Понятие психологический кризис и суицид как форма кризисного реагирования

Суицидальное поведение как форма кризисного реагирования. — презентация

1 СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ФОРМА КРИЗИСНОГО РЕАГИРОВАНИЯ<\p>

2 Сравнительная статистика выделяет два пика самоубийств: «пик молодости» — от 15 до 23 лет «пик молодости» — от 15 до 23 лет «пик инволюции» — после 40 лет «пик инволюции» — после 40 лет За последние годы частота самоубийств среди подростков в возрасте 15 – 19 лет увеличилась почти в 3 раза За последние годы частота самоубийств среди подростков в возрасте 15 – 19 лет увеличилась почти в 3 раза Среди мальчиков она в 4 раза выше, чем среди девочек, и занимает второе место! по частоте среди причин смерти в этой возрастной группеСреди мальчиков она в 4 раза выше, чем среди девочек, и занимает второе место! по частоте среди причин смерти в этой возрастной группе В 2007г в России покончили жизнь самоубийством 3000 детей и подростков в возрасте от 5 до 20 лет В 2007г в России покончили жизнь самоубийством 3000 детей и подростков в возрасте от 5 до 20 лет<\p>

3 Соотношение суицидальных попыток и смертей составляет 50:1 Соотношение суицидальных попыток и смертей составляет 50:1 Соотношение суицидальных попыток у девочек и мальчиков 2,5:1; среди демонстративно-шантажных попыток 4,3:1 Соотношение суицидальных попыток у девочек и мальчиков 2,5:1; среди демонстративно-шантажных попыток 4,3:1 Мальчики чаще действительно имеют намерение совершить самоубийство, девочки чаще в 2-3 раза предпринимают суицидальные попытки. За последние годы частота их у девочек выросла в 5 раз Мальчики чаще действительно имеют намерение совершить самоубийство, девочки чаще в 2-3 раза предпринимают суицидальные попытки. За последние годы частота их у девочек выросла в 5 раз В возрасте до 19 лет среди суицидентов преобладают девочки В возрасте до 19 лет среди суицидентов преобладают девочки<\p>

4 Совокупность суицидентов представлена тремя категориями: больные психическими заболеваниями больные пограничными нервно- больные пограничными нервно- психическими расстройствами практически здоровые в психическом отношении люди<\p>

Обратите внимание

5 Соотношение этих категорий у взрослых суицидентов 1:3:1,5Соотношение этих категорий у взрослых суицидентов 1:3:1,5 Среди подростков только 15% суицидентов психически больныеСреди подростков только 15% суицидентов психически больные С возраста 6-10 лет ситуационно- стрессовые факторы играют решающую роль в провоцировании суицидального поведенияС возраста 6-10 лет ситуационно- стрессовые факторы играют решающую роль в провоцировании суицидального поведения<\p>

6 СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – есть следствие социально- психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта (А.Г.Амбрумова) СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – есть следствие социально- психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта (А.Г.Амбрумова)<\p>

7 Особенности суицидального поведения у детей и подростков Несформированность понимания смерти, как конца жизни, отсюда отсутствие страха смерти Несформированность понимания смерти, как конца жизни, отсюда отсутствие страха смерти Концепция смерти, близкая к концепции смерти у взрослых начинает формироваться с 11-летнего возраста и не всегда полностью заканчивается с завершением подросткового периода: Концепция смерти, близкая к концепции смерти у взрослых начинает формироваться с 11-летнего возраста и не всегда полностью заканчивается с завершением подросткового периода: — до 3х лет у ребёнка нет представления об одушевлённом и неодушевлённом (живом и мёртвом); о времени и будущем, т.е. о смерти. Смерть воспринимается только через эмоциональное отношение к ней близких. — у дошкольников – нет понимания необратимости смерти, для них смерть невозможна, смерть – удел стариков — у школьников – смерть это временное явление — у подростков – ореол загадочности, таинственности<\p>

8 Отношение к жизни, «как к коробку спичек» Отношение к жизни, «как к коробку спичек» Очень редко у детей попытки самоубийства – результат игры! Очень редко у детей попытки самоубийства – результат игры! Обиженные дети часто начинают ненавидеть себя и составляют группу риска по самоповреждающим формам поведения Обиженные дети часто начинают ненавидеть себя и составляют группу риска по самоповреждающим формам поведения Дети воспринимают смерть, как способ удовлетворения своих нужд, или, как испытание любви близких Дети воспринимают смерть, как способ удовлетворения своих нужд, или, как испытание любви близких<\p>

9 Сниженная толерантность к эмоциональным нагрузкам и фрустрирующим факторам Сниженная толерантность к эмоциональным нагрузкам и фрустрирующим факторам Повышенная чувствительность к условиям эмоционального отвержения Повышенная чувствительность к условиям эмоционального отвержения Неполноценность коммуникативных систем (несформированность компетенции и толератности к общению) Неполноценность коммуникативных систем (несформированность компетенции и толератности к общению) Неадекватная личностным возможностям (заниженная, лабильная или завышенная) самооценка Неадекватная личностным возможностям (заниженная, лабильная или завышенная) самооценка<\p>

10 Своеобразие интеллекта (максимализм, категоричность, незрелость суждений) Своеобразие интеллекта (максимализм, категоричность, незрелость суждений) Слабость личностной психологической защиты Слабость личностной психологической защиты Несформированость антиципационных способностей – недостаточность механизмов планирования будущего, прогнозирования результатов своих действий. Несформированость антиципационных способностей – недостаточность механизмов планирования будущего, прогнозирования результатов своих действий. Отсутствие жизненного опыта и общая незрелость даже незначительную конфликтную ситуацию делают для подростка безвыходной, а потому суицидоопасной Отсутствие жизненного опыта и общая незрелость даже незначительную конфликтную ситуацию делают для подростка безвыходной, а потому суицидоопасной<\p>

11 Испытывая чувство одиночества и отчаяния они рассматривают смерть, как способ соединиться с потерянными любимыми близкими (реже животными) Испытывая чувство одиночества и отчаяния они рассматривают смерть, как способ соединиться с потерянными любимыми близкими (реже животными) Зависимость и повышенная внушаемость («эффект Вертера») Зависимость и повышенная внушаемость («эффект Вертера») Связь способа суицида с возрастом: Связь способа суицида с возрастом: — любой приём яда ребёнком старше 6 лет должен рассматриваться, как «суицидальный жест» — любой приём яда ребёнком старше 6 лет должен рассматриваться, как «суицидальный жест» — в предподростковом периоде чаще пытаются выброситься из окна — в подростковом – отравиться, повеситься, использовать холодное оружие, броситься под колёса транспорта<\p>

12 Ситуационно-стрессовые факторы Для детей младшего возраста стрессовая ситуация связана с проявлением агрессивности или враждебности, или обусловлена страхом возмездия Для детей младшего возраста стрессовая ситуация связана с проявлением агрессивности или враждебности, или обусловлена страхом возмездия Потеря любимых (значимых) близких Потеря любимых (значимых) близких Внутрисемейные конфликты Внутрисемейные конфликты Конфликты со сверстниками Конфликты со сверстниками Неудачи в школе Неудачи в школе Для мальчиков старшего возраста сексуальные проблемы Для мальчиков старшего возраста сексуальные проблемы Для девочек-подростков проблема половых отношений и беременность Для девочек-подростков проблема половых отношений и беременность Сексуальное насилие Сексуальное насилие Присутствие при насильственной смерти других людей Присутствие при насильственной смерти других людей Миграция, трудности приспособления к новым условиям жизни Миграция, трудности приспособления к новым условиям жизни Факторы дезадаптации, связанные с нарушением социализации, если статус не соответствует уровню притязаний Факторы дезадаптации, связанные с нарушением социализации, если статус не соответствует уровню притязаний<\p>

