Методика испытания пожарного насос: параметры работы ПН-40
Определить техническое состояние пожарного насоса и пеносмесителя по фактическим значениям параметров технических характеристик
Проверка работоспособности газоструйного вакуумаппарата и герметичности вакуумной системы ПН, емкости для воды и пенообразователя
Работоспособность вакуумной системы и герметичность насоса и его коммуникаций проверяется в следующей последовательности: закрыть вое задвижки, вентили и сливной кран насоса, закрыть заглушкой всасывающий патрубок. При работающем двигателе включить вакуумную систему, не включая насоса, и довести разрежение до 0,073-0,076 МПа (550 – 570 мм. рт. ст.).
При нормально работающей вакуумной системе эти показатели должны быть достигнуты за 20 секунд.
Герметичность насоса считается удовлетворительной, если падение разрежения не превышает величины 0,013 МПа (100 мм рт. ст.) за 2,5 мин.
При снижении этих показателей выяснить причину и устранить неисправность.
Обнаружить места неплотностей можно опрессовкой насоса водой или воздухом. Опресовка водой производится на работающем насосе созданием в нем давления 1,2-1,3 МПа при закрытых напорных задвижках. Опресовка воздухом производится от внешнего источника воздуха созданием давления в насосе 0,2… 0,3 МПа.
Во время опрессовки воздухом неработающий насос и коммуникации нужно покрыть мыльной пеной.
Проверка технического состояния ПН забором и подачей воды из водоема
Методика проверки работы пожарного насоса
Установить пожарный автомобиль на водоисточник.
Включить насос и подать воду при полном открытии задвижек на насосе в соответствии с номинальными значениями частоты вращения вала насоса.
Определить величину напора, создаваемого насосом, по показаниям штатных манометра и мановакуумметра.
Показания приборов, переведенные в м, вод. ст., при работе от открытого водоисточника складываются.
Сравнить фактическое значение напора при номинальной частоте вращения вала с нормативными значениями.
Примечание: В том случае, если двигатель не обеспечивает номинальную частоту вращения вала насоса, проверку производить при максимально возможной частоте вращения.
Технические условия: Изменение напора (уменьшение) по сравнению с номинальным значением не должно превышать 15%
Нормативные значения основных параметров пожарных насосов
Тип насоса | Подача, м .куб/с (л/с) | Напор, м | Частота вращения 1/с (об/мин) |
ПН-40 | 0,040 (40) | 100 ± 5 | 45 (2700) |
ПН-60 | 0,060 (60) | 100 ± 5 | 43,3 (2600) |
ПН-110 | 0,110 (110) | 100 ± 5 | 22,5 (1350) |
Пожарный насос ПН-40УВ
1-корпус; 2-крышка; 3-вал; 4-рабочее колесо; 5,6-подшипники; 7-уплотнительный стакан; 8-червяк привода тахометра; 9-шестерня привода тахометра; 10,21-манжеты; 11-щуп; 12-муфта-фланец; 13,20-прокладки; 14-сливной краник; 15,28-шайбы; 16,26 -гайки; 17-шпонка; 18, 22-резиновые кольца; 19-уплотнительное кольцо; 23-болт; 24-проволока; 25-сливная пробка; 27-корпус привода тахометра; 29-кольцо; 30-шплинт; 31-шланг.
Возможные неисправности пожарного насоса и способы их устранения
1. Насос не подает воду при пуске. Причина: Насос полностью или частично заполнен воздухом, необходимо повторно произвести забор воды с помощью вакуумной системы.
2. Насос сначала подает воду, затем подача ее уменьшается и падает до нуля.
а) Во всасывающейся линии имеются неплотности, необходимо проверить всасывающую линию, устранить неплотности.
б) Всасывающая сетка засорена, для устранения очистить всасывающую сетку.
в) Недостаточно заглублена всасывающая сетка, опускаем всасывающую сетку в воду не менее чем на 600 мм
3. При исправном насосе мановакуумметр не показывает давление, причина в неисправном мановакуумметре. При этом разбирать и ремонтировать запрещается.
4. При работе насоса наблюдаются стуки и вибрация.
а) Ослаблено крепление насоса, необходимо подтянуть болты крепления
б) Изношены шарикоподшипники насоса. Следует разобрать насос, проверить шарикоподшипники. Изношенные подшипники заменить новыми.
в) Износ шеек вала рабочего колеса, на которые посажены (шарикоподшипники). Заменить вал новым или отремонтированным
г) Разрушено рабочее колесо. При обнаружении выкрашивания материала колеса, трещин, сильной коррозии и т.д., заменить колесо новым.
5. При исправной коробке отбора мощности и трансмиссии насос не работает, так как засорены каналы рабочего колеса. Очистить каналы колеса.
6. Вал насоса не прокручивается.
а) В летний период засорение песком, илом или грязью. Следует разобрать насос, тщательно очистить от грязи каналы рабочего колеса и внутреннюю полость.
б) В зимний период возможно примерзание рабочего колеса. Прогреть насос теплым воздухом или горячей водой.
7. Из дренажного отверстия течет струйкой вода, признак износа манжет. Заменить манжеты новыми.
8. В масляную ванну насоса попадает вода.
а) Засорено дренажное отверстие. Прочистить дренажное отверстие.
б) Износ манжет. Заменить манжеты новыми.
9. Из дренажного отверстия течет масло, это износ манжеты. Заменить манжету.
Наименование параметра | Значение параметра для насосов | |||
нормального давления | высокого давления | |||
Номинальная подача , не менее | 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 100, 110, 120, 130, 140, 150, 160, 180, 200 | 20 | 4 | 2 |
Напор в номинальном режиме, м, не менее | 100 | 200 | 400 | |
Коэффициент полезного действия в номинальном режиме, не менее | 0,6 | 0,6 | 0,4 | |
Допускаемый кавитационный запас, м, не более | 3,5 | 3,5 | 5,0 | |
Максимальное давление на входе в насос, МПа, не менее | 0,6 | 0,6 | ||
Максимальное давление на выходе из насоса, МПа | 1,5 | 3,0 | 5,0 | |
Номинальная геометрическая высота всасывания, м | 3,5 | 3,5 | ||
Максимальная геометрическая высота всасывания, м | 7,5 | 5,0 | ||
Примечание. |
Неравенства даны в соответствии с официальным текстом документа.
