Система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций

Министерство по чрезвычайным ситуациям

Общие сведения о системе мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В современном мире система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций становится на первое место в борьбе с техногенными катастрофами и природными катаклизмами. Перспектива этого направления очевидна.

В области защиты населения и территорий мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций играет важную роль, так как наблюдение, анализ и оценка состояния и изменения выявленных и потенциальных источников чрезвычайных ситуаций, а также прогноз влияния на безопасность населения, организаций, окружающую среду позволит разрабатывать и реализовывать меры, направленные на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, минимизацию социально-экономических и экологических последствий.

Результаты мониторинга и прогнозирования ЧС могут стать одним из определяющих критериев при принятии управленческих решений в деятельности органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям. Точная и оперативная информация об опасном природном явлении, аварии или опасном техногенном происшествии и т.д.

, опережающее отражение вероятности возникновения и развития чрезвычайной ситуации на основе анализа возможных причин ее возникновения, ее источника в прошлом и настоящем позволят качественно и эффективно разрабатывать программы и планы, принимать действенные решения по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Поэтому мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций – одно из приоритетных направлений деятельности МЧС Республики Беларусь.

Обратите внимание

Первоначально мониторинг чрезвычайных ситуаций функционировал с составе Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь (далее НСМОС), которая была создана в 1993 году в соответствии с Законом Республики Беларусь от 26 ноября 1992 года «Об охране окружающей среды».

В 2003 году в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 июля 2003 года №949 «О Национальной системе мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь» мониторинг чрезвычайных ситуаций был исключен из состава НСМОС.

19 ноября 2004 года постановлением Совета Министров Республики Беларусь №1466 в Республике Беларусь была создана система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

Система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (далее – СМПЧС) функционирует в рамках Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Система мониторинга и прогнозирования функционирует на республиканском, территориальном и местном уровнях.

На республиканском уровне координацию функционирования системы мониторинга и прогнозирования, а также функции по сбору, хранению, обработке информации о чрезвычайных ситуациях и их прогнозированию осуществляет Министерство по чрезвычайным ситуациям.

На территориальном и местном уровнях сбор, хранение, обработку информации о чрезвычайных ситуациях и их прогнозирование должны осуществлять областные и Минское городское управления МЧС и районные (городские) отделы по чрезвычайным ситуациям областных и Минского городского управлений МЧС.

Объектами наблюдений при проведении мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций являются источники чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами СМПЧС являются:

  • проведение наблюдений за источниками чрезвычайных ситуаций;
  • сбор, обработка и анализ информации об источниках чрезвычайных ситуаций;
  • создание банка данных по источникам чрезвычайных ситуаций;
  • прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
  • обеспечение республиканских органов государственного управления и организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов информацией об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций.

Организацию проведения видов мониторинга чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Беларусь осуществляют 11 органов государственного управления по 15 отдельным видам мониторинга.

Совет

Источник: https://erc.mchs.gov.by/struktura-rtsurchs/otdel-monitoringa-i-prognozirovaniya-chs/sistema-monitoringa-i-prognozirovaniya-chrezvychaynykh-situatsiy-prirodnogo-i-tekhnogennogo-kharakte/

Особенности системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций

Сегодня экологическая проблема является одной из самых острых для планеты Земля в целом. В атмосферу попадают сотни веществ, которые отсутствовали в природе. На территории только России в атмосферный воздух ежегодно продолжает поступать около 20 млн. тонн химических веществ.

При этом вследствие преобладания западных ветров Россия получает от своих западных соседей в 8-10 раз больше атмосферных загрязнений, чем отправляет им. В мировой океан сброшено около 20 млрд. тонн мусора и ежегодно выливается более 10 млн. тонн нефти.

В настоящее время во всем мире растет количество техногенных чрезвычайных ситуаций и происходит увеличение масштабов причиненных ими ущербов. По данным исследований, проведенных ведущими специалистами РАН по анализу риска и проблемам безопасности, аварии и катастрофы в природно-техногенной сфере наносят прямой и косвенный ущерб национальной экономике в размере до 3-5% ВВП.

Основная задача мониторинга ПОО состоит в информационном обеспечении превентивных мероприятий по удержанию процесса в зоне допустимого риска (фаза 1), а в случае его выхода из этой зоны – в блокировке дальнейшего опасного развития вплоть до возвращения в зону безопасности.

Формирование единого мирового информационного пространства в условиях глобализации способствует созданию благоприятных условий для функционирования рынков товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, облегчает процессы согласования в различных сферах деятельности и т.д. Ведущая роль при этом принадлежит спутниковым системам связи.

Важно

Важнейшим аспектом международного сотрудничества в области защиты населения и территорий от природных и антропогенных ЧС и катастроф является совершенствование международной системы мониторинга и прогнозирования ЧС по данным космических информационных систем.

Ее основными составляющими являются национальные системы, объединенные системами спутниковой и других видов связи [1].

В настоящее время отсутствует целостная международная система мониторинга ЧС. Существуют международные соглашения, позволяющие осуществлять обмен данными мониторинга по некоторым видам природных и антропогенных опасностей.

Насущной задачей является формирование международной договорно-правовой базы и на ее основе объединение информационных ресурсов всех стран в единое информационное пространство международной системы мониторинга и прогнозирования ЧС.

Система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций представляет собой совокупность систем наблюдения, анализа и оценки состояния и изменения выявленных и потенциальных источников чрезвычайных ситуаций и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, влияющих на безопасность населения, окружающей среды, в целях разработки и реализации мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, минимизации их социально-экономических и экологических последствий.

