Вертолётные системы для тушения лесных пожаров
Доброго времени суток. Хочу рассказать о водосливных устройствах, применяемых авиацией МЧС и Авиалесоохраны. Для тушения лесных пожаров в структуре Авиалесоохраны существуют специальные парашютно-десантные команды.
Отважные парашютисты, прыгающие в условиях задымления в районы кромок лесных пожаров. На их вооружении пилы, топоры, специальные ручные помпы, иногда взрывчатка. Их работа – Подвиг. Но рассказ о, «тяжёлой артиллерии» пожаротушения.
Вертолётных водосливных устройствах ВСУ-5А, ВСУ-15А.
Первые модели этих систем, ВСУ-5, были разработаны в 1995 году НИИ AУС (г. Феодосия) совместно с ВНИИ ПАНХ ГА (г. Краснодар) и «Авиалесоохраной» для вертолетов типа Ми-8МТ (МТВ, АМТ) и Ка-32. Оболочка водосливного устройства ВСУ-5 представляла собой 2-слойную, нежесткую в вертикальном направлении емкость.
Жесткость оболочке, около верхнего отверстия, придает специальный элемент кольцевой формы. Оболочка в нижней части оснащена вторым металлическим кольцом меньшего диаметра. Подвес этой конструкции осуществлялся через тонкие стальные тросы по периметру к штатной тросовой внешней подвеске вертолёта, длиной 21 метр.
По тросам подвески отбортовывался кабель Механизма Управления сливом воды. На сегодняшний день все ВСУ-5 выведены из эксплуатации, и заменены на усовершенствованные ВСУ-5А. Конструктивно, сама мягкая ёмкость почти не изменилась.
Стальные тросы подвески заменены стропами, состоящими из нескольких слоёв капроновых лент, вшитыми в конструкцию мягкой оболочки обоими концами, у мягкой оболочки на боковых стропах нашиты специальные проушины. При подготовке ВСУ к работе 4 части верхнего обода последовательно продеваются в эти проушины, и проточки в верхней части мягкой оболочки.
В трёх местах части обода стыкуются соединением «стакан – палец», а четвёртое «ухо – вилка». Все соединения обода контрятся осями, которые, в свою очередь контрятся либо шплинтами, либо пружинными колечками. Нижний обод состоит из двух половин, стыкующихся друг с другом аналогично. Схема строповки ёмкости ВСУ-5А показана на рисунке.
строповка ёмкости ВСУ-5А
На серединах стропов вплетены титановые втулки с ребордами. Всего таких втулок на последней модификации шесть. На предыдущей было восемь. Через них мягкая ёмкость прикрепляется к Механизму Управления сливом.
Конструкция навешивается через метровый трос-удлинитель от штатной подвески на замок внешней подвески ДГ-64М с помощью ленточной стропы длиной 20 метров, состоящей из набора капроновых моноколец, спрятанных в защитный чехол. Прочность этой стропы на разрыв около 40 тонн. Мягкая ёмкость, чехлы стропов выполнены из технической полиамидной ткани с плёночным покрытием.
Сами стропы, радиальный силовой каркас, нашитый на мягкую ёмкость выполнены из ленты ЛТПЭ-26-2000. В нижней части мягкая оболочка дополнительно усилена кольцевой лентой ЛТ-свм-48-6000. Внутренний герметичный вкладыш выполнен из более тонкой полиамидной прорезиненной или с полиуретановым покрытием ткани. Части верхнего и нижнего ободов выполнены из стальной трубы, диаметром 51 мм.
Причём, две секции верхнего обода наполнены свинцовой дробью. Это необходимо для быстрого затопления одной из сторон устройства при наборе воды из водоёма. Общая длина всего устройства 27 метров. Масса около 160 килограмм. Максимальный объём ёмкости в первом исполнении ВСУ-5А составляет 5 кубометров воды. Устройство проектировалось универсальным.
Но грузоподъёмность вертолётов Ми-8 и Ка-32 различна. И если Камов запросто тягает 5 тонн, то Ми-8 МТ, МТВ с двигателями ТВ3-117ВМ могут поднять на внешней подвеске лишь 3 тонны груза. На мягкой ёмкости предусмотрен специальный пояс рифления, позволяющий за счёт утягивания уменьшать объём ёмкости вплоть до 3 кубометров.
В дальнейших трёх исполнениях максимальный объём ёмкости изменялся до 2,5; 1,8; 3,5 кубометров. Соответственно, пояс рифления на них позволяет уменьшить объём вплоть до 1 кубометра. Сейчас появилась новая модификация Ми-8 АМТШ, с двигателями ВК-2000, и новым главным редуктором, способная поднимать до 4 тонн груза.
Механизм управления электромеханический.
Внутри расположены коллекторный электродвигатель постоянного тока 27В с червячным редуктором, шариковая фрикционная муфта со шкивом, на котором намотан вытяжной трос, длиной 1,6 метра, шариковый замок, фиксирующий бобышку на тросе в закрытом положении замка, два концевых выключателя АМ-800К, определяющих работу электродвигателя и момент закрытия шарикового замка. При нажатии оператором кнопки «СЛИВ» происходит подача питания. Электродвигатель через кинематику проворачивает шариковый замок, открывая его, и вызывает срыв фрикционной муфты, связанной со шкивом вытяжного троса. Бобышка на тросе высвобождается и трос под действием массы воды выматывается со шкива. В этот момент ось шкива закручивает пружинный двигатель, служащий для уменьшения нагрузки на эл. двигатель при сматывании троса. Трос связан с вытяжным фалом мягкой ёмкости, который через пластиковые кольца на сливном патрубке удерживает его во втянутом положении. Запирание производится обжимом массой воды в ёмкости. В момент открытия сливной патрубок высвобождается и выворачивается наружу. Вода сливается. После слива оператор нажимает кнопку «Подготовка» на пульте управления. Включается электродвигатель, сматывающий вытяжной трос на шкив, который втягивает сливной патрубок внутрь ёмкости. При входе бобышки вытяжного троса в шариковый замок, она обжимает шариковый фиксатор. Шариковый замок проворачивается, вдавливая 3 шарика в канавку бобышки, и запирает её. Срабатывает концевой выключатель, пульт обесточивает электродвигатель. Устройство готово к следующему применению. Сборка водосливного устройства по документации группой из 4 человек занимает 30 минут. На практике за то же время вполне можно собрать вдвоём. При работе вертолёта с устройством время заполнения сухого – 15 секунд, влажного – 10 секунд. Скорость полёта вертолёта с пустым устройством до 160 км в час, с полным до 180 км в час. Слив воды на очаг пожара может производиться на скорости до 120 км в час. Скорость истечения воды около 700 литров в секунду. Время закрытия сливного клапана после слива около 8 секунд. При этом скорость полёта ограничена 80 км в час. Потеря воды из ВСУ в полёте не более 8 литров в минуту.
Конструкция ВСУ-15А аналогична. Это устройство предназначено для работы с вертолётом Ми-26Т, и рассчитано на забор 15 тонн воды. Просто всё больше. Ёмкость, количество боковых стропов подвеса. Ленточная стропа длиннее, выдерживает 80 тонн на разрыв. Верхний обод собирается из шести секций, а не из четырёх. Конструкция Механизма Управления полностью аналогична ВСУ-5А.
Пружинный двигатель развивает большее усилие при сматывании вытяжного троса. Если для ВСУ-5А максимальное усилие на вытяжном тросе 25 килограмм, то для ВСУ-15А оно 35 килограмм. При превышении усилия проворачивается шариковая фрикционная муфта.
Она представляет из себя диск с углублениями, в которые утапливаются подпружиненные стальные шарики, находящиеся в пазах шкива вытяжного троса.
Просушка мягкой ёмкости ВСУ-15А после применения
Практика применения данных устройств выявила следующую проблему. Даже 15 тонн воды, сброшенные на лесной пожар недостаточно эффективны. Горение на поверхности прекращается, но высокая температура быстро высушивает её. Достаточно лёгкого ветерка, и дерево разгорается снова. Поэтому в дополнение к ВСУ применяется ещё одна система – СДП.
Система добавления пенообразователя. Специального вещества, образующего пену. А при попадании на горящую поверхность – плёнку, препятствующую доступу атмосферного кислорода. Представляет из себя ёмкость, объёмом 250 литров для ВСУ-5А, и три идентичные для ВСУ-15А. В нижней части такой конструкции расположен электромагнитный клапан.
СДП управляется блоком управления, построенном на основе микроконтроллера Atmel ATmega16.
В микроконтроллер заносятся данные о объёме залитого пенообразователя, его плотности, объёме мягкой ёмкости, Он рассчитывает необходимое количество добавки, время, на которое надо открыть клапан, ведёт учёт количества сливов, объём оставшегося пенообразователя.
При нажатии оператором кнопки «Добавка» на пульте управления, контроллер открывает клапан СДП на рассчитанное время. От клапана СДП внутрь мягкой ёмкости прокладывается шланг, по которому пенообразователь подмешивается в воду. Также разработаны специальные методики, при которых авиация работает совместно с наземными командами.
Вертолёты массированными сбросами сбивают пламя, а наземные пожарные не дают ему вспыхнуть вновь. Помимо непосредственного тушения, данные устройства применяются для создания запаса воды в труднодоступных местах. Сооружается искусственный водоём, в который вертолёты сливают воду. Её используют наземные команды. Одна полная ВСУ-15А это пять заправок водой стандартной пожарной машины.
Забор воды из реки ВСУ-15АСлив воды из ВСУ-15А на пожар
Но огненная стихия, как и любая в природе, обладает кошмарной силой. Лесные пожары делятся на низовые, когда горят сухая трава и подлесок, и верховые. Когда Лес полыхает целиком. И если с первым могут справиться авиация и парашютно-десантные команды, то верховой тушить практически бесполезно.
Температура горения достигает 1000 градусов, объёмность пожара обеспечивает подсасывание огромных объёмов воздуха. Искры поднимаются на высоту более 100 метров и переносятся на большие расстояния. Скорость распространения пожара может достигать 100 км в час. Поэтому применяются другие технологии.
Валка леса, опахивание противопожарной полосы бульдозерами. Но… Конечно, виновниками лесных пожаров часто бывают грозы. Но и люди по глупости запросто порождают огненный ад. Непотушенный костёр, окурок, брошенный в лесу, выжигание травы на земельном участке. А после не в состоянии справиться с последствиями своей глупости.
Глупость одного зачастую приводит к потере сотнями всего имущества, а в некоторых случаях и жизни людей. Многочисленные случаи, когда сгорали целые посёлки в разных уголках России, думаю, помнят все. А иногда лес вообще поджигают намеренно.
После фирмы, принадлежащие преступникам, покупают деляны горельника за небольшие деньги под лесозаготовки. И попутно валят рядом деловую древесину.
В России это уже приняло колоссальные масштабы. А между тем, лес не зря называют лёгкими планеты. Также лес сглаживает воздействия погодных явлений.
Вполне возможно, что многие современные проблемы в мире, потепление климата, таяние ледников, катастрофические по последствиям ливни, связаны именно с варварским отношением к лесам. Мы забываем о могуществе Природы.
И если не одумаемся, не остановимся, стихии уничтожат нас самих.
Фотографии лесных пожаров
Источник: https://www.pvsm.ru/aviatsiya/93127
Лес, огонь и водосливное yстройство
Лес, огонь и водосливное yстройство
Сергей ПАРШЕНЦЕВ, старший бортинженер-испытатель НПК «ПАНХ»
CH-64 Helttanker Erickson
Лесные пожары – проблема, с котором ежегодно сталкиваются в разных странах мира. Огонь, уничтожая тысячи гектаров лесных угодий, наносит огромный, подчас непоправимый ущерб экологии.
На тушение лесных пожаров отвлекается большое количество людей и дорогостоящей техники, тратятся значительные материальные и финансовые ресурсы. Только в России в первом полугодии 2002 года общая площадь лесных пожаров превысила 10 тысяч квадратных километров.
Лесными пожарами были охвачены Московская, Нижегородская, Ярославская и Волгоградская области, пожары бушевали в Якутии и на Камчатке. Ущерб от этого стихийного бедствия, по прогнозам специалистов, на период 2003-2010 гг. может составить 3,5 млрд. рублей в год.
Существуют различные методы и способы борьбы с пожарами, охватывающими большие территории, в том числе с помощью авиации.
В нашей стране применение авиации на тушении лесных пожаров – приоритетное направление научно-исследовательской и практической деятельности Краснодарской научно-производственной компании «ПАНХ»: в 1992 году решением.
Министерства транспорта России предприятие стало головным, по разработке новых технических средств и технологий выполнения авиационных работ в сельском и лесном хозяйстве.
За прошедшие годы на НПК «ПАНХ» было разработано и внедрено немало предложений, способствующих успешной борьбе с лесными пожарами с воздуха. В середине девяностых годов совместно с НИИ аэроупругих систем (г.
Феодосия) было разработано, изготовлено и успешно испытано водосливное устройство ВСУ-5 для вертолетов Ми-8 МТБ и Ка-32 с объемом забираемой воды от 1,5 до 5 кубических метров.
Высокие технические характеристики устройства и использование в конструкции новых синтетических материалов и сейчас выгодно отличают его от зарубежных аналогов.
ВСУ-5 предназначено для забора воды из открытых водоемов (на режиме висения вертолета), доставки ее к месту пожара на внешней подвеске и слива на очаги возгорания.
В качестве основного троса внешней подвески вертолета в конструкции применен грузовой строп из синтетического высокомолекулярного материала (СВМ).
