Что ООН делает для оказания гуманитарной помощи?
Одна из целей Организации Объединенных Наций, как указано в ее Уставе, заключается в «осуществлении международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера».
ООН впервые приступила к выполнению этой задачи после Второй мировой войны на разоренном Европейском континенте, который она помогала отстроить заново.
В настоящее время международное сообщество полагается на Организацию Объединенных Наций в вопросах координации операций по оказанию чрезвычайной и долгосрочной помощи, включая продовольствие, жилье, медицинские принадлежности и материально-техническую поддержку. Это также является катализатором для действий правительств и других учреждений по оказанию помощи.
Координация гуманитарной деятельности
Управление по координации гуманитарных вопросов (УКГВ), являющееся частью Секретариата Организации Объединенных Наций, несет ответственность за объединение гуманитарных организаций в целях обеспечения согласованного реагирования на чрезвычайные ситуации.
Эта задача решается посредством Межведомственного постоянного комитета, членами которого являются учреждения системы ООН, ответственные за оказание чрезвычайной помощи.
Скоординированный общесистемный подход к оказанию гуманитарной помощи имеет важное значение для быстрого и эффективного содействия нуждающимся.
Центральный фонд реагирования на чрезвычайные ситуации (СЕРФ), управляемый УКГВ, является одним из самых быстрых и наиболее эффективных способов оказания поддержки оперативному гуманитарному реагированию на потребности людей, пострадавших в результате стихийных бедствий и вооруженных конфликтов. СЕРФ получает добровольные взносы круглогодично, чтобы обеспечить немедленное финансирование спасительных гуманитарных операций в любой точке мира.
Предоставление помощи и защиты
Четыре подразделения ООН: ПРООН, УВКБ, ЮНИСЕФ и ВПП играют ведущую роль в деле оказания чрезвычайной помощи.
Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) отвечает за оперативную деятельность в целях смягчения последствий стихийных бедствий, предотвращения и готовности. При возникновении чрезвычайных ситуаций координаторы-резиденты ПРООН призваны координировать усилия по оказанию помощи и реабилитации на национальном уровне.
Помощь беженцам
Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев ООН (УВКБ ООН) возникло в результате Второй мировой войны с тем, чтобы помочь перемещенным в ходе этого конфликта европейцам. Управление проводит и координирует международные действия по защите беженцев и решению проблем беженцев во всем мире.
Генеральная Ассамблея учредила Ближневосточное агентство Организации Объединенных Наций для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР) для оказания экстренной помощи 750000 палестинских беженцев, которые потеряли свои дома и средства к существованию в результате арабо-израильского конфликта 1948 года.
Помощь детям
С момента своего основания Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) стремится охватить своей деятельностью максимальное число детей путем принятия наиболее эффективных и недорогих решений для противодействия самым серьезным угрозам для их выживания. ЮНИСЕФ также настоятельно рекомендует правительствам и воюющим сторонам повышать эффективность своих действий по защите детей.
Продовольственная помощь
Всемирная продовольственная программа ООН (ВПП) обеспечивает оказание помощи миллионам людей, которые становятся жертвами катастроф. Она отвечает за мобилизацию продовольствия и средств для его транспортировки в рамках всех крупномасштабных операций помощи беженцам, координируемых УВКБ.
Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО) часто помогает фермерам после наводнений, вспышек эпидемий скота и аналогичных чрезвычайных ситуаций.
Глобальная система информации и раннего оповещения ФАО в области продовольствия и сельского хозяйства непрерывно отслеживает перспективы производства зерновых культур и ситуацию с продовольственной безопасностью на глобальном, региональном, национальном и субнациональном уровнях и предупреждает о возникновении продовольственных проблем и чрезвычайных ситуаций.
Здравоохранение
В рамках системы Организации Объединенных Наций Отдел чрезвычайной и гуманитарной помощи Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) осуществляет координацию международного реагирования на чрезвычайные ситуации в области здравоохранения.
ВОЗ несет ответственность за обеспечение ведущей роли при решении проблем глобального здравоохранения, формирования повестки дня в области медицинских исследований, установления норм и стандартов, разработки научно обоснованных вариантов политики, обеспечения технической поддержки странам, а также мониторинга и оценки тенденций в области здравоохранения.
В 21-м веке здоровье является общей ответственностью, включая равный доступ к первичной помощи и коллективную защиту от транснациональных угроз.
Помощь палестинским беженцам
Уникальность Ближневосточного агентства ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР) заключается в давней приверженности одной группе беженцев. БАПОР вносит вклад в обеспечение благополучия и социально-экономического развития четырех поколений палестинских беженцев.
Агентство оказывает услуги в области образования, здравоохранения, социальной защиты, занимается улучшением инфраструктуры в лагерях, предоставляет микрофинансирование и неотложную помощь, в том числе в период вооруженных конфликтов.
Агентство ставит своей задачей содействие развитию потенциала человеческого развития палестинских беженцев, помогая им приобретать знания и навыки, жить долгой и здоровой жизнью, иметь достойный уровень жизни и пользоваться правами человека в полной мере.
Штаб-квартира БАПОР и Полевое отделение в Иордании расположены в Аммане, Иордания. БАПОР также действует в секторе Газа, на Западном берегу, в Ливане и Сирии.
Источник: http://un.by/oon/osnovnye-svedeniya/67-chto-oon-delaet-dlya-okazaniya-gumanitarnoj-pomoshchi
Нормативно-правовые основы оказания гуманитарной помощи
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОКАЗАНИЯ ГУМАНИТАРНОЙ ПОМОЩИ
Макеев НА к ф м ('орокин И И
МЧС России функционирует в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (фиродного и техногенною характера» от II ноября 1994 г., «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 14 июля
1995 г, «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г, а также другими нормативными правовыми документами, затрагивающими ли проблемы, с учетом соблюдения положений Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 года и Дополнительных протоколов к ним Кроме того, >га деятельность регламентируется Указами Президента Российской Федерации, постановлениями 1 1равительства Российской Федерации и другими актами.
