Общение. компоненты общения

Учебный центр Безопасность труда

В течение нашей жизни мы постоянно взаимодействуем друг с другом.

Взаимодействуем не только с помощью речи, но и с помощью прикосновений, мимики, жестов и т.п. Такое взаимодействие мы называем общением.

Общение – это процесс установления контакта между людьми, в ходе которого происходит обмен информацией, необходимой для совместной деятельности и сотрудничества. Говорить об общении как о процессе конструктивного взаимодействия можно в том случае, когда оно включает в себя следующие этапы:

  1. Знакомство (при первой встрече) и установление  контакта.
  2. Ориентировку в ситуации общения, осмысление происходящего.
  3. Обсуждение интересующей проблемы.
  4. Решение проблемы.
  5. Завершение контакта (выход из него).

Существует два вида общения: личное и деловое.

При личном общении происходит неофициальный обмен информацией. К примеру, это может происходить при встрече друзей и т.п. Деловое общение происходит тогда, когда люди включены в одну и ту же деятельность и их связывают совместные обязанности.

Конфликт — [лат. Conflictus — столкновение] — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов.

Обратите внимание

Безусловно,  дезадаптивные психические состояния являются одним из факторов, повышающих вероятность возникновения социальных конфликтов.

Спасатели всегда работают в очень тесной связи друг с другом, часто — во взаимодействии с представителями других ведомств и весьма часто вступают в общение с пострадавшими.

  В условиях ЧС межличностные контакты отличаются значительной эмоциональной насыщенностью и напряженностью, что может способствовать возникновению конфликтов, неконструктивное развитие которых приводит к снижению эффективности деятельности.

Участие в конфликте оказывает, как правило, негативное влияние на психическое состояние всех его участников, способствуя возникновению или усугублению дезадаптивных психических состояний.   Не всегда можно избежать конфликтной ситуации, однако, можно постараться конструктивно разрешить конфликт или минимизировать негативные последствия конфликта.

Безусловно, форма разрешения конфликта зависит от стратегий поведения обеих конфликтующих сторон.

Можно выделить несколько основных стратегий поведения оппонентов в конфликте: соперничество, уступка, уход, компромисс, сотрудничество.

1. Соперничество (борьба, принуждение)

Тот, кто выбирает данную стратегию поведения, прежде всего, ис­ходит из оценки личных интересов в конфликте как высоких, а инте­ресов своего соперника — как низких. Выбор стратегии соперничества в конечном итоге сводится к выбору: либо борьба, либо взаи­моотношения.

При использовании такой стратегии необходимо обладать ресурсами, например: власть, сила закона, связи, авторитет, сила и т. д. Она явля­ется целесообразной и эффективной в двух случаях.

Важно

Во-первых, при защите интересов дела от посягательств на них со стороны конфликт­ной личности. Например, когда оппонент отказывается от выполнения непривлекательных заданий, «сваливает» свою работу на других и т. п.

И, во-вторых, при угрозе существованию организации, коллектива. В этом случае складывает­ся ситуация «Кто кого…».

2. Компромисс

Компромиссная стратегия поведения характеризуется балансом интересов конфликтующих сторон, однако, при такой стратегии не удовлетворяются полностью потребности обеих сторон. Стратегия компромисса может способствовать позитивному развитию межличностных отношений.

При выборе данной стратегии важно иметь в виду ряд существен­ных моментов:

— Компромисс нельзя рассматривать как способ окончательного разрешения кон­фликта. Взаимный компромисс часто является этапом на пути поис­ка более приемлемого решения проблемы.

— Компромисс может принимать активную и пассивную формы. Активная форма компромисса может проявляться в заключе­нии четких договоров, принятии каких-то обязательств и т. п. Пассивный компромисс представляет собой отказ от каких-либо активных действий по достижению определенных взаим­ных договоренностей. В этом случае компромисс обеспечивает перемирие в отсутствии противоборства сторон.

3. Уход

Стратегия ухода отличается стремлением уйти от конфликтного взаимодействия. Прибегая к этой стратегии важно учитывать, что уход приемлем в том случае, если предмет конфликта или его субъективная значимость не имеют существенного значения для одного из субъектов конфликта.

В том случае, если предмет конфликта действительно незначим, то конфликт исчерпывается. Если же субъективная оценка значимости конфликта не отвечает реальной значимости, конфликт может повториться.

Межличностные отношения при выборе данной стратегии не под­вергаются серьезным изменениям.

3. Уступка

У участника конфликта, придерживающегося данной стратегии, направленность на личные интересы низкая, а оценка интересов оппонента — высокая.

Совет

Иначе говоря, чело­век, принимающий стратегию уступки, жертвует личными интереса­ми в пользу интересов соперника.

Данная стратегия может быть доминирующей для человека в силу его индивидуально-психологических особенностей, в част­ности, это характерно для конформной личности.

Использование этой стратегии оправдано в тех случаях, когда условия для раз­решения конфликта не созрели. В этом случае она ведет к времен­ному «перемирию», является важным этапом на пути конструктив­ного разрешения конфликтной ситуации.

5. Сотрудничество

Стратегия сотрудничества характеризуется высоким уровнем направленности на собственные интересы и на интересы оппонента. Данная стратегия строится не только на основе баланса интере­сов, но и на признании ценности межличностных отношений.

