Десантируемый комплекс спасательных средств (дксп)

3 февраля в истории

1916 – В Тихом океане в результате столкновения с пароходом «Линан» затонул японский пароход «Дайджин Мару» с 181 человеком на борту. Корабли столкнулись в условиях отличной видимости.

«Дайджин Мару» получил большую пробоину и затонул в течение 5 минут. Во время столкновения пассажиры спали в своих каютах, у них просто не было времени, чтобы спастись. Выжить удалось лишь 20, 161 человек погиб.

Все выжившие находились в момент катастрофы на палубе или на мостике.

1916 – При пожаре сгорело здание канадского парламента в Оттаве. Пожар начался в читальном зале и быстро распространился по всему зданию по деревянным панелям.

В это время шло заседание палаты Общин, члены которого, вместе со служащими парламента организовали живую цепь, спасая документы и архивы. Усилия пожарных справиться с огнём оказались тщетны, здание в течении 12 часов выгорело дотла.

Обратите внимание

Из старых основных зданий уцелело лишь здание Библиотеки парламента. Все остальные здания были отстроены заново в начале 20-х гг.

1959 – В авиакатастрофе под Клир Лэйк, штат Айова погибли три популярных американских рок-музыканта: Бадди Холли, Ричи Валенс и Биг Боппер, а также пилот, Роджер Питерсон.

Позже эта трагедия получила название «Дня, когда умерла музыка». Музыканты погибли во время турне, когда, попытавшись сберечь время, предпочли перелёт на одномоторном самолёте с неопытным пилотом поездке в автобусе.

Причиной катастрофы стало сочетание природного и человеческого факторов.

1972 – Небывалый буран обрушился на Иран, четыре года до этого страдавший от продолжительной засухи. Буран длился ровно неделю, погибли от 4 000 до 5 000 человек, что делает его самым смертоносным бураном в истории. Многочисленные снежные бури, сопровождались резким похолоданием, температура падала до -36С.

Снег засыпал центральные и северо-восточные районы Ирана 3-хметровым слоем. Сильнее всего пострадал Юг Ирана, где высота снежного покрова составляла в среднем 8 метров. Именно на Юге и погибли люди. Целые деревни были засыпаны снегом, буквально похоронившим жителей.

В нескольких деревнях просто не осталось выживших, за неделю обезлюдели целые районы, крестьяне просто были не состоянии выбраться из снежного плена.

1996 – В Китае произошло Лицзянское землетрясение магнитудой 7 баллов по шкале Рихтера. 200 человек погибли и 14 000 пострадали, 186 000 домов были разрушены, а 300 000 человек лишились крова над головой.

Так как от землетрясения пострадали районы исторической застройки, которые КНР наделась внести в список Всемирного наследия Юнеско, то значительная часть пострадавших построек была закончена в самые кратчайшие сроки при привлечении средств международных финансовых организаций.

Важно

1998 – На итальянском горнолыжном курорте Кавалезе погибли 20 человек, когда трос поднимавшейся наверх кабины с людьми перерезал низколетящий самолёт НАТО. Пилоты нарушили приказ, предписывавший летать не ниже 1000 м. в районе катастрофы, что и послужило причиной трагедии.

2003 – Приказом МЧС России № 50 принят на снабжение МЧС России десантируемый комплекс спасательных плавсредств (ДКСП) – спасательные средства, предназначенные для десантирования в район бедствия (в качестве плавсредств используется спасательные плоты ПСН-10МК, ПСН-10М, ПСН-6 в упаковке) с транспортных самолётов типа ИЛ-76, снабжённых оборудованием для десантирования парашютно-грузовых систем типа ПГС-500, ПГС-1000 на скоростях полета самолета 280-350 км/ч с высот 150-500 м. Технико-эксплуатационные характеристики: система ДКСП обеспечивает десантирование в связке от 3 до 5 плотов и приводнение плотов со скоростью 10-12 м/с; длина связки плотов — от 120 до 240 м; грузоподъемность системы ДКСП — до 750 кг; максимальный габаритный размер груза — 1400´1256´1800 мм (для 5 плотов). Скорость ветра влияния на работу системы не оказывает. Система ДКСП рассчитана на одно применение.

2011 – В Ульяновске прошли региональные сборы по подведению итогов деятельности территориальных органов МЧС России по субъектам Приволжского федерального округа.

На сборы, которые были посвящены подведению итогов деятельности территориальной подсистемы РСЧС субъектов Российской Федерации ПФО, прибыл руководящий состав МЧС России во главе с первым заместителем Министра Русланом Цаликовым, руководители Приволжского регионального центра и главных управлений МЧС России, входящих в состав федерального округа, а также председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности данных регионов.

2011 – МЧС России и Общероссийская общественная организация «Российский Красный Крест» подписали соглашение о сотрудничестве.

Документ предусматривает взаимодействие между Министерством по чрезвычайным ситуациям и Общероссийской общественной организацией «Российский Красный Крест» по обеспечению эффективной координации совместных действий по оказанию помощи пострадавшему населению в чрезвычайных ситуациях

Источник: http://www.mchsmedia.ru/calendar_history/item/5248040

Аэромобильные спасательные технологии отряда

УДК 614.8

С.А. Потапов (отряд «Центроспас») АЭРОМОБИЛЬНЫЕ СПАСАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОТРЯДА

Рассмотрены аэромобильные спасательные комплексы и технологии, в разработке и внедрении которых принимал участие отряд «Центроспас»

С.А. Потапов

Одним из важнейших направлений деятельности МЧС России в реализации единой государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности является развитие и совершенствование спасательных технологий с применением авиации. Опыт работы показывает, что на сегодняшний день ни одна серьёзная поисково-спасательная операция по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций не проводится без применения авиации.

Для оперативного реагирования на ликвидацию ЧС отрядом разработаны и успешно применяются аэромобильные спасательные комплексы (АСК).

