Организация государственного пожарного надзора. тема 1

Государственный пожарный надзор 1 2 тема

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЖАРНЫЙ НАДЗОР 1

2

Тема № 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 3

Распределение учебных часов по видам занятий: Лекция. ………………. . 2 ч. Практическое занятие………… 4 ч. Самостоятельная работа…… 8 ч. Итого – 14 ч. 4

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Надзорная деятельность в сфере компетенции МЧС России. 2. Органы, осуществляющие ФГПН. 3. Организация деятельности государственных инспекторов по пожарному надзору (ГИПН). 4. Аттестация ГИПН. 5. Планирование деятельности по осуществлению ФГПН 5

Вопрос 1 Надзорная деятельность в сфере компетенции МЧС России 6

Обратите внимание

Права, обязанности и ответственность органов ГК(Н) регулируются Федеральным законом от 29. 12. 2008 г. № 294 -ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Положениями, утверждаемыми Правительством РФ. 8

Государственный контроль (надзор) — деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. 7

Виды государственного контроля (надзора) Государственный контроль (надзор) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ

Федеральными законами: от 21. 12. 1994 г. № 68 -ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» , от 21. 12. 1994 г. № 69 -ФЗ «О пожарной безопасности» , от 12. 02. 1998 г. № 28 -ФЗ «О гражданской обороне» предусматривается осуществление государственной экспертизы, контроля и надзора в области ГО, защиты от ЧС и обеспечения ПБ. 11 9

Указом Президента РФ от 11. 07. 2004 № 868 утверждено Положение о МЧС России, в котором определено, что МЧС России является федеральным органом исполнительной власти осуществляющим функции по надзору и контролю в области ГО, защиты от ЧС, обеспечения ПБ и безопасности людей на водных объектах. 10

Виды надзорной деятельности МЧС России ГН в области ГО ГН в области защиты от ЧС ГПН Надзор в области ОБЛВО 11

Государственный надзор в области ГО осуществляется на основании постановления Правительства РФ от 21. 05. 2007 г. № 305 «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны» Цели ГНГО проверки выполнения ФОИВ, ОИВ субъектов РФ, ОМСУ, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области ГО 11

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ОТ ЧС ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ НА ОСНОВАНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 01. 12. 2005 Г.

№ 712 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ НАДЗОРЕ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА» Цели ГНЧС проверка полноты выполнения мероприятий по предупреждению ЧС и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения в соответствии с задачами, возложенными на РСЧС 12

Важно

Обеспечение безопасности людей на водных объектах, надзор во внутренних водах и в территориальном море РФ, за пользованием маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок осуществляется на основании постановления Правительства РФ от 23. 12. 2004 г. № 835 «Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России» 13

В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПБ ОСУЩЕСТВЛЯЮТСЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГПН И ВЕДОМСТВЕННЫЙ ПОЖАРНЫЙ НАДЗОР Федеральный ГПН осуществляется на основании «Положения о федеральном государственном пожарном надзоре» (постановление Правительства РФ от 12. 04. 2012 г. № 290) 14

Федеральный ГПН — деятельность уполномоченных ФОИВ, ОИВ субъектов РФ, осуществляющих переданные полномочия, а также подведомственных им государственных учреждений, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством РФ о пожарной безопасности (далее — обязательные требования), посредством организации и проведения проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, проведения мероприятий по контролю на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований пожарной безопасности, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности.

Ведомственный пожарный надзор- деятельность ведомственной пожарной охраны по проверке соблюдения организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, требований ПБ и принятие мер по результатам проверки. 15

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГПН В ЛЕСАХ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ УПОЛНОМОЧЕННЫМ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ОРГАНОМ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ (ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА – РОСЛЕСХОЗ)) Федеральный ГПН на подземных объектах и при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов в организациях, ведущих взрывные работы с использованием взрывчатых материалов промышленного назначения, — осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области промышленной безопасности (РОСТЕХНАДЗОР)

Федеральный ГПН при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства осуществляется в рамках государственного строительного надзора уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности. КОНТРОЛЬ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ПБ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ, КОНСУЛЬСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ РФ ЗА РУБЕЖОМ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ НА ОСНОВАНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ» , ЕСЛИ ИНОЕ НЕ ПРЕДУСМОТРЕНО МЕЖДУНАРОДНЫМИ ДОГОВОРАМИ. 17

Вопрос 2 Органы, осуществляющие федеральный ГПН 19

Осуществление ФГПН и других контрольных функций в области ПБ является одной из основных функций системы обеспечения ПБ (ст. 3. ФЗ «О пожарной безопасности» ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГПН В РФ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ ОРГАНОВ ГПН, НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ МЧС РОССИИ 20

Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок организации и осуществления деятельности органов ГПН и их должностных лиц регламентированы: 1.

«Положением о федеральном государственном пожарном надзоре» (постановление Правительства РФ от 21. 12. 2004 г. № 820). 2.

