Патрубок для заправки пожарного автомобиля (ац) водой

Расход воды на цели наружного противопожарного водоснабжения АЗС

В соответствии с Федеральным законом № 123-Ф3 источниками наружного противопожарного водоснабжения являются:

  • внешние водопроводные сети с пожарными гидрантами;
  • установленные законом водные объекты;
  • противопожарные емкости и резервуары.

Согласно СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности» оснащение АЗС противопожарным водопроводом должно осуществляться в соответствии со следующими правилами:

  • Подача воды должна выполняться как минимум от двух пожарных гидрантов или от противопожарного резервуара (водоема), удаленных не более чем на 200 м от АЗС.
  • Должен быть проведен расчет общей вместимости:
  • противопожарных резервуаров для КриоАЗС, являющейся составной частью многотопливной АЗС, у которых емкости хранения сжиженного природного газа (СПГ) и транспортные сосуды автоцистерн (АЦ) СПГ отвечают требованиям п. 6.6 СП 156.13130.2014;
  • противопожарных водоемов АЗС жидкого моторного топлива и автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС).

Причем полученная величина не должна превышать 100 м3.

Согласно п. 6.6 СП 156.13130.

2014 к подземным резервуарам можно отнести емкости или трубопроводы, целиком или частично размещенные над уровнем земли, обсыпаемые слоем почвы толщиной минимум 0,2 м (для емкостей с жидким моторным горючим) или не менее 0,5 м (для трубопроводов с КПГ или СПГ). Целостность и теплоизоляция резервуара должна быть полностью обеспечена в условиях обычной эксплуатации и воздействия на него воды во время тушения огня.

  • Наружное противопожарное снабжение водой АЗС жидкого моторного топлива или АГНКС, расположенных за пределами населенного пункта, может быть обеспечено от противопожарных водоемов общим объемом от 3 м3 и выше, если:
    • на указанных станциях с подземными хранилищами топлива отсутствуют помещения сервисного обслуживания;
    • на АЗС жидкого моторного топлива имеются надземные двустенные резервуары для хранения горючего вместимостью до 40 м3.

На таких автозаправочных станциях противопожарные водохранилища должны находиться на расстоянии не больше 200 м от АЗС.

На АГНКС и АЗС жидкого моторного топлива должны быть предусмотрены неперемещаемые или мобильные огнетушители, тип и число которых строго регламентированы. Также на станциях необходимо создавать площадки для посадки/высадки пассажиров из машины перед въездом на саму АЗС.

Определение расхода воды противопожарного водопровода на АЗС

Порядок вычисления общего расхода воды наружного противопожарного водоснабжения АЗС устанавливает п. 6.37 СП 156.13130.2014, согласно которому значение данного параметра определяется расчетом как суммарный расход воды, состоящий из:

  • наибольшего значения расхода жидкости на тушение пожаров зданий;
  • общего расхода воды на охлаждение надземных резервуаров, включая автоцистерны.

Расход жидкости, потребляемый на тушение огня в зданиях АЗС, определяется для разных сооружений согласно нормативным документам.

Для зданий сервисного обслуживания водителей и пассажиров и для помещений персонала расход рассчитывается как для общественных зданий, а для зданий сервисного обслуживания транспорта – по принципу расчета производственных зданий (СП 8.13130.

2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности»).

На охлаждение надземных емкостей расход воды принимается равным 15 л в секунду и более.

Источник: http://compbez.ru/rashod-vody-na-celi-naruzhnogo-protivopozharnogo-vodosnabzheniya-azs.html

Специальный кузов и ёмкости для огнетушащих веществ

⇐ ПредыдущаяСтр 20 из 55Следующая ⇒

Пожарный автомобиль во многом определяет его специальный кузов. Кузов пожарной автоцистерны состоит из кабины, собственно кузова, цистерны, бака для пенообразователя и деталей оперения.

На большинстве пожарных автоцистерн кабина водителя стандартного шасси остается без изменений, а к ней лишь пристраивают посредством сварки кабину (салон)

пожарного расчета (см. рис. 4.10). При такой компоновке кабина расчета, как правило, цельнометаллическая бескаркасная и сварена из стальных хладнокатаных профилей, панелей и штампованных элементов. Она устанавливается на раме автомобиля и крепится к ней болтами через резиновые подушки.

Обратите внимание

Кабины расчета некоторых типов пожарных автоцистерн изготавливают отдельно от кабины водителя (например, на автомобилях, смонтированных на шасси КамАЗ или МАЗ с откидывающейся кабиной). Кабины пожарного расчета оборудуются двумя дверями, по одной на каждую сторону.

Внутри кабины устанавливаются сидения для личного состава, спинки которых в последнее время всё чаще изготавливают в виде транспортного контейнера для дыхательных аппаратов. На стенках кабины и под сидениями личного состава монтируются крепления для пожарно-технического оборудования.

Некоторые компоновочные схемы пожарных автомобилей (см. рис. 2.45 «Б») предполагают размещение в кабине и пожарного насоса.

Специальный кузов пожарной автоцистерны предназначен для размещения пожарно-технического вооружения, а также для предохранения от повреждений и загрязнения цистерны, насоса, трубопроводов и механизмов управления.

Крепление цистерны и специального кузова осуществляется за кабиной боевого расчета на раме шасси посредством балок (ложементов), опор и кронштейнов.

На большинстве пожарных автомобилей, находящихся в настоящее время в эксплуатации, специальный кузов выполнен в виде двух тумб расположенных вдоль оси автомобиля, с обеих сторон цистерны. Тумбы кузова цельнометаллические бескаркасные.

Они сварены из стальных профилей, панелей, кронштейнов. Тумбы крепятся к кронштейнам цистерны болтами, эластичность их соединений обеспечивается резиновыми прокладками.

На автоцистернах традиционной компоновки в задней части автомобиля между тумбами и задней стенкой цистерны устанавливается насос. Доступ к нему осуществляется через проем, закрываемый откидной дверью с замком и фиксатором открытого положения.

В средню часть двери врезается стекло для обеспечения возможности визуального контроля параметров работающей насосной установки в холодное время года, когда открытая дверь может спровоцировать замерзание коммуникаций.

На рис. 4.11 показан общий вид левой тумбы автоцистерны АЦ-40(131)137А. Тумбы сверху и сзади оборудуются поручнями 3, сзади – подножками 4 и скобами 6 для подъема на крышу. Для предотвращения продавливания тумб на их крыше уложены деревянные трапики 5.

Важно

Тумбы разделены на отсеки 2, в которых размещается пожарное оборудование. К нижней части тумб присоединяются крылья облицовки. Отсеки (их всего четыре, по два с каждой стороны рамы) закрываются навешенными на петлях дверями, которые в открытом положении удерживаются ограничителями.