Применение стратегии сотрудничества в конфликтном взаимо­действии, следует учитывать следующие обстоятельства:

— если предмет конфликта имеет жизненно важное значение для одного или обоих участников конфликтного взаи­модействия, стратегию сотрудничества реализовать невозможно;

— стратегия сотрудничества предполагает  совместный поиск принципиально нового решения противоречия, при котором  устраняются  причины  и предмет конфликта.

Интенсивная работа в ЧС или, наоборот, ситуация ожидания во время дежурства могут вызвать дезадаптивное состояние специалистов, которое отражается, прежде всего, на качестве выполнения профессиональных задач. Такое состояние может усугублять межличностные конфликты, как внутри подразделения, так и между подразделениями. В результате такого взаимодействия может снизиться  качество выполняемой работы. 

Для того чтобы избежать негативных последствий неконструктивного взаимодействия, необходимо эффективно использовать приёмы бесконфликтного общения.

Основные принципы бесконфликтного общения:

  1. Не навешивать «ярлыки» на других.
  2. Не позволять навешивать ярлыки на себя.
  3. Ориентироваться на результат, а не на отношения.

Навешивание «ярлыков»

Сам по себе «ярлык» или стереотипное восприятие человека – это не всегда плохо. Например, в условиях дефицита времени, скорее всего, мы обратимся за помощью к человеку, который зарекомендовал себя как хороший исполнитель и ответственное лицо.

В данном случае такой выбор будет существенно экономить нашу энергию и время при осуществлении поставленной задачи.

  Но с другой стороны, такой выбор помощника значительно сужает для нас возможности взаимодействия с другими, ещё пока не «зарекомендовавшими» себя людьми, хотя возможно, что с данным заданием они справились бы гораздо быстрее и качественнее.

Обратите внимание

Общаться без «ярлыков» с людьми становится значительно интереснее и продуктивнее, ведь не бывает абсолютно одинаковых людей, а поэтому и не бывает абсолютно одинаковых ролей.

Важно не позволять другим навешивать «ярлыки» на себя.

Бывает  неприятно, когда  вам приписывают определённую роль, не имеющую к вам никакого отношения. Давайте попробуем с вами отработать новые способы взаимодействия с теми, кто навешивает «ярлыки» на вас.

Действительно, общаться конструктивно, понимая, что тебе приписывают не свойственные роли, довольно сложно. И об этом необходимо говорить (например, на фразу «Ты постоянно опаздываешь», можно ответить «Я опаздывал последние три дня, но не постоянно»).

Таким образом, вы даёте человеку понять, что эта роль не является вашей, и что вы не согласны с отождествлением вас с ней. Снимая с себя «ярлыки», общение с вашим собеседником переходит в новое русло, где не нарушаются ни ваши границы, ни границы собеседника.

И таким образом создаётся благоприятная атмосфера для конструктивного и бесконфликтного общения. 

Ориентация не на отношения, а на результат.

Все мы понимаем, что профессия спасателя является довольно специфичной и отличается от многих  других. Главный постулат профессии спасателя, и всей системы МЧС России – это ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ, СПАСЕНИЕ и ПОМОЩЬ.

И поэтому в своей работе необходимо помнить, что все профессиональные действия специалистов направлены на спасение и помощь людям. Таким образом, когда мы нацелены на результат работы, общение необходимо поддерживать в конструктивном русле, целью которого является максимально эффективное оказание помощи.

Компоненты общения

Выделяют несколько компонентов общения: вербальное, невербальное и паравербальное.

Вербальным общением называют передачу информации с помощью произносимых нами слов. Другими словами — это словесное общение.

Важно

Невербальное общение – это неречевая форма общения, включающая в себя жесты, мимику, позы, контакт глазами, прикосновения.

Паравербальное общение заключается в передаче информации через тон голоса, тембр, высоту, скорость, интонацию произносимых слов.

Вспомните фразу: «Я рад тебя видеть». Произнесённая с определённой интонацией и мимикой, в одном случае, она будет говорить нам, что человек действительно рад встрече. Но та же фраза, произнесённая по-другому (с другой интонацией, мимикой, тембром голоса, сопровождаемая другими жестами) для нас выразит совсем иной смысл сказанного. 

Вербальное общение необходимо для передачи содержания информации. Невербальное общение  помогает нам передать образное и эмоциональное содержание информации.

 Чаще всего в повседневной жизни мы встречаемся со всеми компонентами общения, что позволяет нам наиболее ярко и красочно передавать ту или иную информацию. Отмечено, что наибольшую часть информации человек воспринимает благодаря невербальному общению, а наименьшую – с помощью произносимой речи.

Необходимо подчеркнуть, что различные элементы невербального и паравербального общения: тон голоса, его тембр, высота и интонация, глубина и скорость дыхания, а так же выражение лица, взгляд, поза, жесты во время беседы, положение рук и ног – несут в себе огромный объем информации, вне зависимости от произносимых слов. Поэтому важно во время беседы (особенно при ведении переговоров), с одной стороны, уметь считывать информацию невербальных средств общения вашего собеседника, а с другой – уметь контролировать собственные движения, поведение и мимику.

Таким образом, взаимодействуя друг с другом, мы не только слышим то, что человек нам говорит, но и видим то, как он это говорит. Отсюда следует, что для конструктивного взаимодействия необходимо не только обращать внимание на все компоненты общения собеседника, но и отслеживать свои, чтобы собеседник не мог усомниться в достоверности нашей информации.