Сущность и назначение мониторинга и прогнозирования ЧС — в наблюдении, контроле и предвидении опасных процессов и явлений природы и техносферы, являющихся источниками чрезвычайных ситуаций, динамики развития чрезвычайных ситуаций, определения их масштабов в целях предупреждения и организации ликвидации бедствий[2].

Деятельность по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций осуществляется многими организациями (учреждениями), при этом используются различные методы и средства.

Например, мониторинг и прогноз событий гидрометеорологического характера осуществляется учреждениями и организациями Росгидромета, который, кроме того, организует и ведет мониторинг состояния и загрязнения атмосферы, воды и почвы.

Качество мониторинга и прогноза чрезвычайных ситуаций определяющим образом влияет на эффективность снижения рисков их возникновения и масштабов.

Важность этого направления в деле защиты населения и территорий от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций нашла свое отражение в распоряжении Президента Российской Федерации от 23 марта 2000 г . № 86-рп, определившем необходимость и порядок создания в стране системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

Совет

Система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций является функциональной информационно-аналитической подсистемой РСЧС. Она объединяет усилия функциональных и территориальных подсистем РСЧС в части вопросов мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и их социально-экономических последствий.

В основе структурного построения системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций лежат принципы структурной организации министерств и ведомств, входящих в РСЧС, в соответствии с которыми вертикаль управления имеет три уровня: федеральный, региональный и территориальный.

Методическое руководство и координация деятельности системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (СМП ЧС) на федеральном уровне осуществляется Всероссийским центром мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера МЧС России (Центр “Антистихия”), в федеральных округах и субъектах Российской Федерации — региональными и территориальными центрами мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее — региональными и территориальными центрами мониторинга).

В целом система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций представляет собой целый ряд межведомственных, ведомственных и территориальных систем (подсистем, звеньев, учреждений и т.п.), к которым можно отнести:

– Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера МЧС России; региональные и территориальные центры мониторинга чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в составе соответствующих органов управления ГОЧС;

– Сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Российской Федерации;

–Единую государственную автоматизированную систему радиационного контроля;

– Единую государственную систему экологического мониторинга;

– Cпециальные центры и учреждения, подведомственные исполнительным органам субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления.

Все отношения и взаимосвязи приведенных выше систем (подсистем) в рамках РСЧС определены соответствующими нормативно-правовыми актами.

Техническую основу мониторинга составляют наземные и авиационно-космические средства соответствующих министерств, ведомств, территориальных органов власти и организаций (предприятий) в соответствии со сферами их ответственности (рис.1).

При этом главной составляющей являются наземные средства Сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Российской Федерации, ее основных звеньев, подведомственных Росгидромету, Минсельхозу России, Минздраву России и МПР России, а также средства контроля и диагностики состояния потенциально опасных объектов экономики, являющихся основными источниками чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Космические средства мониторинга предназначаются, в основном, для выявления и уточнения обстановки, связанной с лесными пожарами, наводнениями и другими крупномасштабными, опасными природными явлениями и процессами с незначительной динамикой.

Рис. 1.  Структурная схема средств мониторинга

Авиационные средства используются для тех же целей, что и космические, а также для получения данных о состоянии радиационной обстановки, обстановки в зонах широкомасштабных разрушений, о состоянии магистральных трубопроводов и другой обстановки (дорожной, снежной, ледовой и т.п.). Они имеют более широкие возможности, по сравнению с космическими средствами, как по составу объектов наблюдения, так и по оперативности и поэтому находятся на оснащении целого ряда соответствующих мониторинговых подразделений с учетом сфер ответственности последних.

Общий порядок функционирования системы мониторинга и прогнозирования определяется Положением о системе мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным приказом МЧС России от 12 ноября 2001 г . № 483, а ее отдельных звеньев и элементов — положениями, утвержденными соответствующими федеральными министерствами, ведомствами, региональными и территориальными органами управления ГОЧС.

В зависимости от складывающейся обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций функционирует в режиме повседневной деятельности, режиме повышенной готовности или режиме чрезвычайной ситуации.

Прогнозирование чрезвычайных ситуаций включает в себя достаточно широкий круг задач (объектов или предметов), состав которых обусловлен целями и задачами управленческого характера.

Обратите внимание

Наиболее значимыми и остро необходимыми задачами (объектами или предметами) прогнозирования являются:

– вероятности возникновения каждого из источников чрезвычайных ситуаций (опасных природных явлений, техногенных аварий, экологических бедствий, эпидемий, эпизоотий и т.п.) и, соответственно, масштабов чрезвычайных ситуаций, размеров их зон;

Читайте также:  Распоряжение мчс рф 398 от 16.10.2018 день добровольца (волонтера)

– возможные длительные последствия при возникновении чрезвычайных ситуаций определенных типов, масштабов, временных интервалов или их определенных совокупностей;

– потребности сил и средств для ликвидации прогнозируемых чрезвычайных ситуаций.

Для решения задач прогнозирования используются соответствующие методики.

В целом результаты мониторинга и прогнозирования являются исходной основой для разработки долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных целевых программ, планов, а также для принятия соответствующих решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В последние годы активно внедряются методы планирования мероприятий по данной проблеме на основе прогнозирования и анализа рисков чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами анализа и прогнозирования рисков чрезвычайных ситуаций являются:

– выявление и идентификация возможных источников чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на соответствующей территории;

– оценка вероятности (частоты) возникновения стихийных бедствий, аварий, природных и техногенных катастроф (источников чрезвычайных ситуаций);

– прогнозирование возможных последствий воздействия поражающих факторов, источников чрезвычайных ситуаций на население и территории.