Крышу пожарного автомобиля образуют верхние части тумб, цистерны и насосного отделения. На крыше размещается крупногабаритное пожарно-техническое оборудование. По ней же прокладываются водопенные коммуникации, если автоцистерна оборудована стационарным лафетным стволом.

На рис.4.12 показаны принципиальные схемы взаимного расположения кузова и цистерны на пожарных автомобилях.

По схеме «а» к цистерне, выполняющей роль жесткого корпуса, приварены кронштейны, на которых установлены боковые тумбы кузова.

При использовании схемы «б» цистерну изготавливают в виде единого сварного блока с боковыми тумбами кузова.

Наибольшее распространение имеет схема «в», в которой цистерну и боковые тумбы кузова крепят на раме эластично независимо друг от друга, и схема «г», где цистерну и отсеки кузова

жестко крепят на вспомогательном надрамнике (независимо друг от друга), а всю надстройку подвижно соединяют с рамой шасси.

На современных пожарных автомобилях зачастую устанавливают кузов, имеющий единый силовой каркас и лёгкую обшивку. Каркасные кузова обеспечивают более широкие возможности по взаимному расположению цистерны и отсеков (см. рис. 4.

Совет

13), позволяя реализовывать не только традиционную схему «а», но и более сложные компоновочные решения. Схема «б» применена в конструкции автоцистерны АЦ-1,0-4/400(5301)ПМ-542Д (см. рис. 2.5 «б»), схема «в» – на автоцистерне АЦ-2,5-40(433362)ПМ-540 (см. рис. 2.

4), а схема «г» – на автомобиле пенного тушения АПТ-40(53215)ПМ-525М (см. рис. 2.15 «в»).

Каркасы кузовов представляют собой сложные пространственные конструкции, сваренные из стальных или алюминиевых труб прямоугольного сечения. На рис. 4.14 показан

каркас кузова пожарного автомобиля Magirus LF 16/12, изготовленный по технологии «AluFire» (Алюфайр) из легкосплавных труб и подготовленный к оклейке алюминиевыми листами обшивки.

Специальный кузов пожарной автоцистерны АЦ-1,0-4/400(5301)ПМ-542Д (см. рис. 4.15) изготовлен по компоновочной схеме «б» (см. рис. 4.13) на силовом каркасе из прямоугольных стальных труб и обшит тонкостенными стальными листами 4, 7, 9. К каркасу закреплены подкрылки 5 с брызговиками 6.

В заднем отсеке кузова по оси автомобиля установлен пожарный насос. Передний (сквозной) и боковые отсеки предназначены для размещения пожарно-технического вооружения. Они имеют шторные двери 2, скользящие по направляющим, закреплённым на боковых стойках 1 каркаса.

Рукоятки 3 открывания дверей отсеков изготолены заодно с запирающими замками. На крыше кузова размещены опоры 10 и 11 трёхколенной лестницы, а также элементы крепления другого ПТВ (багра, лестницы-палки, штурмовой лестницы и т.п.).

Для съема и укладки оборудования расположенного на крыше кузова, в задней его части имеются две лесенки 8.

Обратите внимание

Для хранения и транспортирования воды и пенообразователя пожарная автоцистерна имеет цистерну и пенобак.

Цистерна представляет собой, как правило, цельносварную конструкцию из конструкционной стали, которая может после сварки оцинковываться или обрабатываться специальными смолами. В последнее время пожарные автоцистерны начали оснащаться цистернами, изготовленными из армированного стеклопластика марки НПТ (смола ненасыщенная полиэфирная бесстирольная, ткань конструкционная).

Цистерны пожарных автомобилей в поперечном сечении могут иметь эллиптическую форму или форму, близкую к квадрату с закругленными углами. Цистерны с эллиптической формой достаточно жесткие, поэтому имеют более тонкие стенки и меньшую массу.

Они устанавливаются, как правило, на пожарные автомобили, смонтированные на шасси с небольшой грузоподъёмностью (например, ГАЗ-66). На большинстве пожарных автомобилей используются цистерны с поперечным сечением, близким к квадратному. Такая форма более выгодна с точки зрения компоновки и конструкции кузова. Цистерна пожарного автомобиля АЦ-40(431410)63Б (см. рис. 4.

16) представляет собой обечайку, закрытую с обеих сторон приваренными днищами. В верхней части цистерны имеется горловина 3 с откидной крышкой 4 и резиновым уплотнением. Горловина служит лазом при осмотре и ремонте внутренней полости цистерны, а при необходимости — для заправки цистерны водой.

Под крышкой 1 установлена контрольная трубка 2 с выходом через днище цистерны. При заполнении цистерны водой, лишняя вода будет выливаться по этой трубке из цистерны. В днище цистерны имеется отстойник 9 со сливным краном 17. Управление краном производится рычагом 16. Забор воды из цистерны осуществляется по трубе 8.

На заднем днище цистерны на кронштейне 5 устанавливают тахометр. К задней торцевой стенке приварены фланец, патрубок 7, труба 6 для подсоединения водо-пенных коммуникаций и (на машинах поздних выпусков) штуцеры 21 для установки датчиков уровня воды в цистерне.

При заполненной цистерне вода происходит замыкание электрической цепи через гидроконтакты 20 датчиков уровня, и на щитке приборов загораются соответствующие индикаторы, сигнализирующие об уровне воды в цистерне. Внутри цистерны установлены продольные и поперечные волноломы 19. Они тормозят перемещение жидкости, увеличивая устойчивость пожарного автомобиля

при его движении. Крепление цистерны трехточечное. Спереди цистерна опорами 10 через амортизаторы 11 крепится к шарнирной балке. В задней части опорами 13 через амортизаторы 14 на бруске 15 цистерна устанавливается на раму шасси, к которой крепится стремянками 18.

На пожарных автомобилях северного варианта исполнения цистерны для воды устраивают с подогревом и теплоизоляцией. Для этой цели на некоторых пожарных автоцистернах, в цистерне установлена труба, по которой проходят отработавшие газы двигателя, а ее наружная поверхность покрыта теплоизоляционным слоем.

Баки для пенообразователя (пенобаки) изготавливают из нержавеющей стали. На пожарных автоцистернах внутренний объем пенобака составляет не менее 6% объема цистерны для воды. Пенобак на большинстве пожарных автоцистерн установлен в насосном отсеке. На рис. 4.17 показано устройство пенобака автоцистерны АЦ-40(130)63Б.

Важно

К обечайке 2 приварены два днища 1. В верхней части бака имеется горловина 3, закрываемая крышкой 4, для заполнения бака пенообразователем. В баке имеется отстойник 5, закрываемый заглушкой 7. Внутри бака установлены волноломы 6. К штуцеру 8 присоединяется трубопровод, идущий к пеносмесителю пожарного насоса.

