Военная организация государства

Глава 4. Правовое положение военной организации государства

Страница 1 из 3

Глава 4. Правовое положение военной организации государства[1]

§ 1. Понятие военной организации Российской Федерации и ее состав

1. Понятие военной организации государства. Национальная безопасность, в том числе военная, обеспечивается силами и средствами, которые находятся в распоряжении государства. Одно из основных мест среди них занимают вооруженные силы государства.

Цели государства по обеспечению независимости и государственного суверенитета воплощены в функциях государства, которые закреплены в предметах ведения[2] исключительно за Российской Федерацией (ст. 71 Конституции Российской Федерации).

К предметам исключительного ведения Российской Федерации, в частности, отнесены: внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира (п. «к»); оборона и безопасность (п.

«м»); определение статуса и защита Государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации (п. «н») и др.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации определила принципы применения военной силы для обеспечения своей национальной безопасности — только в случае необходимости отражения агрессии, если все другие меры разрешения кризисных ситуаций исчерпаны или оказались неэффективными; применение военной силы внутри государства допускается в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами в случаях возникновения угрозы жизни граждан, территориальной целостности страны, а также угрозы насильственного изменения конституционного строя. Легитимность использования вооруженных сил для устранения внутренних угроз соответствует мировой практике. Так, согласно Основному закону Федеративной Республики Германия вооруженные силы могут быть применены для борьбы с организованными и располагающими боевым вооружением повстанцами (ст. 87-а Основного закона Федеративной Республики Германии от 23 мая 1949 г.). Президентом США, кроме национальной гвардии и специальных войск, в качестве крайней меры могут быть использованы вооруженные силы в случаях восстания населения. После Второй мировой войны президенты США неоднократно использовали данные полномочия.

Обратите внимание

Кроме перечисленных выше предметов, к исключительному ведению Российской Федерации относятся и иные предметы, имеющие военные аспекты.

К их числу отнесены: принятие и изменение федеральных законов; установление системы федеральных органов государственной власти; федеральный бюджет; федеральный транспорт, информация и связь; судоустройство и прокуратура; федеральная государственная служба и др.

Предметы ведения отражены в компетенции системы государственных органов, создаваемых для исполнения государственно-значимых (общественных) функций.

Конкретной формой компетенции государственного органа в отношении исполнения общественной функции являются его полномочия, которые включают в себя функции государственного органа, права (правомочия) и обязанности.

Они носят правообязательный характер, т. е. обязательны для осуществления.

Государственные органы, на которые возлагаются те или иные предметы ведения и исполнение соответствующих им функций, определяются государством посредством реализации полномочий высшими органами государственной власти (Федеральным Собранием, Президентом, Правительством Российской Федерации и высшими судебными органами), что находит свое конкретное воплощение в федеральном законодательстве.

В области безопасности, как и в других областях и сферах жизни государства, необходима постоянная организаторская работа.

Эта деятельность в сфере обороны государства в соответствии с Федеральным законом «Об обороне» ведется как всеми органами государственной власти на всех уровнях, так и специально для того учрежденными и создаваемыми государственными органами и организациями, в совокупности образующими военную организацию государства.

Наряду с термином «военная организация государства» очень часто применяются и другие термины («военная сила», «армия», «войско», «силовые структуры», «вооруженная сила» и др.).

Важно

Как уже было отмечено ранее, Концепция национальной безопасности Российской Федерации определяет принципы применения военной силы, к которой, как правило, относят Вооруженные Силы и все иные государственные военные организации (войска, воинские формирования) и органы, в которых предусмотрена военная служба.

Под термином «армия» (от фр. armee, от лат. armare — вооружать) понимается военный орган государства, предназначенный для проведения его политики средствами вооруженного насилия. Иногда под этим термином понимаются его вооруженные силы.

Армия обладает рядом специфических признаков: во-первых, она создается и содержится государством; во-вторых, она представляет собой организацию вооруженных людей и выполняет свои функции вооруженными средствами; в-третьих, армия способна вести войну и обладает для этого необходимой боевой мощью.

Перечисленные взаимосвязанные признаки отличают армию от других вооруженных организаций, в том числе и государственных, и проявляются в процессе ее возникновения и деятельности.

Термин «силовые структуры» объединяет, кроме ранее перечисленных, также другие государственные органы и организации, которые в своем составе имеют военизированные формирования (органы внутренних дел, органы по исполнению наказаний и др.), но в которых организация исполнения служебных обязанностей не предполагает исполнения военной службы, а осуществляется в ином нормативно определенном порядке.

Содержание термина «военная организация государства» раскрыто в Военной доктрине Российской Федерации.

Военная организация государства включает в себя Вооруженные Силы Российской Федерации, составляющие основу обеспечения военной безопасности, другие войска, воинские формирования и органы, предназначенные для выполнения задач военной безопасности военными методами, а также органы военного управления.

В военную организацию государства также входит часть промышленного и научного комплексов страны, предназначенная для обеспечения задач военной безопасности. Задачи военной безопасности изложены в п. 10 разд.