1. Подача насоса при номинальной и максимальной геометрической высоте всасывания должна обеспечиваться при номинальном напоре.
2. Указанные параметры времени водозаполнения, напора в номинальном режиме, подачи насоса при номинальной и максимальной геометрической высоте всасывания должны обеспечиваться при условиях водозаполнения через всасывающую линию длиной не более
Сечением не менее суммарного сечения всасывающих патрубков насоса, без резких поворотов, с углом поворота потока в соединительном патрубке не более 30°.
3. Параметры номинальной подачи насоса, отличающиеся от указанных в таблице, должны соответствовать требованиям технической документации.
Источник: https://fireman.club/statyi-polzovateley/metodika-ispytaniya-pozharnogo-nasosa-gazostrujnogo-vakuumapparata-na-proizvoditelnost-pn-40uv-parametry-raboty-pn-40-pn-60-pn-100-parametry-pozharnyx-nasosov-ustrojstvo-vozmozhnye-neispravnost/
Устройство и принцип работы пожарного насоса ПН-40УВ
Насос ПН-40УВ предназначен для подачи воды или водных растворов при тушении пожаров и устанавливается на пожарных автомобилях.
Пожарный насос ПН-40УВ (Рисунок 35, Рисунок 36) состоит из следующих основных узлов: центробежного насоса, коллектора с задвижками, пеносмесителя ПС-5; в верхней части коллектора устанавливается вакуумный клапан системы водозаполнения (вакуумной системы).
Рабочее колесо 16 укрепляется на валу 29 с помощью конического соединения, шпонки, гайки, шайбы и шплинта.
Крепление крышки к корпусу насоса осуществляется шпильками; для обеспечения герметизации соединения устанавливается резиновое кольцо 18.
Вал насоса уплотняется манжетами 22, установленными в стакан 21.
Стакан уплотнен резиновым кольцом 23 и крепится к корпусу болтами, законтренными проволокой.
Фланец привода 28 соединяется с карданным валом привода насоса.
Направление вращения вала по часовой стрелке, если смотреть со стороны привода.
Для смазки подшипников и червячной пары привода тахометра полость в корпусе между уплотнительным стаканом 21 и манжетой 22 заполняется трансмиссионным маслом ТАп-15В. Для слива масла в нижней части корпуса предусмотрено отверстие 24 с пробкой. Для слива воды служит краник 19.
На конце вала 29 при помощи гайки закреплены червяк привода тахометра 32 и фланец 28. Корпус привода тахометра 27 уплотнен манжетой 31.
Рисунок 35. Пожарный насос ПН-40УВ (общий вид): 1 — левая напорная задвижка; 2- маховичок дозатора пеносмесителя ПС-5; 3 – кран пеносмесителя; 4 – вакуумный клапан; 5 – задвижка в цистерну; 6 – правая напорная задвижка; 7 –корпус насоса.
На отводе насоса расположен коллектор 8, к которому крепятся пеносмеситель и две напорные задвижки (Рисунок 37).
Конструкция напорной задвижки представлена на Рисунок 37.
Особенностью конструкции задвижки является отсутствие связи между шпинделем 4 и клапаном 1, что позволяет задвижке выполнять функции обратного клапана и препятствовать обратному току воды через насос.
Рисунок 36. Насос ПН-40УВ (продольный разрез):
8 – коллектор; 9 – пробка крана пеносмесителя; 10 – корпус крана пеносмесителя; 11 – сопло пеносмесителя; 12 – дозатор пеносмесителя; 13 – корпус (диффузор) пеносмесителя; 14, 15 – кольца торцового уплотнения; 16 – рабочее колесо; 17 – крышка насоса; 18 – уплотнительное кольцо крышки насоса; 19 – сливной кран насоса; 20 – кольцо стопорное; 21 – корпус стакана уплотнительного; 22 – манжета резинокаркасная (сальник); 23 – кольцо уплотнительное; 24 – отверстие сливное; 25 – щуп маслоуказательный; 26 – корпус масляной ванны; 27 – корпус привода тахометра; 28 – фланец привода; 29 – вал рабочего колеса; 30 – пыльник; 31 – манжета резинокаркасная (сальник); 32 – червяк привода тахометра; 33 – подшипник; 34 – подшипник; 35 – шланг смазки уплотнительного стакана.
Рисунок 37. Задвижка насоса ПН-40УВ: 1-клапан; 2-корпус; 3 — втулка; 4-винт (шпиндель); 5-уплотнение; 6 — гайка; 7 – маховик; 8 – ось клапана; 9 – подушка клапана; 10 – накладка; 11 — винт.
Внутри коллектора (Рисунок 38) смонтирована задвижка для подачи воды в цистерну и лафетный ствол. В корпусе коллектора 8 (Рисунок 36) имеются отверстия для подсоединения вакуумной системы, системы дополнительного
охлаждения и мановакуумметра.
Рисунок 38. Коллектор (продольный разрез по оси задвижки «В цистерну»): 1 – корпус задвижки; 2 – коллектор; 3 – клапан; 4 – шпиндель; 5 – втулка; 6 – уплотнение; 7 — маховик.
Для уплотнения вала рабочего колеса насоса применены резинокаркасные манжеты,помещенные в уплотнительном стакане (Рисунок 39).
Рисунок 39. Уплотнительный стакан:
1 — манжета резинокаркасная; 2 — кольцо; 3-стакан; 4 — упорное кольцо; 5 — стопорное кольцо; 6 — резиновое кольцо; 7 – кольцо упорное. Стакан прикреплен к корпусу насоса через резиновую прокладку болтами. Во избежание самопроизвольного выкручивания болты через
специальные отверстия зафиксированы проволокой Во время разборки и сборки насоса следует соблюдать осторожность при снятии и установке манжет, чтобы исключить повреждение уплотняющей поверхности манжеты.
Если уплотняющие поверхности манжеты по каким-либо причинам получили значительное повреждение, то узел уплотнения следует собирать в определенном порядке: установить в стакан 3 манжету 1, кольцо 4, кольцо 2, упорное кольцо 7, две манжеты 1, упорное кольцо 7, стопорное кольцо 5, надеть на стакан прокладку и резиновое кольцо 6. После сборки закрепить
стакан болтами в корпус насоса, зафиксировав их проволокой.
