Экспонометр для определение пожарно-тактических возможностей караула

Тема 6. Тактические возможности пожарных подразделений по тушению пожаров

Под тактическими возможностями пожарного подразделения понимается объём работы по спасанию людей, эвакуации имущества и тушению пожара; которое может быть выполнено пожарным подразделением за определенный промежуток времени.

Тактические возможности подразделения зависят от многих факторов, в том числе от численности личного состава, его готовности и обусловлены тактико-техническими данными пожарного автомобиля.

При этом личный состав пожарных подразделений является главной и решающей силой в выполнении задач по спасанию людей в случае угрозы их жизни и тушению пожаров.

Обратите внимание

Средствами, обеспечивающими действия сил на пожаре, являются: Пожарная техника (машины, установки пожаротушения, пожарно-техническое оборудование и др.); Водоподающая и другая техника народного хозяйства, приспособленная и переоборудованная для целей пожаротушения; Огнетушащие средства (вода, пена, огнетушащие порошки, газы и т.д.)

Средства связи и освещения;

Транспортные средства.

Кроме того, по заранее согласованным планам для совместного выполнения задач используются инженерно – технические средства объектов народного хозяйства. Наибольший удельный вес из всех технических средств борьбы с огнем занимают пожарные автомобили.

Пожарный автомобиль предназначен для доставки к месту пожара огнетушащих средств, пожарного оборудования и боевого расчета, а также для подачи огнетушащих веществ в очаг пожара. В зависимости от назначение все пожарные машины подразделяются на основные, специальные и вспомогательные.

К основным относятся: пожарные автоцистерны, Пожарные автонасосы и насосно-рукавные автомобили, пожарные, аэродромные автомобили, пожарные автомобили воздушно-пенного, порошкового, углекислотного и газоводяного тушения, пожарные самолеты и вертолеты, пожарные корабли, катера, поезда.

Наиболее распространенный тип основных пожарных автомобилей-пожарные автоцистерны, автонасосы, насосно-рукавные автомобили. Пожарные автоцистерны представляют собой самостоятельную тактическую единицу и используются в 90% случаев при выезде подразделений по тревоге. Поэтому выпуск их составляет более 80% числа всех пожарных автомобилей.

В зависимости от грузоподъемности базового шасси и вместимости пожарные автоцистерны подразделяются на три группы: Легкие- используются в небольших населенных пунктах и на объектах народного хозяйства; Средние- являются основным типом пожарных автомобилей для большинства городов и крупных объектов; Тяжелые- предназначены главным образом для отдельных объектов и населенных пунктов с недостаточно развитым водоснабжением.

К специальным относятся: пожарные автолестницы и коленчатые автоподъемники, пожарные автопеноподъемники, автомобиль связи и освещения, пожарные технические, газодымозащитные, и водозащитные автомобили.

Использование данных автомобилей обеспечивает координирование действий пожарных подразделений, создание необходимых условий в работе по спасению людей и тушению пожаров.

Важно

К вспомогательным пожарным машинам относятся: автотопливозаправщики, передвижные авторемонтные мастерские, автобусы, легковые и грузовые автомобили, которые вводятся на вооружение пожарных частей для выполнения вспомогательных работ на пожаре.

Тактические возможности отделений на основных и специальных пожарных машинах Пожарная охрана городов, поселков городского типа, районных центров, важнейших промышленных и других объектов осуществляется пожарными частями, состоящими из трех (для ВПО), четырех(для ППО) караулов.

Караул в составе двух и более отделений на основных пожарных автомобилях является основным тактическим подразделением пожарной охраны, способным самостоятельно решать задачи по спасению людей и тушению пожара.

В зависимости от характера объектов, расположенных в охраняемом пожарной частью районе (городе), караул может быть усилен одним или несколькими отделениями на специальных и вспомогательных автомобилях.

Отделение на пожарной автоцистерне или на пожарном автонасосе является первичным тактическим подразделением, способным самостоятельно выполнять отдельные задачи по спасению людей, материальных ценностей и тушению пожара, т.е. оно обладает определенными тактическими возможностями.

Отделение на автоцистерне, состоящее из четырех-семи человек(включая командира отделения и водителя), обладает тактическими возможностями, крайне необходимыми для подразделений, прибывающих на пожар первыми. При этом время, в течении которого отделение может работать по подаче огнетушащих средств(без учета времени прокладки рукавной линии), зависит от количества вывозимых на автоцистерне средств, типа и числа подаваемых стволов. При этом отделение может выполнять боевую работу без установки и с установкой автомобиля на водоисточник. Без установки автомобиля на водоисточник отделение выполняет боевую работу в следующих случаях:

Немедленного введения огнетушащих средств для обеспечения работ по спасанию людей; взрыва, аварии, обрушения конструкций из-за промедления с введением стволов или генераторов пены; достаточного запаса огнетушащих средств на автомобиле для ликвидации пожара; ограничения распространения огня на решающем направлении введения сил и средств до развертывания более мощных пожарных подразделений, а также при условии, когда состав разведки идет с рукавной линией и в других случаях. Практикой установлено, если водоисточник удален от места пожара не далее 50м, то АЦ устанавливают около него с тем, чтобы сократить время перебоя в подаче воды по ее окончании в цистерне. При установке автоцистерн на водоисточник тактические возможности отделений значительно возрастают, и они способны обеспечить непрерывную работу двух стволов А, одного А и двух Б, четырех стволов Б или двух генераторов пены средней кратности(ГПС-600) в течении длительного времени(при условии пополнения запаса пенообразователя).Кроме работы со стволами отделение на автоцистерне может установить выдвижную 3-коленную лестницу, проводить вскрытие и разборку конструкций на позиции одного ствола.

Тактические возможности отделения на автоцистерне увеличиваются при использовании боевым расчетом кислородных изолирующих противогазов. Тактические возможности отделения на автонасосе, насосно-рукавном автомобиле значительно больше, чем отделения на автоцистерне.

Это объясняется тем, что, во-первых, численность боевого расчета отделения на автонасосе, насосно-рукавном автомобиле составляет 8-9 человек; во-вторых, на данных автомобилях вывозится большее количество пожарных напорных рукавов для магистральных линий м пенообразователя.

