открытая библиотека учебной информации
Требования руководящих документов к организации территориальной службы пожарной охраны.
Регулирование вопросов планирования действий подразделœений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, а также вопросы организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории Российской Федерации.
С целью координации деятельности различных видов пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований при реагировании на пожары и чрезвычайные ситуации различного характера на территории Российской Федерации создаются гарнизоны пожарной охраны:
— на территории каждого субъекта Российской Федерации – территориальный гарнизон пожарной охраны;
— на территории одного или нескольких граничащих между собой муниципальных районов, городских округов и внутригородских территорий городов федерального значения (далее — муниципальные образования) — местные гарнизоныпожарной охраны.
Местные гарнизоны пожарной охраны входят в состав соответствующего территориального гарнизона пожарной охраны.
Гарнизон пожарной охраны — совокупность расположенных на определœенной территории органов управления, подразделœений и организаций, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, к функциям которых отнесены профилактика и тушение пожаров, а также проведение аварийно-спасательных работ.
Границами гарнизонов пожарной охраны являются:
— территориального гарнизона пожарной охраны — границы субъекта Российской Федерации;
— местного гарнизона пожарной охраны — границы одного или нескольких граничащих между собой муниципальных образований.
Границы местного гарнизона пожарной охраны определяются начальником главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации (далее — Главное управление), по согласованию с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Начальниками гарнизонов пожарной охраны являются:
территориального – начальник Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации (далее Главное управление), допущенный в установленном порядке к руководству тушением пожаров;
местного — начальник подразделœения федеральной противопожарной службы (далее – ФПС), дислоцированного на территории муниципального образования или сотрудник федерального государственного пожарного надзора, допущенный в установленном порядке к руководству тушением пожаров, который назначается приказом начальника Главного управления по согласованию с начальником соответствующего регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
На территории закрытого административно-территориального образования (далее – ЗАТО) начальником местного гарнизона пожарной охраны является начальник специального подразделœения ФПС, созданного в целях организации профилактики и тушения пожаров в ЗАТО, допущенный в установленном порядке к руководству тушением пожаров.
При отсутствии на территории муниципального образования должностных лиц ФПС распоряжением руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с начальником соответствующего Главного управления начальником местного гарнизона пожарной охраны назначается должностное лицо подразделœения федеральной противопожарной службы субъекта Российской Федерации или иного вида пожарной охраны, допущенное в установленном порядке к руководству тушением пожаров.
Важно заметить, что для своевременного обеспечения мероприятий, направленных на успешное выполнение задач, возложенных на гарнизон пожарной охраны, а также эффективного применения сил и средств подразделœений при тушении пожаров и проведении АСР в гарнизоне пожарной охраны назначаются:
— начальник гарнизона пожарной охраны (далее — начальник гарнизона);
— оперативный дежурный гарнизона пожарной охраны (далее — оперативный дежурный);
— диспетчер гарнизона пожарной охраны (далее — диспетчер).
В целях организации и проведения совместных мероприятий подразделœений ежегодно разрабатывается и утверждается начальником гарнизона План гарнизонных мероприятий.
Основными задачами гарнизонной службы являются:
— создание необходимых условий для эффективного применения сил и средств гарнизона пожарной охраны при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;
— создание единой системы управления силами и средствами гарнизона пожарной охраны;
— организация взаимодействия со службами жизнеобеспечения;
— организация и проведение совместных мероприятий всœех видов пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, входящих в гарнизон пожарной охраны.
Для выполнения базовых задач гарнизонная служба осуществляет следующие функции:
— планирует применение сил и средств гарнизона пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;
— осуществляет учет и контроль состояния сил и средств гарнизона пожарной охраны;
— обеспечивает профессиональную и иные виды подготовки личного состава гарнизона пожарной охраны, в том числе должностных лиц гарнизона пожарной охраны, путем проведения пожарно-тактических учений, соревнований, сборов, семинаров и иных мероприятий в гарнизоне пожарной охраны;
— организует связь при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;
— обеспечивает работоспособность системы приема и регистрации вызовов, а также систем информационного обеспечения пожарной охраны;
— разрабатывает и осуществляет мероприятия по привлечению личного состава гарнизона пожарной охраны, свободного от несения службы, к тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
— разрабатывает и заключает соглашения (утверждает совместные инструкции) по осуществлению взаимодействия со службами жизнеобеспечения и др.
3. Нештатные службы гарнизона: назначение, задачи, состав.
Для обеспечения выполнения задач гарнизонной службы в гарнизонах пожарной охраны создаются нештатные организационные формирования сил и средств пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований — нештатные службы гарнизона пожарной охраны.