Эффективное общение с людьми, попавшими в чрезвычайную ситуацию, то есть с людьми, подвергшимися сильному стрессу и, находящимися, как правило, в дезадаптивном психическом состоянии, предполагает необходимость соблюдения определенных принципов.  

Совет

Действительно очень сложно общаться с людьми, которые пережили сильное эмоциональное потрясение.  Вступая в контакт с пострадавшим, первое, что необходимо сделать, это дать понять человеку, что вы здесь, чтобы помочь.

Читайте также:  Установки (системы) пожаротушения

Наряду с приемами активного слушания, которые следует по возможности использовать при общении с пострадавшими, можно назвать следующие общие принципы общения  с пострадавшими. 

Общие принципы конструктивного общения с пострадавшими во время аварийно-спасательных работ:

1. Не должно быть сложных предложений, сложно построенных словесных оборотов в речи, например: «Извините, пожалуйста, …., не могли бы Вы…», т.к. пострадавшим трудно будет уследить за ходом ваших мыслей.

2. При работе в зоне ЧС необходимо давать людям короткие, четкие команды, избегая в речи употребления частицы «не».

3.

Не давайте обещаний, которые вы не в состоянии выполнить (даже если вы обещаете из хороших побуждений, например, чтобы успокоить человека), потому что в случае не выполнения их, человек вряд ли вам поверит во второй раз, а контакт, состоявшийся между вами ранее – скорее всего, будет разрушен. Помимо этого, недоверие пострадавшего может распространиться не только на вас, но и на ваших коллег (тех, кто в одинаковой форме с вами), что в последующем может:

— затруднить взаимодействие спасателей с этим пострадавшим;

— повлечь за собой слухи, связанные с недоверием к спасателям, источником которых будет данный пострадавший;

— ухудшить состояние пострадавшего и т.п.

Запрет на фразу: «Все будет хорошо»! связан именно с невыполнимым обещанием. Вы не можете знать, когда у человека все будет хорошо и будет ли вообще (в случае смерти близкого человека или потери крова).

Говоря такие фразы, вы берёте ответственность за результат на себя, а когда результат не соответствует вашим прогнозом, а вам уже поверили, то возможно возникновение у пострадавших острых стрессовых реакций, наиболее  распространенная – это агрессия.

4. Общаясь с пострадавшими необходимо говорить правду, однако, подавая информацию надо помнить следующее. Информация должна быть:

— Дозированная;

— Актуальная;

— Достоверная;

Обратите внимание

5. Специалистам, работающим с пострадавшими, необходимо также контролировать свое эмоциональное состояние, которое отражается в речи (тембр, громкость голоса, интонация) и в мимике и жестикуляции.

Голос не должен отражать неуверенность и сомнение. Речь должна быть чёткой (не рубленная по слогам), с уверенной интонацией.

Рекомендуется строить ее в побудительном наклонении и с элементами внушения: «Я с тобой, помощь пришла!», «Слушай меня!», «Встань…», «Выпей воды…»

6. Общаясь с пострадавшими, важно помнить о выражении своего лица. Оно должно быть спокойным и уверенным. Нельзя показывать пострадавшим, что Вы сами в растерянности, а тем более в панике. Нельзя поддерживать обвинения в адрес окружающих или их страх, что трагедия может повториться, т.к. такие эмоции «очень заразны» и могут привести к массовой агрессии или панике.

7. Поиск ресурса, как важная составляющая конструктивного общения с пострадавшими.

Ресурс можно найти в любой, даже в самой  тяжелой ситуации. Ресурс – не представляет собой решение самой проблемы. Это то, что может помочь человеку в конкретной ситуации, и что поможет ему найти силы для того, чтобы справиться с ситуацией. Ресурсом может быть все, что угодно.

Для того чтобы найти ресурс и помочь человеку, необходимо быть хорошим наблюдателем и слушателем, уметь использовать приемы активного слушания, в частности вопросы открытого типа, дающие информацию о произошедшем событии.

В общении с пострадавшим важно создать такую ситуацию общения, которая бы способствовала нахождению для него ресурса.

При поиске ресурса необходимо учитывать несколько факторов:

1. Важно, чтобы найденный ресурс был адекватен для данного человека и для данной ситуации: здесь и теперь. Например, в ситуации землетрясения со значительным количеством жертв, одна женщина  сильно переживала по поводу потери всего имущества.

Важно

Для этой женщины ресурсом стало  то, что все её близкие остались в живых  и  это самая большая ценность. Как вы понимаете, для многих других пострадавших это ресурсом не стало бы.

В этой же ситуации были пострадавшие, для которых утрата имущества стала более значимой потерей, чем гибель родственников.

2. На разных этапах общения возможно нахождение различных ресурсов, так скажем поэтапное. Например, при крушении самолета, пожилая женщина потеряла свою семью и осталась совсем одна.

На первоначальном этапе ресурсом являлось необходимость опознания всех своих родных и захоронение их по всем правилам и обычаям.

Через какое-то время, ресурсом для этой женщины стала активная помощь людям, пережившим подобную трагедию.

3.

Нужно помнить о том, что один и тот же ресурс может быть актуальным для одного пострадавшего и не актуальным для  другого. Например, для одного человека наличие семьи и детей является мощнейшим ресурсом, ради которого есть смысл продолжать жизнь, а для другого – работа, карьера и социальный статус важнее, чем семья.