Однако отделению на автонасосе и насосно-рукавном автомобиле из-за необходимости установки автомобиля на водоисточник для подачи первого ствола требуется больше времени, чем отделению на автоцистерне.

Учитывая тактические возможности отделений на основных пожарных автомобилях, в состав караула вводят отделение на автоцистерне и отделение на автонасосе или насосно-рукавном автомобиле. Сочетание в карауле двух отделений на основных автомобилях позволяет наилучшим образом использовать их тактические возможности.

Так, при боевом развертывании начальник караула, как правило, устанавливает автоцистерну как можно ближе к месту пожара(характерно для неразвившихся пожаров), от нее вводит первые стволы на тушение, в то время как отделение на автонасосе производит предварительное развертывание с установкой автомобиля на ближайший к месту пожара водоисточник для обеспечения работ по дальнейшему вводу сил и средств. По израсходованию воды в цистерне рукавные линии от автоцистерны подсоединяются к разветвлению магистральной линии от автонасоса, что обеспечивает минимальный перерыв в работе первых стволов по подаче огнетушащих средств. Тактические возможности караула расширяются при введении в его состав отделений на специальных пожарных автомобилях. Отделения на автолестницах и коленчатых автоподъемниках обеспечивают проведение спасательных работ с верхних этажей зданий и подачу стволов для тушения от основных пожарных автомобилей. Подразделения на основных пожарных автомобилях обеспечивают безопасность работы автолестниц и при необходимости подают стволы для их защиты. Личный состав основных пожарных автомобилей устанавливает прожекторы в задымленных помещениях, развертывает средства связи, работает с электрофицированным инструментом от автомобиля связи и освещения. Отделения на технических автомобилях, автомобилях газодымозащитной службы с помощью специального инструмента проводит работы по вскрытию конструкций на пожаре. При этом личный состав основных пожарных автомобилей вводит стволы к местам вскрытия конструкций, а также привлекается для работ с механизированным инструментом. Личный состав подразделений на основных пожарных автомобилей подготавливает и обеспечивает работу стволов, которыми пользуются отделения и звенья на автомобилях газодымозащитной службой. При установке дымососов они оказывают помощь специальным подразделениям, обеспечивают безопасность работы, а в случае разборки завалов на месте пожара подают стволы для охлаждения нагретых конструкций, ликвидации горения и защиты пожарной техники. Четкая и слаженная работа всех отделений в процессе тушения пожара позволяет им максимально использовать свои тактические возможности.

Источник: https://mchsnik.ru/articles/2288-tema-6-takticheskie-vozmozhnosti-pozharnyh-podrazdelenii-po-tusheniyu-pozharov.html

Определение тактических возможностей подразделений

Понятия о тактических возможностях пожарных подразделений

Пожарные расчеты на ПА называются отделениями.

Тактические возможности отделения определяются временем, в течение которого отделение может выполнить некоторый объем работы, техническими возможностями ПА, уровнем подготовки личного состава.

Отделение на автоцистерне, автонасосе является первичным тактическим подразделением пожарной охраны. Оно способно самостоятельно выполнять задачи по спасению людей, животных, тушению пожара, эвакуации имущества, ликвидации последствий ЧС в меру своих возможностей.

Пожарный расчет отделения на АЦ состоит из 4…7 человек (включая начальника караула, командира отделения, водителя). Численность пожарного расчета на АНР составляет 8…9 человек. Отделения обладают тактическими возможностями, крайне важными для подразделений, прибывающих на пожар первыми.

Совет

Тактические возможности отделений на АНР отличаются от тактических возможностей отделений на АЦ. На АНР вывозится большее количество напорных рукавов. Однако в отличие от АЦ у АНР отсутствует цистерна для воды, что требует установки ПА на водоисточник, т.е. для подачи средств на тушение пожара требуется больше времени. Основные характеристики АН и АНР приведены в табл. 3.5.

Караул в составе двух и более отделений на основных ПА является основным тактическим подразделением ПО способным самостоятельно решать задачи по спасению людей, имущества, ликвидации последствий ЧС и тушению пожаров.

Отделение и караул исходя из сложившейся обстановки обладают тактическими возможностями, которые зависят от:

– численности и степени готовности личного состава;

– тактико-технических данных ПА;

– условий тушения пожара и др.

Технические возможности современных ПА превышают физические возможности личного состава подразделений выезжающих на них. Одним из условий выполнения основной задачи по тушению пожара является требование по применению сил и средств пожарной охраны на полную мощность.

Для работы в различной обстановке с приборами тушения требуется неодинаковое количество личного состава. Например: при подаче одного ствола РСК–70 на открытой местности необходимо два человека, а при подаче того же ствола в задымленное помещение – не менее трех человек плюс один пожарный на посту безопасности.

Таблица 3.5

Тактико-технические характеристики АН и АНР

Показатели АН-40 (130Е) мод. 127 АНР-40 (130) мод. 127А АНР-40-800 АНР-40-1400 АНР-60-800 АНР-100-3000 (6522)
Максимальная скорость, км/ч 75 90 80 80 80 80
Число мест для  пожарного расчета, включая водителя 9 9 9 6 7 3
Марка насоса ПН-40К ПН-40У ПН-40У ПН-40УВ ПН-60 ПН-100
Подача воды при высоте всасывания 3,5 м, л/мин 2400 2400 2400 2400 3600 6000
Напор, м. вод. ст. 90 100 100 100 100 100
Вместимость бака для пенообразователя, л 350 350 1000 1000 500
Запас напорных рукавов, шт. 27 33 40 70 40 250
Масса с полной нагрузкой, кг 8310 8200 11400 10000 8500 33100

Расчет тактических возможностей подразделений

На пожарных автомобилях основного назначения

Руководитель тушения пожара (РТП) должен знать и уметь определять основные тактические показатели, такие как:

– время работы ручных, лафетных, воздушно-пенных стволов и

        пеногенераторов;

– возможную площадь тушения различными средствами;

Читайте также:  Классификация пожарных автомобилей и спасательной техники

– возможный объем тушения пеной;

– предельное расстояние подачи огнетушащих средств и др.

Определение тактических возможностей подразделений

Без установки пожарных автомобилей на водоисточник

Определение времени работы стволов по запасу воды –, мин.:

                                      ,                                      (3.1.)

где – объем воды в цистерне ПА, л (табл. 3.1 – 3.4);

       – число рукавов в магистральной и рабочих линиях, шт.;

       – объем воды в одном рукаве, л (табл. 3.6);

    – число и тип стволов, шт.;

    – расход воды из стволов, л/с (табл. 2.3, 2.4).

При подаче ствола (прибора) на тушение пожара менее чем на три рукава от ПА – количество воды в рукавной линии не учитывается, формула (3.1) принимает вид:

                                      .                                       (3.2)

Определение времени работы пенных стволов и генераторов по запасу пенообразователя –, мин.:

                                       ,                                        (3.3)

где – вместимость бака для пенообразователя, л (табл. 3.1 – 3.4);

      – расход прибора тушения по пенообразователю,  л/с  (табл.2.4).

В расчетах потери пенообразователя в рукавах не учитываются, так как они незначительны.

Сравнивая значения времени работы и, определяем, что расходуется быстрее: вода или пенообразователь. В дальнейших расчетах принимаем минимальное значение этих величин –.

Определение получаемого объема, воздушно-механической пены средней кратности –, м3:

                                          ,                                               (3.4)

где – расход по пене ствола или генератора, м3/мин (табл. 2.4).

Определение объема тушения воздушно-механической пеной средней кратности –, м3:

                                                 ,                                                     (3.5)

где – коэффициент запаса пены, учитывающий ее разрушение и потери

               (в расчетах, как правило, принимается равным 3).

Определение возможной площади тушения –, м2:

– водяного ствола

                                        ;                                           (3.6)

– воздушно-пенного ствола, пеногенератора –

                                         ,                                   (3.7)

где  –расход ствола по воде, л/с (табл. 2.3);

        –расход прибора тушения по раствору, л/с (табл. 2.4.);

          – требуемая интенсивность подачи воды на тушение пожара,

                    л/(м2·с)  (табл. 2.1), при подаче воды со смачивателем

                    интенсивность подачи снижается в 2 раза;

       – требуемая интенсивность подачи 6 % раствора

                   пенообразователя,  л/(м2·с)  (табл.2.2);

        – коэффициент, учитывающий фактическое время работы стволов

         определяется по формуле:

                                                          ;                                              (3.8)

       – нормативное время тушения пожара (для большинства веществ

                  и материалов мин.).

Таблица 3.6

Объем воды в пожарных рукавах

Диаметр рукава, мм Объем воды в рукаве, длинной 20 м, л
51 40
66 70
77 90
89 120
110 190
150 350

Определение тактических возможностей подразделений

Источник: https://studopedia.net/1_18455_opredelenie-takticheskih-vozmozhnostey-podrazdeleniy.html

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПОЖАРНЫХ МАШИН И ТАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПОЖАРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

ГЛАВА 3. ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПОЖАРНЫХ МАШИН И ТАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПОЖАРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

3.1. Понятие о тактических возможностях пожарных подразделений

По назначению пожарные машины подразделяются на основные, специальные и вспомогательные. К основным пожарным машинам относятся машины, которые предназначены для подачи огнетушащих средств (воды, пены, углекислоты, порошком, газоводяных и других составов) на пожар.

Эта группа включает пожарные автоцистерны, автонасосы, насосно-рукавные автомобили, пожарные насосные станции, пожарные аэродромные автомобили, пожарные автомобили воздушно-пенного тушения, порошкового, углекислотного, комбинированного и газозодяного тушения, пожарные самолеты и вертолеты, суда, поезда, дрезины и мотопомпы.

Специальные пожарные машины предназначены для выполнения специальных работ при тушении пожаров. Они служат для доставки к месту пожара боевого расчета, специального пожарно-технического вооружения и аппаратов, необходимых для обеспечения работ по тушению пожаров в различных условиях.

Обратите внимание

К ним относятся автолестницы и коленчатые автоподъемники, автопеноподъемники, автомобили связи и освещения, технические и рукавные автомобили, пожарные газодымозащитные и водозащитные автомобили, автомобили-дымососы, штабные и оперативные автомобили, оборудованные сигналом сирены и радиостанцией.

Пожарные подразделения, вооруженные специальными пожарными машинами, работают на пожарах во взаимодействии с основными пожарными подразделениями.

Вспомогательные пожарные машины используют для выполнения второстепенных работ на пожаре.

К таким машинам относятся: передвижные авторемонтные мастерские, автотопливозаправщики, грузовые, легковые и агитационные автомобили, автобусы, тракторы и другая автотехника.

На каждую пожарную машину назначают боевой расчет, состоящий из командира, водителя и пожарных. Боевые расчеты на основных и специальных пожарных машинах называют отделениями.

Отделение, вооруженное автоцистерной, автонасосом или насосно-рукавным автомобилем, является первичным тактическим подразделением пожарной охраны. Последнее способно самостоятельно вып9лнять отдельные задачи по тушению пожара, спасанию людей, защите и эвакуации материальных ценностей.

Основным тактическим подразделением пожарной охраны является караул, состоящий из двух или более отделений на основных пожарных автомобилях. В зависимости от специфики охраняемого района или объекта караулы могут быть усилены одним или несколькими отделениями на специальных или вспомогательных пожарных машинах.

Для того чтобы правильно использовать пожарные подразделе­ния на пожарах, каждый командир должен твердо знать их тактические возможности.

Тактические возможности пожарного подразделения — это способность его выполнить максимальный объем (количество) работ на пожаре по спасанию людей, эвакуации имущества и тушению пожара за определенный промежуток времени.

Эти возможности зависят от тактико-технической характеристики, укомплектованности техническим вооружением и характеристики пожарной машины, численности и тактической подготовки боевого расчета, от взаимодействия между подразделениями, оперативно-тактических особенностей объекта (района выезда) и других факторов.

