Безопасность. Орловская область
Федеральные органы исполнительной власти располагают специально подготовленными и аттестованными силами и средствами, предназначенными для предупреждения и ликвидации ЧС. Используя их в рамках Единой государственной системы, можно до минимума свести людские и материальные потери.
Силы и средства РСЧС подразделяются на:
— Силы и средства наблюдения и контроля;
— Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Силы и средства наблюдения и контроля включают подразделения органов надзора (за состоянием котлов, мостов, АЭС, газовыми и электрическими сетями и др.
); контрольно-инспекционную службу (Минэкологии), службы и учреждения ведомств, осуществляющих наблюдение за состоянием природной среды, за потенциально опасными объектами: ветеринарную службу; сеть наблюдения и лабораторного контроля ГО; лабораторный контроль за качеством продуктов питания и пищевого сырья; службу предупреждения о стихийных бедствиях.
В силы и средства ликвидации ЧС входят, в первую очередь, соединения, части и подразделения МЧС, МО, МВД, невоенизированные формирования ГО, а также силы и средства, принадлежащие другим министерствам и ведомствам, государственным и иным органам расположенным на территории России.
Основу этих сил составляют войска ГО, подразделения поисково-спасательной службы и формирования постоянной готовности МЧС. В настоящее время намечен ряд мероприятий, направленных на их укрепление. Так в составе спасательных бригад создаются воздушно-десантные отряды.
Ведь в столице России сконцентрировано свыше тысячи объектов, в том числе немало потенциально опасных.
Круглый год переполнены людьми девять железнодорожных вокзалов, четыре аэропорта, принимают и отправляют грузы и пассажиров несколько речных портов.
По многим улицам перевозят ядовитые и взрывоопасные вещества, горючие жидкости применяемые в технологических процессах современного производства.
Значительными силами для быстрого реагирования на ЧС располагают и другие министерства и ведомства. Например, Министерство путей сообщения имеет восстановительные и пожарные поезда.
Личный состав Министерства внутренних дел в экстремальных ситуациях обеспечивает правопорядок, сохраняет материальные ценности, осуществляет охрану важных объектов, организует оцепление, а когда надо и пропускной режим.
В ведении МВД находится и вся противопожарная служба. Ее подразделения способны не только тушить пожары, но и проводить первоочередные работы при авариях на химически опасных объектах, спасать людей и материальные ценности.
Федеральная служба контрразведки осуществляет мероприятия по обеспечению государственной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций, в том числе на режимных объектах, в районах, закрытых для иностранцев, а также при оказании содействия в ликвидации ЧС другим странам.
Министерство здравоохранения это одна из подсистем РСЧС, служба оказания экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях. Она развертывает полевые госпитали, медицинские пункты непосредственно в районах бедствия. Действия службы всем хорошо известны, особенно по чеченским событиям.
Минпром, Минтопэнерго, Минатом все они имеют свои специализированные подразделения, которые ведут наблюдение и контроль за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, осуществляют мероприятия по предотвращению и ликвидации последствий аварий и катастроф.
Газоспасательные, горноспасательные, аварийно-спасательные формирования этих министерств созданы на профессиональной основе. Работы они проводят только на своих объектах, но когда требует обстановка, и на соседних предприятиях и даже в других регионах.
Министерство сельского хозяйства располагает лабораториями, лечебницами, учреждениями занимающимися обеззараживанием. На них возложена организация и координация работ по контролю за загрязнением сельскохозяйственных угодий радиоактивными веществами и тяжелыми металлами, по ликвидации эпизоотий и эпифитотий; они следят за ситуациями природного и экологического характера.
Российская оборонная спортивно-техническая организация (РОСТО), встав правопреемником ДОСААФ на территории России, учредила ассоциацию спасательных формирований. В нее входят отряды, группы добровольных спасателей (аэромобильные, парашютно-десантные, автотранспортные, подводно-технических работ, радистов). При советах ОСТО в девяти регионах на сегодня есть более 300 таких подразделений.
Кроме перечисленных сил создают, готовят и оснащают формирования все субъекты федерации (республики, края, области). В городах, районах и на объектах должны быть свои подразделения. Это значит, что везде, где бы не произошла авария, катастрофа или стихийное бедствие, в распоряжении соответствующего начальника ГО есть силы и средства, которыми он может распорядиться по своему усмотрению.
В случае необходимости в район бедствия будет направлена в срочном порядке такая помощь, которая позволит свести потери к минимуму.
Источник: http://mchs-orel.ru/sily-i-sredstva-rschs/
Охрана труда и БЖД
Основными задачами РСЧС являются:
- организация оповещения и информирование населения;
- проведение мероприятий по защите населения и территорий;
- ликвидация чрезвычайных ситуаций;
- оказание гуманитарной помощи;
- подготовка руководящего состава, специалистов и обучение населения;
- пропаганда среди населения роли РСЧС в общей системе безопасности страны.
Федеральные органы исполнительной власти располагают специально подготовленными и аттестованными силами и средствами, предназначенными для предупреждения и ликвидации ЧС. Используя их в рамках единой государственной системы, можно до минимума свести людские и материальные потери.
Силы и средства РСЧС подразделяются:
- на силы и средства наблюдения и контроля;
- силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Силы и средства наблюдения и контроля включают:
- подразделения органов надзора (за состоянием котлов, мостов, АЭС, газовыми и электрическими сетями и др.);
- контрольно-инспекционную службу (Минэкологии);
- службы и учреждения ведомств, осуществляющих наблюдение за состоянием природной среды, за потенциально опасными объектами;
- ветеринарную службу;
- сеть наблюдения и лабораторного контроля ГО;
- лабораторный контроль за качеством продуктов питания и пищевого сырья;
- службу предупреждения о стихийных бедствиях.
