Пожарная безопасность и противопожарная защита. учебные вопросы мероприятия проводимые в целях повышения противопожарной безопасности организаций. задачи. — презентация
1 ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА<\p>
2 Учебные вопросы Мероприятия проводимые в целях повышения противопожарной безопасности организаций. Задачи противопожарной службы и формирований гражданской обороны (ГОГО). Мероприятия проводимые в целях повышения противопожарной безопасности организаций. Задачи противопожарной службы и формирований гражданской обороны (ГОГО). Причины возникновения, характеристика и виды пожаров. Средства пожаротушения. Способы тушения пожаров. Слайд 2<\p>
3 Учебная литература 1. Федеральный закон «О пожарной безопасности» от г. 69-ФЗ 2. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации. ППБ ГОСТ Пожарная безопасность. Общие требования. 4. СНиП Противопожарные нормы. 6. СНиП Пожарная безопасность зданий и сооружений. 7. НПБ Пожарная техника. Огнетушители переносные. Основные показатели и методы 8. С.В. Собурь. Пожарная безопасность предприятия (Курс пожарно- технического минимума). Справочник.- 3-е изд., доп. (с изм.).- М.: Спецтехника, 2000 г. 9. Справочник по противопожарной службе гражданской обороны/ Под общей ред. В.И. Королева.- М.: Воениздат, 1982 г. 10. Методические указания по созданию гражданских организаций гражданской обороны/ ВНИИ ГОЧС — М.: Информиздат Центр, 2000 г. 11. Технические средства и способы тушения пожаров / Под общей ред. Б.П. Иванова.- М.: Энергоиздат, 1981 г. Слайд 3<\p>
4 Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. 69-ФЗ Пожар — неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства Пожарная безопасность — состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров Слайд 4<\p>
5 Наиболее частые причины возникновения пожара Невнимательность человека Дефекты электрических установок или нагревательных приборов Самовозгорание Умышленные пожары Слайд 5 Молнии<\p>
6 Необходимые условия для возникновения горения Горючий материал Окислитель (кислород) Источник зажигания Слайд 6<\p>
7 Содержание некоторых газов, выделяющихся при пожаре Место пожара Горевшие материалы Содержание газов, объем % Поражение кислород угарный газ Подвал жилого дома Дрова, дерево, ветошь, бумага 18,00,12 Слабое отравление То же Уголь, брикеты 17,50,27 Опасное отравление То же Старая мебель 19,10,18 Опасное отравление Квартира жилого дома Мебель, вещи 18,90,15 Опасное отравление Магазин, расположен. в жилом доме Пищевые продукты, хлеб, мука, крупа 20,80,18 Опасное отравление Складское помещение Краски, олифа, ящики со скобяными товарами 18,80,20 Опасное отравление Контора предприятия Мебель, клей, обойные материалы 20,00,16 Опасное отравление Слайд 7<\p>
8 Предельные значения опасных факторов пожара Температура среды ………………………… 70 С Тепловое излучение ………………………… 500 Вт/м Содержание окиси углерода ……………… 0,1% Содержание кислорода ……………………. менее 17% 0 2 Слайд 8<\p>
9 Здания, сооружения и конструкции выполненные из несгораемых материалов ( к I степени – здания из материалов повышенной сопротивляемости огню ) Огнестойкость — способность оказывать сопротивление воздействию высоких температур при сохранении своих эксплуатационных свойств I и II степени Многоэтажные здания с каменными стенами и деревянными перекрытиями Деревянные здания ( к V степени – здания с применением сильно горючих строительных материалов ) IV и V степени III степени Виды зданий и сооружений в зависимости от степени огнестойкости Слайд 9<\p>
10 Классификация пожаров Класс Характеристика класса Подкласс Характеристика подкласса А Горение твердых веществ А1 Сопровождаемое тлением (например, дерева, бумаги, соломы, угля, текстиля) А2 Без тления (например, пластмассы, каучука) В Горение жидких веществ В1 Нерастворимых в воде (например, бензина, нефтепродукта), а также сжижаемых твердых веществ ( например, парафина) В2 Растворимых в воде (например, спирта, ацетона) С Горение газообразных веществ —- Бытовой газ, водород, аммиак, пропан и др. D Горение металлов и металлосодержащих веществ D1D1 Легких металлов, за исключением щелочных (например, алюминия, магния и их сплавов) D2D2 Щелочных металлов (например, натрия) D3D3 Металлосодержащих соединений (Е) Горение электроустановок —- Электроизоляционные материалы оборудования под напряжением Слайд 10<\p>
11 Принципы прекращения горения Охлаждение реагирующих веществ Изоляция реагирующих веществ от зоны горения Разбавление реагирующих веществ от негорючих концентраций или концентраций, не поддерживающих горение Удаление горючего вещества из зоны горения Слайд 11<\p>
12 Вещества и материалы, на которые нельзя подавать воду Наименование вещества или материала Результат воздействия воды Металлический натрий, калий, кальций Выделяется водород Магний и его сплавы, термит, цинковая пыль Разлагает воду на кислород и водород Гидросульфат натрия Самовозгорается Карбид алюминия, бария, кальция Разлагается с выделением горючих газов Негашеная известь Выделяется большое количество тепла Электроустановки и аппаратура, находящихся под напряжением Короткое замыкание электропроводов и поражение людей током Серный ангидрид Возможен взрывообразный выброс Слайд 12<\p>
13 Огнетушитель воздушно – пенный ОВП — 10 для тушения очагов пожара класса А (горение твердых материалов органического происхождения — дерево, бумага, ветошь и т.д.) и В (горение жидкостей или твердых тел, превращающихся в жидкости — нефтепродукты, масла, краски и т.п.). Запрещается использовать для тушения электроустановок, находящихся под напряжением. Огнетушитель применяют при температуре окружающего воздуха от +3 до +50 С. Слайд 13<\p>
14 Огнетушитель порошковый ОП — 5 для укомплектования легковых автомобилей, применения в бытовых условиях в качестве первичного средства тушения пожаров класса А (твердых веществ), В (горючих жидкостей или плавящихся твердых тел), С (горючих газов) и электроустановок, находящихся под напряжением до 1000 В (в зависимости от марки применяемого огнетушащего порошка). ОП-5(з) — закачной тип огнетушителя; ОП-5(б) — для создания давления применяется баллон со сжатым воздухом; ОП-5(г) — для создания давления применяется газогенерирующий элемент. Слайд 14<\p>
15 для тушения загораний: — различных веществ, горение которых не может происходить без доступа воздуха; — загораний на электрифицированном железнодорожном и городском транспорте; — электроустановок, находящихся под напряжением до 1000 В; — загораний в музеях, картинных галереях и архивах. Огнетушитель углекислотный ОУ- 5 Слайд 15<\p>