Важно

13 Семейные суицидогенные факторы Семейное воспитание по типу гиперопёки, авторитарность родителей с ригидными установками, их низкий образовательный уровень (родители являются идеалом лишь для 21% подростков-суицидентов) Семейное воспитание по типу гиперопёки, авторитарность родителей с ригидными установками, их низкий образовательный уровень (родители являются идеалом лишь для 21% подростков-суицидентов) Потеря доверительных отношений с родителями. Хорошие отношения с родителями снижают риск суицида до 1%, ссоры повышают до 18% Потеря доверительных отношений с родителями. Хорошие отношения с родителями снижают риск суицида до 1%, ссоры повышают до 18% Условия эмоционального отвержения Условия эмоционального отвержения Воспитание во внешне благополучной, но не стабильной семье, где конфликты носят скрытый характер Воспитание во внешне благополучной, но не стабильной семье, где конфликты носят скрытый характер Враждебное отношение членов семьи друг к другу Враждебное отношение членов семьи друг к другу Знакомство с проблемой и моделью суицидального поведения в семье или ближайшем окружении подростка Знакомство с проблемой и моделью суицидального поведения в семье или ближайшем окружении подростка Распад семейного очага Распад семейного очага «Дети одиноких матерей» «Дети одиноких матерей»<\p>

14 Суицид – действие, подчиненное конкретной цели лишить себя жизни. Он может быть включён в более широкую деятельность с соответствующим ей мотивом. Суицид – действие, подчиненное конкретной цели лишить себя жизни. Он может быть включён в более широкую деятельность с соответствующим ей мотивом. У детей и подростков, как правило, цель суицида и мотив деятельности, в которую он включён не совпадают. У детей и подростков, как правило, цель суицида и мотив деятельности, в которую он включён не совпадают. Основные мотивы: Основные мотивы: — Протест — Месть — Призыв — Избежание (наказания, страдания) — Самонаказание — Отказ<\p>

15 Антисуицидные факторы – это установки и переживания, препятствующие реализации суицдальных намерений Интенсивная эмоциональная привязанность к значимым близким Интенсивная эмоциональная привязанность к значимым близким Родственные обязанности Родственные обязанности Чувство долга, ответственности, обязательность Чувство долга, ответственности, обязательность Зависимость от общественного мнения и избежание осуждения со стороны окружающих, представления о позорности, греховности суицида Зависимость от общественного мнения и избежание осуждения со стороны окружающих, представления о позорности, греховности суицида Представление о неиспользованных жизненных возможностях Представление о неиспользованных жизненных возможностях Наличие творческих планов Наличие творческих планов Наличие эстетических критериев в мышлении (нежелание даже после смерти выглядеть некрасивым) Наличие эстетических критериев в мышлении (нежелание даже после смерти выглядеть некрасивым) Семейные ценности Семейные ценности<\p>

16 «Счастье всего человечества не стоит слезы одного обиженного ребёнка!» Л. Толстой Л. Толстой<\p>

17 БЛАГОДАРЮЗАВНИМАНИЕ!<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/721701/

Кризис и суицид: клинико-психологический анализ аутоагрессивного поведения

Научно-практический журнал

5. Литвиненко В.И. Парадоксы алкоголизма. -Полтава: АСМИ, 2003. — 144 с.

6. Hurcom C., Copello A. The family and alcohol: Effects of excessive drinking and conceptualization of spouses over recent decades // Substance use & misuse. — 2000. — Vol. 35, № 4. — P. 473-502

7. Berne E. What do you say after you say hello? -N.Y.: Grove Press, 1972. — 318 p.

8. Aldridge D. Suicide. The tragedy of hopelessness. -London: Jessica Kingsley Publishers, 1999. — 311 p.

9. Grollman E.A. Suicide prevention, intervention, postvention. — 2nd ed. — N.Y.: Beacon Hill Press, 1988. — 151 p.

Litvinenko V.I. Paradoksy alkogolizma. — Poltava: ASMI, 2003. — 144 s. (In Russ)

Hurcom C., Copello A. The family and alcohol: Effects of excessive drinking and conceptualization of spouses over recent decades // Substance use & misuse. — 2000.

— Vol. 35, № 4. — P. 473-502

Berne E. What do you say after you say hello? — N.Y.: Grove Press, 1972. — 318 p.

Aldridge D. Suicide. The tragedy of hopelessness. -London: Jessica Kingsley Publishers, 1999. — 311 p. Grollman E.A. Suicide prevention, intervention, postvention. — 2nd ed. — N.Y.: Beacon Hill Press, 1988.

— 151 p.

SPOUSES OF MEN WITH ALCOHOL DEPENDENCE WHO HAVE A HISTORY OF SUICIDAL ATTEMPT: THEIR ADVANCED CLINICAL SUICIDOLOGICAL AND PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS

A.V. Merinov, E.A. Shitov, A.V. Lukashuk, O.Y. Somkina, M.A. Baykova,

M.D. Filippova, N.L. Merinov, A.I. Yurchenko

Совет

Ryazan State Medical University, Russia Odintsovo drug dispensary, Russia Tambov Psychiatric Hospital, Russia

The work is devoted to the influence of past suicidal activity among women married to men suffering from alcohol addiction, their other range of autoaggressive patterns, experimental psychological and codependent indicators.

Discovered that the presence in the past parasuicidal trends sharply increases the probability of finding them other forms Neuilly self-destructive acts.

This category of respondents has a specific personality-dependent and experimentally-psychological characteristics, knowledge of which is essential both for the enrichment of theoretical knowledge concerning the studied issue and sets the stage for the implementation of practical measures to reduce their selfdestructive potential.

Keywords: wives of men suffering from alcohol addiction, aggression, suicidal behavior.