Совет

Указанные комплексы вошли в состав Российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования и способны проводить спасательные операции и гуманитарные акции в различных климатогеографических условиях, в любое время года и суток.

АСК представляют собой сложные системы, объединяющие технические возможности спасательной и авиационной техники в сочетании с высоким уровнем профессиональной подготовки спасателей и летных экипажей и чёткой организацией их взаимодействия в ходе проведения поисково-спасательных работ. Состав аэромобильных спасательных комплексов в зависимости от видов и масштабов ЧС, а также от поставленной задачи, может быть оперативно изменен.

Основу аэромобильных спасательных комплексов составляет один или несколько транспортных самолётов типа Ил-76, которые выполняют в основном задачи по доставке составляющих комплексов и в тоже время могут решать такие самостоятельные задачи, как тушение очагов пожара, поиск и обнаружение потерпевших, эвакуация пострадавших из зоны ЧС.

Рассмотрим наиболее характерные варианты АСК, которые в последние

Десантируемый аэромобильный Поисково-спасательный комплекс — госпиталь

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

годы нашли широкое практическое применение и показали высокую эффективность при решении задач по ликвидации последствий ЧС:

Первый вариант АСК — это аэромобильный поисково-спасательный комплекс, в состав которого входят:

• спасательные вертолёты лёгкого класса типа Бк-105 (Бк-117), которые имеют оптимальные габаритные размеры и складывающиеся лопасти, обеспечивающие возможность их транспортировки в самолёте Ил-76.

• время подготовки к вылету данных вертолётов после выгрузки из самолёта не превышает 20 минут;

• автомобильная аварийно-спасательная техника повышенной проходимости;

• специальное спасательное снаряжение и инструмент;

• системы жизнеобеспечения;

• группы профессиональных спасателей, медиков, кинологов и других специалистов.

Данный вариант АСК является основным и хорошо зарекомендовавшим себя при работах на региональных, федеральных, трансграничных ЧС, а также при проведении международных спасательных акций и гуманитарных миссий и способен выполнять задачи по предназначению, автономно, сроком до 2 недель.

Технология его применения следующая:

— транспортный самолёт Ил-76 обеспечивает доставку комплекса в заданный регион;

— автомобильная аварийно-спасательная техника повышенной проходимости обеспечивает доставку основной группы спасателей и специалистов в зону ЧС и их работу в зоне.

Как правило, в комплект данной техники входит типовое специальное аварийноспасательное оборудование и инструмент, обеспечивающий работы при практически любых видах ЧС (за исключением химически опасных техногенных аварий).

В случае возникновения химических техногенных аварий и катастроф данная аварийноспасательная техника дополнительно комплектуется специальным снаряжением и инструментом;

— средства жизнеобеспечения включают в себя пневмокаркасные модули с отоплением, освещением, местами для размещения спасателей, медиков и специалистов. Эксплуатационный температурный диапазон применения средств жизнеобеспечения — от -40 °С до +50 °С;

— спасательный вертолёт лёгкого класса типа Бо-

Обратите внимание

105 (Бк-117) обеспечивает поисковые, при необходимости, аварийно-спасательные мероприятия, а также выполняет мониторинг места ЧС, контролирует распространение последствий ЧС, координирует действия спасательных групп, а в некоторых случаях применяется для экстренной передислокации поисково-спасательных групп в различные точки зоны ЧС.

Так, в случае авиакатастрофы самолёта Ту-154 под Хабаровском, вертолёт Бо-105 применялся для ПСР наряду с другими воздушными судами различных ведомств, а в ликвидации последствий авиакатастрофы Су-27 в Камране (республика Вьетнам), сыграл ключевую роль в поиске мест падения самолётов, доставки спасателей к местам падения и эвакуации тел погибших лётчиков.

Эти операции являются наиболее показательными. Работы проводились сначала в Хабаровском крае при температуре — 30 °С, а затем в Камране (Вьетнам) в течение 3-х суток, работая в климатических условиях тропиков, с температурой более +30° С и практически 100 %-ой влажностью в горах с неблагоприятными погодными условиями.

Надо отметить, что никаких дополнительных технических работ по подготовке АСК, в связи со сменой климатических условий, не требовалось.

Второй вариант АСК — это аэромобильный госпиталь, в его состав входят:

— вертолёт лёгкого класса типа Бо-105 (Бк-117), легко трансформируемый из аварийно-спасательного в санитарный вариант;

— аэромобильный госпиталь со средствами жизнеобеспечения;

— автомобильная техника повышенной проходимости;

— группа квалифицированного медицинского персонала и спасатели.

Данный вариант АСК применяется, в основном, при федеральных и трансграничных ЧС, с большим количеством пострадавших. Это, как правило, результаты стихийных бедствий — наводнений, землетрясений, а также последствий международных конфликтов. Данный вариант АСК применялся в Югославии, Индии, Турции, Афганистане, России (Ленске, Каспийске), Индонезии, Шри-Ланке и др.

Третий вариант АСК — это десантируемый аэромобильный спасательный комплекс. В этом случае самолёт Ил-76 оснащается штатным десантным оборудованием для десантирования грузовых платформ типа П-7. Этот вариант АСК обеспечивает экстренную доставку аварийно-спасательной техники,

Читайте также:  Категория по взрывопожарной и пожарной опасности и ее определение

средств жизнеобеспечения, медиков и спасателей к месту ЧС методом парашютного десантирования грузовых платформ, на которых устанавливается автомобильная техника повышенной проходимости, основные элементы аэромобильного госпиталя со средствами жизнеобеспечения. Технология его применения следующая:

экипаж самолёта Ил-76 осуществляет десантирование грузовых платформ в заданную точку с высоты 500-800 м, далее с набором высоты 800-1500 м производится парашютное десантирование спасателей и медицинского персонала аэромобильного госпиталя, прошедших специальную парашютно-десантную подготовку. Доставка неподготовленных специалистов осуществляется на двухместных парашютных системах спасателями, имеющими квалификацию тандем-пилотов;

— после приземления личный состав с помощью автомобильной техники повышенной проходимости производит подбор парашютно-десантной техники и аэромобильного госпиталя и осуществляет передислокацию в базовую точку.

Далее производится установка госпиталя и систем жизнеобеспечения.

Важно

Оказание первой помощи пострадавшим может быть произведено уже через 50 минут после приземления госпиталя, а полномасштабная деятельность госпиталя по приёму пострадавших с рентгеновским контролем осуществляется через 3 часа.

Четвертый вариант АСК предназначен для экстренной доставки парашютным способом спасательных средств и средств жизнеобеспечения, грузов гуманитарной помощи на малогабаритных парашют-

но-грузовых системах типа ПГС-500 и ПГС-1000 с высот от 300 до 6000 м. Высотное десантирование, как правило, применяется в условиях высокогорья и в зонах международных и гуманитарных конфликтов.

В январе 2002 года данный комплекс был подготовлен для экстренной доставки грузов первой необходимости и грузов гуманитарной помощи в объёме 150 тонн при разрушении тоннеля в Саланге (Афганистан), когда в условиях зимы отрезанными от внешнего мира оказались несколько тысяч человек.

На сегодняшний день весьма актуальной остается проблема обеспечения безопасности на водных акваториях России и мирового океана. Особенно наглядно эта проблема проявилась в ходе проведения поисково-спасательных работ в связи с трагическими событиями, связанными с катастрофой атомных под-

Научно-технические разработки

^1. * $

водных лодок «Комсомолец» и «Курск». Для проведения спасательных операций, связанных с аналогичными ЧС отрядом совместно с ОКБ им.

Ильюшина и ФГУАП МЧС России был разработан пятый вариант АСК — это десантируемый комплекс спасательных плавсредств (ДКСП), предназначенный для экстренной доставки групповых спасательных плавсредств терпящим бедствие на акваториях мирового океана также методом десантирования.

В этом случае на самолёт Ил-76 устанавливается штатное напольное оборудование, на котором размещаются парашютногрузовые системы типа ПГС-1000 с установленными на них спасательными плавсредствами. Максимальное количество десантируемых платформ — 26, по 4 плота типа ПСН-10МК на каждой. Технологически все плоты соединены в так называемую «гирлянду».

Совет

Десантирование осуществляется с высокой степенью точности с высоты 150-200 м с наветренной стороны от терпящих бедствие. В заключительном заходе производится десантирование спасателей в специальном снаряжении для обеспечения подъёма пострадавших на борт спасательных плавсредств.

Значительным шагом в развитии аэромобильных

спасательных комплексов стало оснащение МЧС России самолетами Бе-200ЧС.

Многоцелевой самолет-амфибия Бе-200ЧС предназначен для решения разнообразных и многоплановых задач, а в конфигурации «Спасатель» и проведение поисково-спасательных работ на акваториях внутренних вод и территориального моря.

В настоящее время специалисты отряда участвуют в его опытной эксплуатации и совместно с летными экипажами отрабатывают различные методики применения данного самолета с целью расширения тактических возможностей данного АСК.

Уникальным по своей значимости является создание технологии оказания экстренной помощи пострадавшим в различных ЧС в условиях мегаполисов с применением спасательных вертолетов легкого класса Бо-105 и Бк-117.

В процессе ее создания была разработана и оформлена нормативно-правовая база для выполнения данного вида работ в Московском регионе, подготовлены посадочные площадки на территории ряда крупных клинических больниц г. Москва и территории, прилегающей к МКАД.

Сформированы и обучены экипажи вертолетов и бригады Комитета здравоохранения г. Москвы.

За создание данной технологии отряд был удостоен Премии МЧС России «За научные и технические разработки». В настоящее время данные технологии успешно применяются в Московском регионе с организацией регулярного дежурства.

Несомненно, что по мере накопления опыта по применению аэромобильных спасательных комплексов для оказания экстренной помощи пострадавшим при различных ЧС технология их применения будет постоянно совершенствоваться, а диапазон использования расширяться.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/aeromobilnye-spasatelnye-tehnologii-otryada

Поисково-спасательный самолет Ан-12ПС

Поисково-спасательный самолет Ан-12ПС.

Разработчик: ОКБ Антонова
Страна: СССР
Первый полет: 1970 г.

Важнейшим средством ПСС на море по-прежнему виделись специальные самолеты, обеспечивавшие наиболее скорое и оперативное ведение спасательных операций при достаточно большой дальности действия (к тому же перед глазами был пример американцев, у которых посадка космических аппаратов в море являлась штатной и подъем их те наладились выполнять в считанные минуты и так ловко, что астронавты буквально не успевали замочить ног; правда на Западе к этому времени совершенно охладели к десантируемым с самолетов плавсредствам, полностью сосредоточившись на поисково-спасательных вертолетах).

Уже в 1963 году на вооружение поступили несколько специализированных самолетов Ан-12 поисково-спасательного варианта, оснащенные аппаратурой для пеленгования работающих аварийных радиомаяков и УКВ-радиостанций.

В дальнейшем несколько Ан-12БК с аналогичным радиооборудованием были поставлены и для нужд ВВС.

Обратите внимание

Транспортный самолет представлялся наиболее подходящей основой для доставки сбрасываемого спасательного катера, разместить который можно было во вместительной грузовой кабине.

В соответствии с постановлением Правительства в 1967 году на базе серийного Ан-12БП началась разработка авиационно-морского поисково-спасательного комплекса (АМПСК) Ан-12ПС, который вышел на испытания в 1970 году.

Комплекс создавался в интересах поисково-спасательной службы ВМФ для обеспечения спасения приводнившихся спускаемых аппаратов космических кораблей и их экипажей. В состав комплекса входил десантируемый при волнении моря до четырех баллов с высот 600-1500 метров с помощью парашютной системы спасательный катер «Ерш» с экипажем на борту.

