Договор об обычных вооруженных силах в европе 1990 года

Договор об обычных вооруженных силах в Европе. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 10 лет назад — 13 июля 2007 г. — президент РФ Владимир Путин подписал указ о приостановлении Россией действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об этом Договоре, проблемах его адаптации, ратификации и выполнения.

Базовый ДОВСЕ

Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) был подписан 19 ноября 1990 г. 16 государствами НАТО и шестью странами Организации Варшавского Договора (ОВД).

 Целью документа было установление безопасного военного баланса в Европе за счет сокращения вооружений обычных вооруженных сил. Для каждого блока были установлены максимальные уровни вооружений и техники: 20 тыс. танков, 30 тыс.

боевых бронированных машин, 20 тыс. артиллерийских систем, 6,8 тыс. боевых самолетов и 2 тыс. ударных вертолетов.

Вооружение и техника сверх этих уровней подлежали сокращению в течение 40 месяцев.

Обратите внимание

Кроме того, вводились ограничения в так называемых фланговых зонах (для ОВД — Болгария, Румыния, Закавказский, Ленинградский, Северо-Кавказский, Одесский военные округа СССР; для НАТО — Греция, Исландия, Норвегия и Турция).

На флангах каждой стороне разрешалось иметь не более 4,7 тыс. танков, 5,9 тыс. бронемашин и 6 тыс. артиллерийских систем. Для контроля за соблюдением договора вводилась система взаимных инспекций.

После распада СССР, роспуска ОВД, разделения Чехословакии и объединения Германии участниками ДОВСЕ стали 30 государств. Квота СССР была разделена между новыми независимыми государствами. Соглашение об этом 15 мая 1992 г.

в Ташкенте подписали Россия, Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Молдавия, Украина и Грузия (Латвия, Литва и Эстония остались вне договора). Россия обязалась иметь не более 6,4 тыс. танков, 11 тыс. 480 бронемашин, 6 тыс. 415 артсистем, 3 тыс. 450 самолетов и 890 вертолетов.
9 ноября 1992 г.

ДОВСЕ вступил в силу. Выход на установленные уровни в основном был завершен в 1995 г.

К этому моменту у России возникли трудности с реализацией положений документа, касающихся фланговой зоны, в частности Ленинградского и Северо-Кавказского военных округов. В этих округах допустимые лимиты были превышены, в том числе из-за боевых действий в Чечне.

Поправкой к ДОВСЕ от 31 мая 1996 г. границы фланговых зон были пересмотрены: из них были исключены Псковская, Волгоградская, Астраханская области, а также восточная часть Ростовской области и коридор на юге Краснодарского края.

Важно

Тогда же сроки выполнения Россией обязательств по ДОВСЕ были отодвинуты на конец мая 1999 г.

Всего в рамках ДОВСЕ было ликвидировано 59 тыс. единиц вооружений, и проведено около 60 тыс. инспекций.

Адаптированный ДОВСЕ

К концу 1990-х гг., когда часть бывших членов Организации Варшавского договора вступила в НАТО, существующие лимиты боевой техники для блоков потеряли смысл. В связи с этим участники ДОВСЕ приняли решение об обновлении договоренностей. В итоге 19 ноября 1999 г. на саммите ОБСЕ в Стамбуле было подписано Соглашение об адаптации ДОВСЕ.

Этот документ предусматривал переход от блоковых ограничений к национальным и территориальным, в том числе был введен лимит на размещение на территории суверенных государств боевой техники других стран.

Национальная квота для России несколько сократилась и составила 6 тыс. 350 танков, 11 тыс. 280 бронемашин, 6 тыс. 315 артсистем, 3 тыс. 416 самолетов и 855 вертолетов. Фланговые лимиты — 1,3 тыс. танков, 2 тыс. 140 бронемашин и 1 тыс.

680 артиллерийских систем.

Общая квота НАТО на момент подписания документа составила 19 тыс. 96 танков, 31 тыс. 787 бронемашин, 19 тыс. 529 артиллерийских систем, 7 тыс. 273 самолетов, 2 тыс. 282 вертолетов.

Заключительный акт переговоров по адаптации договора

Одновременно с Соглашением об адаптации ДОВСЕ 19 ноября 1999 г. в Стамбуле был принят Заключительный акт переговоров по адаптации договора, в котором были зафиксированы политические обязательства государств.

Так, страны НАТО обязались не размещать на территории новых членов на постоянной основе существенные боевые силы, включая авиацию; были понижены территориальные уровни вооружений для Польши, Венгрии, Чехии и Словакии.

Россия взяла обязательства о сдержанности в размещении сил на территории Калининградской и Псковской областей, о выводе излишков вооружений из Грузии и всех вооружений из Молдавии. Все эти обязательства имели политический характер и не подлежали ратификации, но они являлись частью пакета, формирующего единый режим адаптированного ДОВСЕ.

Кризис ДОВСЕ

Адаптированный ДОВСЕ должны были ратифицировать все участники базового договора. Однако процесс ратификации завершили лишь четыре страны — Белоруссия, Украина, Казахстан и Россия.

Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Болгария и Румыния, ранее входившие в ОВД, не оформили свой переход из «восточной» в «западную» группу стран, в связи с чем возникли серьезные диспропорции в пользу Североатлантического альянса.

Вступление в НАТО Литвы, Латвии, Эстонии и Словении, вообще не являющихся участниками ДОВСЕ, также создавало дисбаланс обычных вооружений. В 2007 г. 22 страны Североатлантического альянса, участвующие в ДОВСЕ, имели 22 тыс. 424 танков, 36 тыс. 570 бронемашин, 23 тыс. 137 артсистем, 8 тыс. 38 самолетов и 2 тыс.

Совет

509 вертолетов, что превышало пороговые уровни, изначально установленные договором для НАТО в 1990 г.

12-15 июня 2007 г. в Вене состоялась чрезвычайная конференция стран-участниц ДОВСЕ. Она была созвана по просьбе России в связи с предложением президента РФ Владимира Путина объявить мораторий на исполнение договора.

Российская делегация внесла на рассмотрение участников конференции пакет предложений по восстановлению обязательств по ДОВСЕ.

Среди них — присоединение к договору стран Прибалтики, а также сокращение общего уровня численности вооружений и техники стран НАТО для компенсации потенциала, приобретенного в результате расширения блока. Однако согласовать итоговый документ не удалось.

Мораторий на исполнение Россией

13 июля 2007 г. Путин подписал указ о приостановлении Россией действия договора 1990 г. и связанных с ним документов. В справке к президентскому указу от 13 июля 2007 г.

пояснялось, что причинами этого шага стали уклонение бывших участников ОВД от переоформления их вооружений в западный блок, прямое превышение блоком НАТО установленных лимитов, развертывание на территории Болгарии и Румынии военных баз США, невыполнение странами НАТО обязательств по ратификации адаптированного ДОВСЕ, образование в Европе «серых зон», возникших в связи со вступлением в НАТО Литвы, Латвии, Эстонии и Словении, не являющихся участниками ДОВСЕ и др.

https://www.youtube.com/watch?v=TaI9R2Eu7H8

Действие документа приостанавливалось «до тех пор, пока страны НАТО не ратифицируют Соглашение об адаптации и не начнут добросовестно выполнять этот документ». Госдума одобрила указ президента 7 ноября, Совет Федерации — 16 ноября. Мораторий был введен в ночь на 12 декабря 2007 г.

, через 150 дней с даты получения его депозитарием (Нидерланды). Тогда же Россия прекратила предоставление партнерам по договору информации о перемещении войск, вооружений и техники, приостановила прием и проведение инспекций, а 11 марта 2015 г.

— участие в заседаниях Совместной консультативной группы по ДОВСЕ.

Хотя в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 69/47 от 2 декабря 2014 г. ДОВСЕ оценивается как «краеугольный камень европейской безопасности», Россия считает, что договор безнадежно устарел и давно не отражает изменившегося положения вещей.

Глава МИД Сергей Лавров в ноябре 2014 г. заявил: «Мы приостановили выполнение, но он (ДОВСЕ — прим. ТАСС-ДОСЬЕ) для нас мертв, и возвращения к нему не будет.

Никто из членов НАТО не исполняет этот договор, и нам не хочется выглядеть, как будто мы участвуем в театре абсурда».

Источник: https://tass.ru/info/1818829

Договор об обычных вооруженных силах в Европе. 1990 — 2007

ВСЕ ФОТО

Источник: Война-и-мир.ру «Война и мир в терминах и определениях»

Подписанный 19 декабря 1990 года в Париже Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) ограничивает следующие категории вооружений: боевые танки, боевые бронированные машины (БТР, БМП и боевые машины с вооружением калибра свыше 75 мм), артиллерия калибра 100 мм и более (орудия, минометы, реактивные системы залпового огня — РС30), боевые самолеты (самолеты фронтовой, тактической авиации, средние бомбардировщики, истребители ПВО, учебно-боевые самолеты), ударные вертолеты (вертолеты, имеющие управляемое оружие).

Кроме этого, некоторыми ограничительными мерами охвачены: танковые мостоукладчики, БМП и БТР (и им подобная техника), учебно-тренировочные самолеты, вертолеты боевого обеспечения, невооруженные транспортные вертолеты, вертолеты Ми-24К и Ми-24Р.

Участники договора — 16 государств-участников НАТО и 6 государств — участников Организации Варшавского договора, прекратившего свое существование через несколько месяцев. При заключении соглашения стороны условились о его последующей ратификации.

Обратите внимание

Договором предусмотрены так называемые «коллективные» уровни вооружений для каждой из групп государств, входивших в НАТО и ОВД: региональные, предельные (для одного государства в составе каждого союза), фланговые, для морской авиации наземного базирования и для в полувоенных формированиях типа (КГБ, МВД и ДОСААФ в бывшем СССР).

Вооружения и техника, ограничиваемые Договором в других видах ВС, в общий уровень ограничений по Договору не включаются, но по ним государства-участницы Договора обмениваются информацией.

Договором определены периодичность обмена информацией, порядок подсчета вооружений и квоты инспекций.

Период сокращений до согласованных уровней должен составлять не более 40 мес. с момента вступления Договора в силу.

За этот срок все вооружения и техника, подлежащие сокращению, должны быть частично уничтожены, частично переоборудованы в гражданскую (до 750 танков, 3000 ББМ) технику.

Переоборудование техники допускается осуществить в течение 5 лет, причем, в первые 3 года она должна быть приведена в небоеспособное состояние.

Предполагалось, что сокращения осуществляются в 3 этапа. К концу первого этапа (через 16 мес. после вступления Договора в силу) каждое государство должно ликвидировать 25% излишествующих вооружений и техники, к концу второго этапа (через 28 мес.) — 60%, к концу третьего (через 40 мес.) — все остальные вооружения и технику.

Договор предусматривает устранение материальной основы конфронтации, ликвидацию вооружений, излишних для обеспечения надежной обороны, как отдельного государства, так и групп государств.

Важно

Договор позволил главам государств и правительств Европы, а также США и Канады заявить о том, что отныне отношения их государств будут основываться на взаимном уважении, сотрудничестве и равной безопасности, что отныне в Европе уже нет противников и нет военного противостояния двух групп государств.

На стамбульском саммите ОБСЕ 19 ноября 1999 г. было подписано Соглашение об адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе (далее именуется как Договор). К настоящему времени из 30 государств — участников Договора это Соглашение ратифицировали Белоруссия и Украина. Для вступления в силу адаптированного Договора необходима его ратификация всеми государствами-участниками.

Параллельно с подписанием указанного Соглашения и в связи с ним на встрече ОБСЕ на высшем уровне в г. Стамбуле был принят Заключительный акт Конференции государств-участников Договора (не требует ратификации).

К нему приложены заявления 4 центрально-европейских государств — Венгрии, Польши, Чехии и Словакии о будущем понижении их территориальных предельных уровней (ТПУ), а также Белоруссии, Германии и Украины — об отказе от использования механизмов, позволяющих увеличивать свои ТПУ, России — относительно сдержанности и использования договорных гибкостей в Калининградской и Псковской областях, Молдовы — об отказе принимать на своей территории иностранные обычные вооружения на условиях временного развертывания.

К Заключительному акту прилагается также российско-грузинское заявление, фиксирующее в том числе обязательства России относительно сокращения излишков российских вооружений и техники, ограничиваемых Договором (ОДВТ), и вывода (утилизации) ОДВТ, находящихся на российских военных базах в городах Вазиани, Гудауте и на ремонтных предприятиях в г. Тбилиси. Эти обязательства Российской Федерацией полностью выполнены. В Заключительном акте зафиксированы также обязательства РФ вывести (уничтожить) к концу 2001 г. российские ОДВТ, находящиеся на территории Молдовы.

Все названные политические обязательства являются частью пакета, формирующего единый режим обновленного Договора.

Вводимая в обновленном Договоре жесткая система национально-территориальных ограничений устанавливает потолок для размещения ограничиваемых Договором наземных вооружений и техники и четкие временные и количественные рамки возможных изменений этого потолка без подрыва общей и региональной стабильности в районе применения (ограничение воздушного компонента ОДВТ будет осуществляться в рамках национальных уровней государств-участников Договора и заявления НАТО о неразмещении на постоянной основе сил альянса на территориях его новых членов).

Новая система ограничивает перераспределение ОДВТ между государствами-участниками, снимает угрозу накопления потенциалов для проведения крупномасштабных наступательных операций и фактически нейтрализует возможность опасных концентраций тяжелых вооружений и техники в приграничных с Россией районах.

Вступление в силу Соглашения об адаптации Договора не влечет за собой понижения обороноспособности России.

Российские уровни ОДВТ соответствуют параметрам ныне действующего Договора: по танкам — 6350 ед., по ББМ — 11280 ед., по артиллерийским системам — 6315 ед., по боевым самолетам — 3416 ед.

, по ударным вертолетам — 855 ед. Более того, увеличена российская квота вооружений для регулярных частей.

В соответствии с фланговым режимом адаптированного Договора Россия получает возможность иметь в новой фланговой зоне (ЛенВО — без Псковской области, СКВО — без Волгоградской, Астраханской и восточной части Ростовской областей) почти в четыре раза больше ББМ: 2140 вместо 580 ед.

Совет

в регулярных частях по ныне действующему Договору. По танкам и артиллерии России разрешено использовать право на дополнительное временное развертывание (153 танка и 140 артсистем).

Читайте также:  Изготовление стойки-сухотруба для подачи ствола-монитора

Россия сохранила возможность переброски вооружений и техники из северного района в кризисный южный район фланговой зоны.

Обновленный Договор позволяет сохранить присутствие российских вооружений и техники в Армении и на Украине.

В рамках двусторонних договоренностей в контексте адаптированного Договора было получено согласие Грузии на сохранение на ее территории российских ОДВТ в параметрах базового временного развертывания (153 танка, 241 ББМ, 140 артсистем).

Что касается Молдовы, то в соответствии с ее Конституцией на молдавской территории запрещено присутствие иностранных вооруженных сил, что нашло отражение в стамбульских решениях ОБСЕ.

С учетом пронатовских устремлений Болгарии и Румынии, а также неустойчивой ситуации в Грузии, Азербайджане и Молдове принципиальное значение имеет запрет на чрезвычайные временные развертывания (ЧВР) 459 танков, 723 ББМ и 420 артсистем во фланговом районе.

Не допускаются ЧВР также в Греции, Турции и Норвегии.

Дополнительной гарантией против дестабилизирующей концентрации обычных вооружений и техники во фланговом районе является положение Договора, согласно которому перераспределение там национальных и территориальных уровней вооружений возможно только между фланговыми государствами.

Режим адаптированного Договора создает основу для формирования широкой зоны стабильности в Центральной и Восточной Европе. Он ограничивает возможности развертывания в этом регионе обычных вооруженных сил государств-членов НАТО.

Обратите внимание

Польша, Венгрия, Чехия и Словакия взяли обязательства до конца 2002 года. (Польша — до конца 2003 г.) сократить свои территориальные и национальные уровни по сравнению с существующими на 595 танков, 665 ББМ и 440 артсистем.

Территориальные уровни этих государств, а также Германии не будут пересматриваться в сторону повышения.

Взяли обязательства дополнительно сократить свои уровни Германия (по танкам территориальный и национальный предельные уровни снижаются на 200 единиц) и Италия (территориальный предельный уровень понижается на 81 танк, 167 ББМ и 137 артсистем).

Кроме того, вне рамок Договора государства-члены НАТО приняли обязательство политического характера: не размещать на постоянной основе свои существенные боевые силы на территориях новых членов альянса. В результате возможное развертывание сил НАТО на территориях Польши, Венгрии и Чехии не приведет к опасной дестабилизации военной обстановки в регионе.

Со своей стороны Россия заявила, что будет проявлять адекватную сдержанность в Калининградской и Псковской областях и не станет размещать там дополнительно на постоянной основе существенные боевые силы.

Адаптированный Договор ограничивает возможности размещения сил на территории иностранных государств. Такое размещение должно осуществляться с явно выраженного согласия принимающего эти силы государства-участника Договора.

Оно имеет право на подобное размещение как в счет заполнения зазора между своим ТПУ и реальным наличием собственных вооружений и техники, так и путем временного превышения ТПУ на фиксированные величины базового и, в случае кризисных ситуаций, чрезвычайного временного развертывания.

Осуществление обоих видов временных развертывании подлежит контролю и подпадает под дополнительные меры транспарентности.

Важно

В случае временного развертывания с превышением ТПУ более чем на 153 танка, 241 ББМ и 140 артсистем предусмотрен и политический ограничитель — безотлагательный созыв конференции государств-участников, на которой принимающие и осуществляющие развертывание государства-участники должны объяснить его причины. Задействуется механизм ОБСЕ — об итогах конференции информируется Постоянный совет ОБСЕ, который может принять необходимые политические меры для урегулирования ситуаций, связанных с этим развертыванием.

При рассмотрении вопроса о ЧВР новые члены НАТО — Польша, Венгрия и Чехия, а также Словакия зарезервировали за собой право принимать на своей территории ЧВР сверх своих ТПУ. В то же время, поскольку они обязались при этом понизить уровни своих сил, осуществление потенциальных ЧВР не приведет к дестабилизации обстановки в Центральной Европе.

Принципиально новое качество обновленного Договора — охват ограничительным, инспекционным и информационным режимами динамических изменений количества ОДВТ.

Помимо ЧВР, подлежат уведомлению и контролю все значимые в военном отношении (30 танков, 30 ББМ и 10 артсистем) трансграничные перемещения наземных ОДВТ.

Договор ограничивает также транзитные переброски вооружений и техники по времени — как совокупному для всех государств, так и по сроку пребывания транзитных вооружений на территории одного государства-участника.

Качественно модифицированы информационный и контрольный механизмы Договора.

В него включены положения, позволяющие более оперативно отслеживать изменения в количестве вооружений, структуре и дислокации обычных вооруженных сил государств-участников в районе применения Договора.

Обновленный режим инспекций позволяет составить более полное представление о масштабах мероприятий, в рамках которых осуществляется развертывание дополнительного количества вооружений, и о динамике передислокаций существенных в военном отношении группировок войск.

Источник: https://www.newsru.com/background/08feb2007/dogovor.html

Договор об обычных вооруженных силах в Европе 1990 года

Договор об обычных вооруженных силах в Европе 1990 года – это международное соглашение, направленное на:

  • установление безопасного и стабильного баланса обычных вооруженных сил в Европе на более низких, чем существовавшие ранее, уровнях;
  • ликвидацию неравенств, наносящих ущерб стабильности и безопасности;
  • ликвидацию потенциала для осуществления внезапного нападения и ведения крупномасштабных штабных наступательных действий.

Подписан 19 ноября 1990 года в Париже группой государств — участников Варшавского Договора 1955 года, группой государств, вошедших в Брюссельский договор 1948 года, Вашингтонский договор 1949 года и государствами, присоединившимися к ним.

Государством-депозитарием Договора является Королевство Нидерланды. Договор включает 23 статьи и ряд дополнительных протоколов.

Территория применения Договор — вся сухопутная территория государств — участников в Европе от Атлантики до Урала, в том числе и принадлежащие им островные территории. В СССР территория применения Договора — вся территория к западу от р. Урал и Каспийского моря.

С прекращением существования СССР в декабре 1991 года государства-участники СНГ подтвердили обязательство соблюдать Договор, который предусматривает строгое ограничение суммарных количеств пяти основных видов обычных вооружений и военной техники (ОВВТ) сухопутных войск, военно-воздушных сил и авиации противовоздушной обороны. В договоре указаны конкретно суммарные количества ОВВТ для «западной» и «восточной» групп государств-участников. Определены и качественные параметры ОВВТ, подлежащие ограничению. По Договору в общие уровни ограничений не включены:

  • ОВВТ, которые находятся в производстве, используются для исследований, разработок и испытаний;
  • относятся к историческим экспонатам;
  • подлежат утилизации, экспорту или реэкспорту;
  • следуют транзитом и находятся в районе применения не более 7 дней, а также боевые машины пехоты, бронетранспортеры, боевые машины с тяжелым вооружением и многоцелевые ударные вертолеты.

Государства-участники Договора несут исключительную ответственность за превышение установленных для них максимальных уровней наличия ОВВТ. Договор предусматривает регулярное проведение обмена информацией:

  • о структуре войск и сил;
  • об общих количествах, типах и местах расположения ОВВТ;
  • об объектах контроля (бригада, полк, отдельный батальон, артиллерийский дивизион, отдельная эскадрилья или эквивалентные им части и подразделения, любое постоянное место складского хранения, военный склад, отдельная часть по ремонту или обслуживанию, военное учебное заведение и военный аэродром, где имеются в наличии ограничиваемые Договором ОВВТ);
  • об объявленных местах, о поступлении на вооружение новых и снятии с вооружения устаревших образцов.

Контроль за соблюдением Договора осуществляется государствами-участниками путем инспектирования на местах в течение всего времени его действия. При инспектировании допускается использование национальных или многонациональных средств контроля.

Государство-участник Договора имеет право выйти из него в порядке осуществления своего суверенитета, если исключительные обстоятельства поставят под угрозу его внешние интересы или если другое государство-участник повышает уровни имеющихся у него ОВВТ в количествах, представляющих угрозу балансу сил.

При этом государство — участник обязано уведомить всех других участников Д. о своем решении не менее чем за 150 дней до предполагаемого срока выхода.

https://www.youtube.com/watch?v=n1Bcq4JzAas

В 1992 году в Ташкенте заключено соглашение «О принципах и порядке выполнения Договора об обычных вооруженных силах в Европе». В этом соглашении для каждого государства — участника СНГ определены квоты на максимальные уровни ОВВТ.

Источники: Договор об обычных вооруженных силах в Европе // Вестник МИД СССР. 1990. № 24. Чернов В.Л. Договор об обычных вооруженных силах в Европе и безопасность России // Международная жизнь. 2002. № 5; Разоружение и безопасность, 1997—1998; Россия и международная система контроля над вооружениями: развитие и распад. —М., 1997.

Вам может быть интересно:

Источник: https://fireman.club/inseklodepia/dogovor-ob-obyichnyih-vooruzhennyih-silah-v-evrope-1990-goda/

Договор об обычных вооружённых силах в Европе (стр. 1 из 2)

План Введение

1 Ограничения

2 Развитие ДОВСЕ 2.1 Будапештское соглашение 2.2 Ташкентское соглашение 2.3 Фланговый документ 2.4 Соглашение об адаптации ДОВСЕ
3 Мораторий
Список литературы

Введение

Договор об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ) был подписан 19 ноября 1990 в Париже полномочными представителями шестнадцати государств-участников НАТО (Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Турция и Франция) и шести государств-участников Организации Варшавского договора (Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия) и вступил в силу 9 ноября 1992.

Договор устанавливал равновесие сил государств — участников двух военно-политических союзов на более низком уровне, одновременно ограничивая возможности размещения их обычных вооружений вдоль линии соприкосновения между блоками и препятствуя, таким образом, созданию потенциала для внезапного нападения и ведения крупномасштабных наступательных действий в Европе.

1. Ограничения

Согласно Договору, в пределах района его применения (от Атлантического океана до Уральских гор, реки Урал и Каспийского моря, включая островные территории) обеим группам государств-участников Договора разрешалось иметь равное количество обычных вооружений и боевой техники, при этом их суммарное количество не должно было превышать:

· 40 000 боевых танков;

· 60 000 боевых бронированных машин;

· 40 000 артиллерийских единиц калибра 100 мм и выше;

· 13 600 боевых самолётов;

· 4000 ударных вертолетов.

Совет

Ограничению подвергалось также число танковых мостоукладчиков, БМП и БТР, учебно-тренировочных самолётов, вертолётов боевого обеспечения, невооружённых транспортных вертолётов, вертолётов Ми-24К и Ми-24Р.

Договором накладывались ограничения и на количество обычных вооружений и боевой техники, которые позволялось иметь одной отдельно взятой стране, а также устанавливались процедуры и временны́е рамки для осуществления сокращения численности вооружений и техники до указанных пределов.

Договором, помимо прочего, ограничивалась численность боевой техники в четырёх зонах. В том числе на флангах (Болгария, Румыния, Закавказский, Ленинградский, Северо-Кавказский, Одесский военные округа СССР для ОВД; Греция, Исландия, Норвегия и Турция для НАТО) каждой стороне разрешалось размещать 4700 танков, 5900 бронемашин и 6000 артиллерийских систем.

2. Развитие ДОВСЕ

В ходе подготовки ДОВСЕ и в последующие годы его участниками, в связи с изменениями военно-политической обстановки в Европе, в первую очередь связанными с распадом ОВД и СССР, было принято множество документов технического характера и четыре международных договора.

2.1. Будапештское соглашение

Соглашение о максимальных уровнях для наличия обычных вооружений и техники, подписанное Болгарией, Венгрией, Польшей, Румынией, СССР и Чехословакией в Будапеште 3 ноября 1990 и вступившее в силу одновременно с ДОВСЕ, имело целью распределение установленных ДОВСЕ групповых уровней обычных вооружений и техники между государствами ОВД.

2.2. Ташкентское соглашение

Соглашение о принципах и порядке выполнения ДОВСЕ, подписанное между Россией, Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Грузией, Казахстаном, Молдавией и Украиной в Ташкенте 15 мая 1992, имело целью распределение прав и обязательств бывшего СССР по ДОВСЕ между Россией и семью другими государствами — участниками Договора. Квота России составила 6400 танков, 11480 бронемашин, 6415 артиллерийских систем, 3450 самолетов и 890 вертолетов.

Соглашение ратифицировано Россией в 1992 году, но не вступило в силу. Азербайджан и Грузия не ратифицировали Соглашение. Латвия, Литва и Эстония отказались присоединяться к ДОВСЕ.

2.3. Фланговый документ

Приложение к Итоговому документу первой конференции по рассмотрению действия ДОВСЕ (Вена, 15-31 мая 1996), подписанное по инициативе России и вступившее в силу 15 мая 1997, представляет собой промежуточное компромиссное решение проблемы фланговых ограничений ДОВСЕ, возникшей после распада СССР.

Обратите внимание

По Договору, России разрешалось иметь в Ленинградском и Северо-Кавказском военных округах в общей сложности до 700 танков, 580 бронемашин и 1280 артсистем, а с началом войны в Чечне эти ограничения оказались нарушены.

В соответствии с Приложением, границы фланговых зон после неоднократных требований России были пересмотрены, и из них были исключены Псковская, Волгоградская, Астраханская области, восточная часть Ростовской области и коридор на юге Краснодарского края.

2.4. Соглашение об адаптации ДОВСЕ

Соглашение об адаптации ДОВСЕ, подписанное 19 ноября 1999 на Стамбульском саммите ОБСЕ, было вызвано военным дисбалансом, возникшим из-за расширения НАТО за счёт бывших стран ОВД и постсоветских государств.

Документом вместо блоковой системы квот введены национальные и территориальные лимиты (последние предполагают размещение на территории государств боевой техники других стран, но не выше оговоренного уровня).

Квота России соответствовала Ташкентскому соглашению — 6350 танков, 11280 бронемашин, 6315 артсистем, 3416 самолётов и 855 вертолётов.

Одновременно фланговые квоты РФ (на северо-западе Европейской части России и на Северном Кавказе) были увеличены до 1300 танков, 2140 бронемашин и 1680 артиллерийских систем.

Общая квота НАТО на момент подписания документа составляла 19096 танков, 31787 бронемашин, 19529 артиллерийских систем, 7273 самолёта и 2282 вертолёта (по состоянию на середину 2007, с учётом расширения блока они составляют 22424 танков, 36570 бронемашин, 23137 артсистем, 8038 самолётов и 2509 вертолётов).

Читайте также:  Тренировка в сизод в теплодымокамере

Соглашение было подписано 30 государствами (страны НАТО, Ташкентского соглашения, а также Болгария, Румыния и Словакия). Ратифицировано оно было лишь Белоруссией, Казахстаном, Россией и Украиной и так и не вступило в силу.

Грузия и Молдавия отказались приступить к процессу ратификации, требуя исполнения Россией обязательств о выводе войск с их территории, взятых Россией на себя в Стамбуле. На этом основании страны НАТО также блокируют процесс ратификации Соглашения.

Важно

Позиция России состоит в том, что соглашения с Грузией и Молдавией, подписанные в Стамбуле, носят двусторонний характер и не имеют отношения к ДОВСЕ, а потому не должны являться препятствием для ратификации Соглашения другими странами.

Прибалтийские государства (Латвия, Литва и Эстония) и Словения не присоединились к адаптированному договору.

3. Мораторий

26 апреля 2007 российский президент Владимир Путин в своём обращении к Федеральному собранию заявил о возможном объявлении моратория на исполнение Россией условий договора в связи с американскими планами по размещению объектов ПРО в Чехии и Польше.

Помимо прочего, Путин обосновал это намерение тем, что некоторые члены НАТО не присоединились к договору, другие члены НАТО не ратифицировали его и не выполняли его условий. По словам Путина, Россия придерживалась условий договора только в одностороннем порядке.

Однако его слова разошлись с реальным военным потенциалом РФ по отношению к предусмотренным договорённостям.

Ряд аналитиков указывал на факт, что на момент приостановления действия договора в распоряжении РФ находилось 21 820 боевых танков при предусмотренной квоте в 6350 единиц[1][2],а, для сравнения, Федеративная Республика Германия имела 2560 единиц при допустимом максимуме в 3444.

Тот факт, что нератифицировавшая договор Германия содержит меньше боевых танков, чем предусмотрено договором, а ратифицировавшая договор Россия более чем втрое превышает максимальную планку, был использован как предлог для заявлений о пропагандистском ходе Путина накануне выборов, направленном прежде всего на внутреннюю аудиторию. Однако при этом умалчивалось, что Россия содержит «внеквотовые» танки за пределами европейской части России, то есть полностью выполняет условия договора.

28 мая Россия официально обратилась к стране-депозитарию ДОВСЕ — Нидерландам — с запросом о созыве чрезвычайной конференции государств — участников ДОВСЕ, которая и состоялась 12-15 июня 2007 года в Вене.

Совет

На конференции российские представители указали на условия, которые, по их мнению, способны «восстановить жизнеспособность режима ДОВСЕ». Среди них:

1. присоединение к ДОВСЕ Латвии, Литвы и Эстонии;

2. понижение суммарного уровня численности вооружений и техники стран НАТО для компенсации потенциала, приобретённого в результате расширения блока;

3. отмена фланговых ограничений для территории России;

4. вступление в силу или, по крайней мере, начало временного применения Соглашения об адаптации не позднее 1 июля 2008 года.

Западные государства, однако, саботировали предложенный Россией план восстановления жизнеспособности договора. В качестве оправдания было повторено требование вывода российских войск из Грузии и Молдавии. В результате на конференции не удалось даже согласовать итоговый документ.

Уже в июне представителям ВС Венгрии и Болгарии было отказано в инспекции российских воинских частей, а сама Россия отказалась от участия в совместных учениях США, Румынии и Болгарии.

13 июля 2007 года Владимир Путин подписал Указ «О приостановлении Российской Федерацией действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе и связанных с ним международных договоров»[3].

В сопровождающей указ справке указывается, что решение российского руководства было вызвано «исключительными обстоятельствами, влияющими на безопасность Российской Федерации». К таковым, в частности, отнесены:

1. Превышение государствами — участниками ДОВСЕ, присоединившимися к НАТО, «групповых» ограничений ДОВСЕ в результате расширения альянса;

Обратите внимание

2. Невыполнение странами НАТО принятого в 1999 году в Стамбуле политического обязательства об ускоренной ратификации Соглашения об адаптации;

3. Отказ Латвии, Литвы и Эстонии, вступивших в НАТО, от участия в ДОВСЕ и, в результате, появление на северо-западной границе РФ территории, «свободной» от ограничений на размещение обычных вооружений, в том числе и вооружений других стран;

скачать за 25 руб.

после оплаты нажмите на кнопку «Вернуться на сайт» — документ будет скачан автоматически

Источник: http://MirZnanii.com/a/351439/dogovor-ob-obychnykh-vooruzhyennykh-silakh-v-evrope

Что мы выиграем, выйдя из Договора об обычных вооруженных силах в Европе?

Настоящей сенсацией стало заявление президента о том, что Россия не должна в одностороннем порядке руководствоваться Договором, который западные партнеры не ратифицировали и не исполняют.

Что такое ДОВСЕ?

ДОВСЕ расшифровывается как Договор об обычных вооруженных силах в Европе.

Четверть века назад противостояние армий НАТО и Варшавского Договора достигло накала, за которым маячил риск несанкционированного начала войны. Например, просто из-за того, что кто-то по ошибке выпустит в сторону противника ракету.

В 1990 году стороны согласились снизить ударные группировки до уровня, не позволяющего ни одному из блоков провести успешную наступательную операцию. В ноябре в Париже был подписан Договор об обычных вооруженных силах в Европе.

Согласно Договору на континенте разрешалось разместить:

— 40 тыс. танков,

— 40 тыс. артиллерийских систем,

— 60 тыс. бронированных машин,

— 13,6 тыс. боевых самолетов,

— 4 тыс. ударных вертолетов.

Технику разделили по-честному: каждой из сторон досталась ровно половина лимитов на танки, самолетов и пр.

В чем эпохальность момента? Представьте картину: стоят две армии, у каждой по 20 тысяч танков. При таком раскладе ни один здравомыслящий генерал не рискнет бросить свои бронетанковые дивизии в наступление, поскольку для успешной атаки нужен многократный перевес. А как раз после подписания Договора перевеса ни у кого нет.

Нас обошли с фланга

Кроме соотношения сил на «направлениях главного удара» эксперты позаботились и о флангах. По Договору по обе стороны условной «линии фронта» должно было остаться примерно 157 тысяч единиц тяжелой ударной техники.

А реально было 216 тысяч единиц! Чтобы 59 тысяч «лишних» танков, вертолетов и орудий не переместились на фланги Европейского театра военных действий, установили жесткие ограничения.

На севере и на юге разрешили оставить чисто символические силы.

В 1990 году «фланговые ограничения» были второстепенной проблемой. Казалось, что 700 танков и 1300 артиллерийских систем будет вполне достаточно для обеспечения безопасности границ.

Важно

Но стоило разгореться войне на Северном Кавказе, как стало очевидно: для борьбы с террористами этого мало.

Ведь кроме полыхающего юга нужно было оставить часть сил и на северном фланге — это Питер, Псков и Мурманск.

Наша армия уложиться в протокольные парижские рамки не могла, о чем мы открыто заявили. Именно потому в 1999 году в Стамбуле квота России во фланговых зонах была существенно увеличена. По бронированным машинам — до 2140, по танкам — до 1300, по артсистемам — до 1680 единиц.

Правда, возник юридический парадокс. Часть стран НАТО стамбульские договоренности не ратифицировала. Но перед российской армией не часть НАТО, а целый блок: более многочисленный, чем прежде.

Выполнять обязательства в одностороннем порядке — странно. А руководствоваться прежним ДОВСЕ — глупо. Дело в том, что де-юре по Договору наши южные фланги прикрывают армии Болгарии и Румынии.

А они, простите, переметнулись на другую сторону.

Как сказал президент, сегодня Россия фактически единственная страна, которая имеет эти «фланговые ограничения» на юге и на севере. И даже при обострении ситуации в Чечне мы продолжали выполнять условия этого Договора, согласовывая свои действия с партнерами.

Но вот нужно ли это?

Почему Договор нам невыгоден?

Когда подписывали Договор в Париже, мир был суров, но прост. С одной стороны, стояла непобедимая и легендарная Советская армия плюс войска пяти союзников: Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии и Чехословакии.

С другой стороны — полумиллионная американская группировка, вместе с армиями ФРГ, Великобритании, Бельгии, Греции, Дании, Испании, Италии, Канады, Нидерландов, Норвегии, Португалии, Турции и Франции. При моральной поддержке Люксембурга и Исландии, у которых собственного воинства в наличии не имелось.

Совет

Вскоре объединяется Германии, распадается СССР и разделяется Чехословакия. В результате число государств-участников Договора достигает 30.

И о паритете даже говорить не приходится: в НАТО вступают не охваченные ДОВСЕ Словения, Латвия, Литва, Эстония, а также наши бывшие союзники по Варшавскому Договору — Венгрия, Болгария, Румыния, Чехия и Словакия.

Если раньше соотношение сил было примерно равным, то сейчас расклад по обычным силам НАТО и России в Европе составляет примерно 3:1. В пользу НАТО.

Что мы выиграем, выйдя из Договора?

Во-первых, сможем размещать войска и технику на своей территории там, где сочтем необходимым. А не там, где нам разрешат.

Во-вторых, перестанем допускать инспекторов НАТО на свои базы и аэродромы. Они регулярно пересчитывают российские танки, боевые машины, самолеты, вертолеты и артиллерию. А заодно оценивают их боеготовность. При этом американские инспекторы могут работать на российских военных объектах, а нашим в США дорога заказана.

В-третьих, сразу устранятся многие региональные «перекосы». Например, 500 военнослужащих Российской армии в Приднестровье объявлены угрозой делу мира в регионе. При этом США строят базы там, где считают нужным, и отправляют своих солдат туда, куда считают нужным. ДОВСЕ им не преграда.

1990 год

ОНИ: Бельгия, ФРГ, Греция, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Великобритания, США, Турция и Франция.

МЫ: Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия.

2007 год

ОНИ: США, Бельгия, Канада, Чехия, Германия, Болгария, Франция, Греция, Венгрия, Исландия, Италия, Латвия, Литва, Эстония, Дания, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Слования, Словения, Испания, Турция, Великобритания.

МЫ: Россия, Беларусь (союзник по ОДКБ), Армения (ОДКБ), Казахстан (ОДКБ).

Входят в ДОВСЕ, но не входят ни в НАТО, ни в ОДКБ: Азербайджан, Грузия, Молдова, Украина.

Не входят в ДОВСЕ союзники России по ОДКБ: Киргизия, Таджикистан и Узбекистан.

*ОДКБ — Организация Договора о коллективной безопасности.

Источник: https://rg.ru/2007/05/04/dovse.html

Договор об обычных вооружениях в Европе больше не действует

Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), подписанный более двадцати лет назад и который считался укрепляющей точкой в плане доверия между государствами Варшавского договора и НАТО, окончательно умер. Об этом можно судить по тем заявлениям, которые все чаще можно слышать из уст представителей США и Североатлантического альянса.

Прежде, чем говорить о причинах, нужно в первую очередь вспомнить, в чем заключалась суть данного документа. В середине ноября 1990 года в Париже между представителями Варшавского договора и НАТО был подписан документ, который известен как ДОВСЕ.

С одной стороны, он существенно ограничивал количество тяжелых видов вооружения, в частности, танков, бронированных машин, артиллерийских установок, боевых самолетов и боевых вертолетов. С другой стороны, он устанавливал определенные квоты на данную технику для каждого государства, подписавшего договор.

В общей сложности они были равны для ОВД и НАТО.

Обратите внимание

Кроме того, согласно условиям договора, каждый участник договора раз в полгода обязан был информировать партнеров об их наличии, при этом называя конкретные координаты и воинскую часть. Таким образом, военные из военного блока или ОВД могли запросто приехать в указанное место и проверить, насколько правдивой являлась полученная информация.

При этом договор вступил в законную силу лишь в начале ноября 1992 года, когда ни Организации Варшавского договора, ни Советского Союза больше не существовало. Было образовано независимое государство Россия.

При этом большинство государств, которые входили в состав ОВД и являлись бывшими советскими республиками, стали членами НАТО.

Таким образом, квоты на военную технику в альянсе в несколько раз стали превышать российские.

Возникла необходимость адаптировать договор к новым реалиям современной мировой обстановки, что, собственно говоря, и было сделано в Стамбуле, в ходе саммита ОБСЕ, в ноябре 1999 года.

Вместе с тем, тогда же государства-участники НАТО подписали документы, не имевшие отношения к ОБСЕ, в которых поставили условие, что адаптированный договор по вооружениям будет ратифицирован только в том случае, если Россия согласится вывести свои войска из Молдавии и Грузии.

С грузинской территории Россия вывела свои войска в 2005 году, кроме тех миротворческих подразделений, которые находились в Южной Осетии и Абхазии.

С территории Молдавии российские войска также были выведены за исключением миротворцев, которые остались согласно двустороннему договору России и Молдавии и которые обеспечивали контроль за соблюдением безопасности в Приднестровье и охраняли «спорные» военные склады (Россия считала их своими, а Приднестровье – своими).

Читайте также:  Аварийно-спасательный инструмент хулиган: история создания и конструкция

Читайте также  Противолодочная недееспособность

Несмотря на то, что российская сторона выполнила поставленные условия, НАТО не спешило ратифицировать новый ДОВСЕ. Кроме того, балтийские государства, которые присоединились к альянсу, к данному документу не присоединились.

Важно

Таким образом, сложилась весьма странная ситуация, когда военные из Латвии, Эстонии или Литвы могли свободно приехать в Россию и проверить любую воинскую часть на наличие тяжелого вооружения, в то же время, российские военные ответный визит нанести не могли, потому, как эти страны не являлись участниками договора.

Москва неоднократно предупреждала о том, что если страны, которые подписали ДОВСЕ, не ратифицируют адаптированный документ, Россия выйдет из него. Однако никакой реакции со стороны НАТО не последовало.

В результате в декабре 2007 года появился указ главы российского государства В.Путина о приостановлении своего участия в договоре.

То есть российские военные перестали информировать своих бывших партнеров о наличии, дислокации и количестве тяжелого вооружения в стране, не принимали натовские инспекции и не отправляли свои инспекции.

Понятно, что такое развитие событий вызвало недовольство лидеров западных государств. Но на все замечания Россия отвечала одно и то же: сначала ратификация нового договора, и только затем – возвращение России в ДОВСЕ.

Затем были попытки возобновить переговоры по договору, но ни одна из сторон поступиться своими интересами не пожелала. Как заявил глава российского Министерства иностранных дел С.

Лавров, НАТО ставит совершенно нереальные условия перед Россией для того, чтобы вернуться к вопросу о ратификации ДОВСЕ, в частности, возвращение к варианту договора, от которого российская сторона ранее отказалась.

Все это, по мнению министра, лишает всякого смысла работу по проблемам контроля за обычными вооруженными силами.

Все это, в итоге и привело к заявлению представителя США Виктории Нуланд о том, что Соединенные Штаты приостановили выполнение ряда обязательств по договору относительно России, потому как российская сторона не выполнила обязательства, взятые на себя в ходе Стамбульского саммита.

Читайте также  Запад объявил Россию вечным врагом

По словам редактора издания «Национальная оборона» Игоря Коротченко, в новых политических реалиях Договор об обычных вооруженных силах в Европе больше не действует, он утратил свое значение. Причина заключается в том, что после распада Организации Варшавского договора были образованы новые государства, которые сделали перевес сил НАТО очевидным. Таким образом, договор больше не имеет никакого смысла для России.

Его мнение поддерживает и редактор «Независимого военного обозрения» Виктор Литовкин, который уверен в том, что ДОВСЕ вернуть не получится.

На Западе не признают в качестве самостоятельных государств Южную Осетию и Абхазию, находящихся на европейской территории.

Совет

Кроме того, новое соглашение не будет заключено и из-за американского ядерного тактического оружия, которое не относится к ДОВСЕ. Россия подобного оружия на чужих территориях не имеет.

Эксперты уверены в том, что новый договор, если он все-таки будет заключен, должен принимать во внимание не только количество тяжелой военной техники, но и американские системы противоракетной обороны «Иджис», которые будут базироваться на кораблях в Норвежском, Балтийском и Средиземном морях, а также подобных им систем, которые американцы планируют разместить на территориях европейских государств. Помимо этого, нужно учитывать и то обстоятельство, что никакой реальной угрозы для государств Североатлантического альянса вообще не существует.

Вместе с тем, отсутствие Договора об обычных вооруженных силах в Европе – это проблема не только для альянса и Соединенных Штатов Америки, но и для России. Ведь российская сторона также заинтересована в открытости и верификации натовских вооруженных сил на территории Европы. Такой подход поможет создать обстановку доверия, чего сейчас явно не наблюдается.

По мнению военных экспертов, чтобы вернуться к диалогу о ратификации адаптированного ДОВСЕ, условия должны быть максимально ясны и открыты. А поскольку ничего этого нет, то и неудивительно, что все закончилось именно таким образом.

/Валерий Бовал, topwar.ru/

Источник: https://army-news.ru/2012/11/dogovor-ob-obychnyx-vooruzheniyax-v-evrope-bolshe-ne-dejstvuet/

Договор об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ) и контроль над обычными вооружениями в Европе

Договор об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ) подписан в Париже 19 ноября 1990 г. Вступил в силу 9 ноября 1992 г. Депозитарий – Нидерланды.

Являлся достаточно эффективным для начала 90-х гг. инструментом укрепления европейской безопасности. Его первоначальными участниками стали шесть государств, подписавших Варшавский договор 1955 г.

, и шестнадцать государств, подписавших или присоединившихся к Брюссельскому договору 1948 г. (Западноевропейский союз – ЗЕС) или Вашингтонскому договору 1949 г. (НАТО).

По факту участия в этих военно-политических союзах были сформированы две группы государств — участников Договора.

На сегодняшний день участниками ДОВСЕ являются 28 государств Европы (Армения, Азербайджан, Белоруссия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Исландия, Испания, Италия, Казахстан, Люксембург, Молдавия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия[*], Румыния, Словакия, Турция, Украина, Франция и Чехия), а также США и Канада.

Договор ограничивает численность пяти основных категорий обычных вооружений и техники (боевых танков, боевых бронированных машин, артиллерийских систем калибра 100 мм и выше, боевых самолётов и ударных вертолётов) вооружённых сил тридцати государств — участников в районе применения (территория Европы от Атлантического океана до Уральских гор). В соответствии с ним предусматривался обмен информацией и широкая инспекционная деятельность.

Центральными являются положения о максимальных уровнях на ограничиваемые Договором вооружения и технику (ОДВТ) каждой из групп государств-участников в районе применения в целом и в отдельных его регионах. Уровни, установленные в Договоре для групп государств — участников, были распределены ими внутри этих групп.

Обратите внимание

Целью введения зональных (региональных) ограничений было понижение плотности вооружений в полосах соприкосновения ОВД и НАТО. Выделение в отдельную зону с жёсткими ограничениями т.н.

флангового района, включавшего обширные территории на севере и юге Европы, оказалось крайне невыгодным для России, однако в полной мере это стало ясно лишь после прекращения существования Варшавского Договора и СССР.

Принятие ДОВСЕ как бы подводило черту под эпохой межблокового противостояния.

Договор устанавливал равновесие сил ОВД и НАТО на пониженных уровнях, ограничивал возможности размещения обычных вооружений двумя союзами вдоль линии их соприкосновения.

Он позволил провести быстрое и сбалансированное сокращение большого количества избыточных вооружений и техники, доставшихся странам — участницам в наследство от времён «холодной» войны.

Однако с прекращением существования ОВД, а затем и СССР*, выводом советских/российских войск из Центральной и Восточной Европы, Балтии и республик СНГ, возникновением ряда очагов конфликтов и особенно с расширением НАТО, договорные механизмы, предназначенные для поддержания баланса сил между двумя военно-политическими союзами, стали утрачивать своё значение. В первую очередь это произошло из-за того, что блок НАТО в результате расширения превысил установленные для него Договором уровни.

В этих условиях по инициативе России было разработано Соглашение об адаптации Договора об обычных вооружённых силах в Европе (подписано в Стамбуле 19 ноября 1999 г.).

На его основе имелось в виду осуществить переход от зонально-блоковой структуры ДОВСЕ к национальным и территориальным предельным уровням ОДВТ для каждого государства — участника, при этом адаптированный ДОВСЕ должен был стать открытым для присоединения любого европейского государства — участника ОБСЕ.

Однако Соглашение об адаптации ДОВСЕ было ратифицировано только Белоруссией, Казахстаном, Россией и Украиной (последняя не сдала ратификационную грамоту депозитарию) и так и не вступило в силу из-за надуманных претензий к России со стороны натовских стран.

Практически сразу же после подписания Соглашения об адаптации ДОВСЕ они под воздействием США взяли курс на затягивание процесса введения этого документа в действие.

Важно

Так, начало его ратификации стало увязываться с выполнением Россией не относящихся к контролю над вооружениями условий, связанных, в частности, с выводом российских войск с территории Грузии и Молдавии. Россия, выполнив все относящиеся к ДОВСЕ договорённости, считала эту увязку неправомерной.

Кроме того, страны НАТО игнорировали конкретные российские предложения по выводу ДОВСЕ из кризиса (возвращение Латвии, Литвы и Эстонии в договорное поле в сфере обычных вооружений в Европе; понижение суммы разрешённых уровней и наличий обычных вооружений стран НАТО в целях компенсации потенциала, приобретённого альянсом в результате двух волн расширения; принятие политического решения об отмене фланговых подуровней для территории России; разработка общего понимания термина «существенные боевые силы» и проявление соответствующей сдержанности в период до его согласования; вступление в силу или, по крайней мере, начало временного применения Соглашения об адаптации; разработка условий присоединения к ДОВСЕ новых участников и дальнейшая модернизация договора), ограничиваясь обещаниями обсудить их позже, после вступления адаптированного Договора в силу.

Сложившаяся ситуация потребовала приостановления Российской Федерацией применения, выполнения Договора. Реализация соответствующих нормативных актов началась 12 декабря 2007 г.

В практическом плане это означало приостановление всей деятельности России по выполнению ДОВСЕ и связанных с ним документов (Будапештского Соглашения и Флангового Документа).

При этом мы подчёркивали, что приостановление – не самоцель, а средство борьбы РФ за обновление режима контроля над обычными вооружениями в Европе.

В ноябре 2011 г.

страны альянса объявили в рабочем органе по ДОВСЕ Совместной консультативной группе (СКГ), заседания которой проходят в Вене, о приостановке представления российской стороне информации по Договору и приёма российских инспекций на своей территории, мотивируя это «необходимостью отреагировать на действующий с 2007 г. российский мораторий». США, однако, заявили, что намерены в порядке доброй воли информировать Россию о любых значительных изменениях в своих вооружённых силах в Европе.

Россия, в свою очередь, с декабря 2011 г. также перестала представлять краткую обобщённую информацию о наличиях вооружений и техники, которую она добровольно передавала остальным государствам — участникам Договора с декабря 2007 г.

11 марта 2015 г. Россия приостановила своё участие и в работе СКГ (наши интересы в этом органе теперь представляет делегация Белоруссии).  

Совет

В сентябре 2016 г. в Вене без нашего участия прошла очередная конференция по рассмотрению действия ДОВСЕ. Итоговый документ не был принят.

С учётом нынешних политических реалий возвращаться к выполнению ДОВСЕ Россия не намерена. По нашим оценкам, Договор себя изжил.

Россия выступает за создание принципиально нового режима контроля над обычными вооружениями в Европе (КОВЕ), соответствующего современным потребностям, исключающего возможность силового решения международных проблем и основывающегося на принципах равной и неделимой безопасности, сбалансированности прав и обязательств сторон.

Последние годы не отмечены практическими результатами по выводу из кризиса режима контроля над обычными вооружениями в Европе (КОВЕ).

Усилия государств — участников, в первую очередь стран НАТО, были сосредоточены на «домашней работе» над концепцией возможной будущей договорённости по КОВЕ. Однако перспективы её завершения весьма туманны, учитывая, что на Валлийском саммите НАТО (сентябрь 2014 г.

) альянс вновь взял курс на «сдерживание» России и военное наращивание на «восточном фланге».

Под предлогом «российской военной угрозы» трансатлантические союзники увеличивают силы передового базирования в государствах Балтии, Норвегии и Польше, разворачивают складскую инфраструктуру под тяжелую боевую технику, совершенствуют командно-управленческие структуры, наращивают военную деятельность на Балтике и в Чёрном море.

В ходе саммита в Брюсселе 11 — 12 июля 2018 г.

страны НАТО, сохраняя приверженность контролю над обычными вооружениями в качестве основного элемента евроатлантической безопасности, заявили о решимости сохранять, укреплять и модернизировать режим КОВЕ на основе таких ключевых принципов, как взаимность, транспарентность и согласие принимающей стороны. В то же время, с учётом сложной ситуации в сфере евробезопасности, подчеркнули готовность к дальнейшим переговорам с Российской Федерацией по данной проблематике.

С инициативой восстановления диалога о КОВЕ в августе 2016 г. выступил  бывший мининдел ФРГ Ф.-В.Штайнмайер. Это самостоятельное направление работы в формате сформировавшейся «группы единомышленников», в состав которой входит 21 государство — участник ОБСЕ, практически свелось к «нулю».

Обратите внимание

На СМИД ОБСЕ в Гамбурге в декабре 2016 г. запущено решение о запуске неформального «структурированного диалога» по вызовам безопасности в регионе ОБСЕ. Его цель Россия видит в деэскалации ситуации, снижении военного противостояния, восстановлении отношений по военной линии.

[*] Российская Федерация продолжает оставаться государством — участником ДОВСЕ, несмотря на приостановление ею в декабре 2007 года действия этого договора.

* 15 мая 1992 года в Ташкенте было подписано Соглашение о принципах и порядке выполнения Договора об обычных вооружённых силах в Европе («Ташкентское Соглашение», ратифицировано Российской Федерацией в 1992 году, не вступило в силу).

Данное Соглашение регулирует распределение прав и обязательств бывшего СССР по ДОВСЕ между Россией и другими его государствами — участниками, являющимися правопреемниками Советского Союза (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Молдавия, Украина).

Несмотря на то, что Азербайджан и Грузия не ратифицировали это Соглашение, его участники на протяжении многих лет в целом придерживались его положений.

Источник: http://www.mid.ru/obycnye-vooruzenia/-/asset_publisher/MlJdOT56NKIk/content/id/1137833

Ссылка на основную публикацию