УДК: 159.9:616.89-008.441.44

КРИЗИС И СУИЦИД: КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ АУТОАГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Е.Л. Николаев

ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова», г. Чебоксары, Россия

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/krizis-i-suitsid-kliniko-psihologicheskiy-analiz-autoagressivnogo-povedeniya

1. Суицид как проявление кризиса

Анализ уровня суицидального риска у людей с аддиктивным поведением

Определение суицида, их существует множество. Я приведу лишь малую часть из них. Суицид — это самодеструктивное поведение человека, направленное на намеренное лишение себя жизни. Самоубийство — это намеренное, осознанное…

Культура семейных отношений: семейный кризис

2.3 Рекомендации по преодолению семейного кризиса. Психотерапевтическая помощь семье как условие преодоления кризиса

Многие исследователи (Пезешкиан Н., Пахомов А. А.) считают, что семейный кризис преодолеть возможно, и огромную помощь в этом может оказать семейная психотерапия…

Молодежное суицидальное поведение

2. Суицид среди молодежи

На первый взгляд, может быть, это звучит антигуманистично, но отказ от жизни в пожилом или даже в зрелом возрасте все же является иногда более естественным и причинно обусловленным, чем самовольное прерывание жизни именно в то время…

Мотивы получения высшего профессионального психологического образования личности в период средней взрослости

1.5 Особенности протекания кризиса в период взрослости. Психологические факторы кризиса

На основе проведенного анализа концепций кризиса середины жизни установлено отсутствие единого мнения в отношении его главных характеристик. Тем не менее…

Организация помощи лицам суицидального поведения

1.1 Суицид и суицидальное поведение

Термины «самоубийство» и «суицид», выступающие синонимами, появились в словарях и специальной литературе в XVII-XVIII веках. Ранее использовались определения «самоуничтожение» и «самоистребление»…

Постановка проблемы кризиса в психологии: от понятия кризиса к пониманию психологии как мультипарадигмальной науки

1. Постановка проблемы кризиса в психологии: от понятия кризиса к пониманию психологии как мультипарадигмальной науки

Впервые понятие кризиса, задавшее происходящему определенное толкование (кризис — это то, что нужно преодолевать), прозвучало в 1927 г. в работе немецкого, а впоследствии американского психолога Карла Бюлера (1879-1963)…

Проблема суицида в подростковом возрасте

Глава 1. Суицид как акт самоубийства

Проблема суицида среди молодежи

2.1 Как предотвратить суицид

Для предупреждения подростковых суицидов можно сделать многое. Исследование ученых Университета Южной Калифорнии показало, что почти половина учащихся делятся своими депрессивными переживаниями с родителями…

Психо-социальный анализ проблематики суицида

2. Суицид: теории

ЗИГМУНД ФРЕЙД. 27 апреля 1910 г. на заседании Венского психоаналитического общества состоялась дискуссия на тему «Самоубийство у детей». Фрейд утверждал…

Психологические причины суицидального поведения у подростков

1.1.4 Суицид с точки зрения гештальт-психологии

«В гештальт-терапии жизненную активность человека рассматривают как непрерывный процесс созидания и разрушения гештальтов, цепь контактов с окружающей действительностью». [15; с.102] В данном предложении под контактами понимается осознание…

Психологическое обеспечение профилактики суицидального поведения подростков

1.1 Феноменология понятий «суицид», «суицидальное поведение»

Понятие «суицид» в теории психологии и девиантологии взаимосвязано с понятиями «социальная установка». Для профилактики суицидального поведения важным представляется выяснение специфики его социально-психологических основ, которые…

Симптомы кризиса 7 лет и методы сглаживания отрицательных проявлений кризиса в воспитании первоклассников

1. ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА И ПРОЯВЛЕНИЕ КРИЗИСА 7 ЛЕТ

Симптомы кризиса 7 лет и методы сглаживания отрицательных проявлений кризиса в воспитании первоклассников

1.4 ПРОЯВЛЕНИЕ КРИЗИСА В ПОВЕДЕНИИ РЕБЕНКА

Один из главных симптомов [2,7,10,11] кризиса семи лет — кривляние, манерность, непослушание. Ребенок становится неуправляем, он не реагирует на замечания родителей, делает вид, что не слышит их или идет на открытый конфликт. В целом…

Суицид в Мифологии разных народов

Суеверия, пятая колонна язычества и народной магии, продолжают жить и в современном обществе. Эти осколки древних мифов и ритуальной магии даже по одной своей живучести и повсеместности заслуживают самого пристального внимания…

Суицид как социальная проблема общества

1. Суицид как социальная проблема

Источник: http://psy.bobrodobro.ru/33643

Суицид как проявление кризиса

Каждый человек, работающий в кризисной службе, должен выработать личное отношение к самоубийству. Однако на наш взгляд это отношение  должно в основном согласовываться  с общими установками, принятыми  в данной кризисной службе, иначе  консультант рискует стать «белой вороной», а то и пасть жертвой  давления групповых норм и покинуть службу.

В целом можно выделить следующие задачи консультанта:

— уловить «сигналы», оповещающие  о наличии суицидальных мыслей  или тенденций;

— оценить степень опасности  (летальности) ситуации;

— проявить мягкую, осторожную  заботу о клиенте, по мочь в принятии решения в пользу образа действий, исключающего самоубийство, хотя бы на данный момент времени.

2.2 Действия консультанта  по отношению к суицидальному  клиенту

Существуют общие  рекомендации по общению с потенциальным  самоубийцей. Среди них можно выделить следующие:

Не пренебрегайте суицидальными  высказываниями — лучше перестраховаться, чем недооценить риск суицида. Беседу с потенциальным суицидентом целесообразно построить по следующему примерному плану:

1. Выразите свою заинтересованность  личностью и судьбой собеседника,  а если это уместно, то и  любовь к нему.

Обратите внимание

2. Задавайте вопросы в  прямой, искренней и спокойной  манере; используйте технику активного  слушания.

3. Выясните, насколько ясный  образ будущего суицидального  действия сформирован у собеседника:

— имеется ли у него  суицидальный план;

— намечены ли время  и место исполнения;

— были ли суицидальные  мысли и попытки в прошлом;

— как он сам оценивает  вероятность своего суицида.

Помните, что чем более  обстоятельно разработан план, тем  больше вероятность его реализации.

4. Попытайтесь выяснить  причины и условия формирования  суицидальных намерений. Не принуждайте  собеседника говорить о них,  если рассказ для него слишком  болезнен.

5. Побудите его выразить  свои чувства в связи с проблемной  областью его отношений.

6. Спросите, приходилось  ли ему рассказывать кому-либо  о том, что он говорит сейчас. Этот вопрос поможет подтолкнуть  собеседника к мысли, что, возможно, главная его проблема в социальной (само) изоляции.

7. Будьте готовы к тому, что вы будете вовлечены (возможно, на длительное время) в психотерапевтическую  работу с вашим собеседником.

Чего делать не следует:

— не отвечайте на заявления  о суицидальных намерениях (сколь  бы нелепо, с вашей точки зрения, они не звучали) репликами типа: «Слышать не хочу о таких  глупостях», «Стоит ли говорить  о вещах, которых все равно  не совершишь?» Такие ответы  могут только заставить вашего  собеседника пожалеть о том,  что он воспользовался кризисной  линией;

— не показывайте, что  вы шокированы заявлениями обратившегося,  даже если вы действительно  испытали эмоциональное потрясение;

— не вступайте в дискуссию  о допустимости самоубийства.

Сообщите только, что вы не хотите, чтобы собеседник уходил из жизни. Разговоры о том, что  это не выход, это плохо, как будут  страдать близкие, что бы ты должны быть ответственным человеком — это  нее должно быть главной аргументацией, если вообще об этом уместно говорить с некоторыми людьми и подростками.

Важно

В критическом состоянии  для потенциальных самоубийц  характерны боль и страдание, эмоциональное напряжение, тревога, фрустрация, самоизоляция.

Разве выше указанные «аргументы» помогут снять страдания или снизить эмоциональное напряжение? Как уже упомянул во время критического состояния нарушается мыслительная деятельность, человек не может адекватно воспринять даже абсолютно правильные логические рассуждения.