При выявлении источников чрезвычайных ситуаций наибольшее внимание уделяется потенциально опасным объектам, оценке их технического состояния и угрозы для населения, проживающего вблизи от них, а также объектам, находящимся в зонах возможных неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов.

Прогноз вероятности возникновения аварий на объектах экономики и их возможных последствий осуществляется руководителями и специалистами этих объектов.

Прогноз рисков чрезвычайных ситуаций, вызываемых стихийными бедствиями, авариями, природными и техногенными катастрофами, возможными на территориях субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществляется соответствующими территориальными звеньями (центрами) СМП ЧС.

Прогноз рисков чрезвычайных ситуаций на территории страны в целом осуществляется МЧС России во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти.

Без учета данных мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций нельзя планировать развитие территорий, принимать решения на строительство промышленных и социальных объектов, разрабатывать программы и планы по предупреждению и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций.

От эффективности и качества проведения мониторинга и прогнозирования во многом зависит эффективность и качество разрабатываемых программ, планов и принятия решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В настоящее время МЧС России проводит работу, направленную на формирование национального информационного пространства по вопросам борьбы с бедствиями и катастрофами.

Важно

В нем соответствующими информационными ресурсами будут представлены все элементы и уровни Российской системы.

Таким образом, может быть реализована современная концепция «электронного министерства» в рамках «электронного правительства».

Работа выполнена при финансовой поддержке Минобрнауки РФ.

Литература:

1. Интернет-ресурс: Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций. http://obzh.ru

2. Калинин В.М. Мониторинг природных сред: Учебное пособие. Тюмень: издательство Тюменского государственного университета, 2007. – 208 с.

Источник: https://moluch.ru/archive/22/2254/

Система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций

В МЧС России функционирует «Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера МЧС России». В этот Центр входит и Служба мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (СМП ЧС).

Она осуществляет мониторинг опасных природных и техногенных ситуаций в мирное время на основе анализа наблюдений более чем 7 тысяч станций различных министерств и ведомств.

В соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации разработано и согласовано с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (Минздравом, Минатомом, Минприроды, Минобороны, Минэнерго, Росгидрометом, Госгортехнадзором и Госстроем России) «Положение о системе мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Эта Система позволяет повысить оперативность и качество мониторинговой и прогностической информации, необходимой для решения задач в области снижения рисков и последствий природных и техногенных катастроф.

Основными задачами Системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (СМП ЧС) являются:

— оперативный сбор, обработка и анализ информации о потенциальных источниках чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

— прогнозирование возможного возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий на основе оперативной фактической и практической информации, поступающей от ведомственных и других служб наблюдения за состоянием окружающей среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;

— лабораторный контроль, проводимый с целью обнаружения и индикации радиоактивного, химического, биологического заражения (загрязнения) объектов окружающей среды, продовольствия, литьевой воды, пищевого и фуражного сырья (в соответствии с «Положением о СНЛК»);

— разработка и оценка эффективности реализации мер по предотвращению или устранению чрезвычайных ситуаций;

— разработка сценариев развития чрезвычайных ситуаций;

— информационное обеспечение управления и контроля в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

— создание специализированных геоинформационных систем, банка данных по источникам чрезвычайных ситуаций и других информационных продуктов.

В 2001 г. при МЧС России создана сеть региональных и территориальных центров мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В ближайшем будущем будут созданы и региональные и территориальные системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, создан информационный банк нормативных и методических документов.

Раздел 4.

Дата добавления: 2016-10-26; просмотров: 1611;

Источник: https://poznayka.org/s69458t1.html

Мониторинг и прогнозирование ЧС

Прогнозирование ЧС — опережающее отражение вероятности возникновения и развития ЧС на основе анализа возможных причин ее возникновения, ее источника в прошлом и настоящем.

Главными целями мониторинга и прогнозирования ЧС являются контроль состояния природных и техногенных источников ЧС, а также заблаговременное предсказание параметров ЧС и их последствий.

Мониторинг и прогнозирование ЧС включает следующие мероприятия: сбор, обработка и анализ информации о состоянии природных и техногенных источников ЧС; лабораторный контроль состояния окружающей среды, прогнозирование места, времени и параметров источников ЧС; прогнозирование места, времени, параметров и сценариев развития ЧС; прогнозирование видов и параметров последствий ЧС, расчет сил и средств, необходимых для предотвращения, локализации и ликвидации последствий ЧС.

Таким образом, на основе данных о состоянии окружающей природной среды и потенциально опасных объектов осуществляется прогнозирование ЧС. Кроме того, при составлении прогнозов используются данные, представляемые различными министерствами и ведомствами.

Прогнозированию могут подвергаться следующие аспекты ЧС: предвестники ЧС; параметры источников ЧС; последствия ЧС; действия органов управления, сил и средств по предупреждению, предотвращению и ликвидации последствий ЧС.

Прогнозы ЧС подразделяются на четыре класса заблаговременности: краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный и прогноз стратегического планирования.

Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования ЧС «Антистихия» осуществляет подготовку и представление следующих прогнозов:

  1. долгосрочный прогноз стратегического планирования (на год);
  2. долгосрочный прогноз циклических ЧС природного характера на осенне-зимний период;
  3. долгосрочный прогноз циклических ЧС, которые обусловлены весенним снеготаянием;
  4. долгосрочный прогноз циклических ЧС, обусловленных природными пожарами;
  5. среднесрочный (на месяц) прогноз ЧС;
  6. краткосрочный декадный (на 10 дней) прогноз ЧС;
  7. оперативный ежедневный прогноз;
  8. экстренное предупреждение.

В таблице приведены данные об оправдываемости прогнозов различной степени заблаговременности.

Показатели оправдываемости прогнозов ЧС (%)

Федеральный округОправдываемость прогнозовдолгосрочно­госреднесроч­ного на месяцкраткосроч­ного декадногооперативного ежедневного
Дальневосточный 90 73 81 83
Сибирский 87 69 72 87
Уральский 91 63 90 85
Приволжский 86 65 89 87
Южный 96 72 65 69
Северо-Западный 95 67 92 91
Центральный 76 64 78 84
В среднем по России 90 68 81 84

На основе прогнозирования разрабатываются мероприятия, необходимые для предотвращения ущерба от ЧС. Они подразделяются на фоновые и защитные. Фоновые (постоянно проводимые) мероприятия основаны на долгосрочном прогнозе.

Сюда относятся создание надежной системы оповещения населения об опасностях; устройство защитных сооружений; обеспечение населения средствами индивидуальной защиты; организация радиационного, химического и бактериологического наблюдения, разведки и лабораторного контроля; обучение населения правилам поведения и действиям в ЧС; отказ от строительства АЭС, химических и других опасных объектов — источников опасности в экономически уязвимых районах.

Защитные мероприятия осуществляются после предсказания момента ЧС: развертывание систем наблюдения и разведки для уточнения прогноза, ввод в действие специальных правил функционирования экономики и общественной жизни, нейтрализация источников (объектов) повышенной опасности, готовность спасательных служб, частичная эвакуация населения.

Источник: http://ohrana-bgd.ru/bgdobsh/bgdobsh1_30.html

Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций МЧС России (Центр «Антистихия»)

Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ВЦМП) МЧС России – Центр «Антистихия»был образован 1 июля 1999 года и стал правопреемником Всероссийского центра наблюдения и лабораторного контроля МЧС России.

Основные задачи Центра:

мониторинг природных, техногенных и биолого-социальных источников чрезвычайных ситуаций и их последствий;

прогнозирование возникновения и развития чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера и их последствий;

создание специализированных геоинформационных систем, ведение банка данных мониторинга чрезвычайных ситуаций, их последствий и других информационных и программных продуктов в области мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

обеспечение федерального казенного учреждения «Национальный центр управления в кризисных ситуациях»; оперативными, среднесрочными и долгосрочными прогнозами чрезвычайных ситуаций;

Совет

методическое руководство и координация деятельности системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (далее – СМП ЧС) и сети наблюдения и лабораторного контроля (далее – СНЛК) с целью повышения эффективности их работы;

лабораторный контроль, проводимый с целью обнаружения и индикации радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья;

информационное и экспертно-аналитическое обеспечение деятельности федерального казенного учреждения «Национальный центр управления в кризисных ситуациях»;

повышение эффективности методов и технологий мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, методическое обеспечение работ СМП ЧС и СНЛК путем внедрения результатов современных научных достижений.

Центр в соответствии с целями создания осуществляет за счет средств федерального бюджета следующие основные виды деятельности (функции):

Сбор, обработка и анализ информации о состоянии природных, техногенных и биолого-социальных источниках чрезвычайных ситуаций на  территории Российской Федерации, поступающей от функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС), подразделений СМП ЧС, СНЛК, а также средств массовой информации и отдельных граждан;

ведение банка данных в области мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

разработка оперативных, краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных прогнозов чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера на территории Российской Федерации;

организация и проведение оперативного радиационного, химического, биологического (бактериологического) и эпизоотического контроляь в зонах чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации;

организация информационного обмена и координация функционирования центров мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций территориальных органов МЧС России;

Обратите внимание

участие в оценке способов и методов определения загрязненности (зараженности) объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья радиационными веществами, отравляющими веществами, аварийно–химически опасными веществами, биологическими средствами на территории Российской Федерации;

выполнние научных исследований в области мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

контроль состояния готовности СНЛК на территории Российской Федерации;

Читайте также:  Тепловизор: назначение, устройство, принцип работы на пожаре

участие в реализации ведомственных целевых и научно-технических программ по совершенствованию СМП ЧС;

участие в проведении и реализации единой технической политики по разработке и внедрению средств и методов мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

участие в разработке проектов государственных и международных стандартов в области мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

участие в планировании и проведении учений в области мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций в соответствии с комплексным планом основных мероприятий МЧС России;

организация и проведение методических, научно-технических сборов,

конференций и занятий со специалистами организаций, входящих в РСЧС в соответствии с комплексным планом основных мероприятий МЧС России;

Важно

проведение профессиональной подготовки специалистов в области мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций центров мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций территориальных органов МЧС России;

участие в международном сотрудничестве по вопросам мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций в соответствии с планом мероприятий международного сотрудничества МЧС России.

Специалисты Центра на основе обработки мониторинговой информации разрабатывают краткосрочные (экстренное предупреждение, ежедневный и  декадный прогнозы), среднесрочные (ежемесячные) и долгосрочные (сезонные и ежегодные) прогнозы природных и техногенных чрезвычайных ситуаций и их социально-экономических последствий.