В соот вега вии с Федеральным законом «О защите населения и 1ерри торий от чрезвычайных сигу алий» одной из важнейших задач единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также проведение гуманитарных акций
В Положении о Министерстве среди других функций на МЧС России возложены.
организация совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами формирования и доставки гуманитарной помощи населению России и зарубежных стран, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях;
осуществление международного сотрудничества по вопросам гражданской обороны, предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, преодоления последствий радиационных аварий и катастроф;
предоставление различных гуманитарных услуг, включая помощь в разминировании
Создание и развитие нормативной правовой базы основано на тесном взаимодействии с другими министерствами и ведомствами Российской Федерации, изучении мирового опыта и, конечно, координирующей роли МИД России.
Основополагающим документом, определяющим
взаимодействие МЧС России и МИД России, является Указ 11рсзидента РФ от 12 марта 1996 г. № 375 «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в
проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации»
Среди других нормативных актов, регулирующих взаимодействие двух министерств — законы Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О гражданской обороне». «О международных договорах», «О порядке предоставления Российской Фсдерчкией военного и гражданского персонала для участия в деятель нею и по поддержанию или восстановлению международного мира» и друг ие
Правовой основой взаимодействия МЧС России и МИД России по конкретным вопросам являются поручения и распоряжения Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам оказания чрезвычайной гуманитарной помощи, развития сотрудничества в области гражданской зашиты с зарубежными партнерами, ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф. Например, на совместном исполнении МЧС России и МИД России находятся постановление Правительства от 5 ноября 1995 г. «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», распоряжение Президента от 31 декабря 1997 г. № 397 «О развитии сотрудничества России со странами АСПЛН», включая область предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пакет распорядительных документов о развитии сотрудничества с Евросоюзом и многие другие.
Подобные вопросы, в частности, совместно решаются в рамках поручений Президента Российской Федерации (от 28 апреля 1999 г. X» Пр-545, от 6 мая 1999 г № Пр-576 и от 13 мая 1999 г.
№ Пр-613) и Правительства Российской Федерации от 14 мая 1999 г.
№ СС-112-15603, распоряжений Правительства Российской Федерации об оказании в пва этапа гуманитарной помощи населению Югославии, в которых предусмотрена реализация плана российско-швейцарско-греческой гуманитарной операции на Балканах
Вопросы практического взаимодействия МЧС России и МИД России в области эвакуации российских граждан определяются Указом Президента Российской Федерации от 2 ноября 1994 г № 2058 «О мерах в случае возникновения чрезвычайных ситуаций для деятельности загранучреждений Российской Федерации и российских граждан, находящихся за рубежом», постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1994 г. № 1451 «О комплексе мер по обеспечению эвакуации российских граждан из зарубежных государств в случае возникновения чрезвычайных
ситуаций» Кроме того, в каждом конкретном случае вопросы эвакуации определяются поручениями и распоряжениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской
Федерации
Практика показала дееспособность имеющегося межведомственного механизма Российские граждане ощутили его надежность, но работа по совершенствованию этого направления продолжается.
Это и внутриведомственные проблемы, и регламентацйя сотрудничества в масштабах СНГ, и закрепление взаимодействия со странами, имеющими традиционно интересы на «заморских» территориях (Франция, Бельгия, Великобритания и др.).
Россия участвует в международных гуманитарных операциях на многосторонней и двусторонней основе.
Созданное при МЧС России Агентство по обеспечению и координации российского участия в международных гуманитарных операциях (Агентство «ЭМЕРКОМ»), входящее в Российский национальный корпус чрезвычайного гуманитарного реагирования, который имеет свою авиацию, автотранспортные отряды и другие силы, позволяет оперативно и квалифицированно реагировать на запросы ООН и ее спецучреждений.
При подготовке и проведении конкретных гуманитарных операций в Министерстве осуществляются мероприятия, предусмотренные «I Сложением о порядке формирования и доставки грузов гуманитарной помощи» (введено в действие приказом МЧС России от 05 08 94 г. № 454), которым определен порядок организации работы структурных подразделений МЧС России при оказании гуманитарной помощи на территории Российской Федерации и за ее пределами.
Конкретные вопросы оказания и получения гуманитарной помощи регламентируются рядом нормативных документов
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 1992 года № 170 «О мерах по
совершенствованию работы с гуманитарной помощью, поступающей из-за рубежа» (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 1993 года № 760 «О внесении изменений в Положение о порядке приема, учета, транспортировки, складирования, охраны, распределения и реализации грузов гуманитарной помощи, поступающих на территорию Российской Федерации из-за рубежа»), «гуманитарной помощью являются безвозмездно передаваемые юридическим и физическим лицам продовольствие, товары народного потребления первой необходимости, иные предметы, направляемые из
зарубежных стран в Россию для улучшения условий жизни и быта малообеспеченных групп населения»
Под термином «товары народного потребления первой необходимости» понимаются: одежда, обувь, медикаменты и
медицинское оборудование.
Поступающая в Россию гуманитарная помощь должка быть безе* меной для потребителя и соответствовать действующему в Российской Федерации санитарному законодательству и международным трсоопаниям безопасности для человека.
Условия ввоза продовольствия и медицинских препаратов на территорию Российской Федерации регулируются нормативными документами соответствующих федеральных служб Российской Федерации (санитарно-эпидемиологической, ветеринарной и фармакологической).
Технической помощью являются передаваемые по линии государств и правительств зарубежных стран и международными организациями программы безвозмездного содействия социальноэкономическим реформам в Российской Федерации. Эти программы осуществляются путем передачи российским юридическим лицам опыта и технологии, организации подготовки кадров и поставок материально-технических средств.