В общении с  людьми, находящимися в особом психическом состоянии в момент переживания острой психической травмы, имеет большое значение навык конструктивного общения, который необходимо формировать и поддерживать. С помощью его можно значительно эффективнее выстраивать свою работу, при этом сохраняя собственные силы и ресурсы для продолжения профессиональной деятельности.  

Источник: http://ucbtpnz.ru/obshchenie-komponenty-obshcheniya-beskonfliktnoe-obshchenie-priemy-konstruktivnogo-obshcheniya-obshchenie-s-postradavshimi

Общение и его структурные компоненты

Общая характеристика общения. Общение — одна из основных категорий психологии. Человек, обладающий сознанием, становится личностью в результате взаимодействия, общения с другими людьми.

Это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

В результате общения происходит влияние одного человека на другого, реализуется потребность в другом человеке. Посредством общения люди организуют различные виды практической и теоретической деятельности, обмениваются информацией, добиваются взаимопонимания, вырабатывают целесообразную программу Действий.

Совет

В процессе общения формируются, проявляться и реализуются межличностные взаимоотношения; усваивается опыт, накапливаются знания, вырабатываются практические умения и навыки, формируются духовные потребности, взгляды и убеждения, моральные и эстетические чувства.

Можно выделить главные трактовки общения: общение — вид самостоятельной человеческой деятельности; общение — атрибут других видов человеческой деятельности: общение — взаимодействие субъектов.

Структурные компоненты общения. Основными структурными компонента и общения (но Г. М.

Андреевой) являются: коммуникативная структура (состоит в обмене информацией между общающимися индивидами); интерактивная структура (заключается в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями); перцептивная структура (означает процесс восприятия друг друга партнерами но общению и установления на этой основе взаимопонимания).

Опираясь на концепцию А. Н.

Леонтьева, выделяют следующие компоненты коммуникативной деятельности: предмет общения — другой человек, партнер по общению как субъект; потребность в общении — стремление человека к познанию и оценке других люден, к самопознанию; действия общения — единицы коммуникативной деятельности, целостные акты, адресованные другому человеку (инициативные и ответные действия); задачи общения — цель, на достижение которой в конкретной коммуникативной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения; средства общения — операции, с помощью которых осуществляются действия общения: продукты общения — образования материального и духовного характера, получаемые в итоге общения.

Интерактивная сторона общения выражается во взаимодействии партнеров при организации и осуществлении совместной деятельности, при этом имеют значение мотивы и цели общения каждой из сторон, их взаимодействие, виды взаимодействия — содружество, конкуренция, конфликт.

Перцептивная сторона общения выражается в восприятии партнерами друг друга.

Основными механизмами взаимопонимания являются: 1) идентификация — способ понимания другою человека через осознанное или бессознательное уподобление его самому себе; 2) апереотипизация — классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным явлениям, категориям, стереотипам; 3) рефлексия — осмысление субъектом того впечатления, которое он произвел на партнера но общению;

4) обратная связь — получение адресатом информации о том, какое взаимодействие он оказал иа партнера, и корректировка на этой основе дальнейшей стратегии общения.

Источник: https://psyera.ru/obshchenie-i-ego-strukturnye-komponenty-1047.htm

Основные компоненты общения и их значение в учебно-педагогическом процессе

Рахмонов А. Б. Основные компоненты общения и их значение в учебно-педагогическом процессе // Образование и воспитание. — 2017. — №4. — С. 3-6. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/67/2707/ (дата обращения: 09.03.2019).



Для более целенаправленного и успешного использования общения как педагогической категории в учебно-воспитательном процессе следует хорошо представлять его структуру и функциональное проявление.

Даже самые общие представления о назначении коммуникативных связей участников совместной деятельности, о возможностях общения при решении различных задач, стоящих перед педагогом, позволяют полнее оценить оптимальность социально-психологических условий воспитания, обучения и подготовки воспитанников.

Многие исследователи к основным компонентам педагогического общения относят функции педагогического общения.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме общения таких авторов, как А. А. Бодалев, А. А. Брудный, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Б. Д. Парыгин, Ю. Л. Ханин, позволяет сделать вывод о том, что проблему общения изучают с различных сторон. Так, Б. Ф. Ломов описал три функции общения: -информационно-коммуникативную; -регулятивно-коммуникативную; -аффективно-коммуникативную.

В каждой функции общения он подчеркнул обязательность коммуникативного компонента как приема и передачи сообщения, регуляции поведения и наличие отношения, переживания

Согласно Ю. Л. Ханину выделяются следующие функции общения

Обратите внимание

1. Функция социально-психологического отражения Общение возникает как результат и как форма «объективированного» (А. Н. Леонтьев), сознательного отражения партнерами особенностей протекания взаимодействия

Социально-психологический характер этого отражения проявляется в том, что главным образом через речевую и другие формы сигнализации элементы ситуации взаимодействия, воспринятые и переработанные отдельным учеником, становятся «данностью» (С. Л.

Рубинштейн) для его партнеров Общение выступает не столько как обмен информацией («индивидуальными данностями»), сколько как процесс взаимного воздействия и влияния.