В целях своевременного реагирования и принятия соответствующих управленческих решений, обеспечивающих заблаговременное предупреждение, локализацию и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, Центр осуществляет подготовку и доведение различных прогнозов до руководства министерства, департаментов и управлений центрального аппарата МЧС России. Налажен устойчивый информационный обмен мониторинговой и прогностической информацией между Центром и регионами. При этом выстроена система “непрерывности технологического цикла прогнозирования”, при котором каждый последующий вид прогноза уточняет предыдущий.

Центр активно участвует в разработке нормативных правовых документов по созданию и функционированию системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Специалисты Центра осуществляют организационно-методическую помощь органам управления в субъектах Российской Федерации, решают важные задачи по организации работы территориальных центров мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Центр «Антистихия», при участии представителей федеральных органов исполнительной власти, Российской академии наук и ряда других заинтересованных организаций, проводит ежегодные научно-практические конференции на тему «Проблемы прогнозирования чрезвычайных ситуаций».

Кроме того, специалисты Центра регулярно принимают участие в общероссийских и международных выставках и форумах, таких как  Петербургский экологический форум (г. Санкт-Петербург), Петербургский международный экономический форум (г. Санкт-Петербург), в Международный салон средств обеспечения безопасности «Комплексная безопасность» (г.

Ногинск), в очередных заседаниях Совместной коллегии МЧС России, МЧС Республики Беларусь и МВД Республики Казахстан, Межгосударственного совета по чрезвычайным ситуациям (СНГ), Рабочей группы по предупреждению, готовности и ликвидации чрезвычайных ситуаций Арктического совета (EPPR), российско-китайской рабочей группы по борьбе с наводнениями. 

Источник: http://www.mchs.gov.ru/document/89093

Библиотека

Управление мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций Федерального казенного учреждения «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по г. Москве» (далее — УМЛ К и ПЧС ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по г.

Москве») создано на базе 862-го центра мониторинга и прогнозирования ЧС в соответствии с приказом МЧС России от б июня 2006 г.

№ 309 «О создании государственного учреждения «Центр управления в кризисных ситуациях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по городу Москве» и является структурным подразделением ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по г. Москве»Заместитель начальника центра по мониторингу, лабораторному контролю и прогнозированию ЧС — начальник Управления мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по г. Москве», майор внутренней службыНачальник отдела автоматизированных систем мониторинга Управления мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по г. Москве», майор внутренней службы

Основные задачи, стоящие перед управлением:

  • мониторинг объектов окружающей среды, опасных природных процессов и явлений, состояния безопасности зданий, сооружений и потенциально опасных объектов;
  • прогнозирование ЧС природного и техногенного характера, их возможных масштабов и последствий;
  • сбор, обработка, анализ, передача и обмен информацией в области мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС;
  • координация и контроль деятельности сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны г. Москвы;
  • лабораторный контроль, проводимый с целью обнаружения и индикации радиоактивного и химического заражения (загрязнения) объектов окружающей среды.

Автоматизированные системы мониторинга и прогнозирования

В настоящее время на территории г. Москвы организован круглосуточный мониторинг объектов окружающей среды и потенциально опасных объектов. Работы по мониторингу и прогнозированию возникновения и развития ЧС на территории города ведутся на основании заключенных соглашений об обмене мониторинговой информацией с организациями, расположенными на территории города.

Также для организации мероприятий по мониторингу и прогнозированию возникновения ЧС в г.

Москве используются автоматизированные системы мониторинга, осуществляющие круглосуточный мониторинг объектов окружающей среды, опасных природных процессов и явлений,потенциально опасных объектов и позволяющие решить задачи защиты населения при возникновении ЧС посредством прогнозирования и принятия упреждающих мер.

Совет

Все автоматизированные системы мониторинга и прогнозирования отображаются на одном дисплее оператора. При наведении указателя выбранная система выводится на весь экран.

Функции оператора автоматизированных систем мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций возложены на помощника старшего оперативного дежурного по мониторингу и прогнозированию ЧС, несущего круглосуточное дежурство в управлении мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС (УМЛК и ПЧС) ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по г. Москве» (ул. Живописная, 28). Автоматизированное рабочее место (АРМ) оснащено необходимым аппаратным и программным обеспечением, позволяющим круглосуточно в режиме реального времени получать все необходимые данные по всем автоматизированным системам мониторинга и прогнозирования ЧС ЦУКС ГУ МЧС России по г. Москве.

Системы и принцип их работы

Автоматизированная система дистанционного мониторинга «Лидар» (АСДМ «Лидар»).

предназначенная для контроля за состоянием воздушного бассейна территорий, выявления фактов возникновения: пожаров, взрывов, крупных аварий, выбросов, сопровождающихся аэрозольными и тепловыми аномалиями, выбросов опасных веществ в атмосферу и т.

п., определения их параметров: координат с привязкой к цифровой карте местности, относительной концентрации выбросов аэрозоля,направления сноса аэрозоля.

Совет

Система обеспечивает:

  • круглосуточный контроль и наблюдение в реальном масштабе времени за кризисными ситуациями (КС) в зоне контроля;
  • с помощью лидарно-дальномерного канала определение точных координат объектов с последующей привязкой к цифровой карте города;
  • путем лидарного зондирования определение геометрических параметров шлифов аэрозольных выбросов и их ветровой перенос над территорией города.

В настоящее время система включает в себя стационарные посты СП-1 и СП-2 и центральный пункт управления (ЦПУ).

За 2011 г. стационарными постами АСДМ «Лидар» обнаружено 111 пожаров.