16 Маркировка огнетушителей ОП – 5(з) – 2А; 55В – У2 ТУ 4854–157– – 96 «ОП» — огнетушитель порошковый; «5(з)» — вместимость корпуса 5 л, закачной (з); «2А; 55В» — для тушения загораний пожаров твердых горючих материалов (ранг очага 2А) и жидких горючих веществ (ранг очага 55В); «У2» — климатическое исполнение; «ТУ 4854 – 157 – » — обозначение нормативного документа на изготовление. Слайд 16 Пример условного обозначения:<\p>
17 Технические характеристики основных ручных огнетушителей Наименование показателей ОВ — 5ОВ-10ОВП-10ОП — 5ОУ — 5ОУ — 8 Емкость баллона, л Продолжительность выхода струи, с Дальность струи, м — не менее 6 — 8,0 4,55,02,5 3,5 Масса огнетушителя, кг 7,3 13,014,014,515,020,7 Слайд 17<\p>
18 Ранцевая установка пожаротушения Игла- 1- 0,4 Слайд 18<\p>
19 Технические характеристики ранцевой установки пожаротушения Игла ,4 Тушащая жидкость: вода или вода с пенообразующим составом Количество тушащей жидкости: — до 12 л Дальность до 10 м Дисперсность капель воды около 100 мкм Скорость струи в области очага пожара не менее 20 м/с Масса в заправленном состоянии — без дыхательной системы до 20 кг — с дыхательной системой до 23 кг Габариты 600 х 450 х 300 мм Время перезарядки для использования с Время работы дыхательной системы с баллоном 2 л до 20 мин с баллоном 4 л до 40 мин Допустимое напряжение при тушении электроустановок под нагрузкой с расстояния не менее 1 метра до В Слайд 19<\p>
20 Сроки проверки параметров огнетушащих веществ (ОТВ) и перезарядки огнетушителей Вид используемого ОТВ Сроки проверки параметров ОТВ Сроки перезарядки огнетушителя Вода (вода с добавками) Раз в год Пена Раз в год Порошок Раз в год (выборочно)Раз в 5 лет Углекислота (двуокись углерода) Взвешивание раз в год Раз в 5 лет Хладон Взвешивание раз в год Раз в 5 лет Слайд 20<\p>
21 Пожарные машины – это моторизованные средства с оборудованием, предназначенные для использования при тушении пожаров. Состав: пожарные автомобили пожарные самолеты пожарные вертолеты пожарные поезда пожарные суда мотопомпы Слайд 21<\p>
22 Пожарные автомобили предназначены для: доставки в требуемый район боевых расчетов, огнетушащих средств и пожарного оборудования; подачи в необходимом количестве огнетушащих средств в очаги горения; выполнения ряда специальных работ перед началом и во время тушения пожара. Слайд 22<\p>
23 Маркировка пожарных автомобилей АЦ – 7 – 40/4 (53213) ТУ «АЦ» — автоцистерна пожарная (тип автомобиля); «7» — вместимость цистерны, м. куб.; «40/4» — производительность насосной установки (главный параметр пожарного автомобиля); «40» — ступень высокого давления, л/с; «4» — ступень нормального давления, л/с; «53213» — модель базового шасси (КАМАЗ-53213); «ТУ »-обозначение технических условий на изготовление Слайд 23<\p>
24 Классификация пожарных автомобилей: ОСНОВНЫЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ Слайд 24<\p>
25 Основные пожарные автомобили – служат для доставки к месту боевого расчета, пожарного оборудования и запаса огнетушащих средств, а также для подачи их в очаги пожара. Пожарные автомобили общего применения – служат для тушения пожаров в городах и населенных пунктах: автоцистерны (АЦ) автомобили насосно-рукавные (АНР) Пожарные автомобили целевого применения – предназначены для тушения пожаров на предприятиях народного хозяйства: автомобили пенного тушения (АВ) автомобили порошкового тушения (АП) автомобили газоводяного тушения (АГВТ) автомобили комбинированного тушения (АКТ) автомобили аэродромные (АА) пожарные насосные станции (ПНС) Слайд 25<\p>
26 Слайд 26 Тип шасси Максимальная высота, м Максимальный вылет стрелы, м Максимальная нагрузка в люльке или лифте АЛ-50КАМАЗ /20300/100 АЛ-30КАМАЗ /24200 АЛ-30ЗИЛ АВТОЛЕСТНИЦЫ ПОЖАРНЫЕ Предназначены для: — доставки к месту проведения спасательных, противопожарных и аварийно-восстановительных работ боевого расчета и необходимого пожарно-технического вооружения (ПТВ) и оборудования; — подъема боевого расчета, ПТВ и оборудования на высоту до 50 метров; — обеспечения эффективного проведения спасательных, аварийно- восстановительных работ и тушения очагов пожара на высоте; — подачи огнетушащих веществ с высоты 50 м.<\p>
27 Специальные пожарные автомобили предназначены для выполнения специальных работ при тушении пожаров. К ним относятся: автолестницы (АЛ, АЦЛ) автоподъемники (АКП) автомобили газодымозащитной службы (АГ) рукавные автомобили (АР) автомобили связи и освещения (АСО, АС, АО) автомобили технической службы (АТ, АТСО) штабные автомобили (АШ) Слайд 27<\p>
28 Тип шасси Число боевого расчета Емкость и тип цистерны м 3 Емк. пено- бака м 3 Подача насоса, м 3 /с Произв. лафетн. ствола, л/с А 7-40 КАМАЗ ,70,0440 А 7-40/4 стеклопластик 0,04/0,004- АЦ 4-40 ЗИЛ ,40,04- АВ-40 КАМАЗ ,5 металл 0,70,04- Слайд 28 АВТОЦИСТЕРНЫ ПОЖАРНЫЕ Предназначены для: доставки к месту пожара запаса огнетушащих веществ, подачи воды из цистерны, открытого водоема или гидранта, воздушно-механической пены, боевого расчета и ПТВ.<\p>
29 Вспомогательные пожарные автомобили – предназначены для заправки топливом, подвоза грузов, ремонта пожарной техники и т.д. К ним относятся: Автотопливозаправщики (АТМЗ); Передвижные ремонтные мастерские (ВАРЭМ); Автомобили — лаборатории; Автобусы и т.д. Слайд 29<\p>
30 Пожарные самолеты и вертолеты предназначены для авиапатрулирования и доставки к месту пожара людей и средств пожаротушения. Тушение пожаров осуществляется путем создания заградительных полос посредством слива воды с воздуха. Пожарные самолеты: Бе-200, ИЛ-76, АН-76. Пожарные вертолеты: МИ-8, МИ-26, КА-26 Слайд 30<\p>
31 Пожарный самолет Бе-200 Слайд 31<\p>
32 Пожарный самолет Ил-76 Слайд 32<\p>
33 Пожарный вертолет Ми-26 Слайд 33<\p>
34 Основные приемы локализации пожара Огнетушащими средствами Изменение направления движения газовых потоков с помощью дымососов Отжиг, разборка(выемка) сгораемого материала, проведение взрывных работ Устройство земляных валов или стен, твердых экранов Создание полосы тушения, защитной зоны Созданием заграждений Созданием разрывов Созданием газообмена Слайд 34<\p>
35 Спасательные работы начинаются НЕМЕДЛЕННО : людям угрожает опасность взрыва или обрушения конструкции; людям непосредственно угрожает огонь или помещение, в котором они находятся, заполнено дымом или газом; люди самостоятельно не могут покинуть опасные места; имеется угроза распространения огня или дыма на основные пути эвакуации. Слайд 35<\p>
36 МОТОЦИКЛЫ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ Предназначены Предназначены для оперативной доставки спасателей (специалистов) и оборудования к местам выполнения специальных задач в условиях интенсивного дорожного движения, проведения работ по ликвидации последствий аварий на дорогах, ведения разведки и сопровождения колонн МЧС, МВД. Мотоциклы пожарные Аварийно- спасательные мотоциклы Мотоциклы дорожно- патрульной службы Слайд 36<\p>
37 Схема организации команды пожаротушения Командир команды Ориентировочные возможности: локализация пожаров при одностороннем фронте огня……………200 м локализация пожаров при двухстороннем фронте огня…………….100 м разведки Отделения пожаротушения Личный состав……………..25 пожарный автомобиль….2 легковой автомобиль ……1 грузовой авт.(трактор) …..1 мотопомпа на авт.прицепы…………………1 пожарный насос……………1 зам. командира Слайд 37<\p>
38 Схема организации лесопожарной команды Командир команды Зам. командира Звено связи и обеспечения лесопожарное отделения 13 пожарно-техническое 7 7 командир зав.имуществом связной командир…………… водитель(тракторист)…….. 1 пожарный…………………….. 5 груз. автомобиль ………….. 1 или (трактор с прицепом)….2 командир…………… водитель(механик)… тракторист (бульдозерист) ………………. 1 пожарный………………………………… съемная цистерна на автомобиле или (мотопомпа или НШН — 600)………………….1 трактор (бульд. с почвообраб. оборуд.) …1 Возможности за 10 часов работы: локализация пожара……… км тушение низового пожара км 7 Личный состав…40 Слайд 38<\p>
39 Схема организации отделений пожаротушения (типа А и Б) Командир отделения А. Личного состава…………….5 пожарный……………………..4 водитель………………… пожарный автомобиль…….1 Командир отделения Б. Личного состава……………………….5 пожарный………………………………..3 водитель………………… грузовой автомобиль (трактор)…….1 пож. мотопомпа на автоприцепе насос НШП ……………………………….1 Ориентировочные возможности: локализация пожаров на объекте при одностороннем фронте огня м Слайд 39<\p>
40 Литература для самостоятельных занятий 1. Федеральный закон «О пожарной безопасности» от г. 69-ФЗ 2. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации. ППБ Закон Московской области от г. 144/ «Об областной целевой программе «Обеспечение пожарной безопасности на территории Московской области в годах» 4. С.В. Собурь. Пожарная безопасность предприятия (Курс пожарно- технического минимума). Справочник.-3-е изд., доп. (с изм.).- М.: Спецтехника, 2000 г. Слайд 40<\p>
Источник: http://www.myshared.ru/slide/1210237/
урок по правилам пожарной безопасности 1-3 класс
Тема: Основные правила пожарной безопасности. Причины пожара.
Цель урока: прививать навыки осторожного обращения с огнём.
Задачи : — познакомить учащихся с некоторыми причинами пожаров и правилами поведения при их возникновении ; — научить предвидеть и прогнозировать опасные ситуации, связанные с возникновением пожаров в помещении; — воспитывать чувство ответственности.
Оборудование:: мультимедийный проигрыватель, презентация учителя, сигнальные фишки (красная, жёлтая, зелёная).
Методы обучения: частично-поисковый, коммуникативное взаимодействие
Ход урока:
1 Постановка целей урока. Самоопределение к учебной деятельности учащихся.
Отгадайте загадку:
Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злости ест дрова
Целый час, а может два.
Ты его рукой не тронь,
Искусает всю ладонь.
2 Актуализация знаний.
Слово учителя:
— Много сотен лет потребовалось человеку для того, чтобы научиться добывать огонь и пользоваться им. Древние люди не имели спичек. Они подбирали загоревшиеся ветки после удара молнии и поддерживали горение костра днём и ночью, посменно дежуря около него. Они поклонялись огню как непонятному и грозному божеству, загадочному брату солнца.
В костёр запрещалось бросать мусор и отходы, так как это могло «оскорбить» огонь. Костёр нельзя было ворошить острым предметом, чтобы «не поранить» духа огня. Много способов придумал человек, чтобы добыть огонь. Вначале это был трудный способ, требующий больших усилий и сноровки, — трение одного сухого дерева о другое.
Затем огонь научились получать, высекая искру ударом камень о камень.
— Ребята, скажите, а огонь друг или враг?
— Когда друг? (ответы детей)
— Когда враг? (ответы детей)
— С давних пор огонь стал другом человека. Он помогал людям обороняться от диких зверей, освещать жилище, отапливать дома в холодное время года. Благодаря огню человек научился вкусно готовить пищу. Без огня мы уже не представляем жизни, он нужен повсюду: в домах, и школах, на заводах и фабриках, в городах и сёлах.
Огонь- друг человека. Без него невозможна жизнь на земле.
Огонь- враг. Огонь, постоянный спутник человека, может быть не только другом и помощником человека во всех добрых делах, но и врагом. Это зависит от того, правильно ли используется огонь. Какой стороной он повернётся к нам, зависит от нас.
-Сегодня мы поговорим с вами о правилах поведения с огнём. Ознакомимся с некоторыми причинами пожаров.
3. Физкультминутка.
4. Постановка учебной задачи и выявление причин пожара.
— Послушайте шуточное стихотворение Г. Остера.
Спички — лучшая игрушка
Для скучающих детей.
Папин галстук, мамин паспорт —
Вот и маленький костер.
Если тапочки подкинуть,
Или веник подложить,
Можно целый стул зажарить,
В тумбочке сварить уху.
Если взрослые куда-то
Спички спрятали от вас,
Объясните им, что спички
Для пожара вам нужны. (Г. Остер)
— Стихотворение то шуточное, но можно ли шутить с огнём? К чему это может привести? (к пожару)
-Правильно. При неосторожном обращении огонь из верного друга превращается в беспощадного врага. Пожар.
— Подумайте, от чего возникают пожары? (ответы детей
-Признаки возможного загорания электроприборов
— Что необходимо предпринять в этом случае? Если вдруг загорелся телевизор. Как вы поступите?
(ответы детей
— Чем же опасен огонь для человека? (ответы детей)
5. Первичное закрепление. Игра «Запрещается- разрешается»
(Разрешается — хлопок, запрещается — молчок.. Учитель называет основные требования пожарной безопасности, дети показывают соответствующие действия. )
Запрещается:
— Бросать горящие спички, окурки в помещениях.
— Небрежно, беспечно обращаться с огнём.
— Оставлять открытыми двери печей, каминов.
— Включать в одну розетку большое количество потребителей тока.
— Пользоваться повреждёнными розетками.
— Пользоваться электрическими утюгами, плитками, чайниками без подставок из несгораемых материалов
— Пользоваться пиротехникой в доме.
Разрешается:
— Защитить дом от пожара
— В случае возникновения пожара вызвать пожарную охрану.
— Использовать все имеющие средства для тушения пожара.
— Подавать сигнал тревоги.
— Встречать пожарных и сообщать им об очаге пожара.
— Знать план эвакуации на случай пожара.
— Кричать и звать на помощь взрослых.
6. — Кто нам поможет справиться с пожаром?
— Отгадайте загадку:
С огнём бороться мы должны-
Мы смелые работники,
С водою мы напарники,
Мы очень людям всем нужны,
Так, кто же мы?… (пожарные)
— Так как же вызвать людей этой профессии?
Пожар мы быстро победим,
Коль позвоним по 01.
Почему телефон пожарной службы-01? (ответы детей)
-Потому что номер 01 – простой, его всякий запомнит.
— Потому что 01 – удобный номер, его даже в темноте легко набрать на диске телефона
— Потому что 01 – короткий номер, ведь на пожаре дорога каждая минута.
Пусть знает каждый гражданин:
Пожарная служба – 01!
Игра «01 –примите вызов»
Задача игроков: с завязанными глазами добраться до телефона (стоящего впереди на стуле), набрать «01», снять трубку и сказать быстро свой адрес, имя и фамилию.
Помните: от точности и быстроты вашего сообщения зависит, как скоро прибудут по адресу пожарные.
7. ИГРА «ДОБАВЬ СЛОВЕЧКО!»
Где с огнем беспечны люди,
Там возникнет дым и жар,
Там всегда грозить нам будет
Злой, немыслимый…? (Пожар).
Раз, два, три, четыре –
У кого пожар в … ? (Квартире).
Дым столбом поднялся вдруг.
Кто не выключил … ? (Утюг).
Красный отблеск побежал.
Кто со спичками … ? (Играл).
Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил белье над … ? (Газом).
Столб огня чердак объял.
Кто там спички … ? (Зажигал).
Побежал пожар во двор.
Это кто там жег … ? (Костер).
Пламя прыгнуло в листву.
Кто у дома жег … ?. (Траву).
Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые… ? . (Предметы).
Помни, каждый гражданин,
Пожарный номер …? ( «01»)
Дым увидел — не зевай.
И пожарных …. (Вызывай!
Это всем должно быть ясно,
Что шутить с огнем …? (Опасно).
8.В случае пожара:
Услышав или увидев сигнал СИСТЕМЫ ОПОВЕЩЕНИЯ, сориентируйся и покинь горящее здание! Постарайся выбрать самый безопасный и быстрый способ.
Звучат 3 коротких, 1 длинный звонок — это сигнал о возникновении пожара. Что нужно делать, услышав этот сигнал? Ответ: надо эвакуироваться
Но сначала давайте запомним правила эвакуации.
1.Построиться быстро , без паники.
2.Не толкать друг друга.
3.Запомнить, кто стоит с вамирядом, кто впереди и позади вас.
4.При эвакуации очень важно не потерять никого.
5.Выходим по плану эвакуации через запасные выходы.
9. Инструктаж по выполнению домашнего задания и подведение итогов урока
Домашнее задание:
перечислить литературные произведения для детей, в которых речь идёт о пожаре.
7. Рефлексия урока.
На столе у ребёнка три сигнальные фишки: красная, жёлтая и зелёная. Ребята, если вы уверены , что сможете правильно поступить в экстремальной ситуации, поднимите зелёную фишку; если сомневаетесь – жёлтую, если не уверены – красную.
Источник: http://aret.ru/10-klass/urok-po-pravilam-pozharnoi-bezopasnosti-13-klass/
Организация и методика проведения занятий по правилам пожарной безопасности. Тема «Опасность электричества и электроприборов» (5 класс)
Рассказать и если можно показать видеофильм , когда электроприборы и электрическая сеть бывают опасными. К электрическим относятся бытовые приборы, потребляющие для своей работы электроэнергию.
Это телевизоры, утюги, электрочайники, кипятильники, электроплиты, фены, электрообогреватели, СВЧ-печи, холодильники, радиоприемники, видеомагнитофоны и т.д. рассказать, что наши квартиры насыщены множеством различных электроприборов. На первый взгляд, электричество безопаснее открытого огня.
Но это далеко не так, поскольку не всегда и не все электроприборы надежны. Кроме того, что дети иногда неумело и неосторожно ими пользуемся. Наиболее пожароопасными среди электроприборов являются, как вам известно, утюги, электрочайники, телевизоры, электроплиты, обогревательные приборы.
Хотя надо отметить, что у большинства выпускаемых сейчас электрочайников предусмотрены устройства, которые автоматически отключают прибор при закипании воды. В то же время в пользовании у населения еще много электрочайников старого производства без таких приспособлений.
Объяснить, что пожар возникает все-таки по вине человека. Ведь это он оставил без присмотра включенные в сеть свои электроприборы или допустил другие нарушения правил их эксплуатации.
К чему это приводит? Например, после выкипания воды через какое-то время происходит воспламенение основания электрочайника. Это в свою очередь приводит к возгоранию предмета, на котором он стоит (стол, стул и т.
п.).
При соприкосновении электронагревательных приборов со шторами происходит воспламенение последних. Даже электрические лампочки при определенных обстоятельствах опасны. Происходит это тогда, когда люди изготавливают самодельный абажур, оборачивая лампочку тканью или бумагой, или же не плотно вкручивают ее в патрон.
Телевизор. если он находится возле штор или приборов отопления либо установлен в мебельной стенке, где плохо охлаждается, то возникает достаточно опасная ситуация. Она усложняется еще и тем, что хозяева иногда любят засыпать поздним вечером под негромкое звучание работающего телевизора.
Финал подобных «экспериментов» бывает очень трагическим. Примеров такого рода более чем достаточно. Все должны знать, что телевизор потребляет ток высокого напряжения и во многом состоит из горючих материалов.
При воспламенении телевизора в закрытом помещении образуется еще и опасная для жизни концентрация ядовитых продуктов горения.
Электрическая проводка и розетки не только могут явиться причиной пожара, но и поразить человека током. Это происходит, если у проводки повреждена изоляция и видны провода. Соприкосновение человека с таким проводом может закончиться трагически.
Такими же оказываются последствия, когда малыши из любопытства суют металлические предметы в розетки или же последние находятся в неисправном состоянии.
Обнаружив оголенные электрические провода, никогда не соприкасайтесь с ними. Немедленно сообщите об этом старшим.
Довести до сведения учеников, что оголенные электрические провода при повреждении изоляции, или в результате перегрузки электросети загораются .
Перегрузка возникает, когда в сеть включено одновременно несколько электроприборов большой мощности (обогреватель, утюг, электрочайник или кипятильник). Это приводит к сильному нагреву проводов, а со временем — к разрушению их изоляции.
Нагрев проводов происходит также в местах слабых контактов в электрической цепи (вспомним пример с лампочкой, неплотно вкрученной в патрон).
Сигналами о замыкании в проводке или неисправности в бытовом приборе являются запах горелой резины (изоляции), искрение и перегоревшие предохранители. Это первые признаки неисправности электрооборудования, которые могут стать причиной пожара.
