том случае, если самолёт плохо освещён или подойти к нему на близкое расстояние не представляется возможным.

Массивный отсек для средств связи, своеобразный «горб» чуть позади над кабиной пилотов и есть визитная карточка отечественного «самолёта Судного дня».

Похожих контейнеров для радиоэлектронного оборудования, не предусмотренных для установки в гражданские, несколько, однако все главные секреты «летающего Генштаба» всё же находятся внутри.

Несмотря на то что доступ к таким бортам для всех посторонних закрыт, судя по уровню реализации идеи, можно утверждать, что Ил-86ВКП помимо мощных приёмно-передающих устройств оснащён полным комплексом обработки, шифровки/дешифровки сигналов, спецканалом связи (включая спутниковый) и средствами радиоэлектронной борьбы для защиты борта от поражения авиационными ракетами.

Сведения о составе оборудования Ил-80 засекречены до сих пор — беспрецедентный случай в истории авиастроения. И хотя конструкция, частоты связи, количество дежурных на постах и средства бортовой обороны всё ещё закрыты, о некоторых устройствах воздушного командного пункта стоит рассказать отдельно.

Наряду с управлением Сухопутными, Воздушно-космическими войсками и другими родами войск, особую ценность в составе Вооружённых сил России составляет ядерная триада — ядерные заряды, размещенные на сухопутных, авиационных и морских носителях.

Для осуществления связи и обмена информацией с подводными лодками, скрытно действующими во всех районах Мирового океана, Ил-80 оснащён не только специальным каналом связи, но и уникальной антенной, смонтированной в хвостовой части.

Длина развёрнутой в рабочее положение антенны составляет восемь километров и позволяет связаться с подводными лодками на больших дальностях, причём субмаринам для сеанса радиосвязи не нужно «переходить» в надводное положение.

Важно

Как и любое воздушное судно стратегического значения, воздушные командные пункты Ил-86ВКП неоднократно модернизировались — программы доработки и переоснащения борта современным радиоэлектронным оборудованием позволят продержать воздушный командный пункт в строю до 2025 года. Забегая вперёд, стоит отметить, что Ил-86ВКП не был единственным самолётом для обеспечения связи в час икс.

Ещё в СССР был спроектирован и построен самолёт Ил-76ВКП — машина связи и управления войсками на базе транспортника Ил-76. И хотя 76-й имеет куда меньшие размеры относительно своих старших собратьев, по количеству передовых технических решений Ил-76ВКП находится в одном строю с другими самолётами.

Большая часть узлов, агрегатов, систем связи и переработанный фюзеляж перекочевали на Ил-76ВКП с другого борта особого назначения — самолёта дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) А-50.

Как и в случае со «старшими товарищами», Ил-76ВКП из состава 3-й авиационной эскадрильи отличаются от пассажирских и транспортных бортов блоками аппаратуры для спецсвязи, а также изменённым и доработанным фюзеляжем.

Третье поколение «самолётов Судного дня» от своих предшественников будет отличаться чуть более, чем полностью. По данным источника Лайфа, за основу воздушного командного пункта следующего поколения взят самолёт Ил-96-400Т — грузовая модификация Ил-96-300. На таком же самолёте, Ил-96-300ПУ, летает президент и Верховный главнокомандующий вооружёнными силами Владимир Путин.

Характеристики Ил-96-400Т уже сейчас позволяют разработчикам и производителям радиоэлектронного оборудования на сто процентов использовать собственные наработки в области связи и защищённых каналов для передачи данных.

В отличие от модернизированных Ил-86ВКП «самолёт Судного дня», построенный на базе Ил-96-400Т, сможет принимать до 92 тонн полезной нагрузки.

И хотя дальнемагистральный самолёт разрабатывался для коммерческого использования, 92 тонны радиоэлектронного оборудования позволят обеспечивать устойчивую связь со всеми штабами и военными округами.