На некоторых типах современных пожарных автоцистерн, цистерну и пенобак выполняют в виде единого сварного блока (модуля). Например, на АЦ-2,5-40(433362)ПМ-540 модуль цистерна-пенобак выполнен как единое целое: внутри корпуса цистерны с полезным объемом 2,5 м3 монтируется (вварен) бак для пенообразователя емкостью 200 литров.

В ходе эксплуатации пожарного автомобиля производится техническое обслуживание специального кузова и емкостей для огнетушащих веществ.

Читайте также:  Концепция национальной безопасности рф

Ежедневное техническое обслуживание (ЕТО) включает проверку состояния дверей кабины, кузова, стеклоподъемников, фиксаторов и замков дверей кузова, уровня воды в цистерне и пенообразователя в пенобаке, отсутствия их подтекания, уборку кабины и отсеков кузова.

По окончанию работы на пожаре или учении следует наполнить цистерну водой. По возвращению с пожара или учения в пожарную часть необходимо заправить пенобак пенообразователем, если он использовался, вымыть и вычистить кузов пожарного автомобиля. Устранить (при необходимости) дефекты кузова и кабины.

Первое техническое обслуживание (ТО-1) включает операции ЕТО и дополнительные работы:

— промывку водой бака для пенообразователя;

— проверку состояния и крепления кузова, кабины, всех дверей и замков;

— проверку крепления цистерны к раме автомобиля и пенобака к кронштейнам;

— осмотр поверхности кабины и кузова на предмет коррозии. При необходимости зачистить места коррозии и нанести защитное покрытие;

— смазку моторным или трансмиссионным маслом петель дверей кабины и кузова.

При втором техническом обслуживании выполняются работы ТО-1 и производится осмотр внутренней поверхности цистерны. При необходимости восстанавливается её защитное покрытие.

⇐ Предыдущая13141516171819202122Следующая ⇒

Источник: https://mykonspekts.ru/1-133204.html

Обзор пожарного автомобиля АЦ 3,5-40/100 — Колеса.ру

Что это ещё за АЦ, спросят некоторые, если на фотографии – обычный Камаз? Дело в том, что пожарным не очень важно, на каком шасси построена машина – лишь бы она ездила и не вставала колом в ответственный момент, поэтому в маркировке передают только наиболее важную информацию, которая и отражена в непонятных нормальному человеку буквах и цифрах. Так что же они значат? А вот это мы сейчас и узнаем.

О шасси я, конечно, скажу пару слов, но позже. Уж про что, а про Камаз-43253 и без меня уже всё рассказали, поэтому предлагаю устремить взоры на самый смак: начинку пожарной машины. А для этого нам надо открыть все отсеки ПТВ – пожарно-технического вооружения.

Всего их четыре, причём нумеруют их несколько странным образом: с левой стороны расположены первый и четвёртый отсеки, справа – второй и третий. Есть ещё и насосный отсек, расположенный сзади, но он в нумерацию не попадает.

Совет

Итак, открываем крышки и смотрим, с помощью чего нас, не дай бог, тушат и спасают.

В первом отсеке наверху мы видим упакованный диэлектрический набор. Бывает, что пожарным приходится работать в условиях, когда дополнительным источником опасности становится электрический ток. В этих случаях и помогает набор.

Ножницы с рукоятками из диэлектрика для перерезывания кабелей под напряжением, резиновые перчатки и обувь, диэлектрические коврики – всё это может пригодиться, поэтому и лежит на полочке первого отсека. Рядом – спасательные верёвки. Тут объяснять нечего: верёвки они и есть верёвки, две по 30 метров и одна 50-метровая.

Верёвка – вещь и в быту полезная, а спасателям она тем более нужна, например, поднять инвентарь на высоту. Ну, или спустить сверху что-нибудь (или кого-нибудь).

На нижней полке основное пространство занимают бензопила и бензорез. Второе – это что-то вроде известной многим «болгарки», только с бензиновым мотором. Дополнительные круги (они стоят справа) позволяют резать не только металл, но и камень. Не знаю, правда, зачем резать камень, но при случае пожарные могут сделать и это.

С металлом всё ясно: приходится и жертв ДТП из машин вытаскивать, и делать другие неприятные, но необходимые вещи. И тут часто помогает содержимое второго отсека. Хотя мы ещё не закончили с первым: там есть ещё два огнетушителя, один из которых углекислотный, другой – порошковый.

Почему они разные, можно узнать из школьного курса ОБЖ (кстати, хороший был предмет, полезный. Сейчас он есть, кто-нибудь знает?).

Второй отсек, расположенный рядом с первым, по понятиям пожарных, четвёртый. Смотрим, что лежит в нём.

А вот тут как раз всё то, чего терпеливо дожидаются зажатые в обломках своих автомобилей жертвы ДТП – гидравлический аварийно-спасательный инструмент.

Обратите внимание

Он представляет собой целый комплект железных штучек, без которых работа с исковерканным железом просто невозможна. В перечень входят гидравлические домкрат, клещи, разжим и упоры. Весь этот инструмент подключается к станции «Амкус» – маслонасосу, сделанному в США.

Есть у него один существенный недостаток: одновременно можно подключить только два инструмента (по числу шлангов, которые видны на катушках справа).

Есть и более продвинутые агрегаты, которые позволяют использовать одновременно сразу четыре инструмента, но в нашем случае для подключения третьего придётся отключать что-то из двух подключенных. Это не очень удобно, но что есть…

Теперь перейдём на другую сторону. Тут тоже два отсека с ПТВ. Откроем первый (который на самом деле второй), расположенный сразу за кабиной.

Тут мы видим набор разветвителей, переходов и стволов. Это, пожалуй, самый скучный отсек. Посмотрим, что спрятано в последнем соседнем отделении.

Тут у нас (ладно, ладно, не у нас – у пожарных) аккуратными рулончиками скатаны рукава. И даже не пытайтесь называть их шлангами или как-то ещё, потому что шланги – в саду, а тут именно рукава.

Их много, но места здесь ещё больше, поэтому удалось разместить ещё и шанцевый инструмент (в основном – топорики), сетку и даже ведёрко с совком. Таково содержание последнего отсека (на самом деле – третьего) обычной пожарной автоцистерны.

Осталось ещё одно отделение – насосное.

Основной агрегат, ради которого, собственно, сделан отсек, – это и есть пожарный насос НЦПН-40/110. Вот они, цифры из названия автомобиля! Они действительно являются характеристикой установленного на машине насоса. В данном случае цифра 40 – производительность в литрах в секунду, а 100 – номинальный напор в метрах.