Под термином «материально-технические средства» понимаются научно-лабораторные инструменты, приборы, средства вычислительной техники, оргтехники, информатики, транспорта и связи, научно-технические издания, системы и средства обучения, сельхозтехника, промоборудование для сельхозпереработки, иное оборудование, предназначенное для реализации конкретных проектов технической помощи, а также денежные средства, выделяемые на эти цели.
Указанная помощь перелается безвозмездно, не преследует целей извлечения прибыли и коммерциализации результатов исследований и разработок. Эти результаты не могут быть объектам», интеллекгуальной собственности, а являются всеобщим достоянием.
Иные предметы могут быть отнесены к гуманитарной и технической помощи. только соответствующими
межправительственными соглашениями или решениями образованной Указом Президента РСФСР от 16 декабря 1991 г. № 286 Комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации.
Порядок таможенного оформления, применения льгот по уплате таможенных платежей в отношении товаров, ввозимых в
качестве гуманитарной и технической помощи, установлен приказом ГГК России от 15 марта 1996 года № 142.
! (орядок освобождения товаров от обложения таможенными пошлинами, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и вывозимых с этой территории в целях ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, которым руководствуется МЧС России, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 1994 года № 1041 и Временным положением, введенным в действие приказом МЧС России от 1 ноября 1994 года № 696.
Действующая нормативно-правовая база на федеральном и ведомственных уровнях, отражая общие понятия о гуманитарной помощи, не регламентирует конкретные действия в данной области органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы
Международная деятельность МЧС России по участию в ликвидации последствий бедствий, оказанию гуманитарной помощи пострадавшему населению осуществляется в соответствии с нормами международного права, нормами участия России в международных организациях, обязательствами по двусторонним и другим соглашениям
С точки зрения международного права, гуманитарная помощь может доставляться и распределяться международными организациями для пострадавшего населения как на территории, контролируемой законными органами власти, так и на территории, контролируемой вооруженными формированиями оппозиции, с согласия заинтересованных сторон, находящихся в конфликте.
При подготовке и проведении конкретных операций в Министерстве осуществляются мероприятия, предусмотренные «Положением о порядке формирования и доставки грузов гуманитарной помощи» (введено в действие приказом МЧС России от 05.08 94 гМ> 454), которым определен порядок организации работы структурных подраздёЙЬний Министерства при оказании гуманитарной помощи на территории Российской Федерации и за ее пределами.
В МЧС России вопросы организации, формирования и доставки трузов гуманитарной помощи, как указывалось, возложены на Департамент международного сотрудничества Департамент при получении Министерством заявки от МИД России или определении потребности, исходя из реальной обстановки, совместно с другими структурными подразделениями Министерства готовит и
согласовывает с заинтересованными министерствами и ведомствами Российской Федерации (МИД России, Минфин России, I ТК России и др.) проекты распоряжений Правительства Российской Федерации по вопросам оказания чрезвычайной гуманитарной помошп
Как правило, работа по подготовке таких проектов распоряжений проводится с получением предварительных поручений Правительства Российской Федерации, с учетом имеющихся финансовых возможностей, и на основе всесторонней оценки масштабов чрезвычайных ситуаций.
На этом этапе определяются номенклатура и объемы гуманитарных грузов, вил транспорта, порядок доставки и передачи гуманитарной помощи, в том числе взаимодействие с международными партнерами, сроки и этапы проведения гуманитарных операций, их участники, а также составляется ориентировочная смета расходов и указывается порядок финансирования.
Согласованные установленным порядком проекты распоряжений представляются в Правительство Российской Федерации для принятия окончательного решения После выхода этих распоряжений Правительства Российской Федерации в МЧС России осуществляется практическая работа по организации формирования и доставки грузов гуманитарной помощи по назначению. По завершении каждой гуманитарной операции о ее результате представляется доклад в Правительство Российской Федерации, а также информируются МИД России и международные организации
Этот порядок оправдал себя, но с учетом роста масштабов гуманитарных акций, усложнения структуры и форм российского участия основная тяжесть работ теперь ложится на Агентство по обеспечению и координации российского участия в международных гуманитарных операциях , которое по выполнению своих функциональных задач замыкается на Департамент международного сотрудничества министерства
Для мобилизации возможностей МЧС России на выполнение подобных задач по стандартам ООН во взаимодействии с МИД России создан Российский национальный корпус чрезвычайного гуманитарного реагирования (постановление Правительства Российской Федерации от 13.1095 г. № 1010).
В состав корпуса включены центральный аэромобильный спасательный отряд, включая мобильный госпиталь, автомобильная и инженерная бригады гражданской обороны, авиационное предприятие и агентство «ЭМЕРКОМ» Такая структура обеспечила качественно новое состояние гуманитарных сил МЧС России — готовность
дейс i вонагь но запросам ООН и других гуманитарных структур в любом районе мира
Таким образом.
ia прошедшие годы сделаны значительные шаги в области развитя современной договорно-правовой базы международною сотрудничества в части гуманитарного реагирования МЧС России Ото очень важный участок в работе с зарубежными государствами и международными партнерами За истекший период в пом отношении сделано немало Заключены (или подтверждены действия прежних) межправит ельсг венные соглашения о сотрудничестве в области предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и техногенных аварий с более, чем 30 государствами Для организации работы по выполнению соглашений образованы совместные межгосударственные комиссии, которые плодотворно работают
Кроме мою международное сотрудничество МЧС России осуществляется на основе многое г оронних межправительственных соглашений — таких как Конвенция о скоординированной помощи в с ту чае чрезвычайных ситуаций различного характера, Соглашения между правительствами г осударств-участников Черноморского жономического сотрудничества о практическом взаимодействии в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природною и техногенного характера
Актуальным направ гением доюворно-правовой работы
являются межведомственные и межучрежденческие соглашения. В >юм сиучае есть возможность закрепить достигнутые результаты по конкретным проектам и программам, сформировать более широкие партнерские связи па взаимовыгодной основе. Примером этого могут служить меморандумы и соглашения с УВКБ ООН 1993 года, НАТО
1996 юда. гуманитарными структурами Норвегии 1995 года, Всемирной Продовольственной Программой 1996 года, Организацией Африканскою Гдинства 1996 года и другие акты
Следует заметить, что в соответствии с основными направлениями концепции развшия международных отношений МЧС России акшвизировадо деятельность по совершенствованию международного гуманитарного права в области сотрудничества при чрезвычайном планировании и реагировании г)та деятельность Росстат в сфере развития международного гуманитарною гграва опирается на уже накопленный опыт i уманитарных операций.