Автоматизированный комплекс сбора, обработки и передачи радиолокационной информации (АКСОПРИ)

Данный комплекс предназначен для автоматизации радиолокационных наблюдений и обеспечения полноценной оперативной радиолокационной метеорологической информацией.

АКСОПРИ обеспечивает проведение автоматизированных радиолокационных метеорологических наблюдений при помощи данных, полученных от метеорологического радиолокатора МРЛ-5, установленного на крыше высотного жилого здания в районе Крылатское.

Совет

Комплекс АКСОПРИ
АКСОПРИ осуществляет автоматическое наблюдение и отображает на АРМ помощника СОД по мониторингу и прогнозированию ЧС (УМЛК и ПЧС ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по г. Москве») оперативные данные о метеообстановке в виде совокупности легко читаемых карт с периодом обновления 10 минут:

  • интенсивности осадков;
  • суммы осадков от начала метеорологических полусуток до текущего момента времени;
  • высоты верхней границы облачности;
  • явлений погоды (по градациям): облачность, без осадков, осадки различной степени интенсивности (ливень, сильный ливень), мощные кучево-дождевые облака, грозы различной тяжести, с вероятностью грозовых разрядов, град, шквал;
  • горизонтальных сечений облачности на разных высотах (стандартный набор составляет 800, 1000, 2000, 3000, 4000, 5000, 6000, 7000 и 9000 м над уровнем моря).

АКСОПРИ позволяет получать надежную информацию об облачности, осадках и связанных с ними опасных явлениях в радиусе 200 км.

Совет

Внедрение данного комплекса позволило с высокой степенью вероятности прогнозировать развитие чрезвычайных ситуаций природного характера на территории г. Москвы, а также сократить время выработки в оперативном порядке превентивных мер по максимальному снижению ущерба в случае их возникновения.

Автоматизированная система контроля аварийных выбросов (АСКАВ)

Данная система предназначена для:

  • непрерывного измерения концентраций аварийно-опасных химических веществ (таких как хлор, аммиак) в рабочей зоне и на промышленной площадке объекта;
  • сигнализации о возможных объектах и аварийных выбросах по установленным порогам концентраций в местах расположения датчиков-анализаторов;
  • своевременного оповещения служб предприятия, Управления МЧС административного округа и УМЛК и ПЧС ЦУКС ГУ МЧС России по г. Москве;
  • оценки и прогнозирования химической обстановки при аварии, принятия решений по обеспечению локализации и ликвидации аварии.

Разработчиком системы является научно-производственная фирма «ИНКРАМ». В соответствии с постановлением правительства № 1249-ПП от 10 ноября 2009 г. «О внедрении автоматизированной системы контроля аварийных выбросов на химически опасных объектах в городе Москве» с 25 ноября 2009 г. АСКАВ была введена в промышленную эксплуатацию.

Совет

АСКАВ является трехуровневой информационной системой:

  • первый информационный уровень — химически опасные объекты г. Москвы;
  • второй информационный уровень — объекты управлений по АО Главного управления МЧС России по г. Москве;
  • третий информационный уровень — УМЛК и ПЧС ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по г. Москве».

АСКАВ включает в себя:

  • систему газоаналитического контроля, предназначенную для измерения концентраций газа в контурах контроля и по периметру зон локализации АХОВ на химически опасном объекте и обеспечивающую процесс формирования сигналов превышения установленных порогов концентраций АХОВ;
  • программно-вычислительный комплекс (ПВК) дежурного по предприятию, предназначенный для контроля текущей и аварийной обстановки и прогнозирования ЧС;
  • контроллер связи, обеспечивающий по коммутируемым, выделенным каналам и другим каналам связи передачу данных в ГЗПУ агентств по обеспечению мероприятий гражданской защиты населения АО г. Москвы и УМЛК и ПЧС ЦУКС ГУ МЧС России по г. Москве в формате, обеспечивающем сопряжение программно-технических средств на 1, 2 и 3-м информационныхуровняхАСКАВ.

Информация о концентрациях АХОВ с датчиков химически опасных объектов по различным выделенным каналам связи поступает на АРМ АСКАВ 2-го и 3-го информационного уровня.

Автоматизированная система контроля радиационной обстановки (АСКРО «Радон»)

Данная система предназначена для контроля за радиационной обстановкой на территории г. Москвы.

С мест расположения постов контроля (56 датчиков) приходят подтверждения (в реальном масштабе времени) о нормальной радиационной обстановке, при ЧС — раннее предупреждение об ухудшении радиационного фона (факты превышения контрольного порогового значения — мощности экспозиционной дозы (МЭД) гамма-излучения — 20мкР/ч).

Совет

Компьютер АРМ АСКРО «Радон» в УМЛК и ПЧС ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по г. Москве» по сети МГТС не реже чем каждые 30 минут осуществляет дозвон на сервер центра АСКРО «Радон», получает от него информацию о состоянии радиационной обстановки в Москве и отображает ее на интерфейсе АРМ АСКРО «Радон».

АСКРО «Радон» является эффективным инструментом мониторинга радиационной обстановки на территории г. Москвы. За эксплуатируемый период времени превышений радиационного фона на территории города Москвы выявлено не было.

Читайте также:  Штабные столы: назначение и обзор моделей

Автоматизированная информационная система мониторинга, прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и лабораторного контроля в г. Москве (АИСМП-ЧС)

Назначением системы является предоставление пользователям доступа к интегрированным данным, имеющимся в настоящей системе, на основе данных других информационных систем и технологий, а также данных, генерируемых системой.

