Лимиты на потенциально опасную деятельность, создающую риск чрезвычайных ситуаций (чс)

Лимиты на потенциально опасную деятельность, создающую риск чрезвычайных ситуаций (ЧС)

Лимиты на потенциально опасную деятельность, создающую риск чрезвычайных ситуаций (ЧС) – это система социально-экономических ограничений деятельности организаций на определенный срок и (или) объемы (стоимостные оценки) предельного социально-экономического ущерба от возможной ЧС на данной территории.

Лимиты на деятельность опасных производственных объектов, создающих риск ЧС в этих организациях, устанавливаются специально уполномоченными на то региональными государственными органами РФ.

Лимиты определяются исходя из недопустимости превышения нормативного объема предельного (не приводящего к необратимым последствиям) социально-экономического и экологического ущербов от ЧС на данной территории с учетом экологической обстановки в регионе и его экономического развития.

Обратите внимание

На федеральном уровне осуществляется разработка базовых лимитов, на уровне субъектов РФ – конкретных лимитов, по согласованию с региональными органами управления ГОЧС. Срок действия установленных лимитов определяется в соответствии с утвержденными показателями государственных и региональных программ снижения риска ЧС.

В соответствии   с Федеральным   законом «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
  • сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
  • загрязнение недр, почв;
  • размещение отходов производства и потребления;
  • загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
  • иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц – природопользователей установлены следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:

  • нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;
  • нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;
  • нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);
  • нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;
  • нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду;
  • нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в целях охраны окружающей среды.

Общими требованиями в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации объектов, осуществляющих потенциально опасную деятельность, создающую риск ЧС, являются следующие: размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности; нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов по предписаниям органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды; прекращение в полном объеме размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов при нарушении требований в области охраны окружающей среды осуществляется на основании решения суда и (или) арбитражного суда.

Порядок объявления и определения режима зон экологического бедствия устанавливается Федеральным законом «Об охране окружающей среды». Защита окружающей среды в зонах ЧС устанавливается Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», др.

федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Критерии оценки экологической обстановки территорий для выявления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия включают в себя: критерии оценки изменения среды обитания и состояния здоровья населения (в т.ч.

ухудшения здоровья населения, загрязнения воздуха селитебных территорий; загрязнения питьевой воды и источников питьевого и рекреационного назначения, загрязнения почв селитебных территорий, радиационное загрязнение), критерии оценки изменения природной среды (в т.ч.

загрязнения воздушной среды, загрязнения водных объектов, истощения ресурсов вод и деградации водных экосистем, загрязнения и деградации почв, изменения геологической среды, деградации наземных экосистем, биогеохимической оценки территорий).

Источник: Гражданская защита: Энциклопедия в 4 томах. Том II (К–О); под общей редакцией С.К. Шойгу; МЧС России. – М.: ЗАО ФИД «Деловой экспресс», 2007.

Источник: https://fireman.club/inseklodepia/limity-na-potencialno-opasnuyu-deyatelnost-sozdayushhuyu-risk-chrezvychajnyx-situacij-chs/

Профилактика чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах

Научно-технические разработки

УДК 614.8

В.В. Чуваев (ГУ МЧС России по Калужской области)

ПРОФИЛАКТИКА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТАХ

На примере работы Главного управления МЧС России по Калужской области рассмотрены основные аспекты работы по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и обеспечения защищенности населения от угроз техногенного характера

Вопросы промышленной безопасности являются весьма актуальными для сегодняшнего дня. Проблема имеет огромное социально-политическое значение в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Государство не может и не должно ежегодно нести колоссальные потери в виде человеческих жизней, существенного морального, материального и экологического ущерба.

Важно

В настоящее время частота возникновения чрезвычайных ситуаций в России с гибелью людей существенно (на порядок и более) превышает показатели развитых стран.

На территории Калужской области функционируют 2 радиаци-онно — опасных и 98 потенциально опасных объектов экономики, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаровзрывоопасные, опасные химические вещества, а также гидротехнические сооружения.

Распределение объектов по типам представлено на рисунке

Радиационные риски для населения Калужской области в ходе деятельности радиационно опасных объектов, рассчитанные в ходе проведения паспортизации, составляют:

— индивидуальный риск для персонала — 0,6х10-4 год-1;

— индивидуальный риск для населения — 0,15х10-5 год-1.

Не исключается вероятность аварий на ХОО, сопровождающихся залповыми выбросами токсичных веществ, взрывами в аппаратуре, производственных помещениях и наружных установках, что может привести к разрушению технологического оборудования, поражению людей, отрицательному воздействию на окружающую природную среду.

В настоящее время на территории городов и населенных пунктов области функционируют 14 ХОО, аварии на которых могут привести к воздействию поражающих факторов на проживающее вблизи объектов население.

Риски возникновения чрезвычайных ситуаций на химически опасных объектах находятся в пределах 1,64х10-4 — 1х10-6 год-1.

Риски возникновения чрезвычайных ситуаций на взрывопожароопасных объектах — 1х103 — 4,6х10-5 год-1.