В отличие от металлических тросов, такой строп не раскручивается под действием растягивающих нагрузок, а асимметричная форма емкости ВСУ-5 не создает в полете вращающих моментов, передаваемых через подвеску на вертолет.
Такая конструкция позволяет эксплуатировать подвеску из СВМ в комплекте с ВСУ-5 без включения в ее состав механического вертлюга или вертлюга-токосъемника. Как показали результаты проведенных контрольных летных испытаний, внешняя подвеска из СВМ полностью соответствует всем, требованиям «Правил подготовки стропов и грузов заказчиком для транспортировки их на внешней подвеске вертолетов».
Первые полеты с применением этих устройств на тушении лесных пожаров были выполнены в 1999 году в Греции.
По контракту с компанией Skorpion International Service в этой стране работала группа из восьми вертолетов (три Ми-26, четыре Ми-8 и один Ка-32), оборудованных комплектами водосливных устройств емкостью 5 и 15 тонн.
Несмотря на интенсивное воздействие морской воды и различных химических реагентов, ВСУ не получили серьезного износа конструкции и до сих пор успешно используются в авиапредприятиях.
В настоящее время разработчиками выполнена модернизация устройства, значительно повысившая его эксплуатационные свойства и надежность. В частности, существенно улучшена гидроизоляция электрозамков управления, что обеспечило их надежную работу в случаях непреднамеренного опускания в воду. Усовершенствованное ВСУ-5А успешно прошло стендовые (морские) и контрольные летные испытания.
В 1998 году совместно с ЗАО «Техноэкос» и НИИ аэроупругих систем, для тушения лесных и других видов пожаров на базе НПК «ПАНХ» было разработано и испытано водосливное устройство объемом 15 м3 , получившее индекс ВСУ-15.
Устройство представляет собой емкость с регулируемым объемом от десяти до пятнадцати кубических метров, ее оболочка – мягкий тканевый контейнер, опоясанный радиальными и кольцевыми лентами. Общий вес изделия составляет всего 225 кг.
При сливе из ВСУ-15 пятнадцати кубометров воды на земле появляется смоченная полоса шириной от 12 до 22 м. и длиной до 334 м. в зависимости от высоты и скорости полета. На полную подготовку ВСУ-15 к работе требуются усилия не более четырех человек, а затраты времени на эту операцию составляют всего 30 минут.
Все это стало возможным благодаря удачному решению целого ряда сложных научно-технических проблем. ВСУ-15 по своим, основным характеристикам, техническим и технологическим показателям соответствует лучшим, зарубежным аналогам.
По весовой отдаче, количеству перевозимой в одной емкости воды, стоимости и степени ремонтопригодности это устройство не имеет аналогов в мире. Сейчас разработчики ВСУ-1Б трудятся над модернизацией этого водосливного устройства, оборудуют его автономной системой подачи в сливаемую воду химических добавок.
По данным Всемирного фонда дикой природы, каждый год в странах Средиземноморья происходит около Б0 тысяч пожаров, которые охватывают территорию от 600 до 800 тысяч гектаров. Площадь лесных пожаров только в Испании, Португалии, Италии и Греции с 60-х годов увеличилась практически в четыре раза.
В этих странах предпринимаются энергичные меры по совершенствованию методов охраны лесов и борьбы с лесными пожарами. Для этих целей широко используется авиатехника, в том.
числе и российская, а также различные технические средства, разработанные и усовершенствованные, в частности, специалистами из Краснодара.
В 1997 году НПК «ПАНХ» совместно с бельгийской компанией Skytech провела эксплуатационные испытания водосливного устройства Bambi Bucket.
Их результаты позволили усовершенствовать конструкцию, разработанную канадской фирмой Sea Industries Ltd, значительно улучшить ее технические показатели и получить материалы для разработки инструкции по применению Bambi Bucket на вертолетах Ми-26Т, Ка-32 и Ми-8МТВ при тушении лесных пожаров.
В 1999-2000 годах система из двух водосливных устройств Bambi Bucket модели 7600, подвешенных независимо друг от друга на одну траверсу, прошла эксплуатационные летные испытания на тушении пожаров в Италии.
Вертолет Ми-26 краснодарской компании «ПАНХ», оснащенный спаренными ВСУ Bambi Bucket на штатной внешней подвеске, выполнил около 1Б0 вылетов, при этом общий налет вертолета на пожарах составил около ЗБО часов.
Благодаря высокому профессионализму экипажа, а также аэродинамическому совершенству вертолета удалось достичь высокой эффективности в применении этого типа вертолета на тушении лесных пожаров в горной местности и местности с пресеченным. рельефом.
Испытания ВСУ Bambi Bucket на вертолете Ми-26 подтвердили высокие эксплуатационные характеристики этого устройства, а также эффективность его применения на тушении лесных пожаров.
Однако эти испытания выявили и ряд недостатков, препятствующих активному внедрению устройства на вертолетах отечественного производства.
К ним, прежде всего, следует отнести относительно высокую стоимость устройства, низкую степень оперативной ремонтопригодности и большой вес конструкции (около 1100 кг в комплекте с тросом. внешней подвески и соединительной траверсой) по сравнению с отечественными аналогами.
Летные испытания ВСУ Bembi Bucket на внешней подвеске Ми-26. Краснодарский край, 1997 г.
ВСУ Bambi Bucket HL-7600
1 – электрокабель питания 2 – электролебедка 3 – оболочка емкости HL-7600 4 – строповочные элементы 5 – трос управления клапаном выпуска
Внутренняя часть емкости ВСУ Betty Bucket A90200R/Y
В 2000 году НПК «ПАНХ» совместно с итальянской компанией Protezione Civile была выполнена программа летных исследований по оценке возможности использования на вертолете Ми-26 ВСУ Betty Bucket A90200R/Y, разработанного итальянскими конструкторами.
Это водосливное устройство представляет собой две цельнометаллические емкости объемом по 7Б00 литров каждая, смонтированные на одном кольцевом основании. Правление клапанами впуска и выпуска ВСУ в процессе забора или слива воды осуществляется сжатым воздухом из воздушных баллонов, закрепленных на корпусе устройства, по электрическому сигналу с пульта управления оператора.
Конструкция ВСУ позволяет точно фиксировать объем выливаемой воды, время слива и его географические координаты, так как имеет в своем составе мини- ЭВМ и подключена к бортовой системе GPS. ВСУ не нашло широкого применения из-за высокой стоимости, ограниченной прочности отдельных элементов и значительной массы.
Однако следует отметить перспективность идеи применения современных компьютерных технологий и новейшего электронного оборудования в конструкции устройства, позволяющих оперативно получать и обрабатывать информацию о выполненных полетах.
… Эффективность борьбы с лесными пожарами во многом зависит от своевременного обнаружения очагов возникновения огня, особенно это касается борьбы с торфяными пожарами. По данным «НИА-Природа», подавляющая доля пожаров лета 2002 года в России пришлась на возгорания на торфяниках.