В зависимости от характера этих взаимовлияний происходит согласование, уточнение, взаимное дополнение содержательной и количественной сторон «индивидуального» отражения с образованием «коллективной данности» как формы коллективного мышления учеников или, напротив, столкновение «данностей», их нейтрализация, подавление, как это бывает при межличностных конфликтах и неадекватных взаимовлияниях (прекращении общения).

2. Регулятивная функция В процессе общения осуществляется непосредственное или опосредованное воздействие (или влияние) на ученика (коллектив) с целью изменения или сохранения на том же уровне (его поведения, действий, состояния, общей активности, особенностей восприятия, системы ценностей или отношений).

Регулятивная функция позволяет организовывать совместные действия, планировать и согласовывать, координировать и оптимизировать групповое взаимодействие всех членов ученического коллектива.

Читайте также:  Системы оповещения го чс населения о чрезвычайных ситуациях

Регуляция поведения и деятельности является целью межличностной коммуникации как компонента предметной деятельности и конечным ее результатом.

Именно осуществление этой важнейшей функции общения позволяет оценить эффект общения, его продуктивность или непродуктивность.

Важно

3 Познавательная функция межличностного общения заключается в том, что вследствие систематических контактов в ходе совместной деятельности, партнеры приобретают самые разные знания о себе самих, о своих партнерах, о способах наиболее рационального решения поставленных перед ним задач и т д Овладение соответствующими умениями и навыками, возможная компенсация недостаточных знаний у отдельных учеников и достижение ими необходимого взаимопонимания обеспечиваются именно познавательной функцией общения в сочетании с функцией социально психологического отражения

4. Экспрессивная функция. Различные формы речевого и неречевого общения выражают эмоциональные состояния переживания учеников часто вопреки логике и требованиям совместной деятельности.

Это своеобразный способ выражения своего отношения к происходящему через обращение к непосредственному ученику или ученикам.

Нередко несовпадения в способах эмоционального реагирования могут привести к отчуждению учеников, нарушению их межличностных отношений и даже к скрытым конфликтам.

5. Функция социального контроля.

Определенные формы поведения, эмоционального реагирования и отношений имеют выраженный нормативный характер Их регламентация с помощью групповых и социальных норм обеспечивает необходимую целостность и организованность команды, согласованность совместных действий Для поддержания необходимой согласованности и организованности групповой деятельности используются самые разные формы социального контроля. Межличностное общение чаще всего выступает в качестве негативных (неодобрение, порицание) или позитивных (одобрение, похвала) обращений. Следует обратить внимание, что не только неодобрение или похвала воспринимается участниками общение как поощрение или наказание, но и отсутствие обращения может восприниматься как та или иная санкция.

6. Функция социализации. Эта функция — одна из наиболее важных в работе учителя. Включаясь в совместную деятельность и общение, ученики осваивают не только коммуникативные умения и навыки, позволяющие им эффективно взаимодействовать с другими людьми.

Хотя умение быстро ориентироваться в собеседнике, в ситуации общения и взаимодействия, слушать и говорить играет важную роль в межличностной адаптации человека, еще большее значение имеют приобретаемые при этом умение действовать в интересах коллектива, доброжелательное, заинтересованное и терпимое отношение к другим ученикам. [1, с 208]

В психолого-педагогической литературе выделяются также такие функции, как коммуникативная (обмен информацией), перцептивная (восприятие и познание людьми друг друга), интерактивная (организация и регуляция совместной деятельности). [2, с. 140]

Совет

По мнению И. А. Зязюна, выделяется такие функции педагогического общения как а) познание личности, б) обмен информацией; в) организация деятельности; г) обмен ролями; д) сопереживание, е) самоутверждение. [3, с. 192]

Информативная функция общения создает условия для развития положительной мотивации учебно-воспитательного процесса, обстановки совместного поиска и раздумий Образуя социальное поле деятельности личности, общение через роли, выполняемые личностью, программирует у нее тот или иной шаблон социального поведения (учитель-ученик) Смена социальных ролей способствует как многосторонним проявлениям личности — «сбрасыванию масок», так и возможности войти в роль другого, содействуя процессу восприятия человека человеком Функцией общения выступает и самоутверждение личности. Задача педагога — способствовать осознанию школьником своего «я», ощущению своей личностной значимости, формированию адекватной самооценки и перспектив личности, уровня ее притязаний. Реализация такой важной функции общения, как сопереживание, обеспечивает условия для понимания чувств другого человека, что нормализует отношения в коллективе.

Обобщая функции педагогического общения, нами сделаны выводы:

  1. Общение играет одну из важнейших ролей в формировании условий жизни людей. Во время общения осуществляется эмоциональное и волевое взаимодействие, выявляются и формируются идеалы и принципы людей
  2. Общение является фактором самоанализа и самосовершенствования людей, стимулятором развития личности, так как во время общения выявляются ее отрицательные и, что самое главное, положительные стороны. 3 Общение создаёт условия для воспитания человека Очевидна многосторонность содержания и названия речевых функций. Все эти функции широко используются при интерпретации педагогического общения, отражая разные стороны коммуникативного взаимодействия

Одной из важных характеристик общения являются средства общения, которые можно представить, как способы передачи информации и выражения отношений между партнерами в процессе их взаимодействия [4. с, 140].

Средство, в общем смысле, это то, с помощью чего можно добиться определенной цели. В зависимости от средств общение бывает непосредственным и опосредованным, прямым и косвенным, вербальным и невербальным.