I Военной доктрины, в котором определено основное содержание обеспечения военной безопасности в мирное время, в угрожаемый период и с началом войны (вооруженного конфликта).

Причем эти задачи должны решаться военными методами, поскольку в той или иной степени в решении задач военной безопасности принимают участие все государственные институты, а также общественные институты и отдельные граждане. Без нормативного определения военных методов, используемых для решения задач военной безопасности, практически сложно определить критерии включения тех или иных органов в военную организацию государства. В военную организацию Российской Федерации входит более десяти различных государственных военных организаций и органов, решающих подчас аналогичные задачи в сфере военной безопасности.

Проблема определения военных методов решения задач военной безопасности заключается также в том, что если при ведении боевых действий (при нахождении в состоянии войны или при вооруженных конфликтах) они являются очевидными, то в условиях мирного времени необходимо четко определить, какие конкретно методы являются военными, т. е. могут быть использованы только входящими в военную организацию государства структурами и не могут использоваться иными государственными органами и организациями, не говоря уже об организациях, не относящихся к государственным.

Совет

Возможность параллельного использования тех или иных методов для решения одних и тех же задач организациями, как входящими в военную организацию государства, так и не входящими, а также использования одних и тех же методов для решения задач иных (кроме военной) видов безопасности неизбежно ставит вопрос о целесообразности включения этих организаций в военную организацию государства. Так, например, в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ к личному составу Государственной противопожарной службы относятся военнослужащие, состоящие на соответствующих штатных должностях. Государственная противопожарная служба является основным видом пожарной охраны и входит в состав МЧС России в качестве единой самостоятельной оперативной службы. Без законодательного определения указанным военнослужащим задач в сфере военной безопасности отнесение их к военной организации, по нашему мнению, является нецелесообразным.

Военные методы в конечном счете определяют специфическое содержание деятельности войск, которое, в свою очередь, находит отражение в конкретных формах этой деятельности (операции, боевые действия и т. д.).

Военная доктрина Российской Федерации определяет основные формы применения войск: операции (стратегические, совместные, контртеррористические) и боевые действия.

Военные методы решения задач военной безопасности подлежат правовому регулированию, причем исключительно в императивной, а не диспозитивной форме.

Военные методы предполагают использование оружия и вооружения для решения задач военной безопасности. В то же время оружие на законном основании могут применять и некоторые военизированные формирования и государственные органы (сотрудники органов внутренних дел, исполнения наказаний).

Однако указанные органы и организации при этом решают иные, отличные от военной безопасности, задачи.

Следовательно, только совокупное сочетание военных методов с решением задач военной безопасности позволяет включать те или иные государственную организацию и орган в военную организацию государства.

Таким образом, необходимо провести хотя бы формальное различие между составными частями военной организации государства и подобными им военизированными формированиями, которое заключается, во-первых, в особом порядке исполнения служебных обязанностей — военной службы, во-вторых, регламентации их деятельности военным законодательством, не распространяющимся на иные виды деятельности, в-третьих, и это основное, решении специфических задач военной безопасности специфическими (военными) методами.

Военизированные формирования могут быть включены в состав военной организации государства, однако при соблюдении определенных условий. Если возникает необходимость включения военизированных подразделений в состав военной организации, следует соблюсти три необходимых условия.

Во-первых, военизированные подразделения должны быть включены в состав военной организации формальным образом — изданием публичного акта государственной власти, приняты в состав конкретного войскового подразделения, подчинены определенным воинским должностным лицам, указанным в публичном акте, тем самым переведены под военное управление и, таким образом, сделаны частью готового к боевым действиям войска. При этом с учетом их первоначального предназначения им может быть поручено решение ограниченных задач, например оборона определенного пункта (дороги, коммуникаций и т. д.). Во-вторых, на лиц, входящих в состав военизированных формирований, включенных в состав военной организации государства, должен распространяться статус военнослужащих (права, обязанности и ответственность, включая уголовную и дисциплинарную). Указанное условие должно также соблюдаться посредством издания публичного акта (указа, постановления, приказа). В-третьих, наряду с соблюдением двух первых условий необходимо осуществить перевод указанных подразделений на довольствие той части военной организации государства, в состав которой они включены.

Издание публичного акта о включении в состав военной организации того или иного военизированного формирования должно не происходить спонтанно, исходя из целесообразности и необходимости в конкретный временной отрезок увеличения численности вооруженных сил, а следовать из законодательно закрепленных полномочий главы государства и возможности их применения в соответствующих законодательных актах, определяющих правовое положение военизированных формирований, в которых представляется целесообразным определить формы, способы их применения, а также методы, которые они могут использовать для решения временно возложенных на них задач.

Обратите внимание

В соответствии с Планом применения Вооруженных Сил Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, а также совместными нормативными правовыми актами министра обороны Российской Федерации и федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти, в состав которых входят войска, воинские формирования и органы, для решения задач в области обороны в оперативное подчинение командующего войсками военного округа могут передаваться другие войска, воинские формирования и органы[3]. Подчинение в оперативном отношении означает не полное или обычно временное подчинение указанному воинскому должностному лицу, не являющемуся прямым начальником для личного состава воинских подразделений. Командующий войсками военного округа в этом случае имеет право ставить оперативные и тактические задачи подчиненным ему в этом отношении частям (соединениям) и несет за это ответственность.