ТЬлько на территории Ярославской области был зарегистрирован 641 пожар общей площадью 3297,4 га, из них 78% пришлось на торфяные пожары. Своевременное обнаружение этих пожаров обычными способами, применяемыми в лесоохране, затруднено из-за наличия большого количества скрытых очагов горения.
На НПК «ПАНХ» разработаны и рекомендованы к широкому применению современные методы аэровизуального обнаружения зарождающихся очагов скрытых, в том числе и торфяных, пожаров, основанные на принципе выделения объектов горения из общего фона контролируемой местности по разности температур.
В этих целях успешно используется инфракрасная аппаратура сканирующих самолетных систем с фоторегистрацией тепловой карты местности на пленку, разработанная в середине 80-х годов Ленинградским. научно-исследовательским институтом лесного хозяйства совместно с НПК «ПАНХ» и Азовским, оптико-механическим заводом. – тепловизор «Ткйга-2».
Как показали исследования, с помощью инфракрасной аппаратуры можно успешно находить очаги горения площадью 0,3-1 кв. м., расположенные на открытых участках, с высоты полета до 1000 м., а с высоты до 400 м. – скрытые или торфяные пожары размерами всего 0,5 х 0,5 м.
ВСУ Betty Bucket
Лесные пожары в Греции. 2002 г.
В природе пожары зачастую приобретают такие масштабы, что быстро справиться с ними невозможно. Здесь нужна совсем другая тактика, отличная от тушения пожара огнегасящей жидкостью или водой. Иногда, чтобы локализовать пожар, отрезать его основную волну от незатронутых огнем участков лесного массива, необходимо намеренно выжигать траву вокруг основного очага пожара.
В основном такие поджоги производят ночью, когда уменьшается вероятность возникновения сильного ветра, способного раздуть пламя. На западе, как правило, для этого сбрасывают из специальных контейнеров, размещенных на внешней подвеске вертолетов типа Bell-212, порции горящей бензиновой смеси. Однако этот способ локализации очагов пожара небезопасен.
В последнее время в США и некоторых странах Западной Европы для этих целей все чаще стали применять внешне безопасные зажигательные теннисные шарики, выбрасываемые с помощью специальной аппаратуры, размещенной в фюзеляже вертолетов типа MD-500 или Bell-206.
Внутри шарика находится смесь перманганата калия и гликоля, которая впрыскивается в него на самом, выходе из разбрасывающего устройства. После падения на землю шарик самовозгорается и поджигает траву на выбранном участке местности. Искусственно выжженные таким образом участки земли служат противопожарными рубежами и успешно локализуют очаги пожара.
Но есть и более простой способ создания противопожарных рубежей – раскладка вертолетом шнура со взрывчатым веществом перед фронтом лесного пожара с последующим, его подрывом.
В настоящее время за рубежом (преимущественно в США, Канаде, Австралии и некоторых странах Тихоокеанского бассейна) на тушении лесных пожаров с воздуха успешно используются тяжелые транспортные вертолеты типа СН-54 Helitanker, оборудованные стационарной системой слива огне гасящей жидкости.
ТЬкой вертолет (длиной 27 м. и высотой около 9 м), оснащенный силовой установкой, состоящей из двух ГТД Pratt amp; Whitney Т73-700 общей мощностью 3579 кВт, способен доставлять к месту пожара и опрокидывать на огонь до 136000 литров воды в час.
Стационарный бак вертолета емкостью 9000 л заполняется водой (из реки, озера, океана и даже цистерны) через специальный гофрированный шланг на режиме висения вертолета всего за 45 секунд.
Компьютерная система вертолета сама вводит специальные добавки в воду и предлагает экипажу два варианта выброса воды: одним мощным потоком или дозированным, распылением.
Вертолет Ми-26 с ВСУ-15 на внешней подвеске из СВМ. Греция
Контрольные испытания ВСУ-5 на базе Геленджикского опытного лесхоза. 1998 г.
Аналогичные технические решения есть и в России. В середине 90-х годов были успешно проведены летные испытания нового пожарного Ми-26ТП, разработанного на Ростовском вертолетном заводе. Впервые он поднялся в воздух в августе 1994 года.
Конструкция Ми-26ТП аналогична базовой (Ми-26Т), но на его борту дополнительно установлено современное противопожарное оборудование: четыре емкости для воды суммарным объемом 1Б у}, две емкости для химических добавок (0,9 м.
1 ) с системой их наддува до 1,4 кгс/см² , система слива огнегасящей жидкости и система дозировки химдобавок. В состав оборудования вертолета входят тепловизор, система спутниковой навигации, средства индивидуальной защиты экипажа и система связи с наземными пожарными подразделениями.
Вертолет предназначен не только для тушения пожаров, но и для оперативной доставки специальной техники и десанта к месту выполнения работ.
Сброс воды объемом 15 у? осуществляется всего за 35-45 с, однако заправка баков огнегасящим составом, хотя и занимает не более 2 мин, производится только на земле. Переоборудование транспортного Ми-26Т в пожарный вариант Ми-26ПТ составляет не более одного часа, что делает его очень мобильным, в эксплуатации.
Вот уже несколько лет успешно несут свою пожарную службу в Южной Корее вертолеты Ка-32, оборудованные стационарной системой тушения пожаров.
Особенности соосной схемы вертолета – высокая тяговооруженность и маневренность, малые габариты и отличная управляемость – особенно эффективно проявились на борьбе с лесными пожарами.
Как показала практика, Ка- 32 оказался намного эффективнее своих западных конкурентов, а в горной местности ему вообще нет равных. В 1998 году Ка-32 был сертифицирован по американским нормам летной годности, что позволило ему «получить прописку» по всему земному шару.
Работы по совершенствованию форм, и методов охраны лесов, разработке новых средств и технологий в области своевременного обнаружения, локализации и ликвидации лесных пожаров постоянно расширяются.
Первые же результаты применения отечественных вертолетов на ликвидации лесных пожаров показали, что они не уступают лучшим зарубежным образцам. такого класса.
Наши машины хорошо зарекомендовали себя в Греции, Южной Корее, на Кипре и в ряде других стран, куда поставляются с установленной стационарной системой пожаротушения и с комплектами водосливных устройств отечественного производства.
По данным ИТАР-ТАСС, их уникальные возможности высоко оценены экспертами, не случайно правительства многих стран готовы для борьбы с пожарами приобрести или взять в долгосрочную аренду российские винтокрылые машины.
Источник: https://librolife.ru/g5859553
Вспомогательная силовая установка
Выходной патрубок ВСУ самолета А380.
Сегодня совсем небольшая статья об агрегате отнюдь не маленького значения. Вспомогательная силовая установка (ВСУ). О ней я за короткий срок уже дважды упоминал на страницах своего сайта. Но она заслуживает того, чтобы ей была посвящена отдельная, пусть и короткая статья.