В силы и средства ликвидации ЧС входят в первую очередь соединения, части и подразделения МЧС, МО, МВД,невоенизированные формирования ГО, а также силы и средства, принадлежащие другим министерствам и ведомствам, государственным и иным органам, расположенным на территории России.
Основу этих сил составляют войска ГО, подразделения поисково-спасательной службы и формирования постоянной готовности МЧС. В настоящее время намечен ряд мероприятий, направленных на их укрепление.
Так, в составе спасательных бригад создаются воздушнодесантные отряды. Они более мобильны и эффективны в работе, поскольку их можно быстро перебрасывать в любой регион страны.
Появилась необходимость сформировать в войсках ГО подразделения переправочно-десантных средств и спасательных взводов.
Особого внимания в силах МЧС заслуживает Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд. Это первое в нашей стране спасательное формирование, целиком состоящее из профессионалов высокого класса.
Они не раз убедительно доказывали, что хорошо знают свое дело и умеют отлично работать в самых сложных условиях. Отряд призван оперативно реагировать на природные и техногенные катастрофы.
И не только на территории России, но и за ее пределами.
В Кыргызстане, например, отряд занимался поиском и извлечением людей из-под оползней и завалов зданий, разрушенных землетрясением, оказывал необходимую помощь пострадавшим. Его личный состав способен работать автономно в течение двух недель, прибывать в зону бедствия любого континента планеты не позднее чем через 12 ч после получения соответствующего распоряжения.
При необходимости в отряде можно скомплектовать сразу несколько групп спасателей, готовых одновременно и эффек-тивно действовать в различных регионах России, в странах ближнего и дальнего зарубежья.
Значительными силами для быстрого реагирования на ЧС располагают и другие министерства и ведомства. Например, Министерство путей сообщений имеет восстановительные и по-жарные поезда.
Личный состав Министерства внутренних дел в экстремальных ситуациях обеспечивает правопорядок, сохраняетматериальные ценности, осуществляет охрану важных объектов, организует оцепление, а когда надо — и пропускной режим.
В ве-дении МЧС находится и вся противопожарная служба. Ее под-разделения способны не только тушить пожары, но и проводить первоочередные работы при авариях на химически опасных объ-ектах, спасать людей и материальные ценности.
Федеральная служба безопасности осуществляет мероприятия по обеспечению государственной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций, в том числе на режимных объектах, а также при оказании содействия в ликвидации ЧС другим странам.
Министерство здравоохранения — это одна из подсистем РСЧС, имеющая службу оказания экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях.
Минтопэнерго, Минатом имеют свои специализированные подразделения, которые ведут наблюдение и контроль за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, осуществляют мероприятия по предотвращению и ликвидации последствий аварий и катастроф.
Министерство сельского хозяйства располагает лабораториями, лечебницами, учреждениями, занимающимися обеззараживанием сельскохозяйственных угодий. На них возложена организация и координация работ по контролю за загрязнением сельскохозяйственных угодий радиоактивными веществами и тяжелыми металлами, они следят за ситуациями природного и экологического характера.
Российская оборонная спортивно-техническая организация (РОСТО), став правоприемником ДОСААФ на территории России, учредила ассоциацию спасательных формирований. В нее входят отряды, группы добровольных спасателей (аэромобильные, парашютно-десантные, автотранспортные, подводно-технических работ, радистов).
Кроме перечисленных сил создают, готовят и оснащают формирования все субъекты Федерации (республики, края, области). В городах, районах и на объектах должны быть свои подразделения. Это значит, что везде, где бы ни произошли авария, катастрофа или стихийное бедствие, в распоряжениисоответствующего начальника ГО есть силы и средства, которыми он может распорядиться по своему усмотрению.
В случае необходимости в район бедствия будет направлена в срочном порядке такая помощь, которая позволит свести потери к минимуму.
Источник: http://ohrana-bgd.narod.ru/afan01_1.html
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
Для прогнозирования, предотвращения и ликвидации различных ситуаций, обеспечения постоянной готовности к ним органов государственного управления, быстрых и эффективных действий в нашей стране в 1995 г. создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС и ликвидации их последствий.
Основными задачами РСЧС являются:
— разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению населения и территорий от ЧС;
— организация и контроль за осуществлением мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, а также по обеспечению надежности работы потенциально опасных объектов (ПОО) в условиях чрезвычайной ситуации;
— организация наблюдения и контроля за состоянием природной среды и ПОО, прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
— осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования (ПУФ) организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайной ситуации;
— обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации;
— идентификация негативных воздействий среды обитания (распознавание и количественная оценка, сбор, обработка, обмен и выдача информации по ЧС);
— подготовка населения к действиям в чрезвычайной ситуации;
— прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайной ситуации;
— создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайной ситуации;
— осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля;
— осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
— реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
— международное сотрудничество;
— ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;
— создание комфортного состояния среды обитания человека.
Функционирование РСЧС осуществляется в зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации по трем режимам.
1. В режиме повседневной деятельности при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке осуществляются следующие мероприятия:
— наблюдение и контроль за состоянием ОПС (окружающая природная среда), обстановкой на ПОО (потенциально опасный объект) и на прилегающих к ним территориях;
— планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по ПУФ ОЭ (повышение устойчивости функционирования объектов экономики) и отраслей экономики в чрезвычайной ситуации;
— совершенствование органов управления РСЧС, сил и средств к действиям при чрезвычайной ситуации, организация обучения населения способам защиты и действиям при ЧС;
— создание и пополнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации;
— осуществление целевых видов страхования.