Читайте также:  Патрубок для заправки пожарного автомобиля (ац) водой

Согласно Военной доктрине Российской Федерации часть промышленного и научного комплекса страны, предназначенная для обеспечения задач военной безопасности, также относится к военной организации, поскольку она задействована в непосредственном обеспечении задач органов и организаций, решающих военными методами задачи военной безопасности.

Организации, относящиеся к указанной части военной организации государства, не применяют для обеспечения задач военной безопасности военные методы, но обеспечивают их применение другими организациями.

Указанное дополнение структуры военной организации государства позволяет, как принято считать, оперативно решать вопросы обеспечения организаций, решающих задачи военной безопасности военными методами. К таким организациям относятся предприятия (заводы, мастерские, сельскохозяйственные предприятия и т. д.

), полигоны, научно-исследовательские учреждения и др. В то же время искусственное расширение рамок военной организации ведет к излишней «военизации» государственного аппарата Российской Федерации.

Таким образом, под военной организацией государства понимается часть государственного механизма Российской Федерации, предназначенная для решения задач в области обороны и обеспечения военной безопасности военными методами и средствами вооруженной борьбы. Она включает в себя Вооруженные Силы, составляющие основу обеспечения военной безопасности, другие войска, воинские формирования и органы.

Решение военной организацией государства задач военной безопасности специфическими военными методами предполагает особый порядок функционирования входящих в нее государственных органов и организаций и исполнения должностных обязанностей объединяемых ими людей посредством исполнения военной службы. Таким образом, государство определяет необходимость военной службы в тех или иных своих учреждениях, исходя из целей военной безопасности и необходимости применения военных методов для ее достижения.

2. Состав военной организации государства.

Провозглашая в конституции независимость и территориальную целостность одной из основных целей, наделяя государство функцией защиты от внешних и внутренних посягательств, государства создают органы и организации, которые решают задачи для достижения этой цели. Такими организациями являются, как правило, вооруженные силы государства, выполняющие задачи защиты государства средствами вооруженной борьбы.

Конституция Российской Федерации прямо не закрепляет функции обороны, а также иные задачи, решаемые средствами вооруженной борьбы, за Вооруженными Силами Российской Федерации, что в целом не соответствует правовой традиции развитых европейских государств романо-германской правовой системы. Назначение Вооруженных Сил Российской Федерации определено Федеральным законом «Об обороне»: отражение агрессии, направленной против Российской Федерации; вооруженная защита целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации и выполнение задач в соответствии с международными договорами. Применение Вооруженных Сил не по предназначению осуществляется на основании иных законодательных актов (ст. 10 вышеназванного Закона), а также должно определяться федеральным законом «О Вооруженных Силах Российской Федерации», который в настоящее время разрабатывается.

В Российской Федерации перечень организаций[4] и органов, которые входят в военную организацию и в которых предусмотрена военная служба, определен ст. 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

К ним отнесены: войска (Вооруженные Силы Российской Федерации, Пограничные войска Федеральной службы безопасности Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, Железнодорожные войска Российской Федерации, войска гражданской обороны), воинские формирования (инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти), государственные органы (Служба внешней разведки Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности Российской Федерации, федеральные органы государственной охраны, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации) и создаваемые на военное время специальные формирования.

Последняя >>

Источник: http://uristinfo.net/voennoe-pravo/285-vg-strekozov-av-kudashkin-voennoe-pravo/8931-glava-4-pravovoe-polozhenie-voennoj-organizatsii-gosudarstva.html

Военная организации государства

Целям обеспечения военной безопасности Российской Федерации служит военная организация государства.

Военная организация государства включает в себя Вооруженные Силы Рос­сийской Федерации, составляющие ее ядро и основу обеспечения военной безопас­ности, другие войска, воинские формирования и органы, предназначенные для вы­полнения задач военной безопасности военными методами, а также органы управ­ления ими. В военную организацию государства также входит часть промышленно­го и научного комплексов страны, предназначенная для обеспечения задач военной безопасности.

Главной целью развития военной организации государства является обеспече­ние гарантированной защиты национальных интересов и военной безопасности Рос­сийской Федерации и ее союзников.

Основные принципы развития военной организации государства:

Важно

1.адекватный учет выводов, сделанных из анализа состояния и перспектив развития военно-политической обстановки;

2.централизация руководства;

3.единоначалие на правовой основе;

4.достигаемое соответствие в пределах экономических возможностей страны уровня боевой и мобилизационной готовности, а также подготовки органов военного управления и войск (сил), их структур, боевого состава и численности ре­зерва, запасов материальных средств и ресурсов задачам обеспечения военной безо­пасности;

5.единство обучения и воспитания;

6.реализация прав и свобод военнослужащих, обеспечение их социальной защищенности, достойного социального статуса и уровня жизни.