Подготовка пожарного насоса ПН-40УВ к работе и порядок работы с ним
При подготовке насоса к работе необходимо провести профилактический
осмотр и проверить герметичность на сухой вакуум.
Порядок проверки герметичности на сухой вакуум:
1) закрыть все задвижки, вентили и сливной краник насоса;
2) закрыть заглушкой всасывающий патрубок;
3) открыть вакуумный кран;
4) включить вакуумный насос и, не включая привод пожарного насоса,
довести разрежение до 0,73 — 0,76 кгс/см2м(0,073-0,076 МПа) по мановакуумметру;
5) закрыть вакуумный кран, после чего выключить вакуумный насос.
Указанное разрежение при исправной вакуумной системе должно создаваться не более чем за 20 с.
При нормальной герметичности насоса и его коммуникаций разрежение должно уменьшаться не более 0,13 кгс/см2 (0,013 МПа) за 2,5 мин.
При большем значении падения разрежения обнаружить места нарушения герметичности путем опрессовки насоса водой давлением 12… 13 кгс/см2
(1,2-1,3 МПа). Опрессовка водой производится при работающем насосе и закрытых напорных задвижках. Обнаруженную негерметичность необходимо устранить. Насос опрессовывается только через всасывающий патрубок от водопровода или другой автоцистерны.
Пожарный насос ПН-60
Пожарный насос ПН-60 — это центробежный насос нормального давления, одноступенчатый, консольный, без направляющего аппарата. Насос ПН-60 является геометрически подобной моделью насоса ПН-40УВ, поэтому принципиально от него не отличается.
Корпус насоса, крышка насоса и рабочее колесо отлиты из чугуна. Отвод жидкости от колеса происходит по спиральной однозавитковой камере, заканчивающейся диффузором.
Рабочее колесо диаметром 360 мм закреплено на валу при помощи двух диаметрально расположенных шпонок, шайбы и гайки.
Уплотнение вала насоса осуществляется каркасными манжетами.
Сальники размещены в специальном стакане. Смазка сальников производится через масленку.
Для подачи воды из открытого водоисточника на всасывающий патрубок насоса навинчивают водосборник с двумя патрубками для всасывающих рукавов диаметром 125 мм.
Сливной краник насоса расположен в нижней части насоса и направлен
вертикально вниз (в насосе ПН-40УВ в сторону).
Пожарный насос ПН-110
Пожарный насос ПН-110 – центробежный насос нормального давления, одноступенчатый, консольный, без направляющего аппарата с двумя спиральными отводами и напорными задвижками на них.
Основные рабочие детали и узлы насоса ПН-110 также подобны деталям и узлам насоса ПН-40УВ. В насосе ПН-110 имеются лишь некоторые непринципиальные конструктивные отличия. Корпус насоса, крышка, рабочее колесо, всасывающий патрубок изготовлены из чугуна.
Диаметр всасывающего патрубка 200 мм, напорных патрубков — 100 мм.
19. Особенности конструкции комбинированных насосов ПНК-40/2 и ПНК-40/3.
Насосы пожарные комбинированные – насосы, состоящие из последовательно соединённых насосов нормального и высокого давления и имеющих общий привод.
К комбинированным пожарным насосам относятся такие, которые могут подавать воду под нормальным (напор до 100) и высоким давлением (напор до 300 м и более).
Источник: https://infopedia.su/3x29f2.html
открытая библиотека учебной информации
Разрежение создается, но после выключения вакуумного затвора быстро падает
Разрежение создается до нормы, но медленно
Разрежение есть, но ниже нормы
Вакуумметр не показывает разрежение
Необходимо убедиться, исправен ли вакуумметр: заменить его заведомо исправным или проверить на другом насосœе. Опрессовать насос водой от водопровода или другого насоса. Осмотреть насос под давлением, при крайне важности устранить течь. Проверить исправность заслонки вакуумаппарата.
При исправных заслонках во время работы вакуумаппарата͵ газы в глушитель проходить не должны. Кроме этого, момент перекрытия заслонки должен четко
прослушиваться.
Необходимо создать газоструйным вакуумаппаратом максимальное разрежение, закрыть вакуумный затвор и выключить вакуумаппарат. В случае падения стрелки вакуумметра, опресовать насос, устранить неплотности и повторить проверку на вакуум.
Причиной этого может быть уменьшение проходного сечения вакуумной системы за счет засорения трубопровода к вакуумнуму затвору или неполного открытия нижнего клапана вследствие износа кулачка и штока.
Необходимо опресовать насос водой и устранить течи. В случае если при опресовке течи не обнаруживаются, нужно разобрать вакуумный затвор и проверить плотность посадки нижнего клапана с помощью устройства.
Испытание пожарного насоса проводится после каждого ТО-1 и ТО-2 по методике, описанной в Правилах по организации технической службы (приказ МЧС Республики Беларусь от 26.09.2001 ᴦ. № 130).
Установить пожарный автомобиль на водоисточник по схеме, приведенной на рис. 2 а, б, в. Включить насос и подать воду при полном открытии задвижек на насосœе. Установить частоту вращения по тахометру на насосœе в соответствии с номинальными значениями (для насосов типа ПН-40 – 2700 об/мин.). Определить напор воды в насосœе по показаниям манометра и мановакуумметра.
Показания приборов, переведенные в м. вод. ст. при работе от открытого водоисточника складываются. Сравнить фактическое значение напора при номинальной частоте вращения вала с нормативным значением (для насоса типа ПН-40 значение напора должно составлять 100-5 м вод. ст.). изменение напора (уменьшение) по сравнению с номинальным значением не должно превышать 15%.
В случае если результаты испытаний за несколько лет сравнить, то будет видно как происходит износ насоса и двигателя.
Резкие снижения показателœей помогают обнаружить засорение или поломку. Постепенные снижения показателœей позволяют определить рабочий ресурс как для насоса, так и для двигателя.
При появлении признаков засорения, рабочее колесо осматривается сначала через всасывающий патрубок. Крупные предметы остаются на входе колеса, они заметны и удаляются при помощи крючков.
Засорение колеса более мелкими предметами требует разборки насоса и его чистки.
Засоренное колесо вызывает биение и быстро выводит насос из строя. Учитывая это, при проявлении признаков засорения, нужно принимать срочные меры к чистке насоса даже в том случае, когда на производительность это не оказывает существенного влияния.
