Системы оповещения го чс населения о чрезвычайных ситуациях

Системы оповещения ГО и ЧС —

Как известить жителей страны о масштабном стихийном бедствии, техногенной аварии, военной угрозе или другой чрезвычайной ситуации (ЧС). Для этого существуют специальные системы оповещения гражданской обороны (ГО). К ним относят целый комплекс организационных сил, технических средств, сетевых каналов как общего пользования, так и ведомственных.

Сигналы, информирующие о ЧС, должны быть доведены до следующих субъектов:

В настоящее время к одной из острых проблем современности относятся проблемы недопущения и ликвидации чрезвычайных ситуаций естественного и техногенного происхождения.

  • население;
  • должностные лица;
  • органы управления;
  • силы ГО.

Основным способом оповещения остается распространение речевой информации посредством местных линий – радио и телевидения. Однако, возможно использование и других устройств:

  • сирены;
  • громкоговорители;
  • репродукторы;
  • телефоны;
  • подвижные средства.

Для определенных ситуаций уже заготовлены варианты текстовых сообщений, за что отвечает управление МЧС России по ГО и ЧС совместно с местными органами исполнительной власти.

Структуризация систем оповещения ГО и ЧС

Устанавливаются системы оповещения ГО и ЧС не везде, а только на крупных объектах, которые попадают в категорию опасных, либо на тех, где одновременно пребывает большое количество людей.

Поскольку оповестить необходимо разные категории граждан, на разных уровнях государственного устройства, то, соответственно, и системы оповещения будут отличаться масштабом действия. В РФ на сегодняшний день действуют системы:

  1. Централизованного оповещения (СЦО):
    • региональная автоматизированная (РАСЦО);
    • территориальная автоматизированная (ТАСЦО).
  2. Локальные (ЛСО).
  3. Объектовые (ОСО).
  4. Управляющие оповещением и эвакуацией людей (СУОЭ).

Основной принцип размещения устройств оповещения граждан – установка оборудования вблизи крупных промышленных объектов, например, гидросооружений, химических производств и других. То, какой именно вариант оповещения населения будет применен, зависит от вида угрозы, ее мощности и опасности.

Как работают системы оповещения регионального и территориального уровней

Оповещение самого высокого уровня осуществляется централизованно, автоматически запускаясь в случае ЧС. Все сигналы, поступающие от пунктов МЧС, передаются в регионы, органы и соединения, подчиняющиеся федеральному центру.

В свою очередь РАСЦО обязаны передать сигнал далее к управлениям ГО и ЧС. Должны быть оповещены:

  • руководители организаций, отвечающих за ГО;
  • диспетчера служб оперативного реагирования, которые находятся на опасных и крупных производственных объектах;
  • население регионов;
  • органы управления ГО.

Техническая база всех систем оповещения РФ – комплекс П-160.

Местные системы оповещения населения ГО и ЧС

Следующая ступень передачи сигнала о ЧС – это объекты местного уровня:

  • дежурные диспетчера на потенциально опасных объектах и крупных предприятиях с экономической ценностью;
  • городское и сельское руководство ГО;
  • население.

Оповещение для жителей и должностных лиц осуществляется раздельно. Функционирование системы обеспечивает комплекс технических устройств (КТС) П-164 или П-166, либо автоматизированные системы оповещения (АСО). Обе системы работают по каналам тональной частоты, что позволяет выбирать конкретную зону для оповещения, не задействуя остальную территорию.

Особенности организации локального оповещения населения

ЛСО создаются в тех районах, где работают или строятся потенциально опасные объекты. За их технической исправностью и готовностью к задействованию в случае возникновения ЧС следит начальник ГО. Он же и занимается оповещением населения, руководителей и сотрудников предприятий о непредвиденных угрозах:

  • техногенных авариях;
  • вторжении противника;
  • природных катастрофах.

Такая многоуровневая система оповещения, слаженно и продуктивно исполняющая свои задачи, является наиболее эффективной в плане массового оповещения людей о грозящей опасности и ее предотвращения.

Объектовые системы оповещения – обеспечение безопасности предприятий

ОСО запускается в тех случаях, когда возникшая опасность ограничивается пределами территории одного объекта. Цель ее – довести информацию о ЧС руководящим лицам, персоналу, службам, ответственным за ГО на объекте.

Система работает в основном на базе КТС П-164, однако, на сегодня активно рассматриваются различные варианты ее усовершенствования.

Как пример – системы СГС-22М, которые позволяют оповещать открытые зоны и закрытые помещения на объекте, передавать предупреждающие сигналы, речевые сообщения, а в одностороннем порядке использоваться в местных каналах вещания. При этом с их помощью возможна организация и городского, и локального оповещения. Управление системой может осуществляться удаленно. Еще один плюс – возможность передачи специальных сообщений на телефоны, записанные в базе.

Внедрение также технологий и систем мировых стандартов:

  • АТМ (B-ISDN);
  • сотовая радиосвязь;
  • GSM;
  • спутниковые персональной связи;
  • цифровые (ISDN);
  • пейджинговые;
  • мобильная связь –

позволяет силам ГО работать еще качественнее и эффективнее, снабжая эти и другие службы РФ бесперебойной и высокоскоростной связью.

Источник: http://pbexpert01.ru/sistemyi-opoveshheniya-go-i-chs/

Оповещение населения о ЧС в системе ГО РБ

Оповещение населения о ЧС в РБ производится с помощью автоматизи-рованной системы централизованного оповещения (АСЦО).

Она позволяет включать сирены, производственные гудки, другие сигнальные устройства, передавать речевую информацию с использованием государственного радио и телевидения, а также циркулярно оповещать должностных лиц по служеб-ным квартирным телефонам. Для надежности информация дублируется по радио и проводным средствам связи.

Кроме того, для передачи информации могут применяться уличные громкоговорители, а в сельской местности удары о рельс. На потенциально опасных объектах имеются и свои локальные сис-темы оповещения.

Обратите внимание

Опыт показывает, что в дневное время население может быть оповещено за 5 минут, в ночное за 10-15 минут.

В названной системе могут передаваться сигналы мирного и военного времени. Для мирного времени установлен один сигнал оповещения о ЧС с условным наименованием «Внимание, Всем!». Сигнал передается населению путем включения на 3 минуты сирен, других сигнальных устройств. Для на-селения это означает, что произошла ЧС.

Услышав сигнал, каждый гражда-нин должен включить радиоточку, радиоприемник, телевизор на местную станцию и выслушать информацию (многократно повторяющуюся) о ЧС и ре-комендации по защите. Если ЧС происходит на потенциально опасном объек-те, то население, проживающее вблизи объекта, оповещается немедленно с помощью локальной системы оповещения, имеющейся на объекте.

Оповеще-ние может быть с помощью громкоговорителей, сирен, ревунов в жилых до-мах.

С объявлением военного положения действие сигнала «Внимание, Всем!» прекращается, и вместо него вводятся сигналы «Воздушная тревога!», «От-бой воздушной тревоги!», «Химическая тревога!», «Радиационная опас-ность!».

По сигналу «Воздушная тревога!» включаются сирены, другие сигналь-ные устройства на 3 минуты. Одновременно по радио, телевидению голосом многократно повторяется «Граждане. Воздушная тревога!».

По этому сигналу население укрывается в защитные сооружения. Сигнал «Отбой воздушной тревоги!» передается только по радио, телевидению и служебным телефонам для должностных лиц.

По этому сигналу люди покидают защитные сооруже-ния.

Сигнал «Химическая тревога!» передается включением сирены на 3 ми-нуты (прерывистый звук), производственных гудков, других сигнальных уст-ройств. По этому сигналу люди или укрываются в защитные сооружения или остаются дома, но герметизируют помещение (по радио могут быть объявле-ны дополнительные рекомендации по защите штабом ГО).

Важно

Сигнал «Радиационная опасность!» передается по радио, телевидению, по квартирным и служебным телефонам. В этом случае, как правило, пере-даются и рекомендации штаба ГО по радиационной защите.

Укрытие населения в защитных сооружениях.

Защитные сооружения предназначены для защиты населения, размеще-ния пунктов управления, узлов связи, командных пунктов. В зависимости от своих защитных свойств они подразделяются:

1) убежища;

2) противорадиационные укрытия.

Бомбоубежище — защитное сооружение, объект гражданской обороны, предназначается для защиты укрываемых от оружия массового поражения в военное время и стихийных бедствий в мирное, а также для нужд народного хозяйства и обслуживания населения.

Бомбоубежища были широко распространены в период Второй мировой войны. Одним из самых известных бомбоубежищ времён Второй мировой является Фюрербункер, в котором провёл последние месяцы Гитлер. Позднее, во времена холодной войны, в странах, втянутых в эскалацию конфликта, активно строились противоатомные бункеры, называемые по старинке бомбоубежищами.

Убежища – это основной вид укрытий, предназначенный для защиты ук-рываемых от воздействия поражающих факторов ядерного взрыва, химиче-ски токсичных веществ, биологических средств, продуктов горения, высоких температур.

В зависимости от расчетной величины избыточного давления ударной волны ядерного взрыва, на которую они рассчитаны, и степени ослабления радиационного воздействия, убежища подразделяют на 5 классов от А-1 до А-5.

Наибольшую степень защиты имеют убежища класса А-1, которые вы-держивают избыточное давление ударной волны 500 кПа и имеют коэффици-ент защиты от ионизирующих излучений 5000. Основной тип убежища для населения это А-4, убежища класса А-1 возводятся на территории АЭС, клас-са А-2 в 3-х километровой зоне АЭС.

Убежища подразделяются на заблаго-временно построенные и быстровозводимые, отдельно стоящие и встроен-ные, возвышающиеся, полузаглубленные и заглубленные, малой, средней и большой вместимости.

Возводимые заблаговременно убежища вмещают:

1) малого объема до 150 человек;

2) среднего объема до150-600 человек;

3) большего объема более 600 человек. Возводимые при угрозе войны:

1) малого объема дл 60 человек;

2) среднего объема 60-100 человек;

3) большего объема более 100 человек.

Современные убежища – это сложные в техническом отношении соору-жения, оснащенные многочисленными инженерными системами, коммуника-циями, приборами, обеспечивающие условия пребывания в них людей в те-чение длительного периода времени (не менее 2-х суток).

Противорадиационные укрытия в сравнении с убежищами имеют более простое устройство. Они предназначены для защиты людей от воздействия проникающей радиации, радиоактивной пыли, химически токсичных ве-ществ, биологических средств, светового излучения, частично ударной вол-ны.

В качестве защитных сооружений могут использоваться также простей-шие укрытия: щели, горные выработки, транспортные туннели, метрополи-тен, подземные переходы,

Источник: https://studopedya.ru/1-30158.html

О некоторых проблемах развития систем оповещения населения в чрезвычайных ситуациях

О некоторых проби лах развития систем оповещения населения в чрезвычайных ситуациях

Соколов Ю .И.