Непосредственное общение осуществляется с помощью рук, головы, туловища, голоса, тес помощью естественных органов, данных человеку природой. Опосредованное общение связано с применением специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией между людьми.

При прямом общении партнеры взаимодействуют лицом к лицу, без посредников обмениваются взглядами, рукопожатиями, словесными сообщениями. Косвенное общение осуществляется через посредника, который передает информацию В качестве посредника может быть не только человек, но и радио, телевизионные устройства, компьютер, интернет

Средствами общения являются любые материальные сигналы, сознательно и намеренно применяемые субъектом для передачи некоторой информации и воздействия на другого субъекта (субъектов).

Совокупность конвенциально разработанных и применяемых в соответствии с определенными правилами сигналов и способов общения составляет код или систему кодов.

Средства общения, организованные в чистый (языковый) или смешанный код, позволяют передавать информацию об окружающей действительности и состояниях, намерениях участников деятельности и преобразовывать сообщения из одной формы в другую [5, с. 192].

Обратите внимание

По нашему мнению, для успешной учебно-воспитательной работы большое значение имеет владение учителем богатым арсеналом средств общения, выбор системы сигналов общения, которые бы максимально способствовали эффективному взаимодействию с учениками. Учителю необходимо знать с помощью каких средств общения осуществляется межличностный контакт учеников и какие сигналы являются наиболее действенными для тех или иных ситуаций, учеников.

Литература:

  1. Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте — М.: Физкультура и спорт, 1980. — 208 с.
  2. Основы педагогического мастерства/Под ред. НА. Зязюна. — М. Просвещение, 1989. — 302 с. — 140 с.
  3. Фролов П. Т. Системный подход в воспитании и обучении школьников. -Воронеж, 1979. -192 с.
  4. Кан-Калик В А, Никандров Н Д. Педагогическое творчество — М Педагогика, 1990–140 с.
  5. Фролов П. Т. Системный подход в воспитании и обучении школьников. -Воронеж, 1979. -192 с.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое общение, совместная деятельность, функция общения, обмен информацией, функция, общение, средство общения, межличностное общение, психолого-педагогическая литература, социальный контроль.

Основные компоненты общения и их значение…

педагогическое общение, совместная деятельность, функция общения, обмен информацией, функция, общение, средство общения, межличностное общение, психологопедагогическая литература, социальный

педагогическое общение, совместная деятельность, функция общения, обмен информацией, функция, общение, средство общения, межличностное общение, психологопедагогическая литература, социальный контроль.

педагогическое общение, совместная деятельность, функция общения, обмен информацией, функция, общение, средство общения, межличностное общение, психологопедагогическая литература, социальный контроль.

педагогическое общение, совместная деятельность, функция общения, обмен информацией, функция, общение, средство общения, межличностное общение, психологопедагогическая литература… Влияние стиля педагогического общения учителя…

В подростковом возрасте ведущая роль и деятельность отводится умению общаться. Именно в этом возрасте важно развитие организаторских и коммуникативных качеств личности. В данный период возникает высокая потребность в общении, и, как правило…

Педагогическое общение выполняет функции познания личности, обмена информацией, организация деятельности, обмена ролями, сопереживания и самоутверждения. Две главные фигуры в школе — учитель и ученик.

Общение понимается в социальнопедагогической литературе как процесс обмена информацией между двумя и более людьми.

На основе выявленных в психологопедагогической литературе особенностей межличностного общения подростков…

Основные компоненты общения и их значение…

педагогическое общение, совместная деятельность, функция общения, обмен информацией, функция, общение, средство общения, межличностное общение, психологопедагогическая литература

деловое общение, общение, профессиональное общение, проблема общения, отношение, вид общения, коммуникативная деятельность, деятельность, совместная деятельность, деятельный человек.

Источник: https://moluch.ru/th/4/archive/67/2707/

Общение. Компоненты общения. Бесконфликтное общение. Приёмы конструктивного общения. Общение с пострадавшими. Общение с жертвой

Взаимодействие (или общение) с пострадавшими в ЧС является одной из составляющих работы спасателей. Владение спасателями навыками общения с пострадавшими позволит, с одной стороны, минимизировать негативные психологические последствия ЧС у пострадавших, а с другой стороны, сделать процесс спасения пострадавших более эффективным и сопряженным с меньшим напряжением для самих спасателей.

Жизнь каждого человека наполнена разнообразным межличностным взаимодействием. Взаимодействуют люди не только с помощью речи, но и с помощью прикосновений, мимики, жестов и т.п. Всякое такое взаимодействие мы называем общением. Что же такое общение?

Общение – это процесс установления контакта между людьми, в ходе которого происходит обмен информацией, необходимой для совместной деятельности и сотрудничества. Говорить об общении, как о процессе конструктивного взаимодействия, можно в том случае, когда оно включает в себя следующие этапы:

1. Установление первичного контакта.

2. Ориентировку в ситуации общения, осмысление происходящего.

3. Обсуждение интересующей проблемы.

4. Решение проблемы.

5. Завершение контакта (выход из него).

Существует два вида общения: личное и деловое.

При личном общении происходит неофициальный обмен информацией. К примеру, это может происходить при встрече друзей и т.п.

Деловое общение происходит тогда, когда участников взаимодействия связывают совместные обязанности или они включены в одну и ту же деятельность.

