Один факт из истории гостиницы метрополь

Дом-легенда «Метрополь»

Преуспевающий бизнесмен собирается строить в центре Москвы большой культурно-досугово-развлекательный центр с гостиницей.

Едва начинается строительство, бизнесмена задерживают компетентные органы по обвинению в финансовых злоупотреблениях и недобросовестном расходовании средств из госбюджета.

Суд его оправдывает, но обанкротившемуся предпринимателю приходится распродать активы, включая и начатую стройку.

Обратите внимание

Самая знаменитая деталь оформления “Метрополя” — майоликовое панно “Принцесса Греза” (1896), изготовленное по картине Михаила Врубеля в основанных Саввой Мамонтовым абрамцевских художественных мастерских.

В нынешних новостных лентах такая история проекту ничего хорошего бы не сулила: стоять стройплощадке, окруженной плакатами с извинениями за неудобства, месяцами впустую. Но в 1899 году, когда на самом деле происходила эта история, всё было иначе. Бизнесмен – это не кто иной, как Савва Иванович Мамонтов.

Да-да, владелец имения Абрамцево и щедрый покровитель наших знаменитых художников. И культурная составляющая в его “Метрополе” была отнюдь не для пускания пыли в глаза чиновникам.

В середине ХХ века “Метрополь” имел заслуженную репутацию великолепной, одной из лучших в СССР гостиниц.

В хозяйстве Мамонтова была еще и частная оперная труппа, которую ну действительно грех было не поселить вот так – аккурат напротив Большого театра.

Мамонтов, кроме того, ценил майолику и ценил Врубеля и решил, что фасады гостиницы будут украшать огромные майоликовые панно, включая врубелевскую “Принцессу Грезу”.

Фасад отеля украшает скульптурный фриз Николая Андреева “Времена года”, также выполненный в абрамцевских мастерских.

Новые хозяева строящегося “Метрополя” взялись за дело, не теряя времени.

Хотя на проведенном Мамонтовым конкурсе победил проект Льва Кекушева и Николая Шевякова, сам прежний хозяин благоволил проекту английского архитектора Уильяма Уолкота (которого в Москве после нескольких лет работы запросто звали Вильямом Францевичем Валькотом) – британский извод модерна, сдержанный, элегантно-чопорный, выглядел более модной штучкой, чем уже примелькавшиеся извивы французского ар-нуво, которым и отечественные зодчие наловчились подражать.

Зал Боярский предназначен для проведения банкетов, вмещает шестьдесят человек и оформлен в псевдорусском стиле с красочными деталями вроде чучела медведя при входе.

Новые владельцы, прагматичные господа Бюрнье, Капуто и Смирнов, на этот счет немножко засомневались и всё-таки пристроили Валькоту в соавторы Кекушева с Шевяковым.

Оперный зал теперь в “Метрополе”, увы, никому нужен не был, так что именно на его месте устроили знаменитый метрополевский атриум-ресторан со стеклянной крышей, спроектированной по этому случаю незаменимым Владимиром Шуховым. Но вот майоликовые панно по эскизам Врубеля, Головина и других оставили – уважили Савву Ивановича.

Важно

Несмотря на то что особого восторга у городских обывателей этот жест вызывать не мог.

Это мы сейчас восторгаемся, глядя на то, как майоликовая принцесса Греза, дыша духами и туманами, склоняется над умирающим рыцарем-трубадуром. В 1900‑е у людей поконсервативнее панно Врубеля вызывало ужас, а у эстетов, напротив, гневные упреки в слащавости.

Лобби и бар на первом этаже отеля. Эта часть интерьеров оформлена в нео­классическом стиле.

Даже то, что в 1901 году построенная и почти отделанная гостиница сгорела, не слишком затормозило процесс – “Метрополь”, который из-за грандиозности стройки москвичи успели прозвать “вавилонской башней”, открылся в 1905 году.

И по нынешним-то временам результат неплохой, тем более что заведение со всеми основаниями претендовало на звание лучшей гостиницы Российской империи.

В центральном зале “Метрополя” Мамонтов планировал разместить театральный зал на три тысячи мест. Но после его разорения в 1900 году помещение отдали под более коммерческую затею — ресторан. Именно в этом эффектном зале прошла в 2012 году вечеринка, посвященная десятилетию издания журнала AD в России.

Двести двадцать номеров, и в каждом электричество и даже телефон, почти в каждом ванная, да еще и “для удобства постояльцев действуют две электрическия подъемные машины”: сейчас смешно, а тогда это были заоблачные стандарты комфорта. И нельзя сказать, что для постояльцев это было прямо разорением.

Да, были люксы по 40 рублей (месячная зарплата квалифицированного рабочего) за ночь, но самый дешевый номер стоил 2 рубля 50 копеек. Как ресторанный обед без особых излишеств.

В 1901 году в едва достроенном “Метрополе” случился пожар, и многие помещения пришлось отделывать заново. В частности, Большой зал (ныне ресторан “Метрополь”): оформление его придумал Сергей Галензовский, а конструкцию кровли рассчитал знаменитый инженер Владимир Шухов.

Кстати о ресторанах. Как с гордостью сообщал рекламный буклет 1905 года, “первоклассный ресторан гостиницы считается первым в городе по величине и роскоши; во время завтраков, обедов и т. п. является местом собрания лучшего общества города”. Под стыдливым “и т. п.

”, надо думать, скрываются эпические ужины, объединявшие золотую молодежь и промышленных тузов с цветом Серебряного века.

Пусть в конце 1905 года на улицах стреляли и строили баррикады, но в “Метрополе” невозмутимо отмечали основание знаменитого художественного журнала “Золотое руно”. И с размахом.

Неоклассические мотивы в декоре Большого зала появились в 1910 году, когда интерьер снова переделывался по проекту Адольфа Эрихсона.

“Этот вечер меня ужаснул, – не без доли лицемерия сокрушался Андрей Белый, – ведь еще недохлопали выстрелы, а зала “Метрополя” огласилась хлопаньем пробок; художники в обнимку с сынками миллионеров перепились среди груд хрусталя и золотоголовых бутылок”.

Пробки пробками, а центром артистической жизни, как и мечтал Мамонтов, “Метрополю” действительно довелось стать. И отнюдь не потому, что представители художественной и поэтической богемы любили вечера в гостиничном ресторане (или в “американском баре” – это было еще одно драматическое нововведение “Метрополя”).