В целях предупреждения чрезвычайных ситуаций техногенного характера на потенциально опасных объектах Главным управлением МЧС России по Калужской области, органами исполнительной власти области осуществлялись следующие мероприятия:

Совет

определены наиболее важные направления в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, требующие разработки территориальных нормативных правовых и иных актов, а также внесения изменений и дополнений в действующие документы в соответствии с федеральными

законами;

внесены изменения в нормативные правовые документы, принимаемые на областном уровне, организована работа по приведению нормативной базы органов местного самоуправления и организаций в соответствие с федеральным законодательством (федеральные законы от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-chrezvychaynyh-situatsiy-na-potentsialno-opasnyh-obektah

Открытое акционерное общество инвестиционнного развития

ПОКАЗАТЕЛИ РИСКА ПРИРОДНЫХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

(при наиболее опасном сценарии развития чрезвычайных ситуаций / при наиболее вероятном сценарии развития

На территории Ипатовского района чрезвычайные ситуации техногенного характера могут быть связаны с транспортом, пожаровзрывоопасными объектами и химически опасными объектами.

Транспорт

Автомобильный транспорт

Протяжённость автомобильных дорог на 01.01.2009 года составляет с твердым покрытием 1020,55 км, в т.ч. с асфальтовым покрытием – 821,37 км. По территории Ипатовского района проходят:

Автомобильная дорога федерального значения А-154 «Астрахань-Элиста-Ставрополь», протяжённостью 46 км (административная граница с Апанасенковским районом – с. Дивное, и административная граница с Петровским районом – г. Светлоград), ширина дороги — 8 м;

Автомобильные дороги краевого значения представлены:

— «Ипатово – Октябрьское – Добровольное», протяженностью 65 км;

— «Дивное – Малая Джалга – Красочный», протяженностью 29 км;

— «Ипатово – Тахта – Преградное», протяженностью 87 км.

Автомобильные дороги муниципального значения с твердым покрытием составляют 793,55км.

Потенциальная опасность возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с дорожно — транспортными происшествиями – высокая.

Железнодорожный транспорт

Железнодорожная транспортная сеть составляет 47 км железнодорожных путей. Основной вид тяги – тепловозный, электрифицированных участков дороги нет. Имеется 1 ж/д мост, длинною 9 метров на перегоне «Ипатово-Светлоград» и 2 ж/д моста, длиной 5 метров, — на перегоне «Ипатово-Дивное». На этих опасных участках возможны чрезвычайные ситуации, связанные с различными авариями.

На территории Ипатовского района проходитнесколько коридороввоздушных сообщений, где также возможны чрезвычайные ситуации.

Трубопроводный транспорт

По территории района проходит участок нефтепровода Каспийского трубопроводного консорциума (КТК-Р). Диаметр трубопровода – 1020 мм, толщина стенок – 10,2 мм. Величина максимального давления в системе трубопровода в нормальном режиме эксплуатации не превышает 6 Мпа. На 1033-м километре участка нефтепровода расположен аварийно-восстановительный участок – Ипатово.

На территории Ипатовского района (в районе с. Кевсала) имеется участок газового промысла протяженностью 46 км, диаметр трубы 510 мм.

Обратите внимание

Аварии на них возможны в результате нарушений технологических процессов при эксплуатации, износа оборудования, внешних повреждений и могут привести к разливу нефтепродуктов, что в последствии может вызвать ЧС, пожары, взрывы транспортируемых продуктов, привести к гибели людей, находящихся в зоне аварии.

Пожаровзрывоопасные объекты

На территории Ипатовского муниципального района расположено 3 единицы пожароопасных и 30 единиц взрывоопасных объектов. К этим объектам, в основном, относятся предприятия, использующие в производстве и имеющие на хранении горюче-смазочные материалы, битум и их составляющие, газ пропан, а также базы и склады ГСМ сельскохозяйственных организаций, нефтебазы.

Кроме того, используемые в хозяйствах района химические опасные вещества большей частью являются горючими, и, при определенных условиях, являются взрывоопасными. Так, сжиженный аммиак является горючим газом, и его пары образуют с воздухом взрывоопасные смеси. Ёмкости с хлором взрывоопасны при нагревании. Соляная кислота при воздействии с металлами выделяет легковоспламеняющийся газ.

Читайте также:  Титан автономный дыхательный аппарат

Химически опасные объекты

На территории Ипатовского муниципального района имеется 6 химически опасных объектов 3 класса опасности:

  • в южной промышленной зоне г. Ипатово располагается ОАО «Ипатовский мясоптицекомбинат», на предприятии хранится 6 тонн аммиака;
  • в северной промышленной зоне г. Ипатово расположен ОАО «Ипатовский пивзавод», используется 3,6 тонн аммиака;
  • в северной части г. Ипатово находятся хлораторная цеха головных сооружений и станций по очистке воды филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» — Ипатовский «Межрайводоканал», где используется 2,0 тонны хлора;
  • в южной части района, у с. Добровольное, находится хлораторная головных сооружений управления группового водопровода, с объемом хлора 3,4 тонны;
  • в западной части с. Тахта находятся очистные сооружения Тахтинского группового водопровода, с объемом 2,0 т хлора;
  • в южной части с. Кевсала находятся очистные сооружения Кевсалинского группового водопровода, с объемом 0,05 т. хлора.

Чрезвычайные ситуации возможны при перевозке цистерн, емкостей с химически опасными, отравляющими веществами по автомобильной дороге федерального значения А-154 «Астрахань-Элиста-Ставрополь» и автомобильным дорогам краевого и муниципального значения.

Биолого-социальные чрезвычайные ситуации

С учетом данных управления Федеральной службы Роспотебнадзора по Ставропольскому краю в районе существует риск возникновения эпидемии крымской геморрагической лихорадки. Согласно этим данным частота возникновения биолого-социальных чрезвычайных ситуаций равна 4,16*10-1.

