Руководитель тушения пожара (ртп)

Справочник ртп — 2010 год. справочник руководителя тушения пожара гарнизона пожарной охраны города москвы предотвращение спасение помощь

Руководитель тушения пожара (РТП)

МЧС России

Главное управление МЧС России по г. Москве

ЦУКС МЧС России по г. Москве

УГЗ г. Москвы

СПРАВОЧНИК

РУКОВОДИТЕЛЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРА

гарнизона пожарной охраны города Москвы

«ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ – СПАСЕНИЕ – ПОМОЩЬ»

Москва 2010 год

ПЯТНАДЦАТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ПОЖАРНОГО

1. Все бросай – людей спасай!
2. Только прибыл – думай о воде!
3. Пожарного нельзя послать в огонь, его можно повести за собой!
4. Ток сними, внутрь иди!
5. Без воды в квартиру не иди!
6. Туши по огню, а не по дыму!
7. Не можешь ствол подать внутри – подай его снаружи!
8. Ствол подавай с той стороны, куда идет огонь!
9. Упустил огонь в квартире – лови на чердаке и в подвале!
10. Чтобы пожар потушить, нужно его окружить!
11. Дым выпускай – про огонь не забывай!
12. На пожаре все команды выполняются бегом!
13. Задачу получил – повтори, выполнил – доложи!
14. Не допусти ущерба от тушения – больше чем ущерба от пожара!
15. Без воды домой не возвращайся!

Содержание.

№ п/п Наименование раздела Страница
1 Характеристика гарнизона пожарной охраны города Москвы. Вступление 4
1.1. Характеристика г. Москвы 6
1.2. Нормативные документы создания гарнизона пожарной охраны города Москвы и его функционирование 7
1.3. Силы и средства гарнизона пожарной охраны города Москвы 8
2. Обязанности и права руководителя тушения пожара (РТП) 9
3. Пожарно-техническое вооружение и аварийно-спасательное оборудование 11
4 Средства защиты органов дыхания и зрения, средства обеспечения работы газодымозащитной службы 37
5 Пожарная техника 48
6. Типы и тактико-технические характеристики пожарных насосов и мотопомп 66
7. Некоторые методические рекомендации РТП при тушении пожаров 70
8. Основные выдержки некоторых нормативных документов в области организации пожаротушения 75
9. Нормативно-правовая документация в области организации и управлении деятельностью подразделений ГПС МЧС России. 87
10. Основные нормативы по ПСП. 91
Основные термины и определения, встречающиеся в области пожарной безопасности (понятийный аппарат) 92
  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ГАРНИЗОНА ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ ГОРОДА МОСКВЫ. ВСТУПЛЕНИЕ.

Свидетельства очевидцев, труды историков рассказывают о многих опустошительных пожарах в Москве. Город сгорел полностью в 1238 году, когда на Руси свирепствовали Орды хана Батыя.

В Москве, пожары были настолько привычным явлением, что жители относились к ним спокойно. Вплоть до XV века пожар считался большим, если огнем уничтожалось несколько тысяч дворов. Если сгорало 100-200 домов, то о таком пожаре не говорили. Пожар 1356 года за два часа уничтожил практически всю Москву, включая Кремль и посады.

Низкий уровень общественной организации и технической культуры оказывали негативное влияние на катастрофические последствия возникающих пожаров.

В начале XVI века по указу Ивана III в Москве создается пожарно-сторожевая охрана. По концам городских улиц устанавливаются особые заставы – «решетки-рогатки», которые на ночь запирали. На заставах было установлено круглосуточное дежурство. Службу здесь возглавляли решеточные приказчики.

Основная техника для борьбы с огнем — ведра, топоры, ломы, бердыши, рогатины, багры, заступы, крючья, лестницы. Важнейшей заботой каждого города было водоснабжение.

Поэтому не случайно, что подавляющее большинство городов воздвигалось на берегах рек.

Большое количество воды, необходимое для целей пожаротушения, заставляло людей искать способы ее доставки от источника в городские кварталы.

Для борьбы с пожарами по-прежнему используется и население. Указами 1719 и 1722 гг.

определялось, что с каждого двора к месту пожара должно собираться определенное количество жителей с конкретными инструментами. Такое же правило действовало в Москве и провинциях.

Жители вносились в особый реестр, за который отвечали сотские, пятидесятские и десятские. Общий контроль возлагался на полицию.

За нарушение правил пожарной безопасности в Москве и Санкт-Петербурге с 1722 года устанавливались штрафы: «Со знатных людей 16 алтын и 4 деньги», с незнатных — в два раза меньше.

В Москве процесс создания пожарных команд происходил так: в 1784 году город делят на 20 частей, в каждой из которых образована пожарная часть. Для тушения пожаров привлекалось население в количестве 2824 человек от всех домовладельцев. Содержание и одежду они получали от хозяев. В ведении команд насчитывалось 464 лошади.

В последнем десятилетии XVIII века вновь идет реорганизация. Принятый «Устав города Москвы» предусматривал образование при обер-полицмейстере пожарной экспедиции во главе с брандмайором. В штате экспедиции числилось 20 брандмейстеров, 61 мастеровой.

Обратите внимание

К пожарным частям по месту жительства было приписано 1500 человек. В них устанавливалось трехсменное дежурство, по 25 человек в смену. При возникновении в районе части пожара выезжала первая смена, затем к ней присоединялась вторая.

Третья смена прибывала на съезжий двор для дежурства.

Как правило, на большие пожары выезжали брандмайор и все брандмейстеры. Вместе с ними прибывали и по две смены пожарных с инструментами. Таким образом, на пожаре сосредоточивалось: тысяча пожарных, свыше 20 насосов, 60 бочек с водой, 330 лошадей. А при возникновении угрозы разрастания пожара сюда дополнительно прибывала и третья смена со всех частей.

31 мая 1804 года в Москве создается профессиональная пожарная команда. К началу 1812 года общая численность пожарной охраны в Москве составляла немногим более 1500 человек, располагавшими 96 большими и малыми насосами.

