Тема 18. Международное ядерное право
⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 19Следующая ⇒
Вопрос № 1. Международное ядерное право: понятие, принципы, источники.
Вопрос №2. Сотрудничество субъектов международного права в сфере ядерной энергетики.
Вопрос №3. Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) и система региональных организаций.
Вопрос № 1.
1. Международное ядерное право (МЯП) представляет собой совокупность принципов и норм, которые регулируют международное сотрудничество государств и других субъектов международного права в области мирного использования ядерной энергии и предотвращения опасности ядерной войны.
2. Мировым сообществом при активном участии Советского Союза выдвинуты в этой области три установки, ставшие специальными принципами международного ядерного права:
· запретить использование ядерного оружия в мире, так как оно является оружием массового поражения;
· страны должны отказаться от производства ядерного оружия;
· те страны, которые имеют ядерное оружие, не должны его распространять (передавать другим).
3. Среди источников международного ядерного права следует выделить:
· Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 года;
· Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 года;
· Конвенцию об ответственности за ущерб, связанный с радиоактивными отходами 1963 года;
· Конвенцию об оперативном оповещении о ядерной аварии 1986 года;
· Конвенцию о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации 1986 года;
· Конвенцию о физической защите радиационных материалов 1988 года;
· Конвенцию о безопасном обращении со всеми видами отработанного топлива и радиоактивными отходами 1996 года.
Вопрос №2
1. Сотрудничество государств по вопросам использования ядерной энергии развивается в следующих направлениях:
1) лицензирование и безопасность,
2) радиологическая защита,
3) снятие с эксплуатации энергоблоков,
4) удаление радиоактивных отходов,
5) международная торговля ядерными материалами,
6) ответственность, страхование и правила эксплуатации.
По этим проблемам созданы рабочие группы ученых-юристов в рамках Ассоциации международного ядерного права.
Доклады по итогам слушаний в рабочих группах сводятся в один общий отчет, который представляется международному сообществу через МАГАТЭ.
2. Рассмотрим отдельные, из вышеперечисленных направлений.
· Лицензирование, безопасность и радиологическая защита:
— основная задача ядерной безопасности по определению МАГАТЭ — поддержание радиационного облучения от ядерной установки на оптимально достижимом низком уровне, как в ходе нормальной эксплуатации установки, так и в случае аварии, а также обеспечение защиты от ионизирующего излучения отдельных лиц, их потомства и человечества в целом.
— МАГАТЭ, МОТ и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) разработали и приняли Основные нормы безопасности по радиационной защите;
— они же разработали Свод практических правил по радиационной защите работников рудников и предприятий по переработке радиоактивных руд.
— МАГАТЭ регулярно публикует специальное издание — «Серию безопасности», в которой опубликованы правила, критерии и стандарты обеспечения безопасности при работе с мирными ядерными установками. Задача состоит в том, чтобы обобщить весь этот огромный опыт.
Таким образом, у международного сообщества назрела потребность в создании единой конвенции по ядерной безопасности.
· Радиологическая защита:
— в области радиологической защиты у международного сообщества уже имеется ряд документов, нормы которых в какой-то степени обеспечивают защиту человека от радиоактивного излучения;
— МАГАТЭ продолжает изучать опыт безопасной эксплуатации ЯЭС и оказывать консультативную помощь государствам и их органам, связанным с обеспечением радиационной защиты и ядерной безопасности.
— важным направлением деятельности МАГАТЭ в этой области является разработка принципов радиационной защиты и норм по их практическому применению.
По мере развития ядерной энергетики и увеличения числа ЯЭС все острее будет стоять перед миром проблема радиологической защиты и ее решение потребует усилий и специалистов-ядерщиков, и юристов.
· Снятие с эксплуатации энергоблоков и удаление радиоактивных отходов:
— большинство ЯЭС рассчитано на 30-50 лет эксплуатации, их ресурс пока не исчерпан;
— создание в будущем могильников над каждым таким энергоблоком — одна из сложных технических и юридических проблем;
— переработка отработанного ядерного топлива стала одной из острых проблем: топлива гораздо больше, чем заводов по его остекленению;
— имеется много двусторонних соглашений, по которым отработанное ядерное топливо забирает обратно страна-поставщик, потому что наработанный плутоний может быть применен в военных целях.
Проблема не решена, никаких международных многосторонних соглашений по этой проблеме пока нет.
· Международная торговля ядерными материалами:
— единых международных правил по этому вопросу не существует;
— каждое из государств, торгующих ядерными материалами, разрабатывает такой международный договор купли-продажи на свой страх и риск;
— много вопросов накопилось по проблемам перевозки продаваемых ядерных материалов.
В 1980 году была принята и открыта для подписания Конвенция о физической защите ядерного материала. В 1988 году она вступила в силу.
По Конвенции необходимо соблюдать следующие требования:
— минимальное время нахождения груза в пути;
— на остановочных пунктах опасный груз должен перегружаться на временный склад;
— отказ от регулярных перевозок ядерных материалов; маршруты таких перевозок и остановок в пути следования должны меняться;
— сообщения о пути следования груза и его составе должны передаваться секретными каналами связи с использованием шифров;
— маркировка груза и транспортного средства должна осуществляться с осторожностью и в ограниченном виде;
— круг лиц, осведомленных о перевозке, ее маршруте и сроках должен быть сведен к минимуму.
· Ответственность, страхование и правила эксплуатации:
— вопросы ответственности регулируются только Конвенцией о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1963 года;
— каждая из стран сама создает свою внутреннюю систему ответственности за ущерб, который не имеет трансграничных последствий;
— ответственность за этот ущерб лежит на операторе ядерной установки, назначенном соответствующим, отвечающим за установку государством;
— в некоторых случаях само государство, отвечающее за установку, может выступать в качестве оператора, то есть отвечать за управление установкой.
