История создания МЧС России. Служба в МЧС России. Основные задачи МЧС России
Главная → Статьи → История
Содание МЧС России
МЧС России, или «Министерство РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий», в своем современном состоянии существует с 1991 года. Первым прообразом МЧС были пожарные части, созданные еще при Иване III.
Современное МЧС берет свое начало после распада СССР. С того времени ведомство прошло через две реорганизации – на смену существовавшей со времен СССР организации «Гражданская Оборона» пришел «Российский Корпус Спасателей». Однако, образованный в июле 1990 года, к середине 1991 года данный орган был преобразован в «Государственный Комитет чрезвычайных ситуаций» (ГКЧС).
Официальными причинами переформатирования ведомства были названы малая эффективность вследствие недостаточности полномочий в условиях проведения ликвидаций чрезвычайных ситуаций.
Но и этот формат ведомства просуществовал недолго –19 ноября 1991 года на основе ГКЧС была создана более эффективная и мобильная структура с названием МЧС, которая с незначительными преобразованиями существует и до сегодняшнего дня.
Основные задачи МЧС России
Основными задачами ведомства принято считать борьбу со стихийными бедствиями, эпидемиями и катастрофами на территории России, а также в соответствии с международными договорами и в рамках межгосударственного сотрудничества на территориях других стран.
Но такое понимание слишком упрощено. В перечень направлений деятельности и структурных подразделений МЧС России, наряду с перечисленными ранее, включены:
- ГПС МЧС России (пожарная охрана);
- Служба поисковиков спасателей;
- Авиация;
- Воинские формирования спасения;
- Военизированные горноспасательные части;
- Инспекция по маломерным судам;
- НЦУКС.
Каждое из перечисленных направлений и подразделений заслуживает более широкого рассмотрения.
- ГПС МЧС России, или пожарная охрана определяется как служба для проведения комплекса мероприятий должностными лицами, которые направлены на выявление, предупреждение, локализацию, ликвидацию пожаров и очагов возгораний. Противопожарная служба делится по территориальному признаку на федеральную и субъектную пожарные службы. По официальной статистике, ежегодно пожарная охрана совершает более 2 миллионов выездов, чем спасает порядка 100 тысяч человек в год, а также сохраняет имущества на сумму свыше 120 миллиардов рублей.
- Поисковая спасательная служба (ПСС) находится в составе МЧС и в чрезвычайных условиях занимается проведением поисково-спасательных операций. В состав ПСС включены региональные спасательные группы (всего 8 — по одному в каждом федеральном округе), а также отдельные спасательные подразделения. Конкретные задачи каждой из групп определяются в соответствии с позицией региональной власти и по согласованию с министерством.
- Авиация российского МЧС функционирует с мая 1995 года. В ее задачи входит осуществление спасательных и гуманитарных акций по всему миру, развитие беспилотной авиации, создание, обеспечение безопасности на дорогах при участии авиационной техники. За все время работы авиация участвовала в более четырёхстах спасательных операциях. Точное количество авиационной техники не раскрывается, однако известно, что на вооружении МЧС стоят тяжелые транспортные самолеты ИЛ-76ТД, самолеты класса «Амфибии» БЕ-200ЧС, многозадачные вертолеты МИ-8ИТВ-1, и пожарные вертолеты КА-32А.
- Спасательные воинские формирования созданы для решения целого ряда задач, условно разделенных на три большие группы: a) мирное время (мероприятия по локализации и ликвидации ЧС, внедрение новых технологических средств ликвидации ЧС, и другие); b) условия чрезвычайных ситуаций в мирное время (разведка в зонах ЧС, локализация и ликвидация ЧС, эвакуация населения); c) условия военного времени (выполнение отдельных мероприятий в зоне боевых действий, эвакуация населения из очагов поражения, гражданская оборона объектов).
- Военизированные горноспасательные подразделения (ВГП) созданы для пресечения аварийных ситуаций при проведении горных работ, выполнения операций по спасению людей и минимизации ущерба в ходе аварий; оказания необходимой медицинской помощи лицам, пострадавшим в ходе аварийной ситуации при горных работ. Структура ВГП включает в себя горноспасательный центр, управление спасательными частями в строительстве, а также военные спасательные части.
- Инспекция по маломерным судам проводит технический мониторинг за маломерными судами и их стоянками, обеспечивает сохранность жизни людей на объектах в пределах своей компетенции. Основной кадровой единицей являются инспекторы по маломерным судам.
- НЦУКС – центр управления в кризисных ситуациях проводит накопление и обработку информации о чрезвычайных происшествиях по всей стране, осуществляет прогнозирование возможного наступления чрезвычайных происшествий.
- Помимо вышеуказанных направлений, МЧС имеет специальные образовательные учреждения, где занимается подготовкой кадров для целевой службы в системе.
Статью прислал: Signal_U
Источник: https://xn--01-6kcaj2c6aih.xn--p1ai/articles/history/istoria_sozdania_mchs_rossii/
Российская служба по чрезвычайным ситуациям
История развития ГО ЧС.
Российская Федерация — одно из немногих государств мира, где для предупреждения и ликвидации последствий катастроф и стихийных бедствий, на всех уровнях государственной власти, созданы специализированные службы и формирования.
Впервые в России, в 1990 году, был создан Российский корпус спасателей с целью прогнозирования, предотвращения и быстрой ликвидации различных чрезвычайных ситуаций.
Вскоре, в 1991 году, он был преобразован в Госкомитет РФ по делам гражданской обороны (ГО), чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС).
В систему ГКЧС России вошли штаб ГО Российской Федерации и вся сеть штабов, а также войска гражданской обороны.
В 1994 году указом Президента РФ на базе ГКЧС России образовано Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидация последствий стихийных бедствий (МЧС России).
В подчинение МЧС России были переданы Госкомчернобыль России, комитет по проведению подводных работ особого назначения (КОПРОН), а также авиакосмическая служба поиска и спасения. Функции штабов ГО были расширены, а сами штабы были преобразованы в штабы по делам ГО и ЧС.
Изменение названия отражает переориентацию их деятельности, прежде всего, на решение задач мирного времени.
Указом Президента РФ N 643 от 8 мая 1993 года были определены задачи и пути совершенствования сил ГО России. Начальником гражданской обороны Российской Федерации по должности был определен председатель Правительства (премьер — министр).
Руководство гражданской обороной в субъектах РФ, муниципальных образованиях, министерствах и ведомствах, учреждениях, организациях и на предприятиях, независимо от форм собственности, возложено на соответствующих руководителей.
Они по должности являются начальниками гражданской обороны соответствующих субъектов РФ, министерств, предприятий и т.п.
В 1994 году был принят федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Данный закон определял общие для Российской Федерации организационно — правовые нормы в области защиты населения страны, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В 1998 году, с 19 февраля вступил в силу федеральный закон «О гражданской обороне». Этот закон определил в области гражданской обороны:
· основные задачи;
· принципы организации и ведения гражданской обороны;
· полномочия органов государственной власти РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ;
· права и обязанности граждан и др.
В настоящее время Россия стала полноправным членом Международной организации «Защита населения в чрезвычайных ситуациях». Профессиональным праздником всех спасателей является 1 марта — «День гражданской обороны».
Организационная структура Министерства по чрезвычайным ситуациям России.
Концептуальная схема управления приведена на рис. 4.
Одним из направлений в деятельности Министерства является руководство созданием и развитием Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС). Она создана с целью объединения усилий федеральных и местных органов исполнительной власти, их сил и средств в деле предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Функциональная схема Российской системы предупреждения
и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС)
Рис. 5
Функциональная подсистема и комиссии по чрезвычайным ситуациям включает в себя:
· органы повседневного руководства и дежурные диспетчерские группы;
· силы и средства наблюдения и контроля за чрезвычайными ситуациями;
· силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций и др.
Режимы работы РСЧС
В зависимости от результатов повседневного контроля и прогноза все службы Российской системы предупреждений и действий в чрезвычайных ситуациях работают в трёх режимах.
Режим повседневной деятельности. При этом режиме осуществляется:
· повседневное наблюдение и контроль соответствующих служб;
· повседневная работа по предупреждению чрезвычайных ситуаций;
· подготовка и поддержание в рабочем состоянии органов управления РСЧС на всех уровнях;
· работа по созданию резервных фондов;
· организация работы по страхованию населения и организаций от возможного воздействия чрезвычайных ситуаций и др.