В 1907 году в Москве произошло событие, которое долго потом обсуждалось горожанами. По Мясницкой улице промчался необычный автомобиль. На сиденье рядом с шофером важно сидел брандмейстер, сзади блестели каски пожарных-служителей, один из них бил в медный колокол. Это был первый автомобиль пожарной команды.

В этом же году в Китай–городе впервые была установлена пожарная сигнализация.

   Нумерация пожаров в Москве перед первой мировой войной была следующая: № 1 – пожар малый, на него выезжала одна местная часть; № 2 – выезжало 3 части; № 3 — выезжало 6 частей, а на каланчах поднимались сигналы; № 4 — выезжало 8 частей; и, наконец, знаменитый № 5, на который выезжало 10 частей, а сигналы усиливались следующие: днем – красным флагом, ночью – добавочным красным фонарем.  После революции декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем», изданный 17 апреля 1918 года явился в истории России первым законодательным актом, в котором задаче борьбы с пожарами придавалось общегосударственное значение. Декрет предусматривал осуществление комплекса противопожарных мер, от разработки правил пожарной безопасности, подготовки специалистов пожарного дела, производства пожарной техники, улучшения условий быта пожарных, издания литературы по пожарному делу и до рационального устройства пожарной охраны в стране.

За успехи в деле тушения пожаров в 1923 году пожарная охрана Москвы была награждена орденом Трудового Красного знамени.

С начала Великой Отечественной войны пожарные столицы, выполняя свой долг, внесли достойный вклад в оборону города. Как не старался враг зажечь Москву с воздуха, ему это не удавалось. Воины-пожарные, при активной поддержке москвичей-добровольцев, свели на нет усилия противника.

Основная тяжесть в ликвидации последствий налетов фашистской авиации на Москву легла на плечи пожарных. И они с честью выдержали это испытание.

В 1947 году, когда страна отмечала 800-летие Москвы, за успехи в противопожарной обороне столицы Московская ордена Трудового Красного Знамени пожарная охрана была награждена орденом Ленина.

В 1999 году в ознаменование 350-летия Наказа царя Алексея Михайловича принято решение о переносе даты ежегодного праздника «День пожарной охраны» на 30 апреля (в апреле 1649 года царь Алексей Михайлович издал «Наказ о градском благочинии», который по существу заложил организационные основы профессиональной пожарной охраны в Москве).Пожары в Большом театре 1853 года, в гостинице «Россия» 1977 года, в Останкинской телебашне 2000 года, в здании Манежа 2004 года – это напоминание и о грандиозности московских пожаров, и о мужестве тех, кто с ними боролся.

1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ГОРОДА МОСКВЫ.

Площадь субъекта Российской Федерации — «город Москва» составляет 1091,0 кв. км. Численность населения 10 млн.400 тыс. чел., плотность населения составляет 9,5 тыс. чел. на кв. км. Ежедневно количество транзитных пассажиров 3 млн. чел.Административно Москва делится на 10 округов. На территории округов города создано 123 муниципальных района.На территории города находится более 52 000 объектов, в том числе:- 34,6 тыс. жилых строений;- 13 477 объектов промышленного назначения;- 61 музей;- 93 театра и 24 концертные организации;- 1851 больничных и врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений; — 170 гостиниц;- 9 железнодорожных вокзалов, 3 речных порта и 2 речных вокзала, 1 аэропорт;- 423 учреждения социальной защиты общего профиля;- 404 высших учебных заведений;- 3971 образовательное учреждение (1531 – образовательных, 1958- дошкольных);- 17 ТЭЦ;- 12 электростанций;- 11 линий метрополитена – 178 станций;- 19539 объектов торговли;- 36 дворцов спорта;- 101 крупный мост, из них: 62 железнодорожных, 39 автомобильных.На территории города Москвы имеется 267 потенциально-опасных объектов, из них:

  • 192 взрывопожароопасных объекта;
  • 49 химически опасных объектов;
  • 19 радиационно-опасных объектов;

— 7 биологически-опасных объектов.Проходят 10 автомагистралей Федерального значения:

  • М-1 «Беларусь»;
  • М-2 «Крым»;
  • М-3 «Украина»;
  • М-4 «Дон»;
  • М-5 «Урал»;
  • М-6 «Каспий»;
  • М-7 «Волга»;
  • М-8 «Холмогоры»;
  • М-9 «Балтия»;
  • М-10 «Россия».
    1. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ СОЗДАНИЯ ГАРНИЗОНА ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ ГОРОДА МОСКВЫ И ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ.

Источник: http://metodich.ru/spravochnik-rukovoditelya-tusheniya-pojara-garnizona-pojarnoj/index.html

Роль и задачи РТП в управлении силами и средствами на пожаре

При создании организационной структуры органов управления силами и средствами на пожаре за основу берется принцип единоначалия. Центральной фигурой управления является руководитель тушения пожара (РТП).

Этот принцип, сложившийся на опыте тушения пожаров, особенно большое значение приобретает в современных условиях, когда тактико-технические действия развиваются исключительно в высоком темпе, отличаются предельной напряженностью и резкими изменениями обстановки.

В этих условиях только РТП, облеченный большими правами, способен обеспечить централизованное управление и направить усилия подчиненных на успешное тушение пожара. Не теряет своего значения единство действий больших масс людей, подчинение их воле одного человека.

Никто не в праве вмешиваться в действия руководителя тушения пожара или отменять его распоряжение при тушении пожара.

Руководителем тушения пожара является:

— прибывшее первым на пожар старшее оперативное должностное лицо ФПС, ГПС;

— прибывшее первым на пожар старшее оперативное должностное лицо ведомственной, муниципальной или добровольной пожарной охраны (при отсутствии должностных лиц ФПС, ГПС) если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами или действующими соглашениями;

— при работе двух или более подразделений—старшее должностное лицо, возглавляющее подразделение (караул), в районе выезда которого возник пожар, или должностное лицо, допущенное к руководству тушения пожара в соответствии с установленным порядком, в том числе начальник гарнизона.