Подросток инфантилен, а ему говорят об ответственности? Ему говорят — другие будут страдать, разве от знания этого факта будет легче самоубийце? Некоторых это даже стимулирует, вот пострадайте еще больше, чем я. То есть указанная аргументация бесполезна.

Человеку нужно снизить  страдания и боли, снять эмоциональное  напряжение, помочь исполнить нереализованные  возможности, вывести сознание из узкого туннеля, дать ему широкий выбор  действий во время кризиса, и конечно  вывести из состояния самоизоляции.

Следующие принципы предлагаются зарубежными службами не только консультантам, но и не профессиональным помощникам.

Если человек, на ваш взгляд, склонен к суициду или имел в прошлом попытки к самоубийству:

—Не отталкивайте его, если он решил разделить с вами свои проблемы, даже если вы потрясены сложившейся  ситуацией.

—Доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности  в данном индивиде. Не игнорируйте  предупреждающие знаки.

—Не предлагайте того, чего не в состоянии гарантировать. Например, «Конечно, твоя семья тебе поможет».

—Дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите необходимости  в том, чтобы хранить все в  секрете, если какая-то информация может  повлиять на его безопасность.

—Сохраняйте спокойствие  и не осуждайте.

—Говорите искренне. Постарайтесь определить, насколько серьезна угроза. Знайте, что вопросы о суицидальных мыслях не приводят к попыткам свести счеты с жизнью. На самом деле он (она) могут почувствовать облегчение от осознавания проблемы.

—Постарайтесь узнать, есть у него (нее) план действий. Конкретный план — знак реальной опасности.

—Убедите его (ее) в том, что непременно есть такой человек, к которому можно обратиться за помощью.

—Не предлагайте упрощенных решений типа «Все, что вам сейчас необходимо, так это хорошо выспаться, на утро вы почувствуете себя лучше».

—Покажите, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его (ее) за эти чувства.

—Помогите ему (ей) постичь, как управлять кризисной ситуацией  и понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию. Ненавязчиво  посоветуйте найти некое решение.

—Помогите найти людей  или места, которые могли, бы снизить переживаемый стресс. При малейшей возможности действуйте так, чтобы несколько уменьшить давление.

—Помогите ему (ей) понять, что  присутствующее чувство безнадежности  не будет длиться вечно.

Можно сказать, что приоритетным в интервенции с суицидально  настроенным клиентом является умение как можно дольше поддерживать разговор, поскольку это развивает взаимоотношения между клиентом и консультантом.

Мы считаем, что при подходе, ориентированном на экзистенциально-гуманистическую парадигму, на оставление за человеком права жить или умереть это является самым главным, а может быть даже единственным из того, что должен делать и чего может добиться психолог-консультант.

Кроме достаточно простых  рекомендаций по беседе с суицидальным клиентом, приведенных выше, многие зарубежные кризисные службы разработали  целые стратегии, направленные на снижение риска суицида при общении  с клиентом лицом к лицу. Приведем некоторые из них.

Совет

Поправка на вентиляцию чувств. Позвольте клиенту высказаться, не прерывайте его. Для того чтобы  удержать его на проводе и не оборвать ту ниточку, которая еще связывает  его с жизнью, необходимо принять  злость и манипулятивные действия с его стороны.

Гарантия. Если клиент заявляет, что никто не в состоянии помочь ему, вам необходимо снова и снова  заверить его, что вы можете быть полезным и заинтересованы в продолжении разговора.

Подкрепление позитивных настроений. Если клиент упомянул о  каких-либо своих позитивных действиях  или окрыленных надеждой мыслях, помогите ему осознать их (например, если он говорит  о том, что собирался убить  себя, но сначала решил позвонить  вам — усильте этот позитивный момент, скажите, что рады, что он поступил именно так).

Предоставьте альтернативный способ выражения чувству. Эта стратегия  предполагает помощь в идентификации  поступков, которые клиент мог бы совершить вместо попытки самоубийства.

Признание страданий. Вербально  подтвердить пониманий того, что  угроза (или попытка) суицида демонстрирует; страдания этого человека, можно  следующим образом: 1) серьезно отнестись  к его заботам и сложившейся  ситуации; 2) объяснить, что нет нужды  совершать это действие для того, чтобы доказать существующее положение; 3) попробовать альтернативные варианты.

Исследование летальности. Определяющие факторы были приведены  выше. Беседуя, но ни в коем случае не оценивая, попытайтесь получить информацию, относящуюся к факторам летальности.

Для того чтобы выяснить, собирается или нет индивид совершить  самоубийство, готов ли у него план, имеется ли доступ к материалам и  пр., лучше всего задавать вопросы напрямую.

Такая стратегия дает понять клиенту, что вы слушаете то, что он говорит, вы заинтересованы в нем и поможете предотвратить самоубийство.

В отечественной суицидологии также предложен ряд стратегий и приемов.

Обратите внимание

Структурирование ситуации. Осуществляется с помощью соответствующих  вопросов. В сознании клиента формируется  объективная и последовательная картина психо-травмирующей ситуации в ее развитии.

Психолог-консультант может  тактично подвести клиента к мысли, что аналогичные ситуации встречаются  в жизни достаточно часто.

Однако некоторые исследователи  подчеркивают, что этим приемом следует  пользоваться очень осторожно, так  как он может нарушить общение, если клиент вместо поддержки услышит  заявление типа: «Ваша ситуация банальна».

Снятие остроты ситуации. Клиенты часто считают, что, критические  обстоятельства требуют от них немедленного, сиюминутного решения. В таких случаях  консультант подчеркивает, что у  обратившегося есть время на обдумывание  и принятие решения.

Терапия успехами и достижениями. Особенно эффективна для людей неуверенных в себе, застенчивых, с низкой самооценкой. Рассказывая о себе, клиент может сообщить и о своих трудностях, которые ему приходилось преодолевать. Психолог-консультант тактично подчеркивает эти успехи, формируя у собеседника представление о себе, как личности, способной к преодолению трудностей.

Планирование. Психолог-консультант  побуждает клиента к вербальному  оформлению планов предстоящей деятельности (отличной от суицида, «замещающей суицид»).

Помимо полезных приемов  и стратегий существуют м вредные, которых следует избегать. К ним относятся:

Прямые вопросы об идентичности и местонахождению клиента при  телефонном звонке. Они могут быть интерпретированы как попытка «схватить» его.

Важно

Враждебность, сарказм, излишняя заботливость или индифферентность. Кук отмечает, что часто слышал истории о том, как некто подталкивал  потенциального самоубийцу: «Ну, что ж, вперед, убивай себя, раз решил», — и что после этого человек отказывался от самоубийства. Это неумная, неэффективная и непригодная для профессионала стратегия. Ведь о неудачном ее применении сообщить уже некому.

В заключение необходимо отметить, что знание конкретных приемов и  стратегий, выученных консультантом  или применяемых «по бумажке», лежащей на столе рядом с телефонным аппаратом, вряд ли поможет само по себе.

Во-первых, работают скорее не конкретные приемы, а общее понимание и  навыки ведения консультативного процесса: от установления контакта, через принятие и предоставление возможности выговориться — к эмоциональному реагированию, возможным решениям изменить ситуацию способом, отличным от суицида.