Действия при загорании электропроводки или включенных электроприборов. Объяснить на уроке, что же делать, когда услышали запах горелой резины и увидели искрение — верный сигнал замыкания в проводке? В первую очередь необходимо сообщить об этом взрослым.
Если взрослых нет, то нужно позвонить дежурному МЧС по телефону 101, сообщив свой адрес, что горит и свою фамилию. Например: «По улице Карабановской, дом 81, в квартире загорелась проводка. Сообщил ученик 5 класса СШ № 12 Семенов Саша». Вызывать сотрудников МЧС необходимо и тогда, когда признаков горения, казалось бы, уже нет.
Дело в том, что так огонь может в какой-то момент уменьшится, а затем разгореться вновь.
Если же оказалось, что искрение в шнуре утюга, магнитофона или телевизора, то следует просто выключить их из розетки, а затем сообщить о поломке взрослым.
При загорании телевизора необходимо сразу же отключить его от сети, а затем накрыть плотной тканью. Делается это для того, чтобы огонь не переметнулся на другие предметы — шторы, мебель. При отсутствии доступа воздуха огонь гаснет.
При тушении водой стоять надо сбоку от телевизора для безопасности при возможном взрыве кинескопа.
Если кинескоп взорвется, то образуется опасный ядовитый дым, поэтому в помещении нельзя долго находиться, необходимо на это время задержать дыхание.
Если воспламенились другие электроприборы, то их также в первую очередь следует отключить от сети.
Затем уже, при необходимости, тушить водой или использовать для этого другие подручные средства (плотные ткани, одеяла и т.п.), сообщить взрослым или позвонить по номеру 01.
Так как вода проводит электрический ток, то ее нельзя использовать для тушения электропроводки и приборов, находящихся под напряжением.
Нельзя гасить водой включенные в розетку электроприборы и электропроводку под напряжением!
Рассказать о мерах пожарной безопасности в доме, квартире, о пожарной безопасности при пользовании бытовой электротехникой. Чтобы избежать пожаров и несчастных случаев от электрических приборов, необходимо после покупки внимательно изучить в паспорте инструкцию по правилам пользования ими. Только после этого приборы можно пускать в обращение.
Рассказать, что существуют общие требования пожарной безопасности при использовании электроприборов. Эти требования должны все: 1.не оставлять электроприборы включенные без присмотра, 2.
Не пользоваться приборами с поврежденной изоляцией провода, 3.не включать одновременно в одну розетку несколько приборов, 4. Не размещать электроприборы вблизи легковоспламеняющих предметов (бумаги, штор), 5.
Не прикасаться мокрыми руками к электроприборам и розеткам
Если дома имеется электроплита, следует придерживаться основных правил пользования электроприборами:
• не допускайте соприкосновения легковоспламеняющихся предметов с нагревательными элементами;
• не оставляйте без надзора включенную электроплиту даже на короткое время;
• не допускайте заливания жидкостью нагревательных элементов и своевременно очищайте их (делайте это при выключенной плите);
• следите, чтобы розетки и вилки были исправны;
• не разрешайте пользоваться плитой малышам. Недопустимость обогрева жилых помещений с помощью газовых и электроплит. К тому же при длительной работе включенной газовой плиты происходит отравление организма человека продуктами горения и от не всегда полностью сгорающего газа. Поэтому от дополнительного обогрева квартир лучше отказаться.
23. Организация и методика проведения занятий по тактической подготовке. Тема «Передвижение солдата на поле боя. Действия солдата в наступлении».
Передвижение солдата в бою. В бою солдат может передвигаться на БМП (БТР), десантом на танке и в пешем порядке. При действиях в пешем порядке в зависимости от характера местности и воздействия огня противника солдат может передвигаться ускоренным шагом или бегом (в полный рост или пригнувшись), перебежками или переползанием.
Ускоренным шагом или бегомпреодолеваются участки местности, скрытые от наблюдения противника и не простреливаемые его огнем. Этими же способами осуществляется движение в атаку. При этом оружие может быть в положении для немедленного открытия огня навскидку или с прижатым к боку прикладом.
Перебежкиприменяются для сближения с противником и других действий на открытой местности. Для перебежки из положения лежа необходимо сначала наметить путь движения и укрытое место остановки для передышки, поставить оружие на предохранитель.
Затем быстро подняться и стремительно перебежать в намеченное место, с разбегу лечь на землю и быстро отползти в сторону.
Это делается для того, чтобы скрыть от противника место остановки, иначе он, заранее прицелившись, может поразить солдата, когда тот будет подниматься для следующей перебежки.
Длина перебежки между остановками для передышки зависит от местности и огня противника и может быть от 20 до 40 шагов. За это время противник не успевает сделать прицельный выстрел. Достигнув намеченного или указанного командиром рубежа, необходимо занять место и изготовиться к стрельбе для прикрытия огнем перебежек других солдат.
Переползанием (рпередвигаются, если противник ведет прицельный огонь или когда необходимо приблизиться к нему незамеченным и внезапно напасть. В зависимости от рельефа местности и растительного покрова переползать можно по-пластунски, на получетвереньках или на боку. Как и перед перебежкой, сначала необходимо наметить путь передвижения и укрытые места для передышки.
Для переползания по-пластунски необходимо плотно лечь на землю, правой рукой взять автомат за ремень у верхней антабки и положить его на предплечье правой руки.
Подтянуть правую (левую) ногу и одновременно вытянуть левую (правую) руку как можно дальше вперед.
Затем, отталкиваясь согнутой ногой, передвинуть тело вперед и подтянуть вторую ногу, вытянуть вторую руку и продолжать движение в том же порядке. При переползании голову высоко не поднимать.
Для переползания на получетвереньках следует встать на колени и опереться на предплечья или кисти рук.
Затем подтянуть согнутую правую (левую) ногу под грудь, одновременно левую (правую) руку вытянуть вперед, передвинуть тело вперед до полного выпрямления правой (левой) ноги, одновременно подтягивая под себя вторую, согнутую, ногу, и, вытягивая вперед вторую руку, продолжать движение в том же порядке. При этом автомат следует держать так же, как и при переползании по-пластунски (при опоре на кисти рук — в правой руке).
При переползании на боку лечь на левый бок и, подтянув вперед левую ногу, согнутую в колене, опереться на предплечье левой руки, правой ногой упереться каблуком в землю как можно ближе к себе.
Затем, разгибая правую ногу, передвинуть тело вперед, не изменяя положения левой ноги, после чего продолжать движение в том же порядке.
При переползании на боку оружие держать правой рукой, положив его на бедро левой ноги.
Действия при подготовке к наступлению.В наступлении солдат действует в составе отделения. До начала наступления из положения непосредственного соприкосновения с противником он в составе отделения скрытно занимает указанную командиром позицию.