Один из конференц-залов второго этажа. Страстный проповедник стиля модерн (русской версии ар-нуво), Мамонтов заказал в отель витражи в соответствующем духе.

В 1900-е в этом здании размещалась редакция книгоиздательства “Скорпион” и журнала “Весы”.

Совет

Тот же Белый мог сколько угодно язвить насчет того, как возглавляемые Валерием Брюсовым “скорпионовцы” ютились в двух комнатах, где было не продохнуть от модных произведений искусства и модных бытовых гаджетов вроде – виданное ли дело – электрических чайников.

Факт остается фактом – штаб-квартира русского символизма была тогда именно здесь.

Лифт на первом этаже гостиницы сохранил оформление 1910-х годов.

Вот это сочетание – утонченное западничество и великорусская широта души, ар-нуво и боярский колорит, беззаботная богемность и деловитость – в “Метрополе” потом так и не удалось извести на корню. Пытались, конечно.

В 1918–1919 годах под ажурной шуховской кровлей заседал ЦИК, позднее в одном из самых нарядных залов надолго развернули общежитие на семьдесят койко-мест.

Но в нем всегда проглядывали через рабоче-крестьянскую перелицовку родимые пятна капитализма – как же, Мамонтов, Брюсов, Рябушинский, Андрей Белый, Врубель, англичанин Валькот, безымянные купчики-голубчики.

Спальня президентского люкса в отеле оформлена в стиле ар-нуво, в обстановке использована антикварная мебель.

Мало удивляешься, узнав, что именно в “Метрополе” в советские времена селили Бернарда Шоу, Бертольда Брехта, Марлен Дитрих, вернувшихся из эмиграции Сергея Прокофьева и Александра Вертинского.

“Метрополь” всегда был заповедником “России, которую мы потеряли”, в чем-то патриархальной, в чем-то вполне космополитичной.

Мраморная лестница вела когда-то в располагавшийся в отеле двухзальный кинотеатр — к слову, первый в Москве. Сейчас кинотеатр закрыт, и лестница, увы, почти не используется.

В исторической перспективе символично выглядят даты последней реконструкции отеля: он закрылся на ремонт еще при советской власти, в 1986-м, а открылся уже при новом капитализме в 1991 году.

И сейчас, когда он оказался в руках частного и просвещенного владельца, который обещает провести деликатную и поэтапную реставрацию, у “Метрополя”, кажется, появился шанс вернуться к своим корням и стать таким, каким мечтал его увидеть когда-то Савва Иванович.

Источник: https://www.admagazine.ru/interior/dom-legenda-metropol

Гостиница «Метрополь», Москва: история создания, фото, адрес и отзывы :

Буквально в паре шагов от Кремля и Красной площади находится одна из самых известных гостиниц Москвы и даже всей России в целом — «Метрополь». Через дорогу от этого знаменитого отеля расположен Большой театр.

С момента своего открытия комплекс «Метрополь» привлекал самые сливки московского общества. В кабинетах этого отеля когда-то заключали сделки такие известные предприниматели, к примеру, как Рябушкин и Морозов.

Очень часто в этой гостинице останавливались и знаменитые мастера из сферы искусства: З. Комиссаржевская, В. Брюсов, С. Рахманинов, Шаляпин.

История гостиницы «Метрополь» (Москва)

В 19 веке на том месте, где сегодня расположен «Метрополь», действовала довольно-таки большая трехэтажная гостиница с банями. Называли ее жители столицы «Челыши» по фамилии владельца — купца 1-й гильдии Челышева.

В 1898 году этот отель был приобретен Северным домостроительным обществом, принадлежавшим знаменитому меценату С. Мамонтову.

Позднее именно этот купец и превратил, по сути, обычную гостиницу в грандиозный общественно-культурный центр «Метрополь».

Обратите внимание

Работали над проектом нового здания многие зодчие. Однако С. Мамонтовым был в конечном итоге выбран проект молодого архитектора В. Ф. Валькота. В строительстве собственно самого здания принимали участие Коровин, Врубель, Поленов и другие знаменитости того времени.

Сооружение в конечном итоге должно было получиться просто грандиозным. И все эти люди, безусловно, считали участие в его строительстве и оформлении честью для себя. Архитектор гостиницы «Метрополь» в Москве Валькот впоследствии даже назвал в честь нее дочь (Поль).

Отель во время революции

В октябре 1917 года гостиница «Метрополь» (Москва) превратилась в настоящую военную крепость. На площади перед ней и в ее номерах происходили бои между верными Временному правительству юнкерами и большевиками.

После победы последних в отеле разместился Второй Дом Советов. В стенах этого помпезного здания после революции работали Свердлов, Чичерин, Бухарин. Очень часто перед большевиками и рабочими в комплексе выступал и В.

Ленин.

Еще немного позднее советской властью отелю «Метрополь» был возвращен его прежний статус. Гостиница вновь начала принимать постояльцев. Останавливались здесь в советские годы в основном приезжающие в СССР иностранцы.

Реконструкция

Несколько десятилетий гостиница ежегодно принимала сотни иностранных туристов, политиков, деятелей культуры. Однако со временем здание, построенное еще в XVIII в, начало, конечно же, ветшать. Поэтому в 1986 г. «Метрополь» был закрыт на ремонт. Советские архитекторы решили, оставив отелю его колоритный старинный внешний вид, сделать его немного более современным.

В гостинице, помимо всего прочего, была проведена спутниковая связь, установлены кондиционеры. Также в отеле были оборудованы большой конференц-зал и бизнес-центр.

Разумеется, обустроили в гостинице и баню, а также тренажерный зал и бассейн. Первый владелец гостиницы «Метрополь» в Москве — С. Мамонтов — постарался сделать так, чтобы она была самой технически оснащенной в городе.

Той же цели удалось достичь и советским инженерам и архитекторам после реконструкции.

Продолжалась реставрация гостиницы более пяти лет. Работали над восстановлением интерьеров в основном отечественные специалисты. Антиквариат из помещений отеля реставрировался в Эрмитаже.

Начался ремонт гостиницы еще в СССР. Закончили же его, по сути, уже в новой России. Оценку работе отечественных архитекторов и реставраторов дали уже иностранные специалисты.

Созданная для проверки комиссия присвоила отелю пять звезд.

Еще одна, менее масштабная реконструкция в гостинице проводилась в 2000 году.