Маркировка НЦПН означает всего лишь «насос центробежный, пожарный, нормального давления». Действительно, основной частью НЦПН является центробежный насос нормального давления, всё остальное – это напорный коллектор, полуавтоматическая вакуумная система водозаполнения, пеносмеситель, дозатор и контрольно-измерительные приборы.

Этот насос может работать только при положительной температуре, поэтому он стоит в закрытом отсеке, внутри которого установлен автономный отопитель, обеспечивающий приемлемые условия работы системы. Привод насоса осуществляется от двигателя автомобиля через коробку отбора мощности и карданную передачу.

  Насоса высокого давления в этой машине нет.

А сейчас посмотрим то, что вряд ли вы когда-нибудь видели: что лежит на крыше пожарного автомобиля.

«Под небом голубым…»

Лезть на крышу Камаза легко, видно, что над этим конструкторы поработали. Зато там, под самым небом, развернуться толком негде. Основную часть пространства занимают всасывающие рукава, необходимые для набора воды в цистерну, и лестница.

Если смотреть назад со стороны кабины, то слева можно увидеть лафетный ствол – устройство, позволяющее поливать водой на расстояние до 25 метров. С таким напором воды рукав в руках не удержишь, поэтому с собой возят лафетный ствол.

Полезная штука, даже не поспоришь.

Справа лежит пеногенератор «Пурга-5». Даже по названию вполне ясно, для чего он нужен – для формирования пены. Её с собой не возят, а готовят при необходимости прямо на месте. В принципе, способов приготовления пены (как и её видов) есть несколько, мы в эти «узкопожарные» темы углубляться не будем, а спустимся на землю и заглянем в кабину пожарной машины. Даже в обе кабины.

Камаз и все-все-все…

Как я уже говорил, шасси автоцистерны – Камаз-43253. Посему и в кабине водителя мы ничего необычного не увидим: всё, как у любой серийной машины, только есть рация. То же самое относится и к агрегатам автомобиля: они очень даже типичны для Камаза.

Силовой агрегат – Cummins, рядный шестицилиндровый дизель, давно нашедший себе тёплое местечко (я бы сказал, нагревший его) под кабиной грузовика. Его мощность – 210 л. с., а помогает ему передвигать по дорогам автомобиль обычная пятиступенчатая механическая коробка передач, причём даже без делителя.

Колёсная формула – 4х2, чего в городе вполне достаточно. Забегая вперёд, отмечу, что иногда по непонятным причинам в городскую пожарную часть может попасть и полноприводный автомобиль, в то время как где-то по просёлку будет беспомощно плюхаться моноприводная «пожарка».

Но это уже странности МЧС, а не автомобиля, поэтому эту тему оставим открытой.

Важно

Итак, водительское место точно такое же, как и у обычного Камаза. А вот сзади есть, на что посмотреть. Всего мест семь, включая место водителя, – три спереди и четыре сзади. Строго говоря, задние места находятся уже в другой кабине – боевого расчёта.

Разумеется, они не отделены друг от друга сплошной стенкой, и через окно между ними можно свободно разговаривать. Кабина боевого расчёта оборудована дыхательными аппаратами ПТС «Профи».

Конструкция весьма остроумная: пожарному нет необходимости с этой штукой залезать в машину (у них каждая секунда на счету, видели же в кино?), а на выходе её можно застегнуть на себе и выйти уже с аппаратом.

Он нужен для защиты органов дыхания и глаз, а баллоны на спинках кресел заполнены сжатым воздухом. Всего дыхательных аппаратов возят с собой по количеству человек в расчёте и ещё один про запас.

На стенке, разделяющей кабины водителя и боевого расчёта, размещено всё, что можно быстро взять после приезда на место пожара и что не хочется таскать на руках: каски, противогазы, фонари… А может, и что-то другое, ведь одинаковых машин у пожарных не существует.

Сделай сам

Пожарные, сотрудники МЧС – все они люди. Хотя они и лезут туда, куда нормальный человек в здравом уме и трезвой памяти по своей воле не сунется, все они – такие же люди, которые хотят хотя бы минимум комфорта и безопасности.

И, конечно же, желают сделать свою работу как можно лучше: от этого зачастую зависят человеческие жизни. Поэтому увидеть на машине что-то своё, доделанное по месту службы автомобиля, – вовсе не редкость.

Меняют и аварийно-спасательный инструмент, и гидравлические станции, но в любом случае в машине всегда есть всё, чему там быть положено.

Совет

Ну, а как же себя ведёт на службе сам Камаз? Никто его не ругал, отзывались о нём хорошо. Но после долгой задушевной беседы выяснилось, что за 50 тысяч километров пробега уже два раза приходилось ремонтировать задний мост, разваливался поворотный кулак, были и мелкие, но всё же неприятные поломки.

Самое интересное – машина уже начинает облезать, а сотрудники МЧС этого ой как не любят. Красить технику для них – своеобразный фетиш, я ни разу не видел в пожарной части не то, что ржавую, а даже просто грязную машину. Жаль только, что подкрашивать приходится автомобиль 2010 года выпуска.

Не рано ли?

Источник: https://www.kolesa.ru/test-drive/vodoj-i-penoj-obzor-pozharnogo-avtomobilya-ats-3-5-40-100

Пожарная машина

Автоцистерна пожарная (пожарная машина АЦ-40) предназначена для тушения пожаров и служит для доставки к месту пожара боевого расчета, пожарно-технического вооружения, воды, пенообразователя, подачи на очаг пожара воды из цистерны, открытого водоема или водопроводной сети (гидранта). Подачи на очаг пожара воздушно-механической пены с использованием заправленного в пенный бак пенообразователя или с забором его из постороннего резервуара.

Пожарная машина ЗИЛ-131, может быть использована в различных климатических условиях с колебанием температуры воздуха от минус 40 до плюс 40ºС.

Состав и устройство пожарной машины (пожарной автоцистерны)

Автоцистерна состоит из следующих основных составных частей:

  • системы дополнительного охлаждения;
  • выхлопной и вакуумной системы;
  • системы управления двигателем и вакуумным струйным насосом;
  • бака для пенообразователя;
  • дополнительного электрооборудования;

Рисунок 1 (Габаритная схема пожарной машины АЦ.)

На рисунке 1 представлен общий вид пожарной автоцистерны.

Читайте также:  Пожарная охрана в городах миллионниках

На шасси в ложементах закреплена цистерна для воды, а на консольных кронштейнах ложементов закреплены кузова.

Автоцистерна пожарная оборудована семиместной цельнометаллической кабиной.

В задней части автоцистерны, за цистерной, на надрамнике крепится пожарный насос, привод которого осуществляется посредством карданных валов от коробки отбора мощности, установленной на коробке передач шасси.

В насосном отсеке установлен бак для пенообразователя. Автоцистерна пожарная, оборудована системой управления насосной установки, расположенной в насосном отсеке, приборами, контролирующими работу насоса при тушении пожара.