Дело в том, что вспомогательная силовая установка — агрегат достаточно важный и довольно широко применяемый сегодня на транспорте. Суть его в том, что он снабжает то или иное транспортное средство необходимой энергией, источником которой в обычном режиме выступает основная силовая установка, то есть попросту двигатель (или двигатели).
Наиболее широкое распространение ВСУ получили в авиации. Особенно это актуально для пассажирских самолетов и самолетов транспортной авиации. Для их наземного обслуживания необходима электроэнергия, часто требуется давление в гидросистемах и системах кондиционирования.
Да и для запуска основных двигателей тоже нужна энергия. Далеко не всегда все это можно получить с помощью средств наземного обеспечения, ведь не все аэродромы и аэропорты одинаково развиты в этом плане.
Вот тут-то положение и спасает вспомогательная силовая установка.
ВСУ ТА-6Р для ТУ-154Б-2 и ИЛ-76.
ВСУ самолета А320.
На современных самолетах ВСУ – это миниатюрный газотурбинный двигатель. Или по другому турбовальный. На этом двигателе свободная турбина работает «на благо» :-). Вся полезная энергия, срабатываемая на ней, уходит на приведение в действие
полезных агрегатов (впрочем, как и на любом турбовальном двигателе :-)). Чаще всего это бывают генераторы, снабжающие летательный аппарат электроэнергией, могут быть гидронасосы в гидравлической системе. Кроме того воздух, который отбирается от компрессора ВСУ может использоваться для работы системы кондиционирования на стоянке, либо для раскрутки ротора основного двигателя при его запуске.
Транспортный самолет С-160 Transall.
ВСУ самолета С-160 в мотогондоле шасси.
Может также осуществляться и электрический запуск основного двигателя от генератора вспомогательной силовой установки. В этом случае этот генератор работает в особом форсированном режиме. Так, например, происходит запуск на самолетах АН-12 и ИЛ-18
.
В статье о турбовальном двигателе я упомянул о его применении в качестве турбостартера для за пуска основного двигателя. Так вот на современных движках у турбостартера появилась функция ВСУ.
Турбостартер через коробку приводов агрегатов связан с гидронасосами и генераторами и может на стоянке приводить их в действие.
Это характерно для самолетов МИГ-29 с двигателями РД-33 и для самолетов СУ-27 с двигателями АЛ-31Ф.
ВСУ в хвостовой части А380.
Кроме того на современных лайнерах у ВСУ есть еще одна очень серьезная функция. В случае выхода из строя в полете важных энергоагрегатов (например генераторов), она может быть запущена в аварийном режиме и будет снабжать борт необходимой энергией до самой посадки. На мой взгляд – это отличная функция, крайне важная для безопасности полетов.
ВСУ в хвосте самолета ТУ-134.
ВСУ самолета Боинг- 737.
Вспомогательная силовая установка на современных лайнерах обычно устанавливается в хвостовой части. При этом достаточно хорошо видны специальные отверстия или лючки для входящего воздуха и выходящих газов. На транспортных самолетах ВСУ часто размещается в гондоле для основной стойки шасси.
Интересно, что ВСУ, как газотурбинный двигатель может устанавливаться не только на летательные аппараты. Например, на известной советской зенитной самоходной установке ЗСУ-23-4 «Ши́лка» установлен небольшой ГТД для обеспечения работы спецсистем электрооборудования.
Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 «Ши́лка».
А вообще вспомогательная силовая установка – это необязательно авиация и необязательно турбовальный двигатель. Это вполне может быть дизельный, бензиновый или даже паровой агрегат и применяться он может на различных транспортных средствах от танков и специальных военных машин до паровозов и газотурбовозов. Однако это уже совсем не авиационная тема :-)…
До следующих встреч…
No related posts.
Источник: http://avia-simply.ru/vspomogatelnaja-silovaja-ustanovka/
Что такое ВСУ в самолете: назначение и устройство
Вспомогательная силовая установка или ВСУ в самолете — это устройство для снабжения энергией данного воздушного ТС. В качестве источника здесь выступают один или несколько моторов. Впервые авиалайнер, оборудованный турбинно-газовым движком с системой ВСУ, сконструировали в 1963 (Boeing 727). Он курсировал по маленьким аэропортам без потребности в наземном оборудовании.
Назначение
ВСУ применяются в самой разной технике (например, используются в самоходной «зенитке» ЗСУ-23-4).
То есть развитие технологии связано не только с самолетостроением, но и с производством таких транспортных средств, как танки, машины военного назначения, паровозы и пр.
Однако наибольшее распространение установки получили именно в авиастроении (на лайнерах и вертолетах). Причем чаще всего их ставят в воздушных ТС пассажирских и транспортных типов.
Кроме поддержки главных двигателей, ВСУ также используют для вырабатывания электричества во время наземных работ, для поддержания нужного уровня давления гидросистем, а также для кондиционеров. Ведь не каждое аэродромное техобслуживание обладает нужным для этого оборудованием.
Компрессоры ВСУ применяют и при воздушном снабжении рабочих механизмов в процессе стоянки — когда пассажиры занимают места в салоне, в авиалайнере уже включен свет и работают кондиционеры.
На стоянке дополнительная силовая машина может работать как турбостартер, приводящий в действие гидронасосы и генераторные составляющие.
Такая схема присуща самолетам СУ-27, оборудованным движками АЛ-31Ф, либо для МИГ-29, с установленными РД-33.
То есть главные задачи ВСУ:
- поставка электроэнергии;
- нагнетание давления в механизме гидравлики;
- обеспечение работы кондиционеров.
Запуск двигателей
Мощности СУ используют при пуске двигателей. На новых самолетах ВСУ работает в качестве газотурбинных мини-двигателей, их еще называют турбовальными.
При этом незадействованная турбина такого механизма функционирует для поддержания всех доступных устройств лайнера.
Нужно сказать, что типы моторов могут различаться по способу функционирования — от турбовальных, дизельных и бензиновых до паровых агрегатов.
https://www.youtube.com/watch?v=0wqFxncINKI
Для пуска с помощью СУ, мощности направляются на раскручивание ротора. От ВСУ к движку тянутся воздуховоды (с внешней стороны лайнера видны специальные люки для движения воздуха).
Пилот при пуске отключает ВСУ от кондиционеров в салоне и направляет воздух к мотору.
В результате воздушные массы стимулируют раскрутку турбин до требуемых оборотов, после чего поджигается смесь камеры сгорания, и движок запускается.
Функция подстраховки
ВСУ в самолете используют в качестве альтернативного источника энергии для наиболее важных систем, а значит, для большей безопасности пассажиров. Если во время полета выходят из строя генераторы либо другие энергетические агрегаты, ВСУ запускается в аварийном режиме: борт снабжается энергией вплоть до посадки самолета.