По словам источника в ОПК, запас топлива и конструкция производительных авиадвигателей позволят новой «воздушной крепости» летать на расстояние до 11 тысяч километров. Третье поколение ВзПУ с учётом уже внедрённых в промышленное производство решений окажется на голову эффективнее Ил-86ВКП.

Во-первых, такое понятие, как «ограниченная дальность полёта», практически исчезнет: новый спецборт без особых проблем сможет махнуть через всю страну.

Во-вторых, по сравнению с предыдущим ВзПУ новый самолёт на базе Ил-96-400Т длиннее почти на десять метров, что позволяет разместить на свободном участке фюзеляжа дополнительное оборудование или предметы для быта членов экипажа.

Совет

В-третьих, современная элементная база, выпуск которой предприятиями российского ВПК уже налажен, позволит на несколько порядков снизить габариты и массу специального оборудования для связи и передачи данных.

Эксперты утверждают, что в связи с этим новый самолёт могут оснастить дополнительными топливными баками, с использованием которых дальность беспосадочного перелёта воздушного командного пункта значительно возрастёт и составит 13 тысяч километров вместо 11. Сообщается также, что, вобрав в себя весь опыт отечественной науки и современную электронику, новый самолёт на базе Ил-96-400Т в ближайшем будущем сможет заменить все эксплуатируемые самолёты подобного типа.

Помогите статье попасть в ТОП!

Вы рекомендуете статью

Добавить
закладку

Убрать
закладку

Источник: https://defence.ru/article/samol-t-sudnogo-dnya-kakim-budet-krilatoe-vozmezdie/

Основные тактико-технические характеристики и состав бортового узла связи ВзПУ МИ-9, МИ-19 | Военсервис.рф

Воздушные пункты управления являются элементами командных пунктов и предназначаются для повышения устойчивости и непрерывности управления войсками.

ВзПУ применяется: для вылета командира соединения и других должностных лиц в.

части и подразделения, или при перемещении с одного пункта управления на другой, для управления частями (подразделениями) оторванными от основных сил, при передвижении частей (подразделений) и действиях в условиях обширных зон поражения, а так же в других случаях, когда управления с наземных пунктов затруднено.. По решению командира ВзПУ могут нести боевое дежурство на земле и в воздухе постоянно или по графику.

ВзПУ включают вертолеты, оборудованные бортовыми комплексами связи и автоматизации и боевые расчеты, состоящие из оперативных групп, технического состава и летных экипажей.

На вертолетах оборудуются рабочие места командира и офицеров оперативных групп.

Установленные на вертолетах средства связи организационно объединяются в бортовые узлы связи (БУС), которые в свою очередь объединяются в узел связи ВзПУ.

В состав УС ВзПУ тактического звена управления входят два бортовых узла связи МИ-9 (МИ-19).

Состав оборудования и основные возможности БУС ВзПУ

МИ-9 бортовой узел связи (вертолет МИ-8)
Радиостанции: 
Р-856 1
Р-111 2
Р-832М 1
Р-802ВЯ 1
Радиоприемники: 
Р-886Д 2
РРС Р-405 Р(415) п/к
Аппаратура:
Р-817Н 2
Т-600 1
МИ-19 бортовой узел связи (вертолет МИ-8)
Радиостанции: 
Р-865
Р-800Л2
Р-163-50У
Р-163-10В
Р-163-1В (носимая с Т-240С-1)
Радиоприемники: 
Р-887 1
Р-163АР 1
Аппаратура:
Т-230-1А 1
Т-240Д 3
Р-012М 1
ТА 4
МН-61ПВ 3
Т-235-3 1
БЭВМ 1
ЛИФП 2
ВКУ 3
УСО 1
АЦПУ 1
ПООВ 1

От БУС ВзПУ МИ-9 может обеспечиваться: одна ТФ и одна ТГ связь в КВ диапазоне, четыре ТФ связи или три ТФ связи и один канал для работы со скоростью 4800 бит/с в УКВ диапазоне, одновременный прием информации от двух корреспондентов, засекречивание двух ТФ каналов и одной ТГ слуховой связи.

