Общие требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации предприятий
Общие требования
в области охраны окружающей среды
при эксплуатации предприятий
Основные принципы охраны окружающей среды допускают воздействие хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду исходя из требований в области ее охраны. При этом снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду должно достигаться на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.
В настоящее время список принятых технических регламентов, в которых имеются ссылки на наилучшие существующие технологии, в нашей стране ничтожно мал.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» требует обеспечить сочетание интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности.
Требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации предприятий
Данные требования установлены в главе 7 Федерального закона «06 охране окружающей среды».
В соответствии с нормами данного Федерального закона эксплуатация предприятий и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды; при этом должны быть предусмотрены мероприятия по охране окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление эксплуатации предприятий по предписаниям органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды. Прекращение эксплуатации предприятий в полном объеме при нарушении требований в области охраны окружающей среды осуществляется на основании решения суда общей юрисдикции и (или) арбитражного • суда. Указанная мера применяется только в исключительных случаях (в частности, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды и если предотвращение соответствующих обстоятельств иначе невозможно).
В КоАП РФ в качестве обеспечительной меры (до вынесения судебного решения) предусмотрен временный запрет деятельности предприятия (либо его структурного подразделения) на срок до пяти суток (статья 27.16).
Основания для приостановления деятельности и временного запрета деятельности одинаковые.
Временный запрет деятельности применяется в тех случаях, если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности по статье 3.2 КоАП РФ. Подробнее об основных положениях КоАП РФ см. раздел 1.2 главы 1.
За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается также имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
Наложение административных штрафов на лиц, виновных в экологических правонарушениях, не освобождает их от обязанности возмещения вреда, причиненного окружающей природной среде. Компенсация вреда осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Размер вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, определяется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, а при их отсутствии — в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.
В соответствии с требованиями Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию предприятий, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
На предприятиях должны соблюдаться нормативы качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.
В целях сохранения качества окружающей среды органами государственного экологического контроля устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:
допустимых выбросов загрязняющих веществ;
допустимых сбросов загрязняющих веществ;
образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;
допустимого изъятия компонентов природной среды.
Выбросы и сбросы вредных веществ осуществляются на основе разрешения, выдаваемого органами государственного экологического контроля. В разрешении устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду и другие условия, обеспечивающие охрану окружающей природной среды и здоровья человека.
Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ для стационарных и передвижных источников воздействия на окружающую среду основаны на нормативах допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативах качества окружающей среды, а также технологических нормативах.
Технологические нормативы устанавливаются на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.
При невозможности их соблюдения устанавливаются лимиты на выбросы и сбросы на основании разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Лимиты на выбросы и сбросы устанавливаются только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами государственного экологического контроля.
Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются органами государственного экологического контроля в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду.
Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды устанавливаются в целях сохранения природных и природно-антропогенных объектов, обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем и предотвращения их деградации. Порядок их установления определяется законодательством о недрах, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о животном мире и иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования.
Лица, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду
Ответственность за принятие решений при осуществлении хозяйственной или иной деятельности, которая оказывает или может оказывать негативное воздействие на окружающую среду, несет руководитель предприятия и (или) назначенное им лицо.
На крупных предприятиях целесообразно создание экологической службы. На средних и мелких предприятиях назначается инженер по охране окружающей среды (эколог) предприятия.
В соответствии с Квалификационным справочником должностей
Источник: https://refdb.ru/look/2867559.html
Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности
Действующее законодательство предусматривает специальные требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а именно:
1). Требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.
2). Требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов энергетики.
3). Требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации военных и оборонных объектов, вооружения и военной техники.
4). Требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения.
5). Требования в области охраны окружающей среды при мелиорации земель, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений.
6). Требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений.
7). Требования в области охраны окружающей среды при производстве и эксплуатации автомобильных и иных транспортных средств.
8). Требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки.
9). Требования в области охраны окружающей среды при производстве, обращении и обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов.
10). Требования в области охраны окружающей среды при использовании радиоактивных веществ и ядерных материалов.
11). Требования в области охраны окружающей среды при использовании химических веществ в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве.
12). Охрана окружающей среды от негативного биологического воздействия.
13). Требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления.
14). Требования в области охраны окружающей среды при установлении защитных и охранных зон.
15). Требования в области охраны окружающей среды при приватизации и национализации имущества
16). Охрана озонового слоя атмосферы.
17). Охрана окружающей среды от негативного физического воздействия.
Источник: http://jurist-for-you77.ru/environmental-law/requirements-in-the-field-of-environmental-protection-with-economic-and-other-activities/
Общие требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации предприятия
Вопрос 2
Общие требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации предприятий установлены в главе 8 федерального закона «Об охране окружающей среды». Законом определено, что эксплуатация предприятий и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствие с требованиями федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию предприятий, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды и обязаны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.