Поселения, неблагополучные в эпидемиологическом и эпизоотическом отношении

В Ипатовском муниципальном районе фиксируются природно-очаговые заболевания туляремией, лептоспирозом, холерой, ККГЛ, сибирской язвой, птичьим гриппом.

Населенные пункты, попадающие в зону вероятной ЧС (эпидемии):

  • холера -7 (г. Ипатово, п. Винодельный, с. Кевсала, с. Большая Джалга, с. Золотаревка, п. Советское Руно, с. Добровольное).
  • ККГЛ и птичий грипп – во всех населенных пунктах Ипатовского муниципального района (37 пунктов).

В Ипатовском муниципальном районе существует опасность инфекционных заболеваний людей, сельскохозяйственных животных и домашней птицы. В летне-осенний период возможны заболевания людей чумой, холерой, вирусным гепатитом «А» и «Б», дифтерией, туберкулезом.

ПОКАЗАТЕЛИ РИСКА ТЕХНОГЕННЫХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

(при наиболее опасном сценарии развития чрезвычайных ситуаций/при наиболее вероятном сценарии развития чрезвычайных ситуаций)

№№пп Виды возможных техногенных ЧС Месторасположение и наименование объекта Вид и возможное количество опасного вещества, участвующего в реализации ЧС (тонн) Возможнаячастота реализацииЧС,-1 год Показатель приемлемого риска,-1 год. Размеры зон вероятной ЧС, км 2 Численность населения, у которого могут быть нарушены условия жизнедеятельности тыс.чел Социально-экономические последствия
Возможное число погибших.чел. Возможное число пострадавших, чел. Возможный ущерб%.
ЗАО «Ипатовский пивзавод» г. Ипатово, ул. Заречная, 34 Аммиак 3,5 т 0,5*10-2 1*10-6 1,5 1,3 2 4 15
ОАО «Ипатовский мясокомбинат» г. Ипатово, ул. Ставропольская, 2 Аммиак6 т 0,5*10-2 1*10-6 2 1,5 2 4 15
Головные очистные сооружения г. Ипатово Жидкий хлор2,0 т 0,5*10-2 1*10-6 0,5 0,5 2 4 15
Большевистский РЭУ Жидкий хлор2,0 0,5*10-2 1*10-6 0,5 0,5 2 4 15
Тахтинский РЭУ Жидкий хлор2,0 т 0,5*10-2 1*10-6 0,5 0,5 2 4 15
Кевсалинский РЭУ Жидкий хлор0,97 т 0,5*10-2 1*10-6 0,5 0,5 2 4 15
2 Чрезвычайные ситуации на радиационно опасных объектах нет
3. Чрезвычайные ситуации на биологически опасных объектах нет
4. Чрезвычайные ситуации на пожаро и взрывоопасныхобъектах ОАО «Ипатовский элеватор» г. Ипатово ул. Гагарина, 5 Зерно200 1*10-2 1*10-6 0,1 2 4 15
ООО Сельхоз-Сервис» г. Ипатово ул. Ленинградская 4а ГСМ9,1 1*10-2 1*10-6 0,1 2 4 15
АЗС № 8 г. Ипатово ул. Степная, 3 ГСМ101 1*10-2 1*10-6 0,1 2 4 15
АЗС № 215 г. Ипатово ул. Северная 36 б ГСМ105 1*10-2 1*10-6 0,1 2 4 15
АЗС №3г. Ипатово ул. Гагарина ГСМ170 1*10-2 1*10-6 0,1 1 2 10
Югнефтепродуктг. Ипатово, ул. Полевая,2 ГСМ90 1*10-2 1*10-6 0,1 1 2 10
«Тонус» г. Ипатово, ул. Шевченко, 102 ГСМ125 1*10-2 1*10-6 0,1 1 2 10
АЗС № 180п. Красочный ГСМ33 1*10-2 1*10-6 0,1 1 2 10
АЗС № 138п. Большая Джалга ГСМ30 1*10-2 1*10-6 0,1 1 2 10
АЗС № 138с. Октябрьское ГСМ30 1*10-2 1*10-6 0,1 1 2 10
АЗС №225с. Тахта ГСМ30 1*10-2 1*10-6 0,1 1 2 10
АЗС № 224с. Тахта ГСМ30 1*10-2 1*10-6 0,1 1 2 10
АЗС № 122с. Большевик ГСМ32 1*10-2 1*10-6 0,1 1 2 10
КЗС № 197с. Золотаревка ГСМ30 1*10-2 1*10-6 0,1 1 2 10
ФГУ ДЭП № 169 ГСМ35 1*10-2 1*10-6 0,1 1 2 10
АГНКСг. Ипатово ул. Северная Газ 1*10-2 1*10-6 0,1 1 2 10
АГНКС въезд с северной части в г. Ипатово Газ 1*10-2 1*10-6 0,1 1 2 10
АГНКС рядом с АЗС 180п. Красочный Газ 1*10-2 1*10-6 0,1 1 2 10
5. Чрезвычайные ситуации на электроэнергетических системах и системах связи Ставропольские электрические сети ОАО «Ставропольэнерго» г. Ипатово ул. Октябрьская 67 а 1*10-2 1*10-6 0,1 1 2 10
ФГУП сетевое обособленное подразделение «Электросеть» г. Ипатово ул. Чапаева 36 1*10-2 1*10-6 0,1 1 2 10
Бытовое обособленное подразделение «Энергосбыт» ул. Чапаева 1*10-2 1*10-6 0,1 1 2 10
6. Чрезвычайные ситуации на коммунальных системах жизнеобеспечения МУП ЖКХ г. Ипатово ул. Голубовского 123 1*10-2 1*10-6 0,1 1 2 10
7. Чрезвычайные ситуации на гидротехнических сооружениях
8. Чрезвычайные ситуации на транспорте АВП «Ипатовское» ЗАО «Каспийский трубопроводный Консорциум-Р» Нефтепровод С. Руно-Ипатово-Золотаревка 90 км 1*10-2 1*10-6 0,1 1 2 10
УДТГ ООО «Кавказтрансгаз»с. Кевсала ТрубопроводКевсала-Дивное 60 км 1*10-2 1*10-6 0,1 1 2 10