Система предназначена для обеспечения доступа к данным, минуя непосредственное обращение пользователей к средствам получения и хранения этих данных и информационным системам (ИС), предназначенным для решения соответствующих задач, решение которых не может быть обеспечено настоящей системой.

Совет

АИСМП-ЧС состоит из следующих инструментальных средств:

  • визуализация картографических данных и данных, получаемых из ИС, предназначенных для решения соответствующих задач на картографической основе г. Москвы;
  • ведение базы данных АИСМП-ЧС;
  • редактирование имеющейся информации и добавления новой, в том числе картографической;
  • поддержка принятия решения;
  • взаимодействие со средой программного обеспечения (СПО) автоматизированной системы контроля аварийных выбросов на химически опасных объектах (АСКАВ);
  • взаимодействие с СПО автоматизированной системы дистанционного мониторинга «Лидар» (АСДМ «Лидар»);
  • взаимодействие с СПО вновь создаваемых систем.

АИСМП-ЧС выполняют следующие основные задачи:

  • сбор и аккумулирование результатов наблюдений и данных, поступающих от всех существующих автоматизированных систем мониторинга источников техногенной, радиационной и природной опасности г. Москвы с привязкой поступившей информации к цифровой векторной карте г. Москвы;
  • автоматизированная подготовка и представление вышестоящим органам управления докладов (донесений) об угрозе или возникновении ЧС. сложившейся обстановке, возможных вариантах решений и принятых мерах по ликвидации ЧС;
  • отображение оперативной обстановки по ЧС на фоне интерактивной цифровой векторной карты города Москвы на основе поступающей оперативной информации для повышения полноты мониторинга;
  • моделирование сценариев возможного развития ЧС на основе анализа поступающей оперативной информации и решение расчетных прогнозных задач по утвержденным методикам для планирования и осуществления комплекса превентивных мероприятий по снижению рисков и смягчению последствий ЧС;
  • обобщение данных лабораторного контроля, проводимого с целью обнаружения и индикации различных видов заражения (загрязнения) объектов окружающей среды для повышения контроля за радиационной, химической и экологической обстановкой в городе, включая контроль состояния источников ЧС, обстановки в их зонах, а также в зонах применения средств поражения и в зонах возможныхтеррористических актов;
  • информационно-аналитическая поддержка принятия управленческих решений при проведении аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ в ЧС и тушении пожаров.

Настоящая система решает актуальную задачу — интегрирование разрозненных данных и предоставление общих средств их анализа с целью мониторинга, прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и лабораторного контроля в городе Москве.

Смис — структурированная система мониторинга инженерных систем зданий и сооружений

СМИС создается на базе программно-технических средств, осуществляющих мониторинг технологических процессов обеспечения функционирования непосредственно в зданиях и сооружениях и передачу информации об их состоянии по каналам связи дежурно-диспетчерским службам для последующей обработки с целью оценки, прогноза и ликвидации последствий дестабилизирующих факторов в реальном времени.

Совет

Объектами контроля СМИС, а в ряде случаев и управления являются технологические процессы, подсистемы жизнеобеспечения и безопасности: теплоснабжение, вентиляция и кондиционирование, водоснабжение и канализация, электроснабжение, газоснабжение, инженерно-технический комплекс пожарной безопасности объекта, лифтовое оборудование, системы оповещения, охранной сигнализации и видеонаблюдения, обнаружения повышенного уровня радиации, аварийных химически опасных веществ, биологически опасных веществ, значительной концентрации токсичных и взрывоопасных газовоздушных смесей и др. Объектами контроля также являются инженерно-технические конструкции (конструктивные элементы) объектов.

СМИС обеспечивает следующие задачи:

  • предупреждение и прогнозирование аварийных ситуаций;
  • сбор, передачу и обработку информации о функционировании зданий и сооружений;
  • получение автоматизированной оперативной информации о состоянии инженерно-технических конструкций и технологических систем зданий и сооружений руководителями соответствующих служб, в том числе и дежурно-диспетчерских;
  • автоматизированное оповещение соответствующих специалистов для принятия необходимых мер по предупреждению или ликвидации ЧС в зданиях и сооружениях (прекращение подачи газа, воды, включение средств пожаротушения ит.п.);
  • оперативное доведение информации о нештатных и аварийных ситуациях до соответствующих служб через информационное сопряжение с ЕДДС;
  • оперативное автоматизированное информационное обеспечение взаимодействия ДЦС при ликвидации ЧС в зданиях и сооружениях;
  • документирование и регистрацию аварийных ситуаций, втом числе действий ДДС зданий и сооружений по их предупреждению и ликвидации;
  • организацию автоматизированного учета эксплуатационных ресурсов технологического оборудования и его своевременного технического обслуживания.

На сегодняшний день система СМИС в тестовом режиме подключена к четырем критически важным объектам города Москвы.

Совет

Сущность и назначение мониторинга и прогнозирования ЧС — в наблюдении, контроле и предвидении опасных процессов и явлений природы и техносферы, являющихся источниками чрезвычайных ситуаций, динамики развития чрезвычайных ситуаций, в определении их масштабов в целях предупреждения и организации ликвидации бедствий.

Системы автоматического мониторинга, применяемые в управлении мониторингом, лабораторным контролем и прогнозированием ЧС, используют такие методы мониторинга, как: дистанционные методы прогнозирования, компьютерные методы обработки данных, физико-химические методы, методы статистической и математической обработки данных и географические информационные системы.

