Руководство по эксплуатации автолестница пожарная ал-52

Автолестница АЛ-52 (КамАЗ-65201)-130ВР

Каталог данной продукции находится здесь

АЛ-52 (КамАЗ-6520) – 130ВР

Пожарная автолестница АЛ-52 (КамАЗ-6520) представляет собой установленную на шасси КамАЗ-6520 (6х4, евро-4) телескопического типа лестницу c телескопическим трубопроводом вдоль ее секций для подачи воды наверх.

Лестница имеет складывающийся лифт для более быстрой и безопасной доставки пожарных наверх лестницы и для потоковой эвакуации пострадавших. Наверху лестницы имеется  откидная площадка,  для удобства доступа в здание и крепление спасательного рукава на вершине лестницы.

Лифт может двигаться вверх/вниз с помощью привода лебедки и имеет тормоза кулачкового типа для предотвращения падения в случае обрыва каната.

Обратите внимание

Основной элемент, несущий нагрузку, возникающую в процессе эксплуатации лестницы, несет на себе субрама, установленная поверх рамы автомобиля, представляющая собой сварную стальную конструкцию высокой прочности, что обеспечивает безопасность во время эксплуатации.

В рабочее положение лестница устанавливается гидравлическими аутригерами Н-типа, с электронной системой управления горизонтального положения. Задняя тележка АЛ имеет устройство блокировки рессор.

Управление аутригерами производится с панелей управления, расположенных на задней части платформы как слева, так и справа для возможности визуального контроля. Они имеют одинаковую схему расположения органов управления для облегчения работы Оператора. Рабочий контур аутригера 5.2 м.

Аутригеры управляются автоматически, полуавтоматически и вручную. Автоматическое выравнивание аутригеров позволяет использовать оборудование даже на неровной поверхности под уклоном.

Если поверхность в зоне работы находится под уклоном или имеются трудности в эксплуатации из-за неровности рельефа, рабочий режим может быть изменен на ручной или полуавтомат, таким образом, каждый аутригер может быть выдвинут независимо друг от друга, обеспечивая выравнивание АЛ.

На всех аутригерах установлены сенсоры обнаружения препятствий и сенсоры плотного контакта с землёй.  Предохранительные клапаны, установленные в цилиндрах лестницы, служат для предотвращения обрыва или перегрузки шлангов и регулируют соответствующее давление и скорость.

Платформа пожарной автолестницы выполнена из сваренных стальных профилей, имеет противоскользящую поверхность (алюминиевый сплав), по обоим бортам расположены отсеки для размещения инструмента и ПТВ.

Гидравлическая система приводится в действие коробкой отбора мощности (КОМ) транспортного средства производства фирмы ZF (Германия), соединённой с гидравлическим насосом при помощи карданного вала.

Важно

Электрическая система запитана от аккумуляторной батареи шасси, подзаряжаемой при работе двигателя. Напряжение в рабочей системе 24 V DC (постоянного тока).

 Автолестница предназначена для доставки пожарных в места борьбы с огнем, спасения людей из высотных зданий и тушения с высоты. Подача тушащих веществ осуществляется через шарнирное соединение в телескопический трубопровод и лафетный ствол. Такая конструкция позволяет управлять подачей воды через лафетный ствол независимо от угла поднятия, поворота и длины выдвижения лестницы.

На лафетный ствол  установлена видеокамера для визуального контроля, сигнал с которой подаётся на жидкокристаллический дисплей с тачскрином. На рабочем месте оператора на дисплее отображается также вся информация о положении лестницы и все сигналы от сенсоров и датчиков.

Лестница имеет следующие основные функции:

— Поднятие /опускание лестничного марша

— Выдвижение/ складывание телескопических секций лестницы

— Вращение лестницы на 360° в обоих направлениях

— Подача воды наверх через телескопическую трубу вдоль секций лестницы и лафетный ствол

— Спасательные операции с помощью лифта (поднятие/опускание лифта)

— Подача тушащих веществ через телескопический трубопровод и лафетный ствол.