Во-вторых, приемы должны быть отработаны и интериоризированы в ткань консультативной беседы. В-третьих, и это, возможно, самое главное, психолог-консультант должен быть личностно готов к встрече с суицидальным клиентом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На протяжении человеческой истории проблему самоубийства решали вначале с технологических, позже  с философских и нравственных позиций, затем, с середины прошлого столетия, к выяснению привлекались знания из области психиатрии, антропологии, психологии, правоведения, эпидемиологии  и социологии. Это позволяет сегодня рассматривать феномен самоубийства с мультидисциплинарных позиций.

В ходе истории взгляды  на сущность добровольного ухода  из жизни существенно изменялись, как и его моральная оценка (грех, преступление, норма, героизм), в  зависимости от соответствующего этапа  развития общества и преобладавших  социальных, идеологических и этнокультуральных представлений.

С глубокой древности отношение к суициду, его причины и технология тесным образом были связаны с тем, как-то или иное общество, социальная группа или культура воспринимали понятие смерти.

Это и определяло различия в отношении к акту аутоагрессии государства, священнослужителей, законоучителей, философов и простых людей.

Совет

Высокий уровень самоубийств  в большинстве стран мира заставляет ставить вопрос о причинах этого  явления и поиске оптимальных  средств для его предупреждения. Суицид — это не только индивидуальная поведенческая реакция, она обусловлена психологическими и патопсихическими особенностями личности в экстремальных жизненных обстоятельствах.

Причины суицидального поведения  должны анализироваться в связи  с общим состоянием современной  культуры и в контексте господствующих в обществе этических норм, мировоззренческих  представлений о сущности жизни  и смерти, с учетом особенностей массовой психологии.

Для профилактики самоубийств  необходимо вовремя распознать развитие кризиса и создать условия  для адекватного эмоционального реагирования и интеллектуальной переработки  психотравмирующего события.

Психологический кризис является одним из проявлений социально-психологической  дезадаптации личности в ситуации утраты либо угрозы утраты значимой ценности или объекта. Кризис возникает при невозможности преодолеть препятствия в достижении жизненно важных целей способами, сформированными на основе предыдущего индивидуального опыта.

Кризисное состояние характеризуется  интенсивными отрицательными эмоциями: чувством неопределенности, беспокойством, тревогой, переживанием собственной  несостоятельности, беспомощности, одиночества, безнадежности, пессимистической оценкой  собственной личности, актуальной ситуации и будущего, выраженными затруднениями  в планировании дальнейших действий.

Источник: http://student.zoomru.ru/psih/suicid-kak-proyavlenie-krizisa/229503.1803896.s2.html

Психолого-педагогическая помощь детям в кризисных ситуациях — Кризисы. Классификация кризисов

Страница 2 из 9

Кризисы. Классификация кризисов

Понятие «кризис» (от греч. krisis – решение, поворотный пункт, исход) – переломный момент, тяжелое переходное состояние, обострение, опасное неустойчивое состояние.

В китайском языке понятие кризис определяется как «полный опасности шанс», как возможность роста человеческой личности, которые индивид обретает, проходя через состояние психического кризиса и испытывая различные сопротивления.

Гордон В. Олпорт определяет кризис как ситуацию эмоционального и умственного стресса, которая требует значительного изменения представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени. Зачастую подобный пересмотр представлений влечет за собой изменения в структуре личности.

Эти изменения могут носить как позитивный, так и негативный характер.

Обратите внимание

По определению, личность, находящаяся в кризисе, не может оставаться прежней; иными словами, ей не удается осмыслить свой актуальный психотравмирующий опыт, оперируя знакомыми, шаблонными категориями или использовать простые привычные модели приспособления.

Слово «кризис» мы воспринимаем как своего рода предупреждение: следует что-то предпринять, пока не произошло нечто худшее. Не всегда представляет опасность сам кризис, а скорее то, что мы упустили шанс. Кризис может повлечь за собой рост и созревание. В психическом кризисе можно выделить две стороны: опасность для личностного роста и потенциал личностного роста.

Кризис –состояние человека при блокировании его целенаправленной жизнедеятельности в определённый момент развития личности. Затяжной, хронический кризис несет в себе угрозу социальной дезадаптации, суицида, нервно-психического или психосоматического страдания.

Хронизация кризиса присуща людям с выраженной акцентуацией характера, незрелым мировоззрением («мир прекрасен» — «мир ужасен»), однонаправленностью жизненных установок. Именно такие люди нуждаются в помощи в период переживания кризиса, который рассматривается не только как трудный и ответственный период жизни, но как тупик, делающий дальнейшую жизнь бессмысленной.

И теоретики, и практики считают, что в ситуации кризиса при попытке овладения стрессовым состоянием человек переживает определенный вид физической и психологической перегрузки. Эмоциональные напряжения и стрессы могут приводить либо к овладению новой ситуацией, либо к срыву и ухудшению выполнения жизненных функций.

Хотя некоторые ситуации могут быть стрессовыми для всех людей, они оказываются кризисами для тех, кто особенно раним в силу личностных особенностей.

В отечественной и зарубежной литературе представлены разнообразные классификации ситуаций:

  • критические ситуации (Ф.Е.Василюк);
  • конфликты, ситуации физической опасности, ситуации неизвестности (К.Левин);
  • аффектогенные жизненные ситуации (Ф.В.Бассин);
  • конфликтные ситуации, ведущие к психологическому кризису (А.Г.Амбрумова);
  • трудные ситуации (А.Я.Анцупов, А.Н.Шипилов) и др.

Кризисной называют ситуацию, когда человек сталкивается с препятствием в реализации важных жизненных целей и не может справиться с этой ситуацией с помощью привычных средств. Выделяются два типа кризисных ситуаций: обусловленные изменениями в естественном жизненном цикле или травмирующими событиями жизни.

Ситуации, относящиеся к разряду критических, в своей основе могут иметь объективный и субъективный компоненты. Объективный компонент представлен воздействиями внешнего, предметного и социального мира, в то время как субъективный заключается в восприятии и оценке человеком ситуации как критической.

Исходя из этого, критическую ситуацию можно охарактеризовать как социальную ситуацию, динамика которой развивается по двум направлениям (А.Г.

Амбрумова): а) личностному, когда формирующийся внутренний конфликт обоснован характерологическими особенностями личности и появляется первым, независимо от благополучной еще в это время внешней ситуации; только затем внутренняя конфликтная напряженность психики начинает видоизменять формы поведения и общения человека, создавая поводы и причины для ухудшения внешней ситуации и перестройки ее в конфликтную, вплоть до стрессовой; б) ситуационному, когда целый ряд неблагоприятных внешних воздействий, психотравмирующих стимулов падает на почву не отчетливо работающих защитных механизмов психики, низкую толерантность по отношению к эмоциональным нагрузкам.

Следовательно, можно выделить две группы критических ситуаций:

  • детерминированные внешними условиями;
  • детерминированные характером восприятия, а также индивидуально-типологическими особенностями человека.

Необходимым условием возникновения кризиса являются значительные эмоциональные нагрузки, блокирование важнейших потребностей индивида и его специфическая личностная реакция на это. Психическая травма способствует возникновению посттравматического синдрома (ПТС). Травма может быть физической, нервной, эмоциональной.