Развитие всех компонентов военной организации государства осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими их дея­тельность, по скоординированным и согласованным программам и планам. Главные приоритеты развития военной организации государства:

-создание единой системы управления военной организацией государства и обеспечение ее эффективного функционирования;

-развитие и совершенствование войск (сил), обеспечивающих стратегическое сдерживание (в том числе ядерное);

-создание и поддержание в необходимой готовности структур для подго­товки мобилизационных ресурсов и обеспечения мобилизационного развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск;

-комплектование, оснащение, всестороннее обеспечение и подготовка со­единений и воинских частей постоянной боевой готовности сил общего назначения для решения задач сдерживания и ведения боевых действий в локальных войнах и вооруженных конфликтах.

Основные направления развития военной организации государства:

-приведение структуры, состава и численности компонентов военной органи­зации государства в соответствие с задачами обеспечения военной безопасности с учетом экономических возможностей страны;

-повышение качественного уровня, эффективности и безопасности функциони­рования технологической основы системы государственного и военного управления;

-совершенствование военно-экономического обеспечения военной организации государства на основе концентрации и рационального использования финансовых средств и материальных ресурсов;

-совершенствование стратегического планирования на принципе единства применения Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск;

-повышение эффективности функционирования систем подготовки кадров, во­енного образования, оперативной и боевой подготовки, воспитания военнослужа­щих, всех видов обеспечения, а также военной науки;

-совершенствование системы комплектования (на базе контрактно-призывною принципа с последовательным, по мере создания необходимых социально-экономических условий, увеличением доли военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, прежде всего на должностях младших командиров, специали­стов ведущих боевых специальностей);

-повышение эффективности системы эксплуатации и ремонта вооружения и военной техники;

-совершенствование специального информационного обеспечения Вооружен­ных Сил Российской Федерации и других войск, органов управления ими;

-укрепление законности, правопорядка и воинской дисциплины;

-реализация государственной политики по укреплению престижа военной службы, подготовке к ней граждан Российской Федерации;

-развитие международного военного (военно-политического) и военно-технического сотрудничества;

-совершенствование нормативной правовой базы строительства, развития и применения военной организации государства, а также системы ее отношений с об­ществом.

Составной частью и приоритетной задачей современного этапа военного строительства является проведение комплексной военной реформы, обусловленной радикальными изменениями военно-политической обстановки, задач и условий обеспечения военной безопасности Российской Федерации.

В рамках военной реформы осуществляется взаимосвязанное, скоординиро­ванное реформирование всех компонентов военной организации государства.

Основная цель — обеспечение безопасности развития России, гарантированное обеспечение внешнего и внутреннего суверенитета страны в любых условиях и при любых изменениях обстановки.

Основная задача государства в военно-политической сфере заключается в не­допущении любого вида агрессии против России и ее союзников, в случае ее осуще­ствления — гарантированной защиты суверенитета, целостности и других жизненно важных интересов страны и ее союзников.

Совет

Государство должно быть готовыми и иметь все необходимые средства для того, чтобы обеспечить стратегическое сдерживание любого потенциального агрес­сора и вне зависимости от вида самой агрессии.

Такая политика сдерживания должна быть основана па способности России, ее Вооруженных Сил и других структур, участвующих в организации обороны, обес­печить, если это потребуется, своевременный перевод страны с мирного на военное время, стратегическое развертывание для отражения агрессии любого вида и мас­штаба, на любом стратегическом направлении, на их способности нанести агрессору ущерб, при котором он откажется от поставленных целей.

Военная организация России должна быть компактна, мобильна и адекватна угрозам ее безопасности.

Структура, состав и численность всех компонентов военной организации, а также степень их подготовки и готовности к решению этих задач по предназначе­нию должны отвечать современным требованиям вооруженной борьбы и возможно­стям государства по реализации этих требований.

Сегодня военная организация России не в полной мере отвечает таким требо­ваниям. Следует признать, что за последние несколько лет процесс принятия реше­ния в военной области, в интересах военной безопасности приобрел рациональные формы, но в то же время далек от совершенства.

Главные задачи военной реформы: формирование нового качества военной организации России и ее Армии; создание профессионального офицерского корпуса и добровольно-контрактного корпуса младших командиров (сержантского состава); а так же формирование новой модели взаимоотношений Армии и Общества — пока еще не решены.

Источник: https://cyberpedia.su/16×7798.html

Военная организация государства и ее структурные элементы: системно-правовой анализ

УДК — 342.347 Дубынина Татьяна Викторовна

Военная организация государства и ее структурные элементы: системно-правовой анализ

В настоящее время Россия оказалась в центре радикальных геополитических изменений экономического, социально-политического и военного характера.

Новая расстановка военно-политических сил в мире, особенно в Европе, нарушила прежние основы стабильности, изменила характер, масштабы и содержание опасностей и угроз, приобретающих все более комплексный характер.

Обратите внимание

Спектр основных угроз России официально определен в Концепции национальной безопасности Российской Федерации [6] и применительно к военной сфере детализирован в Военной доктрине [4] .