Проверка технического состояния пожарного насоса
В процессе длительной эксплуатации происходит постепенный износ узлов пожарного насоса: подшипников, посадки, вал-рабочее колесо, ослабление затяжки гайки рабочего колеса, крепления пожарного насоса к раме автомобиля и др. С целью проверки возможного наличия радиального люфта вала в подшипниках снимается заглушка со всасывающего патрубка.
Рукой через всасывающий патрубок покачиванием за рабочее колесо проверяется возможное наличие радиального люфта вала в подшипниках.
Резким изменением направления вращения вала проверяется плотность посадки вал-рабочее колесо, определяется наличие шплинтовки гайки, плотность ее затяжки Более точная проверка технического состояния указанных узлов выполняется с помощью разработанных приспособлений.
Читайте также
Разрежение создается, но после выключения вакуумного затвора быстро падает Разрежение создается до нормы, но медленно Разрежение есть, но ниже нормы Вакуумметр не показывает разрежение Необходимо убедиться, исправен ли вакуумметр: заменить его заведомо… [читать подробенее]
Разрежение создается, но после выключения вакуумного затвора быстро падает Разрежение создается до нормы, но медленно Разрежение есть, но ниже нормы Вакуумметр не показывает разрежение Необходимо убедиться, исправен ли вакуумметр: заменить его заведомо… [читать подробенее]
Источник: http://oplib.ru/random/view/995756
Пожарный насос ПН-40 (ПН-40У)
Пожарный насос ПН-40 представляет собой устройство центробежного типа, которое способно при постоянной скорости вращения вала изменять развиваемое давление в широких пределах. Это исключает возникновение пульсаций и гарантирует равномерную подачу воды и высокий напор.
Поэтому модель ПН-40 используют для бесперебойной подачи водных растворов-пенообразователей во время тушения всевозможных пожаров. Устанавливается данное оборудование, как на специальных пожарных автомобилях, так и на автонасосах и/или автоцистернах.
Устройство пожарного насоса ПН-40
Корпус насоса выполнен из алюминиевого сплава. На валу из закаленной легированной стали закрепляется рабочее колесо, удерживаемое посредством конического соединения и гайки в осевом направлении. Наружный диаметр колеса, используемого в модели ПН-40 равен 289-ти миллиметрам. При этом оно имеет 7 перепускных отверстий и 7 нагнетающих лопаток.
Между колесом и корпусом находятся щелевые уплотнения в виде колец, изготовленных из чугуна.
Они ответственны за разделение напорной и всасывающей полостей устройства, что играет важнейшую роль в сохранении максимальной эффективной работы устройства – поскольку, чем больше зазор, тем больше воды циркулирует непосредственно в самом насосе, что снижает его КПД, уменьшая количество подачи воды. По этой причине в пожарных насосах ПН-40 и ПН-40У установлены щелевые уплотнители с наименьшими зазорами:
- минимальный — 0,13 миллиметра;
- допустимый – 0,8 миллиметра.
Вал насоса монтируется на двух шарикоподшипниках, а его вращение, если смотреть со стороны привода, осуществляется по часовой стрелке.
Краткие технические характеристики
При массе в 65 килограмм пожарный насос ПН-40 имеет габариты 700х900х700 миллиметров и демонстрирует следующие эксплуатационные показатели.
- Производительность — более 40-ка литров в минуту.
- Напор – 100 + 5 метров.
- Максимальное количество гпс, работающих одновременно – 5 штук.
Отметим, что внутренний диаметр напорного и всасывающего патрубка равен 70 и 125 миллиметров, соответственно. Стандартные диаметры позволяют надежно закрепить на насосе всасывающие и напорные пожарные рукава.
Достоинства насосов серии ПН
Центробежный пожарный насос ПН-40 и его унифицированная модификация ПН-40У обеспечивают постоянный напор подаваемой жидкости, практически исключая её пульсацию.
Кроме того, эти устройства не нуждаются в громоздком приводе от стороннего двигателя, а потому весьма просты в управлении и очень надежны в эксплуатации.
Существенным «плюсом» является и то, что они способны работать «на себя». Другими словами, при перекрытии ствола, к примеру, заломе пожарных рукавов, насос не выключается.
Единственным же недостатком можно назвать тот факт, что конструктивно пожарные насосы серии ПН не способны на забор жидкости из открытых источников. Для подобных операций их необходимо укомплектовывать дополнительными вакуумными системами, которые бывают как автоматическими, так и с ручным управлением.
Видео: пожарный насос ПН-40 УВ
Источник: http://pozhstroyservis.ru/pozharnyj-nasos-pn-40-pn-40u.html
Пожарные насосы, их эксплуатация
Пожарные насосы, их эксплуатация
Устройство насоса ПН-40У
Техническая характеристика насоса ПН-40У
Неисправности пожарного насоса ПН-40У.
Шестеренчатые и струйные насосы
Пожарные насосы, их эксплуатация
Насосы — устройство для напорного перемещения (всасывания, нагнетания) главным образом жидкости в результате сообщения ей энергии (кинетической или потенциальной). Различают динамические насосы и объемные насосы. Иногда насосом называют также устройства для сжатия или разрежения газов (напр., вакуумные насосы).
Пожарный центробежный насос для пожарных автомобилей — насосный агрегат, состоящий из собственно насоса, напорного коллектора, запорно-регулирующей арматуры, вакуумной системы заполнения, системы подачи и дозирования пенообразователя.
Динамические насосы — насосы, в которых перемещение перекачиваемой среды происходит под действием массовых (центробежных) сил и силы жидкостного трения.
Объемные насосы — насосы, в которых перемещение перекачиваемой среды происходит под действием силы поверхностного давления при изменении объема (рабочего объема) пространства занимаемого жидкостью.
Насосы для пожарных автомобилей в зависимости от их конструктивных особенностей и основных параметров классифицируются на:
Насосы нормального давления — одно- или многоступенчатые пожарные насосы, обеспечивающие подачу воды и огнетушащих растворов при давлении на выходе до 2,0 МПа (20 кгс/см2).
Насосы высокого давления — многоступенчатые пожарные насосы, обеспечивающие подачу воды и огнетушащих растворов при давлении на выходе от 2,0 МПа (20 кгс/см2) до 5,0 МПа (50 кгс/см2).
Насосы комбинированные — пожарные насосы, состоящие из последовательно соединенных насосов нормального и высокого давления, имеющих общий привод.