Читайте также:  Гкчс россии. основные задачи гкчс россии.

Отдача первого указания прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом органа управления, подразделениям пожарной охраны считается моментом принятия им на себя руководства тушения пожара.

Начальник гарнизона пожарной охраны и должностные лица нештатной службы управления, допущенные в установленном порядке к руководству тушения пожара, при получении информации о возникновении пожара с более высоким номером (рангом), чрезвычайных происшествиях, требующих неотложного реагирования, и других обстоятельствах, делающих невозможным исполнения ими обязанностей РТП, могут покинуть место пожара, назначив РТП другое должностное лицо из числа участников тушения пожара, о чем обязательно сообщается диспетчеру и делается запись в соответствующих документах.

Важно

РТП, осуществляя управление силами и средствами, несет полную ответственность за исход тушения пожара.

В своей практической работе он опирается на оперативный штаб и другие органы управления (начальников боевых участков, старших на боевых позициях, ответственных на участках действий на пожаре).

Они помогают ему организовывать тактико-технические действия и постоянно управляют подразделениями в ходе тушения пожара.

РТП принимает решение, ставит задачи для исполнения подчиненным, организует взаимодействие и дает указания по организации управления всестороннего обеспечения тактико-технических действий на пожаре.

Умение и способность принимать в короткие сроки обоснованные решения—основной показатель оперативно-технической зрелости РТП. Здесь должно проявляться его умение из множества разнообразных методов и средств избрать в каждом случае наиболее подходящую модель деятельности РТП, представленную на рис.16.1.

С полным основанием можно сказать, что успех в тушении приносит воля, соединенная с профессиональным мастерством, чувством высокой личной ответственности РТП за успешное тушение пожара, проявлением творчества, разумного риска. Нельзя ожидать от РТП волевых настойчивых действий по преодолению трудностей, если он слабо знает тактику тушения, возможности пожарной техники, тактические возможности подразделений, не имеет опыта в управлении людьми.

На основе решения РТП организуется работа подчиненных ему органов управления, направленная на качественное выполнение предстоящих задач.

Вместе с тем нельзя не учитывать опыт и талант РТП.

Здесь успех будет на стороне того, кто не только знает сложившуюся обстановку, но и умеет предвидеть ее развитие, способен быстро реагировать на происходящие события и тем самым упреждать развитие пожара.

Совет

Всякое неоправданное выжидание, пассивность РТП, боязнь ответственности за принятие решения неизбежно ведут к упущениям на пожаре. Бесспорно, РТП обязан быть расчетливым, но, вместе с тем, и готовым пойти на обоснованный риск.

Разумный риск — это показатель зрелости РТП, умение его в критический момент трезво оценить обстановку, выбрать из всех возможных вариантов тот, который принесет наибольший успех.

Рис. 16. 1. Структурная схема деятельности РТП

Пойти на риск — это не значит действовать опрометчиво, принимать скороспелые решения без глубокого анализа обстановки и расчетов, без твердой веры в успех. Всякая ошибка РТП при тушении пожара может привести к тяжелым, порой непоправимым последствиям.

В ходе выполнения задачи на пожаре подразделения пожарной охраны могут оказаться в тяжелом положении.

В этих условиях РТП должен находиться вместе с подчиненными ему подразделениями, лично влиять на ход тактико-технических действий и своей выдержкой, силой воли, спокойствием и разумной настойчивостью служить примером для всего личного состава.

Если же подразделения не добились успеха, недопустимо, чтобы РТП, не разобравшись в обстановке и не установив истинных причин задержки с выполнением задачи, спешил обвинить своих подчиненных во всех неудачах, изменял свое решение, отменял прежние и ставил новые задачи подразделениям.

Такая поспешность чаще всего не приносит пользы и к тому же порождает путаницу и неразбериху в действиях подчиненных. РТП должен проявлять настойчивость в достижении поставленной цели, трезво оценивать сложившуюся обстановку и принимать решения без спешки, но быстро, в короткие сроки.

Исключительное значение в работе РТП имеет плановость, основанная на рациональном учете времени и возможностей подчиненных органов управления, сил и средств. Он должен всегда четко знать, что, когда, каким способом предстоит сделать.

Без такого плана РТП не в состоянии работать с перспективой, мысленно опережая события, он постоянно будет не успевать сделать к сроку то, что требуется. Чем меньшим временем располагает РТП, тем с большей тщательностью следует подходить к отбору вопросов, которые предстоит решать ему лично.

Умение отличить основное от второстепенного—важная черта РТП.

Видеть главное — не значит не обращать внимание на второстепенное, иначе «мелочи» станут существенным тормозом в работе.

Обратите внимание

В этой связи большое значение приобретает такая черта стиля работы РТП, как целеустремленность, умение находить в работе решающее звено, на котором следует сосредотачивать свои основные усилия.

Здесь ярко проявляется необходимость владения методом мышления, который позволяет изучать явления не изолированно, а во взаимосвязи и находить среди многих явлений решающие.

Практика показывает, что каким бы подготовленным и тактически грамотным ни был РТП, он один не в состоянии руководить подчиненными на крупных и сложных пожарах. Тот РТП, который пытается все вопросы, большие и малые решать единолично, распыляет силы, теряет время и в результате не успевает сделать в срок главное.

Особенно это справедливо для современных условий, когда намного увеличился объем работы по управлению силами средствами на пожаре, а время на ее выполнение резко сократилось. В этих условиях особенно проявляется необходимость умелого использования РТП в работе подчиненных органов управления.

Только совместными усилиями можно в сжатые сроки всесторонне оценить обстановку, изыскать наилучшие пути использования имеющихся сил и средств и, тем самым, обеспечить успешное тушение пожара.

Умение РТП опереться на оперативный штаб, способность сплотить организовать людей на решение стоящих задач составляет одно из важнейших качеств командира-единоначальника.