Наименование параметра Значение
1 Макс. рабочая высота  (лестница полностью выдвинута и поднята на максимальный угол), м, 52
2 Грузоподъемность лифта, кг., не менее 200
3 Угол непрерывного вращения лестницы (вправо и влево), не менее 360
4 Макс. боковой вылет от оси поворотного устройства, м. не менее 16
С макс. нагрузкой на вершине, м. не менее 16
5 Время установки на выдвижные опоры (аутригеры), сек., не более 30
6 Время движения лестницы на макс. скорости без нагрузки, сек., не более
— поднятие с мин. угла до макс. 55
— опускание с макс. угла до мин. 50
— выдвижение на полную длину при макс. угле поднятия 65
— складывание (полное) секций лестницы при макс. угле поднятия лестницы 60
— поворачивание на  360° вправо или влево при полностью выдвинутых секциях лестницы и макс. угле поднятия лестницы 60
— поднятие (или опускание) лифта с нижней позиции до макс. высоты при макс. угле поднятия лестницы 70
7 Макс. допустимый прогиб макс. выдвинутой лестницы при мин. угле поднятия и макс. рабочей нагрузке на вершине, м. не более. 0,6
8 Габариты:
9 Длина не более, м: 12,38
10 Ширина не более, м: 2,5
11 Высота не более, м: 3,95
12 Срок службы, лет 10
13 Температурный уровень, эксплуатации -40+40°
14 Время эксплуатации без перерыва 6 часов
15 Зарядное устройство преобразует внешние AC 220 V в  DC 24 V для зарядки батареи , 24 V от бортовой сети шасси Преобраз.24 V
16 Макс. допустимая скорость ветра для эксплуатации на макс. высоте, м/сек. 10
17 Подача воды от дополнительного стороннего источника наличия
18 Коробка передач: Механическая
19 Полная масса, не более, кг 30 570
20 Распределение нагрузки через шины:- управляемых осей, не более, кг- задней тележки, не более, кг 12 37018 200
Технические характеристики базового шасси
1 Тип двигателя Дизельный
2 Мощность двигателя Не менее 400 л.с.
3 Схема компоновки шасси Откидная кабина над двигателем
4 Емкость топливных баков Не менее 400 л
5 Максимальная скорость Не менее 90 км/ч
6 Колесная формула 6×4
7 Цвет кузова Красный в соответствии с ГОСТ Р5 0574-2002
8 Боевой расчет мест, включая водителя 2
Качество и гарантийные обязательства
Срок предоставления гарантийных обязательств 24 месяцев эксплуатации с момента поставки

Эксплуатационные характеристики:

1.      Наличие лифта, что позволяет осуществлять поточную эвакуацию.

2.      Наличие дополнительного рельса, позволяющего опускать лифт до земли.

3.      Наличие лафетного ствола, дистанционно-управляемого с основного пульта управления.

4.      Камера видеонаблюдения с 12-кратным увеличением, сигнал с которой подаётся на жидкокристаллический дисплей, что позволяет оценивать ситуацию с места оператора.

5.      Телескопический  трубопровод для подачи огнетушащих веществ к лафетному стволу.

6.      Платформа оборудована дополнительной боковой лестницей для безопасной эвакуации из лифта и с лестничного марша.

7.      Наличие автономного резервного четырёхтактного двигателя, обеспечивающего работу во внештатных ситуациях (аварийных режимах).

8.      Автоматическое, полуавтоматическое и ручное управление гидравлической системой.

9.      Установка в рабочее горизонтальное положение не более чем за 30 секунд.

10.  Наличие подогрева бака с гидравлической жидкостью и подогрев дисплея пульта управления, что позволяет эксплуатировать АЛ при низкой температуре.

Совет

11.  Каждый аутригер оборудован сенсорами плотного контакта с землёй и сенсором обнаружения препятствий.

Читайте также:  Обучение пожарно-техническому минимуму птм: руководителей и работников

12.  На вершине лестницы также установлены сенсоры обнаружения препятствий.

13.  Рабочее место оператора оборудовано дополнительной выдвижной платформой для увеличения рабочей площади и креслом для оператора.