Тактико-технические возможности пожарных машин во пожарных частях можно повышать и расширять за счет их совершенствования, внедрения рационализаторских предложений, укомплектования дополнительным пожарно-техническим вооружен нем.

В системе боевой и политической подготовки личный состав боевых расчетов отделений совершенствует свои знания и навыки в работе с пожарно-техническим вооружением, отрабатывает и совершенствует взаимодействие между номерами боевого расчета. Это позволяет повышать тактические возможности пожарных подразделений, дает возможность быстро и эффективно использовать их при тушении любых пожаров.

Отделения на автоцистернах, имея запас воды и пенообразователя, не устанавливая автоцистерну на водоисточник, могут подъехать непосредственно к месту пожара и ввести водяные или пенные стволы для тушения, а также принять меры по обеспечению спасательных работ, предотвращению взрывов или обрушений конструкций и аппаратов или сдерживать распространение огня на решающем направлении до введения сил и средств других подразделений. Время, в течение которого отделение обеспечит подачу огнетушащих средств, зависит от объема воды и пенообразователя в заправочных емкостях автоцистерны, а также от числа и типа подаваемых водяных и пенных стволов и пеногенераторов.

При установке автоцистерн на водоисточники тактические возможности отделений увеличиваются. Тактические возможности отделений на автоцистернах возрастают при наличии кислородно-изолирующих противогазов для работы в задымленной и отравленной среде.

Важно

 Отделения, вооруженные автонасосами или насосно-рукавными автомобилями, в основном выполняют на пожарах те же боевые действия, что и отделения на автоцистернах.

Однако объем работ, выполняемых отделением на автонасосе или насосно-рукавном автомобиле, значительно больше.

Это обусловлено тем, что численность боевого расчета на автонасосе или насосно-рукавном автомобиле выше, чем на автоцистерне, у них больше пенообразователя, пожарных рукавов и другого пожарно-технического вооружения, необходимого для выполнения работ на пожарах.

Объем работ, выполняемых караулом, складывается из тактических возможностей отделений, входящих в его состав. При этом каждое отделение решает свою задачу, которая является частью общей задачи, стоящей перед караулом. Основные схемы взаимодействия отделений в карауле при подаче огнетушащих средств для тушения пожаров приведены на рис. 3.1.

Рис. 3.1. Схемы взаимодействия отделений в составе караула

3.2. Определение тактических возможностей подразделений на основных пожарных машинах

3.2.1. Определение тактических возможностей подразделений без установки машин на водоисточники. Без установки на водоисточники используются пожарные машины, которые вывозят на пожары запас воды, пенообразователя и других огнетушащих средств. К ним относятся пожарные автоцистерны, пожарные автомобили аэродромной службы, пожарные поезда и др.

Руководитель тушения пожара должен не только знать возможности подразделений, но и уметь определять основные тактические показатели:

Время работы водяных стволов от пожарных машин без установки их на водоисточники определяют по формуле:

t = (Vц — Nр Vр)/Nст Qст 60,   (3.1)

где t — время работы стволов, мин; Vц — объем воды в цистерне пожарной машины, л; Nр  — число рукавов в магистральной и рабочих линиях, шт.; Vр – объем воды в одном рукаве, л (см. п. 4.2); Nст — число водяных стволов, работающих от данной пожарной машины, шт; Qст — расход воды из стволов, л/с (см. табл. 3.25 — 3.27).

Время работы пенных стволов и генераторов пены средней кратности определяют:

t = (Vр-ра — Nр Vр)/NСВП(ГПС) QСВП(ГПС) 60, (3.2)

Объем раствора зависит от количества пенообразователя и воды в заправочных емкостях пожарной машины.

Для получения 4 %-ного раствора необходимы 4 л пенообразователя и 96 л воды (на 1 л пенообразователя 24 л воды), а для 6 %-1ного раствора 6 л пенообразователя и 94л воды (на 1л пенообразователя 15,7л воды).

Сопоставляя эти данные, можно сделать вывод, что в одних пожарных машинах без установки на водоисточники расходуется весь пенообразователь, а часть воды остается в заправочной емкости, в других вода полностью расходуется, а часть пенообразователя остается.

Чтобы определить объем водного раствора пенообразователя, надо знать, насколько будут израсходованы вода и пенообразователь. Для этой цели количество воды. приходящееся на 1 л пенообразователя в растворе, обозначим Кв (для 4 %-ного раствора ра­нен 24 л, для 6 %-ного — 15,7). Тогда фактическое количество воды,

приходящееся на 1 л пенообразователя, определяют по формуле:

Кф= Vц /Vпо       (3.3)

где Vц — объем воды в цистерне пожарной машины, л; Vпо — объем пенообразователя в баке пожарной машины, л.

Фактическое количество воды Кф, приходящееся на 1 л пенообразователя, сравниваем с требуемым Кв. Если Кф>Кв, то пенообразователь, находящийся на одной машине, расходуется полностью, а часть воды остается. Если КфКв = 15,7 при 6 %-ном растворе. По­этому объем раствора определим по формуле:

Vр-ра = VпоКв +Vпо =150 ´ 15,7 +150 = 2500 л

Совет

Определяем время работы одного пенного ствола СВП-4, если напор у ствола 40 м, а рабочая линия состоит из двух рукавов диаметром 77 мм:

t = (Vр-ра — Nр Vр)/NСВП QСВП 60 = (2500 — 2´90)/1´8´60 = 4,8 мин.

Определяем время работы одного ГПС-600, если напор у генератора 60 м, а рабочая линия состоит из двух рукавов диаметром 66 мм:

t = (Vр-ра — Nр Vр)/NГПС QГПС 60т = (2500 — 2´7)/1´6´60 = 6,5 мин.

3. Определяем возможную площадь тушения легковопламеняющихся и горючих жидкостей при следующих условиях:

при тушении бензина воздушно-механической пеной средней кратности Is= 0,08 л/(м2·с) и tр = 10 мин (см. пп. 2.3 и 2.4):

Sт = Vр-ра /Istр60 = 2500/0,08´10´60 = 52 м2;

при тушении керосина воздушно-механической пеной средней кратности (Is = 0,05 л/( м2·с) и tр = 10 мин, см. табл. 2.10 и п. 2.4)

Sт = Vр-ра /Istр60  = 2500/0,05´10´60 = 83 м2;

при тушении масла воздушно-механической пеной низкой кратности (Is = 0,10 л/( м2·с) и tр = 10 мин, см. табл. 2.10 и п. 2.4)

Sт = Vр-ра /Istр60  = 2500/0,1´10´60 = 41 м2.

4. Определяем возможный объем тушения (локализации) пожара пеной средней кратности (К =100). Для этой цели по формуле (3.7) определим объем пены:

Vп = Vр-ра К = 2500´100 == 250000 л или 250 м3.

Из условий тушения (планировки помещения, подачи ионы. нормативного времени тушения, плотности горючей нагрузки, возможности обрушения и т.д.) принимаем значение Кз'»9^ Тогда объем тушения (локализации) будет равен:

Читайте также:  Аварийно-спасательный переносной инструмент механизированный

Vп = Vп /Кз = 250/3 = 83 м3.

Из приведенного примера следует, что отделение, вооруженное АЦ-40(131)137 без установки машины на водоисточник, может обеспечить работу одного ствола Б в течение 10 мин, двух стволов Б или одного А в течение 5 мин, одного пенного ствола СПВ-4 в течение 4 — 5 мин, одного генератора ГПС-600 в течение 6 — 7 мин, ликвидировать горение бензина пеной средней кратности на площади до 60 м2, керосина — до 80 м2 и масла пеной низкой кратности — до 40 м2, потушить (локализовать) пожар пеной средней кратности в объеме 80 — 100 м3.

Обратите внимание

Кроме указанных работ по тушению пожара, не задействованная часть личного состава отделения может выполнить отдельные работы по спасанию людей, вскрытию конструкций, эвакуации материальных ценностей, установке лестниц и др.

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

Источник: https://www.zinref.ru/000_uchebniki/03850pojarnoe_delo/003_spr_rukovoditela_tushenia_pojara_ivannikov/009.htm

Тема 1. Тактические возможности караула ГПС

Силы и средства пожарной охраны. Классификация пожарных ма­шин. Отделение на пожарной автоцистерне или пожарном автонасо­се — первичное подразделение пожарной охраны. Караул в составе двух и более отделений на основных пожарных автомобилях — основное так­тическое подразделение пожарной охраны.

Понятие о тактических возможностей караула ГПС.

Обстановка на пожаре. Основные факторы, определяющие тактические возможности караула ГПС.

Назначение и боевое использование отделений на основных и специальных пожарных машинах при работе на пожаре. Схемы боевого развертывания на пожарной автоцистерне и пожарном автонасосе.

Взаимодействие отделений в составе караула.

Тема 2. Разведка пожара. Действия при разведке пожара

Общее понятие о разведке пожара, ее цели и задачи. Состав групп разведки. Обязанности личного состава, ведущего разведку.

Действия пожарного при проведении разведки. Основные способы получения и передачи информации. Порядок выявления данных в зависимости от объекта и обстановки на пожаре. Особенности ведения разведки в непригодной для дыхания среде при наличии явных и скрытых признаков горения.

Тема 3. Спасание людей на пожаре. Действия при спасании людей на пожаре и при ликвидации последствий ЧС

Спасание людей – важнейший вид боевых действий.

Факторы, оказывающие поражающее действие на людей в условиях пожара и при ликвидации последствий ЧС

Мероприятия, снижающие воздействие на людей опасных факторов пожара. Порядок, пути, способы и средства спасания людей на пожаре и при ликвидации последствий ЧС.

Особенности проведения спасательных работ на различных объектах.

Задачи пожарного при спасании людей. Действия пожарного при проведении спасательных работ.

Тема 4. Боевое развертывание. Действия при боевом развертывании

Понятие о боевом развертывании подразделений на пожаре. Ос­новные требования, предъявляемые к боевому развертыванию: правила установки машин на водоисточники, прокладки рукавных линий, уста­новки лестниц и т.п.

Этапы боевого развертывания (подготовка к боевому разверты­ванию, предварительное боевое развертывание, полное боевое раз­вертывание), работы, проводимые на каждом этапе. Способы боевого развертывания (ручной, механизированный, комбинированный).

Выбор путей прокладки рукавных линий на пожаре. Создание за­паса рукавов. Выбор места установки пожарных лестниц, разветвле­ний и другого пожарно-технического оборудования в зависимости от обстановки на пожаре.

Важно

Особенности боевого развертывания при подаче стволов на вы­соту. Особенности боевого развертывания при тушении пожара в усло­виях низких температур воздуха. Боевые действия по выпуску дыма и снижению температуры на пожаре.

Тема 5. Тушение пожаров. Действия при тушении пожаров и ликвидации последствий ЧС

Общая классификация пожаров, способы и основные приемы их тушения.

Стадии (этапы) тушения пожаров: понятия локализации и ликвидации пожара, условия локализации и ликвидации пожара, характер боевых действий, выполняемых на каждом из этапов. Роль первого ствола в тушении пожара. Особенности боевых действий при недостатке сил и средств первых прибывших подразделений.

Особенности работы ствольщика при недостатке воды, сильном ветре, в условиях низких температур.

Позиция ствольщика на пожаре, порядок подачи огнетушащих веществ (воды, пены) на месте пожара. Маневрирова­ние стволом, ликвидация очагов горения при продвижении к местам наиболее интенсивного горения. Взаимодействие ствольщиков при ра­боте на пожаре.

Виды специальных работ и порядок их проведения на пожаре. Вскрытие и разборка конструкций на пожаре: необходимость, цель, порядок, способы и приемы осуществления этих действий; ме­тоды вскрытия и разборки конструкций, кровли (для выпуска дыма и проникновения ствольщиков). Выполнение защитных мероприятий. Борьба с излишне проливаемой на пожаре водой.

Состав участников тушения пожаров. Обязанности, права и ответственность участников тушения пожара (ствольщика, бойца-пожарного, газодымозащитника, связного).

Тушение пожаров в подвалах, этажах и чердаках. Особенности тушения пожаров в зданиях повышенной этажности. Особенности туше­ния пожаров в производственных зданиях (предприятия деревообраба­тывающей, текстильной промышленности, машиностроения и металлургии). Особенности ликвидации последствий ЧС, связанных с тушением этих пожаров.

Сбор и возвращение в подразделение. Действия пожарного при сборе и возвращении с места пожара в подразделение.

Тема 6. Требования безопасности при тушении пожаров и ликвидации последствий ЧС

Меры безопасности при выезде и следовании к месту вызова (пожара).

Совет

Меры безопасности при проведении разведки пожара. Продвижение в задымленных помещениях.

Меры безопасности при проведении спасательных работ.

Меры безопасности при боевом развертывании.

Меры безопасности при ликвидации горения, выполнении специальных работ на пожаре.

Меры безопасности при тушении пожаров в зданиях и ликвидации последствий ЧС.

Меры безопасности при сборе и возвращении в подразделение.

Часть II. Тактическая подготовка начальствующего состава

Раздел 1. Основы пожарной тактики

Тема 1.1 Основы прогнозирования развития пожаров и связанных с ними ЧС

Классификация пожаров. Параметры пожара: продолжительность, пло­щадь, температура пожара, линейная скорость распространения фронта пожара, скорость выгорания горючих веществ и материалов, газообмен на пожаре, интенсивность и плотность задымления, теплота пожара.

Зоны пожара: виды, параметры и специфические особенности. Условия, влияющие на величину и параметры зоны.

Стадии пожара. Понятие о динамике пожара и обстановке на пожаре. Динамика пожаров на открытых пространствах и в ограждениях. Формы площади пожаров. Возможные ЧС, связанные с развитием пожаров.

Тема 1.2 Основы локализации и ликвидации пожаров

Связь понятий: способ тушения, прием тушения, механизм прекращения горения на пожаре.

Определение понятий локализации и ликвидации пожаров, параметры и условия их определяющие.

Параметры процессов тушения. Критерии и методы оценки параметров тушения.

Методика построения совмещенного графика изменения площади пожара, требуемого и фактического расходов огнетушащего вещества во времени.

Тема 1.3 Основы расчета тушения пожаров огнетушащими веществами

Удельный расход огнетушащего вещества как расчетный параметр тушения пожаров. Понятия критической, оптимальной и нормативной интенсивности подачи огнетушащих составов (ОС).

Обратите внимание

Критерии оптимизации интенсивности подачи ОС. Требуемый и фактический удельные расходы, зависимость их от пожарной нагрузки, поверхности горения и интенсивности подачи огнетушащих веществ. Коэффициент потерь.

Показатель эффективности тушения пожаров.

Основы расчета тушения водой, воздушно-механической пеной, порошковыми составами, диоксидом углерода. Определение требуемого расхода и запаса огнетушащих веществ при тушении различных видов пожаров. Приближенные расчеты в процессе тушения пожаров.

Тема 1.4 Тактические возможности пожарных подразделений

Подразделения пожарной охраны и их классификация. Понятие о тактических возможностях пожарных подразделений. Факторы, определяющие тактические возможности подразделений по видам боевых действий.

Ос­новные показатели, характеризующие тактические возможности под­разделений (продолжительность подачи огнетушащих веществ, предельные расстояния подачи средств тушения и специального оборудования), и их расчет.

Назначение, боевое использование отделений на основ­ных и специальных пожарных машинах при работе на пожарах. Использование вспомогательных машин и техники. Схемы боевого развертывания на основных и специальных автомобилях.



Источник: https://infopedia.su/11xc826.html

Решение пожарно-тактических задач в аудитории

Основы ПТП среднего и старшего начсостава закладывают в средних и высших учебных заведениях пожарной охраны. Ее совершенствуют в процессе практической деятельности, в системе служебной подготовки, на курсах повышения квалификации, в учебных подразделениях, в школах оперативного мастерства, на учебных сборах и семинарах.

Основной задачей учебных заведений и подразделений в области ПТП является научить курсантов и слушателей исполнять обязанности РТП в разнообразных условиях, при любой обстановке. Решение данной задачи достигается проведением комплекса теоретических и практических занятий по пожарной тактике, ПСП, противопожарному водоснабжению и другим смежным предметам.

Ведущую роль в этой системе играют практические занятия по решению пожарно-тактических задач на различных объектах.

Важно

Вместе с тем, чтобы приступить к проведению таких занятий, курсанты и слушатели должны получить необходимый запас теоретических знаний …
и практических навыков для исполнения обязанностей начальника караула (РТП), командиров отделений и пожарных при решении пожарно-тактических задач на объектах с применением пожарной техники.

Для этой цели используют занятия по решению пожарно-тактических задач в классе, на которых прививают обучаемым необходимые навыки в оценке пожарной обстановки, принятии правильных решений, отдаче четких распоряжений подразделениям, а также в управлении силами и средствами на занятиях и в условиях пожаров.

Занятия по решению пожарно-тактических задач на объектах с курсантами и слушателями учебных заведений отличаются тем, что весь боевой расчет учебного караула, в том числе его начальник и командиры отделений, комплектуется из состава учебной группы, который имеет примерно одинаковые теоретические знания и практические навыки. Это обстоятельство не позволяет на одних занятиях всем обучаемым исполнять обязанности РТП или хотя бы от начала до конца проследить за его действиями в ходе занятий. Поэтому в начальный период ПТП, а также перед практическими занятиями на объектах со сложной оперативно-тактической характеристикой или перед показательными занятиями целесообразно проводить занятия по решению пожарно-тактических задач в классе. Это позволяет тренировать всех обучаемых на каждых занятиях и прививать им необходимые практические навыки в исполнении обязанностей РТП в конкретных условиях.

Решение пожарно-тактических задач в классе целесообразно проводить и с личным составом караула (отделения) пожарной части, если в обслуживаемом районе (городе) отсутствуют объекты, соответствующие изучаемой теме, или по каким-либо причинам невозможно провести занятия на объекте с развертыванием пожарной техники.

Занятия по решению пожарно-тактических задач в классе проводятся в целях: закрепления и углубления знаний по тактике тушения пожаров на различных объектах; привития умений и навыков в оценке пожарной обстановки, принятии решений и отдаче распоряжений подразделениям о боевых действиях, управлении силами и средствами в процессе тушения пожаров; проверки уровня знаний и практических навыков у обучаемых и умения применять теоретические знания на практике.

Тактические задачи в классе решают применительно к конкретным объектам, строго соответствующим изучаемой теме. Поэтому объект, применительно к которому решают задачу, должен быть характерным и содержать максимум особенностей.

Исходя из условий данного объекта, руководитель занятий разрабатывает тактический замысел для решения задачи.

В основу такой разработки могут быть положены данные о развитии и тушении реального пожара, происшедшего на изучаемом объекте.

Совет

Порядок и методика подготовки руководителя занятий (преподавателя) к решению пожарно-тактических задач в классе могут быть различны, исходя из опыта руководителя занятий (преподавателя).

Читайте также:  Тренировка в сизод в теплодымокамере

Важным этапом подготовки к занятиям является обеспечение наглядности.

Для объекта, применительно к которому решается пожарно-тактическая задача, надо составить: ситуационный план со всеми зданиями, сооружениями, водопроводными и энергетическими сетями, план здания (сооружения), на котором решается задача, а также, при необходимости, разрезы и схемы различных систем и коммуникаций, находящихся в зоне условного пожара.

На планах и схемах необходимо отразить все требуемые для решения задачи данные оперативно-тактической характеристики объекта, особенности (с точки зрения пожарной опасности) технологического процесса и другие сведения, используемые для полной оценки обстановки.

На планах и схемах целесообразно указывать не только основные данные оперативно-тактической характеристики, но и дополнительные, чтобы курсанты и слушатели учились выделять наиболее важные и существенные из них для оценки обстановки условного пожара. Вместе с тем не следует перегружать планы и схемы второстепенными и ненужными сведениями.

На планах и схемах целесообразно отражать с помощью условных обозначений аппараты и электроустановки под высоким напряжением, емкости с сильнодействующими ядовитыми и радиоактивными веществами, взрывоопасные установки, места нахождения взрывоопасных веществ и материалов и другие особенности, которые могут способствовать возникновению опасных ситуаций на реальных пожарах.

Обстановку условного пожара на планы и схемы наносят поэтапно. Для этой цели на плане и схеме данного объекта определяют место, из которого РТП должна быть видна часть обстановки условного пожара на данный момент так же, как при реальном пожаре. Для рассматриваемой части обстановки условного пожара должна быть сформулирована вводная для РТП.

Ее объявляют обучаемым, условно расположенным на указанном месте данного объекта. Количество мест обзора на схеме и плане данного объекта должно соответствовать количеству вводных, которые в строгой последовательности и поэтапно раскрывают обстановку условного пожара при решении задачи.

Обычно на схемах и планах отмечают место объявления вводной по внешним признакам пожара и места объявления вводных, раскрывающих поэтапно обстановку условного пожара в процессе проведения разведки до полного ее раскрытия обучаемым.

Обратите внимание

Места объявления вводных, связанных с локализацией и ликвидацией пожара, по усмотрению руководителя занятии могут не определяться. После этого руководитель занятий должен поэтапно нанести на схему и план объекта обстановку условного пожара с постоянным наращиванием объема данных об обстановке после принятия окончательного решения по объявленной вводной.

Руководитель занятий по своему усмотрению может заранее составить несколько схем и планов объекта, чтобы отразить постоянное наращивание объема данных об обстановке условного пожара после принятия окончательного решения по очередной вводной, или прямо на занятиях наносить обстановку на план и схему объекта после принятия решения по очередной вводной.

Для оперативного отражения изменений можно также прикреплять к плану и схеме заранее изготовленные фрагменты с новыми данными или новые условные обозначения, выполненные из плотной бумаги, картона, пластмассы и т.п.

Чтобы обеспечить максимально возможную наглядность, в процессе решения задачи целесообразно использовать проекционные технические средства.

Слайды и фотографии должны поэтапно раскрывать оперативно-тактическую характеристику объекта и последующую часть обстановки условного пожара.

Для этой цели можно также использовать фрагменты кинофильма, макеты зданий и сооружений, классные учебные полигоны и др.

В настоящее время еще нет полностью разработанных и научно обоснованных методов решения пожарно-тактических задач и упражнений с помощью ЭВМ, поэтому применение компьютерных систем для подготовки начсостава является одним из основных путей поиска и внедрения новейших методов управления силами и средствами в процессе тушения пожаров, особенно при подготовке курсантов и слушателей в учебных заведениях пожарной охраны.

Для решения пожарно-тактических задач в классе должны быть подготовлены в достаточном количестве справочные таблицы, графики, диаграммы, экспонометры и справочные пособия для проведения необходимых расчетов сил и средств, а также комплекты Боевого устава пожарной охраны и других руководящих документов по организации и тактики тушения пожаров.

Важно

В начале занятий руководитель путем опроса обучаемых проверяют подготовленность их к решению задачи или приступает непосредственно к изложению оперативно-тактической характеристики объекта, применительно к которому решается задача, или же сами обучаемые изучают её.

В процессе уяснения обучаемыми характеристики объекта руководитель занятий использует все заранее подготовленные наглядные пособия и технические средства, чтобы добиться от обучаемых всестороннего, глубокого и единого понимания особенностей характеристики.

После этого руководитель отвечает на все вопросы обучаемых, которые касаются данного объекта, и только тогда, когда он убежден, что все курсанты или слушатели правильно понимают оперативно-тактическую характеристику объекта, можно приступать к решению задачи.

