Высшее профессиональное образование. определение.

Чем отличается высшее образование от высшего профессионального

На территории Российской Федерации общеприняты следующие ступени высшего профессионального образования:

  1. Бакалавр (обучение не меньше четырех лет)
  2. Дипломированный специалист (срок обучения не меньше пяти лет)
  3. Магистр (срок обучения не менее шести лет)

Многоуровневую систему высшего образования начали осваивать еще с 1992 года. Такая система популярна во многих цивилизованных странах мира. Раньше программа была одноступенчатая, то есть все учились пять или шесть лет и выпускались дипломированными специалистами.

Сейчас же программа многоступенчатая. Не полное высшее это два года образования. Когда отучишься четыре года по выбранному направлению, получаешь степень бакалавр. Потом еще два года специализированной подготовки и уже магистр.

При всем этом в параллель с бакалавром и магистром учится специалист на протяжении пяти или шести лет.

Обратите внимание

Следует отметить, что во многих странах до сих пор нет определенного единства по поводу степеней бакалавр и магистр. К примеру, бакалавром может быть и выпускник высшей школы или просто выпускник школы, а также и лицензиат учетной степени. А магистр это некая учетная степень, которая находится где-то между магистром и доктором наук.

Несмотря на специфические особенности, абитуриенту стоит заранее подумать, какой именно путь он выберет.

Тонкости получения высшего профессионального образования

Что же получается: диплом практика — специалиста в течение пяти лет (агроном, механик, слесарь, экономист), потом работа по специальности. На получение диплома о высшем образовании у бакалавров уходит пять лет, затем если есть желание обучение на магистра, это плюс еще два года. На магистратуру можно поступить только в том случае если имеется диплом бакалавра.

Набор в магистратуру проводится на конкурсной основе. И у бакалавров и у специалистов программа обучения первые два года одинаковая.

В том случае, если вас что-то не устроит или по каким- либо еще причинам вы не захотите дальше получать образование, диплом будет о неполном высшем профессиональном образовании.

Начиная с третьего курса, программы обучения бакалавров и специалистов отличаются.

Магистр и специалист

Отличием между специалистом и магистром является тот факт, что магистров готовят для научной работы, а вот специалистов для деятельности в определенной сфере.

Если у вас есть диплом бакалавра из одного ВУЗа, поступить на магистра можно в совершенно другое высшее учебное заведение.

При этом следует учесть тот факт, что могут возникнуть не большие трудности в разнице учебных планов.

Неподготовленность ВУЗов

Как правило, все новое требует времени, чтобы к этому новому привыкнуть и с ним освоится. Не смотря на то, что систему получения высшего профессионального образования изменили еще в 1992 году, некоторые ВУЗы оказались неготовые к таким реформам.

Многие государственные высшие учебные заведения как готовили только специалистов, так и продолжают выпускать лишь специалистов. Большинство ВУЗов не разделяют направления и специальности в первые четыре года.

В негосударственных ВУЗах готовят исключительно бакалавров.

Отличия

Явным отличием между высшим и высшим профессиональным образованием служит сам факт подготовки специалистов. Если раньше специалист получал конкретные знания в одной сфере, то с многоуровневой программой обучения знания более углубленные и обширные.

Устройство на работу бакалавра, магистра или специалиста

Сохраняется тенденция того что бакалавра неохотно берут на работу. Причина в том, что большинство нынешнего руководства получали высшее образование в советское время, когда все были только специалистами, а слово бакалавр означало что-то зарубежное.

Не стоит забывать и того что специалистов готовили по узкому профилю, в то время как бакалавриат имеет общенаучную программу (из-за того что бакалавр учился только четыре года он получает фундаментальные знания, без изучения узкого профиля). По закону устраиваться на квалифицированную работу бакалавр имеет полное право.

Вот только охотнее берут магистров и специалистов.

Источник: https://vchemraznica.ru/chem-otlichaetsya-vysshee-obrazovanie-ot-vysshego-professionalnogo/

Понятие профессионального образования

Существуют различные подходы к определению профессионального образования.

Под профессиональным образованием понимают: 1) целенаправленный педагогический процесс профессионального обучения и воспитания; 2) целенаправленный, осуществляемый государством и обществом процесс воспроизводства квалифицированной рабочей силы, подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов; 3) систему профессионального образования, сеть профессиональных учебных заведений – от элементарных курсовых форм до высшего и послевузовского образования; 4) профессиональную подготовку и наличный уровень компетентного владения той или иной программой профессионального образования.

В узком смысле к профессиональному образованию относится профессиональная подготовка в соответствии с Законом РФ «Об образовании», в широком смысле – допрофессионапьное образование, профессиональная подготовка, профессиональное усовершенствование квалификации, профессиональная переподготовка.

Задача допрофессионального образования- познакомить учащихся с понятиями «профессия», «труд», «специальность» и «специализация»; оказать им помощь в профориентации.

Задача профессиональной подготовки – обучить специальности, соответствующей государственному стандарту.

Задача профессионального усовершенствования квалификации —
расширить полученную квалификацию, адаптировать ее к изменяющемуся содержанию профессии; обеспечить профессиональный рост специалистов.

Задача профессиональной переподготовки – помочь освоить другую профессиональную деятельность специалисту с приобретенным профессиональным образованием, так как имеющаяся профессиональная квалификация не соответствует рыночным условиям труда, наносит физический или моральный вред.

Согласно современной трактовке, профессиональное образование – это социально и педагогически организованный процесс трудовой социализации личности, обеспечивающий ориентацию и адаптацию в мире профессий, овладение конкретной специальностью и уровнем квалификации, непрерывный рост компетентности, мастерства и развитие способностей в различных областях человеческой деятельности. Профессиональное образование создает условия для профессионального становления, развития и самореализации личности и содействует достижению гуманистических и демократических целей общества.

Право на профессиональное образование – одно из фундаментальных прав личности (закреплено в Декларации прав человека), обеспечивающее ей реальное право на труд, профессию, возможность участвовать в общественной жизни, способствующее улучшению качества жизни.