14.  На автолестнице установлена трансмиссия (КПП и КОМ) фирмы ZF (Германия).

15.  Гидравлический насос DARK (Германия).

16.   Надстройка смонтирована на независимой субраме повышенной жёсткости, что обеспечивает повышенную устойчивость и надёжность конструкции.

Перечень ПТВ

Наименование Количество, шт.
1. Средства индивидуальной защиты
Диэлектрический комплект, к-т 1
Костюм теплоотражательный, к-т 2
2. Средства связи
Специальное громкоговорящее устройство СГУ, шт. 1
3. Вооружение для тушения пожара
Генератор ГПС-600 (СВПК-4), шт. 2
Гребенка для ГПС-600 (СВПК-4),шт. 1
Задержка рукавная, шт. 4
Ключи, шт.:
Ключ 80, шт. 2
Крюк пожарный легкий, шт. 1
Огнетушитель ОУ-5, шт. 1
Разветвление РТ 70, шт. 1
Разветвление 3-х ходовое, шт. 1
Рукав напорный с соединительной арматурой, шт.
— DN 66, длиной 20 м 3
Ствол комбинированный Ду 70-1, шт. 1
Комбинированный перекрывной Ду 70-1, шт. 1
4. Спасательное оборудование
Веревка пожарная спасательная ВПС-30, длиной 30 м в чехле, шт. 1
Веревка пожарная спасательная ВПС-50, длиной 50 м в чехле, шт. 1
Лестница ЛШ, шт. 1
5. Аварийно-спасательный инструмент
Ведро брезентовое, шт. 1
Лом легкий ЛПЛ, шт. 1
Лопата штыковая, шт. 1
Нож (резак) для ремней безопасности, шт. 1
Топор плотницкий, шт. 1
6. Осветительное оборудование:
Фонарь электрический с зарядным устройством, шт. 1
7.Прочее оборудование и комплектация
Медицинская аптечка для оснащения транспортных средств 1
Буксирный трос, шт. 1
Знак аварийной остановки, шт. 1
Инструмент и принадлежности согласно ведомости изготовителя шасси (включая насос и прибор контроля давления в шинах), шт. 1
Колодка противооткатная, шт. 2
Набор гаечных ключей, а/м, к-т 1
Подкладки под аутригеры, шт. 4
Опись ПТВ, шт. 1

Источник: http://Vargashi.com/product/avtolestnica-al-52-kamaz-65201-130vr

Автолестница АЛ-18(52-01)-Л2

?

Автолестница АЛ-18(52-01)-Л2 на шасси ГАЗ-52-01 произведена, судя по заводской бирке на стреле в 1969 году, а вовсе не в 1974 году.

Машина из запасника Музея пожарной охраны МЧС стояла на площадке на заднем дворе пожарного депо Отдельная пожарная часть №3 2 отряд Федеральной противопожарной службы по Иркутской области, адрес ул.Марата 10.

По случаю с соревнований по пожарно-спасательному многоборью 29 апреля 2018 года «вышла в люди»

Мои впечатления. У машины привычный переключатель поворота, под рулем. Зеркала заднего вида стали ставить с обоих сторон. Отопление кабины регулируется, а не только дутье под ветровое стекло. Машина не комплектна, нет запасного колеса, не исправно оборудование лестницы и ее электропроводка. Не вся оптика. Хранение в запаснике под открытым небом не идет машине на пользу, коррозия информационных табличек.

Семидесятые и восьмидесятые годы прошлого века для Иркутска это массовое строительство микрорайонов, а так-же точечная застройка центра города пяти этажными домами. Автолестница стала стандартной машиной пожарного депо.

Горьковский автозавод с 1964 года освоил производство модели ГАЗ-52 нового «понтонного» дизайна и до 1993 года поизвел их 1.006.330 ед. Естественно, что базой для новой 18 метровой четырех коленной лестницы стал именно этот автомобиль.

Я не нашел данные о том в каком депо служила машина, а жаль.