1аким образом. Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в области гуманитарного реагирования и зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций с зарубежными странами и международными организациями на двусторонней и многосторонней оснеье
Нормативно-правовой базой этого сотрудничества являются международные договоры, соглашения, меморандумы, протоколы и другие нормативные акты. Г.
сли международными договорами Российской Федерации установлены иные правила чем те.
которые содержатся в законодательстве страны в области шшиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, гуманитарною реагирования, то применяются правила международных договоров
Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/normativno-pravovye-osnovy-okazaniya-gumanitarnoy-pomoschi
Гуманитарная помощь: принципы и задачи
Гуманитарная помощь заключается в оказании добровольного безвозмездного содействия населению, пострадавшему от различных чрезвычайных ситуаций: военных действий, стихийных бедствий и т.д. Главной целью таких мероприятий является облегчение участи людей, находящихся в условиях катастрофы.
История возникновения
В 18-19 вв. миссионерские организации Европы и Северной Америки занимались проповедованием христианства в дальних странах и оказанием помощи. Благодаря деятельности религиозных сообществ жители развитых стран осознали значение гуманитарной помощи и начали оказывать им финансовую поддержку.
Важным этапом развития международного гуманитарного права является возникновение «Красного Креста». Первый международный комитет этой организации собрался в 1863 году. «Красный Крест» начал свою деятельность в период Франко-Прусской войны (1870-1871 гг.). Он оказывал помощь пострадавшим и организовал почтовое сообщение между военнопленными и их семьями.
Гуманитарная помощь в Российской Империи появилась еще раньше: в начале Крымской войны (1853 г.) с подачи великой княгини Елены Павловны появилась Крестовоздвиженская община сестер милосердия. Организация оказывала помощь раненым на поле боя.
Женевские конвенции, принятые с 1864 по 1949 гг., составляют основу международного гуманитарного права. Они установили принципы, в соответствии с которыми оказывается помощь участникам боевых действий и мирному населению во время войны.
Значение гуманитарной помощи возросло после 2 мировых войн, когда многие государства находились в состоянии разрухи. Созданная в 1945 г. Организация объединенных наций поставила своей целью укрепление всеобщего мира, развитие международного содействия для восстановления экономики стран.
В 1960-х гг. внимание международного сообщества переключилось на развивающиеся страны, которые избавились от колониальной зависимости и нуждались в экономической помощи.
Гуманитарные организации в рамках ООН
После окончания Второй мировой войны центральной фигурой в организации поддержки является ООН и ее специализированные учреждения. Гуманитарной помощью она занимается и по сей день.
- Управление по координации является структурным подразделением Секретариата ООН. Этот орган ответственен за мобилизацию различных организаций для оказания гуманитарной помощи в конкретной ситуации. В его распоряжении находится Фонд реагирования на чрезвычайные ситуации (СЕРФ), с помощью которого оказывается оперативная материальная поддержка пострадавшим регионам.
- Программа развития ООН занимается восстановлением регионов, пострадавших от стихийных бедствий.
- Всемирная продовольственная программа оказывает помощь во всех ситуациях, связанных с беженцами.
- ЮНИСЕФ занимается защитой детей в случаях, угрожающих их выживанию.
Неправительственные организации
Помимо самой знаменитой гуманитарной организации — «Красного Креста», существуют и другие международные объединения, которые занимаются оказанием помощи.
«Врачи без границ» — организация, которая работает и в процессе вооруженных столкновений, и в мирное время. Она занимается оказанием доступной медицинской помощи: вакцинацией, реализацией профилактических мероприятий, работой в стационарах.
Организация «Международная амнистия» предоставляет помощь людям, находящимся в местах лишения свободы, и военнопленным.
Цели
Согласно 1 статье Устава ООН, одной из задач международного сотрудничества является совместное разрешение социальных, культурных, экономических и гуманитарных проблем.
Кроме того, международное сообщество стремится к развитию прав и свобод человека. Гуманитарная помощь является оперативным средством, направленным на достижение указанных целей.
В условиях чрезвычайных ситуаций она решает следующие задачи:
- Обеспечить выживание и сохраненить здоровье людей, пострадавших в результате стихийных бедствий, военных конфликтов, техногенных катастроф.
- Восстановить самостоятельную работу служб жизнеобеспечения.
- Вернуть в нормальное состояние экономическую деятельность и инфраструктуру.
Принципы оказания
Деятельность «Красного Креста» и «Красного Полумесяца» выработала 7 принципов оказания гуманитарной помощи: гуманность, нейтральность, беспристрастность, добровольность, независимость, универсальность и единство. Женевские конвенции выделяют принципы гуманности и беспристрастности, которые характеризуют гуманитарную деятельность.
- Гуманность — единственная цель оказания любой медицинской или социальной помощи. Смысл гуманитарной деятельности заключается в защите человека.
- Беспристрастность требует того, чтобы помощь была оказана без каких-либо предпочтений по признаку расы, религиозных или политических воззрений. В первую очередь помощь должна оказываться тем, кто больше всего в ней нуждается.
Остальные принципы также применяются в деятельности по оказанию гуманитарной помощи, однако вызывают различные споры.
- Независимость. Деятельность организации должна быть свободна от финансового, идеологического, военного давления.
- Нейтральность. Если субъект предоставляет помощь пострадавшим в результате боевых действий, он не может быть заинтересован в военном конфликте. Действия по оказанию помощи не должны трактоваться как враждебные по отношению к какой-либо стороне конфликта.
