Гкчс россии. основные задачи гкчс россии.

История создания МЧС России. Служба в МЧС России. Основные задачи МЧС России

Главная → Статьи → История

Содание МЧС России

МЧС России, или «Министерство РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий», в своем современном состоянии существует с 1991 года. Первым прообразом МЧС были пожарные части, созданные еще при Иване III.

Современное МЧС берет свое начало после распада СССР. С того времени ведомство прошло через две реорганизации – на смену существовавшей со времен СССР организации «Гражданская Оборона» пришел «Российский Корпус Спасателей». Однако, образованный в июле 1990 года, к середине 1991 года данный орган был преобразован в «Государственный Комитет чрезвычайных ситуаций» (ГКЧС).

Обратите внимание

Официальными причинами переформатирования ведомства были названы малая эффективность вследствие недостаточности полномочий в условиях проведения ликвидаций чрезвычайных ситуаций.

Но и этот формат ведомства просуществовал недолго –19 ноября 1991 года на основе ГКЧС была создана более эффективная и мобильная структура с названием МЧС, которая с незначительными преобразованиями существует и до сегодняшнего дня.

Основные задачи МЧС России

Основными задачами ведомства принято считать борьбу со стихийными бедствиями, эпидемиями и катастрофами на территории России, а также в соответствии с международными договорами и в рамках межгосударственного сотрудничества на территориях других стран.

Но такое понимание слишком упрощено. В перечень направлений деятельности и структурных подразделений МЧС России, наряду с перечисленными ранее, включены:

  1. ГПС МЧС России (пожарная охрана);
  2. Служба поисковиков спасателей;
  3. Авиация;
  4. Воинские формирования спасения;
  5. Военизированные горноспасательные части;
  6. Инспекция по маломерным судам;
  7. НЦУКС.

Каждое из перечисленных направлений и подразделений заслуживает более широкого рассмотрения.

  1. ГПС МЧС России, или пожарная охрана определяется как служба для проведения комплекса мероприятий должностными лицами, которые направлены на выявление, предупреждение, локализацию, ликвидацию пожаров и очагов возгораний. Противопожарная служба делится по территориальному признаку на федеральную и субъектную пожарные службы. По официальной статистике, ежегодно пожарная охрана совершает более 2 миллионов выездов, чем спасает порядка 100 тысяч человек в год, а также сохраняет имущества на сумму свыше 120 миллиардов рублей.
  2. Поисковая спасательная служба (ПСС) находится в составе МЧС и в чрезвычайных условиях занимается проведением поисково-спасательных операций. В состав ПСС включены региональные спасательные группы (всего 8 — по одному в каждом федеральном округе), а также отдельные спасательные подразделения. Конкретные задачи каждой из групп определяются в соответствии с позицией региональной власти и по согласованию с министерством.
  3. Авиация российского МЧС функционирует с мая 1995 года. В ее задачи входит осуществление спасательных и гуманитарных акций по всему миру, развитие беспилотной авиации, создание, обеспечение безопасности на дорогах при участии авиационной техники. За все время работы авиация участвовала в более четырёхстах спасательных операциях. Точное количество авиационной техники не раскрывается, однако известно, что на вооружении МЧС стоят тяжелые транспортные самолеты ИЛ-76ТД, самолеты класса «Амфибии» БЕ-200ЧС, многозадачные вертолеты МИ-8ИТВ-1, и пожарные вертолеты КА-32А.
  4. Спасательные воинские формирования созданы для решения целого ряда задач, условно разделенных на три большие группы:  a) мирное время (мероприятия по локализации и ликвидации ЧС, внедрение новых технологических средств ликвидации ЧС, и другие); b) условия чрезвычайных ситуаций в мирное время (разведка в зонах ЧС, локализация и ликвидация ЧС, эвакуация населения); c) условия военного времени (выполнение отдельных мероприятий в зоне боевых действий, эвакуация населения из очагов поражения, гражданская оборона объектов).
  5. Военизированные горноспасательные подразделения (ВГП) созданы для пресечения аварийных ситуаций при проведении горных работ, выполнения операций по спасению людей и минимизации ущерба в ходе аварий; оказания необходимой медицинской помощи лицам, пострадавшим в ходе аварийной ситуации при горных работ. Структура ВГП включает в себя горноспасательный центр, управление спасательными частями в строительстве, а также военные спасательные части.
  6. Инспекция по маломерным судам проводит технический мониторинг за маломерными судами и их стоянками, обеспечивает сохранность жизни людей на объектах в пределах своей компетенции. Основной кадровой единицей являются инспекторы по маломерным судам.
  7. НЦУКС – центр управления в кризисных ситуациях проводит накопление и обработку информации о чрезвычайных происшествиях по всей стране, осуществляет прогнозирование возможного наступления чрезвычайных происшествий.
  8. Помимо вышеуказанных направлений, МЧС имеет специальные образовательные учреждения, где занимается подготовкой кадров для целевой службы в системе.

Статью прислал: Signal_U

Источник: https://xn--01-6kcaj2c6aih.xn--p1ai/articles/history/istoria_sozdania_mchs_rossii/

Российская служба по чрезвычайным ситуациям

История развития ГО ЧС.

Российская Федерация — одно из немногих государств мира, где для предупреждения и ликвидации последствий катастроф и стихийных бедствий, на всех уровнях государственной власти, созданы специализированные службы и формирования.

Впервые в России, в 1990 году, был создан Российский корпус спасателей с целью прогнозирования, предотвращения и быстрой ликвидации различных чрезвычайных ситуаций.

Вскоре, в 1991 году, он был преобразован в Госкомитет РФ по делам гражданской обороны (ГО), чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС).

В систему ГКЧС России вошли штаб ГО Российской Федерации и вся сеть штабов, а также войска гражданской обороны.

В 1994 году указом Президента РФ на базе ГКЧС России образовано Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидация последствий стихийных бедствий (МЧС России).

В подчинение МЧС России были переданы Госкомчернобыль России, комитет по проведению подводных работ особого назначения (КОПРОН), а также авиакосмическая служба поиска и спасения. Функции штабов ГО были расширены, а сами штабы были преобразованы в штабы по делам ГО и ЧС.

Изменение названия отражает переориентацию их деятельности, прежде всего, на решение задач мирного времени.



Указом Президента РФ N 643 от 8 мая 1993 года были определены задачи и пути совершенствования сил ГО России. Начальником гражданской обороны Российской Федерации по должности был определен председатель Правительства (премьер — министр).

Важно

Руководство гражданской обороной в субъектах РФ, муниципальных образованиях, министерствах и ведомствах, учреждениях, организациях и на предприятиях, независимо от форм собственности, возложено на соответствующих руководителей.

Они по должности являются начальниками гражданской обороны соответствующих субъектов РФ, министерств, предприятий и т.п.

В 1994 году был принят федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Данный закон определял общие для Российской Федерации организационно — правовые нормы в области защиты населения страны, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В 1998 году, с 19 февраля вступил в силу федеральный закон «О гражданской обороне». Этот закон определил в области гражданской обороны:

·        основные задачи;

·        принципы организации и ведения гражданской обороны;

·        полномочия органов государственной власти РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ;

·        права и обязанности граждан и др.

В настоящее время Россия стала полноправным членом Международной организации «Защита населения в чрезвычайных ситуациях». Профессиональным праздником всех спасателей является 1 марта — «День гражданской обороны».

Читайте также:  Руководство по эксплуатации автолестница пожарная ал-52

Организационная структура Министерства по чрезвычайным ситуациям России.

Концептуальная схема управления приведена на рис. 4.

Одним из направлений в деятельности Министерства является руководство созданием и развитием Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС). Она создана с целью объединения усилий федеральных и местных органов исполнительной власти, их сил и средств в деле предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Функциональная схема Российской системы предупреждения

и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС)

Рис. 5

Функциональная подсистема и комиссии по чрезвычайным ситуациям включает в себя:

·        органы повседневного руководства и дежурные диспетчерские группы;

·        силы и средства наблюдения и контроля за чрезвычайными ситуациями;

·        силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций и др.

Режимы работы РСЧС

В зависимости от результатов повседневного контроля и прогноза все службы Российской системы предупреждений и действий в чрезвычайных ситуациях работают в трёх режимах.

Режим повседневной деятельности. При этом режиме осуществляется:

·        повседневное наблюдение и контроль соответствующих служб;

·        повседневная работа по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

·        подготовка и поддержание в рабочем состоянии органов управления РСЧС на всех уровнях;

·        работа по созданию резервных фондов;

·        организация работы по страхованию населения и организаций от возможного воздействия чрезвычайных ситуаций и др.

Режим повышенной готовности. При этом режиме решаются задачи по:

·        организации руководства и детальному изучению обстановки;

·        усилению работы диспетчерской службы;

·        усилению контроля и прогнозированию обстановки;

·        защите населения и повышению устойчивости работы объектов народного хозяйства;

·        повышению готовности сил ликвидации чрезвычайной ситуации;

·        уточнению планов действий в чрезвычайной ситуации и др.

Чрезвычайный режим предполагает следующие действия:

·        организацию защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций;

·        организацию и отправку оперативных групп в район действия чрезвычайной ситуации;

·        выдвижение сил ликвидации черезвычайной ситуации в район бедствия;

·        организацию работы объектов народного хозяйства в условиях действия чрезвычайных ситуаций;

·        организация комплекса работ по обеспечению жизнедеятельности населения;

·        усиление контроля обстановки в районе действия чрезвычайной ситуации и др.

Существуют определённые критерии оценки загрязнения природной среды, классифицируемые как ЧС.

Под экстремально высоким загрязнением окружающей природной среды понимается следующее.

1.    Для атмосферного воздуха:

·         содержание одного или нескольких загрязняющих веществ, превышающее предельно допустимую концентрацию:

·         в 20-29 раз в течение времени более 2 суток;

·         в 30-49 раз при сохранении этого уровня от 8 часов и более;

·         в 50 и более раз (без учёта времени);

·         визуальные и органолептические признаки:

·         появление устойчивого, не свойственного данной местности (сезону) запаха;

·         обнаружение влияния воздуха на органы чувств человека — резь в глазах, слезотечение, привкус во рту, затруднённое дыхание, покраснение или другие изменения кожи, рвота и д.р. (одновременно у нескольких десятков человек);

Источник: http://bgdstud.ru/podborka-lekczij-po-bzhd/23-lekcii-po-upravleniyu-bzhd/1133-rossijskaya-sluzhba-po-chrezvychajnym-situaciyam.html

МЧС, задачи и функции.Система РСЧС

Основными задачами МЧС России являются:

1) выработка и реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах в пределах компетенции МЧС России;

2) организация подготовки и утверждения в установленном порядке проектов нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

3) осуществление управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Совет

4) осуществление нормативного регулирования в целях предупреждения, прогнозирования и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также осуществление специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России;

5) осуществление деятельности по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также осуществление мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами Российской Федерации.

МЧС России в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции:

1) разрабатывает и представляет Президенту Российской Федерации и (или) в Правительство Российской Федерации:

предложения по формированию основ государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе в области преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, а также обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

проекты законов, иных нормативных правовых актов и проекты технических регламентов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах в пределах своей компетенции;

проекты нормативных правовых актов по вопросам преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, проведения подводных работ особого (специального) назначения, чрезвычайного гуманитарного реагирования;

2) разрабатывает и утверждает (устанавливает):

нормативные правовые акты по вопросам, касающимся установленной сферы деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

положения о территориальных органах МЧС России — региональном центре по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации;

3) организует:

Обратите внимание

работу по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и трансграничного характера, спасанию людей при этих чрезвычайных ситуациях;

предупреждение и тушение пожаров на объектах, критически важных для безопасности Российской Федерации, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия России, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей;

предупреждение и тушение пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях;

планирование в установленном порядке действий и применение войск гражданской обороны для выполнения задач в целях обороны Российской Федерации, подготовку войск гражданской обороны к совместным с Вооруженными Силами Российской Федерации действиям в целях обороны Российской Федерации;

4) осуществляет:

надзор за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований по гражданской обороне и пожарной безопасности (за исключением пожарного надзора на подземных объектах и при ведении взрывных работ), а также по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий;

руководство деятельностью Государственной противопожарной службы, координацию деятельности всех видов пожарной охраны;

надзор во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации за пользованием маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок, а также руководство деятельностью Государственной инспекции по маломерным судам;

Читайте также:  Автономный бортовой прибор специальной обработки

Реализацию жизненно важных интересов в области защиты населения и территорий от ЧС природного, техногенного, эпидемиологического и социального характера призвана осуществлять составная часть системы общественной безопасности России — Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Она была образована в целях объединения усилий федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также их сил и средств в деле предупреждения и ликвидации последствий ЧС

Важно

Система постоянно развивается и совершенствуется. В 1990 г. в целях прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий различных ЧС, обеспечения постоянной готовности органов государственного управления к быстрым и эффективным действиям в экстремальных условиях был создан Российский корпус спасателей на правах Государственного комитета.

Позднее он был преобразован в Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям, а в 1991 г. — в Государственный комитет РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС). В систему ГКЧС России вошли: Штаб Гражданской обороны РСФСР, вся сеть штабов ГО, войска ГО и другие службы.

Основными задачами ГКЧС России являлись:

— обеспечение функционирования РСЧС;

— руководство гражданской обороной;

— создание и обеспечение готовности, необходимых для этого сил и средств.



Источник: https://infopedia.su/16x5f75.html

Организация МЧС, история, этапы развития

Организация МЧС, история, этапы развития

ВВЕДЕНИЕ

За последние годы в России произошли радикальные изменения не только в геополитической и военно-стратегической обстановке, но и во взглядах на природу и характер чрезвычайных ситуаций, которые продол­жают усложнять нормальную жизнь нашей страны. Дестабилизируют обста­новку военные конфликты на территории бывшего СССР и России. Мировой и отечественный опыт показывают, что на современном этапе ЧС стали более частыми.

Только в 1995 году на территории России зарегистрировано около 1,5 тысяч чрезвычайных ситуаций достаточно крупного масштаба, в том числе 433 природного, 1025 техногенного и 16 другого характера, при этом серьезно пострадало 50 тысяч человек, 4400 из них погибло.

Затра­ты на возмещение материального ущерба и ликвидацию последствий стихий­ных бедствий составили свыше 1 триллиона рублей.

Вооруженный конфликт в Чечне и катастрофическое землетрясение в Нефтегорске, трагедия с са­молетом Ту-154 в Хабаровском крае, сильнейшее наводнение в Свердловс­кой области и разрушительный ураган на Дальнем Востоке, Югославия и Танзания, вот далеко не полный перечень участия сил и средств МЧС за 1995 год. Нынешний год не принес утешения в этой области. События пос­ледних месяцев показывают, что показатели 1996 года будут не на много меньше прошедших лет.

Деятельность, связанная с техногенным, экологическим и природным рисками, стала рассматриваться не изолированно, а как неотъемлемая функция безопасности государства.

Все это представляет объективную не­обходимость усиления внимания к решению проблем, связанных с чрезвы­чайными ситуациями, причем, как показал опыт ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, землетрясения в Армении, других чрезвы­чайных ситуаций — на самом высоком государственном уровне.

В решении трудных задач, стоящих перед страной, определенная роль отводится РСЧС. Эта роль тем более важна, что последствия аварий, ка­тастроф, стихийных бедствий, всевозможных конфликтов заметно усугубля­ют и так непростое социально-экономическое положение, не говоря уже о тех потерях и ущербе, которые ложатся бременем на бюджет страны.

1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГО-РСЧС, ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ.

Началом пути Гражданской обороны в нашей стране считается март 1918 года. Изданное Комитетом революционной обороны воззвание «К насе­лению Петрограда и его окрестностей» устанавливало правила поведения населения в условиях воздушного нападения и явилось первым документом, определяющим мероприятия гражданской обороны.

Совет

Историки определили март 1918 года изначальным этапом (первым) развития ГО в нашей стране, содержанием которого явились революционные перемены не только в социально-политическом строе страны, но и в пос­ледовательной индустриализации и связанным с с ней техническим перевооружением системы МПВО, а также с появлением первых признаков военной опасности со стороны Германии.

На этом этапе все мероприятия ПВО и ПХО были объединены в общего­сударственную систему под общим руководством Наркомата по военным и морским делам.

Содержанием второго этапа (ноябрь 1932 г.- июль 1941 г.) является комплекс военно-политических и организационных мероприятий по защите населения и народного хозяйства страны.

МПВО выделяется в самостоятельную систему оборонно-массового ха­рактера для решения широкого круга оборонных задач под общим руководс­твом СНК в центре и Органов Советской власти на местах.

Третий этап (июнь 1941-1945 г.г.) охватывает годы Великой Оте­чественной войны.

Опыт войны показал, что от успешного решения задач по организации МПВО-ГО в значительной степени зависела не только бесперебойная работа промышленности и транспорта, но и высокое морально политическое состо­яние войск.

Гражданская оборона страны из местной перерастает в стратегичес­кую задачу страны.

Четвертый этап (июнь 1945 — июль 1961 г.г.) этап совершенствова­ния МПВО, связанный с поиском наиболее эффективных путей защиты насе­ления и народного хозяйства от применения ОМП в условиях начавшейся «холодной войны».

На этом этапе руководство МПВО-ГО было возложено на исполнитель­ные органы Советов депутатов трудящихся краев, областей, городов и ра­йонов.

Пятый этап (июль 1961 — сентябрь 1971 г.г.) характеризуется глу­бокими структурными изменениями МПВО.

Обратите внимание

Шестой этап (октябрь 1971 — июль 1987 г.г.) связан с новыми структурными изменениями, связанными с усилением гонки вооружения и достижением СССР стратегического паритета.

Руководство ГО было возложено на МО СССР.

Была повышена эффективность руководства деятельностью ГО со сто­роны советских и военных органов управления министерств и ведомств.

Подтверждение тому вы увидите в ходе дальнейших занятий на УЭК нашей Академии.

Седьмой этап (август 1987 -декабрь 1991 г.г.) является этапом по­зитивных перемен в военно-политической ситуации, окончания «холодной»

войны и переключения значительной части сил ГО на решение экологичес­ких и хозяйственных проблем.

На ГО возложены задачи по защите населения и территорий от сти­хийных бедствий, аварий, катастроф, в мирное время.

Восьмой этап (с декабря 1991 г. по настоящее время) начался с уп­разднения гос.структур СССР, образованием СНГ и созданием Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС), в которую органически вошло ГО РФ.

Более детально остановимся на современном положении дел в РСЧС.

2. ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ДЕЙСТВИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.

В целях прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий ЧС, обеспечения постоянной готовности органов государственного управ­ления к быстрым и эффективным действиям в экстремальных условиях в 1990 году был создан Российский корпус спасателей на правах Государс­твенного комитета.

В последующем преобразованный в Государственный ко­митет РСФСР по чрезвычайным ситуациям при Президенте РФ, а с 1991 года в Государственный комитет по делам гражданской обороны, ЧС и ликвида­ции последствий стихийных бедствий (Указ N 305 декабрь 1991 г.). В систему ГКЧС вошли штаб ГО РСФСР, вся сеть штабов ГО, войск ГО и дру­гие структурные подразделения.

Основными задачами комитета были:

— создание и обеспечение функционирования РСЧС;

— руководство ГО работами по ликвидации крупных ЧС;

—          создание и обеспечение готовности необходимых сил и средств.

 ГКЧС за короткое время своего существования принял ряд мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, но из-за сложности и масштабности решаемых задач возникла необходимость повышения эффек­тивности федеральных органов управления. В связи с этим, 10 января 1994 г.

Указом Президента РФ N 66 — ГКЧС был преобразован в Министерс­тво по делам ГО, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий сти­хийных бедствий (МЧС России), которому переданы функции Государствен­ного комитета Чернобыля России, Комитета по проведению подводных работ особого назначения при Правительстве РФ и Российской Федеральной авиа­ционно-космической службы поиска и спасения. На МЧС возложена также задача по мобилизационной подготовке народного хозяйства страны.

В августе 1994 года Постановлением Правительства РФ N 909 в МЧС, вместо Главных управлений, образованы следующие структурные подразде­ления:

— Департаменты Управления, мероприятий защиты населения и терри­торий, войск и сил, предупреждение чрезвычайных ситуаций и другие (всего 10 департаментов), что позволило упростить структуру управления.

Деятельность МЧС определена «Положением о МЧС», принятым поста­новлением Правительства РФ от 6 мая 1994 г. N 457, где закреплено, что МЧС является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим руководство и координацию работ в области ГО, предупреждения и ликви­дации ЧС.

М Ч С:

— осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуп­равления;

— руководит гражданской обороной, войсками ГО, поисково-спаса­тельными службами МЧС России.

Одной из основных задач Министерства является обеспечение функци­онирования и дальнейшего развития Российской системы предупреждения и действия в чрезвычайных ситуациях.

В соответствии с Постановлением правительства Российской Федера­ции от 06.05.94 г.

N 457 МЧС является федеральным органом исполнитель­ной власти, осуществляющим руководство и координацию работ в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, вызванных авариями, катастрофами, в т.ч.

радиационными, стихийными бедствиями и применением возможным противником средств поражения, проведения подводных работ особого наз­начения, а также координацию работ по мобилизационной подготовке на­родного хозяйства страны.

Совет

На основании возложенных на него задач, министерство в установ­ленном порядке осуществляет международное сотрудничество по вопросам, входящим в его компетенцию.

Источник: https://studizba.com/lectures/3-bezopasnost-zhiznedeyatelnosti-i-ohrana-truda/56-zaschita-territorii-i-naseleniya-v-chrezvychaynyh-situaciyah/814-organizaciya-mchs-istoriya-etapy-razvitiya.html

Силы РСЧС и задачи ПСС в составе РСЧС

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

ТАКТИКО–СПЕЦИАЛЬНАЯ И ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПАСАТЕЛЕЙ МЧС РОССИИ

Отдел подготовки резервистов УМЦ

ГО и ЧС ᴦ. Москвы

I. ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Силы РСЧС и задачи ПСС в составе РСЧС

Реализацию жизненно важных интересов в области защиты населœения и территорий от ЧС природного, техногенного, эпидемиологического и социального характера призвана осуществлять составная часть системы общественной безопасности России — Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Она была образована в целях объединœения усилий федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также их сил и средств в делœе предупреждения и ликвидации последствий ЧС. Сегодня во всœех республиках в составе России, краях и областях созданы ее территориальные подсистемы, а в министерствах и ведомствах — ведомственные и функциональные.

Система постоянно развивается и совершенствуется. В 1990 ᴦ. в целях прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий различных ЧС, обеспечения постоянной готовности органов государственного управления к быстрым и эффективным действиям в экстремальных условиях был создан Российский корпус спасателœей на правах Государственного комитета.

Позднее он был преобразован в Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям, а в 1991 ᴦ. — в Государственный комитет РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС). В систему ГКЧС России вошли: Штаб Гражданской обороны РСФСР, вся сеть штабов ГО, войска ГО и другие службы.

Основными задачами ГКЧС России являлись:

— обеспечение функционирования РСЧС;

— руководство гражданской обороной;

— создание и обеспечение готовности, необходимых для этого сил и средств.

Указом Президента РФ от 10 января 1994 ᴦ. N 66 на базе ГКЧС России было образовано Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Министерству были переданы функции Госкомчернобыля России и Комитета по проведению подводных работ особого назначения при Правительстве РФ (КОПРОН). Штабы ГО были преобразованы в штабы по делам ГО и ЧС.

Такое изменение названия отражало переориентацию деятельности штабов, прежде всœего, на решение задач мирного времени.

Обратите внимание

Главной задачей МЧС России является организация и обеспечение выполнения комплекса мероприятий, направленных на предупреждение ЧС, повышение готовности органов управления и сил РСЧС к действиям при их ликвидации, а также на организацию защиты населœения и территорий при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях в мирное время, от опасностей, возникающих при военных действиях, на профилактику работ по предупреждению несчастных случаев при различных ЧС.

К силам РСЧС относятся:

— силы МЧС России, включающие в себя Центроспас и ПСС, соединœения и воинские части системы ГО;

— аварийно-спасательные формирования(АСФ) министерств и ведомств РФ;

— части и подразделœения Государственной противопожарной службы МЧС РФ;

— специально подготовленные подразделœения Вооруженных Сил РФ, привлекаемые к ликвидации последствий ЧС;

— учреждения и формирования Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК).

На силы МЧС России возлагаются следующие задачи:

— ведение общей и специальной разведки в очагах поражения, очагах заражения и районах катастрофических затоплений;

— проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ по жизнеобеспечению пострадавшего населœения;

— обеспечение ввода формирований ГО в очаги поражения, зоны заражения и катастрофических затоплений;

— участие в работах по локализации и ликвидации крупных природных пожаров;

— проведение санитарной обработки населœения, специальной обработки техники, сооружений и территорий;

— проведение пиротехнических работ;

— первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населœения и участие в мероприятиях по оказанию гуманитарной помощи;

— участие в восстановительных работах на объектах жизнеобеспечения населœения, аэродромах, дорогах, переправах и других важных инфраструктурах, в проведении эвакуационных мероприятий, выполнении задач территориальной обороны;

— организация и осуществление мероприятий, направленных на повышение готовности населœения к выполнению задач по защите от воздействия последствий аварий и катастроф техногенного характера и стихийных бедствий.

Сегодня МЧС России решаются и другие задачи в рамках Межгосударственного совета по чрезвычайным ситуациям и Межгосударственной системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе:

— подготовка и практическое проведение мероприятий в составе Корпуса сил Содружества Независимых Государств (СНГ) для ликвидации последствий ЧС (в соответствии с решением Глав Правительств стран — участников СНГ от 22.01.1993ᴦ.);

— подготовка сводных мобильных отрядов для оказания помощи зарубежным странам в случае промышленных (ядерных) катастроф (по решению Третьей Международной конференции стран Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы по сотрудничеству в области защиты от природных и других катастроф);

Источник: http://referatwork.ru/category/sport/view/449848_sily_rschs_i_zadachi_pss_v_sostave_rschs

Ссылка на основную публикацию