Но эти полезные качества становятся своей противоположностью, если они проявляются в виде грубости, оскорбительных действий и выражений, унижающих человеческое достоинство подчиненных. Брань, крики – это не показатель требовательности и принципиальности командира, а скорее свидетельство его невоспитанности и низкой культуры.

Личный состав уважает тех командиров, которые наряду со строгой требовательностью проявляют заботу о подчиненных, ценят их достоинство и честь.

Важно

Для умелого управления силами и средствами на пожаре недостаточно иметь боевой опыт, не всегда выручит и интуиция в походе к решению возникающих вопросов. От каждого РТП требуется подлинно научный подход, основанный на применении объективных законов тушения с учетом конкретных форм их проявления в условиях пожара.

Научный подход РТП к руководству силами и средствами на пожаре предполагает глубокую и всестороннюю обоснованность принимаемых решений, умелое использование достижений науки, возможностей техники и передового опыта.

Тот РТП окажется на уровне современных требований, который обладает развитым чувством нового, умеет вовремя отбросить отжившее, устаревшее и смело поддержать передовое, прогрессивное, даже только нарождающееся.

Из всех качеств РТП основным является его подготовленность к умелому выполнению в полном объеме своих обязанностей, ибо никакая добросовестность, никакая авторитетность не заменит того, что является в данном случае основным, а именно—знание дела.

Следовательно, успешно справиться со своими большими и сложными обязанностями может тот РТП, который служит образцом высокой организованности, имеет глубокие знания по тактике тушения пожаров, владеет современными методами управления силами и средствами на пожаре.

Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 2272;

Источник: https://poznayka.org/s33441t1.html

Порядок становления и смены РТП на пожаре. Действия РТП по прибытию к месту пожара

Понятие (определение) тушения пожара, периода боевых действий по тушению пожаров, основной боевой задачи на пожаре.

       Тушение пожаров представляет собой действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров. Тушение пожаров осуществляется в соответствии с настоящим Боевым уставом с учетом специфики зданий (сооружений), в которых произошел пожар.

       Боевые действия по тушению пожаров начинаются с момента получения сообщения о пожаре и считаются законченными с момента восстановления боеготовности подразделения пожарной охраны к тушению пожара и проведению АСР.

       Основная боевая задача — проведение боевых действий по тушению пожаров на месте пожара для спасения людей, достижения локализации и ликвидации пожара в кратчайшие сроки.

Классификация (этапы) боевых действий по тушению пожаров.

а) боевые действия по тушению пожаров, проводимые до прибытия к месту пожара:

— прием и обработка сообщения о пожаре;

— выезд и следование к месту пожара;

б)  боевые действия по тушению пожаров, проводимые на месте пожара:

— прибытие к месту пожара;

— управление силами и средствами на месте пожара;

— разведка пожара;

— спасение людей;

— боевое развертывание сил и средств;

— ликвидация горения;

— проведение АСР, связанных с тушением пожара, и других специальных работ;

в) боевые действия по тушению пожаров, проводимые после тушения пожара:

— сбор и следование в место постоянной дислокации;

— восстановление боеготовности подразделения пожарной охраны.         

Совет

Понятие (определение) первичного и основного тактического подразделения пожарной охраны. Основные виды пожарной техники. Классификация пожарных автомобилей.

  Первичным тактическим подразделением пожарной охраны является отделение на основном пожарном (пожарно-спасательном) автомобиле.

  Основным тактическим подразделением пожарной охраны является караул (дежурная смена) в составе двух и более отделений на основных ПА.

  Основным видом пожарной техники, используемой подразделениями пожарной охраны, являются ПА, которые в зависимости от назначения подразделяются на основные и специальные.

  Вспомогательной техникой, используемой подразделениями пожарной охраны, являются автотопливозаправщики, водовозы, передвижные авторемонтные мастерские, диагностические лаборатории, автобусы, легковые, оперативно-служебные и грузовые автомобили, а также другие специализированные транспортные средства.

  Основные и специальные ПА должны обеспечивать выполнение следующих функций:

-доставка к месту пожара личного состава пожарной охраны, огнетушащих веществ, пожарного оборудования, средств индивидуальной защиты пожарных и самоспасания пожарных, пожарного инструмента, средств спасения людей;

-подача в очаг пожара огнетушащих веществ;

-проведение АСР, связанных с тушением пожара;

-обеспечение безопасности выполнения задач, возложенных на пожарную охрану.

Основные ПА подразделяются на ПА общего применения (для тушения пожаров в городах и сельских населенных пунктах) и ПА целевого применения (для тушения пожаров на нефтебазах, предприятиях лесоперерабатывающей, химической, нефтехимической промышленности, в аэропортах и на других пожароопасных производственных объектах).

Специальные ПА должны обеспечивать выполнение специальных работ при тушении пожаров и проведении АСР, регламентируемых настоящим Боевым уставом.

Порядок выезда и следования к месту пожара.

       Выезд подразделений пожарной охраны для проведения боевых действий по тушению пожаров осуществляется в следующих случаях:

— при поступлении сообщения о пожаре по средствам связи;

— при непосредственном обращении заявителя в подразделение пожарной охраны;

— по внешним признакам пожара;

— при срабатывании пожарной сигнализации, приемно-контрольные приборы которой выведены непосредственно в подразделение пожарной охраны.

Обратите внимание

       Выезд подразделений пожарной охраны для проведения боевых действий по тушению пожаров в населенных пунктах и организациях осуществляется в безусловном порядке.

Читайте также:  Нагрудный знак «участник ликвидации последствий чс»

       Выезд и следование к месту пожара включают в себя сбор личного состава караула по сигналу тревоги, надевание боевой одежды и снаряжения и его доставку на ПА и иных специальных транспортных средствах к месту пожара, проведение разведки пожара.

       Выезд и следование к месту пожара в возможно короткие сроки обеспечиваются:

— своевременным сбором и выездом личного состава караула;

— движением ПА по кратчайшему маршруту с использованием специальных световых и звуковых сигналов с учетом обеспечения безопасности дорожного движения;

— знанием особенностей района (подрайона) выезда.