Источник: http://secuteck.ru/articles2/firesec/monitoring-pozharnoy-obstanovki-i-prognozirovanie-chs

Основы безопасности жизнедеятельности9 класс

Главная | Основы безопасности жизнедеятельности | Материалы к урокам | Материалы к урокам ОБЖ для 9 класса | План проведения занятий на учебный год | Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций

В общей системе мер противодействия чрезвычайным ситуациям первенство отдается комплексу мероприятий, направленных на снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций и смягчение их последствий.

Это можно обеспечить, если будет действовать определенная система наблюдения за состоянием и развитием различных природных, техногенных процессов и явлений а также опережающее предвидение либо определение вероятности возникновения чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера.

Такая система, направленная на наблюдение и предвидение, составляет общее понятие «мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций».

Запомните!

Под мониторингом понимается система постоянного наблюдения за явлениями, процессами, происходящими в природе и техносфере, для предвидения нарастающих угроз для человека и среды его обитания.

Общей целью мониторинга опасных явлений и процессов в природе и техносфере является повышение точности и достоверности прогноза чрезвычайных ситуаций на основе объединения интеллектуальных, информационных и технологических возможностей различных ведомств и организаций, занимающихся вопросами мониторинга отдельных видов опасностей.

Данные мониторинга служат основой для прогнозирования. В общем случае прогнозирование — это творческий исследовательский интерес, в результате которого получают данные о будущем состоянии какого-либо объекта явления, процесса.

Запомните!

Прогнозирование чрезвычайных ситуаций — это опережающее отражение вероятности возникновения и развития чрезвычайной ситуации на основе анализа причин ее возникновения, ее источника в прошлом и настоящем.

Прогнозирование включает в себя ряд элементов. Один из них — информация об объекте прогнозирования (природном явлении), раскрывающая его поведение в прошлом и настоящем, а также закономерности этого поведения.

В основе всех методов, способов и методик прогнозирования лежит эвристический или математический подход.

Суть эвристического подхода состоит в оценке мнений специалистов-экспертов. Он находит применение для прогнозирования процессов, формализовать которые нельзя.

Обратите внимание

Математический подход заключается в использовании имеющихся данных о некоторых характеристиках прогнозируемого объекта, их обработке математическими методами, получении зависимости, связывающей указанные характеристики со временем, и вычислении с помощью найденной зависимости характеристик объекта (техногенного процесса) в данный момент времени.

Прогнозирование в большинстве случаев является основой предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В режиме повседневной деятельности прогнозируется вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций — факт возникновения чрезвычайного события, его место, время и интенсивность, возможные масштабы и другие характеристики предстоящего происшествия.

При возникновении чрезвычайной ситуации прогнозируется ход развития обстановки, эффективность тех или иных намеченных мер по ликвидации чрезвычайной ситуации, необходимый состав сил и средств. Наиболее важным из всех этих прогнозов является прогноз вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций.

Его результаты могут быть в основном эффективно использованы для предотвращения чрезвычайных ситуаций (особенно в техногенной сфере, а также для защиты от некоторых природных бедствий), заблаговременного снижения возможных потерь и ущерба, обеспечения готовности к ним, определения оптимальных превентивных мер.

Для прогнозирования возникновения техногенной чрезвычайной ситуации мониторинг организуется на конкретных объектах экономики.

Так, например, на химически опасных объектах важно контролировать параметры, обеспечивающие хранение ядовитых веществ при заданных давлении и температуре, надежности технологических устройств (трубопроводов, задвижек, насосов, клапанов, приводов, датчиков резервуаров, теплоизоляции, компрессоров), а также устойчивость конструкций объектов к воздействию проектных нагрузок.

В прогнозировании опасных природных процессов используются два подхода.

Первый подход основан на изучении предвестников конкретных катастрофических природных явлений и анализе информации, полученной от сетей мониторинга.

Второй подход опирается на математические расчеты на основе имеющихся статистических данных.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

В 1997 г. в МЧС России была развернута территориально распределенная система приема и анализа авиационно-космической информации. Система предназначена для оперативного выявления природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, мониторинга потенциально опасных территорий и объектов, обеспечения информацией органов управления федерального и территориального уровней РСЧС.

С помощью данной системы территория страны контролируется для выявления предвестников чрезвычайных ситуаций, оценки динамики их развития и определения масштабов распространения.

По данным МЧС России, практически во всех субъектах РФ созданы территориальные центры мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, 62 из которых уже в 2004 г. функционировали на штатной основе.

Важно

Благодаря этому в течение 2005—2006 гг. на основе прогнозных данных были разработаны и реализованы меры по безаварийному пропуску паводковых вод, подготовке к пожароопасному сезону, что позволило предотвратить целый ряд чрезвычайных ситуаций.

МЧС России планирует сохранить организационную и функциональную готовность центров мониторинга и прогнозирования.

Вопросы

1. С какой целью создана система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и какие мероприятия она в себя включает?

2. Как осуществляется мониторинг на отдельных объектах экономики для прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного характера?

3. Какие основные подходы используются для прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного характера?

4. Какая система и с какой целью была создана МЧС России для оперативного выявления природных и техногенных чрезвычайных ситуаций?

5. Почему прогноз вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций является наиболее важным?

Задание

Объясните, какую роль, по вашему мнению, оказывают мониторинг и прогнозирование ЧС для смягчения их последствий.

Источник: http://xn—-7sbbfb7a7aej.xn--p1ai/obzh_09/obzh_materialy_zanytii_09_16.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector