Противопожарная пропаганда: методы и формы обучения

Методы и формы обучения мерам пожарной безопасности

Лиц с нарушением слуха (слабослышащих и неслышащих)

Комплекс методов и форм обучения мерам пожарной безопасности лиц с нарушением слуха (слабослышащих и неслышащих)

Обучение глухих и слабослышащих строится на слухозрительной основе. Это обязывает обучающего постоянно контролировать понимание материала, корректировать и уточнять рассматриваемые понятия по противопожарному режиму. Методы обучения мерам пожарной безопасности в группе лиц с нарушением слуха целесообразно адаптировать для данной категории граждан и комбинировать их.

Для обучения мерам пожарной безопасности лиц с нарушением слуха рекомендуется следующие методы:

Словесные методы (формы: проведение лекций, бесед, инструктажей).

При восприятии материала в устном изложении, лица с нарушением слуха могут испытывать трудности, поэтому рекомендуется каждого инвалида обеспечить раздаточным материалом: конспектом лекции или диском для последующего самостоятельного изучения и повторения материала; терминологическими раздаточными карточками.

Данный метод необходимо сочетать с наглядным.

Обратите внимание

Наглядные методы (дублирование устного объяснения материала письменной или дактильной формой подачи, метод иллюстрации и метод демонстрации).

Метод иллюстрации включает в себя следующие формы: показ плакатов по пожарной безопасности, опорных сигналов; таблиц, схем эвакуационных путей, знаков пожарной безопасности, раздача опорных конспектов, памяток и листовок

Метод демонстрации включает в себя: показ презентаций, видеофрагментов и видеороликов с обязательным использованием субтитров или переводом сурдолога; демонстрацию первичных средств пожаротушения и средств индивидуальной защиты, специальных технических средств, предназначенных для инвалидов по слуху в чрезвычайных ситуациях.

Обучение с помощью компьютера (формы: обучающая программа, использование сети Интернет; использование электронных учебных пособий)

Использование сети Интернет в образовании глухих и слабослышащих детей играет огромную роль, способствуя расширению их коммуникативных возможностей, создавая благоприятный эмоциональный тон.

Инвалиды по слуху, обращаясь в Интернет, могут использовать (хоть и не в полном объеме) в учебных целях практически любую образовательную среду (в отличие от инвалидов по зрению, для которых требуется создание особой информационной среды).

В условиях удаленного доступа в процессе обучения мерам пожарной безопасности, могут быть продуктивно использованы чат-семинары, чат-консультации, телеконференция, консультации в режиме On-line посредством электронной почты.

Практический метод основан на неоднократном повторении усвоенного материала в практической деятельности. К этому методу относятся следующие формы: проведение учений по эвакуации, отработка навыков обращения с индивидуальными средствами спасения и средствами пожаротушения.

Рекомендации по проектированию плакатов, стендов, листовок по пожарной безопасности для лиц с нарушением слуха (слабослышащих и неслышащих)

Важно

Плакаты по пожарной безопасности являются одним из самых распространенных средств пропаганды. Для инвалидов по слуху, воспринимающих информацию в основном зрительно, этот вид визуальной информации играют особую роль. Опираясь на правильно подобранные плакаты можно передать наиболее ценную и качественную информацию по предупреждению пожара на территории предприятия, здании или жилом доме.

Плакаты могут быть информационными (профилактика пожаров) и учебными, использующимися при прохождении курса ОБЖ или противопожарного инструктажа на предприятии (действия при эвакуации).

Поскольку плакат для лиц с нарушением слуха служит для более полного осмысления информации, важно соблюдать следующие правила:

– Форма плаката – квадрат или прямоугольник.

– Заголовок и основной текст должны быть написаны крупными буквами и легко читаемы.

– Старайтесь не делить слова на части.

– Иллюстрации (фигуры) должны быть хорошо видны, ведь они служат для того, чтобы разъяснить трудные понятия.

– Не соединяйте текст с иллюстрацией.

– Между словами в тексте оставлять широкий пробел (как минимум в одну букву).

– Расположение букв должно быть симметричным.

– Особенно важную информацию можно обвести в рамку контрастного цвета.

– Графическое изображение следует размещать в левой части плаката.

– Графическое изображение должно обеспечивать быстрое восприятие смыслового значения.

– Определенному смысловому значению должно соответствовать одно графическое изображение, чтобы исключить путаницу.

– Не следует нарушать естественные пропорции изображения.

– Силуэтное изображение предпочтительнее контурного.

Плакаты следует размещать на уровне зрения людей и располагать таким образом, чтобы их было хорошо видно.

Источник: https://studopedia.net/4_40119_metodi-i-formi-obucheniya-meram-pozharnoy-bezopasnosti.html

Тема 4.1 Противопожарная пропаганда

Организация и проведение противопожарной пропаганды на территории муниципального образования.

Цели пропаганды, объекты (группы населения) пропагандистского воздействия, современные формы, методы и средства пропаганды.

Должностные лица, осуществляющие методическое сопровождение данного вида деятельности, а также ответственные за организацию и проведение пропаганды. Вопросы финансирования мероприятий по противопожарной пропаганде.

Тема 4.2 Обучение населения мерам пожарной безопасности

Организация и проведение обучения граждан мерам пожарной безопасности. Группы населения, проходящие обучение мерам пожарной безопасности. Формы, методы и средства обучения. Особенности обучения мерам пожарной безопасности инвалидов, граждан пожилого возраста. Обучение детей дошкольного возраста основам пожаробезопасного поведения. Психофизические особенности поведения человека при пожаре.

Разграничение полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в области обучения населения мерам пожарной безопасности.

Модуль 5

Обеспечение пожарной безопасности объектов защиты

Тема 5.1 Организационные основы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты

Комплекс мероприятий, обеспечивающих противопожарный режим на объекте.

Организационно-распорядительные документы (приказы, распоряжения о назначении лиц, ответственных за противопожарное состояние объекта защиты, должностные инструкции).

Приказ, устанавливающий общие требования по обеспечению противопожарного режима в организации. Пожарно-технические комиссии. Утверждение инструкций о мерах пожарной безопасности.

Читайте также:  Повышение надежности использования гаси при низких температурах

Тема 5.2 Классификация пожаров

Совет

Общие сведения о горении. Возникновение и развитие пожара. Классификация пожаров. Опасные факторы пожара. Основные причины пожаров.

Тема 5.3 Пожарная опасность веществ и материалов

Общие показатели пожарной опасности. Требования пожарной безопасности к информации о пожарной опасности веществ и материалов. Пожарная опасность строительных материалов. Требования к применению строительных материалов.

Тема 5.4 Пожарно-техническая классификация зданий, сооружений и пожарных отсеков

Цель классификации. Классификация зданий, сооружений и пожарных отсеков по функциональной пожарной опасности, по степени огнестойкости и по конструктивной пожарной опасности.

Тема 5.5 Требования пожарной безопасности к электроснабжению и электрооборудованию зданий, сооружений

Классификация электрооборудования по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности. Требования к информации о пожарной опасности электротехнической продукции. Требования пожарной безопасности к электротехнической продукции. Требования пожарной безопасности к электрооборудованию. Нормы, правила пожарной безопасности электроустановок зданий и сооружений, порядок их аварийного отключения.

Тема 5.6 Молниезащита зданий и сооружений

Категории молниезащиты. Защита зданий и сооружений от прямых ударов молнии и от её вторичных проявлений. Требования к внутренней системе молниезащиты. Защита от статического электричества. Средства коллективной и индивидуальной защиты.

Тема 5.7 Пожарно-техническая классификация строительных конструкций и противопожарных преград

Цель классификации. Классификация строительных конструкций по огнестойкости, по пожарной опасности. Типы противопожарных преград. Требования пожарной безопасности к строительным конструкциям.

Тема 5.8 Требования пожарной безопасности к инженерному оборудованию зданий и сооружений

Общие требования пожарной безопасности к конструкциям и оборудованию вентиляционных систем, систем кондиционирования и противодымной защиты.

Требования Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правил противопожарного режима в Российской Федерации, СП 7.13130.2013к системам вентиляции и противодымной защиты.

Порядок аварийного отключения систем отопления и вентиляции.

Обратите внимание

Требования пожарной безопасности к лифтам. Требования Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Требования безопасности к лифтам, эскалаторам, платформам подъемным для инвалидов и другим устройствам вертикального транспортирования в общественных зданиях. Работа лифтов в режиме «пожарная опасность».

Приемосдаточные и периодические испытания лифтовых установок, содержащих лифты с режимом работы «пожарная опасность».

Источник: https://cyberpedia.su/8x100ab.html

Проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности

⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 8Следующая ⇒

Статьей 3 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ определено, что основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исходя из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности на органы государственной власти, органы местного самоуправления возложены полномочия по проведению противопожарной пропаганды и обучению населения мерам пожарной безопасности.

Статья 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 г.

№ 69-ФЗ определяет, что противопожарная пропаганда – это целенаправленное информирование общества о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности, осуществляемое через средства массовой информации, посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции, устройства тематических выставок, смотров, конференций и использования других, не запрещенных законодательством Российской Федерации форм информирования населения. Противопожарную пропаганду проводят органы местного самоуправления, пожарная охрана и организации.

Основными задачами в сфере обучения населения мерам пожарной безопасности и проведения противопожарной пропаганды являются:

— совершенствование знаний и навыков населения по организации и проведению мероприятий, направленных на предотвращение пожаров, порядку действий при возникновении пожара, изучению приемов применения первичных средств пожаротушения;

— повышение эффективности взаимодействия государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и населения в сфере обеспечения пожарной безопасности;

— совершенствование форм и методов противопожарной пропаганды;

— оперативное доведение до населения информации в области пожарной безопасности;

— создание условий для привлечения граждан на добровольной основе к деятельности по предупреждению и тушению пожаров, а также участия населения в борьбе с пожарами.

В целях реализации положений Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ, органами местного самоуправления организуется и обеспечивается проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности. Противопожарная пропаганда и обучение мерам пожарной безопасности является одной из форм профилактики пожаров и гибели людей.

Еще одной формой противопожарной пропаганды могут быть сходы граждан, на которых также принимаются решения и по вопросам обеспечения пожарной безопасности в границах муниципального образования.

Обучение учащихся средних общеобразовательных школ и воспитанников дошкольных учреждений мерам пожарной безопасности осуществляется через:

преподавание в рамках уроков ОБЖ;

тематические творческие конкурсы среди детей любой возрастной группы;

спортивные мероприятия по пожарно-прикладному спорту среди школьников и учащихся высших, средних специальных учебных заведений и учебных учреждений начального профессионального образования;

экскурсии в пожарно-спасательные подразделения, с показом техники и открытого урока обеспечения безопасности жизни;

организация тематических утренников, КВН, тематических игр, викторин;

организация работы в летних оздоровительных лагерях;

создание дружин юных пожарных (ДЮП);

оформление уголков пожарной безопасности.

Для организации работы по пропаганде мер пожарной безопасности, обучения населения мерам пожарной безопасности на территории муниципального образования руководителем органа местного самоуправления соответствующим муниципальным нормативным актом назначается ответственное должностное лицо, определяется порядок контроля и учета работы, проводимой органами местного самоуправления поселений, городских округов, руководителями организаций, учреждений, учебных и дошкольных заведений независимо от формы собственности.

Важно

Должностное лицо органа местного самоуправления, ответственное за проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности, ведет всю необходимую документацию по планированию и учету работы, контролирует ее ведение руководителями органов местного самоуправления поселений, городских округов, организаций.

Читайте также:  Радиационная разведка: задачи, цели и основные приборы контроля

Органы местного самоуправления являются основными организаторами и исполнителями мероприятий по противопожарной пропаганде и обучению населения мерам пожарной безопасности на территории муниципального образования и рекомендуется проводить посредством:.

— изготовления и распространения среди населения противопожарных памяток, листовок;

— размещения в организациях, занятых обслуживанием жилищного фонда, объектах муниципальной собственности (здравоохранения, образования, культуры) информационных стендов пожарной безопасности;

— изготовления и размещения социальной рекламы по пожарной безопасности;

— организации конкурсов, выставок, соревнований на противопожарную тематику;

— привлечения средств массовой информации;

— использования других, не запрещенных законодательством Российской Федерации форм информирования населения.

Кроме этого, проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности может возлагаться на инструкторов пожарной профилактики.

На противопожарную пропаганду и обучение в местных бюджетах в обязательном порядке предусматриваются денежные средства.

Противопожарная пропаганда и обучение населения мерам пожарной безопасности проводится на постоянной основе и непрерывно.

Приложение №9

⇐ Предыдущая12345678Следующая ⇒

Источник: https://stydopedya.ru/1_86984_provedenie-protivopozharnoy-propagandi-i-obuchenie-naseleniya-meram-pozharnoy-bezopasnosti.html

Цели и задачи противопожарной пропаганды

Противопожарная пропаганда является одним из основных направлений в работе службы профилактики органов государственного пожарного надзора и строится с учетом современных средств и методов воздействия на различные слои и группы населения.

Если возможно проводить профилактику пожаров, связанных с недосмотром или беспечностью отдельных лиц, то предотвращение пожаров, происходящих в результате незнания людей об опасности, целиком зависит от состояния противопожарной пропаганды.

Перед противопожарной пропагандой поставлены следующие задачи: предотвращение пожаров от наиболее распространенных и специфических (характерных) причин; воспитание у людей чувства ответственности за сохранение человеческой жизни, собственности и личного имущества от огня; обучение и ознакомление работников предприятий, учреждений, организаций, населения, учащихся школ, студентов вузов с правилами пожарной безопасности; выработка у них навыков правильных действий при …
пожарах; выработка у них навыков работы с первичными средствами пожаротушения; воспитание грамотного отношения к окружающим элементам пожарной опасности, скрытым в технологических процессах, приборах и агрегатах, веществах и изделиях, составляющих основу производства и быта; популяризация деятельности пожарной охраны, повышение авторитета пожарной охраны, создание позитивного общественного мнения вокруг нее; освещение передового опыта и научно-технических достижений в области предотвращения и тушения пожаров [23].

Из задач вытекает стратегическая цель противопожарной пропаганды – сокращение числа пожаров, а следовательно, числа жертв и размера материального ущерба от них.

Совет

Некоторые специалисты полагают, что именно в воспитании у человека с помощью различных форм пропаганды своеобразного чувства «пожарной ответственности» – воспитании, которое должно начинаться с детства и продолжаться всю жизнь, скрыт немалый резерв повышения уровня пожарной безопасности в целом.

Анализ поставленных перед противопожарной пропагандой задач, а также ряда направлений общей идеологической пропаганды, соответствующих этим задачам, позволяет сделать вывод, что тактическими целями в настоящий момент должны стать: внедрение в сознание людей понимания существования проблемы пожаров (именно проблемы, а не отдельных случаев); разъяснение каждого из аспектов этой проблемы (на общих и локальных примерах); воспитание у населения чувства опасности и ответственности; изменение традиционно сложившегося отношения к пожарным и добровольцам в сторону максимальной позитивности и престижности; повышение приоритета требований пожарной безопасности в сравнении с другими (экономическими, временными и т. п.); закладка с детского возраста (и поддержание на протяжении всей жизни) моральных устоев и социальных стереотипов отношения к пожару; планомерное стирание (а при возможности и ломка) устоявшихся негативных шаблонов и субъективной (ложной) убежденности в том, что пожаров мало, что они редки, случайны и стихийны.

Однако постановкой целей дело не может ограничиться, ибо необходимо спланировать формы и средства их достижения, а правильное планирование невозможно без оптимального распределения усилий и ресурсов.

Для составления плана работы по достижению той или иной цели с учетом сбалансирования усилий можно использовать достаточно апробированный и доказавший свою эффективность научный прием, который известен как построение «дерева целей».

Суть его заключается в том, что после определения ряда целей (в данном случае тактических) каждая цель (ей присваивается нулевой ранг) делится на подцели (или цели первого ранга), которые, в свою очередь, подразделяются на цели второго, третьего и т. д. рангов.

В результате получается система целей с определенной ранжировкой, выглядящая, как разветвленное дерево.

Возьмем, к примеру, одну из наших тактических целей: «воспитание у населения чувства опасности и ответственности» (нулевой ранг).

Цели первого ранга – воспитание (обучение) на производстве, в семье, по месту жительства (в городской или сельской среде); второго ранга – направления для достижения целей, для решения поставленной задачи.

Обратите внимание

Например, на производстве это может быть совершенствование системы обучения, улучшение инструктажей, в семье – поиск каких-то форм личной заинтересованности в соблюдении правил пожарной безопасности и стимулирования этой заинтересованности и т.д.

Читайте также:  Мероприятия гражданской обороны (го)

Цели третьего ранга – формы осуществления выбранных направлений с временными допусками; четвертого ранга – средства осуществления целей.

Построение «дерева целей» – работа нелегкая и к ней надо привлекать всех участников пропагандистской деятельности (журналистов, руководителей средств массовой информации и т. д.). При этом, как правило, находятся неординарные, свежие решения.

«Дерево целей» полезно еще и тем, что позволяет сравнительно равномерно распределить имеющиеся средства и силы за счет альтернативных, но обоснованных решений. Одновременно оно дает возможность обдуманно перераспределять цели, усилия, приоритеты в зависимости от реально меняющейся обстановки и условий.

Достижение каждой из целей должно быть разбито на этапы, шаги, кампании, мероприятия и т. п., другими словами, должен быть составлен своеобразный сетевой график, каждое звено которого необходимо сопровождать обоснованными критериями оценки эффективности. Естественно, что к этой работе должны быть органично привлечены все органы противопожарной пропаганды и заинтересованные организации.