Субъектом обеспечения военной безопасности России в Военной доктрине названа военная организация государства, под которой понимается совокупность органов государственного и военного управления, Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов (далее — Вооруженные Силы и другие войска), составляющих ее основу и осуществляющих свою деятельность военными методами, совместная деятельность которых направлена на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации [4, п. 6].

Военная организация государства соответственно приведенному выше определению включает в свой состав органы государственного управления.

В узком смысле под государственным управлением понимают лишь один специфический вид государственной деятельности, связанной с реализацией исполнительной государственной власти как одной из ветвей государственной власти [17]. С позиций данного подхода понятие военной организации государства приведено в Военной доктрине в узком смысле.

В широком смысле государственным управлением именуют деятельность любых государственных органов всех ветвей государственной власти. Органы государственной власти РФ сгруппированы в систему, представляющую собой согласно правовой позиции Консти-

туционного Суда РФ единство взаимосвязанных федеральных органов различных ветвей государственной власти, которое, исходя из разграничения законодательных, исполнительных и судебных функций, обеспечивает баланс этих ветвей, систему взаимных сдержек и противовесов [10].

Читайте также:  Штабные столы: назначение и обзор моделей

Закон «Об обороне» определяет полномочия в области обороны для таких органов государственной власти как: Президент РФ, который является верховным главнокомандующим [1, ст. 87], Федеральное Собрание РФ и Правительство РФ.

Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления несут обязанности по обеспечению исполнения законодательства области обороны.

Важно

Организации, их должностные лица и граждане также исполняют определенные функции и обязанности в сфере обороны [3, разд. 2].

Таким образом, полагаем, что военная организация государства в широком смысле представляет собой систему (строгое упорядочение) определенных органов государственной власти РФ, Вооруженных Сил РФ, организаций и их должностных лиц, а также граждан, осуществляющих деятельность по обеспечению военной безопасности государства. Т.е. государство — Российская Федерация (в лице органов власти, организаций, должностных лиц и граждан) организовано в систему таким образом, чтобы в случае военной угрозы безопасности каждый ее элемент выполнял строго определенные функции.

Вооруженные Силы РФ, как определено в ст. 10 Закона «Об обороне» [3], — государственная военная организация, составляющая основу обороны России. Согласно Указу Президента РФ от 7 мая 1992 г.

№ 466 «О создании Вооруженных Сил Российской Федерации» [9] в состав Вооруженных Сил РФ входят органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, учреждения, организации.

Таким образом, Вооруженные Силы РФ это определенная организация [19] входящих в ее состав органов управления, воинских формирований, учреждений и организаций. Вооруженные Силы РФ как государственная военная организация структурно входят в военную организацию государства.

В административном отношении Вооруженные силы РФ состоят из объединений (округов), соединений и воинских частей. В Российской Федерации создано 4 военных округа, которые расположены на ее территории в соответствии с военно-административным делением страны на основании Указа Президента РФ от 20 сентября 2010 г. № 1144 «О военно- административном делении Российской Федерации» [5].

В соответствии с Положением о военном округе Вооруженных Сил РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 27 июля 1998 г.

[8], военный округ является основной военно-административной единицей Российской Федерации, общевойсковым оперативно-стратегическим территориальным объединением Вооруженных Сил РФ и предназначен для осуществления мер по подготовке к вооруженной защите и для вооруженной защиты России, целостности и неприкосновенности ее территории в установленных границах ответственности.

Из выше приведенного определения следует, что объединение (военный округ, флот) является составным элементом государственной военной организации — Вооруженных сил РФ и, следовательно, составной частью военной организации государства — России, территориального образования и самостоятельного субъекта правоотношений.

Согласно п. 1 ст.

125 ГК РФ от имени субъекта Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

По аналогии с указанным положением от имени военного округа, который в административно-территориальном плане является частью Российской Федерации, в гражданском обороте могут выступать соответствующие органы военного управления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Таким органом является управление объединением, которое «взаимодействует с федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти по вопросам, отнесенным к его компетенции, через Генеральный штаб, главные и центральные управления Министерства обороны Российской Федерации, а

Совет

также непосредственно организует и поддерживает постоянное взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления на территории военного округа по вопросам планирования и выполнения мобилизационных мероприятий, мероприятий по подготовке граждан к военной службе, их призыва и приема по контракту на военную службу, территориальной обороны, обеспечения выполняемых войсками задач и их повседневной деятельности» [8, разд. 2].

Аналогичная ситуация складывается и в отношении соединений Вооруженных Сил РФ, которые входят в состав объединения Вооруженных Сил РФ [8, п. 2]. От лица соединений в гражданских правоотношениях выступают управления соединений.

Наименьшим звеном в военно-административном делении Вооруженных Сил являются воинские части Управления объединений, управления соединений и воинские части в качестве юридических лиц действуют на основании общих положений [11], утверждаемых Министром обороны РФ.