За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды предусмотрена имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.
Наложение административных штрафов на виновных в экологических правонарушениях не освобождает их от возмещения вреда, причиненного окружающей природной среде.
Нарушение требований в области охраны окружающей среды также влечет за собой приостановление или прекращение эксплуатации предприятий.
Ответственность за принятие решений при осуществлении хозяйственной или иной деятельности, которая оказывает или может оказывать негативное воздействие на окружающую среду, несет руководитель предприятия и (или) лицо им назначенное.
В соответствие с квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 года N 37, в составе возможных должностей специалистов предусмотрена должность инженера по охране окружающей среды (эколога). Данный квалификационный справочник рекомендован для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от форм собственности и организационно-правовых форм в целях обеспечения правильного подбора, расстановки и использования кадров.
Должностные обязанности инженера по охране окружающей среды (эколога) квалификационным справочником определены как следующие:
- контроль за соблюдением в подразделениях предприятия экологического законодательства, инструкций, стандартов и нормативов по охране окружающей среды,
- разработка проектов перспективных и текущих планов по охране окружающей среды,
- контроль за выполнением планов по охране окружающей среды,
- участие (в качестве представителя предприятия) в проведении экологической экспертизы технико-экономических обоснований, проектов расширения и реконструкции действующих производств, а также создаваемых новых технологий и оборудования, разработке мероприятий по внедрению новой техники,
- участие в проведении научно-исследовательских и опытных работ по очистке промышленных сточных вод, предотвращению загрязнения окружающей среды выбросами вредных веществ в атмосферу, уменьшению или полной ликвидации технологических отходов, рациональному использованию земельных и водных ресурсов,
- контроль за соблюдением технологических режимов природоохранных объектов, за состоянием окружающей среды в районе расположения предприятия.
- составление технологических регламентов, графиков аналитического контроля, паспортов, инструкций и другой технической документации,
- участие в проверке соответствия технического состояния оборудования требованиям охраны окружающей среды и рационального природопользования,
- составление установленной отчетности о выполнении мероприятий по охране окружающей среды.
Инженер по охране окружающей среды (эколог) должен знать:
- экологическое законодательство;
- нормативные и методические материалы по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;
- системы экологических стандартов и нормативов;
- производственную и организационную структуру предприятия и перспективы его развития;
- технологические процессы и режимы производства продукции предприятия;
- порядок проведения экологической экспертизы предплановых, предпроектных и проектных материалов;
- методы экологического мониторинга;
- средства контроля соответствия технического состояния оборудования предприятия требованиям охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- передовой отечественный и зарубежный опыт в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
- порядок учета и составления отчетности по охране окружающей среды;
- основы экономики, организации производства, труда и управления;
- средства вычислительной техники, коммуникаций и связи;
- правила и нормы охраны труда.
В соответствие с требованиями федерального закона «Об охране окружающей среды» руководители предприятий и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны проходить подготовку и переподготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Действующее предприятие оказывает техногенное воздействие на все компоненты окружающей среды — на атмосферу, территорию, поверхностные и подземные воды. На вышепоименованные компоненты окружающей среды оказывают влияние:
- масса и виды выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ;
- количество сбрасываемых сточных вод, их состав, степень очистки, условия сброса в водные объекты и параметры разбавления сточных вод;
- степень загрязнения поверхности земель;
- наименование и количество отходов, способы их удаления, складирования или утилизации.
Более конкретные экологические требования к эксплуатации предприятий в части охраны атмосферного воздуха, охраны поверхностных вод и охраны от неблагоприятного воздействия отходов производства и потребления, введены соответствующими законами Российской Федерации.
В процессе эксплуатации любой объект потребляет определенное количество чистой воды, а также сбрасывает очищенные или неочищенные сточные воды в окружающую среду, что приводит к загрязнению поверхностных вод.
В общем случае, источниками загрязнения поверхностных и подземных вод являются неочищенные или недостаточно очищенные производственные и бытовые сточные воды; поверхностный сток с промплощадок; фильтрационные утечки вредных веществ из емкостей, трубопроводов и других сооружений; аварийные сбросы и проливы сточных вод на сооружениях и промышленных объектах; осадки, выпадающие на поверхность водных объектов и содержащие пыль и загрязняющие вещества от промышленных выбросов. При эксплуатации хозяйственных и других объектов запрещается:
- осуществлять сброс в водные объекты неочищенных и необезвреженных в соответствии с установленными нормативами сточных вод;
- производить забор воды из водных объектов, существенно влияющий на их состояние;
- осуществлять сброс сточных вод, содержащих вещества, для которых не установлены предельно допустимые концентрации, или содержащих возбудителей инфекционных заболеваний.
При эксплуатации промышленных объектов особую актуальность приобретают вопросы удаления и складирования, а в дальнейшем утилизации и захоронения отходов производства.