Устройство
ВСУ оборудована специальным генератором и компрессором — первый питает электрическую составляющую самолета, второй применяется для пуска движков и для работы кондиционеров.
В левой нижней части расположен воздухозаборник, отверстие которого при отключении прикрывается специальной створкой. Справа выведена насадка для дренажа. Если происходит утечка топливных либо масляных жидкостей, лишняя консистенция сливается через насадку.
Вверху и правее расположено отверстие выхода охлаждающего воздуха для воздушно-масляных радиаторов. Включается ВСУ при помощи электрического стартера.
Агрегат установлен в стальном огнеупорном корпусе — для защиты лайнера в случае возгорания. На новых машинах ВСУ находится в хвостовом отсеке. Если же это воздушное средство транспортного типа — в корпусе главной стойки шасси. Рассмотрим полный перечень мест, где может располагаться ВСУ:
- хвостовой отсек;
- гондола движка;
- обтекатель шасси;
- перед килем.
В таблице указаны характеристики СУ отечественного производства.
Тип | Масса, кг | Схема | Генератор | Забор воздуха | Расход топлива кг/ч | Предельная рабочая высота | Максимальные обороты в минуту | В какой модели установлена |
ТА-6Б | — | 3о — 1о | ГС-24 | Для запуска | — | 3000 | — | Ил-38, Ил-18 |
ТА-6А | 298 | 3о — 1о | ГТ40ПЧ6 и ГС-12 | Для кондиционирования | 240 | 3000 | — | Ту-154 |
АИ9-3Б | 128 | 1ц — 1о | ГТ16ПЧ8 | Для кондиционирования | 92 | 4000 | 38500 | Ан-140 |
АИ-9В | 70 | 1ц — 1о | СТГ-3 | Для запуска | 75 | 4000 | 36750 | Ми-8, Ми-24, Ми-28 |
Схема двигателя включает тип и количество ступенек компрессора и турбин; о — осевое, ц — центробежное.
Недостатки
Иногда давления для раскрутки турбин не хватает. Обычно все дело в следующем:
- наружные температурные показатели слишком высокие, из-за чего ВСУ «задыхается», так как превышен ее критический температурный режим; в определенный момент автоматика отключает установку, и запуск приходится начинать сначала;
- бывает, что в механизме неплотно закрывается заслонка по причине попадания в систему грязи либо песка; воздуховоды пропускают воздух, и запуск не происходит;
- заслонка иногда просто заедает;
- сбивается регулировка подачи топлива;
- на генераторе установки повышается напряжение, и система автоматически снижает обороты дополнительного двигателя; расход воздуха уменьшается, как и его давление.
Для предотвращения возможных проблем, в крупных аэропортах предусмотрены наземные мобильные системы. Такие установки воздушного запуска (УВЗ) используют после двух-трех неудачных попыток пуска стандартными средствами.
Экипаж сообщает о проблеме наземным службам, подъезжает УВЗ, и ее подключают к самолету через специальный воздушный тракт.
После удачной попытки пуска, УВЗ отсоединяют, и следующий двигатель запускается уже от работающего мотора.
Источник: https://VPolete.online/samoletyi/vsu.html
Донбасс сегодня: армия Киева уничтожает ДНР, боец ВСУ «слил» данные об американских военных
Донбасс, 5 марта. ДНР под плотным минометным огнем ВСУ. Украина становится перевалочным пунктом для переброски американских агентов в РФ. Украинские СМИ рассказали о новой «победе» над врагом. Последние новости Новороссии — в обзоре Федерального агентства новостей.
Оперативная обстановка
Киев 22 раза нарушил режим прекращения огня. Украинские силовики расстреляли поселки в ДНР, в результате погиб мирный житель села Саханка на юге республики.
На западе Донецка из-за обстрела ВСУ разрушены четыре жилых дома. В ЛНР украинские военнослужащие открыли огонь по городу Первомайск, всего было выпущено 20 мин. На всех ключевых направлениях ВСУ применяли минометы и боевые машины пехоты.
Украина — перевалочная база американской разведки
По информации луганчан, некоторые части ВСУ переделаны в базы для временного расположения американских разведчиков. Так, в воинскую часть А1363 недавно прибыла группа американских военных, среди которых находился русскоязычный американец украинского происхождения сержант Вуд.
В беседе с командиром воинской части, подполковником Сергеем Кушниром источник Генпрокуратуры ЛНР узнал, что в расположении ожидают новых американских военнослужащих. По информации источника, Вуд похвастался наличием украинского паспорта и случайно проговорился, что его русскоязычные сослуживцы скоро получат такие же документы.
Кроме того, офицер поинтересовался у украинских военнослужащих, достаточно ли иметь при себе лишь паспорт гражданина Украина для того, чтобы официально попасть на территорию России.
Ни дня без «побед» ВСУ
Очередной ролик с «уничтожением террористов» опубликовал на своей странице украинский офицер Анатолий Штефан, украинские СМИ сразу подхватили сомнительную информацию и начали выдавать ее за «победу» ВСУ. В описании к видео говорится об уничтожении огневой позиции ополченцев «где-то на Светлодарской дуге в марте».
Примечательно, что ни в ДНР, ни в ЛНР об этой «победе» над собой ничего не знают.
Большой вопрос вызывает и сама запись, сделанная днем в хорошем качестве с близкого расстояния.
«Уничтоженный» объект находится на открытой местности, что еще раз подтверждает версию о постановке. Ролик смонтировали в жанре «экшн» с замедлениями и другими спецэффектами, что также позволяет усомниться в достоверности видеозаписи.
По словам Штефана, якобы уничтоженная позиция называлась «Прыщ», любопытно, что этот же участок украинские военные уже как-то «уничтожали в щепки» еще в мае 2018 года, о чем тогда бурно писали СМИ.
Напомним, ранее в оборонных ведомствах обеих республиках неоднократно заявляли о подготовке украинскими военными серии фейковых видео о несуществующих победах украинской армии. По информации офицеров ДНР и ЛНР, это является частью избирательной кампании украинского президента Петра Порошенко для демонстрации электорату военных успехов на фронте.
Источник: https://riafan.ru/1157591-donbass-segodnya-armiya-kieva-unichtozhaet-dnr-boec-vsu-slil-dannye-ob-amerikanskikh-voennykh
Сша готовят операцию всу на донбассе
Сводка за неделю (3 — 10 февраля) о военной и социальной ситуации в ДНР и ЛНР от военкора «Маг».
На минувшей неделе на фронте ДНР количество обстрелов увеличилось на 42 раза. Общее количество обстрелов составило 95 раз. На фронте ЛНР наоборот — количество обстрелов уменьшилось до 14 раз.
Напоминаю, обстрел — это не только один выстрел. Обстрел может длиться несколько часов без перерыва, во время которого применяется все стрелковое, противотанковое, минометное вооружение.