«Административным регламентом МЧС России исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности» (приказ МЧС России от 28. 07. 2012 г. № 375 ). 21

ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ФЕДЕРАЛЬНОГО ГПН : ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ В ПОРЯДКЕ, УСТАНОВЛЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РФ, ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И ГРАЖДАНАМИ ТРЕБОВАНИЙ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРИНЯТИЕ МЕР ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЭТОЙ ПРОВЕРКИ.

Органами ГПН являются: 1. Департамент надзорной деятельности МЧС России. 2. Управления НД РЦ МЧС России. 3. Управления НД ГУ МЧС России по субъектам РФ и их территориальные отделы (отделения, инспекции) НД. 4.

Отделы (отделения, инспекции) НД специальных и воинских подразделений ФПС. 25

Совет

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ОРГАНОВ ГПН МЧС РОССИИ Департамент надзорной деятельности МЧС России Департамент пожарно-спасательныхсил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны МЧС России Управления надзорной деятельности Региональных центров МЧС России Управление надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Москве Управления надзорной деятельности Главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации Отделы надзорной деятельности (РОНД) управлений по административным округам Москвы Отделы (отделения, инспекции) надзорной деятельности города, района субъекта Российской Федерации Отделы (отделения, инспекции, группы) надзорной деятельности специальных и воинских подразделений ФПС

Функции органов ГПН: 1. Организация и проведение проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты; 2.

Проведение дознания по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований ПБ. 3. Ведение производства по делам об административных правонарушениях в области ПБ. 4.

Осуществление официального статистического учета и ведение государственной статистической отчетности по пожарам и их последствиям. 23

Функции органов ГПН: 5. Осуществление взаимодействия с ФОИВ, в т. ч. с органами государственного контроля (надзора), ОИС субъектов РФ, органами МСУ, общественными объединениями и организациями по вопросам обеспечения ПБ. 6.

Рассмотрение обращений и жалоб граждан и организаций по вопросам обеспечения ПБ. 7. Осуществление приема и учета уведомлений о начале осуществления ЮЛ и ИП отдельных видов работ и услуг по перечню, утвержденному Правительством РФ.

24

Полномочия органов ГПН разграничены Административным регламентом МЧС России исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований ПБ Деятельность по обеспечению ПБ и организации деятельности федерального ГПН координирует Координационный совет по вопросам ГПН (приказ МЧС России от 21. 072005 г. № 584) 25

Вопрос 3. Организация деятельности государственных инспекторов по пожарному надзору 26

Обратите внимание

Деятельность от имени органов ГПН осуществляют ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНСЕКТОРЫ ПО ПОЖАРНОМУ НАДЗОРУ Главный государственный инспектор РФ по пожарному надзору — должностное лицо МЧС России, пользующийся правами заместителя Министра МЧС России генерал-полковник Кириллов Геннадий Николаевич 27

Заместители главного государственного инспектора РФ по пожарному надзору – директор Департамента надзорной деятельности МЧС России и его заместители директор Департамента надзорной деятельности МЧС России Генерал-лейтенант внутренней службы ДЕШЕВЫХ Юрий Иванович 28

Государственные инспекторы РФ по пожарному надзору – сотрудники Департамента НД МЧС России, сотрудники Управлений НД РЦ МЧС России ЗАМЕСТИТЕЛЬ НАЧАЛЬНИКА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО РЦ МЧС РОССИИ ПО НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — НАЧАЛЬНИК УПРАВЛЕНИЯ НД ПОЛКОВНИК ВНУТРЕННЕЙ СЛУЖБЫ БЕЛЯНСКИЙ АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ 29

Главные государственные инспекторы субъектов РФ по пожарному надзору и их заместители — соответственно начальники управлений НД ГУ МЧС России по субъектам РФ и их заместители Заместитель начальника ГУ МЧС России по Ленинградской обл. — начальник Управления НД полковник внутренней службы ЛУЗИН Виктор Владимирович Государственные инспекторы субъектов РФ по пожарному надзору — сотрудники управлений (отделов, отделений) НД ГУ МЧС России по субъектам РФ 30

Главные государственные инспекторы специальных и воинских подразделений ФПС по пожарному надзору и их заместители — соответственно начальники отделов (отделений, инспекций) НД специальных и воинских подразделений ФПС по пожарному надзору и их заместители ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНСПЕКТОРЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ И ВОИНСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ФПС ПО ПОЖАРНОМУ НАДЗОРУ — СОТРУДНИКИ ОТДЕЛОВ (ОТДЕЛЕНИЙ, ИНСПЕКЦИЙ) НД СПЕЦИАЛЬНЫХ И ВОИНСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ФПС ПО ПОЖАРНОМУ НАДЗОРУ 31

Главные государственные инспекторы городов (районов) субъектов РФ по пожарному надзору и их заместители — соответственно начальники территориальных отделов (отделений) НД управлений НД ГУ МЧС России по субъектам РФ, и их заместители ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНСПЕКТОРЫ ГОРОДОВ (РАЙОНОВ) СУБЪЕКТОВ РФ ПО ПОЖАРНОМУ НАДЗОРУ — СОТРУДНИКИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОТДЕЛОВ (ОТДЕЛЕНИЙ) НД УПРАВЛЕНИЙ НД ГУ МЧС РОССИИ ПО СУБЪЕКТАМ РФ 32