Прошло время автомобили пошли на списание и некоторые из них стали на , участвуют в «Байкал мотор шоу», создают положительный образ пожарной охраны.

Завод основан в 1932 году как трактороремонтный завод. Вступил в строй летом 1935 года. В 1936 году освоено производство льнообрабатывающих машин. 9 февраля 1939 года завод передан Главному управлению противопожарного оборудования и переименован в Новоторжокский завод противопожарного оборудования.

Специализировался на производстве пожарных автолестниц и гидравлических подъёмников. В 1940 году освоено также производство бензовозов.

В дальнейшем предполагалось перепрофилировать завод под выпуск тяжелых пожарных автомобилей, в том числе 45-метровых автомеханических лестниц: Новоторжский завод ППО должен был стать ведущим предприятием в стране по выпуску пожарно-технической продукции.

В августе 1941 года эвакуирован в посёлок Варгаши Курганской области, где освоено производство военной и пожарной техники, причем производство сохранилось до настоящего времени, теперь это предприятие называется . На территории завода в Торжке разместились военно-ремонтные мастерские.

В 1945 году после возвращения из эвакуации завод был восстановлен. В 1948 году освоено производство огнетушителей. В 1964 году завод переименован в Торжокский механический. В 1975 он стал головным предприятием ПО «Противопожарная техника».

Обратите внимание

К 60-м годам относится формирование основных направлений в производстве: выпуск первичных средств пожаротушения, тяжелых пожарных автомобилей на шасси Урал, гидравлических автолестниц.

В 1964 году предприятие переименовали в Торжокский машиностроительный завод, а с 1975 года завод стал головным предприятием производственного объединения «Противопожарная техника», сейчас ОАО «Пожтехника».

В 70-е годы завод выпускал уже 56 наименований продукции — автолестницы, автоцистерны, автомобили технической службы, огнетушители, зарядные станции. Пожарная техника экспортировалась объединением в 39 стран мира. Постоянно росли объемы производства пожарных автомобилей: если в IX пятилетке заводом было выпущено 1840 автомобилей, то в X (1976—1980 гг.) — уже 2540 машин, т.е. почти на 40% больше. В следующей, XI пятилетке было изготовлено уже около 2900 автомобилей.

С 1995 года акционерное общество. Выпускает пожарные автомобили разных типов, а также специальную технику. 172003, Тверская обл., Торжок, Ленинградское шоссе, 34.

Кому интересно, есть профессионалы, они машина в музее в г.Сочи

Источник: https://techmonuments.livejournal.com/448552.html

Автолестница пожарная: особенности устройства

На самых разных высотах могут возникать пожары в промышленных и общественных зданиях, а также в жилом секторе. В соответствии с требованиями нормативной документации, подъем на высоту, и спуск людей, производится с применением различных средств эвакуации. Это могут быть: веревка, спасательный рукав, автолестница пожарная, о которой пойдет речь в данной статье.

Назначение автолестниц пожарных

Пожарные автолестницы служат для доставки к месту пожара расчета пожарников и выполнения ими таких работ:

  • Подъема пожарников на верхние этажи дома для организации тушения пожара;
  • При отсутствии или невозможности использования эвакуационных стационарных путей обеспечивать эвакуацию людей;
  • Подавать на высоту вещества для тушения пожара;
  • Организовать при штабе пожаротушения наблюдательный пункт;
  • Для крепления прожекторов, что позволит освещать место пожара;
  • Для перемещения и подъема грузов при демонтаже конструкций.

Устройство автолестниц пожарных

Пожарные автолестницы – это пожарные автомобили со стационарными механизированными выдвижными и поворотными лестницами.