Музей

Сегодня гостиница «Метрополь» (Москва), помимо своей основной функции — приема и размещения приезжих, выполняет и еще одну — не менее важную. Здание этого комплекса является, по сути, большим музеем. Каждый постоялец, поселившийся в номерах этого отеля, вольно или невольно прикасается к вековой истории России, ее культуре и традициям.

Многие туристы приобретают, в том числе и просто экскурсии в «Метрополь». Гостиница (Москва — город, в котором, безусловно, есть на что посмотреть) эта пользуется популярностью даже у самих жителей столицы.

Ведь здание это действительно поистине роскошное. Походы в «Метрополь» многие москвичи приравнивают к настоящему празднику. Осматривать это здание можно бесконечно.

Ведь предметов старины здесь имеется просто огромное количество.

Гостиница «Метрополь» (Москва): адрес и особенности расположения

Находится гостиница «Метрополь» всего в 550 метрах от центра Москвы. В пешей доступности от нее расположены такие популярные у туристов достопримечательности, как Сретенский мужской монастырь, Старая площадь, Неглинная и Тверская улицы, Ильинка.

Читайте также:  Звено газодымозащитной службы (гдзс)

Постояльцы отеля при желании могут посетить в окрестностях:

  • Патриаршие пруды;
  • Лубянскую площадь;
  • галерею Глазунова;
  • музей Чехова;
  • знаменитый Елисеевский магазин.

Так расположена по-настоящему очень удобно гостиница «Метрополь» (Москва). Адрес этого отеля выглядит следующим образом: Театральный проезд, дом 2.

Одноместные номера гостиницы

По мнению туристов, на самом деле очень удобен «Метрополь» (гостиница). Москва (фото инфраструктуры отеля и его номеров представлены на странице) — город большой, и хороших комплексов отдыха здесь построено много. Однако сравниться с «Метрополем» и в наши дни не может практически ни одна другая гостиница.

В одноместных комнатах класса стандарт постояльцам предлагаются такие удобства, как:

  • Wi-Fi и телевидение;
  • телефон;
  • мини-бар;
  • письменный и журнальный столики;
  • халат и тапочки.

Конечно же, во всех номерах этого отеля установлены кондиционеры. В душевых при этом имеются фены.

Двухместные номера отеля

Семейные и обычные комнаты этого типа имеют индивидуальный интерьер. Все двухместные номера украшены репродукциями картин известных художников и обставлены старинной мебелью. Удобства для жильцов таких комнат предоставляются такие же, как и для постояльцев, снявших одноместные. Дополнительно туристам ежедневно бесплатно приносят свежую газету.

Номера категории люкс

Некоторые из номеров люкс «Метрополя» имеют обычную планировку и рассчитаны на проживание двух человек. Другие комнаты этого класса представляют собой студии, разделенные на несколько зон. Помимо картин, такие номера украшены еще и старинными канделябрами. Полы в комнатах этого типа паркетные. Во всех номерах, помимо стандартного набора удобств, имеются:

  • мягкий уголок;
  • отдельная туалетная комната для гостей.

Номера люкс улучшенные отличаются от обычных в основном только тем, что их окна выходят в Театральный проезд. В комнатах этой категории бизнес-класса, помимо всего прочего, имеются:

  • просторная гостиная с большим письменным столом;
  • кухня, оборудованная всей необходимой техникой и утварью;
  • факс и копировальный аппарат.

Президентских люксов в этой гостинице оборудовано всего два. В таких номерах, помимо ванной, предусмотрена и сауна. Также здесь имеются индивидуальный сейф, утюг с гладильной доской и холодильник.

Отзывы о номерах комплекса

Сдаваемые в отеле «Метрополь» комнаты большинство туристов не просто хвалят. У многих они вызывают настоящий восторг. Обставлены номера гостиницы действительно роскошно. К тому же они очень просторны и всегда самым тщательным образом убираются.

Несмотря на роскошь и даже некоторую помпезность, номера отеля, по мнению постояльцев, достаточно уютны. Многие жильцы отмечают тот факт, что находиться в них так же приятно, как и даже, к примеру, дома. Для большинства постояльцев этот отель является самым любимым в Москве. Многие предпочитают останавливаться в столице только в этой гостинице.

Недостатки номеров

Минусов у комнат в этом отеле практически не имеется.

Но при этом некоторая ветхость сантехники и наличие оборудование довольно-таки старой модификации — это то, за что заслужила определенные нарекания постояльцев гостиница «Метрополь» (Москва).

Отзывы жильцов о сдаваемых в этом отеле номерах в большинстве случае только положительные. Однако некоторые постояльцы считают, что комнаты гостиницы неплохо бы уже отремонтировать и еще раз.

Вентиляция в отеле, как отмечают его жильцы, работает не слишком хорошо. Да и ванны в санузлах установлены довольно-таки старые. Также к минусам этой гостиницы относят и то, что в некоторых ее номерах предусмотрены слишком уж шумные кондиционеры.

Инфраструктура гостиницы

Набор услуг на территории отеля «Метрополь» постояльцам предлагается стандартный (для пятизвездочного отеля):

  1. СПА-центр.
  2. Парикмахерская.
  3. Массажный кабинет.

Помимо этого, в отеле «Метрополь» имеется несколько залов для банкетов и конференц-зал на 300 человек. Также в гостинице есть:

  • камера хранения багажа;
  • прачечная;
  • бесплатная парковка;
  • химчистка;
  • сейф на ресепшене;
  • медицинский кабинет;
  • обменный пункт и касса театральных билетов;
  • сувенирный магазин.

В холле гостиницы практически постоянно играет пианист. Для курящих постояльцев в отеле предусмотрены специально отведенные места. На верхние этажи гости комплекса могут подниматься на лифтах.

Отзывы об инфраструктуре гостиницы

Конечно же, в первую очередь туристы, деловые и творческие люди, когда-либо останавливавшиеся в этом отеле, хвалят его месторасположение. Также просто восторженные отзывы постояльцев заслужили интерьеры холлов и коридоров комплекса. Очень хорошее мнение у туристов сложилось и о персонале этого отеля. К своим гостям сотрудники комплекса относятся предельно вежливо и предупредительно.

Распланирована гостиница «Метрополь» (г. Москва) таким образом, что все необходимые удобства находятся в шаговой доступности от номеров.

К недостаткам этого отеля в плане развитости инфраструктуры некоторые постояльцы относят в основном лишь то, что в СПА-центре здесь нет джакузи. Да и бассейн в отеле, по мнению многих туристов, слишком уж маленький.

