Международная конференция по уменьшению опасности природных катастроф

В сендае продолжает работу всемирная конференция оон по уменьшению опасности стихийных бедствий

14 марта в Сендае (Япония) открылась Конференция по снижению опасности стихийных бедствий, куда съехались около четырех тысяч представителей государственных структур и гражданского общества. В рамках Конференции в течение пяти дней пройдет около 800 различных мероприятий.

Также участники форума планируют принять документ, направленный на эффективное управление рисками бедствий, что позволит сократить смертность и экономический ущерб вследствие стихийных катастроф.

Как заявил Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, ежегодно стихийные бедствия наносят мировой экономике ущерб в 300 миллиардов долларов.

Землетрясение в одной стране расшатывает экономику соседних государств, а тропический шторм в одном регионе мира негативно сказывается на состоянии целого ряда финансовых рынков.

Генсек призвал государства инвестировать в меры по снижению опасности стихийных бедствий. По его оценке, ежегодные вливания в размере шести миллиардов долларов позволят сократить затраты на реагирование на чрезвычайные ситуации на 360 миллиардов долларов к 2030 году.

Пан Ги Мун отметил, что 2015 должен стать плодотворным годом.

Обратите внимание

Именно в этом году перед государствами-членами стоят две крупномасштабные задачи: во-первых, мировое сообщество должно согласовать стратегии устойчивого развития, которые придут на смену Целям развития тысячелетия, а во-вторых, в декабре главы государств и правительств должны подписать всеобъемлющее соглашение по борьбе с изменением климата.

Как полагает Специальный представитель Генерального секретаря по вопросам уменьшения опасности стихийных бедствий Маргарет Вальстрем, хотя предотвратить природные катастрофы невозможно, но используя системы раннего оповещения, планы на случай чрезвычайных ситуаций, строя устойчивые здания, можно спасти жизни многих людей и предотвратить разрушения жизненно важной инфраструктуры. Маргарет Вальстрем выразила надежду, что эти и другие вопросы найдут отражение в документе, над которым в настоящее время все еще продолжают работать эксперты государств-членов ООН.

Именно с этой встречи по снижению рисков стихийных бедствий начинается серия глобальных конференций. В июле в Аддис-Абебе пройдет конференция по финансированию развития, в сентябре в Нью-Йорке мировые лидеры должны будут одобрить повестку дня в области развития на период после 2015 года, а в декабре в Париже — принять всеобъемлющее соглашение по изменению климата.

Гидрометцентр России

Источник: http://www.primgidromet.ru/news/v_sendae_prodolzhaet_rabotu_vsemirnaya_konferenciya_oon_po_umensheniyu_opasnosti_stihijnyh_bedstvij/

Высокопоставленные лица со всего мира обсудили на конференции ООН уменьшение опасностей природных бедствий

17 марта 2015 года.

Стихийные бедствия все чаще угрожают жизни и благосостоянию миллионов людей по всему миру. Они могут оказывать значительное воздействие на социальную ситуацию, экономику и здоровье населения.

В Сендае (Япония) состоялась 3-я Всемирная конференция ООН по уменьшению опасности бедствий.

Ее участники обсудили включение в программу устойчивого развития мер по смягчению рисков и повышению устойчивости стран и сообществ в чрезвычайных ситуациях.

На встрече высокого уровня, прошедшей с 14 по 18 марта, присутствовали: Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, лидеры некоторых государств, ряд руководителей агентств ООН и более 100 министров.

Кроме того, на конференцию приехали около 8000 представителей государств, гражданского сообщества, частного сектора и благотворительных организаций.

Различные общественные дискуссии посетили десятки тысяч рядовых граждан.

В течение пяти дней рассматривался широкий спектр проблем: от реагирования на природные бедствия, такие как землетрясения, засуха и цунами, до сокращения рисков эпидемий, таких как Эбола, птичий грипп и ВИЧ.

Во всех обсуждениях особое внимание уделялось необходимости разработать практические решения для защиты наиболее уязвимых слоев населения.

Важно

По общему мнению, усилия по достижению ключевых целей в экономике, здравоохранении и общем развитии не приведут к успеху, пока природные бедствия будут сводить на нет достигнутый прогресс, ежегодно обходясь мировому сообществу в сотни миллиардов долларов.

ЮНЭЙДС приняла активное участие в конференции, организовав совместно с ВОЗ, ЮНФПА и Международной стратегией уменьшения опасности бедствий (ЮНИСДР) ряд официальных мероприятий, в том числе форум по защите здоровья человека во время бедствий, продлившийся целый день.

Сквозной особенностью всех этих мероприятий стали примеры того, как опыт успехов и неудач в противодействии СПИДу может быть использован для сокращения рисков в программе развития после 2015 года.

Было особо отмечено, как важно мобилизовать уязвимые сообщества и поставить их в центр профилактических, подготовительных и восстановительных работ. Кроме того, участники подчеркнули необходимость развития эффективной системы разделенной ответственности.

Важной темой стало и внедрение мер по защите здоровья во все программы по управлению рисками.

По результатам конференции была сформулирована рамочная программа по уменьшению опасностей бедствий после 2015 года, которая определит деятельность в этой сфере на ближайшие 15 лет.

В текущей рамочной программе здравоохранение органично занимает важное место, при этом особый акцент сделан на пандемиях и эпидемиях.

Также была принята Сендайская декларация, подтверждающая обязательства политиков усилить деятельность и укрепить сотрудничество по уменьшению опасности бедствий во всем мире.

«Подводя итоги, можно сказать, что устойчивость к чрезвычайным ситуациям не может быть достигнута в изоляции. Нам нужно связать между собой ключевых действующих лиц и предоставить средства для межсекторной координации, реализуя подход «всеобщего участия»».

Совет

Хелена Линдберг, генеральный директор Шведского гражданского агентства по чрезвычайным ситуациям<\p>

«Местные сообщества — это основа для устойчивости всего мира перед катастрофами.

Опыт подготовки к чрезвычайным ситуациям, а также восстановления после бедствий и эпидемий, в том числе ВИЧ и лихорадки Эбола, показывает, что люди и сообщества успешно справляются с ситуацией, если находятся в центре принятия решений и принимаемых мер».

Стив Краус, руководитель Группы региональной поддержки ЮНЭЙДС для Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона<\p>

«Укрепление здравоохранительных систем должно происходить параллельно с укреплением сообществ.

И здесь приходят на помощь добровольцы Красного Креста и Красного Полумесяца.

Они оставляют центральное положение за местными жителями, помогая сообществу удовлетворять потребности на основе собственных норм, ценностей и знаний».

Эльхадж Ас Си, генеральный секретарь Международной федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца<\p>

«В течение десяти лет после конференции в Хёго правительства все лучше понимали, что здоровые люди более выносливы, а выносливые люди быстрее восстанавливаются после бедствий и катастроф».

Брюс Эйлвард, помощник генерального секретаря по чрезвычайным ситуациям, Всемирная организация здравоохранения<\p>

«Здоровье и благосостояние создают фундамент для устойчивости в тяжелых ситуациях.

Без этой устойчивости рамочная программа по уменьшению опасности бедствий не может быть успешной. Именно поэтому здравоохранение является неотъемлемым элементом программы развития после 2015 года».

