Котлованная машина мдк-2м

Котлованная машина МДК-2М

Котлованных машина МДК-2М предназначена для откопки котлованов под фортификационные сооружения, для инженерного оборудования позиций войск и для механизации земляных работ при проведении ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий.

Котлованная машина МДК-2М состоит из базовой машины (изделия 409МУ) и рабочего оборудования.

В состав рабочего оборудования входят: рабочий орган, трансмиссия рабочего органа, бульдозерное оборудование и гидропривод (система управления рабочим оборудованием).

Рис. 1. Котлованная машина МДК-2М: а – вид сбоку, б – вид сзади;

1 – отвал, 2 – гидроцилиндр, 3 – стойка, 4 – базовая машина, 5 – гидробак, 6 – защитный щиток, 7 – метатель, 8 – верхняя рама, 9-балка, 10 – подъемная рама, 11 – плуг, 12 – кожух метателя, 13 – фреза, 14 – толкающая рама, 15 – защитный щиток (откидная часть) 16 – защитный щиток (неподвижная часть), 17 – откосник, 18 – балка, 19 – плуг, 20 – регулируемые распорки, 21 – подъемная рама.

Рабочий орган предназначен для разработки грунта в процессе откопки котлована и транспортировки его в отвал. Он установлен в кормовой части машины и крепится к ней шарнирно с возможностью перемещения в вертикальной плоскости. Основными частями рабочего органа является подъемная и верхняя рамы, фреза, метатель, два плуга, направляющий кожух и механизм подъема и опускания.

Обратите внимание

Подъемная и верхняя рамы предназначены для крепления всех основных частей рабочего органа.

Подъемная рама представляет собой сварную конструкцию коробчатого сечения П-образной формы. В средней поперечной части рамы крепится редуктор привода фрезы и метателя.

Концы продольных балок рамы шарнирно соединены с корпусом машины.

К проушинам на продольных балках крепятся два гидроцилиндра механизма управления положением рабочего органа и два кронштейна фиксации рабочего органа в транспортном положении .

Верхняя рама крепится сверху на подъемной раме. Она сварена из двух продольных , двух вертикальных и поперечной балок. К верхней раме крепятся два откосника и защитный щиток.

Откосники предназначены для срезания грунта в верхней части котлована для образования наклона стенок и представляют собой нож с износостойкой наплавкой, который в рабочее положение возвращается и фиксируется вручную с помощью двух пальцев и рычагов их привода. В транспортное положение откосники возвращаются к оси машины.

Защитный щиток предназначен для предотвращения от засыпки грунтом платформы машины, при рытье котлована. Он установлен на верхней раме рабочего органа и состоит из верхней откидной и нижней неподвижной частей. В рабочем положении обе части щитка содержатся в одной плоскости. При подъеме рабочего органа откидной щиток заключается в транспортное положение с помощью тяги и пружин.

Фреза поперечного копания предназначена для разрушения почвы и подачи его в метатель. Она состоит из ступицы и приваренных к ней шести лопастей треугольного сечения.

На каждой лопасти закреплены болтами по три переменные режущие ножи, режущие кромки которых имеют устойчивые к износу наплавки. В целях равномерного износа ножи переставляются местами: крайние сами изношенные устанавливаются ближе к ступице.

Фреза крепится болтами на ступице планетарного ряда редуктора рабочего органа.

Метальщик предназначен для транспортировки разработанного грунта в отвал.

Он представляет собой неподвижный направляющий кожух и лопастный барабан сварной конструкции который состоит из ступицы, пяти спиц коробчатого сечения, обода с пятнадцатью лопатками , из которых тринадцать приварены к его кольцам, а две съемные с целью замены изношенных листов направляющего кожуха без снятия метателя. Ступица метателя крепится на редукторе рабочего органа.

Плуги (правый и левый ) срезают почву под площадки для гусениц для обеспечения разработки грунта фрезой при последующих проходах машины.

Левый и правый плуги аналогичные по устройству и состоят из корпуса с закрепленными в нижней части ножами, отвала, оси и механизма установки по высоте. На оси плуга установлена упорная пластина, соединенная с корпусом четырьмя болтами.

В случае нормального усилия на нож,  плуг возвращается до упора пластиной в верхнюю раму. При встрече плуга с препятствием болты срезаются, предохраняя плуг от поломок.

Направляющий кожух обеспечивает движение грунта от фрезы до метателя и далее – в отвал.

Он обхватывает лопасти фрезы и метателя снизу и является каркасом, состоящий из двух соединенных между собой дугообразных балок, между которыми крепятся съемные листы.

Для увеличения жесткости крепления кожуха установлены две съемные балки, каждая из которых одним концом крепится к направляющей кожуха, а другим – к подъемной рамы.

Механизм подъема и опускания рабочего органа предназначен для изменения положения рабочего органа по высоте.

Важно

Он состоит из двух гидроцилиндров, шарнирно закрепленных к корпусу машины и подъемной рамы и обеспечивает поворот рабочего органа при переводе из транспортного положения в рабочее или обратно, его углубление, выглубления и фиксацию.

Ограничение угла поворота вверх осуществляется ходом штоков гидроцилиндров, вниз – упором подъемной рамы в корпус машины.

Трансмиссия рабочего органа МДК-2М

предназначена для изменения и передачи крутящего момента от уменьшителя скоростей до фрезы и метателя. Она состоит из промежуточного вала, двух карданных валов, поворотного редуктора и редуктора рабочего органа.

Промежной вал является связующим звеном между уменьшителем скоростей базовой машины и карданным валом привода поворотного редуктора.

Он представляет собой трубу, к фланцу которого крепится зубчатый венец с внутренним зубом для соединения с зубчатой ​​полумуфты вала отбора мощности уменьшитель скоростей.

На шлицах другого конца устанавливается фланец для крепления с вилкой карданного вала. Опорой вала является сферический подшипник.

Карданные валы установлены один между промежуточным валом и поворотным редуктором, а второй – между поворотным редуктором и редуктором рабочего органа. Они одинаковы по строению, но имеют разную длину.

Поворотный редуктор предназначен для изменения и передачи крутящего момента от уменьшителя скоростей к редуктору рабочего органа.

Он установлен в кормовом отделении корпуса машины и обеспечивает включение и выключение, изменение частоты вращения фрезы и метателя, сохранения соосности ведомого вала с ведущим валом редуктора рабочего органа при изменении взаимного расположения редукторов. Передаточные числа редуктора равные 1,08 и 0,856.

Основными частями поворотного редуктора являются: корпус (неподвижная часть, рукав, поворотная часть), ведущий вал в сборе, первый и второй промежуточные валы в сборе, вал-шестерня, привод управления и предохранительная муфта.

Редуктор рабочего органа предназначен для изменения крутящего момента, который передается на фрезу и метатель. Он установлен на подъемной раме и обеспечивает одновременное вращение фрезы и метателя с различными угловыми скоростями.

Редуктор рабочего органа состоит из одноступенчатого цилиндрического редуктора и двух планетарных рядов, выполненных в одном агрегате.

Корпус одноступенчатого цилиндрического редуктора крепится к корпусу первого планетарного ряда. В крышке люка имеется отверстие для заливки масла и установки щупа. Ведомый вал выполнен заодно с солнечной шестерней первого планетарного ряда .

Первый планетарный ряд предназначен для изменения крутящего момента и передачи его от цилиндрического редуктора на второй планетарный ряд и одновременно на вращение метателя.

Он состоит из корпуса, соединенного с корпусом второго планетарного ряда, эпициклической шестерни, четырех сателлитов и водила, которое является одновременно солнечной шестерней второго планетарного ряда .

Второй планетарный ряд предназначен для изменения и передачи крутящего момента на фрезу, установленную на подшипниках на внешней поверхности его корпуса.

Водило имеет осевое отверстие, через которое проходит торсионный вал, соединяющий водило первого планетарного ряда с фланцем вращения метателя. На конце водила имеется зубчатый венец для соединения со ступицей фрезы.

Совет

В процессе работы торсионный вал выполняет роль демпфера, предохраняя трансмиссию от поломок.

Рис.2. Трансмиссия рабочего органа МДК-2М:

1 – промежуточный вал, 2 и 5 – карданные валы 3 – поворотный редуктор, 4 – предохранительная муфта, 6 – редуктор рабочего органа, 7 – редуктор гидронасосов, 8 – коробка передач базовой машины, 9 – уменьшитель скоростей

Бульдозерное оборудование МДК-2М

предназначено для послойной разработки и перемещения грунта при планировании дна котлована, подготовке площадки перед началом рытья котлована. Кроме того, с помощью бульдозерного оборудования можно проводить засыпку котлованов, траншей, вспушення мерзлого грунта при глубине промерзания до 15 см.

На машине установлено бульдозерное оборудование с неповоротным отвалом, высота которого 1000 мм, а длина – 3200 мм. С помощью гидроцилиндров отвал может опускаться ниже уровня стояния машины на 540 мм или подниматься на высоту 1140 мм. Масса оборудования составляет 1120 кг .

Бульдозерное оборудование состоит из отвала, двух толкающих рам, двух передних стоек с подкосами, двух стяжек и механизма управления.

Механизм управления предназначен для изменения положения отвала по высоте. Он состоит из двух гидроцилиндров, с помощью которых создаются усилия для углубления отвала в грунт, его выглубления и фиксации.

Гидропривод предназначен для управления положением рабочего оборудования.

Он обеспечивает создание необходимых усилий при переводе рабочего органа в транспортное или рабочее положение, при углублении или выглублением отвала бульдозерного оборудования.

Схема гидропривода не предусматривает одновременного управления рабочим органом и бульдозерным оборудованием. На машине установлены элементы гидропривода, рассчитанные на давление 10 МПа .

Гидропривод состоит из гидробака, двух гидронасосов, гидропанели, четырех гидроцилиндров.

Гидробак установлен сзади за кабиной. Уровень рабочей жидкости в баке измеряется щупом. Объем рабочей жидкости должен быть в пределах 150 л.

На машине установлены два гидронасоса марки НШ – 32У,  которые приводятся в действие от уменьшителя скоростей через редуктор.

Гидропанель установлена ​​слева за кабиной и предназначена для компактного размещения элементов управления гидропривода.

Обратите внимание

На гидропанели закреплены два трехпозиционные золотники ГА86/2 для управления гидроцилиндрами, предохранительный клапан БГ52 -14, два электромагнитные краны ГА192, из которых один управляет работой предохранительного клапана, а другой предназначен для установки гидроцилиндров управления рабочим органом в    «плавающее» положение при рытье котлована. Для контроля давления на панели закреплены манометр с вентилем.

Рис.3. Схема гидропривода МДК-2М:

1 и 19 – гидроцилиндры бульдозерного оборудования, 2 и 11 – трехпозиционные золотники ГА 86/2, 3 и 5 – электромагнитные краны, 4 – предохранительный клапан БГ 52-14, 6 и 12 – гидроцилиндры рабочего органа, 7, 8, 9 и 10 – дроссели, 13 – гидрофильтрах, 14 и 16 – обратные клапаны, 15 и 17 – шестеренчатые насосы НШ-32У, 18 – гидробак

Тактико-технические характеристики МДК-2М

Техническая производительность в грунтах 2-й, 3-й категорий, м3/час 300
Максимальная транспортная скорость, км/ч 35,5
Средняя транспортная скорость по грунтовым дорогам, км/ч 15-18
Масса, т 28
Габаритные размеры в транспортном положении, мм:длинаширинавысота 800034403950
Габаритные размеры в рабочем положении, мм:длинаширинавысота 1023040503480
Расчет, человек 2
Периодичность технического обслуживания, моточасов:№ 1№ 2 100300
Трудоемкость технического обслуживания, чел.-час.:ЕТО№ 1№ 2 1,5-214-1626-32
Расход топлива, л/ч:при отрытых котлованав транспортном режиме 4070-80
Запас хода по топливу, км 500
Мощность двигателя, кВт 305
Размеры разработанной выемки, м
За один проход:глубинаширина 0,53,5
За два прохода:глубинаширина 13,5
За три прохода:глубинаширина 1,53,5
Скорость движения при копании котлована, м/ч 387
Скорость движения при работе бульдозерным оборудованием в обычном грунте, км/ч, не более: 5,4
Емкость топливных баков, л 810
Количество мест в кабине, человек 3
Время перевода рабочего оборудования в рабочее положение, мин 1
Время подготовки машины к перевозке по железной дороге, ч 2
Читайте также:  Пожарные автомобили и спецтехника

Работа МДК-2М (видео)

Источник: https://fireman.club/statyi-polzovateley/kotlovannaya-mashina-mdk-2m/

Инженерная техника Советской Армии

Машина для отрывки котлованов МДК-2м предназначена для отрывки окопов и укрытий для техники, котлованов под фортификационные сооружения (блиндажи, убежища, огневые сооружения). Размеры котлованов: ширина по дну 3.5м., глубина до 3.5м., длина по потребности. Классы разрабатываемых грунтов I-IV.

При отрывке котлованов разрабатываемый грунт  выбрасывается   вправо от котлована в виде бруствера.   Довольно большая высота бросания грунта приводит к тому, что разработанный и выброшенный грунт достаточно уплотнен.

При необходимости устройства бруствера с обеих сторон через два-три прохода необходимо сменить направление отрывки. За один проход машина снимает слой грунта  30-40 см. Начало и конецкотлована представляют собой пологие аппарели с уклоном 15 градусов.

Создание аппарелей достигается тем, что с началом работы  механик-водитель постепенно опускает рабочий орган, а в конце котлована постепенно поднимает его. Для второго и последующих проходов этого уже делать не требуется, поскольку сама машина меняет свой угол уклона.

Бульдозерное оборудование позволяет использовать машину для засыпки котлованов, устройства пологих спусков. Допустимый боковой уклон при работе до 15 градусов, угол подъема/спуска при работе до 28 градусов.

На снимке справа: модель МДК-2 в рабочем положении перед началом отрывки котлована.

Основные тактико-технические характеристики МДК-2м

Базовая машина…………………………………………………………………………………………… артиллерийский тяжелый тягач АТ-Т (Изделие 405 му)
Масса машины ( без экипажа и имущества)…………………………………………………. 27.3 т.
Габаритные размеры:
                                     — в транспортном положении
                                                                                          длина…………………………. 8 м.
                                                                                          ширина……………………….. 3.4м.
                                                                                          высота ………………………..  3.95
                                     — в рабочем  положении
                                                                                          длина…………………………… 10.5м.
                                                                                          ширина……………………….. 3.4м.
                                                                                          высота ………………………..  3.4м.
Клиренс……………………………………………………………………………………………………… 38-41.5 см.
Железнодорожный габарит………………………………………………………………………… 1- Т
Удельное давление на грунт……………………………………………………………………….. 0.72 кг/кв. см.
Минимальный радиус поворота………………………………………………………………….. 2.64м.
Максимальный угол подъема………………………………………………………………………. 28 градусов
Максимальный угол крена…………………………………………………………………………… 15 градусов
Максимальная глубина брода……………………………………………………………………… 1.2м.
Запас хода по топливу………………………………………………………………………………… 500 км. или 10 часов работы
Максимальная скорость движения…………………………………………………………….. 36 км/час
Средняя скорость движения  по грунтовым дорогам…………………………………… 20-25  км/час
Производительность………………………………………………………………………………………. 300-400 куб.м/час
Категории разрабатываемых грунтов……………………………………………………………… I-IV
Экипаж……………………………………………………………………………………………………….. 2 чел.
Вместимость кабины …………………………………………………………………………………. 4 чел.
Двигатель………………………………………………………………………………………………….. дизельный V-образный А-401
Мощность двигателя……………………………………………………………………………………. 305.23 квт. (415 л.с.)

При отрывке котлованов разрабатываемый грунт укладывается в одну сторону вправо от котлована в виде бруствера. При необходимостиустройства бруствера с обеих сторон через два-три прохода необходимо сменить направление отрывки. За один проход углубление составляет 30-40 см.

Начало и конец котлована представляют собой пологие аппарели с уклоном 15 градусов. Бульдозерное оборудование позволяет использовать машину для засыпки котлованов, устройства пологих спусков.

Допустимый боковой уклон при работе до 15 градусов, угол подъема/спуска при работе до 28 градусов.

От автора. Рабочий орган, образно говоря, представляет собой пятилопастный пропеллер, который, вращаясь, режет грунт и отбрасывает его назад подобно тому. как это делает самолетный пропеллер с воздухом.

Важно

А позади пропеллера находится метатель наподобие беличьего колеса. Его лопасти подхватывают грунт и с силой бросают его вверх вправо. Выброшенный грунт уже настолько уплотнен, что на нем стоишь, как на твердой земле.

Кабина герметизирована, снабжена фильтро — вентиляционной установкой, благодаря чему, машина может работать на местности зараженной отравляющими и  радиоактивными веществами, причем экипаж (2 чел.

) в кабине может находится без средств защиты.. Время на подготовку машины к работе  5-7 мин. Имеет место для установки радиостанции Р-113 (танковая) но ею не комплектуется.

Оснащена радиометром-ретнгенометром ДП-3Б, комплектом ПНВ-57Т (прибор ночного видения).

Состоит на вооружении в в инженерно-саперном батальоне мотострелковой (танковой) дивизии   — 3 шт.

Источники

1.Инструкция по материальной части и эксплуатации машины для отрывки котлованов МДК-2м. Военное издательство МО СССР. Москва 1968г. 2.Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие. Военное издательство Министерства обороны СССР. Москва. 1982г.

3. Сайт «fotkiderpo.ru» (http://fotkidepo.ru/?id=photo:603937)

Источник: http://saper.isnet.ru/texnica/mdk-2.html

Котлованная машина МДК-2М — купить по лучшей цене в Архангельске от компании «ООО «ТехРезерв»» — 2105449

Котлованная машина МДК-2М представляет собой землеройную машину на базе тяжелого артиллерийского тягача АТ-Т и предназначена для отрывки котлованов в различных грунтах до IV категории включительно.

Имеющиеся на МДК-2М бульдозерное оборудование позволяет производить такие землеройные работы, как планирование площадки перед отрывкой котлована, очистка и выравнивание дна котлована, вскрытие мерзлой корки грунта перед началом отрывки, засыпка ям, рвов, траншей и котлованов.

Небольшое удельное давление, которое оказывает МДК-2М на грунт, и гусеничный движитель позволяет использовать машину на наиболее труднодоступных участках.

Технические характеристики МДК-2М

ПараметрыПоказатели
База АТ-Т
Тип фреза
Двигатель В-401
Мощность 415 лс
Длина 8 м
Ширина 3,4 м
Высота 3,95 м
Длина в рабочем положении 10,23 м
Ширина в рабочем положении 4,05 м
Высота в рабочем положении 3,48 м
Масса 28 т
Транспортная скорость 35 км/ч
Запас хода по топливу 500 км
Техническая производительность 300 м³/ч
Размеры отрываемой траншеи
ширина по дну 3,5 м
глубина 3,5 м
Вместимость ковша 8х160 л
Среднее удельное давление 0,73 кгс/см²
Категория отрывемого грунта I…IV
Макс. угол подъема 20°
Глубина преодолеваемого брода 1 м

Дополнительные опции:

  • Установка стекол разной конфигурации и толщины от ударопрочных до пуленепробиваемых;
  • Установка багажника;
  • Шумоизоляция, утепление, отделка салона от велюра до кожи;
  • Установка кресел и диванов;
  • Установка ГУРа;
  • Установка автономного отопителя салона и подогревателя двигателя Webasto;
  • Установка холодильника, аудио и видео аппаратуры;
  • Установка камер заднего вида и ночного видения;
  • Установка преобразователя тока на 12V и 220V;
  • Установка индивидуальной панели приборов и руля;
  • Установка GPS навигатора и эхолота;
  • Установка дополнительных фар, фароискателя, воздушного звукового сигнала, зеркал, рейлингов, дополнительной лебедки и любой другой наружный обвес.
  • Установка широкой или РМШ (резинометаллический шарнир) гусеницы;
  • Установка бурового оборудования, лопаты самоокапывания, гидроподъемника вышки, гидроманипулятора крана, оборудования для тушения пожаров;
  • Переоборудование: кабина, кунг;
  • Установка кондиционера
  • Окраска техники в любой цвет

Источник: https://techrezerve.tiu.ru/p2105449-kotlovannaya-mashina-mdk.html

Техника ВС РФ (часть 11) МДК — DRIVE2

Всем доброго времени суток, дорогие друзья!
Наступили очередные выходные, а следовательно, надо рассказать Вам о еще одной единице военной техники. Героем сегодняшнего рассказа будет котлованная машина МДК.

Котлованная машина МДК-2 предназначена для отрывки окопов, укрытий для техники, котлованов под фортификационные сооружения в грунтах 1-4 категории, расчисткой площадок пред отрывкой котлована, выравнивания дна котлована, засыпки углублений, вскрытия поверхности мерзлого грунта. Отличается высокой производительностью.Разработана на базе артиллерийского тягача АТ-Т в первой половине 50-х годов.Машина экспортировалась в страны-участницы Варшавского договора.

В Советской Армии состояла на вооружении отдельных инженерно-саперных батальонов общевойсковых дивизий.

Базовая машина АТ-Т, а это значит, что ходовая часть, двигатель, КПП, кабина и салон идентичны БАТ-М и БТМ-3. Опять же, вся разница только в той «ноше», которая находится на платформе за кабиной.

Вид сбоку: видны 2 важных рабочих узла МДК

Небольшой рабочий орган

Сама котлованоройная установка

Размеры котлованов, которые вырываются МДК:ширина по дну 3.5м.,глубина до 3.5м.,

длина по потребности.

Тактико-технические характеристики:

Немного из истории развития всех моделей МДК.1) Первой на свет появилась опытная модель МКМ на базе тягача АТ-Т

Основное отличие — это совсем маленький (игрушечный) отвал спереди

2) Далее появилась модель МДК-2 и МДК-2м

МДК-2 в работе

МДК-2м

3) Далее был разработан и спроектирован МДК-3 (опытный образец) на базе все того же АТ-Т

В виду сложной составной конструкции и устарения модели АТ-Т отказались от его поставки на вооружение.

4) МДК-3 на базе МТ-Т (базовой машины для БАТ-2)

МДК-3 в работе:

Принцип работы:При отрывке котлованов разрабатываемый грунт укладывается в одну сторону вправо от котлована в виде бруствера. При необходимости устройства бруствера с обеих сторон через два-три прохода необходимо сменить направление отрывки. За один проход углубление составляет 30-40 см.

Совет

Начало и конец котлована представляют собой пологие аппарели с уклоном 15 градусов. Бульдозерное оборудование позволяет использовать машину для засыпки котлованов, устройства пологих спусков. Допустимый боковой уклон при работе до 15 градусов, угол подъема/спуска при работе до 28 градусов.

Проектирование новой котлованной машины для замены в войсках устаревших машин МДК-2 и МДК-2М началось практически одновременно с проектированием путепрокладчика БАТ-2 в отделе № 61 конструкторского бюро им. А.А. Малышева (г. Харьков) под руководством главного конструктора П.И. Сагира в конце 70-х годов прошлого века.

На вооружение изделие 453 (заводской индекс) была принята в конце 80-х годов под названием котлованная машина МДК-3. Ее серийное производство было организовано на Харьковском заводе транспортного машиностроения им. Малышева. Развал СССР в 1991 г. не позволил развернуть полномасштабное производство новой машины, однако небольшое количество МДК-3 в войска все-таки попало.

Корпус МДК-3, двигатель, трансмиссия, подвеска и ходовая часть в целом полностью аналогичны соответствующим узлам и агрегатам тяжелого гусеничного тягача-транспортера МТ-Т, производимого на том же заводе. Специальное оборудование котлованной машины включает бульдозерное оборудование, рыхлитель и комплект экскаватора.

Рабочим органом экскаватора является фреза с метателем, обеспечивающая высокую производительность при отрывки котлованов. Мощный бульдозер служит для выравнивания площадок и может устанавливаться с перекосом в обе стороны, что дает возможность производить работы на склонах высот и косогорах. Рыхлитель ускоряет земляные работы в твердых грунтах.

В кабине машины предусмотрено места для установки радиостанции Р-123М, и установлено ФВУ. Машина состоит на вооружении инженерно-саперных подразделений и частей по настоящее время.

В живую я видел только МДК-2. Довелось даже полазить по нему, рассмотреть то, что на нем осталось… Ибо он уже списан много лет назад, разобран и стоит от него только ходовая часть, кабина и сама землеройная установка… Хотелось бы посмотреть, как работает МДК. Наверняка, это захватывающее зрелище =)

На этом мой рассказ о чудо-машине закончен. Ваши комментарии и мнения приветствуются. Может кому доводилось покататься на такой машине — буду рад услышать Ваши впечатления.

Всем добра, ровных дорог и мирного неба над головой.

P.S. Всех девушек поздравляю с их наступающим прекрасным праздником!

Источник: https://www.drive2.ru/b/1737384/

Машины для отрывки котлованов МДК и МКМ

С переходом производства в 1946 году на танк Т-54 конструкторы харьковского КБ им.А.А.Морозова под руководством М.Н.Щукина и А.И.Автомонова приступили к разработке артиллерийского тягача изд.401 на базе этого танка. Работы эти велись по заданию ГАУ и ЦАВТУ. Тягач успешно прошел испытания и в 1953 г.

Читайте также:  Аварии на водном транспорте: виды, причины, правила поведения

вышли первые серийные образцы АТ-Т (артиллерийский тягач тяжелый, выпускался до 1979 г. харьковским машиностроительным заводом им.Малышева).

Машина для отрывки котлованов МДК-2м предназначена для отрывки окопов и укрытий для техники, котлованов под фортификационные сооружения (блиндажи, убежища, огневые сооружения). Размеры котлованов: ширина по дну 3.5м.

, глубина до 3.5м., длина по потребности. Классы разрабатываемых грунтов I-IV.

При отрывке котлованов разрабатываемый грунт выбрасывается вправо от котлована в виде бруствера. Довольно большая высота бросания грунта приводит к тому, что разработанный и выброшенный грунт достаточно уплотнен.При необходимости устройства бруствера с обеих сторон через два-три прохода необходимо сменить направление отрывки. За один проход машина снимает слой грунта 30-40 см.
Начало и конец котлована представляют собой пологие аппарели с уклоном 15 градусов. Создание аппарелей достигается тем, что с началом работы механик-водитель постепенно опускает рабочий орган, а в конце котлована постепенно поднимает его. Для второго и последующих проходов этого уже делать не требуется, поскольку сама машина меняет свой угол уклона. Бульдозерное оборудование позволяет использовать машину для засыпки котлованов, устройства пологих спусков. Допустимый боковой уклон при работе до 15 градусов, угол подъема/спуска при работе до 28 градусов.
При отрывке котлованов разрабатываемый грунт укладывается в одну сторону вправо от котлована в виде бруствера. При необходимости устройства бруствера с обеих сторон через два-три прохода необходимо сменить направление отрывки. За один проход углубление составляет 30-40 см. Начало и конец котлована представляют собой пологие аппарели с уклоном 15 градусов. Бульдозерное оборудование позволяет использовать машину для засыпки котлованов, устройства пологих спусков. Допустимый боковой уклон при работе до 15 градусов, угол подъема/спуска при работе до 28 градусов.
Рабочий орган, образно говоря, представляет собой пятилопастный пропеллер, который, вращаясь, режет грунт и отбрасывает его назад подобно тому. как это делает самолетный пропеллер с воздухом. А позади пропеллера находится метатель наподобие беличьего колеса. Его лопасти подхватывают грунт и с силой бросают его вверх вправо. Выброшенный грунт уже настолько уплотнен, что на нем стоишь, как на твердой земле.
Кабина герметизирована, снабжена фильтро — вентиляционной установкой, благодаря чему, машина может работать на местности зараженной отравляющими и радиоактивными веществами, причем экипаж (2 чел.) в кабине может находится без средств защиты.. Время на подготовку машины к работе 5-7 мин. Имеет место для установки радиостанции Р-113 (танковая) но ею не комплектуется. Оснащена радиометром-ретнгенометром ДП-3Б, комплектом ПНВ-57Т (прибор ночного видения).

Примечание: машина прочная, надежная, безотказная.

В армии не было до появления машины МДК-3 (впрочем в войска их успели поставить очень мало, началась горбачевская «перестройка») более производительной землеройной машины.

Для сравнения — экскаватор имеет производительность 40 куб.м в час. Окоп для танка машина отрывает буквально за 10 минут, причем доработки вручную не требуется. Кабина просторная, теплая (двигатель под полом кабины).

Котлованная машина МДК-3(опытный образец) предназначена для отрывки котлованов шириной 3,5 м глубиной до 5 м для укрытия техники. Базовым тягачом является тягач АТ-Т с дополнительной силовой установкой, в результате чего установленная мощность двигателей достигает 1115 л.с!!! Производительность машины на грунтах II — III категорий — 1000 — 1200 м3/ч. Вес машины — 34 т.

Котлованная машина МДК-3 (серийная версия) предназначена для отрывки окопов и укрытий для техники, котлованов под фортификационные сооружения. Базовая машина — многоцелевой тяжелый гусеничный транспортер-тягач МТ-Т, разработаный харьковским КБ им.А.А.Морозова и выпускавшийся с 1976 по 1991 гг. харьковским машиностроительным завод им.Малышева.

Машина для отрывки котлованов МДК-3 является дальнейшим развитием машины МДК-2м и предназначена для отрывки окопов и укрытий для техники, котлованов под фортификационные сооружения (блиндажи, убежища, огневые сооружения). Размеры котлованов: ширина по дну 3.7м., глубина до 3.5м., длина по потребности. Классы разрабатываемых грунтов I-IV. Производительность по количеству вынутого грунта 500-600 куб.м. в час. По некоторым источникам («Справочник спасателя» издания МЧС) производительность достигает 800 куб.м в час.
При отрывке котлованов разрабатываемый грунт укладывается в одну сторону влево от котлована в виде бруствера. При необходимости устройства бруствера с обеих сторон для второго прохода необходимо сменить направление отрывки. Начало и конец котлована представляют собой пологие аппарели с уклоном 15 градусов. Бульдозерное оборудование позволяет использовать машину для засыпки котлованов, устройства пологих спусков. Вспомогательным оборудованием является мощное бульдозерное оборудование и рыхлитель для мерзлых грунтов, что значительно повысило возможности машины по сравнению со старой.
Главное отличие МДК-3 от своей предшественницы состоит в том, что отрывка котлована производится при движении машины назад , благодаря чему котлован отрывается за гораздо меньшее число проходов, в сравнении с МДК-2. Например, окоп для танка МДК-3 отрывает всего за один проход буквально за 3-4 минуты. Если МДК-2 за один проход снимала слой грунта 30-40см, то МДК-3 снимает 1.75 м.
Кабина герметизирована, снабжена фильтро — вентиляционной установкой, благодаря чему, машина может работать на местности зараженной отравляющими и радиоактивными веществами, причем экипаж (2 чел.) в кабине может находится без средств защиты. Кабина вмещает до пяти человек, включая водителя. Время на подготовку машины к работе 5-7 мин. Имеет место для установки радиостанции Р-123 (танковая) но ею не комплектуется. Оснащена радиометром-рентгенометром ДП-3Б, комплектом ПНВ (прибор ночного видения).
Примечание: Радиометр можно полагать рудиментом эпохи, когда все полагали, что новая Мировая война будет непременно ядерной. Автор всегда задавался вопросом — для чего в инженерные машины ставят средства измерения радиоактивного заражения? Для того, чтобы расчет бросил работать и побыстрее удирал с этого места? Так ведь зоны заражения при ядерных взрывах тянутся на десятки километров. Это во-первых. А во-вторых, боевую задачу нужно выполнять при всех условиях. Невзирая на угрозу гибели. Это аксиома войны. Жесткая, я бы сказал — жестокая. Но необходимая и неизбежная. Уровень радиоактивности как причину невыполнения боевой задачи не примет ни один трибунал. Так уж лучше экипажу не знать, что он обречен.
А вот чистый воздух в кабине вещь необходимая. И фильтровентиляционная установка штука мало сказать полезная и нужная. При работе в котловане в воздух поднимаются тучи пыли и песка. Плюс выхлопные газы от двигателя скапливаются в котловане. Автор сам не раз угорал, работая на МДК-2 (январь 1970. Радомышль. Войсковая стажировка в батальон оборудования пунктов управления), пока не сообразил, что можно включить ФВУ.

Заменить старую машину МДК-2м новая машина в сухопутных войсках не смогла. Она получилась перетяжеленная и громоздкая. Использовать в полной мере свою фантастическую производительность машина может только при отрывке котлованов больших объемов, каких в звене полк — дивизия не требуется. Возможно она была бы хороша в ракетных войсках стратегического назначения при отрывке укрытий для ракетных установок, но для них и глубина и ширина котлованов нужна больше, чем может дать МДК-3.
Небольшое количество этих машин может пригодиться для батальонов оборудования пунктов управления (ИПОЗБ) звена армия-фронт.Для полка лучше (при всех ее недостатках) гораздо более легкая, компактная, проходимая машина ПЗМ-2, а для дивизии все же МДК-2м.

Источник: https://foto-history.livejournal.com/12224686.html

Инженерная техника

Танковый мостоукладчик МТ — 55

Танковый мостоукладчик – бронированная инженерная машина на базе танкового шасси, которая предназначена для транспортировки, а также установки и снятия мостовой конструкции в боевой обстановке с целью обеспечения продвижения танков и других боевых машин. Все рабочие операции выполняются дистанционно, без необходимости выхода экипажа из машины.

Танковый мостоукладчик МТ — 55 создан на базе среднего танка Т — 55 и предназначен для наведения однопролетного металлического моста грузоподъемностью 50 тонн через препятствия шириной до 17 метров. По мосту могут следовать как личный состав пешком, так и все типы колесных и гусеничных машин.

В отличие от своих предшественников МТУ и МТУ — 20 имеет иную схему наводки моста — сначала мост в сложенном положении поднимается в вертикальное положение, затем он начинает раскладываться с одновременным опусканием на преграду. Длина моста – 18 метров, ширина – 3,3 м.

Время наводки моста – 3 минуты, снятия – 8 минут.

Машина герметизирована, снабжена системой подводного вождения (на глубине до 5 метров), системой противоатомной защиты, системой автоматического пожаротушения, фильтро — вентиляционной установкой, благодаря чему машина может работать на местности, зараженной отравляющими и радиоактивными веществами. Мостоукладчик МТ — 55 состоит на вооружении в инженерно — саперной роте мотострелкового (танкового) полка.

Инженерно-разведывательная ИРМ

Обратите внимание

Инженерно — разведывательная машина ИРМ принята на вооружение в 1980 году. Она предназначена для ведения инженерной разведки местности, путей движения войск, водных преград и поиска минно — взрывных заграждений.

Для решения столь широкого круга задач машина оснащена уникальным по составу комплексом стационарных и переносных приборов, которые позволяют получать данные о ширине, глубине и скорости течения водных преград, проходимости местности, наличии взрывоопасных предметов в грунте и на бродах, а также вести разведку в районах, зараженных отравляющими и радиоактивными веществами. Базовая машина – многоцелевой тягач МТ — ЛБу, доработанный с целью придания машине плавучести и способности движения по воде.

На ИРМ установлены – широкозахватный миноискатель, эхолот, навигационная аппаратура, дневные и ночные приборы наблюдения, артиллерийская буссоль, приборы радиационной и химической разведки, термодымовая аппаратура для постановки маскирующего дыма, а также ряд переносных приборов для ведения разведки и поиска мин.

Экипаж ИРМ – 6 человек, боевая масса – 17 тонн. Разведывательная машина вооружена пулеметом ПКТ калибра 7,62 мм, предназначенным для стрельбы по наземным целям на дальности до 1000 метров.

ИРМ может передвигаться по суше со скоростью до 52 км/ч, скорость движения на плаву составляет 11 км/ч. Силовая установка состоит из шестицилиндрового дизельного двигателя мощностью 300 л.с.

Для самовытаскивания используются твердотопливные ракетные двигатели.

Инженерно — разведывательная машина ИРМ состоит на вооружении в инженерно — саперном батальоне мотострелковой дивизии в количестве2 единиц. 

Инженерная машина разграждения ИМР — 2

Инженерные машины разграждения относятся к группе машин, предназначенных для проделывания проходов, расчистки завалов и разрушений при инженерном обеспечении боевых действий войск, в том числе на радиоактивно зараженной местности.

Читайте также:  Инструкция по проверке и испытаниям баллонов sci

Для выполнения этих задач машины оснащаются бульдозерным, крановым и дополнительным оборудованием. В экспозиции историко — культурного комплекса «Линия Сталина» представлена инженерная машина разграждения ИМР — 2. Она разработана на гусеничной базе танка Т — 72А и принята на вооружение в 1980 году.

Серийно выпускалась на «Уралвагонзаводе» в городе Нижний Тагил.

Важно

Машина оснащена бульдозерным оборудованием, которое имеет три режима работы: бульдозерное, двухотвальное и грейдерное. Режимы могут меняться дистанционно без выхода экипажа из машины.

Для расчистки прохода от деревьев, обрушенных стен, выдергивания столбов и заборов на ИМР — 2 имеется телескопическая стрела с захватом — манипулятором грузоподъемностью 2 тонны.

Для самостоятельного проделывания проходов в минных полях на ИМР — 2 установлен колейный ножевой минный трал и установка разминирования. В качестве основного вооружения используется танковый пулемет ПКТ калибра 7,62 мм.

Машина герметизирована, снабжена системой подводного вождения (на глубине до 5 метров), системой противоатомной защиты, системой автоматического пожаротушения, фильтро — вентиляционной установкой, благодаря чему может работать на местности, зараженной отравляющими и радиоактивными веществами. Большое количество этих машин участвовало в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Существовавшие в 1986 году уровни радиации – от 60 до 500 и более Р/ч – существенно ограничивали возможность использования обычных строительных и транспортных механизмов. Инженерные машины разграждения расчищали проходы к реактору, удаляли обломки стрежней с ядерным топливом, остатки стен. ИМР — 2 использовались и на работах по возведению защитной оболочки над разрушенным реактором. 

Танковый мостоукладчик МТУ — 20

МТУ — 20 — советский бронированный танковый мостоукладчик. Разработан на базе среднего танка Т — 55 в Омском конструкторском бюро транспортного машиностроения. Серийно производился с 1963 по 1977 год.

Он предназначен для наведения однопролётного металлического моста грузоподъемностью 50 тонн через препятствия шириной до 18 метров. Наведение моста осуществляется экипажем без выхода личного состава из машины.

Для наводки моста машина выдвигается к преграде, с помощью гидропривода переводит концевые части моста из транспортного в рабочее положение. Затем в передней части машины на землю опускается аутригер и мост надвигается на препятствие. Длина моста – 20 метров, ширина – 3,3 метра, масса – 7 тонн.

Время постановки моста – 5 минут, время снятия моста – 10 минут. Снимать мост с препятствия машина может с исходного или с противоположного берега.

Совет

МТУ — 20 обладает системой подводного вождения (на глубине до 5 метров), системой противоатомной защиты, системой автоматического пожаротушения и фильтро — вентиляционной установкой, благодаря чему машина может работать на местности, зараженной отравляющими и радиоактивными веществами.

В эпоху Советского Союза МТУ — 20 состоял на вооружении в инженерно — саперной роте мотострелкового (танкового) полка.

Установка разминирования УР — 77

До конца 80 — х годов военные специалисты Советского Союза придавали огромное значение наступательным действиям крупных бронетанковых и механизированных соединений, залогом успешных действий которых был смелый, быстрый и решительный маневр.

Затруднение маневра наступающих или выдвигающихся войск могло быть вызвано установкой противником минно — взрывных заграждений заблаговременно или дистанционным минированием в ходе боя.

Поэтому быстрое преодоление минных полей путем проделывания в них проходов стало важнейшим условием выполнения общевойсковыми частями и соединениями поставленных боевых задач.

Для преодоления минных заграждений в Советском Союзе были созданы специальные установки разминирования УР — 67 и УР — 77, которые предназначались для проделывания проходов в минных полях взрывным способом в ходе боевых действий.

УР — 67 была создана в середине 60 — х годов и уже через десять лет стала заменяться новой машиной – УР — 77. Установка разминирования УР — 77, также известная как «Змей Горыныч», создана на базе самоходной гаубицы 2С1 «Гвоздика» и серийно производилась 1978 года.

Основным вооружением являются два удлиненных заряда разминирования УЗ — 67 или УЗП — 77. Каждый заряд способен проделывать в противотанковом минном поле проход шириной до 6 метров и длиной до 90 метров.

Обратите внимание

Разминирование осуществляется путем возникновения ударной волны от взрыва заряда, которая воздействует на взрыватель мины. Подача зарядов разминирования на минное поле противника осуществляется специальными пороховыми ракетами, буксирующими в полете заряд разминирования.

На запуск двух зарядов машине необходимо около пяти минут, а на полную перезарядку после цикла разминирования – до 40 минут. Экипаж установки два человека – механик — водитель и командир — оператор.

До сегодняшнего времени УР — 77 считается одной из лучших установок разминирования в мире.

Гусеничный путепрокладчик БАТ — 2

Путепрокладчики представляют собой небронированные машины, основным назначением которых является механизация работ, выполняемых при прокладывании колонных путей.

При этом они выполняют такие операции как – засыпка воронок и траншей, устройство пологих спусков на крутых склонах, очистка полосы движения от кустарника и мелколесья, прокладывание пути по снежной целине, устройство проходов через противотанковые рвы и другие земляные препятствия. В экспозиции историко — культурного комплекса «Линия Сталина» представлены путепрокладчики – БАТ — 2 и БАТ — М.

Путепрокладчик БАТ — 2 создан на базе тяжелого транспортера — тягача МТ — Т. Мощность двигателя — 710 л. с, масса — 39,7 тонн, транспортная скорость по грунту – до 35 км/ч.

 Инженерная машина БАТ — 2 оснащена бульдозерным отвалом, который может выставляться с помощью гидросистемы в грейдерное, двухотвальное и бульдозерное положение. Путепрокладчик имеет подъемный кран грузоподъемностью 2 тонны и лебедку с тяговым усилителем 25 т.

Также машина БАТ — 2 снабжена рыхлителем, глубина рыхления которого составляет 0,5 метра. 

Экипаж путепрокладчика размещается в кабине спереди корпуса машины, там же находится и саперное отделение, вмещающее 6 человек. Путепрокладчик БАТ — 2 является достаточно проходимой, маневренной и легко управляемой инженерной машиной.

Гусеничный путепрокладчик БАТ — М

Важно

Путепрокладчик БАТ — М создан на базе тяжелого артиллерийского тягача АТ — Т. Мощность двигателя – 415 л. с , транспортная скорость машины – до 35 км/ч, общая масса – 27,5 тонн, экипаж – 2 человека. Значительный запас топлива обеспечивает машине пробег свыше 500 км или автономную работу в течение 12 — 15 часов.

Рабочий орган может устанавливаться в бульдозерное, двухотвальное и грейдерное положение. Дополнительно машина оснащена крановым оборудованием грузоподъемностью 2 тонны.

Кабина герметизирована, снабжена фильтро — вентиляционной установкой, благодаря чему машина может работать на местности, зараженной отравляющими и радиоактивными веществами.

В ходе ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции, путепрокладчики БАТ — М использовались для проведения механизированных работ по дезактивации территорий, прилегающих к разрушенному ядерному реактору. БАТ — М применялись для снятия верхнего, сильно загрязненного радионуклидами слоя почвы и его последующего захоронения.

Котлованная машина МДК — 3

Котлованная машина МДК — 3 является дальнейшим развитием машины МДК — 2М и предназначена для отрывки окопов и укрытий для техники, котлованов под фортификационные сооружения ( блиндажи, убежища, огневые сооружения). Размеры котлованов – ширина по дну – 3,7 метра, глубина – до 3,5 метра.

При отрывке котлованов разрабатываемый грунт укладывается в одну сторону влево от котлована в виде бруствера. Техническая производительность по количеству вынутого грунта – 500 — 600 м3/час.

Базовая машина – многоцелевой тяжелый гусеничный тягач МТ — Т, выпускавшийся с 1976 по 1991 гг. Харьковским машиностроительным заводом им. Малышева. Масса – 39 тонн, транспортная скорость – до 65 км/ч.

Кабина герметизирована, снабжена фильтро — вентиляционной установкой, благодаря чему, машина может работать на местности, зараженной отравляющими и радиоактивными веществами.

Запаса топлива хватает на 500 км пробега или 10 — 12 часов работы в грунте.

Совет

Вспомогательным оборудованием является мощное бульдозерное оборудование и рыхлитель для мерзлых грунтов, что значительно повысило возможности машины по сравнению с предшествующей.

Котлованная машина МДК — 2М

Котлованная машина МДК — 2М предназначена для отрывки окопов и укрытий для техники, котлованов под фортификационные сооружения (блиндажи, убежища, огневые сооружения).

Глубина и ширина котлованов составляет 3,5 метра. При отрывке котлованов разрабатываемый грунт укладывается в одну сторону вправо от котлована в виде бруствера.

Техническая производительность по количеству вынутого грунта – 300 м3/ч.

Котлованная машина МДК — 2М создана на базе тяжелого артиллерийского тягача АТ — Т. Мощность двигателя — 415 л. с., масса – 27,3 т., транспортная скорость – до 36 км/ч.

Кабина герметизирована, снабжена фильтро — вентиляционной установкой, благодаря чему, машина может работать на местности, зараженной отравляющими и радиоактивными веществами.

Запаса топлива хватает на 500 км пробега или 10 — 12 часов работы в грунте.

Имеющееся на машине бульдозерное оборудование позволяет производить такие земляные работы как — планирование площадки перед отрывкой котлована, очистка и выравнивание дна котлована, засыпка ям, рвов, траншей и котлованов. Котлованная машина МДК — 2М состоит на вооружении в инженерно — саперном батальоне мотострелковой (танковой) дивизии в количестве 3 единиц.

Быстроходная траншейная машина БТМ- 3

Быстроходная траншейная машина БТМ — 3 относится к классу землеройных машин. Она предназначена для отрывки траншей основного профиля (глубина 1,1 м) или полного профиля (глубина 1,5 м). Машина способна отрывать траншеи в различных грунтах — от песчаного до мерзлого.

В качестве рабочего оборудования применен ротор с 8 — ю ковшами емкостью по 160 л. Разрабатываемый грунт сбрасывается по обе стороны траншеи, образуя передний и тыльный бруствер высотой около 50 см.

Обратите внимание

Производительность БТМ — 3 колеблется в зависимости от заданной глубины траншеи и прочности грунта от 270 до 810 метров в час. При отрывке траншеи уменьшенной глубины (30 — 40 см) производительность возрастает до 1200 м/ч.

Это бывает необходимо при устройстве ложных траншей или при дефиците времени.

Машина разработана на базе тяжелого артиллерийского тягача АТ — Т, на котором установлен дизельный двигатель мощностью 415 л.с. Транспортная скорость машины – до 35 км/ч. Запаса топлива хватает на 500 км хода или 10 — 12 часов работы в грунте.

 Кабина герметизирована, снабжена фильтро — вентиляционной установкой, благодаря чему машина может работать на местности, зараженной отравляющими и радиоактивными веществами. Экипаж БТМ — 3 – 2 человека. Вес машины – 27,5 тонн.

Выпускались траншейные машины БТМ с 1957 года на Дмитровском экскаваторном заводе.

Быстроходная машина БТМ — 3 состоит на вооружении в инженерно — саперном батальоне мотострелковой (танковой) дивизии в количестве 3 единиц.

Источник: https://stalin-line.by/ekspozitsiya/ploshchadka-inzhenernoj-tekhniki

Ссылка на основную публикацию