Классификация и основные характеристики насосов
Насосы классифицируют в зависимости от природы сил, под действием которых происходит перемещение перекачиваемой среды в насосе
Рисунок 1 Классификация насосов
2. Устройство насоса ПН-40У
Центробежные насосы являются основными насосами для подачи огнетушащих веществ к месту пожара. Они монтируются на пожарных автомобилях, мотопомпах и применяются в стационарных установках пожаротушения.
Центробежные насосы — это динамический насос, в котором жидкость перемещается под действием центробежной силы, возникающей при вращении рабочего колеса с профильными лопатками
Основной частью центробежного насоса является рабочее колесо 2, соединенное с валом 1. Внутри рабочего колеса имеются лопасти изогнутые в сторону вращения. Корпус насоса 5 выполнен в виде спиральной камеры 6 переходящей в напорный патрубок 4.
Перед началом работы насос и всасывающий трубопровод заполняют водой при помощи вакуум-аппарата, иногда воду заливают из цистерны или другой емкости.
Схема центробежного насоса:
1-вал, 2 — рабочее колесо; 3 — всасывающий патрубок: 4 — напорный патрубок; 5 — корпус; 6 – спиральная камера; 7 – уплотнение вала рабочего колеса.
Классификация центробежных насосов:
— по числу рабочих ступеней (одноступенчатые, многоступенчатые);
— по расположению вала — горизонтальные и вертикальные насосы и насосы с наклонным расположением вала;
— по величине развиваемого напора (применительно к пожарным центробежным насосам) — нормального (до 200 м.в.с.) и высокого (свыше 200м.в.с.);
— по конструкции рабочего колеса — с открытым или закрытым рабочим колесом;
— по виду подводов с одно или двухсторонним входом;
— пожарные насосы по их расположению в автомобиле могут быть с передним, средним и задним расположением.
Принцип действия центробежных насосов
При вращении рабочего колеса вода, заполняющая каналы между его лопатками, под действием центробежной силы отбрасывается от центра колеса с большой скоростью, поступает в спиральную камеру и далее в нагнетательный трубопровод — выкидную линию. В центральной части насоса, т. е. перед входом воды в рабочее колесо, создается разрежение (вакуум).
Под атмосферным давлением вода из водоема по всасывающему пожарному рукаву устремляется к насосу. Таким образом, вода непрерывно подается насосом.
Пожарный насос ПН-40У. Насосы этой серии устанавливают на автоцистернах и автонасосах. Они обозначаются так: ПН-40У. В этом обозначении ПН – пожарный насос; 40 – максимальная подача насоса 40 л/с; У – универсальный.
Состоит из:
- корпуса насоса
- рабочего колеса
- вала
- шарикоподшипников
- масляной ванны
- сальниковых уплотнителей
- коллектора
- напорных задвижек
- газоструйно- вакуумного аппарата
- пеносмесителя с обратным клапаном
- дозатора
- вакуумного крана
- сливного краника
- всасывающего трубопровода
Насос оборудован манометром, мановакуумметром и тахометром. Разрежение в насосе и всасывающем пожарном рукаве создают при помощи вакуум-аппарата, который приводится в действие струей отработавшего газа (газоструйного эжектора).
Эксплуатация.
В процессе эксплуатации следят за показаниями контрольно-измерительных приборов, своевременно смазывают трущиеся детали, проверяют надежность крепления и сальниковые уплотнения, герметичность насоса. После работы воду из насоса выпускают через сливной краник.
Существует несколько способов подачи воды пожарным насосом: из цистерны, открытых водоемов, от водопроводной сети, в перекачку. Им можно также подавать воздушно-механическую пену различной кратности.
Схема центробежного насоса |
1 — краник сливной; 2 — корпус насоса; 3 — кольцо уплотнителыюе; 4 — стакан уплотнительный; 5 — шарикоподшипник радиальный; 6 — вал насоса; 7 — шарикоподшипник радиальный; 8 — корпус привода тахометра; 9 — фланец; 10 —сальник; 11 — червяк привода тахометра; 12 — пробка со щупом; 13 — шестерня привода тахометра; 14 — сальник резиновый каркасный; 15 — пеносмеситель; 16 — гайка; 17 — крышка насоса; 18 — рабочее колесо |
Пеносмеситель. На насосах ПН-40У установлены пеносмесители ПС-5. Регулируя маховичком 4 положение дозатора 2, возможно подавать 5 различных доз пенообразователя (ПО). При включении рукояткой 7 крана 8 вода из коллектора поступит в сопло 9, а затем в диффузор 10 и во всасывающий патрубок насоса.
Образующееся в камере ПС разрежение обеспечит поступление ПО из пенобака через отверстие 6.
Положение дозатора 2 фиксируется стрелкой 5 на диске 3. Обратный клапан установлен в патрубке с отверстием 6.
Пеносмеситель ПС-5:
1 – корпус; 2 – дозирующий кран; 3 – диск; 4 – маховичок; 5 – стрелка; 6 – отверстие в штуцере подвода; 7 – рукоятка; 8 – кран включения; 9 – сопло; 10 – диффузор
Кавитация
Кавитация(от лат. cavitas — пустота), образование в жидкости полостей (кавитационных пузырьков, или каверн), заполненных газом, паром или их смесью. Кавитация разрушает поверхность рабочих колес насосов, гребных винтов, гидротурбин, акустических излучателей и др.
В центробежных насосах вследствие кавитации снижаются напор, подача и КПД, разрушаются (эрозия) лопатки рабочего колеса. Кавитация ведет к быстрому износу насоса или к его разрушению из-за вибрации (чаще всего подшипниковых узлов).
Явлению кавитации способствуют растворенный в воде воздух, повышенная температура воды в источнике водоснабжения, большая высота всасывания и негерметичность, малый диаметр и большая протяженность всасывающей линии, эксплуатация насоса на максимальном режиме работы.
При большой высоте всасывания может произойти разрыв сплошного потока всасываемой воды и прекращение работы насоса. Признаком возникновения кавитации служит появление характерного шума и треска и полости насоса.
Снижения возможности появления кавитации в центробежных пожарных насосах достигают выбором источника водоснабжения с минимальной высотой всасывания и минимальной температурой воды, а также обеспечением надежной герметичности всасывающей линии и насоса и уменьшением частоты вращения вала насоса.