В режиме повышенной готовности при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайной ситуации осуществляются следующие мероприятия:
— принятие на себя КЧС (комиссия по чрезвычайным ситуациям) непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработки предложения по ее нормализации;
— усиление дежурно-диспетчерской службы;
— усиление наблюдения и контроля за состоянием ОПС, обстановкой на ПОО и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций и их масштабов;
— принятие мер по защите населения и ОПС, обеспечения устойчивости функционирования ОЭ;
— приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение в предполагаемый район чрезвычайной ситуации.
В режиме ЧС при возникновении и во время ликвидации последствий:
— выдвижение оперативных групп в район чрезвычайной ситуации;
— определение границ зоны чрезвычайной ситуации;
— организация защиты населения;
— организация работ по ПУФ ОЭ и отраслей экономики, обеспечение жизнедеятельности пострадавшего населения;
— осуществление непрерывного контроля за состоянием ОПС в районе чрезвычайной ситуации, за обстановкой на аварийных объектах и прилегающих территориях.
Структура РСЧС.
Пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, муниципальный (местный) и объектовый.
Две подсистемы: территориальная (звенья, соответствующие административно-территориальному делению субъектов Федерации; предназначена для предупреждения и ликвидации ЧС данных субъектов) и функциональная (организационные структуры, создаваемые федеральными органами исполнительной власти для выполнения работ по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслей экономики).
На каждом уровне РСЧС имеются координирующие органы и постоянно действующие органы управления.
Важнейшей составной частью РСЧС являются силы и средства, которые подразделяются на силы и средства наблюдения и контроля и средства ликвидации ЧС.
Силы и средства наблюдения и контроля включают в себя органы, службы и учреждения, осуществляющие государственный надзор, инспектирование, мониторинг, контроль, анализ состояния ОПС, ПОО, веществ, материалов, здоровья людей и т.д.
Силы и средства ликвидации ЧС состоят:
— из военизированных и невоенизированных противопожарных, поисково-спасательных и аварийно-восстановительных формирований федеральных органов исполнительной власти и организаций РФ;
— учреждений и формирований службы экстренной медицинской помощи Минздрава России;
— формирований службы защиты животных и растений Минсельхоза России;
— военизированных противоградовых служб Росгидромета;
— бассейновых аварийно-спасательных специализированных управлений Минтранса России;
— подразделений Государственной пожарной службы;
— соединений и частей войск ГО РФ;
— подразделений поисково-спасательной службы МЧС России;
— соединений и частей радиационной, химической и биологической защиты инженерных войск Минобороны России;
— военизированных горно-спасательных, противофонтанных и газоспасательных частей Минэнерго России;
— подразделений органов внутренних войск и муниципальной милиции;
— специализированных отрядов Минатома России;
— восстановительных и пожарных поездов МПС России;
— Центрального аэромобильного спасательного отряда МЧС России;
— территориальных и объектовых нештатных аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных формирований;
— отрядов и специалистов добровольных общественных объединений.
Координационными органами РСЧС являются:
на федеральном уровне, — Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности ФОИВ и ведомственные комиссии по чрезвычайным ситуациям в федеральным органах исполнительной власти (министерствах и ведомствах Российской Федерации);
на региональномфункции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе.
на территориальном (в пределах территории субъекта Российской Федерации) — комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
на муниципальном (местном) (в пределах территории муниципального образования, города, района в городе) — комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;
на объектовом уровне — комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.
Основной задачей данных органов управления является координация деятельности органов управления, сил и средств РСЧС соответствующего уровня и общее руководство ими при выполнении мероприятий по защите населения и территорий от ЧС. В повседневных условиях они собираются с определенной периодичностью, при угрозе или возникновении ЧС – немедленно.
Правительственная комиссия является общегосударственным координационным органом управления в области и предупреждения и ликвидации ЧС, создаваемым Правительством России в целях формирования и проведения единой государственной политики по предупреждению и ликвидации ЧС.
Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций возглавляются соответственно руководителями указанных органов и организаций или их заместителями.
Образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются соответственно Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.
Компетенция комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании
Основными задачами комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в соответствии с их компетенцией являются:
а) разработка предложений по реализации единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
б) координация деятельности органов управления и сил единой системы;
в) обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций.
Иные задачи могут быть возложены на соответствующие комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности решениями Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Постоянно действующие органы управления единой системы создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления
Эти органы управления предназначены для непосредственной организации ежедневного планирования и руководства выполнением мероприятий по ПЛЧС.
Источник: http://bgdstud.ru/podborka-lekczij-po-bzhd/22-organizaciya-zashhity-naseleniya-ot-chrezvychajnyx/1109-edinaya-gosudarstvennaya-sistema-preduprezhdeniya-5.html
РСЧС
В каком году была создана изначально в нашей стране РСЧС
-2000г.
+1992г.
-1989г.
-1994г.
-1996г.
?
Направления на которые делятся проводимые мероприятия РСЧС
-взаимодействия сил в ЧС
+предупреждение ЧС
-повышение обороноспособности в ЧС
+ликвидация ЧС
-мониторинг окружающей среды в ЧС
?
Правильная цепочка организационных уровней РСЧС
-производственный, поселковый, территориальный, региональный, федеральный
-объектовый, местный, районный, региональный, республиканский
+объектовый, муниципальный, региональный, межрегиональный, федеральный
-окружной, муниципальный, территориальный, трансграничный, межобластной
-объектовый, производственный, функциональный, территориальный, федеральный
?
Состав сил МЧС
-формирования и учреждения Всероссийской службы медицины катастроф
+государственный центральный аэромобильный спасательный отряд
+поисково-спасательная служба
+спасательные воинские формирования
-формирования и учреждения государственного санэпиднадзора
?
Подсистемы выделяемые в организационной структуре РСЧС
+территориальная
-федеральная
+функциональная
-постоянная
-переменная
?
Принципы построения и функционирования РСЧС
+защите от ЧС подлежит все население РФ
+заблаговременное и дифференцированное планирование мероприятий по защите населения и территорий и их непрерывное осуществление
+комплексность подхода к проведению мероприятий по защите населения от ЧС
-этапное лечение пораженных в ЧС
-плановость
?
Функциональная подсистема РСЧС создается на базе
-органов управления, сил и средств ряда местных органов исполнительной власти
+органов управления, сил и средств ряда министерств и ведомств
+органов управления, сил и средств ряда организаций
-органов управления, сил и средств органов исполнительной власти субъектов РФ
-органов управления и средств информационно-управляющей системы МЧС
?
Важнейший фактор, влияющий на эффективность деятельности РСЧС
+уровень подготовки населения к действиям в условиях возникновения и развития ЧС
-совокупность потерь среди населения во время ЧС
-воздействие на людей сразу нескольких поражающих факторов
-возникающие медико-санитарные последствия ЧС
-устойчивое функционирование объектов и организаций в условиях ЧС
?
Режим функционирования РСЧС устанавливаются решением
+руководителей органов исполнительной власти
-органов оперативного управления
-органов повседневного управления
-министра по чрезвычайным ситуациям
-директора центра медицины катастроф
?
Основные задачи возлагаемые на РСЧС
+проведение мероприятий, направленных на повышение устойчивости функционирования организаций и объектов в ЧС
+подготовка населения к действиям в ЧС
+осуществление мероприятий по социальной защите населения
+проведение мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию ЧС
-установление режима функционирования
?
Координационные органы РСЧС
+комиссии по чрезвычайным ситуациям
-Правительство РФ
-Министерство по чрезвычайным ситуациям
-дежурно-диспетчерские службы
-центры управления в кризисных ситуациях
?
Постоянно действующие органы управления РСЧС
-комиссии по чрезвычайным ситуациям
-Правительство РФ
+Министерство по чрезвычайным ситуациям
-дежурно-диспетчерские службы
-центры управления в кризисных ситуациях
?
Органы повседневного управления РСЧС
-комиссии по чрезвычайным ситуациям
-системы информационного обеспечения
-Министерство по чрезвычайным ситуациям
+дежурно-диспетчерские службы
+центры управления в кризисных ситуациях
?
К силам РСЧС относят
-войсковые части Министерства Обороны
-силы и средства Органов Внутренних Дел
+силы наблюдения за состоянием внешней окружающей среды
+силы и средства ликвидации ЧС органов исполнительной власти
-средства массовой информации
?
Режимы деятельности РСЧС
-боевой готовности
+повседневной деятельности
+повышенной готовности
+чрезвычайной ситуации
-мирного времени
?
В режиме повседневной деятельности, РСЧС проводит
+наблюдение и контроль за состоянием окружающей внешней среды
+совершенствование подготовки сил
+обучение населения способам защиты
-приведение в состояние готовности силы и средства
-прогнозирование возможности возникновения ЧС и ее масштабы
?
В режиме повышенной готовности РСЧС проводит
-целевые виды страхования
-создание и пополнение резервов
+принятие мер по защите населения
+проверку систем и средств оповещения и связи
+прогнозирование возможной обстановки на объекте, её характер и последствия
?
На первом этапе при ликвидации ЧС решаются задачи
+по экстренной защите населения
-по выполнению аварийно-спасательных работ
-по выполнению других неотложных работ
-по обеспечению жизнедеятельности пострадавшего населения
-выплате материальной помощи
?
На втором этапе при ликвидации ЧС решаются задачи
-по экстренной защите населения
+по выполнению аварийно-спасательных работ
-по выплате материальной помощи
+по выполнению других неотложных работ
-по обеспечению жизнедеятельности пострадавшего населения
?
Поисково-спасательная служба МСЧ предназначена
+проведения поисково-спасательных работ в ЧС
-доставки необходимых грузов для ликвидации ЧС
+оказания медпомощи пораженным и эвакуации их в лечебные учреждения
+проведения профилактических мероприятий, направленных на снижение опасности для жизни и здоровья граждан
+проведения в зонах ЧС аварийно-спасательных работ
Источник: https://dendrit.ru/page/show/mnemonick/rschs/
Режимы функционирования и взаимодействия
РСЧС и ЖТСЧС
Режим повседневной деятельности РСЧС– повседневное функционирование и специальная подготовка органов управления, сил и средств ГОЧС (при отсутствии непосредственной угрозы ЧС).
Режим повышенной готовности РСЧС— функционирование органов управления, сил и средств системы при угрозе возникновения ЧС.
Режим чрезвычайной ситуации– действия органов управления, сил и средств РСЧС при возникновении и ликвидации последствий ЧС.
Взаимодействие РСЧС и ЖТСЧС — согласование по целям, задачам, месту (объектам), времени и способам действия сил и средств РСЧС и ЖТСЧС при совместном выполнении ими задач по предотвращению и (или) ликвидации ЧС; осуществляется заблаговременно с целью согласования привлечения специальных сил и средств РСЧС для ликвидации последствий крупномасштабных и особо опасных специфических ЧС (ХОЧС, РОЧС и т.п.) на ж.-д. транспорте и достигается разработкой планов взаимодействия на уровнях: МТ РФ, ОАО «РЖД» и МЧС РФ, управлений железных дорог и РЦ МЧС, отделений железных дорог и ГУ МЧС по субъектам РФ, объектов железнодорожного транспорта и управлений (отделов) МЧС муниципальных образований.
План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций – совокупность заблаговременно разрабатываемых на всех уровнях РСЧС планирующих документов, которые определяют краткую оценку возможных ЧС, организацию, объем, порядок и сроки выполнения мероприятий по предупреждению (предотвращению) или снижению размеров потерь, экстренной защите граждан, ведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в ЧС природного и техногенного характера; состоит из текстуальной части и приложений (расчетов, топографических карт, схем, таблиц).
Гражданская оборона на объектах экономики
И железнодорожного транспорта.
Организация (объект), отнесенная к категории по гражданской обороне — организация (объект) имеющая(ий) мобилизационное задание или (и) высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное время, а также уникальную культурную ценность.
Руководитель гражданской обороны – руководитель, несущий по должности персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения; такими должностными лицами являются: на федеральном уровне — председатель Правительства РФ, руководители федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств), на региональном, муниципальном и объектовом уровнях – соответственно главы органов исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований, руководители организаций (объектов).
Отдел, сектор (штаб) ГОЧС – постоянно действующий орган управления, специально уполномоченный решать задачи объекта (организации) в области гражданской обороны и защиты от ЧС.
Эвакуационные органы – специально формируемые органы для планирования и проведения эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из категорированных по ГО городов и объектов в угрожаемый период или в военное время.
Службы гражданской обороны – специальные службы ГО, организованные и подготовленные для решения специфических задач, руководства и проведения мероприятий гражданской обороны, требующих определенной профессиональной подготовки, технической оснащенности и обеспечения действий формирований в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах ЧС и очагах поражения; как правило, на ОЖДТ и других объектах экономики создаются и функционируют следующие службы: медицинская, связи и оповещения, аварийно-техническая, радиационной и химической защиты, светомаскировки и энергоснабжения, инженерной защиты (убежищ и укрытий), технической разведки, пожаротушения, охраны общественного порядка, транспортная, материально-технического обеспечения и др.
Количество и предназначение создаваемых служб в организациях (на объектах) зависит от характера возможных ЧС на объектах и территориях, наличия ресурсов и материально-технической базы, определяющих необходимость и возможность функционирования конкретной службы.
Аварийно-спасательные формирования (АСФ) — силы и средства, специально подготовленные, оснащенные и предназначенные для защиты населения, материальных и культурных ценностей, проведения работ в очагах поражения по ликвидации последствий применения возможным противником современных средств поражения, а также по ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера; подразделяются на аварийно-спасательные формирования на постоянной штатной основе и нештатные аварийно-спасательные формирования.
Нештатные аварийно-спасательные формирования (НАСФ) – структурные подразделения организаций (объектов), создаваемые на нештатной основе, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций; наиболее массовая часть сил гражданской обороны, организационно представлена отрядами, дружинами, группами, звеньями, постами и другими подразделениями различного предназначения: общего назначения, предназначенные для проведения аварийно-спасательных работ и формирования служб гражданской обороны, предназначенные для выполнения специальных мероприятий, соответствующих задачам служб.
План гражданской обороны и защиты населения – совокупность заблаговременно разрабатываемых на всех уровнях ГО (РСЧС) планирующих документов, которые определяют организационную структуру, состав сил и средств ГО, перечень мероприятий и порядок их выполнения (действий) по защите граждан, обеспечению и повышению устойчивости функционирования объектов отраслей экономики или территорий в условиях военного времени; разрабатывается текстуально с приложением необходимых расчетов, топографических карт, схем, графиков и таблиц.
Подготовка органов управления и сил РСЧС
Категории (группы) обучаемых в области ГОЧС – организуются с учетом должностного предназначения и выполняемых задач по предупреждению и ликвидации ЧС и подразделяются: учащаяся молодежь; неработающее население; работающее население – лица занятые в сфере производства и обслуживания, но не включенные в состав органов управления и сил РСЧС; работники специально уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации ЧС, а также включенные в состав органов управления и сил РСЧС; председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям всех уровней; руководители органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций. Подготовка руководителей, специалистов и сил РСЧС осуществляется в академии Гражданской защиты МЧС РФ, специальных учебно-методических центрах (УМЦ) и на курсах ГОЧС, в других организациях, в ВУЗах и учреждениях по повышению квалификации, и непосредственно по месту работы, на специально проводимых учениях, тренировках и сборах, а также путем самостоятельного изучения нормативных правовых и технических актов, учебных пособий, памяток, инструкций, просмотра специальных кино- и видеофильмов, прослушивания радио- и телепередач и т.п.
Командно-штабное учение (КШУ) — вид подготовки руководящего состава министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации, городов, районов и организаций.
Предусматривает работу с планами ГОЧС, с целью проверки их реальности, выявлению и устранению недостатков.
Проводится 1 раз в 2 года в министерствах и ведомствах, в органах исполнительной власти субъектов РФ; 1 раз в 3 года в органах местного самоуправления; 1 раз в год в организациях.
Тактико-специальные учения (ТСУ) — вид подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований. Проводится на местности с каждым формированием.
Предусматривает развертывание и проверку работоспособности технических средств, имеющихся на оснащении данного формирования, способствует слаживанию его работы.
Проводится 1 раз в 3 года, а с формированиями постоянной готовности – ежегодно.