       Следование к месту пожара может быть приостановлено по распоряжению диспетчера гарнизона (подразделения пожарной охраны).

       При обнаружении в пути следования караула другого пожара, начальник караула, следующего к месту пожара, обязан выделить часть сил и средств на его тушение (при наличии в составе двух и более основных ПА) и немедленно сообщить диспетчеру гарнизона (подразделения пожарной охраны) адрес обнаруженного пожара и принятое решение.

       При обнаружении в пути следования другого пожара одним отделением, командир отделения (старший начальник на ПА) должен сообщить о случившемся диспетчеру гарнизона (подразделения пожарной охраны) и выполнить его распоряжения.

       В случае вынужденной остановки в пути следования головного ПА следующие за ним ПА останавливаются и дальнейшее движение продолжают только по указанию начальника караула.

       При вынужденной остановке второго или следующих за ним ПА, остальные ПА, не останавливаясь, продолжают движение к месту пожара. Старшее должностное лицо на ПА, прекратившем движение, должно немедленно сообщить о случившемся диспетчеру гарнизона (подразделения пожарной охраны) и начальнику караула.

       При самостоятельном следовании к месту пожара одного отделения и вынужденной остановке, связанной с неисправностью ПА, командир отделения должен сообщить о случившемся диспетчеру гарнизона (подразделения пожарной охраны) и принять меры по доставке личного состава, пожарного инструмента и оборудования, аварийно-спасательного оборудования к месту пожара, оставив для устранения неисправности должностное лицо, осуществляющее управление ПА.

Важно

       При следовании к месту пожара и обнаружении по пути следования ЧС без признаков горения начальник караула (командир отделения) должен сообщить о внешних признаках ЧС диспетчеру гарнизона (подразделения пожарной охраны), ожидая в пути следования дальнейших распоряжений.

При следовании на пожар и обнаружении по пути следования ЧС, при которой по внешним признакам (открытое горение, обрушение конструкций, разрушение технологических установок) создалась реальная угроза жизни людям, начальник караула (командир отделения) самостоятельно принимает решение о прекращении движения к месту пожара, с немедленным докладом о случившемся диспетчеру гарнизона (подразделения пожарной охраны.

Порядок становления и смены РТП на пожаре. Действия РТП по прибытию к месту пожара.

       Первое указание прибывшего на пожар старшего оперативного должностного лица пожарной охраны считается моментом принятия им на себя руководства тушением пожара, о чем делается запись в журнале пункта связи гарнизона (подразделения пожарной охраны) и документах оперативного штаба на месте пожара (при его создании).

       Принятие старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны на себя руководства тушением пожара обязательно, если не обеспечивается управление силами и средствами на месте пожара.

РТП при передаче руководства тушением пожара старшему оперативному должностному лицу пожарной охраны должен доложить ему об оперативнотактической обстановке, сложившейся на месте пожара, а также о проведенных боевых действиях по тушению пожаров.

       При прибытии подразделения пожарной охраны к месту пожара, РТП проводятся следующие мероприятия:

— сообщается диспетчеру гарнизона (подразделения пожарной охраны) информация о прибытии к месту пожара;

— проводится оценка обстановки на месте пожара по внешним признакам (объект пожара, место и размеры пожара по информации на момент прибытия, возможные пути распространения пожара, наличие людей в горящем здании, противопожарные характеристики объекта пожара);

— проводится оценка информации, полученной от руководителя и должностных лиц организаций, осуществляющих встречу подразделения пожарной охраны, очевидцев и других лиц на месте пожара;

— уточняются сведения о завершении эвакуации людей из горящего здания, а также о возможных местах нахождения оставшихся в здании людей, в том числе об их состоянии;

— сообщается диспетчеру гарнизона (подразделения пожарной охраны) информация о подтверждении (снижении, повышении) установленного при высылке подразделения пожарной охраны ранга (номера) пожара, достаточности сил и средств на месте пожара, о необходимости вызова на место пожара дополнительных подразделений и служб жизнеобеспечения;

— проводится разведка источников наружного противопожарного водоснабжения.

Понятие прогнозирования, оценки обстановки на пожаре, номера (ранга) пожара и разработки тактического плана боевых действий пожарных подразделений на пожаре.

Источник: https://studopedia.net/7_31886_poryadok-stanovleniya-i-smeni-rtp-na-pozhare-deystviya-rtp-po-pribitiyu-k-mestu-pozhara.html

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Cтраница 1

Руководитель тушения пожара ( РТП) создает оперативный штаб тушения пожара и боевые участки по территориальному признаку или характеру выполняемых работ.  [1]

Руководитель тушения пожара назначает начальника контрольно-пропускного пункта ( КПП) из числа наиболее подготовленных и опытных командиров. В помощь начальнику КПП руководитель тушения пожара выделяет необходимое количество лиц среднего и младшего начсостава.  [2]

Руководитель тушения пожара ( начальник боевого участка) при решении сложных задач должен с самого начала работы предусмотреть создание резерва газодымозащитников. Резервные звенья и отделения ГДЗС должны быть готовы в любой момент к оказанию помощи звеньям, работающим в непригодной для дыхания среде.  [3]

Совет

Руководитель тушения пожара ( НБУ) должен принимать меры для снижения температуры в помещениях, где работают газодымозащитники.  [4]

Руководитель тушения пожара устанавливает порядок доставки к месту работ аппарата искусственного дыхания и медицинской сумки.  [5]

Руководитель тушения пожара обязан все свои действия согласовывать в штабе ликвидации последствий аварий.  [6]

Руководители тушения пожара правильно оценили обстановку, своевременно сосредоточили необходимые силы и средства, обеспечили соблюдение правил техники безопасности работающих на пожаре. Личный состав пожарной охраны работал смело и слаженно.  [7]

Руководитель тушения пожара обязан удалить из опасных мест людей, не занятых ликвидацией пожара, и принять меры для спасения пострадавших.