Автоцистерна пожарная оборудована дополнительным электрооборудованием, обеспечивающим сигнализацию и освещение. Пожарное оборудование размещено в отсеках кузова, кабине и на крыше кузова.

Тушение пожара осуществляется водой и пеной, подаваемой через стволы и генераторы, подсоединяемые рукавными линиями к напорным патрубкам насоса.

Технические характеристики пожарной машины:

Наименование параметра Значение
Шасси автомобиля АМУР 531320 (или ЗИЛ-131)
Габаритные размеры, не более, мм:
— длина 7500
— ширина 2500
— высота в состоянии поставки 3500
Масса (с полной заправкой топливом, водой, пенообразователем,комплектацией, боевым расчетом), не более, кг 11200
Распределение полной массы, не более, кг: 3200
— на переднюю ось 8000
— на заднюю тележку
Масса автоцистерны в состоянии поставки, не более, кг 8330
Углы свеса при полной массе, рад(градус):
— передний 0,45(26)
— задний 0,26(15)
Число мест для боевого расчета (включая место водителя), чел. 7
Время непрерывной работы автоцистерны при подаче насоса 0,04м3/с (40л/с), давлении (0,9±0,05)МПа [9,0±0,5кгс/см2],геометрической высоте всасывания 3,5м (с дозаправкой топливом),не менее, ч: 6
Максимальная скорость движения с полной нагрузкой по дорогамс твердым покрытием, км/ч 80
Коробка отбора мощности:
— тип механическая, одноступенчатая
— место расположения на верхнем фланце коробки передач
— передаточное отношение 1:0,85
Насос пожарный:
— тип центробежный, одноступенчатый НПЦ-40/100-Р-Р-У2
— подача при номинальной частоте вращения вала 45с (2700об/мин), давлении (0,9±0,05)МПа [9,0±0,5кгс/см2], геометрической высоте всасывания 3,5м, л/с(м /с): 40 (0,04)
— место установки насосный отсек в задней части кузова
Дозатор пенообразователя:
— тип Водоструйный инжектор
— диапазон дозирования пенообразователя при давлении на входев насос не более 0,25МПа (2,5 кгс/см2) и на выходе из насоса неменее 0,8МПа (8 кгс/см2), л/с В пределах от 0,24 до 0,36 накаждый генератор ГПС-600
Агрегат всасывающий:
— тип газоструйный эжектор
— максимальная геометрическая высота всасывания, м 7,5
— время заполнения насоса водой (при высоте всасывания 7,5м,всасывающем рукаве Ø125мм, длиной 8м), сек 40
Ствол лафетный:
— марка СЛК-П20
— расход воды при работе лафетного стволас насадкой Ø28мм, л/с (м /с) 20 (0,02)
— рабочее давление перед лафетным стволом,не менее, МПа (кгс/см2) 0,6 (6)
— дальность струи при подаче лафетным стволом, не менее, м 50
— кратность пены при выходе из ствола, не менее
Гидроэлеватор:
— тип Водоструйный эжектор
— производительность, л/мин 600
— рабочее давление, МПа (кгс/см2) от 0,2 до 1,0 (от 2,0 до 10)
Сигнал звуковой
— тип СГУ-20 электрический
Вместимость сосудов
— цистерна для воды, не менее, м (л) 2,5 (2500)
— бак для пенообразователя, не менее, м (л) 0,15(150)
Кабина и кузов:
— кабина Закрытая,цельнометаллическая,двойная
— кузова (левый и правый) Закрытый,цельнометаллический,двери глухиепо две с каждой стороны
Электрооборудование дополнительное:
— система проводки Однопроводная,отрицательные клеммыисточников токасоединенные с корпусом(массой автомобиля)
— напряжение в сети, В 12

Таблица 1

Источник: http://spec-avtoteh.ru/index.php/pozharnayamenu.html

Водопенные коммуникации пожарных автоцистерн выполнены так, что, включая и выключая различные вентили, краны и задвижки различными способами, можно подавать в стволы воду или водный раствор пенообразователя в ГПС или воздушно-пенные стволы.

Рис. 5.1. Задвижка:
1 — корпус; 2 — клапан; 3 — паронитовая прокладка; 4 — гайка; 5 — крышка; 6 — шпиндель

Для управления подачей воды и пенообразователя в водопен-ных коммуникациях имеются специальные задвижки, клапаны и другая арматура.

Винтовая задвижка устроена следующим образом (рис. 5.1). К корпусу на паронитовой прокладке крепится крышка. Стальной шпиндель имеет двухходовую прямоугольную резьбу и при вращении перемещается в осевом направлении в латунной гайке, зафиксированной в крышке двумя винтами. Уплотнение шпинделя в крышке такое же, как и в напорной задвижке ПН-40У.

Клапан удерживается на конце шпинделя. К нему двумя винтами прижимается с помощью стальной шайбы резиновая прокладка. В выточке шпинделя заложены два стальных полукольца, которые закреплены фланцем. Такое устройство позволяет плотно прижимать клапан к его седлу.

Обратите внимание

При этом клапан не вращается, а вращается только шпиндель, что обеспечивает надежную посадку клапана на седло и не разрушает резиновой прокладки.

Клапан Ду-80 (рис. 5.2) служит для закрывания и открывания трубопровода, обеспечивающего поступление воды из цистерны в насос. Всасывающая полость насоса соединена с цистерной трубопроводом с клапаном.

Корпус, проставка с уплотнительными кольцами, цилиндр и крышка отливаются из сплава алюминия или серого чугуна и соединены между собою шпильками. В цилиндре 6 перемещается поршень. Поршень и цилиндр разделяются уплотнительными кольцами. На штоке поршня размещён клапан.

Его устройство аналогично устройству клапана винтовой задвижки. Поршень отжимается пружиной в нижней части цилиндра.

Управление клапаном может осуществляться вручную и с помощью сжатого воздуха. При вращении маховика шпиндель будет перемещаться в резьбе втулки, закрепленной двумя шпильками в верхней части крышки.

Шпиндель утолщенной нижней частью будет упираться в торец втулки, зафиксированный во внутренней полости хвостовика поршня. При вывинчивании шпинделя он будет перемещать поршень и клапан. При этом вода из цистерны будет поступать к насосу.

При вращении рукоятки против часовой стрелки клапан перекроет доступ воды из цистерны к насосу.

Рис. 5.2. Клапан Ду-80:
1 — корпус; 2 — штуцер; 3,4 — кольца; 5 — поршень; 6 — цилиндр; 7 — маховичок; в — крышка; 9 — пружина; 10 — шпиндель; 11 — клапан

Важно

Управление клапаном с помощью сжатого воздуха производится следующим образом. При поступлении воздуха через штуцер 2 в цилиндр 6 поршень 5 будет перемещаться вверх и поднимать клапан 11. Пружина 9 при этом будет сжиматься. При стравливании воздуха из цилиндра пружина будет разжиматься и поршень с клапаном возвращается в исходное положение.