В данном материале на основе анализа состояния отечественных и зарубежных систем оповещения населения в чрезвычайных ситуациях рассматривается ряд проблемных вопросов их развития в нашей стране

Введение

Оповещение населения является одной из основных задач органов власти всех уровней, организующих его защиту в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени В сущности, защита населения и начинается с его своевременного оповещения и информирования о возникновении или угрозе возникновения какой-либо опасности.

Без наличия оперативной, постоянно готовой к использованию системы оповещения невозможно решать задачи защиты населения.

Совет

Опыт показывает, что в чрезвычайных ситуациях, особенно военного времени, в первую очередь страдает мирное население, поэтому создание систем оповещения населения должно являться первоочередной задачей.

В большинстве случаев при угрозе возникновения ЧС еще остается достаточно времени, чтобы своевременно предупредить население о надвигающейся опасности.

Но бывают ситуации, когда период времени от момента распознавания опасности до ее непосредственного воздействия измеряегся минутами и даже секундами.

Поэтому обеспечить абсолютную защигу населения на основе создания даже самой совершенной системы оповещения практически невозможно. Однако государство остается ответственным за то, чтобы уменьшить опасность, угрожающую жизни или здоровью ею граждан.

Необходимость создания систем оповещения населения, использующих средства электросвязи, электрические сирены, сети вещания определялась насущными потребностями защиты населения с появлением современного оружия и средств его доставки далеко в тыл, угрожающего не только военным и экономическим объектам, но и жизни беззащитного населения. г)то, прежде всего, касалось жителей больших городов.

Первые шаги по создало системы оповещения населения в России были предприняты еще 80 лет назад после опубликования перечня мероприятий ПО противохимической У Пр0,1:?4>»«;-д:уш?{й сбл-

Читайте также:  Требования в области гражданской обороны

роне города, доведенного до населения Петрограда 3 марта !9[8 года, С 3 марта в Петрограде началось создание и системы оповещения, ко горая существовала как постоянная система в течение всей граждан ской войны. На этом этапе технические возможности оперативно г.; оповещения населения были крайне ограничены. Для этих целей, в основном, использовались фабричные и паровозные гудки.

До начала войны на территории нашей страны была построс нг широко разветвленная сеть проводног о вещания, которая явилась основой системы оповещения и информирования населения в годы войны.

Обратите внимание

Основной оперативно-тактической единицей в местной противовоздушной обороне (МПВО) в эти годы становятся города.

В г о родах-пунктах МПВО строятся системы оповещения с централию ванным управлением с КП МПВО, на основе использования радиотрансляционных сетей, сетей телефонной связи и сетей электросирен.

Так, система оповещения населения Москвы включала в себя 1Г0 электросирен, 480 тысяч квартирных и 406 уличных громкоговорителей. Сигнал “Воздушная тревога” в Москве подавался 141 раз.

В целом системы оповещения городов прифронтовой полосы удовлетворяли требованиям того времени. Сигналы воздушной грево-ги подавались достаточно своевременно (в Москве — за 30-40 минут до подлета вражеских самолетов).

Появление оружия массового поражения и средств его достатки практически по всей территории страны поставили задачу оповещения населения не только в пршраничных районах, но и на всей территории страны.

В послевоенный период происходят кардинальные изменения в организационных принципах построения систем оповещения, когда они создаются не только в городах, но и начинают охватывать территорию области (края) в целом.

Для реализации задач строительства систем централизованно го оповещения населения на территории области (края) разрабатыва ется целый ряд технических средств оповещения и организуется их массовый выпуск.

Был налажен массовый выпуск более современных мощных элсктросирен.

Для оповещения населения уже планировалось комплексное задействование сетей проводного и радиовещания, сетей электросирен и уличных громкоговорителей.

В шестидесятые годы, когда МПВО была преобразована в систему гражданской обороны, были серьезно пересмотрены основные взгляды и положения в решении проблем защиты населения. Это’ этап характерен наиболее интенсивным совершенствованием прин ципов построения систем оповещения и развитием их технической базы.

Важно

В эти годы была создана аппаратура, обеспечивающая передачу команд управления по занятым междугородным проводным и радиорелейным каналам связи, а также по каналам радиовещания, что позволило приступить к массовому строительству территориальных систем централизованного оповещения населения. Такие системы были построены практически во всех республиках, краях и областях.

С начала семидесятых годов началось строительство территориальных систем централизованного оповещения на базе современной аппаратуры нового типа I I-160, разработанной в начале 70-х годов Был также разработан целый комплекс современной аппаратуры оповещения низового звена типа Г1-164, предназначенный для замены морально и физически устаревшей аппаратуры типа АДУ-ЦВ и обеспечивающий построение систем оповещения в городах и населенных пунктах, а также в сельской местности на основе использования проводных каналов сельской телефонной связи.

Была подготовлена техническая база, обеспечивающая возможность централизованной подачи единою сигнала оповещения на территории всей страны, что позволяло решать поставленную задачу

об организации оповещения населения страны при возникновении угрозы массированного ядерного нападения противника.

Для оповещения населения было спланировано использование всех сетей вещания, включая сети телевещания и электросирен Причем впервые было определено, что сеть электросирен предназначается не для подачи конкретного сигнала военного времени — сигнала «Воздушная тревога!”, а для подачи единого сигнала оповещения ‘Внимание всем!” с последующим его информационным наполнением по всем сетям вещания

После аварии на Чернобыльской АЭС был поставлен вопрос о создании специальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов — локальных систем оповещения (ЛСО).