В процессе тушения пожара он должен уточнить у администрации лаборатории характеристику пожаро-взрывоопасности веществ и материалов, которые находятся не только в зоне горения, но и в соседних помещениях, а также их взаимодействие с водопенными средствами.

Кроме того, он должен указать способы защиты лиц, занятых ликвидацией пожара, и при необходимости принять меры для обеспечения работающего персонала и личного состава защитными костюмами, кислородными изолирующими противогазами ( желательно со шлем-масками, а не с мундштуками) или специальными противогазами.  [8]

Руководитель тушения пожара вначале организует разведку: выясняет его очаги; пути эвакуации людей и материальных ценностей; пути распределения огня; возможность взрыва сосудов, работающих под давлением; выясняет опасность обрушения конструкций и образования отравляющих газов. В зависимости от полученных сведений принимает решение по прокладке рукавных линий от ближайших источников воды, выбирает позиции стволов и применяет другие виды пожарной техники.  [9]

Руководитель тушения пожара имеет право допустить отступление от установленных правил техники безопасности только в исключительных случаях, когда это связано со спасением людей, предотвращением угрозы взрыва, обрушений с тяжелыми последствиями или распространением пожара, принимающего характер стихийного бедствия.  [10]

Руководитель тушения пожара вначале организует разведку очагов пожара, пути эвакуации людей и материальных ценностей, пути распространения огня. В зависимости от полученных сведений принимают решение по прокладке рукавных линий от ближайших источников воды, выбору позиции стволов и применению других видов пожарной техники.  [11]

Обратите внимание

Руководителем тушения пожара в электроустановке до прибытия первого пожарного подразделения является старший по смене энергетического объекта ( начальник смены, дежурный инженер, диспетчер электросетей, дежурный по подстанции), руководитель объекта.  [12]

Руководителем тушения пожара на энергопредприятии до прибытия первого пожарного подразделения является старший смены ( начальник смены электростанции, дежурный диспетчер подстанции) или руководитель энергопредприятия.  [13]

Руководителем тушения пожара до прибытия первого пожарного подразделения является старший по смене энергетического объекта — начальник смены, дежурный инженер, диспетчер электросетей, дежурный по подстанции. Отключение присоединений, на которых горит электрооборудование, может производиться дежурным без предварительного разрешения вышестоящего оперативного персонала, но с последующим уведомлением.  [14]

Руководителем тушения пожара на энергообъекте до прибытия первого пожарного подразделения является старший смены ( начальник смены электростанции, дежурный инженер подстанции) или руководитель энергообъекта.  [15]

Страницы:      1    2    3

Источник: https://www.ngpedia.ru/id405947p1.html

Полномочия начальника боевого участка (сектора проведения работ) при ведении боевых действий по тушению пожара — ПОЖАРНЫЕ РЕБЯТА

Полномочия начальника боевого участка (сектора проведения работ) при ведении боевых действий по тушению пожара

142. Начальник БУ (СПР) непосредственно подчиняется РТП, несет персональную ответственность за выполнение поставленных на БУ (СПР) задач, постоянно находится на территории БУ (СПР), покидая ее только с разрешения РТП. Начальнику БУ подчинены участники боевых действий по тушению пожаров на указанном БУ. Начальнику СПР подчинены начальники БУ.

Начальник БУ (СПР):

  • проводит разведку пожара, сообщает о ее результатах РТП;
  • обеспечивает спасение людей и эвакуацию имущества на БУ (СПР) и выполнение решений РТП, в том числе по ограничению прав должностных лиц и граждан на территории БУ (СПР);
  • проводит расстановку подчиненных сил и средств;
  • обеспечивает подачу огнетушащих веществ на боевые позиции;
  • организует связь;
  • запрашивает в случае ухудшения обстановки на БУ (СПР) дополнительные силы и средства подразделений пожарной охраны для выполнения поставленных задач;
  • организует на БУ (СПР) работу звеньев ГДЗС;
  • обеспечивает соблюдение правил охраны труда, доводит до участников боевых действий по тушению пожаров информацию о возникновении угрозы для их жизни и здоровья;
  • принимает меры к сохранению обнаруженных на БУ (СПР) возможных вещественных доказательств и имущества, имеющих отношение к пожару;
  • докладывает РТП информацию о выполнении поставленных задач, предполагаемой причине пожара и лицах, причастных к его возникновению.

Начальник БУ (СПР) имеет право:

  • отдавать в пределах своей компетенции обязательные для исполнения указания участникам боевых действий по тушению пожаров на БУ (СПР);
  • отменять или приостанавливать исполнение ранее отданных указаний при возникновении явной угрозы для жизни и здоровья людей, в том числе участников боевых действий по тушению пожаров (вероятное обрушение конструкций, взрыв и другие изменения обстановки при пожаре, требующие принятия безотлагательных решений);
  • получать необходимую для организации боевых действий по тушению пожаров информацию от РТП (руководителя ликвидации ЧС), оперативного штаба на месте пожара, администрации организаций и служб жизнеобеспечения;
  • определять порядок убытия с БУ (СПР) подразделений пожарной охраны, привлеченных сил и средств.

Приказ МЧС России от 16.10.2017 N 444 «Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ»

Источник: http://fireguys.ru/documentation/16-polnomochija-nachalnika-boevogo-uchastka-sektora-provedenija-rabot-pri-vedenii-boevyh-deistvii-po.html

Организация и руководство тушением пожара

К сожалению все это касается только пожаров. Да и то теоретически.

Читайте также:  Противопожарный огнестойкий сейф: виды, классификация, требования

Ситуация такая. Начальник пожарной команды прапорщик, пожар на складе химзащиты  артиллерийского корпуса. Естественно, других развлечений нет, вот и собрались все чины для руководства тушением пожара – все какое ни есть, а разнообразие.

Каждый офицер с большими звездочками считал необходимым внести свою лепту в тушение пожара. А ведь надо было лишь НЕ МЕШАТЬ!