Лиэнн Далзиэль, мэр Крайстчерча (Новая Зеландия)<\p>

Источник: http://www.unaids.org/ru/resources/presscentre/featurestories/2015/march/20150317_sendai

Владимир Пучков открыл пленарное заседание Международного конгресса МЧС России

Снижение рисков природных и техногенных катастроф – успешный залог развития государства. Глава МЧС России сказал: «Риски должны быть под контролем, а управление ими – совершенствоваться».

Владимир Пучков подчеркнул, что только совместная международная кооперация в борьбе со стихийными бедствиями приведёт к успеху.

На третьей Всемирной конференции Организации Объединенных Наций по снижению риска бедствий, которая прошла в марте 2015 года в японском городе Сендай, была принята рамочная программа действий по данным вопросам.

Обратите внимание

Глава МЧС России сказал: «Для более эффективной защиты людей, социально-экономических активов и экосистем чрезвычайно большое значение имеют прогнозирование риска бедствий и его снижение».

«Сендайская рамочная программа – ориентир для мирового сообщества», — подытожил Владимир Пучков, — в связи с этим роль ООН в этой области высока».

В заключении своего выступления министр по чрезвычайным ситуациям отметил: «Проблема управления рисками сложна и многогранна. Уверен, что участники конгресса сделают значительный шаг в решении основных проблем в этой сфере».

Продолжая выступление Владимира Пучкова, ректор МГУ им. М.В. Ломоносова Виктор Садовничий сказал, что «спасение человека – одна из основных задач человечества». Поэтому совершенствование технологий и методик основных мероприятий в этой области – важнейшее направление научной мысли. Виктор Садовничий выразил готовность к дальнейшему сотрудничеству между МГУ и МЧС России.

На пленарном заседании также выступили генеральный секретарь Международной Организации Гражданской Обороны Владимир Кувшинов, академик РАН, научный руководитель Института Геоэкологии им. Е.М.

Сергеева, доктор геолого-минералогических наук Виктор Осипов, директор Института астрономии РАН Николай Шустов и другие отечественные и мировые специалисты в области управления рисками катастроф и природных бедствий.

Напомним, сегодня стартовал Международный конгресс «Глобальная и национальная стратегии управления рисками катастроф и стихийных бедствий». Его цель — обмен передовым мировым опытом и выработка консолидированных подходов к вопросам снижения последствий природных катастроф и техногенных аварий. В мероприятии принимают участие свыше 100 представителей более чем из 70 стран мира.

В рамках Международного конгресса предусмотрены пленарные заседания и конференции по различным секциям, в ходе которых участники обменяются опытом реализации рамочной программы, принятой на Третьей Всемирной конференции ООН по уменьшению опасности бедствий, состоявшейся в марте этого года в городе Сендай (Япония), обсудят современные методики достижения ее целей и приоритетов. Специалисты в области безопасности рассмотрят также вопросы долгосрочного международного сотрудничества в сфере снижения рисков на период до 2030 года.

Международный конгресс по управлению рисками катастроф и стихийных бедствий проходит с 12 по 14 октября 2015 года на базе Фундаментальной библиотеки МГУ им. Ломоносова и Академии Государственной противопожарной службы МЧС России.

Подробная информация о конгрессе представлена на сайте www.isdrr.mchs.ru.

Источник: https://defence.ru/article/3588/

Бедствия и конфликты

Подпрограмма 2. Бедствия и конфликты 

Цель 

Содействие странам в переходе на рациональные методы использования природных ресурсов и в уменьшении деградации окружающей среды для защиты благополучия человека от связанных с окружающей средой причин и экологических последствий бедствий и конфликтов.

Стратегия

Ответственность за координацию работы подпрограммы, касающейся бедствий и конфликтов, несет Директор Отдела по осуществлению природоохранной политики (ОППП), также осуществляющий руководство деятельностью ЮНЕП в области управления экосистемами и адаптации к изменению климата, что позволяет усиливать синергические связи между этими тремя тесно связанными областями. В рамках действующих мандатов ЮНЕП, в том числе предоставленных решением 26/15 Совета управляющих, и без дублирования усилий других организаций, ответственных за реагирование на конфликты и бедствия или за их предотвращение, данная подпрограмма будет через стратегические партнерские связи оказывать поддержку странам и сообществам в области защиты благополучия человека и содействия устойчивому развитию путем регулирования экологических аспектов бедствий и конфликтов, а именно:

а) ЮНЕП будет обеспечивать раннее предупреждение и оценку рисков, политические указания и обучение с целью обеспечить правительствам возможность применять рациональные методы использования природных ресурсов для снижения опасности бедствий и конфликтов и лучше подготовиться к их экологическим последствиям.

Важно

В частности, целью Программы будет демонстрация роли, которую может сыграть улучшенное управление экосистемами для уменьшения опасности, уменьшения незащищенности и уязвимости и повышения сопротивляемости на местах; это также поможет активизировать внедрение государствами-членами и партнерами Организации Объединенных Наций основанного на экосистемах подхода к снижению опасности бедствий. На основе своего опыта ЮНЕП также будет помогать заинтересованным сторонам, по их просьбе, использовать окружающую среду в качестве платформы для сотрудничества в деле снижения опасности бедствий и конфликтов. Программа будет расширять свое влияние через партнерские связи с основными организациями в рамках системы Организации Объединенных Наций и с более широким международным сообществом, что является залогом наращивания ее потенциала и распространения полученных результатов, в частности, за счет внедрения в процессы формирования политики и составления планов передовых методов работы в области окружающей среды. К числу таких партнеров относятся ПРООН, Международная стратегия Организации Объединенных Наций по уменьшению опасности бедствий, Партнерство по вопросам охраны окружающей среды и уменьшения опасности бедствий (в которое входят, в том числе, Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), Всемирный фонд охраны природы (ВФП) и Университет Организации Объединенных Наций), Всемирный банк, Департамент Секретариата по политическим вопросам, Межучрежденческая рамочная группы по координации превентивной деятельности Организации Объединенных Наций, Комиссия по миростроительству Организации Объединенных Наций, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Европейский Союз, Консультативная группа по экологическим чрезвычайным ситуациям (КГЭЧС), ФАО и Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), а также региональные учреждения и национальные партнеры. Для повышения уровня и распространения знаний о синергических связях между работой в области сохранения биоразнообразия и экосистемных услуг, создания основанных на экосистемах подходов к изменению климата и основанных на экосистемах подходов к уменьшению опасности бедствий будет создана внутренняя платформа по координации. Эта платформа также будет в случае необходимости способствовать развитию совместных преобразовательных проектов, обеспечивать взаимное обогащение и обмен знаниями и опытом, а также позволит избежать дублирования и пересечения функций. 

