Пожарно-тактическое занятие птз. образец методического плана

План-конспект ПТЗ (пожарно-тактических занятий). Проведение занятий по решению ПТЗ караулом на местности состоит на местности состоит из трех основных. — презентация

1 План-конспект ПТЗ (пожарно-тактических занятий)<\p>

2 Проведение занятий по решению ПТЗ караулом на местности состоит на местности состоит из трех основных этапов:<\p>

3 -подготовка к занятию;<\p>

4 -проведение занятия;<\p>

5 подведение итогов занятия. -подведение итогов занятия.<\p>

6 Подготовить план- конспект. план- конспект.<\p>

7 1.Разработать и обосновать вариант обстановки на пожаре для боевых действий караула.<\p>

8 2.Рассчитать силы и средства.<\p>

9 3.Обосновать и описать боевые действия караула и управленческие решения начальника караула.<\p>

10 4.Разработать план- конспект проведения занятий по решению ПТЗ.<\p>

11 При подготовке к занятиям необходимо:<\p>

12 1.Оперативно- тактическую характеристику объекта<\p>

13 2.Тактико-техническую характеристику пожарных автомобилей караула.<\p>

14 3.Информационно- справочная литература.<\p>

15 При изучении объекта для составления плана-конспекта необходимо определить:<\p>

Обратите внимание

16 1.Общие сведения о здании (его размеры в плане этажность, пределы огнестойкости основных конструктивных элементов).<\p>

17 2.Инженерные решения по обеспечению безопасности людей и ограничению распространения пожара (незадымляемость путей эвакуации,противопожарные преграды,наличие автоматических установок обнаружения и тушения пожара,схемы вентиляции,осветительное,силовое и аварийное освещение<\p>

18 При ознакомлении личного состава с оперативно-тактической характеристикой объекта указываются места включения(отключения) указаных систем, установок и т.д.<\p>

19 3.Пожарную опасность материалов и веществ, находящихся в зданиях, сооружениях и установках(виды материалов и веществ, находящихся в здании и обращающихся в производстве, их пожарная опасность; величина пожарной нагрузки; способы укладки горючих веществ и материалов при пожаре).<\p>

20 .Характеристику наружного и внутреннего противопожарного 4.Характеристику наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения водоснабжения(-диаметр внутреннего противопожарного -водопровода и напор; количество пожарных кранов; расход воды,<\p>

21 который можно отобрать на тушение от пожарных кранов; места включения насосов-повысителей; тип и диаметр наружного водопровода, напор и расход из него; наличие и емкость естественных и искусственых открытых водоисточников; запас на объекте огнетушащих средств, места их хранения и порядок доступа).<\p>

22 5.Сведения следующего характера: маршрут движения к объекту, въезды, связь на объекте; привлекаемая техника объекта( при необходимости) и т.д. Наоснове имеющихся данных об объекте разрабатывается замысел занятия.<\p>

23 Как показывает практика, целесообразно, чтобы тактический замысел имел следующее содержание:<\p>

24 1.Исходную обстановку по мере прибытия сил и средств<\p>

25 2.Анализ и оценку обстановки по этапам боевых действий<\p>

26 Исходные данные для разработки плана- конспекта, основными из которых являются:<\p>

27 1.План-схема объекта и совмещенный с нею план этажа здания, на который разрабатывается тактический замысел<\p>

Важно

28 .Место возможного возникновения пожара, пути его 2.Место возможного возникновения пожара, пути его распространения и форма площади пожара; линейная скорость распростронения горения.<\p>

29 3.Время возможного развития пожара.<\p>

30 .Вид огнетушащего средства и интенсивность его подачи 4.Вид огнетушащего средства и интенсивность его подачи.<\p>

31 5.Необходимость проведения спасательных и эвакуацион- ных работ при тушении пожара ных работ при тушении пожара.<\p>

32 В зависимости от особенностей объектов могут быть и другие данные, которые надо учитывать,например, возможность взрывов и обрушения, вскипания и выброса темных нефтепродуктов; необходимость привлечения землеройной и строительной техники, специальных служб, воинских подразделений.<\p>

33 Определение возможной обстановки на пожаре в различные промежутки времени, порядок действия подразделений. В занятии может быть рассмотрена не только обработка обязанностей личного состава ГПС, но и действия обслуживающего персонала объекта.<\p>

34 Для задания начальной обстановки достаточно указать рабочему( служащемому) объекта место возникновения пожара и сообщить,что горит. При этом рабочий( служащий), узнавший о пожаре, должен принять решение, т.е. Сообщить, о пожаре в пожарную часть и приступить к тушению первичными средствами; при необходимости организовать рабочих (служащих) на спасение людей, эвакуацию имущества и т. д<\p>

35 Обстановка к моменту прибытия на пожар подразделении ГПС.<\p>

36 Обстановка, которая может создаться с момента возникновения пожара до прибытия подразделения ГПС, должна определятся расчетом. В частности, на указанное время должна быть определена площадь, при необходимости-температура и степень задымления помещения.<\p>

37 Порядок определения этих величин в данном и последующих случаях выполняется по известным методикам, на основании анализа полученных данных производится расчет сил и средств оценка обстановки, намечаются действия подразделения, обстановка к моменту введения стволов подразделением ПС, действия РТП введения стволов подразделением ПС, действия РТП.<\p>