Пожарно-техническая пропаганда и агитация имеет большую силу воздействия на массы, потому что в ее основе заложена партийная идейность, направленная на дальнейшее укрепление богатства и могущества нашей Родины. Каждый человек понимает, что, чем богаче наша страна, тем лучше и зажиточнее будет его личная жизнь.

Проведение агитационно-массовой работы в этом направлении способствует воспитанию у широких масс трудящихся высокой сознательности, бережливого отношения к народному достоянию.

Важной чертой, усиливающей воздействие пожарно-технической пропаганды и агитации, является ее правдивость и конкретность.

Все материалы, которые разрабатываются издательствами или другими творческими организациями республики совместно с органами пожарной охраны, базируются на конкретных, действительно имевших место, фактах.

Важно

При этом в большинстве случаев, указываются причины возникновения пожаров, называются виновные. Такие конкретные материалы слушатели лучше воспринимают и запоминают.

Ясность пожарно-технической пропаганды и агитации — основное условие воздействия на широкие слои населения.

Каждый агитатор обязан постоянно помнить указание В. И. Ленина о том, что следует «говорить просто и ясно, доступным массе языком, отбросив решительно прочь тяжелую артиллерию мудреных терминов, иностранных слов, заученных, готовых, но непонятных еще массе, незнакомых ей лозунгов, определений, заключений».

В своей работе агитаторам необходимо учитывать интересы конкретной аудитории, подбирая для этого соответствующие примеры и факты, готовить наглядную агитацию.

В свете этоготребования агитаторы не должны забывать о целеустремленности и действенности в своей работе.

Общие требования, общий призыв к сохранению народного добра от пожаров агитаторы должны сочетать с задачей того промышленного предприятия, стройки, колхоза, совхоза, домоуправления, где они проводят свою работу.

От общей задачи – усиление пожарной безопасности – агитатор, как правило, переходит к частной задаче, которую должен решить данный коллектив. Агитация, оторванная от конкретных задач, – не действенна, не доходчива и не целеустремленна.

Работа агитатора в этом случае не принесет желаемых результатов.

В подтверждение этого можно привести рассказ члена добровольной пожарной дружины Киевского авторемонтного завода т. Шило. Делясь опытом своей работы, он говорит:

«Вот уже четыре года как я в свободное от работы время провожу в цехе беседы на противопожарные темы. За этот период были у меня и неудачи. Как-то начальник дружины поручил мне провести беседу на тему: “Соблюдение правил пожарной безопасности – залог успеха в обеспечении хорошего противопожарного состояния объекта”.

Совет

Готовился я к этой беседе добросовестно. Подобрал литературу, сделал необходимые выписки, припомнил некоторые случаи из жизни.

Но вот во время беседы вижу: один сидит, опустив голову, глаз на меня не поднимает, другие безразлично смотрят по сторонам, а кое-кто разговаривает. Чувствую – не слушают люди. Закончив выступление, я попросил товарищей высказаться. Но не нашлось ни одного желающего поддержать беседу. Позднее один из рабочих сказал мне:

– Ты говорил как будто все правильно, но вот за живое никого не задел. Скучно как-то у тебя получается. Все это мы уже раньше слышали.

Выступление мое действительно было неконкретным, оторванным от жизни цеха. Поэтому слушатели и остались равнодушными».

Противопожарная пропаганда и агитация должна носить боевой, наступательный характер.

Агитировать – это не только уговаривать, убеждать, но и изобличать, бороться с косностью и пережитками прошлого, помогать людям исправиться.

Наиболее злостных нарушителей противопожарных правил следует обсуждать на собраниях в коллективах, где они работают, критиковать в газетных статьях и заметках, на страницах сатирических изданий.

Важное значение в пожарно-технической пропаганде и агитации имеет организация и проведение пожарно-технического минимума и инструктажа среди рабочих промышленных предприятий, специалистов сельского хозяйства, домохозяек. В 1966 г. пожарно-техническим минимумом и инструктажем было охвачено свыше миллиона человек.

Для проведения инструктажей и пожарно-технического минимума со специалистами сельского хозяйства работниками пожарной охраны разрабатываются и издаются массовыми тиражами специальные памятки, брошюры или инструктивные беседы. Только за последнее время были изданы брошюра «Меры пожарной безопасности в животноводческих помещениях» тиражом 150 тысяч экземпляров, памятка для механизаторов сельского хозяйства и др.

Источник: http://refac.ru/celi-i-zadachi-protivopozharnoj-propagandy/

Ссылка на основную публикацию