Промышленные отходы требуют для складирования не только значительных площадей, но и загрязняют вредными веществами, пылью, газообразными выделениями атмосферу, территорию, поверхностные и подземные воды. Во исполнении требований закона «Об отходах производства и потребления» (ст.
11) индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:
- соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека;
- разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;
- внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений;
- проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;
- проводить мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов;
- предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;
- соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;
- в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей природной среде, немедленно информировать об этом государственные территориальные экологические специализированные органы и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Лица, которые допущены к обращению с опасными отходами, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами. Ответственность за допуск работников к работе с опасными отходами несет соответствующее должностное лицо организации.
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Источник: https://megalektsii.ru/s41585t6.html
Требования к разработке нормативов в области охраны окружающей среды
Понятие ʼʼнормированиеʼʼ в области охраны окружающей среды.
Закон ʼʼОб охране окружающей средыʼʼ[78] определяет нормирование в области охраны окружающей среды (природоохранное нормирование) как установление нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на нее при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также разработку других нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды (ст. 19).
Природоохранное нормирование осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
Нормативы, стандарты и нормативные документы в области охраны окружающей среды разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие в порядке, установленном Правительством Российской Федерации на базе современных достижений науки и техники с учетом международных правил и стандартов в области охраны окружающей среды.
Нормативы в области охраны окружающей среды (природоохранные нормативы) устанавливаются таким образом, чтобы при их соблюдении обеспечивалось устойчивое функционирование естественных экосистем и сохранялось биологическое разнообразие.
Нормативы качества (НК) окружающей, среды устанавливаются для оценки состояния атмосферного воздуха, вод, почв и других компонентов природной среды на базе физических, химических, биологических и иных показателœей, соблюдение которых обеспечивает сохранение благоприятной окружающей среды.
Это означает, что если в природном объекте содержание, к примеру, химического вещества не превышает соответствующего норматива ого предельно допустимой концентрации, то состояние воздуха или почвы не представляет опасности для здоровья человека и других живых организмов.
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, установленные в соответствии с требованиями законодательства нормативы качества окружающей среды служат одним из главных юридических критериев для определœения ее благоприятного состояния. Это важно иметь в виду, в частности, в случае крайне важно сти защиты права граждан на благоприятную окружающую среду.
Состояние вод, почв, атмосферного воздуха, его соответствие нормативам качества свидетельствует о высокой или низкой эффективности действия механизма охраны окружающей среды.
К нормативам качества окружающей среды обычно относят нормативы предельно допустимых концентраций (НПДК) вредных веществ, в т.ч. радиоактивных, микроорганизмов, других биологических веществ, нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды.
Нормативы допустимого воздействия (НДВ) на окружающую среду (нормативы допустимой антропогенной нагрузки, допустимых выбросов и сбросов, отходов, изъятие компонентов природной среды и др.
) устанавливаются в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности таким образом, чтобы при их выполнении соблюдались также и нормативы качества окружающей среды.
Нормативы предельной антропогенной нагрузки на окружающую среду устанавливаются в соответствии с величиной допустимого совокупного воздействия всœех источников на окружающую среду и (или) отдельные компоненты природной среды в пределах конкретных территорий и (или) акваторий так, чтобы при их соблюдении обеспечивалось устойчивое функционирование естественных экосистем исохранялось биологическое разнообразие.
Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ (в т.ч.
радиоактивных) и микроорганизмов устанавливаются для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы этих веществ, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников, технологических процессов, оборудования и т.д. в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды.
Технологические нормативы (ТН) — ϶ᴛᴏ удельные нормативы, которые устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников, технологических процессов, оборудования и отражают допустимую массу выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов в расчете на единицу выпускаемой продукции.
Лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов — ϶ᴛᴏ ограничения их выбросов и сбросов в окружающую среду, установленные на период проведения природоохранных мероприятий, в т.ч. внедрения передовых технологий, в целях достижения нормативов в области охраны окружающей среды.
Введение государственных норм качества природной среды и установление порядка нормирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду относится к важнейшей функции государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности.
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, природоохранное нормирование — ϶ᴛᴏ деятельность по установлению нормативов (лимитов) предельно допустимых воздействий человека на окружающую природную среду и ее качества.
Оно регулируется совокупностью правовых норм ряда федеральных законов. Основополагающим из них является Закон ʼʼОб охране окружающей средыʼʼ,где нормированию качества окружающей природной среды посвящена специальная глава V.