Численность личного состава БУС МИ-9: 3 человека.

От БУС ВзПУ МИ-19 может обеспечиваться телефонная засекреченная связь гарантированной стойкости по пяти направлениям, а передача данных по четырем направлениям одновременно. Носимая радиостанция Р-163-1В может использоваться совместно с аппаратурой Т-240С на стоянке при выходе командира из ВзПУ с организацией радионаправления Р-163-1В Р-163-10В из состава БУС ВзПУ.

Численность личного состава БУС МИ-19:3 человека.

Источник: http://voenservice.ru/tth-apparatnyih-svyazi/osnovnyie-taktiko-tehnicheskie-harakteristiki-i-sostav-bortovogo-uzla-svyazi-vzpu-mi-9-mi-19/

Авиационная часть как система управления



Авиационная часть — отдельное авиационное подразделение, отдельный авиационный отряд, отдельная авиационная эскадрилья, авиационная база, центр показа авиационной техники, испытательный центр, учебный авиационный центр, летных испытаний станции военного представительства или авиаремонтного завода, объединенный авиационный отряд, организация авиационных видов спорта.

Рассмотрим особенности составляющих элементов авиационных частей и подразделений системы управления, которая должна обеспечить функционирование.

Органом управления части являются должностные лица с различными функциями, права и определенные официальные отношения, имеющие свои собственные методы и средства для выполнения возложенных на них задач.

Обратите внимание

Структура управления основана на личной ответственности исполнителей, назначенных для выполнения той или иной работы с возможностью изменять порядок в определенных условиях эксплуатации, при изменении боевых действий и обеспечивать кратчайший путь для информации.

Авиационный полк является основной тактической и административно-хозяйственной частью. Авиационный полк выполняет боевые задачи в составе соединения или самостоятельно. Каждому полку присваивается номер и вручается Боевое знамя.

В состав авиационного полка входит инженерно-авиационная служба и несколько авиационных эскадрилий.

Для выполнения задач авиационному полку оперативно подчинены части обеспечения (часть связи и радиотехнического обеспечения, авиационно-техническая часть и другие части).

Авиационная эскадрилья является тактическим и огневым подразделением и состоит из нескольких (2–3) звеньев (отрядов). Одна авиационная эскадрилья может базироваться на отдельном аэродроме.

Авиационное звено (отряд) является наименьшим тактическим и огневым подразделением. Звено состоит из 3–4 самолетов. Авиационный экипаж самолета состоит из командира экипажа, других лиц летного состава, инженерно-технического и обслуживающего персонала, осуществляющих подготовку и эксплуатацию самолета. Состав экипажа определяется в зависимости от рода авиации и выполняемых задач.

Командир авиационного полка управляет боевыми подразделениями и частями обеспечения через штаб и своих заместителей по летной, воспитательной работе, инженерно-авиационной службе, начальников служб (штурмана, начальника воздушно-огневой подготовки, начальника химической службы, начальника парашютно-десантной службы и др.). В повседневной деятельности в мирное время штаб также занимается руководством, обучением, воспитанием подчиненных подразделений и служб.

Элементы управления имеют командные штабы и службы.

Каждый элемент управления имеет специфический, чисто присущий ему характер и выполняет четко определенный набор задач.

Важно

Система управления авиационными частями и соединениями включает в себя: органы управления; пункты управления; связь и РТО; АСУ.

Деятельность органов управления направленна на обеспечение качества подготовки, выполнения боевых задач с максимальной эффективностью и минимальными затратами энергии и ресурсов.

Каждый элемент управления имеет четкую миссию и выполняет четко определенный набор задач.