— ответственность оператора за ущерб ограничена суммой возмещения и ее верхний предел — 1,5 млрд. золотых франков;
— оператор, если он не государство, обязан застраховать свою ответственность.
Вопрос №3.
1. В 1956 году создано Международное агентство по атомной энергии — МАГАТЭ, которое занимается организацией сотрудничества государств в этой сфере деятельности людей.
Эта организация находится в особой связи с ООН, непосредственно с Генеральной Ассамблеей, а в случае необходимости — и с Советом Безопасности.
Целью МАГАТЭ, как это записано в ст. II Устава, является достижение более скорого и широкого использования атомной энергии для поддержания мира, благосостояния, здоровья людей во всем мире.
Нормы, которые детально регламентируют функции Агентства, изложены в ст. III Устава:
— содействовать научно-исследовательским работам в области ядерной энергии и развитию ядерной энергии, а также практическому ее применению в мирных целях во всем мире;
— обеспечивать услуги, материалы, оборудование и технические средства для удовлетворения нужд научно-исследовательской работы в области ядерной энергии, развития ядерной энергии и практического ее применения в мирных целях, включая производство электрической энергии с надлежащим учетом нужд слаборазвитых районов мира;
— содействовать обмену научными и техническими сведениями о применении ядерной энергии в мирных целях;
— поощрять обмен научными работниками в области использования ядерной энергии в мирных целях;
— устанавливать и проводить в жизнь гарантии, которые имеют своей целью обеспечить, чтобы специальные расщепляющиеся материалы, услуги, оборудование, технические средства и сведения, которые предоставляются Агентством, не были использованы в военных целях;
— устанавливать и применять, после консультаций и сотрудничества с компетентными органами ООН и с заинтересованными специализированными учреждениями, нормы безопасности для охраны здоровья;
— приобретать и создавать любые заводы и оборудование, которые могут быть полезными при выполнении функций, возложенных на Агентство.
2. Сотрудничество в области мирного использования ядерной энергии осуществляют международные региональные ядерные организации.
Основными целями их деятельности являются:
· научно-техническое сотрудничество,
· промышленное сотрудничество.
К наиболее развитым организациям международного регионального сотрудничества относятся:
— Объединенный институт ядерных исследований (ОИЯИ, г. Дубна Московской области);
— Европейский центр ядерных исследований (ЦЕРН, Женева);
— Европейское агентство ядерной энергии Организации европейского экономического сотрудничества (ЕАЯЭ—ОЕЭС, Лондон);
— Европейское сообщество по ядерной энергии (Евратом; был создан как самостоятельная организация в 1957 г., а в 1967 г. слился со структурами Европейского экономического сообщества, Брюссель);
— Средневосточный институт ядерных исследований (КАЙРО, Каир);
— Межамериканская комиссия по ядерной энергии Организации американских государств (МКЯЭ—ОАГ, Мехико);
— Исполнительный комитет Комиссии по зоне, свободной от ядерного оружия, в Юго-Восточной Азии (собирается по мере необходимости, постоянной штаб-квартиры не имеет);
— Африканская комиссия по атомной энергии (АКАЭ, Пелиндаба, ЮАР).
Источник: https://lektsia.com/1x63d.html
О мап
Международная ассоциация прокуроров (МАП) – это международная неправительственная и неполитическая организация, первая и единственная всемирная организация прокуроров. Имеет консультативный статус при ООН.
МАП формально учреждена 6 июня 1995 г. представителями 11 государств, которые собрались в штаб-квартире ООН в Вене по предложению Барри Хэнкока (Великобритания).
Мария Хайду (Венгрия) была избрана исполняющей обязанности Президента, а Хенк Маркварт Шольц (Нидерланды) исполняющим обязанности Генерального секретаря Ассоциации. Тогда же оргкомитет утвердил состав первого временного Исполкома МАП.
В него вошли представители Ирландии, Японии, Венгрии, Великобритании, Румынии, Уганды, Германии и Австрии.
Побудительным мотивом создания МАП стали быстрый рост транснациональной и организованной преступности, в том числе незаконного оборота наркотиков и отмывания денежных средств, полученных преступным путем, а также необходимость организации более оперативного и эффективного международного сотрудничества между прокурорами в целях противодействия новым вызовам и угрозам.
1-е заседание Исполкома МАП прошло в феврале 1996 г. в Висбадене (ФРГ).
Официальная инаугурация Ассоциации состоялась в сентябре 1996 г. на ее 1-й Ежегодной конференции и Общем собрании в Венгрии (Будапешт, 19 – 22 сентября 1996 г.) по теме «Обеспечение законности в меняющемся мире – роль прокурора», в которой приняли участие 134 человека из 49 стран.
2-е заседание Исполкома МАП состоялось в марте 1997 г. в Румынии (Бухарест). В ходе него была одобрена кандидатура Ю.Я. Чайки (Россия) для избрания в состав Исполкома МАП.
В МАП входят как индивидуальные члены (от рядовых прокуроров до начальников в прокурорских службах), так и 183 организационных члена (прокурорские службы, национальные ассоциации прокуроров и ряд органов по борьбе с преступностью). Индивидуальным членом МАП может стать любой действующий или бывший прокурор.
МАП представляет почти 350 тысяч прокуроров из 177 стран.
Генеральная прокуратура Российской Федерации, активно содействовавшая формированию МАП, является организационным членом Ассоциации с момента ее создания.