Совет

38 Эту обстановку необходимо определять для того, чтобы объявить вводную (обозначить соответствующую обстановку) по окончании разведки РТП. Как правило, боевое развертывание первого подразделения заканчивается к моменту окончания разведки РТП в том случае, когда команда на развертывание была дана по внешним признакам пожара.<\p>

39 План-конспект проведения занятий по решению ПТЗ должен соответствовать разработанному тактическому замыслу должен соответствовать разработанному тактическому замыслу.<\p>

40 План-конспект проведения ПТЗ следует излагать цели и задачи проводимого занятия, тактический замысел, обстановка на различных этапах, действия руководителя и обучаемых. К плану-конспекту прилагается схема расстоновки сил и средств.<\p>

41 Примерная форма план-конспекта проведения занятий по решению ПТЗ с личным составом караула.<\p>

42 Утверждаю Начальник ГПС ПЛАН-КОНСПЕКТ ПЛАН-КОНСПЕКТ. Проведения занятий по решению ПТЗ с личным составом караула<\p>

43 Тема: Тушение пожаров на объектах транспорта<\p>

44 Цель:Отработать действия караула по тушению пожаров на объектах автотранспорта.<\p>

45 Время:2часа.<\p>

46 Место:Гараж по адресу<\p>

47 1.Отработать:<\p>

48 1.1. Практические действия обслуживающего персонала по :<\p>

49 -своевременному обнаружению пожара;<\p>

50 -сообщению о пожаре в ГПС МВД РФ;<\p>

51 -организация встречи прибывших пожарных подразделений.<\p>

52 1.2. Взаимодействие администрации гаража с ГПС по:<\p>

53 эвакуации автотехники из боксов; -эвакуации автотехники из боксов;<\p>

54 представлению персоналом объекта консультаций по специфике — представлению персоналом объекта консультаций по специфике объекта. объекта.<\p>

55 1.3Задействование личного состава подразделений в тушении пожара Задействование личного состава подразделений в тушении пожара.<\p>

56 1.4. Основные приемы и способы подачи огнетушащих веществ.<\p>

57 1.5. Схему связи в условиях сильных радиопомех.<\p>

58 2.Тренировать:<\p>

59 2.1.Личный состав дежурных караулов:<\p>

60 -в проведении быстрого и четкого боевого развертывания;<\p>

61 -в проведении разведки на месте пожара;<\p>

62 -водителей пожарных автомобилей в установке техники на водоисточник; водоисточник;<\p>

63 -выполнению и строгому соблюдению правил охраны труда.<\p>

64 2.2 Начальников караулов:<\p>

65 -организации разведки на решающем направлении;<\p>

66 своевременной и систематической передаче информации -своевременной и систематической передаче информации на на ЦУС УГПС; ЦУС УГПС;<\p>

67 -организации постов безопасности.<\p>

68 3.Проверить:<\p>

Обратите внимание

69 3.1.Наличие и состояние имеющихся на объекте первичных средств пожаротушения, связи.<\p>

70 3.2.Качество состояния и полноту оператив- ного плана пожаротушения.<\p>

71 3.3.Изучить объект со всем личным составом, привлекаемым на занятия в оперативно-тактическом отношении, провести корректировку и сделать отметку в оперативном плане о проведении ПТЗ.<\p>

72 Средства имитации:<\p>

73 -зона горения-красные флажки;<\p>

74 -зона задымления-синие флажки.<\p>

75 Привлекаемые силы:<\p>

76 2АЦ-40(130)63Б<\p>

77 ОБСТАНОВКА И ОЖИДАЕМЫЕ ДЕЙСТВИЯ<\p>

78 Вводные:<\p>

79 Разбор занятия.<\p>

80 Подведение итогов Подведение итогов.<\p>

81 Разработал Г.<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/767344/

Конспекты и методические планы

План-конспект для проведения занятий с пожарными и спасателями по аварийно-спасательным работам на тему: Тема №6. Проведение АСР на железнодорожном транспорте.

План-конспект для проведения занятий с пожарными и спасателями по аварийно-спасательным работам на тему: Тема №5. Проведение АСР при авиакатастрофах.

План-конспект для проведения занятий с пожарными и спасателями по аварийно-спасательным работам на тему: Тема №4. Проведение АСР в поврежденных (разрушенных) зданиях и сооружениях.

План-конспект для проведения занятий с пожарными и спасателями по аварийно-спасательным работам на тему: Тема №3. Проведение АСР при наводнениях. Спасательные работы на воде. Средства спасания.

План-конспект для проведения занятий с пожарными и спасателями по аварийно-спасательным работам на тему: Тема №2. Проведение АСР при дорожно-транспортных происшествиях.

План-конспект для проведения занятий с пожарными и спасателями по оказанию первой помощи на тему: Тема №2. Средства для оказания первой помощи.

План-конспект для проведения занятий с пожарными и спасателями по пожарно-строевой подготовке на тему: Тема №1. Пожарно-строевая подготовка.

Важно

План-конспект для проведения занятий с пожарными и спасателями по оказанию первой помощи на тему: Тема №1. Первая помощь: содержание, объем, организационные и юридические основы, общие принципы оказания первой помощи.