Важно

В России профессиональное образование базируется на принципах демократизма, непрерывности и преемственности, общедоступности, светскости, поликультурности, рационального соотношения государственного и общественного начал в подготовке специалистов и др.

В Законе РФ «Об образовании» (ст. 22, 23, 24, 25, 26) указываются основные положения о получении профессионального образования на всех уровнях (начальное, среднее и высшее). Определены также различные отраслевые и межотраслевые виды профессионального образования: университетское, педагогическое, техническое, военное, ветеринарное и др.

В Российской Федерации содержание профессионального образования зафиксировано в таких документах, как государственный образовательный стандарт, профессионально-квалификационные характеристики (или профиль подготовки специалиста), учебные планы и программы.

Содержание профессионального образования

Содержание образования для каждого уровня, согласно Закону РФ «Об образовании», определяется соответствующей образовательной программой.

Но по существу силу нормативного документа в образовательной практике учреждений начального профессионального образования (НПО), среднего специального образования (СПО), высшего профессионального образования (ВПО) имеет государственный образовательный стандарт (ГОС). Порядок разработок утверждения и введения государственных образовательных стандартов определяется Правительством РФ.

Содержание профессионального образования структурировано
не только по уровням и ступеням, но и по профессиям, специальностям и направлениям, которые для каждого уровня устанавливаются определенными нормативными документами.

Для системы НПО это Перечень профессий и специальностей начального профессионального образования; для системы СПО – Классификатор специальностей среднего профессионального образования; для системы ВПО – Перечень направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования.

В Перечне профессий и специальностей начального профессионального образования профессии распределены по ступеням квалификации, что регламентирует объем и соотношение общего и профессионального образования. По каждой профессии определен минимальный срок обучения.

Классификатор специальностей среднего профессионального образования систематизирует специальности подготовки по группам родственных специальностей.

Перечень направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования включает две части: перечень направлений
подготовки бакалавров и магистров и перечень специальностей.

Структура ВПО сегодня состоит из двух самостоятельных элементов:

· профессионально ориентированного высшего образования, содержание которого дифференцировано по специальностям (его можно отнести к традиционному моноступенчатому варианту подготовки специалиста по конкретной специальности);

Совет

· наукоориентированного высшего образования, включающего ступени бакалавриата и магистратуры.

Бакалавриат и магистратура – это многоступенчатые системы подготовки специалистов широкого профиля. Данные ступени не предполагают узкую профессиональную подготовку, поэтому содержание образования дифференцируется по направлениям подготовки, выделенным в соответствии с областями наук.

Одной из актуальных проблем содержания начального профессионального образования является проблема унификация программ, номенклатуры профессий, квалификационных разрядов.

Специфика профессионального образования заключается в большом разнообразии профессий и специальностей. Проблема преемственности всех этапов обучения на уровне государства разрешается за счет группировки профессий на базе объединения специальностей.

Существующий сегодня Перечень профессий содержит не 200 разделов Единой тарифной квалификационной сетки, как это было ранее, а 42 крупных отраслевых комплекса, что значительно упрощает вопросы интеграции профессиональной подготовки, управления профессиональным обучением и распределением рабочих кадров. В основе Перечня лежит двухступенчатая иерархия профессионального разделения труда: наряду с общепринятым понятием «профессия» введено новое понятие «специальность». Специальность в данном случае – это конкретная область трудовой деятельности в рамках профессии.

Основной единицей Перечня являются профессии, которые объединяют специальности, родственные по общности технико-технологических параметров, производства или трудовых функций. Подобное объединение позволяет расширить профиль подготовки, унифицировать учебно-программную документацию, обеспечить социальную защищенность работников в современных социально-экономических условиях.

Для разработки учебно-программной документации сегодня используются профессионально-квалификационные характеристики, которые разрабатываются на основе тарифно-квалификационных справочников.

Однако данная категория документов не учитывает перспективы развития предприятий, а лишь отражает знания, умения, навыки, необходимые рабочему в настоящее время.

В связи с этим актуальной становится прогностическая модель рабочего широкого профиля как эталон системы подготовки и повышения квалификации рабочего.

Обратите внимание

Основой такой модели является изучение труда рабочих, структуры их профессиональной и познавательной деятельности, определение степени выраженности профессионально значимых качеств личности. Используя данные педагогических исследований, сопоставляя идеальную модель с существующей фактически, можно определить содержание профессионального обучения и воспитания.

Профессиональная характеристика квалифицированного рабочего является одним из основных элементов государственного стандарта профессионального образования. Это многофункциональный документ, ориентированный на работодателей, учебные заведения, научно-методические организации системы образования, службу занятости и т. д.

13.3. Начальное профессиональное образование
как социально-педагогическая система

Система начального профессионального образования России построена по отраслевому принципу. До 2000 г. подготовка велась по 1500 специальностям, сегодня их количество составляет около 900 (для сравнения: в Германии подготовка ведется по 300 специальностям).

Принципами построения системы НПО являются:

· взаимосвязь общеобразовательной и профессиональной подготовки;

· единство теоретического и практического обучения;

· принцип ведущей роли производственного обучения как системообразующего фактора обучения и воспитания.

Начальное профессиональное образование (НПО) имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественной деятельности на базе основного общего образования (по отдельным профессиям НПО может базироваться на среднем (полном) образовании).

В настоящее время выпускники системы НПО чрезвычайно востребованы рынком труда. По данным исследований И. П. Смирнова и Е. в. Ткаченко, 90% вакансий современного рынка труда приходится на квалифицированных рабочих и только 10% – на специалистов с высшим и средним профессиональным образованием.

Современный работодатель заинтересован в качественно подготовленном рабочем. Сегодня вводится понятие «рабочий широкого профиля». Существующая система НПО должна обеспечить запросы рынка и восполнить недостаток квалифицированных рабочих.