- К основным задачам МАП относятся:
- содействие эффективному, справедливому и беспристрастному расследованию преступлений;
- внедрение высоких стандартов и принципов при отправлении правосудия по уголовным делам, включая процедуры, направленные как на предупреждение ненадлежащего отправления правосудия, так и на реагирование на такие случаи в целях обеспечения верховенства закона;
- развитие и укрепление стандартов и принципов, которые признаны международным сообществом в качестве необходимых для осуществления надлежащего и независимого рассмотрения уголовных дел;
- защита прав человека;
- оказание помощи прокурорам в международном сотрудничестве в борьбе с организованной преступностью;
- содействие продвижению профессиональных интересов прокуроров и признанию их ключевой роли в достижении целей правосудия по уголовным делам;
- установление тесных связей между отдельными прокурорами и органами прокуратуры, обмен и распространение информации, знаний и опыта между ними и с этой целью поощрение использования информационных технологий.
Ассоциация избирает Президента, шесть вице-президентов, а также Генерального секретаря и назначает Генерального советника, которые по должности (ex officio) входят в состав руководящего органа – Исполнительного комитета.
Президентом МАП является Герхард Ярош (Австрия), Генеральным секретарем – Хан Мораал (Нидерланды).
В настоящее время в Исполком входит 32 члена из 27 стран, представляющих основные регионы мира.
В настоящее время старший помощник Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям Зимин В.П. является кооптированным членом Исполнительного комитета МАП.
Сенат МАП состоит из бывших членов Исполнительного комитета. Он работает вместе с Президентом и Исполнительным комитетом и выполняет рекомендательные и другие функции в целях реализации задач Ассоциации. Генеральный прокурор Российской Федерации Чайка Ю.Я. является членом Сената МАП.
Главное управление международно-правового сотрудничества,
декабрь 2018 г.
Источник: https://genproc.gov.ru/ms/ms_iap/about/
База рефератов
Содержание:
Введение
1. Понятие и источники международного атомного права
2. Правовое регулирование ядерной безопасности, радиационной защиты и транспортировки радиоактивных веществ
3. Правовое регулирование атомного морского судоходства
4. Использование атомных источников энергии в космическом пространстве
5. Международное агентство атомной энергетики и его гарантии
6. Международно-правовая ответственность за ядерный ущерб
7. О концепции атомного права России
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Общественные отношения в такой потенциально-опасной сфере человеческой деятельности, как использование атомной энергии в мирных и оборонных целях, требуют всесторонней правовой регламентации.
В настоящее время сложилась совокупность правовых норм и институтов, регулирующих указанные общественные отношения и образующих комплексную отрасль российского права – атомное право. Комплексный характер этой отрасли обусловлен сочетанием в ней норм конституционного, гражданского, административного, экологического, земельного и других отраслей права.
Нормы атомного права, создающие правовые основы деятельности в области использования атомной энергии, должны быть направлены на сбалансированность политических, экономических, оборонных, а также социальных и экологических интересов государства в этой области; прав и охраняемых законом интересов отдельных его граждан. Конечной задачей правового регулирования в области использования атомной энергии является обеспечение безопасного для человека и окружающей природной среды и экономически или военно-политически (при использовании атомной энергии в оборонных целях) целесообразного и эффективного использования атомных технологий.
1.Понятие и источники международного атомного права
Под международным атомным правом (МАП) понимается отрасль международного права, регулирующая сотрудничество государств по использованию атомной энергии в мирных целях.
В предмет правового регулирования МАП входят следующие блоки общественных отношений:
· по ядерному разоружению;
· по обеспечению ядерной безопасности;
· по регламентации ядерного экспорта и транспортировке ядерных материалов;
· по физической защите ядерных материалов;
· по атомному судоходству;
· по использованию ядерных источников энергии в космосе;
· по ядерному страхованию и установление ответственности за ядерный ущерб.
Среди источников МАП выделяются: Договор о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой (1963 г.); Договор о нераспространении ядерного оружия (1968 г.
); Конвенция о физической защите ядерных материалов (1980 г.); Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии (1986 г.); Конвенция о помощи в случае аварии или радиационной аварийной ситуации (1986 г.
); Устав Международного агентства по атомной энергии (1956 г.).
2. Правовое регулирование ядерной безопасности, радиационной защиты и транспортировки радиоактивных веществ
Вопросы обеспечения ядерной безопасности и радиоактивной защиты имеют в международном атомном праве достаточно важное значение. Среди актов, направленных на реализацию ядерной безопасности главным являются Конвенция 1980 г. о физической защите ядерных материалов.
В соответствии с указанным актом предусмотрено, что каждое государство-участник конвенции принимает меры для обеспечения безопасности во время перевозки ядерных материалов. В качестве приложения к Конвенции излагаются уровни защиты ядерных материалов, которые должны соблюдаться государствами — участниками конвенции.
Несоблюдение обязательств об уровнях защиты исключает возможность, по Конвенции, сотрудничать с данными государствами в части транспортировки ядерных материалов. В развитие положений Конвенции 1980 г.
принято достаточно много актов как многостороннего, так двустороннего характера, регламентирующих перевозку опасных грузов: Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов; Международный кодекс морской перевозки опасных грузов Международной морской организации; Правила воздушной перевозки грузов Международной ассоциации воздушного транспорта и др.
В рамках МАГАТЭ принимаются акты, направленные на обеспечение ядерной безопасности. К их числу необходимо отнести: Основные нормы безопасности по радиационной защите; Свод практических правил по радиационной защите работников рудников и предприятий по переработке радиоактивных руд и др.