С этой целью были подготовлены типовые проектные решения и выпущены рекомендации по созданию локальных систем оповещения в районах размещения атомных станций, химически опасных объектов и гидросооружений.

Начались работы по их строительству

Распад СССР вызвал определенные затруднения и в организа-j '(в техническом оснащении систем централизованного оповещения, что естественно сказалось и на работе систем оповещения населения. Ряд предприятий, выпускающих аппаратуру оповсшешгя, оказался уже в зарубежье.

Совет

Следует также отметить, что до распада СССР строительство самых современных систем оповещения осуществлялось в Прибалтике, на Украине, в Средней Азии, Закавказье. Нй тслпятории f>occ:-.w-

ской Федерации такое строительство осуществлялось меньшими темпами и сейчас немало систем оповещения России работает на устаревшей аппаратуре. В 1992 году появились 15 новых субъектов Российской Федерации, которые не имеют своих самостоятельных систем оповещения.

Информационная подготовка населения к действиям в чрезвычайных

ситуациях

Строительство централизованных систем оповещения не решает всех задач Требуется большая работа по подготовке самого населения, обучение его правилам своего поведения при получении сигналов оповещения.

Основная масса населения проживает в городах, насыщенных различными опасными производствами Следуег сказать, что в современных условиях проживание в сельской местности отнюдь не гарантирует избавление от последствий аварий и катастроф техногенного или природного характера.

Поэтому необходима определенная информационная подготовка населения как городского, так и сельского, обеспечивающая его осмысленные действия при возникновении ЧС различного характера при поступлении первых сигналов оповещения и поясняющих информационных сообщений.

Проверки показывают исключительно низкую готовность населения к самостоятельным действиям даже при получении сигналов оповещения и достаточно подробных информационных сообщений.

В этом легко убедиться, если вы спросите самих себя или своих соседей, что вы будете делать: при аварии т подозрительном предприятии, расположенном по соседству, если вам не известно даже, чем оно может угрожать; где расположено убежище и вход в него, если раздастся сигнал тревоги; что надо надеть на себя, а главное где это лежит, если поступило сообщение о химической опасности и в какую сторону бежать предпочтительнее, если это сообщение такой информации не содержит и т.п.

А может быть не надо никуда бежать, а просто плотно прикрыть окна и подняться на несколько этажей выше, чтобы избежать отравления'7 И таких вопросов без ответов может быть достаточно много, если предварительно не иметь определенной информации, которой можно было бы руководствоваться впоследствии при поступлении хотя бы общего оповещающего сигнала и минимальной информации по ЧС.

Вообще, целенаправленное использование технических средств массовой информации должно стать одним из элементов плана действий на случай ЧС: предупреждение о возможности возникновения ЧС, распоряжения об эвакуации, постоянное информирование населения, передача советов и рекомендаций и т.п. Это важнейший элемент восстановления организации. Распоряжения, передаваемые официальными властями, способствуют появлению у растерянного населения уверенности в том, что положение контролируется.

Информационная база населения после воздейсгвия поражающих факторов ЧС может претерпеть очень большие изменения, а потребности населения в информационном обеспечении возрастут и качественно изменятся До возникновения ЧС наши потребности в информации удовлетворяются многочисленными печатными изданиями и развитыми техническими средствами вещания. Вполне возможно, что после возникновения ЧС произойдет резкое снижение и количественного и качественного состава информационной базы. Единственно возможным средством оповещения и информирования могут стать сохранившиеся радиовещательные станции, имеющие автономные источник» питания. Эта вероятность должна быть просчитана на случай ЧС, как и просчитана сама организация удовлетворения информационного спроса населения в таких условиях» чтобы наиболее эффективным образом использовать сохранившиеся мощности Более того, население будет нуждаться в таких сведениях, которыми его не смогут обеспечить ни органы печати, ни телерадиокомпании без соответствующей подготовки и взаимодействия с органами управления по делам ГОЧС. Имеются в виду' сведения, которые дадут возможность населению своевременно принять меры защиты, сориентируют его на правильные в данной обстановке действия.

Это еще раз говорит о важности предварительной информационной подготовки населения к действиям в ЧС.

Обратите внимание

Авария на Чернобыльской АЭС и многие другие выявили необходимость определенной морально-психологической подготовки населения, которая способствовала бы мобилизации в нужный момент физических и психических ресурсов человека на основе имеющихся знаний о возможных ситуациях и реальной опечки сложившейся обстановки.

Основной упор необходимо сделать на самостоятельную подготовку населения Практика проведения телевизионных и радиопередач по тематике защиты населения, проводимая в форме коротких сообщений скучным голосом по бумажке одним из работников местное органа управления по делам ГОЧС, показывает их низкую привлекательность И эффективность. Нужны и Другие более насыщена»е, 10“

разные передачи с привлечением средств мультипликации и хорошо поставленных телефильмов.

И все же эти мероприятия не могут заменить красочных издании — памяток, адресованных жителям именно данного города или района, которые раздаются бесплатно во все семьи местными исполнительными органами власги или продаются за символическую цену. Такие памятки могут нести следующую информацию: сведения о сигналах и информации оповещения и порядке действия по ним;

номера телефонов дежурных служб города или единой дежурно-диспетчерской службы, оперативного дежурного управления по делам ГОЧС города, объединенных диспетчерских служб жилищноэксплуатационных управлений;

наименования объектов, расположенных на территории города и типы СДЯВ, используемых в производстве, а также возможную глубину их распространения в случае аварии на объектах;

характеристика типов СДЯВ, меры защиты от них и способы оказания помощи при поражениях;

общий план города (района) с указанием мест расположения потенциально опасных объектов и размеров юн возможных заражений (разрушений, затопления), медицинских учреждений, пунктов посадки на транспорт, органов исполнительной власти и органов управления по делам ГО и ЧС, наиболее целесообразных маршрутов эвакуации, сборных эвакопунктов;

адреса убежищ и мест укрытий;

Важно

частоты и программы местного радиовещания, которые спланированы для использования в интересах информирования населения при угрозе возникновения ЧС и др.