Читайте также:  Требования в области охраны окружающей среды

Одним из путей решения этой проблемы является реализация нового качества политехнической подготовки учащихся – формирование системы знаний об общих научных основах производства, соответствующих умений и навыков на основе взаимосвязи общеобразовательных предметов с предметами профессионально-технического цикла.

Базовое образование является первым этапом непрерывного совершенствования ключевых профессиональных компетенций рабочего.

Важно

С одной стороны, общеобразовательные предметы, являясь базой для изучения специальных предметов, способствуют повышению качества профессиональной подготовки учащихся, а с другой стороны, освоение специальных предметов помогает учащимся не только закрепить полученные знания по общеобразовательным предметам, но и дополнить эти знания при изучении техники, организации и экономики производства. Необходим синтез знаний, умений и навыков в общеобразовательной и профессионально-технической сферах. При разработке основных направлений взаимосвязи общеобразовательной и основной подготовки следует существенно перестроить методы и средства обучения, организовать учебно-воспитательный процесс в системе НПО по-новому.

Источник: https://megaobuchalka.ru/8/20644.html

Высшее образование

Высшее профессиональное образование — это верхний уровень профессионального образования, следующий после среднего общего или профессионального образования в трёхуровневой системе и включает в себя совокупность систематизированных знаний и практических навыков, которые позволяют решать теоретические и практические задачи по профессиональному профилю.

Высшее образование осваивают в высших учебных заведениях — университетах, академиях, институтах и колледжах. В некоторых странах существуют собственные традиционные названия или вариации указанных названий. Система высшего образования в разных странах базируется на одно-, двух-, трёх и четырёхуровневой структуре. При четырёх уровнях выпускники делятся на младших специалистов или специалистов (неполное высшее образование), бакалавров (базовое высшее образование), магистров или специалистов (полное высшее образование), докторов наук (учёная степень). При трёхуровневой системе образования, принятой, в частности, в России, деление происходит на бакалавров, магистров и лиц с учёной степенью.

Высшее образование можно получить по очной, заочной, очно-заочной, вечерней или свободной формах обучения, а также в форме экстерната.

Причем, в некоторых странах, в зависимости от формы и целей обучения, количества изучаемых дисциплин, уровня подготовки и т. д., происходит деление студентов на «регулярных», «условных», «специальных», «случайных», «вольных» и т. п.

В зависимости от формы обучения, страны, системы и профиля срок получения высшего образования колеблется от 4 до 9 лет.

Диплом государственного образца

БАКАЛАВРИАТ

Направление Степень
38.03.01 Экономика бакалавр экономики
38.03.02 Менеджмент бакалавр менеджмента
38.03.03 Управление персоналом бакалавр управления персоналом
38.03.04 Государственное и муниципальное управление бакалавр государственного и муниципального управления
38.03.05 Бизнес-информатика  бакалавр бизнес-информатики
54.03.01 Дизайн бакалавр дизайна
37.03.01 Психология бакалавр психологии
40.03.01 Юриспруденция  бакалавр юриспруденции

МАГИСТРАТУРА

Направление Степень
37.04.01 Психология магистр психологии
38.04.01 Экономика магистр экономики 
38.04.02 Менеджмент магистр менеджмента 
54.04.01 Дизайн магистр дизайна 

Стоимость обучения в МЭИ

Наши координаты

Источник: http://academ063.ru/vysshee-professionalnoe-obrazovanie

Уровни высшего образования

Главная / Обучение в России / Общая информация

© shutterstock.com

Современная система высшего образования в России построена по Болонскому принципу и включает несколько уровней образования: бакалавриат, специалитет, магистратуру, аспирантуру, ординатуру и другие.

Первый уровень

Бакалавриат

Это законченное высшее образование. Поступать на программы бакалавриата могут обладатели образования, эквивалентного российскому среднему общему или среднему профессиональному. Учеба длится 4 года и предполагает общую фундаментальную подготовку.

По окончании студенты защищают квалификационную выпускную работу. По ее итогам выдается диплом бакалавра с присвоением квалификации («Академический бакалавр», «Прикладной бакалавр»). Документ дает право работать по профессии или продолжить обучение в магистратуре.

Второй уровень

Специалитет

© РУДН

В отличие от бакалавриата программы специалитета ориентируют студентов на практическую работу в отрасли по выбранному направлению. На них поступают обладатели образования, эквивалентного российскому среднему общему или среднему профессиональному. Обучение длится не менее 5-ти лет.

По итогам сдачи экзаменов и защиты дипломной работы выдается диплом специалиста с указанием присвоенной квалификации (например, «Астроном», «Преподаватель», «Специалист по защите информации» и пр.).

Выпускники специалитета имеют право на профессиональную деятельность и могут продолжить образование в магистратуре или аспирантуре.

Магистратура

Позволяет углубить специализацию по выбранному направлению. На программы магистратуры могут поступать бакалавры и специалисты.

Обучение длится не менее двух лет и предусматривает подготовку студента к научно-исследовательской деятельности.

Выпускники защищают выпускную работу (магистерскую диссертацию), по итогам которой выдается диплом магистра и присваивается квалификация «Магистр».

Выпускники магистратуры имеют право на профессиональную деятельность и могут продолжить образование в аспирантуре.

© ННГУ

АСПИРАНТУРА – форма подготовки научно-педагогических кадров. В аспирантуру могут поступать выпускники магистратуры или специалитета. Обучение включает образовательную часть, педагогическую деятельность, практику, научно-исследовательскую работу.

Аспиранты выбирают научное направление, тему исследования для своей диссертации. Обучение на очной форме длится не менее 3-х лет, на заочной – не менее 4-х.

Выдается диплом об окончании аспирантуры с присвоением квалификации («Исследователь», «Преподаватель-исследователь»). По итогам защиты диссертации присваивается степень кандидата наук – первая степень, официально подтверждающая статус ученого.

Кандидаты наук допускаются к соисканию степени доктора наук (второй степени, подтверждающей статус ученого), присуждаемой по итогам защиты докторской диссертации.