b) ЮНЕП также будет предоставлять экспертные экологические заключения для операций по осуществления безотлагательных мер в случае чрезвычайной ситуации и восстановления после кризиса на субрегиональном, национальном и субнациональном уровнях, по прямой просьбе правительств или через такие механизмы, как комплексная группа гуманитарной помощи, программы восстановления на раннем этапе и оценка потребностей в посткризисный период. Для осуществления этой стратегии ЮНЕП буде проводить оценку связанных с бедствиями и конфликтами серьезных экологических опасностей и реализовывать меры по раннему предупреждению в целях сведения к минимуму любых негативных последствий для жизни человека и окружающей среды; учитывать природоохранные соображения при разработке программ по устранению последствий и восстановлению; а также разрабатывать выполняемые партнерами операций по ликвидации ущерба окружающей среде и восстановлению экосистем. ЮНЕП совместно со СГООН и другими партнерами будет разрабатывать рекомендации по стратегическим вопросам и оказывать помощь в разработке и создании законодательной и институциональной базы для совершенствования управления природными ресурсами и природоохранной деятельностью на национальном и субрегиональном уровнях в целях обеспечения поддержки экономическому восстановлению и созданию «зеленых» рабочих мест в контексте устойчивого развития. ЮНЕП также будет готова откликнуться на просьбу оказать поддержку заинтересованным сторонам в использовании окружающей среды в качестве платформы для сотрудничества в контексте устранения последствий и восстановления. Крепкие партнерские отношения, установленные за последние 15 лет с основными субъектами в области гуманитарной помощи, развития и мира и безопасности и международным сообществом в целом, послужат краеугольным камнем для применяемого ЮНЕП подхода, обеспечивающего не только учет экологических аспектов при оказании помощи странам, затронутым бедствиями и конфликтами, но и стабильность результатов и расширение масштабов их применения. К числу основных партнеров относятся КГЭЧС, Управление по координации гуманитарных вопросов, ПРООН, Комиссия по миростроительству Организации Объединенных Наций, Департамент операций по поддержанию мира Организации Объединенных Наций, Департамент полевой поддержки Организации Объединенных Наций, Всемирный Банк, Европейский Союз, секретариаты соответствующих МПС, таких как Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, а также региональные и национальные партнеры.

Внешние факторы

Имеется в виду, что условием реализации цели и ожидаемых достижений данной подпрограммы является наличие у государств-членов политической воли и приверженности учитывать экологические аспекты бедствий и конфликтов; что уровень финансирования, выделяемый для данной подпрограммы, будет достаточным для того, чтобы соответствовать приоритетам стран в области охраны окружающей среды, в частности, путем поддержания присутствия ЮНЕП на местах; и что все основные международные политические процессы, которые могут произойти в течение двухгодичного периода, такие как рамочная программа развития на период после 2015 года и программа действий по уменьшению опасности бедствий на период после окончания действия Хиогской рамочной программы, будут способствовать работе ЮНЕП и государств-членов по регулированию связанных с окружающей средой причин и экологических последствий бедствий и конфликтов.

Причинно-следственные связи

Основной целью подпрограммы 2 является содействие рациональному использованию природных ресурсов в качестве средства защиты благополучия человека от связанных с окружающей средой причин и экологических последствий бедствий и конфликтов.

Для выполнения этой цели ЮНЕП будет работать с уязвимыми для бедствий и конфликтов или затронутыми ими странами, а также с оказывающими таким странам поддержку органами Организациями Объединенных Наций с тем, чтобы обеспечить создание потенциала по регулированию факторов экологических рисков и наилучшим образом реализовать имеющиеся возможности путем использования интегрированных подходов к управлению природными ресурсами, способствующих недискриминационному и устойчивому экономическому росту социальному равенству и улучшению состояния окружающей среды. Для того чтобы приспособится к широкому диапазону существующих в настоящее время потребностей ЮНЕП направит свои усилия по наращиванию потенциала на оказание помощи уязвимым странам, в частности, на предотвращение, уменьшение опасности и обеспечение готовности (ожидаемое достижение 1) и «посткризисным» странам, путем поддержки экологически рационального восстановления, содействующего построению долгосрочного мира и экономическому и социальному развитию (ожидаемое достижение 2). Следует отметить, что все услуги будут оказываться по запросу.

Документы по Подпрограмме 2

Резолюции Генеральной Ассамблеи

53/242 Доклад Генерального секретаря об окружающей среде и населенных пунктах

63/137 Укрепление деятельности по оказанию чрезвычайной помощи, восстановлению, реконструкции и предотвращению после катастрофического цунами в Индийском океане

63/217 Стихийные бедствия и уязвимость

65/131 Укрепление международного сотрудничества и координация усилий в деле изучения, смягчения и минимизации последствий чернобыльской катастрофы

66/31 Соблюдение экологических норм при разработке и осуществлении соглашений о разоружении и контроле за вооружениями

Совет

66/119 Укрепление координации в области чрезвычайной гуманитарной помощи Организации Объединенных Наций

66/199 Международная стратегия уменьшения опасности бедствий

66/227 Международное сотрудничество в области гуманитарной помощи в случае стихийных бедствий – от оказания чрезвычайной помощи до развития

Решения Совета управляющих

21/17 Дальнейшее совершенствование мер по предупреждению чрезвычайных экологических ситуаций, обеспечению готовности к ним, оценки, реагирования и смягчения их последствий

22/1 Раннее предупреждение, оценка и мониторинг

IV:  Постконфликтные экологические оценки

V:  Состояние окружающей среды на оккупированных палестинских территориях

22/8 Дальнейшее совершенствование мер по предотвращению, обеспечению готовности, оценке, реагированию и смягчению последствий в связи с чрезвычайными экологическими ситуациями

23/7 Укрепление мер реагирования на чрезвычайные экологические ситуации и развитие систем предупреждения бедствий, обеспечения готовности к ним, смягчения их воздействия и раннего предупреждения в контексте последствий катастрофического цунами в Индийском океане

23/11 Гендерное равенство и окружающая среда

25/12 Состояние окружающей среды в Секторе Газа

26/15 Укрепление международного сотрудничества по экологическим аспектам реагирования на чрезвычайные ситуации и обеспечения готовности к ним  

Международный день предотвращения эксплуатации окружающей среды во время войны и вооруженных конфликтов

Международный день по уменьшению опасности бедствий, 13 октября

Итоги девятого совещания Международной консультативной группы по чрезвычайным экологическим ситуациям

Хиогская рамочная программа действий на 2005–2015 годы: Создание потенциала противодействия бедствиям на уровне государств и общин. (Принята на Всемирной конференции по уменьшению опасности бедствий, Кобе, Хиого, Япония, 18–22 января 2005 года)

Всемирная конференция по уменьшению опасности бедствий (18–22 января 2005 года, Кобе, Хиого, Япония)

Хиогская декларация

Рамочная программа действий на 2005–2015 годы

Доклад конференции

Обзор Иокогамской стратегии и Плана действий по обеспечению более безопасного мира

Международная стратегия уменьшения опасности бедствий

Третья Всемирная конференция ООН по уменьшению опасности стихийных бедствий 
Сендай (Япония),14-18 марта 2015 г. 

Новости   

2018

2017

2016

2015

2014  

2013

2012

2011

Источник: http://www.unepcom.ru/home/env-problems/disaster/

В японии стартовала третья всемирная конференция оон по уменьшению опасности стихийных бедствий

Сегодня в Сендае (Япония) открылась Третья Всемирная конференция по уменьшению опасности стихийных бедствий.

Для участия в ней в Японию прибыл Генеральный секретарь ООН, представители 170 стран, в том числе главы государств и правительств, министры, а также эксперты со всего мира для обсуждения путей смягчения последствий землетрясений, наводнений, ураганов и других стихийных бедствий, снижения числа их жертв и масштабов экономических потерь. Есть надежда, что они примут документ, который станет своего рода «дорожной картой» в усилиях по управлению рисками, связанными с природными катастрофами в период после 2015 года.

Об этом заявила Специальный представитель Генерального секретаря Маргарет Вальстрем открытия Третьей Всемирной конференции ООН по уменьшению опасности стихийных бедствий. Конференция пройдет в Сендае с 14 по 18 марта.

«В рамках конференции планируется около 800 мероприятий. Мы ожидаем прибытия ряда глав государств и правительств», — заявила Маргарет Вальстрем.

Обратите внимание

В последние годы в мире участились стихийные бедствия и аномальные природные явления, которые приводят к гибели большого числа людей и к огромным экономическим потерям, тормозящим развитие на многие годы вперед.

Специальный представитель Генерального секретаря по вопросам уменьшения опасности стихийных бедствий полагает, что хотя предотвратить природные катастрофы невозможно, используя системы раннего оповещения, планы на случай чрезвычайных ситуаций, строя устойчивые здания, можно спасти жизни многих людей и предотвратить разрушения жизненно важной инфраструктуры. Маргарет Вальстрем выразила надежду, что эти и другие вопросы найдут отражение в документе, над которым сегодня все еще продолжают работать эксперты государств-членов ООН. «Ели нам удастся согласовать этот документ, то конференцию можно будет считать успешной. Другим показателем ее успеха станут новые формы партнерства, о которых будет объявлено на конференции», — отметила представитель ООН. Ранее Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун заявил, что в Сендае будет дан старт глобальным усилиям по продвижению устойчивого развития после 2015 года. Именно с этой встречи по снижению рисков стихийных бедствий начинается серия глобальных конференций. В июле в Аддис-Абебе пройдет конференция по финансированию развития, в сентябре в Нью-Йорке мировые лидеры должны будут одобрить повестку дня в области развития на период после 2015 года, а в декабре в Париже — принять всеобъемлющее соглашение по изменению климата.

На конференции в Японии ожидается принятие новой программы, которая будет опираться на позитивный опыт десятилетней реализации Хиогской рамочной программы действий. Хиогская программа была принята в 2005 году. Срок достижения поставленных в ней целей, связанных с сокращением числа жертв, экономических и экологических потерь, – 2015 год.

Источник: https://UzReport.news/world/v-yaponii-startovala-tretya-vsemirnaya-konferentsiya-oon-po-umensheniyu-opasnosti-stihiynyih-bedstviy

МЧС: Россия и Турция усилят сотрудничество для уменьшения опасности бедствий

СЕНДАЙ /Япония/. 14 марта. /ТАСС/. Глава МЧС России Владимир Пучков и заместитель премьер-министра Турции Нуман Куртулмуш на двусторонней встрече в рамках 3-й Всемирной конференции ООН по уменьшению опасности бедствий договорились об усилении сотрудничества в области управления рисками.

«Такие договоренности позволят обеспечить безопасность реализации как инфраструктурных проектов, которые ведутся на территории России турецкими компаниями, так и проектов, реализуемых российскими организациями на территории Турции, в частности взаимодействие будет усилено по проекту газопровода «Турецкий поток», — сказал Пучков журналистам по итогам переговоров в субботу.

По его словам, также стороны договорились об организации тесного взаимодействия между службами двух стран для реализации безопасности жизнедеятельности населения России и Турции в рамках Черноморского экономического сотрудничества.

«В частности, это касается развития системы мониторинга и прогнозирования землетрясений, неблагоприятных склоновых процессов, цунами, а также аварий и катастроф техногенного характера», — пояснил он.

«Кроме того, мы будем сотрудничать по вопросам обеспечения безопасности и оказания помощи и поддержки российским туристам, которые едут отдыхать в Турцию, а также и туристам, приезжающим из Турции в Россию, в том числе доведения до них необходимых правил безопасного поведения, информации о рисках, которые есть в зонах отдыха и прочей необходимой информации», — сказал Пучков.

Он отметил, что была достигнута договоренность об упрощении регламента информационного взаимодействия Национального центра управления в кризисных ситуациях России и соответствующих центров в Турции при возникновении аварий, ДТП с тяжелыми последствиями и других проблем и оказании помощи и поддержки людям, попавшим в беду, а также их родным и близким.

  • Генсек ООН: стихийные бедствия обходятся странам мира в $300 млрд ежегодно

«Также мы обсудили вопросы дальнейшего взаимодействия российских спасателей и спасателей Турции при подготовке специалистов и проведении практических мероприятий», — сообщил министр.

Н.Куртулмуш пригласил делегацию МЧС России посетить мероприятие, посвященное 100-летней годовщине битвы при Дарданеллах, а Пучков в свою очередь пригласил делегацию турецких коллег посетить международный салон «Комплексная безопасность-2014», который состоится в Москве в мае.

3-я Всемирная конференция ООН по уменьшению опасности бедствий проходит с 14 по 18 марта в городе Сендай в Японии. Итогом конференции станет утверждение рамочной программы ООН по снижению риска бедствий на период после 2015 года.

Источник: https://tass.ru/politika/1828246

Сендайская рамочная программ по снижению риска бедствий на 2015-2030 годы

Предпосылки для принятия Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий на 2015-2030 годы (далее – СРП)

Вопросами ликвидации последствий крупномасштабных стихийных бедствий Организация объединенных наций начала заниматься с 60-х годов прошлого века, вопросы координации деятельности международного сообщества в эффективном использовании сил и средств при реагировании на бедствия и ликвидации их последствий, а также помощи развивающимся странам в снижении опасности бедствий  стали предметом обсуждения на Генеральных Ассамблеях ООН и  привели к организации в 1978 г. Управления по координации чрезвычайной помощи ООН. Последующая разработка концепции подготовки к стихийным бедствиям, реагирования на них и ликвидации последствий привела к необходимости создания Стратегии ООН по снижению риска бедствий. Первой всемирной акцией по снижению риска бедствий было объявление Международного десятилетия ООН по уменьшению опасностей стихийных бедствий с 1990 по 2000 годы. В рамках Десятилетия ООН были сформулированы основные принципы и механизмы сотрудничества государств в рассматриваемой сфере, закрепленные в международных обязательствах и договорах.

В 1994 году в Иокогаме (Япония) состоялась первая Всемирная конференция по уменьшению стихийных бедствий, на которой были приняты: Иокогамская стратегия и План Действий для безопасности мира: руководство по защите от природных бедствий, готовность и смягчение последствий. Иокогамская стратегия  стала первым международным документом, закрепившим основные направления деятельности мирового сообщества в области снижения опасности бедствий.

Следующим документом, определившим направление дальнейшего развития системы принципов и направлений деятельности международного сообщества и отдельных государств по снижению опасности бедствий стала Хиогская рамочная программа действий на 2005 – 2015 годы (ХРПД) «Создание потенциала противодействия бедствиям на уровне государства и общин», принятая на II Всемирной конференции по уменьшению опасности бедствий 22.01.2005 в г. Кобе префектуры Хиого (Япония), в которой участвовало 168 государств, включая Российскую Федерацию.

Результаты реализации ХРПД в Российской Федерации были представлены в Национальном докладе III Всемирной конференции по снижению риска бедствий в марте 2015 года в г. Сендае (Япония). Основным документом, принятым конференцией явилась «Сендайская рамочная программа по снижению риска бедствий на 2015-2030 годы» (СРП)

Цели и задачи:

Ожидаемым результатом реализации СРП является существенное снижение риска бедствий и сокращение потерь в результате бедствий — человеческих жертв, утраты источников средств к существованию и ухудшения состояния здоровья людей, а также неблагоприятных последствий для экономических, физических, социальных, культурных и экологических активов людей, предприятий, общин и стран.

Для достижения этого результата СРП определены семь глобальных целевых задач, включающих снижение к 2030 году числа погибших и пострадавших в бедствиях по отношению к предыдущему десятилетнему периоду 2005-2015 годы и уменьшение причиняемых бедствиями ущербов. Для реализации СРП определены также четыре приоритетные направления деятельности на глобальном, национальном и местном уровнях:

1. Понимание риска бедствий, включающее анализ, оценку и управление риском бедствий, а также смягчение их последствий.

2. Совершенствование организационно-правовых рамок управления риском бедствий. Этот принцип включает укрепление соответствующей законодательной и методической базы на всех уровнях управления от национальных правительств до органов местного самоуправления.

Важно

3. Инвестиции в меры по снижению риска бедствий в целях укрепления потенциала противодействия. Содержание этого принципа очевидно – без вложения средств в предупреждение и смягчение последствий бедствий невозможно решения задачи снижения риска бедствий, причем средства, инвестируемые в безопасность, многократно окупаются при реализации бедствий.

4. Повышение готовности к бедствиям для обеспечения эффективного реагирования и внедрение принципа «сделать лучше, чем было» в деятельность по восстановлению, реабилитации и реконструкции.

Реализация этого принципа подразумевает, в первую очередь совершенствование строительных норм и правил для повышения устойчивости инфраструктуры к бедствиям и проведение работы с населением по безопасности жизнедеятельности, включая учения и тренировки.

В основном тексте СРП приводится более подробное описание рекомендуемых мероприятий, проводимых на национальном, местном и глобальном уровнях для решения задач в каждом из четырех приоритетных направлений.

В Российской Федерации реализация СРП проводится на основе принятых национальных обязательств и постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 26 февраля 2016 г. № 70.

Межведомственное взаимодействие в области снижения риска бедствий реализуется в рамках функционирования РСЧС. Головным исполнителем в системе МЧС России, ответственным за осуществление мер по реализации приоритетов СРП определен Департамент гражданской защиты МЧС России. 

Международные планы и проекты до 2030 года по реализации СРП на местном уровне

В целом СРП является методическим руководством к деятельности международных организаций, национальных правительств, органов муниципального самоуправления, общественных организаций и частных компаний по достижению основного результата – сокращению потерь и ущерба в результате бедствий природного и антропогенного характера.

Одним из ключевых направлений снижения риска бедствий для всех стран является повышение устойчивости городов и муниципальных образований к бедствиям.

Происходящая в настоящее время активная урбанизация, характерная для всех стран, приводит к росту городского населения и, как следствие, повышению его уязвимости к бедствиям из-за некачественного планирования территории, заселения прибрежных территорий, и территорий, подверженных затоплению, оползням, селям и другим опасностям.

В связи с этим ООН развернуло Глобальную кампанию по повышению устойчивости городов к бедствиям под девизом «Мой город готовится!». Координатором этой Глобальной кампании является Управление ООН по уменьшению риска бедствий  (МСУОБ ООН), в ней также участвуют агентства ООН «ХАБИТАТ» и Европейская экономическая комиссия.

Совет

Для развития этой Глобальной кампании и повышения компетенции ее участников МСУОБ ООН организовало обучение национальных организаторов в Институте по глобальному образованию и подготовке г. Ичхон (Республика Корея) и выездные семинары-тренинги, проводимые сотрудниками Института.

В настоящее время к этой Кампании подключились более 3600 городов по всему миру.

Участники кампании «Мой город готовится!» на уровне мэров и администраций проводят ежегодную самостоятельную оценку (или оценку с привлечением независимых экспертных организаций) устойчивости к бедствиям своих городов.

Самооценка проводится по установленному алгоритму, включающему подсчет баллов по результатам ответов на вопросы Оценочной карты, содержащей около 250 вопросов, ответы на которые оценены по 5-балльной шкале.

По результатам готовится и размещается на специализированном сайте: формализованный отчет, содержащий результаты оценки, описание имеющихся пробелов, описание планируемых мероприятий по повышению безопасности города и др.  

Участие городов в Кампании предоставляет возможность ознакомления с  лучшими практиками по повышению устойчивости городов к бедствиям, участвовать в международных семинарах и тренингах, публикации лучших результатов в интернете и СМИ, получение номинации «Образцовый город», возможность правительствам городов получения премии Саакавы за повышение устойчивости городов к бедствиям.

В Российской Федерации, в рамках проведения Глобальной кампании, МЧС России организован Всероссийский конкурс по повышению устойчивости городов к чрезвычайным ситуациям «Мой город готовится!».  

Участники Глобальной кампании «Мой город готовится!» в Российской Федерации, промежуточные итоги.

Организатором-координатором Глобальной кампании на территории Российской Федерации определен Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России (федеральный центр науки и высоких технологий) – ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ).

ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) подготовлены адаптированные методические рекомендации для участников кампании, кроме того организован и функционирует сайт посвященный СРП, включающий переводы документов рамочной программы, методические материалы и актуальную информацию о реализации СРП в Российской Федерации (https://www.srpsrb.org/).

Обратите внимание

Первый российский семинар-тренинг Глобальной компании «Мой город готовится!» прошел 24-25 января 2017 в ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) с участием представителей МСУОБ ООН и Института в Ичхоне.

Шесть российских городов – Казань, Альметьевск, Набережные Челны, Дербент, Буйнакск и Каспийск, включившиеся в эту кампанию, представленные членами администрации городов, получили подтверждающий Сертификат и приняли участие в тренировках (см. отчет на сайте https://www.srpsrb.org/treningi).

Ведется активная работа по привлечению администраций российских городов к участию в Глобальной кампании.

Широкое научное обсуждение вопросов устойчивости муниципальных образований к чрезвычайным ситуациям пройдет 20 октября 2017 года на научно-практической конференции по проблемам безопасности жизнедеятельности «Устойчивость муниципальных образований к чрезвычайным ситуациям», организованной Российским обществом анализа риска, ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) и Российской академией наук (http://sra-russia.ru/news/20-oktyabrya-2017-goda-sostoitsya-nauchno-prakticheskaya-konferentsii-ustoychivost-munitsipalnykh-ob/).

Версия для печати Word PDFСпасибо, Ваше сообщение принято!

Источник: http://www.mchs.gov.ru/activities/international/Sendajskaya_ramochnaya_programm

Международный календарь по снижению риска стихийных бедствий

Текущие уровни риска стихийных бедствий вызывают тревогу.

Ущерб от разрушения коммерческих и жилых зданий по всему миру составляет в среднем $314 миллиардов каждый год, с частным сектором, составляющим более 85% от этой цены.

В то же время, новый доклад Организации Объединенных Наций показывает, что ежегодные инвестиции в сокращение риска стихийных бедствий, составляющие $6 миллиардов, могут привести к экономии до $360 миллиардов.

Сотни бизнес руководителей были осведомлены о драматических затратах — и потенциальных выгодах — стоящих на кону, сейчас готовятся принять участие в конференции ООН по уменьшению рисков стихийных бедствий в Сендай, Япония.

Десять лет назад, когда проходила последняя конференция такого рода, едва ли можно было представить на ней частный сектор.

На этот раз, компании и предприниматели будут там представлены в полную силу, чтобы изучить широкий спектр ценных возможностей.

Регион Тохоку в Японии, где состоится встреча, это яркое напоминание о том, как экономические последствия катастрофы, отражаются далеко за ее эпицентром.

Опустошенное четыре года назад, Великим Восточно — Японским землетрясением и цунами, автомобильное производство Японии сократилось почти вдвое.

Финансовый ущерб не остановился в пределах страны; как прямой результат замедления роста в Японии, производство автомобилей упало примерно на 20% в Таиланде, 50% в Китае и на 70% в Индии.

Риски, присущие глобальному производству, несут большие компенсации тем, кто знает, как управлять ими должным образом.

Важно

Вот почему крупные предприятия, такие как PricewaterhouseCoopers, Hindustan Construction Corporation, AbzeSolar, Swiss Re, AECOM, AXA Group, IBM и другие — покрывающие многие сектора и охватывающие все регионы — участвуют с экспертами ООН в совершенствовании глобальных стратегий управления стихийными бедствиями, рисками и их сокращением.

Этот уровень участия бизнеса, служит хорошим предзнаменованием для осваивания новой дружелюбной планеты, и людьми с чувствительным подходом к глобальному процветанию. Действительно, конференция по снижению риска стихийных бедствий в Сендай, является первой в серии крупных международных форумов в этом году.

Помимо Сендай, мировые лидеры соберутся в Аддис-Абебе в июле, чтобы обсудить финансирование для развития, в Нью-Йорке в сентябре, чтобы принять новую программу развития, а в Париже в декабре, чтобы достичь значимого соглашения по изменению климата. Вместе взятые, эти встречи обещают произвести преобразующее действие, которое может установить мир на более безопасный, процветающий и более устойчивый путь.

Устойчивость начинается в Сендай по трем основным причинам. Во-первых, по самой своей природе, сокращение риска стихийных бедствий требует перспективного планирования.

Во-вторых, инвестиции в этой области продвигаются, как устойчивое развитие и борьба с изменением климата.

И, в-третьих, помощь тем, кто наиболее уязвим к стихийным бедствиям, является идеальной отправной точкой для усилий, чтобы помочь всем людям, путем создания универсальных целей развития и климатических изменений.

За последние 12 месяцев, тысячи жизней были спасены в Индии, на Филиппинах и в других местах, за счет улучшения прогнозирования погоды, систем раннего предупреждения и планов эвакуации.

Прогрессы в области снижения рисков, которые гарантируют достижения в области развития и бизнес-инвестиций, должны соответствовать этому прогрессу в готовности к стихийным бедствиям, и мы должны сделать правильный выбор, который создаст в будущем большие возможности.

Совет

Например, по оценкам экспертов, 60% земли, которые будут урбанизированы к 2030 году, еще не были разработаны. Предприятиям, закладывающим в свои планы строительства фактор риска бедствий, это позволит предотвратить в будущем гораздо более высокие затраты на переоборудование.

В более широком смысле, в течение следующих 15 лет, мир сделает значительные инвестиции в городскую инфраструктуру, энергетику и сельское хозяйство.

Если эти расходы будут направлены на низкоуглеродные товары, технологии и услуги, мы будем на нашем пути к созданию более устойчивых обществ.

Все больше и больше отраслей это ценят. На Климатическом Саммите, который был созван мною в сентябре прошлого года в ООН в Нью-Йорке, финансовые учреждения, коммерческие и национальные банки, страховые компании и пенсионные фонды, пообещали мобилизовать к концу этого года более 200 млрд долларов, на действия по борьбе с изменением климата.

Они предполагают целый ряд новых инициатив, включая выдачи, так называемых зеленых облигаций и переход портфелей активов чистой энергии. В частности, важным шагом страховой отрасли, представляющей $30 трлн в активах и инвестициях, является стремление к созданию и принятию для всей отрасли, к концу этого года Рамочной программы Инвестирования в Климатические Риски.

Это время для того, чтобы остановить проблемы развития и чрезвычайные гуманитарные ситуации по отдельности.

Снижение риска стихийных бедствий лежит на стыке помощи в целях развития, которая стремится продвигать лучшие условия жизни и гуманитарной помощи, которая начинается после стихийных бедствий.

Обратите внимание

Начиная наш международный календарь по снижению риска стихийных бедствий со встречи в Сендай, мы посылаем ясный сигнал тому, что мир готов интегрировать свои стратегии.

Я видел человеческие жертвы стихийных бедствий — от землетрясений в Китае и на Гаити, после наводнений в Пакистане и Бангладеш, Урагана Сэнди, который поразил Карибское море и Северную Америку, даже залив нижние этажи объектов Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке. Когда бизнес, гражданское общество, и правительство объединяются, чтобы помочь странам противостоять бедствиям, они спасают жизни, повышают стабильность и создают возможности, которые позволят процветать рынкам и людям.

https://www.youtube.com/watch?v=OG0yjKBIAmE

Устойчивые прибыли. Устойчивые средств к существованию. Устойчивое развитие. Все начинается в Сендай.

Источник: http://webhnd.com/meteosens/mezhdunarodnyj-kalendar-po-snizheniyu-riska-stixijnyx-bedstvij/

Снижение опасности стихийных бедствии в Китае: социально-экологические аспекты

Стихийные природные бедствия и наносимые ими огромные экономические потери, серьезно затрудняют достижение целей устойчивого развития, как отдельной страны или региона, так и мирового сообщества в целом.

Наводнения, и засухи, землетрясения и другие природные стихийные бедствия являются причиной угрозы для безопасности населения и нередко носят трансграничный характер, распространяя свое воздействие на территории других государств.

Наблюдаемые в настоящее время климатические изменения по всей вероятности в будущем вызовут еще большее возрастание числа опасных погодных явлений и снижение доступности воды из-за засухи или наводнений.

Эти явления становятся препятствием для обеспечения экологической безопасности и устойчивого развития, что предопределило необходимость усиления международного сотрудничества по вопросам уменьшения опасности стихийных бедствий. В этой связи Генеральная Ассамблея ООН в 1989 году приняла Резолюцию № 44/236, в которой период 1990-2000г.г. был провозглашен Международным Десятилетием по уменьшению опасности стихийных бедствий (МДУОСБ) /1/.

Этот руководящий документ играет важную роль при планировании и практической деятельности по системному подходу к решению проблемы уязвимости и сокращения опасности стихийных бедствий.

 Реализация Международной стратегии позволяет объединить усилия многих ключе­вых заинтересованных сторон по вопросам уменьшения опасности бедствий.

Дости­жение целей и задач Стратегии требует полномасштабного участия всех соответ­ствующих субъектов, включая правитель­ства, региональные и международные ор­ганизации, гражданское общество, в том числе добровольцев, частный сектор и на­учные круги.

Важно

Поэтому 21 декабря 2001 года Генеральная Ассамблея постановила ежегодно отмечать Международный день по уменьшению опасности стихийных бедствий во вторую среду октября в каче­стве одного из инструментов, содейст­вующих формированию глобальной куль­туры уменьшения опасности стихийных бедствий, включая предотвращение сти­хийных бедствий, смягчение их последст­вий и обеспечение готовности к ним.

Проведение Международного десяти­летия по уменьшению опасности стихий­ных бедствий (1990-1999 годы) помогло повысить осведомленность о необходимо­сти принятия мер для уменьшения опасно­сти бедствий. Большой вклад в достиже­нии его целей внесла Япония.

На протяже­нии своей истории страна сталкивается с бедствиями геологического характера, та­кими, как землетрясения и их последст­виями. Япония с ее опытом борьбы со сти­хийными бедствиями является одной из ведущих стран в области инженерных ре­шений и планирования, учитывающих не­обходимость уменьшения опасности бед­ствий.

С 50-х годов прошлого столетия Япония тратит порядка 1 процента своего годового государственного бюджета на такие меры по предупреждению бедствий, как поощрение национальных природо­охранных проектов, совершенствование составления метеорологических прогнозов и разработка системы противодействия бедствиям.

Благодаря последовательно принимаемым мерам противодействия стихийным бедствиям, их негативные по­следствия в целом по стране значительно снижены.

В рамках Международного десятиле­тия по уменьшению опасности стихийных бедствий в 1994 году в Иокогаме, Япония, была проведена Всемирная конференция по уменьшению опасности стихийных бедствий, на которой принята «Иокогам­ская стратегия по обеспечению более безопасного мира».

Следующая Всемир­ная конференция по уменьшению опасно­сти бедствий состоялась 18-22 января 2005 года в Кобе (префектура Хиого, Япония), на которой были приняты Хиогская дек­ларация и Рамочная программа действий на 2005-2015 годы, определяющие пути создания потенциала противодействия го­сударств и сообществ бедствиям.

Китай является одной из немногих стран мира в наибольшей степени подвер­гающийся многочисленным видам стихий­ных природных бедствий (ураганы и тай­фуны, наводнения, засухи, землетрясения, пыльные бури, оползни, сели, опустыни­вание, лесные и степные пожары, опасное распространение вредителей сельского хо­зяйства и т.д.) с высокой частотой повто­ряемости на огромной территории и серь­езными экономическими потерями. В среднем ежегодно страдают от стихийных бедствий 200 млн. человек, среди которых несколько тысяч людей погибают /2/.

Совет

В 1989 году, отвечая на призыв ООН о международной Десятилетия по умень­шению опасности стихийных бедствий, Госсовет КНР создал Национальную ко­миссию для проведения международного десятилетия по сокращению природных стихийных бедствий.

В 2000 году она была преобразована в Международную комис­сию по уменьшению опасности стихийных бедствий, возглавляемую вице-премьером Госсовета КНР. Она состоит из первых ру­ководителей 30 министерств и ведомств, в том числе, соответствующих военных и социальных.

Комиссия является координа­ционным органом при Госсовете КНР и отвечает за разработку принципов, поли­тики и планов действий по уменьшению опасности стихийных бедствий, координа­цию деятельности по устранению послед­ствий крупных стихийных бедствий, взаи­модействует с местными органами власти в их работе по уменьшению опасности стихийных бедствий, осуществляет меж­дународное сотрудничество.

Руководящие принципы противодей­ствия стихийным бедствиям, положенные в основу национального плана КНР, сле­дующие которой следующие:

  • —    оценка риска является необходимым ша­гом для принятия надлежащей и успешной политики и мер по уменьшению опасности стихийных бедствий;
  • —    предупреждение стихийных бедствий и обеспечение готовности на случай их воз­никновения имеет первостепенное значе­ние для снижения необходимости в оказа­нии помощи в случае стихийных бедствий;
  • —    предупреждение стихийных бедствий и обеспечение готовности на случай их воз­никновения должны считаться важными аспектами политики и планирования в об­ласти развития на национальном, регио­нальном, двустороннем и международном уровнях;
  • —    развитие и укрепление потенциала для предупреждения, уменьшения опасности и смягчения последствий бедствий являются одной из главнейших приоритетных об­ластей;
  • —    раннее оповещение о начале стихийных бедствий и эффективное распространение таких оповещений с помощью телекомму­никаций, включая службу вещания, явля­ются основными факторами, определяю­щими успешное предупреждение стихий­ных бедствий и обеспечение готовности на случай их возникновения;
  • —    превентивные меры наиболее эффектив­ны в том случае, когда они применяются на всех уровнях — от местных общин и на­циональных правительств до регионально­го и международного уровня;
  • —    уязвимость может быть ослаблена благо­даря применению соответствующих мето­дов проектирования и разработки с упором на целевые группы посредством соответ­ствующего обучения и подготовки всей общины;
  • —    защита окружающей среды как компо­нент устойчивого развития, наряду с ме­рами по борьбе с нищетой, представляет собой необходимые условия для преду­преждения бедствий и смягчения их по­следствий.

Для непосредственной организации работ по устранению последствий стихий­ных бедствий организуется при Госсовете государственный штаб по борьбе со сти­хийными бедствиями, который, как прави­ло, возглавляет один из заместителей Пре­мьер-министра правительства КНР.

Рабо­чим органом этого штаба является мини­стерство гражданской администрации КНР. На него возложены задачи по орга­низации и координации противодействия стихийным бедствиям, управлению, рас­пределению и контролю средств, направ­ляемых на борьбу с этими явлениями.

В апреле 1998 года Госсовет КНР об­народовал Национальный план по умень­шению опасности стихийных бедствий (1998-2010 гг.

), который является первым государственным планом по уменьшению опасности стихийных бедствий, подготов­ленным в рамках девятого-пятилетнего плана экономического и социального раз­вития КНР и долгосрочных целей до 2010 года.

Он является основным директивным документом, разработанным на основе опыта прошлых лет Китая по борьбе со стихийными бедствиями. В разработке это плана большая помощь КНР была оказана со стороны ЮНДП.

В соответствии с чрезвычайными планами борьбы со стихийными бедствия­ми, разрабатываемыми на единой методи­ческой основе для всех административно-территориальных единиц страны и имею­щих строгую вертикальную соподчинен-ность, министерство гражданской админи­страции КНР осуществляет контроль за мерами готовности к стихийным бедстви­ям, В случае их возникновения на основе этих же чрезвычайных планов с учетом реально сложившейся обстановки мини­стерство под руководством Государствен­ного штаба ведет организацию работ по борьбе с последствиями стихийных бедст­вий.

Согласно национальному плану в КНР осуществлены крупномасштабные проекты по противодействию различным видам стихийных бедствий бассейнах ре­ки Янзцы и других крупных рек, сооруже­ны противопаводковые дамбы, водохрани­лища для перераспределения паводкового стока, усилены конструкции плотин.

Ве­дутся лесовосстановительные работы по всей территории страны. Создана и улуч­шена работа систем мониторинга стихий­ных бедствий и предварительного опове­щения. Они состоят из 251 наземных ме­теорологических станций, 124 высотных мониторинговых станций и 80 новых по­годных станций.

Обратите внимание

В составе мониторинга организована сеть наблюдений за земле­трясениями, включающая 48 сейсмиче­ских станций, 23 региональные дистанци­онные станций, 25 станций GPS и 56 станций контроля за движением земной коры.

Гидрометрическая наблюдательная сеть насчитывает 3130 базовых станций, 1073 станций контроля уровня воды, 14454 станций по контролю осадков, 11620 на­блюдательных станций за подземными во­дами.

Для предотвращения лесных пожаров организовано специальная служба в соста­ве 2867 лесных инспекций и карантинных станций, в которые входят 3151 штаб для тушения лесных пожаров, 11222 лесных наблюдательных башен, 300 тыс.

км про­тивопожарных дорог и 1,03 млн. км лес­ных разделительных противопожарных полос.

Для контроля и борьбы с вредите­лями сельского хозяйства создана сеть в составе 400 региональных станций прогно­зов, 15 центров и 300 региональных стан­ций мониторинга.

Постоянное улучшение системы мо­ниторинга и предварительного оповеще­ния различных стихийных бедствий гаран­тирует своевременное предупреждение и высокий уровень ликвидации их последст­вий, своевременное оказание помощи со стороны правительств разных уровнях. В апреле 2002 г. Госсовет КНР принял реше­ние о создании Национального центра по борьбе со стихийными бедствиями.

Его основными функциями являются: оценка и анализ возникновения и развития крупных катастроф, а также предоставление услуг по прогнозированию, оценке и поддержке решений по уменьшению опасности сти­хийных бедствий; сбор и анализ информа­ции в этой области по как в Китае, так и за рубежом; оказание технической помощи и поддержки решений при крупных чрезвы­чайных происшествиях.

В решении проблем, связанных со стихийными бедствиями: наводнениями и засухой важную роль играют закон КНР о борьбе с наводнениями (1997 г.), закон КНР о воде (2002 г.) и закон КНР «О реа­гировании  на  чрезвычайные ситуации»(2007 г).

Важно

Согласно Закону о борьбе наводне­ниями большое внимание уделяется ком­плексному использованию и охране вод­ных ресурсов на основе бассейновых принципов, мерам предотвращения навод­нений и засухи, вызываемых хозяйствен­ной деятельностью, организации работ по противодействию наводнениям и засухе, устранению их последствий. Особое зна­чение придается качеству гидротехниче­ских сооружений и строгому соблюдению правил их эксплуатации, контролю и пре­дупреждению наводнений, организации устойчивой работы системы раннего опо­вещения. Снижению опасности стихий­ных бедствий, связанных с водой способ­ствует детальное планирование превен­тивных мероприятий по предупреждению и борьбе с этими явлениями. Службы по метеорологии, гидрологии и океанологии должны обеспечивать достоверной ин­формацией координирующие органы по борьбе со стихийными бедствиями. В за­коне важное место занимает механизм фи­нансирования противопаводковых и спаса­тельных работ. Наряду со средствами го­сударственного и местного бюджета, предприятий, поощряется страхование собственности на случай возникновения наводнений. Действия, препятствующие проведению превентивных мер или борьбы со стихийными бедствиями, связанных с водой, привлекаются к уголовному наказа­нию и крупным штрафам.

В соответствии с Законом КНР о воде управление водными ресурсами в стране осуществляется на бассейновой и админи­стративно-территориальной основе. В КНР придается большое значение планирова­нию использования и охраны водных ре­сурсов и на этом этапе тщательно прораба­тываются практически все вопросы наме­чаемых для осуществления водохозяйст­венных мероприятий.

В свете концепции современного менеджмента водопользова­ния, планирование использования и охра­ны водных ресурсов в КНР по существу является основой интегрированного управления водными ресурсами.

На мест­ные народные правительства, а также на бассейновые агентства возложены обязан­ности по укреплению информационной системы по водным ресурсов и гидроло­гии, а на органы управления водным хо­зяйством всех уровней — обеспечение этой системы достоверными данными. Инфор­мация по основным показателям базы дан­ных о водных ресурсах должна быть дос­тупной для общественности.

В КНР освое­ние водных ресурсов осуществляется, прежде всего, с позиции планового и мно­гоцелевого их использования для водо­снабжения, гидроэнергетики, навигации, ирригации лесосплава и т.д. Водохозяйст­венные мероприятия планируются с уче­том полного вовлечения в экономику стра­ны водоресурсного потенциала бассейнов рек и борьбы с наводнениями и засухой.

В разрезе бассейнов ведется планирование мероприятий, направленных противодей­ствию наводнениям и засухе. Основу со­ставляют схемы комплексного использо­вания водных ресурсов, а также регулярно обновляемые гидрологические данные и прогнозные расчеты по бассейнам всех рек страны.

Законом КНР о реагировании на чрезвычайные ситуации предусмотрены правовые меры организации предотвраще­ния и уменьшения количества чрезвычай­ных ситуаций, контроля, упорядочивания деятельности по реагированию на чрезвы­чайные ситуации, обеспечения государст­венной, общественной и экологической безопасности и охраны общественного по­рядка. В соответствии с положениями дан­ного закона, Госсовет КНР должен создать единую общенациональную информаци­онную систему по чрезвычайным ситуаци­ям, а местные народные правительства уездного уровня и выше должны создать аналогичные информационные системы на местном уровне. Информация, предостав­ляемая соответствующими организациями и частными лицами о чрезвычайных си­туациях, должна быть своевременной, объ­ективной, достоверной; запрещается за­держка информации, предоставление лож­ной информации, сокрытие информации и непредставление информации.

Китай последовательно осуществляет меры по противодействию стихийным бедствиям. В этих целях разрабатываются планы первоочередных действий.

Совет

Много­численными научно-исследовательскими организациями Китая ведутся работы по всем важнейшим направлениям уменьше­ния опасности землетрясений, безопасно­сти гидротехнических сооружений, в выс­ших и средних учебных заведениях страны осуществляется подготовка высококвали­фицированных специалистов с учетом со­временного менеджмента в водном хозяй­стве и умения противостоять стихийным бедствиям.

Таким образом, можно сказать, что КНР качестве инструментов уменьшения опасности бедствий рассматривает дости­жение следующих четырех целей:

  • повышение уровня осведомленно­сти в целях обеспечения лучшего понима­ния на глобальной основе рисков и уязви­мости и необходимости уменьшения опас­ности;
  • приверженность органов государст­венной власти целям реализации политики и принятия мер по уменьшению опасно­сти;
  • поощрение налаживания отношений междисциплинарного и межсекторального партнерства, в том числе путем расшире­ния сетевых структур для уменьшения опасности;
  • расширение базы научных данных по вопросам уменьшения опасности бедст­вий.

***

1   Материалы Информационного Агентства Синьхуа ( Ш ) на сайте russian.xinhuanet.com

2   Сарсембеков В.Т. Правовые аспекты обеспе­чения борьбы со стихийными бедствиями в КНР/ Сборник тезисов международной конфе­ренции по сокращению стихийных бедствий связанных с водой. Душанбе, 2008. — С. 102­105.

3   Кранина Е.И. Проблемы охраны окружаю­щей среды и устойчивого развития экономики Китая/ XVII КПК и проблемы социально-экономического развития КНР на современном этапе/ М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2009.- С. 216-226.

Фамилия автора: Н.А. Алдабек, В.Т. Сарсембеков

Источник: https://articlekz.com/article/7683

Ссылка на основную публикацию