Клапан Ду-32 устроен аналогично клапану Ду-80.

Он располагается на трубопроводе «бак с ПО — пено-смеситель». Они различаются только диаметрами проходных сечений, закрываемых клапаном, которые равны: у Ду-80 — 80 мм, а у Ду-32 — 32 мм.

Конструкция клапанов типа Ду-80 и Ду-32 имеет следующую особенность: клапаны только открываются сжатым воздухом (закрывание клапана происходит под действием пружины), поэтому, если клапан открыт вручную, управление им с помощью сжатого воздуха невозможно.

Лафетный ствол (рис. 5.3) установлен на крыше кабины водителя. Управление стволом осуществляется через люк с крышкой, открывающейся наружу. Спинка сидения пассажира сделана откидной и образует площадку для ствольщика. Вода (или раствор пенообразователя) насосом подается в распределительный клапан.

От распределительного клапана по рукаву и трубе вода поступает в лафетный ствол, установленный на основании. Рукав заключен в проволочную спираль для предохранения рукава от механических повреждений. Лафетный ствол имеет сменные насадки для подачи воды или воздушно-механической пены.

На крыше кабины размещена колонка управления клапанами водопенных коммуникаций.

Распределительный клапан предназначен для направления воды в цистерну или в лафетный ствол (рис. 5.4) и состоит из чугунного корпуса, к которому крепится патрубок и пневмо-цилиндр. На стальном штоке закреплена заслонка и диск с уплотнительными кольцами.

К обеим сторонам заслонки прижаты и прикреплены стальными накладками прокладки из листовой резины. Когда воздух проходит в цилиндр через боковой штуцер, он перемещает диск в правую сторону. Заслонка прижимается к седлу.

В этом случае вода из пожарного насоса через патрубок будет поступать к лафетному пожарному стволу.

Совет

Рис. 5.4. Распределительный клапан:
1 — патрубок; 2,4 — седло; 3 — заслонка; 5 — корпус; 6 — манжета; 7 — гайка; 8 — цилиндр; 9 — диск; 10 — пробка; 11 — уплотнительное кольцо; 12 — масленка

При подаче воздуха через центральный патрубок диск, перемещаясь в левую сторону (воздух будет стравливаться через боковой штуцер) и соприкасаясь с седлом, перекроет это отверстие, и вода из насоса будет поступать в цистерну Слив образующегося отстоя производят через отверстия, закрываемые пробками. Смазывание манжет осуществляют через масленку.

Реклама:

Читать далее: Водопенные коммуникации пожарной автоцистерны АЦ-40 (131)-137

— Пожарные автомобили

Главная → Справочник → Статьи → Форум

Источник: http://stroy-technics.ru/article/vodopennye-kommunikatsii-pozharnykh-avtotsistern-avtomobilei-nasosno-rukavnykh-anr

Способ подогрева воды в пожарной автоцистерне

Изобретение относится к противопожарной технике, в частности к техническим средствам и способам, предназначенным для предотвращения обледенения и замерзания запаса воды, находящейся в цистерне пожарного автомобиля, точнее к подогреву воды, хранящейся в емкости, с использованием тепла, образующегося иначе, чем в результате сгорания.

Известен способ подогрева воды в емкости пожарной автоцистерны в условиях низких температур без установки дополнительных специальных агрегатов, а за счет теплоты отработавших газов двигателя внутреннего сгорания базового шасси автомобиля, реализованный посредством удлиненной выхлопной трубы смонтированной под днищем емкости (см. Автоцистерна пожарная АЦ — 4,0-40 (4331) модель 8 ВР. Руководство по эксплуатации. — Варгаши.: 1999. — 19 с.).

Недостатком такого простейшего способа подогрева является весьма низкий КПД нагрева воды, поскольку цистерна расположена в хвостовой части автомобиля и отработавшие газы двигателя базового шасси успевают охладиться, а между выпускной трубой и днищем емкости отсутствует непосредственный механический контакт — зазор составляет от 50 до 120 мм.

Известен также способ подогрева воды в емкости пожарного автомобиля посредством размещения внутри теплоизолированной цистерны электронагревателей, которые питаются от внешней сети переменного тока (см. Автомобиль аэродромный пожарный АА-40 (43105) модель 189. Техническое описание и инструкция по эксплуатации 189-00-00-00 ТО.

ПО “Пожмашина”. ОКБ пожарных машин. — Прилуки.: 1986.). Для осуществления способа на пожарном автомобиле имеется вилка и четырехжильный соединительный электрокабель.

Управление и контроль за работой системы электроподогрева осуществляются при помощи аппаратуры (автоматических выключателей), установленной на специальном щите автомобиля.

Недостатками способа подогрева воды посредством размещения внутри цистерны электронагревателей являются сложность конструкции и зависимость от внешнего источника электропитания либо потребность в размещении на автомобиле специального электрогенератора. Монтаж на пожарном автомобиле такого дополнительного агрегата является трудновыполнимой задачей из-за отсутствия свободных объемов в его надстройке, кроме того, в застойных зонах автоцистерны возможно местное промерзание воды и ее обледенение.

Известен и способ подогрева воды в емкости автоцистерны с помощью устанавливаемого подогревателя на жидком топливе (см. Пожарная автоцистерна ЦАС К25 — Т815 KAROSA. Руководство по обслуживанию. KAROSA POLICKA.

Публикация номер 014/М, 1994), конструкция которого аналогична предпусковым подогревателям двигателей внутреннего сгорания. Предпусковой подогреватель ПЖД-30 имеет теплопроизводительность 26 000 ккал/ч, т.е. обладает тепловой мощностью порядка 30,22 кВт (см. Барун В.П., Азаматов Р.А. и др.

Обратите внимание

Автомобили КАМАЗ. Техническое обслуживание и ремонт. — М.: Транспорт, 1984. — 251 с.).

Недостатками способа подогрева воды посредством применения монтируемого подогревателя, работающего на жидком топливе, являются усложнение конструкции пожарного автомобиля, материальные затраты на приобретение подогревателя и его монтаж, наличие предварительных операций для осуществления запуска — розжига.

Кроме того, размещение такого дополнительного агрегата приводит к ухудшению тактико-технических показателей пожарного автомобиля — к уменьшению запасов вывозимых на пожар огнетушащих веществ, либо требует увеличить массу пожарного автомобиля, что негативно сказывается на его динамических характеристиках.