Причины риска возникновения техногенных чрезвычайных ситуаций:

На химически опасных объектах

  • износ основных производственных фондов потенциально опасных объектов;
  • выброс, утечки, горение или дымление химически опасных веществ;
  • отсутствие или недостаточность средств, выделяемых на амортизационные расходы.
  • непрофессионализм обслуживающего персонала, неумение принимать оптимальные решения в сложной обстановке и в условиях дефицита времени;
  • несоблюдение техники безопасности.

На пожаровзрывоопасных объектах

  • сильная изношенность труб газопроводов;
  • несоблюдение техники безопасности;
  • непрофессионализм обслуживающего персонала, неумение принимать оптимальные решения в сложной обстановке и в условиях дефицита времени.

На транспорте

  • аварии автобусов, грузового и личного транспорта;
  • несоблюдение техники безопасности при перевозке горючих и взрывоопасных веществ.

1 В соответствии с высоким вариантом прогноза статистического бюллетеня «Предположительная численность населения Российской Федерации до 2030 года», ФСГС, Москва, 2009

2 Раздел выполнен в условиях крайне ограниченной и противоречивой информации

Источник: http://textarchive.ru/c-1888808-p29.html

Чс на потенциально-опасных объектах

Основными источниками техногенных ЧС являются потенциально опасные объекты (ПОО). К ПОО относятся объекты, на которых используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаро-взрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающую реальную угрозу возникновения источника ЧС.

Наиболее полной и приемлемой классификацией потенциально опасных объектов является их классификация с делением на семь групп по признаку характера чрезвычайных ситуаций, которые могут на них возникнуть.

К первой группе относятся транспортные системы — железнодорожные, автотранспортные, авиационные, морские, речные, транспортные космические и трубопроводные, аварии на которых чреваты, прежде всего, разрушением транспортных средств, сопровождаемым человеческими жертвами и материальным ущербом.

Ко второй группе относятся пожаро- взрывоопасные объекты, на которых производятся, хранятся, транспортируются взрывоопасные вещества и вещества, способные при определенных условиях к возгоранию или взрыву.

Третья группа состоит из химически опасных объектов, аварии на которых могут

сопровождаться выбросом аварийно химически опасных веществ.

Четвертая группа состоит из радиационно-опасных объектов, аварии на которых могут вызвать утечку (выброс) радиоактивных веществ.

К пятой группе относятся биологически опасные объекты, несущие потенциальную угрозу утечки биологически опасных веществ.

Шестая группа включает гидродинамически опасные объекты, на которых при разрушении гидротехнических сооружений возможно образование волн прорыва и затопление обширных территорий.

К седьмой группе относятся объекты инфраструктуры по обеспечению жизнедеятельности хозяйственных объектов и жизнеобеспечению населения, аварии на которых могут парализовать хозяйственную деятельность, осложнить условия жизни населения и вызвать различного рода экологические загрязнения.

РОО (радиационно опасные объекты)
Гидротехнические сооружения
ХОО (химически опасные объекты)
Пожаро- и взрывоопасные объекты
Объекты коммунального хозяйства
БОО (биологически опасные объекты) ообъекты)

В зависимости от масштаба, чрезвычайные происшествия (ЧП) делятся на аварии, при которых наблюдаются разрушения технических систем, сооружений, транспортных средств, но нет человеческих жертв, и катастрофы, при которых наблюдается не только разрушение материальных ценностей, но и гибель людей.

Независимо от происхождения катастроф, для характеристики их последствий применяются критерии:

число погибших во время катастрофы;

число раненных (погибших от ран, ставших инвалидами);

индивидуальное и общественное потрясение;

отдаленные физические и психические последствия;

экономические последствия;

материальный ущерб.

Анализ ЧС показывает, что независимо от производства, в подавляющем большинстве случаев они имеют одинаковые стадии развития.

На первой из них аварии обычно предшествует возникновение или накопление дефектов в оборудовании, или отклонений от нормального ведения процесса, которые сами по себе не представляют угрозы, но создают для этого предпосылки. Поэтому еще возможно предотвращение аварии.

На второй стадии происходит какое-либо инициирующее событие, обычно неожиданное. Как правило, в этот период у операторов обычно не бывает ни времени, ни средств для эффективных действий.

Собственно авария происходит на третьей стадии, как следствие двух предыдущих.

Основные причины аварий:

просчеты при проектировании и недостаточный уровень безопасности современных зданий;

некачественное строительство или отступление от проекта;

непродуманное размещение производства;

нарушение требований технологического процесса из-за недостаточной подготовки или недисциплинированности и халатности персонала.

Важно

В зависимости от вида производства, аварии и катастрофы на промышленных объектах и транспорте могут сопровождаться взрывами, выходом ОХВ, выбросом радиоактивных веществ, возникновением пожаров и т.п.