Оперативные принципы применяются к конкретным мероприятиям по представлению гуманитарной помощи. Они наделяют организации правами и обязанностями для эффективного оказания помощи в конкретной ситуации.
- Свободный доступ к пострадавшим во время вооруженного конфликта.
- Право оказывать медицинскую помощь в любое время и в любом месте.
- Право помогать населению в случае нехватки жизненно необходимых ресурсов.
- Контроль за распределением помощи в зависимости от существующих потребностей.
Мероприятия
Гуманитарная помощь оказывается посредством следующих операций:
- Информирование государственных органов, общественных объединений и международных организаций, а также объединение сил.
- Непосредственное оказание медицинской и материальной помощи пострадавшему населению. Предоставление медикаментов, продовольствия, жилья и т.д.
- Организация доступа гуманитарных организаций к пострадавшим.
- Предоставление технического оборудования для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Проблемы
Оказание государством гуманитарной помощи в военном конфликте — ситуация, которая всегда вызывает множество споров. В условиях вооруженного противостояния сложно оценить истинные намерения государства, которое оказывает поддержку пострадавшим.
В некоторых случаях та или иная страна предпринимает эти действия, руководствуясь своими геополитическими интересами, например, желая усилить свое влияние в чужом регионе, вмешаться во внутренние дела другого государства.
В международном праве существует понятие гуманитарной интервенции, которое означает иностранное вмешательство во внутреннюю политику страны с целью защиты прав человека и прекращения угрозы безопасности. В качестве примера этого явления можно привести следующие ситуации:
- Вмешательство НАТО в Боснийскую войну в 1995 г. и в Югославский конфликт 1999 г.
- Вмешательство Великобритании, Франции и США в гражданскую войну в Ливии (2011 г.).
Гуманитарная помощь в России
В международном сотрудничестве по реагированию на чрезвычайные ситуации от лица России выступает МЧС. Орган действует на основе международных соглашений РФ, заключенных с ООН, НАТО, МОГО, ЕС, ОАЭ и другими странами. Согласно отчету об итогах деятельности МЧС в 2017 г.
, Россия отправила гуманитарную помощь населению Йемена, Киргизии, Таджикистана, Вьетнама, Шри-Ланки, Кубы, Мексики. Всего было проведено 36 операций. МЧС России помогает иностранным государствам в тушении пожаров, разминировании, эвакуации тяжелобольных людей.
РФ направила 13 конвоев гуманитарной помощи на юго-восток Украины, в зону вооруженных столкновений.
Источник: https://autogear.ru/article/155/624/uu-gumanitarnaya-pomosch-tseli-printsipyi-i-interesnyie-faktyi/
Гуманитарная деятельность международных организаций
Гуманитарная помощь – это помощь, оказываемая на добровольной основе населению при чрезвычайных ситуациях различного характера, без стремления к какой-либо финансовой или политической выгоде с целью облегчения тягот и лишений пострадавших. Важной особенностью гуманитарной помощи является безвозмездность ее предоставления пострадавшим, благотворительный порядок этой формы содействия.
Внутренняя и международная гуманитарная помощь базируется на трех основополагающих принципах — гуманности, беспристрастности, нейтралитете.
Международная гуманитарная помощь является важнейшей составной частью международной деятельности в области противодействия бедствиям. Субъектами гуманитарной помощи являются организации системы ООН, другие международные гуманитарные организации, страны-доноры.
Последние являются решающим звеном системы гуманитарной помощи, поскольку именно их материальные и финансовые ресурсы служат ее источником.
В качестве примеров стран-доноров ООН могут быть названы большинство развитых и некоторых других государств, таких как Австралия, Великобритания, государства Европейского Союза, Канада, Нидерланды, Норвегия, США, Финляндия, Япония и др.
Международная гуманитарная помощь осуществляется чаще всего под эгидой соответствующих структур ООН и во взаимодействии с Международным Комитетом Красного Креста в соответствии с международными соглашениями. Формирование, доставка, распределение и доведение гуманитарной помощи до нуждающихся осуществляется, как уже указывалось, путем проведения гуманитарных операций.
Организация международной деятельности по противодействию бедствиям осуществляется ООН, международными гуманитарными организациями, отдельными государствами, как правило, на двусторонней и многосторонней основе.
Для ведения гуманитарной деятельности в рамках ООН созданы специальные органы, организации, программы, комитеты и комиссии.
Особое место в деле борьбы с бедствиями в настоящее время занимают: — Управление ООН по координации гуманитарных вопросов (УКГВ); — Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ); — Организация ООН по образованию, науке и культуре (ЮНЕСКО); — Организация ООН по продовольствию и сельскому хозяйству (ФАО); — Всемирная продовольственная программа (ВПП); — Программа ООН по развитию (ПРООН); — Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП); — Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ); — Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ); — Международный Комитет Красного Креста и некоторые другие.
В последнее время свою роль в решении гуманитарных вопросов активизировал Северо-Атлантический Альянс (НАТО), особенно в лице своего Департамента чрезвычайного гражданского планирования (ДЧГП).
Международная деятельность по противодействию бедствиям, как видим, базируется в основном на усилиях ООН и ее органов.
Создан финансовый механизм для реагирования со стороны организаций системы ООН, в основе которого — Чрезвычайный фонд с постоянно обновляющимся капиталом в 50 млн. долларов США.
УКГВ ООН постоянно поддерживает и обновляет запасы предметов чрезвычайной помощи, получаемых от стран — доноров, на своих складах, находящихся на различных континентах. Сегодня во многих государствах, прежде всего странах-донорах, созданы специальные правительственные организации, которые при координирующей роли УКГВ ООН или самостоятельно решают задачи гуманитарного реагирования.