Штаб — главный руководящий орган, он предназначен для решения всех вопросов управления авиационной части. Начальник штаба полка первый заместитель командира.

Он должен всегда быть в курсе ситуации и быть готовым доложить командиру обстановку, вытекающие из неё выводы и рекомендации, а также знать отданные командиром указания, организовать и контролировать их исполнение. Начальник штаба имеет право от имени командира отдавать приказы и распоряжения.

Читайте также:  Защитный костюм л-1: описание, порядок одевания и снятия

Он несет ответственность за организацию и поддержание непрерывного контроля, слаженную работу персонала и служб полка, а также штабов обеспечивающих частей.

Управление авиационными подразделениями осуществляется с помощью контрольных точек системы:

– командные пункты (КП);

– запасные командные пункты (ЗКП);

– тыловые пункты управления (ТПУ);

– вспомогательные пункты управления (ВПУ).

КП является главным центром управления, из которого командиры, осуществляют руководство авиацией при подготовке и в ходе военных действий. На КП размещены: командир, основная часть персонала, руководители службы, представители обеспечения и взаимодействующих частей.

Совет

Элементами командных пунктов являются передовые и воздушные пункты управления, а в истребительных дивизиях, кроме того, и пункты наведения.

Передовые пункты управления(ППУ) создаются на короткий период времени для возможности управлять подчиненными командирами подразделений в некоторых областях, при выходе к зоне боевых действий. На ППУ обычно работают оперативная группа штаба и назначенные командиром должностные лица.

Воздушные пункты управления(ВзПУ) предназначены для обеспечения стабильности управления подразделением. ВзПУ может нести боевое дежурство непрерывно или в соответствии с графиком, выработанным на земле или в воздухе.

Пункты наведения истребительной авиации(ПН ИА) развернуты на командных пунктах зенитно-ракетных или радиотехнических частей ПВО

ЗКП являются постоянными пунктами управления и предназначены для повышения стабильности, надежности и непрерывности управления.

На ЗКП всегда находится часть боевого состава руководящего органа во главе с заместителем командира или заместителя начальника штаба.

ТПУпредназначены для руководства тылом и частями технического обеспечения. На ТПУ расположены элементы управления тылом и командный пункт экстренной помощи.

ВПУ создаются в течение определенного периода времени в военно-транспортной авиации для контроля военно-воздушных сил, при выполнении десантирования и воздушных перевозок.

Контрольные точки могут быть стационарными и мобильными.

Обратите внимание

Стационарные контрольные точки в основном находятся в защищенных оборудованных убежищах, подземных бункерах и других подобных объектах.

Перемещение контрольных точек, оборудуются на КШМ, а также самолетах и вертолетах.

Система связи и радио обеспечивают материальную базу командования и управления. Для управления авиационными частями используются: радиорелейные, тропосферные, космические, проводные, мобильные и другие коммуникации. С помощью этих средств осуществляется телефонная, телеграфная, факсимильная связи для передачи данных.

Авиационные средства радиосвязи в сочетании наземного и бортового оборудования объединяются для различных целей, а также радиорелейные, тропосферные станции и телевизионные устройства.

Мобильные инструменты включают в себя: автомобили, бронетехнику, самолеты, вертолеты и другие средства, которые командир может использовать для поездки (полета) до подчиненных подразделений, а также доставлять боевые документы.

Сигнальные средства связи, используемые для уведомления, опознавания, целеуказаний и взаимодействия. К ним относятся: маркерная станция, приводная станция, маяки, сигнальные ракеты, дымовые шашки, трассирующие снаряды, светомаяки.

Основа для систем связи должна быть основана на требованиях к коммуникации и принципах организации связи и РТО.

Принципы систем связи и РТО — основные положения, определяющие системный подход к решению проблем построения систем связи и РТО в различных командованиях ВКС.