По мнению МАГАТЭ, основной целью ядерной безопасности является поддержание радиационного облучения от ядерной установки на оптимально достижимом низком уровне, как в ходе нормальной эксплуатации установки, так и в случае аварии, а также обеспечение защиты от ионизирующего излучения отдельных лиц, их потомства и человечества в целом.
МАГАТЭ активно занимается проблемами обеспечения ядерной безопасности при эксплуатации АЭС. В этих целях Агентство выпускает специальное издание — «Серию безопасности».
Система радиационной защиты предусматривает: закрепление общих правил радиационной защиты в отношении отдельного человека и требования защиты при эксплуатации конкретного источника ионизирующего излучения.
3. Правовое регулирование атомного морского судоходства
Международно-правовое регулирование торгового судоходства регламентируется нормами Международного морского права. Однако международное право, предоставляя мореплавателям права, возлагает на них определенные обязанности, в том числе направленные на обеспечение судоходства с атомными источниками энергии на борту.
Конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г.
имеет главу «Ядерные суда», где предусматривает, что государства флага судна должны предпринимать меры к недопущению чрезмерной радиационной или иной ядерной опасности, должны быть соблюдены стандарты и технические нормы при строительстве судов с атомными энергетическими установками, включая контроль за строительством, обеспечение надлежащей квалификации персонала, выдача сертификата о ядерной безопасности судна. Конвенция также предусматривает обязанность капитана судна с АЭУ информировать компетентные власти об аварии установки, право государств устанавливать дополнительные требования безопасности к судам с АЭУ.
Кроме указанного акта в 1962 г. была принята Брюссельская конвенция об ответственности оператора ядерных судов (не вступила в силу). Данная конвенция повлияла на развитие национального законодательства в части обеспечения безопасности атомного торгового судоходства.
4. Использование атомных источников энергии в космическом пространстве
На космических объектах в настоящее время весьма активно начинают использоваться ядерные источники энергии двух типов: радиоизотопные генераторы и ядерные реакторы.
В международном праве отсутствует единый акт, который бы предусматривал регламентацию использования ядерных источников энергии (ЯИЭ) в космосе.
В течение ряда лет в рамках Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях обсуждается вопрос о разработке международного акта, регулирующего использование ЯИЭ в космосе. В настоящее время при разработке международного акта рассматриваются следующие вопросы:
¾ проблемы обеспечения безопасности при использовании ЯИЭ в космосе;
¾ ограничения дозы радиоактивного облучения при использовании ЯИЭ в космосе;
¾ уведомления об использовании ЯИЭ в космосе;
¾ оказание помощи в ликвидации последствии аварии космических объектов с ЯИЭ в космосе;
¾ ответственности в связи с использованием ЯИЭ в космосе и др.
5. Международное агентство атомной энергетики и его гарантии
Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). Эта межправительственная организация в области использования атомной энергии была создана по решению ООН на международной конференции в Нью-Йорке. Устав Агентства принят 26 октября 1956 г. и вступил в силу 29 июля 1957 г. Штаб-квартира находится в Вене (Австрия).
МАГАТЭ, хотя и относится к специальным организациям, не имеет статуса специализированного учреждения ООН. Его связь с ООН регулируется Соглашением, заключенным с Генеральной Ассамблеей ООН 14 ноября 1957 г.
В соответствии с Соглашением и Уставом МАГАТЭ Агентство должно представлять ежегодные доклады о своей деятельности Генеральной Ассамблее и при необходимости Совету Безопасности и ЭКОСОС.
Если в связи с деятельностью Агентства возникают вопросы, входящие в компетенцию Совета Безопасности, то оно должно уведомлять о них Совет (например, о всех случаях нарушения членами МАГАТЭ заключенных с Агентством соглашений).
Организация ставит своей целью способствовать развитию международного сотрудничества в области мирного использования атомной энергии.
Высший орган МАГАТЭ — Генеральная конференция, состоящая из представителей всех государств-членов, собирается ежегодно на очередные сессии. Предусмотрены также специальные сессии. Генеральная конференция осуществляет общее руководство политикой и программами МАГАТЭ.
Совет управляющих занимается оперативным руководством всей деятельностью МАГАТЭ.
В его состав входят 35 государств, из которых 22 избираются Генеральной конференцией от семи регионов мира (Западной Европы, Восточной Европы, Латинской Америки, Африки, Среднего Востока и Южной Азии, Юго-Восточной Азии и района Тихого океана, Дальнего Востока), а 13 назначаются (наиболее развитые страны в области технологии атомной энергии). Совет заседает, как правило, четыре раза в год. Он имеет два постоянных комитета: по административным и бюджетным вопросам и по технической помощи. Кроме того, он может создавать комитеты для решения конкретных вопросов.
Секретариат МАГАТЭ осуществляет административно-техническое руководство организацией. Он возглавляется генеральным директором, который назначается на четыре года Советом управляющих и утверждается Генеральной конференцией.
Основные направления деятельности МАГАТЭ: организация и координация исследований и разработок в области ядерной энергетики, вопросы радиационной безопасности, оказание технической помощи государствам — членам Агентства в области мирного использования ядерной энергии, осуществление контроля (гарантий) за мирным использованием атомной энергии, регламентационная деятельность по вопросам, связанным с атомной опасностью.
Одна из главных функций Агентства состоит в применении системы контроля (гарантий) в целях обеспечения того, чтобы ядерные материалы и оборудование, предназначенные для мирного использования, не были употреблены для военных целей.
Контроль осуществляется на местах инспекторами МАГАТЭ. Неядерные государства — участники Договора о нераспространении ядерного оружия 1968 г.
должны заключать соглашения с МАГАТЭ о контроле над мирной ядерной деятельностью этих государств.