⇐ Предыдущая9101112131415161718Следующая ⇒
Источник: https://mykonspekts.ru/2-79191.html
Гуманитарная помощь: особенности оказания и роль нашей страны :
Гуманитарная помощь – одна из разновидностей материальной поддержки населения, которая применяется в регионах, находящихся на грани или в состоянии гуманитарной катастрофы.
Она предоставляется на безвозмездной основе всем пострадавшим. В качестве жизненно важных средств отправляются продукты питания, медикаменты, одежда и некоторые другие вещи, однако поставки таким способом оружия запрещены ООН.
Россия также вносит немалый вклад в эти международные усилия.
Для гуманитарной помощи характерна безотлагательность ее оказания, и этим она отличается от иностранной помощи. Претендовать на ее получение могут все пострадавшие от стихийных бедствий или военных действий. Обычно она организуется под предводительством ООН.
История гуманитарной помощи
Первыми, кто начал работать в этом направлении, были религиозные миссионеры европейского и североамериканского происхождения, которые вели свою деятельность на территории малоразвитых государств.
В первой половине 20 века добровольная гуманитарная помощь оказывалась пострадавшим от геноцида армянам. А в 20-х годах – жертвам голодомора на территории Поволжья.
Практика оказания гуманитарной помощи стала быстро расти после завершения Второй мировой. Такая деятельность велась как светскими, так и религиозными учреждениями. Особенно активно нарастали потоки жизненно важных грузов за последние 15 лет.
Цели гумпомощи
Гуманитарная помощь преследует следующие цели:
- спасение максимально возможного числа людей, пострадавших от стихийного бедствия, вооруженного конфликта или техногенной аварии;
- восстановление нормальной экономической деятельности и работы необходимых служб в максимально короткие сроки и с особым акцентом на реабилитацию пострадавших;
- восстановление разрушенной инфраструктуры и ее ремонт.
При оказании гуманитарной помощи стараются следовать следующим принципам: беспристрастности, гуманности и соблюдении нейтралитета.
Основными направлениями такой созидательной деятельности в критических ситуациях являются следующие:
- спасение и поиск пострадавших;
- предоставление им продуктов питания;
- организация места ночлега и временного проживания;
- подвоз питьевой воды;
- развертывание мобильных медицинских центров на пострадавшей территории;
- социальная помощь;
- обеспечение безопасности.
Участие ООН
В составе Организации Объединенных наций есть специальное Управление, координирующее подобные действия. В 2008 году был принят единый день гуманитарной помощи.
Наиболее значительный вклад вносит Всемирная продовольственная программа при ООН, которая специализируется на предоставлении продуктов питания нуждающимся. Под ее предводительством такая помощь, в одном только 2006 году, была оказана 87,8 миллионам нуждающихся, включая 56 млн детей из 78 стран.
Также при ООН создан фонд для оказания детской помощи. Организация рекомендует направлять усилия на помощь детям тех стран, где происходят вооруженные конфликты, а также правительствам этих стран.
Оказание помощи беженцам
Такая практика возникла во времена Второй мировой войны для оказания помощи пострадавшим европейцам. Вопросы оказания такой помощи решаются при ООН. Значительные усилия были направлены на решение проблем беженцев из Палестины, потерявших свои дома и оставшихся без средств к существованию.
Современные тенденции
В последнее время наблюдается возрастание и объединение усилий со стороны международного сообщества в целях более масштабного осуществления гуманитарной деятельности, которая постепенно приобретает глобальные масштабы. Инициаторами таких миссий в последние годы являются как отдельные государства, так и международные организации.
Растет международное сотрудничество и кооперация различных стран в целях более слаженного и адекватного реагирования в случае масштабных происшествий и катастроф. Участвуют в этом, в частности, международные и межправительственные организации. Происходит интеграция их ресурсов и возможностей.
Отмечено усиление гуманитарной активности со стороны ООН и прочих международных организаций. Россия также стала принимать более активное участие в этом процессе. Курирует эту деятельность в нашей стране МЧС России. Помощь была оказана большому количеству стран, расположенных на разных континентах.
Нашими спасателями были спасены тысячи людей. В места ЧП были доставлены необходимые грузы, медикаменты, продовольствие на общую сумму, исчисляемую миллиардами рублей. Таким образом, гуманитарная помощь России другим странам тоже заметно выросла.
Все это способствует улучшению имиджа нашей страны на мировой арене.
Россия отправила гуманитарную помощь не только в страны дальнего зарубежья.
В последние годы, в связи с обострением ситуации на востоке Украины, в нашей стране регулярно формируются конвои из грузовиков с продовольственными грузами, которые доставляются в Ростовскую область, а оттуда направляются по трассам регионального значения в город Луганск. Первые караваны грузовиков шли практически под прицелом украинских силовиков, а затем ситуация стала менее рискованной. Таким образом оказывается гуманитарная помощь Донбассу.
Источник: https://www.syl.ru/article/382727/gumanitarnaya-pomosch-osobennosti-okazaniya-i-rol-nashey-stranyi
Сотрудничество по развитию и гуманитарная помощь | Välisministeerium
Эстония осуществляет сотрудничество по развитию с 1998 года. После присоединения в 2004 году к Европейскому Союзу Эстония окончательно превратилась в государство-донор. Начиная с этого времени, она вместе с другими государствами поддерживает стабильность и развитие во всем мире.
Цель сотрудничества по развитию заключается в достижении и обеспечении демократии, стабильности, безопасности и процветания в Европе, а также во всем мире, содействуя одновременно избавлению от бедности.
Основополагающие принципы политики Эстонии в сфере оказания помощи идентичны.
В дополнение к вышесказанному, Эстония, реализуя свою политику по оказанию помощи, руководствуется также международными договорами и обязательствами в сфере развития, такими, как Программа ООН «Цели тысячелетия» и решениями Европейского Союза.
Основополагающим документом сотрудничества Эстонии по развитию является документ «Принципы сотрудничества Эстонии в области развития», который был принят Рийгикогу 15 января 2003 года. Документ устанавливает общие цели и приоритеты сотрудничества по развитию, а также различные формы осуществления сотрудничества.
Стремясь придать сотрудничеству Эстонии в области развития прозрачность и предсказуемость, Правительство утвердило программу сотрудничества Эстонии в области развития и гуманитарной помощи на 2011-2015.
Это вторая по счету программа сотрудничества по развитию и гуманитарной помощи, которая определяет основные сферы деятельности Эстонии, а также конкретные партнерские государства и международные организации в области сотрудничества по развитию до 2015 года.
По сравнению с предыдущей программой Эстония стремится улучшить планирование своей помощи и более детально определить рамки, в пределах которых будет осуществляться отслеживание и оценка результатов деятельности по оказанию помощи.
За последние пять лет сферы оказании помощи первостепенной важности остались, в общих чертах, прежними и были перенесены также в новую программу.
Таковыми являются: поддержка развитию человека, увеличение доступа к образованию, улучшение положения женщин и детей (здравоохранение и права), развитие демократии и добрых обычаев в сфере управления, а также поддержка поступательного развития экономики.
Двусторонняя помощь Эстонии сконцентрирована прежде всего на шести государствах Политики Соседства Европейского Союза (Армения, Азербайджан, Грузия, Молдова, Украина, Беларусь) и Афганистане.
Выбор нами стран-партнеров обусловлен прежде всего конкретными потребностями этих стран и дополнительными демократическими ценностями, помощь в развитии которых Эстония может предложить этим странам. При осуществлении сотрудничества по развитию Эстония исходит из принципа, что ответственность за развитие государства лежит в первую очередь на самом государстве.
Наше сотрудничество опирается на партнерство стран и взаимные интересы, и общая цель сотрудничества — помочь в достижении всемирных целей развития.
Для достижения этих целей Эстония в основном предлагает техническую помощь или ноу-хау в тех областях, в которых действия самой Эстонии при выстраивании своего государства и его структур оказались успешными и в которых она обладает соответствующим опытом по оказанию помощи странам-партнерам в проведении подобных реформ (экономические реформы, использование инфотехнологий в структурах правительства, интеграция с международными организациями и поддержка развития демократических институтов). Рост числа двусторонних и многосторонних проектов сотрудничества свидетельствует о правильности выбранного Эстонией направления. Наши партнеры ценят беспристрастность подхода Эстонии и то, что при внедрении проектов сотрудничества по развитию Эстония, как правило, обладает основательными знаниями о стране где эти проекты будут реализовываться.
Средства на сотрудничество по развитию и гуманитарную помощь выделяются в основном за счет бюджетов Министерства иностранных дел и Министерства финансов.
В 2010 году было выделено 14 миллионов евро, что составляет 0,1 % от валового национального продукта.
Исходя из призывов Европейского Союза увеличить объем официальной поддержки развития, Правительство Эстонии взяло курс на достижение к 2015 году уровня финансирования , составляющего 0,17% от ВНП.
Гражданские объединения, являющиеся основными получателями двусторонней помощи, финансируемой Министерством иностранных дел, являются существенными партнерами при разработке политики сотрудничества по развитию и реализации проектов в этой сфере.
Начиная с 2003 года, некоммерческие организации Эстонии, действующие в сфере сотрудничества по развитию, объединяет Круглый стол сотрудничества по развитию.
Около 1/3 двусторонних проектов по сотрудничеству и гуманитарной помощи осуществляются некоммерческими организациями.
Наряду с поддержкой экономического и социального развития основных стран-партнеров, Эстония оказывает гуманитарную помощь и другим странам мира, которые пострадали от природных катаклизмов или вооруженных конфликтов. Это является подлинным проявлением солидарности между людьми и государствами, а также неотъемлемой частью политики Эстонии в области сотрудничества по развитию.
Начиная с 1998 года, объем гуманитарной помощи, предоставляемой со стороны Эстонии жертвам стихийных бедствий и обусловленных деятельностью человека катастроф, постоянно растет.
К настоящему времени Эстония предоставила помощь 20 странам — преимущественно через гуманитарные организации ООН и Красный Крест, но двусторонняя гуманитарная помощь предоставлялась также через собственные некоммерческие организации или же Эстония направляла на место катастрофы команды спасателей либо отдельных членов таких команд.
Например, Эстония поддержала Индонезию, Китай и Гаити, выделив им средства для устранения последствий землетрясения, помощь для облегчения положения беженцев и внутренних переселенцев была оказана Афганистану, Шри-Ланке, Бирме, Зимбабве, Кыргызстану, Судану, Пакистану и Демократической Республике Конго, а также Эстония поддержала местных жителей постконфликтного Ирака, Грузии, Кении и Сектора Газа. За последние годы мы оказывали двустороннюю неденежную гуманитарную помощь Молдове, Украине, Грузии, Польше и России. С декабря 2006 года Спасательный департамент Эстонии является членом Международного Гуманитарного Партнерства (IHP) ООН, оказывающего поддержку логистикой в кризисных очагах. В 2009 году эксперты Эстонии участвовали в Миссиях Международного Гуманитарного Партнерства в Намибии и Индонезии, в 2010 году — в Гаити и Пакистане.
Также Эстония активно поддерживает различные международные организации (организации и фонды ООН, в том числе Международный Комитет Красного Креста — через платежи из бюджета в Центральный фонд реагирования на чрезвычайные ситуации (CERF) и посвятила себя делу укрепления системы гуманитарной помощи ООН, чтобы обеспечить предсказуемое и более эффективное реагирование. В 2009 году Эстония была вице-президентом Экономического и Социального Совета ООН и отвечала за рассмотрение вынесенных на обсуждение тем, актуальных для всемирной гуманитарной помощи. С 2011 по 2013 год Эстония была членом правления Детского фонда ООН (UNICEF). С 2009 по 2010 год Эстония, совместно с Ирландией, руководила важной инициативой донорства — форумом Гуманитарного донорства (GHD). В течение сопредседательствования активно пропагандировались принципы хорошего гуманитарного донорства, чтобы расширить круг доноров, придерживающихся этих принципов. Совместное руководство организацией, состоящей из 35 гуманитарных доноров, — это важная веха в политике Эстонии в сфере гуманитарной помощи. Совместная работа с таким опытным донором, как Ирландия позволила приобрести новые практические знания и набраться опыта в этой области.