Основным средством предупреждения кавитации, обеспечивающим надежную работу насоса, является поддержание достаточного избыточного давления на входе в насос над давлением парообразования, то есть соблюдение такой высоты всасывания насоса, при которой кавитация не возникает.
Достоинствами центробежных насосов являются:
— быстроходность;
— возможность привода от ДВС или электродвигателя;
— конструктивная простота и надежность в эксплуатации;
— низкая чувствительность к механическим примесям;
— непрерывность подачи огнетушащих веществ и возможность ее регулирования в широких пределах;
— возможность работы на себя, что очень важно при временном прекращении подачи воды или при низких температурах в зимнее время;
— высокий КПД при больших значениях подачи огнетушащих веществ по сравнению с другими динамическими насосами (не менее 0,6 для пожарных центробежных насосов (ПЦН) и до 0,9 у центробежных насосов других конструкций).
Недостатками центробежных насосов являются:
— необходимость предварительного заполнения перекачиваемой жидкостью, как самого насоса, так и всасывающей линии (необходимость в устройстве вакуумных или иных заливных систем для предварительного заполнения насоса);
— падение напора с увеличением подачи жидкости;
— подверженность рабочих органов насоса кавитационной эрозии на максимальных режимах работы;
— ограничение частоты вращения рабочего колеса кавитационными явлениями.
Струйные насосы
Струйный насос, устройство для нагнетания (инжектор) или отсасывания (эжектор) жидких или газообразных веществ, транспортирования гидросмесей (гидроэлеватор), действие которого основано на увлечении нагнетаемого (откачиваемого) вещества струей жидкости, пара или газа. Соответственно различают жидкоструйные, пароструйные и газоструйные насосы.
Гидроэлеватор пожарный входит в комплект ПТВ каждого пожарного автомобиля. Он используется для забора воды из водоисточников с уровнем воды, превышающим высоту всасывания пожарных насосов.
С его помощью можно забирать воду из открытых водоисточников с заболоченными берегами, к которым затруднен подъезд пожарных машин.
Он может быть использован как эжектор для удаления из помещений воды, пролитой при тушении пожаров.
Пожарный гидроэлеватор представляет собой устройство эжекторного типа. Вода (рабочая жидкость) от пожарного насоса поступает по рукаву, подсоединенному к головке 7, в колено 1 и далее в сопло 4.
При этом потенциальная энергия рабочей жидкости преобразуется в кинетическую энергию.
В камере смешения происходит обмен количества движения между частицами рабочей и всасываемой жидкости: при поступнении смешанной жидкости в диффузор 5 осуществляется переход кинетической энергии смешанной и транспортируемой жидкости в потенциальную.
Благодаря этому в камере смешения создается разрежение. Этим обеспечивается всасывание подаваемой жидкости. Затем в диффузоре давление смеси рабочей и транспортируемой жидкостей значительно повышается в результате снижения скорости движения. Это позволяет осуществлять нагнетание воды.
Гидроэлеватор пожарный Г-600А:
1 – колено; 2 – камера; 3 – решетка; 4 – сопло; 5 – диффузор; 6 – головка со-единительная ГМ-80; 7 – головка соединительная ГМ-70
Струйные насосы просты по устройству, надежны и долговечны в эксплуатации. Существенным их недостатком является низкий коэффициент полезного действия, его величина не превышает 30 %.
Газоструйный эжекторный насосиспользуется в газоструйных вакуумных аппаратах. С их помощью обеспечивается заполнение всасывающих рукавов и центробежных насосов водой.
Рабочим телом этого насоса являются отработавшие газы двигателя внутреннего сгорания АЦ.
Они поступают в сопло высокого давления, затем в камеру 3 корпуса насоса 2, в камеру смешения 4 и диффузор 5. Как и в жидкостном эжекторе, в камере 3 создается разрежение.
Эжектируемый из пожарного насоса воздух обеспечивает создание в нем вакуума и, следовательно, заполнение всасывающих рукавов и пожарного насоса водой.
Газовый струйный эжектор:
1 – сопло высокого давления; 2 – корпус насоса; 3– камера разрежения; 4 – камера смешения; 5 – диффузор
Газовые струйные насосы на АЦ используются также для проверки создаваемого вакуума в пожарных насосах.
Газовые струйные насосы обеспечивают заполнение систем всасывания и центробежных насосов при заборе воды с глубины 7 м в течение 30–60 с.
Струйный насос вакуумной системы автоцистерн с дизельными двигателями имеют одну особенность. Для уменьшения сопротивления в системе используется двухступенчатый струйный насос с постоянным подсосом воздух
В насосе имеются два сопла: малое 2 и большое 4. В камеру между ними подводится трубка в, соединяющая струйный и центробежный насосы.
При поступлении отработавших газов дизеля по стрелке а большое сопло создает разрежение в камере в и происходит поступление в нее воздуха из насоса по трубке 3 и дополнительное всасывание его из атмосферы (стрелка б).
Этот подсос способствует стабилизации работы струйного насоса. Такие струйные насосы используются на АЦ с шасси «Урал» и двигателями ЯМЗ-236(238).
Струйный аппарат для вакуумных систем ПН с приводом от дизеля:
1 – экран; 2 – сопло; 3 – трубка от вакуумного крана насоса; 4 – сопло большое; 5 – корпус; 6 – горловина диффузора; 7 – диффузор
Струйные насосы просты по устройству, надёжны и долговечны в эксплуатации, но их КПД не превышает 30%.
Для струйных насосов энергетическим параметром питания служит давление подводимой жидкости.
Достоинствами струйных насосов являются:
— малые габариты;
— простота конструкции;
— простота эксплуатации (легко осуществляется пуск в работу и остановка), допускают переноску и перестановку во время работы;
— отсутствие движущихся, быстро изнашивающихся частей, и как следствие, они долговечность в эксплуатации;
— стабильность разрежения даже при неполном погружении заборной сетки.
К недостаткамструйных насосов следует отнести:
— низкий коэффициент полезного действия (10-30%);
— сложность регулирования подачи;
— отказы в работе при увеличении сопротивления на выходе из диффузора;
— необходимое высокое давление рабочей среды.