Таким образом, в административном плане Вооруженные силы РФ состоят из округов (объединений), соединений и воинских частей. Расположения объединений и входящих в них соединений, воинских частей Вооруженных Сил РФ охватывает территории нескольких субъектов России. Т.е.

объединения с входящими в их состав соединениями и воинскими части являются своего рода «субъектами» военной организации государства, т.е. субъектами Российской Федерации в военно-административном отношении.

Данный состав Вооруженных Сил РФ представляет собой материальную сторону изучения государственной военной организации, характеризующуюся всей совокупностью входящих в ее состав структурных элементов.

Иная сторона характеризует Вооруженные силы РФ как системное образование, функционирующее в области государственного (военного) управления. Государственная военная организация (в данном случае организация рассматривается как внутренняя упорядоченность, согласован-

ность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением. См.: Большая советская энциклопедия: В 30 т. М., 1969-1978.) [18] — Вооруженные Силы РФ, состоит из органов военного управления: Министерства обороны РФ, управлений объединений, управлений соединений и воинских частей.

По характеру выполняемых задач и объему полномочий в системе органов военного управления Вооруженных Сил РФ различают: центральные органы военного управления и региональные органы военного управления (органы военного управления округов, флотов, органы управления объединений, соединений и воинских частей).

Центральным органом военного управления в Вооруженных Силах Российской Федерации является Министерство обороны РФ, полномочия которого регламентируются ст.

13, 14 Федерального закона «Об обороне» и Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082 (далее -Положение о Министерстве обороны РФ) [3; 11].

Обратите внимание

Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны и иные, установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ функции в этой области, а также является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций.

Министерство обороны РФ в соответствии с Положением о Министерстве обороны РФ является юридическим лицом, несет ответственность по своим обязательствам, может быть истцом, ответчиком, а также третьим лицом в суде, арбитражном суде и третейском суде через своих представителей. Минобороны России является органом управления Вооруженными Силами РФ, следовательно, представляет Вооруженные силы РФ как государственную военную организацию в гражданских правоотношениях.

В систему региональных органов военного управления входят: управления объединений, управления соединений, управления воинских частей Вооруженных Сил РФ. Управления объединений, управления соединений в качестве юридических лиц действуют на основании общих положений [11], утверждаемых Министром обороны РФ и представляют интересы объединений и соединений в гражданском обороте соответственно.

Согласно Закону «Об Обороне» воинская часть наряду с управлением объединения, управлением соединения может являться юридическим лицом в форме федерального казенного учреждения и осуществляет свою деятельность в соответствии с Типовым общим положением о федеральном казенном учреждении Управление объединения (управление соединения, воинская часть) Вооруженных Сил Российской Федерации», утвержденному приказом Министра обороны РФ от 29 июля 2011 г. № 1290 [3; 11].

Почему законодатель поставил воинскую часть в один ряд с органами военного управления, представляющими военно-административные субъекты военной организации государства (объединения, соединения) в гражданско-правовых отношениях и обладающими статусом юридического лица?

Законодательного определения воинской части не существует.

Согласно определению, данному в Большой советской энциклопедии, воинская часть представляет собой организационно самостоятельную боевую, административную и хозяйственную единицу различных родов войск во всех видах вооружённых сил.

Воинская часть состоит из органа управления, боевых, специальных и тыловых подразделений, например полк — из батальонов (дивизионов, эскадрилий), отдельный батальон — из рот и т.д. Воинские части могут входить в состав соединений [15].

Военный округ же, в соответствии с Положением о военном округе Вооруженных Сил РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 27 июля 1998 г., является основной военно-административной единицей России, общевойсковым оперативно-стратегическим территориальным объединением Вооруженных Сил РФ. Соединениями являются воинские формирования, состоящие

Важно

из нескольких частей или соединений меньшего состава, обычно различных родов войск (сил), специальных войск (служб), а также частей (подразделений) обеспечения и обслуживания. К соединениям относятся корпуса, дивизии, бригады и другие, приравненные к ним, воинские форми-рования[15].

Исходя из анализа данных выше определений, понятие воинской части от понятий объединения и соединения отличают слова «хозяйственная единица» Вооруженных Сил РФ. Что же означает «хозяйственная единица»?

Современное правоведение не приводит понятия «хозяйственной единицы». Экономическая теория хозяйственную единицу называет хозяйствующим субъектом, т.е. субъектом хозяйственного права [14].

Федеральный закон от 26 июля 2006 г.

№ 135-Ф3 «О защите конкуренции» [2] дает понятие хозяйствующему субъекту, под которым понимается «коммерческая или некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации». Другими словами, хозяйствующий субъект — это юридическое или физическое лицо, осуществляющее хозяйственную деятельность от своего имени, следовательно, участник гражданского оборота.

Вопросы организации и функционирования войскового хозяйства в Вооруженных Силах Российской Федерации регламентируются Руководством по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденным приказом министра обороны Российской Федерации от 23 июля 2004 г. № 222 (далее — Руководство) [12], согласно которому войсковое (корабельное) хозяйство включает в себя материально-техническую базу, материальные и денежные средства соединений (воинских частей), а также отношения, возникающие в процессе

хозяйственной деятельности.