Наряду с оказанием помощи в развитии и предоставлением гуманитарной помощи, очень важным считаем также информировать жителей Эстонии о своей деятельности и происходящих в мире событиях в общем плане. Основная целевая группа — это молодежь и активные члены гражданского общества.
В течение многих лет Министерство иностранных дел поддерживает проекты гражданского общества, целью которых является увеличение осведомленности жителей, а также финансировало волонтеров Эстонии, направлявшихся на работу в развивающиеся страны.
Например, начиная с 2005 года, эстонские волонтеры в рамках Всемирной Сети образования (GLEN) ежегодно работали в развивающихся странах и затем проводили в Эстонии ознакомительные мероприятия. В Эстонии стало традицией отмечать «День Мира» — ежегодное семейное мероприятие, проводимое в центре Таллинна совместно со многими партнерами и некоммерческими платформами сотрудничества по развитию.
Кроме того, за годы было создано множество фильмов и составлено много информационного материала, который может использоваться школами для предоставления соответствующего образования. Кроме школ, очень много внимания рассмотрению тем, связанных с сотрудничеством по развитию, уделяют также университеты Эстонии.
Согласно проводившимся в Эстонии исследованиям общественного мнения, основным аргументом, приводимым эстонскими жителями в обоснование необходимости сотрудничества по развитию, — это возможность оказать помощь нуждающимся в ней людям.
Лидеры общественного мнения чаще всего ссылаются на моральную обязанность оказывать помощь в рамках сотрудничества по развитию, содействовать обеспечению мира и безопасности, а также на основании того, что Эстония достаточно развита, чтобы позволить себе помогать другим. Чтобы приумножить число молодых людей, находящихся в курсе и занимающихся вопросами всемирного развития, Министерство иностранных дел осуществляет долгосрочное сотрудничество с организациями, участвующими во всемирном образованиии молодежи.
Государства Восточного Партнерства Европейского Союза. Как выше отмечено, основное внимание сотрудничества Эстонии по развитию направлено на сопредельные с нами регионы, т.е. на страны Восточного Партнерства ЕС: Армению, Азербайджан, Грузию, Молдову, Украину и Беларусь.
Эти страны пока еще испытывают большие проблемы в развитии, такие, как необходимость уменьшения бедности, увеличение экономического потенциала, поддержка демократических институтов, повышение дееспособности публичного сектора и руководство щадящим развитием.
Согласно индексу развития человеческого потенциала ООН (ИРЧП), эти страны относятся к беднейшим на Европейском континенте.
Развитие стран Восточного Партнерства важно с точки зрения обеспечения стабильного и мирного развития всего региона в целом и играет важную роль в достижении целей международной политики, политики безопасности и экономической политики Эстонии. Исходя из потребностей конкретной страны и потенциальных возможностей самой Эстонии, интенсивность двустороннего сотрудничества с каждой из стран может варироваться.
Важным институтом внедрения конкретного сотрудничества по развитию со странами Восточного Партнерства является Эстонский Центр Восточного Партнерства, который приступил к работе в январе 2011 года и предлагает возможность обучения представителям из стран Восточного Партнерства ЕС.
Основная тема сотрудничества Эстонии в области развития на 2011-2015 — это передача другим нашего опыта проведения социальной, административной и реформы управления государством, к которому в странах Восточного Партнерства проявляют наибольший интерес и потребность в котором в этих странах наиболее велика.
Афганистан — одна из важнейших стран-партнеров сотрудничества Эстонии в сфере развития, начиная с 2006 года, и в соответствии с Программой развития сотрудничества по развитию и гуманитарной помощи 2011 — 2015 остается таковой и на ближайшие годы.
Нужда в помощи в Афганистане очень велика, и вклад Эстонии в предоставление помощи одному из беднейших в мире государств там всячески приветствуется. Размер денежной помощи Эстонии в период с 2006 и по конец 2010 года составил 2,1 миллиона евро, и в новой программе развития запланировано увеличение оказываемой Афганистану помощи.
Эстония вкладывает средства в основном в развитие сферы здравоохранения, образования и в продвижение добрых обычаев в сфере управления.
Начиная с марта 2008 года в провинции Гильменд, в городе Лашкаргахе работает эстонский эксперт в области здравоохранения.
Он консультирует Группу по Востановлению Провинции Соединенного Королевства Великобритании и правительство провинции Гильменд по вопросам развития здравоохранения и занимается внедрением на месте эстонских проектов сотрудничества по развитию.
В 2011 году советник по вопросам здравоохранения из Эстонии и Некоммерческое объединение «Mondo» при поддержке Министерства иностранных дел будут продолжать обучение взрослого населения и профессиональное обучение работников здравоохранения в провинции Гильменд.
Кроме того, 300 000 евро, выделенные Правительством Греции в рамках трехстороннего сотрудничества, используются для создания в провинции Гильменд инфраструктуры здравоохранения и строительства нового Медицинского учебного центра в Лашкаргахе.
В Кабуле мы тесно сотрудничаем в образовательном секторе с Афганским центром Кабульского университета, где поддерживаем выпуск новых книг и предлагаем Центру консультации по вопросам, касающимя инфраструктуры инфотехнологий. В рамках проекта по укреплению дружбы между эстонскими и афганскими школами тесное сотрудничество существует также между 10 школами-побратимами из Эстонии и Афганистана.
Источник: https://vm.ee/ru/sotrudnichestvo-po-razvitiyu-i-gumanitarnaya-pomoshch