Задачей изобретения является разработка способа подогрева воды для предотвращения обледенения и замерзания запаса воды в цистерне пожарного автомобиля и ликвидация застойных зон в емкости в условиях низких температурах окружающего воздуха при минимальных доработках конструкций агрегатов пожарных машин без введения в конструкцию новых габаритных и сложных специальных узлов подогрева и без снижения функциональных возможностей пожарных расчетов при выполнении боевых задач на открытом воздухе в зимнее время (нахождение пожарных автомобилей в резерве при тушении крупных и затяжных пожаров; противопожарное обеспечение проведения государственных праздников, спортивных мероприятий, а также производства ремонтных работ, технологических операций загрузки/разгрузки объектов легковоспламеняемыми горючими жидкостями, взрывчатыми веществами и т.п.). Кроме воды способ должен быть универсален и применим и для подогрева других огнегасящих жидкостей — пенообразующего раствора или раствора смачивателя.

Задача решается тем, что в конструкцию имеющегося на автомобиле штатного насосного оборудования дополнительно вводят сливную диспергирующую кавитационную отражательную насадку для подогрева воды и ее перемешивания, которую устанавливают на сливном напорном патрубке после насоса, причем перепуск воды под напором через насадку проводят под слой воды в цистерне. В результате этого в штатных рабочих режимах проводят многократную долговременную рециркуляцию (принудительный перепуск) потока воды по кругу: цистерна — пожарный насос автоцистерны – насадка — цистерна, приводящую к повышению температуры воды в емкости автоцистерны за счет двухступенчатого нагрева — гидродинамического в насосе и кавитационного при проходе через насадку, при этом температуру подогрева воды регулируют временем перепуска, ориентировочно от 45 до 120 минут работы насоса на подогрев, причем диаметр выходного отверстия насадки устанавливают от 25 до 75 мм, а в диспергирующей кавитационной насадке используют дефлекторную отражательную пластину, установленную на расстоянии от 1 до 3 диаметров выходного отверстия насадки и перпендикулярно потоку воды, а циркуляцию воды при прогреве проводят при напоре насоса от 1,5 до 3,0 ати, причем диспергирующая кавитационная насадка выполнена сменной.

Читайте также:  Компенсация морального вреда, причиненного гражданину

Изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 представлена принципиальная схема подключения гидравлического оборудования к центробежному насосу экспериментальной установки на базе пожарной автоцистерны. На фиг.

2 представлены в виде графиков результаты практических исследований и испытаний предложенного способа в виде зависимости температуры воды в цистерне от времени подогрева и параметров насадки, где 1 — график результатов испытаний с кавитационной отражательной насадкой при диаметре выходного отверстия насадки 75 мм и напоре на насосе 1,5 ати; 2 — с кавитационной отражательной насадкой при диаметре выходного отверстия насадки 25 мм и напоре на насосе 3,0 ати; 3 — контроль, без насадки, диаметр свободного конца рукава 75 мм и напор на насосе — 1,5 ати.

Схема на фиг.

1 включает автомобильную цистерну с водой 1, всасывающий патрубок 2, стационарный штатный трубопровод и задвижку 3 “из цистерны”, пожарный центробежный насос 4, коллектор с напорными задвижками левого 5 и правого бортов, стационарный штатный трубопровод и задвижку 6 “в цистерну”. Позицией 7 обозначен штатный сливной напорный патрубок, 8 — гибкий подающий рукав со сменной насадкой 9, оборудованной дефлекторной отражательной пластиной 10.

Способ осуществляют следующим образом.

Важно

Перед наступлением морозного периода, когда после выезда пожарного автомобили по тревоге возможно длительное охлаждение воды в цистерне, обледенение и промерзание, проводят подготовительную работу путем установки на выходе сливной магистрали штатного насоса дополнительной диспергирующей кавитационной отражательной сменной насадки.

Насадку располагают в емкости пожарной автоцистерны так, чтобы поток воды из нее активно перемешивал воду в емкости, ликвидировал застойные зоны и подавался под слой воды, но был за зоной всасывающего патрубка насоса.

После установки сливной кавитационной отражательной насадки опробуют и проверяют предложенную схему работы, при которой вода из емкости автоцистерны по предусмотренному конструкцией пожарного автомобиля стационарному трубопроводу через открытую штатную задвижку “Из цистерны” поступает в работающий пожарный центробежный насос (КПД которого составляет до 60%, см. с.114, Справочное пособие водителя пожарного автомобиля. — М.: ВНИИПО, 1997. — 126 с.), где за счет внутреннего трения о рабочее колесо и стенки корпуса насоса происходит ее гидродинамический нагрев. Затем из напорного коллектора пожарного насоса с помощью открытой штатной задвижки “В цистерну” воду направляют по напорному трубопроводу обратно в емкость автоцистерны через специально установленную насадку, причем вода получает вторичный дополнительный подогрев при проходе через и благодаря кавитационной отражательной диспергирующей насадке, смонтированной на сливном патрубке, расположенном внутри цистерны пожарного автомобиля. Посредством кольцевания воды через насадку — диспергатор в течение периода от 45 до 120 минут или всего нахождения автоцистерны на открытом воздухе в условиях низких температур происходит двухступенчатый нагрев воды: сначала за счет гидродинамических эффектов в пожарном насосе, а затем непосредственно в цистерне пожарного автомобиля благодаря явлениям дробления напорного потока и кавитации вследствие размещенной на сливном патрубке кавитаторной подогревательной диспергирующей насадке.

После проведения теоретических исследований, лабораторной и экспериментально поисковой проверки предложенного способа и изготовления сменных кавитационных дефлекторных регулируемых насадок на базе Екатеринбургского филиала академии Государственной противопожарной службы МЧС России были проведены практические испытания и исследования по обоснованию основных определяющих параметров предложенного способа.

Эксперименты проводились на берегу озера Шарташ за городом Екатеринбургом, где имеется пирс для забора воды и необходимые условия для проведения испытаний.

Для практических испытаний и оценки предложенного способа использовали пожарную автоцистерну АЦ — 2,0-40 (4333)17ВР с приведенным пробегом 13000 км.

Автомобиль размещали под навесом для исключения попадания на него осадков. Гидравлическое оборудование было подключено к пожарной автоцистерне по схеме фиг.1. Цистерна автомобиля вместимостью 2000 литров была заполнена пресной водой из озера.

Забор воды из цистерны 1 и заполнение ею пожарного насоса 4 марки ПН-40 УВ производился по стационарному трубопроводу через открытую штатную задвижку 3 “из цистерны” и через всасывающий патрубок 1, а слив в цистерну — с помощью армированного напорного (подающего) рукава 8 с внутренним диаметром соединительных головок 75 мм.

Совет

Напор в коллекторе насоса измерялся манометром МТП-160 класса точности 1,5 с пределами измерений 1-16 ати, а разрежение – мано-вакууметром класса точности 1,5, с пределами измерения от минус 1 до 6 ати.