Основные организационные принципы построения систем связи и РТО заключаются в следующем:

– максимальное соответствие систем связи и РТО задачам, стоящим перед частями, соединениями, объединениями, и их боевым возможностям;

– создание в мирное время базовых систем связи и РТО, способных обеспечить потребности управления войсками при внезапном нападении противника;

– сопряжение систем (подсистем) связи и РTO различного предназначения;

– единство системы связи и РТО каждого звена управления;

– комплексное применение различных средств связи и РTO;

– централизация управления связью и РTO при развертывании и эксплуатации систем связи и РTO.

Максимальные соответствия системы связи и РТО. Задачи, стоящие перед частями, соединениями определяются их боевыми возможностями. Системы связи и РТО развертываются на основе решения командира, указаний вышестоящего штаба, инструкции начальника штаба, с принятием во внимание наличие и состояние сил и средств систем связи и РТО.

Достижение целей системами, линиями связи стоящих перед частями, соединениями достигаются за счет решения командира и принятием во внимание наличие и состояние сил и средства связи и РТО.

При этом учитывается необходимость совершенствования готовности к эксплуатации системы связи и РТО в целом или ее подсистем, возможным влиянием на системы связи и РТО противником, а также физических и географических особенностей театра боевых действий на котором будут выполнять свои функции данные системы.

Важно

Создание систем связи в мирное время необходимо для обеспечения высокой боевой готовности частей, соединений, объедений.

Для этой цели используются линии и каналы связи фиксированной базовой сети Вооруженных Сил и сети общего пользования, средства стационарных опорных узлов связи, средств связи и РТО других видов Вооруженных Сил, министерств и ведомств развертываются стационарные узлы связи и РTO пунктов управления частей, соединений, объединений, стационарные средства, комплексы и системы радиолокационного и радиосветотехнического обеспечения.

Сопряжение систем связи различного назначения проводит серию организационных и технических мер, направленных на обеспечение их сотрудничества на различных этапах.

Выделяют следующие этапы:

– Разработка систем, комплексов и средств связи и РТО;

– Планирование коммуникации и РTO для следующего боя;

– развертывания (наращивания) функционирования и свертывания систем, комплексов, средств связи и РТО.

Единство системы связи и РТО уровне каждого звена управления заключается в объединении сил и средств связи и РТО под единым руководством, с тем чтобы наилучшим образом удовлетворять потребности войск определенного уровня управления.

Комплексное использование различных средств коммуникации и в составе РТО и центров связи, радиолокационных станций, радионавигационных пунктов, для решения проблем программного и радиосветотехнического обеспечения. Роль и значение определяются их техническими возможностями, конкретной оперативной и тактической ситуацией.

Централизация управления связью и РТО во время развертывания и эксплуатации включает в себя личную ответственность начальника связи и РТО авиационного подразделения, начальника отделения связи.

Основные составные элементы системы связи и РТО обеспечивают функцию кондиционирования всех рассматриваемых систем, таким образом, разделение данных систем на отдельные является условным.

Система связи является частью системы связи и РТО и представляет собой совокупность взаимосвязанных и согласованных задач, по месту, времени и действиям:

– узлы связи; центры коммутации;

– Радиоцентры и спутниковой связи;

– Линии для различных целей; сети мобильной связи, курьером, почтовые услуги.

Совет

Система связи обеспечивает переговоры, передачу, прием и сообщений (боевых документов), а также обмен данными в автоматизированных системах управления. Основу системы связи базируется на узлах связи.

Узел связи — система сотовой связи, которая представляет собой организационно-техническое объединение сил и средств связи, управления и автоматизации РТО развернутые в точке управления или точке распространения каналов для обмена информацией в процессе командования и управления.

По предназначению различают: узлы связи пунктов управления, опорные узлы связи, гарнизонные и вспомогательные узлы связи, узлы контроля безопасности связи, а также узлы фельдъегерско-почтовой связи.