План-конспект для проведения занятий с пожарными и спасателями по пожарно-профилактической подготовке на тему: Тема №1. Обеспечение устойчивости зданий и сооружений при пожаре.

План-конспект для проведения занятий с пожарными и спасателями по подготовке газодымозащитников на тему: Тема №1. Общие сведения о работе личного состава ГДЗС в изолирующих противогазах.

План-конспект для проведения занятий с пожарными и спасателями по аварийно-спасательным работам на тему: Тема №1. Классификация ЧС природного и техногенного характера.

План-конспект для проведения занятий с пожарными и спасателями по пожарной и аварийно-спасательной технике на тему: Тема №1. Введение в курс «Пожарная и аварийно-спасательная техника».

План-конспект для проведения занятий с пожарными и спасателями по пожарно-тактической подготовке на тему: Тема №19. Основы тушения лесных пожаров.

План-конспект для проведения занятий с пожарными и спасателями по пожарно-тактической подготовке на тему: Тема №18. Особенности тушения пожаров в сельской местности.

План-конспект для проведения занятий с пожарными и спасателями по пожарно-тактической подготовке на тему: Тема №17. Особенности тушения пожаров на транспорте.

Источник: http://fireguys.ru/metodicheskie_plany

Решение ПТЗ. Цель, задачи и организация занятий по ПТЗ на местности

РЕФЕРАТ

 На тему: Решение ПТЗ. Цель, задачи  и организация 

занятий по ПТЗ на местности.

Выполнил:

Проверил:__________________________________________________________________________________________________________________________

Содержание:

1. Введение……………………………………………………………………….3 стр.

2. Основные мероприятия, отрабатываемые при решении задач………5 стр.

3. Подготовка руководителя  к решению задачи …………………………..5 стр

4. Порядок и методика  проведения занятия ………………………………..9 стр

    Используемая  литература………………………………………………….12 стр.

Занятия по решению пожарно-тактических задач (далее – задача) – основная форма обучения личного состава пожарных подразделений ведению действий по тушению пожара на конкретных объектах.

При решении задач совершенствуется тактическая подготовка начальствующего состава, отрабатываются навыки начальствующего состава по управлению личным составом при тушении пожаров, осуществляется комплексное обучение пожарных расчётов и караулов умелым и тактически грамотным действиям при тушении пожаров и спасанию людей.

В системе ШПОМ показательное решение задач проводится в ходе изучения оперативно-тактической характеристики объектов, на которые предусмотрен выезд по повышенным номерам вызова, с привлечением дежурного караула пожарного подразделения, в районе выезда которого расположен изучаемый объект. Тактический замысел и порядок проведения показательного решения задач определяются руководителем занятия по изучению объекта.

Совет

Периодичность занятий по решению задач с личным составом устанавливается начальником пожарного подразделения (не реже раза в месяц с каждым дежурным караулом в дневное1 и ночное время), планируется расписанием занятий.

Количество тренировочных и контрольно-проверочных занятий по решению пожарно-тактических задач определяется с таким расчетом, чтобы начальники подразделений ГПС и их заместители, имеющие допуск к самостоятельному руководству тушением пожаров, выступили в роли РТП не менее одного раза в год каждый, начальники дежурных смен — не менее двух раз в год каждый, а личный состав каждой дежурной смены участвовал в них равное количество раз в течение года, причем не менее двух раз в контрольно-проверочных занятиях (по одному в летний и зимний периоды).

Руководителями занятий выступают:

а) руководители дежурных смен службы пожаротушения (каждой смены) — не менее двух раза в год (с дежурными сменами подразделений, соответствующими номеру смены СПТ);

б) начальник службы пожаротушения — не менее двух раз в год (соблюдая чередование дежурных смен подразделений в течение года);

в) начальник отряда ГПС и его заместители (каждый) — не менее одного занятия в год на каждое подразделение (чередуя и равномерно распределяя дежурные смены подразделений между собой).

г) руководитель подразделения ГПС и его заместители (каждый) — во всех случаях при плановых занятиях по подготовке дежурных смен с личным составом дежурной смены, а также не менее, чем по два занятия в год в ночное время (чередуя и равномерно распределяя дежурные смены подразделения между собой);

д) другие лица — в порядке, определяемом начальниками регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций субъекта Российской Федерации (органа управления Государственной противопожарной службы субъекта Российской Федерации), органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций органа местного самоуправления муниципального образования, органа управления специальными и воинскими подразделениями Государственной противопожарной службы.

Занятия по решению пожарно-тактических задач рекомендуется приурочивать к плановым занятиям по пожарно-тактической подготовке, проводимым в пожарной части ее руководителем.

Обратите внимание

Проведение занятий в иное время определяется начальниками регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций субъекта Российской Федерации (органа управления Государственной противопожарной службы субъекта Российской Федерации), органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций органа местного самоуправления муниципального образования, органа управления специальными и воинскими подразделениями Государственной противопожарной службы.