Используемый ранее для спасательных операций Ту-16С со сбрасываемым катером «Фрегат» не предусматривал совместного десантирования его экипажа.

Десантируемый катер был разработан в ленинградском ЦКБ «Редан». Дюралевый катер при длине 9,9 м, ширине 2,55 м и осадке 0,54 м имел полное водоизмещение 5,2 т и оснащался дизельным двигателем мощностью 34 л.с., работающим на один гребной винт. Специальная роликовая платформа для сброса катера с самолета при приводнении не отстреливалась.

Катер имел открытый пост управления, экипаж из трех человека и мог принять на борт восемь терпящих бедствие. При скорости 6 узлов он имел дальность плавания 450 миль.

Находящийся на штатных местах на борту катера экипаж после приводнения запускал мотор, подходил к месту бедствия и поднимал на борт людей, оказывая первую помощь и размещая пострадавших, для чего на катере имелся запас медикаментов, перевязочные материалы и надувные матрасы.

Кроме того, катер комплектовался двумя — тремя спасательными плотами и мог их буксировать с людьми общим количеством до 60 человек. Предполагалось, что экипаж спасателей сможет отыскать терпящих бедствие даже в сумерках и при плохой видимости, благо спасательные плоты и жилеты терпящих бедствие комплектовались сигнальными лампами и радиомаячками.

Важно

Машина могла нести ориентирные морские авиационные бомбы ОМАБ (с помощью их содержимого на воде образовывалось издалека видимое пятно) и контейнеры со спасательными комплектами. На месте кабины стрелка и кормовой башни был организован отсек для двух спасательных плотов.

Однако сброс экипажа вместе с судном был предприятием новым и, что ни говори, рискованным.

В связи со сложностью создания АМПСК с десантированием трех спасателей непосредственно на борту катера,в 1969 году было принято совместное постановление МАП, Минсудпрома и Минобороны о порядке испытаний Ан-12ПС в три этапа, вместо обычных двух.

Первый и второй этапы должны были проводиться без экипажа на борту катера, и только после накопления опыта эксплуатации самолета в строевых частях и устранения выявленных недостатков должен был начаться третий этап с выполнением сброса катера с экипажем на борту.

Этап «А» совместных госиспытаний был выполнен в период с 3 августа 1970 по 7 апреля 1972 года. Как и вся испытательная программа, он выполнялся на базе крымского филиала Государственного Краснознаменного НИИ ВВС — 3-го Главного Управления, специализировавшегося на морской авиации и авиационном вооружении.

Расположенный на аэродроме Кировское филиал использовал Феодосийский полигон (район мыса Чауда) и являлся ведущей организацией также по вопросам отработки средств приземления космических аппаратов и авиационно-спасательных систем, где проходили испытания всевозможные индивидуальные и групповые средства спасения на море — спасжилеты, плоты, авиационные морские костюмы и пр. (так, еще в 1957 году испытателями института были проведены эксперименты буквально леденящего характера — проверяя возможности спасательных средств по пребыванию на плаву, инженер института И.А.Юдин в костюме МСК-3 в морозную погоду оставался в море 24 часа; в последующие годы аварийно-спасательную подготовку на базе института проходили все советские космонавты).

В ходе первого этапа испытаний выполнили 61 полет и произвели 14 десантирований габаритно-весового макета катера для отработки парашютной системы и три сброса самого катера, уточнявшие методику, схему поиска и захода на десантирование.

Читайте также:  Техногенная нагрузка на природную среду

К следующему этапу самолет Ан-12ПС был принят в начале 1973 года, однако реально этап «Б» в связи с необходимостью серьезных доработок машины начался весной 1974 года. В их процессе были выполнены 25 сбросов катеров и их макетов. Ведущим инженером испытаний являлся В.В.Захаренко.

Совет

Мореходные испытания катера «Ерш» проводились в мае-июне 1972 года и, после доработок, в январе-марте 1973 года в Феодосийском заливе под руководством инженера-испытателя Т.В.Треножкина. Затем продолжалась отработка средств десантирования.

12 апреля 1976 года с Ан-12ПС, пилотируемого В.М.Гришиным, был выполнен первый сброс катера с экипажем на борту, по случаю, пришедшийся как раз на День Космонавтики.

Экипажи катеров отбирались исключительно из добровольно изъявивших желание испытателей (правда, и материальное поощрение за работу повышенной сложности предусматривалось). Первыми экспериментаторами-десантниками стали четыре человека, имевшие большой опыт парашютной подготовки и прыжков в море: О.

А.Иванов, И.Е.Демченко, A.M.Бабырь, К.Г.Анашкин. Организацией и подготовкой испытаний занимались инженеры-испытатели М.С.Суханов и И.Г.Попов. С воздуха за десантированием велось наблюдение и фотосъемка с борта вертолета, он же при необходимости должен был оказать помощь экипажу сброшенного катера.

Работа прошла успешно, приводнился «Ерш» в штатном режиме и уже через несколько минут экипаж открыл люки и выбрался на палубу.

24 апреля также успешно был осуществлен и второй сброс с людьми. При сбросе и спуске на парашюте экипаж катера находился на связи с кораблем управления и по радио вел «репортаж» о ходе десантирования. В этом полете Ан-12ПС пилотировал летчик-испытатель B.C.Авершин, штурманское обеспечение выполнял А.И.

Бахурцев. После приводнения экипаж «Ерша» провел «спасательную операцию»: запустил двигатель катера, подошел к плескавшимся в воде в надувной лодке «пострадавшим» и принял их на борт.

«За кадром» остались личные переживания членов экипажа катера, испытавших при сбросах самые некомфортные ощущения — мало того, что валиться вниз им пришлось в наглухо замкнутом отсеке катера, тот немилосердно болтало и раскачивало при вводе парашютной системы, из-за чего даже привычных испытателей мутило, и кабина приняла «антисанитарный вид». Мужество испытателей по завершении программы было отмечено правительственными наградами.

В результате испытаний АМПСК Ан-12ПС был рекомендован в серийное производство и принятие на вооружение ВМФ.

Обратите внимание

Самолеты Ан-12ПС со спасательными катерами «Ерш» поступали в морскую авиацию Северного и Тихоокеанского флотов. На базе авиации Северного флота имел место любопытный инцидент с участием экипажа испытателей ОКБ им. O.K.Антонова: прибыв в качестве представителей разработчика, те должны были провести контрольный сброс катера без экипажа.

Как задумывалось, демонстрация не удалась — катер самостоятельно вывалился из самолета уже при выходе на боевой курс, система сработала и лодка плюхнулась в воду вдалеке от цели (наблюдатели остались в уверенности, что кто-то из киевлян на борту самолета сработал неграмотно, что-то не так включив в боевой цепи сброса).

В июле 1989 года на феодосийской базе провели обучение и подготовку экипажей Ан-12ПС и спасательных катеров для Северного и Тихоокеанского флотов, в ходе которых было выполнено 5 полетов на переучивание экипажей с двумя сбросами катера с экипажем с высоты 500 метров (ощущения у моряков-спасателей были сильными и дома им было чем поделиться…).

Командиром экипажа в этих «вывозных» полетах являлся заслуженный летчик-испытатель полковник Н.К.Шкурко, штурманом — М.И.Мешков.

По завершении программы переучивания экипажи авиации ВМФ получили допуск на боевое применение с десантированием катера «Ерш» с экипажем на борту.

Правда, в описание АМПСК вкралась курьезная опечатка о его готовности «для невыполнения спасательных операций на море».

Как оказалось, ошибка была знаковой — реально Ан-12ПС ни разу не использовался по прямому назначению, а спасательное оборудование было быстро сдано на хранение, высвободив грузоотсек для перевозки обычных грузов.

Самолеты Ан-12ПС были задействованы при отработке космической системы обеспечения поиска и спасения «Надежда».

Важно

Система создавалась согласно Постановлению Совмина СССР от 26 января 1977 года как советская часть международного проекта «Коспас-Сарсат», осуществлением которого СССР занимался совместно с США, Канадой и Францией.

Задачей системы являлось точное позиционирование терпящих бедствие самолетов и судов для наведения на них спасательных средств. В ее создании принимали участия НИИ, предприятия и организации Минобороны (ВВС и ВМФ), МГА, Минморфлота, Минрадиопрома и Минобщемаша.

Испытания системы «Надежда» на Черном море проводились с 3 по 22 октября 1983 года с участием поисково-спасательных средств ВВС, ВМФ и гражданского флота. От авиаторов привлекались поисково-спасательные самолеты Ан-12ПС и Бе-12ПС из состава феодосийского филиала НИИ ВВС.

Был проведен 141 сеанс связи авиационных разведчиков бедствия с находившимся на орбите космическим аппаратом, с помощью которого уточнялось положение сбрасываемых в море аварийных буев и на них при посредстве бортовой самолетной аппаратуры АРК-УД выводились дежурившие в воздухе спасатели.

Помимо запланированных целей испытаний, на десятые сутки работы в море был обнаружен и спасен экипаж потерпевшего аварию канадского самолета.

Еще одной работой в этом направлении стала доводка авиационных спасательных контейнеров, предназначенных для доставки и парашютного десантирования на море потерпевшим провианта и специального спасательного оборудования.

Контейнер представлял собой металлический пустотелый цилиндр, внутри которого размещались упаковки с содержимым, извлекаемые парашютом после сброса контейнера с самолета. Подобные контейнеры можно было применять с самых разных самолетов, от транспортных до боевых, имеющих подходящие узлы подвески.

Их испытания проводились на самолетах Ил-38 зимой 1987 года в акватории Черного моря, а также на Ан-12ПС, с аэродрома Кустанай в период с 26 февраля по 1 апреля 1987 года (почему систему спасения на море отрабатывали в казахской степи — сказать трудно). Ведущим инженером-испытателем по Ан-12 был П.П.Богданов, ведущим летчиком-испытателем назначили В.И.

Совет

Гранова, штурманом — В.Ф.Непочатых. Контейнера испытывали также с самолетов Бе-12 и Ту-95. Кроме внешней подвески, на Ан-12 контейнеры могли размещаться в грузовой кабине на штатном транспортере, с помощью которого осуществлялась их выброска.

Впрочем, как уже говорилось, на деле спасателям морской авиации так и не случилось проявить свои возможности. Казалось бы, все возможное для организации спасательной службы было сделано — моряки получили технику и эффективные средства, личный состав оттренирован и подготовлен, — не было только успехов, которые оправдывали бы немалые затраченные средства.

Причины были до обидного знакомы и обыденны — в нужную минуту и те, и другие оказались неготовыми к выполнению своих задач. Катастрофа с подводной лодкой «Комсомолец», случившаяся 7 апреля 1989 года, с уничтожающей ясностью показала крайне низкий уровень организации спасательных служб. На помощь экипажу бросили все силы Северного флота, включая противолодочные самолеты Ил-38.

Те быстро обнаружили аварийную подлодку и ее экипаж в Баренцевом море, довольно точно сбросив аварийно-спасательные контейнеры с плавсредствами и оставались над местом бедствия, наводя идущие на помощь спасательные корабли.

Контейнеры упали в нескольких десятках метров от лодки, но подводники так и не смогли ими воспользоваться — ледяная вода не позволяла доплыть до плотов и взобраться на них.

ЛТХ:

Модификация: Ан-12ПС Размах крыла, м: 38,00 Длина самолета, м: 33,10 Высота самолета, м: 10,53 Площадь крыла, м2: 121,7 Масса, кг -пустого самолета: 28000 -нормальная взлетная: 55100 -максимальная взлетная: 61000 -внутреннего топлива: 22070

Тип двигателя: 4 х ТВД АИ-20М

-мощность, л.с.: 4 х 4250 Максимальная скорость, км/ч: 780 Крейсерская скорость, км/ч: 530 Практическая дальность, км: 6200 Дальность действия, км: 3000 Практический потолок, м: 10200

Экипаж, чел: 5.

Ан-12ПС после взлета.

Ан-12ПС после взлета.

Ан-12ПС заходит на посадку.

Ан-12ПС на рулежке.

Ан-12ПС на стоянке.

Спасательный катер «Ёрш» буксируют к самолету.

Ан-12ПС. Рисунок.

Катер «Ёрш». Рисунок.

.

Список источников: Авиация и Космонавтика. И. Приходченко, В. Марковский. Военно-транспортный самолет Ан-12 Николай Якубович. Все самолеты О.К.Антонова Фотоархив сайта russianplanes.net

Сайт «Уголок неба». 2011 г. страница: «Антонов Ан-12ПС».

Источник: http://xn--80aafy5bs.xn--p1ai/aviamuseum/aviatsiya/sssr/morskaya-aviatsiya-2/morskaya-aviatsiya-1950-g-1991-g/poiskovo-spasatelnyj-samolet-an-12ps/

Устройство автоматического надувания десантируемого спасательного плота

Полезная модель относится к области спасательной техники, в частности к надувным спасательным плотам, предназначенным для десантирования авиацией в район аварии при спасании людей, плавающих на поверхности воды.

Анализ источников информации показал, что надувные спасательные плоты могут десантироваться самостоятельно и в авиационных контейнерах. Известны контейнеры авиационные спасательные КАС-90, КАС-150.

КАС-500, предназначенные для десантирования надувных спасательных плотов и спасательного имущества с самолетов.

Они состоят из корпуса контейнера с размещением в них спасательных плотов и спасательных средств, парашютной системы с вытяжным устройством, уложенным в парашютную камеру.

Обратите внимание

Контейнеры сбрасываются с самолета в район аварии. При открытии парашюта из контейнера извлекаются спасательные грузы, образуя цепочку из спасательных средств, которая приводняется и плавает на поверхности воды. Контейнеры КАС-150 и КАС-500 в составе спасательных средств имеют надувные спасательные плоты.

После обнаружения спасательного плота спасаемые подплывают к нему, находят на его торце кольцо каната, вынимают его из кармана, упираются коленями в торец упаковки плота, дергают его двумя руками до отказа, включая систему открытия упаковки плота и систему газонаполнения. После надутия спасаемые входят в плот по трапу.

В качастве прототипа принято устройство надувания десантируемого плота, используемого в контейнере КАС-150 (техническое описание и инструкция по эксплуатации П 159-0000 ТО, организация П/Я В-2512. 1974 г).

Читайте также:  Выплаты при увольнении из фпс гпс мчс: по сроку службы и желанию

Недостатками рассмотренных систем, в том числе и спасательного плота КАС-150 являются:

— надувание спасательного плота осуществляется действиями спасаемых,

подплывших к плоту, путем выдергивания кольца расчековочного каната. Данную работу может выполнить только специально подготовленный человек, не потерявший физической активности. Таких людей среди спасаемых, особенно пассажиров судов, мало;

— в сложенном виде спасательный плот имеет малые габариты. Светосигнальные огни могут быть использованы только после надутия плота. В результате обнаружение плота, плавающими на поверхности воды спасаемыми, особенно при волнении моря, затруднено;

Указанные недостатки значительно уменьшают вероятность использования спасательных плотов для спасания плавающих на поверхности воды людей.

Задачей полезной модели является повышение эффективности спасения людей, покинувших аварийное судно и плавающих на поверхности воды.

Поставленная задача решается тем, что в известное устройство надувания десантируемого спасательного плота, состоящего из оцепки парашюта, троса раскрытия упоковки плота, пускового устройства системы газонаполнения включен временной прибор, обеспечивающий автоматическое, без участия спасаемого, надувания плота газом из системы газонаполнения после его приводнения с заданным интервалом замедления.

Новыми существенными признаками предлагаемой полезной модели являются:

— включение в состав устройства временного прибора;

— соединение исполнительного троса временного прибора с кольцом включения системы газонаполнения;

— соединение шпильки временного прибора с верхней частью отцепки парашюта фалом;

— соединение исполнительного троса временного прибора с кольцом включения системы газонаполнения.

Важно

Введение в предлагаемую полезную модель существенных признаков обеспечило решение поставленной задачи автоматического надувания

десантируемого спасательного плота без участия спасаемых и увеличение вероятности его обнаружения плавающими на поверхности воды людьми.

На фиг.1 изображена схема полезной модели устройства автоматического надувания десантируемого спасательного плота.

Устройство автоматического надувания десантируемого спасательного плота состоит из парашюта 1, отцепки парашюта 2, фала 3, исполнительного троса 4, временного устройства 5, прибора включения временного устройства 6, шпильки включения временного прибора 7, троса временного устройства 8, системы раскрытия упаковки плота 9, системы газонаполнения 10.

Устройство используется следующим образом:

При приводнении плота парашют 1 отсоединяется от верхней части отцепки 2 и под действием ветра удаляется от плота, натягивается фал 3, закрепленный к верхней части отцепки парашюта и исполнительному тросу 4 временного устройства 5, приводится в действие прибор включения временного устройства 6, по окончанию заданного времени трос 8, закрепленный к шпильке временного устройства 7, включает систему раскрытия упаковки плота 9, плот освобождается от упаковки, включается система газонаполнения плота 10, плот надувается, спасаемые забираются по трапу в плот.

Реализация полезной модели не требует значительного объема исследований, конструкторских проработок и материальных затрат.

Использование полезной модели возможно при модернизации и создании новых спасательных плотов.