Аварии и техногенные катастрофы, происходящие на техногенных объектах перечисленных групп, могут иметь последствия различных масштабов.

Некоторые характеристики этих масштабов, содержащиеся в научно — исследовательских отчетах по работам, выполненным в рамках направления «Безопасность населения и народнохозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф» Федеральной целевой научно-технической программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники гражданского назначения» представлены в таблице.

Читайте также:  Инженерная машина разграждения (имр)

Данные, приведенные выше, свидетельствуют о достаточно высокой частоте аварий и даже техногенных катастроф, значительности наносимых ими экономических ущербов и больших потерях среди населения — санитарных и безвозвратных. Они могут служить приближенными ориентирами при планировании необходимых ресурсов для противодействия чрезвычайным ситуациям.

Приведенные понятия из области аварий и техногенных катастроф лежат в основе их упрощенной классификации по типам и видам. Она является наиболее обобщающей и опирается на сущность и характер базовых явлений и процессов, имеющих место при техногенных чрезвычайных событиях.

Классификация чрезвычайных событий техногенного характера

Типы чрезвычайных событий Виды чрезвычайных событий
Транспортные аварии (катастрофы) Аварии грузовых, железнодорожных поездов. Аварии пассажирских поездов, поездов метрополитена. Аварии (катастрофы) на автомобильных дорогах (крупные автодорожные катастрофы). Аварии транспорта на мостах, в туннелях и железнодорожных переездах. Аварии на магистральных трубопроводах. Аварии грузовых судов (на море и реках). Аварии (катастрофы) пассажирских судов (на море и реках). Аварии (катастрофы) подводных судов. Авиационные катастрофы в аэропортах и населенных пунктах. Авиационные катастрофы вне аэропортов и населенных пунктов. Наземные аварии (катастрофы) ракетных космических комплексов. Орбитальные аварии космических аппаратов
Пожары, взрывы, угроза взрывов Пожары (взрывы) в зданиях, на коммуникациях и технологическом оборудовании промышленных объектов. Пожары (взрывы) на объектах добычи, переработки и хранения легковоспламеняющихся, горючих и взрывчатых веществ Пожары (взрывы) на транспорте. Пожары (взрывы) в шахтах, подземных и горных выработках, метрополитенах. Пожары (взрывы) в зданиях, сооружениях жилого, социально-бытового и культурного назначения. Пожары (взрывы) на химически опасных объектах. Пожары (взрывы) на радиационно опасных объектах. Обнаружение неразорвавшихся боеприпасов. Утрата взрывчатых веществ (боеприпасов).
Аварии с выбросом (угрозой выброса) аварийно химически опасных веществ Аварии с выбросом (угрозой выброса) АХОВ при их производстве, переработке, хранении (захоронении). Аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) АХОВ. Образование и распространение АХОВ в процессе химических реакций, начавшихся в результате аварии. Аварии с химическими боеприпасами. Утрата источников АХОВ.
Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ Аварии на АЭС, атомных энергетических установках производственного и исследовательского назначения с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ. Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ на предприятиях ядерно- топливного цикла. Аварии транспортных средств и космических аппаратов с ядерными установками или грузом радиоактивных веществ на борту. Аварии при промышленных и исследовательских ядерных взрывах с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ. Аварии с ядерными боеприпасами в местах их хранения, эксплуатации или установки. Утрата радиоактивных источников.
Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ Аварии с выбросом (угрозой выброса) БОВ на предприятиях промышленности и в научно-исследовательских учреждениях (лабораториях). Аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) БОВ Утрата БОВ.
Гидродинамические аварии Прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек) с образованием волн прорыва и катастрофических затоплений. Прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек) с образованием прорывного паводка. Прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек), повлекшие смыв плодородных почв или отложение наносов на обширных территориях.
Внезапное обрушение зданий, сооружений Обрушение производственных зданий и сооружений. Обрушение зданий и сооружений жилого, социально-бытового и культурного назначения. Обрушение элементов транспортных коммуникаций.
Аварии на электроэнергетически х системах Аварии на автономных электростанциях с долговременным перерывом электроснабжения всех потребителей. Выход из строя транспортных электроконтактных сетей.
Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения Аварии на канализационных системах с массовым выбросом загрязняющих веществ. Аварии на тепловых сетях (система горячего водоснабжения) в холодное время. Аварии в системах снабжения населения питьевой водой Аварии на коммунальных газопроводах.
Аварии на промышленных очистных сооружениях Аварии на очистных сооружениях сточных вод промышленных предприятий с массовым выбросом загрязняющих веществ Аварии на очистных сооружениях промышленных газов с массовым выбросом загрязняющих веществ.

Эта классификация частично характеризует также сферу и особенности проявления этих событий, их масштаб. Рассматриваемые в данной упрощенной классификации аварии и техногенные катастрофы являются источником основных видов чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Источник: https://megaobuchalka.ru/5/7389.html

Вопрос 54. Оценка последствий ЧС. Зона ущерба потенциальной опасности и риска

Методические основы оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций

При оценке ущерба от чрезвычайных ситуаций (ЧС) крайне важно опираться на существующий нормативный аппарат анализа экономических ущербов от негативного влияния хозяйственной деятельности. Важным является целостное представление о воздействии ЧС разного типа на территориальные реципиенты и здоровье населœения.

Так любая ЧС в какой-либо степени предполагает возможность загрязнения водного и воздушного бассейнов, изъятие из пользования либо ухудшение качества сельскохозяйственных угодий и лесохозяйственных участков, воздействие на рекреационные объекты и объекты природоохранного фонда, потери стоимости базовых фондов, угрозу для жизни и потери здоровья населœения.