Руководитель объявляет всем обучаемым, функции какого должностного лица (начальник караула, РТП) они выполняют при решении задач, какие пожарные подразделения им придаются, указывает на схеме или плане, где они условно находятся в данный момент, объявляет вводную, раскрывающую обстановку по внешним признакам пожара, и отражает ее на схеме с помощью условных обозначений, а также использует для этого другие наглядные средства. Затем, не раскрывая решения по данной вводной, отвечает на вопросы, возникшие у обучаемых. После этого руководитель занятий отводит время для самостоятельной оценки обстановки условного пожара обучаемыми, обоснования и формулирования распоряжений подразделениям, условно участвующим в решении задачи. Важно организовать занятия так, чтобы каждый курсант или слушатель всю эту работу выполнил самостоятельно и закончил ее полностью до истечения отведенного времени. После паузы руководитель занятий вызывает обучаемых (по своему усмотрению) для ответов по объявленной вводной.

В тех случаях, когда обучаемые не имеют навыков в решении пожарно-тактических задач, целесообразно начинать решение со словесной оценки обстановки условного пожара.

Это необходимо для того, чтобы привить курсантам и слушателям навыки всестороннего анализа и оценки факторов, способствующих или препятствующих развитию пожара и боевым действиям по его тушению, научить их делать правильные и обоснованные выводы исходя из оценки обстановки.

Все выводы нужно тщательно обосновывать тактическими возможностями пожарных подразделений, элементами расчета сил и средств, а также требованиями Боевого устава пожарной охраны и другими руководящими документами по пожаротушению, справочными данными.

Научить обучаемых методике анализа и оценки обстановки, формулированию и обоснованию выводов из оценки — одна из главных целей при решении пожарно-тактических задач. Такие навыки являются необходимым условием для принятия правильных решений о боевых действиях подразделений по тушению пожара.

Совет

После того как в процессе обсуждения пожарной обстановки все обучаемые пришли к единой ее оценке и сделали обоснованные выводы, руководитель занятий приступает к формулированию распоряжений о боевых действиях.

Вначале он может дать обучаемым некоторое время для самостоятельного формулирования распоряжений, затем — временно назначить из состава учебной группы командиров отделений и приступить к отработке отдачи распоряжений о боевых действиях.

Вызвав несколько обучаемых для отдачи распоряжений подразделениям, руководитель занятий указывает окончательные, наиболее правильные решения. Важно добиться, чтобы обучаемые научились формулировать и отдавать краткие, четкие и ясные распоряжения.

После этого обучаемые фиксируют окончательные распоряжения подразделениям и согласно принятым решениям составляют часть схемы расстановки сил и средств на заранее подготовленных планах объекта.

Затем руководитель занятий сообщает обучаемым о месте их условного нахождения на данный момент и объявляет очередную вводную, раскрывающую следующую часть обстановки условного пожара по ходу проведения разведки.

Он демонстрирует очередную схему, отражающую новую обстановку, или дополняет предыдущую обстановку пожара новыми данными с помощью условных обозначений на схеме или плане объекта, отработанном по первой вводной. Ответив на вопросы, возникшие у обучаемых, он объявляет следующее задание и отведенное для него время.

Таким образом производится поэтапное решение пожарно-тактической задачи до его полного завершения.

Предлагая вводные, раскрывающие обстановку условного пожара в процессе проведения разведки, руководитель занятий должен нацеливать обучаемых на то, чтобы добывать и уточнять сведения об обстановке пожара у очевидцев, обслуживающего и инженерно-технического персонала, дополняя эти сведения информацией из оперативных и других документов, справочных таблиц, пособий и других источников. Очень важным элементом при оценке обстановки пожара является выработка и совершенствование у обучаемых навыков правильного определения решающего направления боевых действий подразделений в данный момент, а также его возможной корректировки в процессе тушения. При этом следует добиваться от обучаемых единого понимания принципов определения решающего направления боевых действий. В процессе оценки обстановки условного пожара надо требовать от обучаемых оценивать необходимый объем работы, боевых действий по тушению пожара, сравнивать их с тактическими возможностями приданных пожарных подразделений и при необходимости своевременно вызывать в достаточном количестве дополнительные силы и средства гарнизона пожарной охраны, а также привлекать для тушения пожарные подразделения и формирования объекта, рабочих и обслуживающий персонал. При этом целесообразно прививать навыки выбора и применения эффективных огнетушащих средств, экономного их расходования и экологической защиты. В процессе решения тактической задачи закрепляют также навыки составления схем расстановки сил и средств с помощью условных обозначений.

После того как обучаемым привиты основные навыки оценки обстановки, обоснования и формулирования распоряжений подразделениям о боевых действиях, руководитель занятий при решении пожарно-тактических задач не требует от обучаемых словесной оценки и обоснования распоряжений.

Обратите внимание

В этих случаях при решении задач руководитель объявляет вводную и указывает время, по истечении которого обучаемые должны сообщить свои варианты распоряжений о боевых действиях подразделений.

И только тогда, когда обучаемые затрудняются принять правильные решения по отдельным вводным, руководитель занятий может использовать словесную оценку обстановки и обоснование выводов для принятия правильного решения.

Решение тактической задачи надо осуществлять поэтапно, объявляя последовательно вводные, раскрывающие отдельные элементы обстановки условного пожара. Поэтому не следует требовать от обучаемых окончательного решения о боевых действиях подразделений до полного уяснения ими обстановки условного пожара.

После отработки всех вводных, принятия по ним решений и составления схемы расстановки сил и средств решение задачи заканчивают и приступают к ее разбору.

руководитель занятий, при необходимости, после решения задачи может запланировать закрепление и углубление изученного материала путем постановки ряда вопросов обучаемым, а также проверить их теоретические знания и практические навыки путем проведения устного, письменного либо программированного опроса или путем решения небольших тактических задач с последующей; проверкой и оценкой знаний.

При разборе руководитель занятий должен дать анализ ответов всех обучаемых, участвующих в решении тактической задачи, обобщить и выделить положительные стороны и вопросы, недостаточно ими усвоенные, выдать задание для самостоятельного изучения темы, а при необходимости выдать в учебную группу перечень соответствующей учебной литературы и перечень вопросов, по которым обучаемые должны подготовиться к следующим занятиям.

Источник: http://refac.ru/reshenie-pozharno-takticheskix-zadach-v-auditorii/

Ссылка на основную публикацию