В зависимости от наличия подразделений ГПС в зоне выезда штатной службы пожаротушения начальник органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций субъекта Российской Федерации (органа управления Государственной противопожарной службы субъекта Российской Федерации, органа управления специальными подразделениями Государственной противопожарной службы) вправе устанавливать иную периодичность участия в проведении занятий.

Контрольно-проверочные занятия по решению пожарно-тактических задач проводят в количестве, устанавливаемом начальником органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций субъекта Российской Федерации (органа управления Государственной противопожарной службы субъекта Российской Федерации, органа управления специальными и воинскими подразделениями Государственной противопожарной службы), но не менее двух раз в год для каждой дежурной смены проверяемого подразделения (одно занятие, приуроченное к подведению итогов учебного года в зимний и одно в летний периоды).

При инспектировании пожарной охраны субъекта Российской Федерации (пожарной охраны муниципального образования, пожарной охраны закрытого административного территориального образования) проводят контрольно-проверочные пожарно-тактические учения; при инспектировании подразделений ГПС, дислоцированных на территории охраняемой пожарной охраной муниципального образования, являющегося административным центром (столицей) субъекта Российской Федерации, напрямую подчиненных начальнику органа управления ГПС, а также объектовых подразделений – проводят контрольно-проверочные занятия по решению пожарно-тактических задач. О сроках и целях таких учений и занятий руководитель соответствующего органа управления, подразделения ГПС, территориальной пожарной охраны уведомляется заранее должностным лицом, которому поручено проведение контроля.

    1. Основные мероприятия, отрабатываемые при решении задач

Мероприятиями, отрабатываемыми при решении задач являются:

тренировка РТП по оценке обстановки на пожаре, проведению разведки, определению решающего направления действий по тушению пожара, выбору средств, способов и приемов тушения, действиям по организации встречи и расстановки сил и средств по повышенному номеру вызова до прибытия старшего начальника и управлению ими, рациональному использованию тактических возможностей подразделений;

тренировка личного состава;

подготовка личного состава к тушению пожаров в пожароопасных, важных, сложных по конструктивным и технологическим особенностям зданий и сооружений в различных условиях днем и ночью;

совершенствование знаний и умений личного состава, необходимых при спасании людей и тушении пожаров;

формирование у личного состава морально-волевых качества и психологическую устойчивость;

отработка вопросов охраны труда;

проверка (оценка) готовности пожарного подразделения к ведению действий по тушению пожаров;

изучение тактические возможностей новых видов пожарной техники и пожарно-технического вооружения, новых огнетушащие веществ, приемов и способов тушения пожаров.

Качество занятий по решению задач в решающей степени зависит от подготовки к их проведению.

Важно

Подготовка к занятиям включает в себя: подготовку руководителя, подготовку личного состава, посредников и средств материально-технического обеспечения, определение мер безопасности.

Подготовка руководителя занятий включает:

уяснение темы и учебной цели занятий;

подбор и изучение руководств и пособий;

выбор и изучение объекта занятий;

определение необходимых средств материального обеспечения;

разработка тактического замысла;

составление методического плана (составленным по аналогичной форме, указанной в приложении 3);

проведение инструктажа с начальниками караулов и командирами отделений;

организация подготовки личного состава к занятию.

Уяснить тему означает раскрыть ее содержание, представить объем и сущность вопросов, вытекающих из темы. Уясняя цель, руководитель занятий обязан отчетливо знать объем знаний, имеющихся у обучаемых по данной теме.

Учебная цель занятий определяется задачами тактической подготовки, содержанием темы, составом обучаемых, степенью их подготовленности и временем, отводимым на занятия.

Цели занятия могут быть следующими: ознакомить и показать, научить, тренировать и проверить.

Цель «ознакомить и показать» ставится при отработке тем, планируемых впервые, а также при изучении объекта в оперативно-тактическом отношении;

«научить» — когда у обучаемых необходимо выработать определенные навыки и умения;

«тренировать» — когда требуется закрепить навыки и умения, полученные на предыдущих занятиях, при отработке оперативных планов и карточек пожаротушения, районных планов привлечения сил и средств;

«проверить» — при проверке боеготовности дежурных караулов (пожарных расчётов) к ведению действий по тушению пожаров на объектах различного назначения, в сложных условиях, днем и ночью.

С учетом обстановки и степени подготовленности личного состава указанные цели могут объединяться. В этом случае задача будет решаться в комплексе.

После этого для дальнейшей подготовки необходимо подобрать руководства и пособия, изучить соответствующую рекомендованную литературу, обзоры, описания пожаров, наставления и другие руководящие документы, проанализировать развитие пожаров, имевших место в аналогичных зданиях и сооружениях.

Совет

Важным в деятельности руководителя при подготовке практических занятий является выбор и изучение объекта занятий.

Выбор объекта следует осуществлять с учетом того, чтобы на нем воссоздать особенности условий для действий по тушению пожара подразделений, привлекаемых на занятия по отрабатываемой теме.

При выборе объекта руководитель должен учитывать следующее: пожарную опасность производства, место возможного возникновения пожара, определение путей и скорости распространения огня, возможную зону задымления, возможность опасности для жизни людей, условия для взрыва установок, оборудования и обрушения конструкций, вскипания и выброс жидкостей из резервуаров, загазованность и другие явления, которые могут сопровождать пожар на данном объекте, необходимость защиты оборудования, сырья, готовой продукции и т. п. Оценивая это, руководитель обязан мысленно прогнозировать действия подчиненных по тушению пожара.