Режим повышенной готовности. При этом режиме решаются задачи по:
· организации руководства и детальному изучению обстановки;
· усилению работы диспетчерской службы;
· усилению контроля и прогнозированию обстановки;
· защите населения и повышению устойчивости работы объектов народного хозяйства;
· повышению готовности сил ликвидации чрезвычайной ситуации;
· уточнению планов действий в чрезвычайной ситуации и др.
Чрезвычайный режим предполагает следующие действия:
· организацию защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций;
· организацию и отправку оперативных групп в район действия чрезвычайной ситуации;
· выдвижение сил ликвидации черезвычайной ситуации в район бедствия;
· организацию работы объектов народного хозяйства в условиях действия чрезвычайных ситуаций;
· организация комплекса работ по обеспечению жизнедеятельности населения;
· усиление контроля обстановки в районе действия чрезвычайной ситуации и др.
Существуют определённые критерии оценки загрязнения природной среды, классифицируемые как ЧС.
Под экстремально высоким загрязнением окружающей природной среды понимается следующее.
1. Для атмосферного воздуха:
· содержание одного или нескольких загрязняющих веществ, превышающее предельно допустимую концентрацию:
· в 20-29 раз в течение времени более 2 суток;
· в 30-49 раз при сохранении этого уровня от 8 часов и более;
· в 50 и более раз (без учёта времени);
· визуальные и органолептические признаки:
· появление устойчивого, не свойственного данной местности (сезону) запаха;
· обнаружение влияния воздуха на органы чувств человека — резь в глазах, слезотечение, привкус во рту, затруднённое дыхание, покраснение или другие изменения кожи, рвота и д.р. (одновременно у нескольких десятков человек);
Источник: http://bgdstud.ru/podborka-lekczij-po-bzhd/23-lekcii-po-upravleniyu-bzhd/1133-rossijskaya-sluzhba-po-chrezvychajnym-situaciyam.html
МЧС, задачи и функции.Система РСЧС
Основными задачами МЧС России являются:
1) выработка и реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах в пределах компетенции МЧС России;
2) организация подготовки и утверждения в установленном порядке проектов нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
3) осуществление управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
4) осуществление нормативного регулирования в целях предупреждения, прогнозирования и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также осуществление специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России;
5) осуществление деятельности по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также осуществление мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами Российской Федерации.
МЧС России в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции:
1) разрабатывает и представляет Президенту Российской Федерации и (или) в Правительство Российской Федерации:
предложения по формированию основ государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе в области преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, а также обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
проекты законов, иных нормативных правовых актов и проекты технических регламентов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах в пределах своей компетенции;
проекты нормативных правовых актов по вопросам преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, проведения подводных работ особого (специального) назначения, чрезвычайного гуманитарного реагирования;
2) разрабатывает и утверждает (устанавливает):
нормативные правовые акты по вопросам, касающимся установленной сферы деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
положения о территориальных органах МЧС России — региональном центре по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации;
3) организует:
работу по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и трансграничного характера, спасанию людей при этих чрезвычайных ситуациях;
предупреждение и тушение пожаров на объектах, критически важных для безопасности Российской Федерации, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия России, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей;
предупреждение и тушение пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях;
планирование в установленном порядке действий и применение войск гражданской обороны для выполнения задач в целях обороны Российской Федерации, подготовку войск гражданской обороны к совместным с Вооруженными Силами Российской Федерации действиям в целях обороны Российской Федерации;
4) осуществляет:
надзор за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований по гражданской обороне и пожарной безопасности (за исключением пожарного надзора на подземных объектах и при ведении взрывных работ), а также по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий;
руководство деятельностью Государственной противопожарной службы, координацию деятельности всех видов пожарной охраны;
надзор во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации за пользованием маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок, а также руководство деятельностью Государственной инспекции по маломерным судам;
Реализацию жизненно важных интересов в области защиты населения и территорий от ЧС природного, техногенного, эпидемиологического и социального характера призвана осуществлять составная часть системы общественной безопасности России — Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Она была образована в целях объединения усилий федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также их сил и средств в деле предупреждения и ликвидации последствий ЧС
Система постоянно развивается и совершенствуется. В 1990 г. в целях прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий различных ЧС, обеспечения постоянной готовности органов государственного управления к быстрым и эффективным действиям в экстремальных условиях был создан Российский корпус спасателей на правах Государственного комитета.
Позднее он был преобразован в Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям, а в 1991 г. — в Государственный комитет РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС). В систему ГКЧС России вошли: Штаб Гражданской обороны РСФСР, вся сеть штабов ГО, войска ГО и другие службы.
Основными задачами ГКЧС России являлись:
— обеспечение функционирования РСЧС;
— руководство гражданской обороной;
— создание и обеспечение готовности, необходимых для этого сил и средств.
Источник: https://infopedia.su/16x5f75.html
Организация МЧС, история, этапы развития
Организация МЧС, история, этапы развития
ВВЕДЕНИЕ
За последние годы в России произошли радикальные изменения не только в геополитической и военно-стратегической обстановке, но и во взглядах на природу и характер чрезвычайных ситуаций, которые продолжают усложнять нормальную жизнь нашей страны. Дестабилизируют обстановку военные конфликты на территории бывшего СССР и России. Мировой и отечественный опыт показывают, что на современном этапе ЧС стали более частыми.
Только в 1995 году на территории России зарегистрировано около 1,5 тысяч чрезвычайных ситуаций достаточно крупного масштаба, в том числе 433 природного, 1025 техногенного и 16 другого характера, при этом серьезно пострадало 50 тысяч человек, 4400 из них погибло.
Затраты на возмещение материального ущерба и ликвидацию последствий стихийных бедствий составили свыше 1 триллиона рублей.
Вооруженный конфликт в Чечне и катастрофическое землетрясение в Нефтегорске, трагедия с самолетом Ту-154 в Хабаровском крае, сильнейшее наводнение в Свердловской области и разрушительный ураган на Дальнем Востоке, Югославия и Танзания, вот далеко не полный перечень участия сил и средств МЧС за 1995 год. Нынешний год не принес утешения в этой области. События последних месяцев показывают, что показатели 1996 года будут не на много меньше прошедших лет.
Деятельность, связанная с техногенным, экологическим и природным рисками, стала рассматриваться не изолированно, а как неотъемлемая функция безопасности государства.
Все это представляет объективную необходимость усиления внимания к решению проблем, связанных с чрезвычайными ситуациями, причем, как показал опыт ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, землетрясения в Армении, других чрезвычайных ситуаций — на самом высоком государственном уровне.
В решении трудных задач, стоящих перед страной, определенная роль отводится РСЧС. Эта роль тем более важна, что последствия аварий, катастроф, стихийных бедствий, всевозможных конфликтов заметно усугубляют и так непростое социально-экономическое положение, не говоря уже о тех потерях и ущербе, которые ложатся бременем на бюджет страны.
1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГО-РСЧС, ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ.
Началом пути Гражданской обороны в нашей стране считается март 1918 года. Изданное Комитетом революционной обороны воззвание «К населению Петрограда и его окрестностей» устанавливало правила поведения населения в условиях воздушного нападения и явилось первым документом, определяющим мероприятия гражданской обороны.
Историки определили март 1918 года изначальным этапом (первым) развития ГО в нашей стране, содержанием которого явились революционные перемены не только в социально-политическом строе страны, но и в последовательной индустриализации и связанным с с ней техническим перевооружением системы МПВО, а также с появлением первых признаков военной опасности со стороны Германии.
На этом этапе все мероприятия ПВО и ПХО были объединены в общегосударственную систему под общим руководством Наркомата по военным и морским делам.
Содержанием второго этапа (ноябрь 1932 г.- июль 1941 г.) является комплекс военно-политических и организационных мероприятий по защите населения и народного хозяйства страны.
МПВО выделяется в самостоятельную систему оборонно-массового характера для решения широкого круга оборонных задач под общим руководством СНК в центре и Органов Советской власти на местах.
Третий этап (июнь 1941-1945 г.г.) охватывает годы Великой Отечественной войны.
Опыт войны показал, что от успешного решения задач по организации МПВО-ГО в значительной степени зависела не только бесперебойная работа промышленности и транспорта, но и высокое морально политическое состояние войск.
Гражданская оборона страны из местной перерастает в стратегическую задачу страны.
Четвертый этап (июнь 1945 — июль 1961 г.г.) этап совершенствования МПВО, связанный с поиском наиболее эффективных путей защиты населения и народного хозяйства от применения ОМП в условиях начавшейся «холодной войны».
На этом этапе руководство МПВО-ГО было возложено на исполнительные органы Советов депутатов трудящихся краев, областей, городов и районов.
Пятый этап (июль 1961 — сентябрь 1971 г.г.) характеризуется глубокими структурными изменениями МПВО.
Шестой этап (октябрь 1971 — июль 1987 г.г.) связан с новыми структурными изменениями, связанными с усилением гонки вооружения и достижением СССР стратегического паритета.
Руководство ГО было возложено на МО СССР.
Была повышена эффективность руководства деятельностью ГО со стороны советских и военных органов управления министерств и ведомств.
Подтверждение тому вы увидите в ходе дальнейших занятий на УЭК нашей Академии.
Седьмой этап (август 1987 -декабрь 1991 г.г.) является этапом позитивных перемен в военно-политической ситуации, окончания «холодной»
войны и переключения значительной части сил ГО на решение экологических и хозяйственных проблем.
На ГО возложены задачи по защите населения и территорий от стихийных бедствий, аварий, катастроф, в мирное время.
Восьмой этап (с декабря 1991 г. по настоящее время) начался с упразднения гос.структур СССР, образованием СНГ и созданием Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС), в которую органически вошло ГО РФ.
Более детально остановимся на современном положении дел в РСЧС.
2. ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ДЕЙСТВИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.
В целях прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий ЧС, обеспечения постоянной готовности органов государственного управления к быстрым и эффективным действиям в экстремальных условиях в 1990 году был создан Российский корпус спасателей на правах Государственного комитета.
В последующем преобразованный в Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям при Президенте РФ, а с 1991 года в Государственный комитет по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (Указ N 305 декабрь 1991 г.). В систему ГКЧС вошли штаб ГО РСФСР, вся сеть штабов ГО, войск ГО и другие структурные подразделения.
Положение о ГКЧС утверждено постановлением Совета Министров от 25.11.92 г. N 912.
Основными задачами комитета были:
— создание и обеспечение функционирования РСЧС;
— руководство ГО работами по ликвидации крупных ЧС;
— создание и обеспечение готовности необходимых сил и средств.
ГКЧС за короткое время своего существования принял ряд мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, но из-за сложности и масштабности решаемых задач возникла необходимость повышения эффективности федеральных органов управления. В связи с этим, 10 января 1994 г.
Указом Президента РФ N 66 — ГКЧС был преобразован в Министерство по делам ГО, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), которому переданы функции Государственного комитета Чернобыля России, Комитета по проведению подводных работ особого назначения при Правительстве РФ и Российской Федеральной авиационно-космической службы поиска и спасения. На МЧС возложена также задача по мобилизационной подготовке народного хозяйства страны.
В августе 1994 года Постановлением Правительства РФ N 909 в МЧС, вместо Главных управлений, образованы следующие структурные подразделения:
— Департаменты Управления, мероприятий защиты населения и территорий, войск и сил, предупреждение чрезвычайных ситуаций и другие (всего 10 департаментов), что позволило упростить структуру управления.
Деятельность МЧС определена «Положением о МЧС», принятым постановлением Правительства РФ от 6 мая 1994 г. N 457, где закреплено, что МЧС является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим руководство и координацию работ в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС.
М Ч С:
— осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления;
— руководит гражданской обороной, войсками ГО, поисково-спасательными службами МЧС России.
Одной из основных задач Министерства является обеспечение функционирования и дальнейшего развития Российской системы предупреждения и действия в чрезвычайных ситуациях.
В соответствии с Постановлением правительства Российской Федерации от 06.05.94 г.
N 457 МЧС является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим руководство и координацию работ в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, вызванных авариями, катастрофами, в т.ч.
радиационными, стихийными бедствиями и применением возможным противником средств поражения, проведения подводных работ особого назначения, а также координацию работ по мобилизационной подготовке народного хозяйства страны.
На основании возложенных на него задач, министерство в установленном порядке осуществляет международное сотрудничество по вопросам, входящим в его компетенцию.