В Европе функционирует Европейское агентство по атомной энергии. Основные стандарты в рассматриваемой области установлены Договором об учреждении Европейского Сообщества по атомной энергии (ЕВРОАТОМ).
6. Международно-правовая ответственность за ядерный ущерб
Вопрос о возмещении ущерба, причиненного авариями на ядерных установках, в настоящее время не разработан в достаточной мере. Отсутствуют общие международные соглашения, регулирующие гражданско-правовую ответственность за ядерный ущерб; не разработан механизм международно-правовой ответственности государств за негативные последствия ядерных инцидентов, имеющих трансграничный характер.
Из наиболее известных являются Венская конвенция 1963 г. о гражданской ответственности за ядерный ущерб (вступила в силу 12 ноября 1977 г.) и Парижская конвенция 1960 г. об ответственности перед третьей стороной в области ядерной энергии (вступила в силу 1 декабря 1974 г.). В соответствии с указанными актами в МАЛ закрепляются следующие принципы ответственности:
— принцип юридической канализации ответственности, который понимается как единство ответственных лиц при возникновении ответственности и необходимость осуществления ядерного страхования;
— принцип абсолютной ответственности подразумевает возникновение ответственности без вины в случае причинения вреда, так как ЯИЭ являются источниками повышенной опасности;
— принцип ограничения ответственности — ограничение ответственности происходит путем установления максимального предела суммы возмещения.
7. О концепции атомного права России
До 1995 г. в России не было законов, устанавливающих правовую основу и принципы безопасности при использовании атомной энергии, защищающих жизнь, здоровье и имущество граждан и окружающую среду от возможных негативных воздействий использования атомной энергии и функционирования ядерного комплекса России.
Однако за последние годы в этой области произошли значительные изменения.
Приняты и работают базовые законы, регулирующие использование атомной энергии в стране – «Об использовании атомной энергии», «О радиационной безопасности населения РФ», «О финансировании особо радиационно-опасных и ядерно-опасных производств и объектов», «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территорий», законодательные акты по социальной защите граждан, пострадавших от радиационных аварий и катастроф и т.д. В развитие указанных законов приняты многочисленные подзаконные нормативные правовые акты, входящие в систему правового регулирования использования атомной энергии в РФ. Особое, концептуальное значение имеют принятые недавно Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (утвержденные Президентом РФ 04.12.2003 г.)
Тот факт, что в
Источник: http://uchi.ucoz.ru/load/baza_referatov/gosudarstvo_i_pravo/mezhdunarodnoe_atomnoe_pravo/37-1-0-57998
Международное право и ограничение ядерных вооружений
Международное право (Бархатова Е.Ю.) » Международное право и ограничение ядерных вооружений
Ядерное оружие относится к оружию массового уничтожения, комплекс норм международного права в этой области особенно развит.
Ядерное оружие еще не запрещено, но Генеральная Ассамблея ООН уже приняла несколько резолюций о запрещении применения ядерного оружия.
Запрещается испытывать ядерное оружие в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г.).
Любые ядерные взрывы, а также размещение ядерного оружия запрещены в:
- Антарктике (Договор об Антарктике 1959 г.),
- Латинской Америке (Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке 1967 г.),
- южной части Тихого океана (Договор о безъядерной зоне в южной части Тихого океана 1985 г.),
- на морском дне и в его недрах (Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г.),
- на Луне и других небесных телах (Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1984 г.).
Существующие нормы направлены на то, чтобы предотвратить распространение ядерного оружия и не допустить приобретения его каким-либо государством, помимо пяти, признанных обладающими им (США, Россия, Великобритания, Франция и Китай).
Сложности с соблюдением режима нераспространения ядерного оружия возникли в связи с прекращением существования СССР, в результате чего имевшееся у него ядерное оружие оказалось на территории четырех независимых государств — бывших союзных республик (Беларуси, Казахстана, России и Украины).
Актуальной проблемой является регулирование ядерных стратегических вооружений. Термин «стратегических вооружений» условен и ныне охватывает межконтинентальные баллистические ракеты, тяжелые бомбардировщики как носители бомб, баллистических и крылатых ракет, баллистические ракеты, запускаемые с подводных лодок, а также средства противоракетной обороны.
В соответствии с ныне действующими обязательствами в отношениях между Россией и США запрещается развертывание систем противоракетной обороны территории страны либо создание основы для такой системы, а для разрешенных систем действуют определенные количественные и качественные ограничения (Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны 1972 г.).
Регулирование ядерных стратегических вооружений до недавнего времени осуществлялось только в советско-американских отношениях (Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения наступательных стратегических вооружений 1972 г., Договор об ограничении наступательных стратегических вооружений 1979 г.
, который так и не вступил в силу, хотя применялся на протяжении нескольких лет, Договор о сокращении и ограничении наступательных стратегических вооружений 1991 г.
), однако после прекращения существования СССР участниками этого процесса в той или иной степени стали указанные бывшие союзные республики (что нашло отражение в факте подписания ими и США в 1992 г. Протокола к Договору о сокращении и ограничении наступательных стратегических вооружений 1991 г.
), притом что полноправным участником переговоров должна оставаться только Россия (в 1993 г. РФ и США подписали Договор о дальнейшем сокращении и ограничении наступательных стратегических вооружений).
Источник: http://www.konspekt.biz/index.php?text=41862
1. Понятие международного права и его роль в управлении международным сотрудничеством
87. Международное атомное право: понятие, принципы, основные источники и институты. Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). РФ и международное атомное право.
Международное атомное право — совокупность юридических норм и принципов, регламентирующих межгосударственные отношения в области использования энергии атома. Является отраслью международного права и регулирует как вопросы ограничения ядерных вооружений, так и проблемы международного сотрудничества в мирном использовании атомной энергии.