После выбора объекта руководитель должен согласовать с его руководством вопросы, относящиеся к срокам проведения занятия, привлечению числа пожарных подразделений и добровольных дружин, возможности осуществления действий по тушению пожара с максимальной приближенностью к реальным условиям, и изучить его оперативно-тактические возможности. На объекте он должен определить:

место пожара и его обстановку к моменту прибытия подразделений;

возможность использования первичных и стационарных средств пожаротушения;

источники противопожарного водоснабжения, которые могут быть использованы;

расстановку имеющихся сил и средств, необходимость вызова дополнительной помощи;

перечень спасательных работ, работ по эвакуации и защите имущества от проливаемой воды;

места и способы вскрытия и разборки конструкций;

возможный ход дальнейшего развития пожара с учетом вводимых средств и при их отсутствии на том или ином направлении;

меры по обеспечению охраны труда;

способы и средства имитации и т. д.

Качество занятий зависит от их материально-технического обеспечения. Руководитель занятий обязан обеспечить подготовку пожарной техники, средств имитации, решить вопросы обеспечения необходимыми средствами управления, индивидуальной защиты и т.п.

Наиболее ответственным этапом в подготовке руководителя к практическим занятиям является разработка тактического замысла занятий, который должен обеспечить на них создание сложной и поучительной обстановки, правильно отражать особенности развития пожара и содержание современного процесса его тушения.

Источник: http://referat911.ru/Bezopasnost-jiznedeyatelnosti/reshenie-ptz-cel-zadachi-i/370064-2829387-place1.html

Методический план

3 Возможная обстановка при пожаре и расчет сил и средств 10
    1. Обоснования не менее двух возможных мест возникновения пожара

Наиболее вероятным местом возникновения очага пожара может, является производственные помещения.

В данном случае для ликвидации очага пожара потребуется привлечение наибольшего количества сил и средств.За первый вариант возьмем следующее, при скачке напряжения произошло замыкания печатного станка в брошюровочном помещения на втором этаже с последующим горением, автоматическая пожарно-охранная сигнализация не сработала.

За второй вариант возьмем следующее, замыкание электропроводки с последующим горением в бытовом помещений на четвертом этаже административного здания.

^

— наличие большого количества людей; — панический испуг людей, неуправляемость или укрытие их в труднодоступных местах; — высокая скорость распространения пожара; — быстрое и скрытое распространение огня по периметру внутри стеновых и кровельных панелей;

РТП должен принимать все основные решения по тушению пожара, только после консультации со специалистами объекта, а боевые действия осуществлять во взаимодействии с техническими службами объекта.

    1. Пути возможного распространения пожара

Распространение пожара возможно по технологическим отверстиям и проемам в стенах и перекрытиях, в местах прохождения инженерных коммуникаций, дверному проему, а также путем прогрева железобетонных, металлических конструкций или выход огня через оконные проемы.

    1. Степень угрозы жизни и здоровья людям

— угроза людям, находящимся на этажах здания, в кабинетах из-за сильного задымления; — высокая температура внутри помещений; — образование и взрывы (вспышки) горючих смесей с воздухом продуктов пиролиза и неполного сгорания. — выделение токсичных продуктов и дыма при воздействии огня на полимерные материалы; — обрушение строительных конструкций, образование завалов в проходах; — возникновение мощных вертикальных конвективных потоков высокотемпературных продуктов горения;

^

— деформация, обрушение строительных конструкций перекрытия здания; — нарушение энергоснабжения противопожарных систем и устройств, электрооборудования; — деформация и обрушение покрытия и незащищенных конструктивных элементов.

2.4 Возможные зоны задымления

— задымление лестничных маршей, коридоров, кабинетов и других путей эвакуации. В результате пожара, задымлению может подвергнуться весе этажи здания, тем самым усложняется обстановка на пожаре, а также эвакуация людей и места отыскания очага пожара.Особую опасность для жизни людей на пожарах представляет воздействие на их организм дымовых газов, содержащих токсичные продукты горения и разложения различных веществ и материалов. Так, концентрация окиси углерода в дыме в количестве 0,05 % является опасной для жизни людей. В некоторых случаях дымовые газы содержат сернистый газ, окислы азота, синильную кислоту и другие токсичные вещества, кратковременное воздействие которых на организм человека даже в небольших концентрациях (сернистый газ 0,05; окислы азота 0,025 %; синильная кислота 0,2 %) приводит к смертельному исходу.

    1. Параметры возможной зоны теплового воздействия

Опасно для жизни людей также воздействие на них высокой температуры продуктов горения не только в горящем, но и в смежных с горящим помещениях. Превышение температуры нагретых газов над температурой человеческого тела в таких условиях приводит к тепловому удару.

Уже при повышении температуры кожи человека до 42-46 0С появляются болевые ощущения (жжения).

Температура же окружающей среды 60-70 0С является опасной для жизни человека, особенно при значительной влажности и вдыхании горячих газов, а при температуре выше 100 0С происходит потеря сознания и через несколько минут наступает смерть.