Рестораны и кафе комплекса

История гостиницы «Метрополь» (Москва) действительно интересна и насыщена. Действуют на территории этого комплекса, помимо всего прочего, и старинные рестораны, известные жителям столицы еще с позапрошлого века.

Собственно сами номера в отеле сдаются без питания. Платить за еду в комплексе нужно отдельно. При желании туристы могут посетить такие рестораны гостиницы «Метрополь» (Москва), как:

  • «Боярский»;
  • «Метрополь»;
  • «Европейский».

Также в отеле действуют бар «Шаляпин» и кафе-кондитерская на 30 мест.

Ресторан «Метрополь»: описание и отзывы

Зал этого заведения рассчитан на одновременный прием до 150 человек. Многие иностранные гости столицы считают ресторан «Метрополь» лучшим в Москве местом, где стоит начать знакомство с традиционной русской кухней. При желании здесь можно заказать, к примеру, такие блюда, как:

  • русские щи и солянка;
  • блины с икрой;
  • тушеная семга и т. д.

Рецепты большинства подаваемых в ресторане «Метрополь» блюд передавались из поколения в поколения его поварами. Разумеется, предлагается клиентам в этом заведении и великолепная карта вин.

Заслужил хорошие отзывы постояльцев отеля, жителей и гостей Москвы ресторан «Метрополь» не только за отличное меню и высокое мастерство поваров. Очень хвалят туристы и интерьеры этого заведения.

Стены ресторана украшают картины, написанные в стиле Рубенса. В зале повсюду расставлены массивные светильники. В центре ресторана при этом находится большой действующий фонтан.

Венчает все это великолепие огромный витражный купол.

Ресторан «Европейский»

Это заведение рассчитано на 80 мест. Здесь туристы могут заказывать блюда русско-европейской кухни:

  • норвежские раковые шейки;
  • белые грибы в соусе;
  • суп «Волжский»;
  • пасты и спагетти;
  • традиционный греческий салат «Афина» и т. д.

Готовят в этом ресторане и блюда восточной кухни. При желании здесь можно попробовать, к примеру, суп-харчо, шашлык из белуги и т. д.

Отзывы туристов ресторан «Европейский» заслужил практически такие же хорошие, как и «Метрополь». Готовят повара этого заведения действительно очень вкусно. Красивы, по мнению жильцов, и интерьеры этого ресторана. Представляет собой «Европейский» вытянутый зал с двумя рядами колонн, оформленный в классическом стиле.

«Боярский»: отзывы и описание

Многие постояльцы считают, что на самом деле просто роскошная «Метрополь» гостиница. Москва (история создания отеля, как и его ресторанов, берет начало, как уже упоминалось, еще в позапрошлом веке) — город огромный, и хороших старинных ресторанов здесь имеется множество. Однако действующие в отеле всегда считались едва ли не самыми лучшими.

Помимо элитных «Метрополя» и «Европейского», в гостинице работает и еще один ресторан — «Боярский». Большинство туристов считают его настоящим образцом русского застолья. Рассчитано это заведение на 60 человек.

Повара ресторана готовят в основном старинные классические российские блюда. Меню в этом заведении практически такое же, что и предлагалось в позапрошлом веке столичной аристократии.

В ресторане «Боярский» можно заказать, к примеру:

  • молочного поросенка;
  • соленья;
  • севрюгу и осетрину;
  • заячью печень с рукколой и т. д.

Интерьер ресторана многих туристов по-настоящему восхищает. Оформлено заведение в виде старинных боярских палат.

Бар и кафе

Конечно же, в гостинице «Метрополь», помимо всего прочего, можно заказать и легкие закуски и напитки. Бар отеля «Шаляпин» рассчитан на 30 мест. Отзывы постояльцев это заведение заслужило также отличные.

Выбор напитков здесь действительно очень широкий. Нравятся постояльцам отеля и интерьеры этого бара. Действует он с момента открытия гостиницы. И оформление здесь сохранилось таким же, как было и во времена С. Мамонтова.

Декорировано заведение в модном в конце позапрошлого века стиле модерн.

Кафе-кондитерская гостиницы «Метрополь», судя по отзывам туристов, предлагает просто превосходные десерты, как классические, так и фирменные. При желании здесь можно заказать мороженое, сок, чизкейк, конфеты ручной работы, детскую выпечку и т. д. Изготавливают кондитеры кафе торты и пирожные, в том числе и на заказ.

Залы отеля

Помимо всего прочего, гостиница «Метрополь» (Москва) предлагает постояльцам уникальную возможность проведения банкетов, семинаров, корпоративов и пр. Залы этого отеля могут вмещать в себя одновременно от 10 до 400 персон.

Некоторые из этих помещений имеют операторские комнаты, полы других — покрыты дорогими коврами.

Есть в отеле залы, предназначенные для камерных встреч, оснащенные балконами, сообщающиеся с ресторанами, оформленные известными художниками и т.д.

Галерея антиквариата

Здание гостиницы «Метрополь» в Москве представляет собой, как уже упоминалось, настоящий архитектурный музей. Посмотреть здесь действительно есть на что.

Помимо красивых старинных интерьеров, картин и других предметов искусства, туристы могут посетить в этом отеле и Metropol Gallery. Пространство этой галереи включается в себя салоны известнейших российских ювелиров, антикваров и коллекционеров.

В музее можно не только полюбоваться на роскошные предметы старины, но в некоторых случаях и приобрести их.

В галерее действуют следующие салоны:

  1. Revolution Square Gallery. Здесь выставлена коллекция советской живописи, собранная М. Сасонко.
  2. «Галерея Михайло». В этом зале выставлены в основном ювелирные изделия с православной символикой.
  3. «Михаил Шемякин». В этом салоне представлена коллекция ювелирных украшений.
  4. Галерея Виктора Музыки. Здесь можно осмотреть богатейшую коллекцию старинных картин, фотографий и предметов декоративно-прикладного искусства XVIII-XIX веков.
  5. Частная галерея антиквариата. В этом зале представлены картины, гравюры, редкие скульптуры, старинные хрусталь, серебро, фарфор.
  6. AV-Jewellery. Здесь можно посмотреть на коллекцию антикварных украшений.
  7. «Галерея Метрополь». В этом выставочном зале представлена экспозиция «Образы Москвы».