Независимо от ее характера она сопровождается угрозой права на жизнь, личное благополучие, ощущением того, что мир враждебен. Причинами посттравматического стресса являются негативный жизненный опыт, отсутствие оптимизма.
Кризисные ситуации и кризисы разнообразны, как сама жизнь человека.

В психологической литературе определены основные виды кризисов, которые может испытывать человек:

  • кризисы развития (возрастные кризисы);
  • кризисы утраты и разлуки;
  • травматические кризисы
  • кризисы отношений и состояния души;
  • кризисы смысла жизни;
  • морально-этические кризисы.

Возрастной кризис – это переходный период между возрастными этапами, который неизбежно переживается ребёнком при переходе от одного возрастного этапа к другому по завершении определенных стадий развития. В первую очередь этот вид кризиса обусловлен физиологическими сдвигами в организме ребёнка, морфофункциональными перестройками.

Особенность протекания возрастного кризиса зависит от врождённых свойств нервной системы (темперамент), характера, индивидуальных, биологических и социальных отношений. Во время кризиса личность ребёнка, как открытая система, становится неустойчивой, даже на слабые раздражители отвечает неоправданно интенсивными откликами. Возрастные кризисы — это кризисы естественные, нормативные.

Неблагоприятные внешние воздействия, стрессовые факторы в эти периоды оказывают огромное влияние на дальнейшее формирование личности ребёнка, в частности на становление его сексуальности и способов реагирования на воздействия внешней среды. Л.С.Выготский выделяет следующие возрастные кризисы у детей: кризис одного года, трёх лет, семи лет и подростковый кризис (13-17 лет).

Психологу, работающему с ребёнком или подростком, оказавшемся в кризисном периоде развития, важно знать особенности и типичные конфликты, характерные для того или иного возрастного кризиса.

Важно

Непреодолённые кризисы в сочетании с травмавтизацией могут превратиться в запущенные или выливаться в невротические, непоследовательные или агрессивные действия: побеги, убегания, вандализм, убийство, суицид. В пубертатный период проблемы и конфликты подростка могут перейти в затяжные кризисы.

Именно в этом возрасте как регрессивная декомпенсация кризиса появляется первый пик суицидальной активности (суицидальные попытки и суициды), возникает риск негативных зависимостей (алкоголь, наркотики, токсические вещества и т. д.), депрессии, психогенные приступы с переживанием отчуждённости (дереализации и деперсонализации).

Утрата – переживание, человеческий опыт, связанный со смертью близкого человека. Смерть предстаёт перед ребёнком с двух сторон.

С одной стороны, ребёнок теряет близкого человека, и для многих детей это само по себе является очень сильной травмой, особенно если они были свидетелями насилия: убийства, самоубийства и так далее. Такие ситуации являются для детей кризисными, эту травму ребёнок может перенести через всю жизнь.

С другой стороны, переживая смерть близкого, ребёнок сам начинает осознавать, что он смертен, и это наряду с переживанием утраты близкого травматизирует его.

Иногда у ребёнка, который по разным причинам не участвовал в ритуалах прощания с умершим, рождаются фантазии, он пытается домыслить прерванный событийный ряд. Эти фантазии переходят потом в ночные кошмары. Часто ребёнок не в состоянии раскрыть кому-либо свои чувства, свои страхи, чувство вины, возникшие у него после смерти близкого.

Во время кризиса утраты ребёнок переживает смешанные эмоции — от подавленности и печали до гнева и досады. Невозможно определённо предсказать, как именно среагирует на ситуацию утраты конкретный ребёнок: будет ли он изливать свои эмоции или будет переживать их «про себя». Очень маленькие дети не могут вербализировать свои переживания и поэтому особо остро нуждаются в поддержке. Им необходимо дать простейшее объяснение тому, что происходит. Условно можно выделить несколько стадий переживания утраты. Если ребёнок переживает своё горе «про себя», внешне не выражая его, некоторые стадии переживания потери не всегда заметны окружающим, однако это не значит, что ребёнок не переживает соответствующих этой фазе эмоций. Первая стадия – шок. Вторая стадия – злость и ощущение несправедливости. Третья стадия – печаль и сожаление. Четвёртая стадия – восстановление. Особенно высок риск попадания в ситуацию кризиса у детей, переживших суицид близких. Суицид относится к социально не одобряемым поступкам, и тайна, окружающая смерть в таком случае, ещё более усугубляет горе. От ребёнка часто скрывают обстоятельства смерти близкого, и он может узнать о самоубийстве из разговоров посторонних людей. В случае кризисного переживания утраты у людей часто наблюдаются признаки посттравматического стрессового расстройства (ПТСР).

С кризисами разлуки дети сталкиваются в случаях развода родителей и создания родителями новых семей. Это время эмоциональной и физической разлуки одного из супругов с детьми. Субъективный дистресс и эмоциональные нарушения могут проявляться у детей в этой фазе как более или менее выраженное расстройство адаптации.

Ухудшается здоровье, появляется агрессивность, апатия, разрушаются социальные контакты. Зачастую поведение ребёнка приводит к нарушению его социального функционирования (манкирование учёбой, ухудшение успеваемости, уходы из школы, побеги из дома, делинквентность, аддиктивное поведение и т.д.).

Совет

В это время ребёнок нуждается в любви и поддержке, заботе, разумном и честном объяснении происходящего.

В случае, если такой поддержки нет, ребёнок остаётся одиноким, испытывает чувство собственной вины за происходящий развод, надежду на возможное возвращение прежнего статуса семьи, может переживать депрессию в связи с невозможностью что-либо изменить своими силами.

При этом, как правило, дети недостаточно времени проводят с одним из родителей (обычно с отцом), а родители не «сотрудничают» между собой. Проблемы, возникающие в этом периоде, могут усугубляться особым нестабильным состоянием самих родителей, которые не могут быть достаточной опорой для ребёнка.

Находясь в поиске нового партнёра либо переживая одиночество, родитель зачастую эмоционально отдаляется от ребёнка.

Травматические кризисы возникают в результате внезапного кратковременного или длительного воздействия событий, выходящих за рамки нормального человеческого опыта, к которым человек, как правило, не является готовым.

Выделяют травмы: – причинённые каким-либо стихийным или природным бедствием; – причинённые людьми (все виды насилия, жестокое обращение, сексуальное злоупотребление, война, теракты).

По продолжительности травмирующего действия выделяют краткосрочные и длительные или повторяющиеся травмирующие ситуации. Кризисы насилия – разновидность травматического кризиса, причинённого людьми.

Четыре типа жестокого обращения с ребёнком:

  • физическое жестокое обращение;
  • сексуальное насилие;
  • пренебрежение нуждами ребёнка;
  • психологическое насилие.

Физическое жестокое обращение – любое неслучайное нанесение телесного повреждения ребёнку.
Сексуальное насилие над детьми – использование ребёнка или подростка другим лицом для получения собственного сексуального удовлетворения.

Пренебрежение нуждами ребёнка – хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности не достигшего 18-летнего возраста ребёнка в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре.