В исходном положении солдат при необходимости дооборудует занимаемый участок траншеи дополнительной ячейкой, подготавливает приспособление для выскакивания из траншеи, проверяет исправность оружия и средств индивидуальной защиты, доснаряжает магазины (ленты), подготавливает к действию ручные гранаты. При подготовке к наступлению ночью солдат, кроме того, изучает местность в направлении движения, запоминает местные предметы, которые могут служить ориентирами ночью. Для корректировки огня в темное время магазины снаряжаются дополнительно патронами с трассирующими пулями.
Источник: https://infopedia.su/9x102cc.html
Примерный порядок проведения занятий в образовательных организациях по вопросам пожарной безопасности
Проведение занятий организуется во всех образовательных учреждениях, независимо от их типов и форм собственности. Данную работу необходимо осуществлять в тесном взаимодействии с сотрудниками (работниками) государственной противопожарной службы (в том числе органов федерального государственного пожарного надзора).
Главной целью работы с детьми является формирование осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности, вооружение знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.
Знания детьми требований пожарной безопасности, а также формирование у них навыков безопасного поведения в случае пожара или иной чрезвычайной ситуации будут эффективнее усваиваться в случае, если теория тесно связана с практикой, например игрой.
К проведению профилактических мероприятий по обучению детей и учащихся мерам пожарной безопасности, необходимо привлекать профессорско-педагогических работников и родителей, с которыми также проводится агитационная работа. Наиболее благоприятным форматом для проведения таких занятий являются родительские собрания с участием педагогов и детей.
В этой связи, планирование занятий в образовательных учреждениях необходимо осуществлять на основании годовых (полугодовых, квартальных) планов, в тесном сотрудничестве с должностными лицами органов, осуществляющих управление в сфере образования, пожарной охраной, администрациями образовательных учреждений.
7.1. Проведение занятий с родителями
При проведении занятий с родителями, необходимо довести следующую информацию:
- О складывающейся обстановке с пожарами на территории автономного округа и конкретного муниципального образования.
Основной акцент делается на профилактику основных причин возникновения пожаров – неосторожное обращение с огнём, нарушение установленных требований при устройстве и эксплуатации автотранспортных средств, электрооборудования, печей.
- О недопустимости оставления детей без присмотра.
Приводятся примеры случаев пожаров с гибелью детей, оставленных без присмотра. 3. О необходимости проведения бесед с детьми по вопросам соблюдения требований пожарной безопасности.
Основной акцент родителей делается на тот факт, что лучше них никто не сможет объяснить ребёнку, как нужно себя вести в доме, на улице, на даче, в лесу, научить правильно пользоваться бытовыми пиротехническими изделиями. Доводится информация о недопустимости оставления на видных местах источников зажигания.
4. О порядке действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации, в том числе пожара, оказания доврачебной помощи пострадавшим, правилах пользования первичными средствами пожаротушения.
7.2. Проведение занятий с преподавательским составом
При проведении встреч и бесед с профессорско-преподавательскими работниками необходимо доводить информацию:1. О складывающейся обстановке с пожарами на территории автономного округа и конкретного муниципального образования.2.
О порядке действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации, в том числе пожара, оказания доврачебной помощи пострадавшим, правила пользования первичными средствами пожаротушения.3. О мерах пожарной безопасности в школе, дома, на даче, в лесу.4.
О необходимости привлечения внимания детей к соблюдению требований пожарной безопасности и возможных способах контроля за их соблюдением.5. Об участии в проведении профилактических мероприятий противопожарной направленности в учреждении.
С целью наиболее полной и качественной подготовки к проведению профилактических мероприятий (занятий, бесед, инструктажей, экскурсий, игр и т.д.
) необходимо:
- определить тему проведения занятий, которая зависит от аудитории присутствующих и целей посещения учреждения.
- подготовить методический план, полностью раскрывающий тематику, к которому прилагается необходимый агитационный материал (в том числе интерактивный), а также памятки о мерах пожарной безопасности для детей.
Методический план утверждается руководителем (заместителем руководителя) подразделения, организующего занятия в образовательном учреждении.При определении тематики и формы занятий с детьми, необходимо учитывать возраст.
Например, с детьми от 3 до 5 лет целесообразно рассматривать следующие вопросы:
- огонь опасен: он может стать началом пожара и причинить ожог;
- существует ряд предметов (спички, бытовая химия, плита…), которые дети не должны трогать;
- неосторожное обращение с огнем вызывает пожар;
- о признаках пожара надо сообщать взрослым;
- пожар уничтожает жилище, вещи;
- пожар опасен для жизни и здоровья;
- пожарные — отважные и сильные борцы с огнем;
- пожарных вызывают по телефону 01 (101, 112), баловаться этим номером нельзя.
Дети с 6 до 7 лет должны знать, что:
- пожарных вызывают по телефону, знать, как это делается;
- надо назвать свой адрес, что горит, фамилию, имя и объяснить диспетчеру, почему именно он вынужден звонить в Службу спасения и где находятся родители;
- нельзя звонить с шутками и просто «для интереса» в пожарную охрану, потому что это может помешать получить помощь людям, действительно нуждающимся в ней;
- бытовой газ взрывчат и ядовит, поэтому пользоваться им могут только взрослые;
- признаками пожара являются огонь, дым и запах дыма. О них надо обязательно и срочно сообщить взрослым;
- нельзя брать вещи, приборы взрослых для игры — не умея их использовать правильно, можно устроить пожар.
Дети возрастом от 7 до 10 лет должны знать:
- правила поведения при возгорании, задымлении, возникновении пожара;
- правила вызова пожарных в случае, если признаки пожара есть, а взрослых рядом нет;
- опасные факторы пожара, их вред, правила первой помощи при ожоге;
- правила использования электроприборов, признаки их неисправности;
- причины пожара в общественных местах и в жилье, правила безопасного поведения при пожаре из общественных зданий;
- правила безопасного поведения в лифте;
- знает правила обращения с газовыми приборами в быту;
- знает правила обращения с печами и каминами;
- знает причины возникновения пожаров в лесу и их разновидности. Знает, как не допустить возгорания и пожара в лесу;
- может увидеть и остановить пожароопасную игру дошкольников.
Дети от 11 до 15 лет должны:
- уметь пользоваться огнетушителем;
- организовано эвакуироваться в случае пожара;
- знать правила действия при пожаре на лестничной клетке (уплотнить дверь влажной тканью, вызвать пожарных);
- знать правила действия при пожаре в квартире (взять документы при возможности, выйти из квартиры не запирая дверь, вызвать пожарных, предупредить соседей);
- уметь оказать помощь при ожоге (охладить водой, наложить стерильную повязку и направить к врачу);
- знать правила и способы разведения и поддержания костра, уметь безопасно обращаться с огнем во время похода.
Старшеклассники или студенты колледжа:
Это практически взрослые люди. Им доступны любые источники информации, сформированы мыслительные операции анализа и синтеза.
Для данного возраста актуальны компьютерные интерактивные формы обучения пожарной безопасности, носящие характер напоминания, обобщения, а также игры-квесты.
Объем знаний по пожарной безопасности у старшеклассников и студентов должен быть такой же, как у взрослого населения.
!