Все салоны отеля работают ежедневно с 12 часов дня и до 20 ч вечера. Театральная площадь, д 2. — такой, как уже упоминалось, имеет адрес гостиница «Метрополь» (Москва). Метро, конечно же, самый удобный вид общественного транспорта, на котором до нее можно добраться. Выходить туристам, снявшим номера в отеле, следует на станции «Театральная» или же «Охотный ряд».

Стоимость проживания

Такие образом, комплекс это действительно очень удобный и красивый — гостиница «Метрополь» (Москва). Как добраться до него, что он собой представляет — все это мы выяснили. Но, конечно же, многие гости столицы хотели бы знать и о том, сколько стоит аренда номеров в этом отеле.

Снять комнаты в «Метрополе» сегодня может любой желающий. Однако стоит проживание в этой элитной гостинице, конечно же, дорого. Только за обычный стандартный номер (за одну ночь) придется отдать порядка 8-10 тыс. р. Улучшенные комнаты стоят около 10-20 тыс. р., люксы — 20-65 тыс. р.

Читайте также:  Журнал учета неисправностей установки пожарной автоматики

за ночь.

Источник: https://www.syl.ru/article/308432/gostinitsa-metropol-moskva-istoriya-sozdaniya-foto-adres-i-otzyivyi

Официальный сайт гостиницы Metropol Moscow Hotel

Во второй половине XIX века в юго-западной части Театральной площади около древней Китайгородской стены работали очень популярные в Москве бани. В другой части здания располагалась гостиница. Оба заведения москвичи называли «Челыши» – по имени их владельца, купца Петра Челышева.

Санкт-Петербургское общество страхований покупает здание «Челышей» и отдает его в аренду Северному домостроительному обществу во главе с Саввой Мамонтовым.
Савва Мамонтов, будучи меценатом, решает соорудить на месте «Челышей» целый развлекательный комплекс, который включил бы театр, выставочные залы, крытый стадион, рестораны и гостиничные номера.

В январе 1899 года был объявлен конкурс на лучший проект «первоклассной гостиницы». Принять в нем участие могли русские и иностранные специалисты. Первое место занял проект знаменитого русского архитектора Л. Кекушева. Тем не менее реализовали тот, что занял четвертое место. Его автором был 28-летний архитектор Вильям Валькотт. В том же 1899 году начались строительные работы.

5 марта 1905 года (по нов. стилю) открылась гостиница «Метрополь». Роскошный отель стал чрезвычайно популярен среди путешественников, деловых людей, культурной и политической элиты.

«Метрополь» был построен в новом для Москвы архитектурном стиле модерн, оснащен электричеством, горячей водой и телефонами в номерах, холодильниками и лифтами.

Состоятельную публику привлекал и одноименный ресторан (ранее — «Зимний сад»).

17 октября Николай II подписал Манифест, в котором обещал созвать Думу и даровать народу демократические свободы. На следующий день новость была опубликована в газетах. Вечером в ресторане «Метрополь» было многолюдно. Публика поднимала тосты за свободу, звучали поздравления.

Важно

Среди гостей был и певец Федор Иванович Шаляпин. Охваченный всеобщей радостью, он по просьбе публики а капелла исполнил знаменитую «Дубинушку» – народную песню, считавшуюся тогда весьма крамольной.

Потом великий певец взял шляпу, обошел зал и собрал внушительную сумму, которую передал революционным рабочим.

В конце октября – начале ноября 1917 года в Москве развернулись бои с провозглашенной новой властью. «Метрополь» стал одним из пунктов сопротивления большевикам. Курсанты военных училищ превратили здание в военную крепость. Шесть дней Красная гвардия безуспешно пыталась завладеть «Метрополем». Только применив артиллерию, большевики смогли заставить юнкеров покинуть здание.

После переезда советского правительства в Москву в 1917 году «Метрополь» стал резиденцией руководителей большевистской партии и советского государства.

Центральный ресторан отеля, где еще недавно интеллектуальная и творческая элита общества наслаждалась изысканной кухней и винами, был превращен в зал заседаний. Его стены помнят выступления Ленина, Троцкого, Свердлова.

В роскошных номерах поселились большевики – Георгий Чичерин, Николай Бухарин, Владимир Антонов-Овсеенко. В некоторых – располагались народные комиссариаты, комиссии, комитеты.

В ноябре 1925 года в зале ресторана «Метрополь» состоялся первый Московский международный шахматный турнир с участием чемпиона мира Капабланки (Куба), экс-чемпиона Ласкера (Германия), знаменитых гроссмейстеров Маршалла (США), Рубинштейна (Польша), Боголюбова (СССР) и других великих шахматистов. СССР на турнире представляли Романовский, Ильин-Женевский, Богатырчук и другие мастера. Толпа москвичей собралась около «Метрополя» и внимательно следила за ходом игр. Ежедневно турнир посещали около 2000 человек.

«Метрополь» вновь стал функционировать как отель, в том числе для важных заграничных гостей. Здесь в разное время останавливались Бернард Шоу, Бертольт Брехт, жили Сергей Прокофьев, Александр Вертинский с семьей. В 1950–1970-е годы гостями «Метрополя» были Мао Цзэдун, Марчелло Мастроянни, Марлен Дитрих, Джон Стейнбек, Жан Маре, Поль Мориа.

В 1986 году начались масштабные работы по реконструкции и реставрации здания. Продолжались они пять лет. По старым чертежам восстановили фасад и интерьеры в их первоначальном виде. Сочетая в себе новейшие технические достижения, европейский уровень сервиса и самобытность, «Метрополь» встал в ряд ведущих отелей мира.

Совет

Открытие отеля в декабре 1991 года имело огромный резонанс не только в стране, но и в мире: презентации отеля прошли в Нью-Йорке, Вашингтоне и Париже. Международная комиссия присвоила ему уровень «пять звезд». Это была одна из первых пятизвездочных гостиниц в новой России.

В августе 2012 года легендарный «Метрополь» был продан в частные руки (современный владелец – А. И. Клячин). Начался новый этап жизни самой знаменитой гостиницы России. Главная цель международной команды руководителей «Метрополя» – вернуть легендарному отелю былую славу, сохраняя традиции и историческую ценность этого уникального памятника архитектуры.