АДЪЮНКТУРА – аналог аспирантуры в учебных заведениях, относящихся к Министерству внутренних дел и Минобороны России.

© КФУ

ОРДИНАТУРА – это завершающая ступень подготовки по ряду направлений в области медицины (фармацевтики). К поступлению в ординатуру допускаются обладатели высшего медицинского (или фармацевтического) образования.

Совет

Обучение длится 2 года и представляет собой сочетание углубленного изучения основ медицинских наук с практикой в медицинских учреждениях, в ходе которой студенты формируют необходимые профессиональные умения и навыки. По окончании сдается трехступенчатый квалификационный экзамен.

Выпускникам выдается диплом об окончании ординатуры и присваивается квалификация специалиста, дающая право работы в медицинских учреждениях.

АССИСТЕНТУРА-СТАЖИРОВКА – форма подготовки работников высшей квалификации в области искусств. По программам ассистентуры-стажировки могут обучаться выпускники специалитета или магистратуры в данной области.

Срок обучения не превышает двух лет и представляет собой реализацию индивидуального учебного плана под контролем научного руководителя и заведующего кафедры учебного заведения. Выпускная работа представляет собой выступление, концерт, показ, выставку, фильм в зависимости от специализации.

По окончании ассистентуры-стажировки выдается диплом о ее окончании с присвоением квалификации («Концертный исполнитель и преподаватель высшей школы»), дающий право исполнительской и преподавательской деятельности.

https://www.youtube.com/watch?v=RNnHA5YPSDk

Российское законодательство гарантирует россиянам бесплатное получение лишь одного высшего образования (I, II, III уровней), за второе всегда приходится платить.

Иностранцы, закончившие университет за пределами Российской Федерации, могут получить второе высшее образование в российских вузах как платно, так и за счет средств госбюджета РФ (при условии успешного прохождения конкурсного отбора).

Это можно сделать в формате бакалавриата (до 4-х лет обучения), специалитета (до 6-ти лет) или магистратуры (не менее 2-х лет). Конкурсный отбор проходит на основе вступительных экзаменов. По окончании выдается диплом, подтверждающий присвоение квалификации.

Первый и второй уровни образования

Вид образования Бакалавриат Специалитет Магистратура
Образовательный ценз при поступлении Среднее общее образование или его эквивалент Среднее общее образование или эквивалент БакалавриатСпециалитет
Сроки обучения (очная форма) 4 года Не менее 5 лет 2 года
Получаемый документ об образовании Диплом бакалавра Диплом специалиста Диплом магистра
Приобретаемая квалификация (степень) Академический бакалавр, прикладной бакалавр Специалист Магистр
Характер образования Общая фундаментальная подготовка по определенному направлению без узкой специализации Ориентировано на практическую работу в отрасли по выбранному направлению Глубокое освоение теоретических аспектов, ориентированное на научно-исследовательскую деятельность
Форма итоговой государственной аттестации Сдача государственных экзаменов, подготовка и защита бакалаврской выпускной квалификационной работы Сдача государственных экзаменов и защита дипломной работы (проекта) Сдача государственных экзаменов и защита магистерской диссертации
Дальнейшее обучение Магистратура Магистратура или аспирантура Аспирантура
Место на рынке труда Должности, для которых квалификационными требованиями предусмотрено высшее образование
Третий уровень образования

Вид образования Аспирантура (адъюнктура – в вузах Вооруженных Сил России и Министерства внутренних дел России) Ординатура Ассистентура-стажировка
Образовательный ценз при поступлении Магистратура или специалитет Высшее медицинское или фармацевтическое образование Магистратура или специалитет в области культуры
Сроки обучения 3-4 года (очная),4-5 (заочная) Не более 2 лет 2 года, только очная форма
Выдаваемый документ об образовании Диплом об окончании аспирантуры Диплом об окончании ординатуры Диплом об окончании ассистентуры-стажировки
Приобретаемая квалификация (степень) Исследователь (квалификация), преподаватель-исследователь (квалификация),кандидат наук (степень) Специалист Специалист высшей квалификации, преподаватель в высшей школе
Характер образования Образовательная часть, педагогическая деятельность, практики, научно-исследовательская работа Углубленное изучение методологических, клинических и медико-социальных основ медицинских наук;формирование умений и навыков самостоятельной профессиональной деятельности во время практики в медучреждении Индивидуальный учебный план под контролем руководителя и заведующим кафедрой высшего заведения
Форма итоговой госаттестации Три кандидатских экзамена, государственный экзамен,защита диссертации Трехступенчатый квалификационный экзамен Выпускная работа по творческо-исполнительской специальности (выступление, сольный концерт, спектакль, выставка или фильм)
Дальнейшая карьера в научной и профессиональной сфере Защита докторской диссертации Профессиональная переподготовка с целью освоения более узкой специализации, аспирантура Написание кандидатской диссертации для получения степени кандидата искусствоведения. Защита докторской диссертации
Место на рынке труда Исследовательская, аналитическая, научная деятельность в соответствии с квалификацией Работа в медицинских учреждениях по квалификации Педагогическая или профессиональная деятельность в области искусств в соответствии с квалификацией

Источник: https://studyinrussia.ru/study-in-russia/info/levels-of-education/

Высшее профессиональное обра­зование — «Энциклопедия»

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, высший уровень профессионального образования; уровень квалификации по специальности, формально подтверждённый дипломом об окончании вуза.

Обучение по образовательным программам высшего профессионального образования осуществляется в высших учебных заведениях, имеющих лицензию на их реализацию.

Лица, имеющие начальное или среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращённым ускоренным программам.

Историческая справка.

В странах Древнего Востока школы разных уровней возникли за много тысяч лет до нашей эры; в школах высшей ступени изучались произведения философов и поэтов, некоторые сведения о законах природы, небесных светилах, минералах, растениях, животных и др.

Философы Древней Греции уделяли внимание разработке систем образования, предусматривая в них и его высший уровень.