Пожарные насосы, их эксплуатация
Устройство насоса ПН-40У
Источник: https://cyberpedia.su/16x116e5.html
Насос ПН-40УВ
Насосы центробежные пожарные (нормального давления) типа ПН-40УВ предназначены для подачи воды и водных растворов пенообразователей температурой до 303 К (30 С) с водородным показателем РН от 7 до 10,5 плотностью до 1100 кг∙м-3 и массовой концентрацией твёрдых частиц до 0,5% при их максимальном размере 3 мм.
Используются для установки в закрытых отсеках пожарных автомобилей, пожарных катеров передвижных пожарных установок.
Насосы не предназначены для работы на морской воде.
Изготавливаются в климатическом исполнении “УХЛ” для категории размещения 2 ГОСТ 15150.
Характеристики насоса ПН-40УВ
Тип насоса | центробежный, одноступенчатый, консольный |
Номинальная подача, л/с | 40 |
Номинальная частота вращения вала, об/мин | 2700 |
Напор насоса в номинальном режиме, м, не менее | 105 |
Максимальная подача, л/с | 60 |
Потребляемая мощность в номинальном режиме не более, л.с | 82 |
Потребляемая мощность при подаче 50л/с и 100м, не более л.с | 105 |
Максимальный напор, м | 115 |
Коэффициент полезного действия насоса, % не менее | 65 |
Максимальное давление на входе в насос, кгс/см2 | 6 |
Максимальное давление на выходе из насоса, кгс/см2 | 15 |
Тип дозирующего устройства | встроенное в насос, пеносмеситель с восемью положениями дозатора |
Уровень дозирования пенообразования, % | |
— диапазон регулирования; | 1…10 |
-по шкале дозатора; | 6±1, 3±05 |
Наибольшая подача раствора пенообразователя с объемной концентрацией (6±1, 3±05) % | 50 |
Тип вакуумной системы | устанавливается отдельно |
Наибольшая геометрическая высота всасывания, м, не менее | 7,5 |
Подача насоса при наибольшей геометрической высоте всасывания и номинальном напоре, л/с, не менее | 20 |
Габаритные размеры, мм (ДхШхВ) | 700×940х700 |
Количество и условный диаметр всасывающих патрубков | 1хDу125мм |
Количество и условный диаметр напорных (выходных) патрубков | 2хDу70мм, 1хDу80мм |
Масса (сухая), кг, не более | 65 |
Срок службы до списания, лет | 12 |
Характеристики насоса ПН-40УВ.01
Тип насоса | центробежный, одноступенчатый, консольный |
Номинальная подача, л/с | 40 |
Номинальная частота вращения вала, об/мин | 2700 |
Напор насоса в номинальном режиме, м, не менее | 105 |
Максимальная подача, л/с | 60 |
Потребляемая мощность в номинальном режиме не более, л.с | 82 |
Потребляемая мощность при подаче 50л/с и 100м, не более л.с | 105 |
Максимальный напор, м | 115 |
Коэффициент полезного действия насоса, % не менее | 65 |
Максимальное давление на входе в насос, кгс/см2 | 6 |
Максимальное давление на выходе из насоса, кгс/см2 | 15 |
Тип дозирующего устройства | встроенное в насос, пеносмеситель с восемью положениями дозатора |
Уровень дозирования пенообразования, % | |
— диапазон регулирования; | 1…10 |
-по шкале дозатора; | 6±1, 3±05 |
Наибольшая подача раствора пенообразователя с объемной концентрацией (6±1, 3±05) % | 50 |
Время заполнения с наибольшей геометрической высоты всасывания, не более, с | 20-35 |
Наибольшая геометрическая высота всасывания, м, не менее | 7,5 |
Подача насоса при наибольшей геометрической высоте всасывания и номинальном напоре, л/с, не менее | 20 |
Габаритные размеры, мм (ДхШхВ) | 700×940х700 |
Количество и условный диаметр всасывающих патрубков | 1хDу125мм |
Количество и условный диаметр напорных (выходных) патрубков | 2хDу70мм, 1хDу80мм |
Масса (сухая), кг, не более | 80 |
Срок службы до списания, лет | 12 |
Источник: http://www.PozhMashina.ru/katalog-pozharnogo-oborudovaniya/oborudovanie-dlya-pozharnyih-mashin/nasos-pn-40uv.html
Пожарные насосы (насосные установки): виды, классификация
Насосы для пожаротушения являются наиболее важными и сложными устройствами для ликвидации очага возгорания. Они перекачивают воду из цистерны или водоема прямо к горящему объекту.
Существует много видов противопожарных насосов, что отличаются конструкцией, принципом действия и давлением, что они создают. Большое разнообразие связано с тем, что их производством занимались многие инженеры с разных стран на протяжении многих лет. Данное оборудование постоянно усовершенствуется.
Основные характеристики
Пожарные центробежные насосы всасывают воду с помощью инерционной силы. Они незаменимы в тушении огня. Назначение центробежных агрегатов- подача жидкости или пены для тушения, создание вакуума и прокачка воды в трубопроводах.
Не смотря на разное устройство таких насосов, все они имеют общие характеристики, а именно:
- Объем жидкости, что подается, или других веществ для тушения огня за единицу времени (подача измеряется в литрах за секунду или кубических метрах за секунду).
- Высота подъема струи или напор, измеряется в метрах. Определяется по показаниям манометра или вакууметра.
- Высота всасывания- расстояние между поверхностью воды и горизонтальной осью, м.
- Частота вращения вала, об/мин.
- Коэффициент полезного действия.
Пожарный насос НЦПН-100/100М
Пожарные насосы высокого давления по нормам должны создавать напор 200 или 400 метров. КПД с нормальным давлением достигает более 60%, при высоком- не меньше 40%.
к меню ↑
Устройство центробежных агрегатов
Основным рабочим элементом данного оборудования является колесо с лопастями, что загребают воду. Жидкость движется по кругу, ускоряется с помощью центробежной силы, далее прижимается к стенкам и засасывается. Поток движется по спирали к конусному диффузору, что расширяет и замедляет его.
Центробежные повысители имеют ряд достоинств: равномерность, подача без пульсаций средств для тушения, простое управление, обслуживание, эксплуатация.
К тому же, если пожарный ствол перекрывается, засоряется или заломливается рукав, давление в системе чрезмерно не повышается.
Оборудование не нуждается в сложном приводе от двигателя, имеет небольшую массу, компактные габариты, что важно для пожарных автомобилей.