Источник: https://metropol-moscow.ru/history/

Антиквары против дизайнеров: В отеле «Метрополь» обсудили «варварскую эклектику» и «любование вещами»

12.04.2017 14:29

Текст: Мария Дубинская

Фото: Алекс Лунг, архив отеля «Метрополь»

В отеле «Метрополь» состоялся интереснейший круглый стол «Тайны интерьера: антиквариат, традиция и новаторство».

В дискуссии, которая получилась весьма эмоциональной, приняли участие ведущие российские антиквары, дизайнеры интерьера, архитекторы и музейные работники.

Кроме того, состоялась презентация новой экспозиции «Высокий интерьер XVIII – середины XX веков» в Metropol Gallery, которую провёл известный столичный антиквар, эксперт-консультант по формированию частных коллекций, преподаватель Международной школы дизайна и Высшей школы реставрации РГГУ Виктор Музыка.

Работа Лукаса Кранаха Старшего, относящаяся к XVI веку, является одной из жемчужин выставки в Metropol Gallery.

«Идея композиции новой экспозиции связана с нашим желанием продемонстрировать то, как с вещами обращаются непосредственно антиквары.

Мы не дизайнеры и у нас есть собственное отношение к предметам и к пониманию того, как они должны сочетаться в пространстве.

Ключевое отличие подхода антиквара – это абсолютный вещизм. Невероятная любовь к живописи и к отдельным предметам.

Когда существуют два противоположных по стилистике предмета, которые в интерьере совершенно не вяжутся друг с другом, антиквар всё равно постарается что-нибудь придумать и сделать так, чтобы они располагались рядом, потому что он исходит из необходимости любования вещами, а не из чего-то иного» — отметил Виктор Музыка.

Виктор Музыка объяснил, что антиквары в своей работе так стараются «объединить необъединяемое», поскольку исходят, прежде всего, из необходимости любования вещами, а не из чего-то ещё.

Фигура «Сидящая обнажённая» была выпущена на знаменитой фарфоровой мануфактуре в немецком городе Мейсен. Относится примерно к 1939-1940 году. Любопытная деталь: когда завод оказался на территории ГДР, советские власти утвердили этот образец красоты, признанный в Третьем Рейхе, в качестве образца красоты в СССР, и всячески повторяли и тиражировали. Присмотритесь, очень узнаваемо.

В экспозиции представлены произведения искусства XVIII – середины XX веков: Петровский стол начала XVIII века, кушетка из покоев императрицы Александры Федоровны в Зимнем дворце по эскизу архитектора Монигетти и ее портрет, исполненный шотландской художницей Кристиной Робертсон, акварель знаменитого художника Владимира Гау.

Антиквар Владимир Музыка рассказывает об акварели знаменитого Владимира Гау.

К числу жемчужин выставки относится один из четырёх вариантов картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели», а также работа Лукаса Кранаха Старшего, датированная XVI веком.

Обратите внимание

В экспозиции представлен один из четырёх вариантов знаменитой картины «Грачи прилетели» Алексея Саврасова.

Особое внимание также приковывают к себе произведения второй половины XX века: датские дизайнерские кресла 1950-х годов, коллекция малой бронзовой пластики Эрнста Неизвестного, авторская ваза Ленинградского фарфорового завода «30-летие Октября», картины Оскара Рабина и Юрия Пименова.

Произведения предоставлены ведущими московскими антикварными галереями: «Три века», «Русская усадьба», Transftlantique, Repeat Story, «Галерея Виктора Музыки».

Без такого — невзрачного, на первый взгляд — стола времён Петра I не обходится ни один серьёзный музей, посвящённый истории XVII – XVIII веков.

«Что касается, скажем так, контраста между обликом и историей, связанной с предметом. Зачастую вещь может быть совершенно невзрачной, непривлекательной или находиться в удручающем состоянии.

Взять, к примеру, этот ужасно, на первый взгляд, выглядящий стол, который не все смогли бы атрибутировать. Многие пройдут мимо и не придадут ему значения. 

Между тем — это так называемый Петровский стол, XVIII век. То есть времена Петра I. И следует понимать: это как раз то, с чего начиналось русское барокко, и ни один большой музей, связанный с XVII – XVIII веками невозможно представить без подобного стола.

Такой стол —  первооснова серьёзных экспозиций. Такие предметы мебели профессиональные антиквары находят в Москве, у людей, которые в этом не очень-то разбираются, ну а потом – а потом долго радуются, что оказались владельцами такой вещи, реставрируют её, приводят в порядок для того, чтобы ей уже могли радоваться и другие» — рассказал антиквар.

На экспозиции представлен уникальный план Москвы — гравюра самой первой карты столицы, 1632 год.

«А вот картинка, 10 на 12 сантиметров. Когда я её принёс и повесил, мне говорили: Витя, да что это ещё такое, давай это уберём!

Важно

А ведь это карта Москвы, выполненная Сигизмундом фон Герберштейном, автором «Записок о Московии»! Австрийский дипломат приобрёл известность благодаря своим трудам, посвящённым географии, истории и внутреннему устройству Русского государства.

Это первый план Москвы, который только появился. Датирован он 1556 годом, то есть относится ко временам Ивана Грозного.

До этого карт Москвы не существовало. Конечно, это не сам оригинал, но тоже редкость невероятная: в руках я держу гравюру  плана, она была создана чуть позже, относится к 1632 году» — пояснил Виктор Музыка.

«Есть один очень важный, на мой взгляд, момент, он тесно связан непосредственно с московской антикварной тематикой.

Речь о заблуждении, которое многие зачастую принимают за чистую монету, хотя оно не имеет никакого отношения к настоящей антикварной деятельности. Для меня это симптоматичная история, к которой следует относиться внимательно.

В сознании многих людей существует не имеющее прямого отношения к работе антикваров представление о том, что мы берем вещи на свалке. Дескать, антиквары находят на улице какие-то странные вещи, реставрируют их и потом продают за бешеные деньги.

Правда в этом есть – но совсем чуть-чуть. Есть небольшое количество галерей, которые работают почти так. Почти – но не совсем, просто это довольно близкая к этому история.

И думать, что так поступают все антиквары, конечно же, в корне неверно» — рассказал Виктор Музыка.

«Смотрите, вот афиша фильма 1957 года «О Москве и москвичах».

На переднем плане, на фоне строящейся столицы, мы видим дворника, который в тележке вывозит на свалку старые московские дома. Сегодня сюда же можно было бы добавить и усадьбы, например, и так далее.