Обратите внимание

Не менее опасной, чем высокая температура, является воздействие теплового излучения на открытые поверхности тела человека. Так тепловое облучение интенсивностью 1,1-1,4 кВт/м2 вызывает те же ощущения, что и температура 42-46 0С.

Критической же интенсивностью считают интенсивность, равную 4,2 кВт/м2. для сравнения в табл. №1 приведены данные о времени, в течение которого человек способен переносить тепловое облучение незащищенной кисти руки при различной интенсивности облучения.

По справочным сведениям и анализу пожаров на объектах с характерной пожарной нагрузкой и характеристикой зданий линейная скорость распространения горения в среднем составляет 0.5 м/мин. (прил.1), а интенсивность подачи воды – 0,30 л/(м2с) (прил.2). Время до сообщения о пожаре по условию не превышает 10 мин., а боевого развертывания с установкой машин на ближайшие пожарные гидранты – 6 мин.

За наихудший вариант принимают возникновение пожара на сцене на втором этаже. Горение распространяется по круговой форме. 1.1 Находим время свободного развития пожара:

tсв.= tд.с.+ tсб. + tсл. + tб.р.=10+1+3+6≈20 мин.

tсл. = L х 60 / V = 1 х 60 / 25 ≈3 мин.

1.2 Находим путь пройденный огнем:

R1 = 5Vл + Vл t2 = 5 х 0,5+ 0,5 х 11 = 8м.

t2 = tcв.-t1= 20-10 = 10 мин.

1.3 Вычисляем площадь пожара (Sп1 ) и площадь тушения (Sт1)

Sп1 =п х R1 2 = 3,14 х (8)2 = 201м2 .

Sт1 = пh(2R – h) = 3,14 х 5 х (2 х 6 — 5) = 110м2 .

1.4 Для локализации пожара на данной площади потребуется стволов «А»:

Nст. Ат = Sт1 Jтр /Qст.А = 110 х 0,30/7,4 = 12,6 =2 ствола «А»

Следовательно, караул 14 ПЧ ФПС сможет обеспечить локализации пожара. Но не сможет обеспечить защиту смежных помещений. 2. Определим возможную обстановку на пожаре к моменту введения СиС караулом прибывшим вторым т.е. 40 ПЧ ФПС. 2.1 Находим путь пройденный огнем:

R2 = R1 + 0,5Vл t3 = 8 + 0,5 х 0.5х 7 = 10 м.

t3 = t — (10+ tсл2) = 27 – (10+10) = 7 мин.

t = tcв + (tсл 2- tсл1) = 20+ (10-3)= 27 мин.

tсл. = L х 60 / V = 4 х 60 / 25 = 10 мин.

к данному моменту площадь пожара примет прямоугольную форму с шириной а = 17 м. и длиной b = 52 м.

2.2 Вычисляем площадь пожара (Sп2 ) и площадь тушения (Sт2)

Sп2 = а х b = 17х52= 425 м2

Sт2 = nah = 2 х 17 х 5 = 170 м2

2.3 Для локализации пожара на данной площади потребуется стволов «А»

Nст. Ат = Sт2 Jтр /Qст.А = 170 х 0,30/7,4 = 4 ствола «А»

Фактически принимаем 4 стволов «А» .

Вывод. При дальнейшем развитии пожара по прямоугольной форме в двух направлениях площадь пожара не изменяется, следовательно, к моменту введения СиС караула 40 ПЧ ФПС распространение горения ограничивается, наступает момент локализации пожара по площади и поэтапное его тушение.

3. Определяем количество стволов для осуществления защитных действий. Исходя из возможной обстановки на пожаре и тактических условий проведения боевых действий на защиту следует принять:

  • на защиту путей эвакуации и защиту смежных помещений – 1 ствола «Б»;
  • на защиту первого этажа – 1 ствол «Б»;
  • на защиту 3-го этажа – 1 ствол «Б»;

Итого для защиты объекта необходимы 3 ствола «Б». 4. Определяем фактический расход воды на тушение пожара и для защиты:

Qф = Nст.Ат х qст.А+Nст.Бз х qст.Б = 4 х 7,4+3 х 3,7= 40.7 л/сек.

Расход воды из стволов принят при напоре у приборов тушения 40 м. 5. Проверяем обеспеченность объекта водой:

водоотдача водопроводной сети К-150 при напоре 2 кгс/см2 (по акту проверки), составляет 70 л/с, следовательно объект водой обеспечен

Qводопровод = 70 л/с больше Qф = 40.7 л/с

6. Определяем требуемое количество пожарных автомобилей с учетом использования по схеме подачи:

Nм= Qф/Qн * 0.8

Nм= 40.7/40*0.8 = 2 машины

где Qн – водоотдача насоса

0.8-коэффициент Таким образом, будем использовать 2 ПГ, с учетом подачи воды по выбранным схемам. 7. Определяем требуемую численность л/с:

Nл/с=Nст.Ат х 3+Nст.Бз х 3+Nст.Бэв х 1+Nм.+Nп.б.+Nсв.+ Nэв. х 4 + Nл. х 2=

= 4 х 3+3 х 3+1+2+7+1 х 4+2 х 2 = 39 чел. 8. Определяем требуемое количество пожарных отделений основного назначения

Nотд.=Nл/с/ 4=50/ 4= 10 отд.