Температуру воды в цистерне в процессе подогрева определяли термометрами манометрического типа ТКП-60/ЗМ с пределами измерения 0-120°С, класса точности 2,5. Один датчик температуры располагали на 200 мм выше дна, а другой на 200 мм ниже горловины цистерны.

Датчик третьего термометра был размещен по оси всасывающего патрубка насоса. Средняя температура воды определялась как средняя арифметическая из показаний этих приборов. Температура воды (начальная То) и окружающего воздуха в экспериментах составляла соответственно 11 и 10°С.

В поисковой серии было проведено два эксперимента, причем в первом из них к свободному концу напорного рукава 8, опущенного в воду, был присоединен пожарный ствол PC-70 со свинченным спрыском — диаметр выходного отверстия пожарного ствола-насадки составил 25 мм.

Для оценки влияния на генерацию тепла преобразования кинетической энергии истекающей погруженной струи воды в тепловую ствол оборудовали специально изготовленной дефлекторной кавитационной насадкой 9, имеющей отражательную пластину 10, установленную с помощью кронштейнов поперечно потоку воды на расстоянии 75 мм от конца ствола, т.е. на расстоянии 3 диаметров его выходного отверстия.

Условия второго эксперимента предусматривали контрольный вариант в виде слива воды под напором из свободного конца рукава также под слой воды в цистерне, причем без ствола, т.е. диаметр насадки — выходного отверстия напорного рукава составил 75 мм.

Это была контрольная часть данного эксперимента.

Кроме того, в другой части этого опыта, на расстоянии 75 мм (1 диаметр насадки) от свободного конца рукава была размещена металлическая отражательная дефлекторная пластина под прямым углом к потоку — в качестве детали кавитационной диспергирующей насадки.

Измерения температуры воды проводились через 15 минут. Напор насоса поддерживался постоянным — в первом эксперименте 3,0, а во втором — 1,5 ати.

Обратите внимание

В процессе экспериментов для определения полного напора измерялись также разряжение во всасывающем патрубке насоса, а также частоты вращения вала рабочего колеса.

Расходы погруженных струй в указанных условиях были определены опытным путем, посредством мерной емкости и электронного секундомера “Электроника ИТ-01”. Продолжительность каждого эксперимента составляла 2 часа (120 минут).

Обработанные результаты экспериментов приведены в таблице.

Таблица

Повышение температуры воды в цистерне при подогреве по способу рециркуляции (перепуска) по схеме “цистерна – насос — цистерна” с насадками на сливе

Диаметр выходного Напор, ати Повышение температуры воды,°С
Время рециркуляции, мин.
отверстия насадки, мм 15 30 45 60 75 90 105 120
25, с дефлекторной пластиной 3,0 5 7 7 9 8 10 11 13
75, с дефлекторной пластиной 1,5 5 7 10 12 15 17 18 19
75, без дефлектора(контроль) 1,5 2 4 5 7 9 10 10 11

Дополнительный положительный эффект предложенного гидродинамического способа подогрева воды в цистерне за счет ее рециркуляции/перепуска через насос и насадку ожидается еще и в том, что в условиях низких отрицательных температур позволяет работать двигателю внутреннего сгорания пожарного автомобиля в более оптимальном нагруженном тепловом режиме т.е.

без переохлаждения, следовательно, с меньшими износами и лучшей топливной экономичностью (см. Груздев Ю.И. Улучшение топливно-экономических показателей сельскохозяйственных тракторов. — Ижевск. Удмуртия, 1988. — 126 с.) т.к.

при перепуске воды увеличение производительности пожарного насоса автоматически приводит к увеличению нагрузки, а следовательно, и к возрастанию мощности отбираемой спецагрегатом от силовой установки.

Все проведенные практические испытания и исследования показали работоспособность, простоту осуществления и эффективность предложенного способа подогрева воды в цистерне пожарного автомобиля путем долговременной (45-120 минут) циркуляции-перепуска ее под напором по схеме “цистерна — насос — цистерна” с использованием специальных насадок на сливе воды внутри цистерны, при напоре насоса 1,5-3,0 ати.

Установлено, что наиболее быстрый прогрев воды в цистерне (до 10°С за 45 минут работы и до 18°С за 105 минут работы) происходит при оборудовании напорного слива дефлекторными отражательными кавитационными насадками для дробления потока воды, при установке дефлектора на расстоянии от 1 до 3 диаметров насадки при диаметре насадки от 25 до 75 мм.

Другим неочевидным эффектом предложенного способа подогрева воды в емкости пожарной автоцистерны является то, что, используя в основном штатное оборудование автомобиля, только за счет установки на напорном сливном патрубке в цистерне дополнительной дробящей поток кавитационной насадки и предложенной схемы работы с заданными определенными параметрами, возможно эффективно подогревать на 10-20°С воду в емкости, обеспечить повышение функциональных возможностей оперативных расчетов на пожарных автоцистернах в осенне-зимний период эксплуатации при улучшении теплового режима работы двигателя базового шасси.

Важно

Способ подогрева воды, находящейся в цистерне, по системе перепуска через специальную насадку технически осуществим и может найти применение на пожарных автомобилях при их эксплуатации в условиях низких температур окружающего воздуха, при этом дополнительные затраты на дооборудование пожарного автомобиля и обучение личного состава будут самыми минимальными.

Предложенный способ подогрева воды в пожарной автоцистерне может также найти практическое применение на автомобилях жилищно-коммунального хозяйства, при доставке воды для технических и бытовых нужд, как в городской, так и в сельской местности, а также при проведении спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ и в системе мероприятий по линии гражданской обороны.

1.

Способ подогрева воды в пожарной автоцистерне, включающий использование штатного оборудования автоцистерны в штатных рабочих режимах, отличающийся тем, что подогрев воды проводят путем перепуска воды под напором по схеме цистерна — насос — цистерна через дополнительно установленную на сливном патрубке после насоса диспергирующую кавитационную насадку, причем перепуск воды под напором через насадку проводят под слой воды в цистерне.

2. Способ подогрева воды в пожарной автоцистерне по п.1, отличающийся тем, что при подогреве воды используют дефлекторную отражательную пластину, установленную на расстоянии 1-3 диаметров выходного отверстия насадки и перпендикулярно потоку воды, причем насадку выполняют сменной с диаметром выходного отверстия 25 — 75 мм.

3. Способ подогрева воды в пожарной автоцистерне по п.1. или 2, отличающийся тем, что поток воды под напором, проходящий через диспергирующую кавитационную насадку, направляют за зону всасывающего патрубка насоса.

Источник: http://www.FindPatent.ru/patent/224/2245729.html

Ссылка на основную публикацию