Платон в предлагаемой им трёхуровневой системе образования для аристократической молодёжи выделял высший — третий уровень — для незначительной части юношей, проявивших способности к отвлечённому мышлению, к изучению предметов не в их прикладном значении, а в философско-теоретическом плане (например, астрономию предлагалось изучать не для целей мореплавания, а для размышления о бесконечности Вселенной).

Реклама

Разделение образования на уровни сохранилось до наших дней. Развитие науки, техники, культуры вело к изменению их наименований, появились промежуточные ступени, расширялось содержание и повышался научный уровень образования.

Однако представление о высшем образовании в современном понимании стало складываться лишь в средние века. В 12-13 веках в странах Европы (Италия, Испания, Франция, Англия) стали возникать университеты (преимущественно богословского характера) как свободные корпорации преподавателей и учащихся.

Обратите внимание

В эпоху Возрождения европейские университеты стали научными и учебными центрами в области богословия, права, медицины, готовили академически образованных людей, способных занимать ответственные должности на службе государству.

Читайте также:  Пожарный гидрант подземный и надземный, пожарная колонка

В университетах прежде всего сосредоточивались науки, латинское определение которых (universitas literarum — совокупность искусств) отразилось в самом названии типа учебного заведения.

К 17 веку стала возможной широкая дифференциация наук и на этой основе специализация их преподавания.

На традиционных для университетов богословском, медицинском, философском и юридическом факультетах началось преподавание новых систематических курсов естественного права, естественной истории, гражданской истории, физики, фармации и др.

Специализация курсов вела к открытию соответствующих кафедр и факультетов, на базе последних нередко создавались и новые (отраслевые) учебные заведения.

В 17-18 веках подготовку высококвалифицированных специалистов-исследователей по основным направлениям фундаментальных естественных наук взяли на себя научные общества и академии наук (Лондонское королевское общество, Парижская АН, Петербургская Академия Наук и др.).

Усиление практической направленности в содержании высшего профессионального образования привело к утверждению реального направления в деятельности высшей школы, которое впервые оформилось как общенациональная система в учебных заведениях Франции (Национальная школа мостов и дорог, 1747; Высшая национальная горная школа, 1783; Политехническая школа, 1794, и др.). В новых учебных заведениях стали преподавать механику, геометрию, рисование, экономику и другие курсы; занятия вели ведущие учёные страны. С развитием технических наук и накоплением опыта преподавания профессиональные школы стали высшими учебными заведениями. Подобная эволюция характерна в 18-19 веках для многих центров профессионального образования в Европе, в том числе и в России. В 19 веке в основном оформилась современная структура высшего профессионального образования. На развитие высшего образования в 19 веке сильное воздействие оказала реформа, осуществлённая по инициативе К. В. фон Гумбольдта при основании Берлинского университета: тесная связь преподавания с научными исследованиями, в которых участвовали как профессора и преподаватели, так и студенты. На подобную практику организации высшего профессионального образования стали ориентироваться ведущие вузы многих стран.

В отличие от университетов, ставивших целью широкое гуманитарное или естественнонаучное образование, отраслевые вузы давали в основном практические знания и в некоторых случаях достаточно широкое общенаучное образование.

Например, в России такой опыт связан с деятельностью Московского ремесленного учебного заведения «для подготовки искусных мастеров с теоретическими сведениями» (1830; впоследствии МГТУ имени Н. Э.

Важно

Баумана), где в 1870-х годах была разработана так называемая русская система технического образования; Петербургского политехнического университета (1899; ныне Санкт-Петербургский технический университет), Петербургской медико-хирургической академии (ныне Военно-медицинская академия).

Организация и программы высшего образования, сложившиеся в западноевропейских странах в начале 19 века, послужили образцом для вузов США и многих других стран. В 19 веке между учебной и научной деятельностью западноевропейских университетов наметился разрыв: научная работа всё более концентрировалась в специализированных НИИ при университетах, постепенно отдаляясь от учебных задач.

В середине 20 века содержание высшего профессионального образования переориентировалось на выработку умения самостоятельного освоения новых знаний. Возросли требования к профессиональной  мобильности, к быстрой переквалификации специалиста.

Качественные сдвиги в характере труда привели к обновлению многих профессий; вузы стали готовить специалистов по тем профессиям, которые ранее не относились к группе вузовских: некоторые категории экономистов и управленцев, медиков и педагогов, работников сферы услуг и др.

Изменилась трактовка связи между уровнем профессиональных знаний и навыков, приобретаемых в вузе, и квалификацией специалиста.

Сохранив как базовый первый уровень профессиональной квалификации (например, инженер), многие страны стали вводить кроме него и дополнительные уровни (например, младший инженер, инженер-исследователь и тому подобное), аналогичный подход наметился и к научным квалификациям. Высшая школа многих стран стала приобретать характер многоступенчатой, активно включая в свою сферу общеобразовательные циклы (ранее в большинстве стран остававшиеся целиком в системе средней школы), а также некоторые аспекты среднего специального образования.

В начале 21 века во многих странах мира, в том числе и в России, начались реформы высшего профессионального образования, основные направления которых определены в Болонской декларации (1999).

Эти реформы обусловлены процессами глобализации, необходимостью гармонизации образовательных систем в странах Европы к 2010 году, создания единого образовательного пространства, которое позволит сотрудничать национальным системам высшего профессионального образования (смотри Болонский процесс).

Страны-участницы Болонского процесса должны стать «прозрачными», максимально сравнимыми, что может быть достигнуто за счёт широкого распространения однотипных образовательных циклов (бакалавриат — магистратура), введения единых или легко поддающихся пересчёту систем образовательных кредитов (зачётных единиц), одинаковых форм фиксирования получаемых квалификаций, взаимной признаваемости академических квалификаций и т. д.