Выделяют несколько компонентов общения: вербальное, невербальное и паравербальное.

Вербальным общением называют передачу информации с помощью произносимых нами слов, это общение посредством слов. Оно необходимо для передачи содержания информации.

Невербальное общение – это неречевая форма общения, включающая в себя жесты, мимику, позы, контакт глазами, прикосновения, — то есть всё то, что помогает нам передать образное и эмоциональное содержание информации.

Паравербальное общение заключается в передаче информации через тон голоса, тембр, высоту, скорость, интонацию произносимых слов.

В повседневной жизни чаще всего мы встречаемся со всеми компонентами общения, что позволяет нам наиболее ярко и красочно передавать ту или иную информацию. Отмечено, что наибольшую часть информации человек воспринимает благодаря невербальному общению, а наименьшую – с помощью произносимой речи:

Читайте также:  Приборы химической, биологической разведки и контроля: виды и назначение

Схема восприятия информации

3/6 информации человек получает благодаря невербальному компоненту общения
2/6 информации человек получает благодаря паравербальному компоненту общения
1/6 информации человек получает благодаря вербальному компоненту общения

Таким образом, можно сделать вывод о том, что различные характеристики невербального общения, такие как тон голоса, его тембр, высота звучания и интонация, глубина и скорость дыхания, а также выражение лица, взгляд, поза, жесты во время беседы, движения рук и ног несут в себе огромный объем информации вне зависимости от произносимых слов. Поэтому очень важно во время беседы (особенно при ведении переговоров), с одной стороны, уметь учитывать получаемую невербальную информацию, а с другой — уметь контролировать собственные движения, мимику и поведение.

Компоненты невербального общения также очень значимы в самые первые секунды знакомства, когда еще не было произнесено ни единого слова, а первое впечатление о собеседнике уже сложилось — при помощи «считывания» информации по его невербальным проявлениям.

Вообще, нужно сказать, что в процессе беседы необходимо учитывать общий настрой, содержание и атмосферу общения в целом.

Однако «считывание» информации по жестам, позам и другим средствам невербального общения не всегда бывает однозначным (в некоторых ситуациях тот или иной жест может возникнуть в результате погодных условий (от холода складывает на груди руки), функционального состояния (держится за голову из-за головной боли) и т.п.).

Важно

Таким образом, можно отметить, что, взаимодействуя друг с другом, мы не только слышим то, что человек нам говорит, но и видим то, как он это говорит.

А это означает, что для конструктивного взаимодействия необходимо не только обращать внимание на все параметры общения собеседника, но и отслеживать свои, чтобы собеседник не мог усомниться в достоверности нашей информации и верной передачи эмоционального смысла сказанного.

Интенсивная работа в ЧС или ситуации ожидания во время дежурства могут способствовать возникновению дезадаптивных состояний у специалистов, которое отражается, прежде всего, на качестве межличностного взаимодействия. Такое состояние может затруднить межличностное общение, как внутри подразделения, так между подразделениями, а также привести к конфликту с пострадавшими.

Конфликтное взаимодействие может возникнуть:

– при навешивании ярлыков. Когда мы или нам приписывают жёстко заданную определённую роль (например, если вы пару раз что-то забыли, а вам говорят, что вы забывчивый).

– при акценте на отношениях, а не на сам результат взаимодействия.

– в ситуации соперничества за обладание ограниченного ресурса

Для того чтобы избежать негативных последствий неконструктивного взаимодействия, необходимо эффективно использовать приёмы бесконфликтного общения.

Основными постулатами бесконфликтного общения являются:

1. Не навешивать «ярлыки».

2. Не позволять навешивать ярлыки на себя.

3. Ориентироваться на результат, а не на отношения.

Навешивание «ярлыков»

Сам по себе ярлык или стереотипное восприятие человека – это не всегда плохо. Например, в условиях дефицита времени, скорее всего, мы обратимся за помощью к человеку, который зарекомендовал себя как хороший и ответственный исполнитель.

В данном случае такой выбор будет существенно экономить нашу энергию и время при осуществлении поставленной задачи.

Но с другой стороны, такой выбор помощника значительно сужает для нас возможности взаимодействия с другими, ещё пока не «зарекомендовавшими» себя людьми, хотя возможно, что с данным заданием они справились бы гораздо быстрее и качественнее.

Источник: https://cyberpedia.su/11xffb6.html

Компоненты общения и механизмы социальной перцепции

Общение как самостоятельная форма активности человека

В современной психологии общение рассматривается как важнейшая социальная потребность, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности.

Уже с первых месяцев жизни у ребенка возникает потребность в других людях, которая постепенно развивается и преобразуется – от потребности в эмоциональном контакте к потребности в глубоком личностном общении и сотрудничестве со взрослыми.

Общаясь с другими людьми, человек усваивает знания, накоп­ленные человечеством, его опыт, установившиеся законы и нор­мы, ценности и способы деятельности, формируется как личность. Общение – важ­нейший фактор психического развития человека. Именно в общении зарождаются, существуют и проявляются психичес­кие процессы, состояния и особенности личности и поведения человека.

Общение — это процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, на установление и развитие взаимоотношений, оказание взаимовлияния на состояния, взгляды и поведение, а также на регуляцию их совместной деятельности.