Источник: http://bankpatentov.ru/node/470743

Спасательные имущество и средства военно морского флота. Часть 1. Спасательные имущество и средства надводных кораблей и судов обеспечения ВМФ

Учебное пособие разработано под наблюдением А.В. Шестеркина и А.А. Куприна.При подготовке учебного пособия учтен практический опыт эксплуатации спасательного имущества и спасательных средств ВМФ.

Учебное пособие предназначено для личного состава кораблей и судов, береговых аварийно-спасательных групп, аварийно-спасательных партий соединений спасательных судов, курсантов и слушателей военно-морских учебных заведений, личного состава учебных частей ВМФ.

Учебное пособие состоит из трех частей:часть I — Спасательные имущество и средства надводных кораблей и судов обеспечения ВМФ;часть II — Спасательные имущество и средства подводных лодок;часть III — Специальные спасательные имущество и средства судов и подразделений поисково-спасательного обеспечения ВМФ.

Совет

Каждая часть издана отдельной книгой.В части I рассмотрены спасательные имущество и средства надводных кораблей и судов обеспечения ВМФ, за исключением средств, состоящих на снабжении только поисково-спасательных судов.

Вчасть I включены также устройства для передачи электроэнергии, воздуха высокого давления на аварийные подводные лодки и надводные корабли

ОглавлениеПринятые сокращенияВведениеГлава 1.

Водоотливные переносные средстваНазначение и составМотонасосы водоотливные переносныеНазначениеМотонасос водоотливной НОБ-220/8Мотонасос водоотливной НОБ-70/7 Электронасосы водоотливные погружаемыеНазначениеЭлектронасос водоотливной погружаемый ВПЭН-100/I (II)Электронасос водоотливной погружаемый ВПЭН-50/20-I (II)Водоотливной погружаемый электронасос ВПЭН-1Водотливной погружаемый электронасос ЭСН-16/1 (II)Переносные водоструйные эжекторыНазначение и характеристикиВодоструйный эжектор ВЭЖ-19Водоструйный эжектор ВЭЖ-140/10Водоструйный эжектор ВЭЖП-63ПВодоструйный эжектор ВЭЖП-25ПВодоотливной эжектор ВЭЖ-21Способы использования водоотливных насосов и эжекторовГ л а в а 2. Имущество и материалы для заделки повреждений корпусаНазначение и составАварийный лесоматериалПластыриОбщие положенияПластырь кольчужныйПластырь облегченный ПО-1Пластырь деревянный с мягкими бортамиПластырь металлический клапанныйПластырь металлический с прижимным болтом ЖБ-150 (ПЛЖБ-150)Болт крючковыйБолт крючковый с откидной головкойДомкрат винтовойУпоры металлические раздвижныеСтрубцины аварийные универсальныеИнструментПодушки с куделью и кудель в мешках Материалы для заделки повреждений корпусаАптечка эпоксидных составовИнструмент аварийный трюмногоСварочное имуществоЭлектрододержатели для подводной сварки и резкиУниверсальный электрододержатель для экзотермической резки типа ЭКД-93Электрододержатель для подводной резки ЭКД-86Электрододержатель для подводной сварки ЭПС-2-76Электрододержатели для сварки и резки на воздухе ЭД-31, ЭД-50 Электроды для подводной сварки и резкиЭлектроды для подводной электрокислородной резки ЭПР-1 Электроды для подводной сварки и резки ЭПС-52, ЭПС-АЭлектроды для подводной экзотермической резки ЭТС-1Электроды УОНИ 13/45АПриспособление защитное для сварки под водойНаголовные щитки УН, РНКабель сварочный НРШМСтрубцина для крепления сварочного кабеляБаллоны для технического кислорода и ацетиленаКлюч КАВ для ацетиленовых и кислородных баллоновРедукторы баллонные (кислородный БКО-25, ацетиленовый БАД-5)Рукава резиновыеРезак Р2АТ1 инжекторный для ручной кислородной резкиГорелки однопламенные универсальные для ацетилено-кислородной сварки ГЗТ1, Г2Т1Очки защитные откидные ЭП-80-Г-1 со светофильтрамиЩетка проволочная ручная для очистки металлаГ л а в а 3. Имущество для исправления повреждений трубопроводовОбщие положенияБугель универсальный ленточныйЗаглушка универсальная с тремя захватамиСтрубцина слесарнаяМатериалы для заделки повреждений трубопроводовПрокладочный материалПроволока стальная и латуннаяГлава 4. Электротехническое имуществоСветильник ручной переносной тип 198БСветильники аварийные аккумуляторныеСветильник аварийный аккумуляторный тип 900АСветильник аварийный аккумуляторный тип 436Кабель НРШМ 3×35 для передачи электроэнергииКабель НРШМ 2×10 для передачи электроэнергииСросток боевой сети освещенияСросток боевой силовой сетиЗажимы универсальные кабельныеКлюч для зажимов ЗУ К-1 и ЗУК-2Наконечник кабельный аварийныйКомплект сменных наконечниковИнструмент аварийный электрикаГлава 5. Средства спасания личного составаНазначение и составКоллективные спасательные средства

Плоты спасательные надувные ПСН-6М, ПСН-10М, ПСН-20М

Плоты спасательные надувные ПСН-6МК, ПСН-10МК, ПСН-20МКШлюпка спасательная самоходная надувная «Стриж»Лодка авиационная спасательная ЛАС-5М-3Средства эвакуации с аварийного корабляКонтейнер эвакуационно-спасательныйУстройство посадочное пневматическое ППУ-5Индивидуальные спасательные средстваСостав и назначениеКруг спасательный КС с выкидным линемКруг спасательный КСС с выкидным линемЖилет спасательный ЖС-КЖилет спасательный надувной ЖСН-85Жилет спасательный ЖС-2000Нагрудник НСУСпасательный гидрокостюм экстренного использования СГКЭ Спасательный гидротермокостюмСпасательный гидрокостюм СГ-2Контейнер мягкий десантника МКДБуй светодымящий БСД-МБуй светящий БС-2Подвесной мотор «Вихрь-ЗОРМИ»Глава 6. Водолазное имуществоВодолазное снаряжениеСнаряжение водолазное универсальное СВУ-3Фонарь подводный ручной «Берилл»Водолазные дыхательные аппаратыАппарат воздушно-дыхательный АВМ-12-КАппарат изолирующий дыхательный ИДА-72Д2 для кислородной декомпрессииГидрокомбинезон УКГ-1Ремонтный комплект УГК № 1Глава 7. Оборудование и имущество для обеспечения водолазных работ КомпрессорыКомпрессор кислородный КН-4Компрессор дожимающий кислородный КД-ЗМУстановка воздушно-зарядовая ВЗУ-200УЭлектрокомпрессор «Старт-1М»Мотокомпрессор «Старт-2″Средства очистки воздухаОбщие сведенияБлок очистки воздуха высокого давления портативный ПБО-200 Блок очистки малогабаритный МБО-20Фильтры очистки воздуха высокого давления ФВД-200У и ФВД-150УБаллон стальной для газовВодолазная телефонная унифицированная станция ВТУС-70 Средства газового контроляКальциметрКомплект оборудования для газовых анализов КГА-1-1Газоанализатор кислорода ГК-1Корабельный газоанализатор переносной на двуокись углерода КГП-ДУКорабельный газоанализатор переносной на вредные примеси КГП-ВПКорабельный газоанализатор переносной на кислород КГП-К Прибор газового анализа вредных примесей ПГА-ВПМПрибор газового анализа на двуокись углерода ПГА-ДУМПрибор газового анализа на кислород ПГА-КМТрубки индикаторные (ИТМ-1Б, ИТМ-2А, ТО-1, ИТМ-5, ИТМ-ДУ-М, ИТМ-ДУ-Б)Водолазные приборыМанометры водолазныеГлубиномер водолазный наручный Г-5Часы водолазные наручные НВЧ-30Глава 8. Противопожарные имущество и средстваОгнетушащие веществаПенообразователи ПО-1, ПО-ЗА, ПО-6К, «Морпен», П0Ф-9МДвуокись углеродаОгнетушащие порошки П-2АП, «Пирант-А»Жидкость огнегасительная хладонПереносные, возимые, самоходные средства тушения пожаровНасосы пожарные переносныеМотонасос пожарный переносной НПБ-50/8ММотонасос пожарный переносной НПБ-40/7Насос пожарный ручной морской (РПН-М)Установка пожарная самоходная «Исход-14ВХЛ»Установка пожаротушительная хладоновая переносная УХП-85 Установки переносные пенныеГенератор судовой пенный ГСП-600Установки переносные пенные УППС-200 и УППС-100ОгнетушителиОгнетушители воздушно-пенные морскиеОгнетушитель воздушно-пенный морской ОВПМ-8Огнетушитель воздушно-пенный морской для помещений с повышенным давлением газовой среды ОВПМ-6ПДОгнетушитель воздушно-пенный морской ручной с патрономгазогенерирующим ОВПМ-10ПГОгнетушители порошковыеОгнетушитель порошковый с патроном газогенерирующим ОП-10ПГОгнетушитель порошковый ОП-8Огнетушитель порошковый забрасываемый с патроном газогенерирующим ОПЗ-2ПГОгнетушитель порошковый забрасываемый ОПЗ-2Огнетушители порошково-пенные возимыеОгнетушитель порошково-пенный возимый с патроном газогенерирующим ОППВ-16ПГОгнетушитель порошково-пенный возимый ОППВ-16Патроны газогенерирующиеПатроны газогенерирующие ПГ-10Ж и ПГ-16ЖПатроны газогенерирующие ПГ-2, ПГ-9, ПГ-19Огнетушители самосрабатывающие порошковые ОСП-1 и ОСП-2 Огнетушитель углекислотный ОУ-5Стволы пожарные ручные комбинированные РСКМ-50 и РСКМ-65 Рукава пожарные напорные, напорно-всасывающие. Зажим для пожарных рукавовСоединения рукавные (гайки PC, ключ и кольцо уплотнительное для гаек PC)Защитная одежда и экипировка пожарныхТермостойкий костюм ТСК-75Теплоотражательный костюм ТОК-79Комплект огнезащитной одежды пожарногоПояс пожарного спасательныйАппарат пожарного АП-93-КАппарат пожарного АП-96МФонарь термостойкий пожарный индивидуальный ФТПИ с зарядным устройствомФонарь электрический групповой пожарный ФЭГИнструмент ручной аварийно-спасательныйЛом пожарный легкий ЛПЛ в маломагнитном исполненииТопор пожарный поясной в маломагнитном исполнении. Кобура для топора пожарногоВедра пожарныеГлава 9. Имущество для снятия с мели и буксировкиЛинемет аварийный АЛ-ITГлава 10. Средства спасания личного состава, состоящие на вооружении морской авиацииКонтейнер авиационный спасательный КАС-150Упаковки со спасательным имуществомПарашютно-десантный мягкий мешок ПДММ-47Использование вертолетов для спасания людей на мореГлава 11. Устройства для передачи электроэнергии и воздуха высокого давления на аварийные подводные лодки и аварийные надводные кораблиТрубопровод воздуха высокого давления ТВД-РУстройства для передачи электроэнергии

Устройства для передачи воздуха высокого давления

Отзывы (3)

Очень понравилось.

ВАСИЛИЙ (13.07.14 г.)

Помогите найти в описании о спасательном гидрокостюме экстренного использования СГКЭ-2Д. В каком учебнике? Или отправьте на мою почту.

Добрыднюк Юрий Иванович. (06.03.13 г.)

класс

сергей (22.08.11 г.)

Источник: http://www.MorKniga.ru/p1028.html

Ссылка на основную публикацию