Основные конструктивные элементы автолестницы:

  • Базовое шасси с передней опорной стойкой и платформой;
  • Силовая установка;
  • Основание для опоры;
  • Основание подъемно-поворотное;
  • Стрела;
  • Механизмы, посредством которых: поворачивается башня, осуществляется подъем-спуск, выдвигается или сдвигается стрела;
  • Гидросистема;
  • Система электрооборудования;
  • Пульты управления с устройствами управления и блокировки.
Читайте также:  Тушение пожаров (боевые действия по тушению, пожаротушение)

Автолестница пожарная АЛ 30, основные узлы

На рисунке:

  • Поз. 1 — основное шасси;
  • Поз. 2 — опоры;
  • Поз. 3 — устройство выключения рессор;
  • Поз. 4 — круг опорно-поворотный;
  • Поз. 5 — рама поворотная;
  • Поз. 6 — секции для стрелы.

Основным элементом конструкции является комплект колен или стрела. С ее помощью производятся все операции, которые предусматриваются в технических данных оборудования. На фото представлена стрела автолестницы в рабочем положении.

Комплект секций стрелы в выдвинутом состоянии

Особенности стрелы:

  • В ее составе четыре, пять, шесть или семь секций, что зависит от модели механизма;
  • Все секции телескопически соединены между собой;
  • Каждое звено изготавливается из высокопрочной легированной стали;
  • В составе секции две боковых фермы, которые образуют снизу профилированную тетиву и верхний пояс;
  • Между собой элементы соединены раскосами и стойками;
  • В горизонтальной плоскости боковые фермы соединены ступенями;
  • В комплект колен автолестниц большой высоты входит лифт, который служит для быстрого подъема пожарных на высоту, специального оборудования или эвакуации людей;
  • Лифт при помощи лебедки на роликах перемещается по направляющим, прикрепленным к верхним поясам секций стрелы;
  • Лифт имеет систему торможения или ловитель. При обрыве троса автоматически срабатывает у лебедки система торможения, что останавливает лифт;
  • Вверху первой стрелы автолестницы иногда устанавливается с ручным или канатным управлением съемный лафетный ствол. Этот механизм может иметь дистанционное управление с  электроприводом, или неуправляемым коллектором для пеногенератора ГПС-600, при котором автолестница выполняет функции пеноподъемника.

Помимо этого:

  • Все современные модели автолестниц предусматривают устройство специальной площадки, где крепится эластичный секционный спасательный рукав РС-С. Это позволяет выполнять быстро эвакуацию, включая людей с ограниченными возможностями;
  • Некоторые автолестницы имеют съемную или постоянно закрепленную на вершине подвесную люльку, чаще двухместную. Это придает конструкции дополнительные возможности, которые характерны для автоподъемников;
  • При оснащении автолестницы пропорциональной системой электрогидроуправления, люлька снабжается дополнительным пультом, с него оператор может управлять всеми перемещениями стрелы.

Требования к пожарным автолестницам

Основными требованиями к оборудованию являются:

  • Конструктивная прочность, что исключает нарушение целостности лестницы при ее движении и вращении;
  • Маневренность и управляемость;
  • Распределение нагрузки по оси лестницы должно быть равномерным;
  • Коэффициент устойчивости автолестницы — 1,4 при отсутствии наружной дополнительной нагрузки;
  • Допустимая скорость передвижения лестницы – не более 80 км/ч;
  • Наличие аварийного привода;
  • Оснащение светоотражателями и тормозной системой;
  • Наличие телескопической системы выдвижения секций лестницы, что обеспечивает бесперебойную и плавную работу механизма;
  • Покрытие ступенек лестницы антискользящими резиновыми накладками или из любого другого материала, чтобы обеспечить безопасность для людей при передвижении;
  • Устройство ограничителя на верхнем конце последней секции лестницы;
  • Оборудование автолестницы необходимыми приборами и датчиками, которые контролируют качество и безопасность работы конструкции;
  • Высота пожарной лестницы колеблется в пределах 17 — 60 метров, что зависит от выбранной модели.

Типы конструкций

Разновидности пожарных автолестниц

Существует несколько признаков, по которым классифицируется оборудование.