В Российской Федерации установлены три ступени высшего профессионального образования: так называемое базовое высшее образование (срок обучения не менее 4 лет), подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр»; высшее профессиональное образование, по окончании которого присваивается квалификация «дипломированный специалист» (срок обучения не менее 5 лет); высшее профессиональное образование, по окончании которого присваивается квалификация (степень) «магистр» (срок обучения не менее 6 лет). Лицам, завершившим соответствующую ступень обучения и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются дипломы. Образование лиц, не завершивших обучение по основной образовательной программе высшего профессионального образования, но успешно прошедших промежуточную аттестацию (не менее чем за 2 года обучения), признаётся неполным высшим профессиональным образованием и подтверждается выдачей дипломов установленного образца. Существуют дневная, вечерняя и заочная формы получения высшего профессионального образования.

Организационной основой государственной политики в области образования являются Федеральная программа развития образования, утверждённая Федеральным законом Российской Федерации в 2000 году, а также образовательные программы субъектов Российской Федерации.

Федеральным (центральным) органом управления системой высшего профессионального образования является Министерство образования и науки (до 2004 Министерство образования Российской Федерации), Федеральное агентство по образованию (2004).

Совет

Важную роль в системе управления высшим профессиональным образованием играют Российской союз ректоров (1992), региональные советы ректоров в субъектах Российской Федерации, а также ассоциации, объединяющие университеты и другие вузы (Ассоциация классических университетов, Ассоциация технических университетов и пр.), и другие общественные организации.

Лит.: Высшее образование в России: Очерк истории до 1917 / Под редакцией В. Г. Кинелева. М., 1995; Высшее и среднее профессиональное образование в Российской Федерации. Статистический справочник. М., 2005.

А. Я. Савельев.

Источник: http://knowledge.su/v/vysshee-professionalnoe-obrazovanie13667

Уровни высшего образования: бакалавр, специалист, магистр

В Российской Федерации установлены следующие ступени высшего профессионального образования:

Введением в 1992 году многоуровневой системы высшего профессионального образования решали задачу вхождения в систему образования, принятую во многих странах мира. Раньше у нас выпускались только дипломированные специалисты со сроком обучения 5-6 лет, т.е. была одноступенчатая схема.

А теперь схема многоступенчатая: первые 2 года — неполное высшее образование, через 4 года обучения по определённому 'направлению' — квалификация (степень) 'бакалавр', ещё 2 года специализированной подготовки — квалификация (степень) 'магистр'.

При этом параллельно бакалаврам и магистрам учится 'специалист' в течение 5 — 6 лет.

Надо сказать, что полного единства в соответствии степеней 'бакалавр' и 'магистр' в разных государствах нет — бакалавром может быть и выпускник высшей школы, и обладатель первой учёной степени, или даже просто выпускник средней школы. А магистр — это в некоторых странах учёная степень между бакалавром и доктором наук.

Как бы там ни было, но абитуриентам надо определиться, на какой путь вставать. Расскажем вам о главных особенностях каждой 'составляющей' в многоступенчатой схеме обучения в вузах.

В чем разница

Итак, у специалистов: пять лет — и диплом специалиста-практика ('инженер', 'агроном', 'экономист', 'механик' и т.п.), затем работа по профилю полученной специальности. У бакалавров: четыре года — и диплом об общем высшем образовании, после чего можно продолжить обучение на магистра в течение ещё двух лет.

Набор в магистратуру — конкурсный и составляет примерно 20% от выпущенных бакалавров. Магистратура существует не во всех российских вузах, и поступать в неё можно только с дипломом бакалавра. Первые два года обучения у специалистов и бакалавров — одинаковые (базовое образование).

Если вы передумаете продолжать учиться в данном вузе, получите диплом о неполном высшем профессиональном образовании. С 3-го курса программы подготовки специалистов и бакалавров уже различаются. Поэтому переход с бакалавра на специалиста связан с ликвидацией разницы в прослушанных и сданных дисциплинах, накопившейся за четыре года обучения.

Обратите внимание

Кстати, появилось новое понятие: 'направление подготовки дипломированного специалиста'.

Разница между специалистом и магистром: магистров готовят для научной работы, а специалистов — для профессиональной деятельности в отдельной отрасли.

Имея диплом бакалавра из одного вуза, поступать в магистратуру можно и в другом вузе. Правда, снова может возникнуть проблема с разницей учебных планов в разных вузах.

Тонкости перехода

Любое нововведение требует на свою 'утряску' какого-то времени, ибо всегда появляются какие-то нестыковки нового со старым. Времени-то с 1992 года прошло уже немало, но есть ещё некоторые проблемы в нашей многоступенчатой системе высшего профессионального образования.

Например, в разделении направлений и специальностей на первых четырёх курсах. Многие государственные вузы как готовили, так и готовят только специалистов. Какие-то вузы, кроме традиционной схемы, имеют и многоуровневую. В негосударственных вузах, как правило, готовят только бакалавров.

Сохраняется ещё напряжённость в вопросе престижа диплома бакалавра: работодатели не всегда настроены брать на работу бакалавров. Причин несколько. Одна из них — психологическая.

А именно: нынешние работодатели чаще всего получали своё высшее образование в советское время, когда у нас были только специалисты, а слово 'бакалавр' было 'не нашим', западным.

Да ещё при этом есть разница в программах обучения — специалиста готовят по конкретной специальности, как бы узкопрофильно, а программы бакалавриата — широкопрофильные, имеют общенаучный и общепрофессиональный характер. Т.е. бакалавр получает фундаментальную подготовку без какой-либо узкой специализации, т.к. учился только 4 года.

В законе, разумеется, говорится, что бакалавр имеет право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование. Но! Право-то он имеет, но не всегда ему это право предоставляют. Предпочитают брать 'специалистов' и 'магистров'.

Вы не расстраивайтесь — со временем вопрос 'Чем может заниматься бакалавр?' не будет возникать. А пока, если появятся проблемы, можно только посоветовать продолжать своё обучение на следующей ступени и получать квалификацию 'дипломированный специалист' или 'магистр'.

И всё же достоинства выбора бакалавриата имеются. Перечислим их.

  1. Этот вид квалификации принят по международной классификации и понятен работодателям за рубежом. Там часто приглашают бакалавров, даже не оговаривая направления подготовки, поскольку для офисной работы нужен просто образованный человек, умеющий работать с информацией, с людьми, способный готовить всевозможные документы.
  2. Фундаментальность подготовки, её 'несуженность' позволяет, при необходимости, легко сменить профессию. Дело в том, что в соответствии с государственным образовательным стандартом, программы подготовки бакалавров по направлениям построены так, что позволяют за 1 год перейти к одной из целого 'веера' совместимых профессий. А специалисту после 5-ти лет обучения получать новую профессию (в случае необходимости) придётся за 2-3 года, да ещё и на коммерческой основе, т.к. это уже будет получением второго высшего образования. Для бакалавра же обучение в магистратуре классифицируется как продолжение образования на следующей ступени и поэтому оно бесплатное (для бюджетных мест).
  3. Уже через 4 года после поступления в вуз человек получает диплом и обретает экономическую самостоятельность.
Читайте также:  Лечебно-эвакуационное обеспечение в чрезвычайной ситуации (чс)

Что же выбрать? Какую образовательную траекторию построить для себя?

Прежде всего подумайте о направленности своей профессиональной подготовки. Если нет осознанного стремления заниматься в будущем научной деятельностью или работать по узкой специальности, то можно остановиться на бакалавриате.

Кроме того, выясните реальную ситуацию на рынке труда по своему месту жительства. Т.е.

постарайтесь понять, насколько конкурентоспособной в вашем регионе будет приглянувшаяся вам специальность и квалификация, получится ли быстро найти престижную работу, имея на руках диплом бакалавра.

Отзывы и обсуждения

Источник: https://edunews.ru/entrants/usefull-materials/usefull-materials_95.html

Виды высшего образования в России: описание, особенности подготовки и отзывы :

В современном мире знания во многом определяют место и уровень любого человека в сложной цивилизационной иерархии.

Проще говоря, масса людей с низшим качеством образования находятся внизу общества, а с хорошим образованием – в верхних слоях. Это, кстати, подтверждается и статистикой по безработице.

Важно

Люди с высшим образованием (вне зависимости от их возраста) реже оказывались без работы, чем те, кто получил только средне-специальное или и вовсе только общее образование.

Именно поэтому во всем мире родители стремятся дать своим чадам высшее образование, стремятся определить вид уровней высшего образования, который более подходит их детям. Россия в этом отношении, конечно, не является исключением. Проблем в сфере образования у нас множество, но качество знаний все еще хорошее.

Общая характеристика

Высшее образование в нашей стране, созданное в советское время, представляет собой целостную структуру, объединяющую сейчас более шести с половиной сотен ВУЗов государственного образца. В них учатся более девяти миллионов человек, среди которых много иностранных граждан.

Учеба проводится по целому ряду направлений: медицинскому, инженерно-техническому, финансово-экономическому и гуманитарному. Дисциплины, представленные студентам, дают возможность обучаться по различным видам специальностей высшего образования всем желающим.

Главное – иметь документ об окончании среднего (школы) или специального учебного заведения (ПТУ, техникум, колледж).

Базовые принципы

Фундамент отечественного университетского образования основывается на всемирно знаменитой школе, оригинальных знаниях и научной деятельности русских ученых, а также на большой тяге наших земляков к наукам.

ВУЗовское образование в России подкреплено утилитарными навыками дипломированных преподавателей, большинство из которых находятся на уровне кандидата или доктора наук, а часть даже получили звание профессора.

Высшее образование позволяет не только приобрести прекрасные знания, блестящие умения, специализированные навыки, но и дает право рассчитывать на более высокое положение в обществе, так как документы российского образца об образовании высоко ценятся в большинстве зарубежных государств.

Новому поколению можно выбрать и виды образовательных учреждений высшего образования в нашей стране. Их существует три:

  • университет;
  • академия;
  • институт.

Все три вида учреждений дают полноценное высшее образование. Различаться они могут только аккредитацией и перечнем доступных направлений подготовки.

Наконец, надо отметить, что Россия – это государство с богатой историей, вековыми традициями, многообразной культурой, бесподобной природой и ее богатствами, со своей национальной спецификой. Приобретая высшее образование, студент одновременно становится частью обширного российского потенциала, присоединяется к практике поколений, отечественной истории, становится важной частью России.

Структура ВУЗовского образования

Надо признать, что сфера российского ВУЗовского образования прямо соединена с историей. Например, с его появлением и развитием. Та структура, которая имеется сейчас, возникла не сразу. Она создавалась по крупицам целыми веками, постепенно подходя к нынешнему состоянию.

Текущее высшее профессиональное образование в нашей стране имеет сложную структуру, в которой определяют разные виды высшего профессионального образования в России: базовый период приобретения специальности – около пяти лет, затем студенту дается квалификация «специалист». После этого можно учиться в аспирантуре, обучение идет в рамках трех лет. Есть возможность приобрести уровень «бакалавр наук» и «магистр наук», период образования — четыре и два года соответственно.

Особенности медицинского образования

Несколько по-другому обстоит положение дел в сфере медицинского образования, где существуют другие виды учреждений высшего профессионального образования. Здесь период обучения напрямую зависит от выбранной специализации: специальность клинического психолога, фармацевта или стоматолога студенту дастся через те же пять лет.

На таких специальностях, как педиатрия, спортивная медицина и лечебное дело молодому специалисту нужно грызть гранит науки уже шесть лет. Затем обучение в медицинском ВУЗе можно продлить, учась в интернатуре (один год). Отталкиваясь от специальности и вкусов молодого специалиста, можно обучаться в клинической ординатуре (срок от двух до пяти лет).

Или устроиться в аспирантуру, период обучения в ней будет три года.

График учебного года

Учебный год в отечественных вузах обычно идет с первого сентября по тридцатое июня, в принципе, вне зависимости от видов высшего образования в России. Подготовка структурирована на два полугодовых семестра, каждый из них завершается сессией (в конце астрономического года и летом).