Поэтому один участок фронта может быть 10 раз обстрелян в течение суток, а соседний — пять часов без перерыва и по нему было выпущено больше гранат, мин и снарядов, чем по соседнему.
Также на этой неделе продолжились полеты американских стратегических БПЛА.
Военный бюджет США рассчитывается и утверждается заранее. В нем прописаны все расходы, в том числе и на полеты таких дорогих БПЛА, как RQ-4B. То есть, его нельзя, по настроению какого-нибудь офицера ВВС США поднимать и гонять часами.
Таким образом, заранее был утвержден военный бюджет США и заранее расписано, в каком месяце, сколько поднимать БПЛА и где конкретно проводить разведку вдоль границы России, ДНР и ЛНР.
Такие планы составлялись в Пентагоне задолго до начала перемирия и уж тем более задолго до обострения, которое продолжается и сейчас.
ДНР
Вскрыты огневые позиции и районы скрытого размещения вооружения ВСУ, применяемого при ежедневных обстрелах территории Республики:
— н.п. Новопокровское (16 км от линии фронта) выявлены две 122-мм самоходных артиллерийских установки «Гвоздика»;
— н.п. Павлополь (4 км от линии фронта) размещен командно-наблюдательный пункт (КНП) гаубичной батареи, полностью подготовленный для ведения боевой работы и управления огнем артиллерии;
— н.п. Опытное (2 км от линии фронта) выявлены позиции минометной батареи, с которых украинские ВСУ осуществляют регулярные обстрелы;
— н.п. Тарамчук (2 км от линии фронта) отмечено прибытие ротной тактической группы 30-й омбр;
— н.п. Елизаветовка отмечено сосредоточение танкового батальона 30-й омбр с техникой обеспечения, запасами материальных средств и боеприпасов;
— н.п. Волноваха в зону ответственности 93-й омбр отмечено прибытие группы иностранных инструкторов во главе с представителем вооруженных сил Великобритании для обучения военнослужащих ВСУ диверсионно-подрывному делу.
Командование ВСУ продолжает сосредоточение тяжелого вооружения вблизи линии боевого соприкосновения.
В частности: — 122-мм САУ «Гвоздика» — 5 единиц; — 100-мм противотанковых пушек «Рапира» — 15 единиц;
— танк Т-64 – 18 единиц.
ЛНР
ВСУ и здесь продолжают размещать вооружение и военную технику, запрещенную Минскими соглашениями, вдоль линии боевого соприкосновения:
— н.п. Валуйское противник разместил две 122-мм САУ «Гвоздика» и один танк;
— н.п. Попасная выявлены две 152-мм САУ «Акация»;
— н.п. Орехово отмечена огневая позиция одной 122-мм САУ «Гвоздика»;
— н.п. Троицкое обнаружены оборудованные артиллерийские позиции, на которых размещены две 122-мм гаубицы Д-30;
— н.п. Луганское силами личного состава 54-й бригады ВСУ проводятся инженерные работы по оборудованию новых позиций;
— н.п. Новоалександровка и Катериновка отмечено усиление передовых позиций ВСУ личным составом и военной техникой в районе.
На этой неделе зафиксировано отсутствие в обозначенных местах хранения следующего вооружения ВСУ:
— 152-мм буксируемых гаубиц «Гиацинт-Б» – восемь единиц; — 152-мм самоходных гаубиц 2С3 «Акация» – двадцать одна единица; — 122-мм самоходных гаубиц 2С1 «Гвоздика» – пять единиц; — 100-мм противотанковых пушек МТ-12 «Рапира» – шестнадцать единиц; — танков Т-64 и Т-72 – тридцать единиц;
— 82-мм минометов – восемь единиц.
Теперь, что касается произошедших на неделе боев и обстрелов.
03.02.18, суббота
17:00 на Светлодарской дуге бои с применением минометов калибром 82-мм и120-мм и БМП-1.
17:40 в районе Нижнее Лозовое обстрел наших позиций из минометов калибром 82-мм и 120-мм и БМП-1.
21:00 на южном фронте в районе Ленинское и Дзержинское обстрелы наших позиций из к/к пулеметов, СПГ-9 (сапог) и минометов.
21:10 западнее Докучаевска позиционные бои с применением к/к пулеметов, гранатометов и БМП-2.
22:50 на линии фронта Аэропорт – Спартак – ЯБП наши позиции под минометным обстрелом. Работают 120-мм минометы.
22:50 на Светлодарской дуге продолжаются бои с применением минометов.
В субботу ВСУ обстреляли ДНР 18 раз.
На Донецком направлении противник применил: минометы, вооружение БМП, различные виды гранатометов и стрелкового оружия. По прилегающим районам населенных пунктов Ясиноватая, Докучаевск, Старомихайловка, Аэропорту и Петровскому району Донецка выпущено 50 мин калибром 82-мм и 43 мины калибром 120-мм.
На Мариупольском направлении обстрелам подверглись районы населенных пунктов Ленинское и Дзержинское, противник применил различные виды гранатометов и стрелкового оружия.
За сутки ВСУ обстреляли ЛНР 1 раз, в районе населенного пункта Нижнее Лозовое. При обстреле позиций наших подразделений ВСУ применили запрещенные Минскими соглашениями 82-мм и 120-мм минометы, а также вооружение БМП-1. Всего по территории республики было выпущено 25 мин и гранат.
Когда сильно бахает страшно, хотя и привыкла — девочка из Донбасса о войне
«Мамай»: Не пустить противника в город
Во время боёв за Донецкий аэропорт было уничтожено более 1500 киборгов и 65 единиц техники ВСУ
Враг не пройдет!
04.02.18, воскресенье
00:50 в районе Докучаевска обстрел наших позиций из БМП.
01:00 на линии фронта Старомихайловка – Аэропорт бои с применением к/к пулеметов, гранатометов и минометов калибром 120-мм.
06:00 в районе ЯБП (Ясиноватский блокпост) снайперские дуэли и позиционные перестрелки.
08:00 на Светлодарской дуге стрелково-минометный бой.
12:10 Петровский район Донецка и Александровка под обстрелом минометов и БМП-1.
12:20 Докучаевск под обстрелом БМП-1. 12:40 Петровский район Донецка бой усилился, добавились к/к пулеметы.
18:45 в районе Докучаевска бой с применением к/к пулеметов, гранатометов, АГС, СПГ-9, минометов и БМП-1.
19:00 на южном фронте в районе Новоласпа и Дзержинское позиционные бои.
19:00 на линии фронта Аэропорт – Спартак – ЯБП бои с применением к/к пулеметов, гранатометов, минометов и артиллерии.
21:15 в районах Докучаевск и Аэропорт продолжаются бои и обстрелы, применяется стрелковое, минометы калибром 82-мм и 120-мм и техника.
За воскресенье ВСУ обстреляли ДНР 17 раз.