Совет

Социально-экономическое исследование ЧС должен должно позволить комплексно оценить экономический ущерб на базе фактических затрат.

Соответствующая методика также должна предполагать расчет экономической эффективности и обоснование крайне важно го инвестирования бюджетных и внебюджетных средств на мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, возможность оперативной оценки ущерба по упрощенной процедуре.

Для успешного практического использования любых методических разработок важно четко определить нормативную терминологию. Так согласно Постановлению Кабинœета Министров Украины № 17803/97 введены термины:

· чрезвычайная ситуация – нарушение условий жизни и деятельности людей на объекте или территории, вызванное аварией, катастрофой, стихийным бедствием, эпидемией, эпизоотией, пифототией, крупным пожаром, использованием поражающих средств, которые привели или могут привести к человеческим и материальным потерям;

· потенциально опасный объект – тот, на котором изготавливают, перерабатывают, хранят или транспортируют опасные радиоактивные, химические, пожаро- и взрывоопасные вещества и биологические препараты, гидротехнические и транспортные сооружения, транспортные средства, которые создают реальную угрозу возникновения чрезвычайной ситуации;

· материальный ущерб от ЧС – оцененные соответствующим образом потери экономических объектов в результате чрезвычайной ситуации;

· классификация ЧС – система, согласно которой чрезвычайные ситуации распределяются на классы и подклассы исходя из их характера;

· классификационный признак ЧС – техническая или другая качественная характеристика аварийной ситуации, которая позволяет считать ее чрезвычайной.

Отечественная нормативная система предполагает классификацию ЧС по:

а) сфере возникновения;

б) отраслевой принадлежности;

в) характеру явлений и процессов при возникновении и развитии ЧС;

г) масштабу возможных последствий;

д) масштабам сил и средств, привлеченных для ликвидации последствий ЧС;

е) сложности масштабов и важности последствий ЧС.

Первые три критерия определяют группу ЧС (критерий а), тип ЧС (критерий б), вид ЧС (критерии б, в). Критерии в – г позволяют классифицировать ЧС по масштабам территориального охвата и возможных последствий на объектные, местные, региональные, и общегосударственные.

Основой предлагаемого методического подхода является универсальный принцип оценивания ущерба от чрезвычайных ситуаций разных типов и видов через суммирование характерных локальных пофакторных и пореципиентных ущербов.

Пофакторные ущербы отражают комплексную экономическую оценку причинœенного вреда по основным факторам воздействия. К ним относятся ущербы от:

· загрязнения атмосферного воздуха (Аф);

· загрязнения поверхностных подземных вод (Вф);

· загрязнения земной поверхности и почв (Зф).

Пореципиентные ущербы отражают экономическую оценку фактического вреда, причинœенного основным реципиентам воздействия ЧС. К ним относятся ущербы от:

· потери жизни и здоровья населœения (Нр);

· уничтожения и повреждения базовых фондов, имущества, продукции (Мр);

· изъятия или ухудшения качества сельскохозяйственных угодий (Рс/г);

· потерь продуктов и объектов лесного хозяйства (Рл/г);

· потерь рыбного хозяйства (Рр/г);

· уничтожения или ухудшения качества рекреационных ресурсов (Ррек);

· потерь природно-заповедного фонда (Рпзф).

Источник: http://referatwork.ru/category/proizvodstvo/view/361231_vopros_54_ocenka_posledstviy_chs_zona_uscherba_potencial_noy_opasnosti_i_riska

Паспорт безопасности опасного объекта — расходного склада ГСМ ОАО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт», страница 3