Психологическое насилие может быть двух видов:

  • Психологическое пренебрежение – последовательная неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребёнку необходимую поддержку, внимание, психологическую защиту, отсутствие привязанности к ребёнку.
  • Психологическое жестокое обращение – хронические действия, совершаемые взрослыми с целью издевательства над ребёнком, его унижения, оскорбления, высмеивания.

К этой форме насилия относятся:

  • открытое неприятие и постоянная критика ребёнка;
  • оскорбление ребёнка и унижение его достоинства;
  • угрозы в адрес ребёнка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия;
  • преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка;
  • предъявление к нему чрезмерных требований, не соответствующих возрасту или возможностям;
  • ложь и невыполнение взрослыми обещаний;
  • однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребёнка психическую травму.

Последствиями кризисов, связанных с применением психологического насилия, являются нарушения развития детей и их социальной адаптации, также построение такой системы ценностей у развивающейся личности ребёнка, которая формирует особые жизненные сценарии.

Часто поведение таких детей характеризуется гиперагрессивностью, вспыльчивостью, мстительностью, повышенным вниманием к мелочам, эмоциональной чёрствостью, даже тупостью, что в последующей жизни часто приводит к риску вовлечения ребёнка в преступную деятельность.

В то же время у детей может сформироваться позиция «жертвы» – ощущение того, что они не такие, как все, что они нуждаются в особом внимании, помощи, поддержке. Причём внимание и поддержку они требуют от любого человека – независимо от того, хочет ли он этого или нет.

Обратите внимание

Став взрослым, «человек-жертва» не прилагает никаких усилий для достижения сложных целей, решения проблем, обычных для любого другого человека, соответственно он не способен добиться успеха в профессиональной карьере, стать полноценным членом общества.

Процесс проживания ребёнком кризисной ситуации неоднороден, состояние ребёнка постоянно изменяется.

  • Сначала происходит первичный рост психоэмоционального напряжения, ребёнок ищет способ разрешения ситуации, находясь при этом в границах нормальной адаптации. Начало кризиса у ребёнка сопровождается подъёмом негативных эмоций, которые он «выплёскивает» на окружающих. Чаще всего это вызывает у окружения негативную реакцию, приводит к ссорам, дракам, агрессивному поведению и т.д.
  • Если поиски выхода из ситуации оказываются безрезультатными, то происходит дальнейший рост напряжения, что усиливает негативные реакции: злость, гнев, агрессию и т.п.
  • В случае, если степень напряжения такова, что требует от ребёнка мобилизации всех его внешних и внутренних сил, то можно наблюдать первые признаки нарушения адаптации.
  • Если всё оказывается тщетно, наступает стадия, характеризующаяся чувством беспомощности, безнадёжности, и отчаяния, особым изменением поведения, что в конечном итоге может привести к интеллектуальной и эмоциональной дезорганизации личности ребёнка, нарушению его развития, психосоматическим заболеваниям. Именно на последней фазе наиболее вероятны девиантные формы выхода из кризиса (например, физическая агрессия и аутоагрессия вплоть до суицида), апатия и прекращение сопротивления, психозы, тяжёлые психосоматические заболевания и т.д.

Источник: http://www.vashpsixolog.ru/documentation-school-psychologist/88-information-for-school-psychologist/1023?start=1

Консультирование в кризисной службе

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Консультирование в кризисной службе

  1. Общая характеристика кризисной службы, ее особенности и задачи.

Кризисная служба – организация мероприятий по оказанию комплексной психологической и медицинской помощи лицам, находящимся в кризисной ситуации.

Особенностями кризисной службы являются: безотлагательность, психологическая поддержка, уважение клиента, опора на ресурс, интервенция в поверхностные слои сознания.

Задачи кризисной службы:

  • обеспечить реадаптацию к обычным условиям жизни

  • найти позитивные ресурсы в решении смыслового конфликта и обеспечить позитивную интеграцию личности

  • завершить прошлое

  • восстановить чувства безопасности и самоконтроля

  • восстановить социальные связи и отношения

  • определить оптимальную для личности меру ответственности

  1. Правила и принципы работы кризисных служб

Принципы и задачи кризисной психотерапии имеет принципиальные отличия от методов психотерапии, применяющихся в клинике пограничных состояний, к которым относятся:

1) ургентный характер помощи, связанный, во-первых, с наличием жизненно важной для пациента проблемы, требующей неотложного активного вмешательства психотерапевта в ситуацию, и, во-вторых — с выраженной потребностью пациентов в эмпатической поддержке и на первых порах в руководстве их поведением;

2) нацеленность на выявление и коррекцию неадаптивных когнитивных феноменов, приводящих к развитию суицидальных переживаний и способствующих рецидивам суицидоопасного риска;

3) поиск и тренинг неопробованных пациентом способов разрешения актуального межличностного конфликта, которые повышают уровень социально-психологической адаптации, обеспечивают личностный рост, повышение фрустрационной толерантности.

По своему характеру кризисной психотерапии приближается к когнитивной психотерапии и включает три этапа: кризисная поддержка, кризисное вмешательство и повышение уровня адаптации, необходимого для разрешения конфликтной ситуации.

Индивидуальные терапевтические программы кризисной психотерапии применяется дифференцированно в зависимости от актуальности суицидальных переживаний.

Так, пациентам с высоким суицидальным риском оказывается кризисная поддержка; по отношению к пациентам, находящимся в фазе выхода из острого кризиса, осуществляется кризисное вмешательство; посткризисные пациенты без суицидальных тенденций, находящиеся в условиях неразрешенной высокоактуальной ситуации, включаются в занятия по тренингу навыков адаптации. Острота суицидальных переживаний, как правило, наиболее выражена при поступлении пациента на лечение, в дальнейшем актуальность суицидальных тенденций снижается. Поэтому упомянутые этапы кризисной психотерапии могут осуществляться последовательно: кризисная поддержка — кризисное вмешательство — повышение уровня адаптации.

Важно

Кризисная психотерапия применяется в трех основных формах: индивидуальной, семейной и групповой.

  1. Классификация кризисных служб

  1. помощь пострадавшим от насилия

  2. личностный кризис

  3. острое горе

  4. суициденты

Контактные (амбулаторные, стационарные)

Дистанционные (Интернет, телефон доверия)

  1. Структура деятельности кризисных служб

Отделение амбулаторной консультативно-диагностической помощи

Кризисная служба «Телефон доверия»

Стационар кратковременного пребывания больных

Лечебно-оздоровительное отделение

Вспомогательные лечебно-диагностические подразделения

Клинико-диагностическая лаборатория

Организационно-методический отдел

Административно-хозяйственная часть

  1. Требования к персоналу кризисных служб

  1. высокая квалификация

  2. психологическая проработка собственных проблем

  3. оптимизм

  4. позитивная картина мира

  5. высокая энергетика

  6. профессионализм

  1. Общая характеристика кризисного состояния

Индивид (или семья, группа, сообщество) подвержен периодам усиления внутреннего и внешнего стресса, что нарушает нормальный жизненный цикл и привычное состояние баланса с окружающей средой. Такие ситуации обычно вызываются неким травмирующим событием, которое может быть как внешним ударом, так и внутренним все более усиливающимся напряжением.

Событие может быть единичным катастрофическим происшествием или серией небольших неудач, которые обладают кумулятивным эффектом (концентрация действия взрыва в одном направлении). Воздействие травмирующего события нарушает баланс личности и ставит человека в уязвимое положение, что находит проявление в усилении напряжения и беспокойства.