В такие памятки может вноситься и другая информация, например, о возможных стихийных бедствиях, характерных для данного региона, информация по организации защиты населения и быстрой ориентации его в обстановке при возникновении ЧС. 11амятка может содержать и специальные графы для их последующего заполнения необходимыми сведениями и изменениями в обстановке по территории города (района).

Читайте также:  Пояс пожарный спасательный: типы, конструкция и испытание

Внесение изменений в макеты таких памяток и последующее их переиздание через 2-3 года позволяет отслеживать естественные изменения в структуре опасных производств, инфраструктуре города и корректировать организацию защиты населения.

Наличие и изучение такой памятки, совмещенные с трансляцией хорошо подготовленных специальных передач по радио и, особенно, по телевидению (дтя чего наиболее 844|Дходит кабельное телеви-

дсние), поддержанное периодическими ггубликациями в местной печати, поможет организовать самостоятельную подготовку населения, провести и поддерживать его информационное обеспечение на случай возникновения ЧС в мирное и военное время.

Системы централизованного оповещения населения

Система оповещения любого уровня представляет собой организационно-техническое объединение оперативно-дежурных служб органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям данного уровня, специальной аппаратуры управления и средств оповещения, а также каналов (линий) связи, обеспечивающих передачу условных сигналов (команд управления) и речевой информации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

Управление системой оповещения каждого уровня организуется непосредственно соответствующими органами управления по делам 1’ОЧС данного уровня

Решение на задействование системы оповещения любою уровня принимает соответствующий начальник гражданской обороны или его заместители. В экстренных, не терпящих отлагательства, случаях задействование СЦО осуществляется оперативно-дежурными службами органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Системы централизованного оповещения территориального уровня (субъекты РФ) являются основным звеном в ряду систем оповещения РСЧС. Именно с этого уровня планируется организация централизованного оповещения населения в масштабе субъекта РФ (рис. 1).

Передача сигналов и речевой информации в СЦО территориального уровня осуществляется по действующим (занятым) каналам связи на основе их перехвата на время передачи сигналов и речевой информации.

Совет

Время перехвата каналов связи определяется техническими характеристиками аппаратуры управления, на основе которой построена СЦО данного территориального уровня, и устан „иной длительностью передачи речевого сообщения.

Верхние звенья СЦО территориального уровня устанавливаются на рабочих местах оперативно-дежурных служб органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям территориального уровня по месту их постоянного размещения и в загородной зоне.

843

PBC

7 В

1 IV lv : ;ч И V и,:

< i;i /•:.!itк"! ч . ..111*4«. ; !

( 1ІО on. i;ic I HOI о IK'II ! |):i

> Ml I«.

■ 11.

I »■ I 1

tk ra ( . . I «•

m — V*»

, ,_j

IL

Рис 1

СЦО юрода, района

Элементы КОМИ. іС’.* : «lillliipui VpU СрСДНСГО >ВЄНа ( ЦО ТСррИ-іорпадьноіо V рові їм стачав іпн.!'.*і .*/ ми прсдприя t ия местных ор-¡ ЛНОВ святи (меж огородные станции юродские и районные VÍJIW свя-і «правлення и средств оповещения (’ЦО ісрриториальною vровня осуществляется специа нв іамн свяиі местных органов Минсвяіп России на договорной основе *а ечст средств местною бюджст а

Передача речевой информации до населения осмнссівлястсч hsílm перечкаг> каналов подача программ вешания на t.tu проволною вешания флдиофанедяцпониые у<\p>

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/o-nekotoryh-problemah-razvitiya-sistem-opovescheniya-naseleniya-v-chrezvychaynyh-situatsiyah

Библиотека

13 ноября 2012 г.

Президент России Владимир Путин подписал указ № 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций».

Рассмотрим актуальность данного вопроса в наши дни и новейшие разработки в области оповещения населения о ЧССергей НикольскийГенеральный директор

ООО «НПО «Инженерныесистемы»

Вступивший в силу со дня подписания Указ Президента № 1522 установил, что комплексная система экстренного оповещения населения должна обеспечить своевременное и гарантированное доведение до каждого человека достоверной информации об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, правилах поведения и способах защиты в такой ситуации.

Правительству РФ поручено создать такую систему до 1 января 2014 г в целях своевременного и гарантированного информирования населения о чрезвычайных ситуациях (ЧС) и развития единой государственной системы их предупреждения и ликвидации.

Правительству РФ совместно с органами исполнительной власти регионов поручено принять меры по модернизации существующих систем оповещения населения и их подготовке к использованию в составе комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС.

Оповещение — это…

Оповещение населения — это своевременное предупреждение населения о надвигающейся опасности, а также информирование о порядке поведения в создавшихся условиях.

Именно своевременное оповещение и информирование об истинном характере угрозы позволяют сократить возможные потери, препятствуют возникновению панических слухов, которые сами по себе в состоянии принести больше негативных последствий, чем чрезвычайная ситуация любого характера.