Социализация

Совет

Развитие навыков общения происходит в процессе социализации. Социализация — это процесс превращения индивида со всем его врожденным потенциалом в члена общества, происходящий под влиянием воспитания и социальных условий.

Социализация — это двухсторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

Этапы социализации:

1. Первичная социализация. В возрасте 3-х лет происходит устная идентификация «Я», становятся интересны сверстники.

2. Социализация подростка. Формирование отношения к группе и к себе.

3. Юношеская социализация. Формирование мировоззрения.

4. Социализация взрослых. Коррекция образа «Я».

Институты социализации – это те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта.

Виды общения

Существует несколько классификаций общения, в основе которых лежат разные характеристики.

Непосредственное общение происходит при непосредственном контакте участников общения. Для эффективного общения, в данном случае, необходимы оперативные навыки, умение корректировать процесс общения, в зависимости от поведения собеседника.

Опосредованное общение осуществляется посредством средств массовой информации, произведений искусства и т.п. Сложность этого вида общения заключается в отсутствии обратной связи, невозможности корректировать процесс общения.

Формальное общение обусловлено социальными ролями. В неформальном — большую роль имеют личностные отношения, его цель — психологический контакт. В норме они не имеют четких границ.

Вербальное общение – речевое, где смысл слов имеет решающее значение. Невербальное — с помощью жестов, мимики.

Типы общения

Психологи выделяют три основных типа общения: импера­тивное, манипулятивное и диалогическое.

А. Императивное общение еще называют авторитарным или директивным.

Обратите внимание

Оно характеризуется тем, что один из партнеров по общению стремится подчинить себе другого, стремиться кон­тролировать его поведение и мысли, принуждает к опреде­ленным действиям.

Особенность авторитарного воздействия заключается в том, что конечная цель общения — принуждение партнера к чему-либо — не скрывает­ся. В качестве средств императивного общения используются приказы, ука­зания, предписания, требования, угрозы и пр.

Б. Манипулятивное общение сходно с императивным. Цель его — оказать воздействие на партнера по общению. Но здесь достижение своих намерений осуществляется скры­то. Как и императив, манипуляция стремится добиться кон­троля над поведением и мыслями другого человека.

В. Диалогическое общение противостоит авторитарному и манипулятивному типам, так как основано на равноправии парт­неров. Диалогическое общение возникает лишь в случае соблюде­ния ряда правил взаимоотношений:

1. Психологический настрой на эмоциональное состояние со­беседника и собственное психологическое состояние (сле­дование принципу «здесь и теперь»).

2. Полное доверие к намерениям партнера без оценки его личности (принцип «доверительности»).

3. Восприятие собеседника как равного, имеющего право на собственные мнения и решения («принцип паритетности»).

4. Направленность общения на общие проблемы и нерешен­ные вопросы (принцип «проблематизации»).

Важно

5. Обращение к собеседнику от своего имени (без ссылки на чужое мнение), выражение своих истинных чувств и же­ланий (принцип «персонифицирования общения»).

Функции общения

По своему назначению общение многофункционально. Мож­но выделить пять основных его функций:

1. Прагматическая функция общения реализуется при взаи­модействии людей в процессе совместной деятельности.

2. Формирующая функция общения проявляется в процессе развития человека и становле­ния его как личности. В ходе развития внешние формы обще­ния ребенка и взрослого постепенно переходят во внутрен­ний план. Благодаря этому, взрослея, человек можем мысленно предста­вить себе предстоящий разговор и выстроить его так, как ему нужно.

3. Функция подтверждения проявляется в том, что только в ходе общения с другими людьми человек может познать, понять и утвердить себя в собственных глазах. Желая убедиться в признании своей ценности, человек ищет точ­ку опоры в других людях.

Известно, что повседневный опыт человеческого общения невозможен без знаков подтверждения. Сюда можно отнести знакомства, приветствия, именования, оказание различных зна­ков внимания. Указанные действия направлены на поддержа­ние у человека «минимума подтвержденности», а значит, и хоро­шего самочувствия.

4. Функция организации и поддержания межличностных отношений. Общение для любого человека неизменно связано с оцениванием других людей и установлением определенных эмоциональных отношений — либо поло­жительных, либо отрицательных. Даже один и тот же че­ловек может вызывать в разных ситуациях различное отношение.

5. Внутриличностная функция общения — одна из самых важных. Благодаря диалогу с самим собой человек принимает определенные решения, совершает значимые поступки.

Компоненты общения и механизмы социальной перцепции

Информационный компонент. В процессе общения люди обмениваются различными представлениями, идеями и пр. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией.

Совет

Обмен информацией возможен лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации, т.е. все должны говорить на одном языке.

Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга.

Эмоциональный компонент. При общении возникает психологическое воздействие одного коммуникатора на другого с целью изменения его поведения. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие. В процессе общения люди обмениваются эмоциями, настроениями, чувствами.

Перцептивный компонент. Включает закономерности восприятия людьми друг друга. В социальной психологии под социальной перцепцией понимают процесс восприятия так называемых «социальных объектов» в социальном контексте, под которыми подразумеваются люди, социальные группы и т.п.

Социальная перцепция – восприятие, понимание и оценка людьми других людей, самих себя, а также различных социальных объектов.  

Восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.

Дата добавления: 2016-07-27; просмотров: 2248;

Источник: https://poznayka.org/s53118t1.html

Ссылка на основную публикацию