Источник: https://studizba.com/lectures/3-bezopasnost-zhiznedeyatelnosti-i-ohrana-truda/56-zaschita-territorii-i-naseleniya-v-chrezvychaynyh-situaciyah/814-organizaciya-mchs-istoriya-etapy-razvitiya.html
Силы РСЧС и задачи ПСС в составе РСЧС
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
ТАКТИКО–СПЕЦИАЛЬНАЯ И ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПАСАТЕЛЕЙ МЧС РОССИИ
Отдел подготовки резервистов УМЦ
ГО и ЧС ᴦ. Москвы
I. ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Силы РСЧС и задачи ПСС в составе РСЧС
Реализацию жизненно важных интересов в области защиты населœения и территорий от ЧС природного, техногенного, эпидемиологического и социального характера призвана осуществлять составная часть системы общественной безопасности России — Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Она была образована в целях объединœения усилий федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также их сил и средств в делœе предупреждения и ликвидации последствий ЧС. Сегодня во всœех республиках в составе России, краях и областях созданы ее территориальные подсистемы, а в министерствах и ведомствах — ведомственные и функциональные.
Система постоянно развивается и совершенствуется. В 1990 ᴦ. в целях прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий различных ЧС, обеспечения постоянной готовности органов государственного управления к быстрым и эффективным действиям в экстремальных условиях был создан Российский корпус спасателœей на правах Государственного комитета.
Позднее он был преобразован в Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям, а в 1991 ᴦ. — в Государственный комитет РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС). В систему ГКЧС России вошли: Штаб Гражданской обороны РСФСР, вся сеть штабов ГО, войска ГО и другие службы.
Основными задачами ГКЧС России являлись:
— обеспечение функционирования РСЧС;
— руководство гражданской обороной;
— создание и обеспечение готовности, необходимых для этого сил и средств.
Указом Президента РФ от 10 января 1994 ᴦ. N 66 на базе ГКЧС России было образовано Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
Министерству были переданы функции Госкомчернобыля России и Комитета по проведению подводных работ особого назначения при Правительстве РФ (КОПРОН). Штабы ГО были преобразованы в штабы по делам ГО и ЧС.
Такое изменение названия отражало переориентацию деятельности штабов, прежде всœего, на решение задач мирного времени.
Главной задачей МЧС России является организация и обеспечение выполнения комплекса мероприятий, направленных на предупреждение ЧС, повышение готовности органов управления и сил РСЧС к действиям при их ликвидации, а также на организацию защиты населœения и территорий при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях в мирное время, от опасностей, возникающих при военных действиях, на профилактику работ по предупреждению несчастных случаев при различных ЧС.
К силам РСЧС относятся:
— силы МЧС России, включающие в себя Центроспас и ПСС, соединœения и воинские части системы ГО;
— аварийно-спасательные формирования(АСФ) министерств и ведомств РФ;
— части и подразделœения Государственной противопожарной службы МЧС РФ;
— специально подготовленные подразделœения Вооруженных Сил РФ, привлекаемые к ликвидации последствий ЧС;
— учреждения и формирования Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК).
На силы МЧС России возлагаются следующие задачи:
— ведение общей и специальной разведки в очагах поражения, очагах заражения и районах катастрофических затоплений;
— проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ по жизнеобеспечению пострадавшего населœения;
— обеспечение ввода формирований ГО в очаги поражения, зоны заражения и катастрофических затоплений;
— участие в работах по локализации и ликвидации крупных природных пожаров;
— проведение санитарной обработки населœения, специальной обработки техники, сооружений и территорий;
— проведение пиротехнических работ;
— первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населœения и участие в мероприятиях по оказанию гуманитарной помощи;
— участие в восстановительных работах на объектах жизнеобеспечения населœения, аэродромах, дорогах, переправах и других важных инфраструктурах, в проведении эвакуационных мероприятий, выполнении задач территориальной обороны;
— организация и осуществление мероприятий, направленных на повышение готовности населœения к выполнению задач по защите от воздействия последствий аварий и катастроф техногенного характера и стихийных бедствий.
Сегодня МЧС России решаются и другие задачи в рамках Межгосударственного совета по чрезвычайным ситуациям и Межгосударственной системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе:
— подготовка и практическое проведение мероприятий в составе Корпуса сил Содружества Независимых Государств (СНГ) для ликвидации последствий ЧС (в соответствии с решением Глав Правительств стран — участников СНГ от 22.01.1993ᴦ.);
— подготовка сводных мобильных отрядов для оказания помощи зарубежным странам в случае промышленных (ядерных) катастроф (по решению Третьей Международной конференции стран Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы по сотрудничеству в области защиты от природных и других катастроф);
Источник: http://referatwork.ru/category/sport/view/449848_sily_rschs_i_zadachi_pss_v_sostave_rschs