В положении о системах оповещения населения (введено приказом МЧС России, Мининформсвязи России и Минкультуры России от 25 июля 2006 г. № 422/90/376) дано следующее определение системы оповещения:

Система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — РСЧС) и населения

Системы оповещения создаются:

  • на федеральном уровне — федеральная система оповещения (на территории Российской Федерации);
  • на межрегиональном уровне — межрегиональная система оповещения (на территории федерального округа);
  • на региональном уровне — региональная система оповещения (на территории субъекта Российской Федерации);
  • на муниципальном уровне — местная система оповещения (на территории муниципального образования);
  • на объектовом уровне — локальная система оповещения (в районе размещения потенциально опасного объекта).

Системы оповещения всех уровней должны технически и программно сопрягаться

В соответствии с положениями ст. 7, 8 и 9 Федерального закона от 1 2 февраля 1998 г № 28-ФЗ «О гражданской обороне» создание и поддержание в постоянной готовности к задействованию систем оповещения является составной частью комплекса мероприятий, проводимых:

  • федеральными органами исполнительной власти;
  • органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • органами местного самоуправления;
  • организациями в пределах своих полномочий на соответствующих территориях (объектах).

Проблемы системы оповещения в России

Действующая в настоящее время система оповещения в России состоит из трех подсистем:

  1. Оповещение аварийно-спасательных подразделений МЧС России о чрезвычайной ситуации.
  2. Оповещение органов власти.
  3. Оповещение населения.

Проблемы в организации оповещения в России во время последних чрезвычайных ситуаций показали, что если первые две подсистемы работают четко, то система доведения сигналов оповещения до населения должна быть полностью перестроена.

Об этом недавно заявил глава МЧС России Владимир Пучков: «…Уже сегодня понятно, что нам нужно менять акценты и упрощать систему прохождения информации непосредственно до каждого человека в реальном времени.

Современные технологии позволяют это сделать». О необходимости модернизации систем оповещения и создания единой системы оповещения населения Президент России Владимир Путин говорил еще в июле 201 2 г.

, после трагических событий на Кубани.

Обратите внимание

«Недавняя трагедия в Краснодарском крае, где погибли десятки людей, еще раз показала исключительную важность современной системы экстренного оповещения населения.

Она должна быть централизованной и технически надежной, действовать на всей территории России, в городах и сельской местности, на промышленных предприятиях и социальных объектах и охватывать все без исключения категории населения: взрослых, детей, стариков, инвалидов», — сказал Владимир Путин.

Какие системы надежнее?

Учитывая распределение оповещателей по большой территории, одной из основных задач при построении системы оповещения является организация канала связи. От линий связи требуется максимальная надежность. Классическим способом организации связи между отдельными оповещателями является провод.

В данном случае в зоне оповещения, которая может достигать внушительных размеров, исчисляемых в километрах, требуется развернуть проводную сеть. Нужно также обеспечить надежное крепление самих проводов, то есть опорную сеть.

Но где гарантия, что в случае чрезвычайной ситуации (наводнения, оползня, землетрясения) не произойдет обрыва проводов?

Использование каналов GSM-операторов также не является оправданным по тем же причинам, что и проводных линий, — в случае ЧС (например, террористического акта) открытые каналы связи не работают из-за «перегруза» или отключения GSM-связи спецслужбами В условиях ЧС трансляция сигналов оповещения на объекты наиболее надежно может осуществляться только по специализированным радиоканалам, которые не разрушаются и не зависят от работы аппаратуры связи общего пользования.

Что такое «специализированный радиоканал»? Это двухсторонняя радиоканальная связь между устройствами системы оповещения населения о ЧС на специально выделенных для МЧС частотах. Это максимально надежная, неразрушаемая и не подверженная перегрузкам линия связи

Надежность радиоканальных систем оповещения обусловлена также наличием в таких системах возможности изменять маршрут доставки сообщений при выходе промежуточных узлов из строя, то есть динамической маршрутизации, что также является незаменимым качеством в условиях ЧС (пример радиоканальной системы оповещения представлен на рис. 1).

Технические средства оповещения

Какие технические средства оповещения используются в наши дни? Стоит вспомнить японскую систему оповещения населения во время цунами. 20% населения узнали о чрезвычайной ситуации из информационных сообщений по радио, ТВ, а также из рассылок на мобильные устройства.

Сразу после землетрясения все три крупнейших японских оператора мобильной связи заявили, что их сети пострадали, особенно в прибрежных районах. В некоторых районах связь не работала как по причине разрушения инфраструктуры, так и из-за отсутствия электричества.

В итоге около 78% жителей были проинформированы об опасности через систему экстренного уличного оповещения.

Таким образом, во время чрезвычайных происшествий люди меньше всего обращают внимание на ТВ и радио. Рассылки на мобильные телефоны тоже не являются надежным средством оповещения.

Эти средства доставки информации не столь эффективны в экстренных ситуациях и могут использоваться только в качестве дополнения к специализированным Специализированными средствами оповещения являются сирены, громкоговорители, табло «Бегущая строка», видеотерминалы.

Источник: http://secuteck.ru/articles2/firesec/opoveschenie-naseleniya-o-chs-suschestvuyuschie-resheniya-i-novye-razrabotki

Оповещение населения о ЧС без проводов

12 Октябрь 2012

На территории большинства городов или в непосредственной близости от них находятся потенциально опасные объекты.