Международно-правовая практика вычленила и специфические принципы МАП: исключительно мирное использование атомной энергии, обеспечение её безопасного использования, недопустимость радиоактивного загрязнения нашей планеты. С середины 50-х годов наметилась устойчивая тенденция к развитию двустороннего и многостороннего сотрудничества в этой области.В 1956 г.
в целях эффективного многостороннего сотрудничества была создана универсальная международная атомная организация — Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), а также региональные организации — Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом), Европейский центр ядерных исследований (ЦЕРН), Агентство по запрещению ядерного оружия в Латинской Америке (ОПАНАЛ) и др.Многосторонние соглашения в ядерной области позвволяют обеспечить более высокий уровень международного сотрудничества. К таким соглашениям необходимо отнести Конвенцию МОТ № 115 о защите трудящихся от ионизирующей радиации 1960 г., Парижскую конвенцию об ответственности перед третьей стороной в области ядерной энергии 1960 г., Венскуи венцию о гражданской ответственности за ядерный ущерб, Конвенцию о физической защите ядерного материала И Конвенцию об оперативном оповещении о ядерной аварии 1986 г., Конвенцию о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации 1986 г., Международную конвенцию о ядерной безопасности 1994 г. и др.МАГАТЭ — международная организация для развития сотрудничества в области мирного использования атомной энергии.Агентство было создано как независимая межправительственная организация в системе ООН, а с появлением Договора о нераспространении ядерного оружия его работа приобрела особое значение, поскольку ДНЯО сделал обязательным для каждого государства-участника заключить с МАГАТЭ соглашение о гарантиях.Цель работы Агентства в стране — констатировать, что работы в мирной ядерной области не переключались на военные цели. Государство, подписывая такое соглашение как бы гарантирует, что не проводит исследований военной направленности, поэтому этот документ и называется соглашением о гарантиях. При этом МАГАТЭ — орган сугубо технический. Оно не может давать политической оценки деятельности того или иного государства. МАГАТЭ не вправе строить догадки — Агентство работает только с наличными фактами, основывая свои выводы исключительно на осязаемом результате инспекций. Сотрудничество в области научных исследований ядерной энергии. Региональная основа и двусторонние соглашения. Соглашение об организации объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ) в Дубне 1956. Институт является международной межправительственной организацией.Сотрудничество в области торговли ядерным материалом и ядерными технологиями, сооружения ядерных установок и АЭС, а также хранения и переработки отработанного ядерного топлива осуществляется на двусторонней основе. Н-р, соглашение между РФ и Словакией о сотрудничестве в завершении сооружения первой очереди атомной электростанции «Моховице» 1995 и др.Сотрудничество в рамках СНГ и двустороннее сотрудничество РФ с иностранными государствами. В рамках СНГ действует соглашение об основных принципах сотрудничества в области мирного использования атомной энергии 1992. У РФ более 20 соглашений о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии, в т.ч. с Канадой, США, Японией, Великобританией и др.
^
Конвенция о биологическом разнообразии — международное соглашение, принятое в Рио-де-Жанейро 5 июня 1992 года.
Целями Конвенции являются сохранение биологического разнообразия, устойчивое использование его компонентов и совместное получение на справедливой и равной основе выгод, связанных с использованием генетических ресурсов, в том числе путём предоставления необходимого доступа к генетическим ресурсам и путём надлежащей передачи соответствующих технологий с учётом всех прав на такие ресурсы и технологии, а также путём должного финансирования.Общие меры по сохранению и устойчивому использованию: каждая страна-участник разрабатывает национальные стратегии, планы и программы сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия или адаптирует с этой целью существующие стратегии, планы или программы; предусматривает меры по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия в соответствующих секторальных или межсекторальных планах, программах и политике. Сохранение ex-situ означает сохранение компонентов биологического разнообразия вне их естественных мест обитания. Подразумеватся сохранение видов в зоопарках и в лабораториях, в частности предлагается ведение генетических банков данных вымирающих видов, дабы в дальнейшем иметь возможность восстановить утерянное (например, путем клонирования).Сохранение in-situ означает сохранение экосистем и естественных мест обитания, а также поддержание и восстановление жизнеспособных популяций видов в их естественной среде, а применительно к одомашненным или культивируемым видам — в той среде, в которой они приобрели свои отличительные признаки. Как правило, подразумевается сохранение компонентов биологического разнообразия на особо охраняемых природных территориях (ООПТ): заповедниках, заказниках, национальных парках, памятниках природы и т.п. Особо обращается внимание на сохранение местообитаний видов и структуры взаимосвязей.Стороны Конвенции учредили Конференцию сторон – она следит за выполнением требованием Конвенции, определяет форму и периодичность передачи информации, которая должна представляться любым участником, рассматривает информацию и доклады участников.
95. Уставы Нюрнбергского Международного Военного Трибунала от 8 августа 1945 г. и Токийского Международного Военного Трибунала для Дальнего Востока от 19 января. 1946 г. и их роль в развитии международного права.
Нюрнбергский трибунал учреждался для суда над главными военными преступниками, преступления которых не связаны с географически определенным местом, и устанавливало (ст.
6), что Соглашение не умаляет компетенции и не ограничивает прав национальных или оккупационных судов, которые уже созданы или будут созданы на любой союзной территории или в Германии для суда над военными преступниками.
В дальнейшем был учрежден на тех же принципиальных основах Международный военный трибунал для Дальнего Востока (Токийский трибунал) для судебного преследования японских военных преступников.