Читайте также:  Сборный эвакуационный пункт: организация, назначение, оборудование

Права и обязанности ГИПН установлены «Положением о федеральном государственном пожарном надзоре» (постановление Правительства РФ от 12. 04. 2012 г. № 290) Правами и обязанностями ГИПН могут быть наделены граждане РФ, имеющие высшее или среднее специальное образование, проходящие службу в МЧС России, аттестованные на соответствие установленным квалификационным требованиям. 33

Ответственность ГИПН: дисциплинарная, уголовная, материальная Дисциплинарная ответственность — назначение дисциплинарных наказаний: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; увольнение. (приказ МЧС России от 21. 07. 2003 г. № 442 «О правах и полномочиях должностных лиц МЧС России по применению в отношении подчиненных им лиц рядового и начальствующего состава ГПС МЧС России» ) 34

Важно

Уголовная ответственность ГИНП за совершенные преступления при осуществлении ГПН предусмотрена Уголовным Кодексом РФ: ст. 169 «Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности» ; ст.

183 «Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну» ; ст. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями» ; ст. 286 «Превышение должностных полномочий» ; ст. 290 «Взятка» ; ст.

293 «Халатность» . 35

Материальную ответственность ГИПН могут нести за вред, причиненный неправомерными действиями в ходе проведения мероприятия по контролю на основании Гражданского Кодекса РФ 36

Вопрос 4. АТТЕСТАЦИЯ государственных инспекторов по пожарному надзору 37

Аттестация ГИПН проводится на основании приказа МЧС России от 16. 01. 2003 г.

№ 20 «О проведении аттестации сотрудников ГПС МЧС России, выполняющих функции по осуществлению ГПН» Цели аттестации: Ø совершенствование деятельности по осуществлению ГПН, подбору, расстановке, повышению квалификации; Ø определение соответствия ГИПН установленным квалификационным требованиям и занимаемой должности. 38

Аттестация ГИПН проводится каждые 5 лет. Внеочередная аттестация ГИПН проводится при: — назначении на вышестоящую должность; — назначении на нижестоящую должность. 39

Для проведения аттестации создаются аттестационные комиссии : центральная, региональные, территориальные, специальных подразделений ФПС МЧС России. 40

Аттестацию проходят: в центральной комиссии — государственные инспекторы РФ по пожарному надзору, главные государственные инспекторы субъектов РФ по пожарному надзору и их заместители, главные государственные инспекторы районов (административных округов) Москвы по пожарному надзору, главные государственные инспекторы ЗАТО по пожарному надзору В РЕГИОНАЛЬНЫХ КОМИССИЯХ — ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНСПЕКТОРЫ СУБЪЕКТОВ РФ ПО ПОЖАРНОМУ НАДЗОРУ 41

в территориальных комиссиях – главные и заместители главных государственных инспекторов города (района) по пожарному надзору, государственные инспекторы города (района) по пожарному надзору В КОМИССИЯХ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ФПС МЧС РОССИИ – ЗАМЕСТИТЕЛИ ГЛАВНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНСПЕКТОРОВ ЗАТО ПО ПОЖАРНОМУ НАДЗОРУ, ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНСПЕКТОРЫ ЗАТО ПО ПОЖАРНОМУ НАДЗОРУ 42

Источник: https://present5.com/gosudarstvennyj-pozharnyj-nadzor-1-2-tema/

Рабочая программа учебной дисциплины смк-рп 2-61. 28-13

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тема 2. Организация государственного пожарного надзора

в Российской Федерации

Надзорная деятельность в сфере компетенции МЧС России. Концепция создания единой системы государственных надзоров МЧС России.

ГПН как вид государственной надзорной деятельности в области обеспечения пожарной безопасности. Становление и развитие ГПН в Российской Федерации.

Нормативное правовое регулирование организации и осуществления ГПН в Российской Федерации.

Цель, задачи и основные направления осуществления ГПН Система органов ГПН, их полномочия и основные направления деятельности. Приоритетные направления развития органов ГПН.

Совет

Перечень государственных инспекторов по пожарному надзору, их права, обязанности и ответственность по осуществлению ГПН. Организация деятельности государственных инспекторов по пожарному надзору в органах ГПН.

Распределение функциональных обязанностей среди государственных инспекторов по пожарному надзору. Планирование деятельности по осуществлению ГПН. Аттестация государственных инспекторов по пожарному надзору.

Мероприятия по недопущению условий возникновения и распространения коррупции.

Семинарское занятие. Организация государственного пожарного надзора в Российской Федерации

Практическое занятие. Планирование работы государственными инспекторами по пожарному надзору.

Самостоятельная работа. Становление и развитие ГПН в Российской Федерации. Порядок организации и проведения аттестации государственных инспекторов по пожарному надзору.

Рекомендуемая литература:

основная [1];

нормативные правовые акты [1, 2, 3-9, 17, 18, 20, 21,22,24, 48, 52,54, 55, 57, 58,68-70].

Тема 3. Организация и проведение мероприятий по надзору

в области пожарной безопасности

Правовые основы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора).

Организация надзора за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах надзора. Ограничения при проведении мероприятий по надзору. Проверки как формы работы государственных инспекторов по пожарному надзору при проведении мероприятий по надзору за соблюдением требований пожарной безопасности.

Значение, цели, виды и периодичность проведения проверок. Планирование проверок. Этапы проверки: подготовка к проверке; порядок и методика проведения проверки; порядок оформления результатов мероприятия по надзору.

Особенности организации и проведения мероприятий по надзору в отношении резидентов особых экономических зон Российской Федерации.

Общие требования по осуществлению мероприятий по надзору за соблюдением требований пожарной безопасности.

Обратите внимание

Требования к содержанию, оформлению и вручению руководителю юридического лица или индивидуальному предпринимателю акта проверки и предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.

Порядок оформления записей в журнале учета мероприятий по надзору. Изучение специального программного обеспечения.

Организация и проведение мероприятий по надзору за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Условия обеспечения пожарной безопасности объектов защиты.

Требования делопроизводства к содержанию, порядку оформления, ведению и хранению контрольно-наблюдательных дел на объекты надзора и другим служебным документам, образующихся в органах ГПН по основным направлениям их деятельности.

Семинарское занятие. Организация и проведение мероприятий по надзору в области пожарной безопасности.

Практическое занятие. Организация, проведение и оформление документов по итогам мероприятия по надзору.

Комплексное практическое занятие. Разработка мероприятий и технических решений по обеспечению пожарной безопасности промышленного объекта.

Самостоятельная работа. Особенности организации и проведения мероприятий по надзору в отношении резидентов особых экономических зон Российской Федерации.

Требования делопроизводства к содержанию, порядку оформления, ведению и хранению контрольно-наблюдательных дел на объекты надзора и другим служебным документам, образующихся в органах ГПН по основным направлениям их деятельности.

Рекомендуемая литература:

основная [1];

Совет

нормативные правовые акты [1, 2, 3-9, 17, 18, 20, 21,22,24, 37, 48, 52,54, 55, 57, 58, 68-70].

Тема 4. Деятельность должностных лиц органов ГПН

по пресечению нарушений требований пожарной безопасности

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности. Меры пресечения нарушений требований пожарной безопасности и нормативные правовые основы их применения.

Важно

Административная ответственность юридических и физических лиц за нарушения требований пожарной безопасности. Виды административных правонарушений и административных наказаний за нарушения требований пожарной безопасности.

Права и полномочия государственных инспекторов по пожарному надзору по применению мер пресечения нарушений требований пожарной безопасности.

Возбуждение дела об административном правонарушении: рассмотрение повода к возбуждению дела об административном правонарушении; составление протокола об административном правонарушении; административное расследование; применение мер обеспечения производства по делам об административном правонарушении в области пожарной безопасности.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях в области пожарной безопасности Порядок вынесения постановления об административном наказании. Рассмотрение жалобы или протеста на постановление по делу об административном правонарушении.

Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности. Ведение делопроизводства по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности.

Контроль за производством дел об административных правонарушениях в области пожарной безопасности.

Административное приостановлениедеятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг за нарушения требований пожарной безопасности.

Временный запрет деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Виды, порядок и правила оформления документов на административное приостановление деятельности и временный запрет деятельности за нарушения требований пожарной безопасности.

Снятие с производства, прекращение выпуска и приостановление реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности

Оценка качества правоприменительной деятельности территориальных органов ГПН.

Семинарское занятие. Правовые основы деятельности должностных лиц органов ГПН по пресечению нарушений требований пожарной безопасности.

Семинарское занятие. Административная ответственность за нарушения требований пожарной безопасности физических и юридических лиц.

Семинарское занятие. Административное приостановление деятельности за нарушения требований пожарной безопасности.

Практическое занятие. Оформление документов по делу об административном правонарушении в области пожарной безопасности в отношении должностного лица.

Практическое занятие. Оформление документов по делу об административном правонарушении в области пожарной безопасности в отношении юридического лица.

Практическое занятие. Оформление документов по делу об административном приостановлении деятельности за нарушения требований пожарной безопасности.

Деловая игра. Оценка качества правоприменительной деятельности территориальных органов ГПН.

Самостоятельная работа. Изучить статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по которым государственные инспектора по пожарному надзору имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях и критерии (показатели) деятельности органов государственного пожарного надзора.

Рекомендуемая литература:

основная [1];

Совет

нормативные правовые акты [1, 2, 3-9, 17, 18, 20, 21,22,24, 37, 48, 52,54, 55, 57, 58, 68-70].

Тема 5. Государственный статистический учет и отчетность

по пожарам и их последствиям

Организация единой государственной системы статистического учета пожаров и их последствий. Официальный и ведомственный учет пожаров и их последствий. Порядок учета пожаров.

Читайте также:  Первые опыты огнестойкой постройки домов в тверской губернии

Порядок учета и определения материального ущерба от пожаров. Порядок учета пострадавших от пожаров людей. Документы, составляемые по учету пожаров и их последствиям, требования к их оформлению.

Контроль за учетом пожаров и их последствиями.

Порядок ведения государственной статистической отчетности по пожарам и их последствиям. Анализ пожаров и их последствий. Оценка состояния обстановки с пожарами и их последствиями. Разработка мероприятий по устранению причин и условий, способствующих возникновению пожаров.

Семинарское занятие. Государственный статистический учет и отчетность по пожарам и их последствий.

Практическое занятие. Составление документов по учету пожаров и их последствиям.

Самостоятельная работа. Изучить порядок определения материального ущербаот пожаров, анализ пожаров и их последствий в органах ГПН.

Рекомендуемая литература:

основная [1];

нормативные правовые акты [1, 2, 3-7, 8, 9, 15, 17, 18, 20, 21,22,24, 37,44, 48, 50,52,54, 55, 57].

Тема 6. Информационно-пропагандистская деятельность

в области пожарной безопасности

Правовые основы информационно-пропагандистской деятельности и ее значение в обеспечении пожарной безопасности. Органы управления и подразделения МЧС России, осуществляющие информационно-пропагандистскую деятельность в области пожарной безопасности.

Требования Административного регламента МЧС России по исполнению государственной функции по организации информирования населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также пропаганде в области обеспечения пожарной безопасности.

Информационное обеспечение в области пожарной безопасности. Создание и использование в системе обеспечения пожарной безопасности специальных информационных систем и банков данных, необходимых для выполнения поставленных задач.

Основания и порядок внесения в информационные системы сведений о пожарной безопасности. Условия и порядок ознакомления с ними должностных лиц и граждан. Информирование ГПС уполномоченными государственными органами о неблагоприятных для пожарной безопасности событиях и прогнозах.

Обратите внимание

Новые информационные технологии в области пожарной безопасности и их внедрение в деятельность органов ГПН.

Противопожарная пропаганда. Виды, формы и методы противопожарной пропаганды. Пожарно-технические выставки (музеи) и их роль в области противопожарной пропаганды. Публикация материалов в средствах массовой информации. Организация показа фильмов противопожарной тематики. Издание и распространение пожарно-технической литературы и рекламной продукции, тематические выставки, лекции, беседы.

Организация обучения населения мерам пожарной безопасности по месту жительства и в образовательных учреждениях. Обучение работающих мерам пожарной безопасности. Противопожарные инструктажи и пожарно-технический минимум. Обучение мерам пожарной безопасности специалистов в системе повышения квалификации.

Организация работы по контролю (надзору) за проведением противопожарной пропаганды и обучения мерам пожарной безопасности.

Совершенствование информационного обеспечения, противопожарной пропаганды и обучения в области пожарной безопасности.

Семинарское занятие. Информационное обеспечение, пропаганда и обучение в области пожарной безопасности.

Семинарское занятие. Организация и подержание связей с общественностью.

Практическое занятие. Разработка памятки для населения о мерах пожарной безопасности в быту.

Деловая игра. Организация и проведение пресс-конференции на противопожарную тему.

Самостоятельная работа. Изучить приказ МЧС России от 29 июня 2006 г. N 386 «Об утверждении Регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

Рекомендуемая литература:

основная [1];

нормативные правовые акты [1, 2, 3,4,6,8, 9,11, 14, 15, 17, 18, 19,20, 21,22,24, 32,37,44,47,51,52,54, 55, 56].

Тема 7. Лицензирование деятельности

в области пожарной безопасности

Правовые основы лицензирования отдельных видов деятельности. Виды деятельности в области пожарной безопасности, подлежащие лицензированию и их состав. Основные лицензионные требования и условия к видам деятельности в области пожарной безопасности. Специализированные требования к соискателю лицензии по составам видов деятельности в области пожарной безопасности.

Организация лицензирования деятельности в области пожарной безопасности. Участники лицензирования в области пожарной безопасности. Функции федерального лицензирующего органа и подразделений по лицензированию (экспертных организаций) территориальных органов МЧС России по субъектам Российской Федерации.

Важно

Перечень документов, представляемых соискателем лицензии, порядок их приема, регистрации и рассмотрения. Порядок проведения проверки сведений о возможности соискателя лицензии выполнять лицензионные требования и условия по заявленным видам деятельности в области пожарной безопасности.

Организация работы комиссии МЧС России по лицензированию видов деятельности в области пожарной безопасности. Порядок подготовки проектов решений лицензирующего органа о предоставлении (отказе в предоставлении) лицензий и доведение решений до сведения соискателей лицензий.

Основания об отказе в предоставлении лицензии. Предоставление и переоформление документов, подтверждающих наличие лицензии. Порядок уплаты государственной пошлины за рассмотрение документов, предоставление и переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий.

Организация ведения реестра лицензий.

Организация лицензионного контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий. Порядок подготовки, проведения и оформления результатов проверок лицензиатов. Решения, принимаемые по результатам проверки лицензиата. Разрешение споров между лицензирующим органом и лицензиатом.