К ним можно отнести производства, связанные с переработкой радиоактивных материалов, нефтехимические, металлургические заводы и комбинаты, объекты электроэнергетики, гидроузлы.

Зачастую население в силу привычки не осознает или забывает о той опасности, которую может таить подобное соседство

Михаил Левчук Заместитель генерального директора

компании «Аргус-Спектр»

Важно

Самым страшным примером в истории стала чернобыльская катастрофа. Легко также вспомнить чрезвычайные ситуации, возникшие по причине явлений природного и техногенного характера: авария на Саяно-Шушенской ГЭС, выброс газа на железнодорожном вокзале Челябинска и др.

Важность вопроса защиты жителей потенциально опасных районов подчеркивается наличием отдельного Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ от 21.12.1994. Закон в качестве основных целей определяет следующие:

  1. предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
  2. снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;
  3. ликвидация чрезвычайныхситуаций. Первые две цели перекликаются между собой и имеют прямое отношение к спасению населения, проживающего в зоне возможной или уже начавшейся чрезвычайной ситуации.
Читайте также:  Подъем по установленной трехколенной лестнице в окно 3-го этажа башни

На данном этапе первоочередной задачей является эвакуация людей из потенциально опасных мест, которая может быть решена путем своевременного оповещения их о возможной угрозе.

Стань участником Партнерской программы «Актив-СБ» и вы получите:   

— Рассрочку платежа на складские позиции (при условии предоставления полного пакета документов);

— Размещение компании в разделе «Монтаж», при закупке оборудования ежемесячно на сумму более 100 000 руб;

— Кэшбэк по Бонусной программе в размере до 5% от суммы покупок

Понятие «оповещение»

Закон вводит понятие «Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей». Это специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайныхситуаций и правилах поведения населения.

Закон говорит именно о специализированных средствах оповещения, которые предназначены для выполнения именно этой задачи, а не о приспособлении каких-либо имеющихся систем под нужды оповещения.

Нормативные документы обязывают оперативно и достоверно информировать население не только с помощью специализированных технических средств, но и через средства массовой информации, иные каналы. Однако на практике данные способы оповещения не работают, особенно если катастрофа происходит в ночное время.

1. Люди не склонны доверять SMS-сообщениям, полученным ночью, и многие просто выключают свои телефоны.

2. Оповещение по телевизионной сети в ночное время невозможно.

3. Радиосеть в большинстве домов и квартир отключена уже долгие годы.

Поэтому в условиях развивающейся аварии наиболее эффективными являются специализированные средства оповещения, такие как сирены, речевые уличные трансляторы, уличные табло светового оповещения. К сожалению, многие используемые на данный момент комплексы морально и технически устарели и не соответствуют современным требованиям к системам оповещения населения.

Классификация систем оповещения

Системы оповещения различаются по уровням, каждый из которых определяет охват системой определенной территории. Совместный приказ МЧС (№ 422), Минкомсвязи (№ 90) и Минкультуры России (№ 376) от 25.07.2006 «Об утверждении положения о системах оповещения населения» определяет 5 уровней системы оповещения:

  1. федеральный — федеральная система оповещения (на всей территории России);
  2. межрегиональный — межрегиональная система оповещения (на территории федерального округа);
  3. региональный — региональная система оповещения (на территории субъекта РФ);
  4. муниципальный — местная система оповещения (на территории муниципального образования);
  5. объектовый — локальная система оповещения ЛСО (в районе размещения потенциально опасного объекта).

Обязательным требованием является программное и техническое сопряжение систем оповещения всех уровней, то есть сигнал, переданный от федеральной системы оповещения, должен быть транслирован с помощью объектовой. Это делает локальные системы оповещения «кирпичиками», из которых выстраивается общая система оповещения страны.

Задачи оповещения

Тот же совместный приказ МЧС, Минкомсвязи и Минкультуры России определяет, что основной задачей локальных систем оповещения является доведение информации и сигналов оповещения до:

  1. руководящего состава гражданской обороны организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект, и объектового звена РСЧС;
  2. объектовых аварийно-спасательных формирований, втом числе специализированных;
  3. руководителей дежурно-диспетчерскихслужб, расположенных взоне действия локальной системы оповещения;
  4. персонала организации, эксплуатирующей опасный производственный объект;
  5. населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.

Первые три задачи являются довольно точечными, так как или количество оповещаемых лиц, или количество мест оповещения ограничено. Сложнее дело обстоит с массовым оповещением персонала организации и населения — люди рассредоточены по большой территории. Сам опасный объект может иметь значительную протяженность, как, например, нефтеперерабатывающий комбинат.

Постановление Правительства РФ № 178 от 1.03.1993 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» определяет следующие зоны действия ЛСО:

  • в районах размещения ядерно и радиационно опасных объектов — в радиусе 5 км от объекта;
  • в районах размещения химически опасных объектов — в радиусе 2,5 км от объекта;
  • в районах размещения гидротехнических объектов — в радиусе 6 км от объекта.

Большая часть ЛСО располагается непосредственно на потенциально опасном объекте и должна выполнить свою задачу в случае чрезвычайной ситуации на самом объекте. Авария, опасное природное явление, катастрофа, стихийное бедствие не должны повлиять на систему оповещения, что предъявляет повышенные требования к отказоустойчивости таких систем и их надежности.

Технические особенности

Задачи, которые возлагаются на системы оповещения, формируют такие требования к ним, как:

  • необходимость охвата большой территории;
  • обеспечение высокой надежности функционирования систем в случае ЧС

Рассмотрим параметры, которые могут быть определяющими при построении оповещения в соответствии с указанными требованиями.