Комплексное учение (КУ) — вид подготовки руководящего состава, сил ГОЧС, рабочих и служащих организаций в единой оперативно-тактической обстановке. Предусматривает организацию взаимодействия перечисленного личного состава, комплексную проверку готовности организаций к решению задач в области ГОЧС. Проводится 1 раз в 3 года в промежутках между КШУ и ТСУ.
Объектовая тренировка – отработка на объектах и в учебных заведениях основных способов и действий сил и средств ГОЧС по защите людей, а также мероприятия по обеспечению и повышению устойчивости работы объектов во всех видах ЧС.
Источник: https://infopedia.su/1x358e.html
4.3 Основы организации и взаимодействия сил РСЧС
Сущность работы по организации и поддержанию взаимодействия заключается в обеспечении наиболее рационального распределения усилий имеющихся сил и средств по месту действий, задачам и способам их выполнения, с учетом характера, масштабов ЧС, складывающейся обстановки и возможностей каждого подразделения и формирования, в интересах ликвидации ЧС в короткие сроки.
Основными организаторами взаимодействия являются Региональные центры ГОЧС и территориальные Комиссии по ЧС.
Правовой основой для организации взаимодействия сил РСЧС являются:
— постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 1992 года № 261, утвердившее Положение о Российской системе предупреждения и действий в ЧС и определившее функции органов государственного управления Российской Федерации по предупреждению и ликвидации ЧС;
— нормативные документы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий и других министерств (ведомств) Российской Федерации, силы и учреждения которых входят в систему РСЧС, по организации взаимодействия при решении задач по предупреждению и ликвидации ЧС.
В части организации взаимодействия указанные документы предусматривают, что:
— Региональные Центры по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий организуют взаимодействие органов исполнительной власти региона с органами военного управления соответствующих военных округов;
— организуют разработку и реализацию планов взаимодействия территориальных и ведомственных органов управления в регионе по предупреждению и ликвидации ЧС;
— им предоставляется право принимать в пределах своей компетенции решения, необходимые для организации и координации работ по предупреждению и ликвидации ЧС на территории региона, обязательные для исполнения органами исполнительной власти, организациями и предприятиями, независимо от форм собственности, а также должностными лицами и гражданами.
Территориальные Комиссии по ЧС координируют деятельность Комиссий по ЧС на подведомственной территории по предупреждению и ликвидации ЧС, а также организуют взаимодействие с Комиссиями по ЧС соседних территорий, военным командованием, общественными организациями по вопросам сбора и обмена информацией, а в случае необходимости — направления сил и средств для ликвидации ЧС.
В ходе ликвидации ЧС взаимодействие уточняется и поддерживается оперативными группами Комиссий по ЧС. На них возлагается координация действий сил различной подчиненности и назначения по оказанию пострадавшим необходимой помощи и выполнению других неотложных мер по ликвидации ЧС.
Им предоставляется право:
— привлекать для решения задач по ликвидации ЧС все силы и средства, находящиеся в зоне бедствия, независимо от их ведомственной принадлежности;
— задействовать для обеспечения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ выделенный в установленном порядке транспорт и другие материально-технические средства;
— в случае необходимости отдавать распоряжения на эвакуацию людей и материальных ценностей из опасной зоны, приостанавливать работу цехов и объектов.
Командиры и штабы воинских частей и подразделений ГО, а также командиры формирований организуют взаимодействие между подразделениями части (формирования), а при совместном выполнении задач с формированиями других Министерств и ведомств — также с ними.
Основой для организации взаимодействия являются решения начальников региональных центров, Председателей Комиссий по ЧС на проведение первоочередных экстренных мер и ликвидацию ЧС, а также их указания по организации взаимодействия.
Взаимодействие с формированиями и службами Министерств и ведомств Российской Федерации организуется через представителей указанных Министерств и ведомств.
Содержание взаимодействия определяется характером пожаров и задачами, решаемыми силами РСЧС при их ликвидации, а также предназначением и возможностями формирования (службы), с которой организуется взаимодействие.
Аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные формирования постоянной готовности, созданные на базе военизированных горноспасательных, газоспасательных, противофонтанных и пожарных подразделений, медицинских формирований, строительных и монтажных организаций и других аналогичных профессиональных служб различных Министерств и ведомств, по согласованию с ними, привлекаются для выполнения задач РСЧС Комиссиями по ЧС на контрактной основе с возмещением произведенных затрат.
Воинские части и подразделения гражданской обороны в штатах мирного времени привлекаются к решению задач по тушению пожаров в границах региона решением Начальников соответствующих Региональных Центров ГОЧС по согласованию с МЧС.
На период тушения пожара, исходя из сложившейся обстановки и поставленной задачи, воинские части и подразделения ГО передаются в оперативное подчинение определенной Комиссии по ЧС и действуют в составе территориальной группировки сил во взаимодействии с другими, входящими в ее состав формированиями.
Взаимодействие с воинскими частями ГО организует Комиссия по ЧС, которой части приданы в оперативное подчинение.
Подразделения постоянной готовности, созданные на базе соединений и частей войск РХБ защиты и инженерных войск Министерства обороны РФ, привлекаются к проведению мероприятий по тушению пожаров в интересах территории по решению Командующего войсками соответствующего военного округа и решают задачи в соответствии с планами взаимодействия Регионального Центра ГОЧС и военного округа.
В зависимости от характера и масштабов пожара взаимодействие организуется по этапам его ликвидации и задачам.
Между подразделениями, формированиями, группами спасателей, при их совместных действиях взаимодействие организуют их командиры в интересах формирования (подразделения), выполняющего главную задачу. При этом действия согласовываются по задачам, способам и технологии их решения, согласно роли каждого подразделения (формирования) в их выполнении, с учетом профиля их специализации.
Поддержание взаимодействия в ходе тушения пожара достигается:
— твердым знанием всеми участниками поставленных задач и способов их выполнения;
— своевременным и точным выполнением поставленных задач;
— своевременным уточнением задач с учетом складывающейся обстановки;
наличием надежной связи, устойчивой достоверной взаимной информации.
Источник: http://trud.bobrodobro.ru/5409
Силы и средства РСЧС
К силам и средствам единой системы относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединœений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации ЧС.
В состав сил и средств каждого уровня единой системы входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на ЧСи для проведения работ по их ликвидации (далее − силы постоянной готовности).
Силы и средства РСЧС подразделяются на силы и средства наблюдения и контроля и силы и средства ликвидации ЧС.
а)Силы и средства наблюдения и контроля в составе:
— служб (учреждений) и организаций федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализ воздействия вредных факторов на здоровье населœения;
— формирований государственной санитарно-эпидемиологической службы Минздрава РФ;
— ветеринарной службы Минсельхозпрода РФ;
— служб (учреждений) наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Комитета РФ по торговле и Минсельхозпрода РФ;
— геофизической службы Российской академии наук, оперативных групп постоянной готовности Федеральной службы РФ по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и подразделœений Федерального агентства по атомной энергетике РФ;
— учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля ГО.
б) силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе:
— военизированных и невоенизированных противопожарных, поисковых, аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных, восстановительных и аварийно-технических формирований федеральных органов исполнительной власти;
— формирований и учреждений Всероссийской службы медицины катастроф;
— формирований ветеринарной службы и службы защиты растений Минсельхозпрода РФ;
— военизированных служб по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
— формирований ГО РФ территориального, местного и объектового уровней;
— специально подготовленных сил и средств Войск ГО РФ, других войск и воинских формирований, предназначенных для ликвидации ЧС;
— аварийно-технических центров Федерального агентства по атомной энергетике России;
— служб поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России;
— восстановительных и пожарных поездов ПАО (до 2015 г. ОАО) «Российские желœезные дороги»;
— аварийно-спасательных служб и формирований Федеральной службы морского флота России (включая Государственный морской спасательно-координационный центр и спасательно-координационные центры), Федеральной службы речного флота России, других федеральных органов исполнительной власти.
Из перечисленных сил и средств ликвидации ЧС выделяются аварийно-спасательные формирования (АСФ), укомплектованные с учетом обеспечения работы в автономном режиме в течение не менее трех суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности – силы постоянном готовности. Их перечень на федеральном уровне утверждается Правительством РФ, на территориальном, местном и объектовом уровнях – соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, руководителями организаций.
Силы постоянной готовности в случае возникновения ЧС вне зоны их деятельности могут привлекаться для экстренного реагирования МЧС Россиии другими органами управления по делам ГОЧС по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями. Специально подготовленные силы и средства ВС РФ, других войск и воинских формирований привлекаются к ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, определяемом Президентом РФ.
Решениями руководителœей организаций на базе служб и подразделений (строительных, медицинских, химических, ремонтных и др.) в порядке, определяемом постановлениями Правительства РФ, могут создаваться нештатные АСФ, предназначенные для проведения АСДНР при ЧС.
Силы и средства, предназначенные для ликвидации ЧС РСЧС, используются эшелонировано.
В первом эшелонепринимают участие:
— ведомственные АСФ;
— противопожарные подразделœения;
— подразделœения медицинской скорой помощи;
— подразделœения постоянной готовности Войск ГО;
— дежурные подразделœения поисково-спасательной службы (ПСС) МЧС России.
Срок их прибытия в район бедствия – не более 30 мин.
Основная задача – локализация ЧС, тушение пожаров, организация радиационного и химического контроля, проведение поисково-спасательных работ, оказание медицинской помощи пострадавшим.
В случае если силы и средства первого эшелона не способны справиться с задачей по ликвидации ЧС привлекаются силы и средствавторого эшелона:
— подразделœения Войск ГО;
— подразделœения ПСС МЧС России;
— ведомственные и территориальные АСФ постоянной готовности;
— специализированные подразделœения экстренной медицинской помощи.
Срок их прибытия в район бедствия – не более трех часов.
Основная задача – проведение АСДНР, радиационная и химическая разведка, локализация радиоактивных загрязнений, химических и биологических заражений, жизнеобеспечение пострадавшего населœения, оказание специализированной медицинской помощи.
В случае если силы и средства второго эшелона также не способны справиться с ликвидацией возникшей ЧС, то в третьем эшелонепринимают участие:
— соединœения и воинские части Войск ГО;
— подразделœения ПСС МЧС России;
— ведомственные и территориальные аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные формирования;
— соединœения и воинские части Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований;
— специализированные подразделœения строительно-монтажных организаций и др.
Срок их прибытия в район бедствия – от трех часов до нескольких суток.
Основная задача — радиационный и химический контроль, проведение АСДНР, восстановление первичного жизнеобеспечения в районах бедствия (подача воды, электроэнергии, тепла, восстановление транспортных коммуникаций, обеспечение питанием и т.п.).
Как правило, ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами того объекта͵ звена, территориальной и функциональной подсистем РСЧС, на территории или объектах которых они возникли.
В случае если масштабы возникшей ЧС таковы, что соответствующая КЧС и ПБ, ее силы и средства не могут самостоятельно справиться с локализацией и ликвидацией ЧС, то она обращается за помощью к вышестоящей КЧС и ПБ.
1.4. Режимы функционирования, проводимые мероприятия и финансирование деятельности РСЧС
При отсутствии угрозы возникновения ЧС на объектах, территориях или акваториях органы управления и силы РСЧС функционируют в режиме повсœедневной деятельности.
Решениями руководителœей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли ЧС, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация ЧС, для соответствующих органов управления и сил единой системы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:
— режим повышенной готовности– при угрозе возникновения ЧС;
— режим чрезвычайной ситуации– при возникновении и ликвидации ЧС.
Решениями руководителœей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций о введении для соответствующих органов управления и сил единой системы режима повышенной готовности или режима ЧС определяются:
— обстоятельства, послужившие основанием для введения режима повышенной готовности или режима ЧС;
— границы территории, на которой может возникнуть ЧС, или границы зоны ЧС;
— силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;
— перечень мер по обеспечению защиты населœения от ЧС или организации работ по ее ликвидации;
— должностные лица, ответственные за осуществление мероприятий по предупреждению ЧС или руководитель работ по ликвидации ЧС.
Выше перечисленные должностные лица должны информировать населœение через средства массовой информации и по иным каналам связи о введении на конкретной территории соответствующих режимов функционирования органов управления и сил единой системы, а также мерах по обеспечению безопасности населœения.
При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на соответствующих территориях режима повышенной готовности или режима ЧС, руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций отменяют установленные режимы функционирования органов управления и сил единой системы.
При угрозе возникновения или возникновении региональных, федеральных и трансграничных ЧС режимы функционирования органов управления и сил соответствующих подсистем единой системы могут устанавливаться решениями Правительственной КЧС и ПБ.
Основными мероприятиями, проводимымиоргана органами управления и силами РСЧС, являются:
а) в режиме повсœедневной деятельности:
— изучение состояния окружающей среды и прогнозирования ЧС;
— сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населœения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
— выработка и реализация целœевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС и обеспечению пожарной безопасности;
— планирование действий органов управления и сил единой системы, организация подготовки и обеспечения их деятельности;
— подготовка населœения к действиям в ЧС;
— пропаганда знаний в области защиты населœения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
— руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
— проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населœения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
— осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;
— проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населœения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населœения в ЧС;
— ведение статической отчетности о ЧС, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф;
б) в режиме повышенной готовности:
— усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения ЧС и их последствий;
— введение при крайне важно сти круглосуточного дежурства руководителœей и должностных лиц органов управления и сил единой системы на стационарных пунктах управления;
— непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых ЧС, информирование населœения о приемах и способах защиты от них;
— принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития ЧС, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в ЧС;
— уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации ЧС и иных документов;
— приведение при крайне важно сти сил и средств единой системы в готовность к реагированию на ЧС, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;
— восполнение при крайне важно сти резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации ЧС;
— проведение при крайне важно сти эвакуационных мероприятий;
в) в режиме чрезвычайной ситуации:
— непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших ЧС и их последствий;
— оповещение руководителœей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, а также населœения о возникших ЧС;
— проведение мероприятий по защите населœения и территорий от ЧС;
— организация работ по ликвидации ЧС и всœестороннему обеспечению действий сил и средств РСЧС, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при крайне важно сти в установленном порядке общественных организаций и населœения к ликвидации возникших ЧС;
— непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне ЧСи в ходе проведения работ по ее ликвидации;
— организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации ЧС и их последствий;
— проведение мероприятий по жизнеобеспечению населœения в ЧС.
Информационное обеспечение РСЧС осуществляется с использованием информационно-управляющей системы, представляющей собой совокупность технических систем, средств связи и оповещения, автоматизации и информационных ресурсов, обеспечивающей обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации.
Порядок сбора и обмена информацией в области защиты населœения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями в порядке установленном Правительством РФ.
Для ликвидации ЧС создаются и используются:
— резервный фонд Правительства РФ по предупреждению и ликвидации последствий стихийных бедствий;
— запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации последствий ЧС, находящиеся в составе государственного материального резерва;
— резервы материальных и финансовых ресурсов федеральных органов исполнительной власти;
— резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций.
Номенклатура и объём резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом.
Финансовое обеспечение функционирования РСЧС и мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС осуществляется за счёт средств соответствующих бюджетов и собственников (пользователœей) имущества в соответствии с законодательством РФ.
Организации всœех форм собственности участвуют в ликвидации ЧС за счёт собственных средств.
В целях оперативной ликвидации последствий ЧС МЧС России может использовать в установленном порядке целœевой финансовый резерв по предупреждению и ликвидации последствий ЧС на промышленных предприятиях, в строительстве и на транспорте.
Порядок организации и осуществления работ по профилактике пожаров и непосредственному их тушению, а также проведения аварийно-спасательных работ (АСР), возложенных на пожарную охрану, определяется законодательными и другими нормативными правовыми актами в области пожарной безопасности, в т.ч. техническими регламентами.
Контрольные вопросы
1. Основные задачи РСЧС.
2. Координационные органы РСЧС.
3. Постоянно действующие органы управления РСЧС.
4. Органы повсœедневного управления РСЧС.
5. Основные задачи КЧС и ПБ
Задание для самостоятельной работы:
изучить историю и предпосылки создания РСЧС И ГО В России.
Литература:
1. Защита населœения и территорий в чрезвычайных ситуациях. − К. : Облиздат, 2001. − С. 297 − 299.
2. Оперативное управление мероприятиями РСЧС. Сборник лекций для руководящего состава. − Н. : ООО ʼʼИПП ʼʼКУНАʼʼ, 2004. − 72 − 76.
3. Положение о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.05.2005 № 335).
Источник: http://referatwork.ru/category/naselenie/view/595736_sily_i_sredstva_rschs