Он обеспечивает командиру, должностным лицам, сотрудникам доступа к ресурсам системы связи для управления и контроля, общения с начальством, подчиненными и взаимодействием командиров, а также внутренней связи на пункте управления.

К узлам связи пунктов управления относятся узлы связи штабов, командных пунктов, запасных командных пунктов, тыловых, передовых и вспомогательных пунктов управления.

В зависимости от построения системы связи и РТО узлы связи пунктов управления могут выполнять роль опорных и гарнизонных узлов связи.

Опорный узел связи (ОУС) — элемент начальной сети связи, создается для образования типовых каналов связи и групповых цифровых потоков, их коммутации и передачи на узлы связи пунктов управления и другие узлы связи.

Вспомогательный узел связи (ВУС) создан для поддержания связи с частями и подразделениями, действующими на значительном расстоянии (в отдельных районах) при отсутствии необходимых средств для установления прямой связи с непосредственным начальником.

Обратите внимание

Узел контроля безопасности создается для контроля должностных лиц, персонала по центрам управления дежурной смены в связи с требованиями по безопасности связи и информации, правила скрытого командования и управления и радиомаскировки использованием связи и РТО, а также для своевременного выявления нарушений.

В данной статье при рассмотрении свойств организации было определено, что формальные организации состоят из нескольких уровней, что определяется вертикальным разделением труда и некоторого числа подразделений, должностных лиц, выполняющих обязанности в различных функциональных областях, что обусловлено горизонтальным разделением труда. Необходимость создания ПУ является основной составляющей управления авиационной части.

Также для слаженной работы всех элементов необходима материальная база, которой являются система связи и РТО, АСУ.

Для обеспечения управления авиацией применяются также автоматизированные системы управления:

1) Автоматизированные системы управления войсками — предназначены для обеспечения мероприятий по управлению, проводимых командиром и штабом.

2) Автоматизированные системы управления боевыми средствами– предназначены для управления одиночными самолетами, подразделениями и частями в воздухе, а также для управления вооружением.

3) Специальные автоматизированные систем– это системы метеообеспечения, разведки, автоматизации процесса пилотирования летательного аппарата, решения задач навигации, управления силовой установкой, средствами радиоэлектронной борьбы.

При помощи данных систем организуется высокая боеготовность и мобильность войск.

Автоматизированные системы управления применяются для:

– сбора, обработки и выдачи данных о своих войсках и противнике, сокращения времени на подготовку этих данных;

– проведения в короткие сроки оперативно-тактических расчетов;

– своевременного и надежного доведения до подчиненных сигналов боевого управления и получения подтверждений об их исполнении;

– быстрого доведения боевых задач до войск и контроля за их выполнением,

– надежного наведения самолетов на наземные (морские) и воздушные цели, обеспечения безопасности воздушного движения;

– оформления, размножения и передачи боевых и отчетно-информационных документов.

Таким образом, структура авиационной части — логическое взаимоотношение уровней управления и функциональных областей, построенной в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достичь целей военной организации и отражает наиболее существенные взаимоотношения между различным элементами и подсистемами, входящими в её состав.

Литература:

  1. Михалков В. В. Управление подразделениями в время: учебно-методическое , 1998. № 14. — С.46–55.
  2. Безуглов А. А. Российской Федерации А. А. А. А. Конституционное России: учебник для вузов (полный Безуглов., С. А. Солдатов.—М.,2001.—Т.1.—С.137–370.
  3. Усов А. К. Управление мирное время: пособие для курсантов / А. К. ред. Н. М. Селивончик. — БНТУ, 2011. — 370 с
  4. Общевоинские уставы Российской Федерации — Эксмо, 2016. — 560 с.

Основные термины (генерируются автоматически): система связи, средство связи, автоматизированная система управления, часть, управление, элемент управления, узел связи пунктов управления, узел связи, авиационная часть, авиационный полок.

Источник: https://moluch.ru/archive/125/34605/

Ссылка на основную публикацию