Хозяйственная деятельность включает в себя деятельность по использованию материально-технической базы, материальных и денежных средств в ходе боевой подготовки и повседневной деятельности, направленную на поддержание боевой и мобилизационной готовности соединений (воинских частей). Субъектами хозяйственной деятельности в Вооруженных Силах РФ согласно Руководству являются воинские части (соединения). Следовательно, воинская часть в соответствии с военным законодательством, является самостоятельным хозяйствующим субъектом.

Читайте также:  Мероприятия по защите населения от опасностей и угроз

Органы военного управления наделены полномочиями по управлению войсковым (корабельным) хозяйством и контролю за ним. Так, Минобороны России разрабатывает предложения, касающиеся расходов на оборону, и представляет их в Правительство Российской Федерации, а также координирует работы, выполняемые в целях обороны [7, п. 6, подп.: 6, 45, 56, 71.

]; организует оперативное, техническое, тыловое и финансовое обеспечение Вооруженных Сил; обеспечивает в Вооруженных Силах учет, хранение и расходование материальных ресурсов и финансовых средств в соответствии с установленными порядком и нормами, а также осуществляет контроль финансово-экономической и хозяйственной деятельности Вооруженных Сил; осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами РФ, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам РФ. Управление военного округа осуществляет деятельность по обеспечению в установленном порядке финансово-хозяйственной деятельности подчиненных войск (сил) [8, п. 17, подп. т.].

Следовательно, нормы военного законодательства относят к числу субъектов хозяйствования органы военного управления (Минобороны РФ, управления объединений, управления соединений) и воинские части.

Закон «Об обороне», являющийся основным источником военного права, закрепил данное положение, дав возможность указанным субъектом самостоятельно выступать в гражданском обороте в статусе юридических лиц в

форме федеральных казенных учреждений. В силу осуществления своей основной публичной функции по обеспечению военной безопасности государства Вооруженные Силы РФ обладают необходимым для этой цели имуществом, правом по управлению которым принадлежит органам военного управления и воинским частям.

БИБЛИОГРАФИЯ:

Нормативные правовые акты:

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/voennaya-organizatsiya-gosudarstva-i-ee-strukturnye-elementy-sistemno-pravovoy-analiz

Военная организация государства

Поиск Лекций

Военная организация государства включает в себя Вооруженные Силы Российской Федерации, составляющие ее ядро и основу обеспечения военной безопасности, другие войска, воинские формирования и органы, предназначенные для выполнения задач военной безопасности военными методами, а также органы управления ими, специальные формирования, создаваемые в период мобилизации и в военное время.

В военную организацию государства также входит часть промышленного и научного комплексов страны, предназначенная для обеспечения задач военной безопасности.

Главной целью развития военной организации государства является обеспечение гарантированной защиты национальных интересов и военной безопасности Российской Федерации и ее союзников.

Основные принципы развития военной организации государства:

— адекватный учет выводов, сделанных из анализа состояния и перспектив развития военно-политической обстановки;

— централизация руководства;

— единоначалие на правовой основе;

— достигаемое соответствие в пределах экономических возможностей страны уровня боевой и мобилизационной готовности, а также подготовки органов военного управления и войск (сил), их структур, боевого состава и численности резерва, запасов материальных средств и ресурсов задачам обеспечения военной безопасности;

— единство обучения и воспитания;

— реализация прав и свобод военнослужащих, обеспечение их социальной защищенности, достойного социального статуса и уровня жизни.

Главные приоритеты развития военной организации государства:

— создание единой системы управления военной организацией государства и обеспечение ее эффективного функционирования;

— развитие и совершенствование войск (сил), обеспечивающих стратегическое сдерживание (в том числе ядерное);

— создание и поддержание в необходимой готовности структур для подготовки мобилизационных ресурсов и обеспечения мобилизационного развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск;

— комплектование, оснащение, всестороннее обеспечение и подготовка соединений и воинских частей постоянной боевой готовности сил общего назначения для решения задач сдерживания и ведения боевых действий в локальных войнах и вооруженных конфликтах.

Основные направления развития военной организации государства:

— приведение структуры, состава и численности компонентов военной организации государства в соответствие с задачами обеспечения военной безопасности с учетом экономических возможностей страны;

— повышение качественного уровня, эффективности и безопасности функционирования технологической основы системы государственного и военного управления;

— совершенствование военно-экономического обеспечения военной организации государства на основе концентрации и рационального использования финансовых средств и материальных ресурсов;

— совершенствование стратегического планирования на принципе единства применения Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск;

— повышение эффективности функционирования систем подготовки кадров, военного образования, оперативной и боевой подготовки, воспитания военнослужащих, всех видов обеспечения, а также военной науки;

— совершенствование системы комплектования (на базе контрактно-призывного принципа с последовательным, по мере создания необходимых социально-экономических условий, увеличением доли военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, прежде всего на должностях младших командиров, специалистов ведущих боевых специальностей);

— повышение эффективности системы эксплуатации и ремонта вооружения и военной техники;

— совершенствование специального информационного обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск, органов управления ими;

— укрепление законности, правопорядка и воинской дисциплины;

— реализация государственной политики по укреплению престижа военной службы, подготовке к ней граждан Российской Федерации;

— развитие международного военного (военно-политического) и военно-технического сотрудничества;

— совершенствование нормативной правовой базы строительства, развития и применения военной организации государства, а также системы ее отношений с обществом.