Организация оповещения
Системы оповещения должны обеспечивать возможность организации оповещения о чрезвычайных ситуациях через:

  • сирены, громкоговорители и табло «Бегущая строка» в учреждениях и на улицах;
  • домофоны в многоквартирных жилых комплексах;
  • телефонные сети общего пользования (ТФОП);
  • сети мобильной связи;
  • комплексную систему информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН).

Пожалуй, первым, что приходит на ум при упоминании системы оповещения о чрезвычайных ситуациях, является звук сирены, который, безусловно, весьма впечатляет и вселяет тревогу, но мало информирует о действиях, которые необходимо предпринять для спасения.

Источник: https://www.AktivSB.ru/statii/opoveshchenie_naseleniya_o_chs_bez_provodov.html

Оповещение населения

В настоящее время в Российской Федерации созданы и функционируют региональные, местные и локальные (объектовые) системы оповещения населения.

При этом в зависимости от характера и масштаба угрозы населению, применяются различные формы и способы оповещения населения, от самых простых, таких как «подворовый обход», до более современных с использованием системы автодозвона по проводным линиям связи, сети теле — радиовещания, ресурсов операторов сотовой связи, интернет-технологий и так далее.

Кроме того, информирование и оповещение населения осуществляется и на федеральном уровне с привлечением федеральных средств массовой информации, специализированных технических средств информирования и оповещения населения, таких как общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей и система защиты от угроз природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте.

Совет

В целях обеспечения своевременного и гарантированного доведения до каждого человека, находящегося на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, либо в зоне чрезвычайной ситуации, достоверной информации об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, правилах поведения и способах защиты в такой ситуации Президентом Российской Федерации издан Указ от 13 ноября 2012 г. № 1522, в соответствии с которым при общей координации МЧС России развернуты работы по созданию до 1 января 2014 г. на территориях, подверженных воздействию опасных быстроразвивающихся природных явлений и техногенных процессов, комплексных систем экстренного оповещения населения.

В соответствии с утвержденным планом по реализации Указа проводится комплекс мероприятий:

актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации определены территории, на которых требуется создать комплексные системы экстренного оповещения населения, исходя из возможных и существующих на этих территориях угроз природного и техногенного характера;

локальные системы оповещения приводятся в соответствие с требованиями нормативных правовых актов, регулирующих вопросы их создания;

на территориях, определенных нормативными актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, проведено проектирование систем экстренного оповещения населения, сопряженных с системами мониторинга и прогнозирования опасных природных явлений и техногенных процессов, а также начаты работы по их созданию;

спланировано проведение обучения, занятий и тренировок по организации эксплуатации комплексных систем экстренного оповещения в составе территориальных подсистем РСЧС с соответствующими должностными лицами, а также обучение населения порядку действий при получении сигналов оповещения и экстренной информации.

Также в рамках реализации Указа и в целях совершенствования РСЧС в целом на заседании правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности принята Концепция создания комплексной системы информирования и оповещения населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, которая представляет собой систему взглядов, принципиальных положений и направлений по развитию системы информирования и оповещения населения в рамках РСЧС.

В результате реализации Концепции в составе РСЧС предполагается создать взаимоувязанную комплексную систему информирования и оповещения населения, которая объединит в своем составе систему оповещения населения и систему информирования населения.

Обратите внимание

Предполагается, что все элементы системы будут сопряжены на базе единого технического решения, основой которой являются региональные автоматизированные системы централизованного оповещения. Реализовать Концепцию планируется  в 3 этапа:

На первом этапе в текущем году выполняются задачи по совершенствованию  нормативной правовой базы с целью обеспечения единого подхода к нормативному регулированию на территории Российской Федерации по вопросам оповещения и информирования населения, создания комплексной системы экстренного оповещения населения. 2 июля 2013 г. принят Федеральный закон № 158-ФЗ  которым внесены изменения в четыре федеральных закона Российской Федерации: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О средствах массовой информации», «О гражданской обороне», «О связи».

На втором этапе в 2014-2015 годах будет продолжена работа по совершенствованию нормативной правовой базы, а также реализован ряд практических мероприятий.

На третьем этапе в 2016-2017 годах планируется завершить создание взаимоувязанной комплексной системы информирования и оповещения населения при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации.

Осуществление функций по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по контролю и надзору в области создания комплексной системы информирования и оповещения населения, включающей в себя взаимоувязанные системы информирования, а также оповещения населения, возлагается  на МЧС России и его территориальные органы, которые осуществляют свои функции во взаимодействии с органами государственной власти.

Непосредственная организация выполнения практических работ по созданию, поддержанию в готовности к применению систем оповещения населения, в том числе экстренного оповещения населения, возлагается на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации, эксплуатирующие потенциально опасные объекты, вне зависимости от формы их собственности.

Выполнение работ по созданию, поддержанию в готовности к применению систем информирования населения возлагается на органы государственной власти всех уровней, органы местного самоуправления и организации (объекты).

Реализация данных мероприятий позволит четко разделить задачи по оповещению и информированию населения, обеспечить устойчивое функционирование систем оповещения населения, как в мирное, так и в военное время, повысить качество информационного обеспечения населения о правилах поведения и способах защиты в условиях возможных чрезвычайных ситуаций.

Версия для печати Word PDFСпасибо, Ваше сообщение принято!

Источник: http://www.mchs.gov.ru/dop/Kompleksnaja_sistema_jekstrennogo_opoves

Ссылка на основную публикацию