На Донецком направлении противник применил: минометы, танки, вооружение БМП, различные виды гранатометов и стрелкового оружия. По прилегающим районам населенных пунктов Спартак, Жабичево, Докучаевск, Александровка, Аэропорту и Петровскому району Донецка выпущено 36 мин калибром 82-мм и 42 мины калибром 120-мм и произведено 7 выстрелов из танка.
На Мариупольском направлении обстрелам подверглись районы населенных пунктов Новоласпа и Дзержинское, противник применил различные виды гранатометов и стрелкового оружия.
В этот день ВСУ не обстреливали ЛНР. Режим прекращения огня соблюдался.
Ночью к линии соприкосновения стягивается тяжелая техника
На незаконной переправе у Лобачево сотрудники СБУ захватили лодочника в плен и заставляли шпионить
«Пятнашка» вгрызается в землю
Общественный штаб доставил гумпомощь жителям прифронтового села Староласпа
05.02.18, понедельник
14:45 в районе Докучаевска бой с применением к/к пулеметов, минометов и БМП-1.
17:50 в районе Калиново (ЛНР) обстрел минометами калибром 82-мм.
17:55 в районе Логвиново бой с применением ЗУ, СПГ-9, минометов калибром 82-мм и БМП-1.
19:00 на южном фронте в районе Коминтерново и Дзержинское бои с применением минометов.
20:00 в районе Логвиново бой с применением к/к пулеметов, гранатометов, минометов калибром 120-мм, артиллерии калибром 122-мм и БМП-1.
21:00 на южном фронте продолжается бой и минометные обстрелы. 21:25 юго-западнее Горловки бой с применением минометов.
21:40 Петровский район Донецка и Александровка стрелково-минометный бой.
21:50 в районе Аэропорта стрелково-минометный бой.
22:20 Петровский район Донецка обстрел усилился.
В понедельник ВСУ обстреляли ДНР 9 раз.
На Донецком направлении противник применил минометы, вооружение БМП, различные виды гранатометов и стрелкового оружия. По прилегающим районам населенных пунктов Докучаевск, Александровка и Аэропорту противник применил 29 мин калибром 82-мм. В результате обстрелов поврежден один дом в Докучаевске.
На Горловском направлении обстрелам из минометов калибром 82-мм и различных видов гранатометов подвергся район н.п. Верхнеторецкое.
На Мариупольском направлении обстрелам подверглись районы населенных пунктов Коминтерново и Дзержинское, противник применил минометы калибром 82-мм и 120-мм, выпустив 10 мин. Также украинскими карателями использовались различные виды гранатометов и стрелкового оружия.
За сутки ВСУ обстреляли ЛНР 3 раза. Обстрелу подверглись районы населенных пунктов Логвиново и Калиново. При обстреле ВСУ применили запрещенные Минскими соглашениями артиллерийские орудия калибром 122-мм, минометы калибром 82-мм и 120-мм, вооружение БМП-1, гранатометы различных типов, зенитные установки и крупнокалиберные пулеметы.
Всего по территории Республики было выпущено 85 снарядов, мин и гранат.
Киев передал ЛНР останки военнослужащих, погибших под Станицей Луганской
Инженерные сооружения в районе Бахмутской трассы
Луганский аэропорт сегодня
Работники Донецкой железной дороги помогают жителям прифронтовых поселков
06.02.18, вторник
00:00 в районе ЯБП сильный минометный и артобстрел. 17:55 в районе Логвиново бой с применением минометов калибром 82-мм.
20:00 на южном фронте в районе Саханка и Коминтерново минометный обстрел калибром 82-мм и 120-мм.
20:00 в районе ЯБП возобновились бои с применением минометов.
20:20 юго-западнее и западнее Горловки весь вечер идут стрелково-минометные бои.
20:50 в районе Калиново (ЛНР) обстрел из минометов калибром 82-мм и 120-мм и техники.
21:25 в районе Калиново (ЛНР) начался артобстрел калибром 122-мм.
21:35 в районе Озеряновка бой с применением к/к пулеметов, АГС и миномета «Василек».
21:45 в районе Калиновка обстрел из АГС и миномета калибром 82-мм.
23:30 в районе ЯБП продолжаются сильные минометные обстрелы.
23:50 в районе Калиново (ЛНР) продолжается бой с применением к/к пулеметов, гранатометов, СПГ-9, минометов и техники. В основном применяется БМП-1 и БМП-2.
Во вторник ВСУ обстреляли ДНР 10 раз.
На Донецком направлении по районам населенных пунктов Докучаевск, Старомихайловка, Ясиноватая и Спартак противник применил 16 мин калибром 82-мм и 9 мин калибром 120-мм. Кроме того применялись различные типы гранатометов и стрелковое оружие.
На Горловском направлении обстрелам со стороны ВСУ подверглись районы населенных пунктов Верхнеторецкое и Широкая Балка, противник выпустил 6 мин калибром 82-мм и 10 мин калибром 120-мм.
На Мариупольском направлении обстрелам подверглись районы населенных пунктов Коминтерново и Дзержинское, противник выпустил 10 мин калибром 82-мм и 120-мм, а также различные виды гранатометов и стрелкового оружия.
Во вторник ВСУ обстреляли ЛНР 3 раза. Обстрелу подверглись районы населенных пунктов Логвиново, Калиново и Калиновка.
При обстреле ВСУ применили запрещенные Минскими соглашениями 122-мм артиллерийские орудия, 82-мм и 120-мм минометы, автоматические станковые гранатометы и стрелковое оружие. Всего по территории Республики было выпущено 40 снарядов, мин и гранат.
Крепость батальона «Патриот»
Боец армии ДНР: Мы готовимся к большой драке
Ново-Игнатьевское кладбище: потревоженная вечность
Военный корреспондент: Михаил Андроник о «подземных городах» на передовой
07.02.18, среда
07:40 в районе Зайцево началось утро с обстрела из миномета и ЗУ.
09:00 на линии фронта Аэропорт – Спартак – ЯБП позиционные бои с применением минометов.
11:35 в районе Калиново (ЛНР) сильный минометный обстрел калибром 120-мм.
12:35 в районе Калиново (ЛНР) возобновился минометный обстрел калибром 82-мм.
13:20 на линии фронта Аэропорт – Спартак – ЯБП с утра продолжаются бои с применением к/к пулеметов, гранатометов, АГС, СПГ-9 и минометов.
14:25 в районе Калиново (ЛНР) очередной минометный обстрел калибром 120-мм.
14:30 в районе Нижнее Лозовое обстрел из БМП-1.
16:30 в районе Красный Лиман (ЛНР) бой с применением к/к пулеметов и минометов калибром 82-мм.
16:40 в районе ЯБП продолжает «прыгать» от прилетов мин и снарядов. Весь день ВСУ активно используют минометы и артиллерию для обстрела Новороссии.
Источник: http://vichivisam.ru/?p=20059