В гарнизонах пожарной охраны создаются следующие нештатные службы:
— управления(далее – НСУ).
Нештатная служба управления создается для обеспечения руководства территориальной службой, контроля готовности подразделœений пожарной охраны к тушению пожаров и проведению АСР и осуществлением пожарно-тактической подготовки в территориальной пожарной охране (далее – ТПО), проведения общих мероприятий ТПО, своевременного реагирования на изменение оперативной обстановки на охраняемой территории;
— газодымозащитная (далее – НГДЗС). Предназначена для обеспечения готовности ТПО к применению средств индивидуальной защиты органов дыхания и мобильных средств противодымной защиты;
— техническая (далее – НТС). Предназначена для обеспечения готовности пожарной и аварийно-спасательной техники, пожарно-технического и аварийно-спасательного вооружения и оборудования, средств пожаротушения, имеющихся в ТПО, к выполнению задач территориальной службы пожарной охраны;
— связи (далее – НСС). Предназначена для обеспечения готовности средств (систем) связи и управления ТПО к выполнению задач территориальной службы пожарной охраны.
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, задачами нештатных служб гарнизона являются:
— руководств0 территориальной службой;
— контроль готовности подразделœений пожарной охраны к тушению пожаров и проведению АСР;
— осуществление пожарно-тактической подготовки в ТПО;
— своевременное реагирование на изменение оперативной обстановки на охраняемой территории;
— обеспечение готовности ТПО к применению средств индивидуальной защиты органов дыхания и мобильных средств противодымной защиты;
— обеспечение готовности пожарной и аварийно-спасательной техники, пожарно-технического и аварийно-спасательного вооружения и оборудования, средств пожаротушения, имеющихся в ТПО, к выполнению задач территориальной службы пожарной охраны;
— обеспечение готовности средств (систем) связи и управления ТПО к выполнению задач территориальной службы пожарной охраны.
Допускается создание других нештатных служб (радиационной безопасности, химической безопасности, охраны труда и другие).
В местных гарнизонах пожарной охраны разрешается не создавать нештатную службу связи, при этом ее задачи возлагаются на нештатную техническую службу.
Нештатные службы территориального гарнизона пожарной охраны возглавляются должностными лицами Главного управления.
Нештатные службы местного гарнизона пожарной охраны возглавляются должностными лицами подразделœений ФПС или подразделœений противопожарной службы субъектов Российской Федерации, ответственными за данные направления деятельности.
Нештатные службы ТПО (далее — нештатные службы) являются нештатными органами управления ТПО, создаются и возглавляются соответствующими должностными лицами из числа лиц среднего и старшего начальствующего состава ГПС на основании приказа начальника осуществляющего общее руководство территориальной и дежурной службами ТПО.
Читайте также
Требования руководящих документов к организации территориальной службы пожарной охраны. Регулирование вопросов планирования действий подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, а также… [читать подробенее]
Источник: http://oplib.ru/random/view/175667
Организация тушения пожаров. Гарнизонная служба пожарной охраны
ПЧ ФПС №4 по Алтайскому край РЕФЕРАТТЕМА : «Организация тушения пожаров. Гарнизонная служба пожарной охраны. Особенности организации тушения пожаров в сельской местности. Правила Т. Б. в пожарной охране МЧС России.»ВЫПОЛНИЛ: _____________________ _____________________ПРОВЕРИЛ: начальник ПЧ ФПС №4 майор внутренней службы ____________ А.А.Кудрявцевг. Барнаул 2009г. |
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОРГАНИЗАЦИЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ
Управление боевыми действиями на пожаре — целенаправленная деятельность должностных лиц по руководству личным составом и иными участниками тушения пожара при ведении боевых действий на месте пожара.
Управление боевыми действиями на пожаре предусматривает: оценку обстановки и создание соответствующей требованиям настоящего Устава нештатной структуры управления боевыми действиями на месте пожара;
установление компетенции оперативных должностных лиц и их персональной ответственности при выполнении поставленных задач;
планирование действий по тушению пожара, в том числе определение необходимых сил и средств, принятие решений по организации боевых действий по тушению пожара;
постановку задач перед участниками тушения пожара, обеспечение контроля и необходимого реагирования на изменение обстановки на пожаре;
осуществление в установленном порядке учета изменения обстановки на пожаре, применения сил и средств для его тушения, а также регистрацию необходимой информации, в том числе дежурным диспетчером и с помощью технических средств специальной службы управления гарнизона;
проведение других мероприятий, направленных на обеспечение эффективности боевых действий по тушению пожара.
Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется РТП, прибывшим на пожар старшим должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное).
РТП на принципах единоначалия управляет личным составом, участвующим в выполнении боевых действий по тушению пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.
Указания РТП обязательны для исполнения должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара. Никто не вправе вмешиваться в действия РТП или отменять его распоряжения при тушении пожара.
Руководителем тушения пожара с учетом требования статьи 52 Устава является:
прибывшее первым на пожар старшее должностное лицо ГПС;
прибывшее первым на пожар старшее должностное лицо ведомственной или добровольной пожарной охраны (при отсутствии должностных лиц ГПС), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами или действующими соглашениями.
В зависимости от количества прибывших на пожар сил и средств пожарной охраны руководство тушением пожара осуществляют:
при работе одного дежурного караула (отделения) — старшее должностное лицо, возглавляющее караул (отделение), или оперативный дежурный гарнизона;
при работе двух и более подразделений — старшее должностное лицо, возглавляющее подразделение (дежурный караул), в районе выезда которого возник пожар, или должностное лицо, допущенное к руководству тушением пожара в соответствии с порядком, установленным в гарнизоне, в том числе начальник гарнизона.
Отдача первого указания прибывшим на пожар старшим должностным лицом органа управления, подразделения пожарной охраны считается моментом принятия им на себя руководства тушением пожара.
Начальник гарнизона пожарной охраны и должностные лица специальной службы управления, являющиеся РТП, при получении информации о возникновении пожара с более высоким номером (рангом), чрезвычайных происшествиях, требующих неотложного реагирования, и других обстоятельствах, делающих невозможным исполнение ими обязанностей РТП, могут покинуть место пожара, назначив РТП другое должностное лицо из числа участников тушения пожара, о чем в обязательном порядке сообщается дежурному диспетчеру и делается запись в соответствующих документах. При этом ответственность за последствия этого решения возлагается на должностное лицо, его принявшее.
РТП в зависимости от обстановки на пожаре может создавать оперативный штаб, боевые участки и сектора.
Оперативный штаб является временно сформированным нештатным органом управления на пожаре и создается при:
привлечении на тушение пожара сил и средств по повышенному номеру (рангу) пожара;
организации на месте пожара трех и более боевых участков;
необходимости детального согласования с администрацией предприятия действий по тушению пожара.
Работой оперативного штаба руководит его начальник, который одновременно является заместителем РТП.
В состав оперативного штаба могут входить заместитель начальника штаба, начальник тыла , представители администрации предприятия и другие лица по усмотрению РТП.
Работа оперативного штаба осуществляется на основе распоряжений и указаний РТП.
Основными задачами оперативного штаба являются:
сбор, обработка и анализ данных об обстановке на пожаре, передача необходимой информации РТП и дежурному диспетчеру;
определение потребности в силах и средствах, подготовка соответствующих предложений для РТП;
обеспечение контроля за выполнением поставленных задач;
организация подготовки и обеспечение ведения боевых действий по тушению пожара;
учет сил и средств на пожаре, расстановка их по боевым участкам (секторам), ведение документации, предусмотренной приложениями 4, 5, 6 Устава;
создание на пожаре резерва сил и средств;
обеспечение работы газодымозащитной службы (ГДЗС) и связи на пожаре;
обеспечение мероприятий по охране труда и технике безопасности личного состава на пожаре;
реализация мер по поддержанию боевой готовности сил и средств, участвующих в тушении пожара.
Оперативный штаб располагается в месте, определяемом РТП, обеспечивается необходимым для управления оборудованием и обозначается:
днем — красным флагом с надписью «ШТАБ»,
ночью — красным фонарем или другим световым указателем красного цвета.
На пожарных касках личного состава, участвующего в тушении пожара, должны быть нанесены знаки различия (приложение 7).
Руководитель тушения пожара и лица, входящие в состав оперативного штаба, должны иметь нарукавные повязки (приложение 8).
При ведении документации оперативного штаба, подготовке описаний пожаров применяются условные знаки и допускаемые сокращения терминов согласно приложениям 9 и 10 Устава.
Боевые участки
Боевой участок на пожаре (далее — БУ) — часть территории на месте пожара, на которой сосредоточены силы и средства, объединенные поставленной боевой задачей и единым руководством.
Боевые участки создаются в соответствии с решением РТП по месту ведения (периметр пожара, этажи, лестничные клетки, противопожарные преграды и т.д.) или видам (спасание, ликвидация горения и т.д.) боевых действий .
При создании на пожаре пяти и более БУ могут быть организованы сектора, объединяющие несколько боевых участков. Боевые действия на БУ возглавляет его начальник, в секторе — начальник сектора. Начальники БУ и секторов назначаются РТП.
ГАРНИЗОННАЯ СЛУЖБА ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ.
1. Гарнизон пожарной охраны — совокупность дислоцированных на
определенной территории органов управления, подразделений пожарной
охраны, пожарно-технических научно-исследовательских учреждений и
пожарно-технических учебных заведений, иных предназначенных для ту-
шения пожаров противопожарных формирований независимо от их ведомс-
твенной принадлежности и форм собственности.
2. В каждом гарнизоне пожарной охраны организуется гарнизонная
и караульная службы.
Руководство гарнизонной и караульной службами в пределах гар-
низона осуществляет начальник гарнизона пожарной охраны.
3. Границы территории, в пределах которых организуется гарни-
зонная служба определяются приказом министра внутренних дел респуб-
лики, начальником УВД (ГУВД) края области, городов Москвы,
Санкт-Петербурга и Ленинградской области, автономной области, авто-
номного округа.
4. Руководители органов управления и подразделений организую-
щие гарнизонную и караульную службы обязаны:
— планировать мероприятия по поддержанию и совершенствованию
постоянной готовности и добиваться их выполнения, своевременно вно-
сить в планы необходимые изменения и уточнения;
— осуществлять руководство оперативно-служебной деятельностью
подчиненных подразделений, обеспечивать развитие материально-техни-
ческой базы и создавать необходимые условия для несения службы лич-
ным составом;
— всесторонне знать действительное состояние подчиненных под-
разделений, иметь точные сведения об их списочном составе и осна-
щенности техническими средствами;
— контролировать и анализировать организацию работы органов
управления и подразделений, разрабатывать мероприятия по ее улучше-
нию;
— внедрять в практику работы органов управления и подразделе-
ний, достижения науки и техники для повышения эффективности опера-
тивно-служебной деятельности;
— планировать и своевременно ставить задачи по ее организации
и совершенствованию;
— повышать профессиональную подготовку личного состава подчи-
ненных подразделений, добиваться знания и выполнения им своих обя-
занностей;
— проводить пожарно-тактические занятия, учения (по утвержден-
ным планам), координировать и контролировать подготовку классных
специалистов;
— проводить мероприятия по созданию условий обучения, макси-
мально приближенных к реальной обстановке на пожаре;
— систематически подводить итоги обучения;
— совершенствовать личную профессиональную подготовку и методы
управления подразделений в целях непрерывного, систематического уг-
лубления знаний;
— изучать законодательные и нормативные акты, приказы, указа-
ния, наставления, положения, относящиеся к служебной деятельности,
положения уставов и действовать в строгом соответствии с ними;
— знакомиться с новой юридической, экономической и специальной
литературой;
— практически работать с пожарной техникой, техническими
средствами, оружием, средствами связи;
— постоянно поддерживать дисциплину и морально-психологическое
состояние личного состава;
— принимать меры по предотвращению гибели и травматизма лично-
го состава, добиваться выполнения правил техники и пожарной безо-
пасности при несении гарнизонной и караульной служб, своевременно
доводить эти требования до подчиненных и требовать строгого их вы-
полнения;
— организовывать правильную эксплуатацию пожарной техники и
средств связи;
— добиваться установленной технической и материальной обеспе-
ченности органов управления и подразделений;
— знать наличие, состояние пожарной техники и других матери-
Источник: http://yaneuch.ru/cat_01/organizaciya-tusheniya-pozharov-garnizonnaya-sluzhba/491057.3211946.page1.html
Гарнизонная служба n Гарнизонная служба пожарной охраны
Гарнизонная служба
n Гарнизонная служба пожарной охраны организуется для централизованного и квалифицированного руководство пожарными подразделениями. Подразделения, а также учебные заведения пожарной охраны, расположенные в населенном пункте независимо от их ведомственной принадлежности, составляют гарнизон пожарной охраны.
Гарнизоны образуются на территории субъектов Российской Федерации (территориальные), городов и сельских районов (местные). Гарнизоны городов и сельских районов входят в состав соответствующих гарнизонов субъектов Российской Федерации.
Границы местного гарнизона определяются приказом начальника соответствующего территориального органа управления ГПС субъекта Российской Федерации (далее — УГПС или ОГПС).
n n Основными задачами гарнизонной службы являются: создание необходимых условий для эффективного применения сил и средств гарнизона для тушения пожаров; создание единой системы управления силами и средствами гарнизона; организация взаимодействия со службами жизнеобеспечения; организация и проведение общегарнизонных мероприятий. |
Нештатные службы гарнизона n n Нештатные службы гарнизона являются нештатными органами управления.
гарнизоном, создаются и возглавляются соответствующими должностными лицами из числа лиц среднего и старшего начальствующего состава ГПС на основании приказа начальника УГПС(ОГПС).
В состав нештатных служб включаются должностные лица и подразделения ГПС, выполняющие функции обеспечения гарнизонной службы. В территориальных и местных гарнизонах создаются следующие нештатные службы: -управления -газодымозащитная -техническая -связи
Должностные лица гарнизона -начальник гарнизона; n -оперативный дежурный; n — диспетчер гарнизона; n — начальник НГДЗС n — начальник НТС n — начальник НСС n
Начальник гарнизона n n Начальниками гарнизонов являются: территориального — начальник УГПС (ОГПС); местного — как правило, старшее должностное лицо местного подразделения ГПС или другое должностное лицо ГПС, назначаемое приказом начальника УГПС (ОГПС). Начальнику гарнизона по вопросам организации гарнизонной и караульной служб подчинены все подразделения гарнизона и должностные лица гарнизона.
Оперативный дежурный гарнизона n Оперативным дежурным гарнизона (далее оперативный дежурный) является старшее должностное лицо дежурной смены СПТ, если иное не установлено начальником гарнизона.
При отсутствии в гарнизоне СПТ оперативным дежурным назначается в соответствии с утверждаемым начальником гарнизона графиком должностное лицо среднего или старшего начальствующего состава подразделений ГПС (за исключением начальников караулов).
Диспетчер гарнизона n Диспетчером гарнизона является старшее должностное лицо дежуркой смены ЦППС, а при отсутствии ЦППС — дежурный диспетчер (радиотелефонист) подразделения ГПС, осуществляющий прием вызовов по телефонным линиям связи с номером «01». Диспетчер гарнизона в оперативном отношении подчиняется оперативному дежурному, а по вопросам эксплуатации и технического обслуживания средств связи — начальнику НСС.
Начальник нештатной газодымозащитной службы. n Начальником НГДЗС назначается в соответствии с требованиями статьи 18 устава должностное лицо ГПС, имеющее допуск к работе в кислородных изолирующих противогазах или аппаратах на сжатом воздухе (далее — изолирующих противогазах).
Начальник нештатной технической службы n Начальником НТС назначается в соответствии с требованиями ст. 18 Устава должностное лицо ГПС, имеющее удостоверение на право управления автомобилем.
Начальник нештатной службы связи n Начальником НСС назначается в соответствии с требованиями ст. 18 Устава должностное лицо ГПС, имеющее допуск к работе со средствами связи. Существует принципиальная схема автоматизированной системы связи и оперативного управления гарнизона.
ДЕЖУРНАЯ ЧАСТЬ ДИСПЕТЧЕР ЦППС АССО УПО ОТДЕЛЕНИЕ ЭВМ ОТДЕЛЕНИЕ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ОБЪЕКТ ОТДЕЛЕНИЕ СВЯЗИ ДЕЖУРНЫЕ СВЯЗИСТЫ ПСЧ
Особенности организации гарнизонной службы при ведении особого противопожарного режима При усиленном варианте несения службы осуществляются следующие основные мероприятия: организуется круглосуточное дежурство руководящего и личного состава в соответствии с разрабатываемым графиком; осуществляются ежесуточно дополнительные дневные и ночные проверки несения службы и состояния пожарной безопасности объектов; проводится разъяснительная работа среди личного состава; вводится в боевой расчет резервная техника, доукомплектовываются личным составом боевые расчеты, организуется (при необходимости) сбор свободного от несения службы начальствующего и рядового состава; проводятся мероприятия по усилению противопожарной защиты объектов;
проводится с учетом складывающейся обстановки передислокация сил и средств подразделений гарнизона уточняется порядок взаимодействия со Структурными подразделениями МВД, ГУВД, воинскими подразделениями, службами жизнеобеспечения города (района, объекта), региональными центрами и территориальными штабами по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Усиливается охрана зданий и территорий подразделений гарнизона; создается необходимый дополнительный резерв горючесмазочных материалов и огнетушащих веществ; организуется при необходимости постовая и дозорная служба.
Направления и принципы взаимодействия пож охраны по вопросам организации тушения пож другими службами Взаимодействие гарнизона пожарной охраны с водопроводной, коммунальной, энергетической, медицинской и другими городскими службами.
Источник: http://present5.com/garnizonnaya-sluzhba-n-garnizonnaya-sluzhba-pozharnoj-oxrany/