9. Определяем номер вызова подразделений на случай пожара, а также потребность в других силах и средствах:

9.1 По требуемому числу отделений, согласно гарнизонному расписанию, принимаем РАНГ № 3 на пожар, а фактическое количество лс с учетом оказания помощи и спасательных работ можно компенсировать администрацией объекта, или вызвать слушателей УЦ, по потребности.

9.2 На случай пожара необходимо предусмотреть высылку, по первому сообщению, АД СПЧ, АР-2 ПТЦ, АЛ. Необходимость привлечения других сил и средств определяет РТП исходя из обстановки. 9.3 Учитывая большой объем спасательных работ и эвакуации, предусмотреть вызов нескольких бригад скорой медицинской помощи.

9.4 Составим таблицу данных о развитии и тушении возможного пожара в брощюрочном цехе. Для этого примем три промежутка времени, что соответствует периоду сосредоточения сил и средств по РАНГУ № 3.

Источник: http://lib2.podelise.ru/docs/2626/index-19516.html

ОПЕРАТИВНО-ТАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЙОНА ВЫЕЗДА

4.2.1. Организация изучения района выезда

Знание начсоставом оперативно-тактических особенностей района выезда, его отдельных объектов, зданий и сооружений, во многом спо­собствует успешному тушению пожаров.

Район выезда — это зона, обслуживаемая пожарным подразделением в оперативном отношении.

Она представляет собой территорию населен­ного пункта со всеми расположенными на ней производственными пред­приятиями, зданиями и сооружениями.

Важно

Оперативно-тактическое изучение, района выезда части, а также находящихся в нем отдельных объектов, зданий и сооружений является одной из основных форм ПТП всего личного состава.

Оперативно-тактические особенности района выезда — это сово­купность различных условий, которые могут способствовать или препят­ствовать возникновению, развитию и тушению пожаров, а также дает возможность прогнозировать и определять их масштабы и последствия.

Основной целью оперативно-тактического изучения района выезда, его отдельных объектов, зданий и сооружений является приобретение нач­составом комплекса специальных знаний, навыков и умений, повышаю­щих уровень его тактического мышления и обеспечивающих успешное руководство силами и средствами на пожаре в любой обстановке.

Занятия по изучению района выезда, отдельных объектов, зданий и сооружений в частях, отрядах и гарнизонах пожарной охраны преду­сматривают в планах-графиках боевой подготовки, в годовом плане распре­деления времени по дисциплинам и месяцам обучения, тематических планах служебной подготовки начсостава и расписаниях занятий. Изучение может проводиться в составе группы начсостава или самостоятельно под контролем непосредственного начальника.

Групповые занятия по оперативно-тактическому изучению района выезда (объекта) с начсоставом части (отряда) проводят начальники частей (отрядов) или их заместители, с начсоставом, который занимается воп­росами пожаротушения в гарнизоне — начальники гарнизонов и их замес­тители, а с начсоставом аппаратов ГПС на наиболее важных и пожароопасных объектах — по поручению руководства ГПС ли­ца, имеющие опыт тушения пожаров и знающие данный объект.

Начсостав частей и отрядов должен изучать объекты не только в районе выезда, но и за его пределами, куда предусмотрен выезд подразделений по повышенным номерам вызова. Эти занятия организуют начальники гарнизонов или отрядов с привлечением всего начсостава пожарных подразделений, кото­рый выезжает на объекты по повышенным номерам вызова.

Занятия с группой начсостава могут проводиться непосредственно на объекте или в классе с последующим выездом на местность всей группы или каждого обучаемого самостоятельно под контролем непосредственных начальников.

Основным методом оперативно-тактического изучения района вы­езда является самостоятельная работа начсостава.

Обучаемые обязательно должны использовать планы (карты) города и района выезда части, план­шеты водоснабжения и справочники водоисточников, оперативные планы и карточки пожаротушения, справочники улиц, переулков и площадей района (города), справочники телефонов, инструкции взаимодействия с другими службами города (района), привлекаемых для тушения пожаров, и другие оперативные документы по пожаротушению.

Совет

Начсостав, вновь прибывший в часть, до самостоятельного выезда на пожары должен изучить оперативно-тактические особенности района выезда, а в объектовых частях — пожарную опасность технологических процессов производства, оперативно-тактические особенности цехов, зданий и сооружений охраняемого объекта, систему противопожарного водоснабжения. Кроме этого, вновь прибывшие в часть должны изучить руководящие документы, определяющие порядок и особенности органи­зации тушения пожаров в районе выезда части или на объекте (в части по охране объекта) и в гарнизоне пожарной охраны, а также тактико-техни­ческие характеристики пожарной техники, находящейся на вооружении части, порядок и особенности ее использования на пожарах. После усвоения перечисленных вопросов, вновь прибывшие лица начсостава должны сдать зачеты (в порядке, установленном в гарнизоне) на право самостоятельного выезда на пожары во главе караула пожарной части.

Оперативно-тактическое изучение района выезда части условно можно разделить на следующие этапы: изучение общих особенностей рай­она выезда; изучение характеристик и особенностей отдельных участков района выезда; изучение характеристик и особенностей отдельных объ­ектов, зданий и сооружений.