Каждое из них вызывает соответствующую эмоциональную реакцию, которая отражает субъективную значимость события для индивида.

Угроза влечет за собой усиливающееся состояние беспокойства; «потеря себя» усиливает изначальные ощущения депрессии, депривации и скорби: в то же время постановка задачи выживания вызывает умеренное возрастание беспокойства плюс пробуждение надежды и ожидания, стимулируя таким образом новые усилия для решения проблемы.

  1. Понятие о кризисном событии

Кризисное событие – событие, выходящее за рамки обычного человеческого опыта, разрушающее обычные стереотипы поведения и вызывающие перестройку структуры личности

  1. Понятие о кризисном реагировании

Кризисное реагирование – реакция, которая отражает субъективную значимость события для индивида, в виде тревоги, страха, фрустрации на какое-либо кризисное событие

  1. Характеристика соматических проявлений кризиса

Человек может испытывать физические проблемы: тошнота и рвота, непроизвольное испражнение и мочеиспускание, сухость во рту, потоотделение, дрожь, сердцебиение, затруднительное дыхание, головокружение, позывы к мочеиспусканию, бессонница и нервная возбудимость.

Эти проблемы могут развиваться довольно стремительно, возможно даже во время происшествия, но, как правило, непосредственно после него. Данные симптомы также могут проявиться через определенный промежуток времени, часто в виде приступов, вызванных определенным напоминанием о катастрофе, которое ведет к повторному переживанию происшествия.

  1. Характеристика психологических реакций при кризисах

У пострадавшего возникают аффективные реакции: беспокойство, плач, гнев, смех, предчувствия, ощущение хаоса и когнитивные реакции: изменившееся восприятие времени (время останавливается), чувство нереальности («Это происходит не со мной»), «выход из своего тела», «как в кино», «как будто робот», чрезмерное внимание к деталям (суперпамять), суженное сознание и ухудшение памяти.

Человек может переживать эмоциональное замешательство и страх от умственного помешательства и потери контроля. Типичны трудности с концентрацией внимания и потерей памяти. Возникают ночные кошмары.

  1. Характеристика социальных и поведенческих реакций при кризисах

Поведенческие реакции: суетливость, гиперактивность, раздражительность, нервозность, потеря инициативы, апатия.

Многие становятся беспокойными, гиперактивными, раздражительными и ощущают душевную пустоту и отсутствие энтузиазма. Внутренний хаос часто отражается в физическом беспокойстве. Некоторые впадают в полную апатию.

Паника и агрессия могут развиться непосредственно после происшествия и в дальнейшем могут требовать мониторинга. В посттравматический период большинство пострадавших испытывают нервозность и повышенную чувствительность к неожиданным звукам, свету или резким движениям.

Совет

Они всегда напряжены и чувствуют, что «сейчас это снова случится». Развивается потребность быть рядом с теми, кого они любят или быть в одиночестве.

  1. острое горе

  2. стресс

  3. фрустрация

  4. ПТСР

  5. кризис

  1. Диагностика кризисных состояний.

Критериями диагностики кризиса могут служить следующие показатели:

• наличие события, вызывающего стресс, или длительный стресс, приводящий к фрустрации (эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения и неуспеха в достижении цели);

• переживание горя;

• чувство потери, опасности, унижения;

• чувство собственной неполноценности;

• неожиданность происходящего;

• разрушение привычного хода жизни; D неопределенность будущего;

• отсутствие целостного видения ситуации (она воспринимается фрагментарно, на первом месте — ее эмоциональная окраска);

• страх;

• отчаяние;

• обесценивание имеющегося;

• потеря контакта с другими и собой;

• преобладание чувства одиночества и отверженности;

• чувство уникальности собственных переживаний;

• ощущение отсутствия поддержки со стороны окружающих;

• длительное страдание.

  1. Общие принципы кризисной помощи

  1. безотлагательность

  2. психологическая поддержка

  3. уважение клиента

  4. интервенция в поверхностные слои сознания

  5. опора на ресурс

Основная задача работника — это в первую очередь смягчение воздействия стрессового события путем оказания непосредственной эмоциональной помощи и мобилизации усилий клиентов на преодоление кризиса в процессе незамедлительного терапевтического воздействия.

Р. Рапопорт (1970) считает, что при «кризисном вмешательстве» должны быть реализованы, как минимум, следующие цели:1) снятие симптомов;2) восстановление докризисного уровня функционирования;3) осознание тех событий, которые приводят к состоянию дисбаланса;

4) выявление внутренних ресурсов клиента, его семьи и различных форм помощи извне для преодоления кризиса.

Плюс к этому, отмечает Рапопорт, в случае наличия у клиента необходимых индивидуальных качеств и благоприятной социальной ситуации могут быть достигнуты две дополнительные цели: во-первых, осознание связи между стрессом и прежними жизненными переживаниями и проблемами, во-вторых, освоение новых моделей восприятия, мыслей и чувств, развитие новых адаптивных реакций и стратегии совладания со стрессом, которые могут быть полезны не только в период данного кризиса, но в будущем.

Три фазы:

Начальная фазапредполагает определение и оценку ситуации: установление контакта, выяснение, что происходит; определение, имеет ли место действительно острый кризис, и установление рабочего контакта для дальнейшей деятельности. Помня о составных элементах общей кризисной ситуации, социальный работник, ведущий прием, сосредоточивается вначале на факторе.

событии или происшествии, которое вынудило клиента обратиться за помощью в данный момент, затем старается выявить первоначальное психотравмирующее событие, положившее начало стрессу и приведшее к состоянию психического дисбаланса, которое может включать в себя как субъективные реакции на событие, так и более ранние попытки справиться с ситуацией.

Оценивается также настоящее кризисное состояние клиента и степень его неспособности к привычной жизнедеятельности. Наконец, ставится диагноз текущего состояния и определяется тот аспект, на котором следует сконцентрироваться. Клиенту представляют оценку ситуации и вместе с ним разрабатывают дальнейшие шаги совместной деятельности, включающей основные цели.

задачи и график ближайших встреч.
Средняя фаза сосредоточена на решении специфических проблем кризисной ситуации. Клиенту оказывают помощь в осознании нижних неадекватных образцов поведения и предлагают попытаться использовать новые модели.

По мере того как клиент становится все более активным в решении поставленных задач (и таким образом постепенно тepяeт ощущение, что находится под контролем), ведущий прием занимает более пассивную позицию, выступая но преимуществу в качестве слушающего и поддерживающего.

Обратите внимание

Особое внимание уделяется построению новых взаимоотношений клиента с окружающими, а также поиску возможностей оказания поддержки со стороны людей со сходными проблемами или находящимися в аналогичных ситуациях.

Последняя фаза это обсуждение прогресса, который достигнут со времени первого посещения, повторение основных задач адаптации и анализ происшедших изменений в поведении. Если проблему можно считать решенной и клиент ощущает надежду и чувствует, что ситуация может быть улучшена им самостоятельно, составляется (при необходимости) план дальнейшей деятельности.

Источник: https://works.doklad.ru/view/w16qY9JfG9s.html

Ссылка на основную публикацию