Устав Нюрнбергского трибунала гласил, что следующие действия или любое из них являются преступлениями, подлежащими юрисдикции Трибунала (и соответствующих национальных или оккупационных судов) и влекущими за собой индивидуальную ответственность:a) преступления против мира, а именно: планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений; участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из перечисленных действий;b) военные преступления, а именно, нарушение законов или обычаев войны. К этим нарушениям относятся: убийства, истязания или увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированных территорий; убийства или истязания военнопленных или лиц, находящихся в море; убийства заложников; ограбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение городов или деревень; разорение, неоправданное военной необходимостью, и другие преступления;с) преступления против человечности, а именно: убийства, истребление, порабощение, ссылка и иные жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны или преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам с целью осуществления преступления, подлежащего юрисдикции Трибунала, или в связи с преступлением, независимо от того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, или нет.Руководители, организаторы, подстрекатели и пособники, участвовавшие в составлении или осуществлении общего плана или заговора, направленного на совершение любых из вышеупомянутых преступлений, несут ответственность за всe действия, совершенные любыми лицами с целью осуществления такого плана.Таким образом, универсально признанным международным соглашением была установлена преступность вышеуказанных деяний индивидов и обязанность государств по их судебному преследованию прежде всего и главным образом в национальных судах.Кроме того, в Уставе Нюрнбергского трибунала впервые были сформулированы положения о преступлениях против мира и виновные в них лица впервые были привлечены к уголовной ответственности.То, что положения Устава Нюрнбергского, а затем Токийского трибуналов стали составной частью общего международного права, подтверждает и факт преследования сотен и тысяч немецко-фашистских, японских и иных преступников Второй мировой войны судами практически всех европейских и многих неевропейских государств.
^
МАП — отрасль МП, представляющая собой совокупность принципов и норм, регулирующих сотрудничество государств и иных субъектов международного права в борьбе с терроризмом. Общепризнанные принципы МП: неприменение силы или угрозы силой в отношении любого государства; территориальная целостность государств и нерушимость гос.
границ; невмешательство во внутренние дела государств; уважение прав человека и его свобод; сотрудничество между государствами.Специальный принципы: 1. В борьбе простив международного терроризма должны сплотиться все государства, все народы планеты, создав общий антитеррористический фронт борьбы.2.
Тягчайшим преступлением является не только международный терроризм, но и все формы содействия ему, включая пропаганду и иные формы его популяризации; финансирование терроризма; оказание любой помощи и поддержки террористам, в том числе их укрывательство от преследования правоохранительными органами государств.3.
В качестве приоритетных мер в борьбе с терроризмом используется профилактические и предупредительные средства, которые направлены на предотвращение террористических актов, выявление и нейтрализацию лиц, готовящих их проведение.
Предпочтение отдается созданию и деятельности различных антитеррористических органов и центров в рамках универсальных и региональных международных организаций.4. принцип неотвратимости наказания за осуществление террористической деятельности.
Источниками антитеррористического права являются международные договоры, международно-правовые обычаи, а также обязательные решения международных организаций.действуют более десяти универсальных международных договоров по борьбе с международным терроризмом. Среди них:Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г.
; Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, 1988 г.; Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников 1989 г.; Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения 1991 г.;Международная конвенция ООН о борьбе с бомбовым терроризмом 1997 г.
; Международная конвенция ООН о борьбе с финансированием терроризма 1999 г.; Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма 2005 г.В один ряд с международными договорами по борьбе с терроризмом необходимо поставить Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г.
1Помимо универсальных международных договоров, направленных против терроризма в целом, действует целый ряд соглашений регионального характера, а также двусторонние договоры.30 июля 1996 г. был принят Итоговый документ совещания министров иностранных дел «восьмерки» по борьбе с терроризмом. 20 октября 1999 г.
опубликовано Заявление участников Московской конференции министров стран «восьмерки» о противодействии терроризму.13 июня 2002 г. на встрече министров иностранных дел «Группы восьми» одобрен Доклад о ходе работы по борьбе с терроризмом, а также Рекомендации «Группы восьми» по противодействию терроризму. На состоявшемся в июне 2003 г.
очередном саммите «Группы восьми» было одобрено Заявление Председателя саммита «Группы восьми», в котором в разделе «Укрепление безопасности» есть пункт о терроризме3.
В нем говорится, что главы государств «Группы восьми» приняли план действий по укреплению потенциала для борьбы с терроризмом и создали Группу контртеррористических действий в поддержку Контртеррористического комитета Совет Безопасности ООН с тем, чтобы бороться с террористическими группами повсюду в мире.Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму»Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма»Указ Президента РФ от 15 февраля 2006 г. N 116 «О мерах по противодействию терроризму»
Статус раненых и больных: Личный состав вооруженных сил и прочие лица, в случае их ранения или болезни должны пользоваться покровительством и защитой при всех обстоятельствах. Сторона, находящаяся в конфликте, во власти которой они окажутся, обеспечивает им гуманное обращение и уход, без какой-либо дискриминации. Строго запрещается любое посягательство на их жизнь и личность и, в частности, запрещается добивать или истреблять их, подвергать их пыткам, проводить над ними биологические опыты, преднамеренно оставлять их без медицинской помощи или ухода, предумышленно создавать условия для их заражения. К женщинам относятся со всем полагающимся их полу особым уважением.Сторона, находящаяся в конфликте, принужденная оставить неприятелю раненых или больных, оставляет вместе с ними, часть своего санитарного персонала и снаряжения для содействия уходу за ними.Раненые и больные воюющей стороны, оказавшиеся во власти противника, считаются военнопленными и к ним применяются нормы, касающиеся военнопленных.После боя, стороны, находящиеся в конфликте, немедленно принимают меры к розыску и сбору раненых и больных и ограждению их от ограбления и дурного обращения, обеспечивая им необходимый уход, а также розыску мертвых и воспрепятствованию их ограблению.Между сторонами, находящимися в конфликте, могут быть заключены местные соглашения об эвакуации раненых и больных из осажденной или окруженной зоны, об обмене ими и о пропуске в эту зону направляющегося туда санитарного и духовного персонала и имущества. Постоянные санитарные учреждения и подвижные санитарные формирования медицинской службы не могут быть подвергнуты нападению, пользуются покровительством и охраной сторон, находящихся в конфликте. Попав в руки противной стороны, они смогут продолжать функционировать до тех пор, пока держава, захватившая их, не обеспечит сама необходимого ухода за ранеными и больными, находящимися в этих учреждениях и формированиях.Стороны конфликта должны размещать санитарные учреждения и формирования таким образом, чтобы они не подвергались опасности в случае нападения на военные объекты.Выполнение положений Конвенции:- каждой стороной, находящейся в конфликте через своих главнокомандующих;- с целью обеспечения применения Конвенции страны-участники могут издавать законы и постановления.