Прогрессивные настроения 1950-1960 годов были такими: всё на помойку — мы всё заставим и застроим новым, прекрасным, современным, совершенным и удобным в использовании, а всё, что отжило свой век – долой. Желания сохранить историю не было. 

После увлекательной презентации в Metropol Gallery прошла не менее увлекательная экскурсия по отелю, после чего состоялся круглый стол «Тайны интерьера: антиквариат, традиция и новаторство».

Экскурсию по отелю провела историк «Метрополя» Екатерина Егорова, которая работает здесь больше 20 лет и для которой гостиница раскрыла, наверное, уже все свои секреты. Хотя, по словам самой Екатерины, «Метрополь» неисчерпаем и не перестаёт удивлять.

Так отель «Метрополь» выглядел в 1905 году.

Несколько интересных фактов о «Метрополе», которыми с нами любезно поделилась Екатерина Егорова:

Один из самых известных банкетов прошлого здесь состоялся в 1906 годы и был посвящён празднованию выхода первого номера журнала «Золотое Руно».

Заказчиком был знаменитый меценат, редактор и издатель журнала — Николай Павлович Рябушинский. Присутствовали многие поэты тех лет.

Во время Первой мировой войны в «Метрополе» часто проходили банкеты в честь славянской дружбы; а в 1909 году гремели празднества в честь открытия памятников Гоголю и первопечатнику Фёдорову.

В «Метрополе» пел Шаляпин, но не со сцены. 18 октября 1905 года он ужинал в ресторане, среди присутствующих царило приподнятое настроение, так как в этот день по всей Москве обсуждали новость: Николай II накануне подписал указ о «даровании» народу гражданских свобод и наделении Государственной Думы законодательной властью (больше известный как «Манифест 17 октября»).

Гости ресторана обратились к Шаляпину с просьбой спеть. Он не стал отказываться и исполнил «Дубинушку».

Интерьеры Presidential Suite в отеле «Метрополь».

Окна в Москву из отеля «Метрополь».

Обратите внимание

В «Метрополе» множество залов. Один из самых известных — «Боярский». Его интерьер выдержан в стиле боярских палат: своды, полуколонны и стены украшены вьющимися виноградными лозами, порхающими птицами, плетением трав. 

Роспись была выполнена в начале ХХ века художниками С. Чехониным, П. Кузнецовым и А. Матвеевым, но, к сожалению, в период советской власти была утрачена. В конце прошлого века стены были отреставрированы, и теперь гости отеля вновь могут любоваться живописью выдающихся русских художников.

Адрес легендарного отеля «Метрополь»: Театральный Проезд, 2; метро Площадь Революции.

В ходе круглого стола, приглашённые эксперты озвучили ряд тезисов.

Исторический интерьер – самая хрупкая часть наследия прошлого. Аутентичные интерьеры сохранились только на картинах, акварелях, фотографиях…

Музейные экспозиции — лишь «отзвуки» интерьеров прошлого, а современные дизайнерские проекты очень далеки от исторической реконструкции.  

Таким образом, можно констатировать: интерьер прошлого уже не существует и возрождению не подлежит. Тем не менее, «свидетелями» старого интерьера остаются вещи, мебель, картины, старые квартиры и здания.

Прошлое живет рядом с нами. И существует множество профессий, которые, так или иначе, связаны с его изучением и воссозданием.

Иногда фрагменты этого прошлого оживают в современных дизайнерских проектах. Но всё это можно назвать лишь единичными авторскими поисками, не связанными, к сожалению, с развитием школы, не подчинёнными каким-либо правилам, не структурированными.

Тем не менее, интерес к прошлому есть и, наверное, сегодня даже растёт.

Тема сочетания опыта прошлого с новаторскими дизайнерскими идеями всё более актуальна для профессионального сообщества.

Важно

Становится понятно, что исторический интерьер – это область работы и приложения таланта не только архитекторов и декораторов, но и антикваров, музейных сотрудников, искусствоведов, реставраторов и журналистов.

Только вместе, за круглым столом, можно обогатить свои знания, чтобы создать нечто новое, замешанное одновременно на традиции и овеянное новаторскими идеями.

Мировой рынок культурных ценностей оценивается экспертами примерно в 30 млрд. долларов. По данным аналитиков, треть рынка принадлежит Китаю.

Российский же оборот антикварного рынка по итогам 2014 года составлял 2 млрд. долларов.

Более половины – 54 % — приходилось на живопись, 22% – на декоративно-прикладное искусство, 17 % – на сегмент нумизматики, 7 % отводилось букинистике.

Executive Suite в отеле «Метрополь».

С 2015 года российские эксперты констатируют, что обороты начали снижаться.

Как считают антиквары, около 20 % от общего числа покупателей антиквариата приобретают старинные предметы, когда другие инструменты инвестиций уже перестают приносить высокие доходы. Порядка 5 % покупок специалисты относят на долю музеев.

Дискуссия в «Метрополе» собрала представителей диаметрально противоположных точек зрения относительно правил создания интерьера, использования антиквариата в современном пространстве.

Среди гостей мероприятия были: Андрей Руденцов – коллекционер, издатель, владелец Галереи «Три века», Татьяна Рогова — директор школы дизайна «Детали», Вероника Андрихова – арт-директор школы дизайна «Детали», Ольга Фрейман – архитектор, архитектурное бюро «Галерея Фрейман», Александр Стадник – архитектор, владелец Галереи «Русская Усадьба», Александр Богатырев – заместитель генерального директора Всероссийского Музея декоративно-прикладного и народного искусства, Юрий Мальцев – дизайнер интерьера и другие.

Ведущим круглого стола выступил вышеупомянутый Виктор Музыка – антиквар, эксперт-консультант по формированию частных коллекций, преподаватель Международной школы дизайна и Высшей школы реставрации РГГУ.

Совет

Открывая дискуссию, Татьяна Рогова отметила, что отель «Метрополь» – идеальное место для обсуждения заданной темы.

Эксперты обсудили современные тенденции в оформлении интерьеров, заострив внимание на важности баланса между жилищем профессионального коллекционера и любителя предметов искусства.

По словам Вероники Андриховой, антиквариат «требует любви и стационарности», при этом — антикварные вещи могут использоваться как бытовые, потому что «без человека вещи умирают».

Андрей Руденцов: «Антикварная мебель, пожалуй, это недооцененный в русском искусстве предмет. Очень неповоротливая форма коллекционирования. Монеты собирать проще. Возникают оправданные опасения – хранение, уход, реставрация…».