В результате один из солдат чуть не упал с конька крыши, куда его загнал один из полковников. Другой подполковник наткнулся на мертвое тело в дыму.

Когда это тело вытащили и оживили, оказалось, что этот майор, проявляя героизм полез на крышу. Шифер от огня и тяжести обвалился, и майор полетел вниз с высоты третьего этажа. Потерял сознание и сломал обе руки.

Спасибо подполковнику, который полез посмотреть, что интересного в дыму.

И уж больно красивое выражение:

«Отдача на пожаре приказания старшим начальником руководителю тушения пожара (расчету, команде и др.) является моментом принятия на себя руководства тушением пожара.» Начальник пожарной команды об этом знает, но знает ли об этом «старший начальник»?

А вообще обязанности руководителя надо знать. Понять их и знать! Возможно придется столкнуться и с пожаром, и с другими опасными работами по спасению людей или имущества.

Руководитель тушения пожара должен правильно оценить обстановку на пожаре, быстро принять решение, четко поставить задачи боевым расчетам (отделениям) и обеспечить их выполнение.

При организации разведки РТП:

  • определяет направления проведения разведки и лично проводит ее на наиболее сложном и ответственном направлении;
  • устанавливает количество и состав групп разведки, ставит перед ними задачи, определяет применяемые средства и порядок связи, а также необходимое для разведки пожарно-техническое вооружение, оборудование и снаряжение;
  • определяет особенности соблюдения личным составом разведки правил техники безопасности;
  • устанавливает порядок передачи полученной в ходе разведки информации.

Руководителем тушения пожара является:Права и обязанности руководителя тушением пожара

  • при работе одного подразделения — старший начальник, возглавляющий это подразделение;
  • при работе нескольких подразделений до прибытия старшего начальника службы округа или флота, района, гарнизона — начальник того подразделения, в районе обслуживания (на объекте) которого возник пожар.

Руководство тушением пожара до прибытия начальника военной команды воинской части (гарнизона) осуществляется начальником пожарного наряда.

Вмешиваться в распоряжения руководителя тушения пожара должностным лицам воинской части (гарнизона) запрещается.

При совместной работе на пожаре военных противопожарных подразделений и пожарных частей (команд) других министерств и ведомств руководство тушением пожара осуществляется по согласованным планам противопожарной защиты.

Руководителю тушения пожара подчиняются все противопожарные подразделения и приданные силы, прибывшие на пожар. Он несет ответственность за организацию работ по тушению пожара, безопасность личного состава и сохранность пожарной техники.

Прибывший на пожар старший начальник службы противопожарной защиты и спасательных работ обязан:

  • оценить обстановку и установить правильность организации тушения пожара;
  • при необходимости принять на себя руководство тушением пожара.

Старший начальник, прибывший на пожар, несет ответственность за исход тушения пожара независимо от того, принял он руководство пожаротушением на себя или нет. Принятие старшим начальником руководства тушением пожара обязательно, если руководитель тушения пожара не обеспечивает управление вызванными на пожар силами и средствами.

В зависимости от обстановки на пожаре для управления силами и средствами руководитель тушения пожара может организовать боевые участки.

Боевой участок на пожаре (далее — БУ) — часть территории на месте пожара, на которой сосредоточены силы и средства, объединенные поставленной боевой задачей и единым руководством.

Важно

Боевые участки создаются в соответствии с решением РТП по месту ведения (периметр пожара, этажи, лестничные клетки, противопожарные преграды и т.д.) или видам (спасание, ликвидация горения и т.д.) боевых действий.

При создании на пожаре пяти и более БУ могут быть организованы сектора, объединяющие несколько боевых участков. Боевые действия на БУ возглавляет начальник боевого участка,Права и обязанности начальника боевого участка при тушении пожара в секторе — начальник сектора. Начальники БУ и секторов назначаются РТП.

Источник: http://www.compancommand.com/index/rukovodstvo_tusheniem/0-642

10. Рекомендации руководителю тушения пожара, начальнику штаба, НТ и т. д

РЕКОМЕНДАЦИИ НАЧАЛЬНИКУ ШТАБА

Обязан:

произвести расстановку сил и средств согласно решению принятому РТП;

изучить обстановку на пожаре путем непрерывной разведки;

организовать связь на пожаре;

докладывать РТП результаты разведки и сообщать об обстановке;

обеспечить контроль за выполнением приказаний РТП и штаба;

создать резерв из прибывших подразделений;

передавать на ОДЧ сведения о пожаре;

организовать взаимодействие со службами;

вести документы оперативного штаба.

РЕКОМЕНДАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЮ ТУШЕНИЯ ПОЖАРА

При пожаре возможны: сильное задымление, высокая температура; быстрое распространение горения; возникновение паники.

РТП обязан:

по прибытии на объект уточнить у обслуживающего персонала количество и места нахождении людей, пути и места эвакуации материальных ценностей.

обесточивать здание с помощью рубильников расположенных снаружи здания в электрощитовой.

использовать пожарные гидранты и пожарный водоем, расположенные на территории объекта, в случае необходимости использовать гидранты расположенные за территорией объекта.

произвести разведку и оценить обстановку на пожаре,

установить: какие меры приняты по эвакуации людей, количество людей подлежащих эвакуации,

оценить данные разведки и сложившуюся обстановку на пожаре;

определить решающее направление, необходимое количество сил и средств, способы и приемы боевых действий;

поставить задачи подразделениям, организовать их взаимодействие и обеспечить выполнение поставленных задач;

организовать эвакуацию;

принять меры к предупреждению паники;

обеспечить защиту от пролитой воды;

непрерывно следить за изменениями обстановки и принимать решения,

Совет

поддерживать постоянную связь с ЦОУ и периодически сообщать о принятых решениях и об обстановке на пожаре;

в зависимости от обстановки организовать оперативный штаб и определить место его расположение;

создать резерв сил и средств;

назначить ответственного за соблюдение мер ТБ;

организовать взаимодействие со службами привлекаемыми к тушению пожара;

принять меры по эвакуации, защите от проливаемой воды и охране эвакуированных материальных ценностей до прибытия работников милиции;

лично убедиться в ликвидации горения;

определить порядок убытия с места пожара подразделений.