4.2.2. Общие оперативно-тактические особенности района выезда части

Для начсостава основная цель первого этапа оперативно-тактичес­кого изучения района выезда — получить общие сведения о районе, необ­ходимые для четкой организации и успешного тушения пожаров, в том числе добиться свободной ориентировки в охраняемом районе. Рекомен­дуемая последовательность изучения показана на рис. 3.1.

Практическим занятиям по изучению оперативно-тактических особенностей района выезда предшествуют подготовительные занятия в пожарной части. На этих занятиях начсостав ознакомляют с планом города, на котором показано расположение всех пожарных частей гарнизона, специальных служб города.

По плану города начсостав изучает: границы района выезда пожарной части; расположение в районе выезда промышленных предприятий, крупных складских хозяйств, общественных строений, зданий с массовым пребыванием людей; размещение жилых зон, этажность и степень огнестойкости здании, плотность застройки и размеры противопожарных разрывов; основные транспортные магистрали, связывающие районы города, безводные участки города, отдельно расположенные участки и поселки; характер движения городского транс­порта; железнодорожные магистрали, путепроводы, переезды и их сос­тояние; рельеф местности, естественные водоисточники и другие осо­бенности охраняемого района.

После изучения общих вопросов по плану города (района) присту­пают к практическим занятиям на местности, используя специально раз­работанные маршруты. Границы района выезда изучают методом личного осмотра. Группа начсостава на транспортном средстве по выбранному мар­шруту выезжает к границе района.

При этом целесообразно следовать к какому-то важному объекту, расположенному на границе района, одно­временно изучая кратчайший путь к этому объекту.

Осматривая границу района выезда, запоминают улицы, переулки и площади, но которым она проходит, порядок нумерации зданий, особенности движения транс­порта, расположение промышленных предприятии, зданий повышенной этажности, объектов с массовым пребыванием людей, детских, учебных и лечебных учреждений.

Одновременно выясняют, какие пожароопасные объекты расположены вблизи границы в соседних районах выезда, и оцени­вают возможность распространения огня от них на здания и сооружения охраняемого района. Кроме того, обращают внимание на водоисточники, находящиеся на границе района выезда и рядом с ней.

Нередко отмечались случаи, когда водоисточники, расположенные на территории соседних районов, находились значительно ближе к месту пожара, чем водоисточ­ники в районе выезда, но не использовались в процессе тушения.

Поэтому целесообразно знать ближайшие водоисточники и на территории соседних районов, их характеристики и особенности забора и подачи воды. Расс­матривая наиболее важные объекты, намечают кратчайшие пути следова­ния к ним дежурного карауля части. Необходимо также изучить места пере­сечения границ района с основными транспортными магистралями, путе­проводы, железнодорожные переезды, мосты и объезды.

При рассмотрении общих оперативно-тактических особенностей района выезда изучают только основные транспортные магистрали: выяс­няют, к каким объектам и в какие районы населенного пункта они ведут, особенности движения по ним транспорта, нумерацию зданий, располо­жение водоисточников для целей пожаротушения, проверяют наличие указателей возле них.

Системы противопожарного водоснабжения района выезда начи­нают изучать с расположения и характеристики насосных станций, трас­сировки, диаметров труб, типа сети, напора воды в различные периоды суток, возможной водоотдачи для целей тушения пожара, порядка повышения напора в сети.

Обратите внимание

При этом определяют участки застройки и объ­екты с ограниченным противопожарным водоснабжением или полным его отсутствием.

Изучение участков водопроводных сетей, отдельных водо­источников и их характеристик осуществляют на всех этапах оперативно-тактического изучения района выезда (объекта).

В процессе изучения общих оперативно-тактических особенностей района выезда намечают отдельные участки района, а также характерные объекты и устанавливают очередность их изучения.

В результате изучения общей оперативно-тактической характерис­тики начсостав должен твердо знать: границы района выезда части; рас­положение основных транспортных магистралей, их названия и особен­ности движения транспорта; наименования улиц, площадей, переулков и нумерацию зданий на них; расположение и общую пожарную опасность наиболее важных промышленных предприятий, складских хозяйств, адми­нистративных и общественных зданий, объектов с массовым пребыванием людей, зданий повышенной этажности, мест использовании и хранения сильнодействующих ядовитых, радиоактивных и взрывчатых веществ; об­щую планировку и характер застройки жилых микрорайонов и кварталов; системы противопожарного водоснабжения — трассировки, диаметры труб, возможные напоры и типы водопроводных сетей, расположение на них пожарных гидрантов; расположение естественных и искусственных водоисточников и подъезды к ним; расположение пожарных водоемов и запасы воды в них; участки с ограниченным запасом воды для целей пожа­ротушения или ее полным отсутствием; особенности забора и подачи воды из водоисточников с удовлетворительными подъездами и местами забора воды; оперативные документы, предусматривающие порядок и организа­цию тушения пожаров и взаимодействие с другими службами на пожарах в районах выезда; средства связи и сигнализации, которые целесообразно использовать при тушении пожаров.

Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 15229;

Источник: https://poznayka.org/s33291t1.html

Ссылка на основную публикацию