II. ПОКАЗАТЕЛИ СТЕПЕНИ РИСКА

ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ

п/п Наименование показателя Значение показателя
1. Показатель приемлемого риска, 1/год-  для персонала;-  для населения, проживающего на близлежащей территории; 10-410-6
2. Краткая характеристика наиболее опасного сценария развития чрезвычайных ситуаций, (последовательность событий). Сценарий А1 — разрушение одного резервуара (жд-цистерны) при нахождении на площадке склада ГСМ (при максимальном наполнении) ® пролив горючей жидкости и образование паровой фазы ® испарение горючей жидкости с подстилающей поверхности ® интенсивное смешение паровой фазы с воздухом и образование облака ТВС® рассеяние облака ТВС (первичное и вторичное облака) ® воспламенение при наличии источника зажигания облака и жидкой фазы + горение пролива и облака ТВС ® воздействие ударных волн, осколков, открытого пламени и теплового излучения на людей и близлежащие объекты, начало и развитие цепной аварии типа «домино».
3. Показатели степени риска для персонала и населения при наиболее опасном сценарии развития чрезвычайных ситуаций:-частота наиболее опасного сценария развития чрезвычайных ситуаций, год-1;-количество опасного вещества, участвующего в реализации наиболее опасного сценария, тонн;-возможное количество погибших среди персонала, чел.;-возможное количество пострадавших среди персонала, чел.;-возможное количество погибших среди населения, чел.;-возможное количество пострадавших среди населения, чел.;-возможное количество населения, у которого могут быть нарушены условия жизнедеятельности с учетом воздействия вторичных факторов поражения и вредного воздействия на окружающую среду, чел.;-величина возможного ущерба, руб. Не превышают среднестатистического значения уровня профессионального риска в производственной сфере России0,9 х 10-5    на чел/год3,2 х 10-6       6,611нетнет-прямой ущерб (затраты на локализацию, социально-экономические потери, экологический ущерб) – до 500000
4. Размеры зон действия поражающих факторов при наиболее опасном сценарии развития чрезвычайной ситуации:-площадь зон действия поражающих факторов при реализации наиболее опасного сценария развития чрезвычайной ситуации, м2 ;-количество разрушенных или поврежденных зданий, сооружений или технологического оборудования в зонах действия поражающих факторов при реализации наиболее опасного сценария развития чрезвычайной ситуации:»слабой»;»средней»;»сильной»;»полной» (в % от общего количества). 17000нетнет1 – 50%1 – 100%
5. Краткая характеристика наиболее вероятного сценария развития чрезвычайной ситуации, (последовательность событий) Сценарий А2 – разрушение сливо-наливного рукава, арматуры, фланцевых соединений, в зависимости от места утечки выброс жидкой фазы ® нагрев жидкости и образование из нее паровой фазы ® интенсивное смешение паров с воздухом ® рассеяние паров в воздухе® воспламенение при наличии источника зажигания облака ТВС ® горение струйного факела (парового или жидкофазного) ® воздействие открытого пламени и теплового излучения на близлежащие объекты и людей.
6. Показатели степени риска для персонала и населения при наиболее вероятном сценарии развития чрезвычайной ситуации:-частота наиболее вероятного сценария развития чрезвычайных ситуаций, год-1-количество опасного вещества, участвующего в реализации наиболее вероятного сценария, тонн.-возможное количество погибших среди персонала, чел.-возможное количество пострадавших среди персонала, чел.-возможное количество погибших среди населения, чел.-возможное количество пострадавших среди населения, чел.-возможное количество населения, у которого могут быть нарушены условия жизнедеятельности с учетом воздействия вторичных факторов поражения и вредного воздействия на окружающую среду, чел.-величина возможного ущерба, руб. 0,9 х 10-5   6,6  (60)11нетнетнетдо 100000
7. Размеры зон действия поражающих факторов при реализации наиболее вероятного сценария развития чрезвычайной ситуации:-площадь зон действия поражающих факторов при реализации наиболее вероятного сценария развития чрезвычайной ситуации, м2-количество разрушенных или поврежденных зданий, сооружений или технологического оборудования в зонах действия поражающих факторов при реализации наиболее вероятного сценария развития чрезвычайной ситуации, (отдельно по «слабой», «средней», «сильной», «полной» в % от общего количества) 8825«слабой» — нет«средней» — нет«сильной»  до 1 – 50%«полной» до 1 – 50%
8. Индивидуальный риск для персонала объекта, 1/ год 1,6 х 10-5  1/год
9. Индивидуальный риск для населения на прилегающей территории, 1/год  0,3 х 10-7   1/год
10. Коллективный риск (математическое ожидание потерь) – ожидаемое количество гибели людей (персонала и населения) в результате возможныхаварий /ЧС/ за определенное время (год), чел/год 3,2 х 10-6 1/годколичество смертельно-пораженных не превысит 1 чел.,  количество санитарно пораженных не превысит    1-2 чел./год
Читайте также:  Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера тема 1

Полный список ВУЗов

Уважаемый посетитель!

Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).

Ссылка на скачивание — внизу страницы.

Источник: https://vunivere.ru/work34618/page3

Обеспечение безопасности при осуществлении потенциально опасных видов деятельности и при чрезвычайных ситуациях

Поиск Лекций

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Филиал в г. Дедовск Московской области

Кафедра социальной экологии и информационного права

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

Кандидат географических наук, доцент

В.Ш. Хетагурова «__» января 2016 года

Кандидат военных наук, доцент

Ваулин Николай Юрьевич

УПРАВЛЕНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Лекция № 3 тсэр по дисциплине «Техногенные системы и экологический риск» для студентов, обучающихся по специальности № 022000.62«Экология и природопользование» (бакалавр)

Дедовск

Г

Первый учебный вопрос

«Основные принципы обеспечения экологической безопасности»

Одной их функций государства является обеспечение безопасности жизнедеятельности людей и организаций. Право человека на жизнь и здоровье охраняется законом, поэтому обязанности по реализации данного права возлагаются на государство.

Принципы обеспечения безопасности:

1) законность;

2) соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства по обеспечению экологической безопасности;

Обратите внимание

3) взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности;

4) интеграция с международными системами безопасности.

Государственная стратегия снижения рисков и смягчения последствий ЧС базируется на следующих принципах:

1) высшего приоритета человека, минимизации человеческих жертв при ЧС;

2) приоритета здоровья человека – снизить ущерб здоровью людей в ЧС;

3) повреждение окружающей среды должно быть минимальным;

4) защиты культурного наследия;

5) обоснования – меры по управлению рисками и смягчению последствий ЧС должны строиться с учетом баланса затрат по предотвращению ущерба;

6) оптимизации – выбор мер защиты должен максимизировать чистую пользу;

7) учета особенностей региона при ликвидации ЧС;

8) локального реагирования – мероприятия по снижению рисков и смягчению последствий ЧС должны проводиться на местном уровне;

9) сочетания интересов и распределения ответственности между федеральными, локальными и местными властями, государственными органами и частными предпринимателями;

10) приоритета профилактики ЧС;

11) права на выбор сознательного риска в местах повышенной опасности.

Общегосударственной проблемой в нашей стране является предупреждение ЧС природного и техногенного характера, максимальное снижение масштабов потерь.