Во время занятий с детьми необходимо (при наличии технической возможности) презентовать аудио- и видеоматериалы, а также слайдшоу. Их использование играет большую роль в обучении, вносит разнообразие в учебный процесс, дает учащимся возможность визуально представить то, о чем говорится в той или иной теме.
Занятия для детей дошкольного возраста, а также учащихся 1-5 классов рекомендуется проводить в игровой, интерактивной форме, в том числе устраивать викторины, конкурсы и т.д.
, которые вызывали бы у детей больший интерес и способствовали лучшему усвоению навыков пожаробезопасного поведении, а также давали детям возможность самим проявлять инициативу.
Целесообразен также показ анимационных или мультипликационных роликов на заданную тематику
!
Проведение бесед и занятий, основанных только на зачитывании методического материала, следует исключить.
При подготовке методических планов и материалов для занятий, рекомендуется в том числе использовать Интернет-ресурсы МЧС России и иные Интернет-сайты, предлагающие как тематики и содержания занятий с детьми различных возрастов, родителями и учителями, так и необходимые тематические аудио-, видеоматериалы и наглядные пособия, варианты конкурсов, викторин, тестов и прочих игр:
http://proogon.ru
Материалы о пожарной безопасности для детей, родителей и учителей
http://budostorozhen.ru/node/47
Материалы о пожарной безопасности для детей и взрослых
http://powerpt.ru
Презентационные материалы по вопросам пожарной безопасности.
http://www.spas-extreme.ru
Методические пособия для занятий
http://www.culture.mchs.gov.ru/
Методические и агитационные материалы по действиям в чрезвычайных ситуациях
!
Список литературы, предлагаемый для использования при подготовки к занятиям:
Детская безопасность: Ч.1: пожарная безопасность для детей/ Сост.: О.П. Морозова, Л.В. Тарабыкина.- Ханты–Мансийск, 2009.- 30с – (Советы спасателя: Вып.5)
Князев П.Ю., Марчук А.В. Пожарная безопасность для школьников / Сост. – авт. МОО ВДПО – Москва, 2007.- 34с.
Педагогам и родителям о пожарной безопасности: Учеб. пособие по предупреждению пожара и действиям при обнаружении загорания /Авт.-сост. М.С.Васильев, М.А. Комова, Г.А.Прытков. – М., 2003.-181с.
Пожарная безопасность: конспекты занятий и классных часов в 5-11классах/авт.-сост. О.В.Павлова, Г.П. Попова.- 2-е изд. — Волгоград: Учитель,2012. – 110с.
Пожарная безопасность: Методические рекомендации для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, учреждений дополнительного образования по обучению детей основам пожарной безопасности.- Красноярск, 2010. – 35с.
Пожарная безопасность в начальной школе: конспекты занятий и классных часов/ сост. О.В.Павлова, Г..П. Попова, Г.Н. Шевченко.- Волгоград: Учитель, 2007.- 143с.
Источник: http://him.na5bal.ru/doc/5986/index.html
Урок «Пожарная безопасность»
ОТКРЫТЫЙ УРОК
ПО «ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Дата проведения: 2 октября 2015г.
Участники: обучающиеся 8 А классов
Место проведения : МКВСОУ «ОСОШ №9» г. Саратов
Учитель ОБЖ Верчинский В.В.
Тема:«Пожарная безопасность в школе»
Цели:
1. пропаганда социальной значимости курса «Основы безопасности жизнедеятельности», поднятие его престижа;
2. практическая отработка навыков безопасного поведения школьниками в условиях пожара;
3.Пропаганда культуры безопасности жизнедеятельности среди подрастающего поколения.
Оборудование:1.презентация; 2.компьютер; 3.проектор; 4.экран; 5.прогивогаз; 6.бинты; 7.шина.
Ход урока
I.Организационный момент.
Здравствуйте, уважаемые наши гости и дорогие ребята! Сегодня мы собрались для очень важного и интересного разговора. Современный мир, природа и развивающиеся технологии все чаще бросают нам вызов в виде природных бедствий, техногенных аварий и катастроф.
В нашей стране существует мощная структура — МЧС России, готовая действовать в сложной обстановке чрезвычайных ситуаций различного характера. И ее сила заключается не только в современном высокотехнологичном оборудовании, но и в кадровом потенциале.
В МЧС России работают подготовленные сотрудники, искренне любящие свое дело (слайд 2)
II.Постановка учебных целей. Сообщение темы урока.
В мощную структуру МЧС входят пожарные подразделения. На этом уроке речь пойдёт о пожарах, о правилах поведения во время пожара, об оказании первой медицинской помощи, о защите здоровья и жизни.
III.Основная часть урока.
1.Исторический экскурс.
Пожар – старинное русское слово, от которого пышет огнем и пахнет горьким дымом. В жизни человека огонь играет исключительно важную роль. Согревание наших жилищ, приготовление пищи, развитие науки и техники – связано с огнем. Но было время, когда люди не знали огня.
Они питались сырой пищей, в зимнюю стужу мерзли от холода, крупные хищные звери нападали на человека. Тысячелетия потребовались человеку для того, чтобы научиться добывать огонь и пользоваться им. Древние люди поклонялись огню, как непонятному и грозному божеству, загадочному брату солнца.
Это нашло отражение в многочисленных легендах, сказаниях и сказках прошлых лет.
Древнегреческие мифы рассказывают о том, как Прометей украл огонь у Зевса, передал его людям и за это был жестоко наказан (слайд 3)
Огонь – друг. Овладение этой величайшей стихийной силой природы дало возможность человеку обеспечить себя светом и теплом.
Огонь – символ. С обнаженными головами люди смотрят на вечный огонь у памятников героям, беззаветно сражавшимися за Родину. Огонь, зажженный от лучей солнца в далекой Олимпии, несут в факельной эстафете бегуны, велосипедисты, гребцы, яхтсмены, гимнасты, отдавая дань благородным традициям античного мира (слайды 4,5)
Огонь — враг. Вследствие пожаров труды предыдущих поколений, превратились в прах. Огонь сгубил миллионы человеческих жизней. По своим трагическим последствиям пожары не уступали эпидемиям, засухам и другим бедствиям.
С незапамятных времен огонь был спутником больших и малых войн. Его использовали тираны для достижения своих честолюбивых целей, инквизиторы, отправлявшие на костер еретиков, крестоносцы, порабощавшие народы.
Летопись рассказывает, как княгиня Ольга в 946 году при помощи огня жестоко расправилась с людьми, которые поднялись на борьбу против великокняжеской власти. Она подвергла осаде их главный город – Искоростень, но многодневная осада не сломила сопротивление восставших.
Тогда Ольга потребовала от горожан уплаты долга голубями и воробьями. Когда птицы были собраны, дружина Ольги привязала к их лапам куски промасленной и подожженной пакли. Птицы полетели в свои гнезда, и через несколько минут город был объят пламенем.
Народ бросился спасать свои дома и имущество, дружина Ольги ворвалась в Искоростень и разрушила его (слайд 6)
2.Законы Российской Федерации.