Есть недостатки – всасывающую линию и насос необходимо предварительно заполнять водой. Для компенсации такого недостатка существуют устройства, что заполняют полости агрегата жидкостью из цистерн. На машинах устанавливаются также вспомогательные насосы, что работают кратковременно для заполнения рукава и насоса.
Если забор воды происходит из водоема, сначала включается вакуумный аппарат для откачивания воздуха. После заполнения системы водой и достижения избыточного давления, открываются клапаны, происходит пуск воды в рукав.
Вакуумный пожарный насос
На пожарный насос устанавливаются водопенные коммуникации. Смешивая воду и пенообразователь, они создают пену. На автоцистернах водопенные коммуникации управляются с помощью вентилей. Более распространена воздушно-механическая пена, поскольку водопенные коммуникации более компактны и удобнее хранение илидоставка пенообразователя к смесителям.
Повысительный агрегат, что устанавливается на пожарном автомобиле, состоит из насоса, коллектора, затворной арматуры, приборов для создания вакуума и подачи вещества для образования пены.
к меню ↑
Проверка герметичности
Все агрегаты, повышающие давление, проходят проверку на сухой вакуум. Для этого краны и задвижки закрываются и включается мотор. С помощью вакуумной системы давление 75-80 кПа создается за 15 секунд. В норме воздух в насосе должен разрядиться до 13 кПа или меньше на протяжении 2,5 секунд. Места протечки воздуха проверяются мыльным раствором при опрессовке водой с давлением до 0,6 Мпа.
Категорически запрещается самопроизвольно отвенчивать или ослаблять соединения в процессе работы.
Существует 6 видов периодических и типовых испытаний пожарных насосов, которые проводятся на предприятиях с наличием нужного оборудования.
к меню ↑
Виды и классификация пожарных насосов
С целью тушения пожара используются разные виды насосов. В зависимости от принципа действия, пожарный насос ПН может быть:
Объемным:
- поршневой;
- шестеренный;
- пластинчатый;
- водокольцевой.
Динамическим:
- Струйный:
- газоструйный;
- водоструйный.
- Тангенциально-дисковый:
- вихревой;
- жидкостного трения;
- инерционный;
- клапанно-вибрационный.
- Лопастный:
- осевой;
- центробежно-осевой;
- центробежный.
Пожарная насосная станция в работе
Насос объемного гидравлического действия перемещает жидкость путем поочередного уменьшения и увеличения объема камеры. Из одного в другой объем жидкость перетекает и выталкивается.
Самым известным подвидом объемного насоса является поршневой. Для ликвидации небольшого очага возгорания применяется ручной пожарный агрегат с поршневым принципом работы.
Динамические устройства всасывают жидкость с помощью сил инерции. Динамический насос может перекачивать грязную воду. Поскольку происходит непрерывное всасывание жидкости, шума создается меньше, чем при использовании объемных механизмов.
По давлению противопожарный насос бывает трех видов:
- нормального давления (давление на выходе равно или меньше 2 Мпа);
- высокого давления (2-5 Мпа);
- комбинированные устройства (два предыдущих типа соединены).
к меню ↑
Пожарный насос ПН-40 У и НЦПН-40/100
Самым распространенным типом пожарных насосных установок еще с времен СССР считается пожарный насос ПН-40 У. Такие насосы для систем пожаротушения были практически на всех пожарных машинах. В обозначении указано, что данные агрегаты выдают 40 литров за секунду жидкости, а буква У обозначает «универсальный».
Емкость для масла и корпус выполняются единой деталью. В конструкции есть задвижки, коллектор, два напорных патрубка, водопенные коммуникации со смесителем пены. Рабочее колесо размещено на прочном стальном валу. Детали корпуса и колесо изготавливается из нержавеющего алюминиевого сплава.
Тестирование пожарного насоса
Аэродромный пожарный автотранспорт комплектируется моделями ПН-60. Насосные станции оборудуют моделями ПН-110. Они похожи по устройству и принципу действия, но больше по размеру и массе, поскольку корпус делается из чугуна.
Усовершенствовав проточную часть ПН-40, производители создали более продуктивные насосы пожарные НЦПН-40/100. Такие устройства создают распыляющие тонкие струи. Этим они экономят тушащее средство, при чем имеют повышенный уровень тушащих характеристик.
Современный пожарный насос НЦПН и его модификации устанавливаются на противопожарном транспорте.
к меню ↑
Судовые пожарные насосные установки
Пожарная насосная система на судне проектируется с учетом всех потенциальных угроз возгорания. Основные системы пожаротушения:
- водопожарные;
- автоматические и ручные спринклерные;
- водораспылительные;
- водяные завесы;
- водяное орошение;
- пенотушение (водопенные коммуникации);
- углекислотные;
- системы инертных газов;
- порошковые.
к меню ↑
Повысители для пожарного водопровода
Насосы повысители применяются в системах пожарного водопровода многоэтажных зданий, а также для обеспечения водоснабжения или повышения давления в централизованной сети. Повысители бывают одноступенчатыми или многоступенчатыми.
Пожарный насос ESTERI 10-6000
Производительность одноступенчатых помп 6-200 кубических метров в час, напор 14-98 метров. Многоступенчатые агрегаты имеют производительность 34 – 290 м3/час, напор до 600 м, это идеально для обеспечения противопожарного водопровода высотного здания.
к меню ↑
Пожарная насосная станция
Самым эффективным и традиционным методом ликвидации очагов возгорания является тушение водой. Станция пожаротушения — это установка, что состоит из:
- смонтированной на опоре группы центробежных насосов;
- запорной арматуры;
- напорного и всасывающего коллектора;
- контрольно-измерительных приборов (тахометр ТС);
- шкафа управления.
Большим спросом пользуются насосные станции Иртыш, что выпускаются в России. Серия ЦНК Иртыш работает с морской водой. Электрический шкаф управления станцией Иртыш компактный, имеет надежные приборы для контроля, а также автоматику. Любая емкость с водой или водопровод, а также открытые водоемы могут служить источником для станций Иртыш.
к меню ↑
УПРАВЛЕНИЕ НАСОСНОЙ УСТАНОВКОЙ, ОСНАЩЕННОЙ ПОЖАРНЫМ НАСОСОМ НЦПН-40/100 М-П3 (ВИДЕО)
Главная страница » Насосы
Источник: http://ByreniePro.ru/nasosy/pozharnye.html