Семинарское занятие. Лицензирование деятельности в области пожарной безопасности.

Практическое занятие. Проведение мероприятия по надзору за соблюдением лицензионных требований и условий лицензиатом.

Деловая игра. Проведение проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий в области пожарной безопасности.

Самостоятельная работа. Изучить основные лицензионные требования и условия по видам деятельности в области пожарной безопасности. Специализированные требования к соискателю лицензии по составам видов деятельности в области пожарной безопасности.

Рекомендуемая литература:

основная [1];

нормативные правовые акты [1, 2, 3-7, 8, 9, 10, 17, 18, 19, 20, 21,22,24-30, 32, 44, 48, 54, 57, 58,59, 63,64].

Источник: https://gigabaza.ru/doc/117690-p2.html

Организация пожарной охраны в РФ. Государственный пожарный надзор

Пожары и взрывы причиняют значительный материальный ущерб, в ряде случаев вызывают тяжелые травмы и гибель людей.

Ущерб от пожаров и взрывов в промышленно развитых странах превышает 1% национального дохода и имеет тенденцию постоянного роста.

В России также происходит ежегодное увеличение количества пожаров и убытков от них, а количество людей, погибающих на пожарах, превышает 12 тысяч в год.

Наибольшие убытки от пожаров и взрывов отмечаются в энергетике, в нефтегазодобыче и переработке. Колоссальные материальные убытки и экологический ущерб приносят лесные пожары.

Осуществление государственного пожарного надзора возложено на Государственную противопожарную службу, в число основных задач которой входят:

организация разработки государственных мер и нормативного регулирования в области пожарной безопасности;

тушение пожаров и проведение связанных с ними аварийно-спасательных работ;

профессиональная подготовка кадров для Государственной противопожарной службы.

Совет

Управление государственного пожарного надзора (УГПН) осуществляет руководство деятельностью органов государственного пожарного надзора (ГПН) Главного управления МЧС России по г. Москве.

Организует и осуществляет государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности:

органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, организациями города Москвы, а также должностными лицами и гражданами;

при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции зданий и сооружений, расширении и техническом переоснащении предприятий и организаций, при приемке в эксплуатацию завершенных строительством зданий, сооружений, а также безопасности при эксплуатации объектов контроля (надзора).

Определяет должностных лиц органов государственного пожарного надзора для проведения мероприятий по контролю и для включения в состав комиссий по приемке завершенных строительством (реконструкцией) объектов.

Осуществляет:

контроль за соблюдением законности государственными инспекторами по пожарному надзору при осуществлении надзорной деятельности;

взаимодействие в рамках своей компетенции с федеральными органами исполнительной власти, в том числе с органами государственного контроля (надзора), прокуратуры, правоохранительными и судебными органами, органами исполнительной власти города Москвы, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями по вопросам обеспечения пожарной безопасности.

Организует и обеспечивает правоприменительную деятельность Государственной противопожарной службы МЧС России в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, дознания по делам о пожарах в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, при необходимости проведение этого дознания самостоятельно.

Обратите внимание

Организует официальный статистический учет и ведение государственной статистической отчетности по пожарам и их последствиям.

Рассматривает обращения, жалобы граждан и организаций по вопросам обеспечения пожарной безопасности.

Источник: http://trud.bobrodobro.ru/1178

XI. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА

ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Лобаев И.А.

ВВЕДЕНИЕ

Предметом лекции является деятельность ГПС по поддержанию в обществе порядка соблюдения норм и правил пожарной безопасности, направленных на защиту людей, имущества и окружающей среды от пожаров.

Основной функцией государственного пожарного надзора является регулирование отношений в области борьбы с пожарами, при реализации которой осуществляется контроль за соблюдением требований пожарной безопасности, пресекаются и предотвращаются их нарушения.

В процессе регулирования отношений требования пожарной безопасности гармонизируются с положениями Конституции Российской Федерации и основных федеральных законов (кодексов).

При этом гармонизируются требования различных нормативных документов в области пожарной безопасности.

С учётом изложенного, надзорные функции состоят и реализуются по алгоритму:

· выявление нарушений требований пожарной безопасности;

· устранение рассогласований между требованиями пожарной;

· безопасности и положениями конституции РФ и федеральных законов;

· выявление и устранение рассогласований между требованиями различных нормативных документов в области пожарной безопасности;

· пресечение нарушений требований пожарной безопасности;

· устранение причин и условий, способствовавших совершению;

· нарушений требований правил пожарной безопасности;

В основу лекции положена организация и осуществление государственного пожарного надзора включающие в себя:

· организацию государственного пожарного надзора в Российской Федерации

· комплексную оценку противопожарного состояния объектов и деятельность по обеспечению их пожарной безопасности (противопожарное нормирование и стандартизация; обследование объектов; комплексные проверки);

· создание условий, препятствующих нарушениям требований пожарной безопасности и способствующих успешной борьбе с пожарами;

· разработку и реализацию эффективных и экономичных систем пожарной безопасности объектов на основе оценки пожарных рисков.

ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА

Система обеспечения пожарной безопасности

Система обеспечения пожарной безопасности – совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Основные элементы системы обеспечения пожарной безопасности:

· органы государственной власти;

· органы местного самоуправления;

· предприятия;

Читайте также:  Дезинсекция: этапы и способы

· граждане;

(ст.3 Федерального закона «О пожарной безопасности»).

Государственный пожарный надзор – специальный вид государственной надзорной деятельности, осуществляемый должностными лицами органов управления и подразделений ГПС в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.

Основные направления осуществления государственного пожарного надзора:

· надзор за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;

· надзор за соблюдением требований пожарной безопасности при эксплуатации объектов;

· надзор за соблюдением требований пожарной безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции зданий и сооружений, расширении и техническом переоснащении организаций;

· надзор за соблюдением разрешительного (лицензионного) порядка осуществления работ (услуг) в области пожарной безопасности, а также за соблюдением противопожарных норм и правил при лицензировании других видов деятельности (работ и услуг);

· надзор за соблюдением правил обязательной сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности;

· проведение противопожарной пропаганды и надзор за организацией обучения мерам пожарной безопасности;

· надзор за организацией и содействие деятельности добровольных противопожарных формирований;

· взаимодействие со страховыми организациями, в части противопожарного страхования объектов и проведения на них пожарно-профилактической работы;

· административно-правовая деятельность, проведение проверок и дознание по делам о пожарах;

· разработка и утверждение нормативных документов по пожарной безопасности.

Правовые основы деятельности ГПС в области государственного пожарного надзора

Основные положения

Конституция Российской Федерации определяет деятельность ГПС в области госпожнадзора следующими основными положениями:

· Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 ч.1 Конституции РФ);

· каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещённой законом экономической деятельности (ст. 34 ч.1 Конституции РФ);

· сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечёт за собой ответственность в соответствии с Федеральным законом (ст. 41 ч.3 Конституции РФ);

· права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности и безопасности государства (ст.55 ч.3 Конституции РФ);

· вопросы общественной безопасности (в т.ч. и пожарной) находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72 ч1, п. б).

Источник: https://megaobuchalka.ru/6/20448.html

Государственный пожарный надзор, его организация и задачи. Организация пожарной охраны на предприятиях

Пожарная безопасность объекта это такое его состояние, при котором исключается возможность возникновения и развития пожаров, а также воздействия на людей опасных факторов пожара, и обеспечивается защита материальных ценностей.

Опасными факторами пожара являются факторы, которые приводят к травмам, отравлениям или гибели людей, большому материальному ущербу:

· открытый огонь и искры;

· высокая температура воздуха;

· токсичные продукты горения;

· дым;

· пониженное содержание кислорода в воздухе;

· обрушение перекрытий и стен зданий, сооружений;

· взрыв.

Пожарная безопасность обеспечивается системами предотвращения пожаров и противопожарной защиты, включающими комплекс организационно-технических мероприятий и средств.

В нашей стране действует единая система органов по обеспечению пожарной безопасности.

Для контроля работы по противопожарной профилактике созданы органы государственного пожарного надзора, имеющие соответствующие подразделения по всей территории страны.

Действия по обеспечению пожарной безопасности должны производиться в соответствии с Правилами пожарной безопасности в Республике Беларусь и другими утвержденными в установленном порядке нормативными документами, регламентирующими требования пожарной безопасности.

Наряду с общегосударственными структурами, занимающимися вопросами пожарной безопасности, в отраслях, которые представляют повышенную пожарную опасность, созданы ведомственные специализированные органы противопожарной защиты.

На предприятиях функции организации работы по борьбе с пожарами и пожарной профилактике возложены на руководителей предприятий, военизированную охрану, а также пожарно-технические комиссии и работников, ответственных за пожарную безопасность.

В своей деятельности они руководствуются общими инструкциями и нормами по обеспечению пожарной безопасности, отраслевыми документами.

Руководитель предприятия обязан:

· обеспечить противопожарный режим в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности в Республике Беларусь и соответствующих отраслевых документов;

· назначить лиц, ответственных за пожарную безопасность на территории и в производственных помещениях предприятия;

· проверять не реже одного раза в квартал состояние пожарной безопасности предприятия, наличие и исправность технических средств противопожарной защиты, боеготовность объектовой пожарной охраны и добровольной пожарной дружины;

· организовывать проведение противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму.

Важнейшим условием обеспечения пожарной безопасности на предприятиях является исключение причин возникновения пожаров. Безопасность людей должна достигаться планировочными и конструкторскими решениями.

Важно

Все производственные, административные, вспомогательные, складские помещения должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения (огнетушители, пожарные щиты, установки пожаротушения и т.п.) и знаками пожарной безопасности.

Спецодежда работающих должна подвергаться химической чистке и ремонту. Работа в промасленной спецодежде запрещается.

Содержание территории предприятия должно соответствовать требованиям правил пожарной безопасности.