К ним относятся:

  • Разная высота выдвижения лестницы. Она может быть:
  1. Легкой — до 20 м;
  2. Средней — в пределах от 20 до 30 м;
  3. Тяжелой — более 30 м.
  • Использование специального оборудования для эвакуации. К ним относятся:
  1. Самый простой вариант, в котором предусмотрена только выдвижная лестница;
  2. Автолестница, оборудованная на вершине люлькой;
  3. Лестница с лифтом, который перемещается с помощью гидравлического привода;
  4. Автолестница, с люлькой, расположенной на ее вершине, и лифтом, передвигающимся по ней.
  • Виды механизмов, приводящих в движение секции стрелы:
  1. Гидравлический;
  2. Электрический;
  3. Механический;
  4. Комбинированный.

На фото представлены некоторые модели автолестниц:

Подготовка оборудования

Контрольное испытание пожарных автолестниц – начальный процесс перед эксплуатацией каждой выпущенной модели. Для этого компанией-производителем создается специальная инструкция, в которой указан порядок мероприятий по проведению обкатки лестницы.

При этом персонал, который испытывает автолестницы и автоподъемники пожарные, должен иметь соответствующую подготовку.

Порядок работ заключается в следующем:

  • Производится внешний осмотр оборудования. Это позволяет проконтролировать надежность крепления выдвижных секций лестницы и спасательного рукава;
  • Проверяется отсутствие утечки жидкости у всех рабочих систем;
  • Автоцистерна с лестницей пожарная проверяется на герметичность емкости для воды;
  • Оборудование включается в работу и засекается время, которое требуется для проведения всех маневров. Полученные результаты сопоставляются с принятыми по нормативам.

От надежности конструкции зависит не только безопасность и жизнь человека, но и маневренность самой автолестницы, эффективность ее эксплуатации и цена последующих ремонтов.

Правила эксплуатации

Доставка пожарников на высоту

При правильном использовании автолестницы, она помогает спасти большое количество человеческих жизней.

Для этого:

  • Хранится оборудование в гараже, температура воздуха в котором более (+5ºС);
  • Для постоянной готовности авто к эксплуатации, необходимо следить за его полной укомплектованностью;
  • Все движущие узлы и поверхности регулярно очищаются и смазываются. Параллельно контролируются исправность всех элементов;
  • После каждого выезда тросы проверяются на отсутствие дефектов и разрывов. Не допускается их больше, чем одна проволока на длине участка в 10 см. Порванный трос полностью заменяется;
  • Для использования автолестницы на задании определяется расстояние до требуемого объекта, машина подводится и фиксируется на месте локализации, используя ручной тормоз, опуская опорные щеки;
  • При подъезде к объекту, колеса машины должны упираться на твердую устойчивую плоскость.
  • При уклоне платформы автолестницы по горизонту более 5º — 6º, оборудование к работе на высоте не допускается;
  • Для приведения лестницы в движение, имеются пульт управления, на котором размещены маховики, кнопки и рукоятки;
  • Для поворота конструкции, она предварительно поднимается – отдельные узлы при  транспортировке зафиксированы;
  • Выдвигаются секции стрелы на небольшой скорости, последовательно одна за другой до вершины устройства;
  • Опускаются фиксаторы, двигатель глушиться;
  • Нельзя при работе допускать контактов с соседними зданиями, линиями электропередачи и деревьями;
  • При передвижении по лестнице интервал между людьми должен составлять минимум 3 метра.

Детский пожарный автомобиль с лестницей лего, собирается по инструкции производителя. Шутка!

Требования охраны труда

Для безопасности использования оборудования необходимо соблюдать определенные правила:

  • Один раз в месяц на автолестницах пожарных с лифтами контролировать работоспособность ловителей для кабины лифтов;
  • После установки оборудования на выбранную площадку нужно:
  1. Пожарную автолестницу и автоподъемник поставить на стояночный тормоз.
  2. Включить силовой привод механизмов лестницы и пожарного автоподъемника.
  3. На основном пульте управления, при наступлении темноты: включить освещение пульта, люльки и стрелы.
  • При работе на автолестнице и автоподъемнике водитель обязан:
  1. Соблюдать и требовать от работающих на оборудовании, соблюдения требований безопасности, указанных в технической документации производителя.
  2. Оставлять включенными при малых перерывах в работе двигатель и гидронасос.
  3. Выдвигать пожарную автолестницу выше карниза кровли на 1-1,5 м и зафиксировать на замыкатели, при их наличии.
  • При подъеме и спуске в люльке людей следует:
  1. Проконтролировать громкую двустороннюю связь между люлькой и основным пультом управления.
  2. Люльку перевести в рабочее положение.
  3. Люльку поднять на нужную высоту или опустить на землю для посадки в нее людей.
  • Движение люльки можно осуществлять после:
  1. Посадки людей в количестве не больше, чем рекомендует техническая документация.
  2. Закрытия двери устройства и надежной фиксации всех людей.
  3. Команды оператора.
  • По завершении работ люльку перевести в положение для транспортировки.
Читайте также:  О пожарных и спасателях

Автомобильные пожарные лестницы – это механизированные конструкции, устанавливаемые на специально приспособленные автомобильные шасси. Это позволяет быстро доставить пожарную лестницу в нужное место и обеспечить тушение пожара и эвакуацию людей с любой высоты в кратчайшие сроки.

Источник: https://oLestnicah.ru/vidy/pozharnye/avtolestnica-pozharnaya-259

Автолестницы пожарные. Основные технические требования. НПБ 188-2000

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА

FIRE AERIAL LADDER. GENERAL TECHNICAL REQUIREMENTS. TEST METHODS.

Дата введения в действие 1 июня 2000 г.

1. Настоящие нормы распространяются на пожарные автолестницы (далее — АЛ), оборудованные стационарными раздвижными стрелами, выполненными в виде непрерывного лестничного марша (лестницами), и предназначенные для эвакуации людей с высоты и тушения пожаров в многоэтажных зданиях, а также для выполнения других вспомогательных операций.
2. Настоящие нормы должны применяться при проведении сертификационных испытаний в Системе сертификации в области пожарной безопасности.
3. Данные нормы пожарной безопасности должны входить в перечень обязательных для исполнения нормативных документов при установлении лицензионных требований и условий для выдачи лицензий на производство, проведение испытаний и поставки пожарной техники.
4. Нормативные документы, использованные в настоящих нормах пожарной безопасности, указаны в справочном приложении 1.
5. В настоящих НПБ применяют следующие термины с соответствующими определениями:
5.1. Высота подъема (Н)* — расстояние по вертикали от горизонтальной опорной поверхности до верхней ступени лестницы (до пола люльки).
5.2. Вылет (В)* — расстояние по горизонтали от оси вращения подъемно-поворотного основания до верхней ступени лестницы (до внешнего края пола люльки).

