Критерии безопасности гидротехнического сооружения

Пособие к методике определения критериев безопасности гидротехнических сооружений рд 153-34. 2-21. 342-00” — часть 2

Осуществление контроля безопасности сооружений только на основе анализа контролируемых показателей в ряде случаев затруднительно (в особенности когда ни один из контролируемых параметров не достиг предельно допустимого уровня, а процесс накопления повреждений тем не менее развивается).

Принципиально более правильной является оценка состояния сооружения на основе применения обобщенных показателей, использующих всю доступную количественную и качественную информацию о состоянии как отдельных элементов сооружений, так и ГТС в целом.

Наиболее развитой и безупречной (с точки зрения теоретической разработки и обоснования) формой обобщенного показателя состояния сооружения (его надежности) является вероятность его безотказной работы в течение срока эксплуатации.

Обратите внимание

Принципиальным преимуществом этой формы является возможность контроля состояния сооружений с учетом его потенциальной сопротивляемости наступлению различных возможных видов предельного состояния, а также возможных, но еще нереализованных экстремальных воздействий (сейсм, паводок, ветер и т.п.).

«Чрезвычайная ситуация — обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии гидротехнического сооружения, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или ущерб окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение жизнедеятельности людей». Таким образом, согласно определению, принятому в Федеральном законе [2] и «Методике» [1], чрезвычайная ситуация (ЧС) есть следствие аварии.

«Безопасность гидротехнических сооружений — свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечить защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов».

Определение безопасности ГТС именно как «свойства ГТС» подразумевает возможность количественных оценок безопасности так же, как это делается в отношении таких, например, свойств, как «надежность ГТС».

Оценка безопасности эксплуатируемого ГТС включает:

оценку технической исправности путем сравнения значений диагностических показателей (параметров) с их прогнозируемыми и критериальными значениями (п. 2.5 «Методики»);

оценку уровня риска аварии (п. 2.13 «Методики»).

«Безопасность ГТС», в отличие от «надежности ГТС», является более общим свойством, так как учитывает последствия возможных аварий ГТС, подразумевает не только исправность, техническую и экологическую надежность ГТС, но и социальную приемлемость для общества определенных человеческих и материальных потерь в результате аварий. Любое гидротехническое сооружение вносит изменения в окружающую среду и может нарушить интересы какой-то группы людей.

«Критерии безопасности гидротехнического сооружения — предельные значения количественных и качественных показателей состояния гидротехнического сооружения и условий его эксплуатации, соответствующие допустимому уровню риска аварии гидротехнического сооружения и утвержденные в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений».

В «Методике» критерии безопасности определяются как «значения», выраженные в количественной (или словесной) форме. Учитывая погрешности, неизбежные как при расчетных, так и экспериментальных методах оценки состояния ГТС, при определении безопасности назначается интервал критериальных значений.

«Авария гидротехнического сооружения — разрушение или повреждение ГТС, вызванные непредвиденными (не предусмотренными проектом и правилами безопасности) ситуациями и сопровождаемые неконтролируемым сбросом воды или жидких стоков из хранилища»

Согласно «Методике» [1], под аварией на гидротехническом сооружении ГЭС понимается событие, приводящее к прорыву напорного фронта, а на гидротехническом сооружении ТЭС — к сбросу жидких стоков из хранилища.

В рамках принятого в [1] определения аварии повреждение гидротехнического сооружения или его отказ, не приводящие к прорыву напорного фронта, не квалифицируются как авария, Прорыв напорного фронта возможен при нарушении устойчивости, фильтрационной или механической прочности ГТС, входящих в состав напорного фронта. Таким образом, согласно «Методике» [1], под аварией ГТС понимается ситуация, при которой нарушается устойчивость, механическая или фильтрационная прочность ГТС и его основания, а также не обеспечивается пропускная способность водосбросных и водопропускных сооружений. Именно в этих случаях возможен неконтролируемый сброс воды или жидких отходов.

«Допустимый уровень риска аварии гидротехнического сооружения — значение риска аварии гидротехнического сооружения, установленное нормативными документами».

Современные нормативные документы не устанавливают конкретное значение допустимого уровня риска аварии ГТС. Однако определенная доля риска аварии ГТС остается даже при выполнении всех требований нормативных документов. Указанный уровень риска присущ ГТС, запроектированным в соответствии с требованиями норм.

«Уровень риска аварии ГТС — характеристика безопасности ГТС, которая может быть представлена в вероятностной форме, либо в форме детерминистического показателя (уровня безопасности ГТС), характеризующего степень отклонения состояния ГТС и условий его эксплуатации от требований нормативных документов».

Уровень риска является обобщенным, интегральным показателем безопасности ГТС в целом, Этот показатель позволяет также сравнивать между собой уровень безопасности различных сооружений.

Вероятностная форма оценки безопасности ГТС в большей мере применима для стадии разработки проекта. На стадии эксплуатации большое значение имеют оценки состояния ГТС, выполняемые на основании данных инструментальных и визуальных натурных наблюдений, данных об условиях эксплуатации и т.п., которые трудно (если не невозможно} представить в вероятностной форме.

Читайте также:  Взрывозащищенные пожарные извещатели

«Контролируемые показатели — измеренные на данном сооружении с помощью технических средств или вычисленные на основе измерений количественные характеристики, а также качественные характеристики состояния ГТС».

Контроль безопасности (технической исправности) ГТС осуществляется путем организации натурных измерений и наблюдений. Техническое обеспечение натурных измерений составляют: контрольно-измерительная аппаратура (КИА), устанавливаемая на сооружениях, а также средства автоматизированного сбора показаний КИА.

Наряду с техническим обеспечением на ГТС имеется информационное и программное обеспечение контроля — базы данных для хранения результатов наблюдений, измерений и программные средства для обработки и анализа данных измерений.

Важно

Требования к техническому, информационному и программному обеспечению натурных наблюдений приведены в разделе 6 «Методики» [1].

Установленная на сооружении контрольно-измерительная аппаратура (КИА) в циклическом режиме (или в режиме реального времени) измеряет текущие значения ряда показателей (перемещений, деформаций, напряжений, температур, фильтрационных расходов, пьезометрических напоров и т.д.).

По измеренным показателям вычисляются градиенты температур и пьезометрических напоров, интенсивность изменения фильтрационных расходов, величина противодавления, напряжения и т.п.

«Контролируемые показатели — совокупность всех наблюденных, а также измеренных с помощью технических средств и вычисленных по ним количественных показателей состояния ГТС, а также качественных показателей, полученных наблюдениями на сооружениях».

«Диагностические показатели — наиболее значимые для диагностики и оценки безопасности состояния ГТС контролируемые показатели, позволяющие дать оценку безопасности и состояния системы «сооружение — основание — водохранилище» в целом или отдельных ее элементов».

Диагностические показатели назначаются из числа контролируемых (как количественных, так и качественных) показателей состояния.

Для крупных сооружений, имеющих несколько сотен, а то и тысяч измерительных устройств и пунктов наблюдений, доля диагностических показателей составляет обычно не более 10 — 20% от общего числа контролируемых показателей.

Диагностические показатели назначаются в наиболее ответственных (или «опасных») зонах сооружений. Перечень диагностических показателей может изменяться в процессе эксплуатации.

Диагностические показатели выбираются из совокупности контролируемых показателей в соответствии с рекомендациями п. 2.11 «Методики» [1]. Для диагностических показателей определяются критериальные значения. Анализ остальных контролируемых показателей производится при обнаружении отклонений от нормальной работы, зафиксированных с помощью диагностических показателей.

Критерии состояния ГТС:

К1 — первый (предупреждающий) уровень значений диагностических показателей, при достижении которого устойчивость, механическая и фильтрационная прочность ГТС и его основания, а также пропускная способность водосбросных и водопропускных сооружений еще соответствуют условиям нормальной эксплуатации.

В условиях нормальной эксплуатации выполняются все основные требования нормативных документов и правил технической эксплуатации в течение длительного времени, сопоставимого со сроком службы сооружения.

К2 — второй (предельный) уровень значений диагностических показателей, при превышении которых эксплуатация ГТС в проектных режимах недопустима.

Источник: http://MirZnanii.com/a/281960-2/posobie-k-metodike-opredeleniya-kriteriev-bezopasnosti-gidrotekhnicheskikh-sooruzheniy-rd-153-34-2-21-342-00-2

Гидротехнические сооружения: аспекты безопасности

10.02.2016

Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений (ГТС) является в России серьезной проблемой, возникшей вследствие нерешенности комплекса правовых и финансовых вопросов.

Около 22 процентов ГТС (общее их количество до сих пор неизвестно) в стране находится в аварийном и предаварийном состоянии. По данным Федерального агентства водных ресурсов, за последние пять лет имело место более трехсот аварий на ГТС.

В основном они коснулись гидротехнических сооружений IV класса, частично — III-го, составив около 90 процентов от общего количества. Среднемировой показатель аварийности на ГТС в России превышен в два с половиной раза.

Размер ущерба, причиненного этими авариями, составляет миллиарды (а в отдельные годы — десятки миллиардов) рублей.

Федеральный закон № 117‑ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» был принят 21 июля 1997 года одновременно с законом № 116‑ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Цель документа — «регулирование отношений при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений».

Все ГЭС обладают элементами опасных производственных объектов (ОПО) и поэтому попадают в сферу действия ФЗ-116. Таким образом, законы близки по целям и задачам: они направлены на обеспечение защиты жизненно важных интересов личности и общества от аварий.

Совет

В процессе реализации ФЗ-117 возникли некоторые сложности. ОПО безоговорочно были переданы в ведение Госгортехнадзора (ныне — Ростехнадзора), а ГТС отнесли к разным ведомствам: Ростехнадзору, Министерству энергетики, Министерству транспорта и Министерству природных ресурсов.

И в Минприроды сложилась непростая ситуация — появилось немалое количество бесхозных ГТС, нести ответственность за которые, по сути, оказалось некому. В 1990‑е годы наступила бесхозяйственность и, как следствие, безнадзорность объектов. Данная проблема не решена до сих пор.

Звучат предложения передать полномочия по надзору за подобными сооружениями в ведение МЧС, поскольку представители именно этого ведомства, как правило, выражают особое беспокойство.

В соответствии с ФЗ-117 собственник или эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности ГТС.

Критериальные значения диагностических показателей, разработанные на стадии проекта, должны корректироваться в процессе ввода объекта в эксплуатацию с учетом всей дополнительной информации, полученной в период строительства, с учетом возможного расширения объема контроля эксплуатируемого ГТС, изменения нормативно-правовой базы, изменения состояния и условий эксплуатации, приведших к изменению эксплуатационного состояния ГТС. Критерии безопасности индивидуальны для каждого ГТС и подлежат утверждению органом надзора за безопасностью гидротехнических сооружений.

Второй очень важный документ — программа мониторинга, то есть, по сути, подтверждение этих критериев.

Читайте также:  Приборы управления пожарные

Мониторинг безопасности гидротехнических сооружений — это система регулярных инструментальных и визуальных наблюдений за показателями работы и технического состояния сооружений, за проявлением и развитием опасных для сооружений техногенных и природных процессов и явлений, проводимых по определенной программе с целью объективной оценки эксплуатационной надежности и безопасности сооружений, своевременной разработки и проведения ремонтных мероприятий. В соответствии с их результатами составляется декларация безопасности ГТС, учитывающая особенности обеспечения безопасности ГТС различных видов в зависимости от их назначения, класса, конструкции, условий эксплуатации и специальных требований к безопасности.

Сведения для Российского регистра гидротехнических сооружений направляются его владельцем в территориальные органы Ростехнадзора для проверки на полноту и отсутствие противоречий.

Обратите внимание

Кроме того, обязанностью владельца ГТС является организация преддекларационного обследования, которая проводится специальной комиссией, созданной приказом собственника ГТС. В состав комиссии в обязательном порядке должны входить представители Ростехнадзора и МЧС.

Также в комиссию входят представители проектной организации, ведущей обследуемые ГТС, а также экспертной организации, которая будет проводить экспертизу декларации безопасности. Акт преддекларационного обследования должен быть утвержден владельцем ГТС.

Также составляется план ликвидации аварийных ситуаций.

Состоятельность этого документа уточняется на стадии подготовки декларации безопасности ГТС для целей получения заключения МЧС или его территориального органа о готовности организации, эксплуатирующей ГТС, к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий в случае аварии гидротехнического сооружения.

Проведение оценки готовности объекта предусматривается с периодичностью не реже одного раза в пять лет в виде самостоятельного мероприятия или с включением в планы регулярных и внеочередных проверок организаций по вопросам предупреждения ЧС. Экспертиза декларации безопасности ГТС проводится экспертными комиссиями при экспертных центрах.

При утверждении декларации и экспертного заключения органом Ростехнадзора выдается разрешение на эксплуатацию ГТС на срок утверждения декларации безопасности. Следует отдельно остановиться на сложностях неразрушающего контроля на гидротехнических сооружениях.

Обследование необходимо проводить в короткие сроки, поскольку пребывание гидроагрегатов в состоянии простоя чревато серьезными расходами для генерирующей компании. К сожалению, подобные измерения крайне затратны, и осмотреть такое сооружение за короткий промежуток времени не представляется возможным.

Одной из особенностей является частичная утрата или полное отсутствие технической информации о строительных конструкциях старых зданий. В современных строительных технологиях используются принципиально новые подходы к материалам и конструкциям. Однако уровень контроля строительства и состояния этих сооружений в процессе их долговременной эксплуатации значительно отстал и не в состоянии в полной мере обеспечить их безопасность. В частности, это относится к неразрушающему контролю бетона.

С течением времени подход к технологиям улучшился, но, несмотря на это, далеко не всегда удается собрать достоверные сведения о нарушениях технологии изготовления бетонной смеси и ее укладки, способных привести к снижению надежности конструкций и сооружений. Очевидно, что дефекты в конструкциях часто могли появляться еще на стадии строительства.

При этом нарушения проектных режимов эксплуатации, частичные отходы от проектных нагрузок и условий работы могут привести к возникновению новых дефектов в «слабых» местах. Их развитие может происходить лавинообразно, приводя сооружение в неисправное или аварийное состояние.

Кроме того, при длительной эксплуатации сооружений происходит естественное или вынужденное старение строительных материалов, накопление повреждений и дефектов. Сочетание этих факторов с возможным изменением систем нагрузок и воздействий приводит к необходимости проведения сложных поверочных расчетов работы пространственных систем.

Важно

По мнению специалистов, большой вред неразрушающему контролю принесло широкое применение упрощенных ультразвуковых приборов без визуализации сигнала по методике, слепо заимствованной из приемочного контроля железобетонных конструкций из «свежего» бетона.

Многолетний опыт доказывает, что ультразвуковые приборы без возможности визуализации сигнала можно использовать только для контроля прочности «свежего» бетона с еще не нарушенной структурой, а техническое обследование эксплуатируемых конструкций и дефектоскопию бетона следует выполнять только с помощью приборов, имеющих возможность визуально контролировать принимаемый сигнал и анализировать его параметры. Только на экране прибора возможен контроль регистрации затухающих волн, и изменением усиления можно добиться фиксации вступления первой волны импульса, то есть достоверно определить время прохождения по трассе продольной волны.

Соблюдение всех вышеизложенных требований должно способствовать повышению уровня безопасности ГТС. Избежать аварий, подобных трагедии на Саяно-Шушенской ГЭС, — одна из главных задач современных гидротехников.

Авторы: Алексей МОСКАЛЕНКО, руководитель департамента анализа риска ООО «Городской центр экспертиз», Алексей ТЮНДЕР, эксперт департамента анализа рисков ООО «Городской центр экспертиз», Евгений ЛОМАКИН, эксперт департамента технической диагностики ООО «ГЦЭ-Север».

Источник: Энергетика и промышленность России

Источник: http://gce.ru/press/press-release/gidrotehnicheskie_sooruzheniya_aspekty_bezopasnosti/

Экологический словарь — значение слова Критерии Безопасности Гидротехнического Сооружения

предельные значения количественных и качественных показателей состояния гидротехнического сооружения и условий его эксплуатации, соответствующие допустимому уровню риска аварии гидротехнического сооружения и утвержденные в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений (закон «О безопасности гидротехнических сооружений»).

Смотреть значение Критерии Безопасности Гидротехнического Сооружения в других словарях

Взаимной Безопасности Теории — — концептуально оформившиеся подходы, позволяющие укрепить безопасность двух сторон, которые находятся или могут находиться в состоянии конфликта. Такими сторонами……..
Политический словарь

Концепция Национальной Безопасности Российской Федерации — — система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.
Политический словарь

Организация По Безопасности И Сотрудничеству В Европе (обсе) — (Organization for Security and Cooperation in Europe OSCE) — является преемницей Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), которое начало свою деятельность в первой половине……..
Политический словарь

Читайте также:  Задачи и организация работы добровольных пожарных дружин

Органы Государственной Безопасности — — неотъемлемая часть государственного аппарата любой страны, обеспечивающая профессиональную защиту существующего государственного строя, территориальной неприкосновенности……..
Политический словарь

Совет Безопасности Оон — — главный постоянно действующий политический орган ООН. Согласно Уставу ООН, на него возложена основная ответственность за поддержание международного мира и безопасности………
Политический словарь

Воздушная Подушка Безопасности — В автомобильном страховании и в управлении ущербом: пассивная система безопасности, представляющая собой устройство, устанавливаемое в рулевом колесе или в панели……..
Экономический словарь

Временные Здания И Сооружения — Специально возводимые или приспосабливаемые на период строительства производственные, складские, вспомогательные, жилые и общественные здания и сооружения,……..

Экономический словарь

Государственная Инспекция Безопасности Дорожного Движения (гибдд) — — орган, осуществляющий контроль и надзор за соблюдением безопасности дорожного движения, регулирование движения. Основана 1936г.

Экономический словарь

Директива По Обеспечению Безопасности — письменное предписание страховщика или сюрвейера страхователю по поводу соблюдения мер безопасности (сигнализации, огнетушителей, защиты оконных и дверных……..

Экономический словарь

Дорожные Сооружения — Сооружения, являющиеся конструктивными элементами дороги: искусственные сооружения (мосты, путепроводы, эстакады, трубы, тоннели и др.), защитные сооружения……..

Экономический словарь

Здания И Сооружения, Улучшения (improvements) — вся недвижимость, кроме земли. Включает здания, их внутреннее оборудование, заборы, ограждения, систему канализации и т.д.

Экономический словарь

Здания, Сооружения И Оборудование — Активы, которые предполагается использовать на постоянной основе в деятельности предприятия/ организации, в том числе специализированные непостоянные здания;……..

Экономический словарь

Кодекс Безопасности — В управлении ущербом: руководящие принципы, принятые в определении мер противопожарной безопасности для конкретных типов зданий, разработанные и публикуемые Национальной……..

Экономический словарь

Комплексная Система Обеспечения Экономической Безопасности Предпринимательства — — это совокупность мероприятий организационно-правового характера, осуществляемых в целях защиты предпринимательской деятельности от реальных или потенциальных……..
Экономический словарь

Контроль Безопасности — — системные просмотр, изучение журналов и наблюдение за функционированием системы с целью определения достаточности средств ее контроля на соответствие принятой методике……..
Экономический словарь

Критерии Аудита — Совокупность политик, процедур или требований Примечание 1. Критерии аудита используются для сопоставления с ними свидетельств аудита (2.9). Примечание 2………

Экономический словарь

Критерии Балансового Отчета — BALANCE SHEET TESTSСм. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО ОТЧЕТА
Экономический словарь

Критерии Для Принятия Решения — — нормы, с которыми можно соотнести альтернативные варианты решения.
Экономический словарь

Критерии Достаточной Переработки Товара — — в таможенном праве — один из принципов определения страны происхождения товаров; находит применение в тех случаях, когда в производстве товара участвуют две и……..

Экономический словарь

Критерии И Индикаторы Устойчивого Управления Лесами — — система показателей для дополнительного анализа деятельности государственных органов управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации……..

Экономический словарь

Критерии Оценки Правового Титула, Типовые — В страховании правового титула: общепринятые критерии, на основе которых может быть проведена оценка правового титула на недвижимость. Применяются в большинстве штатов……..
Экономический словарь

Критерии Таможенные — цена или количество товара, принятые за основу при начислении таможенных пошлин.
Экономический словарь

Критерии Экологичности Продукции — Экологические требования, которым должна удовлетворять продукция (3.1) для того, чтобы ей был присвоен экологический знак (3.9).

Экономический словарь

Меры Пожарной Безопасности — — действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.

Экономический словарь

Милиция Общественной Безопасности (местная Милиция) — — в РФ — один из двух видов милиции ( наряду криминальной милицией). Основными задачами М.о.6. (местной милиции) являются: обеспечение личной безопасности граждан;……..

Экономический словарь

Незаконные Акты Против Безопасности Гражданской Авиации — — действия, угрожающие безопасности воздушных судов. Согласно Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации……..

Экономический словарь

Нетитульные Временные Здания И Сооружения — Временные сооружения, приспособления и устройства, предназначенные для нужд отдельного объекта, затраты на возведение которых учитываются в составе накладных расходов.

Экономический словарь

Объект Комплексной Системы Обеспечения Экономической Безопасности Предпринимательства — — стабильное экономическое состояние субъекта предпринимательской деятельности в текущем и перспективном периоде. Конкретными же объектами защиты выступают ресурсы:……..
Экономический словарь

Период Сооружения Объекта — — указанный в контракте период сооружения объекта, начиная с даты вступления контракта в действие и до выдачи последнего документа о готовности……..

Экономический словарь

Поддержание Международного Мира И Безопасности — — деятельность государств и международных организаций, преследующая цель недопущения нарушен» мира и возникновения угрозы международной безопасности, в частности,……..
Экономический словарь

Посмотреть в Wikipedia статью для Критерии Безопасности Гидротехнического Сооружения

Источник: http://slovariki.org/ekologiceskij-slovar/580

Ссылка на основную публикацию