Перед сессией обучающиеся должны сдать ряд зачетов, а в период сессии — экзамены по пройденным ранее предметам. Каникулы у учащихся ВУЗов, разумеется, тоже существуют. И начинаются они после каждой сессий. Зимние проходят две-три недели, летние дольше, – как правило, восемь недель.

Наиболее трудные экзаменационные препятствия студент преодолевает в последний год своего пребывания в ВУЗе. В зимний период он сдает государственные экзамены, они объединяют в себе вопросы по всем предметам учебного плана.

А в летнее время защищает собственную оригинальную дипломную работу по какой-либо проблеме.

Виды обучения

Обучение в ВУЗах всех видов высшего образования идет на русском языке и ведется по трем ведущим формам высшего образования: наиболее массовой – очной (дневной), заочной (дает возможность одновременно с учебой работать) и вечерней (занятия идут вечером после работы или в выходные дни).

В последние годы часть частных вузов предлагают еще одну, дистанционную форму получения образования, при которой студент работает в другом населенном пункте (и даже регионе), делает учебные задания в домашних условиях, регулярно прибывая на сессию.

Совет

По этой же системе учебные занятия могут проходить через скайп, если, в частности, речь пойдет об обучении иностранным языкам.

После завершения обучения студент получает типовой российский диплом государственного образца с отметкой о квалификации. Виды дипломов о высшем образовании в России обычно делятся на документы с отличием (будет красного оттенка) и общие (синий). Надо указать, что сейчас российские дипломы о высшем образовании слывут действительными и даже престижными во всех государствах мира.

Бакалавриат

В наше время высшая школа приобрела сложную структуру. Возникло сразу несколько новых видов высшего образования. Из них низший уровень – бакалавриат.

Студент, окончив ВУЗ, получает диплом выпускника заведения высшего профессионального образования, но разница с магистратурой в том, что образование это – только на базовом уровне.

Обучение бакалавра идет четыре года, в ходе которого студент приобретает общие знания научного и профессионального содержания без узкой учебной специализации.

Фундаментальный уровень подготовки дает возможность легче приспособиться к регулярно изменяющемуся рынку вакансий, где нужно осваивать сопредельные профессии. В наши дни многим работодателям достаточно диплома базового высшего образования новичка. Нужные знания и навыки ему дадут на конкретном месте работы с ее спецификой.

С другой стороны, есть различные варианты. Студент приобретает диплом бакалавра, затем он может сразу продолжить учебу в магистратуре, а может взять перерыв. Через какое-то конкретное время, когда практический опыт будет набран, он уже более осмысленно сможет пойти на учебу в магистратуре любого ВУЗа России или зарубежья.

Специалитет

Это вид высшего образования, который имеет серьезное распространение, как правило, только по России. Срок учебы — 5 лет. Выпускник ВУЗа приобретает диплом специалиста. Положительные стороны здесь в том, что:

  • специалитет дает возможность учиться как в магистратуре, так и сразу в научной аспирантуре;
  • можно работать на должности в государственном или частном предприятии, по должностной инструкции, предполагающей наличие у сотрудника диплома о высшем образовании;
  • работодатели охотнее принимают на работу в свою фирму или государственное учреждение специалистов, поскольку считают (что, в принципе, будет чистой правдой), что этот уровень отличается более хорошей подготовкой.

Среди негативных сторон следует отметить следующие, наиболее видимые моменты:

  • учеба на один год дольше;
  • найти нужную специальность гораздо сложнее.

Специалитет дает более меньший выбор специальностей, чем бакалавриат, поскольку это более узкий спектр подготовки. Хотя этот вид обучения объединяет не так уж и мало потенциально хороших и перспективных специальностей. При этом надо поинтересоваться — существует ли обучение специалистов в каком-то конкретном направлении.

Магистратура

Этот вид высшего образования является последней ступенью высшего российского образования, разрешенного для любого гражданина, уже освоившего предыдущие ступени высшего образования (степень бакалавра или специалиста).

Ее можно получить после завершения полноценного учебного процесса. Существенным отличием степени будет то, что на бесплатный курс могут иметь право не только бакалавры, но и полноценные специалисты, завершившие университет до болонской системы.

Магистратура имеет следующие дополнительные возможности:

  1. Студент, окончивший вторую ступень образования, получает право переходить на руководящие вакансии гражданской государственной службы.
  2. Ряд рабочих мест или учреждений можно занимать только выпускникам магистратуры российских вузов.
  3. Курс учебных предметов составляется для обучения таким образом, что студент целиком погружается в научную и различную практическую деятельность.

Оценочная система

Оценочная система в ВУЗах на всех видах высшего образования находится в общих рамках отечественного образования. Наиболее качественной отметкой будет «5» – отлично; уровнем ниже стоит «4» – хорошо; последняя положительная оценка – это «3» – удовлетворительно; провальная оценка – «2» – неудовлетворительно. Оценка «1» — единица, — вопреки твердо циркулирующему предположению, не ставится.

Существует форма оценки «зачет» и «незачет». При получении «неуда» или «незачета» обучающийся имеет право пересдать курс, обговорив дату пересдачи с преподавателем. На этот процесс ему отводится две попытки. И если студент не может использовать их, возникает опасность исключения из ВУЗа.

Отдельные нерадивые студенты совсем не допускаются деканатом к сдаче экзаменов. Причиной обычного «недопуска», как правило, является отсутствие на академических занятиях.

Обратите внимание

Впрочем, и эта проблема решаема, если существует уважительная причина, если студент забывает про лень и к началу сессии отрабатывает необходимый минимум.

Тогда профессор (доцент) разрешает двоечнику сдавать нужный экзаменам.

Источник: https://www.syl.ru/article/355310/vidyi-vyisshego-obrazovaniya-v-rossii-opisanie-osobennosti-podgotovki-i-otzyivyi

Ссылка на основную публикацию