Executive Suite в отеле «Метрополь».

Ключевые проблемные темы, по мнению участников обсуждения, таковы:

разобщенность в художественной среде антикваров, коллекционеров и дизайнеров, безвкусный и безответственный подход отдельных представителей отрасли в работе над историческими интерьерами, крайне низкий интерес россиян к предметам искусства, к антиквариату для оформления интерьеров, общий низкий уровень знаний о предметах искусства.

Приводя пример, Андрей Руденцов рассказал о неожиданных психологических загвоздках, возникающих при общении с клиентами.

В практике коллекционера были случаи, когда заказчиков смущали вовсе не цена и не провенанс предмета искусства, а, так сказать, эзотерическо-метафизическая составляющая – «а вдруг кто-то умер на этом диване?».

Так выглядит номер Metropol Grand Suite.

Несмотря на разногласия в некоторых вопросах, эксперты пришли к консенсусу при обсуждении наиболее популярных ошибок в дизайне интерьера. Таковыми, по их мнению, являются:

— Неуместное сочетание стилей разных эпох («варварская эклектика»);

— Нагромождение предметов декора;

— Размещение предметов антиквариата без учёта естественного и искусственного освещения;

— Отсутствие акцентов для предметов антиквариата в зависимости от пространства и других предметов интерьера;

— Неумение адаптировать зоны комфорта с зонами антиквариата.

Executive Suite в отеле «Метрополь».

Подведём итоги. На площадке «Метрополя» эксперты из разных областей впервые договорились между собой о «сближении позиций».

Обратите внимание

В качестве первого шага на этом пути планируется создать единый интернет-портал, способный сконцентрировать все предложения от арт-дилеров и галерей.

Подобный портал в значительной степени облегчит декораторам и дизайнерам интерьеров задачу по выбору аутентичных, проверенных предметов искусства.

Галерея антиквариата и предметов искусства Metropol Gallery непременно продолжит проведение подобных встреч представителей арт-сообщества. А значит, в рамках проекта Metropol Art Live будет ещё немало интересных дискуссий и мероприятий.

Интерьер Junior Suite.

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Источник: http://oknovmoskvu.ru/vistavki/news_post/metropol

Гостиница Метрополь

0 395

Театральная площадь, Площадь Революции, Охотный ряд входят в маршруты всех экскурсий по столице России. Туристы фотографируют знаменитый Большой театр, делают селфи на фоне памятника Марксу. Но есть еще одно знаковое место, без которого невозможно представить облик центра Москвы. Это гостиница «Метрополь», последнее детище Саввы Мамонтова, известного предпринимателя и мецената.

В конце XIX века на месте «Метрополя» находились бани и гостиница, принадлежавшие купцу Челышеву.

В 1898 году этот участок земли со строениями был выкуплен Петербургским обществом страхований и передан в аренду компании Саввы Мамонтова.

Проект задумывался грандиозный: вместо унылых «Челышей» было решено отстроить культурно-досуговый комплекс, состоявший из первоклассной гостиницы, театра на 3000 мест, помещений для художественных выставок, спортзалов и ресторанов.

Сразу же был объявлен конкурс на лучшее архитектурное решение, победителем которого стал Л. Кекушев. Но Мамонтов выбрал В. Валькотта, и в 1899 году началось строительство гостиничного комплекса, в центре которого под стеклянным куполом было запланировано помещение театра.

Однако реализовать все задуманное Савве Ивановичу не удалось: рухнула его империя, имущество (в том числе, и «Метрополь») ушло с молотка. Гостиницу достраивали уже другие хозяева, которые поменяли архитектора, пригласив Л. Кекушева.

Проект изменили, и под стеклянным атриумом вместо театра появился ресторан.

Но некоторые идеи Мамонтова все же были воплощены в жизнь. Так на центральном месте главного фасада появилась знаменитая «Принцесса Греза». Эта работа М. Врубеля была раскритикована на нижегородской выставке в 1896 году членами Императорской Академии художеств, они категорически не советовали показывать ее широкой публике.

Важно

Мамонтов же считал по-другому и, разместив на фасаде «Принцессу Грезу», навсегда выставил ее на всеобщее обозрение. Кроме врубелевского панно для украшения «Метрополя» были использованы работы А. Головина, С. Чехонина.

Благодаря столь оригинальному художественному оформлению гостиница воспринималась прогрессивной частью общества как воплощенный в архитектуру манифест нового искусства.

В конечном итоге был построен роскошный отель в стиле модерн, нехарактерном для тогдашней Москвы. Электричество, лифты, холодильники, горячая вода, телефоны в номерах – все это было в «Метрополе», торжественное открытие которого состоялось в 1905 году. С тех пор он стал излюбленным местом для небедных путешественников, бизнесменов, политической и культурной элиты.

Не обошли стороной эту гостиницу происходившие в России революционные потрясения. В ноябре 1917 года «Метрополь» стал одним из центров сопротивления большевикам. Мальчишки-юнкера превратили его в неприступную крепость, которую красногвардейцы безуспешно штурмовали почти неделю. И лишь залпы большевистской артиллерии вынудили юнкеров покинуть гостиницу.

После переезда из Петербурга в Москву советское правительство выбрало «Метрополь» в качестве одной из своих резиденции. Ресторан был превращен в зал заседаний, часть роскошных номеров облюбовали Чичерин, Бухарин и прочие высокопоставленные товарищи, в других разместились комиссариаты.

В 20-е годы «Метрополь» снова стал гостиницей, в его номерах останавливались мировые знаменитости: Б. Шоу, Б. Брехт, А. Вертинский, а в 1925 в ресторане проводился международный шахматный турнир с участие Капабланки и Ласкера.

В 50-70 г.г. гостями этого отеля были Мао Цзэдун, Марлен Дитрих, Жан Маре и другие известные личности.

В 1986 году началась грандиозная реконструкция «Метрополя», продолжавшаяся 5 лет. По старым чертежам и фотографиям были восстановлены в своем изначальном виде фасады и интерьеры, номера оформлялись в стиле начала 20 века и оборудовались по последнему слову техники.

Совет

Все это в сочетании с европейским уровнем сервиса вывело «Метрополь» в ряд с лучшими гостиницами мира. В 1991 году он одним из первых в России получил статус 5-звездочного отеля.

Как добраться:

Источник: http://Mos-Holidays.ru/gostinica-metropol/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector