История создания фейерверков (салюта)

Кто и как придумал салют

Петр Сальников | 10.05.2015

9 мая в Москве и еще 25 городах России прогремел праздничный салют, посвященный 70-летию победы в Великой Отечественной войне.

Первый документально подтвержденный салют в России состоялся в 1709 году, когда в Москву после победы под Полтавой вошли войска Петра I во главе с императором.

Практика поджигания взрывоопасных предметов, которые ярко и весело бабахают, зародилась еще раньше, более тысячи лет назад. Отвратительные мужики рассказывают о том, как из бамбуковой палки салют эволюционировал в событие, которое показывают по крупнейшим телеканалам.

Обратите внимание

Первыми до изобретения фейерверков додумались китайцы. Изначальная форма была довольно аскетичной. Бамбуковую палочку бросали в огонь, и через какое-то время полая емкость разрывалась с громким хлопком — предполагалось, что шум отпугивает злых духов.

 Легенда гласит, что простой китайский повар смешал нитрат калия, уголь и серу, в результате заодно придумав ранний прототип пороха. Эту смесь засыпали в бамбук и бросали в костер — тогда взрыв получался еще громче и заодно сопровождался скромной иллюминацией.

Цели, правда, были прежними: защититься от привидений.

Статуя Ли Тяня в Люянге, Китай

Согласно самой популярной версии происхождения фейерверков, начало древней традиции положил монах Ли Тянь из города Люянг, Китай.

Люянг до сих пор является крупнейшим производителем фейерверков в мире, а еще в эпоху Империи Сун (960 — 1279) в честь Ли Тяня был построен храм.

Китайцы ежегодно посещают его, чтобы почтить память изобретателя — традицию принято поддерживать 18 апреля.

Позже китайские вояки догадались, что взрывоопасной смесью можно пугать не только бесплотных духов, но и врагов. Порошок засыпали в бумажные трубки, которые затем крепились к стрелам — те, в свою очередь, взорвали немало монгольских задниц.

Спустя еще пару сотен лет китайцы стали использовать фейерверки не только в боевых, но и в навигационных целях. Запущенная в воздух стрела с взрывным багажом освещала дорогу. Таким образом, фактически, была придумана первая сигнальная ракета. А заодно — современная технология салюта, которая предполагает взрывы в небе, а не на земле.

В XIII веке метод изготовления пороха стал активно распространяться по Европе.

В средневековой Англии праздничными огоньками заведовали так называемые «зеленые люди» — специально обученные мужчины, которые прикрывали головы листьями из соображений безопасности.

Важно

Во время празднования они шли впереди процессии, разбрасывая яркие огоньки из специальной емкости, закрепленной на шесте. Это была довольно опасная профессия.

Сам образ «зеленого человека» уходит корнями в историю многих европейских народов и широко представлен в архитектуре и фольклоре

Фейерверки и салюты особенно полюбились европейским правителям, которые взяли за правило украшать бойкой иллюминацией свои замки по особым поводам. Один из первых прецедентов был зафиксирован в 1486 году, когда женился король Англии Генрих VII. В 1685 году придворный пиротехник английского короля Джеймса II устроил настолько впечатляющий салют, что немедленно был посвящен в рыцари.

К концу эпохи Возрождения специалистов по пиротехнике централизованно обучали в специальных школах. Особенно широкое распространение эта наука получила в Италии; именно итальянцы стали первыми для разнообразия добавлять в привычную формулу цветные элементы.

С тех пор принцип не претерпел критических изменений: что 1000 лет назад, что сейчас, основа салюта — трубка с взрывоопасной смесью, с добавлением различных окрашивающих металлов. Тем не менее, формулу до сих пор активно развивают, стараясь сделать ингредиенты безопасными для окружающей среды.

Сейчас в России можно посмотреть салют на 23 февраля, 9 мая, 12 июня, 7 ноября и в Новый год.

Поделиться

Поделиться

Источник: https://disgustingmen.com/history/kto-i-kak-pridumal-salyut/

История создания фейерверков

Главная → Статьи → История

В современном мире достаточно сложно представить хотя бы одно торжественное события, на котором не могли бы быть использовано это замечательное огненное сопровождения.

Ещё в незапамятные времена, во время различных религиозных обрядов и празднеств в Древнем Китае местные жители подкидывали в ритуальный костер ветви зеленого бамбука. Взрыв стеблей, который возникал из-за пустот внутри бамбука и наличия специального сока в нем, сопровождался громким звуком.

Древние китайцы считали, что этот нехитрый обряд помогал отпугивать злых духов. Именно с этого момента и начинается история фейерверков.

Порох как основное действующее вещество в фейерверках

Практически в каждом фейерверке современного типа главным действующим веществом считается порох. Примечателен тот факт, что сам порох был изобретен абсолютно случайно. Даосские монахи очень долго пытались получить так называемый «эликсир бессмертия».

И вот как раз одним из побочных продуктов их экспериментов и стал порох. Полученную монахами формулу усовершенствовали в IX века и именно этот рецепт создания пороха используется и по сей день и получил название «дымный порох».

Совет

До этого изобретения в Китае использовались достаточно изощрённые хлопушки, внутрь которых умельцы вставляли тот самый стебель зелёного бамбука, которые взрывались под воздействием огня.

Позднее, параллельно с развитием научно-технического прогресса, всё в том же Китае научились использовать специальную смесь, состоящую непосредственно из пороха и сырой глины. Таким образом, общепринятой родиной фейерверков является Китай.

Развитие искусства создания фейерверков

Настоящий бум развития фейерверков приходится на XIII век. Именно тогда была придумана технология, которая позволяла «небесным брызгам» быть не только веселыми и шумными, но ещё и разноцветными.

Чуть позднее фейерверки начали приобретать разнообразные формы, что уже в XIV веке позволило фейерверкам, поразившим воображения иностранных купцов, попасть в Европу и плотно обосноваться там.

Секретность формул и скрытность китайских умельцев не смогли помешать иностранцам постичь искусство производства фейерверков. Наибольших успехов в данном ремесле достигли жители Италии.

Фейерверки в России

Как и многие инновации, в Россию фейерверки были завезены Петром Первым. Именно он впервые увидел эту технологию у немцев и возжелал узнать секрет создания «небесных брызг».

Знаменателен тот факт, что первое крупное торжественное мероприятие в России, которое было сопровождено фейерверками, пришлось на 26 февраля 1690 года. Это было восемнадцатилетие Петра I.

Согласно документам и записям, представление, показанное в тот день, не имело равных в Европе и могло уступить только родине данного развлечения — Китаю.

Однако изначально, опять же согласно записям и документам, самый первый запуск фейерверков в России произошел ещё в 1389 году, при Дмитрии Донском. Однако, в те времена фейерверки были не местного, а заграничного производства. Такое развлечение могли себе позволить только богатые купцы и знать. А в 1690, на дне рождении Петра Первого, были применены фейерверки российского производства.

Фейерверки современности

В настоящее время видов и вариантов исполнения фейерверков появилось огромное множество. Как правило, чаще всего фейерверки используют на парадах, а также празднованиях общенародных торжеств.

Технология была значительно улучшена и сейчас мы можем наблюдать не только взмывающую вверх светящуюся точку, но и целые рисунки из множества фейерверков, разнообразных цветов и форм.

Сейчас нам уже трудно представить себе праздник без них, а ведь когда-то такое развлечение могли себе позволить лишь единицы.

Статью прислал: Ellada

Источник: https://xn--01-6kcaj2c6aih.xn--p1ai/articles/history/istoriya_sozdaniya_fejerverkov/

Как и когда изобрели фейерверк?

Сегодня невозможно представить ни одного мало-мальски торжественного мероприятия без этого чудесного огненного сопровождения. Говорят, история фейерверка берет свое начало из Китая.

Долгое время во время религиозных церемоний жители поднебесной бросали в костер прутья зеленого бамбука.

Пустоты стебля, заполненные воздухом и соком, взрывались и издавали громкий звук, якобы способный отпугивать злых духов.

Что касается пороха, который является основой всех современных фейерверков — его случайно изобрели даосские монахи, пытаясь создать эликсир бессмертия.

Сегодня формула дымного пороха, открытого еще в IX веке, известна всем — смесь калиевой селитры, древесного угля и серы в весовом соотношении 75:15:10.

До изобретения пороха находчивый китайский народ в качестве хлопушек использовал тонкие бамбуковые стволы, имеющие свойство взрываться, как только огонь достигнет коленца. А с развитием технологий научились заполнять его порохом и сырой глиной.

Довольно значительных высот искусство создания фейерверков достигло к XIII веку — цвета и формы «небесных брызг» поражали воображение.

Обратите внимание

Не смогли устоять под чарами этого зрелища и заезжие купцы, которые уже в XIV веке завезли некоторые образцы фейерверков в Европу. А ведь китайцы принимали все меры безопасности, и секреты производства хранились под семью печатями.

Тем не менее, эти секреты были украдены и распространены по Европе. Особым мастерством по организации фейерверков владели итальянцы.

В России мода увенчать какое-нибудь грандиозное представление огненным зрелищем связана с именем Петра I, который наблюдал фейерверки у немцев. 26 февраля 1690 г.

 в честь восемнадцатилетия Петра I состоялся первый крупнейший в России фейерверк — пушки три раза подряд дали по 56 залпов, а из царских рук беспрестанно вылетали ракеты.

И вот, перед глазами восторженной публики в небе из фейерверков вырисовывается Геркулес, раздирающий пасть льва (к слову, один залп фейерверков в те времена стоил 10 тысяч рублей, а одна корова — 3 рубля).

И хотя Петр I явился законодателем «фейерверочной» моды — он вовсе не основоположник фейерверков в России как таковых, как принято считать. Не нужно забывать, что согласно документам, первые отечественные фейерверки, именуемые «потешными огнями», были запущены еще в 1389 г. при Дмитрии Донском.

Но в те времена фейерверки устраивались нечасто и были сплошь завозными, как правило, из Германии. И все-таки разнообразная практика по устройству огненных представлений во время царствования Петра I сыграла большую роль в развитии этого искусства.

В Петербурге на стрелке Васильевского острова даже соорудили особый открытый театр для показа фейерверков.

Важно

В XIX веке это искусство достигло необычайных высот. Открытие французским химиком К. Бертолле химического соединения хлората калия, названного позднее «бертолетовой солью», послужило основой для создания ярких цветных огней.

Впоследствии открытие бариевой и стронциевой кислот позволило еще более повысить насыщенность и яркость сияния пламени. Кстати, те же китайцы придают очень важное значение цвету фейерверковых огней. Не в ходу у них синие огни, ассоциирующиеся со страхом и тревогой. А голубые, напротив, — символ светлого начала.

Самый же любимый цвет небесных звезд в Китае — красный, поскольку являет собой олицетворение прочной власти.

В России же в послевоенное время пышность фейерверковых зрелищ была утрачена и сведена к более простым по технике исполнения залпам. Живописные картины, радующие глаз при Петре I, остались в далеком прошлом.

Но это зрелище даже в виде нехитрого салюта продолжает вызывать колоссальную бурю эмоций и по-детски неуемный восторг. А конкуренция фирм, организующих небесные «огнепады», позволяет надеяться, что новые вершины не за горами.

Ведь поле для шедевров огромно — целое небо…

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/11729/

История пиротехники: от древних фейерверков до первых салютов в России

Сейчас праздничный салют перестал уже быть неведомым, пугающим и волшебным действом, а превратился в прекрасное и ожидаемое завершение торжества. Красивый и яркий фейерверк оказывает гипнотическое и чарующее воздействие на людей до сих пор, но мало кто задумывается, кто же придумал запускать в небо эти сияющие цветы из искр?

Когда появились первые фейерверки?

Определить точную датировку, когда именно появился первый фейерверк в мире, не представляется возможным. Ученые склоняются к мысли, что случилось это около 2-ух тысяч лет назад на территории Китайской империи.

Хотя ритуальные огненные действа с кострами и факелами совершались еще в древнем Египте, Греции, Римской империи и Киевской Руси еще задолго до начала летосчисления нашей эры. Например, перед играми гладиаторов, а также на виллах знати устанавливались наземные лампады и фонарики, которые придавали торжеству атмосферности и освещали действо.

Совет

А в качестве прообраза первых петард или трубок для запуска масштабных фейерверков можно назвать метание в военных целях снарядов с греческим огнем. Эта горючая и взрывчатая смесь из селитры была изобретена в 673 году греческим ученым для византийского императора. Выбрасывалась в противника из метательных трубок по принципу сифона.

Столб огня, с рассыпающимися вокруг искрами, смотрелся очень эффектно, конечно, если забыть, что греческий огонь долгое время оставался смертоносным и негасимым.

Настоящая же история пиротехники началась с момента изобретения пороха китайским монахом. Черный порох изначально был использован в Китае для военных целей, но вскоре изобретатели поняли, что такое вещество можно использовать и для увеселения народа.

Так в праздничных шествиях и мероприятиях появилось сопровождение из взрывающихся, но не опасных, хлопушек, петард и небольших наземных фейерверков-фонтанов. Также хлопушки с порохом стали использоваться и для отпугивания от дома зловредных духов.

Возможно, именно из-за такого повсеместного распространения, секрет пороха через купцов проник из Китая на территорию Европы.

С развитием алхимии в Средние века и науки на Востоке порох распространился уже по всему миру. Изначально силы ученых были брошены на конструирование пушек для армии.

Но вскоре уже создавались и устраивались при королевских дворах сложные пиротехнические шоу, в которых был задействован фейерверк, взмывающий в небо и рассыпающийся разноцветными искрами. Признанными мастерами салютов в то время считались итальянцы.

Флоренцию или Венецию, конечно же, нельзя назвать городами первого салюта, но точно можно сказать, что они стали центрами красочных огненных действ в эпоху Возрождения.

Читайте также:  Пожарная безопасность складов: требования и правила

Гости со всего мира и аристократы со всех стран съезжались сюда, чтобы посмотреть зрелищные представления с богатыми декорациями, техническими новшествами и изобретениями ученых, а в финале насладиться продуманным и красивым салютом.

Первый салют в Москве

История фейерверков в Российской империи связана с именем императора Петра Первого. Благодаря этому правителю, много путешествовавшему в юности, в его родной стране появилось множество нововведений.

К примеру, царь увидел первые фейерверки, проезжая через территорию Германии. И уже в 1690 году у себя дома устроил дорогостоящий фейерверк на потеху боярам, впервые увидавшим ракеты, и как они взлетают к небу.

Кстати, ради справедливости стоит отметить, что так называемые «потешные огни» в России были известны еще в 14 веке. Но именно при Петре началось развитие первой пиротехники и ее производство на местных предприятиях.

Обратите внимание

Этому поспособствовало, не в последнюю очередь, начало собрания царем обширной библиотеки, в которой можно было найти первые руководства по истории петард и редкие фолианты об истории древних фейерверков.

В более новое время для России и истории развития пиротехники знаковым стал первый салют Победы. Это событие имело большую важность для страны, а также стало первым салютом войны, которым праздновалась победа Красной Армии над немецкими захватчиками в 1943 году.

Первый салют Великой Отечественной был дан 5 августа после освобождения войсками Белгорода и Орла. Именно поэтому Белгород и Орёл носят почетное звание городов первого салюта, а праздничные фейерверки в этих городах из года в год остаются одними из лучших в стране.

Связан с историей пиротехники России и еще один военный фейерверк. Состоялся он на Красной площади в 1945 году 9 мая, когда Красная Армия выиграла во Второй Мировой Войне, положив ей конец.

Этот салют запомнился во всем мире, так как стал на долгие десятилетия самым масштабным, красивым и важным в истории как страны, так и планеты.

С тех пор культура пиротехники крепко вошла в традиции и жизнь общества, и без фейерверка теперь сложно представить себе празднование каких-либо важных и торжественных мероприятий.

Источник: https://firebum.ru/istoriya-pirotehniki-ot-drevnih-fejerverkov-do-pervyh-salutov-v-rossii

История пиротехники от древности до Средних веков

Человечество во все времена испытывало почтение к огню. Ведь огонь — это то, что во многом и сделало из примата, лазающего по деревьям в поисках бананов, настоящего Homo Sapiens.

Сначала при помощи огня обрабатывали мясо, повышая его вкусовые и питательные свойства, давая возможность долго хранить добычу. Затем с помощью огня люди научились выпекать хлеб — твердые, малопригодные в пищу зерна превратились в постоянный источник питания, сняв с человека зависимость от успешности охоты.

Огонь научил человека выплавлять металл, создавать различные орудия труда и оружие. Огонь всегда был рядом — в дождь и непогоду он согревал людей, отпугивал диких зверей, создавал уют даже в самой грязной и дикой пещере. В горниле первобытных костров выплавилось то, что мы с гордостью именуем словом «ЧЕЛОВЕК».

Важно

Вспомните «Маугли»! Какой страх таится для животных в самом понятии — огонь! Человек же смог укротить эту стихию, и поставить на службу себе.

И сегодня, как когда-то, мы полностью зависим от стихии огня. Конечно же, это не просто примитивные костры (хотя все любители походов знают, что соорудить хороший костер — настоящее искусство), огонь присутствует в нашей жизни повсюду — от огонька зажигалки то клокочущего пламени в недрах ядерных реакторов и космических ракет.

И развлечение, отдых, сегодня тоже очень часто связано с огнем. Это то, что мы называем «фейерверки», «салюты» — тот же самый, добрый друг человека ОГОНЬ, которого мы научили показывать в небе красочные картины, восхищать и радовать.

Какую же историю прошел огонь, как развлечение, шоу и представление? О, этот путь был очень долог!

Конечно, в начале это были те же самые костры — один огромный, ослепительно горящий, либо множество небольших костров, либо сложная огненная композиция. Летописи старины содержат немало свидетельств о подобных огненных действах, которые присутствовали практически во всех культурах. К примеру, возьмем римскую летопись от 568 года до н.э.

В честь завершения посевных работ римским императором был введен день отдыха, причем отдельно было отмечено, чтобы «крестьяне возжигали в каждом поселении огромный костер и располагались вокруг сего костра на празднество». Вот какая тогда была пиротехника! Разумеется, кострами отмечали не только мирные, но и военные победы.

Костры, сделанные из обломков, из трофеев (в те времена это считалось щедрым подношением богам), и подчас — из тел убитых врагов, полыхали по всем миру. Каким бы диким это сейчас не казалось — тогда это была обычная практика. Огненными представлениями отмечали и другие важные политические события — подписание договоров, рождение наследника, восшествие на трон.

К примеру, вот что пишет Плутарх:

«В течение года совершались приготовления к роскошному торжеству по случаю подписания мирного договора с македонянами. Была приглашена вся греческая знать.

Гостей ожидал роскошный пир, и зрелище в виде полыхавшего до неба костра, составленного из добычи и оружия поверженных македонцев. Костер поджег военачальник греческой армии; его примеру последовали и другие.

Множество костров полыхало до самого утра. Это было невероятное зрелище, достойное богов!»

Совет

Связь огненных увеселений с военными походами, традициями очень долгое время оставалась неразрывной. Не будем забывать и то, что порох был изобретен далеко не сразу. В древности вместо него использовался так называемый «греческий огонь«, обладавший похожими свойствами.

Греческий огонь использовался для метания из металлических труб каменных ядер — дальний прототип пушек; другая разновидность греческого огня обладала способностью долго и сильно пылать. Такой огонь выдували из длинных труб — прообраз огнемета.

До напалма греческому огню далеко, но все же он мог серьезно ранить вражескую пехоту и кавалерию, а главное — создать в вражеских рядах панику. Секрет изготовления греческого огня более четырехсот лет держался в строгом секрете. Применялся греческий огонь для развлечения.

Тут уже мы можем провести прямые параллели с современными фейерверками.

Другая крупная античная цивилизация — Римляне — также любила использовать огонь во время праздников, шествий, пиршеств. Типично римские традиции — зажигать восковые лампады перед крупными сражениями, чтобы задобрить богов.

При том долгое время возжигание лампад и благовоний являлось обязательным для всех римских граждан в подобных случаях. Подобные «наземные фейерверки» устраивались и во время больших праздников или крупных событий.

А любимым развлечением в народе было развести большой костер и прыгать через него — то же самое любили и славяне.

В Древнем Египте тоже с большим почтением и благоговением относились к огню, и так же, как в далеком Риме, по праздникам, или перед сражениями поджигали множество лампад. Был даже праздник, который назывался «светильники» и отмечался по всей стране.

Безусловно, все это может показаться очень наивным и примитивным, но еще раз напомним — в те древние времена не было ни пиротехнических составов, ни пороха, единственное, что умели люди в те времена — обеспечить долгое и устойчивое горение огня, при помощи масла, воска и горючих жидкостей. И производили впечатление все эти костры и тысячи светильников очень большое, поднимая настроение и боевой дух.

Обратите внимание

История фейерверков в современном понимании термина, началась тысячу лет назад в Китае. Именно в то время был изобретен классический черный порох, и придумано, как этот порох использовать не только в военных, но и увеселительных целях.

Первыми фейерверками стали петарды. После чего постепенно изобрели и все остальные разновидности пиротехники — наземные фонтаны, салюты, ракеты…. таким образом, именно благодаря китайским мастерам сегодня мы можем наслаждаться фееричными салютами, запускать петарды и хлопушки.

К чести китайцев, нужно сказать, что все богатые пиротехнические традиции были в Китае сохранены, и до сегодняшнего дня именно Китай продолжает оставаться законодателем феерверочных мод и самым крупным производителем фейерверков в мире.

Подробнее эта тема рассмотрена в статье «Китай — родина фейерверков».

В Средние века порох — и его производное, фейерверки — добрался до Европы, а также до Средней Азии. Следует отметить, что порох был в Старый свет не завезен, а изобретен самостоятельно — на этот счет есть немало легенд! Думается, что во многих из этих легенд немало правды.

В частности, широко известен монах Бертольд Шварц, который привел рецепт пороха к варианту, максимально близкому современному. Что же касается китайского пороха и пиротехники, и то он проделал длинный путь, через Среднюю Азию и монголов постепенно проникнув в Европу.

Очень долгое время именно арабы считались лучшими знатоками пороха и взрывчатых смесей.

Немалую роль в развитии и улучшении свойств пороховых смесей сыграла алхимия, правнучка химии. Конечно, алхимики не ставили себе задачу изобрести салюты покрасочнее, и все их открытия носили случайный, эмпирический характер. Тем не менее, их вклад неоценим. Приблизительно к 12 веку н.э. появились первые прообразы пушек, в которых черный порох использовался для метания огромных ядер.

О пиротехнике, как массовом явлении в деле развлечения, можно говорить, начиная с Эпохи Возрождения. Помимо знаний о порохе, человечество к тому времени обогатилось массой других знаний, научилось строить сложные устройства и машины.

Все это использовалось в создании «пиротехнических шоу».

Все эти шоу, как правило, были наземными — сложными конструкциями с аллегорическим сюжетом, декорациями, с сложными «спецэффектами» — к примеру, «огням, которые бежали по доскам, не сжигая их», а также с фонтанами из огненных искр, колесами и шарами из огня и так далее.

Важно

Думается, многие из этих «допотопных» феерверков могли дать фору многим современным! Хотя бы потому, что устраивались они в основном для вельмож и царствующих особ, и в их создании принимали участие лучшие умы своего времени: художники, изобретатели, декораторы…

С того момента, когда первобытный человек в первый раз сумел добыть огонь и развести костер, когда он остановился, пораженный силой и красотой этой природной стихии, и до сегодняшнего дня — несмотря на множество современных технологий, огонь продолжает волновать душу человека. И пиротехника, создающая в небе композиции из огненных цветов, комет и звезд, всегда будет удивлять и приводить в восторг.

Другие материалы по этой теме:

Вернуться на главную «Энциклопедии пиротехники»

Источник: http://www.Ba-bah.ru/istoriya-pirotekhniki-ot-drevnosti-do-srednih-vekov

Из истории победных салютов и праздничных фейерверков

      
       Кто видел, тот знает, что салют являет собой  зрелище красивое, помпезное и красочное. Известно, что  чудо пиротехники — фейерверк изобрели еще девять столетий назад в Китае.

       В России первые новогодние фейерверки, так называемые «потешные огни», были запущены в 1389 году князем Дмитрием Донским.

      К концу 17 века именно фейерверки особенно входят в моду, ими увлекаются вельможи и князья.  В России в те времена лучше всех знал  и по настоящему любил «огневое искусство»  царь Петр.

Именно он превратил ранее просто «потешные огни» в непременный атрибут празднования Рождества, Нового года, масленицы, воинских побед и придворных торжеств. Именно он привел искусство фейерверка к его небывалому расцвету в России.
      Петр объяснял это тем, что стремится приучить своих подданных » к славе и воинским подвигам «, т.

е. к наглядному разъяснению результатов и значению тех побед, ради которых служащие в армии и терпели все тяготы и невзгоды армейской службы».

      Из отечественной истории известно,  что первый победный салют в России состоялся 21 декабря 1709 года . Именно в этот день в Москву со стороны Серпуховской заставы после победы в Полтавской битве вступили русские войска во главе с самим Петром I.

     В этот момент над Москвой прокатился артиллерийский салют — первый в истории салют в честь победы русского оружия. С тех времён и повелось в тогда ещё Российской империи, торжественными залпами отмечать самые славные победы над врагами Отечества.

     Салюты гремели в честь героев преображенцев, которые первыми ворвались в Выборг в июне 1710 года. Россия салютовала героям Гангута из орудий Петропавловской крепости в 1714 году, а также русским войскам, взявшим Берлин в 1760 году, суворовским чудо-богатырям героям Рымника, русским морякам, разбившим вражескую эскадру под Синопом. http://blog.i.ua/search/?type=label&words=78453

Совет

      Считается, что последний фейерверк в царской России был устроен в 1915 году в честь взятия русскими войсками Перемышля. 

       В СССР  салюты были возрождены уже в годы Великой Отечественной войны, именно тогда  начиная с 1943 года, по инициативе И.В. Сталина была разработана специальная система салютования в честь побед советских войск.
        Были установлены три степени салютов в ознаменование:

Читайте также:  Методы и способы тушения лесных пожаров

       1-й степени:

Особо выдающихся событий — 24 залпа из 324 орудий (освобождение столиц республик, столиц иностранных государств, выход на госграницу, завершение войны с союзниками Германии).

      2-й степени:

Крупных событий — 20 залпов из 224 орудий (освобождение крупных городов, завершение крупных операций, форсирование крупнейших рек).

        3-й степени:

Важных военно-оперативных достижений — 12 залпов из 124 орудий (овладение важными железнодорожными, морскими и шоссейными пунктами и узлами дорог, окружение крупных группировок).
        Первый победный салют прогремел в честь освобождения Орла и Белгорода 5 августа 1943 года 12 залпами из 124 орудий. Это был салют 3-й степени.

        В честь освобождения городов Киева, Одессы, Севастополя, Петрозаводска, Минска, Вильнюса, Кишинева, Бухареста, Таллина, Белграда, Варшавы, Будапешта, Кракова, Вены, Праги, а также за овладение Кенигсбергом и Берлином салюты производились по 24 залпа из 324 орудий.
         Такие же салюты были произведены 23 марта 1944 года при выходе наших войск на южную границу и 18 апреля 1944 года на юго-западную границу.

         В 1943 году было пять дней, когда производилось по два победных салюта и два дня — по три победных салюта. Всего в 1943 году произведено 55 салютов.
        В 1944 году 26 дней Москва салютовала двумя салютами, четыре дня — тремя салютами и 27 июля — пятью салютами (за освобождение городов Белосток, Станислав, Даугавпилс, Львов, Шяуляй).

        Всего в 1944 году было произведено 160 салютов. Пять салютов прогремело 19 января 1945 года (освобождены города Ясло, Краков, Млава, Лодзь и осуществлен прорыв в Восточной Пруссии), 27 апреля 1945 года в честь соединения советских войск с американо-английскими войсками в районе Торгау.

         Салюты по 20 залпов из 224 орудий производились 210 раз, из них 150 — в честь освобождения больших городов, 29 — при прорыве сильно укрепленной обороны противника, 7 — после разгрома крупных неприятельских группировок, 12 — в честь форсирования крупных рек, 12 — при вторжении наших войск в немецкие провинции, захвате острова, преодолении Карпат.

Обратите внимание

          9 мая 1945 года в День Победы Москва салютовала победителям 30 артиллерийскими залпами из 1000 орудий.

           Тогда же 9 мая, несколько установок аэростатов заграждения было использовано для подвески огромных портретов Ленина и Сталина, а также Государственного флага СССР с освещением их группой прожекторов.

Цвет и свет на этом празднике обеспечивали более двухсот зенитных прожекторов; мощность только одной прожекторной станции составляла 600 миллионов свечей. Салют Победы это грандиозное представление, исполненное по всем законам драматургии, с единством времени и места действия 9 мая 1945 года, Москва.

     А всего в 1945 году было 25 дней с двумя салютами, 15 — с тремя, 3-е четырьмя и 2 — с пятью салютами. http://knigaveteranov.ru/node/61

      
      После войны эта традиция продолжилась и укоренилась в культурной жизни советского общества.

      Салюты стали проводить регулярно в дни общегосударственных праздников. Отечественными предприятиями было разработано значительное количество салютных выстрелов калибров 310, 195, 105 мм, с огненно-световыми и звуковыми эффектами.

     В 1957 году отечественным предприятиям был дан заказ на разработку новых фейерверочных изделий паркового плана для подготовки к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве.

Грандиозные фейерверочные представления были устроены к 50-летию Советской власти (1967 год), к 100-летию со дня рождения В.И.

Ленина (1970 год), к 50-летию образования СССР (1972 год), для этих праздников также разрабатывались новые фейерверочные составы и изделия.

       Из истории мирового пиротехнического искусства известно:

Что самым большим когда-либо производимым фейерверком был фейерверк, взорванный на фестивале озера Тоя в японском городе Хоккайдо 15 июля 1988 года. Для этого был использован заряд весом около 700 кг и диаметром в 54,7 дюйма (около 138 см). Диаметр взрыва составил почти 1,3 км.

Надо заметить, что данный залп был проведен не в воздухе, а на плавающей платформе.
        Самое большое подвижное «огненное солнце» было сделано Флоридской Пиротехнической Гильдией Искусств и было показано 14 августа 1992 года в Международной Пиротехнической Лиге в городе Айдахо-Фолс Штат Айдахо, США. Его диаметр составил около 15,5 метров.

«Солнце» горело 3 минуты 45 секунд.
        Самую длинную огненную «гремучую змею» показал 20 февраля 1988 года местный отдел туризма города Джахор, Малайзия. Длина «змеи» составила примерно 6 км и состояла из 3 338 777 петард и около 650 кг пороха. Она горела 9 часов 27 минут.

       Терри МакДональд, пиротехник из Великобритании, поставил рекорд по запуску ракет. В 90-х годах прошлого века на пляже города Джерси он запустил в воздух одновременно 39 210 ракет. Шоу длилось около 15 секунд.
        До сих пор наиболее мощным считается салют, проведенный в честь окончания Великой Отечественной Войны в Москве в 1945 году.

Важно

Для этого салюта были использованы зенитные орудия.
       Самый длинный «огнепад» был выполнен 15 августа 1997 года Сууко Коджиоматсери в японском городе Нагано. Его длина составила 3 км.
       Самыми большими воздушными фейерверками были «Толстяк 1» и «Толстяк 2», сделанные семьей Груччи. Заряды были около 1 метра в диаметре и высотой 91 см.

Весили они по 325 кг каждый. Тестовый запуск проводился в американском городе Кембридж в 1976 году. Для этого запуска изготовили стальную мортиру весом в 2 тонны и высотой 3,3 метра. Толщина стенок мортиры составила почти 2 см. По техническим причинам «Толстяк 1» не сумел взлететь и разорвался на земле.

От взрыва образовалась воронка около 3,5 метров в глубину, а мортира улетела на 400 метров от места запуска. 
«Толстяк 2» запускали 22 октября 1977 года во Флориде. Он «вышел» из мортиры, но сумел подняться только на 45 метров и разорвался огромным огненным шаром.

         Самым большим зарядом, который смог успешно сработать, стал заряд, выполненный Девоном Дикенсоном из Калифорнии. Диаметр заряда составил 36 дюймов.
       Самым большим успешным воздушным фейерверком стал «тама» (по-яп. tama) с эффектом «букет хризантем». Заряд был около 1 метра в диаметре и весил 250 кг.

Для запуска использовалась мортира весом 3 тонны и высотой 4,3 метра. Выстрел был произведен 16 октября 1980 года возле города Фаттсу. Диаметр разрыва составил 600 метров.
       Самый грандиозный фейерверк в мире   по-китайски был устроен в октябре 2001 года в Шанхае на саммите форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества.

Чтобы удивить воображение лидеров двух десятков стран, организаторы фейерверка потратили более двух миллионов долларов. Огненное представление на космические темы с учетом китайской специфики » летающие драконы на фоне очень роскошных хризантем » придумала и устроила команда из 60 человек, представляющая известную компанию по устройству фейерверков «Груччи»

       
       Всех специалистов допустили на крыши очень оберегаемых на шанхайской набережной Вайтань домов начала прошлого века. Крыши, впрочем, уцелели, но все были покрыты слоем пыли, «водопадом» сыпавшейся вниз от разорвавшихся «тарелочек», огненных «планет» и «цветов».

http://an-stradivarius.livejournal.com/22795.html

Источник: https://mil-history.livejournal.com/1046148.html

История появления фейерверков в России

«Огневые игрища» в древней Руси были излюбленным развлечением. Однако первые официальные упоминания о фейерверках появились в 1389г, в эпоху правления князя Дмитрия Донского.

Традиционно в Новый год зажигались костры выше деревьев, использовались смоляные бочки, солома и пакля. Также изготавливались специальные трубки, заполненные «горючей травой», которые при поджигании выбрасывали в воздух снопы искр. Скоморохи во время Святок бегали по улицам Москвы с особым «искрящим огнем» (прототипом современных бенгальских огней).

Первое массовое пиротехническое шоу произошло в 1683 г., на Воробьевых горах, фейерверки для него изготавливал, состоящий на службе в Стрелецком полке, «пороховой заведующий». Тогда в качестве прототипов для «огненного шоу» использовались фейерверки, завозимые из Германии, они разбирались, переделывались и на их основе получались первые «российские фейерверки».

Большое развитие искусство пиротехники получило в эпоху царствования Петра I. Царь с детства увлекался пиротехникой и самолично строил и изобретал сложнейшие пиротехнические картины. Мореплавание и фейерверки были самой большой его страстью.

На восемнадцатилетние Петра было устроено сложнейшее (по тем временам) шоу фейерверков – в небе была нарисована целая картина – Геркулес раздирающий пасть льва. Фейерверк шоу в то время было очень дорогим удовольствием, один залп стоил около 10 рублей, для сравнения корова стоила – 3 рубля.

Петр любил и собирал все возможные издания о пиротехнической науке и вскоре стал обладателем самой большой библиотеки о фейерверках, в него коллекции были все доступные издания того времени.

Ни один праздник в эпоху правления Петра не обходится без «потешных огней», будь — то новый год, масленица или воинская победа. В небе рисовались сложнейшие картины с дворцами и беседками, библейскими картинами, фонтанами и водопадами, устраивались дорогостоящие пиротехнические шоу, причем организатором и разработчиком часто выступал сам Петр.

Совет

В период правления Петра и после его смерти искусство создания фейерверков превращается в самостоятельную науку, к развитию которой привлекались такие ученые, как Ломоносов. Именно ему принадлежит создание первого фейерверка с иллюминацией.

Последнее «огненное шоу» в России было устроено в 1915 году, в честь военной победы над Перемышлем. В период пришествия советской власти, фейерверки были упразднены и возродились только в период Великой Отечественной войны. Каждая победа советских войск праздновалась салютом из артиллерийских орудий. Всего в период войны было устроено 355 салютов.

В мирное время салюты проводились исключительно три раза в год: на 1 мая, 9 мая и 7 ноября. В газетах и по радио заранее объявлялось где, когда и сколько залпов прозвучит.

Наука пиротехники шла вперед, и стало привычным устраивать салюты на такие праздники, как новый год, свадьбы, дни рождения, День Победы и т.д. В настоящее время наука пиротехники находится на такой стадии развития, что фейерверк может устроить каждый желающий, причем самостоятельно, конечно при соблюдении определенных мер безопасности.

Компания «Все Фонарики» представляет большую коллекцию разнообразных фейерверков, которые прекрасно подойдут для любых праздников и сделают его не забываемым, как для виновников торжества, так и для гостей.

05 октября 2012

Источник: https://vsefonariki.ru/blog/note/istoriya-poyavleniya-fejjerverkov-v-rossii

История возникновения фейерверков

Фейерверк – это устройство, которое благодаря горению и взрыву производит визуальный или звуковой эффект.

Самые первые фейерверки – это бумажные или бамбуковые трубки, наполненные мелким углем и серой, которые использовались в Китае две тысячи лет назад.

Затем для пиротехнических устройств начали использовать порох, который, как полагают, был изобретен в Китае. Некоторые ученые предполагают, что порох изобрели арабы.

Обратите внимание

Китайцы использовали порох для сигнальных предупреждений и в качестве оружия, такого как бомбы и ракеты. Порох в Европе начали использовать в 14 веке в качестве взрывчатого вещества, фейерверков и оружия. В конце 17 века его применяли в угледобывающих и дорожно-строительных работах. В конце 19 века его заменили нитроцеллюлозой для промышленных целей, а в начале 20 века – динамитом.

В Китае пиротехника для шоу эволюционировала от простых петард до экстравагантных дисплеев.

В Европе пиротехнику начали использовать в военных целях, потом ее применяли во время празднований победы, а сейчас популярны сложные разработки итальянских пиротехников.

Такие итальянские фейерверки часто украшают водные объекты или отражаются на больших дисплеях. Сегодня часто можно увидеть мириады огней, возносящиеся в небо, как когда-то стреляли в воздух в Германии.

Несмотря на то, что фейерверки итальянских мастеров были чрезвычайно сложными и настоящими произведениями искусства, технология их производства не позволяла добиться большой яркости и разнообразия цветовой гаммы.

Когда в 19 веке для производства пиротехники начали использовать алюминий и магний, это увеличило ее яркость.

Французский химик Клод-Луи Бертолле, пытаясь улучшить порох для войск Наполеона, изобрел хлорат калия, что сделало цвета фейерверков более интенсивными.

В Новом Свете фейерверки появились вместе с первыми поселенцами. Их использовали во время празднования Дня независимости. В начале 20 века пиротехника стала намного больше и мощнее. В то время стало возможным купить фейерверк оптом, и многие люди приобретали пиротехнику для частного использования.

Важно

В 1930 году власти ввели ограничение на свободную продажу пиротехники из-за частых несчастных случаев. В магазине фейерверки купить в Москве, Нью-Йорке и других городах стало практически невозможно.

Зато на праздники люди могли восхищаться захватывающими разноцветными огнями, взлетающими в небо. Сейчас фейерверки с компьютерным управлением радуют глаз в такт музыке. Иногда проводятся лазерные представления для создания уникальных визуальных эффектов.

Сегодня фейерверки делают и продают во всем мире.

Источник: https://pirotekhnica.ru/stati/istoriya-vozniknoveniya-fejerverkov

История фейерверков

Фейерверк — составное слово немецкого языка, в переводе на русский означает «огнеремесло», с латинского «пиротехния» что означает «огнехудожество», а так как действие огнестрельного оружия именует артиллерией значит фейерверочное искусство принадлежит артиллерии и является его составной частью.

Фейерверочное искусство основывается на физике и механике и частично на химии, а математика задействована лишь частично для вычисления и определения геометрических размеров.

Читайте также:  Пожарный шлем каска c-thru smoke diving helmet

Многие полагают, что фейерверочное искусство основано только на одном навыке и долговременном упражнение, но это не так многое зависит от того как составлен заряд, вычислены траектории, важны мелкие детали(например длинна бруска для ракеты имеет свою балансировку в зависимости от ракеты от 20 см до 1 метра).

Для каждого составления снаряда или фигуры необходимо грамотно сделать состав и каждый состав имеет разный эффект для этого необходимо знать пропорции веществ, и в увеличении эффекта нужно добавить, либо больше, либо меньше. Так же многое зависит от качества состава: материалы для составления фигур должны быть самые лучшие. Так как из плохо скатанной бумаги и неровностей снаряда он может не вылететь или сработать не взлетая в верх.

История пиротехники

Начало пиротехники теряется в глубокой древности.

Все началось с изобретения пороха и в большей степени использовалось в военном деле во время войн. Со временим создали метательные ракеты и снаряды — началось первое разделение на увеселительные и военные цели.

Начала появляться артиллерия — стали изготавливать трубки для снарядов и орудия.

Заметив что снаряды из орудий летят дальше и точнее ракет ,начали углубленно заниматься этой отраслью и изучать порох и различные составы в лабораториях и их тоже разделили на две отрасли увеселительного и военного.

А на Руси, Согласно Троицкой летописи и хроники Литовская и Жмойтская, первый артиллерийский салют был произведен в честь приезда Великого Князя Московского Василия первого, старшего сына Дмитрия Донского в Смоленск, в апреле 1396 года (по новому стилю) более двух часов велась стрельба из огромных пушек. Это был первый артиллерийский салют на Руси.

До этого момента, высокопоставленных гостей встречали колокольным звоном.

Первое же появление фейерверков в Европе началось с Италии, а затем распространилось по соседним народам-французам и немцам и глубоко укоренилось.

В 16 и 17-х веках, из-за дороговизны бумаги, ракеты, фонтаны делались из тростника или деревянных палок из-за этого изделия были слабыми, плохо взлетали или взрывались на земле.

В это время все представления были вдохновляющими сознания, в большинстве случаев начало было превосходным, но в конце изделия часто взрывались, и все заканчивалось печально, причиняя ранения и смерть. В это же время появляются разнообразные фигуры и декорации.

Фигуры были в виде колес (на них закреплялись фонтаны, ракеты горящие в разные стороны делая композицию необычайно красивой).

Совет

Фейерверк в 18 столетии запомнился в истории двумя самами яркими событиями:
Первый фейерверк был выпущен недалеко от Берлина в 1728 году генерал-майором Лингером в честь приезда польского кроля Августа.Главная постройка имела вид современной декорации изображала вензель польского короля.

Началось все с канонады из 90 орудий после 12 мортир продолжали с 6 разных сторон постройки,затем светящиеся ядра.Потом зажгли щит из фигурных свеч,затем поднялось 1000 ракет перекрестно,следом 8 светящишся ядер огромного калибра с 4-х сторон.Затем водяной фейерверк из огромного количества разных фигур и колес,финал был произведен из 30 орудий по 30 выстрелов.

Этот фейерверк удивил своей точностью и успешным горением всех фигур.

Второй фейерверк был выпущен в Париже в 1739 году в честь заключения мира между Россией и Труции при посредничестве Франции.Главная постройка изображала архитектурный фасад в виде квадрата,над ним поднималась пирамида а ее вершина была украшена глобусом.

Началось все с предварительных залпов из 20 орудий,потом спуск большого количества ракет 16-ти линейного калибра взлетающих по три.

500 бенгальских огней для освещения фасада,следом 30 ящиков с 10-ти линейным калибром и 40 огненных фонтанов наполовину брилиантовых,4 вертящихся солнца по сторонам фасада и 4 на его углах.

На вершине пирамиды были помещены 3 свечных звезды на 200 фигурных свечей, 4 фаса были украшены 50-ю фонтанами.12 воздушных шаров с 12 бомбами поднялись выше всех ракет и завершили этот праздник.

Начало фейерверочного искусства в России

В России пиротехника стала известна только в 14 столетии.

Согласно Троицкой летописи и хроники Литовская и Жмойтская, первый артиллерийский салют на Руси был произведен в честь приезда Великого Князя Московского Василия первого, старшего сына Дмитрия Донского в Смоленск, в апреле 1396 года (по новому стилю) более двух часов велась стрельба из огромных пушек. Это был первый артиллерийский салют на Руси.

До этого момента высокопоставленных гостей встречали колокольным звоном. Все инновации были привезены с запада от немцев с их мастерами, которые неохотно раскрывали свои премудрости.

Около 150 лет литейное и пушечное дело находилось в их руках, даже когда был недостаток прислуги, они пытались привлечь их из-за границы. В 16 веке уже можно было найти достаточное число мастеров русского происхождения.

Обратите внимание

При правление Иоанна Грозного, русская артиллерия, процветала, но после, при его наследниках, все утратилось и уже опять начали думать о заграничных мастерах.

Увеселительный фейерверк на Руси появился с 17-го столетия. Петр Великий еще в детстве любил разные огненные потехи, а в 1683 году на Воробьевых горах была произведена потешная стрельба, которая восхитила юного Императора.

А в 1693 году он велел раздать по «50 рублев» на изготовление фейерверков и декораций с этого времени фейерверки стреляли на всех праздниках. Петр Великий собственноручно приготовлял все фейерверки и декорации на потешном дворе, не обходилось и без пару несчастных случаев.

Первый свой грандиозный салют Павел Великий запустил в 18 лет на реке Пресне 26 февраля 1690 году.

Екатерининская эпоха. Наибольшего изящества и красоты русские фейерверки достигли при правлении императрицы Екатерины второй, были задействованы лучшие архитекторы, художники и все это одобрялось сначала Академией наук, а после, высшей властью. В Академию приглашали лучших ученых для изучения фейерверочного искусства.

Фасады фейерверочных фронтов достигали огромных размеров, и требовалось немало времени для их создания и установки. Они изображали фантастическую постройку, храм, павильон, колоннаду и т.п.

и были украшены изображеньями мифологических богов и сцен, военных арматур и других эмблем.

Важно

Описаний самих салютов в архивах не сохранилось, но судить о них можно по гигантским размерам декораций и построек.

В конце прошлого столетия вошли в моду в России миниатюрные фейерверочные изделия. Они сжигались в садах и больших залах. Так же в ходу были игрушки с фейерверками: восковые свечи с фонтанами, волшебные игольники, табакерки, плоды и фрукты в которых были спрятаны мелкие фейерверочные изделия.

Устройство фейерверков

Фейерверк — это одно из главнейших и любимейших удовольствий праздника. Как правило, его устраивают в конце мероприятия для получения ярких и не забываемых впечатлениях прошедшего вечера. В некоторых случаях для фейерверков используют декорации для демонстрации мысли, для них служат различные эмблемы.

В каждом фейерверке с декорациями обычно начинают с простейших композиций, переходя в более сложные с неожиданной концовкой, для поддержания возбужденного внимания зрителей. Перед началом фейерверка дают два, три громких звуковых сигнала для сбора и предупреждения публики о начале мероприятия.

Фейерверк сжигают обычно в отдаленном месте от гуляния и после наступления темноты для увеличения эффектов представления.

Очень многое зависит от выбора места для фейерверка оно должно быть достаточно удаленно от построек и коммуникаций при холмистом выборе места декорации располагать лучше на возвышенности, а ракеты наоборот как можно ниже. Если местность покатая то самое высокое место лучше оставить для публики.

Очень красивый эффект если фейерверк и публику разделяет речка или озеро это создает зеркальный эффект в воде что делает салют более красочный. Так же каждое проведение фейерверка зависит от погоды: чем лучше погода, тем ярче и богаче будет фейерверк.

Источник: http://salut67.ru/informaciya/history

Один из главных атрибутов Нового года: История возникновения фейерверков

Что такое Новый год? Это нарядная елочка, запах мандаринов, оливье, Дед Мороз и, конечно же, фейерверк.

В эту волшебную ночь площадь каждого мало-мальски уважающего себя городка освещается яркими огнями, падающими звездами, летящими, кажется, прямо на головы многочисленным зрителям этого прекрасного небесного представления, сделанного руками человека.

Однако, в последние годы фейерверки становятся неотъемлемой частью не только Нового года, но и других памятных для человека событий и торжеств – свадеб, юбилеев, корпоративов, рождения ребенка и других важных дат. Когда же впервые был создан фейерверк и чему был посвящен? На самом деле история возникновения фейерверков уходит далеко в прошлое.

Совет

Первыми прототипами фейерверков были костры, использующиеся многими народами не только для обогрева, но и в различных обрядах и церемониях. Это мог быть как большой ярко-горящий костер, так и разнообразие нескольких маленьких огоньков.

Из раза в раз из года в год эти огненно-световые шоу совершенствовались и по итогу стали тем, что мы сегодня называем фейерверком. Интересно, что первый салют удалось запустить еще до изобретения пороха.

Это вышло совершенно случайно: чтобы предотвратить затухание костра по окончанию сжигаемого топлива древние китайцы подбросили в огонь немного зеленого бамбука. Последующее зрелище очень испугало присутствующих: бамбук трещал, шипел, а через короткое время и вовсе неожиданно громко взорвался.

Тогда люди посчитали, что бамбук нужен для отпугивания злых духов, поэтому разводили на нем костры во время свадеб, похорон и религиозных обрядов.

 

К слову, сам порох также появился благодаря случайности, в одной их попыток даосских монахов сотворить эликсир бессмертия. Волшебное зелье получить так и не удалось, но их усилия не были напрасны и дали свои плоды.

Смешанный древесный уголь, калиевая селитра и сера стали основой всех фейерверков, которая, к стати, не изменилась и по сей день. Как видим, изначально порох использовался вовсе не для военных целей.

Осталось только начинить этой смесью бамбуковый стебель и ву-а-ля – первый настоящий фейерверк готов.

До современного знакомого нам вида салют был доведен XIV — XV веках итальянцами, которые смогли сделать настоящее пиротехническое шоу с яркой иллюминацией и горящими фигурами. Примерно тогда же появились первые руководства с подробным описанием технологии создания и запуска различных фейерверков.

Обратите внимание

К сожалению, до наших дней сохранилось ничтожно мало фотографий и изображений этих огненно-световых представлениях и культурной жизни народов. В России пиротехнические изделия впервые появились в конце XIV века, но первое свое применение нашли в артиллерии. Изначально наши предки устраивали огненно-световые «потехи» с применением спор плауна.

При зажжении это растение дает мгновенную молниеобразную вспышку без дыма, поэтому оно долгое время служило дешевым и удобным средством для создания фейерверков. С конца XVIII века пиротехническое искусство тесно связано с именем Петра I, его даже прозвали первым русским пиротехником.

Самый крупный первый салют в России запустили именно на восемнадцатилетние царя: пушки три раза подряд дали по 56 залпов, а из его рук беспрестанно вылетали ракеты. С помощью фейерверков в небе даже удалось нарисовать Геркулеса, раздирающего пасть льва.

Именно Петр I сделал салюты неотъемлемой частью придворных торжеств, масленицы, Нового года и военных побед, при чем сложные огненные картины он создавал собственноручно. Но, первый в России фейерверк был запущен при Дмитрии Донском.

 

Необычайно больших высот это искусство достигло уже в начале XIX века. Как и прежде, пиротехнические изделия изготавливались на основе искристых составов, а для цветных огней использовались селитро-серные составы с добавлением окрашивающих солей.

Сами декорации фейерверков, по прежнему состоящие из фитильных щитов, иногда достигали огромных размеров — до 50 метров в высоту.

Переворот в фейерверочном искусстве произошел после открытия французским химиком Карлом Бертолле вещества, позже названного «бертолевой солью», которое позволяло окрашивать небесные огни разными цветами.

Благодаря этому огненные представления стали более компактными и менее дорогостоящими, что значительно увеличило спрос простого народа.

Важно

Стали налаживаться производства по изготовлению фейерверков, количество специализированных фабрик начало быстро возрастать – «потешные огни» завоевали массовую популярность. Грандиозные по масштабу и пышности представления можно было встретить все реже, и уже к началу XX века широкое распространение получили небольшие фейерверочные шоу, которые устраивали в парках, скверах, на дачах. Появились новые фейерверочные составы, обеспечивающие зрелищность и романтическую обстановку одновременно.

С 1943 года в СССР акцент в развитии фейерверочного искусства сместился к салютам. После войны эта традиции крепко осела в культурной жизни советского общества и они стали проводится регулярно в дни общегосударственных праздников.

Ну а еще один новый качественный скачок в пиротехническом искусстве произошел в 1992 году. Производители значительно расширили ассортимент, что позволило реализовывать фейерверки не только государственным предприятиям, но и частным компаниям.

Появились даже курсы по подготовке специалистов для проведения небесных шоу. Изменение социально-политических ориентиров повлекло изменения в культурной жизни общества и уровень массовых зрелищ.

Люди захотели видеть фейерверки на своих личных праздниках – свадьбах, днях рождения, и любовь к этим удивительно-красивым ночным представлениям нисколько не угасла и в наши дни.

Оксана Луговая

Источник: https://SVOPI.ru/ot_avtora/147852

Ссылка на основную публикацию