Источник: http://mir.zavantag.com/pravo/932705/index.html?page=17
Международное атомное право (МАП)
Международное атомное право – это совокупность обязательных для субъектов международного права (государств, межправительственных организаций) норм поведения и нормативно-технических стандартов, определяющих их права, обязанности и ответственность в сфере ограничения ядерных вооружений и мирного использования атомной энергии.
В настоящее время Международное атомное право признается как новая отрасль права, входящая в структуру общего международного права.
Особенность данной отрасли заключается в самой ее сфере регулирования, связанной с повышенной опасностью для общества.
Положения, учитывающие именно такую опасность, основополагающим образом записаны в Уставе Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), вступившем в силу в 1957 году.
Это Агентство – единственная международная организация, созданная в 1957 году (штаб-квартира в Вене), имеет право в случае возникновения угрозы миру прямо обращаться в Совет Безопасности ООН.
Наблюдаемое развитие рассматриваемой отрасли международного права – объективный процесс по обеспечению в рамках осуществления координации усилий мирового сообщества, направленных на защиту от чрезвычайных ситуаций (ЧС), возникновение которых связано с использованием атомной энергии.
Концепция Международного атомного права основывается на следующих принципах:
- только мирное использование атомной энергии;
- всестороннее обеспечение безопасного использования этой энергии;
- недопустимость радиоактивного загрязнения планеты Земля;
- гражданская ответственность субъектов международного права за причиненный вред физическим и юридическим лицам, государствам и их органам, международным организациям и др.
Структура Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) включает три группы правовых норм и нормативно-технических стандартов.
Первую составляют нормы и стандарты эксплуатационной безопасности ядерных объектов, вторую – нормы, регулирующие предотвращение распространения ядерного оружия, третью – нормы, направленные на предотвращение угрозы несанкционированного завладения ядерными материалами и на пресечение ядерного терроризма.
Основы Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) начали формироваться в конце 40-х и начале 50-х годов прошлого века. В это время развитые страны мира приняли законы о ядерной энергии, регулирующие отношения в области обращения с ядерными материалами, а также установления межгосударственного сотрудничества в этой сфере.
В России подобный закон (Федеральный закон РФ от 21 ноября 1995 года № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»), устанавливающий правовые основы и принципы безопасности использования атомной энергии, направленные на защиту жизни и здоровья граждан, их имущества, окружающей среды от возможных негативных воздействий указанного использования ядерного комплекса страны, был принят лишь в 1995 году.
В последующем разработан и принят (под эгидой Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ)) ряд международных конвенций и договоров.
Основные среди них:
Эти документы определили все южное полушарие планеты как зону, свободную от ядерного оружия, зону сотрудничества в деле мирного использования ядерной энергии.
В рамках компетенции Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) приняты стандарты безопасного обращения с ядерными материалами, обязательные для всех операций, выполняемых этим Агентством.
Данные стандарты служат основой для принятия национальных стандартов и регламентов в рассматриваемой сфере деятельности. Разработанные Агентством правила транспортировки ядерных материалов включены в отдельные международные договоры, напр.
, в Международные правила, касающиеся перевозки опасных грузов по железной дороге (1967 год).
Следует отметить, что формирующийся механизм регулирования деятельности по использованию атомной энергии в РФ нашел отражение в ее Конституции (ст. 71), Концепции национальной безопасности, в международных договорах. Большая часть вышеперечисленных конвенций ратифицирована Россией.
После принятия Федерального закона РФ от 21 ноября 1995 года № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» российская нормативная правовая база пополнилась федеральными законами «О радиационной безопасности населения», «О финансировании особо радиационно опасных и ядерно-опасных производств и объектов», «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территорий». В развитие этих законов принято большое число подзаконных актов, входящих в систему правового регулирования деятельности по использованию атомной энергии в Российской Федерации. Важное концептуальное значение имеют утвержденные Президентом Российской Федерации 4 декабря 2003 года «Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу». Сделаны заметные шаги в направлении правового урегулирования отношений в области использования атомной энергии, не противоречащего положениям Международного атомного права.
Источник: Международное атомное право. –М., 1987; Действующее международное право: В 3 томах –М., 1997; Йорыш А.И. и др. О концепции атомного права в России // Атомная стратегия.
2004. № 11; Агапов А.М. и др. О совершенствовании атомного права и разработке законопроекта «О лицензировании и техническом регулировании деятельности в области использования атомной энергии». –М.
, 2005.
Вам может быть интересно:
Источник: https://fireman.club/inseklodepia/mezhdunarodnoe-atomnoe-pravo/