Руководство военной организацией государства.

Совет

Руководство строительством, подготовкой и применением военной организации государства, обеспечением военной безопасности Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации, который является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации организует оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск вооружением, военной и специальной техникой, обеспечение их материальными средствами, ресурсами и услугами, осуществляет общее руководство оперативным оборудованием территории Российской Федерации в интересах обороны, а также осуществляет иные функции по обеспечению военной безопасности, установленные федеральным законодательством.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют полномочия по обеспечению военной безопасности, возложенные на них федеральным законодательством.

Предприятия, учреждения, организации, общественные объединения и граждане Российской Федерации участвуют в обеспечении военной безопасности в порядке, установленном федеральным законодательством.

Министерство обороны Российской Федерации координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам обороны, разработку концепций строительства и развития других войск, заказы на вооружение и военную технику для них, разрабатывает с участием соответствующих федеральных органов исполнительной власти концепцию развития вооружения, военной и специальной техники и федеральную государственную программу вооружения, а также предложения по государственному оборонному заказу.

Организация руководства обеспечением военной безопасности Российской Федерации в угрожаемый период, создание и функционирование соответствующих органов государственной власти и органов военного управления регламентируются соответствующими законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Российские Вооруженные Силы, перешли на трехвидовую структуру, которая в большей степени соответствует сегодняшним требованиям и позволяет повысить эффективность боевого при­менения, серьезно упростить взаимодействие различных видов Вооруженных Сил и удешевить систему управления войсками. В настоящее время Вооруженные Силы структурно состоят из трех видов:

— Сухопутных войск;

— Военно-воздушных сил;

— Военно-морского флота;

трех родов войск:

— Ракетных войск стратегического назначения;

— Космических войск;

— Воздушно-десантных войск;

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s52030t1.html

newinspire

Понятие обороны и система военной организации государства

Понятие обороны

На основании ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. «Об обороне» (ред. от 03.02.2014) под обороной понимается «система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории».

В целях организации обороны устанавливаются воинская обязанность граждан России и военно-транспортная обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, а также собственников транспортных средств и создаются Вооруженные Силы Российской Федерации.

К обороне привлекаются войска гражданской обороны, пограничные, железнодорожные и другие, а для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти, Служба внешней разведки Российской Федерации, органы Федеральной службы безопасности и другие спецслужбы.

В соответствии с Военной доктриной РФ, представляющей собой совокупность официальных взглядов (установок), определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности Российской Федерации, обеспечение ее военной безопасности является важнейшим направлением деятельности государства, т.е. одной из основных функций государства (всего государства, а не какого-то одного его органа).

Главные цели обеспечения военной безопасности — предотвращение, локализация и нейтрализация военных угроз России. В пп. 5 и 6 Военной доктрины Российской Федерации дается примерный перечень внешних и внутренних военных угроз.

Система военной организации государства

Система военной организации государства включает в себя Вооруженные Силы Российской Федерации, составляющие ее ядро и основу обеспечения военной безопасности, другие войска, воинские формирования и органы, предназначенные для выполнения задач военной безопасности военными методами, а также органы управления ими.

В систему военной организации государства входит также часть промышленного и научного комплексов страны, предназначенная для обеспечения задач военной безопасности.

Главной целью развития военной организации государства является обеспечение гарантированной защиты национальных интересов и военной безопасности Российской Федерации и ее союзников.

Вооруженные Силы РФ — государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации. Они предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности ее территории, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Привлечение Вооруженных Сил к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению производится Президентом РФ в соответствии с федеральными законами.

Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил, в Тыл Вооруженных Сил, а также войска, не входящие в виды и рода войск Российской Федерации.

Организация обороны включает в себя:

— прогнозирование, оценку военной опасности и военной угрозы;

— разработку основных направлений военной политики и положений Военной доктрины;

— правовое регулирование в области обороны;

— строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а также планирование их применения;

— разработку, производство и совершенствование систем управления Вооруженными Силами;

— планирование перевода федеральных и субъектов Федерации органов государственной власти, органов местного самоуправления и экономики страны на работу в условиях военного времени;

— мобилизационную подготовку органов государственной власти, местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности;

— планирование и осуществление мероприятий по гражданской и территориальной обороне, оперативное оборудование территории Российской Федерации в целях обороны и ряд других мероприятий, перечисленных в ФЗ «Об обороне».

Источник: http://newinspire.ru/l/3/33/915-ponyatie-oborony-i-sistema-voennoj-organizatsii-gosudarstva.html

Ссылка на основную публикацию