5.3. Время маневра — промежуток времени с момента начала перемещения рукоятки (тумблера, рычага), с помощью которой обеспечивается выполнение соответствующего маневра (движения), до момента, когда исполнительный механизм, обеспечивающий его, достиг своего предельного положения или соответствующий элемент изделия достиг требуемого положения.
5.4. Грузоподъемность — масса максимально допустимого груза, которым может быть нагружена стрела (люлька) АЛ для данного вылета.
5.5. Коэффициент грузовой устойчивости — отношение удерживающего момента, создаваемого массой АЛ, к опрокидывающему моменту относительно ребра опрокидывания, проходящего через центры выносных опор.
5.6. Коэффициент поперечной статической устойчивости — отношение половины ширины колеи базового шасси к высоте центра масс АЛ в транспортном положении.
5.7. Ширина опорного контура — расстояние между центрами двух противоположных относительно продольной оси АЛ выносных опор.
5.8. Базовое шасси — шасси автомобиля, на котором производится монтаж стрелы АЛ.
5.9. Полная масса — масса АЛ с боевым расчетом и водителем, в полностью заправленном состоянии, укомплектованной пожарно-техническим вооружением (ПТВ), инструментом и запасным колесом.
5.10. Прогиб стрелы — разность высот расположения верхней ступени АЛ без нагрузки и с нагрузкой (для АЛ с люлькой — разность высот расположения пола люльки без нагрузки и с нагрузкой).
5.11. Рабочее поле (зона досягаемости) АЛ — зона, очерченная вершиной стрелы (внешним краем люльки) при маневрировании ею с максимальными допустимыми значениями вылета и высоты для соответствующего значения грузоподъемности.
5.12. Аварийный привод — система устройств, предназначенных для приведения АЛ из рабочего положения в транспортное в случае неисправности основного привода механизмов.
5.13. Счетчик моточасов — устройство, фиксирующее время работы приводов механизмов АЛ.
5.14. Угол подъема стрелы — угол между горизонтальной опорной поверхностью и стрелой АЛ.
5.15. Конструкционная прочность — способность АЛ сохранять при движении и работе целостность элементов конструкции и надежность крепления съемного оборудования.
5.16. Устойчивость при движении — способность АЛ обеспечивать безопасность движения на максимальных скоростях для конкретных дорожных условий.
5.17. Пульт управления (ПУ) — устройство, обеспечивающее управление стрелой (люлькой) и контроль за положением и состоянием основных элементов конструкции при работе АЛ.
5.18. Поперечный угол наклона — угол между горизонтальной поверхностью и задней осью базового шасси АЛ.
5.19. Дополнительный пульт управления — пульт управления, расположенный в люльке.
5.20. Люлька — устройство, обеспечивающее удобство и безопасность эвакуации людей и работы пожарных при тушении пожара на высоте, устанавливаемое на вершине стрелы (подвешиваемое к тяговому канату лифтовой системы).
5.21. Лифтовая система (лифт) — устройство, обеспечивающее подъем и опускание люльки при неподвижной стреле.
5.22. Подъемно-поворотное основание — устройство, обеспечивающее подъем стрелы в вертикальной плоскости и поворот ее относительно вертикальной оси.
5.23. Одновременный маневр — одновременное выполнение стрелой АЛ двух и более маневров (движений).
5.24. Ловитель лифтовой системы — устройство, предотвращающее падение лифта при обрыве или ослаблении тягового каната.
5.25. Ограничитель грузоподъемности — устройство, автоматически отключающее привод механизмов АЛ в случае превышения грузоподъемности стрелы (люльки).
5.26. Ограничитель лобового удара — устройство, автоматически отключающее привод механизмов АЛ в случае соприкосновения вершины лестницы или люльки с препятствием.
5.27. Выносные опоры — устройства, обеспечивающие устойчивость АЛ при работе и предохраняющие рессоры и шины базового шасси от воздействия дополнительных нагрузок, возникающих при работе.
5.28. Длина лестницы (стрелы) — расстояние от нижней до верхней ступеньки лестницы (зависит от степени выдвигания лестницы).
5.29. Статические испытания — испытания АЛ путем статического приложения нагрузки, на 50 % превышающей допустимую грузоподъемность.
5.30. Динамические испытания — испытания АЛ путем выполнения рабочих движений с нагрузкой, на 10 % превышающей допустимую грузоподъемность.
5.31. Система блокировки упругой подвески автомобиля — устройство, предназначенное для блокировки мостов базового шасси с его рамой.
6. Исполнения автолестниц в зависимости от вида дополнительного навесного оборудования должны соответствовать указанным в таблице 1.

Таблица 1

№ п/п Исполнение Вид дополнительного навесного оборудования
1 (рисунок 3.1)* Автолестница без дополнительного навесного оборудования
2 (рисунок 3.2)* Автолестница, оборудованная люлькой на вершине стрелы (съемной или стационарной)
3 (рисунок 3.3)* Автолестница, оборудованная лифтом, движущимся по лестнице
4 (рисунок 3.4)* Автолестница, оборудованная люлькой на вершине (съемной или стационарной) и лифтом, движущимся по лестнице

6.1. Основные параметры автолестниц приведены в таблице 2.

Таблица 2

1 1 2 1 2 1 2 2, 3, 4 2, 3, 4
1 Максимальная рабочая высота подъема (стрела полностью выдвинута и поднята на максимальный угол), м 10…13

Источник: http://polyset.ru/GOST/NPB/NPB-188-2000/

Ссылка на основную публикацию