Так что же такое пожар? (слайд 7)
18 ноября 1994 года был принят закон о пожарной безопасности. Он гласит, что в образовательных учреждениях необходимо обучать детей пожарной безопасности по специальным программам. Этим занимаются уроки ОБЖ(слайды 8,9)
Статья 34. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности
Граждане обязаны:
-
соблюдать требования пожарной безопасности;
-
иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления;
-
при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану;
-
до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;
-
оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;
-
выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора;
Статья 38. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:
Граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
3.Правила пожарной безопасности в школе.
Чтобы у нас в школе не случилось вот так (слайд 10), необходимо соблюдать некоторые правила и выполнять определённые действия.
ЧТО ДЕЛАТЬ В СЛУЧАЕ ПОЖАРА В ШКОЛЕ Так как в школе находится много людей, эвакуация займет больше времени, чем эвакуация, например, из жилого дома. Поэтому при обнаружении пожара в школе следует придерживаться другой последовательности принимаемых мер.
Первое, что надо сделать — это закрыть дверь того помещения, где горит огонь. Если вы увидите горящее помещение через окно, не пытайтесь войти в это помещение.
Открытая дверь не только выпустит дым и помешает эвакуации; внезапное поступление дополнительного воздуха может привести к распространению пожара с большей скоростью. Следует немедленно поднять тревогу, громко крича о пожаре.
Сообщите о пожаре находящемуся поблизости любому взрослому работнику школы, который примет меры по немедленной эвакуации всех людей из здания школы (слайды 11, 12).
О любом возникновении пожара, даже самого небольшого, или же о подозрении на пожар нужно немедленно сообщить пожарной охране наиболее быстрым способом.
По прибытии пожарной охраны в первую очередь нужно знать следующее: в каком помещении пожар; все ли эвакуированы (слайд 13)
Чтобы вы знали, как вести себя при пожаре, часто в школе проводятся учебные эвакуации (слайды 15, 16). Давайте вспомним ваши действия при эвакуации:
— главное: сохраняйте спокойствие и слушайте своего педагога, именно он поможет быстро эвакуироваться из помещения: пересчитает всех детей, назначит замыкающего, возьмет журнал и построит вас;
— если вокруг много дыма, закройте лицо мокрым полотенцем, носовым платком или ватно – марлевой повязкой и в определенном порядке, без паники, всей группой идите к выходу в безопасную зону;
— если количество дыма увеличивается, то необходимо передвигаться по помещению, пригнувшись или ползком;
— на улице педагог еще раз пересчитает вас, сообщит руководству, а пожарные точно узнают, есть ли еще в помещении люди (слайд 14)
Прочитайте ещё раз правила поведения на случай возникновения пожара (слайды 17-22).
4.Средства индивидуальной защиты при пожаре.
В учебных классах образовательных учреждений пожар распространяется со скоростью 1-1,5 метра в минуту, в коридорах – 4-5 м/мин. При горении мебели и бумаги в учебных помещениях в воздухе скапливается оксид углерода, который при вдыхании его в течение 5-10 минут становится смертельным. Поэтому, в таких ситуациях необходимо использование индивидуальных средств защиты (слайд 23).
Как же правильно надевать противогаз? Для надевания необходимо: снять головной убор; вынуть противогаз; взять шлем-маску обеими руками за утолщение края у нижней части так, чтобы большие пальцы ладони были снаружи, а остальные внутри ее; задержать дыхание; закрыть глаза; приложить нижнюю часть шлем-маски под подбородок и резким движением рук вверх и назад натянуть шлем-маску на голову так, чтобы не было складок, а очковый узел располагался против глаз; устранить перекос и складки, если они образовались при надевании шлем-маски, сделать полный выдох, открыть глаза и возобновить дыхание.
Для надевания противогаза в положении лежа необходимо: задержать дыхание, закрыть глаза; снять головной убор; достать противогаз из сумки и надеть его; сделать выдох, открыть глаза, возобновить дыхание.
При надевании противогаза на раненого необходимо посадить или положить раненого, учитывая его состояние и обстановку, вынуть его противогаз из сумки и надеть на голову раненого.
5.Практическая часть – надевание противогаза.
Желающие могут продемонстрировать надевание противогаза.
6. Ожоги. Степени ожогов. Первая помощь.
Алгоритм оказания само- и взаимопомощи при любых термических ожогах кожи таков:
Немедленно погасить пламя на одежде и коже пострадавшего, для чего накрыть его тканью (это приведет к прекращению поступления воздуха), или сбросить горящую одежду. Можно погасить пылающий участок одежды, забросав его землей, песком или снегом, облив водой или опустив в воду.
Успокоить пострадавшего и окружающих.
Осторожно снять с пострадавшего тлеющие остатки одежды, которые не зафиксировались в ране. Запрещено отдирать от раны прилипшие остатки одежды. Прикасаться к обожженной поверхности руками тоже нельзя.
Держать в течение 10-20 минут пораженную поверхность тела под струей проточной холодной воды (можно в емкости с чистой прохладной водой).
Это необходимо для того, чтобы предупредить дальнейшее углубление и расширение раны за счет нагрева обожженной зоны. Также это улучшит кровообращение в ране.
Но ни в коем случае нельзя использовать для охлаждения зоны ожога лед, так как, помимо имеющегося ожога, у пострадавшего возникнет дополнительная травма – обморожение.
На обожженную поверхность нанести противоожоговое средство, затем наложить сверху сухую стерильную повязку. Ни в коем случае не использовать вату: можно применять только бинт, марлю – тканевые материалы.
Если нет поблизости ни одного средства для экстренной помощи при ожогах и стерильных бинтов нет, нужно просто наложить чистую сухую повязку. Запрещается наносить на обожженную кожу мази, кремы, растительное масло, спиртовые растворы и прочие средства.
При легких ожогах первой степени без обширного повреждения кожи и пузырей можно не накладывать повязку (слайд 24).
При обширных ожогах рук и ног надо зафиксировать конечность с помощью шины или подручных средств и придать конечности возвышенное положение.
При обширных ожогах и при возникновении признаков ожогового шока (бледность, слабость, беспокойство, холодный пот, тахикардия, падение артериального давления, нарушение сердечной деятельности и дыхания) дать пострадавшему пить много жидкости – чистую воду. Жидкость уменьшает интоксикацию, которая возникает из-за всасывания в кровь продуктов распада обожженной кожи, подкожной клетчатки, мышц.
При сильных болях для предупреждения болевого шока пострадавшему дают любое обезболивающее средство (анальгин, парацетамол и пр.).
7.Отравление угарным газом. Остановка дыхания и сердечной деятельности. Первая помощь.
Консультация медицинского работника.
8. Травмы и переломы при пожаре. Первая помощь.
Консультация медицинского работника.
IV.Подведение итогов.
Мы много говорили о том, как правильно вести себя во время пожара. Вы многое знаете и умеете. Но мы всё-таки надеемся, что эта ЧС в нашей школе не случится (слайд 25). Я желаю всем удачи. Спасибо за внимание! (слайд 26)
Источник: https://kopilkaurokov.ru/obzh/uroki/urokpozharnaiabiezopasnost