В настоящее время стало ясным, что устойчивое развитие страны может быть достигнуто не на пути ликвидации последствий ЧС, а на принципиально другом пути – прогнозировании ЧС природного и техногенного характера и их предупреждения.

Для реализации новой стратегии необходимо создание методов и средств прогнозирования и предупреждения, и прежде всего, оценка риска , разработка превентивных мер, предупреждение и обеспечение готовности к ЧС. Вывод – дешевле предотвратить ЧС, чем ликвидировать ее последствия.

Важно

Компенсация ущерба: люди, сознательно идущие на риск (проживающие в районе крупного предприятия-загрязнителя, работники вредных производств) должны получать компенсацию от государства (льготы, пособия и т.д.). Причинение вреда окружающей среде должно быть также компенсировано (мероприятия по восстановлению лесов, очистные сооружения).

Научные основы оценки техногенный воздействий на ОС: вероятность событий, которые могут привести к неблагоприятным последствиям, является важнейшей характеристикой риска; она используется и оценивается методами статистики и теории вероятностей; при этом величину вероятности можно измерить в единицах или %.

Предельно-допустимые концентрация – такая концентрация химических элементов и их соединений в окружающей среде, которая при повседневном влиянии в течение длительного времени на организм человека не вызывает патологических изменений или заболеваний, устанавливаемых современными методами исследований в любые сроки жизни настоящего и последующего поколений.

Пороговая и беспороговая концепции. Порог дозы — безопасные уровни дозы, которые не обладают поражающим действием на облученный организм любого возраста и на потомство облученных родителей.

Беспороговая линейная концепция, как наиболее «осторожная», предполагает опасность любого, даже самого малого превышения естественного радиационного фона.

Так, одни ученые утверждают о благоприятности воздействия малых доз радиации на те или иные функции (например, наблюдалось увеличение плодовитости мышей при облучении 0,1-1,5 Гр). Соответственно, эти ученые являются сторонниками пороговой концепции: можно выявить порог вредного действия радиации.

Другие ученые занимают противоположную точку зрения и указывают на то, что любое, даже незначительное, дополнительное к фону облучение приводит к дополнительным мутациям и канцерогенезам.

Из этого ими выводится беспороговая концепция: нельзя установить какой-то порог и любое дополнительное (к фону) облучение следует признавать вредным. Определенную сложность представляет и тот факт, что люди генетически разнокачественны, и те дозы, которые для подавляющего большинства могут оказаться допороговыми, для отдельных индивидуумов могут вызвать различные эффекты.

Токсикологическое нормирование химических веществ.

В целях предупреждения неблагоприятных последствий контакта работающих с вредными химическими веществами в разных странах сложились системы предупредительных мероприятий, среди которых одним из главных является токсикологическая оценка новых веществ и композиций, включающая их предварительный отбор для последующего производства и применения, ограничение допустимых уровней воздействия на рабочих местах. В нашей стране организована многостадийная токсикологическая оценка всех используемых в промышленности химических веществ, начиная с лабораторной разработки и кончая массовым производством и применением химической продукции. ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны, мг/м3; ПДК жилой зоны; средняя смертельная доза при введении в желудок, мг/кг; средняя смертельная доза при нанесении на кожу, мг/кг.

Токсикологические показатели воды, характеризующие безвредность ее химического состава, определяются содержанием химических веществ, которое не должно превышать установленных нормативов. Наконец, при определении качества воды учитываются органолептические (воспринимаемые органами чувств) свойства: температура, прозрачность, цвет, запах, вкус, жесткость.

Второй учебный вопрос

«Приоритетные направления деятельности по обеспечению экологической безопасности РФ»

Обеспечение безопасности при осуществлении потенциально опасных видов деятельности и при чрезвычайных ситуациях

Основной задачей в этой области является обеспечение экологической безопасности потенциально опасных видов деятельности, реабилитация территорий и акваторий, пострадавших в результате техногенного воздействия на окружающую среду.

Для этого необходимо:

Совет

осуществление в приоритетном порядке учета интересов и безопасности населения при решении вопросов о потенциально опасных производствах и видах деятельности;

обеспечение радиационной и химической безопасности и снижение риска воздействия на здоровье человека и окружающую среду при проектировании, строительстве, эксплуатации и выводе из эксплуатации промышленных и энергетических объектов (в том числе ядерных установок, включая АЭС, химических, горнодобывающих предприятий и т.п.);

разработка и реализация мер по снижению и предотвращению экологического ущерба от деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, в том числе при пусках ракет любого вида;

обеспечение экологической безопасности при разоружении, в том числе уничтожении ракет и ракетного топлива, запасов и производств химического оружия, а также решение проблемы старого химического оружия;

снижение производства и использования токсичных и других особо опасных веществ, обеспечение их безопасного хранения; планомерная ликвидация накопителей токсичных отходов;

обеспечение экологической безопасности при обращении с радиоактивными веществами, радиоактивными отходами и ядерными материалами;

разработка системы чрезвычайного реагирования и системы оповещения на экологически опасных объектах;

разработка мер по предупреждению и ликвидации экологических последствий вооруженных конфликтов;

Обратите внимание

реабилитация территорий и акваторий, подвергшихся негативному влиянию хозяйственной деятельности, в том числе радиационному и химическому воздействию;

реабилитация территорий и акваторий, загрязненных в процессе функционирования объектов ракетно-космической и атомной отраслей промышленности, в том числе при производстве, испытании, хранении и уничтожении оружия массового поражения, а также в результате деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s10440t2.html

Ссылка на основную публикацию