В ней постатейно рассматриваются следующие вопросы:
— основы нормирования в области охраны окружающей среды (ст. 19);
— требования к разработке природоохранных нормативов (ст. 20);
— нормативы качества окружающей среды (ст. 21);
— нормативы допустимого воздействия на окружающую среду (ст. 22);
— нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов (ст. 23);
— нормативы образования отходов производства и потребления, лимиты на их размещение (ст. 24);
— нормативы допустимых физических воздействий на окружающую среду (ст.25);
— нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды (ст. 26);
— нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду (ст. 27);
— иные нормативы в области охраны окружающей среды (ст. 28). Вместе с тем, Закон определил крайне важно сть наличия специальных государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, которыми устанавливаются (ст. 29):
— требования, нормы и правила в области охраны окружающей среды к продукции, работам, услугам и соответствующим методам контроля;
— ограничения хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения ее негативного воздействия на окружающую среду;
— порядок организации деятельности в области охраны окружающей среды и управления такой деятельностью.
Государственные стандарты и иные нормативные документы в области охраны окружающей среды разрабатываются с учетом научно-технических достижений и требований международных правил и стандартов.
В государственных стандартах на новую технику, технологии, материалы, вещества и другую продукцию, технологические процессы, хранение, транспортировку, использование такой продукции, в т.ч.
после перехода ее в категорию отходов производства и потребления, также должны учитываться требования, нормы и правила в области охраны окружающей среды.
Вместе с тем, правовые нормы, касающиеся природоохранного (ʼʼэкологическогоʼʼ) нормирования, содержатся в ряде федеральных законов: в ст. ст. 11 и 12 закона ʼʼОб охране атмосферного воздухаʼʼ[66], в ст. ст.
109-111 Водного кодекса[7], в ст. 13 п. 5 Земельного кодекса[14], в ст. 33 закона ʼʼО внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерацииʼʼ [61], в ст.
1 ʼʼОб исключительной экономической зоне Российской Федерацииʼʼ[63] и др.
В корне природоохранных нормативов лежат три показателя: медицинский (пороговый уровень угрозы здоровью человека, его генофонду); технологический (способность экономики обеспечить выполнение установленных допустимых пределов воздействия на человека и среду его жизнедеятельности); научно-технический (способность научно-технических средств контролировать соблюдение пределов воздействия по всœем параметрам).
Эти нормативы устанавливаются на трех уровнях: на уровне стадии хозяйственного процесса (планирование, проектирование, эксплуатация и т.д.), хозяйствующих субъектов (суммарные показатели конкретного предприятия), отраслей хозяйства (строительство, мелиорация, получение энергии и т.д.).
Οʜᴎ, как правило, формируются после реализации трех стадий: методической (подготовка и выработка методических указаний и инструкций), расчетной (проведение необходимых расчетов, математического моделирования) и правоустанавливающей (собственно правовое установление). Иногда (при санитарно-гигиеническом нормировании особо токсичных веществ и опасных воздействий) требуется еще одна промежуточная стадия – экспериментальная.
Различают также две формы выражения природоохранных нормативов – натуральную (в физических единицах измерений соответствующих показателœей) и стоимостную (в денежном исчислении), к примеру, при расчетах платежей.
Перечисленные выше нормативы можно разделить на пять групп.
Первую группу составляют санитарно-гигиенические нормативы.
К ним относятся нормативы качества (ПДК – предельно допустимых концентраций вредных химических веществ и биологических агентов и МДУ – максимально допустимых уровней физических факторов) и нормативы санитарных (защитных) зон. Цель таких нормативов – определить показатели качества окружающей среды применительно к здоровью человека.
Вторую группу природоохранных нормативов образуют производственно-хозяйственные нормативы.
Наиболее известны в этой группе нормативы ПДВ и ПДС – предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ, ПДУ – предельно допустимые уровни электромагнитных излучений, шума, вибрации, радиации, а также ПНО и ПЛР – предельные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Οʜᴎ устанавливают требования к источнику вредного воздействия, ограничивая его деятельность определœенной пороговой величиной. К числу указанных нормативов бывают отнесены любые другие, содержащие требования, предъявляемые к источникам (стационарным, передвижным) с целью охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
В третью группу нормативов и лимитов входят нормативы, относящиеся к самим природным объектам.
Среди них нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды (к примеру, ОДУ – объёмы допустимых уловов рыбы, отстрела охотничьих животных, расчет лесосœеки и др.) и ПДН – нормативы предельной допустимой антропогенной нагрузки на нее.
Сюда же можно отнести и нормы землеотводов (без изъятия природного объекта), требования к ʼʼэкологическим пропускамʼʼ и другие.
К четвертой группе нормативов относятся территориальные нормативы, включающие в себя СЗЗ – санитарно-защитные зоны промышленных предприятий (в особенности – для ядерных объектов, имеющих, кроме того, зону наблюдения), водоохранные зоны (включая прибрежные защитные полосы), а также округа санитарной (горно-санитарной) охраны.
Пятую группу нормативов составляют так называемые вспомогательные нормы и правила,
Источник: http://referatwork.ru/category/ekologiya/view/539125_trebovaniya_k_razrabotke_normativov_v_oblasti_ohrany_okruzhayuschey_sredy