Строительство временных зданий и сооружений, а также складов топливно-смазочных материалов на территории предприятия не допускается без согласования с органами государственной противопожарной службы.

Не допускается загрязнение территории отработанными топливно-смазочными материалами.

Во всех производственных помещениях должны быть вывешены инструкции о мерах пожарной безопасности, табель боевого расчета добровольной пожарной дружины, а также планы эвакуации работающих и материальных ценностей.

В производственных и административных зданиях предприятия запрещается:

· курить в местах, не специально отведенных для этого;

· производить работы с применением открытого огня в непредусмотренных местах;

· пользоваться открытым огнем для освещения, проведения ремонтных и других работ;

· оставлять в подвижном составе промасленные обтирочные материалы и спецодежду по окончании работы.

Классификация материалов и изделий по возгораемости и огнестойкости

По степени пожароопасности все вещества и материалы оцениваются с помощью характеристик воспламеняемости и горючести (рис. 1).

По способности к воспламенению

Рис. 1- Классификация веществ и материалов по пожарной опасности

Воспламеняемость способность вещества возгораться под действием источника зажигания.

Горючесть способность вещества к самостоятельному горению после воспламенения.

Негорючими являются вещества, не способные к горению; трудногорючими — способные гореть под действием источника зажигания, но гаснущие после его удаления; горючими — вещества, которые продолжают гореть после удаления источника зажигания.

К легковоспламеняющимся веществам относятся те, которые могут воспламеняться при кратковременном воздействии слабого источника зажигания (пламя спички, искра, накаленный электропровод и т.п.). Трудновоспламеняющимися считают вещества, воспламеняющиеся под действием мощного источника зажигания.

Газы, жидкости, твердые вещества имеют различные температурные пределы воспламенения в воздухе, по которым их относят к разным классификационным группам.

Например, горючие газы и пары, не способные гореть в воздухе при температуре до 900°С, относятся к негорючим; неметаллические твердые вещества также относятся к негорючим, если при нагревании до температуры 750°С они не горят и не выделяют количества тепла, достаточного для самовоспламенения.

Деление веществ по пожарной опасности необходимо учитывать в процессе принятия соответствующих мер при перевозке грузов на транспорте для избежания их возгорания, при перегрузочных работах и в пути следования.

Категории производств и складов по взрыво- и пожароопасности

По взрывной, взрывопожарной и пожарной опасности все производства подразделяют на шесть категорий: А, Б, В, Г, Д Е. Из них к взрывопожароопасным относятся категории А и Б, пожароопасным — В, Г, Д и взрывоопасным — Е.

Категория производств Ахарактеризуется применением:

· горючих газов с нижним пределом воспламеняемости 10% и менее, жидкостей с температурой вспышки до 28°С включительно, если из указанных газов и жидкостей могут образоваться взрывоопасные смеси в объеме, превышающем 5% объема воздуха в помещении;

· веществ, способных взрываться и гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом.

К таким производствам, например, на транспорте относятся окрасочные цехи, склады топливно-смазочных материалов, помещения для газосварки.

Категория производств Б имеет:

· горючие газы с пределом взрываемости более 10% объема воздуха, жидкости с температурой вспышки выше 28 до 61°С включительно или нагретые до температуры вспышки и выше;

· горючие пыли или волокна с нижним пределом воспламенения 65 г/м3 и менее при условии, что указанные газы, жидкости и пыли могут образовывать взрывоопасные смеси в объеме, превышающем 5% объема воздуха в помещении.

Производства категории Б на транспорте — это краскозаготовительные отделения, склады лакокрасочных материалов, сушильные помещения и др.

Категория производств В использует:

· жидкости с температурой вспышки выше 61°С;

· горючие пыли или волокна с нижним пределом взрываемости более 65 г/м3;

· твердые сгораемые вещества и материалы;

· вещества, способные гореть при взаимодействии с водой, воздухом или друг с другом.

К этой категории относятся помещения хранения подвижного состава, деревообрабатывающий, обойный, шиномонтажный участки, склады вспомогательных и смазочных материалов, химикатов.

Категория производств Г применяет:

· негорючие вещества и материалы в горячем, раскаленном или расплавленном состоянии, процесс обработки которых сопровождается выделением лучистого тепла, искр и пламени;

· твердые вещества, жидкости и газы, сжигаемые или утилизируемые в качестве топлива.

Производствами этой категории являются кузнечно-рессорные, медницко-радиаторные участки транспортных предприятий.

Категория производств Д по условиям технологических процессов связана с негорючими веществами и материалами в холодном состоянии. Среди таких производств выделяют посты мойки подвижного состава, ремонтные отделения: механическое, агрегатное, электрооборудования и др.

Категория производств Е работает с горючими газами без жидкой фазы и взрывоопасной пылью в количестве, которое может образовывать взрывоопасную смесь в объеме, превышающем 5% объема воздуха в помещении. К производствам категории Е относятся помещения для зарядки-разрядки аккумуляторных батарей.

Дата добавления: 2018-05-10; просмотров: 443;

Источник: https://poznayka.org/s105841t1.html

Ссылка на основную публикацию