РЕКОМЕНДАЦИИ НАЧАЛЬНИКУ ТЫЛА

НТ назначается из числа начальствующего состава и подчиняется РТП, начальнику штаба и отвечает за работу тыла на пожаре.

Основной задачей тыла на пожаре является обеспечение подачи требуемого количества огнетушащих средств.

Обязан:

произвести разведку водоисточников;

организовать встречу и расстановку на водоисточники прибывших АЦ, обеспечить подачу воды;

организовать своевременное снабжение техники ГСМ, а также при необходимости его доставку;

обеспечить охрану рукавных линий, а также взаимодействие с работниками милиции по регулированию движения автотранспорта;

вести учет работы пожарной техники, расхода огнетушащих средств, составить схему расстановки АЦ на водоисточники;

организовать взаимодействие со службами водоснабжения.

для обеспечения работы звеньев ГДЗС сосредоточить у места пожарар резерв аппаратов защиты органов дыхания и баллонов со сжатым воздухом, при необходимости вызвать мобильный воздухозаправщик.

Обратите внимание

Наружное противопожарное водоснабжение обеспечивается от 6 пожарных гидрантов, установленных на объектовой водопроводной сети, 2-х пожарных водоемов объемом 200 и 300 м?, градирня объемом 7 м? с координатами:

ПГ-1 складские помещения «А» (0-6-0 )

ПГ-2 складские помещения «А» (0-6-8 )

ПГ-3 склад тары (8-2-0)

ПГ-4 склад тары (0-9-0)

ПГ-5 склад лаков и красок (9-0-0)

ПВ-1 мастерские (0-5-0)

ПВ-2 складские помещения «А» (0-30-8)

Градирня- проходная (2-4-0)

Расход воды (л/сек) из водопроводной сети К-150 составляет:

Вид и диаметр водосети

Расход воды из сети в зависимости от давления в ней

10м

20м

30м

40м

50м

60м

70м

К-150

55

70

80

95

105

110

130

РЕКОМЕНДАЦИИ НАЧАЛЬНИКАМ БОЕВЫХ УЧАСТКОВ

НБУ обязан:

-производить непрерывную разведку и докладывать РТП об обстановке на боевом участке;

-руководить работой подчиненных ему подразделений, обеспечить взаимодействие с соседним БУ;

-обеспечить маневрирование и быструю перегруппировку сил и средств при изменении обстановки на БУ;

-принимать самостоятельные решения по перестановке сил и средств обеспечивающие быстрейшую ликвидацию пожара на БУ;

-докладывать РТП о выполнении поставленной задачи.

-следить и постоянно докладывать РТП о поведении конструкции, наличии угрозы обрушения;

РЕКОМЕНДАЦИИ ОТВЕТСТВЕННОМУ ЗА ТБ НА ПОЖАРЕ

при работе в непригодной для дыхания среде использовать аппараты защиты органов дыхания;

не допускать личный состав МЧС прибывших к месту пожара без боевой одежды и снаряжения, работать непосредственно у зоны пожара до ликвидации горения;

следить за изменениями обстановки, поведением строительных конструкций и в случае возникновения опасности предупредить РТП и выводить л/с в безопасное место;

при работе на высотах применять страхующие приспособления, исключающие падение;

при работе в чердачных помещениях передвигаться с предосторожностью, не ходить по обвисшей кровле и на участках перекрытия с признаками горения;

для работы со стволами на высотах выделять не менее 2-х человек, не допускать оставления ствола без присмотра;

предупреждать работающих у здания о сбрасывании с чердака и крыши конструкций;

отключения электропроводов путем их резки производить при фазном напряжении в сети не выше 220 В и только тогда, когда иными способами обесточить нельзя;

не допускать обрезать многожильные провода и кабеля, а также одножильные провода и кабеля, проложенные группами в изоляционных трубах;

Важно

обесточивать здание с помощью рубильников расположенных снаружи здания и в не горящих помещениях

Взаимодействие со специальными службами

Порядок взаимодействия со службами при тушении пожаров регламентировано специальными инструкциями, подписанными начальником гарнизона РОЧС и руководителем соответствующей службы. Инструкции как руководящие документы находятся у дежурного персонала служб.

В них устанавливается порядок извещения и выезда работников МЧС на пожары, характер и порядок работ, осуществляемых службой во время пожара, подчинённость представителей службы руководителю тушения пожара, а также порядок взаимодействия и информирования.

Коммунальная служба:

Согласование вопросов о временном перекрытии улиц и проездов, уточнение названий улиц и проездов, правильной нумерации домов, уточнения названия улиц и переулков, об устройстве подъездных тоннелей через железнодорожные пути.

Энергослужба:

Согласуют порядок выезда на пожары аварийных бригад, отключения наружных и внутренних электросетей, установок высокого напряжения, особенно при пожарах на трансформаторных подстанциях и подобных объектах.

В небольших городах и некоторых объектах отключение отдельных электросетей производится на центральном электрощите; следует особенно тщательно следить, чтобы при этом не были отключены водо-насосные станции, обеспечивающие подачу воды на тушение пожара.

Служба милиции:

Прибывают на пожары для поддержания порядка, освобождают район пожара от посторонних лиц, охраняют эвакуированные материальные ценности, при необходимости оказывают помощь в спасательных работах и эвакуации имущества. Обеспечивают беспрепятственное следование пожарных машин через перекрёстки, защиту рукавных линий от наездов техники.

Служба водоканала:

При участии работников водоканала водопровод на максимальную водоотдачу и повышения давления на отдельных участках водопровода за счёт пуска на насосных станциях дополнительных насосов-повысителей.

Источник: http://trud.bobrodobro.ru/5515

Ссылка на основную публикацию